Балерины (38 фото). Балерины картина
кто и зачем изображал балет в живописи? • BALLETRISTIC
Балет – одна из самых недолговечных форм искусства. И это обстоятельство повышает её ценность. Как бы ни было сложно запечатлеть балет до появления фото- и видеотехники, попытки начались с возникновением самого танца и продолжаются по сей день. Разбираемся, кто, как и почему изображал балет с XIX века и по сегодня.
Все начиналось с литографии
Для XIX века печатная графика была не столько характерным направлением развития изобразительного искусства, сколько единственной доступной тиражной техникой. Все книги, афиши, буклеты, брошюры печатались либо в технике офорта, либо – литографии. Именно поэтому проще найти изображения многих известных балерин того времени в виде литографского оттиска, чем в любом другом формате.
Больше всего портретов у одной из первых балерин, ставших на пуанты, – знаменитой Марии Тальони. Тальони рисовали многие, в том числе и маслом на холсте, как требовала мода времени. Однако один из самых известных ее портретов – в сценическом костюме для балета “Зефир и Флора” – выполнил Альфред Эдвард Шалон в технике литографии. Он рисовал Тальони в разных сценических образах – Сильфиды, Флоры, Феи цветов и других.
Часть работ создавалась для афиш, рекламных буклетов и программок, часть, чтоб растиражировать изображение известной балерины на радость ее поклонникам. Все работы исполнялись, чтобы максимально усилить фантастичность образа. В угоду моде нарушались законы анатомии и гравитации, но тогда эти жертвы не считались значительными.
В 1845 году свет увидела литография Шалона “Pas de Quatre Grisi/Taglioni/Grahn/Cerrito”. Работа изображала четырех балерин c международной славой – Марию Тальони, Карлотту Гризи, Люсиль Гран, Фанни Черрито – и разошлась огромным тиражом. Можно сказать, что такие литографии были своего рода мерчандайзингом XIX века.Литографии с известными балеринами середины XIX века можно встретить в творческом наследии Геведона, Августа Жюля Бове, Эдуарда Блоха. Более того, до нас дошло много картин и отпечатков 30-х и 40-х годов XIX века, авторов которых установить не удалось.
Бесстрастный мастер движения
Бесспорно, Эдгар Дега – один из самых известных художников, писавших балет. Дега был фанатично влюблен в рисунок и весьма опосредовано интересовался балетом в целом и балеринами в частности. В погоне за темой в равной степени эстетичной и позволяющей использовать богатство художественных техник, Дега исследовал множество сюжетов. В период с 1871 по 1885 года, художник пишет огромную коллекцию картин о балете.
Главной темой была работа балерин на репетициях, за кулисами и на сцене. При этом мастер полностью игнорировал личности балерин, обходился без акцентов на сюжетах балетов, стирал все социальные аспекты и возможные подтексты. Его интересовала ткань, тела в движении и свет. Все остальное просто не попало в область интересов художника, который сегодня в первую очередь ассоциируется с балетом.
После Дега
Тему балета использовали в своих работах многие современники Дега. Каждый при этом освещал интересные конкретно ему детали, в присущей только ему одному манере. Жан-Луи Форен, французский художник конца XIX – начала XX века, занимался графикой, иллюстрацией и изображением сложных нравов светской жизни Франции своего времени. Балет и балерины просто не могли не войти в его “репертуар” и не занять в нем значимого места.
Форен был известным карикатуристом. Карикатура – жанр, который неизменно накладывает отпечаток на все творчество художника. Его серьезные работы были полны иронии и жестко изображали французскую действительность. Эстетическая же составляющая от этого не страдала. Картины изображали цирковые выступления, скачки, светские рауты и театральное закулисье. Последняя тема раскрывалась через многочисленные образы балетных танцовщиц.
В одном ряду с Дега и Фореном нужно поставить довольно специфического и абсолютно не эстетичного французского художника. Речь пойдет об Анри де Тулуз-Лотреке. Лотрек смотрел на блестящий французский свет сквозь призму своего незаурядного ума и приобретенной в раннем возрасте инвалидности. Неудачлив в любви, именит, умен, он ярко вспыхнул и умер, не дожив до 37 лет.
Художник не гнался за эстетикой, он искал правды, а порой – несовершенства, чтобы скрасить свои недостатки. В результате мир получил несколько образцов постимпрессионистской живописи, изображающих балерин за кулисами.
Пораженные балетом
Красота подлинная всегда останется темой для творца. Доказательством тому станут работы трех художников с блестящей карьерой, которые в определенный момент своего творчества попали в театр.
Лаура Найт – британка, личность для своего времени, мягко говоря, незаурядная. Она стала первой женщиной удостоившейся ордена Британскй империи, была военным художником во время Второй Мировой войны, работала в зале суда штатным художником на Нюрнбергском процессе и рисовала труппу Большого театра, приехавшую на гастроли в Лондон Гранд Опера.Найт рисовала актеров кино, театра, циркачей и балерин. В поле ее зрения попала труппа Дягилева во время Русских сезонов. Среди работ о балете этой художницы, можно найти портреты Карсавиной и Лопуховой, сцены закулисья, подготовки к выходу на сцену и сложные па во время представления.
Американский художник Эверетт Шинн входил в объединение “Восемь”, был авангардистом и протестовал против консервативного и закоснелого взгляда на искусство. Во время одной из поездок в Европу он начал рисовать театр. В балете он горячо ценил диалог между актерами на сцене и темным морем зрительного зала, ее окружающем.
Шинн был убежденным художником своей эпохи. Он не рисовал модных балерин или сцены из известных балетов, он рисовал веселье, фейерверк таланта актеров и тех, кто делает этот талант значимым – публику.
Третьим в списке балетоманов станет Пабло Пикассо. Известнейший мастер открыл для себя балет благодаря “Русским сезонам”. Жан Кокто и Эрик Сати, работавшие с Дягилевым, пригласили Пикассо создать с ними сценографию и эскизы костюмов для постановки балета “Парад”. Художник согласился и выполнил работу с невероятным увлечением, хотя сам балет европейская публика в итоге не приняла.
Во время подготовки балета “Парад” Пикассо познакомился со своей будущей женой, балериной Ольгой Хохловой. После женитьбы художник продолжил работать для “Русских сезонов” и его наследие естественно обогатилось картинами, изображающими балет в свойственной ему авангардной манере.
Русские художники о русском балете
Если французский двор стоит считать колыбелью классического балета, то Россия стала страной, принявшей эстафету в деле развития великого танца. Справедливо, что славянских художников рисовавших балет тоже было немало.
Список, рисовавших балет, нужно начинать с имени Валентина Серова. Серов был востребованным портретистом и входил в компанию представителей русского авангарда. Сотрудничал с Дягилевым с 1902 года. принимая участие в выставках объединения “Мир искусства”. Именно он сделал первую балетную афишу для “Русских сезонов” с Анной Павловой. Балерина изображена в полный рост в сценическом костюме для одноименной роли в балете “Сильфида”.
Также известно, что Серов нарисовал несколько эскизов карандашом с Тамары Карсавиной и Михаила Фокина, и создал занавес к балету “Шахерезада”. На этом его история с балетом заканчивается – точкой стал скандальный портрет Иды Рубинштейн, также блиставшей в первых дягилевских сезонах.
Зинаида Серебрякова, русская художница, работавшая в начале XX века, урожденная Бенуа. Бенуа были известны, как семья исключительно талантливых специалистов в сфере архитектуры и изобразительного искусства. Серебрякова была образцовой Бенуа. Она рисовала все. Сюжетная линия художницы чрезвычайно широка, а стиль неизменно элегантен.
В послереволюционные годы она получила разрешение на проход за кулисы Мариинского театра. В течение трех лет Серебрякова рисовала балерин. Вглядываясь в ее работы, сделанные в гримерных нельзя не увидеть сходство с работами Дега. Художница действительно очень любила его творчество и некоторые сюжетные линии их работ пересекаются довольно тесно. Тем не менее, есть такие работы, как портрет балерины Гейденрейх, картины, выдающие подлинные отношения Серебряковой с театральной труппой – это дружба и искренняя личная привязанность.
Александр Герасимов известен как “придворный” художник Сталина. И мотивы Герасимова относительно работы с балетом соответствуют его интересам. В жанре соцреализма он рисовал, как всегда, лучших – прославленную элиту Советского Союза. Его руке принадлежат по крайней мере две знаменитых картины – портреты в сценических костюмах балерин Ольги Лепешинской и Софьи Головкиной. Здесь использован один прием с зеркалом, который визуально увеличивает и без того большие полотна и позволяет рассмотреть своих героев со всех сторон. Обе картины хранятся в Третьяковской галерее.
Рассказать обо всех, кто рисовал балет крайне сложно, поэтому остановимся на спорной троице и назовем несколько имен, чьи работы тоже стоит посмотреть. Среди них Виктор Орешников, Евгений Устинов, Александр Яковлев, Константин Сомов, Савелий Сорин и многие другие.
Балет и современные художники
Тенденции предыдущих веков говорят о том, что балет рисовали там, где он был популярен и там, где он развивался. В конце двадцатого века и Франция, и Россия утратили свое монопольное право на “лучший” балет. По всему миру много сильных школ, трупп и танцовщиков. Возможно, поэтому стало куда больше художников, манер и картин, изображающих балет.
Если вас интересует, кто еще обращался и продолжает обращаться к балету сегодня, стоит обратить внимание на работы Стефана Пэна, Тан Юань Ву, Гуань Цзэцзуй, Роберта Кумбса, Нгуэн Тан Бина, Тадеуша Войтковского и других. Многие из них подражают мастерам прошлого и показывают самые привлекательные и оттого иллюзорные грани балета.
Пример действительно современного художника – американец Роберт Хайндел. В 80-х, на пике своей карьеры иллюстратора, он обратился к балетной живописи. Его сотрудничество с труппами Сан-Франциско, Королевского балета Великобритании и другими принесли ему прозвище “художник танца”. Он жил балетом настолько, насколько это было возможно для не танцора.
Содержание картин Хайндела – это не история и не просто эстетика движения, это рассказ о характере и усилии движения в танце. Кажется, что Хайндел пытается нарисовать ту железную волю, которая позволяет телу человека создавать балет. Его сюжеты недосказаны ровно настолько, насколько их может дополнить сознание. А выбранные ракурсы и линии словно приводят в движение все пространство полотен. Изображая реальные будни труппы, художник сумел при этом не вырезать балет из мира фантазии. А именно с ним изначально ассоциируется это искусство.
balletristic.com
Балерины (38 фото)
Балет – это таинственный и грациозный вид искусства. Балерина считается символом женственности и красоты. Великолепная осанка, грациозность в движении и точёная фигура всегда были объектом восхищения у мужчин и женщин. Однако, чтобы добиться совершенной формы, балеринам нужно много работать над собой.
Балерина с зонтом
Балерина в поле
Балерина танцует на площади
Балерина на луне
Балерина на стуле
Балерина в голубом
Красивая девочка балерина в белом
Балерина чёрный лебедь
Красивая балерина на шпагате
Балерина танцует в воде
Балерина в городе
Балерина на лугу
Девушка балерина отдыхает
Балерина среди колонн
Балерина у реки
Очень красивая молодая балерина
Балерина в прыжке
Балерина белый лебедь
Балерина в чёрном
Балерина в розовом платье
Балерина в чёрном на пляже
Девушка балерина у окна
Балерина в красивом белом платье
Парящая в воздухе балерина
Красивая балерина
Балерина в белом платье
Балерина на фоне моря
Юная балерина с медведем
Балерина в прыжке на тёмном фоне
Балерина на фоне неба
Балерина в театре
Юная балерина отдыхает
classpic.ru
БАЛЕТ, БАЛЕТ, БАЛЕТ!: ziggyibruni
Первая треть XIX века. Мария Тальони. "Баядерка".Первая треть XIX века. Мария Тальони."Дочь Фараона"
Первая треть XIX века. Мария Тальони. "Сильфида"
Эдгар Дега. Танцевальный класс. 1871
Огюст Ренуар.Танцовщица.1874
Эдгар Дега. Репетиция балета. 1875
Эдгар Дега. Прима.1878
Эдгар Дега. Перед репетицией.1880
Уиллард Лерой Меткалф. Балерины в гримерной. 1885
Эдгар Дега. Балерина и дама с веером. 1885
? В.Гюмье. Балерины. 1890 ?
Анри де Тулуз-Лотрек. Балерина, поправляющая чулки.1890
Франц фон Штук Танцовщицы. 1896
В.А.Серов. Балерина Тамара Карсавина. 1909
В.А.Серов. Портрет балерины А.П.Павловой. 1909
Пьер Каррье-Беллез. Балерина. ок 1910
Пьер Каррье-Беллез. Портрет юной балерины. ок 1910
Пьер Каррье-Беллез. Урок балета. ок 1910
Эрнст Опплер. Балерина. ок. 1915
Лора Найт. Гримерная. 1920
Лора Найт. За кулисами. 1920
Лора Найт . Финальный танец. 1920
В.А.Ватагин. Из Серии "Дункан в танце". 1920-е
М.А.Добров. Айседора Дункан. 1920-е
Н.М.Чернышев. Школа Дункан. 1924
З.Е.Серебрякова. Большие балерины. Балет "Дочь Фараона". 1922
З.Е.Серебрякова. Балерины в уборной. 1923
З.Е.Серебрякова. Снежинки. Балет "Щелкунчик". 1923
З.Е.Серебрякова. Девочки-сильфиды. Балет "Шопениада". 1924
З.Е.Серебрякова. Портрет балерины Е.Н.Гейденрейх в белом парике. 1924
З.Е.Серебрякова.Отдыхающая балерина (Портрет балерины М.С.Добролюбовой)1924
А.Е.Яковлев. Портрет балерины Анны Павловой. 1922–1924
? В балетном классе. ?
Лора Найт. Балерина.1930
К.А.Сомов. Русский балет. 1930
К.А.Сомов. Русский балет. Елисейские поля. Сильфиды. 1932
Александр Герасимов. Портрет балерины Лепешинской. 1939
Александр Герасимов. Портрет балерины Софьи Головкиной. 1947
В.Орешников. Портрет балерины Шелест. 1948
? Балерина у окна.?
Оскар Сантьяго
Нина Киннарь. 1990
Паула Рего. Танцующие страусы по "Фантазии" Уолта Диснея. Триптих. 1995
Паула Рего. Танцующие страусы по "Фантазии" Уолта Диснея. Триптих. 1995
Паула Рего. Танцующие страусы по "Фантазии" Уолта Диснея. Триптих. 1995
Ричард Янг. Неспешная подготовка
Сера Найт. Лебединое озеро
Фернандо Ботеро. Балерина у станка. 2001
Сергей Ахтиманкин. Прима. 2001
Рената Бржозовска. Юная балерина
Рената Бржозовска. Балерина
ziggyibruni.livejournal.com