Армения гора арарат Стоковые фотографии и лицензионные изображения. Арарат гора картина
Картинки армения гора арарат, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения армения гора арарат
olegbreslavtsev
4493 x 2995
Alex_Ishchenko
4368 x 2912
olegbreslavtsev
4896 x 3264
Alex_Ishchenko
4368 x 2912
ru.depositphotos.com
Гора Арарат (Большой и Малый): фото, видео, высота, где гора Арарат находится на карте. Ной и Ноев Ковчег на горе Арарат.
Легендарная гора Арарат (Agri-Dagi — гора страданий) – гордость и боль армянского народа (теперь эта святыня находится на территории Турции), овеянная легендами о Ноевом ковчеге, манящая альпинистов со всего мира. Ведь не так много гор, с которых открывается панорама на три страны сразу – Иран, Турцию и Армению.
Большой и Малый Арарат.
В сущности, гора Арарат состоит из двух гор, расположенных в 11 км друг от друга, связанных зубчатым хребтом. Большой Арарат (высота 5137 метра) – самая высокая гора Турции, Малый Арарат возвышается на 3896 метров над уровнем моря. Обе горы вулканического происхождения, однако, очень давно угасших.
Очень долгие годы Арарат была непреступной, окутанной множеством тайн и легенд. Одному из первых, кому она покорилась, был Иоганн Фридрих Паррот, немецкий учёный. 27 сентября 1829 года. Третья по счёту его попытка увенчалась успехом, в экспедиции участвовало ещё несколько человек. Первое восхождение в одиночку совершил 12 сентября 1876 года английский учёный Джеймс Брайс.
Гора Арарат на карте мира:
Извините, карта временно недоступна Извините, карта временно недоступна[/tabs]
Всему христианскому миру гора Арарат известна по ветхозаветной Книге Бытия. Согласно библейскому сказанию, именно в этом месте после Всемирного потопа причалил праведник Ной на своём ковчеге. Ещё в средневековье снаряжалось множество экспедиций для поиска этого артефакта, однако никто пока не может похвастаться этой находкой.
Ноев Ковчег на горе Арарат.
Видео про Ноев ковчег:
Существует легенда, согласно которой ковчег нельзя отыскать, он появится только перед концом света. Это предание связано с монахом Якобом, который в течение нескольких дней подряд пытался покорить гору Арарат. Но каждое утро просыпался у подножия горы. И однажды во сне к нему пришёл Ангел, передал ему кусочек от корабля и сказал, что ковчег можно будет увидеть только тогда, когда пожелает этого сам Бог.
«Сошествие Ноя с Арарат» — картина Айвазовского.
На сегодняшний день гора открыта для любого, кто пожелает совершить на неё восхождение. И ещё не один покоритель не пожалел об этом решении. Сам Джеймс Брайс, оказавшись на вершине, произнёс: “Если человек и в самом деле впервые вступил здесь на землю…более впечатляющего центра вселенной и вообразить нельзя”.
Фото: гора Арарат.
Турция, гора Арарат. Видео с восхождения: «Besteigung des Mount Ararat (5137m)«
webmandry.com
Гора Арарат Википедия
Арара́т (тур. Ağrı Dağı, арм. Արարատ и арм. Մասիս (Масис), курд. Çiyayê Agirî) — гора: самый высокий вулканический массив Армянского нагорья на востоке Турции; относится к стратовулканам. Расположен в турецком иле Ыгдыр по правому берегу среднего течения реки Аракс, в 16 километрах от границы с Ираном, в 28,5 километрах от границы с Арменией[2]. Состоит из двух слившихся основаниями конусов спящих вулканов: Большого Арарата и Малого Арарата. Вершина Большого Арарата (5165 метров над уровнем моря[3][4]) является самой высокой точкой Турции.
Строение
Расстояние между вершинами Большого и Малого Араратов составляет 11 км[5]. Вулканы разделены Сардар-Булакской седловиной. Основание обеих вершин имеет протяжённость около 130 км в окружности. Сложен кайнозойскими базальтами. Склоны пустынны, образованы выветренными лавовыми потоками. Большой Арарат от 4 250 м и выше покрыт вечными снегами. В массиве имеется около 30 ледников (самый крупный — ледник Святого Якова, длиной более 2 км).
Высота над уровнем моря вершины Большого Арарата составляет 5165 м, Малого — 3896 м[5].Примечателен тот факт, что несмотря на свою массивность и наличие вечных снегов и ледников, Араратские горы не дают начала ни одной реке.
Извержения
Вероятно, Арарат проявлял активность в третьем тысячелетии до нашей эры; под пирокластическими потоками были найдены артефакты раннего бронзового века и останки человеческих тел[6].
Последнее извержение Арарата произошло 2 июля 1840 года[7]; оно сопровождалось землетрясением. В результате землетрясения и схода лавины оказались разрушены монастырь Святого Якова и деревня Ахури, расположенные на горе; с тех пор на Арарате нет постоянных поселений[4][8].
Об этом извержении упоминает Сергей Меч в дореволюционном учебнике географии России:
Въ послѣдній разъ вулканическія силы Арарата напомнили о себѣ въ 1840 г., когда погибло нѣсколько тысячъ человѣк въ окрестныхъ городахъ и селеніяхъ отъ потоков воды и грязи, хлынувшихъ съ Арарата, и отъ предшествовавшихъ имъ ударовъ землетрясенія.[9]
Этимология названия
Название «Арарат» было дано массиву и составляющим его горам европейцами[10], и в XIX веке это название было устоявшимся среди европейских географов[11][12]. Джеймс Брайс в 1876 году отмечал в путевых заметках, что «местным народам (армянам, туркам, татарам и персам) Арарат не известен под таким названием». Согласно Брайсу, название «Арарат» ко времени написания заметок начинало распространяться среди местного населения в связи с бо́льшим использованием ими русского языка[12].
Согласно Иранике, название «Арарат» было дано горе на основе библейского предания о Ноевом ковчеге: так как Арарат является самой высокой вершиной региона, то, по мнению европейцев, Ноев ковчег должен был пристать именно к нему (см. раздел Арарат в Библии)[8]. Роберт Томсон объясняет происхождение названия горы смешением с названием провинции Айрарат[13]. В целом слово «Арарат» происходит от ассирийского названия государства и народа Урарту[14][8].
Местные названия Арарата:
- традиционное армянское название Арарата — Масис (арм. Մասիս). По мнению Новосельцева, «Масис» имеет иранское происхождение, и само по себе означает «великий, большой», в смысле высочайшая (гора), так как по-среднеперсидски «масист» — «самый большой»[15]. Армянская народная этимология, приводимая Мовсесом Хоренаци в «Истории Армении», возводит «Масис» к имени легендарного армянского царя Амасии. По мнению Джеймса Расселла, его имя в народной этимологии происходит от названия города Амасья[16].
- турецкое название Арарата — Агрыда́г или Агры-Даг (тур. Ağrı Dağı), «кривая гора»[14] или «гора боли» (от тур. Ağrı — «боль, скорбь»[15]). По мнению Джеймса Расселла, тур. Ağrı родственно тур. ağır — «тяжёлый» и является переводом среднеиранского *masi-, восходящего через староиранский к младоавестийскому mas- — «длинный, большой»[16]. Согласно изданному в 1865 году «Гeогpaфичeско-cтaтиcтичecкому cлoваpю Рoccийcкой Импepии» Арарат и Агрыдаг находящиеся в русской Армении, являются разными горами, имеющими отличную друг от друга высоту и место расположения[17].
- персидское название Арарата — Кухи-Нух (перс. کوه نوح), «гора Ноя».
- арабское название Арарата — Джабал-аль-Харет (Jabal al-Ḥāreṯ), «гора пахаря»[8].
- курдское название Арарата — «Агри» (курд. Çiyayê Agirî - переводится с курдского языка как «Огненная гора», свидетельствует о вулканическом происхождении) или второе название «Чия Гри» переводится с курдского языка как «Плачущая гора».
Восхождения на Большой Арарат
Джеймс Брайс совершил первое одиночное восхождение на Арарат 12 сентября 1876 годаПо верованиям местного населения (курдов, азербайджанцев, персов, армян и турок) даже попытка взойти на Арарат считалась делом дерзким и богопротивным[4].
Первое восхождение на Большой Арарат совершил 27 сентября (9 октября) 1829 года профессор Дерптского университета Иоганн Фридрих Паррот в рамках исследовательской экспедиции на Арарат через год после заключения Туркманчайского мирного договора, по которому вершина Арарата перешла от Персии к Российской империи. Вместе с Парротом на вершину поднялась сопровождающая его группа: переводчик и проводник Хачатур Абовян, двое солдат 41-го егерского полка — Алексей Здоровенко и Матвей Чалпанов, а также двое крестьян из села Ахури — Ованнес Айвазян и Мурад Погосян[18][19].
«Мы прошли без пауз ещё несколько холмов, и тут повеяло дыханием вершины: я прошел через очередной горб склона, и — перед моим пьяным от радости взором, без сомнения, лежал ледяной шатёр вершины Арарата. Однако было необходимо последнее напряжение сил, чтобы с помощью ступенек преодолеть ещё один ледник. И вот мы стоим на вершине Арарата — 15 часов 15 минут, 27 сентября 1829 года!»[18][20]
Панорама с вершины Арарата (360 градусов)
Восхождения в одиночку
Первое восхождение в одиночку, за 24 часа совершил Джеймс Брайс 12 сентября 1876 года. Русский топограф Андрей Пастухов поднимался на Арарат в 1893, 1894 и 1895 годах. Восхождение в одиночку на Арарат совершил А. Абелян 14 сентября 1896 года[18]. Первое зимнее восхождение в одиночку совершил бывший председатель Федерации альпинизма Турции Бозкурт Эргёр 21 февраля 1970 года[21][22].
В Библии
Йозеф Антон Кох, Пейзаж с жертвоприношением Ноя, 1803 г. На заднем плане видна гора с ковчегом на вершине.В Библии упоминаются «горы Араратские». Согласно современным представлениям, речь идёт об Урарту — местности на севере Ассирии[10] и, в другое время, государстве севернее Ассирии. Ноев ковчег, согласно Библии, сел на мель на одной из гор земли Араратской (Быт 8:4):
И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.
Согласно Библейской энциклопедии Брокгауза, ничто не указывает на то, что ковчег пристал именно к современной горе Арарат[10]. В некоторых переводах Библии на армянский в сказании о всемирном потопе ковчег Ноя остановился на горе Масис (Մասիս), то есть Арарат[23].
Есть версия, что сказание о всемирном потопе, описываемое в Библии, связано с месопотамскими преданиями. Однако в целом разные варианты сказания о всемирном потопе встречаются среди многих народов, вплоть до Австралии, островов Океании и индейских племён, что может говорить о более древнем источнике. Подробнее см. Сказания о Всемирном потопе. Согласно Новосельцеву, месопотамский миф о потопе был в ассирийский период связан с южными отрогами Армянского нагорья[15]. Иосиф Флавий в I в н. э. сообщал, ссылаясь на халдеянина Бероса, что остатки ковчега сохранились «в Армении на горе Кордуйской» — согласно Новосельцеву, в Кордиенских горах, то есть горном хребте, непосредственно примыкающем с севера к Месопотамской равнине.
По мнению Новосельцева, отождествление горы Ноя с современным Араратом, по-видимому, сложилось после V века в церковных кругах вне Армении, откуда оно попало и в эту страну[15]. Согласно Православной энциклопедии, лишь начиная с XI—XII вв. армянской, а затем и другими традициями Масис (устаревшее армянское название Арарата) стал отождествляться с местом, где пристал Ноев ковчег[24].
В развитие этой традиции европейцы дали горе название «Арарат» (см. раздел Этимология названия).
Вокруг этой традиции у местных народов сложился комплекс легенд. Арарат является священным местом для армян (см. также раздел Арарат как символ Армении). Персидская легенда называет Арарат колыбелью человечества[4]. Считалось, что деревня Ахури на склоне Арарата находится на месте, где Ной построил алтарь и посадил первый виноградник, а её название выводили из армянского «он посадил лозу»). Название города Маранд выводили из армянского «здесь находится мать» и считали местом смерти и захоронения жены Ноя. Название города Нахичевань трактовали как «он впервые сошёл» и идентифицировали с местом высадки Ноя[25][неавторитетный источник? 355 дней]. Считалось, что на вершине горы халдеи поклонялись звёздам, и трое из них последовали за Вифлеемской звездой к месту рождения Иисуса Христа[26][неавторитетный источник? 355 дней].
Святой Яков и недосягаемость вершины Арарата
С XIII века европейцам известна армянская легенда о Святом Якове (Агопе) (являющаяся адаптацией более ранней легенды о Святом Иакове Низибийском, в которой фигурирует гора Джуди[16]). Этот монах страждал подняться на вершину горы и поклониться ковчегу, который был виден в хорошую погоду. Трижды пытался он взойти на вершину, но, поднявшись на большую высоту, каждый раз засыпал, а проснувшись, он обнаруживал себя у подножия горы. После третьей попытки ему во сне явился ангел и сказал, что Бог запретил смертным восходить на священную вершину и касаться ковчега. Но в награду за стремление к святыне ангел даровал монаху кусок дерева, из которого был сделан ковчег. Святому Якову был посвящён монастырь, расположенный выше деревни Ахури (деревня и монастырь были полностью разрушены в 1840 году, см. раздел Извержения)[27].
Невозможность достичь вершины Арарата была, по словам Джеймса Брайса, «почти частью вероучения» армянской церкви[27]. Двое из сопровождавших Паррота (см. раздел Восхождения на Арарат) армян после восхождения утверждали, что поднялись на большую высоту, но не на вершину. Похожая история произошла и с другим покорителем Арарата — Абихом — в 1845 году. Группа англичан, поднимавшихся на гору в 1856 году, получили заверения от курдов и турок, что вершина недосягаема. По мнению Брайса, в 1876 году ни один человек, живущий в зоне видимости Арарата (за исключением, возможно, какого-нибудь хорошо образованного российского чиновника в Ереване), не сомневался, что после Ноя никто не ступал на вершину горы[28]. После восхождения на Арарат Брайс посетил Эчмиадзин, где был представлен управляющему им архимандриту. В ходе беседы Брайс сообщил, что взошёл на гору. Переводчик сказал архимандриту: «Этот англичанин говорит, что был на вершине Масиса». Тот с улыбкой ответил: «Нет, этого не может быть. Никто никогда там не был. Это невозможно».[29]
Геополитическое положение
Между XVI и XVIII веками район Арарата находился на границе между Османской империей и Персией. Вершина и северные склоны Большого Арарата и восточные склоны Малого Арарата контролировались Персией[8].
По условиям Туркманчайского мирного договора 1828 года, вершина Большого Арарата и его северные склоны перешли к Российской империи, а Малый Арарат стал местом, где сходились границы всех трёх империй[8]. По словам Джеймса Брайса, это не было случайностью, а являлось отражением политического значения названия горы и ассоциаций с библейской легендой. Советники Николая I настояли на включении Большого Арарата в российскую территорию, так как обладатель вершины пользовался глубоким уважением, которое все окружающие народы испытывали к ней[30].
По условиям Московского договора 1921 года, Сурмалинский уезд Эриванской губернии, на территории которого находился Большой Арарат, перешёл к Турции. В 1932 году было заключено турецко-персидское соглашение, по которому часть восточного склона Малого Арарата (5 или 6 км от вершины) была передана Турции. Таким образом, обе вершины сейчас находятся на турецкой территории[8].
В 1927—1930 гг. существовала Араратская Курдская Республика — одно из курдских государственных образований в новейшее время.
Арарат как символ Армении
Арарат считается едва ли не самым известным символом Армении[31].
Известный художник-маринист Иван Айвазовский рисовал гору Арарат не менее десяти раз. На выставке в Париже на вопрос о наличии в его творчестве армянских видов Айвазовский ответил: «Вот наша Армения» и подвёл к картине «Сошествие Ноя с Арарата»[32].
Впервые гора появилась на гербе Армении после провозглашения независимой Демократической Республики Армения в 1918 году, которая также называлась «Араратской республикой»[33]. Арарат присутствовал на эмблеме Закавказской Федерации, на гербе Армянской ССР, присутствует на современном гербе Республики Армения, будучи дополненным изображением Ноева ковчега.
Территория, на которой находится Арарат, перешла от Армянской ССР (образованной 29 ноября 1920 года) к Турции по Московскому и Карсскому договорам 1921 года. По легенде, в ответ на протест турецкого правительства против того что, на гербе Армянской ССР изображён Арарат, не являющийся частью Армении, нарком иностранных дел Чичерин ответил: «На флаге Турции изображён полумесяц, но Луна не является частью Турции»[34][35][31].
Небиблейские легенды
Григор Нарекаци (ок. 951—1003). «Книга скорбных песнопений», гл 9 : И наступает срок сказать мне честно О прегрешеньях дней моих и лет, Но в час, когда пора держать ответ, Моя душа робка и бессловесна. И если я припомню всё, что было,И воды моря превращу в чернила, И, как пергаменты, я расстелю Все склоны гор пологие и дали, И тростники на перья изрублю, То и тогда при помощи письма Я перечислю, Господи, едва ли Мои грехи, которых тьма и тьма. И если кедр ливанский в три обхвата Свалю я, сделав рычагом весов, На чаше их и тяжесть Арарата Не перетянет всех моих грехов, |
Существовало поверье, что вода из горного источника помогает вызвать птицу тетагуш, уничтожающую саранчу[26].
В армянской мифологии существует ряд мифов, в которых упоминается гора Масис (арм. Մասիս) — так раньше по армянски назывался Арарат.
По армянской легенде, гора Масис и гора Арагац были любящими сёстрами. Но однажды Масис поссорилась со своей сестрой Арагац. Помирить сестёр пыталась гора Марута, однако её попытки не увенчались успехом. После чего последняя наложила проклятие на сестёр, согласно ему Масис и Арагац должны были разлучиться навек и никогда больше друг друга не видеть[36][37].
В древнейших армянских мифах Масис (или Чёрная гора, как ещё часто именуют Арарат) — жилище змей и вишапов.
В одном из мифов, тесно соприкосновенном с историей, армянский царь Тигран, победив мидийского царя Аждахака, берёт в плен его жену Айнуш и многих мидиян. Мидияне, отождествляемые в народной этиологии с вишапидами, детьми вишапов Аждахака и Айнуш, были поселены Тиграном за восточным хребтом Масиса[38]. В другом древнеармянском эпосе «Випасанк», тесно связанном с предыдущим, у подножия Масиса живут потомки вишапов (вишапазунк, вишапиды), под предводительством главного вишапа Аргавана[38].
Согласно другому мифу, одному из его вариантов, сын царя Арташеса, Артавазд, по проклятию отца во время охоты на горе Масис, был захвачен каджами и в оковах заключён в пещеру. Две собаки беспрестанно грызут его цепи и он силится выйти и положить конец миру. Но от ударов кузнечных молотов оковы снова укрепляются. По другому варианту, некий герой Артавазд заключён злыми духами. По преданию он когда-нибудь освободится от заключения и завладеет всем миром[38]. На вершине Масиса живёт царь змей с драгоценным камнем на голове. Раз в семь лет все змеи, обитающие вокруг Масиса, являются к своему царю[23].
На денежных знаках
Арарат изображался на денежных знаках Турецкой республики и Республики Армения.
Галерея
-
Спутниковый снимок горы Арарат
-
Крупный план Малого Арарата
-
Крупный план Большого Арарата
В живописи
Факты
- В 1930 году на склонах Арарата был длительный степной пожар. От его дыма наблюдалась мгла в бассейне озера Севан[39].
См. также
Примечания
- ↑ Гора Арарат // Global Volcanism Program. — Smithsonian Institution. — Дата обращения: 22.07.2012.
- ↑ 9 октября 1829 г. Было совершено первое восхождение на Арарат — Проект «Календарь событий»
- ↑ Арарат (вулканический массив) // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ 1 2 3 4 Mount Ararat — статья из Британской энциклопедии
- ↑ 1 2 Encyclopaedia Britannica. Great Ararat.
Ararat consists of two peaks, their summits about 7 miles (11 km) apart. Great Ararat, or Büyük Ağrı Dağı, which reaches an elevation of 16,945 feet (5,165 metres) above sea level, is the highest peak in Turkey. Little Ararat, or Küçük Ağrı Dağı, rises in a smooth, steep, nearly perfect cone to 12,782 feet (3,896 metres).
- ↑ Ararat // Global Volcanism Program. — Smithsonian Institution. — Дата обращения: 01.01.2009.
- ↑ Ararat: Eruptive History — Global Volcanism Program, Национальный музей естественной истории (Вашингтон)
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Ararat — статья из Encyclopædia Iranica. X. de Planhol
- ↑ Сергѣй Мечъ. Россія. Учебникъ отечественной географіи. Двадцать седьмое изданіе. Москва, 1911. с. 172—173
- ↑ 1 2 3 Арарат — Библейская энциклопедия Брокгауза на Академике
- ↑ Friedrich Parrot, Journey to Ararat, 1846, стр. 143
- ↑ 1 2 Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876 стр. 198
- ↑ Moses of Khoren; Thomson, Robert W., History of the Armenians. — Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press (1978), примечание на стр. 91:
Ararat (by confusion with Ayrarat, the name of the province)
- ↑ 1 2 Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Свыше 5 000 единиц / Отв. ред. Р. А. Агеева. — М.: «Русские словари», 1998. — С. 42. — 503 с. — ISBN 5-89216-029-7.
- ↑ 1 2 3 4 А. П. Новосельцев, О местонахождении библейской «горы Арарат» — «Восточная Европа в древности и средневековье», М., Наука, 1978, стр. 61-66
- ↑ 1 2 3 James R. Russell, «Armeno-Iranica» в Jacques Duchesne-Guillemin, Pierre Lecoq, Acta Iranica, Volume XI — Centre International d’Etudes Indo-iraniennes, 1985, стр. 447—458. Стр. 456:
… Jabal Judi in Gordyene was associated with the Biblical legend of the Ark in early Christian times, so that it, too, was considered to have been the highest of mountains, at least in the days of the Flood45
45 See for instance P’awstos Buzand, III, 10, where the mountain is called Sararad (sar 'peak' with modern scribal error *Ararad, joined by haplology): St. Jacob of Nisibis is granted a piece of the Ark from there.
- ↑ П.Семенов. Кавказъ// Гeогpaфичeско-cтaтиcтичecкий cлoваpь Рoccийcкой Импepии. Том II. — Санкт-Петербург, 1865. — С. 400.
- ↑ 1 2 3 Ашот Левонян, Арарат: история восхождений — Mountain.RU
- ↑ Friedrich Parrot, Journey to Ararat, 1846, стр. 196
- ↑ Friedrich Parrot, Journey to Ararat, 1846, стр. 191
- ↑ Iğdır — Ağrı Dağı (тур.)
- ↑ Conquering the legendary Mount Ararat — Hürriyet Daily News, 1/15/2006
- ↑ 1 2 Масис / Арутюнян С. Б. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 122.
Оригинальный текст (рус.)
МАСИС, в армянской мифологии гора (Арарат). По одному из мифов, М. поссорилась со своей сестрой Арагац, из-за чего была с ней разлучена. В древнейших мифах М. – жилище змей и вишапов. В эпосе «Випасанк» у подножия М. живут потомки вишапов (вишапазунк, вишапиды). По некоторым вариантам, в одной из пещер М. каджи заковали в цепи Артавазда. На вершине М. находится царь змей с драгоценным камнем на голове. Раз в семь лет все змеи, обитающие вокруг М., являются к своему царю. В армянском переводе Библии в мифе о всемирном потопе ковчег Ксисутра (Ноя) остановился на горе М. С вершины М. Ксисутр спустился на землю.
- ↑ Беляев Л. А. Арарат // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. III. — С. 175—176. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0.
- ↑ Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876, стр. 208
- ↑ 1 2 Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876, стр. 209
- ↑ 1 2 Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876, стр. 206
- ↑ Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876, стр. 236—237
- ↑ Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876, стр. 293
- ↑ Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876, стр. 233
- ↑ 1 2 ВЯЧЕСЛАВ БЕЛАШ, Перемещённые символы — Журнал «Коммерсантъ Власть», № 48 (752), 10.12.2007
- ↑ Иван Айвазовский. Всемирный потоп. Описание картины. | Русские художники. Russian Artists
- ↑ The Times History of the War, 1919, vol. XXII p. 23:
Ararat, Republic Of, proclamation by Armenians, May, 1918, and recognition by Turkey. XX, 82.
- ↑ Борис Ефимов, Десять десятилетий: о том, что видел, пережил, запомнил — Вагриус, 2000
- ↑ Никита Сергеевич Хрущёв, Время, люди, власть…. — Московские новости, 1999
- ↑ Гханаланьян А. Т. Армянские предания // Изд-во АН АрмССР, 1979 г. — стр.61(355)
Оригинальный текст (рус.)
ГОРЫ МАСИС И АРАГАЦКогда-то очень давно Масис и Арагац были любящими сестрами. Но однажды между ними произошел спор — кто из них выше и красивей, кто прекрасней и стройней. Крепко заспорили сестры. На шум прибежала гора Марута и принялась мирить сестер, только куда там — те чуть не дрались, так ругались. Рассерженная Марута удалилась прокляв сестер; по проклятию этому Масис и Арагац должны были разлучиться навек и никогда больше друг друга не видеть
- ↑ 'Исалабдулаев М. А. Мифология народов Кавказа. — Махачкала: Кавказский светский институт, 2006
- ↑ 1 2 3 Арутюнян С. Б. Основные черты древнеармянской мифологии. // Պատմա-բանասիրական հանդես, № 3 . pp. 57-66. — 2006 г. ISSN 0135-0536 [1]
- ↑ Габриелян Г. К. Жемчужный Севан. М.: Мысль, 1978. 109 с. (С. 35)
Ссылки
wikiredia.ru
Священная гора Арарат - Чтоб мы так жили!
Сколько поколений свято верит: именно к горе Арарат когда-то пристал Ноев ковчег. И спасся Ной , и семейство его, и те, которых "всякой твари по паре". Все, наверное, знают об этом с самого детства. И верующие и неверующие. Верующие, потому что так уж им положено - верить, а неверующие - потому что читали о массе исследований по этому поводу и встречали в различных СМИ кучу всякого про это, и давно уже для решили, что если и не ковчег Ноя, то уж точно какой-то корабль, неведомыми путями оказался под вершиной великой горы - в её снежной шапке. Кто только об этом не писал. С чувством и расстановкой. С фактами и даже с фотографиями того самого объекта, который, и правда, очень и очень напоминает своими очертаниями огромный корабль.Арарат - вулканический массив, лежащий по правому берегу среднего течения реки Аракс (Турция, близ границы с Арменией).Состоит из двух слившихся основаниями конусов потухших вулканов: Большого Арарата (армянское название — Масис, турецкое — Бююк-Агры-даг) — высота 5165 м и Малого Арарата — высота 3925 м, разделённых Сардар-Булакской седловиной. Основание обоих Араратов имеет около 130 км в окружности. Сложен кайнозойскими базальтами. Склоны пустынны, образованы выветрелыми лавовыми потоками. Большой Арарат от 4250 м и выше покрыт вечными снегами.В массиве имеется около 30 ледников (самый крупный — ледник святого Якова, длиной более 2 км).До 1840 на Арарате стоял монастырь Св. Якова, уничтоженный в результате землетрясения.Восхождение на Большой Арарат впервые совершил Иоганн Фридрих Паррот 27 сентября 1829 года. Согласно Библии к вершине горы Арарат пристал спасшийся от всемирного потопа Ноев ковчег, а Ной, выйдя из ковчега, выбросил подпортившиеся запасы зерна и обнаружил виноградную лозу, положив тем самым начало пивоварению и виноделию.Территория, на которой находится Арарат, перешла от Армении к Турции по Карсскому договору 1921 года. В Армении Арарат считается одним из главных символов страны и изображён на её гербе.
В 1955 году француз Фернан Наварра извлек из каменной расщелины на склоне Арарата окаменевший осколок бревна. Предварительный анализ показал возраст находки - 3000 лет. Газетчики тут же раструбили об этой сенсации по всему миру. Но детальные исследования внесли в возраст дерева поправку - около полутора тысяч лет. Сообщения об этом появились в газетах шрифтом поменьше и остались практически незамеченными. В 1960 году над Араратом пролетал капитан Грегор Швингхаммер (пилот 428-го тактического летного звена, базировавшегося в Адене) и тоже видел ковчег. Турецкие военные, вроде бы, тут же организовали экспедицию. Поиски увенчались успехом. Корпус корабля почти полностью скрывался подо льдом. Тогда доступ к нему очистили с помощью динамита. Солдаты проникли в образовавшийся пролом, но внутри ничего не нашли - только горы гниющего дерева. Но доказательств опять нет - якобы потому, что турецкие власти засекретили эти материалы, охраняя правду о христианской святыни. В 1984 году уже некий Рон Вьят добрался до Арарата, нашел ковчег и отколол от борта несколько килограммов окаменевшего дерева. Реликвия была контрабандой вывезена в Нью-Йорк, где выставлялась на всеобщее обозрение........Еще в 1949 году разведывательный самолет ВВС США, возвращавшийся на турецкую авиабазу после облета территории СССР, сфотографировал на горе Арарат аномальный объект, напоминающий отпечаток днища огромного корабля. Тот же странный отпечаток сфотографировали 1987 году турецкие ВВС. "Судно" находится на краю ледника, прикрывающего вершину Арарата, на высоте примерно 4000 метров над уровнем моря.
И. Царёв "На горе Арарат"
- К слухам о Ноевом ковчеге отношусь резко отрицательно, - сказал нам ученый секретарь Института археологии РАН, доктор исторических наук Кирилл Алексеевич Сергеев.- И вовсе не потому, что не верю в библейские легенды или отрицаю возможность сенсационных открытий (такие в нашей области не редкость, случаются примерно раз в год). Просто, все эти разговоры исходят от дилетантов в археологии. Профессионалы же, насколько мне известно, поисками ни разу не занимались. (из выше приведённой статьи)
И вот... И вот нахожу в инете статью, которая лично для меня окончательно развенчала красивую легенду...
Поиски Ноева ковчега на горе Арарат обречены на неудачу, потому что Ной никогда туда не причаливал. По мнению армянского исследователя горы В.Ю.Халатова, современный Арарат — не то место, которое упоминается в Библии.
Предпринятый ученым исторический экскурс показал, что в ветхозаветные времена и даже в эпоху раннего христианства не было географического названия «гора Арарат», а было словосочетание «горы Араратские». Так называлась южная часть Армянского нагорья, расположенная в пределах современного Иракского Курдистана. Когда-то здесь находилось Араратское царство, или Урарту, как называли его ассирийцы. А поскольку царство было гористым и сравнительно труднопроходимым со стороны Ассирии, то ассирийцы горы между Урарту и своей страной называли Урартийскими (Араратскими) горами. Название «Арарат» или «Айрарат», использовали и для обозначения одной из больших областей исторической Армении, вотчины армянских царей. Но великую армянскую гору Масис никто этим словом не называл. Имя «Арарат» она получила не ранее XII-XIII века, тогда же ее начали ассоциировать с библейским Всемирным потопом и Ноевым ковчегом.
Серьезные ученые нашего времени, подобно своим коллегам древности и средневековья, помещают Араратские горы и Ноев ковчег в Иракском Курдистане, в треугольнике, образуемом озером Ван на севере, рекой Тигр на юго-западе и горой Джуди-Даг на востоке. Если принять эту версию, размеры «всемирного потопа» станут более реальными. По научным данным, 3-4 тысячи лет назад произошли сильные наводнения, которые затопили южную, равнинную и холмистую часть Междуречья, а Ной со своим ковчегом спасся в северной, наиболее возвышенной части этого региона, которая в то время называлась Араратскими горами. А нынешняя гора Арарат находится севернее этих мест и никакого отношения ни к библейским событиям, ни к месопотамским наводнениям не имеет.ИсточникЗнаете, а меня это почему-то огорчает! Была, была у меня надежда, что кто-то, когда-то докажет, что на Арарате вкован в лёд тот самый корабль и мы сможем его увидеть...
anastgal.livejournal.com
Арарат (гора) Википедия
Арара́т (тур. Ağrı Dağı, арм. Արարատ и арм. Մասիս (Масис), курд. Çiyayê Agirî) — гора: самый высокий вулканический массив Армянского нагорья на востоке Турции; относится к стратовулканам. Расположен в турецком иле Ыгдыр по правому берегу среднего течения реки Аракс, в 16 километрах от границы с Ираном, в 28,5 километрах от границы с Арменией[2]. Состоит из двух слившихся основаниями конусов спящих вулканов: Большого Арарата и Малого Арарата. Вершина Большого Арарата (5165 метров над уровнем моря[3][4]) является самой высокой точкой Турции.
Строение
Расстояние между вершинами Большого и Малого Араратов составляет 11 км[5]. Вулканы разделены Сардар-Булакской седловиной. Основание обеих вершин имеет протяжённость около 130 км в окружности. Сложен кайнозойскими базальтами. Склоны пустынны, образованы выветренными лавовыми потоками. Большой Арарат от 4 250 м и выше покрыт вечными снегами. В массиве имеется около 30 ледников (самый крупный — ледник Святого Якова, длиной более 2 км).
Высота над уровнем моря вершины Большого Арарата составляет 5165 м, Малого — 3896 м[5].Примечателен тот факт, что несмотря на свою массивность и наличие вечных снегов и ледников, Араратские горы не дают начала ни одной реке.
Извержения
Вероятно, Арарат проявлял активность в третьем тысячелетии до нашей эры; под пирокластическими потоками были найдены артефакты раннего бронзового века и останки человеческих тел[6].
Последнее извержение Арарата произошло 2 июля 1840 года[7]; оно сопровождалось землетрясением. В результате землетрясения и схода лавины оказались разрушены монастырь Святого Якова и деревня Ахури, расположенные на горе; с тех пор на Арарате нет постоянных поселений[4][8].
Об этом извержении упоминает Сергей Меч в дореволюционном учебнике географии России:
Въ послѣдній разъ вулканическія силы Арарата напомнили о себѣ въ 1840 г., когда погибло нѣсколько тысячъ человѣк въ окрестныхъ городахъ и селеніяхъ отъ потоков воды и грязи, хлынувшихъ съ Арарата, и отъ предшествовавшихъ имъ ударовъ землетрясенія.[9]
Этимология названия
Название «Арарат» было дано массиву и составляющим его горам европейцами[10], и в XIX веке это название было устоявшимся среди европейских географов[11][12]. Джеймс Брайс в 1876 году отмечал в путевых заметках, что «местным народам (армянам, туркам, татарам и персам) Арарат не известен под таким названием». Согласно Брайсу, название «Арарат» ко времени написания заметок начинало распространяться среди местного населения в связи с бо́льшим использованием ими русского языка[12].
Согласно Иранике, название «Арарат» было дано горе на основе библейского предания о Ноевом ковчеге: так как Арарат является самой высокой вершиной региона, то, по мнению европейцев, Ноев ковчег должен был пристать именно к нему (см. раздел Арарат в Библии)[8]. Роберт Томсон объясняет происхождение названия горы смешением с названием провинции Айрарат[13]. В целом слово «Арарат» происходит от ассирийского названия государства и народа Урарту[14][8].
Местные названия Арарата:
- традиционное армянское название Арарата — Масис (арм. Մասիս). По мнению Новосельцева, «Масис» имеет иранское происхождение, и само по себе означает «великий, большой», в смысле высочайшая (гора), так как по-среднеперсидски «масист» — «самый большой»[15]. Армянская народная этимология, приводимая Мовсесом Хоренаци в «Истории Армении», возводит «Масис» к имени легендарного армянского царя Амасии. По мнению Джеймса Расселла, его имя в народной этимологии происходит от названия города Амасья[16].
- турецкое название Арарата — Агрыда́г или Агры-Даг (тур. Ağrı Dağı), «кривая гора»[14] или «гора боли» (от тур. Ağrı — «боль, скорбь»[15]). По мнению Джеймса Расселла, тур. Ağrı родственно тур. ağır — «тяжёлый» и является переводом среднеиранского *masi-, восходящего через староиранский к младоавестийскому mas- — «длинный, большой»[16]. Согласно изданному в 1865 году «Гeогpaфичeско-cтaтиcтичecкому cлoваpю Рoccийcкой Импepии» Арарат и Агрыдаг находящиеся в русской Армении, являются разными горами, имеющими отличную друг от друга высоту и место расположения[17].
- персидское название Арарата — Кухи-Нух (перс. کوه نوح), «гора Ноя».
- арабское название Арарата — Джабал-аль-Харет (Jabal al-Ḥāreṯ), «гора пахаря»[8].
- курдское название Арарата — «Агри» (курд. Çiyayê Agirî - переводится с курдского языка как «Огненная гора», свидетельствует о вулканическом происхождении) или второе название «Чия Гри» переводится с курдского языка как «Плачущая гора».
Восхождения на Большой Арарат
Джеймс Брайс совершил первое одиночное восхождение на Арарат 12 сентября 1876 годаПо верованиям местного населения (курдов, азербайджанцев, персов, армян и турок) даже попытка взойти на Арарат считалась делом дерзким и богопротивным[4].
Первое восхождение на Большой Арарат совершил 27 сентября (9 октября) 1829 года профессор Дерптского университета Иоганн Фридрих Паррот в рамках исследовательской экспедиции на Арарат через год после заключения Туркманчайского мирного договора, по которому вершина Арарата перешла от Персии к Российской империи. Вместе с Парротом на вершину поднялась сопровождающая его группа: переводчик и проводник Хачатур Абовян, двое солдат 41-го егерского полка — Алексей Здоровенко и Матвей Чалпанов, а также двое крестьян из села Ахури — Ованнес Айвазян и Мурад Погосян[18][19].
«Мы прошли без пауз ещё несколько холмов, и тут повеяло дыханием вершины: я прошел через очередной горб склона, и — перед моим пьяным от радости взором, без сомнения, лежал ледяной шатёр вершины Арарата. Однако было необходимо последнее напряжение сил, чтобы с помощью ступенек преодолеть ещё один ледник. И вот мы стоим на вершине Арарата — 15 часов 15 минут, 27 сентября 1829 года!»[18][20]
Панорама с вершины Арарата (360 градусов)
Восхождения в одиночку
Первое восхождение в одиночку, за 24 часа совершил Джеймс Брайс 12 сентября 1876 года. Русский топограф Андрей Пастухов поднимался на Арарат в 1893, 1894 и 1895 годах. Восхождение в одиночку на Арарат совершил А. Абелян 14 сентября 1896 года[18]. Первое зимнее восхождение в одиночку совершил бывший председатель Федерации альпинизма Турции Бозкурт Эргёр 21 февраля 1970 года[21][22].
В Библии
Йозеф Антон Кох, Пейзаж с жертвоприношением Ноя, 1803 г. На заднем плане видна гора с ковчегом на вершине.В Библии упоминаются «горы Араратские». Согласно современным представлениям, речь идёт об Урарту — местности на севере Ассирии[10] и, в другое время, государстве севернее Ассирии. Ноев ковчег, согласно Библии, сел на мель на одной из гор земли Араратской (Быт 8:4):
И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.
Согласно Библейской энциклопедии Брокгауза, ничто не указывает на то, что ковчег пристал именно к современной горе Арарат[10]. В некоторых переводах Библии на армянский в сказании о всемирном потопе ковчег Ноя остановился на горе Масис (Մասիս), то есть Арарат[23].
Есть версия, что сказание о всемирном потопе, описываемое в Библии, связано с месопотамскими преданиями. Однако в целом разные варианты сказания о всемирном потопе встречаются среди многих народов, вплоть до Австралии, островов Океании и индейских племён, что может говорить о более древнем источнике. Подробнее см. Сказания о Всемирном потопе. Согласно Новосельцеву, месопотамский миф о потопе был в ассирийский период связан с южными отрогами Армянского нагорья[15]. Иосиф Флавий в I в н. э. сообщал, ссылаясь на халдеянина Бероса, что остатки ковчега сохранились «в Армении на горе Кордуйской» — согласно Новосельцеву, в Кордиенских горах, то есть горном хребте, непосредственно примыкающем с севера к Месопотамской равнине.
По мнению Новосельцева, отождествление горы Ноя с современным Араратом, по-видимому, сложилось после V века в церковных кругах вне Армении, откуда оно попало и в эту страну[15]. Согласно Православной энциклопедии, лишь начиная с XI—XII вв. армянской, а затем и другими традициями Масис (устаревшее армянское название Арарата) стал отождествляться с местом, где пристал Ноев ковчег[24].
В развитие этой традиции европейцы дали горе название «Арарат» (см. раздел Этимология названия).
Вокруг этой традиции у местных народов сложился комплекс легенд. Арарат является священным местом для армян (см. также раздел Арарат как символ Армении). Персидская легенда называет Арарат колыбелью человечества[4]. Считалось, что деревня Ахури на склоне Арарата находится на месте, где Ной построил алтарь и посадил первый виноградник, а её название выводили из армянского «он посадил лозу»). Название города Маранд выводили из армянского «здесь находится мать» и считали местом смерти и захоронения жены Ноя. Название города Нахичевань трактовали как «он впервые сошёл» и идентифицировали с местом высадки Ноя[25][неавторитетный источник? 355 дней]. Считалось, что на вершине горы халдеи поклонялись звёздам, и трое из них последовали за Вифлеемской звездой к месту рождения Иисуса Христа[26][неавторитетный источник? 355 дней].
Святой Яков и недосягаемость вершины Арарата
С XIII века европейцам известна армянская легенда о Святом Якове (Агопе) (являющаяся адаптацией более ранней легенды о Святом Иакове Низибийском, в которой фигурирует гора Джуди[16]). Этот монах страждал подняться на вершину горы и поклониться ковчегу, который был виден в хорошую погоду. Трижды пытался он взойти на вершину, но, поднявшись на большую высоту, каждый раз засыпал, а проснувшись, он обнаруживал себя у подножия горы. После третьей попытки ему во сне явился ангел и сказал, что Бог запретил смертным восходить на священную вершину и касаться ковчега. Но в награду за стремление к святыне ангел даровал монаху кусок дерева, из которого был сделан ковчег. Святому Якову был посвящён монастырь, расположенный выше деревни Ахури (деревня и монастырь были полностью разрушены в 1840 году, см. раздел Извержения)[27].
Невозможность достичь вершины Арарата была, по словам Джеймса Брайса, «почти частью вероучения» армянской церкви[27]. Двое из сопровождавших Паррота (см. раздел Восхождения на Арарат) армян после восхождения утверждали, что поднялись на большую высоту, но не на вершину. Похожая история произошла и с другим покорителем Арарата — Абихом — в 1845 году. Группа англичан, поднимавшихся на гору в 1856 году, получили заверения от курдов и турок, что вершина недосягаема. По мнению Брайса, в 1876 году ни один человек, живущий в зоне видимости Арарата (за исключением, возможно, какого-нибудь хорошо образованного российского чиновника в Ереване), не сомневался, что после Ноя никто не ступал на вершину горы[28]. После восхождения на Арарат Брайс посетил Эчмиадзин, где был представлен управляющему им архимандриту. В ходе беседы Брайс сообщил, что взошёл на гору. Переводчик сказал архимандриту: «Этот англичанин говорит, что был на вершине Масиса». Тот с улыбкой ответил: «Нет, этого не может быть. Никто никогда там не был. Это невозможно».[29]
Геополитическое положение
Между XVI и XVIII веками район Арарата находился на границе между Османской империей и Персией. Вершина и северные склоны Большого Арарата и восточные склоны Малого Арарата контролировались Персией[8].
По условиям Туркманчайского мирного договора 1828 года, вершина Большого Арарата и его северные склоны перешли к Российской империи, а Малый Арарат стал местом, где сходились границы всех трёх империй[8]. По словам Джеймса Брайса, это не было случайностью, а являлось отражением политического значения названия горы и ассоциаций с библейской легендой. Советники Николая I настояли на включении Большого Арарата в российскую территорию, так как обладатель вершины пользовался глубоким уважением, которое все окружающие народы испытывали к ней[30].
По условиям Московского договора 1921 года, Сурмалинский уезд Эриванской губернии, на территории которого находился Большой Арарат, перешёл к Турции. В 1932 году было заключено турецко-персидское соглашение, по которому часть восточного склона Малого Арарата (5 или 6 км от вершины) была передана Турции. Таким образом, обе вершины сейчас находятся на турецкой территории[8].
В 1927—1930 гг. существовала Араратская Курдская Республика — одно из курдских государственных образований в новейшее время.
Арарат как символ Армении
Арарат считается едва ли не самым известным символом Армении[31].
Известный художник-маринист Иван Айвазовский рисовал гору Арарат не менее десяти раз. На выставке в Париже на вопрос о наличии в его творчестве армянских видов Айвазовский ответил: «Вот наша Армения» и подвёл к картине «Сошествие Ноя с Арарата»[32].
Впервые гора появилась на гербе Армении после провозглашения независимой Демократической Республики Армения в 1918 году, которая также называлась «Араратской республикой»[33]. Арарат присутствовал на эмблеме Закавказской Федерации, на гербе Армянской ССР, присутствует на современном гербе Республики Армения, будучи дополненным изображением Ноева ковчега.
Территория, на которой находится Арарат, перешла от Армянской ССР (образованной 29 ноября 1920 года) к Турции по Московскому и Карсскому договорам 1921 года. По легенде, в ответ на протест турецкого правительства против того что, на гербе Армянской ССР изображён Арарат, не являющийся частью Армении, нарком иностранных дел Чичерин ответил: «На флаге Турции изображён полумесяц, но Луна не является частью Турции»[34][35][31].
Небиблейские легенды
Григор Нарекаци (ок. 951—1003). «Книга скорбных песнопений», гл 9 : И наступает срок сказать мне честно О прегрешеньях дней моих и лет, Но в час, когда пора держать ответ, Моя душа робка и бессловесна. И если я припомню всё, что было,И воды моря превращу в чернила, И, как пергаменты, я расстелю Все склоны гор пологие и дали, И тростники на перья изрублю, То и тогда при помощи письма Я перечислю, Господи, едва ли Мои грехи, которых тьма и тьма. И если кедр ливанский в три обхвата Свалю я, сделав рычагом весов, На чаше их и тяжесть Арарата Не перетянет всех моих грехов, |
Существовало поверье, что вода из горного источника помогает вызвать птицу тетагуш, уничтожающую саранчу[26].
В армянской мифологии существует ряд мифов, в которых упоминается гора Масис (арм. Մասիս) — так раньше по армянски назывался Арарат.
По армянской легенде, гора Масис и гора Арагац были любящими сёстрами. Но однажды Масис поссорилась со своей сестрой Арагац. Помирить сестёр пыталась гора Марута, однако её попытки не увенчались успехом. После чего последняя наложила проклятие на сестёр, согласно ему Масис и Арагац должны были разлучиться навек и никогда больше друг друга не видеть[36][37].
В древнейших армянских мифах Масис (или Чёрная гора, как ещё часто именуют Арарат) — жилище змей и вишапов.
В одном из мифов, тесно соприкосновенном с историей, армянский царь Тигран, победив мидийского царя Аждахака, берёт в плен его жену Айнуш и многих мидиян. Мидияне, отождествляемые в народной этиологии с вишапидами, детьми вишапов Аждахака и Айнуш, были поселены Тиграном за восточным хребтом Масиса[38]. В другом древнеармянском эпосе «Випасанк», тесно связанном с предыдущим, у подножия Масиса живут потомки вишапов (вишапазунк, вишапиды), под предводительством главного вишапа Аргавана[38].
Согласно другому мифу, одному из его вариантов, сын царя Арташеса, Артавазд, по проклятию отца во время охоты на горе Масис, был захвачен каджами и в оковах заключён в пещеру. Две собаки беспрестанно грызут его цепи и он силится выйти и положить конец миру. Но от ударов кузнечных молотов оковы снова укрепляются. По другому варианту, некий герой Артавазд заключён злыми духами. По преданию он когда-нибудь освободится от заключения и завладеет всем миром[38]. На вершине Масиса живёт царь змей с драгоценным камнем на голове. Раз в семь лет все змеи, обитающие вокруг Масиса, являются к своему царю[23].
На денежных знаках
Арарат изображался на денежных знаках Турецкой республики и Республики Армения.
Галерея
-
Спутниковый снимок горы Арарат
-
Крупный план Малого Арарата
-
Крупный план Большого Арарата
В живописи
Факты
- В 1930 году на склонах Арарата был длительный степной пожар. От его дыма наблюдалась мгла в бассейне озера Севан[39].
См. также
Примечания
- ↑ Гора Арарат // Global Volcanism Program. — Smithsonian Institution. — Дата обращения: 22.07.2012.
- ↑ 9 октября 1829 г. Было совершено первое восхождение на Арарат — Проект «Календарь событий»
- ↑ Арарат (вулканический массив) // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ 1 2 3 4 Mount Ararat — статья из Британской энциклопедии
- ↑ 1 2 Encyclopaedia Britannica. Great Ararat.
Ararat consists of two peaks, their summits about 7 miles (11 km) apart. Great Ararat, or Büyük Ağrı Dağı, which reaches an elevation of 16,945 feet (5,165 metres) above sea level, is the highest peak in Turkey. Little Ararat, or Küçük Ağrı Dağı, rises in a smooth, steep, nearly perfect cone to 12,782 feet (3,896 metres).
- ↑ Ararat // Global Volcanism Program. — Smithsonian Institution. — Дата обращения: 01.01.2009.
- ↑ Ararat: Eruptive History — Global Volcanism Program, Национальный музей естественной истории (Вашингтон)
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Ararat — статья из Encyclopædia Iranica. X. de Planhol
- ↑ Сергѣй Мечъ. Россія. Учебникъ отечественной географіи. Двадцать седьмое изданіе. Москва, 1911. с. 172—173
- ↑ 1 2 3 Арарат — Библейская энциклопедия Брокгауза на Академике
- ↑ Friedrich Parrot, Journey to Ararat, 1846, стр. 143
- ↑ 1 2 Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876 стр. 198
- ↑ Moses of Khoren; Thomson, Robert W., History of the Armenians. — Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press (1978), примечание на стр. 91:
Ararat (by confusion with Ayrarat, the name of the province)
- ↑ 1 2 Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Свыше 5 000 единиц / Отв. ред. Р. А. Агеева. — М.: «Русские словари», 1998. — С. 42. — 503 с. — ISBN 5-89216-029-7.
- ↑ 1 2 3 4 А. П. Новосельцев, О местонахождении библейской «горы Арарат» — «Восточная Европа в древности и средневековье», М., Наука, 1978, стр. 61-66
- ↑ 1 2 3 James R. Russell, «Armeno-Iranica» в Jacques Duchesne-Guillemin, Pierre Lecoq, Acta Iranica, Volume XI — Centre International d’Etudes Indo-iraniennes, 1985, стр. 447—458. Стр. 456:
… Jabal Judi in Gordyene was associated with the Biblical legend of the Ark in early Christian times, so that it, too, was considered to have been the highest of mountains, at least in the days of the Flood45
45 See for instance P’awstos Buzand, III, 10, where the mountain is called Sararad (sar 'peak' with modern scribal error *Ararad, joined by haplology): St. Jacob of Nisibis is granted a piece of the Ark from there.
- ↑ П.Семенов. Кавказъ// Гeогpaфичeско-cтaтиcтичecкий cлoваpь Рoccийcкой Импepии. Том II. — Санкт-Петербург, 1865. — С. 400.
- ↑ 1 2 3 Ашот Левонян, Арарат: история восхождений — Mountain.RU
- ↑ Friedrich Parrot, Journey to Ararat, 1846, стр. 196
- ↑ Friedrich Parrot, Journey to Ararat, 1846, стр. 191
- ↑ Iğdır — Ağrı Dağı (тур.)
- ↑ Conquering the legendary Mount Ararat — Hürriyet Daily News, 1/15/2006
- ↑ 1 2 Масис / Арутюнян С. Б. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1988. — Т. 2 : К—Я. — С. 122.
Оригинальный текст (рус.)
МАСИС, в армянской мифологии гора (Арарат). По одному из мифов, М. поссорилась со своей сестрой Арагац, из-за чего была с ней разлучена. В древнейших мифах М. – жилище змей и вишапов. В эпосе «Випасанк» у подножия М. живут потомки вишапов (вишапазунк, вишапиды). По некоторым вариантам, в одной из пещер М. каджи заковали в цепи Артавазда. На вершине М. находится царь змей с драгоценным камнем на голове. Раз в семь лет все змеи, обитающие вокруг М., являются к своему царю. В армянском переводе Библии в мифе о всемирном потопе ковчег Ксисутра (Ноя) остановился на горе М. С вершины М. Ксисутр спустился на землю.
- ↑ Беляев Л. А. Арарат // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. III. — С. 175—176. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-008-0.
- ↑ Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876, стр. 208
- ↑ 1 2 Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876, стр. 209
- ↑ 1 2 Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876, стр. 206
- ↑ Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876, стр. 236—237
- ↑ Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876, стр. 293
- ↑ Viscount James Bryce Bryce, Transcaucasia and Ararat: being notes of a vacation tour in the autumn of 1876, стр. 233
- ↑ 1 2 ВЯЧЕСЛАВ БЕЛАШ, Перемещённые символы — Журнал «Коммерсантъ Власть», № 48 (752), 10.12.2007
- ↑ Иван Айвазовский. Всемирный потоп. Описание картины. | Русские художники. Russian Artists
- ↑ The Times History of the War, 1919, vol. XXII p. 23:
Ararat, Republic Of, proclamation by Armenians, May, 1918, and recognition by Turkey. XX, 82.
- ↑ Борис Ефимов, Десять десятилетий: о том, что видел, пережил, запомнил — Вагриус, 2000
- ↑ Никита Сергеевич Хрущёв, Время, люди, власть…. — Московские новости, 1999
- ↑ Гханаланьян А. Т. Армянские предания // Изд-во АН АрмССР, 1979 г. — стр.61(355)
Оригинальный текст (рус.)
ГОРЫ МАСИС И АРАГАЦКогда-то очень давно Масис и Арагац были любящими сестрами. Но однажды между ними произошел спор — кто из них выше и красивей, кто прекрасней и стройней. Крепко заспорили сестры. На шум прибежала гора Марута и принялась мирить сестер, только куда там — те чуть не дрались, так ругались. Рассерженная Марута удалилась прокляв сестер; по проклятию этому Масис и Арагац должны были разлучиться навек и никогда больше друг друга не видеть
- ↑ 'Исалабдулаев М. А. Мифология народов Кавказа. — Махачкала: Кавказский светский институт, 2006
- ↑ 1 2 3 Арутюнян С. Б. Основные черты древнеармянской мифологии. // Պատմա-բանասիրական հանդես, № 3 . pp. 57-66. — 2006 г. ISSN 0135-0536 [1]
- ↑ Габриелян Г. К. Жемчужный Севан. М.: Мысль, 1978. 109 с. (С. 35)
Ссылки
wikiredia.ru
Гора Арарат фото
Гора Арарат легендарный горный массив расположенный на востоке Турции но относится к Армянскому горному нагорью. Прежде всего гора Арарат всем известна благодаря своего значимого положения в христианском мире. Давайте же посмотрим на эту прекрасную гору и познакомимся с Араратом поближе. (11 фото горы Арарат)
Гора Арарат находится на правом берегу турецкой реки Аракс, неподалеку от горы протянулась турецкая граница с Арменией. Гора Арарат находится в 16 км от Ирана. Арарат по своей этимологии имеет вулканическое происхождение. Стоит отметить что Арарат это не один горный массив. Гора Арарат представляет собой две возвышенности — Большой и Малый Арарат, находятся они в непосредственной близости друг к другу.
Высота Малого Арарата от подножия горы составляет 3 927 метров, а Большого 4365 метров. Как вы и сами понимаете высота над уровнем море будет больше чем высота от подножия горы, таким образом высота над уровнем море большого Арарата составляет 5165 метров и является высочайшей точкой Турции. Между этими двумя горами находится своеобразное «седло», разлом. Расстояние между двумя основаниями гор составляет 11 км, к вершинам число увеличивается и достигает 25 км.
Общая площадь Арарата составляет 1200 км², в основании двух гор лежит окружность протяженностью порядка 130 км. Близ вулканического массива находятся городские поселения, к сожалению история человечества знает трагический случай с горой Арарат. Дело в том что последнее извержение вулкана, которое произошло 2 июля 1840, ведь не так уж и давно это было. Тогда в следствии землетрясения последующее вслед за извержением, было полностью уничтожено поселение находившиеся у подножия горы и монастырский храм. С тех пор люди стали более осторожны. На этом фото отчетливо видно два горных массива Арарат.
На протяжении всей истории существования Арарата вокруг него всегда крутилась какие то споры и деления территории. Вообще изначально Арарат принадлежал и прославлял территорию Армении, собственно говоря сами жители Армении отождествляют гору только с ихней страной, так, даже в основе герба Армении лежит гора Арарат. Армения весьма негативно относятся к тому факту что сейчас Арарат принадлежит территории Турции. Фото подножия горы Арарат.
Гора Арарат некоторое время являлась даже частью Российской империи, точнее не все две вершины, а лишь северная часть и вершина Большого Арарата. Произошло это расширение земель в качестве Арарата вследствие Туркманчайского мирного договора 1828 года. Тут назревает вопрос, но зачем и без того большому государству какой то ненужный вулкан? Дело в том гора Арарат является священной у многих народов живущих в этой местности, турки, персы, ассирийцы и др. все почитали эту гору, а вместе с тем и страну на чьей территории находилась вершина, конечно же Николай I это все понимал, и настоял на примыкание горы к России, что в то время повысило авторитет империи.
По решению того же договора малый Арарат являлся точкой соединения трех стран: Турции, Армении и Персии. Но вскоре, в 1921 году территория большого Арарата перешла во владение Турции, а еще спустя некоторое время по результатом договора Турции с Персией восточная часть Малого Арарата перешла к Турции. Таким образом обе вершины находятся на территории Турции. Жители Армении вряд ли когда нибудь смирятся с такой утратой.
Несмотря на высоту Арарата, напомню это 4365 метров, подняться на священную гору довольно нетрудно, и посетить ее может любой желающий, нужно всего лишь получить визу на посещение горы. Первое восхождение на вершину Арарата состоялось в 1829 году 27 сентября, это была русская экспедиции во главе с профессором Иоганном Фридрихом Парротом. И какого было его изумление когда он увидел все красоты просторов с такой высоты. У жителей Турции и Армении Арарат являлся священной горой и посему восхождение на нее не только являлось скверным занятием но и абсолютно бессмысленным, так как они считали что однозначно господь не позволит им этого совершить.
Существуют даже легенда о монахе который все же осмелился подняться и не смог этого сделать потому что Бог посылал на монаха непреодолимый сон, и потом спускал его вниз, к подножию горы. Арарат представляет собой довольно ровную, традиционной формы гору, то есть прослеживается определенная грань от основания к вершине. Украшает и придает особый шарм горы снежная, ледяная шапка на самой макушке горы, начинается она примерно с 4000 метров. Такая непостоянность снегового покрова обуславливается действием ветров хозяйствующих здесь. Фото горы Арарат из космоса.
По преданиям Библии всем известный Ноев ковчег остановился именно на горе Арарат, от сюда и высоких религиозный смысл. А сам Ной спустился на землю будущей Армении и посадил там первую виноградную лозу. Поэтому считается что первая жизнь после всемирного потопа зародилась именно тут, у подножия Арарата.
Гора Арарат с необычным облаком над ее вершиной. Такой мы увидели чудесную гору Арарат, мы стараемся для Вас. Оставайтесь с нами и приятных Вам впечатлений от путешествий.
Стоит посмотреть на — Гора Эверест, Гора Кайлас в Тибете, Уральские горы фото, Гора Килиманджаро фото.
Комментарииreview-planet.ru
14 фото и легенда о Ноевом ковчеге
Летом 1916 года российский лейтенант Росковитский обнаружил на вершине Арарата Ноев ковчег, почти полностью вмерзший в лёд. Ковчег был обмерен и сфотографирован. Однако вскоре в России началась революция и документы экспедиции Росковитского были утрачены.
Неизвестно, когда Арарат извергался в последний раз. Ученые предполагают, что это могло произойти в 3-м тысячелетии до н.э. В некоторых источниках можно встретить информацию, что извержение Арарата было в 1840 году и сопровождалось землетрясением, в результате которого оказались разрушены монастырь Святого Якова и деревня Аргури, расположенные на горе. С тех пор на Арарате нет постоянных поселений. Однако в 1840 году извержение было фреатическим, т.е. оно происходило под уровнем грунтовых вод и выброса лавы из жерла вулкана не было.
Исторически Арарат принадлежал армянскому народу, однако в итоге войны между Арменией и Турцией в 1920 году и Московского договора между СССР и Турцией Арарат стал частью Турции.
Монастырь Хор Вирап в Армении на фоне Арарата:
Большой и Малый Арарат:
Араратская долина:
Монастырь Хор Вирап в Армении на фоне Арарата:
Вид на Арарат из Еревана — столицы Армении:Сейчас Арарат от Армении отделяют 32 км. Несмотря на это, Арарат изображен на гербе Армении.
Герб Армении
В ответ на протест турецкого правительства против того, что на гербе Армянской ССР изображён Арарат, не являющийся частью Армении, нарком иностранных дел СССР Георгий Чичерин ответил: «На флаге Турции изображен полумесяц, но Луна не является частью Турции».
Если присмотреться к гербу Армении, то на вершине Арарата можно увидеть Ноев ковчег, который, согласно Библии, остановился «в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» (Бытие, глава 8).
Вера в то, что Ноев ковчег по сей день находится на вершине Арарата, отражена еще у Иосифа Флавия который в первом веке нашей эры писал: «Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении. <…> Там люди набирают смолу для изготовления амулетов. <…> Армяне называют это место «причалом», где ковчег остался лежать навеки, и показывают сохранившиеся до сегодняшних дней его части». Марко Поло, проезжавший в 15 веке мимо горы Арарат, писал: «Вы должны знать, что в этой стране Армении, на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова».
Вера в то, что вершина Арарата недосягаема для человека, существовала даже после того, как в 1829 году профессор Дерптского университета Иоганн Фридрих Паррот покорил вершину Арарата, которая на тот момент была частью Российской империи. Двое из сопровождавших Паррота армян после восхождения утверждали, что поднялись на большую высоту, но не на вершину.
Восхождение на гору Большой Арарат:
Летом 1916 года российский лейтенант Росковитский обнаружил на вершине Арарата Ноев ковчег, почти полностью вмерзший в лёд озера. Ковчег был тщательно обмерен, сделаны чертежи его основных конструктивных частей, полностью и по частям он был сфотографирован. Однако вскоре в России началась революция и документы экспедиции Росковитского были утрачены.
Этот случай был не единственным, когда Ноев ковчег или следы его присутствия были обнаружены на Арарате. Например, в 1974 году американцами была произведена фотосъемка Арарата с высоты 4600 метров. На фотографиях, полученных с многократным увеличением, был ясно представлен объект, лежащий в одной из расселин горы, очень похожий по своей форме и размерам на ковчег.
Несмотря на многочисленные свидетельства, Ноев ковчег на Арарате пока остается полумифическим. При этом, в 1959 году в тридцати километрах от Арарата был обнаружен ковчег, по размерам совпадающий с библейским. Возможно, что это и есть настоящий Ноев ковчег, а не тот, который люди тщетно ищут на вершине Большого Арарата.
prikolno.cc