Памяти музея Григория Светлицкого и других посвящается. Картины светлицкого


ЖЗЛ. ГРИГОРИЙ СВЕТЛИЦКИЙ - УКРАИНСКИЙ МАСТЕР РЕАЛИЗМА)

Выдался свободный денёк, вот и решил опубликовать материал об интересном украинском художнике, который давно был собран, только ждал своего формирования и редактуры.

Григорий Петрович Светлицкий

20 или 27 сентября 1872, Киев - 28 августа 1948, Киев

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Автопортрет. 1919 г.

Украинский живописец и мозаичист, первый народный художник УССР (1946).Григорий родился в 1872 году в семье киевского музыканта, оркестранта оперного театра. Заработка отца едва хватало на одиннадцать детей. У Григория был младший брат Павел (1878–1967), окончивший в 1907 году Санкт-Петербургскую Академию художеств и ставший архитектором, членом Петербургского общества архитекторов. Племянники Григория Петровича, сыновья Павла - Борис Павлович (1908–1978) и Сергей Павлович (1913–1992) Светлицкие, продолжили дело отца и тоже стали архитекторами. С детства мальчик полюбил театр, музыку и рисование.

Семья Светлицких

С четырех лет он начал учиться игре на скрипке, а позже стал писать музыку. В совершенстве овладев инструментом, пятнадцатилетний юноша уже участвовал в концертах симфонического оркестра. Его первые музыкальные произведения были даже напечатаны, а некоторые романсы и композиции для скрипки и виолончели исполнялись в концертах. При этом Григорий увлёкся и рисованием.

Учеба

Заметив склонность сына к живописи, отец определяет его в известную Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко, где Светлицкий проучился с 1889 по 1893 год. Получив начальное художественное образование в школе Мурашко, молодой человек в 1893 году отправился продолжать обучение в Петербург. Он успешно сдает экзамены в Петербургскую Императорскую Академию художеств, первые два года обучается под руководством Ильи Ефимовича Репина (1844-1930), а позже переходит в мастерскую художника Николая Дмитриевича Кузнецова (2 (14) декабря 1850 - 2 марта 1930).

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Обнаженная мужская модель.

В конце декабря 1895 года, окончив курс Академии, Светлицкий был удостоен звания классного художника III степени, а в 1900 году за картину «Мелодия» ему было присуждено звание художника-живописца.

Петербург

С 1896 года Светлицкий принимал участие в Весенних и Осенних художественных выставках, выставлял свои работы на выставках художников-акварелистов и передвижников.

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Автопортрет. 1897 г. Национальный художественный музей Украины, Киев

Значительное влияние на молодого студента оказал знаменитый пейзажист А. И. Куинджи. Их знакомство позже переросло в крепкую дружбу и сыграло исключительную роль в творческом развитии художника. Одно время Светлицкий работал в мастерской А. Куинджи. В 1901 году художник поступил в Мозаическое отделение учеником, в 1906 году стал младшим художником-мозаичистом, а позже - художником-мозаичистом. С 1901 по 1917 год Светлицкий участвовал в реставрации Исаакиевского собора в Петербурге, возглавлял группу, занимающуюся росписями в соборе. За эту работу российский император Николай ІІ присвоил художнику почетный дворянский титул.Почти восемнадцать лет (1900-1918) художник проработал в мозаичных мастерских Академии Художеств под руководством известного живописца Павла Петровича Чистякова (5 июля 1832 – 11 ноября 1919). В 1918 году Светлицкий экспонировал свои картины на выставке передвижников (ТПХВ) и на выставке Общества художников им. А. И. Куинджи. В 1919 году – на 1-й государственной свободной выставке произведений искусств в Петрограде.

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Дачники.

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Уж вечер. 1913 г. Музей истории города Киева

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) У омута. («Где гнутся над омутом лозы»). 1916 г. Национальный художественный музей Украины, Киев

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Поезд на станции. 1916 г.

Самыми известными произведениями Светлицкого дооктябрьского периода являются картины «Музыканты» (1912), «В город» (1907) и «На заработки» (1909), «Возле станции Мотовиловка» (1909), которые входят нынче в Золотой фонд украинского изобразительного искусства.

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Музыканты 1912 г.

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) В город. 1907 г. Национальный художественный музей Украины, Киев

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) На заработки. Этюд. 1909 г. Национальный художественный музей Украины, Киев

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) На прогулке. 1908 г. Донецкий художественный музей

Революция у художника была связана с личными трагедиями. У Светлицкого умерла жена и погиб сын Юрий, к тому же у художника экспроприировали его петербургскую квартиру. В 1919 году Григорий Петрович переезжает в Киев, где обосновывается в двухэтажном особняке на улице Дегтярной. Художник и до этого часто приезжал на Украину. С огромным удовольствием он изображал украинские ночи ( «Взошел месяц», «Ясная ночь», «Июльская ночь», «Лунная ночь», «Весенняя ночь» и другие), в чем отразилось влияние его друга и коллеги Архипа Куинджи. Светлицкого в прессе не раз называли «украинским Куинджи».

Г.П.Светлицкий за работой. Фото 1914 г.

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Лунная ночь. 1915 г.

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Марусина хата (Богуславка). 1918 г. Харьковский музей изобразительного искусства

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Лунная ночь.

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Сельская улица в лунном свете 1920-е гг.

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Хата в лунную ночь 1942 г.

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Серебряная ночь.

О своем творчестве сам Григорий Петрович говорил так: «Лейтмотивом моего творчества является в основном лирический композиционный пейзаж. Определяя образы и краски природы, я в своих картинах был реалистом, но реализм мой всегда насыщен музыкальностью».

Советский период

Как пишут историки, «после победы Октябрьской революции Григорий Светлицкий принимал активное участив в строительство советской культуры». В Киеве художник работал над плакатами, декорациями к спектаклям рабочих студий, писал картины для музеев.Не знаю, насколько Светлицкий принял советскую власть, особенно после экспроприации жилья, но в своем творчестве художник отображал становление Страны Советов («Сельсовет» (1918), «Аграрный вопрос» (1919), «Переход богунцов через Днепр» (1928), «Над колхозными полями» (1930-е)). Индустриальному строительству был тоже посвящен ряд картин («Днепрострой» (1932), «Варят асфальт» (1934), «Гидроэлектростанция (1935)).

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Переход богунцов через Днепр. 1928 г.

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Аграрный вопрос. 1918 г. Национальный художественный музей Украины, Киев

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Ждут пароход. 1934 г.

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Колхоз в цвету. 1935 г. Национальный художественный музей Украины, Киев

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Гидроэлектростанция. 1935 г. Национальный художественный музей Украины, Киев

Светлицкий активно работал как пейзажист, портретист, писал жанровые картины, участвовал в росписи Крестовоздвиженской церкви в Киеве, занимался книжной иллюстрацией.

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Роспись в Крестовоздвиженском храме на ул. Крестовоздвиженской в Киеве

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Роспись Крестовоздвиженском храме на ул. Крестовоздвиженской в Киеве

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Лики святых в Крестовоздвиженском храме на ул. Крестовоздвиженской в Киеве

К 125-летию со дня рождения украинского поэта Тараса Шевченко в 1939 году художник создал несколько картин и эскизов («Катерина», «Хата Шевченко», «Этап», «В ссылке», «Крепостное село»).В 1920-е годы Светлицкий много выставлялся. Он принял участие в тематических выставках «По селам, местечкам и городам Украины» (1926), «В помощь жертвам наводнения в Западной Украине» (1927) в Киеве. Экспонировался на выставках Ассоциации художников червонной Украины (1927, 1928) в Харькове, Киеве и Чернигове. Принимал участие во Всеукраинской юбилейной выставке, посвященной 10-летию Октября (1927) в Харькове, 2-й всеукраинской художественной выставке Наркомпроса УССР (1929), 1-й передвижной художественной выставке на правобережной Украине (1929) и других. Большая персональная выставка Светлицкого с успехом прошла в Киевском государственном музее украинского искусства.

Г.П. Светлицкий в своей мастерской

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Дорога на станцию. 1946 г.

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Алушта. 1930 г.

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Богуславка. 1936 г.

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Сирень. 1919 г. Музей Г.П. Светлицкого

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Весенний вечер (Ветка цветущей сливы). 1929 г.

Художник был членом Ассоциации художников Красной Украины, в 1946 году он первым был удостоен звания народного художника Украинской ССР, а в 1947 году стал профессором Киевского художественного института (КХИ).

Удостоверение за № 1 о присвоении звания Г.П.Светлицкому звания "Народный художник Украинской ССР".

В картинах, написанных Светлицким во время и после Великой Отечественной войны, показан героизм народа и жестокость оккупантов («Партизаны около железной дороги» (1944), «Краснодонцы» (1946), «Жертвы оккупации» (1943-1944), «Без крова» (1944).

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Без крова. 1944 г. Национальный художественный музей Украины, Киев

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Без названия.

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Зима. 1945 г.

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Родной край. 1945 г. Национальный художественный музей Украины, Киев

В 1945 году художник завершил многолетнюю роботу над полотном «П. И. Чайковский на Украине».

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Петр Ильич Чайковский на Украине. 1938-1945 гг. Музей Светлицкого, Киев

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Петр Ильич Чайковский на Украине. Вариант. 1947 г. Сумской художественный музей им. Никанора Онацкого, Украина

Бытует мнение, что в годы советской власти каждый известный художник был обязан написать портрет В.И. Ленина. Около девяти лет работал Григорий Светлицкий над картиной «В. И. Ленин слушает «Аппассионату» Бетховена».

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) В.И. Ленин слушает «Аппассионату» Бетховена. 1938-1948 гг. Национальный художественный музей Украины, Киев

Еще до войны он выполнил 6олее сорока эскизов, но все они были уничтожены во время оккупации. Завершив работу, художник выставил картину на IX Республиканской выставке 1947 года. Друзья-художники на обсуждении картину хвалили. Но партийные функционеры узрели какой-то скрытый смысл сюжета и неоднозначную трактовку композиции. Мол, почему рояль изображен далеко, почему изображена буря, в то время, как Ленин стоит на террасе? и т.д. На заседании в Союзе художников 28 августа 1947 года картину раскритиковали в пух и прах. Григорий Петрович на заседание опоздал, но всё обсуждение слышал в приоткрытую дверь. Вернувшись домой, и тот же вечер художник умер. Похоронен Светлицкий на Лукьяновском кладбище в Киеве.Произведения Светлицкого представлены во многих музеях и частных собраниях, среди них — Национальный художественный музей Украины в Киеве.

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Портрет сестры М.П.Светлицкой.

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Портрет моряка.

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Портрет Садовской. 1924 г.

О доме-музее художника

В 1958 году, к десятилетию со дня смерти художника, по адресу ул. Дегтярная, 30, в доме, где прожил Светлицкий почти 30 лет, был открыт дом-музей его имени. Через 14 лет во дворе установили бронзовый бюст на гранитном постаменте.

Дом-музей Светлицкого, Киев

В музее было представлено немало экспонатов — работы художника: жанровые картины, портреты, пейзажи, миниатюрные этюды, эскизы, а также фотографии, личные вещи и документы, рассказывающие о жизни и творчестве Григория Петровича.

Уголок экспозиции музея

В доме-музее Светлицкого

Пишу «были представлены», поскольку обнаружил в ЖЖ материал блогера questrum от февраля 2013 года о том, что ныне дома-музея Светлицкого уже нет…Улица Дегтярная, где был расположен музей, находится в районе Подола в урочище Гончары-Кожемяки. Одна из посетительниц музея рассказывала: «Директором музея была внучка художника. Сам музей поражал домашней теплотой и гостеприимством. Потомки художника угощали посетителей фруктами из своего сада».В 1980-х годах дома там начали разселять, планируя устроить продолжение туристической зоны Андреевского спуска. Но, как всегда, благое дело оказалось заброшенным, помешал кризис 1990-х-2000-х. Долго район стоял полупустым и именовался в народе «Мертвым городом». В 1992 году Дом-музей Григория Светлицкого был закрыт на реконструкцию. Правнук художника Алексей Гуляницкий рассказал журналистам о том, что картины и экспонаты музея в связи с его закрытием на ремонт, были переданы в фонды Музея истории города Киева. Часть работ художника и ряд антикварных вещей остались в распоряжении семьи.Алексей Гуляницкий рассказал интересную историю, как в музей дважды приезжал глава администрации тогдашнего президента Украины Деонида Кучмы – Дмитрий Табачник. «Он приехал с охраной и искусствоведом, причем довольно поздно, под вечер. Мы с ним долго ходили по этажам музея, много разговаривали, он смотрел экспозицию... Ко мне подошел его искусствовед и говорит: «Ты понимаешь, с кем ты разговариваешь? Не будь дураком, подари ему пару работ из тех, что ему пришлись по вкусу...». Намекнул мне, а сам пошел на первый этаж. Но я ничего не подарил». Впоследствии, как оказалось, приехала «делегация» в сопровождении милиции, которая привезла «распоряжение» Табачника – забрать картины и другие старинные вещи – мебель, скрипку, фарфор, часы XIX века (некоторые из экспонатов являлись реликвиями семьи) - в фонды Музея истории Киева. Еще в 2006 году музей художника был обитаем. А в 2008 году в музее случился пожар, который до сих пор считают поджогом, устроенным из-за желания выселить наследников из дома и продолжить застройку квартала. Родственники из дома-музея съехали, естественно средств на восстановления здания у них не было. Эпопея с застройкой района продолжалась, и оказалось, что музей (являющийся историческим зданием) «не вписывается в концепцию этой застройки». В 2013 году журналисты издания «Голос Украины» увидели музей таким.

Территория обнесена массивным забором, бюста на постаменте нет, и судьба его не известна.Единственное, что утешает, коллекция дома-музея Григория Светлицкого частично все же выставлена в музее истории Киева. А памятник культуры со столетней историей и интересный музей в центре Киева Украина, видимо, потеряла навсегда…

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Портрет старой женщины.

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Портрет гречанки. 1913 г. Музей Г.П. Светлицкого, Киев

Светлицкий Григорий Петрович (1872–1948) Теплый день. 1920-е гг.

Источники – Википедия, сайты 1 , 2.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

parashutov.livejournal.com

Биография художника Светлицкий Григорий Петрович

20 сентября 1872 (Киев) — 28 августа 1948 (Киев)

Живописец, график

Из семьи музыканта. Учился в Киевской рисовальной школе (1889–1893) у Н. Н. Мурашко, Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ (1893–1900) у И. Е. Репина, Н. Д. Кузнецова, А. И. Куинджи. В 1895 был удостоен звания классного художника 3-й степени; в 1900 получил звание художника за картину «Мелодия».

Жил в Петербурге (до 1919), затем — в Киеве. Работал как пейзажист, портретист, писал жанровые картины. Участвовал в росписи Исаакиевского собора в Петербурге, за что был удостоен личного дворянства, Крестовоздвиженской церкви в Киеве. Занимался книжной иллюстрацией. В 1946 первым был удостоен звания народного художника Украинской ССР.

Экспонировал работы на выставках Общества художников им. А. И. Куинджи, ТПХВ (обе — 1918), 1-й государственной свободной выставке произведений искусств (1919) в Петрограде, «По селам местечкам и городам Украины» (1926), «В помощь жертвам наводнения в Западной Украине» (1927) в Киеве, Ассоциации художников червонной Украины (1927, 1928) в Харькове, Киеве, Чернигове, Всеукраинской юбилейной выставке, посвященной 10-летию Октября (1927) в Харькове, 2-й всеукраинской художественной выставке Наркомпроса УССР (1929, передвижная), 1-й передвижной художественной выставке на правобережной Украине (1929) и других.

Преподавал в Киевском художественном институте, профессор (с 1947). Автор воспоминаний о Репине (Воспоминания о Репине // Новое о Репине. Л., 1969).

Произведения Светлицкого находятся во многих музейных собраниях, среди них — Музей украинского изобразительного искусства в Киеве. В Киеве открыт мемориальный Дом-музей художника (1958).

Показать цены на работы художника

artinvestment.ru

Kiev Life. Воздвиженка. Музей - Машина времени следует по расписанию

Музей под натиском "Воздвиженки" 

 

Дом-музей первого в Украине народного художника Григория Светлицкого ютится среди строительного мусора элитного квартала.

 

Эта улица есть на карте, здесь еще осталось несколько кирпичных домов. Но уже лет 20 это место в самом сердце Киева – мертвый город. С Андреевского спуска через стройплощадку можно попасть на улицу Дегтярную. Там находится дом-музей художника Григория Светлицкого, его хранители – прямые потомки художника

 

 

Жителей начали отселять из этого района еще в 1970-х, планировалась комплексная реконструкция улиц. Однако работы все не начинались, опустевшие дома разрушались, горели, заселялись бомжами. Сейчас там возводится квартал элитного жилья "Воздвиженка", стилизованный под ХІХ век.

 

Но в самом конце Дегтярной еще осталось два жилых дома, и один из них – мемориальный дом-музей художника Григория Светлицкого. Решение вроде бы напрашивается само собой: включить музей в общий план реконструкции – это же прекрасный туристический объект, в самом центре города! Только в это почему-то мало верится...

 

15 лет назад музей был закрыт на реконструкцию, основные фонды перевезены в музей истории Киева. Но он остался во всех справочниках, сюда приезжают посетители даже из заграницы, а потомки художника, семья Гульницких, поддерживают жизнь музея, фактически спасают его от полного разрушения и закрытия. На городском уровне вскоре предполагается выделить средства для проектных работ по его восстановлению.

 

В 2008 году намечено завершить строительство "Воздвиженки". Может быть, дойдут руки привести в порядок и дом Светлицкого? Время покажет... Но пока он продолжает рушиться, и вскоре может быть погребен под строительным мусором.

 

– Моя бабушка перед смертью завещала мне сохранить дом, музей. К сожалению, сейчас я это не могу сделать, – говорит Раиса Николаевна Гульницкая, внучка художника.

 

А ее сын, Алексей Анатольевич Гульницкий, вспоминает:

 

– Раньше с Кияновского переулка вела красивая лестница, со старинными фонарями. Но когда сюда начали сбрасывать строительный мусор, все это начало сползать. Когда прекратили сыпать сверху, начали сыпать на самой улице, прямо напротив дома. Уже были попытки забрать у нас половину участка.

 

Как заповедник стал жилым кварталом

 

На месте элитной "Воздвиженки" мог быть парк-музей "Древний Киев"

 

И названия улиц, и археология однозначно определяют эти улицы как древнейшую киевскую промзону: со времен Киевской Руси до начала XIX века здесь располагались гончарные мастерские, варили деготь, обрабатывали кожу. Планировка сохранилась со времен Киевской Руси: в 1811 году, когда после огромного пожара Подол был перепланирован, эти улицы остались нетронутыми – огонь их обошел.

 

В 1967 году возникла идея организовать здесь историко-археологический и архитектурный комплекс "Парк-музей "Древний Киев". К концу 80-х был готов детальный проект "города мастеров". Улицы предполагалось застроить небольшими домами-мастерскими, где бы художники и народные умельцы на глазах у туристов занимались гончарным делом, ковкой, резьбой по дереву, писали картины. Предполагалось восстановить на Гончарной деревянную мельницу и прямо здесь печь хлеб. В общем, нечто вроде постоянно действующего фестиваля искусств и ремесел.

 

Идеологами проекта были тогдашний мэр Валентин Згурский и академик Борис Патон, археологические и исторические общества. Архитекторы Авраам Милецкий и Николай Холостенко создали проект застройки, археологи Петр Толочко и Михаил Брайчевский разрабатывали историко-культурное наполнение. Более того, начинание было подкреплено законодательно: 18 мая 1987 года Совет Министров УССР принял постановление о создании историко-архитектурного заповедника "Древний Киев", была определена территория и создана администрация заповедника. Но из задуманного удалось построить только Пейзажную аллею...

 

Не так давно был разрекламирован другой проект реконструкции урочища: строительство площади Европы. Предполагалось соорудить 52 здания, стилизованных под архитектурные стили различных европейских стран. В зданиях – разместить офисы, а на первых этажах обустроить кафе и магазины. Но и из этого ничего не вышло. В итоге уникальное место превращается в банальный жилой квартал, хотя и элитный.

 

Новицкая Тамара Ивановна, ведущий архитектор Государственного историко-архитектурного заповедника "Древний Киев":

– Эта улица находится на территории заповедника, созданного для охраны древнейшей части города. Раньше любые строительные и реставрационные работы согласовывались с нами. Однако в 1998 году заповедник лишили статуса юридического лица и подчинили управлению охраны памятников. Вскоре Подол начал застраиваться: это и отдельные здания, и большие проекты: здания над трассой метро, урочище Гончары-Кожемяки. Дом-музей Светлицкого сохранен только благодаря усилиям его потомков.

 

Жданкова Ольга Борисовна, заведующая отделом ХІХ-начала ХХ века Национального художественного музея:

– Григорий Светлицкий – один из корифеев реалистичного жанра, представитель младшей генерации передвижников, прекрасно писал ночные пейзажи. Его картины есть в нашей экспозиции: на бытовую тематику, пейзажи Киева.

 

Светлицкого убило его полотно

 

Партийные функционеры раскритиковали его картину "Апассионата". Сердце художника этого не выдержало

 

Григорий Петрович Светлицкий родился в 1872 году в семье киевского музыканта. Получив начальное художественное образование в школе Мурашко, молодой художник отправился продолжать обучение в Петербург, в художественную академию. Там он участвовал в росписи Исакиевского собора. За эти росписи последний российский император Николай ІІ присвоил ему почетный дворянский титул. Революция больно ударила по семье Светлицкого: умерла жена, погиб сын Юрий, экспроприировали петербургскую квартиру.

 

В 1919 году Григорий Петрович навсегда переезжает в Киев, на Дегтярную. Новая власть признала его талант: Светлицкий стал первым народным художником УССР. В то время каждый известный художник просто обязан был написать портрет вождя. На картине Светлицкого "Апассионата" Ильич слушает одноименную сонату Бетховена, которую он действительно любил. Но картина неоднозначна: вождь на первом плане, рояль далеко, а за окном – буря. Светлицкий всегда мастерски использовал природу для передачи настроения картины.

 

Друзья-художники на обсуждении картину похвалили. Но партийные функционеры узрели скрытый смысл сюжета и раскритиковали картину в пух и прах. Григорий Петрович тогда опоздал на заседание и, приоткрыв дверь, все услышал. Он попятился, вернулся домой и в тот же день умер. Главные критиканы просили на похоронах прощения у родственников. Но художника уже было не вернуть...

 

В 1958 году, к десятилетию со дня смерти, и был открыт дом-музей по адресу ул. Дегтярная, 30, где жил Светлицкий; это был первый в городе дом-музей. В 1961 году его именем была названа улица на Виноградаре.

 

Автор: Григорий МЕЛЬНИЧУК

Газета по-киевски  28.ноября 2006

 

QUESTRUM: хотя статье уже почти 3 года и в музее истории Киева неоднократно обещали сделать музей Светлицкого как свой филиал – воз и ныне там. Впрочем, строительство «Воздвиженки» ведется до сих пор вяло, район пустынен, а очередь строительства на подступах к музею – только в виде планирования территории. Впрочем, может это и к лучшему.

 

questrum.livejournal.com

khudozhnik-grigoriy-svetlickiy-pevec ukrainkiskikh nochey |

800-grigoriy svetlitskiy-phono

Среди украинских художников конца XIX века и первой половины XX – одно из видных мест принадлежит яркому и своеобразному живописцу Георгию Светлицкому (1872–1948).

Григорий Светлицкий родился в Киеве, в семье музыканта Петра Светлицкого, который работал в Киевском оперном театре и его жены – киевлянки Гликерии Левицкой.

Григорий Светлицкий унаследовал от своих родителей безграничную любовь к искусству и прекрасный слух. Еще в раннем детстве он научился играть на скрипке и проявлял большие способности к рисованию.

Когда Григорию исполнилось семь лет, родители отдали его в церковно-приходскую школу, а после ее окончания его перевели в двухклассное училище. По состоянию здоровья учебу в училище оставил в 1888 году.  

Несмотря на незаурядные музыкальные способности юного Григория (уже пятнадцатилетним подростком он написал свои первые музыкальные произведения, которые  были напечатаны, а отдельные его романсы и композиции для скрипки с оркестром исполнялись на концертах), отец все же решил отдать его в Киевскую рисовальную школу, поскольку увидел, что у сына имеется безудержная страсть к рисованию.

В рисовальной школе (1889–1893), которую возглавлял художник-педагог Николай Мурашко, талантливый юноша получил начальное художественное образование. Первыми учителями Григория в школе были известные мастера живописи Иван Селезнев, Николай Пимоненко и Харитон Платонов.

В августе 1893 года Григорий Светлицкий вступил вольнослушателем в Петербургскую Академию художеств. Его учителями стали Илья Репин, Николай Кузнецов, Павел Чистяков, а позже – Архип Куинджи. В 1895 году художественный совет Академии удостоил Григория Петровича звания классного художника 3-й степени, а в 1900 году

marunnet.com

Мемориальный дом-музей Григория Светлицкого, Киев — фото, описание, карта

Киевский мемориальный дом-музей Григория Светлицкого открыт в доме художника, которому сам царь Николай II присвоил звание почетного дворянина. Однако сегодня этот музей не работает, ведь после большого пожара не нашлось средств на его реставрацию.

История мемориального музея Григория Светлицкого

История дома-музея Светлицкого продолжительная, однако, непростая. Выдающийся художник жил в нем с 1872 до 1948 года, а в 1956 году дом перешел в собственность вместе со всей мебелью, предметами быта и картинами. В 1958 году, на десятую годовщину смерти Светлицкого, музей начал принимать посетителей. В 1992 году его закрыли на капитальный ремонт.

Трудные времена для музея начались в 2000-ных, когда урочище Гончары-Кожемяки, где он расположен, отдали под элитную застройку. Старое здание не вписывалось в красивые новостройки, поэтому его несколько раз будто бы нечаянно поджигали. После последнего пожара в 2008 году дом был полностью разрушен, отключен от электро- и газоснабжения, что сделало невозможным проживание и уход за музеем. Сейчас все уцелевшие экспонаты Киевского мемориального дома-музея Григория Светлицкого переданы в Национальный художественный музей Украины.

Коллекция и экспозиция дома-музея

В трех комнатах музея можно было увидеть множество уникальных экспонатов, основа которых – картины, портреты, пейзажи, этюды и эскизы великого художника. Особого внимания заслуживали фотографии, которые рассказывали о жизни и творчестве Светлицкого. Посетители имели возможность рассмотреть мольберт, за которым работал мастер, его любимую скрипку.

Всего коллекция мемориального дома-музея Григория Светлицкого насчитывала 544 экспоната, среди которых были и картины самого мастера, и работы его учеников. Одно из полотен художника под названием «Листья шелестят» могут увидеть посетители музея в Сан-Франциско.

Как доехать

Ближайшая станция метро – «Лукьяновская», откуда в мемориальный дом-музей Григория Светлицкого несколько минут ходу. От железнодорожного вокзала Киева до здания, в котором размещалось заведение, можно добраться троллейбусом №15.

ua.igotoworld.com

Памяти музея Григория Светлицкого и других посвящается: oldtortila

  В музее Светлицкого (ул. Дегтярная,30) я была в середине 70-х прошлого века. Он поражал домашней теплотой и гостеприимством. Потомки художника  угощали посетителей фруктами из своего сада. Потом, в начале 90-х, я была там как депутат Киеврады. Директор музея (внучка художника) обратилась с просьбой о помощи. Здание музея нуждалось в ремонте. В 1992 году музей был закрыт на ремонт. Потом началась эпопея с застройкой урочища Гончары-Кожемяки. Музей не вписывался в концепцию застройки.

   Таким он мне запомнился. В этом доме с 1872 года по 1948 жил и работал художник. Музей принимал посетителей с 1957 года до закрытия на ремонт в 1992 году. Правнук художника Алексей Гуляницкий рассказал журналистам УНИАН о том, как картины и экспонаты музея в связи с его закрытием на ремонт, были переданы в фонды Музея истории города Киева, но пока он не знает, какие сохранились. Но часть работ Светлицкого и ряд антикварных вещей еще оставались в распоряжении семьи. Правнук художника рассказал, как в музей два раза приезжал Дмитрий Табачник, который тогда был главой администрации президента Кучмы.     «Он приехал с охраной и искусствоведом, причем довольно поздно, под вечер. Мы с ним долго ходили по этажам музея, много разговаривали, он продолжал смотреть экспозицию... И ко мне подошел его искусствовед и говорит: «Ты понимаешь, с кем ты разговариваешь? Не будь дураком, подари ему пару работ из тех, что ему пришлись по вкусу...". Это он намекнул мне, а сам пошел на первый этаж. Но я ничего не подарил», - рассказал Гуляницкий о последнем приезде Табачника. Впоследствии, когда Гуляницкий был в командировке, ему позвонила мать и сообщила, что приехала «делегация» в сопровождении милиции, которая привезла «распоряжение» Табачника. Они забирают картины и другие старинные вещи – мебель, скрипку, часы XIX века (реликвия семьи), фарфор - в фонды Музея истории Киева», - рассказал Гуляницкий услышанное тогда от мамы.

Потом застройщики применили проверенную методику. Музей дважды горел.В 2013 году журналисты «Голоса Украины» увидели музей таким

В 2012 году я тоже пыталась пробраться к музею зимой, но была непролазная грязь и я не смогла пройти.

Тогда пейзаж на подступах к музею был таким.

  Несколько дней назад решила повторить попытку, а заодно посмотреть, как изменилось за это время урочище Гончары-Кожемяки. На улицах стало оживленней, правда, в основном за счет строителей и сотрудников офисов. В центре симпатичный сквер и везде автомобили.

Много разных кафе. Есть даже музей Высоцкого. Один магазин «Продукты». Детских площадок и школ не заметила.

Это заведение еще не открылось. Может быть, будет что-то вроде львовской «Криївки».Долго петляла на своих трех ногах по урочищу в поисках улицы Дегтярной.Пыталась пройти с разных сторон, но везде натыкалась на заборы и охрану.

Восьмиэтажное здание под горой, где-то рядом с музеем.

Пришлось возвращаться.Вышла на бульвар между Валами Верхним и Нижним

Где-то здесь, был кинотеатр «Колос»

Деревянный кинотеатр славился отсутствием буфета, туалета, отопления и большой посещаемостью. Дважды горел. После последнего пожара в 1977 году его снесли.   На моей памяти, на Подоле было три кинотеатра: «Колос», «Жовтень» и «Буревестник».

В белом одноэтажном здании (на фото в центре)  в 1909 – 1916 г.г.  содержался синематограф «Арс», а в советское время – кинотеатр «Буревестник». Снесен в 1987 году.Остался на Подоле один кинотеатр – «Жовтень», который тоже горел.

В начале Верхнего Вала чудом сохранилась старая усадьба, где в 1893 году была паровая колбасная фабрика.

Такой она была раньше

Такая она сейчас

oldtortila.livejournal.com

Русская культура на Украине. Г.П.Светлицкий

<iframe src="http://www.youtube.com/embed/GJ6wenVjC74?list=UUJpzEpGwlpYIZwv2LzJmaIw" frameborder="0"></iframe>

?list=UUJpzEpGwlpYIZwv2LzJmaIw 

<iframe src="http://www.youtube.com/embed/aEwnbEIlU2g?list=UUJpzEpGwlpYIZwv2LzJmaIw" frameborder="0"></iframe>

http://youtu.be/aEwnbEIlU2g?list=UUJpzEpGwlpYIZwv2LzJmaIw 

Конец ХІХ – начало ХХ ст. – сложный период, преисполненный острых социальных и художественных поисков в истории Украины. Среди деятелей культуры одно из видных мест принадлежит в то время яркому и своеобразному киевскому художнику Георгию Петровичу Светлицкому. Он представляет поколение мастеров изобразительного искусства, талант которых развился под влиянием культуры Украины и России, автор многих жанровых произведений, прекрасных лирических пейзажей, а также замечательных натюрмортов и портретов. Г. Светлицкий работал и в области монументальной живописи, связанной с религией и храмами.

Родился в Киеве 27 сентября 1872 г. в семье сквирского мещанина Петра Дмитриевича Светлицкого, музыканта Киевского оперного театра и его супруги – киевлянки Гликерии Йосиповны Левицкой. Таинство крещения состоялось в Крестовоздвиженской церкве, которая находилась недалеко от усадьбы на Дехтярной 30, где эта жила семья.

Мальчик появился на свет в то время, когда в школах учили Закон Божий, а в доме почитали Святых, жили в вере и с Богом в душе. Его детство было тяжелым. Скромного заработка отца едва хватало на содержание 11 детей. Учился в церковно-приходской школе. Отец часто брал сына в театр и он полюбил музыку, увлекся ею, а потом научился играть на скрипке, выступал с концертами публично. Однажды в оперном театре состоялась встреча отца и композитора П. Чайковского, который поблагодарил его за прекрасное исполнение его мелодии „Письмо Татьяны к Онегину“, а стоявший рядом сын Григорий плакал от радости за внимание к своему родителю. Когда он стал профессиональным художником, то, вспомнив об этом случае, написал портрет П. Чайковского.

Однако, музыкантом Григорий не стал. В этом решающую роль сыграл отец, который обнаружил у него большие способности к живописи и предпринял все возможное, чтобы развить их и дальше. С этой целью он приносил юноше различные рисунки и гравюры для копирования. В 1866 г. его определили для обучение в Рисовальную школу Н. Мурашка.

Однажды Георгий сильно заболел и не было никаких надежд на исцеление. Набожные родители понесли его в церковь и с верой приложили к чудотворной иконе св. Николая. Отслужили молебен и, к счастью, мальчик начал выздоравливать. Мать просила его помнить и никогда не забывать об этом случае. Потом, в своей жизни, Г. Светлицкий посещал церковь и молился перед иконой св. Николая Чудотворца. Он был верующим человеком, хотя значительная часть жизни пришлась на советские годы с атеистической пропагандой.

Еще в школе, он, вместе с другими учениками, по просьбе Михаила Врубеля, помогал в работе над орнаментами Владимирского собора в Киеве. Г. Светлицкий принял участие в обновлении живописи Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Он работал в группе, которой руководил художник Василий Верещагин. Расписывал и алтарь Михайловской церкви.

После окончания Киевской рисовальной школы, по рекомендации Н. Мурашка, Георгий должен был выехать в Петербур в Академию художеств, но средств на дорогу у него не было. Пришлось поступать в театр, в музыкальную группу и зарабатывать на поездку. В 1890-1893гг. Г. Светлицкий учится в Академии, где приобретает профессиональное мастерство у известных художников И. Репина, Н. Кузнецова, П. Чистякова, А. Куинджи. С 1896 г. участвует в выставках Товарищества передвижников.

Он женится на красивой девушке Эмилии Садовской. Однако в сложные и трудные революционные годы, случилось непоправимое горе, - она скончалась от тифа.

В Петербурге Г. Светлицкий работал в мастерской у Павла Чистякова, обновляя мозаику Исаакиевского собора. Квартиру снимал на Петровской линии. Выезжал в Болгарию где работал на стенах Софиивского собора. В 1915 г. на выставке в Петербургской академии искусств киевлянином экспонировались одновременно и его мозаичные панно „Вознесение Господа“, „Рождение пресвятой Богородицы“, „Апостол Петр“, „Апостол Павел“ и другие.

После революции в 1919 г. он возвращается из Петербурга в Киев в родной дом на Дегтярной, где прожил и проработал до конца своей жизни. Художник расписывал стены Крестовоздвиженской церкви на Подоле, в том числе и Казанский алтарь, - среди сюжетных композиций отметим изображения святых Кирилла и Мефодия. Тут можно увидеть его иконы: „Введение в Храм“, „Явление Иисуса Христа самарянцам“. Существуют мнение, что в композиции „Покрова Божией матери“ Г. Светлицкий написал автопортрет, изобразив себя в образе дьякона. Так иногда художники стремились оставить о себе память в нашей культуре.

Художественное наследие мастера богато и разнообразно. Известны его прекрасные картины „Корчма“ (1907), „Музыканты“, „Месячная ночь“ (1929) и другие. Г. Светлицкий увлекался творчеством Т. Шевченко, в результате им выполнены картины: „Тарас в ссылке“, „Сон“, „Катерина“. Он страстно любил природу, создавая замечательные пейзажи Украины. И в то же время у него появляются картины, отражающие эпоху развития страны: „Дніпробуд“ (1932), „Вогні Железноводська“, „Варіння асфальту“ (1934).

Возможно, в годы идеологической перестройки общества, деятели от культуры как-то влияли на Григория Петровича да так, что он начал писать картину „Ленин слушает Аппассионату Бетховена“. Она тяжело давалась ему – художник создал около 60 ее эскизов, затратив почти 10 лет. Как ни странно, но перед глазами нашего героя постоянно стояли образы Л. Бетховена, Т. Шевченко и было трудно преодолеть себя и настраиваться в работе над этой картиной. Он завершает ее за год до своей смерти.

Сначала она была признана достойно, с удовлетворением, но в дальнейшем последовала жестокая критика, и Г. Светлицкий сильно переживал и страдал. Он заболел, и однажды вернувшись домой сразу же слег в постель. Сердце не выдержало, 28 июня 1948 г. его не стало. Родные тайно пригласили священника, который и отслужил панихиду. Гроб с его телом несли на руках, ученики и преподаватели до старого Лукьяновского кладбища, где он был похоронен (участок 25, ряд 1, место 2).

В Киеве на улице Дегтярной, 30, существует мемориальный дом-музей, основанный в 1958 г. Его директором была внучка Г. Светлицкого – Раиса Михайловна Гуляницкая, ставшая хранительницей этого музея и всего творческого наследия деда. Здесь сохранились рукописи художника, его дневники 1896-1898 гг., а также воспоминания „Краски и звуки, звуки и краски“, (1944), где он повествует про свое детство, учебу в рисовальной школе, Петербургскую академию искусств, про учителей и своих творческих трудах.

В память о выдающемся художнике, сотрудники музея истории Киева, совместно с издательством „Кий“, выпустили интересную книгу „Григорій Світлицький. 1972-1948. Сторінками життя і творчості“. Украина помнит его. Одна из улиц Киева (район Виноградаря) ныне носит имя талантливого мастера кисти.

 

maxpark.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта