Описание картины Александра Герасимова «Сталин и Ворошилов в кремле». Александра герасимова картины


непарадные работы придворного художника Александра Герасимова – Москва 24, 15.02.2016

Фото: m24.ru/Юлия Иванко

По понедельникам московские музеи не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

В 2016 году исполняется 135 лет со дня рождения советского художника Александра Герасимова. Его принято считать главным портретистом вождей, автором типологического образа "Ленин на трибуне" и эпического "Гимна октябрю". Но при этом на протяжении всей своей жизни он создавал живые, импрессионистичекие портреты друзей, членов семьи, натюрморты в лучших традициях живописи конца XIX века, писал жанровые сцены и городские пейзажи. И все это мало кому известное наследие представлено на выставке, которая проходит в Государственном историческом музее с 10 февраля по 11 апреля 2016 года.

Александр Герасимов "В саду. Портрет Нины Гиляровской", 1912

Александр Герасимов "В саду. Портрет Нины Гиляровской", 1912

Александр Герасимов начал свое художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда он поступил в 20-летнем возрасте. Его наставниками были крупнейшие русские живописцы рубежа XIX и XX веков: А. Архипов, Н. Касаткин, К. Коровин. Особенно показателен в этом отношении Коровин: лучший друг Валентина Серова, портретист и пейзажист, один из главных художников русского импрессиониста, он привил Герасимову этюдную манеру письма, смелый свободный мазок и сочный, яркий колорит.

Александр Герасимов "Семейный портрет", 1934

Александр Герасимов "Семейный портрет", 1934

Герасимов ощущал себя в первую очередь портретистом, хотя нередко обращался к пейзажной живописи и натюрмортам, создав ряд удивительно тонких по настроению, атмосферных пейзажей ("Март в Козлове", 1914; "После дождя. Мокрая терраса", 1935, и др.) Среди его портретов, индивидуальных и групповых, большую роль играют парадные образы руководителей государства и партии, торжественные эпические полотна, посвященные годовщинам Октябрьской революции. По этим произведениям Герасимова во всем СССР знали с детства: портреты Ленина и Сталина, созданные его кистью, украшали советские учебники. При этом в неофициальной живописи, свободной от канонов и условностей, талант художника проявился ярче и многограннее.

Александр Герасимов "Айя-София", 1934

Александр Герасимов "Айя-София", 1934

В 1934 году Александр Герасимов отправляется в большое путешествие по Европе. Нужно сказать, что ему невероятно повезло: мало кто мог официально выехать из страны в предвоенное десятилетие и время расцвета репрессий и рассчитывать на то, что ему свободно разрешат вернуться. Художник посещает Константинополь, Париж, Венецию, Флоренцию. В поездке он создает множество этюдов и зарисовок. Среди них "Рим. Замок Святого Ангела", "Венеция. Дворец дожей", константинопольская "Айя-София". В этих эскизах чувствуется архитектурные навыки художника, полученные в училище: он, сохраняя импрессионистическую свободную живописную манеру, становится очень точным, даже графичным, в передаче форм и деталей постройки. Позже, в 1950 году, Герасимов вновь приехал в Италию в числе большой делегации работников культуры. Современники вспоминали, что увидев Собор святого Петра, художник закричал скульптору Евгению Вучетичу на чистом тамбовском говоре: "Милай друг, погляди, какая аказия!"

Когда Вучетич подошел к Герасимову и хотел сделать ему замечание за бесцеремонность, Александр Михайлович на чистейшем французском языке стал рассказывать о тех фресках, которые он увидел. Эта история, лишний раз доказывает, что Герасимов, несмотря на свою живописную пропаганду, оставался представителем культурной интеллигенции, разбирающимся в высоком искусстве.

Александр Герасимов "После дождя. Мокрая терраса", 1935

Александр Герасимов "После дождя. Мокрая терраса", 1935

Сестра художника вспоминала, как была написана картина. Она рассказывала, что Александр Михайлович был буквально потрясен видом сада после дождя. "В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо," – писал художник. Картина, которую Герасимов назвал "Мокрая терраса", возникла с молниеносной быстротой – она была написана в течение трех часов. Вместе с тем эта картина была написана неслучайно. Живописный мотив освеженной дождем природы художник многократно использовал и в официальных живописных заказах.

Александр Герасимов "Баня", 1938

Александр Герасимов "Баня", 1938

Хотя картина "Баня", написанная в 1938 году, и является бытовой зарисовкой на тему новой советской жизни, по факту она является прекрасным этюдом с несколькими натурщицами. Такие этюды на протяжении всей истории живописи создавались в качестве ученических работ: на них молодые мастера отрабатывали умение писать различные позы тела, динамику и пропорции. Герасимов, к 1938 году уже успевший стать заслуженным деятелем искусств РСФСР и любимым художником Сталина, в этой жанровой сцене раскрывает свои подлинный, яркий и многогранный, живописный талант.

Александр Герасимов "Портрет балерины О.В. Лепешинской", 1939

Александр Герасимов "Портрет балерины О.В.Лепешинской", 1939

Портреты актеров в советской живописи 1920–1930-х годов писали такие художники как И. Грабарь, М. Нестеров, П. Корин, П. Вильяс. Характерно было то, что этот жанр тяготел к классическому искусству: героями картин становились балетные танцоры и оперные певцы, в то время, как актеров кино не писал практически никто. Традиции сохранялись и в композиционных приемах: в портрете Ольги Лепешинской, кроме самой балерины, важную роль играет зеркало, в котором отражается художник, что позволяет вспомнить "Портрет Генриэтты Гиршман" Валентина Серова. И хотя изображение Герасимова лишь фрагментарно, оно становится важным знаком, связующим эпохи.

Александр Герасимов "Портрет старейших художников Павлова И. Н., Бакшеева В. Н., Бялыницкого-Бируля В. К., Мешкова В. Н.", 1944

Александр Герасимов "Портрет старейших художников Павлова И. Н., Бакшеева В. Н., Бялыницкого-Бируля В. К., Мешкова В. Н.", 1944

На групповом портрете художников 1944 года Герасимов изображает своих современников так, словно бы это были представители интеллигенции конца XIX века. В каждой детали он подчеркивает принадлежность портретируемых к культурной академической среде. Позы, жесты, детали, бюст римского императора, картины в золоченых рамах – все служит передаче общего настроения. При этом нужно понимать, что данное произведение было написано в разгар Великой Отечественной войны.

Александр Герасимов "Розы", 1948

Александр Герасимов "Розы", 1948

Художественный эффект картины во многом предопределила высокая живописная техника, построенная на рефлексах. Так же, как и в картине "После дождя. Мокрая терраса", Герасимов развивает жанр натюрморта с цветами, написанными пастозно, то есть плотными, яркими и густыми мазками. Отражения поверхности стола отливают серебром. Художник использовал лессировки – полупрозрачные и прозрачные слои краски, которые наносятся поверх просохшего живописного слоя, с помощью которых он добивался эффекта мокрых поверхностей. Интересен прием, использованный Герасимовым: отражаются не только горизонтальные, но и вертикальные поверхности, так как за букетом художник помещает зеркало, которое бесконечно умножает предметы и расширяет пространство.

Александр Герасимов "Бомбейская танцовщица", 1953

Александр Герасимов "Бомбейская танцовщица", 1953

Обычно свободное время мастер проводил на лежаке, укрывшись легким узбекским халатом, подаренным ему во время поездки в Среднюю Азию, и читал, читал и читал, но с лупой, так как очки уже не помогали. Герасимов привозил из путешествий не только подарки, но и прекрасные этюды, которые намного больше говорят о таланте художника, нежели официальные портреты. Помимо серии итальянских акварельных эскизов, Герасимов создал несколько удивительных портретов. Работа "Бомбейская танцовщица" 1953 года служит тому прекрасным примером: яркие цвета и точность в деталях создают национальный колорит, а динамичная поза передает атмосферу традиционных бомбейских танцев.

Александр Герасимов "Вести с целины", 1954

Александр Герасимов "Вести с целины", 1954

С началом правления Н.С. Хрущева Герасимов был постепенно освобожден от всех постов, а его картины удалили из музейных экспозиций. Хотя творчество Александра Михайловича Герасимова было гораздо шире и бесконечно разнообразнее, чем принято считать, подразумевая заказные портреты вождей, новая эпоха попыталась забыть его имя. Но, очевидно, в русской живописи советского периода найдется не так много мастеров, оставивших после себя столь богатое и разнообразное наследие и сохранивших в своих работах традиции великих художников XIX века.

Ссылки по теме

Сюжет: 10 неизвестных: шедевры московских музеев

www.m24.ru

Картина Герасимова "Гимн Октябрю" посвящена событию, которого не было — Российская газета

В роковом 1942 году, когда "было все на кону", а о Победе можно было лишь мечтать, Александр Герасимов создал огромное многофигурное полотно "Гимн Октябрю" (406х710 см). На грандиозном холсте, в интерьере Большого театра, показаны более 200 человек: партийные деятели, ученые, писатели, деятели культуры и искусства, в том числе и сам художник. Все они собрались, чтобы в разгар войны торжественно отметить 25-ю годовщину Октябрьской революции.

Правда, сами они об этом не знали.

Вожди отметили юбилейную годовщину в Кремле, в узком кругу. А Герасимов создал событие, которого не было. Историкам предстоит нелегкая задача - идентифицировать всех персонажей монументального полотна, которое последний раз экспонировалось в 1949 году и стало документом эпохи.

А первый шаг в этом исследовании сделал журнал "Родина".

Персонажи картины "Гимн Октябрю. Торжественное заседание трудящихся Москвы по случаю 25-й годовщины Октябрьской революции 6 ноября 1942 года".

1.  Павел Артемьевич Артемьев (1897-1979). Генерал-полковник (1942). Командующий войсками Московского военного округа. Командовал парадом на Красной площади 7 ноября 1941 года. С октября 1941 по октябрь 1943 года был командующим Московской зоны обороны.

2. Борис Михайлович Шапошников (1882-1945). Маршал Советского Союза (1940). С мая 1942 года по июнь 1943 года - заместитель наркома обороны СССР.

3. Андрей Васильевич Хрулёв (1892-1962). Генерал-полковник интендантской службы (1942), генерал армии (1943). Заместитель наркома обороны СССР - начальник Главного управления тыла Красной армии.

Фрагмент 2 / Родина

4. Ефим Афанасьевич Щаденко (1885-1951). Генерал-полковник (1942). Заместитель наркома обороны СССР - начальник Главного управления формирования и укомплектования войск Красной армии (08.08.1941 - 20.05.1943).

5. Николай Николаевич Воронов (1899-1968). Генерал-полковник артиллерии (1940), Главный маршал артиллерии (1944), Герой Советского Союза. Возглавлял артиллерию Красной армии в период Великой Отечественной войны.

6. Георгий Максимилианович Маленков (1902-1988). Член Государственного Комитета обороны. Курировал авиационную промышленность, на нем лежала персональная ответственность за рост производства боевых самолетов.

7. Николай Герасимович Кузнецов (1904-1974). Адмирал флота Советского Союза, Герой Советского Союза. В 1939-1947-м и 1951-1955-м возглавлял советский ВМФ. Член Ставки Верховного главнокомандования. Дважды подвергался сильной опале, сопряженной со снижением в воинском звании на несколько ступеней.

8. Андрей Андреевич Андреев (1895-1971). Член Политбюро ЦК ВКП(б). Политический долгожитель. "Уйти с работы в Политбюро можно было только в мир иной. Единственный, кто сумел это сделать и не погибнуть, - Андрей Андреевич Андреев". (Серго Микоян).

9. Василий Васильевич Аборенков (1901-1954). Генерал-лейтенант артиллерии (1943). В сентябре 1941 года назначен первым командующим вновь созданных Гвардейских минометных частей Красной армии. С 1942 года - заместитель наркома обороны по химической обороне и Гвардейским минометным частям.

10. Семен Михайлович Буденный (1883-1973). Один из пяти первых маршалов Советского Союза, трижды Герой Советского Союза, кавалер Георгиевского креста всех степеней.

11. Яков Николаевич Федоренко (1896-1947). Генерал-лейтенант танковых войск (1940), маршал бронетанковых войск (1944). С июля 1941 года - заместитель наркома обороны, начальник Автобронетанкового управления Красной армии, с декабря 1942-го - одновременно командующий бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии.

12. Лаврентий Павлович Берия (1899-1953). Генеральный комиссар государственной безопасности (1941), маршал Советского Союза (1945), Герой Социалистического Труда. Нарком внутренних дел. Изображен с петлицами комиссара государственной безопасности 1 ранга (при написании картины использована старая фотография).

13. Алексей Николаевич Косыгин (1904-1980). Председатель Совета народных комиссаров РСФСР. Дважды Герой Социалистического Труда. С января по июль 1942 года - уполномоченный ГКО, выполнял работу по снабжению мирного населения города Ленинграда и войск, руководил эвакуацией мирного населения из блокадного города.

14. Александр Михайлович Василевский (1895-1977). Генерал-полковник (1942), маршал Советского Союза (1943), начальник Генштаба, член Ставки Верховного главнокомандования. Дважды Герой Советского Союза. Дважды удостоен ордена "Победа". Изображен с петлицами генерал-полковника, причем звездочки размещены не по уставу (май 1942).

Фрагмент 3 / Родина

15. Климент Ефремович Ворошилов (1881-1969). Один из пяти первых маршалов Советского Союза. Дважды Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда. Рекордсмен по пребыванию в Политбюро ЦК ВКП(б) - Президиуме ЦК КПСС (34,5 года).

16. Дмитрий Федорович Устинов (1908-1984). Маршал Советского Союза. Дважды Герой Социалистического Труда, Герой Советского Союза. В годы войны - нарком вооружения СССР.

17. Георгий Михайлович Димитров (1882 - 1949). Деятель болгарского и международного коммунистического движения.

18. Вячеслав Михайлович Молотов (1890-1986). Председатель Совета народных комиссаров СССР в 1930-1941 годах, народный комиссар, министр иностранных дел СССР в 1939-1949, 1953-1956 годах. Герой Социалистического Труда.

19. Николай Алексеевич Вознесенский (1903-1950). С 10 марта 1941 года 1-й заместитель председателя Совнаркома СССР. Член Государственного комитета обороны и член комитета при СНК СССР по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецко-фашистских оккупантов. Репрессирован.

20. Михаил Иванович Калинин (1875-1946). "Всесоюзный староста". Член ЦК ВКП(б). Член Политбюро ЦК ВКП(б). Председатель Президиума Верховного Совета СССР.

21. Александр Александрович Новиков (1900-1976). Командующий Военно-воздушными силами Красной Армии (1942-1946). Генерал-лейтенант авиации (1942), Главный маршал авиации (1944). Дважды Герой Советского Союза.

22. Иван Исидорович Носенко (1902-1956). С 1940 года - нарком судостроительной промышленности СССР. В годы войны судостроителями построено: 2 крейсера (типа "Максим Горький"), 20 эсминцев, 54 подводные лодки, 15 больших охотников за ПЛ, 55 тральщиков, свыше 600 боевых катеров.

23. Анастас Иванович Микоян (1895-1978). Член партии с 1915 года, член ЦК ВКП(б) с 1923 года, в 1935-1966 годах член Политбюро ЦК КПСС. Политический долгожитель, находился в высшем эшелоне власти "от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича".

24. Андрей Александрович Жданов (1896-1948). Член Политбюро ЦК ВКП(б) с 1939 года, с 1934 года секретарь ЦК ВКП(б) и член Оргбюро ЦК ВКП(б). Генерал-полковник.

Фрагмент 4 / Родина

25. Исаак Моисеевич Зальцман (1905-1988). В начале войны - директор Кировского завода (Ленинград). Провел эвакуацию завода в Челябинск и в кратчайшие сроки развернул производство танков на неприспособленных для этого площадях. С 1942 года - нарком танковой промышленности СССР.

26. Александр Сергеевич Щербаков (1901-1945). Начальник Совинформбюро и Главного политуправления Красной армии.

27. Лазарь Моисеевич Каганович (1893-1891). Нарком путей сообщения. Обеспечивал эвакуацию промышленных предприятий и населения в восточные районы страны.

28. Никита Сергеевич Хрущев (1894-1971). Советский государственный и партийный деятель, генерал-лейтенант. Член Политбюро ЦК ВКП(б). Герой Советского Союза, трижды Герой Социалистического Труда.

29. Иван Федорович Тевосян (1902-1958). С 1940 года - нарком черной металлургии СССР, руководил грандиозной работой по эвакуации металлургических предприятий Юга и Центра на восток страны. Герой Социалистического Труда. Прототип главного героя романа Александра Бека "Новое назначение".

30. Дмитрий Захарович Мануильский (1883-1959). С 1924 года - член президиума Исполкома Коминтерна, а с 1928 по 1943 год - секретарь ИККИ. В 1942-1944 годах работал в ЦК ВКП(б) и в Главном политическом управлении Красной армии.

31. Семен Константинович Тимошенко (1895-1970). Маршал Советского Союза (1940), дважды Герой Советского Союза. Удостоен ордена "Победа". Народный комиссар обороны СССР (май 1940 - июль 1941). С марта 1943 до конца войны был представителем Ставки.

32. Матвей Федорович Шкирятов (1883-1954). С 1934 года - член Комиссии партийного контроля ЦК ВКП(б). Был одним из основных организаторов массовых партийных чисток.

33. Николай Михайлович Шверник (1888-1970). В годы Великой Отечественной войны был инициатором создания англо-советского профсоюзного комитета, главной задачей которого было объединение усилий профсоюзов двух стран для победы над Германией.

Фрагмент 5 / Родина

34. Иван Дмитриевич Папанин (1894-1986). Советский исследователь Арктики, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза. С 1939 года - начальник Главсевморпути, с 1941-го - уполномоченный Государственного комитета обороны по перевозкам на Белом море.

35. Джамбул Джабаев (1846-1945). Казахский советский поэт-акын, лауреат Сталинской премии.

36. Елена Дмитриевна Стасова (1873-1966). Русская революционерка, член партии с 1898 года. В 1935-1943-м член Интернациональной контрольной комиссии Коминтерна. Герой Социалистического Труда.

Фрагмент 6 / Родина

37. Александра Александровна Яблочкина (1866-1964). Русская и советская театральная актриса, педагог. Народная артистка СССР. Лауреат Сталинской премии первой степени. С 1888 года и до конца жизни служила в Малом театре.

38. Алла Константиновна Тарасова (1898-1983). Советская российская актриса театра и кино. Лауреат пяти Сталинских премий. Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР. С 1925 года и до конца жизни служила в труппе Художественного театра.

39. Иван Михайлович Москвин (1874-1946). Русский советский актер, театральный режиссер, мастер художественного слова. Народный артист СССР. Лауреат двух Сталинских премий первой степени. Один из ведущих актеров Художественного театра.

40. Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975). Советский композитор, пианист, общественный деятель. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии, пяти Сталинских премий, Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки.

41. Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858-1943). Русский и советский театральный режиссер, педагог, драматург, писатель, театральный критик и театральный деятель; один из основателей Московского Художественного театра. Народный артист СССР. Лауреат двух Сталинских премий.

42. Давид Федорович Ойстрах (1908-1974). Советский скрипач, альтист, дирижер и педагог. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской и Сталинской премии первой степени. В годы войны активно участвовал в военно-шефской работе.

Фрагмент 7 / Родина

43. Ванда Львовна Василевская (1905-1964). Польская и советская писательница, поэтесса, драматург, сценарист и общественный деятель. Лауреат трех Сталинских премий. Полковник, агитатор Главного политуправления Красной армии.

44. Александр Евдокимович Корнейчук (1905-1972). Драматург и политический деятель. Академик АН СССР. Лауреат пяти Сталинских премий.

45. Людмила Васильевна Целиковская (1919-1992). Актриса театра и кино. Наибольшую популярность получила, снявшись в музыкальных комедиях "Антон Иванович сердится", "Близнецы", "Сердца четырех", "Воздушный извозчик" и "Беспокойное хозяйство".

46. Василий Афанасьевич Глазунов (1896-1967). Первый командующий Воздушно-десантными войсками, генерал-майор (1940), генерал-лейтенант (1944). Дважды Герой Советского Союза.

47. Сергей Дмитриевич Меркуров (1881-1952). Скульптор-монументалист. Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Лауреат двух Сталинских премий. Автор многочисленных монументов И. В. Сталину.

48. Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960). Живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель. Академик АХ СССР. Академик АН СССР. Народный художник СССР. Лауреат Сталинской премии.

49. Михаил Михайлович Зощенко (1894-1958). Русский писатель советского периода, драматург, сценарист, переводчик. Вернулся в Москву из эвакуации лишь в апреле 1943 года.

50. Алексей Николаевич Толстой (1883-1945). Русский советский писатель и общественный деятель. Академик АН СССР. Лауреат трех Сталинских премий.

rg.ru

ФотоТелеграф » Александр Герасимов – любимый художник Сталина

Александр Герасимов имел дар легко схватывать портретное сходство и ощущал себя в первую очередь портретистом, хотя нередко обращался и к пейзажной живописи. Особую известность Герасимов получил как автор многочисленных портретов Ленина и Сталина. Занимая официальные посты в главных художественных организациях СССР в самые реакционные годы, проводил жесткую политику борьбы с любыми отклонениями от метода социалистического реализма.

Александр Герасимов - любимый художник Сталина

«И. В. Сталин и К Е. Ворошилов в Кремле»Александр Герасимов родился 19 (31) июля 1881 года в Козлове (ныне Мичуринск, Тамбовская область) в купеческой семье. В 1903—1915 годах обучался в МУЖВЗ у К. А. Коровина, А. Е. Архипова и В. А. Серова. 

Александр Герасимов - любимый художник Сталина

«В. И. Ленин на трибуне»В 1915 году был мобилизован в армию и до 1917 года находился на фронтах Первой мировой войны. Как нестроевой солдат, служил в санитарном поезде на южном (галицийском) фронте. После демобилизации, в 1918—1925 годах, жил и работал в Козлове.

Александр Герасимов - любимый художник Сталина

«Вести с целины»Один из первых кавалеров почётного звания «Народный художник СССР», учреждённого 26 июля 1943 года, наряду с художником Борисом Иогансоном, скульпторами Сергеем Меркуровым и Верой Мухиной.

Александр Герасимов - любимый художник Сталина

«Портрет В.М. Молотова»Один из крупнейших советских художников 1930-х — 1950-х годов. Увлекавшийся в молодости импрессионизмом, он в 1920-е годы начинает писать картины в жанре социалистического реализма. Картины А. М. Герасимова написаны яркими, насыщенными красками и часто посвящены советской и партийной истории.

Александр Герасимов - любимый художник Сталина

«Гимн Октябрю»В мае 1949 год журнал «Огонек» поместил фоторепродукции картин и скульптур крупнейших западных модернистов, в том числе Сальвадора Дали с комментариями президента Академии художеств Александра Герасимова. Последний сообщал, что в полотнах ведущих буржуазных живописцев отражаются «идеи воинствующего империализма с его расовой ненавистью, жаждой мирового господства, космополитизмом, зоологическим человеконенавистничеством, отрицанием культуры, науки и подлинного реалистического искусства».

Александр Герасимов - любимый художник Сталина

«Портрет И.В. Сталина»

Александр Герасимов - любимый художник Сталина

«Портрет балерины О.В.Лепешинской»

Александр Герасимов - любимый художник Сталина

«Портрет К.Е. Ворошилова»Был любимым художником И. В. Сталина. Его портреты работы А. М. Герасимова при жизни вождя считались каноническими. Дружил с Ворошиловым, который бывал у Герасимова в гостях в Мичуринске. Герасимов написал много портретов К. Е. Ворошилова. 

Александр Герасимов - любимый художник Сталина

«Выступление И.В. Сталина на ХVI съезде партии»

Александр Герасимов - любимый художник Сталина

«Портрет И.В. Сталина на XVII съезде ВКП(б)»С началом правления Хрущёва был постепенно освобождён от всех постов, а картины художника были удалены из музейных экспозиций.  

Оставить комментарий

Войти на сайт через соцсети

Комментарии содержащие мат, а также комментарии, написанные в оскорбительном или похабном тоне, будут удаляться.

fototelegraf.ru

Описание картины Александра Герасимова «Сталин и Ворошилов в кремле»

Описание картины Александра Герасимова «Сталин и Ворошилов в кремле»

Художник Александр Михайлович Герасимов написал картину “Сталин и Ворошилов в кремле” в 1938 году. Сделана она была специально для юбилейной выставки к двадцатому дню рождения РККА и ВМФ. Экспонат поставили на самое почитаемое место в центре зала.

Композиция этой картина довольно лаконична. Ворошилов и Сталин стоят на кремлевской дорожке на фоне строящихся московских улиц.

Обе фигуры изображены в соцрелизменском жанре. А именно не точно в таком облике, в каком они были при жизни, а более в приукрашенном виде. Многие черты лица персонажей картины, которые показал художник, не имеют ничего общего с настоящей внешностью главных героев. К примеру, в жизни у Иосифа Сталина были оспины, а на полотне их нет. Герасимов таким образом воплощал образы, а не живую реальность.

Идеологический смысл этого произведения заключается в том, что во взглядах главных героев передается мощь и непреклонная свобода – под социалистическим трудом людей СССР стоят правительство, партия и Красная Армия Советского Союза.

Промокшая асфальтированная дорожка стоит на контрасте со всем пафосом этого сюжета. К тому же зрительно убирает официоз картины. Художник намеренно приблизил героев к простым человеческим условиям. Дождь несет в себе не только этот смысл, но еще и другой. Он означает обновленность бытия, которое вскоре приведет к новому усовершенствованному будущему.

Картина была создана на заказ. Заданием для художника было написать портрет Сталина – вождя всех народов и лучшего друга для всех детей. Но художник решил не останавливаться на замысле изобразить только одного Сталина. Герасимов решил изобразить рядом с Иосифом Виссарионовичем государственного деятеля Ворошилова. Не просто так Герасимов решил пойти на такой шаг. С Ворошиловым его связывала дружеская связь.

opisanie-kartin.com

Художник Александр Герасимов

Живописец, график, инсталлятор. Родился в 1955 году в Риге. Обучался в Белорусском Театрально-Художественном Институте на художественном факультете по классу дизайна.

С 1978 года живет и работает в Ленинграде – Санкт-Петербурге. Член Союза художников России. Действительный член Академии Современного Искусства Санкт-Петербурга. Участник более 300 выставок в России и за рубежом. Эсквайр.

+7 (921) 949-56-37, электрическая почта, скайп, гугл+, фейсбук, проза

Архив с набором фотокарточек для публикации в средствах массовой информации.

«Что до меня, то я вывихнул руки, желая обнять облака. Это благодаря звездам небо столь нестерпимо озарено. И глаза мои, сожженные, угадывают только воспоминание солнца. Тщетно я думал найти центр и цель пространства. И теперь не знаю, какой огонь спалил мне крыло. И уничтоженный любовью к Прекрасному, я даже не могу дать мое имя пропасти моего падения». Бодлер. «Икар».

В наше удивительное время, когда сама возможность искусства находится под вопросом, живопись петербургского художника Александра Герасимова поднимает вопрос подлинности субстанции искусства. Подлинности чувства, мастерства, образа, красоты. В эпоху суррогатов, когда счастье подменяется эйфорией, а живопись — ее имитацией, на передний план выходит архаическая модель искусства — поддержание баланса высокого творческого состояния. Посреди выжженной цинизмом пустыни пост-модернизма Герасимов создает свой потаенный оазис, напоминающий «секреты» — первобытные инсталляции, которые испокон века создают дети по всему миру. Заглянув в это зазеркалье, мы вслед за грезой художника проваливаемся в мир изысканных интонаций и фактур…

…Искусство Герасимова — в изумлении: для художника его произведения такое же зрелище, как и для зрителя. Он вновь и вновь оборачивается, чтобы удостовериться,что чудо и есть действительность. В своей меланхоличной созерцательности Герасимов достигает сверхъестественных эффектов его живопись начинает звучать. Это шелест гербариев, перьев ангельских крыльев в сновиденческой реальности, приправленной ядом петербургской мистики. «Гербарии» — засушенные динозавры между страниц девичьих дневников» — иронизирует художник. Для передачи этих интонаций мастер не имеет проблем с выразительными средствами или техникой напротив, он признается, что в Петербурге ему было предъявлено требование избавиться от блеска рисунка и композиции. Удалось ли Герасимову подстроиться под это популистское требование экспрессионизма местного разлива? Пожалуй, что нет. Его живопись продолжает быть роскошью и настаивает на классицизирующем начале. Музыка в тишине, головокружительное соскальзывание при статичности, доверительность при надменной мине озирающегося эстета, случайно заброшенного на черт знает какую помойку.

Герасимов не повествует, а констатирует. Он создает свой тип бесполой, ангельской, иконописной красоты. Виртуозно проработанная поверхность, фактура, живописный фундаментализм, ныне пришедшие на смену перегруженному идеологией тексту отправная точка для будущего искусства. Герасимов сам странник гид для путешествующих в Прекрасное, ныне «шифрующееся» на секретных территориях междометий. Его опыт, вкус и знание ничего не гарантируют, кроме сказочного приключения.

Андрей Хлобыстин

Современное искусство примитива — сложнейшее и тончайшее из искусств, поскольку обращение к символической стороне человеческой культуры требует от художника особенно ответственного отношения к линии и цвету. Возможно, именно эта ответственность — главная причина того, что сегодняшние художники предпочитают примитиву концептуальные формы искусства.

В этом смысле Александр Герасимов — консерватор. Плоскому концепту он всегда предпочтет живую метафору. В эпоху трезвого расчета Герасимов допускает в свою живопись эмоции и мечты. Этим «консерватизмом» объясняются и сложный, изысканный колорит, и тщательно продуманные, но, тем не менее, одушевленные конструкции его картин.

Я вовсе не утверждаю, что все в этой живописи суть собственное изобретение художника. Ирреальность цвета и объема он позаимствовал у сюрреалистов первой половины прошлого века, а странный потусторонний воздух — в традиционной византийской и русской иконописи. Поэтому его персонажи — души или цветные тени— существуют как бы во сне. У Герасимова уже появились подражатели,но, к сожалению, не слишком удачные: прежде, чем имитировать его метаязык, нужно в совершенстве владеть рисунком.

Что касается «существования во сне», то, наверное, следует объяснить, что подобный стиль обязан своим существованием не просто «ходу», удачно найденному умелым ремесленником. Напротив, мы имеем дело с продуманной позицией мастера, продиктованной отнюдь не коммерческими причинами. На правах близкого знакомого артиста я могу засвидетельствовать, что время от времени какие-нибудь неискушенные любители изобразительных искусств обращаются к нему с просьбой написать для них картину «в более традиционной манере», и всякий раз художник, как, и многие другие мастера в подобных случаях, не без огорчения отклоняет соблазнительное предложение. Можно предположить поэтому, что изобразительная система, которой много лет хранит верность Александр Герасимов, больше, чем просто стиль (в узком значении этого слова) — это его путь.

Мне уже приходилось писать о том, что у Герасимова всякий «сон» органичен,он, этот сон, — родной брат романса, лубка, монастырской вышивки, деревянной ендовы или сундука, расписанных народным умельцем. А иногда его картины ассоциируются со стихами Николая Гумилева о путешествиях — в заморские страны или в далекие полумифические времена. И эта связь — неслучайная.

Художник Александр Герасимов — вопреки всему, что сказано мной выше о его консерватизме — человек Будущего. Его память наполнена замечательными научными открытиями и чудесными техническими изобретениями. Но жить этому художнику выпало где-то в четырнадцатом веке по Рождестве Христовом, «во временах простых и грубых». И вот, пробираясь в Казани или Москве Болотной площадью, он брезгливо обходит непочтительных к власти или церкви преступников, корчащихся на высоких кольях. Во время путешествия в Святой град Иерусалим подолгу живет вместе с другими паломниками в земле Ок, дожидаясь отряда попутчиков-крестоносцев. Он встречает одетых в сталь жизнерадостных ландскнехтов — тех самых, которые экспроприируют у крестьян кур и свиней и насилуют крестьянских дочерей. Пьет в кабаке вино с пилигримом-алхимиком, направляющимся в страну Лимузин, и слушает его рассказ о том, как прекрасная юная Николетт исцелила от тяжкой болезни умирающего паломника, показав ему свою ножку. Под руководством первых ботаников Герасимов составляет гербарии для любознательных вельмож, а библиотекарям помогает атрибутировать полустертые манускрипты. Все это не игра — обыкновенная жизнь в преддверии эпохи возрождения. Но (позволю себе повториться) чтобы вести такую жизнь, нужно в совершенстве владеть формой. Иначе говоря, нужно просто быть мастером.

Борис Хаимский

В русском языке лист дерева и лист с текстом обозначаются одним словом. В серии картин петербургского художника Александра Герасимова эти листы соединены в единый живописный аккорд. Прочтение серии как слияния Природы и Культуры может показаться высокопарным, но ярко звучащий первый план смыслов далее растворяется в многочисленных ассоциациях, трепетная неопределенность которых питает загадочную жизнь произведений мастера. Постоянный его персонаж — лицо человека, но иногда кажется, что это лик ангела, таково отрешенное его выражение, такова стилистическая трактовка, отсылающая к иконописи.

Когда-то дискутировали: есть ли пол у ангелов? Персонажи Герасимова тоже как бы бесполы, даже когда появляются признаки одежды — им чужды страсти, они вне времени. Для неспециалиста и растения бесполы. Впрочем, гербарии Герасимова вызывают не столько естественнонаучный интерес, сколько заинтриговывают своими геральдическими значениями или попросту дают собой полюбоваться, вчитаться в текстуру прожилок. Такое же отношение к текстам, где главное не их литературное содержание, а текстура, они тоже как знаки времени, сгустки ностальгического настроения. Любовь к старине не приводит художника к ретроспективизму — он говорит на языке двадцатого века, проявляя многослойность эстетических пристрастий современника эпохи постмодернизма. В его иконописных ликах есть отголоски кубизма, так же как в работе с коллажем и резких композиционных ритмах.

Особое отношение у художника к поверхности, то изысканно фарфоровой с кракелюрами, то брутально шероховатой, как бы с патиной времени, но, тем не менее, единой в эстетическом плане. Любуясь поверхностью произведений художника,все время ощущаешь позитивность и глубину стоящих за ней устремлений автора и основательность традиций, на которые он опирается в своих трудах.

Николай Благодатов, Член СХ России, Член Академии Современного Искусства Санкт-Петербурга.

Профессиональная судьба этого художника представляется мне весьма характернойдля России.

Я имею в виду прорастание слова в изображение. Наша живопись изначально вербальна, и утомительный ригоризм — важнейшая опасность на пути реализации возвышенной и напряженной мысли в холсте или скульптуре.

Герасимов воспитан на, Слове и Книге, но он сумел (или судьба ему помогла) переплавить прочитанное или придуманное, но так или иначе существовавшее как некий текст, в зримые образы, начисто лишенные настойчивой повествовательности.

Литературные образы — исторические, религиозные, философские — сконцентрированы в его картинах настолько, что категория времени, последовательной смены событий практически исчезает. Всё — одновременно. Время возникает лишь в сознании чуткого зрителя.

Большинство сюжетов Герасимова — на первый взгляд — кажутся четко ориентированными на традицию русской иконы.

Это так и не так.

Напряжение, жёсткая декоративность и острое ощущение нынешних жизненных ритмов властно втягивают зрителя в круг сегодняшних ощущений. В работах художника возникают своеобразные притчи, лишь в самой своей глубине резонирующие далеким своим прообразом. Он мастерски использует контрасты цветовых плоскостей, сводя их к суровой и вместе праздничной гармонии. Отсюда — ясное ощущение выстраданного оптимизма, света, удивительной душевной чистоты, которые таятся в глубине даже самых сумрачных его работ.

Герасимов легко узнаваем — своеобразная «пластическая интонация», в которой присутствуют музыкальность, часто синкопированная мелодичность, суровая чистота циста, непременная серьёзность, выстроенность композиции. И серьёзная культура в работе с холстом, за которой — непреклонное стремление к тонкому профессионализму, к всё более совершенной реализации глубоких и серьёзных мыслей.

Всегда серьёзных. Как бы не искало света его искусство, в основе его — драма. Признание её и приносит медлительную, но прочную радость.

Михаил Герман, профессор, доктор искусствоведения, академик Академии гуманитарных наук, член Международной ассоциации художественных критиков (AIСA) главный научный сотрудник Государственного русского музея

cargocollective.com

Александр Герасимов. К 135-летию художника

Это первая монографическая выставка художника в России за последние шестьдесят лет. На ней представлены импрессионистические натюрморты и пейзажи, проникновенные портреты и полотна, благодаря которым Александр Герасимов вошел в историю как создатель соцреалистического канона, мастер картин сталинской эпохи, главной темой которых был образ «вождя, счастливого счастьем народа».

Он стал народным художником, лауреатом четырех Сталинских премий, а затем – всесильным первым президентом Академии художеств СССР. И хотя его картины не отражают советскую реальность тех лет, мы найдем в них нечто более интересное – историю советского воображения, систему идеологических символов, читаемые «иконы», которые должны были в традициях русского авангарда сформировать образ «нового человека».

В послереволюционные годы на роль создателей «стиля эпохи» претендовали различные творческие объединения, но время «пропустило вперед» именно Герасимова. Почему? Организаторы выставки пытаются найти ответ на этот вопрос. Восхождение художника на вершину славы началось в 1930 году с создания картины «В.И. Ленин на трибуне» (ГИМ), ставшей самой тиражируемой за всю историю СССР. Работы, посвященные сталинской теме, очерчивают весь житийный круг от «Клятвы» (частная коллекция, Москва), которую вождь дал в 1924 году, пообещав продолжить дело Ленина, до «Похорон Сталина» (частная коллекция Москва), где мы видим величественный профиль в обрамлении траурных лент и цветов. Особо отметим феноменально большую картину «Гимн Октябрю», (ГРМ), за которую Герасимов получил свою вторую Сталинскую премию.

В последний раз москвичи видели ее в 1949 году на выставке, посвященной 70-летнему юбилею Сталина, а затем эту работу убрали на долгие 50 лет из выставочных залов и даже из всех выходивших впоследствии каталогов художника, как будто ее никогда не существовало. Почему так случилось, стало известно совсем недавно. Оказывается, изображенного на полотне торжественного заседания в Большом театре по случаю ХХV годовщины Октябрьской революции 6 ноября 1942 года, о котором было заранее объявлено, на самом деле не было, и Герасимову поручили воплотить его в жизнь на холсте.

В последние двадцать лет картина стала одним из самых востребованных экспонатов Русского музея, побывав на десяти зарубежных выставках. И сейчас ее снова можно будет увидеть в Москве. На выставке представлены картины Александра Герасимова из почти двух десятков российских и зарубежных частных коллекций (Белоруссия, Великобритания, Италия, Франция, США), в том числе, из собрания Бориса Минца (Музей русского импрессионизма, Москва) и Алексея Ананьева (Институт русского реалистического искусства, Москва). Посетители смогут увидеть «Ню» (частная коллекция, Москва) – самую раннюю работу художника, написанную в мастерской Коровина в 1912 году, и пейзажи 1910-х годов, «Натюрморт с букетами роз» (1947, частное собрание, Франция), портреты архитекторов и военных, иллюстрации к повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», импрессионистические парижские сцены и путевые акварели из Индии и Китая. Многое из творческого наследия Герасимова широкий зритель увидит впервые.

Но настоящим открытием для многих станет красочная вакханалия «Половецких плясок» (1955, частная коллекция, Москва). Художник писал ее «для души». Буйные краски «осени патриарха» – словно попытка отдать высокому искусству все, что накопилось за долгие годы работы над правительственными заказами.

Завершает экспозицию картина «Колхозное стадо» (1959), невольно вступившая в диалог с современным искусством. Она хранилась в собрании семьи художника, а в 1991 году была продана в Италию и до последнего времени находилась в Европе в разных коллекциях и даже появлялась на торгах аукционного дома MacDougall’s в Лондоне. В Москве технологическая экспертиза выявила под верхним слоем нижнее изображение, оказавшееся недописанным вариантом знаменитой картины «Сталин и Ворошилов в Кремле».

www.shm.ru

Герасимов Александр Михайлович

(1881—1963)

Русский, советский живописец, архитектор и теоретик искусства, педагог, профессор. Доктор искусствоведения (1951). Первый президент Академии художеств СССР в 1947—1957 годах. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949). В 1949–1960 руководил творческой мастерской станковой живописи в АХ СССР. Художественное образование А. М. Герасимов получил в МУЖВЗ (1903-15), где его наставниками были крупнейшие русские живописцы рубежа XIX и XX вв. - А Е Архипов, Н. А. Касаткин, К. А. Коровин. У них он заимствовал широкую этюдную манеру письма, смелый мазок, сочный (хотя часто и грубоватый) колорит.

Окончив в 1910 г. живописное отделение, он, чтобы продолжить занятия у Коровина, поступил на архитектурное. После нескольких лет работы в родном Козлове, где прошли его детские годы, художник в 1925 г. вернулся в Москву. Здесь он присоединился к АХРР - ассоциации художников, совмещавших новизну советской политизированной тематики с традиционными живописными приемами; именно поэтому художники АХРР лишь себя называли "реалистами", всех же прочих - "формалистами" и "эстетами", непонятными народу.

Герасимов имел дар легко схватывать портретное сходство и ощущал себя в первую очередь портретистом, хотя нередко обращался и к пейзажной живописи, создав ряд тонких и лиричных по настроению пейзажей ("Март в Козлове", 1914; "После дождя. Мокрая терраса", 1935, и др.). Среди его портретов, индивидуальных и групповых, со временем начинают преобладать изображения людей высокопоставленных, руководителей государства и партии. Его большие холсты, не лишенные плакатного пафоса, - "В. И. Ленин на трибуне" (1930), "И. В. Сталин и К Е. Ворошилов в Кремле" (1938), "Гимн Октябрю" (1942) и др. - становятся образцами официального стиля советской живописи.

С конца 1930-х гг. Герасимов не только живописец, но и официальный руководитель художественной жизни страны, жесткий хозяин, возглавлявший основные творческие организации: председатель правления Московского отделения Союза художников (1938-40), председатель оргкомитета Союза советских художников (1939-54). На этих постах он был энергичным проводником, а отчасти и творцом художественной политики сталинских десятилетий.

Особую известность А.М. Герасимов получил как автор многочисленных портретов В.И. Ленина и И.В. Сталина. Занимая официальные посты в главных художественных организациях СССР в самые реакционные годы, проводил жесткую политику борьбы с любыми отклонениями от метода социалистического реализма. В 1950-е годы А.М. Герасимов писал: "Почему я должен был считать вкусы художников-формалистов выше моего вкуса? [...] всем своим нутром я понимал, что это какая-то гибель, меня тошнило от всего этого и вызывало ненависть, которая до сих пор не делается меньше […]". В то же время художник создавал камерные, лирические произведения, отдавая предпочтение пейзажу и натюрморту.

В этих работах он выступал приверженцем системы живописи своего учителя К.А. Коровина.

Этюд «У пруда» Натюрморт с пионами и гвоздикой

kupitkartinu.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта