Михаил Васнецов: «Когда захожу во Владимирский собор, будто бы прикасаюсь к чему-то родному». Богоматерь с младенцем картина васнецова


Сочинение-описание картины Васнецова «Богоматерь с младенцем»

Виктор Михайлович Васнецов, известный большинству по картинам сказочной тематики, очень много работал над росписью различных храмов. До сих пор любой желающий может полюбоваться его работами в Храме Спаса-на-Крови (Санкт-Петербург), Владимирском соборе (Киев), церкви Спаса Нерукотворного (Абрамцево) и многих других, расположенных как в нашей стране, так и за ее пределами.

Особое место в его творчестве занимает образ Богородицы. Отдельно стоит остановиться на полотне «Богоматерь с Младенцем», написанной художником в 1889 году. Именно эта работа Васнецова послужила эскизом для росписи Владимирского собора.

Практически всю площадь картины занимает фигура идущей прямо на зрителя Богоматери, несущей на руках Младенца Христа. Завернутый в пелену Младенец изображен с поднятыми вверх и тянущимися к зрителям руками. Он как бы благословляет, представших перед ним. Как и должно быть в любой иконографии, головы обеих фигур окутаны золотистым свечением, олицетворяющим их божественную суть. Оригинально выполнен фон, на котором изображены фигуры. Нельзя с определенной уверенностью сказать ступает ли Богоматерь по земле или движется по небесам.

Лица Богоматери и Младенца необычайно живые. Это не канонические лики смотрящие со стандартных икон. На полотне Васнецова зрители видят обычных людей. Фигура Младенца и его положение также вполне естественны, и не вызывают ощущения фантасмогоричности происходящего. Глядя, на полотно у зрителя возникает образ обычной женщины, несущей на руках ребенка. Ее глаза печальны, но они светятся невероятной любовью к своему сыну и ко всему миру.

Идея представить Богоматерь именно такой, была навеяна художнику образом его супруги с сыном на руках. В дальнейшем подобный образ Богородицы активно использовался в русской иконографии и получил название Васнецовская Богоматерь.

Сочинение-описание картины Васнецова «Богоматерь с младенцем»

Рекомендуем посмотреть:

  • < Назад
  • Вперёд >

www.shollklass.ru

Оформление Собора. Живопись. В.М. Васнецов. Богородица с младенцем и Иисус Христос

На главном иконостасе Богоматерь изображена молодой девушкой древнееврейского типа, чудной красоты. Ее прекрасное, смуглое лицо застенчиво, строго и печально; ресницы полуопущены. Она сидит на невысоком троне, богато украшенном в византийском вкусе.

На Ней темно-синий плащ и зеленовато-голубой хитон. В объятиях Ее Малютка Христос, прижавшийся головкой к Ее щеке. В позе Христа детская, доверчивая беспомощность, представляющая контраст с прозорливым и строгим взглядом, больших, бездонно-глубоких глаз.

Владимирский Собор в Киеве. В.М. Васнецов. Богородица с младенцем

Там же традиционное византийское изображение Спасителя, сидящего на царском троне, с традиционным благословляющим жестом правой руки и с раскрытым Евангелием в левой. Черты лица его условно правильные и все лицо отвлеченного характера, выражающего скорее идею Богочеловека, чем живую индивидуальность Христа. Только византийская суровость и сухость выражения сменилась здесь в глазах Христа дивной кротостью, соболезнующей и всепроникающей любовью.

Влдаимирский Собор в Киеве. В.М. Васнецов. Иисус-Христос

На главном иконостасе Богоматерь изображена молодой девушкой древнееврейского типа, чудной красоты. Ее прекрасное, смуглое лицо застенчиво, строго и печально; ресницы полуопущены. Она сидит на невысоком троне, богато украшенном в византийском вкусе.

На Ней темно-синий плащ и зеленовато-голубой хитон. В объятиях Ее Малютка Христос, прижавшийся головкой к Ее щеке. В позе Христа детская, доверчивая беспомощность, представляющая контраст с прозорливым и строгим взглядом, больших, бездонно-глубоких глаз.

Владимирский Собор в Киеве. В.М. Васнецов. Богородица с младенцем

Там же традиционное византийское изображение Спасителя, сидящего на царском троне, с традиционным благословляющим жестом правой руки и с раскрытым Евангелием в левой. Черты лица его условно правильные и все лицо отвлеченного характера, выражающего скорее идею Богочеловека, чем живую индивидуальность Христа. Только византийская суровость и сухость выражения сменилась здесь в глазах Христа дивной кротостью, соболезнующей и всепроникающей любовью.

Влдаимирский Собор в Киеве. В.М. Васнецов. Иисус-Христос

profidom.com.ua

Открытый урок по русскому языку. Сочинение-описание иконы В.М. Васнецова "Богоматерь с младенцем".

 

Открытый урок по русскому языку.

Сочинение-описание иконы В.М. Васнецова "Богоматерь с младенцем".

 

Учитель: Закржевская Н.А.

 

 

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока:

 

  -Сегодня мы обратимся к живописной работе В. М. Васнецова "Богоматерь с младенцем", познакомимся с некоторыми законами православной иконографии. Итогом урока должно стать сочинение - описание.

  В отличие от картины икона является не только произведением искусства, выполняющим воспитательные и эстетические функции, но и предметом культового поклонения. Это символ запредельного мира, икона обладает чудотворными качествами.

 

 

image

 

 

 

Учитель:

-Первое впечатление записать в тетрадь и прочитать.

 

Учащиеся:

-Образ Богородицы оказывает на меня облагораживающее, возвышенное и очищающее воздействие.

 

-Это тайна, которую не понять.

 

-Я чувствую, что мне говорят о смирении и добре.

 

Учитель:

-Вспомните, почему икону люди воспринимают иначе, чем картину?

 

Учащиеся:

-Иконы посвящены Богу. Они выражают  нереальную жизнь, которая не похожа на нашу. Поклоняясь иконе, молящийся поклоняется Богу, Богородице, ангелам, святым.

 

Учитель:

-Чем отличается икона от картины?

 

Учащиеся:

 

 

 

Картина

Икона

Главная задача

 художника

Изображение материального мира,

чувства человека.

Показ невидимого,

духовного мира.

Продукт творческого

 труда

Создан художественный образ

Изображено слово Божие.

Выражение миропонимания

Живописец высказывает собственный взгляд на жизнь

Иконописец выражает мировоззрение Церкви.

Проявление живописной манеры

Живописец свободен в выборе изобразит. - выразит. средств.

Иконописец работает по общим для всех мастеров правилам создания изображения.

Особенности восприятия

Живописец воздействует на чувство зрителей.

Сопереживание происходит на духовном уровне.

Особенности общения

Зритель общается

 с автором.

Молящийся общается со святыми.

Средства формирования личности

Воспитание в себе Человека.

Это путь духовного развития.

 

 

 

 

Учитель:

-Почему православная церковь отстаивает иконопочитание?

 

Учащиеся:

-Иконопись выражает идею христианской религии.

 

Выступление учащихся:

-Рассказ о Васнецове.

... 1885 год - Васнецов принимает предложение сделать роспись храма.

1896 год - Завершение работ. ...

 

Убранство храма.

image

 

 

 

 

-Легенда или быль.

Создавая композиции к храмовой росписи, Васнецов написал для апсиды Богоматерь с младенцем, идущую по облакам. Поначалу церковные опекуны отвергали замысел художника. Храм получал имя крестителя Руси, и по праву образ князя Владимира должен быть в центре собора. Но тут произошло некое событие, которое заставило священнослужителей изменить решение. На белой штукатурке в апсиде проступили темные пятна сырости. В них различили очертания васнецовской Богородицы. Сделали фотографию, сходство было поразительным. Сочтив это знамением, церковное начальство дало свое согласие.

 

Учитель:

-Как композиция помогает зрителю выделить главное?

 

Учащиеся:

-В роли композиционного центра - фигура Богоматери. Вокруг симметрично (по 4 справа, 4 слева) расположены 8 фигур шестикрылых серафимов. 9-й изображен по центру в медальоне орнаметра. Взгляд каждого из них обращен на Богоматерь.

 

Учитель:

-В русской иконописи есть определяющее понятие - лик. Чем слово "лик" отличается от слова "лицо"?

 

Учащиеся:

-Это слово мы употребляем при описании души человвека, его внутренней и духовной жизни.

 

-Лик - проявление в нашем лице образа Божия.

 

Учитель:

-Какая душа, какие сердечные чувства отражены в лике Богородицы?

 

Учащиеся:

-Образ одухотворен. Глаза полны скорби и сознания величия. В этом лике и кротость, и ласка, и горе, и забота, и покорность. Это Мать, Заступница.

 

-Глаза полны несказанной печали, глаза Матери, знающей о великом предназначении своего сына.

 

Учитель:

-Как художник показал единство Богоматери и младенца?

 

Учащиеся:

-Фигуры наложены одна на другую. Нимб объединяет  в неразрывное целое Божественную семью.

 

Учитель:

-Как художник добивается изображения движения на иконе?

 

Учащиеся:

-Васнецов показал шаг идущей Богородицы. Легкий ветер откинул край ее одежды.

 

Учитель:

- Что создает ощущение невесомости Богоматери?

Учащиеся:

-Широкое пространство свободно и не заполнено отвлекающими от главной фигуры деталями. Линии мягкие, струящиеся.

 

Учитель:

-По каким признакам мы понимаем, что перед нами изображение неземных людей?

 

Учащиеся:

-Нарушен закон материального мира: Богоматерь идет по облакам. Использована традиционная для русской иконографии символика: нимбы над головами, золотое свечение неба, удлиненные пропорции женской фигуры.

 

Учитель:

-В чем своеобразие росписи?

 

Учащиеся:

-Священное Слово стали изображать по западному типу, расселяя небожителей на грешной земле среди реальных людей.

 

Сикстинская Мадонна

1515-1519

Рафаэль

image

 

 

 

 

 

 

Толкование терминов:

Алтарь - восточная часть храма, отделенная от остальной части храма иконостасом.

Апсида - полукруглый выступ.

Иконостас - увешанная иконами стена.

Купол - свод, сфера, зонтик.

Неф - вытянутое помещение, ограниченное колоннами.

Нимб - сияние вокруг головы.

Плафон - потолок, украшенный живописной лепкой.

 

Подбор синонимов:

Икона - образ, роспись, стенопись, священное изображение, шедевр, вершина духовного откровения.

Нимб - ореол, сияние, свет, свечение.

Мировоззрение - миропонимание, мировидение, идеология, взгляды, принципы, образ мыслей, философия.

 

Работа с текстом:

Учитель:

-Как озаглавить сочинение?

 

Учащиеся:

-Душа России.

-Живой идеал невидимого мира.

-Вечная заступница.

-Одухотворенная красота.

 

Учитель:

-Сконструируйте предложение, выражающее главную мысль сочинения.

 

 

Учащиеся:

-...выдающиеся явление мирового искусства.

-...драгоценное наследие национальной культуры.

 

Учитель:

Божественное бытие непостижимо для человека. Обращаясь к Богородице, нам хочется понять ее тайну. Столетиями об этом размышляли и философы, и богословы.

 

 

 

 

 

 

Написание сочинения.

 

 

image

nsportal.ru

Васнецов Виктор

Купить картину или постер "Богатыри на конях", художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то проф

от 618,28 р.

Купить картину или постер "Богатырский галоп", художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то проф

от 549,84 р.

Купить картину или постер "Богатырь", художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональ

от 591,60 р.

Купить картину или постер "Богоматерь", художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиона

от 813,16 р.

Купить картину или постер "Богоматерь", художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиона

от 618,28 р.

Купить картину или постер "Богоматерь с Младенцем", художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то

от 884,02 р.

Купить картину или постер "Богоматерь с младенцем", художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то

от 633,36 р.

Купить картину или постер "Богоматерь с Младенцем на престоле", художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем и

от 1259,76 р.

Купить картину или постер "Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем", художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению ше

от 646,12 р.

Купить картину или постер "Боярышня (Портрет В. С. Мамонтовой)", художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем

от 603,20 р.

Купить картину или постер "Брусила и берендеи ребята", художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере,

от 554,48 р.

Купить картину или постер "Брюсов календарь", художника Васнецова Виктора вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профе

от 647,28 р.

www.postergrad.ru

Михаил Васнецов: «Когда захожу во Владимирский собор, будто бы прикасаюсь...

165 лет назад родился знаменитый русский художник Виктор Васнецов, расписавший киевский храм, возведенный к 900-летию Крещения Руси

Единственный прямой потомок автора известных картин «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Ковер-самолет» живет и работает в Киеве. Михаил Викторович Васнецов — доктор физико-математических наук, профессор и очень похож внешне на своего знаменитого прадеда — художника Виктора Васнецова.

— У Виктора Васнецова было пятеро детей — Татьяна, Борис, Алексей, Михаил и Владимир. Я — внук Михаила Васнецова, который стал прототипом младенца на руках Богородицы, написанного прадедом во Владимирском соборе, — рассказывает Михаил Викторович (на фото). — После того как профессор живописи и историк киевской старины Адриан Прахов предложил Виктору Васнецову принять участие в росписи храма, возведенного в честь 900-летия Крещения Руси, художник потерял покой. Думал над тем, как написать Богоматерь. И вдруг вспомнил, как однажды весной жена Александра вынесла на воздух младенца Мишу и он, увидав плывущие по небу облака и летящих птичек, радостно всплеснул ручонками. Так Богородицу с младенцем еще никто не писал!

— Правда, что с васнецовской Богоматерью связано чудо?

— В 1885 году Адриан Прахов, руководивший внутренней отделкой храма, и вице-губернатор Баумгартен, возглавлявший комиссию по его сооружению, вместе посетили собор. И вдруг на только что оштукатуренной стене увидели проступивший чудесный лик… Богородицы с младенцем на руках. Прахов даже сделал впоследствии набросок видения. А когда Васнецов показал ему свои эскизы образа Богоматери, дал ему посмотреть свою зарисовку. Виктор Михайлович был потрясен сходством образов. Как вспоминал Прахов, узнав о видении, художник произнес: «Это заказ Божий!» Виктор Михайлович был глубоко верующим человеком.

*Васнецовская Богородица с младенцем — настоящий шедевр

— А ваш дед Михаил, послуживший прообразом младенца, ведь стал священником?

— Да, он принял сан священника в Праге. По специальности Михаил Викторович был астрономом и математиком. Работал в Южной обсерватории в Одессе. А когда начались революция и гражданская война, был призван белыми в артиллерию. Одесса, как известно, чуть ли не каждый день переходила из рук в руки. Чтобы спасти семью, дед отправил жену с ребенком в Москву, а сам вынужден был покинуть Россию. Сев на пароход, направился в Югославию, а оттуда переехал в Прагу, где сначала преподавал в университете, потом стал священником и до самой своей смерти служил в небольшой церкви. Похоронен в Праге, на русском кладбище в Олшанах.

— Интересно, он видел васнецовскую Богоматерь во Владимирском соборе?

— Быть может, в детстве, когда Виктор Васнецов брал его с собой в собор. А в том, что дед стал священником, ничего удивительного — семейная династия. Отец и дед Виктора Васнецова были священниками. А вот прадед и его брат решили посвятить себя искусству. Виктор Михайлович сначала учился в духовном училище, потом в семинарии, но с благословения своего отца оставил ее, решив поступать в петербургскую Академию художеств. Интересно, что, сдав экзамены, из робости не отважился узнать результаты. Не получив извещения о зачислении, подумал, что не принят. Однако в Вятку не вернулся. Целый год подрабатывал в Петербурге иллюстратором книг. А когда пришел поступать в Академию на следующий год, ему сказали, что он зачислен студентом еще в прошлом году.

— Виктор Михайлович посвятил росписи Владимирского собора больше десяти лет — с 1885-го по 1896 год. Как ему жилось в Киеве?

— Довольно просторную квартиру семья снимала неподалеку от Софийского собора. В Киеве у Васнецовых родился пятый ребенок Владимир. Как говорится, сама судьба уготовила мальчику это имя. В соборе художник работал на лесах с раннего утра и дотемна. Было нелегко: при росписи потолка уставали спина и шея. Несколько раз, по его воспоминаниям, срывался с лесов. Однажды его подняли без сознания. Лишь чудом не разбился, когда упал, работая под самым куполом храма. Спасло то, что холщевой курткой зацепился за металлический крюк. Вспоминая этот эпизод, Виктор Михайлович, говорил: «Меня сохранил Господь».

Вместе с Васнецовым работали Нестеров, Врубель, Котарбинский… Виктор Михайлович создал 15 композиций и 30 фигур святых. Среди его работ «Христос-Вседержитель», «Богоматерь с младенцем», «Святители», «Пророки», изображения княгини Ольги, князя Владимира, Александра Невского, Нестора Летописца…

На освящение Владимирского собора пожаловал царь Николай I с супругой. Виктора Васнецова горячо поздравляли художники Илья Репин и Василий Поленов, известный предприниматель и меценат Савва Мамонтов.

К слову, в Киеве прадед продолжал работать и над картиной «Богатыри». Торопился закончить ее до передвижной выставки 1887 года, на которой была представлена знаменитая «Боярыня Морозова» Сурикова. Но к сроку не успел — роспись Владимирского собора не оставляла ни времени, ни сил.

*Владимирский собор в Киеве Виктор Васнецов расписывал с 1885-го по 1896 год

— Каким человеком ваш прадед был в быту?

— Очень сосредоточенным на работе, не любил, чтобы отвлекали. В его московской мастерской на стене углем был написан мальчик, прижимающий палец ко рту. Такой вот знак тишины. Если прадеда отвлекали от работы, он мог молча показать на эту картину. В письмах жаловался, что для него всегда в тягость поездки поездом, так как поневоле приходится вступать в разговоры с попутчиками, а это не дает сосредоточиться на творческих раздумьях.

— Читала, что Васнецов был хорошим семьянином. Очень любил жену и детей.

— Это правда. Мой отец — внук Васнецова — рассказывал, как Виктор Михайлович играл с ним, маршировал вокруг стола. Папа вдруг проголодался и сказал деду: «Ты еще помаршируй здесь немного, а я пока на кухню сбегаю». Такой эпизод почему-то остался в памяти. Хотя знаю, что в доме у Васнецовых было заведено обедать вместе — всей семьей.

В Москве у Виктора Михайловича был хороший дом-терем, построенный по его собственному проекту. Сейчас там находится музей. Но, конечно, большую семью содержать всегда непросто. Поддерживали меценаты Савва Мамонтов и Павел Третьяков. Известно, что Третьяков приобретал картины прадеда прямо с выставок и очень волновался, чтобы его не опередила царская семья, которая творчество Васнецова тоже высоко ценила.

Накануне росписи Владимирского собора Виктор Михайлович получил большой госзаказ— монументальный фриз «Каменный век» для Исторического музея в Москве. Когда работа была завершена, мнения по ее поводу в организационном комитете разделились. Все ждали оценки царя. И вот государь приехал, посмотрел и высказал свое восхищение. Все бросились аплодировать, говорить автору, что его произведение великолепно и гениально.

— Что в вашем доме сегодня напоминает о вашем великом прадеде?

— Никаких работ не осталось. Лишь небольшая авторская литография. Дед Михаил взять с собой в эмиграцию ведь ничего не мог.

— Как вы оказались в Киеве? Ведь практически вся семья Васнецова в советское время обитала в Москве.

— Отец, живя в Праге, в юные годы вступил в молодежную организацию под началом эмигрантского НТС (Национальный трудовой союз), который не признавал советскую власть. В 1945 году за членство в этой организации его осудил трибунал и отправил в лагерь в Норильск, где находился металлургический комбинат. Благодаря хорошему техническому образованию, которое отец получил в Праге, он попал не на тяжелые работы, а в проектное бюро.

У него был нансеновский паспорт — паспорт гражданина мира. Там, в Норильске, он познакомился с моей мамой-киевлянкой Светланой, дочерью профессора медицины Сергея Аркадьевича Томилина. Ее сослали за то, что тоже состояла в организации, которую курировал НТС. В Норильске мама работала в портовом медпункте. Освободившись, родители вернулись в Киев, хотя это было очень непросто. Отец получил советское гражданство. В Киеве работал в проектном институте. Умер в 1991 году. Отпевали его, к слову, во Владимирском соборе.

— Большинство картин Виктора Васнецова сегодня находятся в его доме-музее и в Третьяковской галерее. Но иногда полотна появляются на мировых аукционах. Их продают за большие деньги. Будь произведения у вас, вы ведь могли бы стать миллионером!

— Знаете, если бы картины остались у меня, я не стал бы их продавать. А то, что большинство работ Виктора Васнецова сосредоточено в его доме-музее и в Третьяковской галерее, думаю, хорошо. Почитатели таланта художника должны видеть созданные им шедевры.

— Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на работы вашего прадеда во Владимирском соборе?

— Я человек не религиозный, в храмах бываю не так часто. Но когда захожу во Владимирский собор, будто бы прикасаюсь к чему-то родному.

— Сами рисуете?

— Нет. Талант ведь такая штука, что не всегда передается по наследству. У меня трое детей. Хорошо рисует младший — 13-летний Андрюша. Любопытно, что в классе, где он учился до поступления в Киевскую детскую академию искусств, на стене висел плакат с цитатой Виктора Васнецова о любви к родине. Такое вот совпадение.

— От чего умер Виктор Васнецов?

— От инфаркта. Случилось это в 1926 году. Было прадеду 78 лет.

fakty.ua

Киев. Храмы. Художники. 2.Васнецов и другие: taanyabars

Итак, про Владимирский собор. Весной 1885 года оштукатуренный изнутри собор был подготовлен к внутренней отделке. Основной идеей программы, разработанной Адрианом Праховым для внутренней отделки Владимирского собора, храма-памятника, посвященного 900-лeтию крещения Руси, было осмысление религиозной истории России. Поскольку общей темой живописи собора стала «история русской веры», то главное внимание было сосредоточено на разработке исторических тем, связанных с крещением князя Владимира и киевлян, а также русских святых, канонизированных деятелей Древней Руси и подвижников русского православия. Прахов решает привлечь самых известных мастеров своего времени: Виктора Васнецова, Василия Сурикова и Владимира Поленова. Но двое последних имели на этот момент другие заказы. По непонятной причине уклонился и художник Ге. Среди претендентов, кроме Врубеля, был Валентин Серов, но его эскизы, как и Врубелевские не подошли. Всего в росписи участвовало 96 живописцев. Из них, кроме Васнецова, значительный вклад в оформление собора внесли тогда еще молодой Михаил Нестеров, живущие в Риме академики живописи, братья Александр и Павел Сведомские и их римский приятель, поляк по происхождению, академик живописи Вильгельм Катарбинский. Работа вместо планируемых двух лет растянулась на 11; собор был открыт в 1896 году.

Несколько слов о работах совсем юного тогда Михаила Нестерова (родился в 1862 году). О его работах отзываются так: "В этом пышно-великолепном соборе, нашлись скромные и уединённые уголки, где приютились смиренные и грустные создания Нестерова" Нестеров тоже не избежал увлечения - дочкой Эмилии Праховой Еленой, и с нее списан образ святой Варвары.

Одной из самых его значительных работ в соборе считается Богоявление.

Ну и наконец к Васнецову/ Из его биографии существенно то, что он учился в духовном училище и духовной семинарии; ушел с предпоследнего курса, чтобы стать художником. В атеистические времена мы знали его как певца аленушек и богатырей, а между тем, именно роспись Владимирского собора он считал главным делом своей жизни. В общей сложности Васнецов исполнил 15 композиций и 30 отдельных фигур, не считая медальонов. Это 4 тысячи квадратных метров. Только на создание центральной фигуры ушло 2 года, а всего - 11 лет. Относительно его участия в этой работе есть такая легенда.

В 1885 году во время посещения собора вице-губернатором Баумгартеном и Адрианом Праховым, им обоим на только что отштукатуренной запрестольной стене открылось видение Богородицы с младенцем на руках. О чудесном явлении лика Божьей Матери тут же пошли слухи, которые дошли до митрополита. Тот попросил Прахова немедленно написать заметку в газету, и объяснить публике, что никакого чуда совсем нет, что изображение-де всего-навсего от пятен сырости на штукатурке. Прахов таки и сделал. А Васнецов сначала отказался от участия в работе во Владимирском соборе, и вскоре после этого весенним вечером на даче, был просто поражен образом своей супруги с сыном младенцем на руках. Ребенок потянулся к открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул руками. Вид женщины с младенцем настолько поразил Васнецова, что ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с младенцем, такими, как только что представшие перед глазами дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать Собор и на другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии… Впоследствии, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику сделаны когда то набросок проступившего на штукатурке изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов точному совпадению обоих изображений образа Божьей Матери. На несколько минут утратив дар речи, впоследствии он произнес сакраментальную фразу: Это был заказ Божий.

Роль работы Васнецова я закавычиваю - это не мое, это знающих людей. "Одной из важных задач для Васнецова стало преодоление своеобразного «раскола», образовавшегося с конца XVIII века между нарoдом и клиром, с одной стороны, и интеллигенцией, с другoй, в их отношении к русской иконописи. На протяжении двух столетий традиционное иконописание постепенно вытеснялось, как «отжившее средневековье», произведениями «итальянского письма» на религиозные темы учеников Академии художеств, мало отличающимися от светских картин. Целые древние иконостасы заменялись в это время работами, выполненными в академическом духе. Народ же чуждался картин на стенах храма, уважая, по словам Михаила Соловьева, икону и предпочитая молиться перед небольшими аналойными образами, созданными простыми иконописцами в духе традиционного иконописания. По убеждению Васнецова, храм был тем местом, где могло произойти «воссоединение» интеллигенции и народа. Объединяющим, для тех и других, могло стать возрождавшееся церковное искусство, общедоступное и понятное всем, выражающее национальные верования и идеалы."

Могу сказать честно, что далеко не все, что сделал Васнецов во Владимирском соборе, находит во мне отклик - в некоторых вещах мерещится  излишняя пафосность или тяга к украшательству. Проблема еще и в том, что собор постоянно в полумраке, и по сравнению с тем,  что осталось в памяти, прекрасные по качеству копии картин Васнецова кажутся слишком яркими. Поэтому вместе с иллюстрациями с сайта собора я буду ставить и Васнецовские эскизы к этим картинам. Страшный суд. Эту картину я хорошо помню - она потрясла меня при втором посещении собора почти также, как Богоматерь при первом. Она висит над входом - и когда ты отворачиваешься от Богоматери и думаешь - все, выхожу - вот тут она тебя и сражает. Ветхозаветные пророки (фрагмент) Преддверие рая Алипий-живописец (эскиз) Нестор-летописец (эскиз) Нестор-летописец Княгиня Ольга (эскиз) Княгиня Ольга Андрей Боголюбский (эскиз) Серафим (в образе Серафима - дочь Прахова) Крещение Руси (эскиз) Ангел со свечой (можно сравнивать с Врубелевским) Орнаменты (тоже материал для сравнения).    От заключения рассказа (скорее показа)  я воздержусь. Думаю, все, что можно сказать, будет слишком субъективным.

taanyabars.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта