Золотая осень (картина Левитана). Картина осень левитана


Золотая осень (картина Левитана) - это... Что такое Золотая осень (картина Левитана)?

«Золотая осень» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), написанная в 1895 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 82 × 126 см[1].

Картина была написана осенью 1895 года — в то время, когда Левитан жил в усадьбе «Горка», расположенной в полутора километрах от деревни Островно, находившейся на территории Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, а ныне входящей в состав Удомельского района Тверской области[2][3].

На картине изображена река Съежа, протекающая рядом с Островно[4][5]. Это место находилось всего в полукилометре от усадьбы «Горка»[5].
Исаак Левитан, «Золотая осень», 1896

Левитан любил рисовать осенние пейзажи — у него было более сотни картин, связанных с этим временем года[6]. Среди них картина «Золотая осень» является одним из самых известных произведений художника. На ней изображена небольшая речка, окружённая деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте — осенний лес, окрашенный в оттенки жёлтого цвета. Яркие, мажорные, оптимистические цвета этой картины не являются характерными для творчества Левитана — обычно он использовал более мягкие и нежные тона[6].

В 1896 году Левитан написал другую (правда, менее известную) картину с таким же названием — «Золотая осень», которая также находится в собрании Государственной Третьяковской галереи[7].

См. также

Примечания

Ссылки

biograf.academic.ru

Золотая осень. Описание картины И. Левитана

Известный русский художник Исаак Ильич Левитан написал очень много интересных  пейзажей, которыми он создавал  настроение для каждого человека, посмотревшего на картину. В свои картины он отдавал много души и наблюдательности, что природа на картинах  Исаака Ильича выглядит живой и настоящей. Художник умел точно передавать состояния природы, дать почувствовать людям, которые смотрят на ту или иную картину, всю прелесть окружающего нас мира.

Я считаю, что самая лучшая  картина у Левитана пейзаж «Золотая осень».  На картине «Золотая осень» мы видим березовую рощу в золотом осеннем одеяние... Береза — это живописное дерево. И Левитану, как и многим другим художникам, нравилось изображать в своих пейзажах березу. По названию сразу можно понять, что у нас золотая осень, которая уже окрасила природу в свои интересные и необычные цвета.

Золотая осень.

Золотая осень.

В глубине луга мы можем увидеть, как теряется река, а на левом берегу стоят стройные желто-оранжевые березки и две осинки с почти опавшими листьями. Где-то вдалеке мы видим красноватые ветки кустарников. Трава уже начала желтеть. А на правом берегу реки мы видим ряд зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь, кажется неподвижно. На поверхности воды отражается голубое небо с белыми облаками. Осенний день, который изобразил художник, полон света и радости.  На картине мы видим яркие и весёлые тона.  На линии горизонта мы можем заметить  очертания далеких строений леса и полей, которые засеяли озимью.

Мне кажется, что пейзаж «Золотая осень» изображает самое грустное настроение из времен года. Многие писатели и поэты любили это время года, так как оно передает где-то радость, а где-то грусть, эта осень создаёт очень задумчивое настроение.  Мне кажется, что Исаак Ильич и хотел передать нам эти чувства. Чтобы, посмотря на картину, люди задумались о происходящем на ней хоть на минуточку. Возможно, эта картина передавала грустные мысли о том, что закончилось теплое и радостное лето, и уже скоро наступит долгая и холодная зима. Но в каждом времени года есть свои преимущества!  Любое время года имеет свою необычность, которой  восхищаются люди.

Если посмотреть  на картину «Золотая осень», то зритель сразу же проникнется  с глубоким чувством любви к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты. Эта картина, заставляет людей по-другому посмотреть на природу и её необычную красоту.

Автор сочинения: Анастасия Игнатова

Похожие записи

design-kmv.ru

Золотая осень,картина левитана

Исаак Левитан. Золотая осень.1895. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

«Один из немногих среди русских художников, Левитан умел наслаждаться кистью и краской, умел не только правильно, но и красиво писать. Все его картины сами по себе явления чисто живописного характера. Поэтому так трудно о них говорить, но зато так легко ими любоваться, отдаваться их необъяснимому очарованию… Он чувствовал в природе то, что живет и хвалит Создателя; слышал своим чутким ухом, как бьется сердце самой природы» (Бенуа).

Раскрытие «сокровенной тайны» в природе, ее большого духовного содержания было постоянным стремлением Левитана на всем протяжении его недолгой творческой жизни.

Начиная с картины «Осенний день. Сокольники», Левитан создал много картин, посвященных русской осени, которые в совокупности образуют уникальную, чрезвычайно богатую эмоциональными оттенками «осеннюю сюиту». На картинах Исаака Левитана осень представлена во всем ее многообразном великолепии. По свидетельству исследователей, в творческом наследии художника около ста «осенних» картин, не считая этюдов, эскизов, многочисленных рисунков и набросков. Но, пожалуй, наиболее популярна среди этих работ именно картина «Золотая осень».

В середине 1890-х, все еще проживая со своей возлюбленной Софьей Петровной Кувшинниковой в одной из живописных провинциальных барских усадеб, Левитан внезапно влюбился в отдыхающую на даче по соседству Анну Николаевну Турчанинову. И даже попытка суицида Софьи Петровны на почве ревности не охладила пыл художника. У него завязался бурный и страстный роман с Анной Николаевной, в который была вовлечена и ее старшая дочь Варвара. В этот период художник создает ряд картин, созвучных его тогдашнему душевному состоянию.

Левитан был частым гостем в доме Чеховых в Мелихове. Однако Антон Павлович, и особенно его сестра Мария, не разделяли новых пылких увлечений друга. Скептически относился писатель и к появлению «бравурности» в его последних картинах.

В частности, «Золотая осень» далека от тех элегически-печальных образов осенней природы, которые были свойственны Левитану. В яркой и повышенно декоративной работе чувствуется возбуждение и напряженное ожидание счастья, что никак не вяжется с мироощущением самого живописца и, следовательно, по мнению Чехова, не должны присутствовать в его творчестве.

Однако именно это ожидание счастья делает картину подлинным шедевром пейзажа настроения. Не говорит ли оно о той сокрытой силе жизни, которая, не смотря ни на что, все же была присуща художнику? Эта сила жизни проявлялась не часто, и ложилась она на холсты светом нездешним.

Картина вся словно дышит прозрачной негой. Березки на первом плане трепетно чисты и невинны. Мазок художника — предвестник импрессионизма — ложится легко и непринужденно, оживляя пейзаж игрой света и дуновением легкого ветерка.

Золотая осень – это, прежде всего, прощальная краса и «пышное природы увяданье» (Пушкин). Все это передают многие художники на своих полотнах. Но тонкий лиризм и светлая грусть свойственны лишь Левитану. Они проходят по всему творчеству мастера и освещают его осенние работы с особой силой мистического чувства.

В повести о Левитане писатель Константин Паустовский дал очень емкую, но удивительно образную оценку его осенним картинам:

«Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие.

Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром.

Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.

На них были изображены знакомые с детства вещи: ...одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю».

http://www.tanais.info/art/levitan1more.html 

Похожие записи

design-kmv.ru

Золотая осень (картина Левитана) - Gpedia, Your Encyclopedia

«Золотая осень» — пейзаж русского художника Исаака Левитана (1860—1900), написанный в 1895 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( 1490). Размер картины — 82 × 126 см[1][2].

Левитан начал работу над картиной осенью 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка в Тверской губернии; там же были написаны первые этюды. По-видимому, работа над полотном была завершена в конце года в Москве[3]. В 1896 году картина экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге, а затем в Москве. В том же году она была куплена Павлом Третьяковым[1].

«Золотую осень» относят к «мажорной серии» картин Левитана 1895—1897 годов, в которую, кроме неё, включают «Март» (1895), «Свежий ветер. Волга» (1891—1895), «Весна. Большая вода» (1897) и другие полотна[4]. Эта картина «поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы»[5]. Она также служит одним из характерных примеров влияния импрессионизма на творчество художника[6][7].

История

Работа над картиной была начата осенью 1895 года — в то время, когда Левитан жил в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно, находившейся на территории Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, а ныне входящей в состав Удомельского района Тверской области. Владельцем усадьбы был тайный советник Иван Николаевич Турчанинов, сенатор и помощник градоначальника Санкт-Петербурга. Там часто проводила время его жена Анна Николаевна с дочерьми Варварой, Софьей и Анной[8].

Левитан познакомился с Анной Николаевной Турчаниновой летом 1894 года в Островно, и у них завязался роман. Вскоре после этого Левитан переехал в усадьбу Горка и жил там в августе и сентябре 1894 года, а затем вернулся туда ранней весной 1895 года — именно тогда была написана его картина «Март»[9][10]. В конце марта Левитан возвратился в Москву, а в начале мая опять приехал в Горку, где прожил до начала октября (а также, возможно, возвращался туда на несколько дней во второй половине октября)[11]. Специально для художника на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, расположенный на берегу озера[8].

Считается, что на картине изображена река Съежа, протекающая рядом с Островно, — это место находилось всего в полукилометре от усадьбы Горка[12][13]. По свидетельству художника Витольда Бялыницкого-Бирули, тоже работавшего в тех местах, картина была написана по этюду, сделанному Левитаном во время его пребывания в Горке[5]. Искусствовед Фаина Мальцева также полагает, что художник использовал осенние этюды, созданные в Горке, при этом окончательный вариант картины «Золотая осень» был написан им уже в Москве[3]. По её словам, впечатление, что пейзаж написан с натуры, обязано «исключительной зрительной памяти и вдохновенному мастерству» живописца[3]. По-видимому, именно увлечённая работа над этим пейзажем заставила Левитана в письме, датированном 13 ноября 1895 года, отказаться от предложения художника Василия Поленова посетить его в усадьбе Борок[3][14]:

«
Совсем было собрался ехать к Вам, добрейший Василий Дмитриевич, как вдруг, именно вдруг, меня страстно потянуло работать; увлекся я, и вот уже неделя, как я изо дня в день не отрываюсь от холста… Вместе с тем, как я стал работать, и нервы стали покойнее и мир стал не так ужасен. »
Картины «Золотая осень» и «Озеро» на выставке 2010 года в ГТГ на Крымском валу

Вместе с девятью другими произведениями Левитана, среди которых были «Март», «Свежий ветер. Волга», «Сумерки», «Папоротники в бору», «Ненюфары» и другие[15][16], картина «Золотая осень» экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1896 года в Санкт-Петербурге, а в марте переехавшей с выставкой в Москву[11]. Она также была представлена на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде[1].

В мае 1896 года прямо с Передвижной выставки, которая к тому времени ещё проходила в Москве, полотно было приобретено у автора Павлом Третьяковым за 700 рублей[17][18]. Правда, реализация этой сделки по какой-то причине затянулась: первая расписка Левитана в получении денег за картину датирована 10 мая, а в письме от 29 мая он пишет, что «вчера, возвратясь из поездки, встретил П. М. Третьякова, который почему-то теперь вздумал купить мою картину „Золотая осень“, видев её десятки раз», и только 3 июня он сообщает Третьякову: «Картина моя „Золотая осень“ не продана ещё, и потому я считаю её за Вами. Нечего и говорить, что я рад очень, что Вы пожелали её иметь»[17][19].

Продолжая своё путешествие с другими картинами 24-й Передвижной выставки, в ноябре 1896 года полотно также побывало в Харькове, где с ним произошла неприятность — оно было повреждено упавшим на него медным козырьком настенного калорифера, который прорвал холст насквозь. Об этом инциденте в письме к Илье Остроухову от 22 ноября 1896 года сообщил художник и уполномоченный Товарищества по выставкам Георгий (Егор) Хруслов[20][21]:

« Сегодня утром у нас на выставке случилось несчастье. Картины были все сняты с мольбертов, некоторые лежали на полу, некоторые стояли у стен, работали все в одном конце залы. Вдруг на другом конце раздаётся сильный стук, я бегу туда — оказывается, что сорвался со стены тяжёлый медный козырёк калорифера и упал на картину И. И. Левитана «Золотая осень», холст картины прорван насквозь, хотя рана и незначительная и её легко заделать, но, ввиду того, что картина принадлежит П. М. Третьякову, я покорнейше прошу правление уведомить меня в Киев возможно скорее, как мне поступить с картиной… »
Исаак Левитан, «Золотая осень», 1896

Впоследствии это повреждение было столь искусно заделано московским реставратором , что оно осталось практически незамеченным[18].

Купленная Павлом Третьяковым, картина в том же 1896 году была передана им в дар Третьяковской галерее. В каталогах 1896 и 1917 годов это полотно фигурировало под названием «Осень»[1]. Сам же Левитан был не вполне доволен этим произведением, считая его несколько «грубым»[22]. В 1896 году он написал другую, менее известную картину с таким же названием — «Золотая осень», которая также находится в собрании Государственной Третьяковской галереи (холст на картоне, масло, 52 × 84,6 см, 5635)[23][24][25].

Описание

Левитан любил рисовать осенние пейзажи — у него было более сотни картин, связанных с этим временем года[26]. Среди них картина «Золотая осень» стала одним из самых известных и популярных произведений художника[27]. На ней изображена небольшая река, окружённая деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте — осенний лес, окрашенный в оттенки жёлтого цвета. А надо всем этим — голубое небо, по которому плывут светлые облака[28]. Яркие, мажорные, оптимистические цвета этой картины не являются характерными для творчества Левитана — обычно он использовал более мягкие и нежные тона[27].

Удачно выбран ракурс, который позволяет художнику изобразить широкий и многоплановый пейзаж. Несмотря на некоторую асимметричность, композиция картины не кажется неуравновешенной: загруженность левой стороны компенсируется «группировкой предметов, распределением освещённых и затенённых масс, членением планов». У левого края полотна крупным планом изображена группа деревьев — берёз с ярко-жёлтой листвой и осин с последними покрасневшими листьями. Они создают «яркое и звучное пятно», по контрасту с которым изображённая правее них речка кажется тёмной и холодной[28]. Поверхность реки также смотрится большим цветовым пятном, основу которого составляет голубой цвет, к которому добавлены коричневатые отражения берегов[29].

Следуя вдоль речных берегов, взгляд зрителя пересекает широкие луга с перелесками по обеим сторонам реки, а затем уходит к изображённым вдали лесам. На правом берегу реки выделяется одинокая стройная золотисто-жёлтая берёзка. По мере удаления в глубину звучность колорита постепенно смягчается и переходит в более спокойную цветовую гамму[28].

Как и в картине «Март», основными составляющими цветовой гаммы «Золотой осени» являются жёлтый, голубой и зелёный цвета. При этом существенное различие между этими картинами заключается в том, что в весеннем пейзаже господствуют более холодные тона, а в осеннем — более тёплые. Зелёный цвет играет в «Золотой осени» лишь небольшую, вспомогательную роль, в то время как основная эмоциональная нагрузка ложится на жёлтый цвет, который «обусловливает торжественную радостность и спокойную, уверенную в себе красоту» картины[30].

Ещё одна параллель между «Мартом» и «Золотой осенью» состоит в том, что эти картины рассматриваются как примеры, наиболее ярко демонстрирующие влияние импрессионизма на творчество Левитана[6]. Действительно, в «Золотой осени» особое значение имеет экспрессивность мазка, который в этой картине ещё более энергичен и разнообразен, чем в «Марте». В частности, пастозными экспрессивными мазками написана листва берёз, где местами краска наложена столь густым слоем, что создаётся впечатление рельефности[30]. В картине традиционная манера живописи естественным образом сочетается «со свободной, почти импрессионистической трактовкой отдельных деталей», но при этом отличие от классического импрессионизма заключается в том, что цвет не растворяется в свете, а сохраняет свою интенсивность[2].

Отзывы

Картина «Золотая осень» на почтовой марке СССР 1950 года

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что картина «Золотая осень» «поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы». По его мнению, до появления этой картины никто из представителей русской пейзажной живописи (включая самого́ Левитана) «не давал такого торжественного, радостного в своём спокойствии образа осени, такого показа „пышного природы увяданья“»[5].

Сравнивая «Золотую осень» с написанной весной того же года картиной «Март», искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что в осеннем пейзаже нет фрагментарности, то есть «ощущения фрагмента природы», которое было присуще «Марту». По его словам, на создание картины «Золотая осень» художника воодушевила «необычная, поражающая своим эффектом цветовая гамма, в которой главную роль играет контраст золотого и синего». При этом он отмечал естественную уравновешенность композиции картины, которая «развёрнута на зрителя и в ширину»[31].

По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, созданный в этой картине образ «несёт в себе глубокое и многогранно выраженное содержание», которое «раскрывается по мере всматривания в изображённое, по мере его лирического сопереживания». В процессе такого всматривания можно понять, что целью художника была не только передача нарядных осенних красок, но и показ «таких драгоценных черт, которые помогают нам за этой нарядной, несколько декоративной формой видеть образ большой цельности и поэтичности»[28].

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 364.
  2. ↑ 1 2 Левитан Исаак Ильич — Золотая осень (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 10 июля 2016.
  3. ↑ 1 2 3 4 Ф. С. Мальцева, 2002, с. 31.
  4. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1975, с. 533.
  5. ↑ 1 2 3 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 208.
  6. ↑ 1 2 Левитан Исаак Ильич (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 10 июля 2016.
  7. ↑ В. А. Филиппов, 2003, с. 137—138.
  8. ↑ 1 2 Антон Павлович Чехов — Имение Горка (HTML). Литературная карта Тверского края, litmap.tvercult.ru. Проверено 6 июля 2016. Архивировано 27 сентября 2012 года.
  9. ↑ . Хроника жизни и творчества Исаака Левитана (PDF). журнал «Третьяковская галерея», 2010, № 3, с.58—71. Проверено 30 марта 2015.
  10. ↑ Илья Сергеев. Гений русского пейзажа — Исаак Левитан и тверские страницы его биографии (HTML). «Тверские ведомости» — www.vedtver.ru (24 августа 2012). Проверено 11 июля 2016.
  11. ↑ 1 2 И. И. Левитан, 1966, с. 51—52.
  12. ↑ В. И. Колокольцов. Отклонение к чеховскому «дому с мезонином» (DOC). Из книги «Отклонение. Колокольцовы в Тверской губернии», Санкт-Петербург, 2004. www.vgd.ru. Проверено 10 июля 2016. Архивировано 4 октября 2012 года.
  13. ↑ Д. Л. Подушков. Антон Чехов и И. И. Левитан в Удомле (HTML). Из книги «Знаменитые россияне в истории Удомельского края», Тверь, 2009. www.gumfak.ru. Проверено 10 июля 2016. Архивировано 27 сентября 2012 года.
  14. ↑ И. И. Левитан, 1956, с. 56.
  15. ↑ И. И. Левитан, 1966, с. 53.
  16. ↑ С. А. Пророкова, 1960, с. 168—169.
  17. ↑ 1 2 И. И. Левитан, 1966, с. 54.
  18. ↑ 1 2 Собрание Третьяковки: Картина Исаака Левитана «Золотая осень» (HTML). Радио «Эхо Москвы» — echo.msk.ru. Проверено 5 июля 2016.
  19. ↑ И. И. Левитан, 1956, с. 60.
  20. ↑ И. И. Левитан, 1966, с. 55.
  21. ↑ Письма и документы ТПХВ, т. 2, 1987, с. 501.
  22. ↑ В. А. Петров, 1992, с. 96.
  23. ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 366.
  24. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 213.
  25. ↑ В. А. Петров, 2000, с. 60—61.
  26. ↑ К. Г. Паустовский, т. 6, 1969, с. 172.
  27. ↑ 1 2 В. А. Петров, 2000, с. 60.
  28. ↑ 1 2 3 4 Ф. С. Мальцева, 2002, с. 32.
  29. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 210.
  30. ↑ 1 2 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 211.
  31. ↑ Д. В. Сарабьянов, 1989, с. 295.

Литература

  • Левитан И. И. Письма, документы, воспоминания / А. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1956. — 335 с.
  • Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 4. — М.: Искусство, 2002. — 84 с. — ISBN 9785210013484.
  • Паустовский К. Г. Собрание сочинений в восьми томах. — М.: Художественная литература, 1969. — Т. 6.
  • Исаак Ильич Левитан. — СПб.: Художник России, 1992. — 200 с. — (Русские живописцы XIX века).
  • Исаак Левитан. — М.: Белый город, 2000. — ISBN 5-7793-0250-2.
  • Левитан. — М.: Молодая гвардия, 1960. — 240 с. — (Жизнь замечательных людей).
  • Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века. — М.: Издательство Московского университета, 1989. — 381 с.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1966. — 403 с.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Русское и советское искусство: статьи и очерки. — М.: Искусство, 1975. — 739 с.
  • Импрессионизм в русской живописи. — М.: Белый город, 2003. — 320 с. — ISBN 5-7793-0577-3.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
  • Исаак Ильич Левитан. Документы, материалы, библиография / А. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1966. — 240 с.
  • Товарищество передвижных художественных выставок, 1869—1899. Письма, документы / В. В. Андреева, С. Н. Гольдштейн. — М.: Искусство, 1987. — Т. 2. — 667 с.

Ссылки

www.gpedia.com

Золотая осень (картина Левитана) - Википедия

«Золотая осень» — пейзаж русского художника Исаака Левитана (1860—1900), написанный в 1895 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее (инв. 1490). Размер картины — 82 × 126 см[1][2].

Левитан начал работу над картиной осенью 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка в Тверской губернии; там же были написаны первые этюды. По-видимому, работа над полотном была завершена в конце года в Москве[3]. В 1896 году картина экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге, а затем в Москве. В том же году она была куплена Павлом Третьяковым[1].

«Золотую осень» относят к «мажорной серии» картин Левитана 1895—1897 годов, в которую, кроме неё, включают «Март» (1895), «Свежий ветер. Волга» (1891—1895), «Весна. Большая вода» (1897) и другие полотна[4]. Эта картина «поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы»[5]. Она также служит одним из характерных примеров влияния импрессионизма на творчество художника[6][7].

История[ | ]

Работа над картиной была начата осенью 1895 года — в то время, когда Левитан жил в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно, находившейся на территории Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, а ныне входящей в состав Удомельского района Тверской области. Владельцем усадьбы был тайный советник Иван Николаевич Турчанинов, сенатор и помощник градоначальника Санкт-Петербурга. Там часто проводила время его жена Анна Николаевна с дочерьми Варварой, Софьей и Анной[8].

Левитан познакомился с Анной Николаевной Турчаниновой летом 1894 года в Островно, и у них завязался роман. Вскоре после этого Левитан переехал в усадьбу Горка и жил там в августе и сентябре 1894 года, а затем вернулся туда ранней весной 1895 года — именно тогда была написана его картина «Март»[9][10]. В конце марта Левитан возвратился в Москву, а в начале мая опять приехал в Горку, где он прожил до начала октября (а также, возможно, возвращался на несколько дней во второй половине октября)[11]. Специально для художника на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, расположенный на берегу озера[8].

Считается, что на картине изображена река Съежа, протекающая рядом с Островно, — это место находилось всего в полукилометре от усадьбы Горка[12][13]. По свидетельству художника Витольда Бялыницкого-Бирули, тоже работавшего в тех местах, картина была написана по этюду, сделанному Левитаном во время его пребывания в Горке[5]. Искусствовед также полагает, что художник использовал осенние этюды, созданные в Горке, при этом окончательный вариант картины «Золотая осень» был написан им уже в Москве[3]. По её словам, впечатление, что пейзаж написан с натуры, своим появлением обязано «исключительной зрительной памяти и вдохновенному мастерству» живописца[3]. По-видимому, именно увлечённая работа над этим пейзажем заставила Левитана в письме, датированном 13 ноября 1895 года, отказаться от предложения художника Василия Поленова посетить его в усадьбе Борок[3][14]:

« Совсем было собрался ехать к Вам, добрейший Василий Дмитриевич, как вдруг, именно вдруг, меня страстно потянуло работать; увлекся я, и вот уже неделя, как я изо дня в день не отрываюсь от холста… Вместе с тем, как я стал работать, и нервы стали покойнее и мир стал не так ужасен. »
Картины «Золотая осень» и «Озеро» на выставке 2010 года в ГТГ на Крымском валу

Вместе с девятью другими произведениями Левитана, среди которых были «Март», «Свежий ветер. Волга», «Сумерки», «Папоротники в бору», «Ненюфары» и другие[15][16], картина «Золотая осень» экспонировалась на 24-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в феврале 1896 года в Санкт-Петербурге, а в марте переехавшей в Москву[11]; она также была представлена на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде[1].

В мае 1896 года прямо с Передвижной выставки, которая к тому времени ещё продолжалась в Москве, полотно было приобретено у автора Павлом Третьяковым за 700 рублей[17][18]. Правда, реализация этой сделки по какой-то причине затянулась: первая расписка Левитана в получении денег за картину датирована 10 мая, а в письме от 29 мая он пишет, что «вчера, возвратясь из поездки, встретил П. М. Третьякова, который почему-то теперь вздумал купить мою картину „Золотая осень“, видев её десятки раз», и только 3 июня он сообщает Третьякову: «Картина моя „Золотая осень“ не продана ещё, и потому я считаю её за Вами. Нечего и говорить, что я рад очень, что Вы пожелали её иметь»[17][19].

Продолжая своё путешествие с другими картинами 24-й Передвижной выставки, в ноябре 1896 года полотно также побывало в Харькове, где с ним произошла неприятность — оно было повреждено упавшим на него медным козырьком настенного калорифера, который прорвал холст насквозь. Об этом инциденте в письме к Илье Остроухову от 22 ноября 1896 года сообщил художник и уполномоченный Товарищества по выставкам Георгий (Егор) Хруслов[20][21]:

« Сегодня утром у нас на выставке случилось несчастье. Картины были все сняты с мольбертов, некоторые лежали на полу, некоторые стояли у стен, работали все в одном конце залы. Вдруг на другом конце раздаётся сильный стук, я бегу туда — оказывается, что сорвался со стены тяжёлый медный козырёк калорифера и упал на картину И. И. Левитана «Золотая осень», холст картины прорван насквозь, хотя рана и незначительная и её легко заделать, но, ввиду того, что картина принадлежит П. М. Третьякову, я покорнейше прошу правление уведомить меня в Киев возможно скорее, как мне поступить с картиной… »
Исаак Левитан, «Золотая осень», 1896

Впоследствии это повреждение было столь искусно заделано московским реставратором Дмитрием Арцыбашевым, что оно осталось практически незамеченным[18].

Купленная Павлом Третьяковым, картина в том же 1896 году была передана им в дар Третьяковской галерее. В каталогах 1896 и 1917 годов это полотно фигурировало под названием «Осень»[1]. Сам же Левитан был не вполне доволен этим произведением, считая его несколько «грубым»[22]. В 1896 году он написал другую, менее известную картину с таким же названием — «Золотая осень», которая также находится в собрании Государственной Третьяковской галереи (холст на картоне, масло, 52 × 84,6 см, инв. 5635)[23][24][25].

Описание[ | ]

Левитан любил рисовать осенние пейзажи — у него было более сотни картин, связанных с этим временем года[26]. Среди них картина «Золотая осень» является одним из самых известных и популярных произведений художника[27]. На ней изображена небольшая речка, окружённая деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте — осенний лес, окрашенный в оттенки жёлтого цвета. А надо всем этим — голубое небо, по которому плывут светлые облака[28]. Яркие, мажорные, оптимистические цвета этой картины не являются характерными для творчества Левитана — обычно он использовал более мягкие и нежные тона[27].

Удачно выбрана точка зрения, которая позволяет художнику изобразить широкий и многоплановый пейзаж. Несмотря на некоторую асимметричность, композиция картины не кажется неуравновешенной: загруженность левой стороны компенсируется «группировкой предметов, распределением освещённых и затенённых масс, членением планов». У левого края полотна крупным планом изображена группа деревьев — берёз с ярко-жёлтой листвой и осин с последними покрасневшими листьями. Они создают «яркое и звучное пятно», по контрасту с которым изображённая правее них речка кажется тёмной и холодной[28]. Поверхность реки также смотрится большим цветовым пятном, основу которого составляет голубой цвет, к которому добавлены коричневатые отражения берегов[29].

Следуя вдоль речных берегов, взгляд зрителя пересекает широкие луга с перелесками по обеим сторонам реки, а затем уходит к изображённым вдали лесам. На правом берегу реки выделяется одинокая стройная золотисто-жёлтая берёзка. По мере удаления в глубину звучность колорита постепенно смягчается и переходит в более спокойную цветовую гамму[28].

Как и в картине «Март», основными составляющими цветовой гаммы «Золотой осени» являются жёлтый, голубой и зелёный цвета. При этом существенное различие между этими картинами заключается в том, что в весеннем пейзаже господствуют более холодные тона, а в осеннем — более тёплые. Зелёный цвет играет в «Золотой осени» лишь небольшую, вспомогательную роль, в то время как основная эмоциональная нагрузка ложится на жёлтый цвет, который «обусловливает торжественную радостность и спокойную, уверенную в себе красоту» картины[30].

Ещё одна параллель между «Мартом» и «Золотой осенью» состоит в том, что эти картины рассматриваются как примеры, наиболее ярко демонстрирующие влияние импрессионизма на творчество Левитана[6]. Действительно, в «Золотой осени» особое значение имеет экспрессивность мазка, который в этой картине ещё более энергичен и разнообразен, чем в «Марте». В частности, пастозными экспрессивными мазками написана листва берёз, где местами краска наложена столь густым слоем, что создаётся впечатление рельефности[30]. В картине традиционная манера живописи естественным образом сочетается «со свободной, почти импрессионистической трактовкой отдельных деталей», но при этом отличие от классического импрессионизма заключается в том, что цвет не растворяется в свете, а сохраняет свою интенсивность[2].

Отзывы[ | ]

Картина «Золотая осень» на почтовой марке СССР 1950 года

Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что картина «Золотая осень» «поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы». По его мнению, до появления этой картины никто из представителей русской пейзажной живописи (включая самого́ Левитана) «не давал такого торжественного, радостного в своём спокойствии образа осени, такого показа „пышного природы увяданья“»[5].

Сравнивая «Золотую осень» с написанной весной того же года картиной «Март», искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что в осеннем пейзаже нет фрагментарности, то есть «ощущения фрагмента природы», которое было присуще «Марту». По его словам, на создание картины «Золотая осень» художника воодушевила «необычная, поражающая своим эффектом цветовая гамма, в которой главную роль играет контраст золотого и синего». При этом он отмечал естественную уравновешенность композиции картины, которая «развёрнута на зрителя и в ширину»[31].

По словам искусствоведа , созданный в этой картине образ «несёт в себе глубокое и многогранно выраженное содержание», которое «раскрывается по мере всматривания в изображённое, по мере его лирического сопереживания». В процессе такого всматривания можно понять, что целью художника была не только передача нарядных осенних красок, но и показ «таких драгоценных черт, которые помогают нам за этой нарядной, несколько декоративной формой видеть образ большой цельности и поэтичности»[28].

См. также[ | ]

Примечания[ | ]

  1. ↑ 1 2 3 4 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 364.
  2. ↑ 1 2 Левитан Исаак Ильич — Золотая осень (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 10 июля 2016.
  3. ↑ 1 2 3 4 Ф. С. Мальцева, 2002, с. 31.
  4. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1975, с. 533.
  5. ↑ 1 2 3 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 208.
  6. ↑ 1 2 Левитан Исаак Ильич (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 10 июля 2016.
  7. ↑ В. А. Филиппов, 2003, с. 137—138.
  8. ↑ 1 2 Антон Павлович Чехов — Имение Горка (HTML). Литературная карта Тверского края, litmap.tvercult.ru. Проверено 6 июля 2016. Архивировано 27 сентября 2012 года.
  9. ↑ Маргарита Чижмак. Хроника жизни и творчества Исаака Левитана (PDF). журнал «Третьяковская галерея», 2010, № 3, с.58—71. Проверено 30 марта 2015.
  10. ↑ Илья Сергеев. Гений русского пейзажа — Исаак Левитан и тверские страницы его биографии (HTML). «Тверские ведомости» — www.vedtver.ru (24 августа 2012). Проверено 11 июля 2016.
  11. ↑ 1 2 И. И. Левитан, 1966, с. 51—52.
  12. ↑ В. И. Колокольцов. Отклонение к чеховскому «дому с мезонином» (DOC). Из книги «Отклонение. Колокольцовы в Тверской губернии», Санкт-Петербург, 2004. www.vgd.ru. Проверено 10 июля 2016. Архивировано 4 октября 2012 года.
  13. ↑ Д. Л. Подушков. Антон Чехов и И. И. Левитан в Удомле (HTML). Из книги «Знаменитые россияне в истории Удомельского края», Тверь, 2009. www.gumfak.ru. Проверено 10 июля 2016. Архивировано 27 сентября 2012 года.
  14. ↑ И. И. Левитан, 1956, с. 56.
  15. ↑ И. И. Левитан, 1966, с. 53.
  16. ↑ С. А. Пророкова, 1960, с. 168—169.
  17. ↑ 1 2 И. И. Левитан, 1966, с. 54.
  18. ↑ 1 2 Собрание Третьяковки: Картина Исаака Левитана «Золотая осень» (HTML). Радио «Эхо Москвы» — echo.msk.ru. Проверено 5 июля 2016.
  19. ↑ И. И. Левитан, 1956, с. 60.
  20. ↑ И. И. Левитан, 1966, с. 55.
  21. ↑ Письма и документы ТПХВ, т. 2, 1987, с. 501.
  22. ↑ В. А. Петров, 1992, с. 96.
  23. ↑ Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 366.
  24. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 213.
  25. ↑ В. А. Петров, 2000, с. 60—61.
  26. ↑ К. Г. Паустовский, т. 6, 1969, с. 172.
  27. ↑ 1 2 В. А. Петров, 2000, с. 60.
  28. ↑ 1 2 3 4 Ф. С. Мальцева, 2002, с. 32.
  29. ↑ А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 210.
  30. ↑ 1 2 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1966, с. 211.
  31. ↑ Д. В. Сарабьянов, 1989, с. 295.

Литература[ | ]

  • Левитан И. И. Письма, документы, воспоминания / А. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1956. — 335 с.
  • Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 4. — М.: Искусство, 2002. — 84 с. — ISBN 9785210013484.
  • Паустовский К. Г. Собрание сочинений в восьми томах. — М.: Художественная литература, 1969. — Т. 6.
  • Петров В. А. Исаак Ильич Левитан. — СПб.: Художник России, 1992. — 200 с. — (Русские живописцы XIX века).
  • Петров В. А. Исаак Левитан. — М.: Белый город, 2000. — ISBN 5-7793-0250-2.
  • Пророкова С. А. Левитан. — М.: Молодая гвардия, 1960. — 240 с. — (Жизнь замечательных людей).
  • Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века. — М.: Издательство Московского университета, 1989. — 381 с.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1966. — 403 с.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. Русское и советское искусство: статьи и очерки. — М.: Искусство, 1975. — 739 с.
  • Филиппов В. А. Импрессионизм в русской живописи. — М.: Белый город, 2003. — 320 с. — ISBN 5-7793-0577-3.
  • Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
  • Исаак Ильич Левитан. Документы, материалы, библиография / А. А. Фёдоров-Давыдов. — М.: Искусство, 1966. — 240 с.
  • Товарищество передвижных художественных выставок, 1869—1899. Письма, документы / В. В. Андреева, С. Н. Гольдштейн. — М.: Искусство, 1987. — Т. 2. — 667 с.

Ссылки[ | ]

encyclopaedia.bid


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта