Особенности творчества И.К. Айвазовского (стр. 1 из 4). Картины творчество айвазовского


Самые знаменитые картины Айвазовского

Иван Константинович Айвазовский — великий русский художник-маринист. За свою творческую жизнь написал огромное количество потрясающих полотен, которые сегодня считаются настоящим достоянием русского и мирового искусства. Здесь вы можете увидеть пять картин, которые можно назвать самыми знаменитыми, однако стоит здесь же добавить, что на самом деле знаменитых картин Айвазовского намного-намного больше. Десятки картин этого мастера известны не только искусствоведам и ценителям живописи, но даже тем людям, которые не увлекаются искусством, и это не удивительно, так как творчество Айвазовского не может оставить равнодушным никого.

Самые известные и знаменитые картины Айвазовского

 

Девятый вал

Девятый вал — это первое, что приходит на ум, когда слышишь имя этого художника. Действительно, картина «Девятый вал», которая в настоящее время находится в Русском музее в Санкт-Петербурге, без всяких сомнений, считается самым знаменитым полотном художника. Девятый вал — это буйство стихии, трагедия людей, которые пережили кораблекрушение и теперь пытаются спастись на обломках своего корабля.

 

Чесменский бой

Картина «Чесменский бой» также является очень известной работой Ивана Айвазовского. На этой картине во всех красках показано одно из самых героических сражений в истории российского флота. В непримиримой битве сошлись российские и турецкие корабли, которые превратили море в поле битвы и огня. Чесменский бой произошёл 26 июня 1770 года.

 

Среди волн

Картина «Среди волн» — это невероятная по своей насыщенности морская поэзия. Песнь моря отразилась в бушующих волнах. Непередаваемая мощь и красота морских волн оказывает сильное воздействие на любого зрителя, который буквально кожей начинает ощущать всё великолепие морской стихии.

 

Наваринский бой

В своей картине «Наваринский бой» Айвазовский передал своё впечатление от боя, в котором участвовали английский, французский и русский флот против турецко-египетского. В центре сюжета российский корабль «Азов».

 

Радуга

На картине «Радуга» Айвазовский изобразил мощный шторм. На заднем плане корабль, который накренился под буйством стихии и вот-вот пойдёт ко дну. На переднем плане спасающиеся люди в лодке, которую бросает волнами, словно щепку. Кажется, что никому в этой стихии не выжить, но художник даёт надежду зрителю, изображая на переднем плане радугу, как символ спасения и скорого отступления шторма.

 

К знаменитым картинам Айвазовского можно также отнести и такие произведения, как «Хаос. Сотворение мира», «Чёрное море», «Волна», «Кораблекрушение», «Ночь в Венеции», «Вид Константинополя при лунном освещении» и многие-многие другие.

Хотите, чтобы покупки в интернете стали для вас выгодными? Узнайте как получить кэшбек в интернет-магазина на сайте https://getcashback.ru/shop/ebaysocial/. Пользуйтесь всеми возможностями, чтобы сохранить свой бюджет.

art-assorty.ru

Иван Константинович Айвазовский: годы жизни, биография, творчество

Искусство и развлечения 2 мая 2018

Если спросить человека, далекого от искусства, кого из великих живописцев он может назвать, то в его ответе обязательно прозвучит фамилия великолепного русского художника – мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Кроме картин морской стихии Айвазовский оставил великое множество работ других тематик. Художник много путешествовал по разным странам и всегда рисовал то, что производило на него впечатление.

Иван Айвазовский

Детские годы

Фамилия художника первоначально звучала как Айвазян, а имя, записанное при крещении, Ованес. Его родители, армяне по происхождению, проживали в Феодосии. Именно в этом городе, в семье купца Геворка (Константина) и его жены Репсиме, 17 июля 1817 года (дата рождения Айвазовского указана по старому стилю) родился маленький сын Ованес. У художника было три сестры и брат Саргис, который впоследствии принял монашеский постриг и получил имя Габриэл.

Род семьи Айвазовских берет свое начало в Галиции, куда переселились из Армении предки художника. Его дедушка Григор и бабушка Ашхен владели землей в районе города Львова. К сожалению, более точной информации о происхождении семьи не сохранилось. Отец художника после ссоры с братьями попадает в Феодосию и изменяет свою фамилию на Гайвазовский.

Первые годы жизни Айвазовского прошли в Феодосии на побережье Черного моря, уже в детстве он начал интересоваться живописью и музыкой. Маленький мальчик рисовал свои первые картины на белых стенах домов Феодосии черным углем. На его способности обратил внимание архитектор Яков Кох, который начал обучать мальчика и помог ему после получения образования в уездном училище поступить в симферопольскую гимназию.

Обучение в Санкт–Петербурге

Этюд воздуха над морем

Осенью 1833 года Иван Константинович Айвазовский приезжает в Петербург. Его принимают на казенный счет в Императорскую Академию художеств. Сначала он учился у М. Воробьева в пейзажном классе, а затем был переведен в помощники к маринисту Ф. Таннеру, французу по происхождению. К этому времени Айвазовский успел получить серебряную медаль за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем», которые были представлены публике на академической выставке.

Вид на взморье в окрестностях Петербурга

Видео по теме

Ссора с преподавателем

В биографии мариниста Айвазовского присутствовал интересный случай, который произошел между ним и его учителем. Работая помощником Таннера, Иван Айвазовский не имел права работать самостоятельно. Но молодой художник, несмотря на договор с преподавателем, продолжал рисовать свои собственные пейзажи, и на выставке 1836 года в Академии художеств выставил пять картин. Критики были в восторге от работ Айвазовского, что нельзя сказать о Таннере, который настолько обиделся на успех своего ученика и помощника, что пожаловался самому императору Николаю Первому. Работы молодого живописца сразу были сняты с выставки.

Через полгода Айвазовского определили в класс профессора Зауервейда, специалиста по батальной живописи. Отучившись несколько месяцев у профессора, в 1837 году художник получает Большую золотую медаль за написанную им картину «Штиль». Результатом творчества Айвазовского и его успехов в Академии художеств было решение выпустить его с обучения на два года раньше, чем полагалось, и отправить на это время в Крым для самостоятельной работы, так как Академия уже научила молодого мастера всему, чему могла.

Возвращение в Крым

Вернувшись в Крым в 1838 году, Айвазовский старается много и продуктивно работать. Два года жизни Айвазовского были посвящены работе над морскими пейзажами и батальными сценами. Ради этого он принимает участие в военных действиях и наблюдает за высадкой военного десанта на побережье Черкессии. Написанная им картина «Десант отряда в долине Субаши» явилась результатом этих наблюдений и имела большой успех у императора. Николай приобрел картину у художника и использовал ее для прославления подвигов флота.

Десант отряда в долине Субаши

К осени 1839 года Айвазовский возвращается в Петербург для получения аттестата. Кроме того, он получает чин и личное дворянство. Летом 1840 года вместе со своим другом В. Штернбергом отправляется в путешествие по Италии.

Практика в Италии

За время, проведенное в Италии, Айвазовский успел побывать в Риме, Флоренции, Венеции, где познакомился с Гоголем. Он посещает остров святого Лазаря, на котором в монастыре живет его брат Габриэл. Братья не виделись уже много лет. Монахам Айвазовский оставляет в дар свою картину «Хаос. Сотворение мира», сюжет которой основан на библейских событиях.

Хаос 1841 год

В процессе работы на берегах Италии Айвазовский разрабатывает свой способ написания картин. У художника была очень хорошо развита зрительная память, он обладал богатым воображением, поэтому на пленэре работал мало и дописывал картины в мастерской. Итальянские работы, созданные Айвазовским, имели большой успех в обществе. Английский художник Уильям Тернер дал картинам Айвазовского очень хорошие отзывы. Работы были отмечены в Парижской Академии и удостоены золотой медали.

Девятый вал

После работы в Италии Айвазовский продолжает поездку по Европе. Он посещает Швейцарию, Голландию, Англию, Францию, Португалию, Испанию. Художник всегда держит при себе альбом и зарисовывает морские пейзажи и природу, раскинувшуюся вдоль берегов. Во время путешествия по Бискайскому заливу корабль, на котором находился художник, попадает в сильнейший шторм. Судно чудом уцелело, но газеты заявили о гибели художника в водах залива. Айвазовский выжил и продолжил работать. Через восемь лет после этого морского приключения, в 1850 году, мастер пишет картину «Девятый вал», в которой отражает свои переживания и впечатления от бури, случившейся с ним в Бискайском заливе.

Айвазовский "Девятый вал"

Необычные картины художника–мариниста

Иван Константинович Айвазовский много времени провел в путешествиях по миру. Во всех странах он делал наброски и зарисовки интересующих его сюжетов. Одна из самых необычных для художника–мариниста работ - это картина, написанная после посещения открытия Суэцкого канала. Произведение Айвазовского называется «Великая пирамида в Гизе».

Великая пирамида в Гизе

Еще одна необычная для Айвазовского картина была написана в 1837 году: полотно называется «Вид на Большой каскад в Петергофе».

Вид на большой каскад в Петергофе

Во время посещения Константинополя художник пишет картину «Восточная сцена». На ней мастер изобразил сюжет, действие которого происходит в небольшой кофейной, расположенной в мечети Ортакей. Картина создана в 1845 году. Еще одна картина «Восточная сцена» также была написана в Константинополе годом позже.

Восточная сцена

Кроме пейзажей Айвазовский писал отличные портреты. Примером тому служит картина с портретом бабушки Ашхен, написанная в 1858 году.

Портрет бабушки Ашхен

Иван Константинович Айвазовский был очень успешным живописцем. Редкий художник добивался такой славы при жизни. У мастера было большое количество наград, он имел чин адмирала., а в 1864 году удостоился потомственного дворянства.

Жизнь Айвазовского в Феодосии

В 1845 году Айвазовский подает прошение в главный морской штаб, где работает живописцем, и в Академию художеств, профессором которой он является, с просьбой позволить ему находиться в Крыму, чтобы завершить начатые там работы. Получив разрешение, Айвазовский начинает строить дом в любимой им Феодосии. Несмотря на постоянные поездки по миру, Айвазовский всегда говорил своим друзьям, что его дом в Феодосии.

Художник разворачивает очень активную деятельность по благоустройству города. Он открывает художественную школу и картинную галерею. Годы жизни Айвазовского в родном городе очень благотворно влияют на развитие Феодосии. Город становится центром живописи и культуры на юге страны. Художник открывает школу живописцев, обучение в которой направлено на развитие талантов художников-пейзажистов. Кроме развития Киммерийской школы Айвазовский участвует в создании концертного зала и библиотеки в Феодосии.

Не только художник

О том, что Айвазовский был художником–маринистом знают все, но мало кому известно, что мастер морских пейзажей был археологом и состоял в Одесском обществе истории и древностей. По созданному им проекту и на его средства был построен археологический музей древностей, расположенный на горе Митридат. К сожалению, музей был уничтожен во время войны в 1941 году.

Музей древностей

Художник помог организовать строительство и развитие железной дороги, которая была открыта в 1892 году. Благодаря его усилиям был отстроен самый большой торговый порт на Крымском побережье, расположенный в родном городе мастера.

История с Субашинским источником

Фонтан Айвазовского

Семья Айвазовского была достаточно богатой. В собственности художника находился Субашинский источник с кристально чистой водой. В 1886 году родной город мастера страдал от недостатка питьевой воды. Айвазовский оказался очень щедрым человеком: видя страдания жителей Феодосии из-за отсутствия чистой воды, он позволил пользоваться своим источником. Для этих целей был проложен водопровод, так как от города до источника было 25 верст. В городе, по проекту художника, был создан фонтан, любой житель мог брать из него столько воды, сколько ему было нужно, причем абсолютно бесплатно. В наше время этот фонтан носит имя художника.

Завещание мастера

Годы жизни Айвазовского были наполнены творчеством и благоустройством родной Феодосии. Одним из замечательных подарков для города была картинная галерея. Знаменит и музей Айвазовского, открытый в доме художника, где выставлены картины, которые по завещанию Айвазовского не должны покидать Феодосию.

В конце жизни художник создал картину «Морской залив» - это его последняя завершенная работа. За день до смерти Айвазовский начинает работу над картиной «Взрыв турецкого корабля», но завершить не успевает.

Он скончался в возрасте 82 лет, 19 апреля 1900 года.

Айвазовский с внуками

Айвазовский был дважды женат, два его внука стали живописцами. Михаил Латри был представителем киммерийской школы, живописцем и художником по керамике. Алексей Ганзен, как и его великий дед, был художником–маринистом.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Александр Кривошапко: личная жизнь, биография, творчествоИскусство и развлечения Александр Кривошапко: личная жизнь, биография, творчество

Очень быстро взлетела на небосводе звезда украинского шоу-бизнеса Александр Кривошапко. Этот трамплин предоставила ему передача «Х-фактор», в которой он принимал участие в 2010 году. Публика сразу полюбила...

Иван Константинович Айвазовский. Картины с названиями морских пейзажей Искусство и развлечения Иван Константинович Айвазовский. Картины с названиями морских пейзажей

Художник Иван Айвазовский (Ованнес Айвазян) ‒ один из величайших маринистов всех времён, поэт водной стихии, оставивший весомый след в истории российской живописи. «Море ‒ это моя жизнь», ‒ выражался Айваз...

Искусство и развлечения "Гибель Помпеи" (картина). Иван Константинович Айвазовский

"Гибель Помпеи" можно назвать одним из малоизвестных шедевров Ивана Константиновича Айвазовского. Историческое событие, трагедия античного города, вдохновили живописца подойти к сюжету с новыми мыслями.Художни...

Ансельм Кентерберийский: философия, основные идеи, цитаты, годы жизни, биография краткоНовости и общество Ансельм Кентерберийский: философия, основные идеи, цитаты, годы жизни, биография кратко

Сейчас в это трудно поверить, но тысячу лет назад на земле появился человек, который изменил представление людей о Боге. Он заставил христианский мир заново учиться жить по Святому Писанию, объяснил многое из того, чт...

Кто такой Тамерлан? Годы жизни, биография, сражения и победы ТамерланаОбразование Кто такой Тамерлан? Годы жизни, биография, сражения и победы Тамерлана

Полное имя великого завоевателя древности, о котором пойдёт разговор в нашей статье, Тимур ибн Тарагай Барлас, но в литературе он часто упоминается как Тамерлан, или Железный Хромец. Следует пояснить, что Железным его...

Американский предводитель повстанцев Хоакин Мурьета: годы жизни, биография, фотоОбразование Американский предводитель повстанцев Хоакин Мурьета: годы жизни, биография, фото

Вот уже на протяжении более полутора веков имя Хоакина Каррильо Мурьеты (Joaquin Carrillo Murrieta или Murietta) известно во всем мире. Он был полулегендарной личностью в Калифорнии в 1850 годах, в эпоху так называемо...

Партизан Герман Александр Викторович: годы жизни, биография, подвигиОбразование Партизан Герман Александр Викторович: годы жизни, биография, подвиги

Многим известны герои-партизаны Великой Отечественной войны - Сидор Ковпак, Дмитрий Емлютин, Дмитрий Медведев, Зоя Космодемьянская, Александр Сабуров. О них написаны книги, сняты документальные и художественные фильмы...

З. Фрейд: годы жизни, биография, вклад в наукуОбразование З. Фрейд: годы жизни, биография, вклад в науку

Одним из невероятных и очень талантливых людей, чьи творения до сих пор не оставляют равнодушным ни одного ученого, является Зигмунд Фрейд (годы жизни и смерти которого - 1856-1939). Все его труды являются достоянием ...

Григорович Дмитрий Васильевич: биография, творчество, годы жизни, фотоИскусство и развлечения Григорович Дмитрий Васильевич: биография, творчество, годы жизни, фото

Это был настоящий русский писатель, переводчик и искусствовед, современник Достоевского и Тургенева. Григорович Дмитрий Васильевич (годы жизни которого датируются с 19.03.1822 г. по 22.12.1899 г.) родился в деревне Че...

Биография Леонида Андреева, годы жизни, творчествоИскусство и развлечения Биография Леонида Андреева, годы жизни, творчество

Один из знаменитых русских философов сказал однажды, что Леонид Андреев, как никто другой, умеет сорвать фантастический покров с реальности и показать действительность такой, какой она является на самом деле. Возможно...

monateka.com

Иван Айвазовский. Известные и неожиданные мотивы творчества. « THE WALL

Начались осенние трудовые будни, однако для того чтобы не утонуть в рутине, вспомним, что в Третьяковской галерее на Крымском валу продолжает экспонироваться грандиозная выставка (29 июля – 20 ноября), посвящённая легенде и основоположнику русской маринистики – Ивану Константиновичу Айвазовскому.

Выставка уникальна тем, что её организаторам удалось собрать наиболее значительные произведения художника (в общей сложности 200 полотен) из 17 музеев России, среди которых Государственный Русский музей, Центральный военно-морской музей в Петербурге, Феодосийская картинная галерея имени И.К.Айвазовского, музеи-заповедники «Петергоф», «Царское село», «Павловск», некоторые полотна были предоставлены рядом частных собраний. В самой Третьяковской галерее хранится всего 33 картины и 9 рисунков. Таким образом, выставка, проходящая сейчас в Москве, — это крупнейшая монографическая экспозиция мастера, которая позволяет не только глубже познакомиться с творчеством неповторимого живописца, но и увидеть источники его вдохновения.

Жизнь и творчество художника – это путь гения: например, начав писать под влиянием немецкого романтизма, Айвазовский оставался верен этому направлению на протяжении всего своего творческого пути, таким образом в конце XIX в. предвосхитив искания художников-символистов. Его жизнь была связана с культурами разных стран, таких как Армения (Айвазовский родился в армянской семье), Россия (родным городом живописца была малороссийская Феодосия), Италия и Турция (эти страны вдохновляли художника), а потому его стиль уникален. К тому же, Айвазовский много путешествовал, за всю свою жизнь он побывал более чем в 100 городах Европы и Америки, и, как известно, именно воспоминания о совершённых странствиях стали основой его творчества.

Картины Айвазовского, завораживающе передающие динамику волн, знакомы многим с детства. Брызги волн, тонущие корабли, мрачное небо, парящие чайки, свет, пробивающийся сквозь мрачные тучи, – всё это заставляет замереть перед картиной и почувствовать себя один на один с переменчивой Природой. Художественный критик В.В. Стасов писал о живописце: «Маринист Айвазовский по рождению и по натуре своей был художник совершенно исключительный, живо чувствующий и самостоятельно передающий, быть может, как никто в Европе, воду с её необычайными красотами»[1]. «Девятый вал», «Волна» и другие картины бушующего или спокойного моря – это творческое наследие художника, известное каждому образованному человеку.

Девятый вал. 1850.

Волна. 1889.

Однако гений И.К. Айвазовского не ограничивался маринистикой. Выставка на Крымском валу знакомит посетителей с творческим наследием живописца, который много путешествовал и вдохновлялся природой различных стран.

Малороссия – тот край, который стал родиной художника и главной темой его творчества. Чёрное море и крымское побережье давали ему сюжеты для таких полотен, как «Девятый вал», «Чёрное море» и др. Однако Малороссия была запечатлена художником не только морской, но и степной, иногда даже зимней.

Чумаки в Малороссии. 1870-1880-е.

Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца. 1862.

Зимний обоз в пути. 1857.

Эти картины, представленные на выставке, вызывают как удивление (ведь Айвазовский известен многим исключительно как маринист), так и восторг – малороссийские виды на картинах художника проникнуты невероятным благоговением перед красотой природы и любовью к родному краю.

Италия – страна, во все времена вдохновлявшая русских художников, и Айвазовский не был исключением. Живописец сумел изобразить Италию с присущей ей яркостью: на его картинах мы видим побережье знойного Неаполя, горы, по которым гуляют вдохновлённые гении, почти парящие в облаках («Данте и художник в горах»), виды магической Венеции, которая не могла не привлекать внимание великого мариниста, сумевшего воплотить на холсте волшебство «Южной Пальмиры» («Гондольер на море ночью»).

Данте и художник в горах. 1883.

Гондольер на море ночью. 1843.

Столь же значимыми для художника стали его путешествия в Турцию. На выставке представлены картины, воплощающие восхищение художника архитектурой и духом Константинополя, столь прекрасного его культурным многообразием. В письме друзьям живописец восхищался древним городом: «Вероятно, нет ничего в мире величественнее этого города, там забывается и Неаполь и Венеция»[2].

Вид Константинополя при лунном освещении. 1846.

Еще один неожиданный для многих зрителей мотив творчества живописца – религиозный. На выставке посетители смогут увидеть как картины на библейские сюжеты («Хождение по водам»), так и полотна, посвященные духовным исканиям Айвазовского: особенно живописца вдохновляла тайна мироздания, сотворения жизни на земле из хаоса («Хаос»). Эти картины невероятны своей энергетикой, наполненной туманным мистицизмом и светом надежды – даром Творца.

Хождение по водам. 1890-е.

Хаос. Сотворение мира. 1841.

В документальном разделе выставки представлены предметы, позволяющие узнать подробнее о личности художника: это его письма, портреты родителей, брата, жены. Также для воссоздания атмосферы мастерской живописца были привезены экспонаты из Центрального военно-морского музея: штурвал, подзорные трубы, звёздный глобус, макеты кораблей – предметы корабельного быта, сопровождавшие Айвазовского в его морских путешествиях.

Иван Айвазовский – мастер маринистики, который никогда не писал с натуры. Художник творил, вспоминая увиденное, а тем, кто удивлялся его методу работы, говорил: «Движения живых струй неуловимы для кисти; писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запоминать их»[3]. «Радуга», «Волна», «Девятый вал» и другие полотна живописца завораживали и продолжают завораживать зрителя своей динамикой и силой. Современники Айвазовского по-разному относились к его творчеству: кто-то восхищался, кто-то критиковал – особенно смело критиковал художника мирискусник А.Н. Бенуа, который писал о «невеликой заслуге» Айвазовского в истории русского общества, даже о «трафаретности» его полотен. Однако и он не мог отрицать любовь и талант, которые вкладывал живописец в свои картины: «Айвазовский действительно любил море и даже любил как-то сладострастно, неизменно, и нужно сознаться, что, несмотря на всю рутину, любовь эта нашла себе выражение в лучших вещах его, в которых проглянуло его понимание мощного движения вод или дивной прелести штиля — гладкой зеркальной сонной стихии»[4]. Таким образом, даже ярые критики художника подчас восхищались его мастерством, а потому выставка Айвазовского на Крымском валу не может не вызвать исключительного интереса.

Автор: Екатерина Княжева

Источник изображений: http://gallerix.ru/

[1] Айвазовский Иван Константинович. Сайт о жизни и творчестве художника: http://see-art.ru/bio/.

[2] Айвазовский: http://i-aivazovsky.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st066.shtml.

[3] Рассказы о шедеврах живописи: http://nearyou.ru/100kartin/100karrt_50.html.

[4] Товарищество передвижных художественных выставок: http://www.tphv-history.ru/books/benua-istoriya-russkoy-zhivopisi31.html.

thewallmagazine.ru

Особенности творчества И.К. Айвазовского

Уральский государственный колледж

Им. И .И. Ползунова

Реферат на тему:

« Особенности творчества И.К. Айвазовского »

Студентка гр.PR-310

Филичкина А.Д.

Преподаватель:

Скокова О.В.

Екатеринбург

2009

Содержание

Глава 1. Жизнь «поэта моря»

Глава 2. Графика И.К. Айвазовского

Глава 3 . Основная экспозиция

Глава 4. История Феодосийской галереи

Глава 5. Краткое описание нескольких картин художника:

5.1 «Десант Н.Н. Раевского у Субаши»

5.2 «Чёрное море»

5.3 «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями»

5.4 «Радуга»

5.5 «Девятый вал»

Глава 6. Наследие Айвазовского

Список использованной литературы

Глава 1. Жизнь «поэта моря»

Море с детства вошло в жизнь Ованеса Гайвазовского, родившегося в Феодосии в семье небогатого армянского торговца. Оно всегда манило мальчика, завораживало бескрайней ширью и неразгаданными тайнами, буйными переливами красок и вечным движением. Но беззаботное детство с ловлей бычков и купанием до посинения быстро кончилось. Уже в десять лет нужда заставила Ованеса пойти работать в кофейню. Тяжелый каждодневный труд без скидок на возраст закалил будущего живописца, воспитал в нем упорство и целеустремленность. С волнением слушал мальчик рассказы собиравшихся в кофейни моряков о дальних странах, морских сражениях и океанских штормах. Моряки привечали Ованеса. Им нравилось, что он за несколько минут может нарисовать на клочке бумаги любой корабль и не ошибиться даже в мельчайших деталях такелажа. У молодого художника появились первые заказчики, украшавшие его рисунками свои матросские сундучки.

В кофейне встретил Ованес человека, который круто изменил его жизнь. Архитектор Кох, разглядевший в юном художнике будущего мастера, забрал его из кофейни и стал учить рисованию. С его помощью Иван, так стали звать художника, перебирается в Симферополь, где получает первые уроки живописи. Богатые меценаты, а их всегда хватало в России, посылают его рисунки в Петербург в Академию художеств. Впоследствии живописец не раз говорил, что самым счастливым стал для него день, когда ему сообщили о приеме в академию на казенный пансион.

Гайвазовскому повезло: в пропитанной духом классицизма Академии он попал в класс к профессору М. Воробьеву - прекрасному пейзажисту, знатоку природы, умеющему удивительно тонко и лирично писать водные просторы. Занятия в академических классах много дали молодому художнику. Но он стремился не только овладеть техникой живописи, но и досконально изучить морскую стихию, суровую и опасную жизнь моряков. Еще учась в академии, он на боевых кораблях выходит в походы по Черному и Балтийскому морям, участвует в трех десантных операциях у берегов Кавказа. Судьба сводит его с выдающимися русскими флотоводцами: М. Лазаревым, П. Нахимовым, В. Корниловым, В. Истоминым, теплые чувства к которым он пронесет через всю жизнь.

Впечатления от увиденного переполняют художника. Айвазовский (так он стал подписывать свои полотна) создает цикл картин, воспевающих красоту и величие моря. Картины получили высокую оценку совета Академии. Большая золотая медаль, полученная за три пейзажа с морскими видами, позволили ему уехать в пенсионерскую командировку за рубеж для изучения классики.

Айвазовский посещает Рим, Неаполь, Флоренцию, с волнением вглядывается в картины старых мастеров, много пишет сам. Его полотна, выставленные на римской выставке, привлекли к себе всеобщее внимание. Папа римский Григорий XVI приобретает для картинной галереи Ватикана картину «Хаос». Гоголь шутил по этому поводу: «Пришел ты, меленький человек с берегов Невы в Рим и сразу поднял Хаос в Ватикане».

К мастеру приходит европейское признание, отзвуки которого доходят до далекой России. В 1841 году «Художественная газета» писала: «В Риме и Неаполе все говорят о картинах Айвазовского. В Неаполе так полюбили нашего художника, что дом его целый день наполнен посетителями. Вельможи, поэты, ученые, художники и туристы поочередно ласкают его, угощают и, воспевая в стихах, признают в нем гения».

Художника восторженно принимают в европейских столицах. Он первым из русских живописцев выставил свои картины на выставках в Лувре и был удостоен золотой медали. Амстердамская Академия художеств избирает его своим членом.

В 1844 году увенчанный европейской славой художник возвращается в Петербург. Его причисляют к Главному морскому штабу в звании «первого живописца», Академия художеств принимает его в свои члены. Художника буквально «засыпают» заказами. Но обстановка светского Петербурга тяготит художника, ему не хватает простора, южного моря и соленого ветра. Айвазовский покидает столицу и поселяется в Феодосии. Здесь мастер начинает работу над большим циклом картин, посвященных Российскому военному флоту. На полотнах живописца оживают героические подвиги русских моряков: «Чесменский бой», «Наваринский бой», «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами».

К подвигу экипажа брига «Меркурий» художник возвращался и в последующем, посвятив ему несколько картин. Очень уж невероятным был бой двадцатипушечного корабля с двумя линейными кораблями, превосходящими его по количеству орудий в десять раз. Только беспримерная отвага и прекрасная выучка экипажа, умелые и нестандартные действия капитана корабля А. Казарского позволили бригу с честью выйти из четырехчасового боя. С этим подвигом связан любопытный геральдический случай. Все офицеры брига получили на свои дворянские гербы изображения пистолета, так как перед началом боя заряженный пистолет был установлен в пороховом погребе, чтобы последние из оставшихся в живых взорвали корабль.

Особое место в творчестве Айвазовского заняла оборона Севастополя в 1854-1855 годах. Художник неоднократно приезжал в осажденный город, прямо на позициях писал этюды, расспрашивал участников боев. В картинах «Синопский бой», «Гибель турецкого флота у Балаклавы», «Малахов курган» он стремился запечатлеть самые драматические и яркие страницы героической эпопеи.

Военно-морской теме художник был верен всю жизнь, но на большинстве его картин главным героем является море: штормовое или замершее в ожидании бури, с яркими солнечными бликами на искрящихся брызгами волнах или с золотистой лунной дорожкой, ведущей в неведомое.

За свою жизнь мастер написал более шести тысяч картин. А широко известной и, пожалуй, самой любимой зрителями стала одна - «Девятый вал». Громады волн вздымаются вокруг небольшого обломка мачты, на котором в отчаянной борьбе за жизнь несколько людей, потерпевших кораблекрушение. Их силы на исходе, но сквозь грозовые тучи пробивается первый луч солнца - луч надежды на окончание бури, на спасение. Еще неистовствует океан, но воля человека, его вера в спасение оказались сильнее стихии.

Мастер-маринист прожил прекрасную творческую жизнь, стал основателем русского романтического направления в морской пейзажной живописи, воспитал талантливых учеников, открыл в Феодосии школу живописи, был любим и почитаем народом. Даже смерть не разлучила его с морем. Бронзовый художник с палитрой и кистью в руках устремил взгляд в морскую даль. На пьедестале короткая надпись: «Феодосия Айвазовскому».

И сегодня, вглядываясь в картины Айвазовского, мы погружаемся в прекрасный и волнующий мир моря.

Глава 2. Графика И.К. Айвазовского

Говоря о творчестве Айвазовского, нельзя не остановиться на большом графическом наследии, оставленном мастером. Его рисунки представляют широкий интерес как со стороны артистического их выполнения, так и для уяснения творческого метода художника.

Айвазовский всегда много и охотно рисовал. Среди карандашных рисунков выделяются своим зрелым мастерством работы, относящиеся к сороковым годам, ко времени его академической командировки 1840-1844 годов и плавания у берегов Малой Азии и Архипелага летом 1845 года. Рисунки этой поры гармоничны по композиционному распределению масс и отличаются строгой проработкой деталей. Крупные размеры листа и графическая законченность говорят о большом значении, которое Айвазовский придавал рисункам, сделанным с натуры. Это были в основном изображения прибрежных городов. Острым твердым графитом Айвазовский рисовал лепящиеся по уступам гор, уходящие вдаль городские постройки или отдельные, понравившиеся ему здания, вкомпоновывая их в пейзажи. Самыми простыми графическими средствами - линией, почти не пользуясь светотенью, он достигал тончайших эффектов и точной передачи объема и пространства. Рисунки, сделанные им во время путешествия, всегда помогали ему в творческой работе.

В молодости он часто пользовался рисунками для композиции картин без всяких изменений. Позднее он свободно перерабатывал их, и часто они служили ему только первым толчком для выполнения творческих замыслов. Ко второй половине жизни Айвазовского относится большое количество рисунков, выполненных в свободной широкой манере. В последний период творчества, когда Айвазовский делал беглые путевые зарисовки, он стал рисовать свободно, воспроизводя линией все изгибы формы, часто едва касаясь мягким карандашом бумаги. Его рисунки, утратив былую графическую строгость и отчетливость, приобрели новые живописные качества.

По мере того как выкристаллизовывался творческий метод Айвазовского и накапливались огромный творческий опыт и мастерство, в процессе работы художника произошел заметный сдвиг, сказавшийся на его подготовительных рисунках. Теперь он создает набросок будущего произведения по воображению, а не по натурному рисунку, как он это делал в ранний период творчества. Не всегда, разумеется, Айвазовский сразу удовлетворялся найденным в эскизе решением. Имеются три варианта эскиза к последней его картине "Взрыв корабля". Он стремился к лучшему решению композиции даже в формате рисунка: два рисунка сделаны в горизонтальном прямоугольнике и один в вертикальном. Все три выполнены беглым штрихом, передающим схему композиции. Подобные рисунки как бы иллюстрируют слова Айвазовского, относящиеся к методу его работы: "Набросав карандашом на клочке бумаги план задуманной мною картины, я принимаюсь за работу и, так сказать, всею душой отдаюсь ей". Графика Айвазовского обогащает и расширяет наше привычное представление о его творчестве и о его своеобразном методе работы.

mirznanii.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта