Московская выставка картин Айвазовского вызвала истерику в Киеве. Выставка картин айвазовского


Выставка "Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения" - отчёт.

В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка "Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения." Более 200 экспонатов: 120 живописных полотен и 55 произведений графики, а также изделия из фарфора, архивные документы, макеты кораблей и морские навигационные приборы предстали перед глазами зрителей.

Фрагмент выставочного зала

Выставка открывает всю многогранность художника, предлагая нам убедиться, что Айвазовский создавал не только удивительные произведения на морскую тематику. Здесь вы встретите виды русских приморских городов и портов, «сухопутные» пейзажи, вдохновлённые путешествиями Айвазовского по Кавказу, Италии, Турции и другим странам и даже картины на библейские сюжеты. И, конечно же, здесь действительно много моря. Раздел «Морские симфонии» представляет основные состояния марин Айвазовского — от штиля к урагану: море спокойное и море бушующее, море при разном освещении. И всегда оно удивительно живое, кажется, что и правда плещет волна по ту сторону рамы и вот уже сейчас услышим мы её шум, нужно только чуть прислушаться.
Девятый вал. 1850. Холст, масло.Государственный Русский музей.Айвазовский прожил долгую (83 года) жизнь. По его личному свидетельству он успел написать более 6000 картин, что говорит о его поразительной работоспособности. Более того, сам о себе он говорил так: "... писать тихо, корпеть над картиною целые месяцы - я не могу. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, покуда не выскажусь на нём моею кистью". Такая система писать "всё сразу", завершать картину в максимально короткий срок требовала от художника блестящего владения техникой живописи. И погружаясь в созерцание его картин вы убеждаетесь, что это на самом деле так.
Фрагмент. Девятый вал. 1850. Холст, масло.Государственный Русский музей."Девятый вал" - наиболее прославленное произведение Айвазовского. Картина входила в экспозицию Русской галереи Императорского Эрмитажа и стала одной из первых в коллекции Русского музея императора Александра III, созданного в 1897 году. Несомненно, не только по мастерству, но и по драматургическому содержанию, это наиболее совершенное и эмоционально-многослойное творение мастера.
Фрагмент. Девятый вал. 1850. Холст, масло.Государственный Русский музей.Грядёт девятый вал - самая грозная, самая разрушительная, самая мощная волна по бытовавшему среди моряков преданию. Но отчаянная человеческая воля к спасению победит разбушевавшийся океан. Для многих поколений эта картина обрела символическое значение, вселяя веру в победу человека, человечества, самой жизни над любой грозной стихией.Фрагмент. Девятый вал. 1850. Холст, масло.Государственный Русский музей.Картина наполнена высоким драматизмом,  она буквально завораживает, заставляя одновременно восхищаться и ужасаться тому, что может сделать разъярённая стихия. И всё же она оставляет надежду. Да, девятый вал ещё впереди, а моряки уже выбились из сил. Но тёплые тона картины делают море не таким суровым. Из-за облаков уже начинает проглядывать солнце, заставляя волны переливаются словно радуга – символ надежды.Некоторые биографы Айвазовского полагают, что столь высокий драматизм и эмоциональный накал был достигнут художником потому, что ему самому пришлось пережить шторм в одном из своих морских путешествий в Бискайском заливе в 1844 г. Корабль посчитали погибшим и многие газеты Петербурга и некоторых стран Европы написали о трагической гибели талантливого русского художника, который был известен уже тогда. К счастью корабль выжил, а пережитое, возможно повлияло на создание Айвазовским этого шедевра.
Восточная сцена "Каик с турчанками". 1846.Холст, масло. Государственный музей-заповедник "Петергоф"В 1845 году Айвазовский, в свите Великого князя Константина Николаевича, совершил плавание на военных кораблях к берегам Турции, Малой Азии и островам Греческого архипелага. В этой экспедиции он, уже не первый раз, встретился с адмиралом Литке, не только выдающимся мореплавателем, но и учёным-географом. Делясь впечатлениями об экспедиции Айвазовский писал: "Вояж мой с его имп[ераторским] высочеством Константином Николаевичем был чрезвычайно приятный и интересный, везде я успел набросать этюды для картин, особенно к Константинополе, от которого я в восхищении". А 18 мая 1846 года в Феодосии открылась выставка работ художника, на которой были показаны "Восточная сцена. "Каик с турчанками" и "Восточная сцена. "Турецкая кофейня".
Фоагмент. Восточная сцена "Каик с турчанками". 1846.Холст, масло. Государственный музей-заповедник "Петергоф"

Композитор А.Н. Серов в письме В.В. Стасову особенно отметил эти небольшие картины: "Из маленьких прелестны две сцены из константинопольской жизни: одна в кофейне, другая в лодке, наполненной женщинами. Я даже никогда не знал, что он хорошо пишет человеческие фигуры; везде столько жизни, столько блеска, и теперь уже нет утрировки, за которую его прежде упрекали".Картины были приобретены императором Николаем I для цесаревны Марии Александровны, находились в столовой фермерского дворца в парке Александрия, где экспонируются и ныне. Но в ближайшие несколько месяцев обе картины можно увидеть на выставке в Третьяковской галерее, также, как и многие другие виды Константинополя.

Сотворение мира. 1864. Холст, масло.Государственный Русский музей.

Ещё одна тема, затронутая Айвазовским, демонстрирует нам, что он не раз выходил за предели морской тематики. Это тема тайны мироздания, волновавшая художника ещё в годы его пенсионерской жизни в Италии, в самом начале 1840-х годов. Тогда он создал картину "Хаос" (Музей армянской конгрегации мхитаристов, Венеция). В дальнейшем живописец не раз возвращался к занимавшей его воображение теме. В её основе лежат библейский стихи: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Быт. 1: 2). В состоянии исключительного вдохновения, не отходя от холста в течение девяти часов, Айвазовский создал представленное выше полотно. Никто из современных Айвазовскому русских художников не пытался изобразить величие и трагедию мироздания, лишь он, по словам А.Н. Бенуа, "зажигался... вдохновенным восторгом от великолепия космоса".Увы, никакой фотографией невозможно передать ту эмоциональную нагрузку, которую несёт это полотно.

Зимний обоз в пути. 1857. Холст, масло.Смоленский государственный музеей-заповедник

А вот картина, которая оказалась для нас совершенным открытием. Она была представлена в 1857 году на Международной выставке в Париже и входила в серию из 4 картин "Четыре богатства России". Они были посвящены минеральным богатствам, земледелию, красоте природы. Предположительно, "Зимний обоз в пути" входил в эту серию под названием "Сибирская степь зимою с тянущимся по дороге транспортом золота (минеральное богатство)".

Фрагмент. Зимний обоз в пути. 1857. Холст, масло.Смоленский государственный музеей-заповедник

Выбранный художником сюжет заснеженного каравана вызвал у французской критики ассоциацию со строками из поэмы В. Гюго: "Il neigeait, il neigeait..." (Шёл снег, шёл снег"). Для французской публики русская природа ассоциировалась прежде всего с зимним пейзажем. Но образ, созданный Айвазовским, не соответствовал страшной и беспощадной зиме Гюго. С виртуозностью исполнения световохдушной среды и мягкостью тоновых переходов художник представил русскую зиму светлой и прекрасной. В композиции нет яркости цвета, игры контрастов, свойственных морским пейзажам мастера; её главным достоинством является тончайшая проработка цветовых соотношений.

Фрагмент. Зимний обоз в пути. 1857. Холст, масло.Смоленский государственный музей-заповедникНа парижской выставке картины имели шумный успех, за них Айвазовский был награждён орденом Почётного легиона и стал первым кавалером этого ордена среди русских художников.

Кроме привычной живописи, мы хотим привлечь ваше внимание к довольно необычным и милым подаркам, которые дарил Айвазовский своим друзьям.

Фотографии Айвазовского с миниатюрми картинами его авторстваХудожник фотографировался на фоне своих картин, а затем вырезал из фотографии картину и на её место вставлял её же, но уже нарисованную им на самом деле. Тем самым подарок становился не только оригинальным, но и делался куда более дорогим. С другой стороны, говоря о 6000 картин, написанных Айвазовским, стоит помнить и про эти миниатюры.

Выставка действительно полно повествует об Айвазовском, раскрывая его для публики с самых разныи и, порой, неожиданных сторон. Здесь вы найдёте и лучшие его произведения и документы, отмечающие важные вехи жизненного и творческого пути художника. Здесь сможете совершить путешествие среди уже давно любимых вами картин или совершить для себя приятное открытие. Собрание такого количества прекрасных произведений Айвазовского в одном месте в следующий раз случится ещё не скоро. Так что не упустите возможности посетить выставку. Вы не пожалеете!

Выставка продлится до 20 ноября 2016 года.

Внимание, это важно!Чтобы не стоять в очереди у музея, можно купить электронный билет. Билет продаётся на определённую и дату и время. И приходить нужно к этому времени. В зал будут запускать по 250 человек каждые пол часа. Представители музея надеются, что это поможет избежать многочасовых очередей.Сейчас уже нет билетов на июль, на предпродаже их было продано около 20000! Заранее спланируйте ваше посещение в музей.

Адрес: Крымский Вал, 10. Залы 60-62.Проезд до ст. метро "Парк культуры" или "Октябрьская".Режим работы: вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00(кассы и вход на экспозицию до 17.00)четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00(кассы и вход на экспозицию до 20.00)выходной — понедельникЦена билета: Взрослый - 400 руб. Льготный - 150 руб. Подробнее тут.По этому билету вы сможете посетить не только данную выставку, но и постоянную экспозицию и другие временные выставки, проходящие в это время в музее.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

mayak-parnasa.livejournal.com

В столице Эстонии пройдет масштабная выставка картин Ивана Айвазовского

В пятницу, 9 марта, в Кадриоргском художественном музее эстонской столицы открывается выставка произведений знаменитого российского живописца Ивана Айвазовского, экспонаты для которой предоставили эстонские, латвийские и российские музеи.

Среди 39 картин будет представлена работа Айвазовского "Вид на Везувий за день до извержения вулкана" из собрания Художественного музея Эстонии, которая долгие годы из-за плохой сохранности находилась в запасниках и не экспонировалась с 1886 года.

Это до сих пор неизвестное даже исследователям произведение дополнено картинами и рисунками великого мариниста из собраний трех стран.

Ядро выставки составляют картины и рисунки Ивана Айвазовского из собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Выставка позволяет проследить все периоды творчества Айвазовского и увидеть различные типы морского пейзажа – штормовое море и штиль, пламенеющие закаты и ночные пейзажи со знаменитыми "лунными дорожками", виды Крыма и Италии, Одессы и Константинополя.

Помимо произведений из коллекций Государственного Русского музея и Художественного музея Эстонии, на выставке представлены работы из собраний Нарвского музея, Тартуского художественного музея, из частных коллекций и из латвийского Национального художественного музея. В их числе есть и произведение, подаренное художником рижскому музею по окончании выставки, которая прошла в Риге в 1886 году.

Для выставки составлен каталог на трех языках (эстонский, русский, английский).

Иван Константинович Айвазовский (Ованнес Айвазян, 1817-1900) - один из самых известных русских художников. Его морские пейзажи очаровывали публику как при жизни прославленного мариниста, так и в наши дни, ярким доказательством чего стали масштабные и чрезвычайно популярные выставки, посвященные 200-летию со дня рождения мастера, прошедшие в минувшем году в ведущих музеях России и Армении.

Выставка "Айвазовский. В поисках идеала" является частью программы мероприятий, посвященных 300-летию Кадриорга, и станет первой крупной демонстрацией работ художника в Эстонии.

Выставка будет открыта до 8 июля 2018 года, сообщает информационный портал rus.err.ee.

www.kompravda.eu

Выставка картин Ивана Айвазовского | Арт-терапия

Иван Константинович Айвазовский (или Ованесс Айвазян, как назвали его при рождении) с детства обнаружил в себе художественные способности. Впоследствии он учился у таких художников, как Иоганн Людвиг Гросс, Александр Иванович Зауервейд

Неаполитанский залив

Неаполитанский залив

У Айвазовского была своя сложившаяся система творческой работы. «Живописец, только копирующий природу, — говорил он, — становится ее рабом. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Художник должен запоминать их. Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью». Айвазовский обладал исключительно разносторонним дарованием, в котором счастливо сочетались качества, совершенно необходимые дляхудожника-мариниста. Помимо поэтического склада мышления, он был одарен прекрасной зрительной памятью, ярким воображением, абсолютно точной зрительной восприимчивостью и твердой рукой, поспевавшей за стремительным бегом его творческой мысли. Это позволяло ему работать, импровизируя с изумлявшей многих современников легкостью.

Закат солнца в бухте Золотой Рог

Закат солнца в бухте Золотой Рог

У Айвазовского был длительный творческий опыт, и поэтому, когда он писал свои картины, на его пути не вставали трудности технического порядка, и его живописные образы возникали на холсте во всей цельности и свежести первоначального художественного замысла.Для него не было секретов в том, как писать, каким приемом передать движение волны, ее прозрачность, как изобразить легкую, разбегающуюся сеть спадающей пены на изгибах волн. Он прекрасно умел передать раскат волны на песчаном берегу, чтобы зритель увидел прибрежный песок, просвечивающий сквозь пенистую воду. Он знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежные скалы.Наконец, он глубоко постиг различные состояния воздушной среды, движение облаков и туч. Все это помогло ему блестяще воплощать свои живописные замыслы и создавать яркие, артистически выполненные произведения.

Тифлис

Тифлис

С 29 июля по 20 октября в Третьяковской галерее проходит выставка Ивана Айвазовского.

Официальная страница мероприятия — http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions6134/

Вид Константинополя и Босфора

Вид Константинополя и Босфора

Взято с сайта, посвященного творчеству художника http://see-art.ru

artigisp.ru

Крым И.К. Айвазовского

Крым посещали и любили многие русские поэты и писатели, художники, музыканты, деятели театра и науки. С полуостровом связаны имена А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова,  Л.Н. Толстого,  Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова, М. Горького.  Помимо И.К. Айвазовского, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, А.М. Васнецов, А. И. Куинджи и многие другие запечатлели удивительные уголки полуострова, который много значил в их судьбах и творчестве.

Впечатлениям знаменитых личностей от пребывания в Крыму посвящены представленные на выставке книги: «Крым: по следам забытых путешествий: заметки по литературно-историческому краеведению» Деремедведь-Эрбаш Е. Н. и  «Благословенная Таврида: Крым глазами великих русских писателей» Кунцевской Г.Н.

Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 г. в Феодосии и в этом городе  написал основную массу своих картин. В одном из писем Третьякову он так и пишет: «Мой адрес всегда в г. Феодосии». Здесь он создал самые выдающиеся свои произведения: «Девятый вал», «Черное море», «Среди волн». Привязанность Айвазовского к Феодосии видна в словах его духовного завещания: свою картинную галерею со всеми ее картинами, статуями и другими произведениями искусства он оставил Феодосии, своему родному городу.

Связь с Крымом нашла самое яркое отражение в творчестве Айвазовского. Он больше всего любил море и чаще всего изображал Черное море. Как никто другой, он передал мощь морской стихии, величие и безбрежность морских просторов. Природа Крыма, покорив его в детстве, всю жизнь питала его творчество.

И.К. Айвазовский способствовал постройке в Феодосии городского концертного зала, фонтанов, здания Археологического музея; в современном художнику «Указателе Феодосийского Музея древностей» есть упоминание о нём, как об одном из пожертвователей экспонатов. Он принял участие и во множестве других проектов.  Так, он был попечителем двух гимназий — женской и мужской. В конце девяностых основал в Феодосии на свои средства приходскую трехклассную школу.

Постройка порта и проведение железной дороги в Феодосии — тоже дело рук Айвазовского. В преимуществах торгового порта в Феодосии он был уверен. Когда решение вынесено было в пользу Севастополя, он поехал в Петербург и своим влиянием в Морском министерстве добился пересмотра вопроса. Порт в Феодосии был построен за 1892-94 гг. В «Открытом письме о Феодосии» Айзвазовский пишет и о железной дороге, подчеркивая ее общественную полезность.

Расширившийся город страдал от нехватки питьевой воды. Айвазовский и в этом случае пришел на помощь родному городу. Сначала он дал разрешение городу ежесуточно использовать 50 000 ведер воды из принадлежавшего ему Субашского источника, а в 1880 г. передал его полностью в собственность Феодосии.

Познакомившись с нуждою еще в детстве, Айвазовский всегда старался помочь нуждающимся, и сборы с выставок, которых было более пятидесяти, обычно шли на благотворительные цели. В его переписке, газетных объявлениях, отзывах о выставках всегда говорится, что вся входная плата полностью передается какой-либо организации для помощи — детскому приюту, вдовам, солдатам-инвалидам или на какие-либо другие цели. На витрине размещен один из каталогов: «Альбом выставки картин профессора И. К. Айвазовского 1894 г.» Стремясь к развитию искусства в Крыму, Айвазовский открыл в Феодосию художественную школу-мастерскую. Он заботился и об устройстве в Феодосии библиотеки. 

Археология Крыма также интересовала художника. В 1853 г. он обратился в Министерство уделов с предложением провести раскопки древних курганов в окрестностях Феодосии. И.В. Тункина в книге «Открытие Феодосии: страницы археологического изучения Юго-Восточного Крыма и начальные этапы истории Феодосийского музея древностей: 1771-1871», конечно, много говорит об Айвазовском.

Многое из того, что связано с Крымской войной и особенно с участием в ней черноморского флота было изображено Айвазовским. На выставке представлены издания середины XIX в., посвященные Крымской войне.

Крым посещали и любили великие русские поэты и писатели, художники, музыканты, деятели театра и науки. А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов прибыли сюда путешественниками. Л. Н. Толстой защищал осажденный Севастополь в период Крымской войны. Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, А. П Чехова и М. Горького привело на полуостров нездоровье: они вынуждены были подолгу жить здесь, надеясь на исцеление. Многие любили приезжать в Крым на отдых. Помимо И. К. Айвазовского, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. М. Васнецов, А. И. Куинджи и многие другие запечатлели удивительные уголки полуострова, который много значил в их судьбах и творчестве. Среди тех, кто посвятил свои труды изучению и описанию полуострова стоит упомянуть П. С. Палласа, П. И. Сумарокова, Н. И. Веселовского, А. Я. Фабра.

Впечатлениям знаменитых личностей от пребывания в Крыму посвящены представленные на выставке книги: «Крым: по следам забытых путешествий: заметки по литературно-историческому краеведению» Деремедведь-Эрбаш Е. Н. и «Благословенная Таврида: Крым глазами великих русских писателей» Кунцевской Г. Н.

 

В 1811 г. открылся Феодосийский музей древностей, в 1826 г. был открыт Керченский музей, в 1892 г. создан Склад местных древностей в Херсонесе. Героическое прошлое Севастополя в Восточной войне увековечено созданием в 1869 г. музея обороны. Созданная в 1887 г. Таврическая ученая архивная комиссия организовала музей древностей, в 1899 открылся естественноисторический музей.

В 1812 г. был заложен знаменитый Никитский ботанический сад. С целью развития сельского хозяйства в этом сложном регионе в 1883 г. был также открыт Симферопольский отдел Российского общества по изучению садоводства для хозяйственных и научных целей. Для изучения природного богатства в 1871 г. возникла Севастопольская морская биологическая станция, в 1897 — Севастопольский морской музей-аквариум.

Постепенно Крым стал известен и в качестве здравницы. В 1829 г. были открыты сакские, а позже и евпаторийские грязелечебницы. В 1868 году открылось Таврическое медико-фармацевтическое общество. Уже в начале XX в. в Ялте были открыты лечебницы для туберкулезных больных и детский санаторий в Алупке.

О Крыме много пишут сейчас, писали и в XIX веке. На витрине представлена аж четырнадцатая часть «Универсального описания Крыма» Кондараки В. Х.

Крым, словно магнит, приманивал путешественников своим климатом, своими видами, и помимо очень многих известных людей там, конечно, побывало множество менее знаменитых. Путешественники писали письма, оставляли записки и воспоминания. Издавались посвященные Крыму книги, печатались статьи в журналах. Повествование Бернова М. А «Из Одессы пешком по Крыму» — лишь один из многих примеров, достаточно необычный.

Ближе к концу 19-го века все чаще стали появляться всевозможные путеводители по Крыму и отдельным его городам и регионам, например, книга карманного формата «Для едущих в Феодосию». Путеводитель Сосногоровой М. А. в красном переплете представлен на выставке, множество изданий также претерпел путеводитель Москвича Г. Г., издававшийся в аналогичном оформлении.

  

Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 г. в Феодосии в семье небогатой, но по тем временам достаточно образованной. Способности мальчика в рисовании заметил городской архитектор, знакомый отца художника. Гимназические рисунки мальчика, посланные его отцом вместе с прошением о приеме в Академию художеств в Санкт-Петербург, были оценены. В 1833 г. Айвазовский был зачислен в Академию, где по окончании трех лет обучения получил золотую медаль как лучший ученик курса.

После окончания Академии художеств Айвазовский отправился в Крым на два года для самостоятельной работы. Он рисовал с натуры Южный берег, потом вернулся в Феодосию, где оборудовал мастерскую и приступил к работе. Генерал Н. Н. Раевский, проездом на Кавказ, был в мастерской художника и пригласил его принять участие в военной операции у берегов Мингрелии. В 1840 г. Академия отправила Айвазовского в творческое путешествие по Италии, По возвращении в 1844 г., решением Совета Академии художеств он был удостоен звания академика. В том же году им было получено новое, необычное распоряжение: «...художника Айвазовского причислить к главному морскому штабу... с званием живописца сего штаба, с правом носить мундир Морского Министерства...». Айвазовский выполнял заказы Министерства, отправлялся в экспедиции и походы.

В 1846 г. художник начал серьезно обустраиваться в Феодосии. Это вызвало недовольство Николая I, но, видя, что Айвазовский не поддается на уговоры, царь оставил его в покое. В Феодосии Айвазовский много рисовал. Он часто принимал гостей и активно участвовал в общественной жизни. В 1848 г. Айвазовский женился на Ю. Я. Гревс. От этого брака у него было четыре дочери.

В 1851 г. Айвазовский участвовал в маневрах Черноморского флота, обогативших его новыми впечатлениями. В 1868 г. художник предпринял путешествие на Кавказ. Он посетил Владикавказ, Северный Дагестан, Дарьялское ущелье, Шуру, Сухум, был в Закавказье и Армении. В следующем году он побывал в Египте чтобы присутствовать при открытии Суэцкого канала. В 1873 г. он уехал в Ниццу с выставкой картин, после побывал во Флоренции.

Почти ежегодно устраивались выставки картин в России. В 1880, 1882, 1883, 1886, 1887 гг. выставки проходили в Петербурге. С выставками Айвазовский бывал в Одессе, Киеве, Николаеве, Херсоне, Бухаресте, Риге, Берлине, Париже. В 1892 г. он предпринял путешествие в Америку, побывал в Нью-Йорке и Вашингтоне.

 

В Феодосии Айвазовский написал основную массу своих картин. В этом тихом городе он создал самые выдающиеся свои произведения: «Девятый вал», «Черное море», «Среди волн». Он был коренным жителем Феодосии. В одном из писем Третьякову он так и пишет: «Мой адрес всегда в г. Феодосии».

Связь с Крымом нашла самое яркое отражение в творчестве Айвазовского. Он больше всего любил море и чаще всего изображал Черное море. Как никто другой, он передал мощь морской стихии, величие и безбрежность морских просторов. Природа Крыма, покорив его в детстве, всю жизнь питала его творчество. Для художника было большой удачей, что он сумел избегнуть тяжелой доли многих современников и необходимости быть придворным художником. Он сумел претворить в жизнь мечту многих лучших людей своего времени, искавших свободной, независимой трудовой жизни.

Его влияние на весь уклад феодосийской жизни было огромно. В течение сравнительно короткого срока Феодосия превратилась из провинциального захолустья в красивый и богатый город. Привязанность Айвазовского к Феодосии видна и в словах его духовного завещания: свою картинную галерею со всеми ее картинами, статуями и другими произведениями искусства он оставил Феодосии, его родному городу.

И. К. Айвазовский способствовал постройке городского концертного зала, фонтанов, здания Археологического музея; в современном художнику «Указателе Феодосийского Музея древностей» есть упоминание о нём как об одном из пожертвователей экспонатов. Он принял участие и во множестве других проектов. Так, он был попечителем двух гимназий — женской и мужской. В конце девяностых основал в Феодосии на свои средства приходскую трехклассную школу.

Постройка порта и проведение железной дороги в Феодосии — тоже дело рук Айвазовского. В преимуществах торгового порта в Феодосии он был уверен. Когда решение вынесено было в пользу Севастополя, он поехал в Петербург и своим влиянием в Морском министерстве добился пересмотра вопроса. Порт в Феодосии был построен за 1892-94 гг. В «Открытом письме о Феодосии» Айзвазовский пишет и о железной дороге, подчеркивая ее общественную полезность.

Расширившийся город страдал от нехватки питьевой воды. Айвазовский и в этом случае пришел на помощь родному городу. Сначала он дал разрешение городу ежесуточно использовать 50 000 ведер воды из принадлежавшего ему Субашского источника, а в 1880 г. передал его полностью в собственность Феодосии.

Познакомившись с нуждою еще в детстве, Айвазовский всегда старался помочь нуждающимся, и сборы с выставок, которых было более пятидесяти, обычно шли на благотворительные цели. В его переписке, газетных объявлениях, отзывах о выставках всегда говорится, что вся входная плата полностью передается какой-либо организации для помощи — детскому приюту, вдовам, солдатам-инвалидам или на какие-либо другие цели. На витрине размещен один из каталогов: «Альбом выставки картин профессора И. К. Айвазовского 1894 г.» Стремясь к развитию искусства в Крыму, Айвазовский открыл в Феодосию художественную школу-мастерскую. Он заботился и об устройстве в Феодосии библиотеки.

Археология Крыма также интересовала художника. В 1853 г. он обратился в Министерство уделов с предложением провести раскопки древних курганов в окрестностях Феодосии. Всего было раскопано 80 курганов. Золотые украшения из одного из них хранятся в Эрмитаже. В 1871 г. на средства художника было построено в Феодосии новое здание для Археологического музея. Тункина И. В. в книге «Открытие Феодосии: страницы археологического изучения Юго-Восточного Крыма и начальные этапы истории Феодосийского музея древностей: 1771-1871», конечно, много говорит об Айвазовском.

В 1880 г., художник расширил свой дом, пристроив к мастерской огромный выставочный зал. Впоследствии он оставил его родному городу, нынче это Феодосийская картинная галерея. Рост картинной галереи продолжался и после смерти Айвазовского. Она не только пополнялась картинами, но и была существенно расширена.

 

Айвазовский был знаком с замечательными русскими флотоводцами Лазаревым, Нахимовым, Корниловым, Истоминым, Литке, а с некоторыми из них был в дружеских отношениях. Исключительным проявлением внимания стало празднование десятилетия художественной деятельности Айвазовского в 1846 г., когда Корнилов пришел из Севастополя в Феодосию на корабле «Двенадцать Апостолов» в сопровождении пяти военных кораблей.

Среди достижений военно-полевой хирургии XIX в. многие на практике были применены именно в Крымскую войну, такие как наркоз и анестезия; первая помощь раненым оказывалась сестрами милосердия прямо на поле боя, что спасло многие жизни. Небольшие книги Shrimpton С. «The British Army and Miss Nightingale» и Пирогова Н. И. «Исторический обзор действий Крестовоздвиженской общины сестер попечения о раненых и больных» повествуют как раз об этих героических женщинах.

Многое из того, что связано с Крымской войной и особенно с участием в ней черноморского флота было изображено Айвазовским.

Дважды изобразил он Синопский бой, последнее большое сражение парусных кораблей. С обороной Севастополя связаны следующие его картины: «Осада Севастополя» (написана в 1845 г.), «Переход русских войск на Северную сторону», «Взятие Севастополя», «Буря у Евпатории», «Гибель английского флота у Балаклавы», а также некоторые другие.

Последняя картина, работу над которой Айвазовский начал в день смерти, также была посвящена им русскому флоту. Она изображает боевой эпизод — «Взрыв турецкого корабля». Иван Константинович Айвазовский ушел из жизни 19 апреля (2 мая) 1900 г.

www.shpl.ru

Московская выставка картин Айвазовского вызвала истерику в Киеве

Очередной нервный всплеск вызвала на Украине выставка работа Ивана Айвазовского, открывшаяся в в одном из главных музеев Москвы - в Третьяковской галерее. куда из Феодосии, родины художника, привезли 10 картин и 28 рисунков знаменитого мариниста.

Успех у выставки огромный: для того, чтобы увидеть картины Айвазовского каждый день в галерею приходят не меньше 5 тысяч человек.

Киев же разглядел в этом некие "нарушения международных соглашений", мотивируя тем, что Россия "вывезла" картины из Крыма, который украинский власти продолжают упорно считать своей, но "временно оккупированной территорией".

Киев обратился с жалобой на Москву в Международный совет музеев, а также опротестовал ее действия в Интерполе и Генеральной прокуратуре. Правительство Порошенко считает, что Россия нарушила Гаагскую конвенцию 1954 года, предусматривающую защиту культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

Замминистра культуры Украины Тамара Мазур утверждает, что данный документ запрещает "вывозить культурные ценности с оккупированных территорий без разрешения страны", которой они официально принадлежат.

Москва же настаивает на том, Крым является частью России, ссылаясь при этом на Международное право, в частности, на право народов на самоопределение, за которое и высказалось население Крыма в ходе референдума.

Вот в такой воинственной атмосфере проходит выставка работ знаменитого мариниста Айвазовского, вызвавшая целую бурю эмоций в Киеве. Украинские власти призывают мировое сообщество «заморозить сотрудничество с российскими учреждениями в культурной сфере», пишет испанское издание El Pais.

Издание обратилось за комментарием к директору программ и ассоциаций Международного совета музеев Франс Десмарай, которая заявила, что с самого начала украинского кризиса были усилены «меры по защите культурной собственности региона», а также предприняты шаги по оживлению диалога между работниками культуры и искусства обеих сторон. Что касается выставки работ Айвазовского, то Международный совет музеев надеется, что все 38 произведений вернутся в Крым после завершения работы выставки 20 ноября. На данный момент нет никаких признаков, свидетельствующих об обратном.

Другого мнение, что понятно, придерживают украинские эксперты. которые почему-то считают, что «крупные музеи мира используют любую возможность, чтобы оставить у себя произведения из небольших коллекций. По его прогнозам, в Крым возвратятся лишь 20-25 работ, а остальные останутся в Москве под предлогом участия в будущих выставках.

Руководство Третьяковки категорически отвергает такую возможность. Ее директор Зельфира Трегулова заявила, что все предоставленные произведения вернутся в Феодосию после закрытия выставки, а некоторые вернутся даже в лучшем состоянии, чем прибыли. 14 рисунков, находившихся в катастрофическом состоянии, были отреставрированы, говорит директор галереи.

Замдиректора Татьяна Карпова рассказывает о том, что выставка проходит на совершенно законных основаниях. «В соответствии с устоявшейся практикой, у нас есть договоренность с Феодосийской галереей, а местные власти не чинили никаких препятствий».

Карпова выразила сожаление, что в связи со сложившейся обстановкой не удалось договориться о передаче других полотен Айвазовского, находящихся в собраниях украинских музеев.

Российский художник-маринист завоевал признание публики своими изображениями кораблекрушений, штормов, сумерек и лунных ночей. Он стал первым зарубежным художником, удостоенным французского ордена Почетного легиона. Он получил золотую медаль в Париже, еще одну в Риме из рук Папы Григория XVI. Впечатленный картинами Айвазовского, английский маринист Д. Тернер посвятил ему восторженный сонет.

Он был очевидцем событий своей эпохи, пережил войны и присутствовал на открытии Суэцкого канала, став первым живописцем, который его нарисовал. Во время Крымской войны (1853-1856) вернулся в осажденный Севастополь и организовал выставку своих картин, на которых были изображены морские сражения. Ужаснувшись геноциду армян в Османской империи (1894-1896), Айвазовский швырнул в море награды турецкого султана и нарисовал картину, посвященную этой трагедии.

Напомним, как рассказывала Правда.Ру, в феврале 2014 года коллекция скифского золота, около 2 тысяч артефактов, была вывезена из крымских музеев на выставку "Крым: золото и секреты Черного моря" в археологический музей Алларда Пирсона в Амстердаме. Произошло этого еще до того, как Крым воссоединился с Россией. С тех пор стороны не могут решить, кому возвращать артефакты.

В экспозицию выставки входили экспонаты, предоставленные музеем исторических драгоценностей Украины (г. Киев), Национальным заповедником "Херсонес Таврический" (г. Севастополь), Центральным музеем Тавриды (г. Симферополь), Бахчисарайским и Керченским историко-культурными заповедниками.

До сих пор коллекция находится в Нидерландах, поскольку решить вопрос - куда возвращать экспонаты - будет решать теперь Окружного суда Амстердама. 

А между тем, в соответствии с контрактом, экспонаты должны были быть отправлены по домам, то есть в Киевский музей и четыре музея Крыма.

При этом, Центральный музей Тавриды был создан в Симферополе в 1921 года на основе Музея древностей Таврической ученой комиссии, основанного еще в 1887 году!

Таким образом, большинство экспонатов было собрано еще в императорской России. А СССР - правопреемник и наследник Российской империи, а соответственно, РФ - правопреемник и наследник СССР. И если заняться "крючкотворством", то с точки зрения международного права и Украинская ССР, и нынешняя незалежная Украина, мягко говоря, не очень легитимны.

Читайте последние новости Pravda.Ru  на сегодня

www.yoki.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта