Сочинение по картине Васнецова «Богатыри» 4 класс. Сочинение по картине в м васнецова богатыри 4 класс


Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри» 4 класс Задачи урока

Учитель начальных классов

Яковлева Тамара Вячеславовна

Культурные и социальные преобразования в нашем обществе выявляют необходимость формирования личности, готовой к взаимодействию и сотрудничеству. Это обусловливает особую значимость общения как необходимого условия жизнедеятельности людей. Общение представляет собой, прежде всего, речевую коммуникацию и требует специфических знаний и умений, определяющих успешность адаптации человека в любой социальной среде. Исследователи считают, что конечная цель обучения русскому языку - творческое владение речью.

Л.Н. Тол­стой сформулировал положение: «Если ученик в школе не научится сам творить (т.е. выражать свои мысли), то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Именно поэтому сочинения явля­ются главным видом упражнений по развитию речи.

Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли, учит красиво высказываться, обогащает язык и учит грамотности.

Сочинение – это творческая работа. Ребёнок должен жить в мире творчества. «Без этого, - писал В.А. Сухомлинский, - он засушенный цветок».

Сочинения в начальной школе – это небольшие сюжетные рассказы с элементами описания. Сочинения младших школьников, как правило, эмоциональны, патриотичны; проникнуты гуманностью, уважением к труду, к подвигу, к благородству.

Эмоциональность младших школьников, конкретный характер их мышления позволяет опираться на живое, непосредственное наблюдение. Поэтому большое место в работе по развитию речи должны занимать сочинения по картине. Картина воздействует на чувства ребёнка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он не мог столкнуться в своём непосредственном опыте и помогает глубже осознать и те явления, с которыми школьник уже знаком.

^

Задачи урока: — способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, умения правильно и последовательно излагать свои мысли;

— способствовать воспитанию у младших школь­ников патриотизма, формированию интереса к герои­ческому прошлому нашего народа через творчество поэтов и художников;

— способствовать формированию умения составлять художественное описание по сюжетной картине.

  1. ^
Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

На картину посмотрите,

Ничего не упустите!

- Вы уже догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

2. Подготовка к восприятию картины.

- С творчеством каких художников вы знакомы? (Саврасова, Шишкина,

Левитана)

- Что общего в их творчестве? Что они изображают на своих картинах?

- Правильно. Это художники-пейзажисты. А сегодня мы познакомимся с творчеством художника В.М. Васнецова.

Виктор Михайлович Васнецов родился в глухом вятском селе в большой семье сельского священника. Витя рос впечатлительным мальчиком, с детства любил слушать народные сказки и песни.

В их дом часто заходили странники, рассказывали много историй, сказок, преданий. Они-то да и отец, образованным человек, зародили в мальчике любовь к народному творчеству.

Это репродукции картин В.М Васнецова. Знакомы ли они вам? Где вы их видели? («Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке»)

- Чем эти картины отличаются от уже знакомых нам картин Саврасова, Шишкина, Левитана? (В них присутствует фигура человека)

- Правильно, и в следующей картине она тоже присутствует. А точнее целых три фигуры.

Учитель предлагает рассмотреть кар­тину В. Васнецова «Богатыри».

3. ^

Под музыку «Богатырской симфонии» А.П. Боро­дина ребята рассматривают картину, обращают внима­ние на одежду и вооружение воинов, на богатырских коней.

4. ^

- Каково ваше впечатление от картины? Кто эти богатыри, как их зовут и откуда они? (Это герои русских былин)

- Кто из богатырей привлекает ваше внимание? Как вы считаете, кто из троих — Илья Муромец? Поче­му вы так решили?

После чтения былин учащиеся без труда узнают каждого из богатырей.

Предлагается задание описать внешний вид богаты­рей, выражение их лиц, вооружение, одежду, коней. Последовательно идет работа по описанию каждого бо­гатыря.

- Как изображены богатыри? (Крупным планом, все вместе, одной группой, плечом к плечу, в полной боевой готовности, они едины в своих помыслах.)

- Что вы почувствовали в их взглядах и позах? (Большую силу, готовность в любую минуту сразиться с врагом. Картина вызывает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.)

- Художник так изобразил своих богатырей, что зрителю кажется, будто они возвышаются над землей. Почему Васнецов использовал такой прием? (Чтобы показать, как необъятна русская земля. За богатырс­кой заставой просторы родной земли бескрайни. Ка­жется, степь так широка, что конца и края ей нет.)

- Какие краски использовал художник, чтобы по­казать степи, холмы? (Художник использовал тёмно-фиолетовые, синие, темно-зеленые, темно-коричневые цвета, которые вызывают чувство тревоги, беспокой­ства, настороженности: не затаился ли поблизости враг?)

Учитель подводит итог беседе.

- Яркими и нарядными предстают перед нами бо­гатыри. Темно и страшно за ними. Этот прием контра­ста как бы усиливает мощь героев картины.

Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю, ни птице не пробраться, не проскользнуть.

  1. ^
- Как вы считаете, какие думы и чаяния хотел вы­разить в картине художник? (Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.)

Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чув­ство — чувство гордости за Родину. Л.Н. Толстой так оценил картину в письме к художнику: «Я особенно никогда не задумывался, какие в жизни были наши бо­гатыри, но, увидев Ваши картины, подумал, что имен­но такими были защитники и поборники родной земли и никакими другими в представлении народа быть не могли».

6. ^

7. Устное описание картины.

По составленному плану несколько человек расска­зывают содержание картины, остальные дополняют их рассказ.

8. Самостоятельное написание сочинения.

Перед началом сочинения учитель может еще раз обратить внимание учеников на картину.

9. Итог урока. Рефлексия.

Зачитывание сочинений или особенно удачных отрывков.

- С творчеством какого художника мы познакомились? Что нового и интересного для себя взяли из содержания сегодняшнего урока? Что вам особенно понравилось, что удивило?

^

«Виктор Михайлович Васнецов — выдающийся рус­ский художник. Он написал много картин, но самая любимая моя картина — «Богатыри».

На ней изображены защитники Русской земли: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Про них было сложено много былин, а Васнецов очень умело изобразил их на картине.

Илья Муромец — могучий, сильный, опытный и мудрый богатырь. Он самый старший среди всех. Он сидит на коне спокойно. В одной руке он держит па­лицу, другой руке у него щит и копье. Конь богатырский верен своему хозяину и тоже спокоен и нетороплив. Добрыня Никитич на картине изображён смелым, решительным, стремительным. Он настороженно смотрит вдаль и готов к бою. Нетерпелив и его конь, вот-вот понесет своего седо­ка. Алеша Попович — самый молодой из богатырей. Он храбрый, находчивый и весёлый. Кажется, сейчас он возьмёт гусли и запоет. Конь под ним чувствует настрой своего хозяина — такой же весёлый, но уши навострил, слушает и ждёт команды.

^

На картине небо мрачное, будто вражеская сила надвигается, а за холмами родная земля. Вот и вышли они сражаться за Родину, за свой народ.

^

(Рашитова Алина)

«Жили на Руси могучие богатыри, и не было таких препяпствий, которые они не смогли преодолеть. Славились они необыкновенной силой и мудростью, защищая Русь-матушку от врагов.

^

Художник показал в своём произведении всю храбрость, находчивость и смекалку Алёши Поповича, смелость и решительность Добрыни Никитича, силу и опытность Ильи Муромца. Богатыри предчувствуют опасность. Исчезли над ними облака, лишь серые тучи грозно плывут по небу. А вдалеке, за холмами, над родной землёй — светлое небо, там всё хорошо. Вот и стоят богатыри на страже мира и спокойствия.

Мне очень понравилась эта картина, она — символ русской силы и любви к Родине».

(Дорженковская Полина)

zazdoc.ru

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри» 4 класс

Задачи:

- познакомить с творчеством В.М. Васнецова

- способствовать воспитанию у младших школьников патриотизма, формированию интереса к героическому прошлому нашего народа

- формировать умение составлять художественное описание

- формировать умение составлять текст с элементами оценки действительности

1. Вступительное слово учителя.

Вряд ли найдётся в России человек, который не видел никогда картины В.М. Васнецова. Творчество художника стало вершиной русского искусства 19 века. В Третьяковской галерее, в васнецовском зале, висят «Богатыри» - картина, которая стала воплощением всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. Два десятилетия посвятил он этой картине. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков.

Начал рисовать Васнецов очень рано. Жития русских святых и сказания о богатырях, русские сказки и песни он слушал из уст отца, от стариков в деревне, где жил. В папке Виктора Васнецова останутся рисунки с названиями «Сказки деда», «Бабушкины сказки». Очень любил будущий художник былины о Садко. Образы русских богатырей крепко запали в душу мальчика.

Спустя много лет художник сказал о своей картине «Богатыри»: «Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнить свои обязанности перед ним так, как их понимал и чувствовал».

^

По литературному чтению с былинами о богатырях. Центральная идея, проходящая через все былины, - идея защиты государства, Русской земли. Сила, бессмертие богатырей – это сила и бессмертие нашего народа. Илья Муромец стал воплощением мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Победы Ильи над врагом вызывают у детей уважение к богатырю, радость, веру в силы народа. Ребят охватывает чувство гордости и патриотизма, что нелегко бывает воспитать у детей в настоящее время.

Богат, живописен язык былины. Ребята чувствуют, как велика роль эпитетов в создании героических образов: буйные головы, могучие плечи, ретивое сердце.

Одним из главных черт Ильи Муромца ребята называют любовь к Родине, преданность, честность.

На одном из уроков, посвящённых былинам, учитель предлагает учащимся задание: представить себе того человека, который не боялся несметных полчищ врагов. И чтобы помочь детям представить себе русских богатырей, учитель предлагает рассмотреть картину Васнецова «Богатыри».

^

Под музыку «Богатырской симфонии» А.П. Бородина ребята рассматривают картину, обращают внимание на одежду и вооружение воинов, на богатырских коней.

^

- Каково ваше впечатление от картины? Какие чувства она у вас рождает?

- Кто из богатырей привлекает ваше внимание? Как вы считаете, кто из троих – Илья Муромец? Почему вы так решили?

После чтения былин учащиеся без труда узнают каждого из богатырей.

Опишите внешний вид богатырей, выражение их лиц, вооружение, одежду, коней. (Последовательно идёт работа по описанию каждого богатыря.)

- Что можно сказать про Илью Муромца, выражение его лица? (Он старший из богатырей, находится в центре. У него спокойное, мужественное лицо. Он зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда.)

- Найдите в былине отрывок, дающий описание Ильи Муромца.

^

Илья Муромец, сын Иванович

Из – под славного города из - под Мурома,

Из того ли села Карачарова,

И конь под Ильей, словно лютый зверь,

Он сам на коне как ясен сокол…

- Послушайте описание богатыря из былины «Добрыня Никитич».

«Растёт Добрыня в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный».

- Что вы можете сказать про Добрыню Никитича? (Он порывист, быстр, скор, благороден. Он нетерпелив, готов нестись в бой в любую минуту. И конь ему под стать, смотрит вдаль, вот – вот сорвётся с места. Одет Добрыня побогаче, чем другие богатыри, видно, что он из знатного рода.)

- Что общего в былинном описании богатыря и образе Добрыни на картине? (Кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, глаза зоркие, соколиные, силён, ловок, ухваткой равных нет.)

- Найдите отрывок из былины, дающий описание Добрыни Никитича.

^

Что Добрынюшка Никитич – млад,

Сын богатого гостя рязанского

И жены его Амелфы Тимофеевны.

- Что вы можете сказать о третьем богатыре, Алёше Поповиче? (Он молод и красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнею, но может и стрелы свои ловко и быстро пустить. Он с усмешкою, без боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)

- Найдите отрывок, дающий описание Алёши Поповича.

^

Он Добрыне Никитичу крестовый брат,

Что из присна города, из Ростова,

Сын соборного попа ростовского.

- Как изображены богатыри? (Крупным планом, все вместе, одной группой, плечом к плечу, в полной боевой готовности, они едины в своих помыслах.)

- Что вы почувствовали в их взглядах и позах? (Большую силу, готовность в любую минуту сразиться с врагом. Картина вызывает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.)

- Художник так изобразил своих богатырей, что зрителю кажется, будто они возвышаются над землёй. Почему Васнецов использовал такой приём? (Чтобы показать, как необъятна русская земля. За богатырской заставой просторы родной земли бескрайны. Кажется, что степь так широка, что нет ей конца и края.)

- Какие краски использовал художник, чтобы показать степи, холмы? (Художник использовал тёмно – фиолетовые, синие, тёмно – зелёные, тёмно – коричневые цвета, которые вызывают чувство тревоги, беспокойства, настороженности: не затаился ли поблизости враг?)

- Яркими и нарядными предстают перед нами богатыри. Темно и страшно за ними. Этот приём контраста как бы усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю, ни птице не пробраться, не проскользнуть.

^

- Прочитайте строчки из стихотворения И. С. Никитина, записанные на доске:

Широка ты, Русь,

По лицу земли

^

Развернулась!

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов!

- Какие слова Никитина можно отнести к картине? (У Руси всегда было много громких подвигов, которые совершили её богатыри, они приносили ей славу во все времена.)

А Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:

^

За тебя в нужде сложить голову.

На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей, тем более что все эти былинные герои имели в жизни свои прототипы.

- Как вы считаете, какие думы и чаяния хотел выразить в картине художник? (Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.)

Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за свою Родину. Л. Н. Толстой так оценил картину в письме к художнику: «Я особенно никогда не задумывался, какие в жизни были наши богатыри, но, увидев Ваши картины, подумал, что именно такими были защитники и поборники родной земли и никакими другими в представлении народа быть не могли».

^

Учитель на доске записывает план описания картины:

а) Художник, создавший картину.

б) Описание богатырей: выражения лиц, одежда, позы.

в) Природа на картине.

г) Мысли и чувства, которые вызывает картина.

д) Что хотел сказать художник своей картиной?

^

По составленному плану несколько человек рассказывают содержание картины, остальные дополняют их рассказ.

8. Самостоятельное написание сочинения.

Сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри» Караваева Алексея,

ученика 4 класса «А» МОУ Коченёвская СОШ № 13

Виктор Михайлович Васнецов был известным художником. Он создал замечательную картину «Богатыри». Прежде чем нарисовать её, художник тщательно изучат материалы. Это были былины, сказы об истории Древней Руси.

На картине мы видим трёх богатырей, которые выехали в поле, чтобы узнать, нет врагов. В центре старший из богатырей, Илья Муромец. Он напряжённо смотрит вдаль. В его образе чувствуется мощь. Фигура богатыря сливается с вороным конём. ОН хорошо вооружён. В одной руке у него щит и копьё, а в другой – тяжёлая палица. И конь под ним тоже богатырский. Конь стоит спокойно и ждёт приказа.

Слева – Добрыня Никитич. Он смел, отважен, нетерпелив. Правой рукой сжимает рукоятку меча. Добрыня всегда готов ринуться в бой. Конь по ним встревожен. Вот – вот рванёт в бой.

Справа самый младший богатырь – Алёша Попович. Он молод, весел. Алёша улыбается. Кажется, что сейчас возьмёт гусли и запоёт песню. Алёша Попович уступает в силе своим товарищам. Вооружён он только луком и стрелами. Но его главное оружие – хитрость.

На картине мы видим просторы русской земли. Степь поросла травой. Вдали видны холмы, перелески и громовое небо.

Когда я смотрю на картину, то чувствую гордость защитников русской земли. Родная земля надёжно защищена от врагов. Именно это хотел донести от нас художник.

izlov.ru

Сочинение по картине Васнецова «Богатыри» 4 класс

Многие критики живописи называют художника Васнецова великим не только в русском искусстве,  но и в мировом. Действительно, картины этого автора популярны и узнаваемы. Многим знакома картина Васнецова, которая называется «Богатыри». Это полотно также называют еще «Три богатыря». Картина способна привлечь к себе зрителей красотой, содержанием и образами трех героев, которые изображены на ней.    

Итак, мы видим на картине трех русских богатырей. Художник нарисовал на картине время, которое было для Руси тягостным, военным. Посмотрите, справа от богатырей находятся могилки. Их только две, значит, воинов хоронили прямо на поле битвы, сразу после сражения. О том, что в этом месте прошел бой говорит неровная, перерытая то здесь, то там земля. На месте боев уже успели подрасти молодые сосны, расположенные внизу на переднем плане картины. Возможно, на этой земле прошло уже не одно сражение.  

О войне говорят и нарисованные птицы, которые выискивают свои жертвы. Они кружат в мрачном небе, которое словно всегда плачет по погибшим воинам и о вечной войне. Полотно лишено радости и счастья.

Спасением для земли становятся три русских богатыря, которые занимают на картине центральное место. Видно, что в этом месте они оказались не случайно. Они внимательно оглядывают местность. Богатыри смотрят уверенно, они готовы сразу же вступить в бой за русскую землю. Васнецов изобразил богатырей мужественными, сильными, готовыми сложить свои головы за счастье народа. Они полностью вооружены, их вид строгий и грозный.

Из истории мы знаем, что в те времена жилось на Руси неспокойно, злые враги постоянно делали зловещие набеги. И земля, и люди нуждались в защите. Поэтому таких защитников-богатырей, которых изобразил на картине Васнецов, ждали, надеясь, что они обязательно огородят Русь от врагов. А потом о таких героях складывали легенды и былины.

Картина Васнецова «Богатыри» мне нравится. Она является символом защиты и спокойствия за нашу землю.

Сейчас смотрят:{module Сейчас смотрят:}

  • < Назад
  • Вперёд >

referat5top.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта