Изложение по картине И.И.Левитана "Весна. Большая вода" 9 класс. Изложение по картине левитана


Изложение по картине И.И.Левитана "Весна. Большая вода" 9 класс

Изложение по картине

Исаака Ильича Левитана

«Весна. Большая вода»

(урок русского языка в 9 классе)

подготовила Горохова Лариса Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МБСКОУ СКОШ № 36

г.Озёрска Челябинской области

Цель урока: подготовить учащихся к написанию изложения с элементами сочинения.

Задачи урока:

1. повторить понятия о цвете и колорите;

2. воспитывать интерес к различным видам искусства, любовь к природе;

3. развивать письменную и устную речь.

Эпиграф: (слайд 2)

Прошли дожди, апрель теплеет,

Всю ночь — туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далёких просеках в бору.

Иван Бунин

Лексическая работа (слайд 3)

Эпиграф - короткий текст, цитата, изречение, помещаемые перед сочинением и характеризующие его основную идею.

Цвет - в живописи одно из основных средств выразительности; цвет, тон или окраска.

Колорит - гармоническое сочетание цветовых тонов, создающих определенное единство содержания и формы произведения.

Слово учителя (слайд 4)

Родился Исаак Ильич Левитан в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты. Почти нет сведений о детстве художника. Отец Левитана был мелким служащим. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества. Годы обучения в Училище стали для Исаака временем тяжелых испытаний, так как его родители к тому времени умерли, а помощи ждать было не от кого. Но уже в стенах Училища он не только обнаружил огромные способности, но и сумел сказать новое слово в русском пейзаже. С 18-ти лет начал выставлять свои картины, вскоре обратившие на себя всеобщее внимание.

(слайд 5)

Характеризуя русских пейзажистов, Игорь Грабарь особо выделяет творчество Левитана: “Он самый большой поэт среди них и самый большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже. Поэтому Левитан, вобравший в себя все лучшие стороны Серова, Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей, смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного “левитановским”.

(слайд 6) 25 декабря 1879 года открылась вторая ученическая выставка. Левитан представил свою картину "Осенний день. Сокольники", где женская фигура на картине написана Николаем - братом Антона Павловича Чехова. Произведение было приобретено Третьяковым, что явилось признанием художественного таланта Левитана.

(слайд 7)

Картина «Осень» — одна из первых в творческой жизни художника, высоко оцененная критикой. Художнику в это время было семнадцать лет.

(слайды 8, 9) В 1887 году Левитан отправляется на Волгу. Появляются полотна "Вечер. Золотой Плёс", "После дождя. Плёс", "Вечер на Волге", а также картина “Свежий ветер. Волга” (1891 — 1895). "Свежий ветер. Волга" - одна из наиболее ярких, праздничных картин Левитана. Свежий душистый ветер надувает паруса залитого солнцем красавца-корабля на большой реке. В небе бегут, несутся пушистые облака. Слышатся крики чаек, трубный гул парохода и журчание волн. Ни одно другое полотно не дает такой полной, широкой картины великой русской реки.

(слайд 10)

В 1898 году Исаак Левитан удостаивается звания академика пейзажной живописи.

«Золотая осень». В тоскливой и слякотной российской осени есть несколько ярких солнечных дней, когда природа превращается в волшебную сказку. Это одно из самых светлых и радостных его произведений.

(слайд 11, 12)

Известно, что Левитан редко изображал зиму и снег, предпочитая им осеннюю или весеннюю пору. Но однажды он взялся за зимний пейзаж и написал картину "Март". Работа произвела переворот в русской пейзажной живописи. Оказалось, что еще никто до него так живописно и ярко не писал снег, синие тени деревьев и яркое голубое небо.

(слайд 13)

“Берёзовая роща»

Художник замечательно передает игру солнечного света на белых стволах, ярко-зеленых кудрях березок и сочной траве, среди которых виднеются синие искорки цветов...

(слайд 14)

Свою последнюю большую картину художник назвал “Озеро, Русь”. Широкая гладь воды отражает облака, освещенные солнцем. На дальнем берегу, насколько видит глаз, поля, деревушки, купола церквей. Все в картине — солнце, ветер, несущиеся облака — пронизано ощущением счастья. Трудно поверить, что это полотно писал умирающий художник.

(слайд 15)

Левитан прожил всего сорок лет. Он был порывисто-неуравновешенным человеком, легко ранимым. Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться жизнью.

(слайд 16)

«Великий труженик, великий мастер, он каждодневно совершенствовался – ему

всегда казалось, что можно сделать лучше, он волновался и мучился... Великий поэт природы, до конца почувствовавший неизъяснимую прелесть слова "родина", он в картинах своих сумел передать любовь к ней, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности».

Юон К.Ф.

Работа по картине и тексту упражнения № 345 ( учебник). (слайд 17)

К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится небольшая картина "Весна. Большая вода".

Какое общее настроение вызывает у вас эта картина?

Весна – это удивительная пора года, когда все вокруг преображается, обновляется. Воздух становится чистым, ароматным. И природа постепенно просыпается после зимней спячки. И кажется, что все неприятности остались позади. На душе становится хорошо. В этом и заключается основная мысль картины

А какие чувства испытывает искусствовед В. Прытков, рассматривая картину И.Левитана? Найдите это описание в тексте упражнения № 345.

«Весна. Большая вода» — одна из многочисленных картин Левитана, посвящённых весеннему пробуждению природы.

(слайд 18)

Какое время года изображено на картине?

Что вы видите на переднем плане картины?

Почему деревья оказались в воде?

Художник выбрал характерный для русского пейзажа уголок природы во время весеннего разлива. Река вышла из берегов и затопила прибрежный лес. Вода тиха и неподвижна, в ней отражаются обнажённые ветви деревьев и высокое небо с лёгкими облаками.

Что увидел В. Прытков на переднем плане картины? (текст упр. № 345)

(слайд 19)

Что вы видите на заднем плане картины? Как художник его изобразил? Почему?

Можно ли считать картину безлюдной? В каких деталях автор передал присутствие человека?

Большую часть картины занимает река, которая вышла из берегов. Деревья стоят возле самой воды. Вдали Левитан изобразил обычные деревенские дома. Кажется, что избы плывут по воде. Пейзаж безлюден. Но человек присутствует, о нём напоминает прибившаяся к берегу лодка.

(слайд 20)

Какими красками передаёт художник цвет воды и неба? Сравните цвет воды и небес. Что вы замечаете?

Найдите в тексте упражнения описание воды, описание неба.

Колорит картины образуется из тонких оттенков голубого и жёлтого. Вода и небо полны оттенков от тёмно-голубого до практически белого. Весеннее небо, отражаясь в воде, делает ее голубой и бездонной.

Теплые цвета – цвета с примесью желтого.

Холодные цвета – цвета с примесью синего.

Преобладает голубая гамма, с которой сочетается желтизна берега и стволов деревьев. Жёлтый цвет придает картине позитивность. Картина наполнена весенней тихой радостью и спокойствием.

Работа с учебником

1. Прочитаем текст ещё раз.2. Лексическое значение каких слов требует разъяснения?

(слайд21)

Какие языковые средства использует автор для характеристики колорита? (эпитеты, олицетворения, метафора, сравнение)

Работа в тетради (слайд 22)

Эпитеты: голые деревья, пушистая зелень, розовые ветки, полное безлюдье; тишина, разлитая вокруг; трогательная картина, прозрачное кружево,

Олицетворения: весна вступила в права, берёзки растворяются в воде.

Метафоры: картина наполнена воздухом; пелена, наброшенная на пейзаж;

Сравнения: как опрокинутое небо.

Оттенки синего и голубого цвета: тёмно-синий, голубой, светло-голубой, сине-фиолетовый, бирюзовый, лазурный.

Заключительное слово учителя

Изображение на холсте – это то, что волнует художника, его душу. Мы попробуем воспроизвести текст, написанный искусствоведом В. Прытковым, добавив несколько предложений о Левитане во вступлении. Завершить изложение необходимо описанием впечатления, которое произвела на вас картина «Весна. Большая вода».

Повторное чтение текста упражнения.

Написание изложения.

Интернет-ресурсы:

1.Анимация Лодка на воде

Форум "Чистая вода-2010"

http://main.isuct.ru/en/node/3

2.Файл:Isaac Levitan selfportrait1880.jpg

http://www.liveinternet.ru/use…

3.Левитан Исаак Ильич - Осенний день. Сокольники.

http://www.art-pics.ru/?hud=Le…

4.Левитан Осень

http://www.khachmeruk.com/foru…

5.Золотая осень

http://i-levitan-kartina-zolot…

6.Левитан "Березовая роща"

http://forum-pmr.net/showthrea…

7.И.Левитан. Свежий ветер. Волга.

http://www.forzajuve.ru/index.…

8.Золотой Плёс Исаака Левитана.

http://www.stihi.ru/2011/06/05…

9.Исаак Левитан. МАРТ.

http://www.redov.ru/kulturolog…

10.Levitan - Terra Incognita. Лес зимой.

http://territa.ru/photo/500-0-…

11.Левитан. Озеро. Русь.

http://besedka.co.il/index.php…

12.Этот портрет Исаака Ильича Левитана был написан в конце 1890-ых годов

http://isaaclevitan.ru/?type=p…

13.Файл:Levitan vesna bolsh voda.jpg.

http://www.liveinternet.ru/use…

globuss24.ru

Урок развития речи. Изложение "Исаак Левитан"

Разделы: Русский язык

Цели:

  • познавательная - познакомить учащихся с новым лингвистическим термином "градация"; с жизнью и творчеством И.Левитана.
  • развивающая - развивать устную и письменную речь учащихся; формировать навыки грамотного слушания, умения подмечать особенности стиля и языка автора художественного произведения.
  • воспитательная - воспитывать эстетический вкус у учащихся на основе восприятия произведений пейзажной живописи.

Оборудование:

Аудиозапись музыки П.И.Чайковского "Времена года". Репродукции И.Левитана "Осенний день в Сокольниках", "Плес", "Над вечным покоем", "Март", портрет И.Репина "Исаак Левитан".

План урока:

  1. Слово учителя.
  2. I чтение текста.
  3. Анализ текста.
  4. Составление плана.
  5. Пересказ по пунктам плана.
  6. Пересказ текста одним учеником.
  7. II чтение текста.
  8. Домашнее задание.

Ход урока

Учитель: Леонардо да Винчи в своем "Трактате о живописи" писал: "Истинный художник пишет только то, что он захочет". Мы можем только добавить, что истинный художник изображает жизнь. Живопись, пожалуй, самый древний вид искусства. Вспомнить хотя бы наскальные рисунки первобытных людей. Как и любой вид искусства, живопись развивает не только эстетический вкус, но и образное мышление.

Сегодня мы будем работать над текстом изложения "Исаак Левитан".

Но прежде чем приступить к работе над изложением, познакомимся с жизнью и творчеством И.И.Левитана.

Слово о художнике.

Левитан Исаак Ильич (1861-1900) - выдающийся живописец-пейзажист. Родился в Литве в семье железнодорожного служащего. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А.Саврасова и В.Поленова. С 1898 года - академик пейзажной живописи. Левитан создал много замечательных, проникновенных образов русской природы. В его творчестве получило начало развитие лиризма, которое было присуще живописи его учителя и наставника А.Саврасова. Известность и признание, которые принесла ему ранняя картина "Осенний день в Сокольниках" (1879 г.), во многом объяснялись новой задачей художника: создать портрет природы и в ее образе передать состояние, настроение человека. Тщательно изучая природу в различных ее проявлениях, Левитан стремился в совершенстве овладеть искусством передачи света и воздуха. Большое влияние на творчество художника оказали поездки на Волгу (1886, 1888 годы).

У Левитана, тяжелобольного в последние годы жизни, вера в светлое начало, в жизненные силы природы нашла выражение в целой серии картин, особенно в последнем периоде творчества. Таковы его известные полотна: "Март", "Весна", "Золотая осень".

Левитан преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Как педагог Левитан оказал огромное влияния на ряд пейзажистов, которые впоследствии составили ядро русских художников ХХ века (С. Жуковский, П.Петровичев, А.Туртанский и другие).

I чтение текста, после которого учениками определяются тема, идея, тип речи и стиль текста.

Тема - жизнь и творчество величайшего пейзажиста И.Левитана.

Идея - несмотря на все жизненные трудности, И.Левитан создавал уникальные пейзажи. Творить - в этом сущность настоящего художника.

Тип речи - повествование.

Стиль - художественный.

Учитель: Почему данный рассказ о художнике написан К.Паустовским?

Ученик: К.Паустовский - мастер словесного пейзажа и ему легче понять и донести до читателя смысл и особенности творчества Левитана, художника- пейзажиста.

Учитель: Найдите в толковом словаре С.И.Ожегова лексическое значение слова "пейзаж".

Ученик: "Пейзаж - 1. Общий вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении".

Учитель: И это еще одно доказательство, почему о Левитане так много писал Паустовский. Ведь существует как живописный, так и литературный пейзаж.

Первое предложение "Лето кончилось:" А какие признаки еще указывают на то, что кончилось лето?

Ученики: "Шел редкий дождь", "туча закрыла небо", "по-осеннему горько пахли цветы в палисадниках".

Учитель: "Как-то в сумерки Левитан встретил у калитки своего дома молодую женщину". В каком значении употребляется наречие как-то, и на что оно настраивает?

Ученик: Наречие как-то употребляется в значении "однажды", и благодаря этому возникает ощущение неожиданности встречи.

Учитель: Какое изобразительно-художественное средство использует автор при описании молодой женщины?

Ученик: Автор использует антитезу: "Ее узкие руки белели из-под черных кружев".

Учитель: Какие детали указывают на хорошее материальное положение незнакомки?

Ученики: Маленький шелковый зонтик, черные кружева указывают на то, что женщина богата.

Учитель: А какие выражения доказывают, что художник находится в затруднительном материальном положении?

Ученики: Белые грязные ноги, каморка - все это говорит о том, что Левитан испытывает нужду, живет в бедности.

Автор использует художественное средство антитезу, противопоставляя жизнь роскошной незнакомки и бедного художника.

Далее следует работа над текстом по вопросам, которые предлагает учитель.

  1. Почему после встречи с незнакомкой Левитан, придя в свою каморку, испытал чувство тоски?
  2. Какое значение для художника имела встреча с молодой женщиной?
  3. Кто изображен на первой картине Левитана?
  4. В каком настроении изображена женщина?
  5. Почему "серая и золотая осень" печальна, как "тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана"?
  6. Почему женщину на полотне "Осенний день в Сокольниках" нарисовал Н.Чехов?
  7. Что заменяло людей на полотнах Левитана?
  8. Почему Левитан не получил серебряной медали и диплома художника?
  9. Почему автор назвал художника "робким певцом русской природы"?
  10. Какое слово придумал Чехов в определении картин Левитана?
  11. Какой смысл заключен в слове "левитанистый"?

Звучат ответы учащихся.

Учитель: Текст композиционно делится на две части: встреча с незнакомкой и учеба в Училище живописи и ваяния, дружба с Чеховым.

  1. От какого лица ведется повествование? (от 3 лица)
  2. Как автор называет героиню? (незнакомка, молодая женщина, молодая женщина в черном)
  3. Почему текст назван просто - "Исаак Левитан"?

Ученики: Текст назван "Исаак Левитан". Поражает простота названия, нет никаких определений, отчества. И в этом желание автора подчеркнуть, что Левитан исключительный художник. Звучит только фамилия Левитан, а все понимают - насколько он велик.

Учитель: В предложении "тоска по материнской, сестринской, женской любви вошла с тех пор в сердце и не покидала Левитана до последних дней его жизни" автор использует изобразительно-художественное средство "градацию".

Градация - это повтор не одного и того же слова, а семантически близких слов, которые, постепенно усиливая друг друга, создают один образ. В данном случае, образ тоски по великой женской любви.

На доске записаны слова: Левитан, Училище живописи и ваяния, Николай Чехов (имена собственные).

Пажити (устаревшее) - луг, поле.

Учитель: Почему автор в I абзаце использует синтаксис простого предложения?

Ученик: Автор использует простые предложения, чтобы показать, что встреча была короткой, случайной.

Учитель: Когда автор использует прямую речь и почему?

Ученик: Автор передает мысли Чехова, определяющие особенности картин Левитана. Это высказывание Чехова, а не Паустовского, поэтому используется прямая речь.

Следующий этап работы - определение микротем. Составление плана.

План.

  1. Встреча с незнакомкой.
  2. Тоска по любви.
  3. Картина "Осенний день в Сокольниках".
  4. Дипломная работа.
  5. Недостоин медали.
  6. Левитан сдружился с Чеховым.
  7. Слово "левитанистый" и его употребление.
  8. Особое обаяние картин Левитана.

Сначала ведется пересказ учениками по пунктам плана, потом пересказ одним учеником.

II чтение текста звучит под музыку П.И.Чайковского "Времена года. Сентябрь".

Домашнее задание - написать изложение "Исаак Левитан".

Литература.

  1. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. 9 класс. - М., 1998. Текст № 52.
  2. Паустовский. К. Г. О художниках. - М.: Изобразительное искусство, 1993.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Изложение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» 9 класс

Изложение по картине

Исаака Ильича Левитана

«Весна. Большая вода»

(урок русского языка в 9 классе)

подготовила Горохова Лариса Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МБСКОУ СКОШ № 36

г.Озёрска Челябинской области

Цель урока: подготовить учащихся к написанию изложения с элементами сочинения.

Задачи урока:

1. повторить понятия о цвете и колорите;

2. воспитывать интерес к различным видам искусства, любовь к природе;

3. развивать письменную и устную речь.

Эпиграф: (слайд 2)

Прошли дожди, апрель теплеет,

Всю ночь — туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далёких просеках в бору.

Иван Бунин

Лексическая работа (слайд 3)

Эпиграф — короткий текст, цитата, изречение, помещаемые перед сочинением и характеризующие его основную идею.

Цвет — в живописи одно из основных средств выразительности; цвет, тон или окраска.

Колорит — гармоническое сочетание цветовых тонов, создающих определенное единство содержания и формы произведения.

Слово учителя (слайд 4)

Родился Исаак Ильич Левитан в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты. Почти нет сведений о детстве художника. Отец Левитана был мелким служащим. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества. Годы обучения в Училище стали для Исаака временем тяжелых испытаний, так как его родители к тому времени умерли, а помощи ждать было не от кого. Но уже в стенах Училища он не только обнаружил огромные способности, но и сумел сказать новое слово в русском пейзаже. С 18-ти лет начал выставлять свои картины, вскоре обратившие на себя всеобщее внимание.

(слайд 5)

Характеризуя русских пейзажистов, Игорь Грабарь особо выделяет творчество Левитана: “Он самый большой поэт среди них и самый большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже. Поэтому Левитан, вобравший в себя все лучшие стороны Серова, Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей, смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного “левитановским”.

(слайд 6) 25 декабря 1879 года открылась вторая ученическая выставка. Левитан представил свою картину «Осенний день. Сокольники», где женская фигура на картине написана Николаем — братом Антона Павловича Чехова. Произведение было приобретено Третьяковым, что явилось признанием художественного таланта Левитана.

(слайд 7)

Картина «Осень» — одна из первых в творческой жизни художника, высоко оцененная критикой. Художнику в это время было семнадцать лет.

(слайды 8, 9) В 1887 году Левитан отправляется на Волгу. Появляются полотна «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс», «Вечер на Волге», а также картина “Свежий ветер. Волга” (1891 — 1895). «Свежий ветер. Волга» — одна из наиболее ярких, праздничных картин Левитана. Свежий душистый ветер надувает паруса залитого солнцем красавца-корабля на большой реке. В небе бегут, несутся пушистые облака. Слышатся крики чаек, трубный гул парохода и журчание волн. Ни одно другое полотно не дает такой полной, широкой картины великой русской реки.

(слайд 10)

В 1898 году Исаак Левитан удостаивается звания академика пейзажной живописи.

«Золотая осень». В тоскливой и слякотной российской осени есть несколько ярких солнечных дней, когда природа превращается в волшебную сказку. Это одно из самых светлых и радостных его произведений.

(слайд 11, 12)

Известно, что Левитан редко изображал зиму и снег, предпочитая им осеннюю или весеннюю пору. Но однажды он взялся за зимний пейзаж и написал картину «Март». Работа произвела переворот в русской пейзажной живописи. Оказалось, что еще никто до него так живописно и ярко не писал снег, синие тени деревьев и яркое голубое небо.

(слайд 13)

“Берёзовая роща»

Художник замечательно передает игру солнечного света на белых стволах, ярко-зеленых кудрях березок и сочной траве, среди которых виднеются синие искорки цветов…

(слайд 14)

Свою последнюю большую картину художник назвал “Озеро, Русь”. Широкая гладь воды отражает облака, освещенные солнцем. На дальнем берегу, насколько видит глаз, поля, деревушки, купола церквей. Все в картине — солнце, ветер, несущиеся облака — пронизано ощущением счастья. Трудно поверить, что это полотно писал умирающий художник.

(слайд 15)

Левитан прожил всего сорок лет. Он был порывисто-неуравновешенным человеком, легко ранимым. Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться жизнью.

(слайд 16)

«Великий труженик, великий мастер, он каждодневно совершенствовался – ему

всегда казалось, что можно сделать лучше, он волновался и мучился… Великий поэт природы, до конца почувствовавший неизъяснимую прелесть слова «родина», он в картинах своих сумел передать любовь к ней, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности».

Юон К.Ф.

Работа по картине и тексту упражнения № 345 ( учебник). (слайд 17)

К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится небольшая картина «Весна. Большая вода».

Какое общее настроение вызывает у вас эта картина?

Весна – это удивительная пора года, когда все вокруг преображается, обновляется. Воздух становится чистым, ароматным. И природа постепенно просыпается после зимней спячки. И кажется, что все неприятности остались позади. На душе становится хорошо. В этом и заключается основная мысль картины

А какие чувства испытывает искусствовед В. Прытков, рассматривая картину И.Левитана? Найдите это описание в тексте упражнения № 345.

«Весна. Большая вода» — одна из многочисленных картин Левитана, посвящённых весеннему пробуждению природы.

(слайд 18)

Какое время года изображено на картине?

Что вы видите на переднем плане картины?

Почему деревья оказались в воде?

Художник выбрал характерный для русского пейзажа уголок природы во время весеннего разлива. Река вышла из берегов и затопила прибрежный лес. Вода тиха и неподвижна, в ней отражаются обнажённые ветви деревьев и высокое небо с лёгкими облаками.

Что увидел В. Прытков на переднем плане картины? (текст упр. № 345)

(слайд 19)

Что вы видите на заднем плане картины? Как художник его изобразил? Почему?

Можно ли считать картину безлюдной? В каких деталях автор передал присутствие человека?

Большую часть картины занимает река, которая вышла из берегов. Деревья стоят возле самой воды. Вдали Левитан изобразил обычные деревенские дома. Кажется, что избы плывут по воде. Пейзаж безлюден. Но человек присутствует, о нём напоминает прибившаяся к берегу лодка.

(слайд 20)

Какими красками передаёт художник цвет воды и неба? Сравните цвет воды и небес. Что вы замечаете?

Найдите в тексте упражнения описание воды, описание неба.

Колорит картины образуется из тонких оттенков голубого и жёлтого. Вода и небо полны оттенков от тёмно-голубого до практически белого. Весеннее небо, отражаясь в воде, делает ее голубой и бездонной.

Теплые цвета – цвета с примесью желтого.

Холодные цвета – цвета с примесью синего.

Преобладает голубая гамма, с которой сочетается желтизна берега и стволов деревьев. Жёлтый цвет придает картине позитивность. Картина наполнена весенней тихой радостью и спокойствием.

Работа с учебником

1. Прочитаем текст ещё раз.2. Лексическое значение каких слов требует разъяснения?

(слайд21)

Какие языковые средства использует автор для характеристики колорита? (эпитеты, олицетворения, метафора, сравнение)

Работа в тетради (слайд 22)

Эпитеты: голые деревья, пушистая зелень, розовые ветки, полное безлюдье; тишина, разлитая вокруг; трогательная картина, прозрачное кружево,

Олицетворения: весна вступила в права, берёзки растворяются в воде.

Метафоры: картина наполнена воздухом; пелена, наброшенная на пейзаж;

Сравнения: как опрокинутое небо.

Оттенки синего и голубого цвета: тёмно-синий, голубой, светло-голубой, сине-фиолетовый, бирюзовый, лазурный.

Заключительное слово учителя

Изображение на холсте – это то, что волнует художника, его душу. Мы попробуем воспроизвести текст, написанный искусствоведом В. Прытковым, добавив несколько предложений о Левитане во вступлении. Завершить изложение необходимо описанием впечатления, которое произвела на вас картина «Весна. Большая вода».

Повторное чтение текста упражнения.

Написание изложения.

Интернет-ресурсы:

1.Анимация Лодка на воде

Форум «Чистая вода-2010″

https://main.isuct.ru/en/node/3

2.Файл:Isaac Levitan selfportrait1880.jpg

https://www.liveinternet.ru/use…

3.Левитан Исаак Ильич — Осенний день. Сокольники.

https://www.art-pics.ru/?hud=Le…

4.Левитан Осень

https://www.khachmeruk.com/foru…

5.Золотая осень

http://i—levitan—kartina—zolot…

6.Левитан «Березовая роща»

https://forum-pmr.net/showthrea…

7.И.Левитан. Свежий ветер. Волга.

https://www.forzajuve.ru/index.…

8.Золотой Плёс Исаака Левитана.

https://www.stihi.ru/2011/06/05…

9.Исаак Левитан. МАРТ.

https://www.redov.ru/kulturolog…

10.Levitan — Terra Incognita. Лес зимой.

https://territa.ru/photo/500-0-…

11.Левитан. Озеро. Русь.

https://besedka.co.il/index.php…

12.Этот портрет Исаака Ильича Левитана был написан в конце 1890-ых годов

https://isaaclevitan.ru/?type=p…

13.Файл:Levitan vesna bolsh voda.jpg.

https://www.liveinternet.ru/use…

www.alllessons.ru

Изложение по картине И.И.Левитана "Весна. Большая вода" 9 класс

Изложение по картине

Исаака Ильича Левитана

«Весна. Большая вода»

(урок русского языка в 9 классе)

подготовила Горохова Лариса Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МБСКОУ СКОШ № 36

г.Озёрска Челябинской области

Цель урока: подготовить учащихся к написанию изложения с элементами сочинения.

Задачи урока:

1. повторить понятия о цвете и колорите;

2. воспитывать интерес к различным видам искусства, любовь к природе;

3. развивать письменную и устную речь.

Эпиграф: (слайд 2)

Прошли дожди, апрель теплеет,

Всю ночь — туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далёких просеках в бору.

Иван Бунин

Лексическая работа (слайд 3)

Эпиграф - короткий текст, цитата, изречение, помещаемые перед сочинением и характеризующие его основную идею.

Цвет - в живописи одно из основных средств выразительности; цвет, тон или окраска.

Колорит - гармоническое сочетание цветовых тонов, создающих определенное единство содержания и формы произведения.

Слово учителя (слайд 4)

Родился Исаак Ильич Левитан в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты. Почти нет сведений о детстве художника. Отец Левитана был мелким служащим. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества. Годы обучения в Училище стали для Исаака временем тяжелых испытаний, так как его родители к тому времени умерли, а помощи ждать было не от кого. Но уже в стенах Училища он не только обнаружил огромные способности, но и сумел сказать новое слово в русском пейзаже. С 18-ти лет начал выставлять свои картины, вскоре обратившие на себя всеобщее внимание.

(слайд 5)

Характеризуя русских пейзажистов, Игорь Грабарь особо выделяет творчество Левитана: “Он самый большой поэт среди них и самый большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже. Поэтому Левитан, вобравший в себя все лучшие стороны Серова, Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей, смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного “левитановским”.

(слайд 6) 25 декабря 1879 года открылась вторая ученическая выставка. Левитан представил свою картину "Осенний день. Сокольники", где женская фигура на картине написана Николаем - братом Антона Павловича Чехова. Произведение было приобретено Третьяковым, что явилось признанием художественного таланта Левитана.

(слайд 7)

Картина «Осень» — одна из первых в творческой жизни художника, высоко оцененная критикой. Художнику в это время было семнадцать лет.

(слайды 8, 9) В 1887 году Левитан отправляется на Волгу. Появляются полотна "Вечер. Золотой Плёс", "После дождя. Плёс", "Вечер на Волге", а также картина “Свежий ветер. Волга” (1891 — 1895). "Свежий ветер. Волга" - одна из наиболее ярких, праздничных картин Левитана. Свежий душистый ветер надувает паруса залитого солнцем красавца-корабля на большой реке. В небе бегут, несутся пушистые облака. Слышатся крики чаек, трубный гул парохода и журчание волн. Ни одно другое полотно не дает такой полной, широкой картины великой русской реки.

(слайд 10)

В 1898 году Исаак Левитан удостаивается звания академика пейзажной живописи.

«Золотая осень». В тоскливой и слякотной российской осени есть несколько ярких солнечных дней, когда природа превращается в волшебную сказку. Это одно из самых светлых и радостных его произведений.

(слайд 11, 12)

Известно, что Левитан редко изображал зиму и снег, предпочитая им осеннюю или весеннюю пору. Но однажды он взялся за зимний пейзаж и написал картину "Март". Работа произвела переворот в русской пейзажной живописи. Оказалось, что еще никто до него так живописно и ярко не писал снег, синие тени деревьев и яркое голубое небо.

(слайд 13)

“Берёзовая роща»

Художник замечательно передает игру солнечного света на белых стволах, ярко-зеленых кудрях березок и сочной траве, среди которых виднеются синие искорки цветов...

(слайд 14)

Свою последнюю большую картину художник назвал “Озеро, Русь”. Широкая гладь воды отражает облака, освещенные солнцем. На дальнем берегу, насколько видит глаз, поля, деревушки, купола церквей. Все в картине — солнце, ветер, несущиеся облака — пронизано ощущением счастья. Трудно поверить, что это полотно писал умирающий художник.

(слайд 15)

Левитан прожил всего сорок лет. Он был порывисто-неуравновешенным человеком, легко ранимым. Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться жизнью.

(слайд 16)

«Великий труженик, великий мастер, он каждодневно совершенствовался – ему

всегда казалось, что можно сделать лучше, он волновался и мучился... Великий поэт природы, до конца почувствовавший неизъяснимую прелесть слова "родина", он в картинах своих сумел передать любовь к ней, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности».

Юон К.Ф.

Работа по картине и тексту упражнения № 345 ( учебник). (слайд 17)

К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится небольшая картина "Весна. Большая вода".

Какое общее настроение вызывает у вас эта картина?

Весна – это удивительная пора года, когда все вокруг преображается, обновляется. Воздух становится чистым, ароматным. И природа постепенно просыпается после зимней спячки. И кажется, что все неприятности остались позади. На душе становится хорошо. В этом и заключается основная мысль картины

А какие чувства испытывает искусствовед В. Прытков, рассматривая картину И.Левитана? Найдите это описание в тексте упражнения № 345.

«Весна. Большая вода» — одна из многочисленных картин Левитана, посвящённых весеннему пробуждению природы.

(слайд 18)

Какое время года изображено на картине?

Что вы видите на переднем плане картины?

Почему деревья оказались в воде?

Художник выбрал характерный для русского пейзажа уголок природы во время весеннего разлива. Река вышла из берегов и затопила прибрежный лес. Вода тиха и неподвижна, в ней отражаются обнажённые ветви деревьев и высокое небо с лёгкими облаками.

Что увидел В. Прытков на переднем плане картины? (текст упр. № 345)

(слайд 19)

Что вы видите на заднем плане картины? Как художник его изобразил? Почему?

Можно ли считать картину безлюдной? В каких деталях автор передал присутствие человека?

Большую часть картины занимает река, которая вышла из берегов. Деревья стоят возле самой воды. Вдали Левитан изобразил обычные деревенские дома. Кажется, что избы плывут по воде. Пейзаж безлюден. Но человек присутствует, о нём напоминает прибившаяся к берегу лодка.

(слайд 20)

Какими красками передаёт художник цвет воды и неба? Сравните цвет воды и небес. Что вы замечаете?

Найдите в тексте упражнения описание воды, описание неба.

Колорит картины образуется из тонких оттенков голубого и жёлтого. Вода и небо полны оттенков от тёмно-голубого до практически белого. Весеннее небо, отражаясь в воде, делает ее голубой и бездонной.

Теплые цвета – цвета с примесью желтого.

Холодные цвета – цвета с примесью синего.

Преобладает голубая гамма, с которой сочетается желтизна берега и стволов деревьев. Жёлтый цвет придает картине позитивность. Картина наполнена весенней тихой радостью и спокойствием.

Работа с учебником

1. Прочитаем текст ещё раз.2. Лексическое значение каких слов требует разъяснения?

(слайд21)

Какие языковые средства использует автор для характеристики колорита? (эпитеты, олицетворения, метафора, сравнение)

Работа в тетради (слайд 22)

Эпитеты: голые деревья, пушистая зелень, розовые ветки, полное безлюдье; тишина, разлитая вокруг; трогательная картина, прозрачное кружево,

Олицетворения: весна вступила в права, берёзки растворяются в воде.

Метафоры: картина наполнена воздухом; пелена, наброшенная на пейзаж;

Сравнения: как опрокинутое небо.

Оттенки синего и голубого цвета: тёмно-синий, голубой, светло-голубой, сине-фиолетовый, бирюзовый, лазурный.

Заключительное слово учителя

Изображение на холсте – это то, что волнует художника, его душу. Мы попробуем воспроизвести текст, написанный искусствоведом В. Прытковым, добавив несколько предложений о Левитане во вступлении. Завершить изложение необходимо описанием впечатления, которое произвела на вас картина «Весна. Большая вода».

Повторное чтение текста упражнения.

Написание изложения.

Интернет-ресурсы:

1.Анимация Лодка на воде

Форум "Чистая вода-2010"

http://main.isuct.ru/en/node/3

2.Файл:Isaac Levitan selfportrait1880.jpg

http://www.liveinternet.ru/use…

3.Левитан Исаак Ильич - Осенний день. Сокольники.

http://www.art-pics.ru/?hud=Le…

4.Левитан Осень

http://www.khachmeruk.com/foru…

5.Золотая осень

http://i-levitan-kartina-zolot…

6.Левитан "Березовая роща"

http://forum-pmr.net/showthrea…

7.И.Левитан. Свежий ветер. Волга.

http://www.forzajuve.ru/index.…

8.Золотой Плёс Исаака Левитана.

http://www.stihi.ru/2011/06/05…

9.Исаак Левитан. МАРТ.

http://www.redov.ru/kulturolog…

10.Levitan - Terra Incognita. Лес зимой.

http://territa.ru/photo/500-0-…

11.Левитан. Озеро. Русь.

http://besedka.co.il/index.php…

12.Этот портрет Исаака Ильича Левитана был написан в конце 1890-ых годов

http://isaaclevitan.ru/?type=p…

13.Файл:Levitan vesna bolsh voda.jpg.

http://www.liveinternet.ru/use…

doc4web.ru

Исаак Левитан - Изложения - Изложения - Каталог файлов

Исаак ЛевитанЛето кончилось... Как-то в сумерки Левитан встретил у калитки своего дома молодую женщину. Ее узкие руки белели из-под черных кружев. Мягкая туча закрыла небо. Шел редкий дождь. По-осеннему горько пахли цветы в палисадниках. На железнодорожных стрелках зажгли фонари.Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик, но он не раскрывался. Наконец он подался, и дождь зашуршал по его шелковому верху. Незнакомка медленно пошла к станции. Левитан не видел ее лица - оно было закрыто зонтиком. Она тоже не видела лица Левитана, она заметила только его босые грязные ноги и подняла зонтик, чтобы не зацепить Левитана. В неверном свете он различал бледное лицо. Оно показалось ему знакомым и красивым. Левитан вернулся в свою каморку и лег. Тоска по материнской, сестринской, женской любви вошла с тех пор в сердце и не покидала Левитана до последних дней его жизни.Этой же осенью Левитан написал "Осенний день в Сокольниках". Это была его первая картина, где серая и золотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце.По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном. Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости."Осенний день в Сокольниках" - единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то фигуру человека написал Николай Чехов. После этого люди ни разу не появлялись на полотнах Левитана. Их заменили леса и пажити, туманные разливы и нищие избы России, безгласые и одинокие.Годы учения в Училище живописи и ваяния окончились. Левитан написал последнюю, дипломную работу - облачный день, поле, копны сжатого хлеба.Саврасов мельком взглянул на картину и написал мелом на изнанке: "Большая серебряная медаль". Преподаватели Училища побаивались Саврасова... Неприязнь к нему они переносили на его любимого ученика - Левитана. Кроме того, талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа - это было делом коренных русских художников. Картина была признана недостойной медали. Левитан не получил звания художника; ему дали всего лишь диплом учителя чистописания. С этим жалким дипломом вышел в жизнь один из тончайших художников своего времени, будущий друг Чехова, первый и еще робкий певец русской природы....Левитан сдружился с художником Николаем Чеховым, подружился с чеховской семьей и прожил три лета рядом с нею....Чехов придумал слово "левитанистый" и употреблял его очень метко."Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас", - писал он в одном из писем. Даже картины самого Левитана различались - одни были более левитанистыми, чем другие.Вначале это казалось шуткой, но со временем стало ясно, что в этом веселом слове заключен точный смысл - оно выражало собою то особое обаяние пейзажа Средней России, которое из всех тогдашних художников умел передать на полотне один Левитан.

 

alexlat.ucoz.ru

Конспект и презентация к уроку русского языка "Изложение по картине И.И.Левитана "Весна. Большая вода"

Цели урока:

1. повторить понятия о цвете и колорите;

2. воспитывать интерес к различным видам искусства, любовь к природе;

3. развивать письменную и устную речь.

 

Эпиграф: (слайд 2)

Прошли дожди, апрель теплеет,

Всю ночь — туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далёких просеках в бору.

                                   Иван Бунин

Лексическая работа (слайд 3)

Эпиграф - короткий текст, цитата, изречение, помещаемые перед сочинением и характеризующие его основную идею.

Цвет -  в живописи одно из основных средств выразительности; цвет, тон или окраска.

Колорит - гармоническое сочетание цветовых тонов, создающих определенное единство содержания и формы произведения.

 

Слово учителя (слайд 4)

Родился Исаак Ильич Левитан в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты. Почти нет сведений о детстве художника. Отец Левитана был мелким служащим. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества. Годы обучения в Училище стали для Исаака временем тяжелых испытаний, так как его родители к тому времени умерли, а помощи ждать было не от кого. Но уже в стенах Училища он не только обнаружил огромные способности, но и сумел сказать новое слово в русском пейзаже. С 18-ти лет начал выставлять свои картины, вскоре обратившие на себя всеобщее внимание.

 

(слайд 5)

Характеризуя русских пейзажистов, Игорь Грабарь особо выделяет творчество Левитана: “Он самый большой поэт среди них и самый большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже. Поэтому Левитан, вобравший в себя все лучшие стороны Серова, Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей, смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного “левитановским”.

 

(слайд 6)  25 декабря 1879 года открылась вторая ученическая выставка. Левитан представил свою картину "Осенний день. Сокольники", где женская фигура на картине написана Николаем - братом Антона Павловича Чехова.  Произведение было приобретено Третьяковым, что явилось признанием художественного таланта Левитана.

 

(слайд 7)

Картина «Осень» — одна из первых в творческой жизни художника, высоко оцененная критикой. Художнику в это время было семнадцать лет.

 

(слайды 8, 9) В 1887 году Левитан отправляется на Волгу. Появляются полотна "Вечер. Золотой Плёс", "После дождя. Плёс", "Вечер на Волге", а также картина “Свежий ветер. Волга” (1891 — 1895). "Свежий ветер. Волга" - одна из наиболее ярких, праздничных картин Левитана. Свежий душистый ветер надувает паруса залитого солнцем красавца-корабля на большой реке. В небе бегут, несутся пушистые облака. Слышатся крики чаек, трубный гул парохода и журчание волн. Ни одно другое полотно не дает такой полной, широкой картины великой русской реки.

 

(слайд 10)

В 1898 году Исаак Левитан удостаивается звания академика пейзажной живописи.

«Золотая осень». В тоскливой и слякотной российской осени есть несколько ярких солнечных дней, когда природа превращается в волшебную сказку. Это одно из самых светлых и радостных его произведений.

 

(слайд 11, 12)

Известно, что Левитан редко изображал зиму и снег, предпочитая им осеннюю или весеннюю пору. Но однажды он взялся за зимний пейзаж и написал картину "Март". Работа произвела переворот в русской пейзажной живописи. Оказалось, что еще никто до него так живописно и ярко не писал снег, синие тени деревьев и яркое голубое небо.

 

(слайд 13)

 “Берёзовая роща»

Художник замечательно передает игру солнечного света на белых стволах, ярко-зеленых кудрях березок и сочной траве, среди которых виднеются синие искорки цветов...

 

(слайд 14)

Свою последнюю большую картину художник назвал “Озеро, Русь”. Широкая гладь воды отражает облака, освещенные солнцем. На дальнем берегу, насколько видит глаз, поля, деревушки, купола церквей. Все в картине — солнце, ветер, несущиеся облака — пронизано ощущением счастья. Трудно поверить, что это полотно писал умирающий художник.

 

(слайд 15)

Левитан прожил всего сорок лет. Он был порывисто-неуравновешенным человеком, легко ранимым. Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться жизнью.

 

(слайд 16)

   «Великий труженик, великий мастер, он каждодневно совершенствовался – ему

всегда  казалось, что можно сделать лучше, он волновался и мучился... Великий поэт природы, до конца почувствовавший неизъяснимую прелесть слова "родина", он в картинах своих сумел передать любовь к ней, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности».

                                                                       Юон К.Ф.

 

Работа по картине и тексту упражнения № 345 ( учебник). (слайд 17)

К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится небольшая картина "Весна. Большая вода".

Какое общее настроение вызывает у вас эта картина?

Весна – это удивительная пора года, когда все вокруг преображается, обновляется. Воздух становится чистым, ароматным. И природа постепенно просыпается после зимней спячки. И кажется, что все неприятности остались позади. На душе становится хорошо. В этом и заключается основная мысль картины

А какие чувства испытывает искусствовед В. Прытков, рассматривая картину И.Левитана? Найдите это описание в тексте упражнения № 345.

«Весна. Большая вода» — одна из многочисленных картин Левитана, посвящённых весеннему пробуждению природы.

 

(слайд 18)

Какое время года изображено на картине?

Что вы видите на переднем плане картины?

Почему деревья оказались в воде?

Художник выбрал  характерный для русского пейзажа уголок природы во время весеннего разлива. Река вышла из берегов и затопила прибрежный лес. Вода тиха и неподвижна, в ней отражаются обнажённые ветви деревьев и высокое небо с лёгкими облаками.

Что увидел В. Прытков на переднем плане картины? (текст упр. № 345)

 

(слайд  19)

Что вы видите на заднем плане картины? Как художник его изобразил? Почему?

Можно ли считать картину безлюдной? В каких деталях автор передал присутствие человека?

Большую часть картины занимает река, которая вышла из берегов. Деревья стоят возле самой воды. Вдали Левитан изобразил обычные деревенские дома. Кажется, что избы плывут по воде. Пейзаж безлюден. Но человек присутствует, о нём напоминает прибившаяся к берегу лодка.

 

(слайд 20)

Какими красками передаёт художник цвет воды и неба? Сравните цвет воды и небес. Что вы замечаете?

Найдите в тексте упражнения описание воды, описание неба.

Колорит картины образуется из тонких оттенков голубого и жёлтого. Вода и небо полны оттенков от тёмно-голубого до практически белого. Весеннее небо, отражаясь в воде, делает ее голубой и бездонной.

Теплые цвета – цвета с примесью желтого.

Холодные цвета – цвета с примесью синего.

Преобладает голубая гамма, с которой сочетается желтизна берега и стволов деревьев. Жёлтый цвет придает картине позитивность. Картина наполнена весенней тихой радостью и спокойствием.

Работа с учебником

1. Прочитаем текст ещё раз.2. Лексическое значение каких слов требует разъяснения?

 

(слайд21)

Какие языковые средства использует автор для характеристики колорита? (эпитеты, олицетворения, метафора, сравнение)

Работа в тетради  (слайд 22)

Эпитеты: голые деревья, пушистая зелень, розовые ветки, полное безлюдье; тишина, разлитая  вокруг; трогательная картина, прозрачное кружево,

Олицетворения: весна вступила в права, берёзки растворяются в воде.

Метафоры: картина наполнена воздухом;  пелена, наброшенная на пейзаж;

Сравнения: как опрокинутое небо.

Оттенки синего и голубого цвета: тёмно-синий, голубой, светло-голубой, сине-фиолетовый, бирюзовый, лазурный.

 

Заключительное слово учителя

Изображение на холсте – это то, что волнует художника, его душу. Мы попробуем воспроизвести текст, написанный искусствоведом В. Прытковым, добавив несколько предложений о Левитане во вступлении. Завершить изложение необходимо описанием впечатления, которое произвела на вас картина «Весна. Большая вода».

Повторное чтение текста упражнения.

Написание изложения.

Похожие образовательные материалы:

razrabotky.ru

Изложение по картине И.И.Левитана "Весна. Большая вода" 9 класс

Ссылку на скачивание этого документа в формате Word вы найдете в конце документа

Изложение по картине

Исаака Ильича Левитана

«Весна. Большая вода»

(урок русского языка в 9 классе)

подготовила Горохова Лариса Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МБСКОУ СКОШ № 36

г.Озёрска Челябинской области

Цель урока: подготовить учащихся к написанию изложения с элементами сочинения.

Задачи урока:

1. повторить понятия о цвете и колорите;

2. воспитывать интерес к различным видам искусства, любовь к природе;

3. развивать письменную и устную речь.

Эпиграф: (слайд 2)

Прошли дожди, апрель теплеет,

Всю ночь — туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далёких просеках в бору.

Иван Бунин

Лексическ ая работа (слайд 3)

Эпиграф - короткий текст, цитата, изречение, помещаемые перед сочинением и характеризующие его основную идею.

Цвет - в живописи одно из основных средств выразительности; цвет, тон или окраска.

Колорит - гармоническое сочетание цветовых тонов, создающих определенное единство содержания и формы произведения.

Слово учителя (слайд 4)

Родился Исаак Ильич Левитан в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты. Почти нет сведений о детстве художника. Отец Левитана был мелким служащим. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества. Годы обучения в Училище стали для Исаака временем тяжелых испытаний, так как его родители к тому времени умерли, а помощи ждать было не от кого. Но уже в стенах Училища он не только обнаружил огромные способности, но и сумел сказать новое слово в русском пейзаже. С 18-ти лет начал выставлять свои картины, вскоре обратившие на себя всеобщее внимание.

(слайд 5)

Характеризуя русских пейзажистов, Игорь Грабарь особо выделяет творчество Левитана: “Он самый большой поэт среди них и самый большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже. Поэтому Левитан, вобравший в себя все лучшие стороны Серова, Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей, смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного “левитановским”.

(слайд 6) 25 декабря 1879 года открылась вторая ученическая выставка. Левитан представил свою картину "Осенний день. Сокольники", где женская фигура на картине написана Николаем - братом Антона Павловича Чехова. Произведение было приобретено Третьяковым, что явилось признанием художественного таланта Левитана.

(слайд 7)

Картина «Осень» — одна из первых в творческой жизни художника, высоко оцененная критикой. Художнику в это время было семнадцать лет.

(слайды 8, 9) В 1887 году Левитан отправляется на Волгу. Появляются полотна "Вечер. Золотой Плёс", "После дождя. Плёс", "Вечер на Волге", а также картина “Свежий ветер. Волга” (1891 — 1895). "Свежий ветер. Волга" - одна из наиболее ярких, праздничных картин Левитана. Свежий душистый ветер надувает паруса залитого солнцем красавца-корабля на большой реке. В небе бегут, несутся пушистые облака. Слышатся крики чаек, трубный гул парохода и журчание волн. Ни одно другое полотно не дает такой полной, широкой картины великой русской реки.

(слайд 10)

В 1898 году Исаак Левитан удостаивается звания академика пейзажной живописи.

«Золотая осень». В тоскливой и слякотной российской осени есть несколько ярких солнечных дней, когда природа превращается в волшебную сказку. Это одно из самых светлых и радостных его произведений.

(слайд 11, 12)

Известно, что Левитан редко изображал зиму и снег, предпочитая им осеннюю или весеннюю пору. Но однажды он взялся за зимний пейзаж и написал картину "Март". Работа произвела переворот в русской пейзажной живописи. Оказалось, что еще никто до него так живописно и ярко не писал снег, синие тени деревьев и яркое голубое небо.

(слайд 13)

“Берёзовая роща»

Художник замечательно передает игру солнечного света на белых стволах, ярко-зеленых кудрях березок и сочной траве, среди которых виднеются синие искорки цветов...

(слайд 14)

Свою последнюю большую картину художник назвал “Озеро, Русь”. Широкая гладь воды отражает облака, освещенные солнцем. На дальнем берегу, насколько видит глаз, поля, деревушки, купола церквей. Все в картине — солнце, ветер, несущиеся облака — пронизано ощущением счастья. Трудно поверить, что это полотно писал умирающий художник.

(слайд 15)

Левитан прожил всего сорок лет. Он был порывисто-неуравновешенным человеком, легко ранимым. Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться жизнью.

(слайд 16)

«Великий труженик, великий мастер, он каждодневно совершенствовался – ему

всегда казалось, что можно сделать лучше, он волновался и мучился... Великий поэт природы, до конца почувствовавший неизъяснимую прелесть слова "родина", он в картинах своих сумел передать любовь к ней, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности».

Юон К.Ф.

Работа по картине и тексту упражнения № 345 ( учебник). (слайд 17)

К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится небольшая картина "Весна. Большая вода".

Какое общее настроение вызывает у вас эта картина?

Весна – это удивительная пора года, когда все вокруг преображается, обновляется. Воздух становится чистым, ароматным. И природа постепенно просыпается после зимней спячки. И кажется, что все неприятности остались позади. На душе становится хорошо. В этом и заключается основная мысль картины

А какие чувства испытывает искусствовед В. Прытков, рассматривая картину И.Левитана? Найдите это описание в тексте упражнения № 345.

«Весна. Большая вода» — одна из многочисленных картин, посвящённых весеннему пробуждению природы.

(слайд 18)

Какое время года изображено на картине?

Что вы видите на переднем плане картины?

Почему деревья оказались в воде?

Художник выбрал характерный для русского пейзажа уголок природы во время весеннего разлива. Река вышла из берегов и затопила прибрежный лес. Вода тиха и неподвижна, в ней отражаются обнажённые ветви деревьев и высокое небо с лёгкими облаками.

Что увидел В. Прытков на переднем плане картины? (текст упр. № 345)

(слайд 19)

Что вы видите на заднем плане картины? Как художник его изобразил? Почему?

Можно ли считать картину безлюдной? В каких деталях автор передал присутствие человека?

Большую часть картины занимает река, которая вышла из берегов. Деревья стоят возле самой воды. Вдали Левитан изобразил обычные деревенские дома. Кажется, что избы плывут по воде. Пейзаж безлюден. Но человек присутствует, о нём напоминает прибившаяся к берегу лодка.

(слайд 20)

Какими красками передаёт художник цвет воды и неба? Сравните цвет воды и небес. Что вы замечаете?

Найдите в тексте упражнения описание воды, описание неба.

Колорит картины образуется из тонких оттенков голубого и жёлтого. Вода и небо полны оттенков от тёмно-голубого до практически белого. Весеннее небо, отражаясь в воде, делает ее голубой и бездонной.

Теплые цвета – цвета с примесью желтого.

Холодные цвета – цвета с примесью синего.

Преобладает голубая гамма, с которой сочетается желтизна берега и стволов деревьев. Жёлтый цвет придает картине позитивность. Картина наполнена весенней тихой радостью и спокойствием.

Работа с учебником

1. Прочитаем текст ещё раз.2. Лексическое значение каких слов требует разъяснения?

(слайд21)

Какие языковые средства использует автор для характеристики колорита? (эпитеты, олицетворения, метафора, сравнение)

Работа в тетради (слайд 22)

Эпитеты: голые деревья, пушистая зелень, розовые ветки, полное безлюдье; тишина, разлитая вокруг; трогательная картина, прозрачное кружево,

Олицетворения: весна вступила в права, берёзки растворяются в воде.

Метафоры: картина наполнена воздухом; пелена, наброшенная на пейзаж;

Сравнения: как опрокинутое небо.

Оттенки синего и голубого цвета: тёмно-синий, голубой, светло-голубой, сине-фиолетовый, бирюзовый, лазурный.

Заключительное слово учителя

Изображение на холсте – это то, что волнует художника, его душу. Мы попробуем воспроизвести текст, написанный искусствоведом В. Прытковым, добавив несколько предложений о Левитане во вступлении. Завершить изложение необходимо описанием впечатления, которое произвела на вас картина «Весна. Большая вода».

Повторное чтение текста упражнения.

Написание изложения.

Интернет-ресурсы:

1.Анимация Лодка на воде

Форум "Чистая вода -2010"

en/node/3

2. Файл:Isaac Levitan selfportrait1880.jpg

use…

3.Левитан Исаак Ильич - Осенний день. Сокольники.

?hud=Le…

4.Левитан Осень

foru…

5.Золотая осень

http ://i -levitan -kartina -zolot …

6.Левитан "Березовая роща"

showthrea…

7.И.Левитан . Свежий ветер. Волга.

index.…

8.Золотой Плёс Исаака Левитана .

2011/06/05…

9.Исаак Левитан . МАРТ.

kulturolog…

10. Levitan - Terra Incognita. Лес зимой.

photo/500-0-…

11. Левитан . Озеро. Русь.

index.php…

12.Этот портрет Исаака Ильича Левитана был написан в конце 1890-ых годов

?type=p…

13. Файл: Levitan vesna bolsh voda.jpg.

use…

Скачать бесплатно, без регистрации и SMS, документ



biblo-ok.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта