Исаак Левитан. Сказка о грустном художнике. Музыка к картинам левитана
«Музыка весны». Класс: 5аб
Урок музыки. Тема: «Музыка весны». Класс: 5аб.
2. Автор:
Кулакова Анна Рейнгольдовна, учитель музыки 2 кв.категории МОУ Казачинская СОШ, с. Казачинское, Казачинско-Ленского р-на Иркутской обл. Дом. Тел.: 2-16-26
3. Раздел Фестиваля:Процесс обучения
Урок музыки.
Тема: «Музыка весны».
Ккласс: 5аб. Предмет: Музыка.
Учитель: Кулакова А.Р.
Цель урока: развитие творческого мышления в процессе восприятия музыкального произведения.
Задачи: 1. Образовательная: формирование умения
3. Воспитательные: перевода образного строя с одного вида искусства на «язык» другого (музыка, живопись, поэзия), развитие способности целостного восприятия художественного произведения;
2. Развивающие: Развитие механизмов творческого мышления: гибкость, оригинальность, сближение понятий.
3. Воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку разных стилей и эпох, личной значимости нравственных, эстетических свойств музыки А. Вивальди, Г. Свиридова, С. Рахманинова. Оборудование и музыкальный материал:
• магнитофон и записи музыкальных произведений А. Вивальди «Весна», Г. Свиридова «Весна», С." Рахманинова
«Вешние воды»;
• сонет А. Вивальди к концерту «Весна»;
• репродукции картин И. Левитана «Большая
вода», А.Рылова «Буйный ветер»,
С. Боттичелли «Весна». Структура урока:
• организационный момент;
• объяснение нового материала в форме творческих заданий;
• закрепление нового материала;
• диагностика;
• оценивание.
Виды деятельности учащихся:
• выполнение творческих заданий;
• слушание;
• вокально-хоровая работа. Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, создание проблемно-поисковых ситуаций, анализ, обобщения.
Ход урока:
I. Учитель: Добрый день!
Думаю, он действительно добрый, ведь наступила весна - время пробуждения Земли, пробуждения природы.- Каждый из нас долгой зимой представлял наступившее сейчас время по-своему. Сбылись ли ваши ожидания?
( ответы детей).
Интересно, как представляли себе весну люди искусства - поэты, композиторы и художники?
П. Попробуем сравнить картины, музыку и стихи разных
И. Левитан» Весна, Большая вода
художников, композиторов, поэтов. Интересно, совпадут ли мысли и чувства этих великих людей? Будет ли близка нам их весна, или всё это - давно отжившее прошлое? Давайте проверим.
Перед вами две картины: «Большая вода» И. Левитана и «Буйный
ветер» А. Рылова. Какие чувства выражены в каждой из этих
картин?
Мне кажется, что этим картинам особенно созвучны двамузыкальных произведения -
Давайте послушаем их и решим, к какой картине больше
подходит какое музыкальное произведение и почему.
(звучат «Весна» Георгия Свиридова и «Вешние воды» С.
Рахманинова).
III. А сейчас послушаем музыку великого композитора и скрипача
Антонио Вивальди. Он жил давным-давно, 300 лет тому назад, в
тёплой солнечной стране Италии. Вивальди сочинил несколько
концертов для скрипки и назвал этот цикл «Времена года». Как
вы думаете, сколько концертов в этом цикле, как они
называются? (ответы детей)
Вот мы с вами сейчас и послушаем 1 часть концерта «Весна» великого Вивальди.
(звучит «Весна» А. Вивальди)
Да, сложно представить, что эта музыка рассказывает о весне.
Ведь это было много сотен лет тому назад! Может быть, понять
ту, прошедшую весну, нам поможет картина современника
композитора — Сандро Боттичелли. Картина носит то же
название, что и концерт - «Весна».
Кстати, композитор Антонио Вивальди сочинил сонет, рассказывающий о том, что происходит в его концерте «Весна». Существует два перевода этого сонета на русский язык. Послушаем оба перевода и решим, какой из них точнее, интересней, современнее.
(звучит «Весна» А. Вивальди, на фоне музыки ученик читает
сонет). Пришла весна,
И весёлые птички приветствуют её своим пением,
И ручейки бегут, журча.
Небо покрывается тёмными тучами,
Молнии и гром
Тоже весну возвещают.
И вновь возвращаются птички
К своим сладостным песням.
И все – на цветущей лужайке, под шелест дубрав спит пастушок
С верной собакой рядом.
Под звуки пастушьей волынки
Танцуют нимфы. ( перевод М. Иванова-Борецкого). 1. Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Как благовест, звучит небесный гром.
Но быстро вдруг набегают бархатные тучи,
Иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.
2. Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.
3. Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.
Перевод В. Григорьева
(ответы детей).
IV. Не только Вивальди писал стихи о весне. Каждый из нас может припомнить чудесные строки разных поэтов, созвучные нашим чувствам.
Я тоже припомнила несколько прекрасных строк разных поэтов. Пусть каждый из вас выберет и прочитает особенно понравившиеся ему строки.
Зябнущая от последних морозов девочка-весна.
Страна, наполненная бегущим шумом листьев. Чистая и нетленная музыка Вселенной. Царей весны таинственная сила. Торжественная тишь раскинутых полей. Ласковый шум леса. Оттепели, ростепели, капели с крыш, (дети отвечают по цепочке по знаку учителя). V. На память об этом весеннем дне, который уже не повторится, сделаем друг другу маленький подарок — эмблему весны. Одно условие - на эмблеме должны быть фамилии композиторов и художников, чьи произведения вам наиболее понравились. Да, а как же оценка? А оценку поставит товарищ по парте. Договорились? (дети рисуют эмблемы, оценивают, сообщают оценки педагогу.
На этом фоне звучит музыка Г. Свиридова - в исполнении
симфонического или эстрадного оркестра, С. Рахманинова, А.
Вивальди - по выбору учащихся. На этом же фоне - картины
И. Левитана «Цветущие яблони», В. Борисова-Мусатова «Весна»).
В. Борисов-Мусатов. Весна
И. Левитан. Цветущие яблони. Фрагмент
скачатьnenuda.ru
ПУШКИН ПЕЙЗАЖА. КАРТИНЫ ЛЕВИТАНА БЛИЖЕ К МУЗЫКЕ,
155 лет назад, 30 августа 1860 г., в литовском местечке Кибартай в семье железнодорожного служащего Эльяша Лейбы родился второй сын.
Впоследствии известный театральный художник Константин Юон скажет о нём: «Как мало нот и как много музыки!» его нарекли Исаак Эльяш. Фамилия - Левитан.
Исаак Левитан, автопортрет. 1880 год.
Последняя «Осень»
Речь идёт об Исааке Левитане. Том самом, чьи имя и фамилия стали тождественны понятию «русский пейзаж». Вот только его современники отлично понимали, что определение «художник», а тем более «пейзажист», для Левитана невероятно узко и даже чем-то оскорбительно. Юону самым уместным показалось сравнение Левитана с композитором. Иные, например, Фёдор Шаляпин и Антон Чехов, говорили о своём товарище как о поэте и артисте. А Климент Тимирязев со всей академической прямотой веско заявил: «Левитан - это Пушкин русского пейзажа». Далёкий от изящных искусств учёный-естествоиспытатель попал в яблочко. Лёгкость стиха Пушкина и кисти Левитана - прежде всего мастерство, доведённое до немыслимого совершенства. Учёный тогда работал над проблемой фотосинтеза растений, то есть, грубо говоря, выяснял, «почему листья зелёные». Над той же проблемой, но по-своему работал и Левитан, когда писал картину «Весной в лесу». 80% полотна - зелёный цвет. Самый «неудобный» для живописца, поскольку получается из смешения жёлтого и синего. Подобрать точную пропорцию - дело невероятно тонкое и сложное.
Левитан и впрямь оказался мастером «пейзажа настроения». Он тоже глубоко лиричен, тонок и, по словам Паустовского, «так же как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени как самого дорогого и мимолётного времени года».
Паустовский имел в виду самую, пожалуй, известную картину Левитана «Золотая осень». Но ведь и первый настоящий успех пришёл к нему тоже по «осенней тропинке». Энциклопедии сухо сообщают, что в 1879 г. Павел Третьяков купил у студента Московского училища живописи и ваяния Левитана картину «Осенний день». Подробности опускаются. А зря.
Дом-мастерская художника И. И. Левитана в Трехсвятительском переулке, Москва.
Фото 1890-х годов.
Весной того года из Москвы после очередного покушения на Александра II выслали всех евреев. Семейство Левитанов оказалось на подмосковной даче в Салтыковке. И там всё лето и всю осень художник работал и не имел возможности никому показать свою работу по той простой причине, что стеснялся и даже боялся выйти к железнодорожной станции - было не в чем. От ботинок осталась одна подошва, и он её подвязывал к ноге верёвочками. Пиджак пришлось и вовсе выбросить - его не брали даже утеплить курятник. Картину же, безусловный шедевр, Третьяков купил за 100 рублей. Для сравнения: 10 годами позже за полотно «У омута» он дал художнику уже 3 тысячи.
Ненужное мастерство?
Левитана высылали из Москвы из-за его «иудейского происхождения» дважды. Постоянно говорили о том, что «негоже некрещёному еврею заниматься русским пейзажем, когда есть способные православные ученики». Да и сам пейзаж, несмотря на все старания Шишкина и Саврасова, в мастерской которого как раз и учился Левитан, по-прежнему считался чем-то несерьёзным. Но для самого художника пейзаж был дороже всего. Возможно, даже дороже любви: «Почему я один? Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? Быть может, потому, что даже лучшие из них собственники. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой, бесприютной музе, всё остальное суета сует...»
Многие утверждают, что в бытность свою студентом Левитан умудрялся жить на 3 копейки в день. Живописец Михаил Нестеров говорил о своём товарище так: «Одетый в поношенный пиджак, коротенькие штанишки, он застенчиво подходил к старику «Мосеичу», который торговал съестным. Просил подождать старый долг (всего-то копеек 30) и дать ему вновь пеклеванник (ржаной хлеб) с колбасой и стакан молока. Это был его обед и ужин». Художник Борис Липкин, ученик Левитана, как-то повстречался со старушкой, у которой тот в молодости снимал угол. Она рассказывала: «Бывало, придёт мокрый, дрожит. Скажешь ему: мол, может, чайку согреть? Нет, бывало, скажет, я сыт. А какое уж тут сыт - дашь ему горяченькой картошки чуть не силой, так всю съест и ещё никогда не попросит. Стеснительный был».
Иногда Левитан подрабатывал - рисовал иллюстрации к юмористическим журналам, где печатались первые рассказы такого же нищего студента Антоши Чехонте. Будучи уже признанным мастером, писал картины к опере Даргомыжского «Русалка». Она имела фантастический успех и принесла соответствующие барыши.
Деньги или искусство? Вопрос вечный. Брат Исаака Адольф, тоже художник и тоже Левитан, решил его в пользу денег. Он жил несравнимо богаче, на постоянном контракте иллюстрируя те самые журналы, где мимоходом подрабатывал Исаак. И намного пережил младшего брата. Завидная судьба? Возможно. Но Адольф Левитан почему-то мучился до конца дней и, по свидетельствам знакомых, приходил в «какое-то мрачное бешенство, когда при нём заговаривали о его знаменитом брате».
Наверное, именно поэтому художник Левитан у нас один. Исаак Ильич.
maxpark.com
Исаак Левитан. Сказка о грустном художнике
Исаак Левитан. Сказка о грустном художнике
Жил-был Грустный художник. А грустен он был потому, что уж очень невеселая была у него жизнь. Он мечтал стать художником, а на художника учиться ох как долго! Сначала надо научиться рисовать, потом писать красками, а потом еще суметь делать это так, как до тебя никто не умел. Понятно, что на все надо много времени.
У Грустного художника не было ни денег, ни родных, которые могли бы ему помочь. Он часто бывал голоден, ходил в старой и рваной одежде и в башмаках с оторвавшейся подошвой, а тёплой одежды и вообще не имел. Представьте, как замерзал он в холодные зимние дни...
В том доме, где он вырос, у него не было даже своего уголка, поэтому студентом он часто оставался ночевать в своем училище. Устраивался под лавкой и старался забиться подальше, чтобы его не заметил и не выгнал злой сторож, которого все боялись и звали «Нечистая сила», как какого-нибудь лешего или домового.
Да, трудно пришлось Грустному художнику, но все же он стал настоящим мастером. Все, кто видел его картины, признавали, что еще никто не умел изображать природу так, как он.
Грустный художник умел разговаривать с деревьями и облаками, слышал, как растет трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается небо.
Но ... он не любил Солнце. Оно казалось ему чересчур ярким, не в меру резким, назойливым, оно мешало ему наслаждаться природой. Поэтому чаще всего он изображал дождливые, пасмурные дни или вечер, или осень, когда Солнца становится совсем мало.
А ведь сколько раз Солнце посылало ему свои маленькие горячие лучики, чтобы они заставили его развеселиться. Ведь не бывало еще человека, который не играл, хотя бы в детстве, с Солнечными Зайчиками. Но Грустный художник только печально отворачивался, заметив, как они прыгают перед ним на земле или на воде. Поглубже нахлобучивал на свою голову темную шляпу с большими полями или уходил в дом, и ждал, когда наступят сумерки или небо затянется тучами.
Но все равно картины Грустного художника были прекрасны. И все любители живописи тотчас узнавали их не только по краскам, но и по настроению.
- Смотрите, вот новая картина Грустного художника! - говорили они. - Как она печальна! Видите, вот дорога. На ней никого нет, только земля и небо. Но мы как будто слышим протяжную песню и звон кандалов. А знаете, почему? Потому что по этой дороге водили арестантов в Сибирь. Художник это знает. И смотрите, как удивительно: арестантов на картине нет, а их тоскливые песни, вздохи и тяжкие мысли остались!
А на другой картине – высокий берег и на нем бедная церквушка. Рядом несколько деревьев и покосившихся крестов на кладбище. Печально, тихо ... Грустный художник увидел все это сверху, как летящая птица. Церковь кажется совсем маленькой, крестики - крохотными, а небо и земля огромны и словно о чем-то говорят друг с другом. И каждый, кто посмотрит на эту картину, наверняка подумает о том, что люди рождаются и умирают, а вода, земля и небо вечны и остаются такими же всегда. Грустно...
А вот и весна! Трогательные тонкие деревья отражаются в воде и оттого кажутся длинными-длинными ... Еще холодно, хотя небо уже по-весеннему поголубело ... Совсем скоро вода сойдет, покажется мокрая земля, засияет солнце, расцветут цветы, распустятся молодые листочки ... Но такую привычную, звонкую весну любят все, а Грустному художнику хотелось показать, как прекрасен и серенький, зябкий день. Ведь этого никто раньше не замечал.
Но веселые Солнечные Лучики решили, что не оставят Грустного художника в покое. Они все время старались попасться ему на глаза, прыгнуть на кончик кисти. Иногда художник нехотя пускал их в свои картины, но так, чтобы они не очень то распускались. То разбросает солнечные пятна на лужайке в лесу, где они не слишком яркие, то позволит им поплясать немного на воде, чтобы их отсветы не слепили глаза.
Но Солнечным Лучикам казалось несправедливым, что такой замечательный художник не любит и не замечает их красоты, которая так радует других людей. И однажды они сговорились попробовать застигнуть его врасплох, развеселить и даже рассмешить. Начиналась весна, и день стоял солнечный и радостный. Грустный художник ехал в санях и невесело посматривал по сторонам. «Видно, не придется сегодня поработать, - думал он, - слишком светло все, слишком ярко, как в театре. Как жаль, целый день пропадет!»
Вдруг в синем небе над его головой оглушительно заорала лесная птица сойка, с которой Лучики были большие друзья. Поэтому она согласилась вылезти из своего теплого гнезда и посторожить, когда поедет мимо Грустный художник.
Услышав ее крик, художник вздрогнул от неожиданности, быстро вскинул голову, и его широкополая шляпа отлетела и свалилась в снег. И тут сразу все озорные Солнечные Лучики дружно брызнули ему в глаза, и Грустный художник с непривычки словно ослеп. Привстал в санях, замахал руками, и тоже вывалился в сугроб. А лошадка на радостях, что сани стали совсем легкими, рванулась вперед, да и припустилась рысью. Добежала до дома и встала перед крыльцом, как вкопанная.
Лежит Грустный художник в сугробе, ищет шляпу, чтоб скорей нахлобучить, а шляпы-то нет! А Лучики хохочут, глаза щекочут, ну-ка, мол, открывай глаза сейчас же!
Сел художник, глаза открыл, а с непривычки и смотреть не может, опять зажмурился. Потом протер глаза, взглянул - и сам себе не поверил. Красота-то какая! В голубом небе тоненькие веточки берез переливаются разными цветами. Их белые стволы словно светятся, а за ними темная зелень сосен. Высоко-высоко на березе темный скворечник - ждет-не дождется своих жильцов. Снег на крыше крыльца подтаял, на дороге потемнел, стал рыхлым. А тени на снегу голубые-голубые! И все вокруг залито солнцем! Так празднично и почему-то все-таки ... чуть-чуть печально. Потому, наверное, что и с зимой прощаться жалко, и весна еще только начинается, будут еще и холода, и морозы.
Но, как всегда весной, кажется: обязательно случится что-то очень хорошее, и придет в жизнь радость... Долго-долго смотрел Грустный художник и на этот дом, и на лошадку, и на высокие деревья. А Солнечные Лучики не мешали ему больше. Они уже и так поняли, что их затея удалась.
И правда, с того дня Грустный художник стал другим. Конечно, он не сделался весельчаком. Но все же перестал прятаться от Солнечных Лучей, и они то и дело появлялись на его картинах.
Вот свежий ветер надувает паруса, залитого Солнцем красавца-корабля на большой реке. В небе бегут пушистые облака, река вся покрыта мелкими, быстрыми волнами. Все так нарядно, бодро, весело! Даже и не верится, что эту картину написал Грустный художник.
А вот - золотая осень. Это когда листья на деревьях уже пожелтели, но еще не опали. И когда в такой осенний день выглядывает Солнце, весь лес будто горит - такие огненные цвета у листьев - багровый, желтый, красный, оранжевый! Красиво так, что дух захватывает! Голубое холодное небо, спокойная вода речки, золотые березы. И снова все-таки немножко... грустно. Уж слишком недолговечна эта красота. День-два - и ударят морозы, покроется инеем трава, поблекнут цвета.
Но художнику все-таки удалось остановить этот день навсегда. Удивительно, правда? А если подойдешь поближе, то прочитаешь подпись на картине: Исаак Левитан. Так звали того Грустного художника.
Текст Галины Ветровой.
Презентация
В комплекте: 1. Презентация: 15 слайдов, ppsx; 2. Звуки музыки: Клод Дебюсси. Греза, mp3; Иоганнес Брамс. Колыбельная, mp3; Руджеро Леонкавалло. Утренняя серенада, mp3; 3. Статья, docx.
music-fantasy.ru
Разработка урока музыки "Музыкальная живопись Левитана" (5 класс) часть 11
УРОК МУЗЫКИ
5 класс.
Скрябина Елена Садовьевна –
учитель музыки МОУ Вохомская СОШ
Тема урока: «Музыкальная живопись Левитана»
Цель урока: Сформировать представление о том, что живопись можно не только увидеть, но и услышать. Для каждого человека живопись звучит по-своему.
Воспитать чувство прекрасного на основе музыкального материала урока.
Художественно-педагогическая идея урока:
«Живопись нередко бывает такой музыкальной, что мы начинаем слышать словно бы скрытую в ней музыку (Д.П.Кабалевский)
Линии в драматургии урока.
1. . Картина Левитана «Вечерний звон» - яркий пример звучащей живописи.
2. Р.н.п. «Вечерний звон» - музыка, схожая по настроению с картиной Левитана «Вечерний звон»
3. Фрагменты разных мелодий - связь музыки и живописи, объединенные одним характером.
Ход урока.
Ученики входят в класс под песню Д.П.Кабалевского. «Спокойной ночи».
-Песня, под которую мы вошли в класс, принадлежит Д.П.Кабалевскому. А еще ему принадлежат слова, которые являются эпиграфом сегодняшнего урока:
«Живопись нередко бывает такой музыкальной, что мы начинаем слышать словно бы скрытую в ней музыку».
-Продолжая тему четверти. „Можем ли мы услышать живопись, сегодня мы обратимся к картинам художника Левитана. Каждый из нас почувствует, а какая музыка скрыта в этих картинах? Поможет нам в этом компьютер
(Фрагмент повести К. Паустовского «Исаак Левитан»)
(На экране - портрет Левитана)
- Исаак Левитан - русский художник. Оставшись в раннем детстве сиротой, был учеником художника Саврасова. Единственный родной человек - сестра, жившая по чужим людям, изредка кормила его и штопала старый пиджак. Зачем отец приехал в Москву, почему в Москве и он, и мать так скоро умерли, оставив Левитана с сестрой на улице, мальчик не понимал. Жить было трудно, одиноко.
- Со временем имя Левитана стало выразителем особой прелести русского пейзажа. Даже картины самого Левитана различались, - одни были более «левитанистыми», чем ; другие. В этом слове заключен точный смысл оно выражало собою то особое обаяние пейзажа Средней России, которое умел передать на полотне один Левитан.
-Он был художником печального пейзажа. Пейзаж всегда печален, когда печален человек. Природа казалась ему такой же горькой, как его судьба, как краюха черного
мокрого хлеба. Голодному даже блистающее небо тропиков покажется неприветливым - Свет и блеск появились у Левитана в его работах гораздо позже. Давайте познакомимся с одн0и из его картин:
(На экране картина «Вечерний звон») Что звучит в этой картине?
-То, что картина звучит, не вызывает сомнения у всех вас. А какой музыкой озвучена эта картина? Послушайте несколько произведений и выберите музыку, близкую по характеру и настроению этой картине.
к Звучат фрагменты нескольких произведений (музыкальный ряд)
(«Вальс Чайковского, «Прощание славянки», «Песня о веселом ветре»
Дунаевского, р.н.п,. «Вечерний звон»)
Почему вы выбрали именно это произведение?
(Подходит по настроению)
- Знакомый мир возникал на холстах, но было в нем что-то свое, не передаваемое скупыми человеческими словами. Картины Левитана вызывали такую же боль, как воспоминание о страшно далеком, но всегда заманчивом детстве (Паустовский «Исаак Левитан
infourok.ru