Хижина Бабушки Мозес. Мозес анна картины
Grandma Moses (1860-1961, American) Примитивизм.
Анна Мэри Мозес
Бабушка Мозес (англ. Grandma Moses, настоящее имя Анна Мэри Мозес, урождённая Робертсон, англ. Anna Mary Moses,(1860-1961) — американская художница-любительница, одна из главных представителей американского живописного примитивизма.Большую часть жизни провела на ферме в штате Нью-Йорк, будучи женой фермера. Стала матерью пятерых детей. В зрелые годы занималась вышивкой, однако ближе к 70-летнему возрасту это стало для неё затруднительно из-за артрита. После смерти мужа в 1927 г. Анна Мозес стала рисовать.
В 1938 г. нью-йоркский коллекционер Луис Калдор заметил рисунок Анны Мозес, выставленный в окне аптеки, в городке Хузик-Фоллс (англ. Hoosick Falls) ), где она жила. В течение года рисунки Мозес начали появляться в нью-йоркской галерее Сент-Этьен и привлекли к себе широкое внимание коллекционеров и любителей живописи. В течение 1940-х гг. выставки Мозес прошли во многих европейских странах и в Японии. В 1941 г. она получила государственную премию штата Нью-Йорк, в 1949 г. президент США Гарри Трумэн лично вручил ей премию Национального Американского женского пресс-клуба. В 1952 г. была издана её автобиография. В 1960г., к столетию Бабушки Мозес, её фотография, была помещена на обложке журнала «Лайф».Публику поражали не столько картины, сколько сама Бабушка Мозес, как прозвали её журналисты. Она впервые взялась за кисть в том возрасте, когда большинство людей уже не ждут никаких подарков судьбы, а тихо доживают свой век. Начинающей художнице было 76 лет. Почти ничего, кроме фермы, она в жизни не видела. Она появилась на свет на окраине штата Нью-Йорк, в графстве Вашингтон. И по сей день отнюдь не центр цивилизации, в 1860 году это была и вовсе глухая деревня.
Анна Мари считала своё детство счастливым, хотя семья её родителей, фермеров Робертсонов, достатком избалована не была. Девочка успела получить лишь самое простое образование: научилась читать-писать, да и только. Двенадцати лет от роду она пошла в прислуги к более удачливым соседям.Зарабатывая на кусок хлеба, Анна Мари чуть было не упустила своего счастья, и вышла замуж только в 27 лет. Томас Салмон Мозес был таким же наёмным рабочим, то есть без гроша за душой. Но в медовый месяц молодые всё же отправились в путешествие. Если, конечно, так можно назвать поиски места, где больше платят...В родные края Мозесы вернулись только через восемнадцать лет – столько потребовалось, чтобы скопить денег на покупку своей земли. И в 1905 году Мозесы обосновались на собственной ферме неподалеку от городка Орлиный Мост. У Анны Мари и Томаса было к тому времени пять детей (ещё пятеро умерли, недотянув и до года).
Когда в 1927 году Томас Мозес умер из-за сердечного приступа, делами семейной фермы занялся младший из сыновей. А старая миссис Мозес вдруг оказалась не у дел. Свободного времени стало слишком много. Мозес занялась вышиванием, но ещё несколько лет спустя артрит превратил рукоделие в пытку. И тогда дочь предложила матери рисовать...Это было весьма удачное время: в конце 30-х годов в Америке вспыхнул интерес к художникам-самоучкам "из глубинки". К ним были благосклонны выставочные залы, в первую очередь недавно открытый нью-йоркский Музей современного искусства. Появились и частные коллекционеры "народного" творчества...Живопись Бабушки Мозес изображает сельские пейзажи и бытовые сценки, зачастую они многофигурны и напоминают детские рисунки. Бабушка Мозес предпочитала зимние виды, летние писала реже. В 1938 году инженера Луиса Калдора занесло в провинциальный городишко Хусик Фоллс, где он наткнулся на картины Анны Мари, пылившиеся в витрине местной аптеки. Калдор был настолько очарован, что отыскал автора и приобрёл у неё несколько работ.Год спустя судьба свела энтузиаста с владельцем новой нью-йоркской "Galerie St. Etienne" Отто Каллиром. В отличие от восторженного Калдора, тот был в артбизнесе профессионалом. В октябре 1940 года в "Galerie St. Etienne" открылась персональная выставка Анны Мари Мозес – "Что рисует жена фермера".
Вторая мировая плавно перетекла в холодную войну. Америка как никогда нуждалась в собственном искусстве как элементе пропаганды. И Бабушка Мозес невольно оказалась "на передовой". Она стала одной из главных участниц передвижных выставок, которые Информационная служба США организовывала в разорённой войной Европе...
К началу ХХ1 века имя Мозес было забыто. И юбилейная выставка, организованная наследниками Отто Каллира, нынешними владельцами "Galerie St. Etienne", стала неожиданным и приятным открытием для новых поколений критиков и зрителей.Вокруг её имени критики ломали копья, а она тихо жила в своей провинции. Здоровье не позволяло ей трудиться на ферме – разве что кормить кур. И рисование стало её работой. За четверть века (Бабушка Мозес умерла, когда ей шёл 101 год) ею было создано больше 1600 картин, рисунков, иллюстраций.
Бабушку Мозес мало заботило мнение художественного мира. Признание со стороны прессы и политиков скорее утомляло, чем радовало. Мозес доставляло удовольствие, что она приносит кому-то радость.Она была счастлива: "Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу, и я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
61.
62.
63.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
ehdu.livejournal.com
Хижина Бабушки Мозес
Она была слишом стара, чтобы работать на ферме, и поэтому вошла в историю искусства.
Её дни рождения отмечались на обложках журналов "Тайм" и "Лайф", а столетие и вовсе стало праздником целого штата Нью-Йорк: губернатор Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября 1960 года "днём Бабушки Мозес". Президент Трумэн лично приглашал её в гости в Белый дом. Администрация Эйзенхауэра заказала ей картину в подарок президенту на третью годовщину инаугурации...
Даже такой гений самопиара, как Энди Уорхол, не смог в своё время похвастаться подобным вниманием публики. Она же без малейших на то усилий стала самым знаменитым американским художником ХХ века.
Один критик сказал об Анне Мари Мозес: "Привлекательность её картин в том, что в них изображён тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет". Её деревенские пасторали, сценки из быта американских фермеров прелестны и, безусловно, заслуживают место в истории искусства. Но сама по себе наивная живопись нигде и никогда не пользовалась бешеной популярностью.
Публику поражали не столько картины, сколько сама Бабушка Мозес, как прозвали её журналисты. Она впервые взялась за кисть в том возрасте, когда большинство людей уже не ждут никаких подарков судьбы, а тихо доживают свой век. Начинающей художнице было 76 лет.
Почти ничего, кроме фермы, она в жизни не видела. Она появилась на свет на окраине штата Нью-Йорк, в графстве Вашингтон. И по сей день отнюдь не центр цивилизации, в 1860 году это была и вовсе глухая деревня.
Анна Мари считала своё детство счастливым, хотя семья её родителей, фермеров Робертсонов, достатком избалована не была. Девочка успела получить лишь самое простое образование: научилась читать-писать, да и только. Двенадцати лет от роду она пошла в прислуги к более удачливым соседям.
В родные края Мозесы вернулись только через восемнадцать лет – столько потребовалось, чтобы скопить денег на покупку своей земли. И в 1905 году Мозесы обосновались на собственной ферме неподалеку от городка Орлиный Мост. У Анны Мари и Томаса было к тому времени пять детей (ещё пятеро умерли, недотянув и до года).
Когда в 1927 году Томас Мозес умер из-за сердечного приступа, делами семейной фермы занялся младший из сыновей. А старая миссис Мозес вдруг оказалась не у дел. Свободного времени стало слишком много.
Отнюдь не кокетничая, она рассказывала позже в телеинтервью: "Я просто не могла сидеть в кресле-качалке". Миссис Мозес занялась вышиванием, но ещё несколько лет спустя артрит превратил рукоделие в пытку. И тогда дочь предложила матери рисовать...
Это было весьма удачное время: в конце 30-х годов в Америке вспыхнул интерес к художникам-самоучкам "из глубинки". К ним были благосклонны выставочные залы, в первую очередь недавно открытый нью-йоркский Музей современного искусства. Появились и частные коллекционеры "народного" творчества...
История умалчивает, каким ветром в 1938 году инженера Луиса Калдора занесло в провинциальный городишко Хусик Фоллс. Но что бы ни искал он в этом захолустье, а наткнулся на картины Анны Мари, пылившиеся в витрине местной аптеки. Калдор был настолько очарован, что отыскал автора и приобрёл у неё несколько работ.
Он даже умудрился протолкнуть три картины Мозес на выставку "Современные неизвестные американские живописцы" в Музее современного искусства. Правда, мероприятие было закрытое, проводилось для специалистов, а опыта общения с этой публикой Калдор не имел...
Однако год спустя судьба свела энтузиаста с владельцем новой нью-йоркской "Galerie St. Etienne" Отто Каллиром. В отличие от восторженного Калдора, тот был в артбизнесе профессионалом. Правда, в этот момент Каллир начинал с нуля: после аннексии Австрии фашистской Германией ему пришлось уносить ноги с родины. Недавный эмигрант пытался застолбить место под американским солнцем. Калдор принёс ему именно то, что надо.
В октябре 1940 года в "Galerie St. Etienne" открылась персональная выставка Анны Мари Мозес – "Что рисует жена фермера".
Вторая мировая плавно перетекла в холодную войну. Америка как никогда нуждалась в собственном искусстве как элементе пропаганды. И Бабушка Мозес невольно оказалась "на передовой". Она стала одной из главных участниц передвижных выставок, которые Информационная служба США организовывала в разорённой войной Европе...
Однако хороший приём картин Мозес в Старом Свете получил странный резонанс на родине художницы. "Европейцы любят думать, что Бабушка Мозес представляет американское искусство. Они хвалят нашу наивность и честность, но отказывают нам в возможности полноценного, искушённого художественного выражения. Бабушка Мозес – именно то, что они ожидают от нас, что они готовы нам позволить", – писала "Нью-Йорк Таймс" в 1950 году.
К этому времени в художественном мире США переменился ветер. Профессиональные живописцы слишком долго ощущали себя незаслуженно обойдёнными вниманием Музея современного искусства и иже с ним. Борьба с самоучками в конце концов увенчалась успехом профессионалов – к исходу 40-х годов интерес американского артрынка к "народному искусству" иссяк. Мозес оставалась последним бастионом, пока критики не списали её популярность на низменные вкусы публики и политические игры.
Мнение это столь прочно укоренилось, что к началу XXI века имя Мозес было забыто. И юбилейная выставка, организованная наследниками Отто Каллира, нынешними владельцами "Galerie St. Etienne", стала неожиданным и приятным открытием для новых поколений критиков и зрителей.
Вокруг её имени критики ломали копья, а она тихо жила в своей провинции. Здоровье не позволяло ей трудиться на ферме – разве что кормить кур. И рисование стало её работой. За четверть века (Бабушка Мозес умерла когда ей шёл 101 год) ею было создано больше 1600 картин, рисунков, иллюстраций.
Бабушку Мозес мало заботило мнение художественного мира. Признание со стороны прессы и политиков скорее утомляло, чем радовало, – приходилось временами покидать родные места и ехать в какой-нибудь грязный, многолюдный Нью-Йорк. Её не беспокоило, что на её имени делаются немалые деньги: работы художницы тиражировались в миллионах открыток, марок, плакатов... Бабушке Мозес доставляло удовольствие, что она приносит кому-то радость.
Она была счастлива: "Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу, и я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет".
Станислав Артемов, "Алфавит"
www.pravda.ru
Американка доказала, что в 76 лет жизнь только начинается |
Американской художнице Анне Мари Мозес (Anna Mary Robertson Moses) удалось совершить нечто выдающееся, что может быть расценено выше любых достижений в любом виде человеческой деятельности. Она сумела разбогатеть на том, чем занялась в 76 лет!
Таким образом, сам факт существования Анны Мозес или, как её называют, «Бабушки Мозес» даёт надежду миллионам людей, которые дожили до пенсионного возраста, но так и не сумели заработать денег или творчески реализоваться. Оказывается, шансы есть! Просто нужно никогда не сдаваться и верить в удачу.
А ведь ничто не предвещало подобного поворота судьбы. Анна Мари родилась в 1860 году в семье фермеров. Получила лишь начальное образование и с 12-ти лет пошла работать служанкой в своём же посёлке.
С детства любила рисовать, но если бы ей кто-то сказал тогда, что она доживёт до сотого Дня рождения и этот день губернатор штата Нью-Йорк объявит праздником «Днём бабушки Мозес», что её назовут самым известным американским художником XX века, её дни рождения будут отмечаться на обложках журналов «Тайм» и «Лайф», что она станет богачкой и будет лично общаться с президентами…
У Анна Мари, правда, с самого начала всё пошло с опозданием. Она и замуж вышла в возрасте, считавшемся в то время возрастом старой девы — 27 лет, и собственный участок земли они с мужем сумели купить только когда ей было уже 45…
В 1927 году после смерти Томаса Салмона Мозеса делами его фермы занялся младший сын, а его 67-летней вдове Анне Мари пришлось коротать время за вышиванием и рисованием. Казалось бы это и всё о жизни, но судьбе было угодно сыграть иначе. По достижению 76-ти лет Анне Мари пришлось проститься с вышиванием по причине артрита. Теперь ей осталось только рисовать.
Ранее мы писали: Как долго оставаться здоровым после выхода на пенсию
Успех пришёл в 78 лет, когда в 1938 году инженер Луис Калдор, оказавшийся в провинциальном городке Хусик Фоллс, увидел пару рисунков Анны Мозес в витрине местной аптеки. Калдор нашёл автора, купил у неё несколько картин и три из них сумел пристроить на выставку «Современные неизвестные американские живописцы» в Музее современного искусства.
А в это время в США как раз случилась мода на наив. А наив, это такое дело… Как однажды сказала сама Анна Мозес: «Художник-примитивист – это любитель, чьи картины хорошо продаются.»
Ранее мы писали: В Сумах открылась выставка картин о советской идилии
Ушла из жизни Анна Мари Мозес 13 декабря 1961 года в возрасте 101 года и в зените славы, успев к этому времени создать более 1600 работ — картин, рисунков, иллюстраций.Подводя итоги, Бабушка Мозес сказала: «Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу, и я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет».
Смотрите много замечательных картин Анны Мари Мозеес в материале Наив: Grandma Moses
Загрузка...
Читайте ещё по теме:
В Киеве представляют живописный «Цветущий сад» Любомира Мартынюка
В Киеве покажут картины, населённые «пухнастиками»
В Киеве покажут живописный импрессионизм Андрея Фиголя
В Киеве открывается выставка современного искусства в новом арт-пространстве
У Сумах запрошують на традиційний «Бузковий блюз»
creativpodiya.com
The White Lake
Наивное искусство Бабушки Мозес
Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу. И довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её создаем сами. Так всегда было, и так всегда будет!А. М. Мозес
Солнечный свет. Изумрудно-зелёная трава, усыпанная маргаритками. Пасущиеся лошади. Кленовый сироп, и лоскутное одеяло. Деревья-великаны, касающиеся самого лазурного неба на свете, и домики с резными ставнями. Похоже на уголок души, имя которому “Детство”. Это всё – кусочки мозаики, составляющие творчество удивительной художницы, Бабушки Мозес.
Одним холодным февральским днем 1938 г., в небольшом городке Хузик-Фолс, что расположился у границы со штатом Вермонт, произошла забавная историческая случайность.
Нью-йоркский коллекционер, по совместительству – инженер, Луис Калдор, прогуливаясь, заметил в аптечной витрине прелестную картину, нарисованную местной старушкой. Луи купил ее за бесценок и поместил у себя в галерее. История на этом могла бы оборваться. Но, быть может, случайности не случайны, ведь Бабушка Мозес, автор этой картины, стала известнейшей художницей того времени.
Анна Мэри Мозес взялась за кисть в возрасте 76 лет. Живое подтверждение тому, что для воплощения мечты нет срока давности.
Как частенько бывает в жизни, не было бы счастья, да несчастье помогло. И пережив смерть супруга, женщина заболела сильнейшим артритом: вышивать больше не было сил и возможности. Дочь предложила вспомнить увлечение юности – рисование, к которому всегда лежала душа старушки. Кто бы мог подумать, что это принесёт ей популярность.
Удивительно, но уже в 1941 году Анна Мери Мозес была удостоена государственной премии штата Нью-Йорк за заслуги в искусстве, а в 1949 – 33-ий президент США, Гарри Трумен, лично вручил ей премию Национального американского женского пресс-клуба.
Ее фотография, сделанная репортером Корнеллом Каппой, была помещена на обложку журнала «Life», к столетию художницы.
Верным знаком признания таланта Мозес стала просьба администрации президента Эйзенхауэра нарисовать картину в подарок по случаю третьей годовщины инаугурации.
По словам критиков, привлекательность её картин заключается в том, что в них изображён тот образ жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет.
Последней законченной работой художницы считается “Радуга”, написанная в 1961 году. За всю свою творческую жизнь Бабушка Мозес создала порядка 1600 произведений искусства, оставив значительное наследие своей стране. Скончалась Анна Мэри Мозес 13 декабря в возрасте 101 года.
Читайте также
thewhitelake.ru