Рогатки и костыли Сальвадора Дали. Сальвадор дали картина поцелуй
Русский Сальвадор Дали
Русский Сальвадор Дали В искусстве, как и в жизни, есть творчество, которое впечатляет до мурашек, другое же забывается спустя минуту. А есть картины-метафоры, на которые можно смотреть бесконечно, и вам все равно не удастся до конца разгадать
Русский Сальвадор Дали В искусстве, как и в жизни, есть творчество, которое впечатляет до мурашек, другое же забывается спустя минуту. А есть картины-метафоры, на которые можно смотреть бесконечно, и вам все равно не удастся до конца разгадать их. Работы Владимира Куша как раз из таких. Родился художник в Москве, где и получил художественное образование, но сюрреализм нашей стране был тогда не нужен, и Куш эмигрировал в США. Бизнесмен из Франции случайно заметил работы художника и впечатлился ими настолько, что устроил его выставку в Гонконге. После этого Куш стал по-настоящему знаменитым. Сейчас у художника 4 собственных галереи в США, и он признанный мастер сюрреализма. Во всех его работах есть нечто притягательное — они как будто подсвечены изнутри и создается впечатление, что зритель сам присутствует на картине.
Армия Солнца.
Приглашение на обед.
Мельница.
Лунная соната.
Укрытие.
Волны разбиваются о корабль.
Вечерний полет над городом.
Падающая звезда.
Настоящее.
Рассвет в океане.
Глаз.
Забытые очки.
Через игольное ушко.
Ножницы.
После зимнего сна.
Алые паруса.
Маркиз де Сад.
Орел расправил крылья.
Спуск к Средиземноморью.
Поцелуй.
Взрослые игры.
Где живет ветер.
В ожидании ночи.
Ключи.
Гардероб.
Источник http://www.adme.ru/
econet.ru
Рогатки и костыли Сальвадора Дали
В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открыта выставка Сальвадора Дали. Представлены любимые образы Мастера: яйца, открытые ящики и часы. Выставка открылась 5 сентября 2011 года, 15-го её уже увидели 30 тысяч зрителей. Но дело вовсе не в яйцах. Дело в рогатках, которые замечают все, но никто о них не пишет
Множество публикаций об этом событии провинциального московского масштаба, журналисты написали много бессмысленных текстов. В которых точно упоминается, что выставка есть, что работ представлено не так уж много, и что среди посетивших была жена президента.
Нас же, прежде всего, волнуют рогатки Сальвадора Дали.
Это повторяющиеся из года в год элементы изображений неизбывны, и сопровождают творения критического параноика на протяжении не менее 20 лет! Очень серьезный повод задуматься, что же они значат? На этой работе Дали – разработка дизайна к серии «Ромео и Джульетта», кругом рогатки, 1942 год.
Не разбираясь досконально в творческом пути мастера, можно отметить несколько периодов его активности, отследив их по полотнам. Принимая во внимание, что Дали был художником мультимедийным, художником-философом, осмысливающим свой век – вторую мировую войну, которую он провел в штатах, бомбардировку японских городов атомными бомбами, открытие ДНК, в творчестве его заметны два основных мотива – интеграция Мира и, затем, его расщепление. Период расщепления начинается приблизительно в конце сороковых годов, с тех самых бомбардировок. Согласно же его дневнику (Дневник одного гения), больше всего художника интересовал он сам, его собственный организм, и все, что в нем происходило. Все, что из него выходило – также интересовало мастера.
Поиск в google ничего практически не дает – рогатки Сальвадора Дали упоминаются как некая данность, до сих пор не анализированная и не принятая во внимание. Это Y-образные палки, или, как еще пишут, костыли, имеющие разную длину и поддерживающие выступающие части объектов, которые на полотне и так никуда бы не упали и не отвалились.
Так зачем эти поддержки, что хотел сказать мастер, тщательно выписывая их в очередном своем творении? Еще раз скажу, что всякие там плавящиеся часы, структурно-обнаженные и фрагментированные тела, живые и неживые, рога носорожьи – все это периоды в творчестве. А рогатины – неизбывны на протяжении более чем 20 лет.
Сначала определим функции рогаток Дали, эдаких палок с небольшим, закругленным концом, а точнее – тремя концами. Таких большинство. Все они выполняют функции поддержки, на них опираются фрагменты физических тел, которым за счет этих поддержек придается масса и объём.
Буквально в нескольких полотнах Дали отклоняется от своей традиционной рогатки и выполняет ее в виде распорки, была палка о трех концах, становится – о четырех. На одной из картин Дали рогатина зацветает и на ней появляются листики… Но в русской традиции палка всегда – о двух концах. С палкой о трех концах ходили на медведя, или – в менее агрессивном варианте – подпирали ветви плодоносящих яблонь, маленькими рогаточками – соплодия клубники. Клубнички.
Природа любви Гала и Дали
Имеет ли символическая рогатка Сальвадора Дали отношение к его отношениям с любимой женщиной? Познакомились в 1929 году, Гала была в угасающем браке с Полем Элюаром, поэтом, сыном состоятельных людей. Первую встречу 25-летнего Сальвадора с 36-летней Галой Автор описывает так:
«Первый поцелуй, – писал Дали позже, – когда столкнулись наши зубы и переплелись наши языки, 6ыл лишь началом того голода, который заставил нас кусать и грызть друг друга до самой сути нашего бытия». При знакомстве и вначале общения Дали вел себя неадекватно, похоже, у него не было женщин ранее, что вполне вероятно при его складе характера. Как писал мастер, он брал на вооружение параноидально-критический метод творчества, был бы этот метод не продуктивен, если бы не соответствовал характеру Дали? Выше – полотно «Великий Мастурбатор», х/м
При таких ярких творческих способностях, мужские, – вполне могут отойти в тень, практически полностью. Факт, что начало их романа было страстным и необычным, например, пишут, что вначале знакомства, на одной из прогулок, Гала попросила, чтобы Сальвадор «прикончил» ее. На что страстный испанец ответил сюрреалистически адекватно – потащил ее за руку к обрыву…
И в результате её союза с первым мужем научилась быть творческим катализатором, который правильно красит ногти, умеет менеджировать процесс стихосотворения, ну вы понимаете, о чем я… стихи-то возникают, когда женщина не даёт… Тем не менее, письма ее и высказывания полны любви и женской, даже материнской заботы.
По-видимому, те же функции Гала выполняла и в браке с великим мастером – публичность, поощрение к творчеству, немного по-настоящему материнской опеки и, позволю себе сделать предположение – строго контролируемого, на грани непереносимости и дефицита – душевного тепла. И менеджмент, презентации, поиск спонсоров и заказчиков. «Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег» – писал Дали.
Первые рогатки появляются на картинах Сальвадора Дали приблизительно в 1933 году, через 3-4 года после встречи с Гала: Архитектоника миллетского анжелюса (The Architectonic Angelus of Millet), 1933
Самые толстые рогатки-костыли – Спектр сексуального влечения (The Spectre of Sex Appeal). 1934,
Сама суть рогатки, существующей вместо важного фрагмента тела человека, ярче видится на картине Прекращение питания мебелью (Weaning of Furniture-Nutrition), 1934 год, смысл английского слова Weaning – отнятие от груди. Итак, мы имеем смелость предположить, что в это время Гений уже остро нуждался в поддержке и тепле, за которые была ответственна женщина с ногтями, менеджер, более мать, чем жена, расчетливая и холодная – такой она предстает, и в живописи его, и в графике…
Итак, рогатки Дали постепенно исчезают с его картин в конце 40-х годов, уступая место дезинтегрирующим символам – рогам носорога, хотящим женщину, летающим рогам, фрагментированным телам.
На исходе своего творчества, это конец 60-х и 70-е годы, рогатки покидают полотна Автора. Гала уходит вместе с надеждой Мастера быть поддержанным.А может быть, в этот период художник уже не нуждался в такой поддержке вовсе.
Наша версия смысла поддержек в форме рогаток в картинах Сальвадора Дали имеет непосредственное отношение к завершению периода влюбленности, который номинально, масс-медийно, вербально продолжался и далее середины 30-х годов. Художник безмерно любил свою Гала и говорил, и писал об этом. Но взаимность, удовлетворение базовых потребностей – быть принятым по-настоящему, близким человеком, была в дефиците и отражалась в полотнах Автора в виде костылей, поддержек, фиксирующих элементы сновидного пространства души параноидно-критического Мастера.
Для «Краткого словаря сюрреализма», 1938 год, Сальвадор Дали писал, что костыли это символ поддержки, без которой некие мягкие структуры не в состоянии сохранять форму или приобрести вертикальное положение. Увиденные в детстве реальные костыли оставили след в памяти художника как нечто, придающее величие и грандиозность их обладателю.
Сальвадор Дали, даты жизни, 11 мая 1904 – 23 января 1989. «Вместе 53 года». Гала умерла 10 июня 1982 года, художник пережил ее на 7 лет, при разнице в возрасте 9 лет. На погребении 78-летний Дали не присутствовал. Мы ни в коем случае не хотим показать человеческие страдания или патологию отношений, а стараемся выявить закономерности в этих характерных отношениях Гения и его музы. Точнее – отношения характеров. У великих людей великие странности.
текст: Евгений Власов
http://www.abcgallery.com/D/dali/dali.html – ретроспектива работ Сальвадора Дали
popsy.ru
перформанс длиной в 37 лет. Фото перспектива
Сальвадор Дали рано понял, что фотография – неисчерпаемый источник вдохновения и саморекламы. Но только совместно с Филиппом Халсманом ему удалось реализовать необычные эксперименты. Фотограф не просто запечатлел художника. Общими усилиями они создали шедевры фотоискусства, о которых говорят до сих пор.
Художник и фотограф будут общаться на протяжении 37 лет. Это сотрудничество станет судьбоносным для обоих: Халсмана назовут родоначальником сюрреализма в фотографии. Дали утвердит в глазах американцев свою репутацию эксцентричного гения.
Филипп Халсман и Сальвадор Дали познакомились в 1941 году, приехав в Америку с разницей три месяца. Это время стало важным этапом в жизни обоих. Халсману, фотографу еврейского происхождения, в 1940 году удалось после долгих мытарств получить визу в США (ему помог лично Альберт Эйнштейн). Сальвадор Дали вместе с Галой также принимают решение надолго остаться в Америке. Встречи художника и фотографа сначала носили эпизодический характер. Хотя первая работа, сделанная Халсманом, – голый Дали, лежащий в яйце в позе эмбриона –имела шумный резонанс. Фотограф получает серьезные заказы (в которых он очень нуждался, так как приехал в Америку буквально с одной фотокамерой в руках). А художник помещает снимок в автобиографическую книгу «Тайная жизнь Сальвадора Дали».
В 1948 году им пришла в голову занимательная идея, результатом которой стал бесспорный шедевр, который вошел в историю под названием Dali Atomicus.
Сейчас эта работа изумляет тем, что была создана без использования монтажа и последующей обработки. Современников Халсмана фото занимало сложным толкованием.
Дали увлекся ядерной физикой, начав изучать структуру атома. Его интересовала теория Резерфорда-Бора, исходя из которой атом был подобен микроскопической Солнечной системе. Вокруг заряженного ядра движутся противоположно заряженные электроны. Физики также высказали гипотезу, что вся материя находится в подвешенном состоянии временной остановки. Халсман предложил Дали оригинальную идею: сделать снимок с необычной динамикой и композицией.
Фотограф хотел использовать молоко, но в послевоенные годы это могло бы показаться излишней расточительностью. Котов следовало просто подбрасывать и взрывать (какие физические процессы символизировал взрыв – история умалчивает). Потом от «напрасного перерасхода» котов решили всё-таки отказаться. Фотограф представил, сколько животных придется принести в жертву во имя искусства (и сколько крови надо будет отмыть в процессе съемки).
На леске были подвешены предметы интерьера. На счет «три» из левого угла помощники подбрасывали котов, из правого - выливали воду. В следующее мгновение подпрыгивал Дали. Жена Халсмана Ивонна держала стул. Через несколько дублей фотограф шел проявлять плёнку, ассистенты вытирали воду и сушили котов. Халсман, чтобы добиться реалистичности, использовал очень сильное освещение. Только 28-й кадр получился удачным, к облегчению уставшего Дали (и к немалой радости ассистентов и ошалевших котов). Dali Atomicus имеет прямую ссылку на картину Дали «Атомная Леда», которая находится в левом углу.
Позже в 50-х годах Халсман запечатлел похожую композицию, которая получила название «Космический Дали»: парящие багеты, батоны и крошки вокруг обнаженной девушки и стоящим в необычной позе Сальвадором Дали. В процессе съемки крошки и куски хлеба все время летели в лицо натурщицы, которая ловко отворачивалась от «космических объектов».
Для другой работы «Смерть в наслаждении» (In Voluptate Mors), рисунок придумал сам Дали. Для эскиза черепа из женских тел выбирали натурщиц, фигурой похожих на его любимую модель - жену Галу. У натурщиц маленькая грудь, красивые крупные бедра. (Девушки с большим бюстом позируют, лежа спиной к зрителю). Сам Сальвадор смотрит в камеру с отстраненно-безумным выражением лица.
Халсман также запечатлел сам процесс фотосъемки.
«Без каталонца с его привлекательной внешностью и небывало закрученными усами сюрреализм бы не достиг в Америке такой популярности» - иронично писала американская пресса. Действительно, Сальвадор Дали был чрезвычайно фотогеничным.
О главном украшении своего лица он готов был разговаривать часами. «Усы мои растут – как и сила моего воображения», - писал Дали. В конце концов фантазия окончательно восторжествовала и фотографиям усов была посвящена целая книга «Усы Дали: фотоинтервью», - которая вышла в 1954 году, став плодом совместного творчества.
Сальвадор Дали получился в ней таким, каким он был – безумно талантливым и талантливо безумным. Необычайно шумный успех имел один снимок, о создании которого художник вспоминал так: «Я тут же, не сходя с места, решаю сфотографировать волосяную историю марксизма. С этой целью… вешаю себе на усы шесть белых бумажных кружочков. На каждый из этих кружочков Халсман по порядку, один за другим, накладывает портреты: Карла Маркса с львиной гривой и бородой… Сталина, чья густая поросль на лице ограничивалась усами, и, наконец, начисто бритого Маленкова».
Халсман отговорил вешать портрет Хрущева, убедив, что тот вряд ли обогатит «волосяную историю марксизма». Отсутствие генсека на усах Дали облегчило пребывание Халсмана в СССР, который он посетил в 1960 году. Как оказалось, фотография «волосяная история марксизма» была хорошо известна «товарищам по партии» и Халсману пришлось отвечать на каверзные вопросы, которые только вгоняли всех в неудобное положение. Когда фотограф рассказал художнику об этом эпизоде, тот лишь весело рассмеялся.
Они встречались почти каждый год, обогащая друг друга идеями и разрабатывая новые сюжеты. Дали с носорогом, Дали, парящий в воздухе с усами-антеннами, Дали на фоне своей картины с окровавленными руками – какие только своеобразные идеи не приходили им в голову.
Дали всячески выделял свою эксцентричность и даже простой сюжет: художник подписывает свои книги, они обставляли с необычайной тщательностью. Сальвадор в костюме Санта Клауса (похожий больше на Деда Мороза) и с ведерком черной икры, рядом с Галой.
Последний раз они встретились в 1978 году – за год до смерти Халсмана. Фотограф, подводя итоги жизни, напишет: «Всякий раз, когда я нуждался в поразительном герое для моих безумных идей, Дали милостиво соглашался поучаствовать. И наоборот, когда Сальвадор придумывал сюжет, который казался невозможным для воплощения, я пытался найти способы его решения. Мы были как два сообщника, которые создавали образы, которых нигде не существовало за исключением нашего воображения»
Почитать по теме
buy-books.ru