Сочинение по картине Васнецова «Кащей Бессмертный». Васнецов кощей бессмертный картина
Сочинение по картине Васнецова «Кащей Бессмертный»
Цикл эпических полотен Васнецова «Поэма семи сказок», к которому относится картина «Кащей Бессмертный» создавался с 1900 года. Особенно интенсивно художник работал над живописным воплощением образов сказочных героев с 1917 года. Сегодня все холсты этого цикла находятся в Москве (дом-музей В.М. Васнецова).
Виктор Михайлович говорил, что цель его творческого выражения – отразить вечное через глубину истинного и народного. Путь к цели и средства ее достижения он выбрал безукоризненно точно, ведь что может быть ближе русскому человеку, чем народная сказка. Васнецову удалось сделать больше – он не просто подарил жизнь героям русского эпоса – он соединил вымысел и реальность, используя выразительные средства художественного искусства. Некоторые критики и искусствоведы находят в сюжетах «Поэмы семи сказок» нотки тревоги за Россию и ее будущее.
Картина «Кащей Бессмертный» написана преимущественно в мрачных тонах, ведь она изображает эпизод неволи и заточения в пространстве вечной борьбы добра со злом. Сырая темница скупого хранителя сокровищ становится тюрьмой для красавицы и пусть она полна драгоценностей и золота, никакие дары на свете не заменят ей свободного голубого неба и родных русских просторов. Полотно В. М. Васнецова изображает как раз тот момент, когда похититель пытается искусить царевну дорогими подарками, полагая, что приняв их, она станет его женой. Повсюду в мрачном обиталище Кащея мы видим сундуки наполненные золотом и дорогими платьями, платой за которые должна стать свобода заложницы жадного злодея.
Единственным светлым, живым пятном является девица, именно к ней стремится взгляд наблюдателя. Несмотря на то, что она напугана, взор ее светится надеждой на спасение. Ее свобода бесценна, а вера и благочестие безграничны. Как коршун над жертвой склонилась огромная костлявая фигура Кащея Бессмертного над нежной и кроткой фигурой девушки, но зритель знает, что избавление близко. Зная финал сказки, мы наблюдаем картину спокойно, без сильных эмоций. Как и во всех русских народных преданиях, в этой истории добро снова победит зло, и похититель будет повержен.
Виктора Михайловича Васнецова смело можно назвать сказочником кисти. Его великолепные картины из цикла «Поэма семи сказок»: «Кащей Бессмертный», «Царевна лягушка», «Три Богатыря», «Алёнушка», «Иван-Царевич и серый волк», «Снегурочка», «Ковер-самолет» – как иллюстрации огромной книги народного эпоса, которые могут без слов рассказать о волшебстве и коварстве, о любви и невежестве и о вечном торжестве добра.
school-essay.ru
Картина Васнецова "Кощей Бессмертный" рассказ по картине
Картина Васнецова «Кощей Бессмертный» стало его последней картиной. Художник писал ее более 9 лет и завершил в 1926 году.
Составим небольшой рассказ по картине «Кощей бессмертный»
На этой картине мы видим мрачный замок Кощея. Темные каменные стены, огромные двери, повсюду сундуки с награбленными Кощеем сокровищами.
В центре картины сидит на троне сам Кощей, тощий бородатый старик с жидкой бороденкой и в золотой короне. В его руках огромный изогнутый меч, запятнанный кровью. Кощей уже успел кого-то убить.
Рядом с ним сидит прекрасная девушка, тоже в золотой короне. Кто она мы не знаем. Скорее всего одна из тех красавиц, которых так любил похищать Кощей. Но может быть это Василиса Премудрая, дочь Кощея. Девушка также в короне и богатых алых одеждах. Одной рукой она словно закрывается от кощея, но лицо ее остается спокойным. Она не боится сидящего рядом злодея, она напряженно о чем-то думает. Может быть о судьбе неизвестного богатыря, убитого Кощеем.
Картина «Кощей бессмертный» выполнена в мрачных тонах, и единственным светлым пятном на ней оказывается царевна. Художник уделил много внимания мелким деталям, например изогнутым кончикам туфель Кощея, и потому рассматривать ее можно долго, все время находя что-то новое.
По этой картине можно сказать, что Кощей Бессмертный жил в каком-то мрачном дворце, который художник изобразил в серых тонах. Большие железные двери наверняка запирались на засовы, так чтобы пленница не смогла бы убежать. Кощей изображен пугающе, так он держит в руках окровавленный изогнутый меч, демонстрируя, что уже кого-то убил за неподчинение его приказу. Его пленница немного испугана, тем что оказалась в таком заточении. Художник изобразил юную красавицу в короне и прекрасной дорогой одежде алого цвета расшитой золотом, у нее русая коса, которую она придерживает рукой, может быть немного теребит ее.
В самом тронном зале можно увидеть сундуки, закрытые на замки. Видимо в них кощей хранил свое несметное богатство — злато и серебро, драгоценности. Мне думается, что несмотря на это богатство пленница все же мечтает выбраться из этого мрачного и серого дворца, в ее взгляде не читается любовь к Кощею, она теребит свое косу и надеется, что придет богатырь и спасет ее из плена.
www.sportsalo.com.ua
Кощей Бессмертный: картинки, фото, описание
Автор: Павел ИнЗагадочные существа - Славянские образы
Картина Кощей Бессмертный. Иван Билибин
Картина Виктора Васнецова: Кощей Бессмертный
Сергей Малютин, Кощей (1904)
Фото Кощея Бессмертного из детского фильма
Кощей. Рисунок
Описание Кощея Бессмертного
Кощей (Кащей) с обычным эпитетом Бессмертный - в восточнославянской мифологии злой колдун, противостоящий сказочным и былинным героям, выполняющий роль скупого хранителя разных сокровищ, что и Змей Горыныч. Кощей Бессмертный умыкает красну девицу в своё царство и создаёт препятствия на пути её вызволения. Чтобы убить Кощея, нужны необыкновенные усилия, потому что его смерть сокрыта далеко: на море-океане, на острове Буяне есть зеленый дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, а в утке яйцо; если добыть это яйцо и сжать в руке, Кощей начинает чувствовать страшную боль, а если раздавить яйцо - Кощей немедленно умрет. То же самое рассказывается и про смерть змея, а в германских сказках - про смерть великана.
В сказке о Марье Моревне главную роль в поражении Кощея играет волшебный конь:
«Иван откормил жеребёнка на зелёных лугах, и вырос из него славный конь. Поехал он на коне за Марьей и снова её от Кощея увёз. Кощей попробовал было за ними угнаться, но теперь у Ивана конь был даже ещё лучше Кощеева коня. Долго ли, коротко ли, нагнал Кощей беглецов и хотел разрубить Ивана саблей, но Иванов конь ударил Кощея и размозжил ему голову. Иван развёл огонь и сжёг Кощея на костре, а пепел его пустил по ветру»
Древность персонажа подтверждается его наличием в русских заговорах. Кащей Бессмертный – Трипетович, сын Матери Сырой Земли и Вия подземного. Кто зовёт его Кащеем Бессмертным, а иные - Кащеем Трипетовичем, владыка темного царства, бог земледелия у племени, враждебного славянам, также - славянский Аид, царь царства мертвых. У греков ему соответствуют Триптолем и Аид. Противник Ярилы и Дажьбога. Говорила Дажьбогу Жива: - Не найти тебе Смерти Кащеевой - он с Мареною-Смертью дружен. И в бою ему Смерть не писана, ведь Кащей - это бог Бессмертный!.
Подобно змею, Кощей Бессмертный изображается в сказках людоедом и похитителем девиц и молодых жен, которых он уносит в свое царство. Из сказок Кощей перешел в былины, где он смешивается с такими чудищами, как Идолище Поганое и Тугарин Змеевич . В былине об Иване Годиновиче Кощей Бессмертный налетает на этого богатыря, чтоб отбить у него невесту, Настасью Дмитриевну. В былине о Михайле Потоке , в списке XVII века, выводится Кощей, царь Золотой Орды; узнав о красоте жены Михаила, он собирает огромное войско и обступает Киев, но богатырь избивает его силу.
Слово Кощей
Слово Кощей (тюркского происхождения) встречается в летописях в значении раба, пленника, младшего отрока княжеского. В "Слове о Полку Игореве" слово Кощей употребляется и в значении раба, и в смысле человека низкого, коварного, презренного; так, половецкий хан Кончак называется поганым Кощеем. В современном языке слово Кощей не сохранило своего старинного значения (раба), но как презрительный эпитет закрепилось за сказочным злым существом, причем народная этимология привела имя Кощея в связь со словом кость (ср. старинное кощь - тощий) и видит в Кощее образ человека костлявого, худого. Из сказок слово Кощей вошло в оборот как прозвище скряги, дрожащего над своей казной.
Сила Кощея
Вода придаёт Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесённые ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает двенадцать цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны. Сам Кощей имеет обыкновение превращаться в ворона.
Кощей является весьма могущественным чародеем: в сказке «Иван Соснович» Кощей превращает в камень целое царство; в сказке «Елена Прекрасная» превращает Ивана Царевича в орех; в сказке «Царевна-Змея» превращает царевну в змею; в сказке «Царевна-лягушка» наказывает царевну, надевая на неё лягушачью кожу.
Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажите ваше мнение!!!
Последние материалы в этом разделе:
-
Чур — восходит к имени славянского бога родового оча...
-
Черт — родовое название для обозначения всякого рода...
-
Сирин — райская птица с головой девы. Считается, что С...
-
Лихо одноглазое — дух зла, несчастья, олицетворен...
-
Усопшая душа, при наступлении смерти, имеет выбор:- Ос...
Понравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах:
Добавить комментарий
www.zagadochnaya-sila.ru
Сказка на картинах В. М. Васнецова
Сказка на картинах В. М. Васнецова
Маннанова Земфира Зинфритовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОБУ Лицей № 6
г. Мелеуз
С чего начинать обучение литературному исследованию школьника? Конечно со сказки! С пятиклассниками мы изучаем особенности волшебной сказки, использование средств художественной изобразительности. Находим сказочные элементы в произведениях русских писателей. Пытаемся сами написать сказку. (Э. Шишкова «Необычная встреча в лесу. Зимняя сказка».// «Учитель Башкортостана», № 2, 2013, с.28).
В этом учебном году уже с шестиклассниками мы изучаем сказку по… картинам русских художников. Ведь приходит к нам сказка не только с рассказами мам и бабушек. Она приходит вместе с добрыми мультиками, с красиво раскрашенными детскими книжками. В большинстве случаев именно художники помогают нам прочитать, увидеть сказку. Вспомним картины И. Билибина, М. Врубеля, Н. Рериха, В. Васнецова.
Подлинно русская природа, живой фольклор, впитанные с детства, становятся, как правило, источниками творчества многих поэтов и писателей, художников и композиторов. Таким источником стала для Виктора Михайловича Васнецова Вятская губерния. Свой же главный труд художник назвал «Поэмой семи сказок». В нее вошли семь картин: «Спящая царевна», «Баба - Яга», «Царевна-лягушка», «Кощей Бессмертный», «Царевна - Несмеяна», «Сивка Бурка», «Ковер-самолет». Эти картины создавались художником исключительно для души, и в настоящее время являются украшением Мемориального Дома-музея В.М.Васнецова в Москве.
Так какая же сказка у Васнецова? Начинается она с «Аленушки». Александр Прокофьев пишет об этой картине:
Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит,
А на берегу, совсем как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
Одна героиня в сказках исчезает, т.к. добрый молодец хотел сиюминутного счастья (как в сказке «Царевна – Лягушка», (картина «Царевна – Лягушка»), другая («Спящая царевна») оказывается усыплена колдуньей, и разбудить ее сможет только любящее сердце. Или вообще оказаться в подземном царстве (картина «Три царевны подземного царства»).
Спасти красавицу может только достойный ее сердца герой. Он выходит в путь – дорогу («Богатырский скок») и оказывается на распутье («Витязь на распутье»).
Выбрав дорожку, добрый молодец идет по ней, либо его направляет клубочек. На своем пути добрый молодец обязательно увидит избушку на курьих ножках, а в ней – Бабу – Ягу(картина «Баба-Яга»).
Добро в работах Васнецова кажется хрупким и беззащитным, совсем как юная царевна на картине «Кощей Бессмертный».В подземелье своего дворца Кощей уговаривает прекрасную царевну стать его женой.
Зло может предстать грозным и неодолимым. Цена победы над ним - потоки крови и страшные раны, как на полотне «Бой Ивана - царевича с трехглавым змеем» В ней художник еще раз обратился к теме изображения силы и мужества русского народа.
Разгаданы загадки старой ведьмы, побежден Змей Горыныч, убит Кощей Бессмертный. Героя ожидает награда – любовь девицы и богатство. И вот перед нами картина «Иван-Царевич на Сером Волке».Мчится сквозь темный, страшный лес Серый Волк, спасает от погони Ивана Царевича и Елену Прекрасную. Ее золотистые волосы развеваются по ветру. Скорость, с которой волк их несет, огромна: даже тяжелый меч Ивана Царевича взвивается в воздух. Васнецов показывает в картине, как от пылкого чувства в холодном, мрачном лесу происходит настоящее чудо: на ветке яблони, неожиданной здесь, в чащобе, распускаются нежные, как любовь в сердцах сказочных героев, цветы.
А вот еще одна картина. По небу среди мягких ласковых облаков летят на ковре – самолете Иван Царевич и Елена Прекрасная. («Ковер-самолет») Иван на ковре - самолете - олицетворение непреодолимого стремления человечества летать, творить и побеждать.
В подмосковном Абрамцеве (в 1882 году) Виктор Васнецов оформлял декорации к сказке А. Островского «Снегурочка». Появилась знаменитая «Снегурочка».
В Абрамцеве написана и самая известная картина Васнецова – «Богатыри». Перед нами Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. У каждого свой характер. Один – уже готов к бою. Конь Добрыни Никитича будто говорит своему хозяину, что враг близко. Другой богатырь, Алеша Попович, тоже не подпустит врага – он крепко держит в руках лук со стрелами. Васнецов мечтал, что картина будет помещена в специальном зале Исторического музея, посвященном Киевской Руси, и поэтому стремился к монументальности и декоративности в ее решении.
При всем разнообразии, а порой и неравноценности картины В. Васнецова объединяет желание художника раскрыть, прежде всего, подлинную суть русской народной сказки, заключенное в ней понимание добра и зла, воссоздав ту атмосферу переплетения реального и фантастического, которая составляет главное очарование сказки. Сказка предоставила ему благодатный материал для воплощения своей давней мечты, причем дала возможность как нигде более выразить ее в цельности, объединяющей васнецовское понимание родной природы и русского человека.
Литература
1. Казиева М. Сказка в русской живописи // М. изд.-во Белый город, 2008
2. Мананнова З.З. От чтения - к исследованию // Современные гуманитарные исследования. 2010. №2
infourok.ru