Тёмная сторона легенды. Непарадная история крейсера «Варяг». Картина варяг крейсер
Tsushima - Фотографии бронепалубного крейсера "Варяг"
Бронепалубный крейсер "Варяг" в Филадельфии [2000X1608] Фотография из коллекции Алексея Сидоренко
Бронепалубный крейсер "Варяг" в Филадельфии [2000X1540] Фотография из Архива сайта Tsushima.SU
Бронепалубный крейсер "Варяг" в Филадельфии [2000X1619] Фотография из Архива сайта Tsushima.SU
Бронепалубный крейсер "Варяг" в Филадельфии [2000X1512] Фотография из коллекции Алексея Сидоренко
Бронепалубный крейсер "Варяг" в Филадельфии [2000X1453] Фотография из коллекции Алексея Сидоренко
Бронепалубный крейсер "Варяг" в Филадельфии [2000X1545] Фотография из коллекции Алексея Сидоренко
Бронепалубный крейсер "Варяг" в Филадельфии [2000X1487] Фотография из коллекции Алексея Сидоренко
Бронепалубный крейсер "Варяг". Внутренние помещения [2000X1536] Фотография из Архива сайта Tsushima.SU
Бронепалубный крейсер "Варяг". Внутренние помещения [2000X2397] Фотография из Архива сайта Tsushima.SU
Бронепалубный крейсер "Варяг". Внутренние помещения [2000X2361] Фотография из Архива сайта Tsushima.SU
Бронепалубный крейсер "Варяг" [14432X2000] new!Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер "Варяг" на Балтике [1900X1272] Владелец фото утерян
Бронепалубный крейсер "Варяг" [2000X1414] new!Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер "Варяг" [2000X1419] new!Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер "Варяг" [2000X1309] new!Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер "Варяг" [2000X1210] new!Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер "Варяг" в Чемульпо, 27 января 1904 года.
Бронепалубный крейсер "Варяг" в Чемульпо. 27 января 1904 года [2000X1429] Фотография из Архива сайта Tsushima.SU
Бронепалубный крейсер "Варяг" в Чемульпо. 27 января 1904 года [2000X1481] Фотография из Архива сайта Tsushima.SU
Бронепалубный крейсер "Варяг" в Чемульпо. 27 января 1904 года [2000X1710] Фотография из Архива сайта Tsushima.SU
Подъём бронепалубного крейсера "Варяг" япоцами, Чемульпо, 1905 год.
Затопленный бронепалубный крейсер "Варяг" в Чемульпо [2000X1441] Фотография из коллекции Алексея Емелина
Японцы подымают бывший русский крейсер "Варяг", Чемульпо. 1905 год [2000X1522] Фотография из Архива сайта Tsushima.SU
Японцы подымают бывший русский крейсер "Варяг", Чемульпо. 1905 год [2000X1471] Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте Материал предоставил Александр Александров
Японцы подымают бывший русский крейсер "Варяг", Чемульпо. 1905 год [2000X1457] Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте Материал предоставил Александр Александров
Японцы подымают бывший русский крейсер "Варяг", Чемульпо. 1905 год [2000X1455] Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте Материал предоставил Александр Александров
Японцы подымают бывший русский крейсер "Варяг", Чемульпо. 1905 год [2000X1472] Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте Материал предоставил Александр Александров
Японцы подымают бывший русский крейсер "Варяг", Чемульпо. 1905 год [2000X1465] Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте Материал предоставил Александр Александров
Японцы подымают бывший русский крейсер "Варяг", Чемульпо. 1905 год [2000X1470] Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте Материал предоставил Александр Александров
Японцы подымают бывший русский крейсер "Варяг", Чемульпо. 1905 год [2000X1479] Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте Материал предоставил Александр Александров
Японцы подымают бывший русский крейсер "Варяг", Чемульпо. 1905 год [2000X1448] Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте Материал предоставил Александр Александров
Японцы подымают бывший русский крейсер "Варяг", Чемульпо. 1905 год [2000X2704] Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте Материал предоставил Александр Александров
Японцы подымают бывший русский крейсер "Варяг", Чемульпо. 1905 год [2000X1449] Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте Материал предоставил Александр Александров
Бронепалубный крейсер "Варяг" в составе японского флота
Бронепалубный крейсер "Варяг" в составе японского флота - Крейсер "Сойя" [2000X1439] Репродукция взята из Cruisers of the Imperial Japanese Nevy: from collection S.Fukui and Maritime Museum Kure, Kure 2005 Материал предоставил Александр Александров
Снова в строю
Бронепалубный крейсер "Варяг" в 1916 году [2000X1242] new!Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер "Варяг" в 1916 году [2000X1263] new!Фотография из коллекции Юрия Чернова
tsushima.su
Бронепалубный крейсер Варяг : история, подвиг, место гибели
В историю русско-японской войны крейсер «Варяг», который вступил в неравную схватку с намного превосходившими вражескими силами, вписал свою героическую страницу. Его подвиг, а также подвиг «Корейца» навсегда останется в сердцах людей.
Русские моряки выдержали неравный бой с японцами, не сдались врагу, потопив свой корабль и не спустив флага. Этот легендарный бой с шестью крейсерскими судами и восемью миноносцами противника произвел неизгладимое впечатление не только в России, но и за ее пределами. Об истории крейсера «Варяг» мы и поговорим сегодня.
Предыстория
Рассматривая историю крейсера «Варяг», целесообразным будет обратиться к предшествующим ей событиям. Война России и Японии (1904 – 1905 гг.) велась между двумя империями за контроль над территориями Манчжурии, Кореи, а также над Желтым морем. После длительного перерыва она стала первым большим военным конфликтом, в котором применялось такое новейшее оружие, как дальнобойная артиллерия, броненосцы и миноносцы.
Вопрос Дальнего Востока на тот момент был для Николая II на первом месте. Главным препятствием к доминированию русских в этом регионе была Япония. Николай предвидел неизбежное столкновение с ней и готовился к нему как с дипломатической стороны, так и с военной.
Но в правительстве все же существовала надежда на то, что Япония, испытывая страх перед Россией, воздержится от прямого нападения. Однако ночью 27.01.1904 г. без объявления войны флот Японии неожиданно напал на русскую эскадру у Порт-Артура. Здесь находилась военно-морская база, которую Россия арендовала у Китая.
В результате несколько сильнейших кораблей, принадлежащих к русской эскадре, вышли из строя, что обеспечило высадку в феврале японских военных в Корее без всяких препятствий.
Отношение в обществе
Известие о том, что началась война, никого в России не оставило равнодушным. На первом ее этапе в народе преобладающим было патриотическое настроение, осознание необходимости дать отпор агрессору.
В столице, а также в других больших городах проходили невиданные манифестации. Даже революционно настроенная молодежь присоединилась к этому движению, исполняя гимн «Боже, Царя храни!». Некоторые круги оппозиции на время войны решили приостановить свои действия и не выдвигать требования правительству.
Прежде чем перейти к повествованию о подвиге крейсера «Варяг», поговорим об истории его строительства и характеристиках.
Строительство и испытания
Корабль заложили в 1898 году и построили в Соединенных Штатах, в Филадельфии. В 1900 году бронепалубный крейсер «Варяг» передали в русский военно-морской флот, и с 1901-го он находился в строю. Корабли такого типа были распространены на рубеже XIX-XX веков. Защиту их механизмов, а также орудийных погребов составляла броневая палуба – плоская или выпуклая.
Эта палуба представляла собой перекрытие корабельного корпуса, расположенное горизонтально в виде настила из броневых плит. Она предназначалась для защиты от бомб, снарядов, обломков и осколков, падающих сверху. Такие корабли, как бронепалубный крейсер «Варяг», составляли самую многочисленную часть крейсерского состава большинства морских держав на рубеже веков.
Базой корабля был Порт-Артур. Хотя некоторые исследователи утверждали, что он имел неудачную конструкцию котлов и другие дефекты, возникшие при строительстве, которые привели к значительному снижению скорости, испытания показали иное. На испытаниях, проведенных в 1903 году, корабль развил высокую скорость, почти равную скорости на первоначальных испытаниях. Котлы же исправно прослужили много лет на других кораблях.
Состояние войны
В 1904 году, в начале февраля, в порт Сеула, столицы Кореи, прибыли с дипломатической миссией два корабля из России. Это были крейсер «Варяг» и «Кореец», канонерская лодка.
Японский адмирал Уриу послал извещение русским о том, что Япония с Россией находятся в состоянии войны. Крейсером командовал Руднев В.Ф., капитан 1-го ранга, а лодкой – капитан второго ранга Беляев Г.П.
Адмирал потребовал, чтобы «Варяг» удалился из порта, а иначе бой будет дан прямо на рейде. Оба корабля снялись с якорей, через несколько минут они дали боевую тревогу. Чтобы прорваться сквозь блокаду японцев, русским морякам было необходимо с боем миновать узкий фарватер и выйти в открытое море.
Эта задача была почти невыполнимой. Японские крейсера передали предложение о сдаче на милость победителя. Но этот сигнал был русскими проигнорирован. Вражеская эскадра открыла огонь.
Жестокий бой
Сражение крейсера «Варяг» с японцами было жестоким. Несмотря на ураганную атаку, которую вели суда, один из которых относился к тяжелым, а другие пять – к легким (а еще – восемь миноносцев), русские офицеры и матросы вели по врагу огонь, закладывали пробоины и гасили пожар. Командир крейсера «Варяг» Руднев, вопреки ранению и контузии, не прекращал руководства боем.
Игнорируя большие разрушения и шквальный огонь, экипаж «Варяга» не останавливал прицельный огонь из тех орудий, которые еще оставались целыми. При этом «Кореец» не отставал от него.
Как сказано в рапорте Руднева, русские потопили 1 миноносец и повредили 4 крейсера японцев. Потери экипажа «Варяга» в бою были следующими:
- Убито было: офицеров – 1 человек, матросов – 30.
- Среди тех, кого ранили или контузили, офицеров – 6, матросов – 85.
- Легкие ранения были приблизительно еще у 100 человек.
Критические повреждения, нанесенные крейсеру «Варяг», вынудили его через один час возвратиться на рейд бухты. После того, как была произведена серьезность повреждений, те орудия и оборудование, которые остались после боя, по возможности были уничтожены. Сам корабль затопили в бухте. «Кореец» же человеческих потерь не понес, но был взорван его экипажем.
Далее рассмотрим подробнее, как проходил этот бой, приведший к гибели крейсера «Варяг».
Бой при Чемульпо, начало
На рейде у корейского города Чемульпо (ныне – Инчхон) находились суда итальянцев, англичан, корейцев, а также русские – «Варяг» и «Кореец». Еще там был пришвартован крейсер японцев – «Чиода». Последний 7 февраля, ночью, снялся с рейда без включения опознавательных огней и отправился в открытое море.
Около 16 часов 8 февраля «Кореец», выйдя из бухты, встретился с японской эскадрой, в которой насчитывалось 8 миноносцев и 7 крейсеров.
Один из крейсеров, под названием «Асама», перекрыл путь нашей канонерке. При этом миноносцами было выпущено в нее 3 торпеды, из которых 2 пролетели мимо, а третья утонула в нескольких метрах от борта русской лодки. Капитаном Беляевым была дана команда идти в нейтральную гавань и скрыться в Чемульпо.
Развитие событий
Изучая историю крейсера «Варяг», дадим развернутую картину событий 9 февраля по часам:
- 7.30. Как уже было упомянуто выше, командующий эскадрой японцев Уриу отправляет телеграмму стоящим в бухте судам о состоянии войны между русскими и японцами, где было указано, что нейтральная бухта будет им вынужденно атакована в 16 часов, если русские к 12 часам не появятся в открытом море.
- 9.30. О телеграмме становится известно Рудневу, который находился на борту корабля англичан «Талбот». Здесь происходит короткое совещание и принимается решение о том, чтобы, покинув бухту, дать бой японцам.
- 11.20. «Кореец» и «Варяг» выходят в море. При этом на судах иностранных держав, соблюдавших нейтралитет, были выстроены их команды, которые приветствовали русских, идущих на верную смерть криками «Ура!».
- 11.30. Крейсера японцев находились у острова Ричи в боевом строю, прикрывая выходы в море, за ними располагались миноносцы. «Чиода» и «Асама» положили начало движению навстречу русским, за ними шли «Ниитака» и «Нанива». Уриу предложилрусским сдаться и получил отказ.
- 11.47. Вследствие точных ударов японцев на «Варяге» горит палуба, но ее удается потушить. Повреждена часть орудий, есть раненые и убитые. Руднева контузило и тяжело ранило в спину. В строю остается рулевой Снигирев.
- 12.05. На «Варяге» повреждены рулевые механизмы. Принимается решение, сдать полный назад, не прекращая при этом огонь по кораблям противника. У «Асамы» была выведена из строя кормовая башня и мостик, начались ремонтные работы. Еще на двух крейсерах повреждены орудия, затоплен 1 миноносец. У японцев было убито 30 человек.
- 12.20. У «Варяга» две пробоины. Принимается решение о возвращении в бухту Чемульпо, исправлении повреждений и продолжении боя.
- 12.45. Надежды на исправление большей части корабельных орудий не оправдываются.
- 18.05. По решению команды и капитана русский крейсер «Варяг» затоплен. Канонерская лодка, будучи повреждена взрывами, была также затоплена.
Рапорт капитана Руднева
Представляется, что интересным будет ознакомиться с содержанием отрывков из рапорта Руднева, смысл которых сводится к следующему:
- Первый выстрел был сделан с крейсера «Асама» из 8-дюймового орудия. За ним последовал огонь всей эскадры.
- После того как была произведена пристрелка, открыли огонь по «Асаме» с расстояния, равного 45 кабельтовым. Один из первых японских снарядов разрушил верхний мостик и произвел пожар в рубке штурмана. При этом дальномерный офицер граф Нирод - мичман, а также остальные дальномерщики 1-й станции были убиты. После боя нашли руку графа, которая держала дальномер.
- После осмотра крейсера «Варяг», убедившись, что в бой вступить невозможно, на собрании офицеров решили потопить его. Оставшуюся команду и раненых свезли на иностранные суда, которые выразили полное согласие в ответ на просьбу об этом.
- Японцами были понесены большие людские потери, имелись аварии на судах. Особенно сильно был поврежден «Асама», ушедший в док. Крейсер «Такачихо» также пострадал, получив пробоину. Он взял на борт 200 раненых, но по дороге в Сасебо у него лопнул пластыри, сломались переборки, и он затонул в море, тогда как миноносец – в бою.
В заключение капитан посчитал своим долгом доложить о том, что суда морского отряда, который был ему вверен, исчерпали все возможные средства для прорыва, воспрепятствовали японцам в одержании ими победы, нанесли неприятелю много убытков, поддержав с достоинством честь Российского флага. Поэтому он ходатайствовал о награждении команды за доблестное исполнение долга и проявленную при этом беззаветную храбрость.
Оказание почестей
После боя русских матросов приняли иностранные корабли. С них было взято обязательство о том, что они не будут участвовать в дальнейших боевых действиях. Через нейтральные порты моряки возвратились в Россию.
В 1904 году, в апреле, экипажи добрались до Петербурга. Царь Николай II приветствовал моряков. Всех их пригласили во дворец на торжественный обед. Специально к этому событию подготовили обеденные приборы, которые затем вручили морякам. А также царь подарил им именные часы.
Бой у Чемульпо ярко продемонстрировал чудеса героизма людей, способных идти на неминуемую гибель для того, чтобы честь и достоинство были сохранены.
В честь этого отважного и в то же время отчаянного шага российских моряков была учреждена специальная медаль. Подвиг моряков с годами не был забыт. Так, в 1954 году, в 50-ю годовщину боя у Чемульпо, Кузнецов Н. Г., командующий военно-морскими силами Советского Союза, наградил 15 его ветеранов медалями «За отвагу».
В 1992 году командиру крейсера Рудневу был установлен памятник в селе Савине, которое находится в Заокском районе Тульской области. Именно там он был похоронен в 1913 году. В городе Владивостоке в 1997 году установили памятник героическому крейсеру «Варяг».
В 2009 году, после того как успешно закончились продолжительные переговоры с представителями Кореи, в Россию были доставлены реликвии, связанные с подвигом двух русских судов. Раньше они хранились в Ичхоне, в музейных запасниках. В 2010 году мэр Ичхона в присутствии Дмитрия Медведева, бывшего на тот момент президентом Российской Федерации, передал нашим дипломатическим работникам гюйс (носовой флаг) крейсера «Варяг». Эта торжественная церемония происходила в столице Южной Кореи, в посольстве России.
Речь Николая II, обращенная к героям Чемульпо
Царь Николай II произнес в Зимнем дворце проникновенную речь в честь героев. В ней, в частности, было сказано о следующем:
- Он назвал моряков «братцами», объявив, что счастлив видеть их благополучно возвратившимися на родину и здоровыми. Отметил, что они, пролив свою кровь, тем самым совершили поступок, достойный подвигов наших предков, отцов и дедов. Вписали новую героическую страницу в историю российского флота, оставив в ней навечно имена «Варяга» и «Корейца». Их подвиг станет бессмертным.
- Николай выразил уверенность в том, что каждый из героев до самого конца своей службы будет достоин полученной награды. А также подчеркнул, что все жители России читали о подвиге, совершенном под Чемульпо, с трепетным волнением и любовью. Царь от всей души поблагодарил моряков за поддержание чести Андреевского флага, а также достоинства Великой и Святой Руси. Он поднял бокал за будущие победы славного флота и за здоровье героев.
Дальнейшая судьба корабля
В 1905 году крейсер «Варяг» японцы подняли со дна бухты и использовали его в учебных целях, назвав судно «Соя». В период 1-й мировой войны Япония и Россия являлись союзниками. В 1916 году корабль выкупили и включили в состав военно-морского флота Российской империи под предыдущим названием.
В 1917-м «Варяг» отправился в Великобританию на ремонт. Там его конфисковали британцы, так как вновь образованное советское правительство не стало оплачивать ремонт. После этого судно перепродали в Германию на слом. Во время буксировки оно попало в шторм и затонуло у берегов Ирландского моря.
В 2003 году удалось отыскать место гибели крейсера «Варяг». Рядом с ним, на берегу, в 2006-м установили мемориальную доску. А в 2007-м учредили фонд поддержки военно-морского флота, дав ему название «Крейсер «Варяг». Одной из его целей стал сбор денежных средств, необходимых для строительства и установки памятника в Шотландии, посвященного легендарному кораблю. Такой памятник был открыт в городе Ленделфут в 2007 году.
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»
Эта известная песня посвящена описанному нами, ставшему самым знаменитым, событию русско-японской войны (1904-1905) – подвигу «Варяга» и «Корейца», которые вступили в неравный бой в бухте Чемульпо с намного превосходившими их силами японской эскадры.
Текст данной песни был написан в 1904 году австрийским поэтом и писателем Рудольфом Грейнцем, который находился под большим впечатлением от подвига российских моряков. Сначала стихотворение под названием «Варяг» напечатали в одном из журналов, а вскоре после этого было сделано несколько его русских переводов.
Самым удачным оказался перевод Е. Студентской. Он был положен на музыку Турищевым А.С., военным музыкантом. В первый раз песню исполнили на торжественном приеме в Зимнем дворце, о котором было рассказано выше.
Существует и еще одна посвященная легендарному крейсеру песня – «Плещут холодные волны». В газете «Русь» через 16 дней после того, как были затоплены «Варяг» и «Кореец», было помещено стихотворение Я. Репнинского, музыку к которому позже написали Беневский В. Д. и Богородицкий Ф. Н. У песни есть и неофициальное название, данное народом – «Кореец».
www.nastroy.net
Тёмная сторона легенды. Непарадная история крейсера «Варяг» | История | Общество
Две судьбы
Если попросить человека, не знакомого близко с историей русского флота, назвать два известных ему имени российских кораблей, чаще всего в ответ вы услышите: «Варяг» и «Аврора».
Имена этих двух крейсеров овеяны легендами, за которыми скрыты многие факты из их судьбы.
«Авроре» повезло больше — сегодня Крейсер Революции в доке, и специалисты приводят его в порядок, чтобы он смог вернуться к месту своей вечной стоянки во всём великолепии.
«Варягу» повезло меньше. Останься он навсегда на месте своего героического боя у Чемульпо, впоследствии не пришлось бы замалчивать некоторые факты, не вписывающиеся в общепринятую героическую картину его судьбы.
Но из песни слова не выкинешь — «Варяг» успел послужить враждебной державе, а закончил свою историю в виде груды металлолома у далёких, богом забытых берегов...
Американская халтура
В конце XIX века военное ведомство России было озабочено необходимостью усиления военно-морского флота, перед которым ставилась задача успешного противостояния военным силам ведущих морских держав.
Для решения этой задачи, по мнению русских адмиралов, было необходимо иметь в составе флота бронепалубные крейсера двух типов: дальние разведчики водоизмещением около 6000 тонн и ближние разведчики водоизмещением 2000−2500 тонн. Конкурсы на проектирование и строительство данных кораблей были объявлены в 1898 году. В связи с тем, что мощностей русских судостроительных предприятий для оперативного выполнения заказа не хватало, к конкурсу были допущены и иностранные компании.Заказ на проектирование и строительство одного из бронепалубных крейсеров 1-го класса получила американская компания «Крамп».
Корабль был заложен на верфи компании «Крамп» в Филадельфии и спущен на воду 1 ноября 1899 года. В Филадельфию прибыл экипаж в составе 21 офицера и 559 старшин и матросов во главе с капитаном 1 ранга Бэром и старшим офицером капитаном 2 ранга Крафтом. Начались работы по установке оборудования и подготовке судна к ходовым и артиллерийским испытаниям.
В американской прессе корабль, названный «Варягом», расхваливали на все лады, называя чудом техники и вершиной инженерной мысли. Русские специалисты, однако, были значительно сдержаннее. Крейсер имел массу технических недочётов, особенно много вопросов вызывали паровые котлы Никлосса, которые оказались не только капризными в работе, но и опасными для экипажа.
Выявились и ошибки в самом проекте. Самая крупная из них заключалась в том, что крейсер не имел требуемой устойчивости. Чтобы исправить дефект, пришлось добавить в трюм чугунные чушки общим весом в 200 тонн. Но это, в свою очередь, вело к снижению хода и перерасходу топлива.
На этом фоне узость и теснота кают и технических помещений кажутся мелочами, но и они постоянно изматывали экипаж, не добавляя любви к крейсеру.
Эффектный, но не эффективный
Если опять-таки не вспоминать бой у Чемульпо, то история крейсера «Варяг» — это история бесконечного ремонта, потому что устранить все поломки на корабле не удавалось практически никогда.
Тем не менее, 3 мая 1901 года новый крейсер российского флота отдал якорь на Большом кронштадтском рейде. Смотрелся «Варяг» внешне эффектно, поэтому на несколько месяцев стал главной звездой всевозможных морских парадов и торжеств.
В августе 1901 года «Варяг» вышел в плавание, которое сопровождалось вышеописанной борьбой с неполадками. В то время, как крейсер находился в Средиземном море, высшее командование приняло решение — в связи с ухудшающейся внешнеполитической обстановкой на Дальнем Востоке новейшему кораблю там самое место.
В феврале 1902 года «Варяг» прибыл в Порт-Артур — главную базу русского флота в Жёлтом море. Перед этим крейсер зашёл в Нагасаки, где его смогли оценить будущие противники — японцы.
До 1904 года «Варяг» чередовал выходы в море с бесконечными ремонтами. Того идеального крейсера, каким он задумывался, из него явно не получилось. Тем не менее, в России его продолжали считать одним из лучших кораблей флота.
Так же считали и японцы, 8 февраля 1904 года блокировавшие его в бухте Чемульпо...
Под японским флагом
Оставим в стороне историю боя, прославившую «Варяг», — она хорошо известна. Перейдём к истории крейсера после того, как он скрылся в волнах, не сдавшись и не желая пощады.
Увы, но глубина, на которой затонул крейсер, оказалась вполне подходящей для водолазных работ даже с техникой начала XX века. Потратив около года времени и около миллиона йен, японцы подняли «Варяг» на поверхность, отремонтировали и ввели в состав ВМФ Японии.
Крейсер получил новое название «Сойя», сохранив на корме прежнее название «Варяг». Крейсер «Сойя» стал учебным кораблём, и молодых матросов и кадетов учили мужеству и храбрости на примере русского экипажа трофейного судна.
Под японским флагом «Варяг» проходил по морям, по волнам более семи лет, затем ещё три года под этим же флагом простоял в резерве.
Обстановка в мире тем временем изменилась кардинально. В Первой мировой войне Россия и Япония выступали в качестве союзников, и российские власти предложили продать боевые корабли, взятые японцами в качестве трофеев. Япония приняла это предложение.
4 апреля 1916 года флаг Японии был спущен на «Сойе», а день спустя крейсер прибыл во Владивосток.
«Варягу» вернули его имя и отправили в Романов-на-Мурмане, ныне известный как Мурманск. Там крейсер был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана.
Жертва спора хозяйствующих субъектов
В разгар Первой мировой войны «Варяг» отправили на периферию событий. Помочь русскому флоту он в этот момент особо ничем не мог, поскольку судно нуждалось в серьёзном ремонте.
В феврале 1917 года «Варяг» отправился на ремонт к союзникам по Антанте — англичанам. Вернуться в Россию крейсеру было не суждено.
Пока он находился в Великобритании, в России к власти пришли большевики, которым не было дела до старого крейсера. По правде говоря, в этот момент в России вообще мало кого интересовала судьба «Варяга».
Правительство Великобритании после отказа большевиков оплачивать царские долги постаралось прибрать к рукам всю русскую собственность, до которой смогло дотянуться. В этом списке оказался и ремонтируемый «Варяг».
Как военный корабль крейсер к тому времени устарел, и повторять опыт японцев, включая его в состав своего флота, англичане желания не испытывали. Хотя формально английский флаг над судном всё-таки был поднят.
Священная груда железа
В итоге англичане решили, что единственный способ хоть как-то заработать на «Варяге» — это продать его на металлолом, что и было сделано.
Однако в 1920 году, когда крейсер повели к месту разделки, у берегов Шотландии во время сильнейшего шторма «Варяг» напоролся на скалы и намертво на них застрял.
Несколько английских и немецких компаний потратили немало усилий, чтобы стащить крейсер со скал, но потерпели неудачу. В результате корабль стали разбирать на металл прямо на месте. В 1925 году то, что осталось от «Варяга», взорвали, дабы облегчить ведение работ.
Демонтировать его полностью в таких условиях не представлялось возможным.
Поэтому спустя ещё 80 лет российские исследователи и журналисты нашли в этом месте на дне разбросанные на огромной площади останки крейсера. Корабля, в истории которого слава и бесславие переплелись самым причудливым образом.
www.aif.ru
Тёмная сторона легенды. Непарадная история крейсера «Варяг»
1 ноября 1899 года был спущен на воду знаменитый крейсер «Варяг».
Фрагмент картины «Крейсер Варяг» кисти Петра Мальцева. © / www.russianlook.comДве судьбы
Если попросить человека, не знакомого близко с историей русского флота, назвать два известных ему имени российских кораблей, чаще всего в ответ вы услышите: «Варяг» и «Аврора».
Имена этих двух крейсеров овеяны легендами, за которыми скрыты многие факты из их судьбы.
«Авроре» повезло больше — сегодня Крейсер Революции в доке, и специалисты приводят его в порядок, чтобы он смог вернуться к месту своей вечной стоянки во всём великолепии.
«Варягу» повезло меньше. Останься он навсегда на месте своего героического боя у Чемульпо, впоследствии не пришлось бы замалчивать некоторые факты, не вписывающиеся в общепринятую героическую картину его судьбы.
Но из песни слова не выкинешь — «Варяг» успел послужить враждебной державе, а закончил свою историю в виде груды металлолома у далёких, богом забытых берегов...
Американская халтура
В конце XIX века военное ведомство России было озабочено необходимостью усиления военно-морского флота, перед которым ставилась задача успешного противостояния военным силам ведущих морских держав.
Для решения этой задачи, по мнению русских адмиралов, было необходимо иметь в составе флота бронепалубные крейсера двух типов: дальние разведчики водоизмещением около 6000 тонн и ближние разведчики водоизмещением 2000−2500 тонн. Конкурсы на проектирование и строительство данных кораблей были объявлены в 1898 году. В связи с тем, что мощностей русских судостроительных предприятий для оперативного выполнения заказа не хватало, к конкурсу были допущены и иностранные компании.
Заказ на проектирование и строительство одного из бронепалубных крейсеров 1-го класса получила американская компания «Крамп».
Корабль был заложен на верфи компании «Крамп» в Филадельфии и спущен на воду 1 ноября 1899 года. В Филадельфию прибыл экипаж в составе 21 офицера и 559 старшин и матросов во главе с капитаном 1 ранга Бэром и старшим офицером капитаном 2 ранга Крафтом. Начались работы по установке оборудования и подготовке судна к ходовым и артиллерийским испытаниям.
В американской прессе корабль, названный «Варягом», расхваливали на все лады, называя чудом техники и вершиной инженерной мысли. Русские специалисты, однако, были значительно сдержаннее. Крейсер имел массу технических недочётов, особенно много вопросов вызывали паровые котлы Никлосса, которые оказались не только капризными в работе, но и опасными для экипажа.
Выявились и ошибки в самом проекте. Самая крупная из них заключалась в том, что крейсер не имел требуемой устойчивости. Чтобы исправить дефект, пришлось добавить в трюм чугунные чушки общим весом в 200 тонн. Но это, в свою очередь, вело к снижению хода и перерасходу топлива.
На этом фоне узость и теснота кают и технических помещений кажутся мелочами, но и они постоянно изматывали экипаж, не добавляя любви к крейсеру.
Эффектный, но не эффективный
Если опять-таки не вспоминать бой у Чемульпо, то история крейсера «Варяг» — это история бесконечного ремонта, потому что устранить все поломки на корабле не удавалось практически никогда.
Тем не менее, 3 мая 1901 года новый крейсер российского флота отдал якорь на Большом кронштадтском рейде. Смотрелся «Варяг» внешне эффектно, поэтому на несколько месяцев стал главной звездой всевозможных морских парадов и торжеств.
В августе 1901 года «Варяг» вышел в плавание, которое сопровождалось вышеописанной борьбой с неполадками. В то время, как крейсер находился в Средиземном море, высшее командование приняло решение — в связи с ухудшающейся внешнеполитической обстановкой на Дальнем Востоке новейшему кораблю там самое место.
В феврале 1902 года «Варяг» прибыл в Порт-Артур — главную базу русского флота в Жёлтом море. Перед этим крейсер зашёл в Нагасаки, где его смогли оценить будущие противники — японцы.
До 1904 года «Варяг» чередовал выходы в море с бесконечными ремонтами. Того идеального крейсера, каким он задумывался, из него явно не получилось. Тем не менее, в России его продолжали считать одним из лучших кораблей флота.
Так же считали и японцы, 8 февраля 1904 года блокировавшие его в бухте Чемульпо...
Под японским флагом
Оставим в стороне историю боя, прославившую «Варяг», — она хорошо известна. Перейдём к истории крейсера после того, как он скрылся в волнах, не сдавшись и не желая пощады.
Увы, но глубина, на которой затонул крейсер, оказалась вполне подходящей для водолазных работ даже с техникой начала XX века. Потратив около года времени и около миллиона йен, японцы подняли «Варяг» на поверхность, отремонтировали и ввели в состав ВМФ Японии.
Крейсер получил новое название «Сойя», сохранив на корме прежнее название «Варяг». Крейсер «Сойя» стал учебным кораблём, и молодых матросов и кадетов учили мужеству и храбрости на примере русского экипажа трофейного судна.
Под японским флагом «Варяг» проходил по морям, по волнам более семи лет, затем ещё три года под этим же флагом простоял в резерве.
Обстановка в мире тем временем изменилась кардинально. В Первой мировой войне Россия и Япония выступали в качестве союзников, и российские власти предложили продать боевые корабли, взятые японцами в качестве трофеев. Япония приняла это предложение.
4 апреля 1916 года флаг Японии был спущен на «Сойе», а день спустя крейсер прибыл во Владивосток.
«Варягу» вернули его имя и отправили в Романов-на-Мурмане, ныне известный как Мурманск. Там крейсер был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана.
Жертва спора хозяйствующих субъектов
В разгар Первой мировой войны «Варяг» отправили на периферию событий. Помочь русскому флоту он в этот момент особо ничем не мог, поскольку судно нуждалось в серьёзном ремонте.
В феврале 1917 года «Варяг» отправился на ремонт к союзникам по Антанте — англичанам. Вернуться в Россию крейсеру было не суждено.
Пока он находился в Великобритании, в России к власти пришли большевики, которым не было дела до старого крейсера. По правде говоря, в этот момент в России вообще мало кого интересовала судьба «Варяга».
Правительство Великобритании после отказа большевиков оплачивать царские долги постаралось прибрать к рукам всю русскую собственность, до которой смогло дотянуться. В этом списке оказался и ремонтируемый «Варяг».
Как военный корабль крейсер к тому времени устарел, и повторять опыт японцев, включая его в состав своего флота, англичане желания не испытывали. Хотя формально английский флаг над судном всё-таки был поднят.
Священная груда железа
В итоге англичане решили, что единственный способ хоть как-то заработать на «Варяге» — это продать его на металлолом, что и было сделано.
Однако в 1920 году, когда крейсер повели к месту разделки, у берегов Шотландии во время сильнейшего шторма «Варяг» напоролся на скалы и намертво на них застрял.
Несколько английских и немецких компаний потратили немало усилий, чтобы стащить крейсер со скал, но потерпели неудачу. В результате корабль стали разбирать на металл прямо на месте. В 1925 году то, что осталось от «Варяга», взорвали, дабы облегчить ведение работ.
Демонтировать его полностью в таких условиях не представлялось возможным.
Поэтому спустя ещё 80 лет российские исследователи и журналисты нашли в этом месте на дне разбросанные на огромной площади останки крейсера. Корабля, в истории которого слава и бесславие переплелись самым причудливым образом.
bazaistoria.ru
Tsushima - Фотографии бронепалубного крейсера "Варяг"
Бронепалубный крейсер "Варяг" до русско-японской войны, Филадельфия-Балтика.Бронепалубный крейсер "Варяг" в Филадельфии [2000X1608] Фотография из коллекции Алексея Сидоренко
Бронепалубный крейсер "Варяг" в Филадельфии [2000X1540] Фотография из Архива сайта Tsushima.SU
Бронепалубный крейсер "Варяг" в Филадельфии [2000X1619] Фотография из Архива сайта Tsushima.SU
Бронепалубный крейсер "Варяг" в Филадельфии [2000X1594] Фотография из коллекции Алексея Сидоренко
Бронепалубный крейсер "Варяг" в Филадельфии [2000X1512] Фотография из коллекции Алексея Сидоренко
Бронепалубный крейсер "Варяг" в Филадельфии [2000X1453] Фотография из коллекции Алексея Сидоренко
Бронепалубный крейсер "Варяг" в Филадельфии [2000X1545] Фотография из коллекции Алексея Сидоренко
Бронепалубный крейсер "Варяг" в Филадельфии [2000X1487] Фотография из коллекции Алексея Сидоренко
Бронепалубный крейсер "Варяг". Внутренние помещения [2000X1619] Фотография из Архива сайта Tsushima.SU
Бронепалубный крейсер "Варяг". Внутренние помещения [2000X1536] Фотография из Архива сайта Tsushima.SU
Бронепалубный крейсер "Варяг". Внутренние помещения [2000X2397] Фотография из Архива сайта Tsushima.SU
Бронепалубный крейсер "Варяг". Внутренние помещения [2000X2361] Фотография из Архива сайта Tsushima.SU
Бронепалубный крейсер "Варяг" [14432X2000] new!Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер "Варяг" на Балтике [1900X1272] Владелец фото утерян
Бронепалубный крейсер "Варяг" [2000X1414] new!Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер "Варяг" [2000X1419] new!Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер "Варяг" [2000X1309] new!Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер "Варяг" [2000X1210] new!Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер "Варяг" в Порт-Артуре [2000X1501] new!Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер "Варяг" в Чемульпо, 27 января 1904 года.
Бронепалубный крейсер "Варяг" в Чемульпо. 27 января 1904 года [2000X1429] Фотография из Архива сайта Tsushima.SU
Бронепалубный крейсер "Варяг" в Чемульпо. 27 января 1904 года [2000X1481] Фотография из Архива сайта Tsushima.SU
Бронепалубный крейсер "Варяг" в Чемульпо. 27 января 1904 года [2000X1710] Фотография из Архива сайта Tsushima.SU
Бронепалубный крейсер "Варяг" в Чемульпо. 27 января 1904 года [2000X1480] Фотография из Архива сайта Tsushima.SU
Подъём бронепалубного крейсера "Варяг" япоцами, Чемульпо, 1905 год.
Затопленный бронепалубный крейсер "Варяг" в Чемульпо [2000X1441] Фотография из коллекции Алексея Емелина
Японцы подымают бывший русский крейсер "Варяг", Чемульпо. 1905 год [2000X1522] Фотография из Архива сайта Tsushima.SU
Японцы подымают бывший русский крейсер "Варяг", Чемульпо. 1905 год [2000X1471] Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте Материал предоставил Александр Александров
Японцы подымают бывший русский крейсер "Варяг", Чемульпо. 1905 год [2000X1457] Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте Материал предоставил Александр Александров
Японцы подымают бывший русский крейсер "Варяг", Чемульпо. 1905 год [2000X1455] Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте Материал предоставил Александр Александров
Японцы подымают бывший русский крейсер "Варяг", Чемульпо. 1905 год [2000X1472] Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте Материал предоставил Александр Александров
Японцы подымают бывший русский крейсер "Варяг", Чемульпо. 1905 год [2000X1465] Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте Материал предоставил Александр Александров
Японцы подымают бывший русский крейсер "Варяг", Чемульпо. 1905 год [2000X1474] Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте Материал предоставил Александр Александров
Японцы подымают бывший русский крейсер "Варяг", Чемульпо. 1905 год [2000X1470] Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте Материал предоставил Александр Александров
Японцы подымают бывший русский крейсер "Варяг", Чемульпо. 1905 год [2000X1479] Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте Материал предоставил Александр Александров
Японцы подымают бывший русский крейсер "Варяг", Чемульпо. 1905 год [2000X1448] Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте Материал предоставил Александр Александров
Японцы подымают бывший русский крейсер "Варяг", Чемульпо. 1905 год [2000X2704] Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте Материал предоставил Александр Александров
Японцы подымают бывший русский крейсер "Варяг", Чемульпо. 1905 год [2000X1449] Репродукция взята из Гокухи нитиро кайсэн сясинте Материал предоставил Александр Александров
Бронепалубный крейсер "Варяг" в составе японского флота
Бронепалубный крейсер "Варяг" в составе японского флота - Крейсер "Сойя" [2000X1439] Репродукция взята из Cruisers of the Imperial Japanese Nevy: from collection S.Fukui and Maritime Museum Kure, Kure 2005 Материал предоставил Александр Александров
Снова в строю
Бронепалубный крейсер "Варяг" во Владивостоке, 1916 год. Справа - броненосец "Чесма" [2000X1233] new!Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер "Варяг" в 1916 году [2000X1242] new!Фотография из коллекции Юрия Чернова
Бронепалубный крейсер "Варяг" в 1916 году [2000X1263] new!Фотография из коллекции Юрия Чернова
tsushima.su
7 БЕД КРЕЙСЕРА “ВАРЯГ” (7 фото) « WaterWorld || Водный мир – интернет журнал
.
«Мультипликационный» капитан Врунгель пел: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Все это можно было отнести и к спущенному на воду крейсеру. Неизвестно, кому в голову пришло назвать корабль “Варягом”. Так называли не только викингов, но и “чужих”, тех, кто был не одного роду-племени с русскими, чужаков. Соответственно, называть русский корабль “Варягом” было не самым лучшим решением. «Варяг» был на чужбине «рожден» – его построили в Филадельфии, и в чужих водах нашел свою смерть.
.
1. “ПРИРОЖДЁННЫЙ НЕУДАЧНИК”.
.
Разговоры о том, что “Варяг” обречён на, как минимум, не самую благодарную судьбу шли на протяжении всей его жизни. Капитан крейсера Руднёв был недоволен слабой ремонтной базой, дефектами, допущенными при строительстве, и неудачной конструкцией котлов Никлосса. Капитан утверждал, что через несколько лет крейсер не сможет развить необходимую скорость в 14 узлов, что сведёт на нет все его преимущества. По некоторым данным, недовольство настолько сильным, что даже рассматривался вариант о возврате корабля для ремонта. На испытаниях в октябре 1903 года “Варяг”, тем не менее, развил скорость почти равную скорости при первоначальных испытаниях. Котлы Никлосса много лет исправно служили на канонерской лодке «Храбрый»; броненосец «Ретвизан», построенный на той же верфи Ч. Крампа, также не имел с котлами Никлосса больших проблем. Руднев, таким образом, только “накликал” беду, а его оправдательные отчеты грешат многочисленными неточностями.
.
2. “ШАПКАМИ ЗАКИДАЕМ”
.
Варяг и Кореец
Бой при Чемульпо – до сих пор ещё является тёмной страницей русской военной истории. Его итоги неутешительны, а факты об этом сражении грешат противоречиями и откровенными неувязками. 8 февраля 1904 года японская эскадра под командованием контр-адмирала Уриу блокировала нейтральный корейский порт Чемульпо, где стояли на рейде два русских корабля, крейсер “Варяг” и канонерская лодка “Кореец”. Кроме русских кораблей в порту были и суда других стран. Японские корабли пришли в порт для высадки десанта и русские корабли им не препятствовали. 9 февраля капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднёв решил с боем прорываться в Порт-Артур. Под русскую музыку и “Ура” с иностранных кораблей, “Варяг” с “Корейцем” пошли к выходу из гавани. Бой, однако не заладился с самого начала. Он продолжался около часа, за это время “Варяг”, по рапорту его командира, выпустил больше тысячи снарядов (цифра явно завышенная), а “Кореец” – 52. По итогам сражения было принято решение пересадить команду крейсера на иностранные корабли, а сами суда уничтожить. “Кореец” был взорван, а “Варяг”, по непонятной причине, затоплен. Как утверждают сами японцы, в бою при Чемульпо их корабли остались невредимыми. “В этом бою неприятельские снаряды ни разу не попали в наши суда и мы не понесли ни малейших потерь”.
3. “ВЫДУМАННЫЙ ДРУГ”
.
Варяг после боя
“Варяжцы” стали героями России. Не преуменьшая личной отваги каждого моряка, стоит, однако, признать, что подвиг “Варяга” был сильно преувеличен. Моряков везде встречали толпы радостного народа, им устраивали приемы и обеды, их принял сам Николай II, щедро наградив всех членов экипажа. Первыми назвали бой геройским два человека – наместник императора на Дальнем Востоке генерал-адъютант адмирал Е. А. Алексеев и старший флагман Тихоокеанской эскадры вице-адмирал О. А. Старк. Вся обстановка свидетельствовала о том, что вот-вот начнется война с Японией. Но они, вместо того чтобы подготовиться к отражению внезапного нападения противника, проявили полную беспечность, а если точнее – преступную халатность. После фиаско, которым обернулось сражение при Чемульпо, генералам необходимо было “забелить” эту неудачу. В итоге её не просто “забелили”, но и выставили как подвиг.
.
4. ВЫКУП ЗАЛОЖНИКОВ
.
.
Загадка того, почему Руднев не взорвал “Варяга”, а просто затопил не разгадана до сих пор. По сути, капитан просто подарил крейсер японцам. В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели в состав своего флота под именем «Сойя». Целых десять лет крейсер, щедро подаренный Рудневым, служил Японии. Россия выкупила «Варяг» у бывших врагов только во время Первой мировой войны, в 1916 году, вместе с другими захваченными кораблями Первой Тихоокеанской эскадры.
.
5. И СНОВА В ЗАЛОЖНИКАХ
.
.
Как можно понять, “Варяг” был не самым удачливым кораблем российского флота. 22 марта 1916 года крейсер, получивший прежнее название, был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана в качестве флагмана, и 27 марта 1916 года на нем снова был поднят Георгиевский вымпел. При всем при этом, было очевидно, что многострадальному крейсеру был необходим серьезный ремонт. В феврале 1917 года его отправили на судоверфи в Глазго. Всё бы ничего, но… революция. Британия воспользовалась моментом и конфисковала крейсер за долги царского правительства, а в 1920 году продала его Германии как металлолом.
.
6. “С ГЛАЗ ДОЛОЙ”
.
.
После всех праздничных мероприятий, установки памятника (построенного на деньги народа), о “Варяге” забыли почти на полвека. 8 февраля 1954 г. вышел указ Президиума Верховного совета СССР “О награждении медалью “За отвагу” моряков крейсера “Варяг””. Самому старшему из варяжцев, Федору Федоровичу Семенову исполнилось 80 лет. Затем нашли остальных. Всего в 1954-1955 гг. медали получили 50 моряков с “Варяга” и “Корейца”. Забвение “Варяга” было, конечно, не случайным. Созданный царскими генералами “подвиг” не котировался советскими историками, вспомнили о крейсере уже после смерти Сталина, в очередной раз занявшись переписыванием истории.
.
7. СМЕРТЬ “ВАРЯГА”
.
.
“Варяг” даже умер как-то нелепо. В 1920 году, следуя на разборку, крейсер сел на камни и затонул у берегов Южной Шотландии, в заливе Ферт-оф-Клайд, недалеко от поселка Ленделфут. Рожденный в Филадельфии, прослуживший десять лет японцам, легендарный крейсер умер в чужом море. “Варяг” оправдал своё название, капитан Врунгель был прав.
Автор: Алексей Рудевич / Русская семерка . . .Похожие новости
wwportal.com
Непарадная история крейсера «Варяг» - sozero
Если попросить человека, не знакомого близко с историей русского флота, назвать два известных ему имени российских кораблей, чаще всего в ответ вы услышите: «Варяг» и «Аврора».Имена этих двух крейсеров овеяны легендами, за которыми скрыты многие факты из их судьбы.
Фрагмент картины «Крейсер Варяг» кисти Петра Мальцева«Авроре» повезло больше, «Варягу» - меньше. Останься он навсегда на месте своего героического боя у Чемульпо, впоследствии не пришлось бы замалчивать некоторые факты, не вписывающиеся в общепринятую героическую картину его судьбы.Но из песни слова не выкинешь — «Варяг» успел послужить враждебной державе, а закончил свою историю в виде груды металлолома у далёких, богом забытых берегов...
Американская халтураВ конце XIX века военное ведомство России было озабочено необходимостью усиления военно-морского флота, перед которым ставилась задача успешного противостояния военным силам ведущих морских держав.Для решения этой задачи, по мнению русских адмиралов, было необходимо иметь в составе флота бронепалубные крейсера двух типов: дальние разведчики водоизмещением около 6000 тонн и ближние разведчики водоизмещением 2000-2500 тонн. Конкурсы на проектирование и строительство данных кораблей были объявлены в 1898 году. В связи с тем, что мощностей русских судостроительных предприятий для оперативного выполнения заказа не хватало, к конкурсу были допущены и иностранные компании.
Заказ на проектирование и строительство одного из бронепалубных крейсеров 1-го класса получила американская компания «Крамп».
Корабль был заложен на верфи компании «Крамп» в Филадельфии и спущен на воду 1 ноября 1899 года. В Филадельфию прибыл экипаж в составе 21 офицера и 559 старшин и матросов во главе с капитаном 1 ранга Бэром и старшим офицером капитаном 2 ранга Крафтом. Начались работы по установке оборудования и подготовке судна к ходовым и артиллерийским испытаниям.
В американской прессе корабль, названный «Варягом», расхваливали на все лады, называя чудом техники и вершиной инженерной мысли. Русские специалисты, однако, были значительно сдержаннее. Крейсер имел массу технических недочётов, особенно много вопросов вызывали паровые котлы Никлосса, которые оказались не только капризными в работе, но и опасными для экипажа.
Выявились и ошибки в самом проекте. Самая крупная из них заключалась в том, что крейсер не имел требуемой устойчивости. Чтобы исправить дефект, пришлось добавить в трюм чугунные чушки общим весом в 200 тонн. Но это, в свою очередь, вело к снижению хода и перерасходу топлива.
На этом фоне узость и теснота кают и технических помещений кажутся мелочами, но и они постоянно изматывали экипаж, не добавляя любви к крейсеру.
Эффектный, но не эффективныйЕсли опять-таки не вспоминать бой у Чемульпо, то история крейсера «Варяг» — это история бесконечного ремонта, потому что устранить все поломки на корабле не удавалось практически никогда.Тем не менее, 3 мая 1901 года новый крейсер российского флота отдал якорь на Большом кронштадтском рейде. Смотрелся «Варяг» внешне эффектно, поэтому на несколько месяцев стал главной звездой всевозможных морских парадов и торжеств.
В августе 1901 года «Варяг» вышел в плавание, которое сопровождалось вышеописанной борьбой с неполадками. В то время, как крейсер находился в Средиземном море, высшее командование приняло решение — в связи с ухудшающейся внешнеполитической обстановкой на Дальнем Востоке новейшему кораблю там самое место.
В феврале 1902 года «Варяг» прибыл в Порт-Артур — главную базу русского флота в Жёлтом море. Перед этим крейсер зашёл в Нагасаки, где его смогли оценить будущие противники — японцы.
До 1904 года «Варяг» чередовал выходы в море с бесконечными ремонтами. Того идеального крейсера, каким он задумывался, из него явно не получилось. Тем не менее, в России его продолжали считать одним из лучших кораблей флота.
Так же считали и японцы, 8 февраля 1904 года блокировавшие его в бухте Чемульпо...
Под японским флагомОставим в стороне историю боя, прославившую «Варяг», — она хорошо известна. Перейдём к истории крейсера после того, как он скрылся в волнах, не сдавшись и не желая пощады.Увы, но глубина, на которой затонул крейсер, оказалась вполне подходящей для водолазных работ даже с техникой начала XX века. Потратив около года времени и около миллиона йен, японцы подняли «Варяг» на поверхность, отремонтировали и ввели в состав ВМФ Японии.
Крейсер получил новое название «Сойя», сохранив на корме прежнее название «Варяг». Крейсер «Сойя» стал учебным кораблём, и молодых матросов и кадетов учили мужеству и храбрости на примере русского экипажа трофейного судна.
Под японским флагом «Варяг» проходил по морям, по волнам более семи лет, затем ещё три года под этим же флагом простоял в резерве.
Обстановка в мире тем временем изменилась кардинально. В Первой мировой войне Россия и Япония выступали в качестве союзников, и российские власти предложили продать боевые корабли, взятые японцами в качестве трофеев. Япония приняла это предложение.
4 апреля 1916 года флаг Японии был спущен на «Сойе», а день спустя крейсер прибыл во Владивосток.
«Варягу» вернули его имя и отправили в Романов-на-Мурмане, ныне известный как Мурманск. Там крейсер был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана.
Жертва спора хозяйствующих субъектовВ разгар Первой мировой войны «Варяг» отправили на периферию событий. Помочь русскому флоту он в этот момент особо ничем не мог, поскольку судно нуждалось в серьёзном ремонте.В феврале 1917 года «Варяг» отправился на ремонт к союзникам по Антанте — англичанам. Вернуться в Россию крейсеру было не суждено.
Пока он находился в Великобритании, в России к власти пришли большевики, которым не было дела до старого крейсера. По правде говоря, в этот момент в России вообще мало кого интересовала судьба «Варяга».
Правительство Великобритании после отказа большевиков оплачивать царские долги постаралось прибрать к рукам всю русскую собственность, до которой смогло дотянуться. В этом списке оказался и ремонтируемый «Варяг».
Как военный корабль крейсер к тому времени устарел, и повторять опыт японцев, включая его в состав своего флота, англичане желания не испытывали. Хотя формально английский флаг над судном всё-таки был поднят.
Священная груда железаВ итоге англичане решили, что единственный способ хоть как-то заработать на «Варяге» — это продать его на металлолом, что и было сделано.Однако в 1920 году, когда крейсер повели к месту разделки, у берегов Шотландии во время сильнейшего шторма «Варяг» напоролся на скалы и намертво на них застрял.
Несколько английских и немецких компаний потратили немало усилий, чтобы стащить крейсер со скал, но потерпели неудачу. В результате корабль стали разбирать на металл прямо на месте. В 1925 году то, что осталось от «Варяга», взорвали, дабы облегчить ведение работ.
Демонтировать его полностью в таких условиях не представлялось возможным.Поэтому спустя ещё 80 лет российские исследователи и журналисты нашли в этом месте на дне разбросанные на огромной площади останки крейсера. Корабля, в истории которого слава и бесславие переплелись самым причудливым образом.
Ссылка.
sozero.livejournal.com