Урок русского языка на тему : картина Васнецова "Три богатыря". Впечатление от картины богатыри
"Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Богатыри»"
Разделы: Начальная школа
Презентация.
Приложение.
План урока:
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Работа по теме урока.
- вступительное слово
- рассматривание картины
- беседа по содержанию картины
- составление плана сочинения
- устное описание картины
- словарная работа
Работа в группах:
- 1 группа работает над описанием образа богатыря Ильи Муромца;
- 2 группа работает над описанием образа богатыря Добрыни Никитича;
- 3 группа работает над описанием образа богатыря Алеши Попович.
Цели и задачи:
- Формировать умение составлять текст – описание, познакомить с творчеством В. М. Васнецова, развивать орфографическую зоркость.
- Воспитывать любовь к своей родине, уважение к защитникам нашей родины, бороться за мир во всем мире.
Чтение стих. учеником.
Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася! У тебя ли нет богатырских сил, Старины святой, громких подвигов? Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову!.И. Никитин.
Вопросы:
- За что любят Русь?- Почему Русь называют матерью?
- Кто готов защитить Русь?
- Каких богатырей вы знаете?
- Как называлось древнерусское государство?(Киевская Русь)
- Почему приходилось защищать Родину?
(Кочевые племена скотоводов нападали на Русь. Заставляли платить дань, сжигали, разоряли жилища, уводили мастеров, женщин и детей в рабство. (печенеги, гунны, половцы)
На южных границах Руси создавались укрепления, крепости, богатырские заставы, воспетые в былинах.
Что такое былина? Былина – это жанр литературы.
Былина – это русское народное сказание о богатырях, защищавших русские земли.
Былина – это не простой пересказ истории, её задача – прославить богатыря и его подвиг, который имеет решающее значение для русского государства.
Викторина
- В славном городе Ростове у ростовского попа был один единственный сын. А как его звали ? ( А. Попович.)
- Кто из великих русских богатырей 30 лет лежал на печи ? (И. Муромец)
- Какое чудище проживало в горах Сорочинских ? ( Змей Горыныч)
- Кто освободил Забаву Путятичну, племянницу князя Владимира из плена? ( Д. Никитич)
- Кем был Тугарин, побежденный Алешей Поповичем? (сыном Змея Горыныча)
- Единственный из русских богатырей, гробница которого доныне существует в пещере Киево – Печерской Лавры. Кто это богатырь? (И. Муромец)
-Картина “Богатыри” Рассматривание картины.
- Какое впечатление вызывает у вас от увиденного?
- Кто написал эту картину?
- Какие еще картины Васнецова знаете? (Аленушка, Иван Царевич на Сером волке)
Самостоятельное составление плана детьми.
1) Творчество художника В. М. Васнецова.
2) Описание содержания картины “Богатыри”
- общее впечатление
- Илья Муромец
- Добрыня Никитич
- Алёша Попович
- природа
3) Что художник хотел передать этой картиной?
Картина “Богатыри” Работа по плану сочинения.
Творчество В. М. Васнецова.(Рассказывает ученик.)
Картина Виктора Михайловича Васнецова находится в Москве в Третьяковской галерее в васнецовском зале. В этой картине художник выразил любовь народа к богатырям, показав их могучими и красивыми, одетыми во всё самое лучшее, самое надёжное и богатое. Картина вызывает чувство гордости за русский народ, доверивший своим сынам – богатырям защищать заставу, нашу землю.
Виктор Михайлович Васнецов родился и жил в детстве в Вятском крае, где было много дремучих лесов. Он был впечатлительным мальчиком, надолго запомнил сказки и былины, которые часто слушал в детстве. Разные чудеса, богатыри с подвигами вошли в его художественное творчество. Картину “Богатыри” он писал 20 лет с небольшими перерывами. Он долго выбирал подходящих натурщиков, изучал былины и предметы старинного народного творчества.
В богатырях воедино слились литературные герои, образы творческой фантазии художника и живые люди, напоминающие славян Киевской Руси. О них рассказывается в былинах и народных преданиях.
Вопросы
- Где находится картина “Богатыри” Васнецова?
- Что он выразил в этой картине? (любовь народа к богатырям)
- Каким мальчиком был Васнецов?(впечатлительным)
- Сколько лет писал эту картину? (20 лет)
- Какие герои попали в картину?
Описание содержания картины “Богатыри.
1. Общее впечатление. (картина)
Застава богатырская зорко охраняет русскую землю. В дозоре три славных защитника нашего отечества. Число три в народном творчестве имеет значение множественности. Народ пользовался этим условным понятием постоянно. В лице трех богатырей весь народ стоит на страже границ своей родины.
- Что означает число три в народном творчестве?
Назовите снаряжение коня. (слайд)
Седло – сиденье Уздечка – на оголовье надевают Подпруга – подкрепляют седло Стремя – железное кольцо для опоры тела человека. |
Сбруя – комплект (собрать) Поводья – вожжи |
Назовите доспехи и оружия.
Шлем – головной убор Лук – оружие Кольчуга – защищает тело, из железных колец Палица – оружие из крепкой стали Копье – оружие |
Щит – защита тела Меч – оружие Колчан – футляр Стрелы - оружие |
Орфографическая работа по данным словам.
Описание Ильи Муромца.
Чтение отрывка об Ильи Муромца из былины.
Как завидел его и Соловей – разбойничек, Засвистел тут Соловей по – соловьиному, Закричал, собака, и по звериному. Зашипел, проклятый, по змеиному,- Так все травушки – муравы уплеталися, Все лазоревы цветочки осыпалися, А что есть людей вблизи, так все мертвы лежат, А у старого казака Ильи Муромца Ай конь на корни спотыкается, А у старого казака Ильи Муромца Его и сердце богатырское не сдрогнуло, А берет он в руки плеточку шелковую, А удары давает все тяжелые… Да берет он свою стрелочку каленую, Да и спустил тетивочку шелковую, Его тую ль стрелочку каленую, А попало в Соловья – разбойника, А попало ему да во правый висок; Она сбила Соловья да из сыра дуба, Во сыру землю да в ковыль – траву.
- Какие характерные черты Ильи Муромца заметили?
(Устный ответ детей.)
Рассказ ученика об Ильи Муромце.
В центре на вороном коне Илья Муромец, славный богатырь, воспетый в народных былинах. Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуется в нём. У Муромца благородное лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Сидит Илья в седле, на сбруе и уздечке красуются “пряжки красного золота”. Они мокнут да не ржавеют”. Поводья и подпруги шелковые, они тянутся, да не рвутся. Нет такой силы, которая могла выбить богатыря из седла, ни даже подвинуть его. Стоит конь и слегка потряхивает бубенчиками под челкой, зло косит глазом в сторону врага. Если он двинется, то загудит от шага земля. С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке – щит и громадное копьё. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается из-под узорной рукавицы в степную даль, в сторону врагов- кочевников. Он готов к бою, но не торопится. Даже ногу вытащил из стремени. Илья справедлив, бесстрашен, прямодушен, не способен на хитрости и уловки. Он не станет напрасно проливать кровь людскую.
План описания внешности и характерных черт богатыря. (слайд)
а) Откуда родом?
б) Внешний вид.
в ) Характерные черты.
г ) Доспехи и оружия.
д ) Конь.
е ) Описание сбруи.
а) Откуда родом? Старый казак из города Мурома, села Карачарова.
б) Внешний вид. (Благородное лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью.)
в) Характерные черты. .(выбрать соответствующие качества)
(Мудрый, слабый, выдержанный, трусливый, хитрый, благородный, неловкий, сильный, суетливый, неторопливый, ясные зоркие глаза, справедливый, бесстрашный, прямодушный, не способен на хитрость и уловки.)
г) доспехи и оружия ( шлем, кольчуга, щит, колчан со стрелами)
д) конь вороной
е) Описание сбруи. На сбруе и уздечке красуются пряжки красного золота. Они мокнут, да не ржавеют. Поводья и подпруги шелковые, они тянутся, да не рвутся, бубенчики под челкой.
Описание Добрыни Никитича.
Чтение отрывка о Добрыне Никитиче.
Увидал только молоденький Добрынюшка, Увидал он на крутом берегу – Тут лежит колпак да земли греческой. Он берет тот колпак до во белы ручки, Он с той ли со досадушки великой- Да ударил он Змеища Горынища: Еще пал – то Змей да на сыру землю, На сыру – то землю пал – во ковыль траву! Молодой Добрынюшка Никитич, Он ведь смелый был и сноровистый: Да вскочил – то он Змеищу на белы груди, А и хочет срубить да буйны головы!
- Какие характерные черты заметили Д. Никитича? (смелый, храбрый, сноровистый.)
Рассказ ученика о Добрыне Никитиче.
Добрыня Никитич не менее известный и любимый народом богатырь. Добрыня искусен в боях и забавах, в стрельбе из лука всегда отличался. Он умеет на гуслях играть и песни петь. Добрыня вежливый. Он знает как вести речь. Соблюдает правила поведения. Чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова. Тип лица богатыря характерен для русских людей. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, покрытый золотом, узорчатый высокий шлем, нарядные сапоги цветом бирюзы. Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Он нетерпеливо сжимает рукоятку Киевскому князю Владимиру Красное Солнышко меча, наполовину вынутого, ноги в стременах, глаза зорко всматриваются в даль, он готов в любую минуту броситься в бой. Без приказа Ильи он не сдвинется с места. Уберет Илья копье, может Добрыня ринуться на врага на белом коне. Сбруя нарядная из красного золота.
а) Откуда родом?
Из Рязани, гусляр, шахматист, дипломат.
б) Внешний вид.
-Черты лица напоминают самого художника. Тип лица характерен для русских людей. Он одет богато и нарядно, нарядные сапоги цветом бирюзы.
в) Характерные черты (выбрать соответствующие качества)
Искусный. неловкий, трусливый, спокойный, ленивый, терпеливый, поет, играет на гуслях, вежливый, знает, как речь вести (дипломат), нетерпеливый, характер русских людей, не так спокоен и рассудителен.
г) Доспехи и оружия. ( Шлем узорчатый и высокий, кольчуга, щит, меч, лук.)
д ) Конь белый.
е ) Описание сбруи. Сбруя нарядная из красного золота.
Описание Алеши Поповича.
Чтение отрывка об Алеше Поповиче из былины.
Да едет Тугарин по чисту полю, Кричит он, зычит во всю глотку – то: “Да хочешь ли, Алеша, я конем стопчу? Да хочешь ли, Алеша, я копьем сколю? Да хочешь ли, Алеша, я живьем сглону?” На то да Алешенька ведь верток был – Подвернулся под гриву лошадиную, Смотрит собака по чисту полю: “Да где же Алеша стоптан лежит?” Да в тапоры Алешенька Попович млад, Он выскакивал из – под гривы лошадиной, Он махнул шалыгой подорожною По Тугариновой да буйной голове – Покатилась голова с плеч, как пуговица, Свалилось трупьё да на сыру землю!
- Какие характерные черты заметили у Алеши Поповича?
( смелый, ловкий, находчивый, хитрый.)
Рассказ ученика об Алёше Поповиче.
Третий богатырь – Алёша Попович, сын ростовского попа Леонтия. Тоже храбрый и смелый, хотя не так силён, как Илья и Добрыня. Но Алёша напуском смел. Где не взять силой, он берёт ловкостью, ухваткой, находчивостью. Рыжий конь низко опустил голову, хочет пощипать степной травы, но уши навострил, ждёт команды. Хитёр Алёша! Не смотрит в сторону врага, глаза косит, а тугой лук держит наготове. Он моложе двух других богатырей. Безбородое лицо миловидно. Стройная фигура опоясана широким золотым поясом. Шлем с наушниками и красивы. Сбоку виднеется гусли. Он весельчак и балагур.
а) Откуда родом? Из Ростова. Самый молодой богатырь, поповского рода, гусляр.
б) Внешний вид. Молодой, безбородое лицо миловидно, стройная фигура опоясана широким золотым поясом.
в ) Характерные черты (выбрать соответствующие качества)
Тоже храбрый и смелый, трусливый, спокойный, не так силён, напуском смел, ловкий, терпеливый, ухваткой берёт, находчивый, хитрый, весельчак и балагур, миловидный.)
г ) Доспехи и оружия. (Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга, лук, стрела, гусли.)
д ) Конь рыжий
е ) Описание сбруи. Сбруя нарядная.
Сравнительная характеристика богатырей.
имя богатырей | три поколения | Общие черты | Отличительные черты | Кому служили? |
Илья Муромец | старшее | смелый храбрый сильный |
серьёзный мудрый выдержанный прямодушный |
Киевскому князю Владимиру Красное Солнышко |
Добрыня Никитич | среднее | смелый храбрый сильный |
вежливый дипломат нетерпеливый искусный |
Киевскому князю Владимиру Красное Солнышко |
Алёша Попович | молодое | смелый храбрый сильный |
находчивый ухваткой берет хитрый ловкий |
Киевскому князю Владимиру Красное Солнышко |
ОБОБЩЕНИЕ.
Народ Древней Руси наделил своих любимых героев национальными чертами характера, свойственными русским людям, - отвагой, находчивостью и великодушием, способностью принести любую жертву для защиты своего Отечества.
ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ
-Какая местность? (степь с холмами)
-Какой травой покрыта степь? (ковыльной)
-Какое небо? (низкое небо покрыто тучами)
-Почему они кажутся свинцовыми? ( может напасть враг)
-Где находится Русь?(за холмами, за их спиной)
-Как стоят богатыри? (головы и плечи выше горизонта)
Рассказ ученика о природе.
Богатыри написаны на фоне сурового степного пейзажа. Головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся ещё более мощными и значительными. Симметричное расположение фигур передаёт сплочённость богатырей, объединенных общим стремлением, не пропустить врага в пределы России. Степь покрыта густой ковыльной травой. Над дальними холмами нависло низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами к северу – Русь. Та широкая, раздольная Русь, которая вырастила и снарядила могучих богатырей на защиту своих границ от многочисленных орд кочевников.
Что художник хотел передать этой картиной? ( ответы детей.)
- Каких богатырей в современной жизни вы можете встретить? (военные, МЧС, врачи, простые люди с доброй душой)
-Каких хакасских богатырей вы знаете?
В Хакасском героическом эпосе пишется о богатырке – женщине Алтын Арыг, которая совершает подвиги во имя свободы и счастья людей родной земли.
К чему мы должны стремиться в наше время?
Итог урока:
1. Самооценка учащихся
Я работал хорошо | Я работал в полную силу | Я мог бы работать лучше | Я узнал много нового | Мне было интересно | Мне было трудно |
2.оценка работы учащихся учителем.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок русского языка на тему : картина Васнецова "Три богатыря"
Автор составитель урока: Шульгина Р.Ф.
Предмет: русский язык (урок развития речи)
Класс: 4
Сочинение
по картине В. М. Васнецова «Богатыри»
Демонстрационный материал: репродукция картины В.Васнецова «Богатыри», запись «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.
Задачи:
— познакомить с творчеством В. М. Васнецова;
— способствовать воспитанию у младших школьников патриотизма, формированию интереса к героическому прошлому русского народа;
— формировать умение составлять художественное описание;
— формировать умение составлять текст с элементами оценки действительности.
Подготовка к уроку: чтение былин на уроке внеклассного чтения, подготовка сообщений о биографии и творчестве В.Васнецова.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
В.М.Васнецов родился в1848 году в далеком вятском селе.
Детство будущего художника прошло в деревне Рябово в семье священника, среди простых крестьян, в глуши уральских лесов Первые впечатления из детства – былины, которые напевала ему старуха стряпуха.
Из того ли-то из города Мурома,
Из того села да с Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец…
Бесхитростные напевы зародили первые образы, пока еще смутные и полные волшебного очарования. Очень любил будущий художник былины. Образы русских богатырей крепко запали в душу. А рисовать он начал очень рано. Его бабушка в молодости увлекалась живописью, она то и познакомила внука с красками, да и отец помогал превращать первые неумелые рисунки сына в сказочные сюжеты. Став художником, Васнецов часто обращался к сказочным темам. Вспомните, какие вы знаете его картины.
И кто же не знает этой знаменитой картины В. Васнецова?
. «Богатыри» — картина, которая стала воплощением всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. Два десятилетия посвятил он этой картине. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков.
Художник сказал о своей картине «Богатыри»: «Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнить свои обязанности перед ним так, как их понимал и чувствовал».
Основная часть урока
2. Рассматривание картины.
Под музыку «Богатырской симфонии» А. П. Бородина ребята рассматривают картину, обращают внимание на одежду и вооружение воинов, на богатырских коней.
Стоит в поле застава богатырская, грозная, мимо нее даже зверь не прошмыгнет, птица не пролетит незамеченной.
Видимо, что-то там, чуть-чуть направо, привлекло их зоркое внимание. Насторожились богатыри.
Могучий воин, тот, что в самом центре, на исполинском черном коне, приложил десницу к челу и всматривается из-под рукавицы, загородившись от неярких, последних лучей солнца.
Богатырь, что справа на белом, словно вымытом струями потока коне, уже готов порывисто вырвать из ножен тяжелый меч. Его чуткий конь тоже посматривает вправо.
Третий всадник кажется спокойным, и лишь положил руку на свой лук. Его буланый конь пощипывает траву.
Это Илья Муромец, Добрыня Никитич. Алёша Попович- любимые богатыри русские.
3. Беседа по содержанию картины.
— Каково ваше впечатление от картины? Какие чувства она у вас рождает?
— Кто из богатырей привлекает ваше внимание? Как вы считаете, кто из троих — Илья Муромец? Почему вы так решили?
Опишите внешний вид богатырей, выражение их лиц, вооружение, одежду, коней.
— Что можно сказать про Илью Муромца, выражение его лица? (Он старший из богатырей, находится в центре. У него спокойное, мужественное лицо. Он зорко всматривается вдаль. Враг не уйдет от его пристального взгляда.)
Учащиеся находят в былине отрывок, дающий описание Ильи Муромца.
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец, сын Иванович
Из-под славного города из-под Мурома,
Из того ли села Карачарова,
И конь под Ильей словно лютый зверь,
Он сам на коне как ясен сокол...
Сообщение ученика:
Илья Муромец кряжист и могуч, как вековой лес, близ которого он вырастал. С удивительной легкостью держит он в руке «палицу булатную сорока пудов», называемую иначе шестопером, и даже рука его, поднятая для защиты от солнца, не согнется от этой тяжести. Илья простой и прямой человек. О его прямоте и честности свидетельствуют крупные, добрые и мягкие черты лица, прямой, открытый, пристальный взгляд черных глаз. О недюжинном уме Ильи, о несгибаемой силе воли говорит широкий, упрямый лоб, плотно сомкнутый под большими усами рот. Большая благородная голова величаво покоится на удивительно широких плечах.
«Старый от казак да Илья Муромец», как называют его былины, уже поседел, густая седая прядь выбилась из-под шлема, серебряные нити сверкают и в черной бороде.
-Послушайте описание богатыря из былины «Добрыня Никитич».
«Растет Добрыня в плечах широк, тонок в поясе, брови черные вразлет, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный».
— Что вы можете сказать про Добрыню Никитича? (Он порывист, быстр, скор, благороден. Он нетерпелив, готов нестись в бой в любую минуту. И конь ему под стать, смотрит вдаль, вот-вот сорвется с места. Одет Добрыня побогаче, чем другие богатыри, видно, что он из богатого рода.)
— Что общего в былинном описании богатыря и образе Добрыни на картине? (Кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, глаза зоркие, соколиные, силен, ловок, ухватко
Учащиеся находят отрывок из былины, дающий описание Добрыни Никитича.
А и был на заставе Добрыня Никитич-млад,
Что Добрынюшка Никитич-млад,
Сын богатого гостя рязанского
И жены его Амелфы Тимофеевны.
Сообщение ученика:Добрыня Никитич был происхождения знатного. Он дружинник киевского князя Владимира. Васнецов показал его городскую стать, изысканную украшенность и изящество снаряжения. Такого, как у него красавца коня былина с нежностью называет «белеюшко». Прочная, ладная, незамысловатая сбруя вороного коня Ильи лишь слегка отсвечивает на необъятной груди серым металлом, а сбруя Добрыниного коня радует глаз позолотой тонких украшений. И щит Добрыни, чуть прикрытый гривой коня,- явно заморской работы. Он так и горит-переливается вкрапленными в него жемчугами-самоцветами.
Суров и строг взор Добрыни, геройски победившего Змея Горыныча и Батыгу (хана Батыя). Справедливость и благородство отличают витязя. Но он уступает все же крестьянскому сыну в мощи и особенно в величавой простоте духа.
— Что вы можете сказать о третьем богатыре, Алеше Поповиче? (Он молод и красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнею, но может и стрелы свои ловко и быстро пустить. Он с усмешкою, без боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)
Учащиеся находят отрывок из былины, дающий описание Алеши Поповича.
А и был там Алеша Попович-млад,
Он Добрыне Никитичу крестовый брат,
Что из присна города, из Ростова,
Сын соборного попа ростовского.
Сообщение ученика:
Психологически сложнее, замысловатее всех Алеша Попович.
Он врага побеждает не богатырской силой – у него не так
много ее – сколько сметливостью да ухваткой. Недаром Илья сказал про него: «Олешенька хоть силой-то не силен, дак напуском смел» Он «наровчат»-эта народная, прекрасная по своему лаконизму характеристика его в былине означает ловкого, находчивого человека.
Алеша и Тугарина Змеевича одолел хитростью. Он не так могуч, как Илья и Добрыня. И вооружен легковато: «тугой лук разрывчатый» да «стрелочка каленая»-вот и все оружие. Щита вовсе нет. В правой руке – «гусельки яровчаты».
Глаза Алеши как бы ненароком скошены вправо, где что-то предвещает опасность. Он уже замышляет нечто коварное, смертельно-губительное для врага.
Его конь все еще беззаботно щиплет травку. Но пробьет час, и он полетит, как ветер. И хоть посуше будет он богатырских коней, зато и несравненно легче на бегу, изворотливее в битве.
Так в сочетании храбрости и гордости, сметки и ловкости, несгибаемого величия духа и необоримой силы перед нами воплощена в картине Васнецова богатырская застава древней Руси. Художник твердо верил в реальное существование подобных богатырей. Эта вера водила его кистью, и потому полотно так сильно своим проникновенным реализмом.
— Как изображены богатыри? (Крупным планом, все вместе, одной группой, плечом к плечу, в полной боевой готовности, они едины в своих помыслах.)
— Что вы почувствовали в их взглядах и позах? (Большую силу, готовность в любую минуту сразиться с врагом. Картина вызывает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.)
— Художник так изобразил своих богатырей, что зрителю кажется, будто они возвышаются над землей. Почему Васнецов использовал такой прием? (Чтобы показать, как необъятна русская земля. За богатырской заставой просторы родной земли бескрайни. Кажется, степь так широка, что конца и края ей нет.)
— Какие краски использовал художник, чтобы показать степи, холмы? (Художник использовал темно-фиолетовые, синие, темно-зеленые, темно-коричневые цвета, которые вызывают чувство тревоги, беспокойства, настороженности: не затаился ли поблизости враг?)
Учитель подводит итог беседе.
— Яркими и нарядными предстают перед нами богатыри. Темно и страшно за ними. Этот прием контраста как бы усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю, ни птице не пробраться, не проскользнуть.
4. Работа над раскрытием замысла художника. Учитель предлагает прочитать строчки из стихотворения И. С. Никитина, записанные на доске:
Широка ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулась!
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов!
— Какие слова Никитина можно отнести к картине? (У Руси всегда было много громких подвигов, которые совершили ее богатыри, они приносили ей славу во все времена.)
А Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.
На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей, тем более что все эти былинные герои имели в жизни свои прототипы.
— Как вы считаете, какие думы и чаяния хотел выразить в картине художник? (Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.)
Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство — чувство гордости за Родину. Л. Н. Толстой так оценил картину в письме к художнику: «Я особенно никогда не задумывался, какие в жизни были наши богатыри, но, увидев Ваши картины, подумал, что именно такими были защитники и поборники родной земли и никакими другими в представлении народа быть не могли».
5. Работа по составлению плана.
Учитель на доске записывает план описания картины:
а) Художник, создавший картину.
б) Описание богатырей: выражения лиц, одежда, позы.
в) Природа на картине.
г) Мысли и чувства, которые вызывает картина.
д) Что хотел сказать художник своей картиной?
6. Устное описание картины.
По составленному плану несколько человек рассказывают содержание картины, остальные дополняют их рассказ.
7. Самостоятельное написание сочинения.
Заключительная часть урока
Чтение детьми своих сочинений. Выводы.
Домашнее задание: подготовить отзыв об одной из картин В.Васнецова.
.Литература:
Воробьева В.И. Сочинения по картинам в начальных классах. – Тула,2003.
Надеждина Н. Беседы о живописи.– Уфа,1999
Осокин В.Виктор Васнецов. – Киев,1989
infourok.ru
Сочинение по картине В.М. Васнецова "Богатыри". 4-й класс
Разделы: Начальная школа
Цель: формирование умения описывать содержание картины.
Задачи:
- познакомить с творчеством В.М.Васнецова;
- воспитывать чувство патриотизма, интерес к героическому прошлому русского народа;
- формировать умение составлять художественное описание текста;
- развивать творческие способности и речь учащихся.
Оборудование: репродукция с картин В.М.Васнецова: «Автопортрет», «Богатыри», фрагмент «Богатыри» (Илья Муромец), карточки: «Парадные доспехи», «Шлем с бармицей», «Мячи и сабли», «Метательное оружие»
Предварительная подготовка к восприятию картины
- В 4 классе на уроках чтения дети знакомятся с народными сказаниями о русских богатырях. В учебнике « Родная речь» (книга 3 часть 1, авторы М.И.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова) учащиеся читают былины об Илье Муромце («Ильины три поездочки», «Илья Муромец выходит на свободу»).
- Урок – вернисаж (изобразительное искусство). Беседа: « Творчество В.М.Васнецова».
- Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню защитников отечества «Богатыри».
Ход урока
1. Организационный момент
2. Введение в речевую ситуацию (сообщение темы и задач урока)
Сильна и могуча Русь. Крепко любит по всей Руси простой народ богатырей – любит, славит, чествует. Ржаным хлебом с ним делится, на лучшее место сажает и поёт песни про их славные подвиги, про то, как берегут и защищают богатыри родную Русь. Вот об этих силачах, заступниках и справедливых воинах мы будем писать сочинение.
3. Подготовка учащихся к восприятию картины. Беседа о В.М. Васнецове сопровождается показом портрета художника
Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 года в глухом вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье сельского священника. Витя рос впечатлительным мальчиком, с детства любил слушать народные сказки и песни. Зимой в их дом часто заходили странники, рассказывали много историй, сказок, преданий. Они – то да отец и зародили в мальчике любовь к русскому народному творчеству.
Когда сын подрос, отец отправил его в Вятку, в духовную семинарию. Но семинарию Виктор не закончил, приехал просить благословения на учёбу в Петербургскую Академию художеств. Отец выслушал сына и дал своё родительское согласие.
Учась в Академии, молодой художник много работал. С большим интересом создавал иллюстрации для азбуки. Но больше всего художника захватывали мысли о богатырской силе русских воинов, о красоте, о свободе.
В 1876 году Васнецов приехал по приглашению Репина в Париж. На выставке внимание художника привлекла большая картина о сказочных рыцарях. И вновь он вспомнил свой замысел о создании картины, посвящённой русским богатырям. Вскоре в парижской мастерской Паленова появилась русская богатырская застава. Три богатыря сидели на конях и смотрели вдаль. Но путь к картине был очень долгим.
Летом 1881 гола Васнецов писал этюды в Абрамцеве. В это утро погода выдалась ветреная. Ветер сердито шумел в листве дубов. Художник замер. «Да это же мои богатыри!» – подумал он, глядя на могучие деревья. Дубы величаво покачали тяжёлыми ветвями. Художник решительно начинает работать над картиной «Богатыри»
Наверное, и предположить не мог Виктор Михайлович, что его работа растянется на долгие годы. Лишь в 1898 году, Васнецов закончил эту картину.
В 1899 году Васнецов открывает в Москве свою первую выставку, центральным произведением на ней становится картина «Богатыри». Понятно, то волнение, с каким выносил на суд публики художник свою картину, над которой трудился свыше 18 лет. Встреча оказалась доброжелательной. Виктор Михайлович сказал о своей картине «Богатыри»: «Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнить свои обязанности перед ним так, как их понимал и чувствовал».
4. Рассматривание картины «Богатыри»
5. Беседа по содержанию картины
– Каково ваше впечатление от картины?
– Какие чувства она у вас вызывает?
– Назовите, что за богатыри на ней изображены?
– Я хочу обратить ваше внимание на то, как необычно зовут этих богатырей. У Ильи Муромца имя указывает на место, где он родился, – во городе Муроме, селе да Карачарове. Добрыня Никитич – в Рязани , Алёша Попович – в Ростове. Мы знаем богатырей по именам, а вот отчество названо только у одного из них – Добрыни Никитича. Как зовут других по отчеству? (Илья Иванович, Алексей Леонтьевич)
– Из какой семьи родом каждый богатырь? (Илья Муромец – из крестьянской, Добрыня Никитич – из «честной зажиточной», Алёша Попович – из священнослужителей.)
– Какому князю служили эти богатыри?
– На высоких холмах стоит Киев-град. В старину опоясывал его земляной вал, окружали глубокие рвы. Под Киевом пахали землю пахари, на берегах реки строили корабельщики ладьи и челны, в лугах пасли пастухи стада. За киевскими пригородами и сёлами тянулись луга дремучие, по которым бродили охотники, добывая зверей видимо-невидимо. А за лесами тянулись степи без конца и без края. И шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские сёла кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в плен. И вот чтобы сберечь от врагов землю русскую, стали ставить в степи крепости – заставы богатырские, чтобы оберегали они путь на Киев, защищали от врагов и чужих людей. А по степям стали разъезжать богатыри на могучих конях. Зорко они всматривались вдаль – не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней. Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегал родную землю Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завёл. И Добрыня, и Алёша – всё они в степи да в чистом поле несли воинскую службу. Изредка собирались к князю Владимиру во двор отдохнуть – попировать, гусляров послушать, друг с другом потолковать.
Задание: описать внешний вид богатырей.
Наблюдения детей обобщаются – таблица.
Добрыня Никитич Илья Муромец Алеша Попович
– Что можно сказать про Илью Муромца? (Это старший из богатырей и находится в центре картины. У него спокойное, мужественное лицо. Он зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда.)
Учащиеся читают отрывок, дающий описание Ильи Муромца.
На заставе был богатырь Илья, Илья Муромец, сын Иванович Из-под славного города из-под Мурома, И того ли села Карачарова, И конь под Ильёй словно лютый зверь, Он сам на коне как ясен сокол…
– Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка.)
На доске запись:
Илья Муромец
могучий отважный сильный мудрый спокойный мужественное лицо вороной конь– Послушайте описание богатыря из былины « Добрыня Никитич».
«Растёт Добрыня в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные в разлет, да румян, глаза зоркие, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, с лица бел да румян, словно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный».
– Что можете сказать про Добрыню Никитича? (Он порывист, быстр, скор, благороден. Он нетерпелив, готов нестись в бой в любую минуту. И конь ему под стать, смотрит вдаль, вот-вот сорвётся с места. Добрыня одет побогаче, чем другие богатыри, видно, что он из богатого рода.)
– Что общего в былинном описании богатыря и образе Добрыни на картине? (Кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, глаза зоркие, соколиные, силён, ловок, ухваткой равных нет.)
На доске запись:
Добрыня Никитич
решительный порывистый нетерпеливый благородный белоснежный конь– Что можно сказать о третьем богатыре, Алёше Поповиче? (Он молод и красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнею, но может и стрелы свои ловко и быстро пустить. Он с усмешкой, без боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)
Дети читают отрывок из былины, дающий описание Алёши Поповича.
А и был там Алёша Попович – млад, Он Добрыне Никитичу крёстный брат, Что из присна города, из Ростова, Сын соборного попа ростовского.
На доске запись:
Алёша Попович
молодой красивый лукавый смелый отважный находчивый храбрый рыжий конь, с лисьей повадкой– Давайте рассмотрим снаряжение богатырей.
– Как назывался головной убор богатыря? (Шлем)
– Как назывался панцирь сплетённый из металлических колец? (Кольчуга)
– Колющее оружие на длинном древке. Обычно поединок воинов начинался «один на один» с использования именно этого оружия. (Копьё, на картине – у Ильи Муромца.)
– Как называется рубящее оружие? (Меч, на картине у Добрыни Никитича.)
Чтобы ловко орудовать им, надо иметь немалую силу. Состоит из клинка и рукоятки. Клинки изготавливались из стали или железа. Меч вкладывался в ножны, обитые кожей и бархатом. Ножны делались из железа и украшались золотыми и серебряными насечками.
– Орудие для удара по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжёлой круглой, ударной части. (Булава, у Ильи Муромца.)
– Оружие оборонительного назначения, при сражении воин прикрывал им своё тело. (Щит, доспехи.)
– У Алёши Поповича мы видим метательное оружие – лук и стрелы.
– Если внимательно рассмотреть картину В.Васнецова «Богатыри», то можно помимо воинского снаряжения увидеть ещё одну вещь совершенно мирного назначения, притороченную к богатырскому седлу. Что это за вещь? Кому художник «подарил» этот предмет? (Гусли привязаны к седлу Алёши Поповича.)
– Как изображены богатыри на картине? (Крупным планом, все вместе, одной группой, плечом к плечу, в полной боевой готовности.)
– Что вы почувствовали в их взглядах и позах? (Большую силу, готовность сразиться с врагом. Картина вызывает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.)
– Художник так изобразил богатырей, что зрителю кажется, будто они возвышаются над землёй. Почему Васнецов использовал такой приём в этой картине? (Приём показывает как необъятна русская земля. За богатырской заставой просторы родной земли бескрайны. Степь широка.)
– Какие краски использовал художник, чтобы показать природу?
– Какое небо изображено на картине?
На доске запись:
небогрозовое тёмное холодное пасмурное | просторыбескрайные густой лес непроходимый лес |
– На картине яркими и нарядными перед нами предстают богатыри. Темно и страшно за ними. Этот приём контраста как бы усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю не пробраться.
6. Работа над раскрытием замысла художника
Дети читают строчки из стихотворения И.С.Никитина.
– Какие слова Никитина можно отнести к картине?
– Как вы считаете, что хотел выразить художник в этой картине? (Васнецов хотел, чтобы мы гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.)
– Такую картину мог создать человек, который любил историю, свой народ. Всё это создаёт впечатление великодушной, никого не боящейся силы, способной надёжно оберегать родную землю от врагов.
7. Составление плана
- Художник – В.М.Васнецов.
- Описание природы.
- Богатыри.
- Чувства и мысли, какие вызывает это произведение искусства.
8. Устное описание картины
9. Физкультминутка «Богатыри»
10. Самостоятельная работа учащихся
11. Итог урока
Литература
- Андрюхова Л.Л., Шевердина Н.А
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Сочинение по картине ВМВаснецова Три Богатыря
Главная > Курсовая > Сочинение по картине ВМВаснецова Три Богатыря
Сочинение- описание по картине В. М. Васнецова «Три Богатыря».
Урок подготовила и провела : Гололобова Ю.Г, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №33 г.Сызрани
Цель урока: учимся воспринимать содержание картины , её композицию, детали, выражать своё отношение к изображённому на картине ; точно употреблять слова и словосочетания в тексте; развивать умение писать сочинение по картине , воспитывать любовь к своему Отечеству , гордость и уважение к её защитникам.
Ход урока:
Организационный момент. Сообщение темы урока.
«Вступительное слово » учителя.
Творчество художника В. М. Васнецова стало вершиной русского искусства 19 века. В Третьяковской галерее в Васнецовском зале висит картина «Богатыри». Она стала воплощением всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. Два десятилетия посвятил он этой картине. Изучил былины, историю Древней Руси, В музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков.
« Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнить свои обязанности перед ними так, как их понимал и чувствовал.»
«Возьму гусли звонкие, яровчатые, да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря».
_ Какие произведения устного творчества начинаются подобным образом?
— Назовите героев былин.
( Русские богатыри Садко, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.)
Своим поэтическим языком, поэтичностью русские былины вдохновили замечательного художника В. М. Васнецова на создание прекрасной картины « Богатыри». Чтобы работа получилась интересной, важно внимательно рассмотреть репродукцию, увидеть все детали, которые художник изобразил на картине.
Рассматривание репродукции:
-Ваше впечатление от картины.
-Какие чувства она у вас вызывает?
-Кто из богатырей привлекает ваше внимание?
-Кто из троих Илья Муромец? Почему так решили?
-Внешний вид: доспехи, возраст, осанка, взгляд и т. д.
( Спокойное, мужественное лицо, на вороном коне, крестьянский сын, самый старший и самый крепкий, могучий, воплощение силы народной, зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда.)
ОПИСАНИЕ ЕГО В БЫЛИНЕ- ПРОЧИТАТЬ.
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец , сын Иванович
Из – под славного города из- под Мурома,
Из того ли села Карачарова,
И конь под Ильёй словно лютый зверь,
Он сам на коне как ясен сокол….
-Добрыня Никитич. Описание.
( Средний богатырь на белоснежном коне, порывистый и благородный, нетерпелив и конь ему подстать, смотрит вдаль, вот- вот сорвётся с места. Одет Добрыня побогаче, видно он из знатного рода.
ОПИСАНИЕ ЕГО В БЫЛИНЕ. ПРОЧИТАТЬ.)
И был на заставе Добрыня Никитич – млад,
Что Добрынюшка Никитич – млад
Сын богатого гостя рязанского
И жены его Амелфы Тимофеевны
Что можно рассказать об Алёше Поповиче?
( Молод, красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнью, но может и стрелы свои ловко и быстро пустить. Он смышлён, с усмешкою смотрит в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)
И был там Алёша Попович- млад,
Он Добрыне Никитичу крестовый брат,
Что из присна города, из Ростова,
Сын богатого попа ростовского.
— Как изображены богатыри?
( Крупным планом, все вместе, плечом к плечу, в полной боевой готовности, едины в своих помыслах.)
— Что почувствовали в их взглядах и позах?
( Большая сила, готовность в любую минуту сразиться с врагом. Картина выражает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.)
— Они как бы возвышаются над землёй. Почему?
( Чтобы показать, как необъятна русская земля. За богатырской заставой просторы родной земли бескрайни. Степь так широка, что конца и края ей нет.)
_ Что же хотел показать художник, изображая этих богатырей, разных, непохожих друг на друга?
( Защитнику Отечества нужны не только сила, отвага, храбрость, но и хитрость, умение обмануть врага.)
— Как автор относится к своим героям? Из чего это видно?
( Гордится ими , любуется силой, красотой. Изобразил их с любовью, восхищением.)
— Как объясните смысл названия картины «Богатыри?
( Это защита русской земли от врагов, её сила, опора.)
— Какие краски использовал художник показать степь, холмы?
( Фиолетовые, синие, тёмнозелёные, тёмнокоричневые. Чувство тревоги, беспокойство, настороженности: не затаился ли где -то поблизости враг)
ВЫВОД: яркими и нарядными представлены богатыри, темно и страшно за ними. Контраст усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю не пробраться, не проскользнуть.
Замысел художника.
Стихотворение Никитина:
Широка ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулась!
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов!
— Какие слова Никитина можно отнести к картине?
( У Руси всегда было много громких подвигов, которые совершали её богатыри. Они приносили ей славу во все времена. Васнецов своей картиной утверждает, что богатыри земли русской всегда готовы
« Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.»
(На картине- былинные герои, но мы воспринимаем их, как живых людей, все эти герои былины имели в жизни свои прототипы.
— Какие чаяния, думы хотел выразить художник в картине?
( Прославляет защитников, хочет, чтобы мы гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.
— Такую картину мог создать какой человек?
( Который любил свой народ, свою историю. Картина заставляет волноваться. Переживать самое хорошее чувство- гордости за Родину.)
« Я особенно никогда не задумывался, какие в жизни бывают богатыри, но, увидев вашу картину, подумал, что именно такими были защитники и поборники родной земли.» ( Л. Толстой.)
Составление плана.
1.Вступление: ( об авторе, название картины, что видим на картине.)
2. Основная часть:
А) Описание богатырей, выражение лица, одежда, позы.
Б) Природа на картине.
В ) Мысли и чувства, которые вызывает картина.
Г ) Что хотел сказать художник своей картиной.
3. Заключение. Отношение художника к своим героям.
5. Лексико— орфографическая подготовка:
А) Значение слов: палица, кольчуга, щит, копьё, сбруя, шлем, колчан.
Б ) Опорные слова:
Среди бескрайних просторов, богатырская фигура, тяжёлую палицу,на вороном коне, щит горит и переливается драгоценными камнями, нарядная сбруя,сражается находчивостью и смекалкой.
6.Письмо сочинения.
Работа ученика.
Одна из самых известных картин В. М. Васнецова –
« Богатыри».Два десятилетия посвятил он ей. Она стала любимым полотном чудожника. На картине изображены три богатыря – воплощающий силу и мужество Илья Муромец, отважный и честный Добрыня Никитич, сметливый Алёша Попович.
В центре на чёрном коне сидит Илья Муромец. Сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике.С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, а в левой руке _ щит и громадное копьё. Он одет в железную кольчугу, на голове _ шлем. Богатырь зорко всматривается вдаль из – под поднесённой ко лбу руки: нет ли где врагов- кочевников.
Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Одет он богато и нарядно.Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи. Правая рука богатыря уже вынимает меч из ножен, и конь его вот- вот понесёт в бой.
Справа от Ильи Муромца –Алёша Попович, самый младший богатырь. Он не так силён, как два других героя. Но уверенно снимает лук богатырская рука, и стрела у него всегда наготове.
За спинами богатырей – Русская земля. Степь, поросшая желтеющей травой, дремучие леса, низкое небо- это величавый образ Руси.
Герои полны решимости не пропустить врага. Глядя на картину, мы чувствуем сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением.
Картина «Богатыри» — это памятник воинской славы русского народа. Смотришь на неё и веришь, что нет такой силы, которая могла бы одолеть удаль русскую, силушку богатырскую.
Использовала литературу: Л. Л. Стахова. Сочинение по картине для младших школьников. Издательство Дом «Литера».
Внимание, только СЕГОДНЯ!Главная > Курсовая > Сочинение по картине ВМВаснецова Три Богатыря
psychology-msk.ru