Сочинение по картине «Среди долины ровныя…» Шишкина. Среди долины ровныя шишкин картина


Описание картины Ивана Шишкина «Среди долины ровныя»

Описание картины Ивана Шишкина «Среди долины ровныя»

Все мы знаем, что красоты русской природы привлекала не только поэтов, но и художников, ведь они проявляли к ней безмерный интерес. Данная картина была написана великим русским художником И.И. Шишкиным еще в 1883 году. Ведь именно с этого времени развернулась огромная художественная деятельность автора многих произведений, в которой просторные леса и поля нашей необъятной родины были изображены в лучшем виде. Так вот, одним из таких творений является картина «Среди долины ровныя». С первого взгляда вы сможете заметить, что перед вами раскинулась своими бескрайними просторами русская равнина. Но, если приглядеться, то вы заметите, что есть речка и маленькая белая церковь.

Задний план картины немного размыт, поэтому многие думают, что над полем стелется туман. Поэтому, на картине возникает резкий контраст, который придает ей большую динамику. Ведь из-за этого изображенное пространство кажется более органичным и бескрайним, поэтому видно, что художник скрывает какой-то особый смысл. На переднем плане картины мы видим, как начинается проселочная дорога, которая затем уходит вглубь и буквально пропадает у линии горизонта. По обе стороны от нее находятся зеленая трава, в которой не пересчитать всех красивых цветов, встречающихся на пути. Простые и знакомые ромашки, васильки и колокольчики явно привлекут ваше внимание.

Но буквально в середине поля возвышается могучий дуб, который растет уже не одно столетие. Он один – широкий, высокий, большой и угрюмый, будто наблюдает за всем тем, что происходит вокруг. Его огромные ветки придают ему большую надежность и мощь в борьбе со злой стихией бури и урагана. По облакам можно заметить, как надвигается это самое бедствие. Поэтому все в округе будто замерло в ожидании этих событий. Несмотря на картину, не стоит сомневаться в том, что художник в буквальном смысле вложил всю свою душу и надежду в будущее.

opisanie-kartin.com

Среди долины ровныя... (картина) — Циклопедия

Среди долины ровныя (картина Ивана Шишкина, 1883 г.)

«Среди долины ровныя…» — картина художника Ивана Шишкина.

Время создания: 1883 г.

Холст, масло.

Размер: 136,5 x 203,5 см

Современное местонахождение: Киевский государственный музей русского искусства, Киев, Украина[1][2][3].

Иван Иванович Шишкин (1832—1898) вошел в историю мирового изобразительного искусства в первую очередь как художник-пейзажист, воспевающий окружающую природу. Почему-то считается, что Шишкин — воспеватель лишь русской природы; но это совсем не так. Он много работал и в других странах, рисуя пейзажи и Германии, и Швейцарии, и Финляндии, преклоняясь перед их красотой и Божественным величием не менее. Целую большую серию своих произведений художник посвятил природе Крыма, вообще не относящейся к северной части Европы.

Картина создана по мотивам одноименного стихотворения Алексея Мерзлякова (1778—1830)[1][2].

[править] Стихотворение

Поэт Алексей Мерзляков не был профессиональным поэтом в современном понимании этого слова. Он сделал неплохую по тем временам карьеру — учитывая, что родился в весьма небогатой купеческой семье, — став профессором Московского университета[4], выступал с лекциями по словесности, издавал журнал «Амфион», занимался переводами произведений древних греческих и римских поэтов и т. д. И еще писал стихи. Но стихотворчеством тогда занимались на Руси все грамотные люди — которых было не так уж много. Алексей Фёдорович Мерзляков стоял у истоков создания русской литературы.

Известно, что он сочинил много собственных стихотворных произведений. Однако среди множества его стихов до нашего времени дошла лишь небольшая часть. Правда, существует мнение, что некоторые из них, положенные на музыку, приобретя новую жизнь в виде народных песен с утерявшимся авторством[4].

Николай Кондратюк - Среди долины ровныя (С.Давыдов - А.Мерзляков) Алексей Покровский - Среди долины ровныя (Музыка: С. Давыдов, слова: А. Мерзляков)
Юрий Гуляев - Среди долины ровныя (запись 1969 г.) М. Глинка. Вариации на песню «Среди долины ровныя»

Одно из самых известных — вплоть до нашего времени — стихов А. Мерзлякова «Среди долины ровныя…». Это стихотворение было создано в 1810 году и посвящено той, кого он любил, но с которой не суждено ему было соединиться, — его ученице Анисье Вельяминовой-Зерновой[5]; слова были сочинены в подмосковном имении отца Вельяминовой-Зерновой Жо́дочи[4].

В стихотворении говорилось о могучем одиноком дубе:

Среди долины ровныя, На гладкой высоте, Цветет, растет высокий дуб В могучей красоте. Высокий дуб развесистый, Один у всех в глазах; Один, один, бедняжечка, Как рекрут на часах! Взойдет ли красно солнышко - Кого под сень принять? Ударит ли погодушка - Кто будет защищать? Ах, скучно одинокому И дереву расти! Ах, горько, горько молодцу Без милой жизнь вести! (полностью читать стихотворение здесь или кто где найдет; для неграмотных — см. видеоролики).

Стихотворение в аллегорической форме говорит об одиночестве. Могучий и прекрасный дуб оказался никому не нужен.

[править] Народная песня

Стихотворение это стало пользоваться известностью, оно оказалось столь напевным, что словно само требовало превращения в песню[5], и многие музыканты положили его на музыку. Среди композиторов, сочинивших музыку к тому стихотворению: Осип Антонович Козловский, Степан Иванович Давыдов, Данила Никитич Кашин[4][5] и др.

Песня стала народной, то есть стала исполняться всеми желающими по-своему, и приобрела популярность именно как народная песня[1].

Композитор М. И. Глинка в 1826 г. создал свои мотивы — вариации для фортепиано на русскую народную песню «Среди долины ровныя».

Об огромной популярности песни говорит еще один факт: драматург Александр Островский включил песню в свою пьесу «Гроза» (1859 г.), где ее поёт житель города персонаж Кулигин в самом начале пьесы.

Песня дожила до наших дней, сохранив старинную стилистику — «среди долины ровныя», хотя на современном языке эта фраза должна была бы звучать теперь по-другому — что-то вроде среди ровных долин. Но эта архаичность соверщенно не мешает современным слушателям. Песня по-прежнему продолжает жить в исполнениях всё новых поколений.

С какой музыкой получила песня известность к 1883 году, когда художник писал свою картину, — теперь трудно сказать. Скорее всего, это была музыка С. Давыдова[4] — по мнению некоторых специалистов (например, Бориса Алмазова), именно эта мелодия оказалась самой популярной. Хотя самым частым композитором стихов А. Мерзлякова был Д. Кашин.

Как бы то ни было, эта песня вонзилась в сердце Ивана Ивановича Шишкина[6]. Ее грустный напев и трагический смысл нашли отклик в его душе. Художник недавно пережил страшное горе — потерю его молодой жены Ольги, умершей вскоре после рождения дочери Ксении. Это была вторая жена художника.

Первая его супруга, Евгения Александровна Шишкина (Васильева), сестра художника Ф. А. Васильева, умерла в 1874 году, за год до того умер сын Владимир (1871—1873), через год после смерти матери скончался маленький сын Константин (1873—1875), из троих детей выросла лишь дочь Лидия (1869—1931).

После смерти жены и двух сыновей он пробовал спасаться «древним русским способом» — но когда это было, чтобы водка и вино помогли пережить то, что и пережить кажется немыслимым. Приходя в себя после запоев, он рисовал[7].

Прошло еще шесть лет, и в 1880 году в дом Ивана Шишкина на Пятой линии Васильевского острова, казалось, опять пришло счастье, и олицетворяла его вторая жена художника — Ольга Антоновна Лагода, став Шишкиной. Но — оказалось, что это счастье ненадолго: через год в 1881 году художник вновь стал вдовцом[7].

Это горе сломило его[6]. Надежды обернулись лишь новой трагедией. Тоскливо писал он одному из друзей: «Я как ни борюсь и мужаюсь, но тоска и обида гнетет и давит меня»[6].

Он больше не пил. Он ушел в свою стихию — живопись. Заботу о дочерях помогла разделить сестра его второй жены Виктория Антоновна. Наверно, без ее помощи художник не справился бы — она занималась хозяйством и девочками, а он смог работать[7].

Спасения Иван Иванович Шишкин искал в работе. Работал много, надолго уходил, бродя по лесам и полям, и каждый раз возвращался домой с кипой этюдов.

Больше он искушать судьбу не стал, взвалив крест одиночества и пустоты.

Это одиночество с особой силой прозвучало в созданной им картине «Среди долины ровныя…», созданной вскоре после кончины Ольги Антоновны[5][8].

Шишкин Иван - Среди долины ровныя

Картина, повторяя стиль песни, изображает одинокий дуб, выросший среди «долины ровныя». Это центр картины[8], сразу приковывающий внимание зрителя. Огромный дуб, возвышающийся посреди поля, кажется еще больше в этой низкорослой пустоте, где только травы да лопухи, а вдали уложенные снопы сена.

Во всём полотне — пронизывающая тоска.

От одиночества не спасает даже тоненькая тропинка[8] — она такая тоненькая и тоже такая одинокая, никто по ней не идет…

Почему-то считается, что именно в этой картине особо прозвучала русская душа художника в сочетании с величественной русской природой[9][10][11]. Ах, как мешает человечеству безграмотность! Имя художника оказалось жертвой в цепких руках псевдопатриотов, не желающих знать и изучать истоки родной русской культуры. В картине прозвучали тоска, боль и одиночество, а русская душа тут не при чем. Более того, существуют мнения специалистов, доказывающих совсем другое.

И.Шишкин, картина «Дубы», 1865 г., Дюссельдорф

Специалисты-искусствоведы считают, что это не зарисовка с натуры, а художник сам создал придуманный им для этого полотна пейзаж[1], а за образец взяты европейские впечатления[1] (картина «Дубы» 1865 года, созданная в Дюссельдорфе)[2].

Изображения деревьев на двух этих разных полотнах действительно сходны, но какая же разница в настроении, их передающем! Первый дуб, появившийся на полотне «Дубы» в 1865 году, — был этюдом к картине «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»[12] (за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» И. Шишкин получил звание академика[13][14]). И хотя этот Дюссельдорфский дуб тоже возвышался среди других деревьев, выказывая свою силу и могущество, он не давил одиночеством — да он и не одинок! — это были могущество и сила жизни, что подчеркивалось и ярким солнечным сиянием, и нахоженной тропинкой, и девичьей фигуркой на этой тропинке, — а вот картину «Среди долины ровные…» уже никакие фигуры не оживляют. Да и солнечные блики, кажется, никогда не прорвутся в этот сумрак. Местонахождение картин «Дубы» и «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», созданных еще до всех горестей и трагедий художника: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург[12][15].

И вот впервые — после смерти второй жены — появился дуб, давящий своим одиночеством и трагизмом. Особую трагическую глубину картине придает чередование насыщенности цветов[10].

В 1887 году, то есть спустя четыре года после создания картины «Среди долины ровныя…», Шишкин создаст сразу две картины с изображением дубов — «Дубы», где он запечтлел только стволы нескольких деревьев, освещенных солнцем[16], и «Дубовая роща» — тоже солнечная картина[17]. Но солнечные блики лишь продираются сквозь толщу. Созвучия радости и теплу нет и в этих полотнах.

Тема одинокого мощного дерева — как бы символ впустую растраченных сил — стала близка творчеству художника.

Одиночество — постоянное одиночество художника… И некуда от него деться…

В том же 1883 году, на 11-й выставке передвижников, Иван Шишкин представлял свою новую картину «Среди долины ровныя…», одновременно и пейзаж, и автопортрет[6][5].

  1. ↑ 1,01,11,21,31,4 «Среди долины ровныя …»
  2. ↑ 2,02,12,2 И. И. Шишкин. Среди долины ровныя…
  3. ↑ «Среди долины ровныя…». 1883. Киевский музей русского искусства
  4. ↑ 4,04,14,24,34,4 СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ
  5. ↑ 5,05,15,25,35,4 Среди долины ровные — стихотворение, песня, картина
  6. ↑ 6,06,16,26,3 Рассказы о шедеврах живописи // Шишкин И. «Среди долины ровныя…»
  7. ↑ 7,07,17,2 Иван Иванович Шишкин (1832—1898)
  8. ↑ 8,08,18,2 Сочинение по картине И. И. Шишкина «Среди долины ровныя…»
  9. ↑ Описание картины И. И. Шишкина «Среди долины ровныя»
  10. ↑ 10,010,1 «Среди долины ровныя» Шишкин
  11. ↑ Иван Иванович Шишкин — певец русского леса
  12. ↑ 12,012,1 Дуб
  13. ↑ Биография Ивана Шишкина (Ivan Shishkin)
  14. ↑ Шишкин Иван Иванович. 1832—1898
  15. ↑ Дубы, 1865, 42х35 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  16. ↑ Дубы
  17. ↑ Дубовая роща

cyclowiki.org

Сочинение по картине Шишкина Среди долины ровныя описание

Среди долины ровныя

Картина была написана в 1882 году. Многие критики считают, что картина наполнена скорбью, которая не покидает художника после смерти его жены.

Огромный дуб, который занимает практически четверть полотна, является главным героем картины. Огромное дерево Шишкин изображает на фоне просторной долины. Дуб под собой создал огромную тень, под которой можно укрыться человеку от любого ненастья.

Дуб должен выдержать предстоящую грозу. Небо наполнено тучами, но по сравнению с великим деревом они не выглядят устрашающе. Солнце пытается направить свои лучи на землю, но облака этому преграда, но лучи все же проходят до земли. 

С помощью растений и травы автор подчеркивает размеры дуба и его величие, ведь тонкие стебли и трава, которая клонится от ветра совсем малые по сравнению с деревом. Малые растения растут возле тропы. 

Сильное дерево гордо стоит и кажется, что ему не помеха все невзгоды, которые может создать природа. Сколь дуб уже пережил холодов, снегопадов, дождей, гроз и невыносимой жары, но он все равно с гордостью стоит, словно защитник данной местности.

Если долго смотреть на эту замечательную работу, то приходит желание очутиться там и своими руками прикоснутся к могучему дубу, а если прислониться к нему, может он поведает свою непростую жизненную историю. 

Автор изобразил нестандартное дерево для художников России. Для наших деятелей культуры береза является символом страны и любви к родине, но Шишкин изображает дуб и ставит его всем нам в пример. Художник хочет донести до нас то, что в жизни может быть нелегко, и могут быть ситуации, которые будут пытаться сломать вас, но нужно гордо переносить все трудности и тогда ничто не станет помехой.  

В какой-то мере сильное дерево это и есть автор, который не сломался после тяжелой потери жены, а наоборот продолжил дальше работать над своими замечательными произведениями. Беда может постучаться нежданно в любую дверь и нужно всегда переносить все тяготы, что нам доказывает Шишкин.

Данная картина оставляет довольно приятный след и чувство гордости за могучий дуб, который несломленный и никакие беды ему не помеха. Даже у самого появляется стимул быть сильнее и уверенней в себе.

4 класс

Описание настроения картины Среди долины ровныя

Чувства картины Среди долины ровныя

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце 9 класс

    Виктор Григорьевич Цыплаков – живописец, художник, широко известный своими трудами. Известно, что уроки мастерства он брал у великих людей таких, как Герасимов или же Шегаль

  • Сочинение по картине Попкова Осенние дожди. Пушкин 8 класс

    Попков был приверженцем «сурового стиля». Так картина под названием «Осенние дожди. Пушкин» написана именно в данном стиле.

  • Сочинение по картине Пластова Сенокос 6 класс

    Лето, одна из самых тяжелых времен года для крестьян. Именно в это время припадает много тяжелой физической работы. Люди встают на рассвете и ложатся позже самого заката. Известнейший русский художник, Пластов Аркадий Александрович любил изображать

  • Сочинение по картине Левитана Золотая осень описание для 3, 4, 5, 8 класса

    Пейзаж Золотая осень написана русским художником Исааком Левитаном в 1895 году. Золотистая гамма цветов привлекает внимание зрителя. Выбранные тёплые оттенки подчёркивают приход золотой осени

  • Сочинение по картине Бакшеева Голубая весна

    Много русских художников посвятили всё своё творчество изображению красивых пейзажей, которые продолжают радовать ценителей и до сих пор. В круг таких художников входит Василий Бакшеев

sochinimka.ru

Сочинение по картине «Среди долины ровныя…» Шишкина

Главное место на полотне занимает высокий могучий дуб. На фоне широкой бескрайней равнины он выглядит как настоящий великан. Дуб распростёр свои кудрявые ветки, создавая густой шатёр, под которым можно спрятаться и от палящего зноя, и от проливного дождя.

Далеко на горизонте поблёскивает зеркальная гладь небольшой речки, из-за холма робко выглядывают белоснежные стены маленькой церкви. Лёгкая дымка покрывает задний план картины.Дубу предстоит выстоять в поединке с могучей стихией — грозой. По небу плывут пушистые белые облака, всё ближе и ближе подбираясь друг к другу. Солнечные лучи ещё кое-как пробиваются сквозь них, образуя на траве замысловатый рисунок из тёмных, почти чёрных, и ярких жёлто-зелёных пятен. Воздух как будто застыл в немом предвкушении грозы. Но дуб безмятежно стоит среди равнины, готовый выдержать любое сражение, не собираясь сдаваться. Даже тень от туч не смогла накрыть этого исполина, он стоит гордый, ярко освещённый последними лучами солнца. Да и сами тучи по сравнению с величественным деревом выглядят жалкими и беспомощными, не способными даже приблизиться к вековому исполину.

Особый контраст с мощью и силой старого дерева создают луговые цветы и травы, изображённые на переднем плане картины. Их тоненькие изящные стебли являются прямой противоположностью могучему стволу одинокого дерева. Они растут вдоль тропинки, протоптанной путниками возле самого дуба и тонкой змейкой уходящей вдаль к горизонту.

Можно только догадываться, сколько разных невзгод пришлось пережить одинокому дубу. Бури, грозы, палящие лучи солнца, жгучие морозы не раз обрушивались на старого великана. Некому было прикрыть его, защитить от злых сил природы. Ветки дуба искривились, кора потрескалась и стала шершавой, а он стоит, как страж этой равнины, и ничто не может нарушить его величественного покоя.

Глядя на это полотно, хочется подойти к могучему дереву, дотронуться до него, услышать шелест зелёных листьев и отдохнуть в их прохладной тени. А если сесть на землю, прислонившись к стволу, закрыв глаза и прислушавшись, можно услышать тихую неторопливую историю длинной непростой жизни этого дерева, рассказанную им самим.

Одинокий дуб — символ мощи и непоколебимости. Он служит примером для каждого из нас, давая возможность убедиться в том, что как бы ни было трудно и тяжело, всегда нужно оставаться твёрдым и настойчивым. И тогда никакие жизненные неурядицы не смогут согнуть и сломать человека.

Эта картина в какой-то мере напоминает самого автора. Создана она была вскоре после тяжёлой утраты — скоропостижной смерти супруги. И хотя горе художника было огромным, всё же он сумел справиться с ним, не сломавшись и не упав. И. Шишкин нашёл в себе силы продолжить любимое дело и оставил благодарным потомкам настоящие сокровища живописи.

sochinyalka.ru

Среди долины ровныя… |

С творчеством Ивана Ивановича Шишкина знакомы даже те, кто имеет самое отдаленное представление о русской живописи. Его по праву называют «певцом русского леса», а картина «мишки», а точнее «Утро в сосновом лесу» настолько знаменита, что ее репродукция стала фантиком для одной из марок конфет. И хотя тема леса несомненно увлекала художника, работа «Среди долины ровныя…» гораздо точнее отражает личность самого живописца. Ведь не зря ее относят к редкому жанру пейзажа-автопортрета.

sredi-dolini-rovnia«Среди долины ровныя…» (1883). Холст, масло. 136.5 x 203.5 см.

Каждый из шедевров мировой живописи обладает свое историей создания, иногда эти истории грустные, иногда каверзные или даже комичные. Так, например, все то же «Утро в сосновом лесу» на самом деле было написано в соавторстве с Константином Савицким, который изобразил медведей. Но Третьяков решил оставить на полотне только имя Шишкина, а подпись Савицкого стер. Этот поступок привел к тому, что до сих пор многие считают картину всецело принадлежащей кисти Шишкина.

ivan-shishkinИван Иванович Шишкин

Но вернемся к истории гораздо более печальной, чем потеря авторства. «Среди долины ровныя…» — это картина не просто с историей, но даже с предысторией. К рождению шедевра привела цепочка событий, начало которой было положено в далеком 1810 году. Именно тогда было написано стихотворение «Одиночество» или «Среди долины ровныя…». Учитель словесности Алексей Мерзляков влюбился в свою молодую ученицу Анисью Вельяминову-Зернову. Его безнадежная влюбленность и тягостное одиночество однажды вылились в поэтический экспромт, стихотворение тут же было записано и со временем приобрело широкую популярность. Известность и напевная мелодика превратили стихотворение в песню, которая теперь считается народной.

Первая строчка песни и стала названием картины Ивана Ивановича Шишкина. Ощущение одиночества, которым наполнена песня, так же отражено в работе художника. Всему виной стала личная трагедия живописца. Спустя всего год после удачного брака по любви в 1881 году у Шишкина умирает жена. Ольга Лагода была не просто второй женой живописца (первая супруга скончалась 1874 году), но и соратницей по художественному делу. Ее талант восхищал Шишкина и не только его, ведь Ольгу приняли в Академию художеств, а ее картины покупал Третьяков. Жизнь молодой художницы, матери и супруги оборвалась столь рано и такую несправедливость в этом видел Иван Иванович Шишкин, что долго не мог смириться с происходящим и справлялся с невзгодами излюбленным русским способом.

Вернуться в колею художнику помогла работа. Он стал выходить на пленэры в окрестностях родного города Елабуга и, как гласит легенда, на одной из своих прогулок вышел к одинокому дубу. Представшая перед художником картина сразу навеяла строки народной песни:

Среди долины ровныя,На гладкой высотеЦветет, растет высокий дубВ могучей красоте.

Текст песни и сам образ одиноко дуба были так созвучны внутренним ощущениям живописца, что картина действительно стала автопортретом. Личные невзгоды дополняло непонимание со стороны коллег-художников, которые признавали мастерство и талант Шишкина, но не разделяли его любви к изображению леса. Могучий исполин с раскидистыми ветвями посреди пустой равнины и под сенью грозовых туч – таким увидел себя художник.

«Дубы» (1865 год)«Дубы» (1865 год)

Однако некоторые искусствоведы считают, что картина не была написана с натуры, а основой сюжета стали этюды, сделанные художником еще в период пребывания в Дюссельдорфе. В то время был создан этюд «Дубы» (1865 год), но он разительно отличается от «Среди долины ровныя…». «Дубы» могучи, но пронизаны солнечным светом, и вся атмосфера картины пропитана радостью живой природы. Здесь нет и намека на тоску и одиночество, схожи только очертания деревьев.

«Среди долины ровныя…» была впервые представлена на 11-й выставке художников-передвижников в 1883 году. Картина стала неожиданностью, ведь Шишкина привыкли считать «художником-лесовиком», а тут перед зрителем открылся простор и почувствовалась атмосфера одноименной песни.

Следующее десятилетие станет наиболее продуктивным для живописца. Спустя несколько лет он создаст еще две картины с дубами, но тут деревья так же будут отражать одиночество автора и редкие солнечные блики, пробивающиеся сквозь листву, не создадут ощущения радостной теплоты.

dub3

Другие интересные статьи

creatico.ru

Среди долины ровныя

Среди долины ровныя

В некоторых своих куртинах И.Шишкин достигает поэтического высокого общения. Картина И.Шишкина «Среди долины ровныя…», написанная в 1883 году на стихотворение «Одиночество» критика, переводчика и поэта А.Ф.Мерзлякова, которое в дальнейшем было положено на музыку и стало народной песней.

Однажды Иван Шишкин, будучи за городом и переживая очень тяжелую утрату своей жены и ученицы Ольги Лагоды, в поле увидел одинокий могучий дуб, и, вспомнив стихотворение А.Мерзлякова «Среди долины ровныя..» написал одноименную картину. Он чувствовал себя снова одиноким, поскольку собратья «по перу» к его увлечениям русскими пейзажами относились несколько прохладно, несмотря на то, что признавали его одаренность.

Успех этой картины тогда превзошел все ожидания, Зрители, привыкшие считать художника «пейзажистом-лесовиком», «дедушкой лесов», «царем леса», почувствовали настроение, вызывающее песней Мерзлякова, увидев перед собой равнину.

В картинах И.Шишкина, который целиком посвятил свою творческую напряженную жизнь доскональному изучению природы, где все – от дубов-великанов и гигантских сосен до строения малой былинки или листка, вызывало в Шишкине чувство эстетического самозабвенного восторга, нашло свое образное решение. Тонкий аналитик-естествоиспытатель и тяготеющий к эпическим широким обобщениям вдохновенный поэт, который очень внимателен к мельчайшим прожилкам дубового листка, художник явился во весь рост, перед будущими поколениями, как великий мастер национального русского пейзажа.

Художники из академической школы, еще до передвижников, к которым и принадлежал И.Шишкин, преимущественно изображали природу юга, а такие пейзажисты новаторы, как Сократ Воробьев и С. Щедрин, в основном писали итальянские живописные уголки. Но то время, когда значительным художникам писать виды своей родины было «не к лицу», безвозвратно отходило в прошлое. И в это время, обостренные интересом к национальному и народному содержанию искусства, передвижники оказали большое влияние на развитие пейзажного жанра.

Чернышевский писал тогда, что для эстетического наслаждения пейзажами, не нужно воображать себе что-нибудь вроде панорам Палермо или театральных декораций, а наслаждаться настоящим пейзажем с лесом, с массивными и крепкими дубами, рекою с прозрачной водой и т.д., величественных и прекрасных пейзажей большое множество в европейской части России.

Обсудить на форуме

art-on-web.ru

И.И.Шишкин.Среди долины ровныя

Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный. В. В. СтасовИ.И.Шишкин (1832-1898) "Среди долины ровныя ..." 1883г, холст, масло Киевский государственный музей русского искусства, КиевИ.И.Шишкин.Среди долины ровныя (700x465, 31Kb)Картина “Среди долины ровныя...”, создана по мотивам одноименного стихотворения Алексея Мерзлякова. В ней удаление в сторону романтизма кажется непривычным, но торжественным и монументальным. Пейзаж явно сочиненный, а не воспроизведенный, как обычно у художника.Одиноко растущий дуб - это, скорее, символ. Равнина как бы интернациональна. В ней просматриваются и русские пространства и, вероятно, европейские.

Достаточно сопоставить мощное одинокое деревоДуб 1865гИ.И.Шишкин.Среди долины ровныя (583x699, 68Kb)с дубами, написанными художником за границей чтобы понять, что за образец взяты давние швейцарские впечатления.Дубы 1887г Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургИ.И.Шишкин.Среди долины ровныя (481x698, 67Kb)Дубовая роща 1887 Киевский государственный музей русского искусства, КиевИ.И.Шишкин.Среди долины ровныя (699x465, 68Kb)ИсторияВ 1880 году в доме Ивана Шишкина на Пятой линии Васильевского острова наконец-то поселилось счастье. Оно пришло вместе с Ольгой Лагодой, теперь Шишкиной, одной из первых тридцати женщин, принятых на обучение в Академию художеств. Ольга, как и Иван Иванович, очень любила природу и умела уловить и передать в рисунке прелесть и очарование самого обычного лопуха или невзрачного вьюнка. «Пейзажи цветов и трав» — так называл Шишкин лирические работы жены и радовался ее успехам больше, чем своим. Два художника, два любящих человека, они удивительно понимали и чувствовали друг друга.Ольга Лагода РожьИ.И.Шишкин.Среди долины ровныя (384x500, 34Kb)Но через год всё вдруг оборвалось. Ольга умерла. Несправедливой и жестокой казалась Ивану Ивановичу ее смерть, ведь Ольга была так молода, так талантлива, так счастлива… «Я как ни борюсь и мужаюсь, но тоска и обида гнетет и давит меня», — жаловался он в письме старинному другу. День тянулся за днем, месяц за месяцем, а боль не утихала. И через год его сердце сжималось и плакало, вспоминая Ольгу, как в первые дни…

Но в нем жила могучая творческая сила и, словно родниковая вода, питала душу, не дала сломаться. Иван Иванович снова начал надолго уходить в свои любимые леса и поля, снова начал рисовать и каждый раз возвращался домой с кипой этюдов.

В один из дней он шел по долине, раскинувшейся от края и до края. Справа петляла, сверкая серебром, быстрая речка. Парило. От зноя поникли травы. Горизонт уже начинал синеть, слышались глухие раскаты грома: приближалась гроза. Собиравшиеся в тучи облака прочертили по земле резкие тени. А прямо перед художником, ярко освещенный солнцем, возвышался дуб-исполин. Казалось, в полнеба раскинул он свои сильные ветви и стоял неподвижно, не шевелил листвой, замер в ожидании грозы.

Среди долины ровныя,На гладкой высоте,Цветет, растет высокий дубВ могучей красоте —вдруг вспомнились Ивану Ивановичу слова старинной песни. Сколько веков рос здесь этот исполин, сколько гроз видел, сколько ясных, тихих дней. И все один… один……Взойдет ли красно солнышко —Кого под тень принять?Ударит ли погодушка —Кто будет защищать? —

слова песни, казалось, звучали в нем сами собой —…Где ж сердцем отдохнуть могу,Когда гроза взойдет?Друг нежный спит в сырой земле,На помощь не придет!..

Песня, природа и душа человека словно слились в одно.

В могучем дереве художник узнал собрата по судьбе, увидел самого себя. Ведь и ему Бог определил одиночество, не только на личном пути. Среди художников Иван Иванович был такой же одинокий дуб — все признавали его творческую мощь, а любви к русскому пейзажу, верности живописной традиции не понимал никто…И.Крамской Портрет художника И. И. Шишкина 1880гГосударственный Русский музей, Санкт-ПетербургИ.И.Шишкин.Среди долины ровныя (476x699, 21Kb)Но как спокоен и благороден был его дуб-брат. Колючие метели, ветры, дожди, засуха не сломили его, а только сделали устойчивее, упорнее; беды и невзгоды искривили ветви-руки, но и наполнили их силой. Не так же ли и русская душа? Она выдержит всё и всё преодолеет. И одарит тем, что есть у нее, каждого…

Родная природа приняла художника, утешила и вернула к жизни — в 1883 году, на 11-й выставке передвижников, Иван Шишкин представлял свою новую картину «Среди долины ровныя…», одновременно и пейзаж, и автопортрет. С нее начался расцвет в его уже зрелом творчестве — в нем во всей своей красоте и глубине предстала русская природа и русская душа.Несколько картин Ивана Ивановича ШишкинаСосновый лес 1885И.И.Шишкин.Среди долины ровныя (700x481, 76Kb)В роще 1865И.И.Шишкин.Среди долины ровныя (699x414, 43Kb)Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы) 1888гИ.И.Шишкин.Среди долины ровныя (700x532, 75Kb)Вид на острове Валааме (Местность Кукко) 1859-1860И.И.Шишкин.Среди долины ровныя (700x550, 82Kb)Буковый лес в Швейцарии1863И.И.Шишкин.Среди долины ровныя (699x562, 65Kb)Камни в лесу. Валаам Между 1858 и 1860гИ.И.Шишкин.Среди долины ровныя (699x511, 62Kb)Пейзаж с гуляющими 1869гИ.И.Шишкин.Среди долины ровныя (699x528, 63Kb)Молодые сосенки у песчаного обрыва.Мери-Хови по Финляндской железной дороге 1890гИ.И.Шишкин.Среди долины ровныя (699x387, 54Kb)Прогулка в лесу 1869гИ.И.Шишкин.Среди долины ровныя (700x559, 86Kb)Мухоморы 1880-1890-еИ.И.Шишкин.Среди долины ровныя (700x462, 60Kb)Утро в сосновом лесу 1889гИ.И.Шишкин.Среди долины ровныя (699x474, 53Kb)Дождь в дубовом лесу 1891гИ.И.Шишкин.Среди долины ровныя (699x430, 60Kb)Уголок заросшего сада. Сныть-трава 1884гИ.И.Шишкин.Среди долины ровныя (700x391, 60Kb)Дубы. ВечерЭтюд для картины Дубовая роща 1887гИ.И.Шишкин.Среди долины ровныя (700x469, 77Kb)Зима1890И.И.Шишкин.Среди долины ровныя (699x453, 67Kb)Корабельная роща 1898гКорабельная роща- картина-завещание.Она написана в год кончины художника. В полотне как бы обобщен весь опыт долгой и непростой жизни мастера.Озарены и словно вылеплены скульптором брошенные сколы дикого камня, лежащие здесь тысячи веков, сверкают песчаные отмели, зеленеют юные ели, словно прибежавшие на опушку, залитую жарким дыханием лета.Но особую жизнь картине дает игра света и тени, то волшебство бликов, которое заставляет нас буквально зримо ощущать, почти присутствовать в Елабуге и любоваться этим уже почти ставшим историей местом.И.И.Шишкин.Среди долины ровныя (700x448, 60Kb)Шишкин - чародей.Он так искусно расставил свои сосны, что создается впечатление бесконечности их числа и неохватности пространства леса.Живописец знает структуру лесного пейзажа, и он властно заставляет нас следовать за его волшебной кистью.Колорит картины необычайно богат.Все открытия импрессионистов учтены художником. Но над всеми этими дополнительными фиолетовыми и оранжевыми, синими, желтыми цветами властвует могучее чувство меры великого художника.Он не забывает закона валера, нигде не нарушает натуральность и сдержанность тона.Картина Шишкина не кричит, несмотря на масштаб холста, она поет.И.И.Шишкин.Среди долины ровныяАРТ АРТель

yablor.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта