Художника Селещука приняли в партию как известного антисоветчика. Николай селещук картины


Николай Селещук - великий белорусский художник

Он приехал в Минск с хуторка, на месте которого сейчас заросшая поляна, рисовать не так, как хотелось признанным мэтрам. Проводил у холста по 12 часов в сутки. Незаметно Селещука стали сравнивать с Сальвадором Дали. Причем без иронии

— Он начинал как график, надо сказать, очень талантливый. Этим зарабатывал на жизнь. Одновременно занимался живописью, ведь в ту пору именно живописцы были наиболее востребованными, уважаемыми художниками, тогда как графики находились на втором плане. Но Коля так не мог — он хотел быть первым всегда и во всем. У него было обычное желание человека, приехавшего из глубокой провинции в большой свет, найти себя и утвердиться, — рассказывает доктор Александр Терещенко, один из самых близких друзей художника. Главная черта Селещука — невероятная целеустремленность. Хоть он и был свободным художником, приходил в мастерскую в 10 утра и в 10 вечера выходил. Таков Коля — труженик, системный, пытливый. Именно поэтому он стал знаменитым.

Николай Селещук знал цену себе и своим произведениям. Говорят, однажды отказался продать свою картину Министерству культуры — не согласился с предложенной стоимостью. Многие художники работы Селещука не принимали, что не помешало ему вместе с другими молодыми живописцами и графиками открыть в зале на проспекте Машерова в 1985 году выставку, не одобренную Союзом художников. Неслыханная на ту пору дерзость! Скандала помог избежать только визит первого секретаря КПБ Николая Слюнькова, который по­смотрел экспозицию и похвалил.

— Чиновники покупали произведения Селещука. А вот сами художники, в том числе авторитетнейший из них Савицкий, творческие поиски Николая очень ругали. У Коли для того времени было слишком нестандартное мышление, — вспоминает Александр Терещенко. — Друзья у него были под стать. Основной костяк — Селещук, я, Славук, Зенкевич, Савич и дизайнер Игорь Гоняев. Такие же трудоголики. Штудировали все журналы, посвященные изобразительному искусству, что тогда можно было достать: чешские, москов­ские, польские, даже венгерские. Ездили на все выставки от Вильнюса до Таллина на поезде «Чайка», в Москву, Ленинград.

Конечно, Селещук в компании был лидером. Женщины это четко улавливали, недаром вокруг художника их всегда было немало. Все — редкостные красотки, манекенщицы, высокие и элегант­ные. Да и сам Селещук был им под стать — выглядел франтом: носил шикарные пальто до полу и мягкие дорогие шляпы, имел машину.

— Чтобы общаться с ним, женщины устраивали спектакли. Однажды напротив его мастерской я увидел общуюзнакомую, — рассказывает фотограф Евгений Коктыш. — Она в красивой белой одежде стояла над поднятым капотом машины. Притормозил, спросил: «Помочь?» Она зыркнула на меня: «Женечка, езжайте, я не вас жду». Потом узнал, что Коля и эта девушка через некоторое время стали парой.

Не стало художника в 1996 году. До 50-летия он не дожил всего 40 дней — захлебнулся в волнах Тирренского моря во время путешествия в Италию. Не успел ни открыть приуроченную к юбилею первую персональную выставку, ни выпустить уже подготовленный к печати альбом.---

strannik2005.livejournal.com

Работы художника Н. Селещука

Страна: Беларусь
Родился: 4 августа 1947 г.
Умер: 25 сентября 1996 г.

Селещук Николай Михайлович – белорусский художник, график.

Родился в деревне Великорита, Малоритского района, Брестской области. В семье рабочих. В 1957 году семья переехала в пригород Бреста, деревню Пугачево.

В Бресте занимался в художественной студии Петра Данелии.

В 1964 году- работал художником – рекламистом в Брестском гарнизонном Доме офицеров.

С 1965 по 1968 – учеба в Минском художественном училище на отделении живописи.

1968 г.- служба в армии, награжден медалью «За воинскую доблесть».

В 1970- 1976 г.г. учился в Белорусском театрально- художественном институте, на кафедре графики у П. Любомудрова, В. Шаранговича.

В 1976-1977 годах работал художественным редактором в издательстве « Высшая школа».

В художественных выставках участвует с 1966 года.

Член Союза художников БССР с 1977 года.

В 1980- 1990 годах стал не просто модным, а еще и очень хорошим художником. Выходец из простой, рабочей семьи, он стал мастером европейского уровня, большим эстетом.

В 1995 году стал академиком живописи общественного объединения «Белорусская академия изобразительного искусства».

Произведениям Николая Селещука присущи сложность сюжетного и пространственно- временного решения, документальная точность в объединении с аллегорией, метафорой, символом.

Награды:

1975- диплом 2 степени на Всесоюзном выставке- конкурсе художественных ВУЗов в Ленинграде.

1976- диплом Министерства культуры СССР, Союза художников СССР, ЦК ВЛКСМ на Всесоюзной выставке «Молодость страны» в Москве.

1986- медаль Биеннале экслибриса «Мальборк-86»

1989- медаль конкурса книжной иллюстрации в Риге; золотая медаль на Биеннале книжной иллюстрации в Братиславе.

1990- премия «Оскар ла Вилет» в Париже.

1992- лауреат Государственной премии Республики Беларусь; Биографическим центром Кембриджского университета признан человеком года в области кулдьтуры.

Кроме этого, награжден 18 дипломами на всесоюзных и республиканских конкурсах.

Произведения Николая Селещука находятся во многих музеях мира.

Трагически погиб 25 сентября 1996 года, его захлестнуло волной на пляже Тирренского моря, между Неаполем и Римом.

© Из сети

fantlab.ru

почему нужно ждать выставку под открытым небом «Художник и город» — Журнал «Большой»

На площади Якуба Коласа 14 мая начнет работу выставочный проект «Художник и город» — под открытым небом разместятся тридцать репродукций картин известного белорусского художника Николая Селещука. Для того, чтобы рассмотреть сказочные работы во всех деталях, у минчан будет три месяца — выставка продлится до 10 сентября — но «Большой» советует не лениться и съездить на площадь к самому открытию.

Когда хороший проект «Художник и город» украшал белорусские улицы репродукциями картин Казимира Малевича и Марка Шагала, даже самые далекие от живописи горожане одобрительно кивали головами: «Знаем, слышали, уважаем». Увы, имя белорусского художника Николая Селещука известно далеко не всем программистам, пиар-менеджерам и фэшн-блогерам столицы, но благодаря выставке под открытым небом и его работы скоро появятся во всех инстраграмах Минска.

seleschuk-4

На посвященной открытию выставки пресс-конференции, которая состоялась в Музее современного изобразительного искусства 29 апреля, спикеры горячо рассуждали о том, что своих героев белорусы не знают и не ценят, а перед Европой преклоняются.  “Мяне вельмі забаўляе, калі беларусы кажуць: “Паеду ў Еўропу”. Адкуль? З центру Еўропы?” — удивлялся Григорий Ситница, председатель Белорусского союза художников.

seleschuk-1

«Николай Селещук был белорусским художником европейского уровня», — добавлял народный художник Владимир Товстик, который когда-то делил с ним мастерскую.

seleschuk-2

Николая Селещука называют белорусским Сальвадором Дали. Родился он 4 августа 1947 г. в деревне Великорита Брестской области. Деревенский мальчик, едва ли не в 15 лет впервые увидевший поезд, стал большим эстетом и живописцем европейского уровня. На выставках у его волшебных и карнавальных сюрреалистичных картин обычно собирались толпы. Впрочем, сам Николай Селещук притягивал взгляды не меньше: импозантный, всегда со вкусом одетый мужчина — длинные плащи и пальто, яркие пиджаки, шарфы и мягкие шляпы. Больше всего Селещук любил писать картины в своей мастерской над магазином «Океан» на улице Козлова, уходил оттуда лишь поздно вечером.

seleschuk-5

Николай Селещук. «Не ходи за мной, я сама заблудилась». 1988.

Селещук стал вице-президентом Белорусской академии изобразительного искусства, лауреатом Госпремии Республики Беларусь, лауреатом международных конкурсов, Человеком года в области искусств по решению Кембриджского биографического центра.  В начале девяностых он считался самым дорогостоящим белорусским художником. Говорят, что Селещук никогда не дарил своих работ даже друзьям: считал, что если за полотно заплатят, относиться будут к нему совсем по-другому.

seleschuk-6

Николай Селещук. «Из праздничного цикла». 1988.

Николай Селещук трагически погиб в Италии 25 сентября 1996 года: утонул в Тирренском море. Купальный сезон уже закончился, пришла пора морских приливов и отливов. Говорят, художник стоял по колено в воде, но набежавшая волна закрутила его и унесла в море…

seleschuk-7

Николай Селещук. «Весна». 1991

Выставка под открытым небом «Художник и город» четвертый раз подряд реализуется в Минске при поддержке Министерства культуры и Мингорисполкома. Инициаторами проекта выступили агентство социального маркетинга Grand BS и Центр современных искусств. Генеральный партнер – банк ВТБ, информационные партнеры — агентство «Минск-Новости», портал Relax.by и ваш покорный слуга, городской журнал «Большой».

Где: Минск, вся площадь Якуба КоласаКогда: 14 мая — 10 сентября, круглосуточно и без выходных.

Фото:
  • Глеб Малофеев

bolshoi.by

Он "всегда носил детство в кармане"

Фото с сайта museum-rus.ru

Фото с сайта vminsk.by

4 августа исполнилось бы 65 лет белорусскому Сальвадору Дали - так его называли - художнику Николаю Селещуку.

В 1980-1990-х его называли самым прогрессивным художником столицы, а также художником-новатором. Он был создателем нового стиля живописи, отмечен рядом дипломов республиканских конкурсов "Искусство книги". В 1989 г. Селещук был награжден золотой медалью и дипломом книжной иллюстрации в Братиславе. В 1993 г. стал лауреатом государственной премии Беларуси. Ему дважды присваивалось почетное звание "Человек года в искусстве". 

25 сентября 1996 году Николая Селещука накрыло внезапной большой сильной волной на Тирренском море между Римом и Неаполем, закрутило и унесло в море. Через три недели должна была состояться его первая персональная выставка в Национальном художественном музее. Она состоялась как раз на сороковины. Художник погиб на самом пике своей карьеры. 

О Беларуси он писал с доброй искоркой юмора, игры и фантазии. Коллекционер Валерий Жильцов делится первыми впечатлениями от картин художника: "Это ощущение, не поддающееся логическому объяснению, оно из области чувственных восприятий, когда ты нутром чувствуешь идеально гармоничное сочетание цвета и формы и появляется ощущение счастья первооткрытия, доселе неизвестного". 

Произведениям Селещука присущи сложность сюжетного и пространственно-временного решения, документальная точность в соединении с аллегорией, метафорой, символом. Друг художника Элеонора Езерская писала, что "он создавал невероятный, карнавальный, сказочный мир, в котором много дорог... и детских снов. Он был из тех художников, кто всегда носил детство в кармане". 

В далеком 1985 году Николай Селещук вместе с признанными сегодня художниками Савичем, Товстиком, Альшевским, Янушкевичем, Славуком, Ксендзовым самостоятельно организовали выставку, без патроната Союза художников. За подобную инициативу Союз художников вынес группе выговор "…за националистический шабаш с антисоветским уклоном". 100 экземпляров каталога выставки пошли под нож, но потом жестокий приговор был снят. После третьей такой выставки художники зарегистрировали свой союз под названием "Академия". Надо сказать, что не все художники одобряли творческие поиски Селещука, в том числе авторитетнейший в то время Савицкий. 

Фото с сайта museum-rus.ruFeast in Honor of Brother's BirthФото с сайта museum-rus.ru

"Диктатор"

  

Фото с сайта museum-rus.ru

"Не ходи за мной, я и сама заблудилась"

Фото с сайта museum-rus.ru

"Чувство одиночества". Португальский цикл

 

Владимир Савич вспоминает о 1970-х годах, когда он и Селещук делили вместе мастерскую. "Мы отличались творческой ненасытностью. Повелось еще с института: в 9 - на занятия и до полдвенадцатого ночи. И то лишь потому, что в двенадцать не пускали в "интернат". То же и после института: в мастерской с утра до вечера. Вот такая мы были богема". К слову, эта "богема" штудировала журналы, посвященные искусству, какие только были доступны, следила за выставками в Вильнюсе, Таллине, Москве, Петербурге. И повальным увлечением были разговоры, не о женщинах, а о самопоиске в искусстве. На кассетах и еще редких тогда видеомагнитофонах смотрели первые фильмы Хичкока и многие другие западные кинокартины. Мастерскую на последнем этаже дома на Козлова над магазином "Океан" полушутя называли маленьким Монмартром за новаторский дух, который там витал. 

Селещук первым из белорусских художников сделал выставку не на госзакупку, а на частного покупателя. "Однажды даже отказался продать свою картину Министерству культуры - не согласился с ценой. Он знал настоящую цену своему искусству", - вспоминает Александр Терещенко, друг художника.

Фото с сайта museum-rus.ru

"Сентябрьский день"

 

Фото с сайта museum-rus.ru

lll-fated Dusk

Фото с сайта museum-rus.ru

Иллюстрация для сказки The Greedy Rich Man

 

Фото с сайта museum-rus.ru

From the Holiday cycle

Фото с сайта museum-rus.ru

Ex libris L.A. bookplate

 

Люди, которые знали его лично, говорят, что он был мягким, обаятельным человеком, не умел злословить, плести интриги и был невероятным эстетом. Его называли франтом, потому что он носил длинное пальто и дорогие шляпы. Художник всегда держался отстраненно и ни разу не дал интервью журналистам, за исключением первого и последнего - за день до смерти - радио Ватикана. "Творчество - процесс интимный", - любил повторять он. И в свой мир посторонних пускал очень неохотно, не всякий получал право попасть в его мастерскую. 

Селещук хотел, чтобы его признавали, покупали его картины, но жажда успеха соединялась у него с невероятной ответственностью, которая заставляла его порой сутками не выходить из мастерской. Любое мероприятие с его участием становилось популярным, а в конце 1990-х он был самым дорогостоящим белорусским художником. Сейчас работы мастера хранятся в престижных художественных музеях Европы, США, частных коллекциях. 

Фото с сайта museum-rus.ru

Appearance on the eve of Christmas

 

news.tut.by

Николай Селещук

Трудно было подобрать картины данного художника что то мало о нем информации

Селещук картины

Селещук картины

белорусский художник

белорусский художник

белорусский сюреализм

белорусский сюреализм

Мое знакомство с Николаем Селещуком…Это произошло в 1993 году, на третьем году деятельности «Художественного центра «Жильбел». Центр набирал обороты, уже было проведено много выставок. В то время мы выставляли белорусский андеграунд, популярность центра росла, уже поступали предложения по проведению персональных выставок от известных «имен», этому продвижению центра способствовало два фактора:Первый – место расположение, центр находился в самом сердце Минска «Троицком предместье», место, история которого уходит в глубь веков, здесь начинался Минск. Небольшой камерный зал, квадратной конфигурации, с высоким, в два этажа, потолком, впитал в себя вековую энергетику, и это чувствовалось на каждой выставке. Картины просто пропитывались этой энергией и щедро возвращали ее зрителям. В общем, сам Бог благословил это место.Второй – великолепный профессиональный коллектив, состоящий сплошь из сотрудниковХудожественного комбината, фанатов от искусства, людей, всю свою жизнь посвятивших искусству, пропитанные любовью к нему до кончиков волос.В то время в центре работала Надежда Петровна Бурмак, до этого она возглавляла цех в Художественном комбинате, куда входили и графики, к коим относился Николай.. Надежда Петровна хорошо знала художников и относилась к ним, как к своим детям и они ей отвечали взаимностью,Мы, с Надеждой Петровной, уже несколько лет, были частыми посетителями мастерских, знакомясь с их творчеством и отбирая работы для выставок. Вот с таким визитом мы собрались посетить мастерскую Николая Селещука, предварительно договорившись с ним о визите. До этого, я не был знаком с Николаем, хотя его работы и его самого я часто видел на выставках и художественных тусовках. Кроме того, я общался и дружил с художниками, творчество которых было тесно связанно с творчеством Николая, причем настолько тесно, что их взаимное влияние друг на друга было очевидно, это Володимир Савич, Георгий Скрипниченко, Владимир Товстик, Влодимир Шепелевич, Сергей Пчелинцев с этими замечательными художниками и людьми нас и теперь связывает, что то большее, нежели дружба.Мы, с Николаем, вращались в одном кругу друзей и достаточно знали друг о друге, как люди понимающие, что их пути, раньше или позже неизбежно пересекутся.Наша встреча состоялась поздним летом, накануне осени, погода была летняя, небо ясное, была суббота, 11 часов утра. Дверь открыл Николай, гостеприимный, радушный, приветливый. Мы встретились, как давние приятели, которые давно не виделись и которым было, что рассказать друг другу. Никакой скованности или напряжения, общение было легким и естественным. Пили чай с печеньем, домашним вареньем, говорили о планах, о прошлых и будущих выставках, об успехах «Жильбел», об отношениях художника и галерейщика, при этом, все в третьем лице, как будто бы не хотели затронуть главную тему, отношений, как бы боясь ее коснутся.Но, самое главное, я был просто поражен картинами, которые я увидел в этот день. Это ощущение, не поддающееся логическому объяснению, оно из области чувственных восприятий, когда ты нутром чувствуешь идеально-гармоничное сочетание цвета и формы и появляется ощущения счастья первооткрытия, до сели неизвестного. Интуиция тебе подсказывает попадание в цель. Это чувство сродни, чувству рыбака подсекшего рыбу и вытягивающего ее из воды, или снайпера, подсознательно чувствующего попадание в десятку, когда еще не принесли мишень, или когда влюбляются с первого взгляда и на всегда.Удивительно, что это чувство не оставляет меня до сих пор, более десятка лет, постоянносоприкасаясь и живя с его работами, из моей коллекции, которые находились постоянно со мной, в моем доме. Они не утомляли, не мешали, а наоборот не перестают удивлять меня своим совершенством. Мне, в этот день, запомнились несколько работ, одна из них висела на стене, напротив окна, подающий из окна свет очень удачно подчеркивал ее достоинства, она казалась мне совершенством, называлась она «В мастерской художника кукол», по моему, она много лет висела у него на стене, в нижней части картины просматривался портрет моего близкого друга художника Георгия Скрипниченко, потом часто бывая у меня дома, рассматривая эту картину, мы оба пытались разгадать, почему он, вдруг, оказался изображенным на картине, легко узнаваемый, написанный Николаем по памяти, и на первый взгляд, не имеющим никакого отношения к данному сюжету. Запомнилась мне также, увиденная мною тогда, впервые, картина «Мгновение, ставшее вчерашним», как и его работа, написанная в 1996 году, тоже находящаяся в моей коллекции, под названием «Мужчина с музыкальным инструментом и женщина с петухом». Эти две картины, характерны тем, что поражают зрителя сочетанием цветов, подобранных с удивительным вкусом, которые могли бы претендовать на мировые шедевры, при этом, она настолько пропитана национальным колоритом, который ни с чем не перепутаешь, поданным с такой любовью. Этот колорит, может принадлежать только этому месту, на всей планете, лежащим между Россией и Польшей, которое называется Беларусь. Мне кажется, этот нюанс в этих картинах, может быть понятен только тому, кто вырос здесь и впитал в себя эту культуру. Этого характерно также для третьей картины, запомнившейся мне тогда и называющейся «День твоей любви», работу над которой Николай только закончил. И еще, запомнилась работа «Весна», вся пропитанная весенним настроением, таяньем снегов, половодьем и как всегда, вдалеке, на холсте изображена церквушка. Все это поразило меня тогда и сохранилось до сих пор. Волей судьбы, так случилось, что эти картины спустя много лет стали частью моей собственной коллекции, и я благодарен Всевышнему за это.Чтобы понять, что произошло между нами тогда в мастерской у Николая, нужно вернутся немного в прошлое, некоторое время назад, когда мы с Надеждой Петровной посещали мастерские художников, знакомились с художественной элитой, да и просто знакомились с художниками в поисках новых талантов. Суть этих визитов была в том, что чем лучше работал Художественный центр, чем выше были его достижения, чем выше становился уровень, проводимых выставок, тем больше дверей мастерских нам открывалось. И мы пользовались этим правом входить, чтобы внимательно изучать творчество современных художников.Можно было бы посещать мастерские, но не увидеть сути, в этом процессе, важно, чтобы художник захотел принять тебя, раскрыться тебе. Исходя из этого, и формировались наши планы посещений.И вот, наконец, пришло время, посетить мастерские известных «имен»: Владимира Савича и Георгия Скрипниченко, с тех пор с этими художниками меня связывает крепкая дружба, абсолютное доверие, взаимопонимание, взаимная поддержка. Мы часто вспоминаем, встречаясь вместе, эти моменты, нашего первого знакомства, с улыбкой. Посещение мастерских Савича и Скрипниченко произошло почти одновременно с интервалом не более трех месяцев, между посещениями. Нас принимали с особым вниманием, теплотой, радушием, гостеприимством с признанием наших успехов, но на наше предложение выставиться в «Жильбел» был дан ответ: « Ну, что же, выставимся, придет время, а вы еще поработайте, покажите себя» Причем оба художника ответили одинаково, как Буд-то договорились. Дали нам карт-бланш, надежду, и поставили условие – «взять планку», как говорят спортсмены. Затем мы много общались, часто ежедневно, вместе проводили праздники, дружили семьями, помогали друг другу, но всегда наше общение, казалось мне, было продолжением того первого разговора.Иногда, эта фраза, относилось уже не ко мне, а к ним. Это стала нашим принципом, «брать планку». Не нужно было говорить, можно было посмотреть друг на друга, улыбнуться, как бы предполагая – ну что, сам же знаешь, помнишь, ведь сам же говорил.А в тот день мы говорили с Николаем о взаимоотношениях, выставках, планах на будущее, Уходя. Надежда Петровна спросила:- Николай, ты хочешь провести персональную выставку в «Жильбел» и получила ответ- « Ну, что же, выставлюсь, придет время, а вы еще поработайте, покажите себя».Я до сих пор признателен моим друзьям, за эту планку и эту надежду, которую они оставили мне.Прошло несколько лет, мы с Николаем встречались часто случайно на выставках, презентациях, днях рождениях друзей, говорили обо всем, но к разговору о выставке не возвращались никогда. Было ощущение, что все наши разговоры были продолжением того первого разговора в мастерской, между нами установилась, какая-то невидимая связь.Примерно с 1995 года Николай стал бывать на все наших выставках, не пропуская ни одной, «Селещук, по-моему, созрел для персональной»- как-то заметила моя супруга-Людмила, возглавляющая Художественный центр «Жильбел»Помню, в Художественном центре «Жильбел» проходило открытие выставки, сопровождавшееся перфомансом, потух свет, артисты играли сценку, чтобы помочь зрителям настроится на восприятие искусства. Представление закончилось, в зале зажегся свет, рядом со мной стоял Николай, на лице сияла широкая счастливая улыбка, он смотрел на меня, и у меня, как бы в продолжение нашего давнего разговора вырвалось:-Ну, что? Заслужили? Николай!- Заслужили, Валерий! – ответил он.Через несколько дней мы встретились, уже втроем: я, Николай и Людмила и приступили к обсуждению персональной выставки Николая Селещука в Художественном центре «Жильбел», было начало сентября 1996 года…И сейчас в 2007, спустя десять лет, проводя в Ню-Йорке выставки с участием работ Николая Селещука, планируя его персональную выставку в Музее русского современного искусства в Ню- Джерси, я, невольно, чувствую, что та давняя, установленная между нами связь не прервана….

Валерий Жильцов, коллекционер, президент совета директоров «Музея русского современного искусства» в Джерси-Сити.

Мои последнии сновидения меня стали очень сильно удивлять, почему то мне стали сниться победы в большом теннисе.

Tags: depositfiles, easyshare, letitbitnet, более, веков, живописи, Живопись, Иллюстративный, материал, направления, Николай Селещук, полное, получить, поможет, представление, протяжении, развивалась, разнообразные, томкак, художественные, школы

This entry was posted on Monday, December 29th, 2008 at 19:44 and is filed under Картины. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. Both comments and pings are currently closed.

artdosug.ru

Художника Селещука приняли в партию как известного антисоветчика

Недавно одна знакомая, не искушенная в изобразительном искусстве, вспоминала, как в середине 80-х во время учебы в аспирантуре в Минске попала на полуофициальную выставку молодых художников.

- Сколько лет прошло, а я до сих пор помню работы одного художника, - призналась она. - Особенно одно полотно - на сером фоне стоит удивительная девушка… А вот фамилию его вспомнить никак не могу.

- Селещук?

- Как вы поняли? Вы знаете эту картину?

На картине «Канец сезона туманаў» художник нарисовал будущую жену.

На картине «Канец сезона туманаў» художник нарисовал будущую жену.

Да, я узнала эту картину «Канец сезона туманаў», хотя видела ее только в репродукциях. И значительно позже узнала ее историю: девушка - будущая жена художника, нарисовал он ее в платье, которое привез ей из туристической поездки в Венгрию. Но даже если бы я не узнала по описанию одну из самых знаменитых картин Селещука, у меня не было бы сомнений в том, что забыть моя знакомая не может именно его. Потому что все, кто видел его полотна в те годы, испытывали шок. Так не похожи были его утонченные, загадочные, фантасмагорические полотна на все, что тогда называли соцреализмом, его героини, с бледными тонкими лицами, роскошными нарядами и волшебными шляпами, никак не походили на доярок и ткачих, которых было вынуждено воспевать большинство художников. Неудивительно, что на каждой выставке возле картин Селещука собирались толпы зрителей. А многие книги в 80-х годах очень часто покупались только ради иллюстраций Николая, ведь по образованию он книжный график.

Расцвет его таланта пришелся на 80 - 90-е годы - время кардинальных перемен всей нашей жизни. И Селещук был первым, кто заявил о своем стиле и был верным ему всегда. Чего это ему стоило, знают, наверное, только самые близкие друзья, коллеги. Именно они четыре года назад издали книгу «Гучанне музыкі нябесаў». А ушел он за год до своего 50-летия, за несколько недель до первой персональной выставки в Художественном музее, которая стала первой посмертной.

ОРАНЖЕВЫЕ НОСКИ И ЗАПОРОЖЕЦ-БОЖЬЯ КОРОВКА

Рисовать Николай стал еще в детстве на родном хуторе. Вспоминал, что первой краской была половая.

- Рассказывал мне, что отец был против его увлечения, - вспоминает подруга художника Светлана Горбачева. - Выбрасывал его картинки в печку, а мама их спасала. Уже когда он учился в театрально-художественном институте, приезжал домой, отец непременно проверял, может ли Коля решить задачку по математике из школьной программы. И бывал очень удручен, когда сын не мог с ней справиться.

Селещук выделялся среди ровесников еще со студенческих лет. Деревенский по сути парень стал, как сейчас говорят, иконой стиля. Любил и умел одеваться со вкусом, даже роскошно. В юности это были оранжевые носки и самошитые джинсы из толстенного брезента, в пору более зрелую и финансово благополучную - длинные плащи и пальто, яркие пиджаки, шарфы и шляпы.

Николай Селещук любил красивых женщин.

Николай Селещук любил красивых женщин.

У него у первого появился автомобиль. Сначала это был «Запорожец», расписанный под божью коровку, потом белые «Жигули», а потом и «Волга». На просмотры фильмов по видеомагнитофону в его квартире собираются десятки гостей. Мастерскую «над «Океаном» по улице Козлова Николай Селещук, Владимир Савич и Владимир Товстик получили в конце 70-х. До этого молодым художникам получить помещение для работы было практически нереально. Мастерская располагалась напротив Дворца искусства.

- Окна нашей мастерской выходили на Дворец искусства, - вспоминает в книге Владимир Товстик. - А залы графики имеют стеклянные стены. И Коля купил подзорную трубу. Мы любили наблюдать, у какой работы дольше стоят и как дискутируют. Видели, как работает выставком, кто и чьи работы снимает.

МАШЕРОВЦЫ

Наверное, из таких наблюдений и родилась идея сделать свою выставку, работы на которую не проходят никакой цензуры. Это был 1985 год, самое начало перестройки. Семь молодых художников - Виктор Альшевский, Феликс Янушкевич, Владимир Савич, Владимир Товстик, Николай Селещук, Валерий Славук и Александр Ксендзов - выставились на двух этажах в НИИ на проспекте Машерова. Именно с тех пор их стали называть машеровцами. Выставка получилась скандальной, посмотреть ее стремился весь город, сто экземпляров черно-белого каталога тут же разошлись по рукам, а еще сто экземпляров были пущены под нож. Именно после этой выставки Селещук заявил о себе как живописец. «Жывапіс. Графіка. 1985 год» получила невероятный резонанс, на художников посыпались самые невероятные обвинения. В итоге на нее приехал тогдашний руководитель компартии Беларуси Николай Слюньков.

- Что они ожидали увидеть, не знаю, - вспоминает Феликс Янушкевич. - Наверное, антисоветский националистический заговор, который возник в Союзе художников. Слюньков спокойно походил по выставке и сказал: «Какие тут могут быть вопросы?» Особенно ему понравилась работа Николая, где на фоне подпаленной земли были нарисована птичка и ее гнездо с яйцами. И вдруг Слюньков говорит: «Принять Селещука в партию и снять этим все вопросы».

Позже машеровцы назвали свое общественное объединение общественной Академией изобразительного искусства. На могильном памятнике Селещука написано «Акадэмік жывапісу».

ЛЮБИМЕЦ ЖЕНЩИН

Николая Селещука всегда окружали красивые женщины. Эстет, Селещук ценил красоту во всем. А вот в личной жизни, похоже, счастья так и не нашел. Первую любовь не приняла мама художника.

- После этого он твердо решил для себя не жениться, окунулся в богемную жизнь, увлекся девушками. В его мастерской, когда ни заглянешь, обязательно сидела красивая длинноногая стройная барышня, - пишет в книге однокурсница Селещука Антонина Крохина (Шуганова).

Потом он все же женился, на той самой Тамаре с полотна «Канец сезона туманаў». Она была настоящей красавицей, изящной, как статуэтка, намного моложе Николая, работала в книжном магазине в Троицком предместье. По признаниям близких Селещуку людей, начиналось все очень красиво, но закончилось трагически.

- Феномен их отношений никому не был понятен, - признается художник Владимир Зинкевич. - Вокруг него всегда были шикарные женщины, готовые посвятить ему жизнь. А с Тамарой сразу начались проблемы: она много пила, недвусмысленно интересовалась друзьями мужа. Коля сильно переживал, у него была сильная депрессия. Но даже после развода он не смог ее забыть…

В начале 90-х Селещук стал самым дорогостоящим белорусским художником. Он никогда не дарил своих работ и даже для друзей называл весьма внушительные суммы за свои полотна. Считал, что если за картину заплатят деньги, будут к ней относиться совсем по-другому. Но и продавал их далеко не всем.

ПОГИБ НА ВЗЛЕТЕ

Его нелепая смерть стала шоком для всех. Только мама художника, когда ей сказали про смерть сына, сразу спросила: «Што, утапіўся?» Значит, что-то предчувствовала. Возможно, были предчувствия и у самого художника. На одной из последних его работ черт загоняет в воду ангела…

Селещук погиб на глазах у режиссера-документалиста Надежды Горкуновой. В ту злополучную поездку в Италию, которую организовало посольство Италии, отправились представители культуры Беларуси. Ехали не ради моря и пляжа, главной целью было - увидеть как можно больше достопримечательностей, музеев, галерей, памятников архитектуры.

- Я в дороге заболела ангиной, и Коля со своими друзьями, Сергеем Пчелинцевым и Светой Горбачевой, взяли меня на поруки, - рассказывает Надежда. - Так мы и держались вместе. Все вечера были посвящены размышлениям об увиденном. Хорошо помню, как накануне того страшного дня, когда Коля погиб, говорили о вечности, о смысле жизни, о том, как можно в искусстве жить долго-долго и оставаться интересными и востребованными. Италия давала почву для таких размышлений. Никто из нас не боялся старости. И Коля воспринимал ее как приход взросления, мудрости. Он не собирался завтра умирать.

На следующее утро Селещук предложил друзьям сходить на море.

- Пошли я, Коля и Сергей. По дороге к нам присоединились две девушки из нашей группы. Никто наc не предупредил, что в это время года происходит сильный отлив и заходить в море опасно. Полиция рассказала нам об этом, только когда Коля погиб.

Пляж был пустынный, наверху в прибрежном кафе сидели люди, укутавшись в пледы. Мы еще пошутили, что только наши могут зайти в воду в это время.

Я никогда не плаваю, просто зашла в воду помочить ноги. Все произошло мгновенно. Я почувствовала, как из-под ног стал уходить песок, мне стало неприятно. Обернулась на мгновение взять шаль. И вдруг ребята, которые только что купались в нескольких метрах от берега, исчезли из вида. Вообще исчезли. А потом я увидела, как четыре человека барахтаются в воде и ужас в их глазах. Девушкам удалось выбраться на берег. Вслед за ними - Пчелинцев, который еще из воды крикнул мне: «Беги за спасателями». А где Коля?

Я побежала в то самое прибрежное кафе. Там были серфингисты, которые бросились на помощь. Сколько они ныряли, не могу сказать. Казалось, прошла вечность, пока они нашли Колю. Потом уже эксперты сказали нам, что он захлебнулся мгновенно. Пока ждали «скорую», Пчелинцев минут сорок делал ему искусственное дыхание. Смотреть на это было невозможно.

На выставке, которая оказалась посмертной, я увидела холст, на котором на больничной каталке лежит мужское тело, на дальнем плане - море. Предчувствие?

www.kp.by

Селещук Николай Михайлович Википедия

Николай Михайлович Селещук (белор. Мікалай Міхайлавіч Селяшчук; 4 августа 1947, Великорита, Малоритский район — 25 сентября 1996, Италия) — советский художник

Биография

Учился у художественной школе в Бресте под руководством Петра Данелии, в Минском художественном училище (1965—1970, отделение живописи). После службы в советской армии, окончил Белорусский театрально-художественный институт (1970—1976, кафедра графики) у Павла Любомудрова, Василия Петровича Шаранговича. Член Белорусского союза художников с 1977 года.

Работал в книжной и станковой графике, станковой живописи, живописи и экслибрисе.

Первые годы творчества он посвятил графике, Николай Селещук создал большое количество станковых работ и книжных иллюстраций. В 1980-х годах вышли оформленные им детские книги: сборник народных сказок «Дар родителей», отдельное издание сказки «Стремись к большему», книга стихов Григория Бородулина «Индыкало-Кудыкало». Значительным трудом Селещука в этом направлении было оформление поэмы Якуба Коласа «Сымон-музыка» (1990). Николай Селещук также оформил книги поэзии «Слушаю сердце», «Такое короткое лето» Раисы Боровиковой, «Пора любви и жалости» Евгении Янищиц, «Улыбнись мне» Янки Сипакова, «Сокровище» Змитрока Бядули и другие.

Особой чертой художественной композиций автора есть развернутая  аллегория, объемная метафора, символика. Николай Селещук стремился к созданию образов-идей, а его картины, по словам критиков, напоминают театр. Художник использовал элементы сюрреализма, фантасмагорию и гротеск. Книжная графика художника насыщена декоративными деталями, фантастическими образами, предметами быта и одежды.

С 1966 года принимал участие в выставках. В конце 1970-х начале 1980-х выставлял произведения живописи. В 1987 году в Гродно состоялась персональная выставка. Произведения экспонировались в России, Литве, Эстонии, Азербайджане, Венгрии, Польши, Болгарии, Чехии, Словакии, Италии, Канаде, США, Греции, Испании, Индонезии, Бельгии, Франции, Шри-Ланке, Японии, Финляндии, Германии, Великобритании, Португалии.

Живопись и графика Николая Селещука хранятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Музее современного изобразительного искусства Белоруссии, коллекции Белорусского союза художников, Могилевского областного музея имени Павла Масленикова, Государственной Третьяковской галерее в Москве, Музее Современного искусства Экваториальной Гвинеи, Галерее Костаки в Афинах (Греция), галерее Хагельстам в Хельсинки (Финляндия), салоне Света Капланского в Торонто (Канада), Торгово-промышленном центре Миннеаполиса (США), в Музее современного русского искусства в Нью-Джерси (США) и других, а также в частных коллекциях Белоруссии, Греции, Франции, Финляндии, Канады, США, Израиля, Литвы, Чехии, Словакии, России, Германии.

Николай Селещук был лауреатом Государственной премии Республики Беларусь (1992) за серию графических работ «Святые» («Колядки», «Клич весны», «Вербница»), цикл картин «Моя Беларусь», иллюстрации к книгам «Сымон-музыка» Якуба Коласа и «Сказки белорусских писателей». Награждён 18 дипломами и премиями республиканских, всесоюзных и международных конкурсов книги. За рисунки к сказкам белорусских писателей награждён золотой медалью и дипломом биеннале книжной иллюстрации в Братиславе (1989).

Умер 25 сентября 1996 года, утонув в Тирренском море во время путешествия в Италию.[1]

Примечания

Литература

  • Раиса Боровикова. Ён хацеў намаляваць гук / Г. Баравікова // Маладосць. 2004. № 7. С. 138-143.
  • Каваленка В. Палет над прасторам и временам. Каваленка // Мастацтва. 1997. № 8. С. 38.
  • Селяшчук Николай Міхайлавіч // Беларуская энцыклапедыя: у 18 т. Мінск, 2002. Т. 14. С. 316.
  • Селяшчук Николай Міхайлавіч // Беларускі саюз мастакоў: энцыкл. даведн. Минск, 1998. С. 492.
  • М. М. Селещук. Иллюстрации к литературным изданиям

wikiredia.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта