Впечатление о картине васнецова баян


Сочинение по картине В.М. Васнецова «Баян»

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Баян».

Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая 1848 г. в чувашском селе Уржумской волости Вятской губернии (ныне — в Кировской области), в семье православного священника. Себя он считал скифом. Учился живописи в Петербурге - сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения, затем в Академии художеств.

Художник любил гулять по Ахтырским полям, и казалось ему, что полям этим конца-краю нет. Налетит ветерок, на мгновение потемнеют светлые краски поля — и вновь заблещут, как ни в чем не бывало. Жарко заволнуется нежно-желтое море ржи, и оживут тысячи васильков, откуда-то послышится песня, ее слов не разберешь. Это сквозь века доносится песнь легендарного баяна - древнерусского певеца-сказителя. Может именно эту песнь слышал Васнецов, когда в его душе рождался народный сюжет, впоследствии ставший полотном картины «Баян».

Первый эскиз картины был сделан в 1880 году, но работа над ней была отложена из-за того, что художник писал в это время «Богатырей». Баян – имя певца из «Слова о полку Игореве», однако художник не связывает своего героя с персонажем конкретного произведения и создает собирательный образ былинного певца. В картине звучит тема единения певца и дружины, их духовной связи. Обобщенность образов соответствует монументальности и строгой лапидарности композиции. Решение пейзажа носит эпический характер. Панорамность широких российских просторов воспринимается как собирательный образ родной природы и звучит символически.

На первый взгляд картина производит несколько мрачное впечатление. Практически половину холста занимает пасмурное небо, выполненное в основном в серых тонах. Хотя серый цвет палитры не помешал художнику гармонично смешать его с красными оттенками, что с легкостью позволяет определить , что действие происходит на закате. Это хорошо соотносится с русской пословицей : «Делу - время, а потехе – час». Умело показано, что это не «рабочее время», а именно вечерний досуг русских богатырей-дружинников несущих службу. Доступная взору местность является типичной для средней полосы России. Желто-зеленый окрас травяного покрова и плавные переходы оттеков заставляют невольно перенестись в те места. Можно также отметить на холсте наличие нескольких веточек молодых деревьев, что придает изображению еще большую живость и реалистичность.

Ключевым моментов картины, естественно, являются люди. Главенствующее место, как и полагается, занимает князь. Рядом с ним находится его дочь и старый казак, видимо тоже высокого и почетного чина. Они сидят прямо напротив баяна, в то время как остальные воины расположились вокруг них. На лицах зрителей можно увидеть различные эмоции. Кто-то испытывает грусть, кто-то призадумался, а кто-то просто слушает, но все проявляют неподдельный интерес к рассказчику. Отдельное внимание стоит уделить непосредственно образу самого баяна. Первое, что бросается в глаза, это возраст сказителя. Это не просто актер, а умудренный временем старец, повидавший многое на своем веку. Волосы баяна развиваются на ветру, что также придает особую динамику изображению. Исконно русское белое одеяние старца еще раз подчеркивает классику жанра, в котором «работает» артист. Да! Не вызывает сомнений, что самозабвенный рассказчик повествует о военных походах великих воинов, о славе мудрых русских князей, которая разносится по всем заморским странам, о природе-матушке, которая кормит и поит могучих богатырей… Инструмент баяна старый и изрядно потертый, создается впечатление, что старец никогда с ним не расстается во время своих странствий и мытарств.

Есть на картине также элементы, хоть и не явно скрытые, но ускользающие от нас при первом рассмотрении полотна. Так, например, это чарка с вином и воткнутое рядом копье. При этом можно заметить, что чарка просто стоит, слушатели не проявляют особого интереса к хмельным напиткам, что является явным нравственным показателем людей того времени. Копье же – здесь символ силы русских богатырей. Можно заметить, что оно не просто слегка держится, а глубоко «сидит» в земле. Только у истинного воина хватит духу так вогнать оружие в твердую поверхность. Еще один такой элемент картины – витязи, идущие к «сцене» на заднем плане. Возможно, они не сразу заинтересовались происходящим, но послушав немного издалека, все-таки решили подойти поближе.

«Баян» – одно из последних значительных произведений художника, завершающих былинную тему в его творчестве. Умело подобранная композиция и палитра, а также несколько грубоватое исполнение пейзажных деталей заставляют не просто проникнуться сюжетом картины, а оказаться, как бы одним из слушателей баяна - рассказчика, историка и пророка в одном лице. Противоречивое впечатление спокойствия и одновременно надвигающейся бури охватывает сознание при внимательном изучении картины. Величественность и эпичность сюжета поистине мастерски переданы В.М. Васнецовым в его бессмертном творении «Баян».

doc4web.ru

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Баян»

Знаменитый герой древнерусских былин и сказаний Баян считался символом умелого сказителя, мастерство которого было огромно. О Баяне говорит автор «Слова о полку Игореве». Не оставил он равнодушным и знаменитого русского художника Виктора Михайловича Васнецова, создавшего удивительное по силе полотно «Баян».

Центральное место картины занимают воины, расположившиеся на отдых на вершине холма. Они слушают сказание, исполняемое слепым старцем, который свой рассказ сопровождает игрой на гуслях. Лица слушателей сосредоточенны. Воины захвачены героическим рассказом Баяна. Глаза некоторых дружинников устремлены вдаль, как будто там они воочию видят героическое прошлое своей страны, ратные подвиги таких же воинов, как и они сами.

В центре группы дружинников сидит князь. Его лицо сурово. Он так же, как и его воины, внимает словам старца. Рядом с князем сидит мальчик, его сын. Он еще не бывал в сражениях. Но его взгляд, устремленный вдаль, о многом говорит зрителям. Вдохновленный сказанием Баяна, он готов ринуться в бой за свободу родной русской земли. Старый казак за спиной княжича подпирает голову руками. Слушая знаменитого сказителя, он, наверное, вспоминает славные битвы, в которых сам принимал участие.

А вокруг воинов и вдохновенного Баяна простирается родная русская земля. Молодые деревца придают картине необычную живость. Даже серое небо над головами людей заслушалось Баяна, длинные волосы которого развевает ветер. Это придает полотну еще больше динамизма.

Картина оставляет неизгладимое впечатление огромной силой любви к родной земле, гордостью за ее великие победы. Глядя на лица слушателей, можно с уверенностью сказать, что они не дрогнут в минуту опасности, как не дрогнули те, о ком повествует великий старец Баян.

 

 

В.М. Васнецов «Баян»

< Предыдущая Следующая >
 

referat.hhos.ru

Сочинение по картине В.М. Васнецова "Баян" Картины Разное :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Разное / Картины / Сочинение по картине В.М. Васнецова "Баян"

    Перед нами картина В.М.Васнецова «Баян». Эта картина очень близка к эпизодам древнерусского произведения «Слово о полку Игореве». Оно глубокими корнями связано с народной культурой, с народными языком, с народным мировоззрением, отвечало народным чаяниям, оно создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг наибольшей силы. Множество мелких феодальных княжеств - «полугосударств» враждуют между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство, втягиваясь в братоубийственные войны во имя эгоистических княжеских интересов.      На картине Баян, князь Игорь со своею свитою. Все слушают Баяна, который дает напутствие, поднимает ратный дух.      Баян одет в тунику, обут в лапти. Его правая рука поднята вверх, а левая рука покоится на гуслях. Сидя с краю, он что-то говорит, а остальные его внимательно слушают.      Баян – «вещий», он потомок языческого бога Велеса. Это «соловей старого времени». Баян сам слагал свои песни, и сам их пел, сопровождая их игрой на каком-то струнном инструменте. Он был любимцем князя Олега – родоначальника князей Олеговичей. Его песни – «славы» князьям. Баян пел песнь Ярославу Мудрому, храброму Мстиславу Тмутороканскому, Роману Святославичу. Его струны сами рокотали славу князьям. В своей высокопарной манере Баян как бы летал умом над облаками, «скакал соловьем» по воображаемому дереву, рыскал по тропе Трояна через поля на горы.      Воины и князь сидят полукругом рядом с Баяном. Кто-то из воинов, слушая Баяна, смотрит вдаль, кто-то – на самого рассказчика. Одеты витязи в доспехи того времени и вооружены. Князь Игорь одет в зеленую тунику и бардовый плащ и, сидя между дружинников, смотрит на горизонт.     На примере похода Игоря в «Слово…» нам рассказывают, к чему может привести отсутствие единения. Игорь терпит поражение только потому, что пошел в поход один. Сам по себе, Игорь скорее даже хорош, чем плох, но деяния его плохи, потому что над ним господствуют предрассудки феодального общества, идеология господствующего класса. Поэтому в образе Игоря на первый план выступает общее, а не индивидуальное.      В картине автор использует темные тона, чтобы передать момент затмения солнца, не сулившее ничего хорошего для дружины. Чтобы показать этот момент, художник делает темными не только небо, но и затемняет землю и одежду героев картины.      Картина передает дух Древней Руси, жизнь Древней Руси и состояние героев и людей того времени, изображает русскою природу и бескрайние просторы Родины.

Добавил: Spektra

/ Сочинения / Разное / Картины / Сочинение по картине В.М. Васнецова "Баян"

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта