Рогатки и костыли Сальвадора Дали. Сальвадор дали картина поцелуй


Русский Сальвадор Дали

Русский Сальвадор Дали В искусстве, как и в жизни, есть творчество, которое впечатляет до мурашек, другое же забывается спустя минуту. А есть картины-метафоры, на которые можно смотреть бесконечно, и вам все равно не удастся до конца разгадать

Русский Сальвадор Дали В искусстве, как и в жизни, есть творчество, которое впечатляет до мурашек, другое же забывается спустя минуту. А есть картины-метафоры, на которые можно смотреть бесконечно, и вам все равно не удастся до конца разгадать их. Работы Владимира Куша как раз из таких. Родился художник в Москве, где и получил художественное образование, но сюрреализм нашей стране был тогда не нужен, и Куш эмигрировал в США. Бизнесмен из Франции случайно заметил работы художника и впечатлился ими настолько, что устроил его выставку в Гонконге. После этого Куш стал по-настоящему знаменитым. Сейчас у художника 4 собственных галереи в США, и он признанный мастер сюрреализма. Во всех его работах есть нечто притягательное — они как будто подсвечены изнутри и создается впечатление, что зритель сам присутствует на картине. 

Армия Солнца.

Приглашение на обед.

Мельница.

Лунная соната. 

Укрытие. 

Волны разбиваются о корабль.

 

Вечерний полет над городом. 

Падающая звезда. 

Настоящее. 

Рассвет в океане. 

Глаз. 

Забытые очки.

 

Через игольное ушко. 

Ножницы.

 

После зимнего сна. 

Алые паруса. 

Маркиз де Сад. 

Орел расправил крылья.

Спуск к Средиземноморью.

 

Поцелуй. 

Взрослые игры.

 

Где живет ветер.

 

В ожидании ночи.

 

Ключи. 

Гардероб.

Источник  http://www.adme.ru/ 

econet.ru

Рогатки и костыли Сальвадора Дали

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открыта выставка Сальвадора Дали. Представлены любимые образы Мастера: яйца, открытые ящики и часы. Выставка открылась 5 сентября 2011 года, 15-го её уже увидели 30 тысяч зрителей. Но дело вовсе не в яйцах. Дело в рогатках, которые замечают все, но никто о них не пишет

Работ на выставке представлено не так уж много, но суть новости не только в том, чтобы вы посетили эту выставку. Прочитайте множество спойлеров-новостей про нее, возможно вы и не захотите этого делать – зачем стоять в очереди к тому, кто и так широко известен, кто всем знаком.

Множество публикаций об этом событии провинциального московского масштаба, журналисты написали много бессмысленных текстов. В которых точно упоминается, что выставка есть, что работ представлено не так уж много, и что среди посетивших была жена президента.

Нас же, прежде всего, волнуют рогатки Сальвадора Дали.

Это повторяющиеся из года в год элементы изображений неизбывны, и сопровождают творения критического параноика на протяжении не менее 20 лет! Очень серьезный повод задуматься, что же они значат? На этой работе Дали – разработка дизайна к серии «Ромео и Джульетта», кругом рогатки, 1942 год.

Не разбираясь досконально в творческом пути мастера, можно отметить несколько периодов его активности, отследив их по полотнам. Принимая во внимание, что Дали был художником мультимедийным, художником-философом, осмысливающим свой век – вторую мировую войну, которую он провел в штатах, бомбардировку японских городов атомными бомбами, открытие ДНК, в творчестве его заметны два основных мотива – интеграция Мира и, затем, его расщепление. Период расщепления начинается приблизительно в конце сороковых годов, с тех самых бомбардировок. Согласно же его дневнику (Дневник одного гения), больше всего художника интересовал он сам, его собственный организм, и все, что в нем происходило. Все, что из него выходило – также интересовало мастера.

Поиск в google ничего практически не дает – рогатки Сальвадора Дали упоминаются как некая данность, до сих пор не анализированная и не принятая во внимание. Это Y-образные палки, или, как еще пишут, костыли, имеющие разную длину и поддерживающие выступающие части объектов, которые на полотне и так никуда бы не упали и не отвалились.

Так зачем эти поддержки, что хотел сказать мастер, тщательно выписывая их в очередном своем творении? Еще раз скажу, что всякие там плавящиеся часы, структурно-обнаженные и фрагментированные тела, живые и неживые, рога носорожьи – все это периоды в творчестве. А рогатины – неизбывны на протяжении более чем 20 лет.

Сначала определим функции рогаток Дали, эдаких палок с небольшим, закругленным концом, а точнее – тремя концами. Таких большинство. Все они выполняют функции поддержки, на них опираются фрагменты физических тел, которым за счет этих поддержек придается масса и объём.

Буквально в нескольких полотнах Дали отклоняется от своей традиционной рогатки и выполняет ее в виде распорки, была палка о трех концах, становится – о четырех. На одной из картин Дали рогатина зацветает и на ней появляются листики… Но в русской традиции палка всегда – о двух концах. С палкой о трех концах ходили на медведя, или – в менее агрессивном варианте – подпирали ветви плодоносящих яблонь, маленькими рогаточками – соплодия клубники. Клубнички.

Природа любви Гала и Дали

Имеет ли символическая рогатка Сальвадора Дали отношение к его отношениям с любимой женщиной? Познакомились в 1929 году, Гала была в угасающем браке с Полем Элюаром, поэтом, сыном состоятельных людей. Первую встречу 25-летнего Сальвадора с 36-летней Галой Автор описывает так:

«Первый поцелуй, – писал Дали позже, – когда столкнулись наши зубы и переплелись наши языки, 6ыл лишь началом того голода, который заставил нас кусать и грызть друг друга до самой сути нашего бытия». При знакомстве и вначале общения Дали вел себя неадекватно, похоже, у него не было женщин ранее, что вполне вероятно при его складе характера. Как писал мастер, он брал на вооружение параноидально-критический метод творчества, был бы этот метод не продуктивен, если бы не соответствовал характеру Дали? Выше – полотно «Великий Мастурбатор», х/м

При таких ярких творческих способностях, мужские, – вполне могут отойти в тень, практически полностью. Факт, что начало их романа было страстным и необычным, например, пишут, что вначале знакомства, на одной из прогулок, Гала попросила, чтобы Сальвадор «прикончил» ее. На что страстный испанец ответил сюрреалистически адекватно – потащил ее за руку к обрыву…

Крайняя степень демонстративности, возникшая в результате не вполне удачного первого брака будущей гала-модели ярко проявилась и в союзе Гала-Дали. А ведь вначале своего девичьего и женского пути Гала, то есть Елена Дьяконова, любила читать Толстого и Достоевского, туберкулёзную русскую прозу…

И в результате её союза с первым мужем научилась быть творческим катализатором, который правильно красит ногти, умеет менеджировать процесс стихосотворения, ну вы понимаете, о чем я… стихи-то возникают, когда женщина не даёт… Тем не менее, письма ее и высказывания полны любви и женской, даже материнской заботы.

По-видимому, те же функции Гала выполняла и в браке с великим мастером – публичность, поощрение к творчеству, немного по-настоящему материнской опеки и, позволю себе сделать предположение – строго контролируемого, на грани непереносимости и дефицита – душевного тепла. И менеджмент, презентации, поиск спонсоров и заказчиков. «Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег» – писал Дали.

Первые рогатки появляются на картинах Сальвадора Дали приблизительно в 1933 году, через 3-4 года после встречи с Гала: Архитектоника миллетского анжелюса (The Architectonic Angelus of Millet), 1933

Самые толстые рогатки-костыли – Спектр сексуального влечения (The Spectre of Sex Appeal). 1934,

Сама суть рогатки, существующей вместо важного фрагмента тела человека, ярче видится на картине Прекращение питания мебелью (Weaning of Furniture-Nutrition), 1934 год, смысл английского слова Weaning – отнятие от груди. Итак, мы имеем смелость предположить, что в это время Гений уже остро нуждался в поддержке и тепле, за которые была ответственна женщина с ногтями, менеджер, более мать, чем жена, расчетливая и холодная – такой она предстает, и в живописи его, и в графике…

Итак, рогатки Дали постепенно исчезают с его картин в конце 40-х годов, уступая место дезинтегрирующим символам – рогам носорога, хотящим женщину, летающим рогам, фрагментированным телам.

На исходе своего творчества, это конец 60-х и 70-е годы, рогатки покидают полотна Автора. Гала уходит вместе с надеждой Мастера быть поддержанным.А может быть, в этот период художник уже не нуждался в такой поддержке вовсе.

Наша версия смысла поддержек в форме рогаток в картинах Сальвадора Дали имеет непосредственное отношение к завершению периода влюбленности, который номинально, масс-медийно, вербально продолжался и далее середины 30-х годов. Художник безмерно любил свою Гала и говорил, и писал об этом. Но взаимность, удовлетворение базовых потребностей – быть принятым по-настоящему, близким человеком, была в дефиците и отражалась в полотнах Автора в виде костылей, поддержек, фиксирующих элементы сновидного пространства души параноидно-критического Мастера.

Для «Краткого словаря сюрреализма», 1938 год, Сальвадор Дали писал, что костыли это символ поддержки, без которой некие мягкие структуры не в состоянии сохранять форму или приобрести вертикальное положение. Увиденные в детстве реальные костыли оставили след в памяти художника как нечто, придающее величие и грандиозность их обладателю.

Сальвадор Дали, даты жизни, 11 мая 1904 – 23 января 1989. «Вместе 53 года». Гала умерла 10 июня 1982 года, художник пережил ее на 7 лет, при разнице в возрасте 9 лет. На погребении 78-летний Дали не присутствовал. Мы ни в коем случае не хотим показать человеческие страдания или патологию отношений, а стараемся выявить закономерности в этих характерных отношениях Гения и его музы. Точнее – отношения характеров. У великих людей великие странности.

текст: Евгений Власов

http://www.abcgallery.com/D/dali/dali.html – ретроспектива работ Сальвадора Дали

popsy.ru

перформанс длиной в 37 лет. Фото перспектива

Филипп Халсман и Сальвадор Дали

Сальвадор Дали рано понял, что фотография – неисчерпаемый источник вдохновения и саморекламы. Но только совместно с Филиппом Халсманом ему удалось реализовать необычные эксперименты. Фотограф не просто запечатлел художника. Общими усилиями они создали шедевры фотоискусства, о которых говорят до сих пор.

Художник и фотограф будут общаться на протяжении 37 лет. Это сотрудничество станет судьбоносным для обоих: Халсмана назовут родоначальником сюрреализма в фотографии. Дали утвердит в глазах американцев свою репутацию эксцентричного гения.

Филипп Халсман и Сальвадор Дали познакомились в 1941 году, приехав в Америку с разницей три месяца. Это время стало важным этапом в жизни обоих. Халсману, фотографу еврейского происхождения, в 1940 году удалось после долгих мытарств получить визу в США (ему помог лично Альберт Эйнштейн). Сальвадор Дали вместе с Галой также принимают решение надолго остаться в Америке. Встречи художника и фотографа сначала носили эпизодический характер. Хотя первая работа, сделанная Халсманом, – голый Дали, лежащий в яйце в позе эмбриона –имела шумный резонанс. Фотограф получает серьезные заказы (в которых он очень нуждался, так как приехал в Америку буквально с одной фотокамерой в руках). А художник помещает снимок в автобиографическую книгу «Тайная жизнь Сальвадора Дали».

В 1948 году им пришла в голову занимательная идея, результатом которой стал бесспорный шедевр, который вошел в историю под названием Dali Atomicus.

Сейчас эта работа изумляет тем, что была создана без использования монтажа и последующей обработки. Современников Халсмана фото занимало сложным толкованием.

Филипп Халсман и Сальвадор Дали

Дали увлекся ядерной физикой, начав изучать структуру атома. Его интересовала теория Резерфорда-Бора, исходя из которой атом был подобен микроскопической Солнечной системе. Вокруг заряженного ядра движутся противоположно заряженные электроны. Физики также высказали гипотезу, что вся материя находится в подвешенном состоянии временной остановки. Халсман предложил Дали оригинальную идею: сделать снимок с необычной динамикой и композицией.

Фотограф хотел использовать молоко, но в послевоенные годы это могло бы показаться излишней расточительностью. Котов следовало просто подбрасывать и взрывать (какие физические процессы символизировал взрыв – история умалчивает). Потом от «напрасного перерасхода» котов решили всё-таки отказаться. Фотограф представил, сколько животных  придется принести  в жертву во имя искусства (и сколько крови надо будет отмыть в процессе съемки).

На леске были подвешены предметы интерьера. На счет «три» из левого угла помощники подбрасывали котов, из правого - выливали воду. В следующее мгновение подпрыгивал Дали. Жена Халсмана Ивонна держала стул. Через несколько дублей фотограф шел проявлять плёнку, ассистенты вытирали воду и сушили котов. Халсман, чтобы добиться реалистичности, использовал очень сильное освещение. Только 28-й кадр получился удачным, к облегчению уставшего Дали (и к немалой радости ассистентов и ошалевших котов). Dali Atomicus имеет прямую ссылку на картину Дали «Атомная Леда», которая  находится в левом углу.

Позже в 50-х годах Халсман запечатлел похожую композицию, которая получила название «Космический Дали»: парящие багеты, батоны и крошки вокруг обнаженной девушки и стоящим в необычной позе Сальвадором Дали. В процессе съемки крошки и куски хлеба все время летели в лицо натурщицы, которая ловко отворачивалась от «космических объектов».

Филипп Халсман и Сальвадор Дали

Для другой работы «Смерть в наслаждении» (In Voluptate Mors), рисунок придумал сам Дали. Для эскиза черепа из женских тел выбирали натурщиц, фигурой похожих на его любимую модель - жену Галу. У натурщиц маленькая грудь, красивые крупные бедра. (Девушки с большим бюстом позируют, лежа спиной к зрителю). Сам Сальвадор смотрит в камеру с отстраненно-безумным выражением лица.

Филипп Халсман и Сальвадор Дали

Халсман также запечатлел сам процесс фотосъемки.

Филипп Халсман и Сальвадор Дали

Филипп Халсман и Сальвадор Дали

Филипп Халсман и Сальвадор Дали

«Без каталонца с его привлекательной внешностью и небывало закрученными усами сюрреализм бы не достиг в Америке такой популярности» - иронично писала американская пресса. Действительно, Сальвадор Дали был чрезвычайно фотогеничным.

О главном украшении своего лица он готов был разговаривать часами. «Усы мои растут – как и сила моего воображения», - писал Дали. В конце концов фантазия окончательно восторжествовала и фотографиям усов была посвящена целая книга «Усы Дали: фотоинтервью», - которая вышла в 1954 году, став плодом совместного творчества.

Филипп Халсман и Сальвадор Дали

Сальвадор Дали получился в ней таким, каким он был – безумно талантливым и талантливо безумным. Необычайно шумный успех имел один снимок, о создании которого художник вспоминал так: «Я тут же, не сходя с места, решаю сфотографировать волосяную историю марксизма. С этой целью… вешаю себе на усы шесть белых бумажных кружочков. На каждый из этих кружочков Халсман по порядку, один за другим, накладывает портреты: Карла Маркса с львиной гривой и бородой… Сталина, чья густая поросль на лице ограничивалась усами, и, наконец, начисто бритого Маленкова».

Филипп Халсман и Сальвадор Дали

Халсман отговорил вешать портрет Хрущева, убедив, что тот вряд ли обогатит «волосяную историю марксизма». Отсутствие генсека на усах Дали облегчило пребывание Халсмана в СССР, который он посетил в 1960 году. Как оказалось, фотография «волосяная история марксизма» была хорошо известна «товарищам по партии» и Халсману пришлось отвечать на каверзные вопросы, которые только вгоняли всех в неудобное положение. Когда фотограф рассказал художнику об этом эпизоде, тот лишь весело рассмеялся.

Они встречались почти каждый год, обогащая друг друга идеями и разрабатывая новые сюжеты. Дали с носорогом, Дали, парящий в воздухе с усами-антеннами, Дали на фоне своей картины с окровавленными руками – какие только своеобразные идеи не приходили им в голову.

Филипп Халсман и Сальвадор Дали

Дали всячески выделял свою эксцентричность и даже простой сюжет: художник подписывает свои книги, они обставляли с необычайной тщательностью. Сальвадор в костюме Санта Клауса (похожий больше на Деда Мороза) и с ведерком черной икры, рядом с Галой.

Филипп Халсман и Сальвадор Дали

Последний раз они встретились в 1978 году – за год до смерти Халсмана. Фотограф, подводя итоги жизни, напишет: «Всякий раз, когда я нуждался в поразительном герое для моих безумных идей, Дали милостиво соглашался поучаствовать. И наоборот, когда Сальвадор придумывал сюжет, который казался невозможным для воплощения, я пытался найти способы его решения. Мы были как два сообщника, которые создавали образы, которых нигде не существовало за исключением нашего воображения»

Почитать по теме

buy-books.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта