«Музыкальная живопись» сказок и былин. Тема богатырей в музыке. Композиция картины богатыри
"Богатырская тема" в музыке и живописи (Билет 1-2)
bogatyrskaja-tema.doc 14
«Богатырская тема» с давних пор звучит в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, кино. Образ богатыря родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины, в котором нуждалась русская земля.
«Можно, не побывав в России, получить представление о стране и народе, слушая эту музыку», — сказал о Второй симфонии Александра Порфирьевича Бородина («Богатырской симфонии») немецкий дирижер Ф. Вейнгартнер. В ней с необычайным размахом создан образ русской древности, русского национального характера.
В «Богатырской симфонии» 4 части:
1-Сбор Богатырей
2-Игры Богатырей
3-Песнь Баяна
4-Пир Богатырей
Симфония выражает идеи патриотизма, национальной гордости за наше славное историческое прошлое.
Она начинается темой, полной могучей суровой силы, одновременно грозной и величавой. Возникает образ богатырской удали и бесстрашия.
Вторая тема вносит в произведение ощущение раздолья русской земли, которую необходимо сохранить и защитить от врагов.
Живописной иллюстрацией к музыке Бородина можно считать картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
В ней художник демонстрирует свое глубокое понимание Древней Руси, характеров древних русичей.
Герои, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера.
В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен "благости, великодушия и добродушия".
Богатырь справа, самый младший, "напуском смелый" - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
Богатырей видишь сразу всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу.
Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Прекрасный мастер "одухотворенного" пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся на ветру конским гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.
Ещё одним образцом «богатырской тематики» в искусстве по праву является кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский», обращающаяся к великому историческому событию – освобождению Русской Земли от монголо-татарского ига.
В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Прокофьева. Из материалов к фильму впоследствии получилась кантата.
Сила этого музыкального произведения состоит в уникальном сочетании проникновенной лирики, воспевающей красоту Русской Земли, мощи и удали в изображении русских воинов и жёсткости в образах захватчиков. Смысловой центр кантаты – картина «Ледового побоища», в которой страшная бесчеловечная сила разрывает тишину утра на Чудском озере. Победно-патриотический финал отличается яркой, праздничной оркестровкой, перезвоном колоколов, звучанием русских тем, появлявшихся ранее. Величественное звучание хора «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» завершает кантату.
borodin.-bogatyrskaja_.-chast-1_.mp3 85
borodin.-bogatyrskaja_.-chast-2_.mp3 39
borodin.-bogatyrskaja_.-chast-3_.mp3 38
borodin.-bogatyrskaja_.-chast-4_.mp3 37
prokofev.-aleksandr-nevskij_.-ledovoe-poboishhe_.mp3 33
utchimwmeste.ru
Богатырская тема в искусстве
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им.М.М.Рудченко с.Перелюб
Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Интегрированный урок
(музыка и ИЗО)
«Образы богатырей в искусстве»
9 класс
Учителя:
Курочкина Г.М., учитель музыки
Цель урока: Знакомство с произведениями искусства, изображающими русских воинов, которые
нашли своё отражение в музыке и изобразительном искусстве.
Задачи урока:
- Прививать эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина» через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах.
- Развивать у детей способность сопереживания музыкальному образу.
- Воспитывать у учащихся чуткое отношение к памяти о великих русских полководцах, русских воинах, солдатах.
Тип урока: мини-проект.
Вид урока: урок-историческое путешествие.
Информационно-методическое обеспечение: аудиокассеты, грамзаписи, методические пособия, иллюстрации, хрестоматия, учебник-тетрадь.
Содержание:
«Богатырская» симфония А.П.Бородина;
«Былина о Добрыне» русская народная былина
Картина В.Васнецова «Богатыри», Н.Рериха «Святогор», Врубеля «Богатырь», Корина «Александр Невский»
Виды и формы контроля: слуховой контроль, наблюдение.
Проблема урока: Образ богатыря в искусстве??
Прогнозируемый результат:
Определять на слух характер музыки и передать её настроение.
Назвать произведения искусства, в которых музыка рассказывает образ богатырей
Анализ произведений живописи, в которых изображен русский богатырь
Оборудование урока: компьютеры принтер, мультимедийная установка, интерактивная доска, акустическая система, караоке, авторская презентация. Карточки-задания. Шаблоны для выполнения творческой работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель музыки
Дети входят в класс под песню «Богатырская сила» Учитель музыки исполняет «Былину про Добрыню» ( а капелла)
II. Вступительное слово учителя
Обсуждение:
К какому жанру народного фольклора относится это произведение? (Былина).
Почему вы так решили? (исполняется не спеша, как рассказ).
Кто главный герой? ( Богатырь)
Кто такой в вашем понимании богатырь? (Сильный, мужественный воин).
Какую роль они играют в истории нашего государства ?
Назовите известных вам богатырей? (Илья Муромец, Алеша Попович и т.д.)
От куда вы знаете о богатырях? (Литература, музыка, народный фольклор и т.д.)
Вы, наверное, уже догадались о чем сегодня пойдет речь. Давайте сформулируем цели нашего урока.
Богатыри- воины, подвиги и заслуги которых перед Землей Русской через былины и сказания дошли до наших времен. Из сказок и былин многие из вас знают, что богатыри любили родную землю, стояли на страже ее границ, в минуту опасности приходили на помощь своему народу, спасая его от порабощения и унижения.
(дети формулируют цели урока и записывают на доске)
Связь двух видов искусства
Знакомство с произведениями о богатырях в музыке и изобразительном искусстве
Воспитание любви к Родине.
(Учитель подводит итог обсуждения и формулирует задачи урока)
Мы должны будем доказать, что образ богатыря в музыке и изобразительном искусстве един. В ходе нашего урока вы будете исследователями проекта. Мы с учителем изобразительного искусства будем главными координаторами проекта, а для того чтобы наглядно увидеть результат нашего труда нам поможет информационный центр (в информационный центр выбирается учащийся класса). Он будет аккумулировать наши выводы и вносить их в буклет.
Я Вам представляю заготовку титульного листа нашего буклета.
(по ходу урока, учитель, который не занят в объяснении материала, помогает информационному центру вносить материал в буклет, искать в интернете определение «кто такой богатырь»)
Углубление темы урока. «Богатырская симфония» А.П.Бородина
Учитель: Сели как слушатели.
Звучит «Богатырская симфония» А.П.Бородина.
(Обсуждение и анализ прослушанного произведения)
– Каков характер музыки этой темы? Назовите основные музыкальные интонации. Запись на доске в таблице.– Что придаёт ей уверенность, героичность, мужественность?– Как звучат музыкальные инструменты большого симфонического оркестра?
(музыкальные интонации по ходу беседы дети записывают на доске)
– Как бы вы назвали это произведение?
Какой композитор написал это произведение? Русский, зарубежный?
Давайте еще раз прослушаем это произведение, у вас на столах лежат заготовки. Создайте образ, который вы увидели в этом произведении. И поместите на доске.
(учащиеся по очереди подходят к столу и «одевают» доспехи богатыря на русского мужика)
Учитель изобразительного искусства:
Обсуждение
Чей образ мы получили на доске (богатырей)
Похоже ли данное изображение, на какую либо картину (В.Васнецова «Богатыри»)
Может ли эта картина служить иллюстрацией к прослушанному произведению "Богатырскую симфонию", почему вы так считаете?
(демонстрация картины)
Анализ картины (по ходу анализа картины дети записывают художественные средства)
1. Кто изображен на картине? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).
2. К какому жанру искусства относится эта картина (сказочно-былинный)
3. Как бы вы пояснили замысел картины?
4. Кто они такие и как их называют? (Это богатыри, защитники своей земли).
5. Каким изображен каждый из богатырей? Обратите внимание на выражение лица каждого из них? (Одному дана сила, другому - ум, третьему - доброта).
6. К каким художественным средствам прибегнул художник?
(Высокая линия горизонта и пустое пространство – дает ощущение силы и величия богатырей, симметричная композиция – спокойствие и уравновешенность, Могучей, неколебимой заставой стоят богатыри на вечной страже родной земли, зорко вглядываясь вдаль и чутко прислушиваясь ко всему окружающему. пейзаж картины, необозримо просторный, с клубящимися в небе тяжелыми облаками, весь как бы насыщенный ветром, пригибающим травы и развевающим буйные гривы лошадей. Пейзаж прост, он не отвлекает внимания о героев - богатырей. Мы видим богатырей всех вместе, сразу. Видим как бы сразу-с земли, и от этого они выглядят торжественно.
5. На ваш взгляд, что важнее для богатыря из этих трех качеств? (Только сила, ум и доброта вместе).
Сравним образы богатырей в картинах русских художников.
Посмотрите на репродукцию картины Павла Корина «Александр Невский».
Почему, глядя на картину, можно сказать, что Александр Невский–русский воин? (Пейзаж с русскими церквями, боевое русское знамя).
Князь Александр Ярославович - один из почитаемых и любимых в народе героев-защитников земли Русской, полководец. Он одержал победу со своей дружиной над шведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя-Александр Невский. А еще он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли. Это было в XIII веке. Посмотрите на собранную, подтянутую, грозную и величественную фигуру князя! Он опирается на меч, готовый в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на родную землю. И нам известны слова А. Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». В этих словах заключена сила и правда мужественных защитников Родины.
Анализ картин Врубеля «Богатырь», Рериха «Святогор» и заполнение таблицы на интерактивной доске.
Используются ли на картинах художественные приемы, используемые В.Васнецовым?
Случайно или закономерно, что так много произведений различных видов искусства, посвящено героической, богатырской теме?
Мы попросим подвести итог нашего исследования, перечислим еще раз музыкальные интонации и художественные средства, которые использовали композиторы и художники для передачи образа богатыря. Ребята. Которые выполняли задание в карточках, передают выполненные задания в информационный центр
Работа над песней «Богатырская сила»
(во время разучивания песни работает информационный центр, который вносит информацию в буклет и распечатывает его)
Разучивание 1 куплета песни
Подведение итогов урока.
Учитель музыки
А как вы думаете
• Только ли в сражениях проявляются богатырские качества, каким надо быть и как надо себя вести, чтобы стать патриотом своей Родины?
• Есть ли у вас богатырские качества, и как их можно применить в жизни?
• Кого из современных персонажей книг, фильмов, граждан страны можно назвать богатырем, патриотом России?
Учитель ИЗО
Пришло время подвести итоги. Ребята у вас на столах лежат буклеты, в которых отражена наша сегодня работа на уроке. Кого бы вы тоже внесли в свои буклеты?
Домашним заданием для вас будет доработать свой буклет, добавить в него изображения людей, которых, по вашему мнению, можно было бы тоже назвать богатырями.
Итог урока. Рефлексия. Оценки.
А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,Не топтать их коням землю Русскую,Не затмить им солнце наше красное.Век стоит Русь – не шатается!И века простоит, не шелохнется!
Информация для буклета:
Богатыри (от др.-тюрк. багатур — храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием.
Словарь Владимира Ивановича Даля ( В.Даль(1801 - 1872) - писатель, врач, лексикограф, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка») гласит: Богатырь-человек рослый, дородный и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.
Приложение № 1
Картина | Название картины | Автор картины |
| ||
| ||
| ||
| ||
|
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Анализ картины «Богатыри». Виктор Михайлович Васнецов - "истинный богатырь русской живописи"
Похожие главы из других работ:
"Всадница". Карл Павлович Брюллов
Глава 3. «Всадница». Художественный анализ картины
картина всадница брюллов портрет В последние годы первого пребывания в Италии, в 1832 К.Брюллов написал знаменитую "Всадницу" (см. ил.7), грациозно сидящую на великолепном скакуне. В центре работы молодая девушка, вернувшаяся с утренней прогулки...
Анализ картины "Озеро горных духов" Г.И. Гуркина
2. Анализ картины
К другой известной и широко почитаемой в Сибири еще в дореволюционное время картине "Озеро горных духов" Гуркин шел через длинный ряд работ. Один из первых по времени создания в этом ряду - пейзаж "Озеро в Лаже" (1907) с его ясной умиротворенностью...
Золотой век испанской живописи. Творчество Диего Веласкеса
2.2 Бытовые картины
Ещё в самом начале своего творческого пути, Веласкес, как очень наблюдательный художник, увлекся жанровыми картинами. Севилья тех лет представляла собой очень оживленный город...
Изготовления картин, вышитых крестом
2.2. Изготовление картины
Для начала понадобятся такие простые и знакомые с детства приспособления как иголка (лучше с тупым концом), ножницы, канва (особая ткань с дырочками) и пяльцы Пяльцы удобнее использовать маленького размера с винтом...
Исследование чувственно-явленной сущности произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" Франсиско Гойи
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАРТИНЫ "РАССТРЕЛ ПОВСТАНЦЕВ В НОЧЬ НА 3 МАЯ 1808 ГОДА"
Основная задача данной главы состоит в исследовании чувственно-явленной сущности живописного произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года". Анализ работы основан на последовательном применении общенаучных методов познания...
Картина Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"
Паспорт картины
Автор: Сандро Ботичелли (1482) Название: Рождение Венеры Материалы: темпера по холсту Размер: 278,5Х172...
Картина Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"
Анализ картины
Пурпурный хитон, которым Ора прикрывает наготу богини любви, возможно, согласно трактату неоплатоника Порфирия «О пещере нимф» означает душу, одевающуюся плотью, нисходя в мир. «Спящая Венера» что как отмечают комментаторы...
Описание картины В.Г. Перова
2.3 Колорит картины
Колорит произведений многих русских и западноевропейских художников, строится соответственно естественной или искусственной “натурной” освещенности и воздушной перспективе. В таких живописных произведениях свет и воздух, как писал Дидро...
Пейзаж как жанр изобразительного искусства
1.2 Анализ картины Левитана «Вечерний звон»
«Картины Левитана излучают милосердие, отзывчивость на тончайшие колебания человеческой души» [8]. Сегодня в России, пожалуй, трудно найти человека, который бы не слышал о скромной и тихой красоте родной природы. (см приложение рис 1.2...
Сравнительно-стилистический анализ произведений "Кающаяся Мария Магдалина" и "Блудный сын"
1.2 Анализ и описание картины «Кающаяся Мария Магдалина»
живопись горавский лосев магдалина Картина «Кающаяся Мария Магдалина» (см. приложение 1) написана под влиянием старых итальянских мастеров в 1861. [1] Работа относится к религиозному жанру станковой живописи. Материалы произведения - холст и масло...
Сравнительно-стилистический анализ произведений "Кающаяся Мария Магдалина" и "Блудный сын"
2.2 Анализ и описание картины «Блудный сын»
Работу «Блудный сын» (см. приложение 2), относящуюся к религиозному жанру станковой живописи, художник пишет в 1882 году. Картина написана по мотивам одноименной притчи Иисуса Христа. Материалы произведения - холст и масло...
Сравнительный анализ картин Г.И. Гуркина "Озеро в Лаже" и А.О. Никулина "Голубой Алтай"
2.1 Анализ картины Г.И. Гуркина «Озеро в Лаже»
Картина «Озеро в Лаже» [Ил. 5] была предпосылкой к написанию более известной картины Г. И. Гуркина. «К известной и широко почитаемой в Сибири картине «Озеро горных духов» Гуркин шел через длинный ряд работ...
Сравнительный анализ картин Г.И. Гуркина "Озеро в Лаже" и А.О. Никулина "Голубой Алтай"
2.2 Анализ картины А.О. Никулина «Голубой Алтай»
a. Картина «Голубой Алтай» [Ил. 6] является шедевром среди других произведений Никулина. Данные о нашей картине взяты из каталога ГХМАК за 2002 год. Она написана на холсте маслом; инвентарный номер ж - 503; ее размеры 87х109 см...
Творчество Аверкампа
2. Анализ изображения картины Хендрика Аверкампа «Зимний городской пейзаж»
Мы рассматриваем картину Хендрика Аверкампа «Зимний городской пейзаж», написанную в 1607-10 г.г. Ее размеры невелики и составляют 78х132 см, материал: дерево, масло...
Эпоха Возрождения в Италии на примере картины Камбьязо Луки "Золотой век"
ГЛАВА 2. ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАРТИНЫ КАМБЬЯЗО ЛУКИ «ЗОЛОТОЙ ВЕК»
...
cult.bobrodobro.ru
Слайд №2 | |
«Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны, могучи богатыри.» | |
Слайд №3 | |
Богатырь — от «сила данная Богом»Дела давно минувших дней и события нашей современной истории имеют много общего. Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, в литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это оттого, что с давних времён со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. В древнерусском языке слову “богатырь” соответствовали “храбр”, “храбор”, “удалец”. Слово “богатырь ” встречается в летописях начиная с XII в. | |
Слайд №4 | |
Былины…Уж витязь под горой стоит,Призывный рог, как буря, воет,Нетерпеливый конь кипитИ снег копытом мощным роет… Былинным напевам уже более 10 веков, но интерес к этим живым строкам истории не угасал никогда: пересказывали, дописывали, изучали, возрождали, создавали на основе услышанного замечательные произведения искусства… Наш путь сегодня будет обратным: мы попробуем сквозь музыкальные и живописные портреты вернуться к первоисточнику и осмыслить бесконечную мудрость наших предков, сделавшую образы русских богатырей практически бессмертными. | |
Слайд №5 | |
Так изображен в былине русский богатырь:Как далече – далече, во чистом поле,Тут и пыль столбом да поднимается:Едет во поле добрый молодец,Едет русский могучий богатырь;Конь да будто лютый зверь, У богатыря плечи да во косу сажень,Он и едет во поле потешается:Он бросает палицу булатную,Выше лесушки бросает да стоячего,Ниже облака бросает да ходячего,Улетает та палица, вниз спускается,Он подхватывает да одной рукой… | |
Слайд №6 | |
Два вида искусства музыка и живописьСуществуют независимо друг от друга. Но на самом деле между ними существует тесная, неразрывная связь. Как же осуществляется эта связь?У человека, помимо слуха и зрения, есть ещё и «внутренний слух» и «внутреннее зрение». Что это значит?То есть способность мысленно, в своём воображении увидеть ту или иную картину, тот или иной образ, услышать ту или иную музыку. В этой способности человека проявляется связь музыки с изобразительным искусством. Когда мы слышим музыку – видим, представляем то, о чём она нам рассказывает, а когда видим картину – можем услышать «мысленно, внутри себя» музыку. | |
Слайд №7 | |
Человек, с его чувствами, настроением, миром, который его окружает, то есть жизнь — в центре любого искусства. И художник, и композитор – музыкант видит мир по-своему и выражает его средствами своего искусства композитор – звукамихудожник — линиями, красками | |
Слайд №8 | |
Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» | |
Слайд №9 | |
Кого мы видим на картине? Героев народных былин. Попробуем «прочесть», почувствовать интонации этой картины. В живописи мы улавливаем интонации через соотношение характера линий и красок.В центре картины – три фигуры всадников. Неподвижно застыли в дозоре русские воины. Богатыри впечатляют своим единством. Величавое спокойствие и уверенность в своих силах ощущается в их позах: уверенная посадка, величественная осанка, гордо поднятая голова, устремлённый вдаль пристальный взгляд. Художник изобразил богатырей на переднем плане картины, очень крупно. За их спинами раскинулись необъятные дали русской земли. В картине преобладают суровые, неброские краски, сумрачная облачность, свинцовые облака. Тяжелые металлические доспехи олицетворяют силу богатырей. | |
Слайд №10 | |
«Правда и песня, ожившая былина, действительность и сказка, — всё в этой картине соединилось в образах любимых народных героев – могучего и мудрого Ильи Муромца, благородного и душевного Добрыни Никитича и лукавого и находчивого Алёши Поповича». «Я часто, когда глядел на них, явственно слышал бетховенские или баховские звуки» (В.М. Васнецов.)Вдумайтесь в эти слова замечательного художника. Они ещё раз подтверждают связь музыки и живописи (способность услышать музыку своим внутренним слухом, глядя на ту или иную картину). | |
Слайд №11 | |
Вторая симфонияАлександр Порфирьевич Бородин В 1875 году русский композитор Александр Порфирьевич Бородин заканчивает свою Вторую симфонию – одно из лучших произведений русской симфонической музыки. Обсуждение после прослушивания было бурным: Модест Петрович Мусоргский предложил её назвать «Славянская героическая», однако, критик Владимир Васильевич Стасов запротестовал: «Не вообще славянская, а конкретно – русская, богатырская!». «Богатырская» — это название Второй симфонии А.П.Бородина носит и по сей день. Сам же композитор говорил о своём произведении, что в медленной части “желал нарисовать фигуру Баяна, в I части — собрание русских богатырей, в финале — сцену богатырского пира при звуке гусель, при ликовании народной толпы”. | |
Слайд №12 | |
В музыке композитор выразил могущество, силу русского народа, величие русской земли.Эта музыка вводит нас в мир, наполненный могучей исполинской силой. Она уверенная, мощная, грозная, сильная, очень устойчивая. Строгая, сочная…Характер музыки – величественный, богатырский.Необычные интонации – сочетание мажора и минора в одной фразе (светлое и затемнённое звучание) образует своеобразную интонацию – сочное звучание. | |
Слайд №13 | |
Картина «Три богатыря» и «Богатырская» симфония – это совершенно разные произведения музыки и живописи. Но насколько они близки. Композитор и художник выразили одно и то же, но разными средствами, композитор – звуками, художник – красками. В обоих произведениях воплощены те черты народного характера, которые всегда были присущи русскому народу. | |
Слайд №14 | |
Кантата «Александр Невский». Сергей Сергеевич ПрокофьевХудожник хотел показать, за могучей фигурой Александра Невского лежат огромные просторы России, которые охраняет могучий защитник.Кантата прозвучала, как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решит напасть на нашу Родину. | |
Слайд №15 | |
Этой музыкой Прокофьев предвещал победу русского народа в борьбе с фашистскими захватчиками. | |
Слайд №16 | |
Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве «Картинки с выставки» — широко известная сюита М. П. Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в 1874 году в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе В. А. Гартмане.Модест Петрович Мусоргский | |
Слайд №17 | |
Проект Гартмана был сделан в древнерусском стиле — тяжелые столбы будто вошли в землю от ветхой старости, а на них опирается изящная арка, увенчанная громадным резным кокошником со звонницей в виде богатырского шлема. Ворота создавали образ Киева как древнерусской столицы. Финальную пьесу сюиты Мусоргский создает в былинно-богатырском духе, с торжественными аккордами и перезвоном колоколов. Открыто и прямо воспевается могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краев в стольный град Киев. Заканчивается все произведение празднично и радостно, мощным перезвоном колоколов. | |
Слайд №18 | |
Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского народа! | |
Слайд №19 | |
Итак, это вовсе не случайно, что так много произведений искусства посвящено героической теме. Искусству всегда интересен характер человека, который раскрывается именно в критической ситуации. Отсюда очень много произведений посвящено теме войны, защиты Родины, подвига.Богатыри всегда были олицетворением русского народа, который в самые трудные моменты не склонял головы перед бедой. | |
Слайд №20 | |
Очень хочется обратить ваше внимание на финальный текст всеми любимого мультфильма «Алёша Попович и Тугарин – змей». Осмыслите его с точки зрения нашего сегодняшнего времени. Теперь вы тоже храните эту информацию о героях нашей земли. Передайте её в нужные руки. | |
Слайд №21 | |
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!Не скакать врагам по нашей земле, не топтать их коням землю русскую, не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается, и века простоит – не шелохнётся! | |
Слайд №22 | |
Слайд №23 | |
Спасибо за внимание |
volna.org
кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине
17.12.2016
В. Васнецов. Богатыри, 1898 | Фото: artchive.ru
Одной из самых известных картин Виктора Васнецова и всей русской живописи называют знаменитых «Богатырей», которые стали одним из последних приобретений Павла Третьякова для его галереи. Все знают о том, что на картине изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, однако на самом деле прототипами были не только исторические и фольклорные персонажи.
В. Васнецов. Баян, 1910 | Фото: artchive.ru
Виктор Васнецов работал над «Богатырями» около 30 лет. Первые наброски датированы 1871 годом, композиция задумана в Париже в 1876 г., а закончена картина были лишь в 1898 г. Это полотно стало центральным на персональной выставке художника в том же году. Васнецов признавался: «Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом».
В. Васнецов. Единоборство Пересвета с Челубеем, 1914 | Фото: artchive.ru
Фольклорные мотивы были очень популярными в творчестве художников-передвижников, а для Виктора Васнецова эта тема стала одной из главных. В центре композиции «Богатырей» (название «Три богатыря» ошибочно, хотя в народе эту картину называют именно так) – былинные герои. Богатырская тема влекла художника всю жизнь. Об этом свидетельствуют картины «Баян» (1910), «Богатырский скок» (1914), «Единоборство Пересвета с Челубеем» (1914), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) и другие.
В. Васнецов. Богатырский скок, 1914 | Фото: artchive.ru
Историческими прототипами героев картины стали былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Примечательно, что Илья Муромец – не только сказочный, но и вполне реальный персонаж. Это был воин по имени Чоботок, который родился предположительно в 1188 г. в Муроме. После тяжелого ранения в бою он «роздал нажитые богатства на украшение храмов» и постригся в монахи, приняв новое имя – Илья. В 1643 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобного Ильи Муромца. Его мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре.
В. Васнецов. Богатырь, 1870 | Фото: muzei-mira.com
В 1988 г. ученые провели исследование останков Ильи Муромца, в ходе которого установили, что он действительно до 30 лет был прикован к постели из-за болезни позвоночника, и что погиб он от удара копья в сердце. В конце ХХ в. удалось реконструировать и его внешний облик: ученые утверждают, что это был крупный мужчина с развитой мускулатурой, ростом около 182 см. На момент создания картины Васнецов не знал этих фактов, но изобразил богатыря таким, каким сам его представлял: кряжистым, величественным и спокойным.
В. Васнецов. Прощание Олега с конем. Иллюстрация к «Песни о вещем Олеге» А. Пушкина, 1899 | Фото: artchive.ru
Исторический прототип Добрыни Никитича определить сложнее: в былинах упоминается несколько персонажей с таким именем. Судя по всему, он был представителем княжеского рода. А вот об Алеше Поповиче известно больше, правда, в летописях он упоминается под именем Александр Попович. Это был ростовский боярин, который побеждал врага не столько силой, сколько умением и смекалкой. Он проявил себя как бесстрашный воин в нескольких значительных сражениях. Но позже, под влиянием прозвища Попович (сын попа) народная молва приписала герою совсем другие черты – хитрость, коварство и любвеобильность.
В. Васнецов. Гусляры, 1899 | Фото: artchive.ru
Все три богатыря жили в разное время, и могли встретиться только на картине Васнецова. Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алеша Попович – мальчиком.
В. Васнецов. Битва скифов со славянами, 1881 | Фото: artchive.ru
Однако кроме былинных героев, у персонажей Васнецова были и вполне реальные прототипы, которых он нашел среди своих современников. Говорят, что прообразом Ильи Муромца стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, а также извозчик, которого художник встретил в Москве и уговорил позировать: «Иду по набережной около Крымского моста, – рассказывал потом В. Васнецов, – и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья».
В. Васнецов. Витязь на распутье, 1882 | Фото: muzei-mira.com
В облике Добрыни некоторые исследователи усматривают черты самого Васнецова. Есть мнение, что лицо Добрыни стало собирательным типом рода Васнецовых – не только художника, но и его деда и отца. А вот для Алеши Поповича художнику позировал в имении Абрамцево младший сын хозяина Саввы Мамонтова Андрей. Тогда ему было всего 13 лет, а спустя 8 лет юноша заболел и скоропостижно скончался. Васнецов дописывал его образ уже по памяти.
В. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880 | Фото: muzei-mira.com
Источник: www.kulturologia.ru
8-poster.ru
«Музыкальная живопись» сказок и былин. Тема богатырей в музыке
МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
Урок 30
Тема: «Музыкальная живопись» сказок и былин. Тема богатырей в музыке.
Цели урока: понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, изобразительной деятельности.
Материалы к уроку: портреты композиторов, музыкальный материал, иллюстрации.
Ход урока:
Организационный момент:
Слушание: А. Бородин. Вторая Симфония «Богатырская». IV часть.
- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!Не скакать врагам по нашей земле, не топтать их коням землю русскую,Не затмить им солнце наше красное!Век стоит Русь – не шатается, и века простоит – не шелохнётся!
Сообщение темы урока:
Дух богатырских былин пронизывает всё русское искусство. В них художники видели и истоки национального характера, и защиту и надежду Русской земли. Богатыри – истинно могучий русский характер, который по-своему воплотился в образах Ивана Сусанина, пушкинского Руслана, князя Игоря...
Но и собственно богатырская тема - подлинное достояние русского искусства.
Творчество лучших композиторов пронизано горячим чувством любви к родной стране, к своему народу, к русской природе.
Тема нашего урока посвящена богатырям, которыми издавна славилась земля русская.
Работа по теме урока:
1. Богатырская тема - подлинное достояние русского искусства.
«Никому зла не причинял, ничего силой не отнимал, не досаждал, не укорял, не бесчинствовал, но всех любил и в чести держал, и веселился с вами, с вами же и горе переносил» - эти слова русского полководца Дмитрия Донского мог бы сказать о себе любой русский богатырь.
Вторая симфония Бородина - одна из вершин его творчества. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам.
В 1875 году русский композитор Александр Порфирьевич Бородин заканчивает свою Вторую симфонию – одно из лучших произведений русской симфонической музыки. Её премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном из концертов Русского музыкального общества в Петербурге под управлением одного из крупнейших дирижёров той поры Эдуарда Направника.
Она была восторженно встречена его именитыми друзьями, которые оценили её как лучшую русскую симфонию. Обсуждение после прослушивания было бурным: Модест Петрович Мусоргский предложил её назвать «Славянская героическая», однако, критик Владимир Васильевич Стасов запротестовал: «Не вообще славянская, а конкретно – русская, богатырская!»
«Богатырская» - это название Вторая симфония А. П. Бородина носит и по сей день.
По свидетельству Стасова, прозвавшего симфонию «Богатырской», Бородин представлял в третьей, медленной части образ Баяна, в первой - русских богатырей, а в финале - сцену разудалого богатырского пира. Первый музыкальный мотив симфонии, решительный и настойчивый, из которого вырастает музыка всей первой части, создаёт могучий образ русских богатырей.
Слушая музыку Второй – «Богатырской» симфонии А. Бородина, мысленно представляешь образ Древней Руси, её бескрайние степи, богатырские заставы - весь образ далёких веков. Но не только история «звучит» в музыке Бородина. Она, как писал известный музыкант Б. Асафьев, «возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живёшь».
Не этот ли благотворный оптимизм снова и снова возрождает к жизни богатырские образы в изобразительном искусстве и в музыке - как олицетворение светлой созидательной силы, всегда могучей, не умирающей даже в дни самых тяжёлых испытаний?
Симфонию начинает волевая, решительная тема, интонации которой близки суровым былинным напевам. Она сразу же приковывает к себе внимание слушателя, рождая представление о могучем, простом и суровом облике великого русского народа. Это поистине богатырский образ. Слушая эту тему, невольно вспоминаешь могучего Илью Муромца или Святогора, так прочно вросшего в эту землю, что его с места не сдвинешь. Для того чтобы эту массивную глыбу сдвинуть с места, надо её раскачать. И тема будто раскачивается, сползая на целый тон вниз и обнаруживая ещё большую глубину и весомость. В итоге, все развитие приводит к утверждению уже знакомой «богатырской» темы.
Картина «Три богатыря» была завершена В. Васнецовым в 1898 году, спустя 11 лет после смерти композитора. В русском искусстве она «прозвучит» не менее громко и победно, чем Вторая симфония Бородина.
Слушание: А. Бородин. Вторая Симфония «Богатырская». I часть.
Былинная богатырская тема присутствует и в цикле М. Мусоргского «Картинки с выставки» - в пьесе «Богатырские ворота».
«Картинки с выставки» — широко известная сюита М. П. Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в 1874 году в память о друге Мусоргского художнике и архитекторе В. А. Гартмане.
Фортепианный цикл «Картинки с выставки» завершается пьесой «Богатырские ворота». В. Гартман создал для Киева проект Триумфальных ворот. Он выполнен в «русском стиле».
Три полукруглые арки, словно выхваченные из старинных боярских теремов. Столбы с капителями в народном духе. Резной кокошник с иконами и двуглавым орлом над центральным пролётом. К воротам примыкает часовня со звонницей, укрытой куполом, похожим на богатырский шлем. Чем-то пряничным, сусальным отдаёт этот рисунок.
Мусоргский далеко отошёл от этой «картинки» Гартмана. Он создал пьесу, созвучную могучим финалам опер Глинки, прославляющим мощь и подвиг русского народа.
Мелодия «Прогулки» приобретает здесь величавый, торжественный вид. В неё вплетается суровая тема, напоминающая о тяжких годинах Руси. И снова - колокольный звон, ликующая мелодия. Пирует народ на празднике победы в славном стольном городе Киеве.
Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского народа!
Слушание: М. Мусоргский. «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки».
Так в музыкальном творчестве находит своё выражение главное, что определяет характер любого народа. Это – глубокая любовь к жизни, богатая фантазия, чуткое отношение к красоте, патриотизм и недюжинная сила – не разбойная, не варварская, а мудрая и правая.
Итог урока:
«Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны, могучи богатыри» - эти слова Ильи Муромца звучат как девиз всего русского богатырства.
Сказки, легенды, предания, былины из века в век передают потомкам богатый опыт народа. Добро и зло, сила и немощь, реальность и вымысел в своей бесконечной веренице художественных воплощений образуют мощный поэтический поток вечных образов, которые называются великим словом «традиция».
Вопросы и задания:
- Какие черты богатырского характера объединяют изображение богатырей на картине В. Васнецова «Богатыри» с богатырской темой в музыке Второй «Богатырской» симфонии А. Бородина и «Богатырскими воротами» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского?
- Почему, когда композиторы обращаются к сказочным сюжетам, в их музыке так возрастает изобразительное начало?
- В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуй свой любимый персонаж из музыкальной сказки.
Презентация
В комплекте:1. Презентация - 11 слайдов, ppsx;2. Звуки музыки: Мусоргский. «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки» (2 варианта исполнения), mp3; Бородин. Симфония № 2 си минор «Богатырская»: Часть I. Allegro, mp3; Часть IV. Finale. Allegro, mp3;3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.
Дополнительно вложено в архив:Былина о Добрыне Никитиче. Былинный напев сказителей Рябининых, mp3.
music-fantasy.ru
Композиция картины
Слово «композиция» происходит от латинского соmpositiо, что означает сочетание частей в определенном порядке.
Композиция в живописи — это такое расположение элементов изображения на картинной плоскости, которое позволяет с наибольшей полнотой и силой выразить замысел. Чтобы привлечь внимание и взволновать зрителя, художник старается найти сильные и выразительные средства изображения. В любой картине художник стремится построить композицию, показав объект в наиболее выразительной форме. Все лишнее отбрасывается, оставляется только то, что необходимо, второстепенное подчиняется главному. Чувство восторга от произведения вызывается
внутренним содержанием изображаемого, выраженным всем образным строем картины. Действуют все элементы композиционного построения, самые разнообразные изобразительные средства: формат холста, точка зрения, высота горизонта, характер освещения, место композиционного центра и т. д.. Все влияет на силу эмоционального воздействия картины.
Готовых рецептов композиционных построений не может быть. Одно только неизменно и верно на любой случай: композиционное построение картины основывается на жизненной группировке и сочетании объектов природы, а также на особенностях нашего зрительного восприятия. Нельзя строить композицию картины только, например, по принципу «треугольника» или «диагонали», который применяли старые мастера. В зависимости от задач, поставленных в картине, композиционное построение будет меняться и определяться идейным замыслом, содержанием произведения.
В окружающей реальной действительности художник находит не только типаж для своих картин, но и основу композиционного построения. Так, например, основой для построения композиции «Крестного хода» И. Репина стал яркий образ увиденной им в жизни огромной толпы. В композициях картин «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» В. Суриков использовал типичную обстановку Красной площади и старых московских улиц. Для создания композиции картины о походах Ермака он проехал на лошадях по Сибири более трех тысяч километров. О том, как зародилась композиция картины .«Меншиков в Березове», Суриков вспоминал: «Да, вот у меня было летом так, я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было, изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скучно. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так в избе сидел? И вдруг... Меншиков... сразу все пришло — всю композицию целиком увидел». Жизненная правда — вот основное правило создания композиции картины.
В своей творческой работе, в построении композиции художник руководствуется законами природы и особенностями зрительного восприятия. Симметрия, равновесие и ритм, целесообразность строения, разнообразие форм, колористическая целостность, единство точки зрения, размер и формат изображения - все эти элементы композиции художник подчиняет выражению замысла. Познакомимся с ними подробнее.
Формат холста и размер изображения
Важной задачей композиционного построения картины является выбор формата холста (его размер и пропорции сторон) и величины самого изображения. Задуманное изображение хорошо размещается далеко не в любом размере холста, а различные формы картинной плоскости могут придавать изображаемым объектам разный характер.
Круглый формат холста придает картине спокойную завершенность. Овальный портрет хорошо сочетается с округлостью лица и придает изображаемому человеку мягкость и женственность.
В изображениях мужа и жены Ривьер художник Энгр поместил портрет госпожи Ривьер в овальном обрамлении. Портрет супруга художник изобразил на прямоугольном холсте, с которым гораздо лучше вяжется более Твердый и жесткий силуэт этой фигуры.
Вытянутый вверх прямоугольный формат повышает монументальное впечатление от изображения. Чрезмерно вытянутый по горизонтали прямоугольный холст сковывает и принижает изображаемый объект. «Демон» М. Врубеля изображен именно на таком формате. Портреты В. Серова исключительно разнообразны по форматам полотен. Для каждого портретируемого человека он находил соответствующий формат.
Размер картины, разумеется, тоже зависит от ее содержания. Не каждый сюжет можно втиснуть в рамки малого холста или чрезмерно его увеличить. Для каждого сюжета должен быть найден подходящий размер. Сюжеты эпические требуют для своего выражения более крупных размеров холста, чем сюжеты бытовые. Несоответствие формата содержанию может сказаться отрицательным образом на раскрытии замысла.
Для композиции картины, для выделения сюжетного центра имеет большое значение величина самого изображения на плоскости холста. Крупное изображение всегда выступает из картинной плоскости, из того пространства, которое воображается за плоскостью холста. Слишком мелкое изображение далеко отступает за картинную плоскость, кажется второстепенной частью плоскости холста или бумаги. Удачная композиция получается в том случае, когда у зрителя не возникает желания раздвинуть или уменьшить края холста, изменить его масштабность.
Точка зрения в композиции.
Выразительность художественного образа определяется выразительностью самой натуры. Каждый предмет или объект может показывать свои особенности с какой-то стороны полнее, с какой-то меньше. Надо уметь выбрать горизонт, зайти слева и справа, ближе или дальше — найти такое местоположение, с которого натура будет видна наиболее выразительно.
На рис.1,б взята такая точка зрения, с которой предметы видны плохо организованными, вытянутыми в одну линию, не связанными друг с другом. Если переменить точку зрения, то натура может выглядеть как взаимосвязанное целое(рис.1,а).
а б
Рис. 1
Подобным образом изменяется вид пейзажа в зависимости от перемены точки зрения. Ниже приведены примеры того, как по-разному меняется композиция пейзажа в зависимости от разной точки зрения. На рис. 2, а деревья находятся далеко сбоку и не сочетаются с домом. Если отойти влево и выбрать другую точку, вид пейзажа изменится (рис.2, 6).
а б
Рис. 2
Точка и угол зрения в картине являются важным элементом создания композиции. Так, например, при изображении действия людей в условиях пейзажа очень важно приблизить их, чтобы они не терялись в изображаемом пространстве и заняли преобладающее место в общем построении. Неверно будет также, если мы очень близко придвинем массу фигур к переднему плану. Действие под открытым небом требует некоторого пространства. По этому надо выбрать такую точку зрения, чтобы в композиции уравновесились группы людей и пространство.
Каждый сюжет для своего выражения нуждается в своей точке зрения, особом горизонте. Горизонт на уровне глаз выражает более спокойное впечатление от картины. Высокий горизонт открывает больше пространства, и просторы природы выглядят более величественно. Картина И. Левитана «Над вечным покоем» имеет высокий горизонт, который позволил художнику показать беспредельные просторы родины, выразить мысль о вечности природы.
Композиция с низким горизонтом создает более монументальное впечатление. Низкая точка зрения используется художниками в тех случаях, когда надо подчеркнуть большие размеры изображаемых объектов. В картине В. Васнецова «Богатыри» впечатление эпической мощи и величавости усиливается применением низкой точки зрения.
Композиционный центр.
Как уже отмечалось, в картине все должно быть подчинено выражению основной мысли, идеи. Цельность композиции зависит от подчиненности второстепенного главному, увязки всего изображения в единый организм произведения. Каждая деталь должна что-то добавлять для развития замысла. Второстепенное, малозначительное в композиции не должно бросаться в глаза, должен быть выделен основной объект.
В этюде это может быть дерево пи опушке, уходящая вдаль дорожка или человек на фоне леса. Если картина представляет пестрый набор равнозначных объектов, пятен, контрастов, она теряет свою композиционную выразительность. Основному объекту изображения надо найти наилучшее место в картине, изобразить его наиболее внимательно и подробно.
Главный действующий объект обычно размещается на картине вблизи его оптического центра. Это позволяет зрительно охватывать взором всю картину сразу и воспринимать содержание на большом расстоянии.
Наше зрение так устроено, что когда мы смотрим на окружающую нас действительность, то всегда выделяем из рассматриваемой группы такой объект, который привлекает наше внимание. Он находится в центре поля зрения, и его мы видим с подробностями и четко. Остальные предметы, находящиеся в поле зрения вне зрительного центра, воспринимаются обобщенно, без деталей. Получается так, что все предметы, окружающие главный рассматриваемый предмет, по своей заметности, значению как бы подчиняются главному и все, что попадает в поле зрения, воспринимается цельно и уравновешенно.
Композиционное построение картины во многом обусловливается этой спецификой зрительного восприятия. Чтобы изображение воспроизводилось правдиво, цельно, уравновешенно, в нем должен быть композиционный центр, которому обязаны подчиняться все другие элементы изображения. Следует вновь подчеркнуть: без подчинения всех элементов картины главному не может быть достигнута естественность зрительного впечатления от картины. Несколько равнозначных композиционных центров разрушат единство и целостность композиции. Она не будет отвечать специфике зрительного восприятия. Однако художник может иметь в картине два или несколько композиционных центров, если только это оправдано содержанием.
Последовательность восприятия картины должна соответствовать не только специфике зрительного восприятия, но и логике развития ее содержания. В картине И. Репина «Не ждали» прежде всего бросается в глаза фигура вошедшего. Восприняв центральный образ, глаз зрителя постепенно находит других персонажей, детали обстановки, способствующие раскрытию темы.
В картине П. Федотова «Сватовство майора» взор зрителя приковывается прежде всего к фигуре невесты, очаровывается ее женственностью и прекрасным живописным мастерством художника. Взгляд зрителя останавливается на фигуре матери, которая удерживает невесту за платье, затем на фигуре отца, свахи и, наконец, на самом герое сватовства. Верно найденные пропорции фигур и деталей, использование контрастов — все способствует восприятию логики происходящего события. Картина маленькая по своим размерам, но сюжет становится понятным сразу и на большом расстоянии.
Таким образом, цельность композиции зависит также от связи всех элементов произведения.
Выделение главного действующего лица в жанровой композиции достигается не только тем, что оно изображается в центре на видном месте, но и в самой технике письма. Второстепенные фигуры, или второплановые, пишутся более обобщенно, без живописных подробностей, чтобы они не отвлекали на себя слишком много внимания, не «забивали» главные образы, При таком выделении внимание зрителя сначала сосредоточивается на главном, затем на второстепенном, которое, как многие инструменты в оркестре, не мешает главному, а только аккомпанирует, помогает ему.
Выделение композиционного центра и создание естественного зрительного впечатления в картине достигается также светотенью, величиной фигур, цветовыми сопоставлениями и расстоянием между фигурами. Художник может выделить главное в картине и цветом, и тоном, и заметностью деталей на нем.
Равновесие картины.
Если холст неравномерно заполнен изображаемыми объектами, рисунок смещен к какому-либо краю, картина воспринимается перегруженной в одной части холста и слишком облегченной в другой. Она выглядит неуравновешенной. Такое изображение противоречит нашему зрительному восприятию действительности, смотрится плохо организованным и неестественным.
Когда мы смотрим на предметы действительности, в зрительном поле они распределены равномерно. Оптический центр находится приблизительно посредине. Соответственно этому в картине размещаются объекты и устанавливается композиционный центр. Композиционный центр в большинстве случаев не совпадает с геометрическим центром, но и не удаляется далеко от него. Чрезмерное смещение центрального объекта изображения или целой группы предметов создает и картине впечатление перегрузки и одной ее части и пустоты в другой. На рис. 3, а деревья сосредоточены слева, а справа — пустой горизонт. Левая сторона явно перегружена в ущерб правой. Этот недостаток отсутствует на рис. 3, б.
Рис. 3
а б
Равновесие в композиции достигается равномерным распределением элементов изображения на плоскости картины слева и справа, вверху и внизу. Особо важное значение имеет правильное распределение масс справа и слева от вертикальной оси, проходящей через центр полотна. Однако надо избегать деления плоскости на две равные части как по горизонтали, так и по вертикали. Горизонт в картине не должен совпадать с горизонтальной серединой картины, а на среднюю вертикаль не должны попадать крупные объекты. В противном случае вся картина распадается на две самостоятельные части.
Уравновешенность картины не предполагает точной, геометрической симметричности. Композиция будет страдать надуманностью, если главное действующее лицо, помещенное в композиционном центре, будет находиться посредине. Главное действие лучше отнести.в сторону от центра.
В уравновешенности картины имеют значение не только сами массы предметов, но их тон и цвет. Маленький темный объект может уравновесить большой, но серый. Пятно яркого цвета в одной стороне требует своего повторения в другой.
Чтобы обеспечить композиционный выбор сюжета при изображении натюрморта или портрета с натуры, можно использовать рамочный видоискатель. Двигая видоискатель, подбирают подходящий сюжет, запоминают его расположение в прямоугольнике рамы и соответственно этому размещают объекты на холсте или бумаге.
Можно и по другому выбрать размещение предметов на холсте: сделать композиционные наброски с разных точек зрения и очертить набросок прямоугольной рамкой таких размеров, чтобы получить хорошее отношение плоскости холста и предметов изображения. Иногда на бумаге сначала намечают карандашом рамку и в ней набрасывают эскиз натюрмортного или портретного сюжета. Так равномерно заполняют плоскость картины, определяют масштаб изображения и находят нужное композиционное размещение.
Необходимо отметить, что для целей создания художественного образа художник имеет право сознательно нарушать устойчивое равновесие изображаемых объектов.
Контрасты в композиции.
Важную роль в построении композиции картины играют сопоставления и контрасты. Выразительность композиции усиливается, если она строится на сопоставлении большого и малого, динамичного и неподвижного, яркого по цвету и сдержанного, красивого и уродливого, доброго и злого и т. д.. О значении сопоставлений и контрастов говорил еще Леонардо да Винчи, подчеркивая, что в исторических сюжетах следует смешивать по соседству прямые противоположности, чтобы в сопоставлении усилить одно другим.
В самых разнообразных картинах великих художников можно найти множество сопоставлений такого рода. В «Отказе от исповеди» И. Репина образ мужественного, убежденного в своих взглядах революционера контрастирует с образом равнодушного священника. В «Боярыне Морозовой» В. Сурикова рядом с трагическим лицом раскольницы помещена злорадно посмеивающаяся физиономия возницы, и тут же недалеко голова мальчика, который глуповато смеется. В картине Сурикова «Меншиков в Березове» композиционный контраст составляют огромная фигура Меншикова и низкий потолок избы, благодаря чему создается впечатление, что неукротимой фигуре Меншикова в этой комнате тесно, как в клетке. В картине контрастируют между собой и одежды сестер: расшитая золотом шубка Александры и черное одеяние Марии дают почувствовать различие их характеров. В картине В. Серова «Петр Первый» величественности и беспрепятственному движению Петра противопоставлен робкий шаг не поспевающей за ним свиты. Согнутые фигуры хорошо усиливают впечатление неукротимой энергии Петра.
Ритм в композиции.
Жизнь ритмична во всех своих проявлениях. Ритмично движутся планеты, сменяются времена года. Каждому человеку присущ определенный ритм поведения. По ритму движения, по тому, как люди ходят, говорят друг с другом, можно определить смысл происходящего события. Разный ритм поведения бывает у людей. находящихся, например, на вокзале: у отъезжающих он быстрый и суетливый, у приезжающих он совсем другой.
В живописи ритм проявляется в повторении отдельных элементов изображения:
в чередовании масштабных соотношений,
в расположении световых и цветовых пятен,
в динамике жестов, движений и т. д.
Ритмичные построения осуществляются как на самой плоскости картины, так и в расположении объектов в пространстве. Ритм всегда связан с содержанием картины и подчинен выражению идеи. Ритм помогает зрителю акцентировать внимание на важных моментах и настраивает его на определенный лад, усиливает выразительность изображения. В картине А. Дейнеки «Оборона Петрограда» отчетливо проявляется ритмичность композиции. Марш вооруженных рабочих пронизан бодрым и уверенным ритмом. Этот ритм выявляет целеустремленное движение. В то же самое время ритм движения раненых на мосту сбивчив и неорганизован.
Роль цвета в композиции.
Колорит, как и все составные элементы композиции, находится в тесной связи с замыслом и помогает зрителю воспринимать содержание. Когда говорят об эмоциональном воздействии колорита картины, меньше всего надо предполагать возможность эмоционального воздействия цветов самих по себе. Не следует преувеличивать связь абстрактных цветов с различными эмоциями. Эмоционально сильный и выразительный колорит нельзя создать голой броскостью открытых красок. На зрителя действует только правда жизни, поэтому скромная, но правдивая гамма, выражающая колористическое состояние природы, иногда может дать гораздо большее эстетическое наслаждение и сильнее обогатить чувство и мысль, чем декоративная броскость открытых цветов.
Тем художникам, которые строили колорит картины на декоративной силе и звучности красок, И. Репин говорил: «Не в силе бог, а в правде».
Колорит природы подобен мажору или минору в музыке. Так, например, в зависимости от освещения мы испытываем неодинаковые переживания при восходе солнца или заходе, днем или в лунную ночь, в туман или в дождливый день. Разные состояния колорита в природе связываются то с радостными чувствами, то с тревожными и таинственными. Мрачный полусумрак подвального помещения действует на человека угнетающе. Залитая светом комната будет производить на человека иное впечатление. Яркий солнечный день, освещенное зеленое поле или лес в картине обязательно вызовут радостное настроение. Серо-синеватые тучи, закрывшие небо в картине, общее тоновое состояние пасмурного дня могут вызвать тяжелую задумчивость и грусть. Эти испытанные переживания постоянно содержатся в нашем жизненном опыте, и, если художник верно передает в картине состояние освещенности определенного времени дня или состояние погоды, у зрителя могут возникнуть те или иные переживания, аналогичные тем, через которые он проходил в жизни. Только так художник может повысить в картинах выразительность колорита.
Если присмотреться к пейзажам и жанровым картинам известных художников, то можно заметить, что изображаемый момент и состояние освещенности в картине всегда определялись замыслом, и колорит картины в конечном счете выражал это состояние. Именно ассоциативные качества конкретного состояния природы учитывались художниками в стремлении добиться наиболее сильного эмоционального воздействия на зрителя. «Журавли летят» А. Степанова.
П. П. Чистяков в письме к Васнецову по поводу одной его картины указывал, что смысл события, его поэзия требуют «набросить сумеречный покров» на всю картину, объединить ее цветом, соответствующим идее картины.
В картине В. Сурикова «Меншиков в Березове» настроение тоски и безысходности в композиции создается колоритом мрачной и темной избы. В картине И. Левитана «У омута» верно переданное состояние сумерек, сырость и прохлада заросшего пруда вызывают впечатление таинственности и сказочности пейзажа. В пейзаже Левитана «Летний вечер» почти нет ничего привлекательного по своим объектам: на первом плане ворота, кусочек поля и лес вдали, но как он прекрасен своим вечерним колоритом! Правдивость вечернего состояния делает картину поэтичной. Она захватывает нас своей красотой, напоминает о летних вечерах и рождает вновь когда-то пережитые чувства. Вспомним еще одну картину И. Левитана —«Владимирка». Серое небо, однообразная пустынная дорога тянется вдаль к горизонту. Все это создает определенное минорное настроение. Если бы художник передал другое состояние пейзажа, солнечное освещение, весенние цветы вдоль дороги, он внес бы в пейзаж и совсем иное настроение.
Чтобы передать безысходную тоску родителей, их одиночество, В. Перов в картине «Старики родители на могиле своего сына» тоже использовал состояние хмурой погоды. Именно колорит серого дня, погасивший все краски, низко нависшее небо наряду с острой характеристикой самих фигур пожилых людей помогает передать тяжелое впечатление.
Можно назвать бесконечное множество картин, колорит которых определялся состоянием освещения и только таким образом способствовал выражению содержания.
Если цвет в картине не выражает естественный колорит происходящего события, если он излишне условен, содержание картины обедняется, в ней не будет чувствоваться жизнь. Даже незначительные изменения общей тональности картины или силы цветового звучания влекут за собой изменение настроения, состояния картины и, следовательно, содержания. Значительное же нарушение естественной целостности цветового строя картины, несгармонированные пятна красок сильно обедняют живопись, неестественно характеризуют пространственные планы. Предметные краски одежд и лиц воспринимаются как сырые и открытые краски. К такому изображению зритель равнодушен.
Попытки организовать цветовой строй живописного произведения на основе физиологического действия цвета еще никогда не приводили художников к положительным результатам. Это элементарное и незначительное влияние цветов самих по себе ни в какое сравнение не идет с тем эстетическим впечатлением, которое оказывают материальные цвета в реалистическом изображении: голубой цвет, например, тогда может показаться нежным, лирическим, когда он выражает состояние неба в определенные часы, при определенном освещении. Воздействие же на нас отвлеченного голубого цвета крайне слабо и незначительно. Синие фиалки в натюрморте возбудят наши чувства неизмеримо сильнее, чем синий цвет вообще.
Красный цвет действует на организм возбуждающе. Но это само по себе в живописи ничего не значит: совершенно разные впечатления вызовут изображения красной крови, красной клубники, красного знамени.
Просто зеленый цвет благоприятен для глаз и для психики, повышает работоспособность, но примененный в живописи с этой целью он отталкивает и раздражает своей тупой «ядовитостью». Если же зеленый цвет будет выражать состояние березовой рощи весной в солнечный день, он приобретает высокое эмоциональное воздействие. Ярким примером этому может служить «Зеленый шум» А. Рылова.
Черный цвет по своему условному значению — цвет печали и траура. Но портрет Ермоловой В. Серова, где доминирует черный цвет, производит светлое, оптимистическое настроение.
Искусствовед Н. Дмитриева в своей книге «Изображение и слово» приводит убедительный пример того, что цвет в живописи обладает красотой и воздействием на чувства людей до тех пор, пока он относится к предметному изображению. Она пишет: «Раковина» Врубеля производит сильнейшее впечатление, и кажется, что оно зависит только от красоты цветовых переливов, ни от чего другого. Но можно сделать простой опыт: закрыть эту картину, оставив открытым какое-либо ее место, по которому нельзя догадаться о предмете изображения, о том, что изображена именно раковина. И сразу же она как бы поблекнет, распадется на отдельные безжизненные штрихи и утеряет поэзию колорита.
В прошлом веке немецкий психолог Фехнер по поводу воздействия цветов самих по себе остроумно замечал, что красный цвет на щеках девушки может быть очень красив, но он станет безобразным, едва мы передвинем его всего на несколько сантиметров — на ее нос.
Из этих примеров достаточно хорошо видно, что восприятие цвета неразрывно связано с восприятием объекта изображения.
Как гармония звуков в поэзии неотделима от смысла и содержания, так и эстетическое воздействие красок, их гармония и красота неотрывны от изображаемых вещей и их свойств.
Колорит в живописи — это результат познания художником в действительности цветового богатства природы.
В природе все предметы и объекты всегда сгармонированы благодаря единству и объединенности красок общим освещением, взаимными рефлексами и контрастным взаимодействием цветов. Художник везде может найти гармонию и согласовать любые «некрасивые» и «противоречивые» цвета.
Свет и цвет в картине — это но только средство изображения объемных форм, материала, пространства, состояния освещенности, но и элемент композиционного построения. С помощью цвета и света художник организует восприятие зрителя, направляет его внимание на главное и вводит его в содержание всей композиции.
Выделение композиционного центра при помощи тона и цвета основано на свойстве зрения воспринимать в первую очередь те предметы, которые контрастны по отношению к фону. Чем интенсивнее и ярче цвет, тем он сильнее действует на глаз, привлекает внимание. Интенсивно окрашенный предмет воспринимается в первую очередь. Это используется в композиции для правильного размещения цветовых пятен. Светом художник выделяет самое важное — композиционный центр, связь с ним групп и фигур, подчеркивает те фигуры, движения и жесты, те предметы окружения, которые имеют большое значение для развития сюжета. Тенью художник поглощает все второстепенное, что может отвлечь внимание зрителя.
При первом взгляде на картину П. Федотова «Сватовство майора» наше внимание привлекают главные ее персонажи: невеста, одетая в светлое розовое платье, и жених в темном мундире, видимый через открытую дверь. Остальные фигуры написаны в более темных цветах и выделяются слабо. В картине «Утро стрелецкой казни» выделены шесть стрельцов в белых рубахах. Они — одни из главных персонажей изображаемого события.
Создавая картины, художник иногда, как лучом прожектора, освещает более ярко и контрастно композиционный центр. В картине «Возвращение блудного сына» Рембрандт освещает героев таким образом, что более всего выделены светом в главных персонажах изображаемого события фигура сына, лицо и руки отца. Все остальное погружено в тень. В картине «Иван Грозный и сын его Иван» И. Репин освещает только центральную группу — отца и сына. Он направляет на нее свет спереди, светлое окошко в глубине картины художник приглушил, чтобы детали обстановки не отвлекали внимания от главного.
Воспользуйтесь кнопками. Поделитесь с друзьями.
18 бесплатных мастер-классов преподавателей Школы рисования Вероники Калачевой
Мне нравится делиться с людьми — знанием, вдохновением, опытом. Частичку всего этого я и хочу подарить сейчас вам. Вероника Калачева, основатель Школы рисования
Посмотреть
oformitelblok.ru