17. Искусство барокко в Италии. Караваджо, Бернини. Барокко караваджо картины


Творчество Караваджо. Итальянская живопись 17 века

Барокко было господствующим стилем итальянского искусства 17 века, и прежде всего в архитектуре и скульптуре. Но наряду с ним существовало реалистическое направление, которое нашло наиболее полное выражение в произведениях художника Караваджо, оказавшего громадное воздействие на развитие всей реалистической живописи Европы.

Микеланджело Меризи да Караваджо (1573—1610), прозванный так по местечку в Ломбардии, откуда был родом, получил художественное образование в Милане. Биографы рисуют его человеком бурного неуживчивого характера, неистового темперамента, необычайно упорным в достижении поставленной цели. Всю жизнь сохранял он верность своим убеждениям и внутреннюю независимость. Караваджо был художником огромной творческой смелости. Прекрасно зная жизнь простого народа, Караваджо сделал его своим героем. Первые годы жизни художника в Риме, куда он прибыл около 1590 года, были суровыми. Для заработка он писал цветы и фрукты на картинах других художников, а затем стал самостоятельно создавать своеобразные жанровые сцены и натюрморты. Изображая уличных мальчишек, посетителей кабачков, корзины с фруктами, он одним из первых утвердил право на существование этих жанров. Главное в произведениях Караваджо — не повествование, но характерный типаж.

К числу таких картин относится «Юноша с лютней» (около 1595, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Перед ним на столе лежат скрипка, ноты, фрукты. С отточенным мастерством написаны все эти предметы в своей плотной округлости, вещественности, осязаемости. Светотенью пролеплено лицо и фигура, темный фон подчеркивает насыщенность выступающих вперед светлых тонов, предметность всего представленного. Караваджо утверждает превосходство непосредственного воспроизведения жизни. Болезненному изяществу еще распространенного маньеризма и патетике развивающегося барокко он противопоставляет простоту и естественность повседневного. Обобщая формы, выявляя существенное, он наделяет значительностью и монументальностью самые простые предметы. Композиции Караваджо со срезанными по пояс фигурами точно построены, в них есть строгая закономерность, целостность, замкнутость, сближающие Караваджо с мастерами Возрождения. Это придает монументальность и значительность не только его бытовым, но и религиозным сценам, таким, например, как «Неверие Фомы» (около 1603, Флоренция, Уффици; вариант — Потсдам, картинная галерея Сан-Суси).

Удивительная конкретность и материальность форм отличают заказные религиозные произведения художника, принесшие ему скандальную известность необычной жизненностью и демократизмом. Смело трактует Караваджо религиозные образы, не боясь грубости и резкости, сообщая им черты сходства с простонародьем. Он находит своих героев среди рыбаков, ремесленников, солдат — людей цельных, наделенных силой характера. Резкими контрастами светотени он усиливает мощную, почти пластическую моделировку форм, приближая фигуры к переднему плану картины, показывая их в сложных ракурсах, подчеркивает их значимость, монументальность.

Как жанровая сцена решена композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600, Рим, капелла Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези, где изображены двое юношей в модных по тем временам костюмах, с любопытством взирающих на входящего Христа. К Христу обратил взор Матфей, в то время как третий юноша, не поднимая головы, продолжает подсчитывать деньги. Яркий луч света, проникнув в открытую дверь, вырывает из мрака комнаты живые, острохарактерные фигуры. Светотеневое решение способствует не только выявлению объемов форм, но ж усиливает драматическую действенность, эмоциональность изображения.

Крепкими, полнокровными людьми предстают в произведениях Караваджо святые и великомученики: простодушный грубоватый Матфей, суровые, вдохновенные Петр и Павел. Ничего необычного нет и в их пластически-осязаемых фигурах. Большая часть композиции «Обращение Павла» (1600—1601, Рим, церковь Санта-Мария дель Пополо) занята изображением копя, под копытами которого видна озаренная ярким светом фигура распростертого молодого Павла, представленного в необычайно сложном ракурсе. Используя оптические эффекты, художник добивается монументальности и силы общего решения.

В поздних работах Караваджо усиливается драматизм мировосприятия и вместе с тем проявляется еще большее тяготение к монументализации. Единство и напряженность действия, настроения, законченность и неповторимость композиционных построений, поразительная мощь светотеневой моделировки сообщают им характер реальных сцен, полных больших чувств и мыслей. От картины к картине нарастает трагическая сила образов Караваджо. В картине «Положении во гроб» (1604, Рим, Ватиканская пинакотека) на глубоком темном фоне ярким светом выделяется тесно сплоченная группа близких Христу людей, опускающих его тело в могилу. Они грубоваты и сдержанны в своих чувствах, но движение каждого отмечено особой собранностью. И только воздетые в патетическом порыве отчаяния руки Марии оттеняют суровую скорбь остальных персонажей, составляя контраст с давящей тяжестью безжизненного тела Христа. Могильная плита, у края которой остановились несущие тело, подчеркивает статуарность, монолитность всей группы, уподобленной своеобразному монументу. Точка зрения снизу усиливает впечатление еличественности.

Огромной эмоциональности добивается художник в композиции «Успение Марии» (1605—1606, Париж, Лувр), захватывающей искренностью переживаний, которые выражены в позах, жестах, лицах скорбных учеников Христа, окруживших ложе усопшей. Все здесь подчинено выражению горестного сознания трагичности жизни, неизбежности ее конца. По существу, это образы мужественных людей из народа, наделенные глубиной восприятия, значительностью и вместе с тем непосредственностью выражения сложных душевных движений. Острота наблюдений в характеристике каждого персонажа соединяется с монументальной лаконичностью и трагическим величием.

Суровый реализм творчества Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Обращение к натуре, которую Караваджо сделал непосредственным объектом изображения в своих произведениях, и правдивость ее трактовки вызвали множество нападок на художника со стороны духовенства и официальных лиц. Вспыльчивый нрав Караваджо и постоянные столкновения с окружающими усугубляли жизненные трудности. Убив во время игры в мяч своего партнера, он был вынужден бежать из Рима. Последние годы его жизни прошли в скитаниях.

Воздействие творчества Караваджо на развитие реализма в европейском искусстве было огромным. В самой Италии нашлось много его последователей, получивших название караваджистов. Но еще значительнее было его влияние за рубежами Италии. Ни один крупный живописец того времени не прошел мимо увлечения караваджизмом, явившимся важным этапом на пути европейского реалистического искусства.

Караваджо. Картины →

История зарубежного искусства →

smallbay.ru

Караваджо - великий художник эпохи барокко

Мне не смешно, когда маляр негодныйМне пачкает Мадонну Рафаэля,Мне не смешно, когда фигляр презренныйПародией бесчестит Алигьери.Пушкин. Моцарт и Сальери

Как говорят, гениев не судят. Но кто они, эти великие люди, которые родившись однажды, прожив недолгую, но яркую жизнь, заставляют потомков спорить и говорить о них много веков спустя? Что было в них такого, что заставляет нас снова и снова возвращаться к их судьбам?

Попробуем разобраться. Об одном великом итальянском художнике, имя которого Караваджо, наш рассказ.

 

Детство и юношество Караваджо

 

Этот человек родился 29 сентября 1571 года в небольшом городке Караваджо, что близь Милана, в день святого Архангела Михаила и потому имя ему дали - Микель Анджело. У его родителей - Фермо Меризи и Лючии Аратори было пять детей, но этот факт не тревожил их, ведь Фермо служил архитектором и управляющим у знатной аристократической семьи Сфорца, а Лючия была дочерью землевладельца.

Микеланджело Меризи было всего шесть лет, когда в Милане и его окрестностях началась ужасная эпидемия чумы. Она унесла тысячи жизней, среди которых - отца и деда будущего гения. Скорбящая мать нанялась на службу гувернанткой в аристократическую семью Колонна, а ее маленький сын Микеланджело мог жить с ней, учиться и играть вместе с детьми знатного дома.

О его детстве и юношестве мало что известно. В архивах Милана были найдены документы о том, что в возрасте 13 лет Микеланджело Меризи поступил на обучение живописи к художнику Симоне Петерцано сроком на 4 года. 

Какими путями художник попал в Рим, неизвестно, но предполагается, что в Милане у него появились проблемы с полицией из-за драки. Буйная головушка еще не раз попадет под пристальное внимание недремлющего ока правопорядка.

Доподлинно известно, что с 1592 года Микеланджело живет в Риме. Папский Рим того времени насчитывает около 100.000 жителей, полным ходом идет обновление города: появляются новые улицы и дворцы, коллекционеры живописи заказывают для своих домов полотна и фрески, не жалея средств, а архитекторы возводят соборы и церкви.

Роскошь и нищета, святость и лицемерие разврата, консерватизм и новые науки - все это смешалось в гигантском “бурлящем котле” Вечного города. В обстановке тайной вседозволенности и роскоши проживает высший свет и духовенство. Во дворцах, на ночных приемах поют кастраты, (тогда это было очень модно), туда вхожи куртизанки, и вместе с тем - в почете новые учения Галилея и Джордано Бруно.

Запрещено ношение оружия, но время от времени на улицах возникают вооруженные стычки на шпагах, которые плачевно заканчиваются. Простой люд прожигает свою жизнь в трактирах, в азартных играх, но каждое воскресение все должны явится в церковь и, по возможности, покаяться в содеянном. 

В итальянской живописи того времени главенствует маньеризм и академизм, поэтому Меризи пишет свои первые маленькие полотна на бытовые темы. Бунтарский гений еще дремлет. Его работы раннего периода продаются в лавках за довольно низкую цену. Именно в этот период Микеланджело Меризи и получает имя Караваджо, по месту его происхождения. Это стало уже традицией в Риме со времен Возрождения, вспомним, Корреджо или Веронезе.

 

Начало творческого пути Караваджо

 

Никому не известный Караваджо поступает на службу в мастерскую художника Джузеппе Чезаре по прозвищу Кавальер Д’Арпино. В этот период он знакомится с юношей Марио Миннитти, который становится его близким другом, учеником и моделью для картин.

“Юноша с корзиной фруктов” (1593 -1594), Галерея Боргезе.

В 1593 году Караваджо серьезно болен римской лихорадкой. Вернувшись после продолжительной болезни из больницы, мастер пишет полотно ”Больной Вакх“ (1594), Галерея Боргезе. Он изображает себя в образе бога вина и веселья, которому он все чаще и чаще будет поклоняться. Правда, на полотне Вакх не весел…

Что произошло в мастерской Кавальер Д’Арпино - никто сказать уже не может, но известно, что живописцы остались недругами и что впоследствии этот факт послужил предметом стычки и глубокой обиды.

 

 

В эти дни скитаний, пьянства и хулиганства Караваджо попадает в тюрьму за драку и там знакомится с Джордано Бруно. Позже, в 1600 году, Бруно будет заживо сожжен инквизицией на римской окраине (ныне площадь Кампо деи Фиори), а для Караваджо это будет еще одним серьезным ударом судьбы.

Но судьбе было угодно, чтобы о нем узнали. Первым, кто выделяет мастера, стал Антиведуто Грамматика, он приглашает в свой дом бездомного художника. Так рождаются полотна ”Шулеры” и ”Гадалка” (1594), Капитолийские музеи.

 

 

Вскоре кардинал Дель Монте замечает работы живописца и приглашает Караваджо поселиться в его дворец Мадама, куда художник переезжает со своим другом Марио Меннитти. Здесь Микеланджело знакомится с Галилеем, Кампанеллой, Делла Порта и многими другими прогрессивными и известными в интеллектуальных кругах людьми.

Этот период жизни стал очень плодотворным для молодого мастера.

Он пишет картину “Музыканты”, где изображает в центре Марио Миннитти и себя рядом. Считается, что в этой картине есть эротический намек на связь между ними.

Марио Mиннитти появляется и на полотне “Мальчик, укушенный ящерицей” (1596), Лондон.

 

 

 

На полотне “Лютнист” (1596, Эрмитаж) удалось прочитать партитуру: это известный в то время мадригал Якоба Аркадельта ”Вы знаете, что я люблю Вас”.  Кому предназначено это послание?

Тогда же, в 1596 году, Караваджо пишет полотно “Корзина с фруктами”, которое считается абсолютным шедевром и является первым натюрмортом в истории итальянской живописи.

 

 

 

Проживая в доме своего покровителя кардинала Дель Монте, Караваджо создает такие полотна, как “Голова Медузы” (1597), “Куртизанка Филлида” (1597) - это полотно сгорело во время Второй мировой войны в Берлине, “Портрет Маффео Барберини” и прекрасный “Нарцисс”, (1599), Рим, Дворец Барберини.

 

 

 

Благодаря заказу Дель Монте, в 1597 году появилась на свет уникальная работа Караваджо - роспись потолка маслом по штукатурке. Она была сделана в пригородном доме кардинала, в кабинете алхимии. Новая по своему построению композиция располагает обнаженных богов Юпитера, Нептуна и Плутона прямо над головой входящего. Эта работа оказалась смелой и скандальной. Считается, что мастер писал ее с натуры, глядя на себя обнаженного в зеркало, лежащее на полу.

Полезно: полная экскурсия по работам и местам Караваджо в Риме

 

Начало славы

 

Истинную славу Караваджо принесла картина “Отдых на пути в Египет” (1597, Рим, Галерея Дория-Памфили). Она является новаторской по своему решению и исполнению. Утомленные долгой дорогой, дева Мария и Младенец спят, слушая божественную музыку, которую исполняет для них Ангел на скрипке. Святой Иосиф держит ноты, но не слышит музыки, он старается, но у бедняги ничего не выходит.

Что было главным? Караваджо демонстрирует всем, что он способен, (и еще как!) изобразить пейзаж, мягкую атмосферу покоя и блаженства, а важнее всего - состояние человека. Это был вызов с последствиями. Несмотря на рекомендации известных живописцев того времени, Караваджо было отказано в приеме в Академию Святого Луки в Риме. Возражал сам президент академии - Федерико Дзуккари, говоря: “Вместо пейзажа, Караваджо напускает черный дым...”

О Караваджо говорят все больше и чаще, он становится известен. В это время ему поступает заказ от коллекционера и очень влиятельного человека - Винченцо Джустиниани, друга кардинала Дель Монте. Мастер создает прекрасный женский образ, (первый святой женский образ) в полотне “Кающаяся Мария Магдалина” (1597), Рим, Галерея Дория-Памфили. Художник уловил тонкую, трагичную и поэтическую окраску образа.

И вот, из-под кисти мастера выходит “Юдифь, обезглавливающая Олоферна,” (1598), Рим, Дворец Барберини. В творчестве Караваджо наступает переломный момент: он должен выдержать испытание славой и побороть врага в себе - неуемную страсть, буйство и презрение.

Узнайте что происходит потом...

 

 

www.rivitalia.com

Бунтарь Караваджо — Artrue

Несколько фактов из жизни Микеланджело да Меризи. Мировозрение своенравного художника.

Мария Магдалина в экстазе

Караваджо

Микеланджело да Меризи (1571–1610), более известный как Караваджо, был столь же неистов и революционен в своем творчестве, сколь неуравновешен и неутомим в жизни. Образ жизни задиры и дуэлянта совершенно расходился с нормами поведения той эпохи. Караваджо убил своего противника на дуэли, и ему пришлось бежать из Рима — культурной столицы Италии и колыбели барочной живописи. Спасаясь от меча правосудия, художнику пришлось скрываться в Неаполе, на Мальте и Сицилии.

Распятие апостола Петра

Необыкновенные натюрморты с цветами и фруктами, портреты детей, прорицателей и музыкантов, выполненные по заказам влиятельных особ, наконец, крупноформатные алтарные картины, изображающие сцены из жизни Христа, Богоматери и снятых, — все произведения Караваджо расходятся с современными на тот момент живописными нормами и идеалами красоты. В произведениях Караваджо отражено самобытное понимание реализма. Существовавшая со времени Возрождения градация жанров, разделяющая их на «высокие» (изображающие святых и небожителей) и «низкие» (отражающие жизнь простых людей), не играла для него никакой роли. Художник точно и достоверно передавал детали обстановки и индивидуальные особенности людей как в возвышенных творениях на религиозные темы так и в простых портретах.

Герои художника так же красивы или уродливы, как люди на улице. Однако в итоге взору зрителя предстает не современная жизнь Италии, а видение живописцем этой жизни, пропущенное через призму художественного восприятия и реализованное в мастерской живописца. Это достигается различными художественными средствами, прежде всего приемами освещения, которые характеризуется невиданным по резкости контрастом световых плоскостей с темными участками полотна, и проявляется практически во всех произведениях художника. В колорите преобладают чистые оттенки коричневого. Натурализм Караваджо был новаторским явлением, и очень немногие современники художника смогли его воспринять. Но несмотря на критику в его адрес, знатные жители Рима делали Караваджо крупные заказы.

Жертвоприношение Авраама

Микеланджело да Меризи иной раз позволял почти недопустимые вольности. На Тридентском соборе (1563) отразившем противостояние католицизма Реформации, в числе прочих был принят специальный «Живописный эдикт», суть которого сводилась к следующему: следуя духу Контрреформации, римские теологи запретили придавать ликам святых на иконах и картинах черты обычных людей. Непослушание грозило художникам строгим наказанием. Но Караваджо не только наделял образы святых индивидуальными чертами, но посмел изобразить в облике Девы Марии свою возлюбленную. Католическая церковь трактовала подход художника как вызов христианской морали. Но художник оставался верен своему видению религиозной картины мира, своему пониманию истинной веры.

artrue.ru

итальянский художник, представитель итальянского барокко.

Караваджо Микеланджело Меризи (Michelangelo Merisi da Caravaggio ) (наст. фам. Меризи — Merisi) (1573—1610) — родился в 1571 году. Этот художник — основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века. Его картины отличало повышенное чувство материальности, эмоционального напряжения, лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка.

Картины Караваджо настолько не соответствовали канонам того времени, что их нередко прятали от публики. Они были настолько реалистичны, что на выставках их показывали в последнюю очередь, чтобы люди успели посмотреть другие полотна. Картины завешивали сукном и открывали только в самом конце выставки.

Караваджо учился в Милане (1584—88) у С. Петерцано. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606. А в  1606 году, он стал участником драки. Сам Микеланджело был ранен, двое других мужчин погибли. Тогда его обвинили в убийстве. Дело в том, что Караваджо любили и почитали главным образом простолюдины, а вот сильным мира сего работы художника совсем не нравились. Его героем были отнюдь не богачи, а люди из уличной толпы, поэтому художнику приходилось в прямом смысле слова отбиваться от обидчиков.

После потасовки в 1606 году художник бежал из Рима. Он был в Неаполе, на Мальте, где даже получил рыцарский орден за портрет гроссмейстера ордена. Однако потом угодил за решетку, оскорбив представителя ордена. Сбежав из тюрьмы, он хотел вернутся в Рим, но по дороге его ограбили. Художник уже готов был пройти сотни верст пешим ходом, но Караваджо умер от приступа малярии 18 июля 1610 года в больнице городка Порто д'Эрколе, хотя некоторые источники говорят о смерти при невыясненных обстоятельствах.

Корзина с фруктами. Караваджо

Лютнист. Караваджо

Музыканты. Караваджо

Обезглавливание святого Иоанна Баптиста. Караваджо

Святой Джером. Караваджо

Описание картин Караваджо

 

Бичевание Христа

Больной Вакх.

Иоанн Креститель.

Лютнист.

Недоверчивость святого Фомы.

Обращение Савла.

Поклонение пастухов.

Положение во гроб.

Принесение в жертву Исаака.

Саломея с головой Иоанна Крестителя.

Святой Франциск

Спящий Амур.

Христос в Эммаусе.

Юдифь, убивающая Олоферна.

Юноша с корзиной фруктов.

 

Похожие записи

design-kmv.ru

Лютнист, Караваджо, картина, художник, барокко

За созданием каждой картины стоит своя уникальная история И в рубрике «Pic of the Week» Styleinsider продолжает рассказывать о самых известных шедеврах живописи. И сегодня мы расскажем о картине «Лютнист» итальянского художника-реформатора эпохи барокко Караваджо.

Дата создания

1595

Версии картины

Существует три версии картины, которые практически идентичны с небольшими различиями, вроде разного текста в тетрадях, изображённых на полотне и размеров самих работ. Считается, что наиболее удачный вариант работы находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, вторая версия хранится в Музее Метрополитен, а третья — в Бадминтон-хаус в Англии.

История создания

Полотно «Лютнист» было написано Караваджо по заказу его покровителя кардинала Франческо дель Монте, на римской вилле которого художник прожил несколько лет. Первую версию «Лютниста» позднее у дель Монте приобрёл его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. В 1808 году в Париже коллекция обедневшего семейства Джустиниани была распродана с молотка. Еще до старта торгов российский император Александр I обратился к директору Лувра Доминику Виван Денону с просьбой купить «Лютниста» для Эрмитажа.

Интересные факты

— На протяжении долгих лет считалось, что на полотне изображена девушка, а потому оно было выставлено в Эрмитаже под названием «Лютнистка». Уже в начале ХХ века искусствоведы пришли к выводу, что на картине всё-таки изображён молодой человек. Скорее всего, позировал художнику его друг Марио Миннити. О принадлежности модели к мужскому полу свидетельствуют несколько фактов. Во-первых, на картине ноты, находящиеся перед музыкантом, — это запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас», которая предназначена для мужского голоса. Во-вторых, лютня, как и скрипка у самого кромки полотна, в эпоху Караваджо считалась мужским инструментом.

— В эпоху Караваджо популярно было использовать шифры. Издавались даже специальные книги с обширными толкованиями разнообразных символов. Известно, что Караваджо использовал их в своих работах. Поэтому практически каждый предмет на полотне имеет сразу несколько значений, что даёт пространство для размышлений. На работе Караваджо перед лютнистом находятся раскрытые ноты мадригала Якоба Аркадельта, скрипка, фрукты и букет цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза, листья апельсинового дерева, инжир, слива, груши). Соответственно, каждый из этих предметов носит свой скрытый смысл. Так, например, жасмин — это символ любви и всепрощения, шиповник — один из символов тернового венца Иисуса, апельсин— символ вечной праведности Господа, а слива — символ верности.

— Одна из интерпретаций полотна связана с символическим изображением пяти чувств: цветы — обоняние, плоды — вкус, ноты — зрение, музыка — слух, а нарочитая тяжесть и трехмерность предметов на картине намекает на возможность их осязания.

Комментарии

styleinsider.com.ua

17. Искусство барокко в Италии. Караваджо, Бернини.

Новаторство Караваджо. Натурализм и тональное решение его работ. Новая типология евангельских персонажей. Насилие в картинах Караваджо. Эротизм в скульптуре Бернини. «Экстаз св. Терезы Авильской». Колоннада собора св. Петра в Риме.

Искусство Западной Европы в XVII веке

Великие географические откры­тия, начатые еще в эпоху Возрождения, за ними — колонизация Нового Света, затем победа гелиоцентрической космогонии, теории бесконечности миров должны были потрясти сознание людей, изменить их мировоззрение.

В XVII столетии человек уже понимает, что он не есть ни средоточие Вселенной, ни мера всех вещей. Разница в понимании места, роли и возможностей человека и отличает прежде всего искусство XVII столетия от Ренессанса.

Сложность и противоречивость эпохи интенсивного об­разования абсолютистских национальных государств в Европе оп­ределили характер новой культуры, которую принято в истории искусства связывать со стилем барокко, но которая не исчерпыва­ется только этим стилем. XVII столетие — это не только искусство барокко, но и классицизм, и реализм.

Мировоззрение Ренессанса строилось прежде всего на безгра­ничной вере в гармонию мира, в силу и волю человека-героя, в то, что человек — мера всех вещей. Мировоззрение XVII столетия пронизано ощущением тра­гического противоречия человека и мира, в котором он занимает совсем не главное место, а растворен в его многообразии, подчинен среде, обществу, государству. Наука и искусство, углубившись, уже не идут рука об руку; никогда не объединяются в одном лице.

Отражая сложную атмосферу времени, барокко соединило в себе, казалось бы, несоединимые элементы. Черты мистики, фан­тастичности, иррациональности, повышенной экспрессии удиви­тельно уживаются в нем с трезвостью и приземленностью, с истинно бюргерской деловитостью. В нем пре­обладает в религиозной тематике интерес к сюжетам чудес и мученичества, где смогли ярко проявиться излюбленные для этого стиля гиперболичность, аффектированность, патетика. Величавость, сдержанность, статичность искусства Ренессанса сменяются любовью к динамике. На смену ренессансному чувству меры и ясности приходит искусство, построенное на контрастах, асимметрии, искусство, тяготеющее к грандиозности, перегружен­ности декоративными мотивами.

Для барокко характерна живописная иллюзорность, желание обмануть глаз, выйти (например, в плафоне) из пространства изображенного в пространство реальное.

Парковые и дворцовые ансамбли, культовая архитектура, деко­ративная живопись и скульптура, находящиеся в тесной зависимо­сти от архитектуры, парадный, репрезентативный портрет стано­вятся основными видами искусства барокко. Натюрморт и пейзаж как самостоятельные жанры, равно как и жанр анималистический, дополняют картину развития изобразительных искусств этой эпохи.

Ни во Франции, ни в Голландии барокко не получило первенствующей роли. За исключением некоторых стран, оно за­тухает в Европе в начале XVIII в., уступая место рококо.

Основные пути развития искусства XVII в. определяют ведущие национальные школы: итальянская, испанская, фламандская, гол­ландская и французская.

studfiles.net

Портрет Караваджо

Живопись эпохи барокко Портрет итальянского художника Меризи да Караваджо написан живописцем и рисовальщиком Оттавио Леони. Микеланджело Караваджо, сын каменщика, начал свою карьеру отцовской профессией. Первоначальное художественное образование получил в Милане. Побывав в Венеции, испытал сильное влияние творчества Джорджоне. Обучался также в мастерской Чезари в Риме, где впоследствии работал и откуда в 1606 году ему пришлось бежать, точно так же как и из многих других мест, в связи с преследованием полиции из-за разного рода потасовок и столкновений, в которые Караваджо попадал по причине своего необузданного нрава и которые очень часто кончались смертью его противников.

В конце концов получив от римского папы помилование и прощение грехов, Караваджо решил возвратится в вечный город, но умер вследствие болезни на пути из Неаполя в Рим. В творчестве и художественной деятельности Караваджо различают две эпохи. К первой принадлежит большинство его ранних бытовых картин: сцен народной жизни, изображений таверн с их завсегдатаями, цыган, игроков в карты и кости, солдат, сильно походящих на разбойников, и других сомнительных личностей, в кругу которых нередко приходилось вращаться художнику. Сюда, между прочим, относятся: "Гадалка" (Капитолийский музей, Рим и Лувр, Париж), "Шулеры" (Музей, Кимбелла), "Девушка, играющая на лютне" (Галерея Альбертина, Вена), "Лютнист" (Эрмитаж, Санкт-Петербург), а также "Отдых на пути в египетские земли" (Галерея Дориа Памфили, Рим).

Произведения этой эпохи отличаются тонкой наблюдательностью, живостью реализма и прекрасным, светлым, золотистым колоритом, близким к колориту венецианцев. Со времени пребывания Караваджо в Риме замечается поворот в его манере ко второму стилю, поражающему резкостью света и густотою теней; недостатки этой манеры несколько искупаются энергией выражения и своеобразной силой колорита и светотени. К этому периоду относится большинство его больших религиозных картин, как, например, "Призвание апостола Матфея", "Мученическая смерть святого Матфея" (Капелла Котарелли, собор Сан Луиджи ди Франчези, Рим), "Обращение апостола Павла", "Распятие святого Петра" (Капелла Кераси, церковь Санта Мария дель Пополо, Рим), "Успение Богородицы" (Лувр, Париж), "Христос в Еммаусе" (Национальная галерея, Лондон), "Положение во гроб" (Ватиканская пинакотека, Рим), "Коронование Христа терновым венцом" (Музей истории искусства, Вена), "Мученичество апостола Петра" (Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Портреты, вышедшие из-под кисти Караваджо, при обычных технических достоинствах страдают недостаточно тонкой передачей индивидуального характера изображенных лиц, например, "Мужской портрет" (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Значение Караваджо в искусстве заключается, главным образом, в его стремлении воспроизводить природу без прикрас, какова она есть, — в натуралистической тенденции, которой он нанес удар манерности старых итальянских мастеров его времени и объявил непримиримую войну многочисленным последователям болонской академической школы.

История искусства периода барокко. Далее →

smallbay.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта