Кустодиев, Борис Михайлович. Кустодиев борис картины
Борис Кустодиев. Живопись, фотография
В Астраханской государственной картинной галерее хранится небольшой альбом с фотографиями, снятыми Б. М. Кустодиевым его женой Ю. Е. Кустодиевой, друзьями семьи. Его галерея получила в дар от внучки художника. К сожалению, время не пощадило снимки. Многие из них оказались практически утраченными. На помощь пришли новые цифровые технологии, с помощью которых удалось «проявить» угасшие изображения.
В начале 1902-1903 годов Б. М. Кустодиев совершает поездку в село Семеновское (Костромская губерния) для работы над конкурсной выпускной работой в Академии художеств. Если этюды и рисунки Б. М. Кустодиева этого периода достаточно известны, то фотографии остались без внимания. В Семеновском Кустодиев много снимает, собирая материалы для выпускной работы. Картина «Базар в деревне» не сохранилась, но фотография из астраханского альбома, сделанная самим художником в мастерской, где снята его жена на фоне работы, запечатлела произведение, за которое Академия художеств присудила Б. М. Кустодиеву золотую медаль.
Летом 1903 года художник с женой приезжают в Астрахань, Кинешму, путешествуют по Волге, останавливаются и много времени проводят в имении Павловское. Борис Михайлович много фотографирует жену, друзей, пейзажи вокруг, деревенские сценки, запечатлевая жизнь вокруг себя. Многие из этих снимков станут не просто частью семейного альбома, но позже – вспомогательным материалом для живописных работ, когда из-за болезни художник будет вынужден ограничиться только работой в мастерской.
Фотографии, сделанные во время заграничных путешествий Кустодиева, также могли позже использоваться художником при написании его картины «Парижский бульвар ночью» и других произведений.
Летом 1904 года семья снова приезжает в Павловское. Серия фотографий «Строительство Терема» зафиксировала стадии строительства дома Кустодиева, строителей, самого художника с сыном.
Всего на выставке будет представлено 14 живописных работ и 120 фотографических отпечатков из коллекций музеев России.По материалам официального сайта Мультимедиа Арт Музея.
Фото 1-5. Репортаж с выставки.Фото 6. Б.М. Кустодиев «Юлик у моей конкурсной картинки», 1903. Фото 7. Б.М. Кустодиев «Борис Константинович едет в Питер», 1903.Фото 8. Б.М. Кустодиев «Гвадалквивир. Севилья», 1904Фото 9. Б.М. Кустодиев «Хлебное поле. Усадьба «Павловское», 1904Фото 10. Д. Стеллецкий «Борис Кустодиев на мосту через реку Волхов на фоне Новгородского Кремля. Софийская звонница»
Заглавное фото: Б.М. Кустодиев "Мост через Медозу", 1903
artchive.ru
Кустодиев, Борис Михайлович - это... Что такое Кустодиев, Борис Михайлович?
Бори́с Миха́йлович Кусто́диев (23 февраля (7 марта) 1878, Астрахань — 26 мая 1927, Ленинград) — русский художник.
Борис Михайлович Кустодиев родом из семьи преподавателя гимназии, начал учиться живописи в Астрахани у П. А. Власова в 1893—1896 годах.
Биография
Отец умер, когда будущему художнику не было и двух лет. Учился Борис в церковноприходской школе, потом в гимназии. С 15 лет брал уроки рисования у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова.
В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. 31 октября 1903 года заканчивает учебный курс с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. Во время своей поездки Кустодиев побывал в Германии, Италии, Испании, изучал и копировал работы старых мастеров. Поступил в студию Рене Менара. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». В 1905—1907 гг. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». С 1907 года — член Союза русских художников. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. В это же время Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но, опасаясь, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства».
В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки туберкулёза позвоночника. Несколько операций принесли лишь временное облегчение, последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Однако именно в этот тяжёлый период жизни появляются его наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные произведения.
Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде
- 1914 год — доходный дом — Екатерингофский проспект, 105;
- 1915 — 26.05.1927 года — доходный дом Е. П. Михайлова — Введенская улица, 7, кв. 50.
Иллюстрации и книжная графика
В 1905—1907 работал в сатирических журналах «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Москва»), «Адская почта» и «Искры».
Тонко чувствующий линию, Кустодиев исполнил циклы иллюстраций к классическим произведениям и к творениям его современников (иллюстрации к произведениям Лескова «Штопальщик», 1922, «Леди Макбет Мценского уезда», 1923).
Обладая твёрдым штрихом, работал в технике литографии и гравюры на линолеуме.
Живопись
Кустодиев начал свой путь как художник-портретист. Уже во время работы над этюдами к репинскому «Торжественному заседанию Государственного совета 7 мая 1901 года» студент Кустодиев проявил талант портретиста. В этюдах и портретных зарисовках к этой многофигурной композиции он справился с задачей достижения сходства с творческой манерой Репина. Но Кустодиев-портретист был ближе скорее к Серову. Живописная пластика, свободный длинный мазок, яркая характеристика внешности, акцент на артистизме модели — это были большей частью портреты соучеников и преподавателей Академии, — но без серовского психологизма[1]. Кустодиев невероятно быстро для молодого художника, но заслуженно завоевал славу портретиста у прессы и заказчиков. Однако, по мнению А. Бенуа:
«…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое — скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему».
Уже с начала 1900-х годов Борис Михайлович разрабатывал своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, портрета-типа, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером. Одновременно это обобщённый образ человека и его неповторимая индивидуальность, раскрытие её через окружающий модель мир. По своей форме эти портреты связаны с жанровыми образами-типами Кустодиева («Автопортрет» (1912), портреты А. И. Анисимова (1915), Ф. И. Шаляпина (1922)).
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). В начале 1900-х он несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовому пятну, формы обобщаются и упрощаются — художник обращается к гуаши, темпере. Для работ художника характерна стилизация — он изучает русскую парсуну XVI—XVIII вв., лубок, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы.
В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Купчиха за чаем»).
Театральные работы
Как и многие художники рубежа веков, Кустодиев работал и в театре, перенося на театральные подмостки своё видение произведения. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ; так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). В своих более поздних работах для театра он отходит от камерной трактовки к более обобщённой, ищет большей простоты, строит сценическое пространство, давая свободу режиссёру при построении мизансцен. Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома; 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена)).
Удачными были постановки «Блохи» Замятина (1925, МХАТ 2-й; 1926, ленинградский Большой драматический театр). По воспоминаниям режиссёра спектакля А. Д. Дикого:
«Это было так ярко, так точно, что моя роль в качестве режиссёра, принимающего эскизы, свелась к нулю — мне нечего было исправлять или отвергать. Как будто он, Кустодиев, побывал в моём сердце, подслушал мои мысли, одними со мной глазами читал лесковский рассказ, одинаково видел его в сценической форме. ... Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем "Блоха". Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Художник повёл за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон»[2].
После 1917 года художник участвовал в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октябрьской революции, рисовал плакаты, лубки и картины на революционную тематику («Большевик», 1919—20, Третьяковская галерея; «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Рус. музей).
Литературная деятельность
Б. М. Кустодиев. Письма. Статьи, заметки, интервью…, [Л., 1967].
Галерея
- «Вступление. Москва» рисунок
- «Утро», (1904, ГРМ)
- «Балаганы»
- «Ярмарки»
- «Масленицы»
- автопортрет (1912, Галерея Уффици, Флоренция)
- «Купчихи в Кинешме» (темпера, 1912, Музей русского искусства в Киеве)
- портрет А. И. Анисимова (1915, ГРМ)
- «Красавица» (1915, Третьяковская галерея)
- «Купчиха за чаем» (1918, Русский музей)
- «Большевик» (1919—20, Третьяковская галерея)
- «Ф. И. Шаляпин на ярмарке» (1922, ГРМ)
- «Московский трактир» (1919)
- «Портрет А.Н.Протасовой» (1900)
- «Монахиня» (1901)
- «Портрет Ивана Билибина» (1901)
- «Портрет С.А.Никольского» (1901)
- «Портрет Василия Васильевича Матэ» (1902)
- «Автопортрет» (1904)
- «Портрет женщины в голубом» (1906)
- «Портрет писательницы А.В.Шварц» (1906)
- «Ярмарка» (1906)
- «Земская школа в Московской Руси» (1907)
- «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой» (1907)
- «Монахиня» (1908)
- «Портрет Н.И.Зеленской» (1912)
- «Морозный день» (1913)
- «Портрет Н.К. фон Мекка» (1913)
- «Портрет Николая Константиновича Рериха» (1913)
- «Жатва» (1914)
- «Иллюстрация к повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (1923)
- «Деревенский праздник. Фрагмент» (1910)
- «У иконы Спаса» (1910)
- «Площадь на выезде из города. Эскиз декораций к спектаклю А.Н.Островского «Горячее сердце»» (1911)
- «Красная башня Троице-Сергиевой лавры» (1912)
См. также
Примечания
- ↑ Лебедева В. Кустодиев. Время. Жизнь. Творчество. М.: Дет. лит., 1984. с.с. 45—47.
- ↑ Лебедева В. Кустодиев. Время. Жизнь. Творчество. М.: Дет. лит., 1984. с. 141.
Библиография
- Воинов В. Б. М. Кустодиев. — Л., 1925.
- Князева В. П. Борис Михайлович Кустодиев: (1878—1927), каталог выставки / Государственный Русский музей; [авт. предисл.]. — Л.: Гос. Русский музей, 1959. — 117, [2] с., [18] л. ил., портр.
- Эткинд М. Б. М. Кустодиев. — Л. - М., 1960.
- Лебедева В. Е. Кустодиев: Живопись. Рисунок. Театр. Книга. Эстамп. — М.: Наука, 1966. — 244 с. — 10 000 экз. (в пер., суперобл.)
- Савицкая Т. А. Б. М. Кустодиев. — М.: Искусство, 1966. — 148, [6] с. — 25 000 экз. (обл., суперобл.)
- Эткинд М. Г. Борис Михайлович Кустодиев. — Л.: Художник РСФСР, 1968. — 64 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз. (обл.)
- Алексеева А. И. Солнце в день морозный: (Кустодиев) / Рисунки в тексте и на вкладке Б. Кустодиева; Обложка и шмуцтитулы художника Б. Ардова.. — М.: Молодая гвардия, 1978. — 176, [16] с. — (Пионер — значит первый. Вып. 60). — 100 000 экз. (в пер.)
- Лебедева В. Е. Кустодиев: Время. Жизнь. Творчество. — Л.: Детская литература, 1984. — 160 с. — 75 000 экз. (в пер.)
- Турков А. М. Борис Михайлович Кустодиев. — М.: Искусство, 1986. — 160, [80] с. — (Жизнь в искусстве). — 100 000 экз.
- Богданов-Березовский В. М. Кустодиев // Встречи. — М.: Искусство, 1967. — С. 159—190. — 280 с. — 25 000 экз.
Ссылки
dic.academic.ru
Борис Михайлович Кустодиев, «Купчиха», «Русская Венера»
Живопись XX в.
Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани, и там на волжских берегах прошли его детство, отрочество и юность. В 5 лет мальчик начал рисовать, в этом же возрасте впервые испытал потрясение от музыки и сцены, слушая оперу «Иван Сусанин», а в 9 лет бесповоротно решил стать художником. Одной из причин послужила V выставка Товарищества передвижников, приехавшая в его родной город, где не было ни одного музея. Именно здесь он познакомился с полотнами Репина, Сурикова, Поленова, Крамского, Шишкина. Восемнадцатилетним юношей он становится учащимся Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
К 1910 г. Борис Михайлович уже всемирно известен и представляет русское искусство за рубежом. Единственной неприятностью, от которой хотелось скорее избавиться и забыть о ней, стала болезнь. Боли в руке и спине постоянно давали себя знать, и в 31 год художнику был поставлен неутешительный диагноз – костный туберкулез, за которым последовало более серьезное заболевание – опухоль в спинномозговом канале. Была предложена операция, в которой врачи видели единственную возможность избавиться от недуга.
Перенеся тяжелую операцию, Кустодиев возвращается в Петербург, где работает над заказами Петербургского совета.В 1913 г. он начинает писать ставшую знаменитой и находящуюся ныне в Русском музее в Санкт-Петербурге «Купчиху». ( Румяное, свежее лицо купчихи приветливо. Тугие косы, уложенные короной, венчают гордую голову. Красавица рада гостям, ее брови чуть приподняты, карие глаза блестят. Она прелестна и величава. Кажется, еще миг – и она степенно шагнет навстречу гостям и поклонится. Тогда станет видна серебряная стежка пробора, сверкнут рубиновые серьги, зашуршат тяжелые складки шелкового платья, блеснет огнем большая серебряная брошь. Кажется, что она степенно опустит руку, чуть не касаясь земли кружевным платком, и прозвучит любезное сердцу: «Добро пожаловать!»
Пройдут века, многое изменится, но навсегда напоминанием о вечной красоте останутся богини Рубенса, закованные в парчу и бархат, очаровательные и милые парижанки Ренуара и среди этих образов будет и русская красавица «Купчиха», созданная Кустодиевым в 1915 г.
В 1916 г. болезнь снова начинает напоминать о себе, и Кустодиев соглашается на повторную операцию. Полгода он проводит в больнице. Врачи категорически запрещают ему работать. Но он столь же категорично заявляет: «Если не позволите мне писать, я умру». Уже в больнице Кустодиев начал работать. По его признанию, голова пухла от проектов будущих картин, графики, скульптуры, театральных декораций. В последующие годы свет увидело множество картин, посвященных старому русскому быту второй половины XIX в.
Особое место в жизни Кустодиева занимала дружба с Федором Шаляпиным. Как результат этой дружбы и дань таланту великого певца появился один из лучших портретов в русской классической галерее. Элегантный силуэт фигуры певца имеет черты некоторой обобщенности, за широкой спиной в жемчужном уборе раскинулась зима. Шаляпин высоко оценил портрет. Больной Кустодиев писал его, сидя в кресле, по частям воспроизводя облик великого певца. Это была работа почти на ощупь, наугад. Автор ни разу не видел портрет целиком в достаточном удалении, и поэтому даже не представлял, насколько картина удалась.
За год до кончины Кустодиев создал картину «Русская Венера». Прекрасное обнаженное тело молодой женщины, крепкое здоровье, излучающее аромат свежести, чистоты. Водопад золотистых волос, глаза, будто васильки в степной ржи, лицо, далекое от классической правильности, но притягательное, доброе.
Непринужденный, по-своему грациозный и величавый жест, неприхотливая обстановка простой деревенской баньки. «Не знаю, – писал художник накануне смерти, – удалось мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел – любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему, русскому. Это было всегда единственным «сюжетом» моих картин». И он постоянно оставался верен этому сюжету, доказательство тому – его картины. «Ярмарку» он писал трижды – в 1906, 1908 и 1910 гг. Кроме того, были такие работы, как «Праздник в деревне», «Деревенский праздник», «Гуляния», «Провинция», «Девушки на Волге», «Московский трактир», «Балаганы», «Масленица», «Купчихи» и мн. др.
jivopis.org