Конспект сочинения по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» в 3 классе. Иван царевич на сером волке картина васнецова 3 класс


Конспект сочинения по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» в 3 классе

Ученики читают фрагмент:

«Иван-царевич идет путем-дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нем сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему:

- Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.

Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой - синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает».

4. Рассматривание картины.

hello_html_m29db7faf.jpg

/Рассматривание картины после её сравнения со сказкой помогает учащимся понять, какие основные средства выразительности используются в живописи и в литературе для создания сходных образов, для выражения определенного настроения и основной мысли/.

5. Беседа по картине. Комплексный анализ картины под руководством учителя.

Ответы учащихся

1

Каково общее впечатление от картины?

Иван-царевич и серый волк победили зло и хитрость

2

Какие чувства она вызывает? Для ответа можете использовать словарь настроений.

Картина вызывает восхищение, удовольствие, любование; умиротворение,уверенность; изумление

3

Какова основная мысль картины? Вспомните слово, которое мы выделили во втором отрывке. Посмотрите на картину. Совпадает ли основная мысль картины и отрывка из сказки?

Помчался.

Основная мысль картины и отрывка из сказки совпадают.

4

Какие особенности живописного полотна позволяют вам это утверждать?

1. Картина расположена вертикально, что рождает ощущение опасности: впереди и позади - неизвестность, возможно, погоня.

2. Лицо Ивана-царевича выражает тревогу и в то же время отвагу, он оглядывается назад, готовый встретить любых преследователей.

3. Серый Волк быстро мчится вперед, при этом скорость движения подчеркивается сильным взмахом передних лап, направлением движения справа налево, как бы навстречу нашему взгляду, устремленностью взгляда вперед, высунутым от быстрого движения языком.

4. Все герои заключены как бы в красный, неправильной формы четырехугольник: красная шапка Ивана-царевича, красные ножны, красные сапоги, красный язык Волка. Красный цвет тоже становится средством, позволяющим выразить тревогу, ощущение опасности.

5

Что является центром картины?

По центру картины взгляду предстают фигуры Еленой Прекрасной и Ивана-царевича, которые летят сквозь чащу на Сером Волке прочь от царя Далмата.

6

С помощью каких средств художник направляет наше внимание на центр картины - Ивана-царевича и Елену Прекрасную, мчащихся через лес на Сером Волке?

Сказочность сюжета подчеркивает одежда главных героев. Расшитый золотом кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием Елены. Золотой и голубой цвета в славянской мифологии были крепко связаны с горним миром, магией, чудесами. Серый Волк отнюдь не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.

7

Какую роль играют здесь композиция картины, освещение и краски?

На дальнем плане находятся мощные стволы вековых дубов. Задний фон нарисован с использованием красок тёмных тонов. Тёмная гамма отражает состояние страха, нависающей опасности преследования. На этом фоне выделяются фигуры героев, написанные светлыми тонами, поскольку они творят правое дело. Среди топкого болота видны белые кувшинки, сбоку расположена цветущая ветвь, которые символизируют надежду на успех

infourok.ru

Конспект сочинения по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» в 3 классе

Тема: урок обучающего сочинения по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» в 3 классе

Цель: обучение написанию сочинения – описания.

Задачи урока:

1. расширение знаний учащихся о сочинении-описании в художественном стиле речи;

2. развитие коммуникативно-речевых умений:

- понимать тему и основную мысль произведения изобразительного искусства,

- сопоставлять заголовок с темой и основной мыслью,

- сравнивать заголовки картины и сказки,

- составлять речевое высказывание на основе заданной модели текста-описания,

- отбирать соответствующие языковые средства, использовать изобразительные средства языка для создания образов героев картины (эпитеты, сравнения, метафоры и т. д.),

- выражать свои чувства от восприятия картины, диалога с художником.

Оборудование:

- репродукция картины В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

- русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

- словарь настроений: радость, восторг, восхищение, удовольствие, любование; грусть, печаль, тоска, жалость, уныние, обида; спокойствие, умиротворение,равнодушие, нежность, уверенность; злость, зависть, ярость, гнев; удивление, изумление и др.

- карточки со словами, называющими черты характера: мужество, смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, доброта, доброжелательность, доверие, покорность судьбе, целеустремленность и др.

- портрет В.М.Васнецова.

Ход урока

I. Подготовительный этап

Подготовка учителя

Картина В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» написана на сказочный сюжет. Художник выбрал один из самых драматических эпизодов повествования: Иван-царевич и Елена Прекрасная мчатся на Сером Волке через лесные дебри. Опасность грозит героям отовсюду: погоня осталась позади (но не догоняют ли?), впереди — неизвестность (что она таит?), под ногами - болото, над головой нависают ветви старых деревьев. Формат, композиция, цветовое и световое решение картины соответствуют теме и основной мысли (замыслу) картины.

Формат картины прямоугольный, вытянутый по вертикали, что усиливает ощущение тревоги: опасность может поджидать с любой стороны, но мы ее не можем увидеть. Формат подчёркивает также устремленность в высоту заросших мхом деревьев, настолько старых и мощных, что вершины их рассмотреть невозможно.

Линия горизонта, находящаяся на уровне глаз зрителя, создает впечатление определенной причастности к событиям.

Композиция картины также способствует выражению основной мысли. На первом плане расположены главные герои картины, образующие композиционный центр. Светлые, теплые, яркие цвета их одежды, лиц, плавные линии тел, заключенные как бы в овал, контрастируют с темным, мрачным фоном леса, суровость, жесткость которого подчеркивается почти геометричес­ки правильными вертикальными стволами деревьев.

Освещение также помогает выделить фигуры главных персонажей. Свет солнца, пробивающийся сквозь клочья тумана, падает сверху. И в то же время от какого-то неизвестного источника света, находящегося впереди, рождаются отблески на одежде Елены Прекрасной. Свет - отовсюду, со всех сторон, хотя у зрителя преобладает ощущение сумрака и сумерек.

infourok.ru

Конспект сочинения по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» в 3 классе

Руки крепко сжаты, как бы оберегают птицу.

Учитель: Кто вспомнит, из какой сказки эти слова?

Ученик: Из русской народной сказки «Иван-царевич и Серый Волк»

/Название сказки записывается на доске/

Учитель: Вспомните, какие герои есть в этой сказке?

/Учащиеся вспоминают основных героев этой сказки. Их имена также могут быть записаны на доске/

Ученик: Иван-царевич, Серый Волк, Елена Прекрасная, Жар-Птица

Учитель: Сюжеты русских народных сказок привлекали многих художников, но особенно много внимания уделял им в своем творчестве Виктор Михайлович Васнецов. По мотивам русских народных сказок и былин В. М. Васнецов картины. А кто знает, какие картины ещё написал художник?

Ученик: «Алёнушка», «Ковер-самолет», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Три царевны подземного царства», «Иван-царевич на Сером Волке».

Учитель: Сегодня мы познакомимся поближе с картиной «Иван-царевич на Сером Волке» и будем учиться писать сочинение по этой картине.

2. Подготовка учащихся к восприятию картины.

Беседа о В. М. Васнецове. Рассказ учителя дополняется теми сведениями, которые собрали учащиеся, и сопровождается показом одного из портретов художника или его автопортрета.

3. Сравнение темы и основной мысли сказки и картины.

- Обратите внимание на названия сказки и картины. (Они записываются на доске друг под другом.)

Сказка - «Иван-царевич и серый волк».

Картина - «Иван-царевич на Сером Волке».

Учитель: Чем отличаются названия картины и сказки?

Ученик: В названии сказки перечисляют героев, а в названии картины указано, что Иван-царевич сидит на Сером Волке

Учитель: Почему слова «Серый Волк» в названии картины написаны с заглавных букв?

Ученик: Это кличка животного.

Учитель: Каково отношение художника к этому персонажу?

Ученик: Художник показывает волка как помощника и друга человеку.

Учитель: Почему в названии картины использован не союз и, как бы соединяющий героев, а предлог на?

Ученик: Серый Волк для художника не менее важный герой, чем Иван-царевич; предлог указывает на то, что в картине отражен только один эпизод сказки.

Учитель: Сравните эпизод из сказки, соответствующий картине, и саму картину.

Ученик: Эпизод сказки и картина похожи по сюжету.

Учитель: Верно. Я зачитаю вам фрагменты, а вы должны выбрать один, тот, который более всего соотносится с картиной.

1). Сел Иван-царевич на волка верхом, серый волк и поскакал - синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает.

2). Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой - синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает.

3). Иван-царевич вернулся пешим в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путем-дорогой в родную сторону.

Ученик: Второй фрагмент подходит к сюжету картины.

Учитель: Обратите внимание на глаголы движения в этих отрывках, прочитайте их.

Ученик: Поскакал, помчался, поехал.

Учитель: Определите, какое из этих слов передает самое быстрое движение.

Ученик: Помчался.

Учитель: Прочитайте второй отрывок еще раз, выделите слово, передающее основное настроение фрагмента:

infourok.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта