Куинджи А.И. Лунная ночь на Днепре. Х.м. 111 х147 см. Картина лунная дорожка куинджи


Дарьяльское ущелье, Куинджи Архип, Третьяковская галерея картины художника ArtRussia

Картина "Дарьяльское ущелье" отличается от большинства картин Архипа Куинджи. В этой картине дневной свет сменился тихим, холодным сиянием луны, однако присущая ему манера создания объёма из множества бликов осталась и тут. Картина, несмотря на свои миниатюрные размеры, не отличается точностью, что также говорит о манере Куинджи — яркие, контрастные, чувствительные мазки создают объём из света и тени, без применения полутонов и градаций. Такой яркий контраст позволил не только передать прозрачность и прохладу ночного воздуха, но и создать атмосферу умиротворения у зрителя.

В картине присутствуют два ярких градационных пятна — луна и «лунная дорожка» в отражении тихой речной воды. Благодаря этому эффекту контрастности материалов и мягкости освещения и создается объём в картине. Неяркий жёлтый огонёк придаёт ещё больше спокойствия, не только уравновешивая световой контраст двух частей изображения, но и лишая зрителя чувства одиночества. Основываясь на расположении скал вокруг этого источника света, можно утверждать, что при написании картины его не должно было быть видно, потому что именно этот участок берега окружали скалы. Впрочем, благодаря этому фонарику в картине появилась и гармония цвета — тихий свет свечи не только добавляет на картину жёлтый цвет, контрастный голубому, но и передаёт силу лунного света, если заметить, насколько она перекрывает его отражение своим. Облака над луной ярко освещены снизу и практически непрозрачны. Использовать в картине подобный элемент для Куинджи было крайне рискованно — отход от реализма через дополнение реальности был крайне сложным и даже не изученным настолько, что его можно было бы применять. Данный элемент не только может уравновесить картину, но и придаёт ещё большую силу лунному сиянию, и без того подчеркиваемую в каждом элементе картины. Следует также заметить и то, что в первую очередь художник запечатлел горы (а не задний план, как это принято) вследствие чего при написании неба у него возникло множество проблем с передачей дымки на горах и тёмного неба. То, как художник хитро обошёл эффект «выдвигания неба к зрителю» заставляет удивляться — вопреки учениям о том, что он должен был изобразить горы вторым слоем краски, Куинджи просто добавил больше однотонных контрастных пятен.

На основе этой картины Куинджи, будучи профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств, преподавал ученикам технику композиции — сочетание основ реалистичности и декоративности изображения, предпочтение игры света игре объёма внесло множество поправок в русскую живопись.

 

ВикипедиЯ

artrussia.ru

Архип Иванович Куинджи "Лунная ночь над Днепром". 1880 год :: Места

Когда я впервые увидела эту картину, то встала при входе в зал Русского Музея как вкопаная. Я не могла отвести взгляд от небольшой картины на стене, как будто светящейся и оттого манящей. Вокруг нее толпились люди и бурно обсуждали эффект.

Вроде бы ничего особенного. Сюжет как сюжет. Ночь, река, луна, лунная дорожка. Но тот самый эффект внутреннего источника света просто сводил с ума. Я долго ее не могла забыть, а год назад, будучи в Питере, долго искала в Русском Музее. А нашла в родной Москве в Третьяковке.

Репродукция, фото не дадут такого эффекта. Надо ее смотреть живьем.

Будучи студенткой, я не впечатлилась творчеством Куинджи. Наверное, именно из-за качества слайдов с картинами на курсе Истории Искусств.

Да, конечно, мы изучали творчество этого художника.

Он жил в эпоху передвижных выставок, даже поучаствовал в одной из выставок, но с какого то момента держался несколько особняком. Выйдя из Товарищества, но не испортив с ним отношений, Куинджи устроил в 1880 году впервые в России выставку одного художника, да притом ещё не цикла произведений, а только одной картины. Это было смелое, пожалуй даже дерзкое, нововведение. Была выставлена много нашумевшая «Лунная ночь на Днепре». Слухи ходили по городу ещё до выставки. Сначала картину можно было увидеть в мастерской Куинджи, куда он пускал публику по воскресеньям на два часа. Затем картина была выставлена в Обществе поощрения художеств, и весь просвещённый Петербург целыми днями осаждал его помещение. Большего триумфа для художника трудно представить. Об этой картине писали не только критики, но и учёный Д.И. Менделеев, поэт Я.П. Полонский. «Какую бурю восторгов поднял Куинджи!.. Этакий молодец — прелесть...» — восхищался И.Н. Крамской. Полотно приобрёл прямо из мастерской Великий князь Константин Константинович.

Его учеником был Николай Рерих. Неудивительно, правда же? Тот же стиль локальных заливок цветом, тот же внутренний мистицизм казалось бы незатейливого сюжета.

В Мархи мы изучали другую его картину как наиболее точно передающую его стиль. Это "Березовая роща". И до сих пор, оказавшись среди берез в яркий солнечный день, я вижу перед собой ту картину. Стволы деревьев, залитая солнцем зеленая лужайка, тоненький ручеек. Ничего особенного. Но волшебство как в том и состоит, когда в обычных вещах начинают проступать необычные явления.

image

Вернемся на десяток лет до появления картины с мистической луной.

Куинджи родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Дважды в начале 1860-х голов пытался поступить в Петербургскую Академию Художеств, и его не приняли Лишь в 1868 году стал вольослушателем

image
Влиянием великого Айвазовского отмечены первые работы Куинджи, многие из которых не сохранились. Учеба в Академии Художеств, знакомство с И.Н.Крамским, И.Е.Репиным положили начало реалистическому восприятию. Но в 1876 году он резко изменил манеру, представив картину «Украинская ночь», в которой сумел передать чувственное восприятие южной летней ночи.

Многочисленные обвинения в упрощении полотна, аляповатости цветов - вот с чем он столкнулся. Как любая творческая личность, следующая своим собственным путем.нослушателем. Влиянием великого Айвазовского отмечены первые работы Куинджи, многие из которых не сохранились. Учеба в Академии Художеств, знакомство с И.Н.Крамским, И.Е.Репиным положили начало реалистическому восприятию. Но в 1876 году он резко изменил манеру, представив картину «Украинская ночь», в которой сумел передать чувственное восприятие южной летней ночи.

В области жизненных задач Куинджи оставил русским художникам важные заветы. Примером всей своей жизни Куинджи призывал к обереганию себя от всяких пленений, звал служить, — как сам служил всю жизнь, — свободному искусству, звал отстаивать свободу творчества.

infotera.ru

Луна на картинах известных художников

А.И. Куинджи, "Ночное"

Эта картина построена на оттенках, не голубых, не розовых — на оттенках серого. Все покрыто мраком — нет, неправда. Светлая ночь, потому что воздух чистый, нет никого, нет дымов и отсветов городов. Ночное — жизнь есть, звука нет. Цивилизация где-то там, за горизонтом. Куинджи умел и показать широту просторов родного края, и яркие цвета небольшой сцены. Сочинение о картине Ночное Архипа Куинджи →

Подлинно хорошая живопись чарует нас до тех пор, пока ее не начнут хвалить другие.Люк де Клапье Вовенарг

В. Васнецов, После побоища...

Явившая зрителю новое, непривычное, пронзительное и трагичное искусство картина Виктора Васнецова обманчиво проста. Попробуем уловить вложенный художником смысл, хотя прошло так много лет. Сочинение о картине После побоища Игоря Святославича с половцами Виктора Васнецова →

Море в лунном свете, И.К. Айвазовский

Сколько у Айвазовского картин под названием «Море» из не менее чем семи тысяч, большей частью изображающих то самое море? В данном случае марина более персонифицирована: Морской вид при лунном свете. Это — «вид» — обычно не шторм, но нечто более спокойное. Сочинение о картине Морской вид при лунном свете Ивана Айвазовского →

Лунная ночь на Днепре, А.И. Куинджи

Знаменитейшая картина Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре» проста до гениальности. Однако она весьма и весьма продумана — только это незаметно восторженному зрителю. Сочинение о картине Лунная ночь на Днепре Архипа Куинджи →

1001kartina.su

Куинджи А.И. Лунная ночь на Днепре. Х.м. 111 х147 см.

Существует три картины Архипа Ивановича Куинджи с таким же названием. Кроме нашего музея, они находятся в Государственном Русском музее С-Петербурга и в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Искусствоведы, признают, что «Куинджи открывает цветность воздуха, изучает слабо пульсирующую вибрацию воздушных струй, преодолевает свою же тональную систему живописи».В 1880 году Куинджи изумил Санкт-Петербург уникальной выставкой одной картины «Лунная ночь на Днепре». В комнате, задрапированной черной тканью, в абсолютной темноте, освещенная направленным лучом электрического света, картина, вызывала восторженное оцепенение. Ее главным действующим лицом был наполненный поэзией лунный свет. Зачарованные посетители стояли в молитвенной тишине, словно участники некого действа, подобного древнегреческим мистериям. Куинджи окрестили «Чародеем света».Колористические приемы художника стали для современников откровением. Заговорили о возрождении романтизма. Крамской предлагал составить специальный «протокол», в котором было бы зафиксировано ошеломляющее воздействие на зрителей картин Куинджи в их первоначальном состоянии. Он волновался: «Долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник?». Великий князь Константин Константинович купил прямо в мастерской еще не оконченную картину, и после выставки повез морем показать это чудо Европе. От влажности, морской воды, смены температур картина действительно потемнела. Напомним: Архип Иванович дружил с Менделеевым и часто бывал в его лаборатории. Дмитрий Иванович как средневековый алхимик, искал в красках «душу» света, подобно тому, как Паганини искал в музыке «душу» звука. Куинджи верил, что нашел секрет, и что его картины будут жить и сиять после него. В 2008 году к 165-летию художника в нашем музее работала выставка «Куинджи и его ученики». В абсолютной темноте на картину также был направлен электрический луч. Чудесный световой эффект повторился, а потемневшие от времени краски просветлели, и, подобно древним иконам, получили второе рождение. Поэтому на картине прекрасно читается передний план: хатки, мельница, извивы реки, узкие тропинки, залитые мерцающим, таинственным светом луны… Мистерия продолжается… Не случайно Репин говорил: «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи».

izi.travel


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта