Описание картины Виктора Васнецова «Богоматерь с младенцем». Картина васнецова богоматерь с младенцем


Описание картины Виктора Васнецова «Богоматерь с младенцем»

Описание картины Виктора Васнецова «Богоматерь с младенцем»

Виктор Михайлович Васнецов, известный большинству по картинам сказочной тематики, очень много работал над росписью различных храмов. До сих пор любой желающий может полюбоваться его работами в Храме Спаса-на-Крови (Санкт-Петербург), Владимирском соборе (Киев), церкви Спаса Нерукотворного (Абрамцево) и многих других, расположенных как в нашей стране, так и за ее пределами.

Особое место в его творчестве занимает образ Богородицы. Отдельно стоит остановиться на полотне «Богоматерь с Младенцем», написанной художником в 1889 году. Именно эта работа Васнецова послужила эскизом для росписи Владимирского собора.

Практически всю площадь картины занимает фигура идущей прямо на зрителя Богоматери, несущей на руках Младенца Христа. Завернутый в пелену Младенец изображен с поднятыми вверх и тянущимися к зрителям руками. Он как бы благословляет, представших перед ним. Как и должно быть в любой иконографии, головы обеих фигур окутаны золотистым свечением, олицетворяющим их божественную суть. Оригинально выполнен фон, на котором изображены фигуры. Нельзя с определенной уверенностью сказать ступает ли Богоматерь по земле или движется по небесам.

Лица Богоматери и Младенца необычайно живые. Это не канонические лики смотрящие со стандартных икон. На полотне Васнецова зрители видят обычных людей. Фигура Младенца и его положение также вполне естественны, и не вызывают ощущения фантасмогоричности происходящего. Глядя, на полотно у зрителя возникает образ обычной женщины, несущей на руках ребенка. Ее глаза печальны, но они светятся невероятной любовью к своему сыну и ко всему миру.

Идея представить Богоматерь именно такой, была навеяна художнику образом его супруги с сыном на руках. В дальнейшем подобный образ Богородицы активно использовался в русской иконографии и получил название Васнецовская Богоматерь.

opisanie-kartin.com

Описание картины Виктора Васнецова «Богоматерь с младенцем»

27.11.2014

виктор васнецов богоматерь с младенцем

Великий сказочник Виктор Васнецов, к сожалению, мало кому известен, как автор храмовой живописи. А его работы находятся в Санкт-Петербурге (храм Спаса-на-Крови) и в подмосковном Абрамцеве (церковь Спаса Нерукотворного). В течение 10 лет он расписывал киевский собор св. Владимира. То был поистине подвижнический труд. Сам художник считал эту картину своим «путём к свету». Им было создано до четырехсот эскизов и покрыто фресками около двух тысяч кв. м стен знаменитого храма. Изображение Богоматери с младенцем, написанное Васнецовым в апсиде алтаря, является одним из шедевров русской иконописи.

В качестве эскиза для росписи Владимирского собора Васнецов использовал написанную им в 1889 году картину «Богоматерь с младенцем». На этой картине, занимая почти всю площадь полотна, изображена Богоматерь, идущая прямо вперёд с маленьким Иисусом на руках. Создаётся впечатление, что младенец Христос, вытягивая вперёд свои божественные ручонки, благословляет всех, кто находится перед ним. В отличие от канонических икон, лики Богоматери и её сына выписаны как живые лица обычных людей. Но головы их, как и полагается в храмовой росписи, окутаны божественным нимбом, что указывает на их необычное происхождение. Фон картины тоже весьма оригинален. Он выполнен так, что невозможно понять, в воздушном пространстве движутся фигуры или по земле. Художнику удалось создать такую картину, которую зритель воспринимает как естественную, лишённую всякой фантасмагории, и в то же время ощущает святость от её лицезрения. Достигается это благодаря тому, что глаза Богоматери проникнуты печалью, но в них в то же время выражена любовь к своему сыну. Картина «Богоматерь с младенцем», перенесённая на алтарь Владимирского собора, является одновременно вершиной и светской, и религиозной живописи.

8-poster.ru

Описание картины Виктора Васнецова «Богоматерь с младенцем»

Описание картины Виктора Васнецова «Богоматерь с младенцем»

Виктор Михайлович Васнецов, известный большинству по картинам сказочной тематики, очень много работал над росписью различных храмов. До сих пор любой желающий может полюбоваться его работами в Храме Спаса-на-Крови (Санкт-Петербург), Владимирском соборе (Киев), церкви Спаса Нерукотворного (Абрамцево) и многих других, расположенных как в нашей стране, так и за ее пределами.

Особое место в его творчестве занимает образ Богородицы. Отдельно стоит остановиться на полотне «Богоматерь с Младенцем», написанной художником в 1889 году. Именно эта работа Васнецова послужила эскизом для росписи Владимирского собора.

Практически всю площадь картины занимает фигура идущей прямо на зрителя Богоматери, несущей на руках Младенца Христа. Завернутый в пелену Младенец изображен с поднятыми вверх и тянущимися к зрителям руками. Он как бы благословляет, представших перед ним. Как и должно быть в любой иконографии, головы обеих фигур окутаны золотистым свечением, олицетворяющим их божественную суть. Оригинально выполнен фон, на котором изображены фигуры. Нельзя с определенной уверенностью сказать ступает ли Богоматерь по земле или движется по небесам.

Лица Богоматери и Младенца необычайно живые. Это не канонические лики смотрящие со стандартных икон. На полотне Васнецова зрители видят обычных людей. Фигура Младенца и его положение также вполне естественны, и не вызывают ощущения фантасмогоричности происходящего. Глядя, на полотно у зрителя возникает образ обычной женщины, несущей на руках ребенка. Ее глаза печальны, но они светятся невероятной любовью к своему сыну и ко всему миру.

Идея представить Богоматерь именно такой, была навеяна художнику образом его супруги с сыном на руках. В дальнейшем подобный образ Богородицы активно использовался в русской иконографии и получил название Васнецовская Богоматерь.

Описание картины Виктора Васнецова «Богоматерь с младенцем» | источник

sochinenie-o.ru

Виктор Михайлович Васнецов. - Cultobzor.ru

Открыть доступ

«Богоматерь с младенцем на троне».

Представленная на декабрьских торгах Аукционного Дома КабинетЪ работа является великолепным образцом религиозного творчества В.М. Васнецова, ее отличает особый «васнецовский» колорит, который так дорог был современникам художника.

По словам А.Н. Бенуа «главная прелесть декоративных работ Васнецова в их красочном эффекте. Он сам так непосредственно и просто увлекался чисто русскими сочетаниями и оттенками сочных, полных и непременно спокойных красок, в которых исполнены старорусские декоративные работы, что в своих произведениях он, человек конца XIX в., совершенно естественно, без малейшей натяжки сумел передать эти сочетания и оттенки, излюбленные людьми, жившими за 200 лет назад и имевшими так мало общего с нашей культурой».

 

Виктор Васнецов "Богоматерь с младенцем на троне" Виктор Васнецов «Богоматерь с младенцем на троне»

 

Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926)

Богоматерь с младенцем на троне. Конец XIX – начало ХХ вв.

Холст, дерево, сусальное золото, масло. 49 х 18 см

Оформлена в старинную деревянную резную раму.

Экспертное заключение НИНЭ им. П.М.Третьякова от 08.07.2014 г.

15 000 000 – 18 000 000 руб.

Виктор Михайлович Васнецов – один из самых ярких представителей «русского стиля», искавшего вдохновение в народном искусстве и допетровском быте.

Поиск «национальных основ», народной сути стал основополагающим направлением художественных исканий деятелей русской культуры последней трети XIX в.

На волне общего интереса к этнографии и национальным культурам в начале 1870-х гг. народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI–XVII вв.

Правительство заказывало деревянные павильоны в стиле русских теремов для Всемирных выставок, аристократы коллекционировали изделия народных промыслов, публика восторженно встречала произведения «в народном духе».

Одним из вдохновителей идеи «русского стиля» был известный меценат С.И. Мамонтов, происходивший из семьи старообрядцев, хранивших допетровский уклад. В 1870–1900 гг. в его усадьбе Абрамцево над картинами в русском стиле работали В.М.Васнецов, И.Е. Репин, М.В. Нестеров.

Архитектор И.Ропет возвел в Абрамцеве Терем – одну из знаковых построек русского стиля. Там же были организованы мастерские народной резьбы.

Деятели искусства изучали истоки – народную музыку, поэзию, костюм, художественную роспись и, разумеется, русскую икону. Крупнейшие историки и искусствоведы создали фундаментальные труды по русскому церковному зодчеству и иконам.

Одним из таких исследователей был А.В. Прахов. Ему император Александр III поручил руководство работами по внутренней отделке Владимирского собора в Киеве.

По мысли Адриана Прахова собор должен был стать «идеалом, одушевляющим поколение». М.В. Нестеров в воспоминаниях писал о работе над росписями храма: «Там мечта живет, мечта о «русском ренессансе», о возрождении давно забытого дивного искусства «Дионисиев», «Андреев Рублевых».

Именно поэтому Прахов предложил расписать главный неф, создать иконы и осуществлять общее руководство живописными работами в соборе Виктору Михайловичу Васнецову – художнику, уже зарекомендовавшему себя «знатоком русского духа».

Не ограничиваясь эпическими полотнами «богатырского цикла» и сюжетами по мотивам «Слова о полку Игореве», в 1881–1882 гг. Васнецов спроектировал в Абрамцево церковь во имя Спаса Нерукотворного и написал для нее ряд икон.

Стремясь объединить все достижения живописцев прошлых эпох с духом нового времени, при подготовке к работе художник изучал старые русские иконы, мозаики константинопольской Святой Софии, раннесредневековых соборов Равенны и собора Святого Марка в Венеции.

В письме В.В. Стасову от 30 сентября 1898 г. Васнецов писал: «Перед Владимирским собором в 1885 г. был в Италии и проездил только месяц – был в Венеции, Равенне, Флоренции, Риме и Неаполе. <…> В Равенне смотрел Св. Виталия, обоих Аполлинариев, Галиа Планида, Баптистерию и проч. Пробыл – увы! – только день, кой-что тоже зарисовал …».

 

Алтарная часть Владимирского собора в Киеве Алтарная часть Владимирского собора в Киеве Виктор Васнецов "Богоматерь с младенцем на троне". Дом-музей В.М. Васнецова
Виктор Васнецов «Богоматерь с младенцем на троне». Дом-музей В.М. Васнецова Виктор Васнецов "Богоматерь с младенцем на престоле (иконостас). Эскиз-вариант". ГТГ Виктор Васнецов «Богоматерь с младенцем на престоле (иконостас). Эскиз-вариант». ГТГ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа В.М. Васнецова над росписью Владимирского собора произвела огромное впечатление на современников. Так, историк и архитектор С. П. Бартенев писал: «В Киеве, <…> я съездил во Владимирский собор, еще неоконченный, чтобы посмотреть картины Васнецова.

Я испытал здесь нечто такое, что заставило меня забыть красоты античного мира… тут, в картинах Васнецова – духовный мир встает с невыразимой силой. Становится понятна история Духа».

Не только мастерская разработка сюжетов, отражающих основную идею храма, но и сама техника письма вызывали восхищение.

Сергей Маковский отмечал: «Главным участником в художественной отделке собора, так сказать душой всего дела был профессор В.М.Васнецов.

Его кисти принадлежат, бесспорно, лучшие иконы с окружающими их орнаментами. В Третьяковской галерее в Москве находятся акварельные эскизы этого художника, по которым видно, с какою добросовестностью, вдумчивостью он относился не только к своим большим образам, но и к мельчайшим деталям стенных украшений.

<…> Образа Васнецова – не случайные картины на религиозную тему, но высшее выражение мысли, проникающей целое.

<…> Всмотримся в характер письма Васнецова. Он пишет сухо, ясно обрисованными пятнами, накладывая одну краску рядом с другой, подобно мозаике, но при этом без резких переходов, заботясь о гармонии цветов, так что его картины точно застланы сероватым туманом. Несмотря на богатство и самые разнообразные подборы тонов, в них мало света.

Такая живопись спокойна, немного на старинный лад, что очень идет к церковной обстановке. Смелый и нервный рисунок Васнецова, часто условный, по требованию византизма, а часто просто неправильный, вырезывает фигуры, как бы наклеивая их одну на другую».

Признание было полным и безоговорочным. Восторженные отклики критики сопровождались официальными наградами. В 1896 г. за роспись Владимирского собора художник был удостоен ордена Святого Владимира 4-й степени. В 1904 г. Императорская Академия художеств предложила художнику стать профессором-руководителем мастерской религиозной живописи в ИАХ.

13 июня 1912 г. за росписи Варшавского собора Святого Александра Невского Васнецов был возведен в потомственное дворянство, а 31 декабря 1913 г. император Николай II пожаловал художнику чин действительного статского советника вне порядка службы.

*****

 

Виктор Васнецов "Богоматерь с младенцем" 1901. ГРМВиктор Васнецов "Богоматерь с младенцем" 1901. ГРМВиктор Васнецов "Богоматерь с Младенцем на троне" Мозаика храма Воскресения Христова. Санкт-Петербург.Виктор Васнецов "Богоматерь с Младенцем на троне" Мозаика храма Воскресения Христова. Санкт-Петербург.Виктор Васнецов "Богоматерь Одигитрия". 1901. Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. ГРМВиктор Васнецов "Богоматерь Одигитрия". 1901. Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. ГРМ

 

 

 

 

 

 

Образы Владимирского собора стали источником вдохновения для многочисленных более или менее удачных повторений в церквях по всей России.

Безусловной удачей Васнецова стали образы Богородицы. Современники называли его «создателем русской Мадонны».

О работе над образом художник писал Л.М. Лихачеву: «состязаться со святыми иконописцами я не рискую, но искать у них вдохновения считаю обязательным. «О Тебе радуется» – Богоматерь с младенцем будет на этот раз сидящая, и по мотивам ее изображения беру «Умиление», которое меня трогает до глубины души».

Сюжет «Богоматерь на троне» в дальнейшем художник использовал при создании алтарного образа для русской церкви Святой Марии Магдалины в Дармштадте (1901 г.) и мозаики в Варшавском православном соборе Святого Александра Невского, а также для работы, предназначенной для экспонирования на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

Варианты «Богородицы на троне» представлены в Доме-музее В.М. Васнецова и частной коллекции. Один из вариантов этого образа представлен на аукционе.

В отличие от иконы из Владимирского собора в этой работе свиток с текстом намотан на три деревянных стержня, а не на два, и отсутствуют канонические надписи на золотом фоне над нимбами: «Матерь Божия». Аналогичные детали встречаются в работе «Богоматерь с младенцем» из собрания дома-музея В. Васнецова, а также в работе 1899 г., предназначенной для Всемирной выставки в Париже.

Возможно, представленная на аукцион картина и работа из Дома-музея В.Васнецова являются подготовительными для образа, предназначенного для Всемирной выставки в Париже.

 

Виктор Васнецов "Богоматерь с младенцем на троне (фрагмент)"Виктор Васнецов "Богоматерь с младенцем на троне (фрагмент)"

 

*****

Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926) – живописец, рисовальщик. Автор историко-эпических картин на фольклорные темы, монументальных церковных росписей, занимался литографией и гелиогравюрой.

В 1867–1868 гг. занимался в Рисовальной школе ОПХ в Санкт-Петербурге у П.П. Чистякова, В.П.Верещагина, И.Н. Крамского и др. В 1868–1874 гг. учился в ИАХ у В.П.Верещагина и др.

С 1878 г. член ТПХВ. Член объединения «Изограф», МОЛХ, Общества возрождения художественной Руси. Участник выставок ИАХ, ТПХВ, объединения «Мир искусства». Действительный член ИАХ.

С 1885 г. работал в Киеве над росписями во Владимирском соборе. Принимал активное участие в деятельности Абрамцевского художественного кружка. Создал проект фасада Третьяковской галереи (1900–1901). В 1892 г. Получил звание профессора. В 1910 г. был инициатором создания в Вятке Художественно-исторического музея.

*****

Всю информацию по участию в аукционе и о представленных произведениях вы можете получить в Аукционном доме «КабинетЪ» – справки по телефонам (499) 238-29-30, (499) 238-14-69.

 

Аукционный Дом КабинетЪ

cultobzor.ru

Описание картины Виктора Васнецова «Богоматерь с младенцем» Картины художников

Описание картины Виктора Васнецова «Богоматерь с младенцем»

Виктор Михайлович Васнецов, известный большинству по картинам сказочной тематики, очень много работал над росписью различных храмов. До сих пор любой желающий может полюбоваться его работами в Храме Спаса-на-Крови (Санкт-Петербург), Владимирском соборе (Киев), церкви Спаса Нерукотворного (Абрамцево) и многих других, расположенных как в нашей стране, так и за ее пределами.

Особое место в его творчестве занимает образ Богородицы. Отдельно стоит остановиться на полотне «Богоматерь с Младенцем», написанной художником в 1889 году. Именно эта работа Васнецова послужила эскизом для росписи Владимирского собора.

Практически всю площадь картины занимает фигура идущей прямо на зрителя Богоматери, несущей на руках Младенца Христа. Завернутый в пелену Младенец изображен с поднятыми вверх и тянущимися к зрителям руками. Он как бы благословляет, представших перед ним.

Как и должно быть в любой иконографии, головы обеих фигур окутаны золотистым свечением, олицетворяющим их божественную суть. Оригинально выполнен фон, на котором изображены фигуры. Нельзя с определенной уверенностью сказать ступает ли Богоматерь по земле или движется по небесам.

Лица Богоматери и Младенца необычайно живые. Это не канонические лики смотрящие со стандартных икон. На полотне Васнецова зрители видят обычных людей. Фигура Младенца и его положение также вполне естественны, и не вызывают ощущения фантасмогоричности происходящего. Глядя, на полотно у зрителя возникает образ обычной женщины, несущей на руках ребенка. Ее глаза печальны, но они светятся невероятной любовью к своему сыну и ко всему миру.

Идея представить Богоматерь именно такой, была навеяна художнику образом его супруги с сыном на руках. В дальнейшем подобный образ Богородицы активно использовался в русской иконографии и получил название Васнецовская Богоматерь.

Прислал: Давыдова Юлия . 2017-10-08 21:43:06

opisanie-kartin.iusite.ru

Образ Богородицы в русской живописи

Русские живописцы в своих картинах следовали типам изображения Пресвятой Богородицы, сложившихся в иконописи, привнося в них свое видение. Русская православная церковь насчитывает до 260 икон Богоматери, прославленных различными чудесами. Среди богородичных икон можно выделить шесть основных иконографических типов:

  1. «Умиление» (Мария изображается склоненной к Младенцу, прижавшемуся щекой к ее щеке)
  2. «Одигитрия», или «Путеводительница» (Мария с осанкой императрицы, Младенец восседает у нее на руках, как на троне)
  3. «Млекопитательница (Мария, кормящая Младенца грудью)»
  4. «Взыграние» (запечатлен момент взаимного ласкания Матери и Младенца)
  5. «Оранта» (Богоматерь с воздетыми в молитве руками)
  6. «Знамение» (Богоматерь в позе Оранты, на груди медальон с изображением Иисуса Христа).

Остальные иконы – своеобразная редакция основных типов или, как говорили иконописцы, извод. Сложение иконографического типа – процесс сложный, обусловленный всей культурно-исторической ситуацией. Но вхождение нового образа в историю православной традиции всегда связывается с чудом – явлением иконы. Такие иконы творили чудеса и исцеления, их почитали, любили и называли чудотворными. Они принимались за образец, с которого делалось бесчисленное множество повторений.

Самая почитаемая и самая древняя русская икона – Богоматерь Владимирская. Первое упоминание о ней встречается в летописи под 1155 годом. Из источников известно, что она была привезена из Константинополя в Киев и находилась в Вышгороде в женском монастыре. В 1155 князь Андрей Боголюбский взял икону в свое новое Владимирское княжество. Прославление иконы связано именно с древним Владимиром. «Владимирская» стала прототипом для многих русских вариантов «Умиления», связанных с местночтимыми чудотворными иконами (Богоматерь Донская, Богоматерь Игоревская, Богоматерь Федоровская).

Источники репродукций: Религиозные сюжеты в русской живописи, etnaa, Исаакиевский собор, Аrt-catalog, Аrtsait, Белый город, Русская религиозная живопись, Библиотека Якова Кротова

Покров Богородицы.Нестеров Михаил Васильевич. 1911 г.Роспись конхи абсиды церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обителиПокровский храм Марфо-Мариинской обители

Покров Богоматери.Нестеров Михаил Васильевич. 1914 г. Дерево, масло. 91х63.Государственная Третьяковская галерея, Москва

Поступление в 1995 от З. В. Норцовой по завещанию П. М. Норцова изсобрания П. М. Норцова и З. В. Норцовой, Москва

Богоматерь.Аргунов Иван Петрович. 1753 (?). Холст, масло. 202х70,7Копия иконы Гроота, 1749 г.Из Воскресенского монастыря, Новый Иерусалим.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богородица.Вишняков Иван Яковлевич. Икона Андреевской церкви в Киеве

Богоматерь с младенцем.Кипренский Орест Адамович. Между 1806 и 1809 гг. Прессованный картон, масло. 168х85.Икона из северных врат главного иконостаса Казанского собора в Санкт-Петербурге.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Точное время создания «Богоматери с младенцем» неизвестно. Икона была заказана Кипренскому Советом Академии художеств для строящейся в Петербурге Казанской церкви, впоследствии Казанского собора. В июне 1806 года Совет утвердил эскизы художников, в том числе и эскиз для образа «Богоматери». Кипренскому было выдано за нее сто рублей, а в сентябре того же года Совет постановил: «Пенсионеру Кипренскому в счет писания образа Богоматери со Христом к прежде выданным 100 рублям еще выдать 50 рублей с распискою». Через два с лишним года, в феврале 1809 года, Кипренский уехал из Петербурга в Москву. Эта дата определяет нижнюю границу периода работы над иконой, так как Кипренский возвратился в Петербург после завершения внутренней отделки храма.

Образ Богоматери в соответствии с тогдашней модой написан по западноевропейским образчикам, русские иконные традиции полностью игнорируются. Это уже не православная Богоматерь, а католическая Мадонна.

При переделках в Казанском соборе в 1836 году работа Кипренского была перемещена с третьего иконостаса на северные врата главного входа (Аплаксин А. Казанский собор в Санкт-Петербурге. 1811—1911. – СПб., 1911. С. 68, 73.). В 1932 году при закрытии храма образ был передан в Русский музей как работа неизвестного художника и был опознан в 1952 году во время переинвентаризации музейного собрания живописи. Российский общеобразовательный портал

Богоматерь.Владимир Лукич Боровиковский. 1814–1815 гг. Холст, масло. 144x71.Икона на сюжет из Апокалипсиса.Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с младенцем в сонме ангелов.Боровиковский Владимир Лукич. 1823 г. Холст, масло. 35x25,5.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем.Боровиковский Владимир Лукич. Медь, масло. 45,3x36.Государственная Третьяковская галерея, Москва

Дева Мария.Варнек Александр Григорьевич. 1815 г.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь.Варнек Александр ГригорьевичГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем.Виги Антон Карлович. Около 1822 г.Икона из церкви Св. Николая Елагина дворца в Петербурге.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Представительство Богоматери за воспитанниц Смольного института.Венецианов А. Г. 1832-1835

Богоматерь с младенцем Христом и Иоанном Крестителем.Егоров Алексей Егорович. Холст, масло. 92x62,8.Государственная Третьяковская галерея, Москва

Современники (и не только в России, но и в Италии) при жизни художника дали высшую оценку его таланта, назвав «русским Рафаэлем». После окончания Академии художеств — поездка в Италию, где он поражает, а иногда и смущает своим талантом итальянских художников. Сам Папа Пий VII уговаривает его остаться в Италии придворным живописцем. Однако Алексей Егоров возвращается в Россию, где его ждет слава, напряженная работа живописца и преподавателя (среди его учеников Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, А. А. Иванов и др.), заслуженные награды и звания. Он типичный представитель русского высокого классицизма, пишет портреты, принимает самое активное участие в росписях церквей и соборов в Петербурге и его пригородах, Грузии, Польше. Но именно написание образов для церквей в Петербурге и Царском Селе вызвали недовольство императора Николая I. Последовало отстранение А. Е. Егорова, несмотря на защиту художника Советом Академии художеств, от преподавательской работы. Впрочем, к художнику за советом по-прежнему обращались даже светила отечественной живописи. Да и работал над картинами А. Е. Егоров до последних своих дней.

Богоматерь с Младенцем.Егоров Алексей Егорович

Мадонна Альба.Бруни Федор Антонович. 1837 г.Копия с картины Рафаэля

Богоматерь с младенцем.Бруни Федор Антонович. 1840-1850-е гг.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем в розах.Бруни Федор Антонович. 1843 г. Холст, масло. 64,7х40Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с младенцем.Бруни Федор Антонович. 1858 г. Холст, масло. 63х46,7.Ивановское объединение художественных музеев

Богоматерь с младенцем.Максимов Алексей Максимович. 1846 г. Холст, масло. 227х125.Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с младенцем.Марков Алексей Тарасович. 1849 г.

Богоматерь.Скотти Михаил Иванович. 1849 г. Холст, масло.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь.Нефф Тимофей Андреевич. Холст, масло, 59х40.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь.Капков Яков Федорович. 1853 г. Холст, масло.Дальневосточный художественный музей

Богоматерь с младенцем.Врубель Михаил Александрович. 1884–1885 гг.

Богоматерь с младенцем.Врубель Михаил Александрович. 1885 г.Роспись Кирилловской церкви в Киеве

Богоматерь с Младенцем.Васнецов Виктор Михайлович. Начало 1880-х.Эскиз росписи Владимирского собора в КиевеГосударственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с Младенцем на престоле.Васнецов Виктор Михайлович. 1885–1893 гг.Эскиз росписи Владимирского собора в КиевеГосударственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь с младенцем.Васнецов Виктор Михайлович.Фрагмент росписи Владимирского собора в КиевеВладимирский собор, Киев

Апсида Алтаря с фигурой Богоматери с Младенцем.Виктор Михайлович Васнецов.Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве

Богоматерь Одигитрия.Виктор Михайлович Васнецов. 1899 г.Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте

Богоматерь с младенцем.Васнецов Виктор Михайлович. 1901 г. Холст, масло. 209х88.Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с младенцем.Репин Илья Ефимович. 1896 г. Цинк, масло. 101х62,5Витебский художественный музей

Богоматерь.Бруни Николай Александрович. 1900 г. Холст, масло. 118х93,5.Оригинал для мозаики храма Воскресения Христова.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Богоматерь с Младенцем.Нестеров Михаил Васильевич. 1890 г.Частное собрание

Богоматерь.Нестеров Михаил Васильевич. 1899 г. Дерево, масло. 66.7х30.7Нижегородский художественный музей

Богоматерь и Святой Иоанн.Нестеров Михаил Васильевич. Эскиз. 1899 г. Холст, масло. 91.5х73Нижегородский художественный музей

Богоматерь с младенцем.Нестеров Михаил Васильевич. Втор.п. 1890-х — перв.п. 1900-х. Бумага, акварель.Эскиз росписи иконостаса Владимирского собора.Частное собрание

Богоматерь.Нестеров Михаил Васильевич. 1900-1910-е. Холст на картоне, масло. 28х16,5Частное собрание

Богоматерь «Умиление».М. В. Нестеров. 1906 г.Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Богоматерь «Умиление».Нестеров Михаил Васильевич. 1909 г. Медь, масло.Образ иконостаса церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители.Покровский храм Марфо-Мариинской обители

Богоматерь «Знамение».Нестеров Михаил Васильевич.Мозаика восточного фасада церкви Покрова Богородицы. Покровский храм Марфо-Мариинской обители

Явление Богоматери.Нестеров Михаил Васильевич. 1910-е. Холст, масло. 80х56.Частное собрание

Богоматерь «Умиление злых сердец».Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. 1914–1915 гг. Холст на дереве, масло. 100,2х110.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

С руками воздетыми в вечном молении ко Господу за грешное человечество, предстает Богоматерь в картине Петрова-Водкина. За Ней в небесной синеве возникают видения Ее земной жизни. Слева, как напоминание о Ее великом предназначении – Она Сама с Младенцем Христом на руках, по другую сторону – Спаситель, распятый на кресте, как отзвук великих страданий Матери Сына Божьего.

В русском религиозном искусстве существует очень большая иконография Богоматери, но Петров-Водкин не копирует какое-либо известное изображение, а скорее создает свой оригинальный иконографический тип, названный им «Богоматерь Умиление злых сердец», который все же имеет некоторое сходство с древним образом Оранты – молящейся Богоматери.

Как религиозного человека и художника Петрова-Водкина интересовала проблема создания современной иконы. В этой связи и было создано полотно «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914-1915), которая мыслилась мастером как икона, но экспонировалась на выставках в качестве станкового произведения. Русский музей. Виртуальный курс русского искусства

Богоматерь с младенцем.Петров-Водкин Кузьма Сергеевич.Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургМузеи России

Петроградская Мадонна. 1918Петров-Водкин К. С. 1920 г. Холст, масло.Государственная Третьяковская Галерея, Москва

В тяжелые, голодные 1917–1918 годы в Петрограде Кузьма Петров-Водкин пишет образ Богоматери, названный им «Петроградская мадонна». В нем воплотились и простой строгий колорит ранних фресок Джотто, и вопрошающие глаза новгородских древних икон.

За окном — Петроград, торговые ряды на Невском, оклеенные листовками, очереди за хлебом, в которых точными легкими касаниями кисти написаны представители всех сословий. Они собраны в маленькие группы, объединены малыми сюжетами, как в клеймах житийных икон.

В этой картине художник пользуется своим умением изображать пространство, для того чтобы создать ощущение неустойчивости всего окружающего мира — он накреняется, как палуба корабля, и только образ Богоматери остается неизменным, незыблемым, несмотря на потрясения мира: линии, описывающие ее голову, мягкий наклон к младенцу, направленный на нас взор. Изобразительное искусство и фотография

www.ippo.ru

Описание картины Симона Ушакова «Богоматерь Владимирская»

Описание картины Симона Ушакова «Богоматерь Владимирская»

Известный русский иконописец Ушаков создал огромное множество искусных икон. Его работы выполнены в классическом церковном стиле. Иконописные картины Симона Ушакова сверкают золотом и драгоценными камнями. Мастер умел подобрать нужные краски, чтобы передать великолепие библейских персонажей и сцен. Одна из его прекрасных работ – икона «Богоматерь Владимирская».

Изображение Марии с маленьким Иисусом – популярный иконописный сюжет. Икона Ушакова 1652 года заметно выделяется в серии подобных творений. Живописец создал двустороннюю икону. На ее обороте находится Голгофский крест. Лицевую сторону составляет композиция, вписанная в вертикальный прямоугольник. Богоматерь обнимает Младенца, который в свою очередь так же тянется к ней.

С. Ф. Ушаков использовал в картине теплые золотистые оттенки. Одежда Марии темная – насыщенного коричневого цвета, украшена золотой каймой. Маленький Христос облачен в желтое одеяние, подвязанное бронзовым поясом.

Икону сопровождают традиционные графические надписи у изголовья персонажей. Золотистые нимбы четко очерчены округлыми рамками. Композиция в целом проста, но несмотря на это передает глубокое духовное содержание портрета.

Лица главных библейских героев полны чувств и переживаний. На лице матери заметна пророческая скорбь по сыну. В глазах читается любовь и нежность к самому родному созданию. Ребенок на ее руках преданно всматривается в лицо матери. Несмотря на столь малый возраст, можно увидеть мудрость и спокойствие в его чертах.

Икона «Богоматерь Владимирская» изначально находилась в Замоскворечье, в церкви Архангела Михаила. Теперь ее можно лицезреть в Третьяковской галерее. Великолепная по замыслу и исполнению картина понятна всем верующим людям. Далекие от религии ценители искусства тоже оценят это замечательное творение кисти Ушакова.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта