Забытые имена: художник В. Н. Рыжов. Картины рыжова


Образ Рыжова в рассказе "Однодум" / Лесков Н.С.

Рыжов Александр Афанасьевич (Однодум) — в юности почтальон, позднее — солигаличский квартальный, затем — исполняющий обязанности солигаличского городничего. Он обладает богатырской фигурой, соотносящейся с незаурядностью сильной, волевой натуры героя. Рыжов в рассказе «Однодум» — герой-праведник, по мнению горожан — еретик и чудак, неукоснительно следующий библейским заповедям.

Он отказывается брать взятки и подношения, противостоя внушениям мздоимцев городничего и протопопа. Он живет впроголодь на ничтожное жалованье, отказывается от самых скромных подарков, ходит в старом штатском платье, не имея денег на пошив форменной одежды. Рыжов единственный из солигаличан не испытывает робости перед губернатором Ланским, он силой принуждает надменного губернатора склонить голову в церкви. В беседе с Ланским он смело укоряет власти за пренебрежение своими обязанностями, за равнодушие к судьбе бедняков. Рыжов пишет книгу религиозно-философского содержания «Однодум», своеобразную летопись своей жизни.

В своем поведении этот герой следует образцу — библейским пророкам, проповеди многих из которых он знает наизусть. Окружающие, за исключением Ланского, считают его юродивым, осуждают его за чтение Священного писания и за твердое исполнение заповедей.

Образ Рыжова в рассказе «Однодум» содержит некоторые негативные и комические черты, не умаляющие высоту духа героя. В особенности это касается его отношения к неграмотным жене и матери. Рыжов требует от жены полного подчинения, поучая ее с помощью кулака за отступление от заповедей, за принятые подношения. Жена говорит Рыжову «вы», а он ей — «баба»; она живет на положении бесплатной работницы в его доме. При торжественной встрече губернатора Ланского герой садится на свежеокрашенный полосатый шлагбаум и пачкает белоснежные брюки — форменную одежду, взятую у солигаличского заседателя. «Прорицания» Рыжова наивны. Подобно ветхозаветным праведникам, он умирает в глубокой старости, дожив почти до девяноста лет.

В образе этого героя воплощена лучшая черта русского национального характера — нравственный максимализм. Рыжов — историческое лицо; однако ряд деталей в рассказе Лескова не соответствует подлинным фактам. «Библейский социализм» и оригинальная «философия» героя сближают его с крестьянскими утопистами В. К. Сютаевым (1819—1892) и Т. М. Бондаревым (1820—1898).

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. - М.: Олимп; ООО "Издательство АСТ", 1997

classlit.ru

Сюрреалистические иллюстрации Сергея Рыжова

Чем больше я узнаю о по-настоящему сложных вещах, касающихся визуального контента, тем больше мне кажется, что рисование в фотошопе – это такая примитивнейшая х***я, а цифровые художники – одноклеточные е****ты. В лучшем случае это, конечно, крутые задроты от прикладных индустрий типа геймдева, но мне с ними не по пути.

Арт рисунок Сергея Рыжова

Сюрреалистические иллюстрации Сергея выглядят очень необычно (впрочем как и всё, что выполнено в жанре сюрреализма), он прибегает к селективному использованию цветовой гаммы. Другими словами, талантливый художник формирует заметный контраст между объектом, изображенным на картине, и фоном своего изображения. Центральными персонажами арт графики Рыжова могут выступить привычные глазу объекты и предметы, но обычный человек на их фоне кажется чем-то менее значительным, хотя он привык считать себя царем природы, не так ли?

Современный художник использует преимущественно темную палитру цветов для создания своих графических иллюстраций, отдавая дань жанру фэнтези. Присоединиться к сюрреалистическому приключению, создаваемому Сергеем Рыжовым может абсолютно каждый.

С каждым днем я все больше понимаю, как мало я на самом деле знаю и умею. Даже самые сложные штуки, в которых я копаюсь, типа ворлд машин и тридешки для моих задач, на самом деле являются достоянием сотен тысяч людей, и я ничем не лучше их. Это особенно печалит меня; кажется, что чтобы быть счастливым, нужно быть исключительным.

В мире огромное количество интересных мне вещей – кино, генеративное искусство, современная скульптура и многое другое – что настолько технически сложнее, чем то, с чем я копаюсь годами, что, кажется, стать частью этого попросту невозможно. Делать по-настоящему уникальный и аутентичный контент, конкурируя с целым миром и владея только самыми простыми средствами, дьявольски сложно.

Впрочем, все эти мысли приводят лишь к тому, чтобы совсем ничего не делать и опустить руки, а это ошибочный путь. Это даже не путь.

Концептуальный арт Сергея Рыжова

Оригинальные иллюстрации Сергея Рыжова

Оригинальная иллюстрациСергея Рыжова

Сюрреалистическая иллюстрация Сергея Рыжова

Интресный арт Сергея Рыжова

Сюрреалистический арт Сергея Рыжова

Интересная иллюстрация Сергея Рыжова

Интересный рисунок Сергея Рыжова

Волшебный арт Сергея Рыжова

Арт Сергея Рыжова

sergey-ryzhov.livejournal.com

         

kartinca.ru

Художник Павел Рыженко. Правда земли русской

 

картины художник Павел Рыженко - 01

Муравейник

 

Он писал не картины – он писал историю в лицах и событиях, её горькие и славные страницы. 

Павел Викторович Рыженко родился в Калуге в 1970 году. В 1982 поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте Сурикова.

После службы в армии поступил в Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества, а уже буквально через год после окончания Академии, стал её преподавателем.

Какие картины писал художник и что он хотел сказать людям?

Я не буду что-то придумывать – приведу слова самого художника:

Я прeдлагаю людям eщё раз взглянуть на нaше нeоднозначное прoшлое, пoлное трaгических сoбытий, в кoторых вo всeй пoлнoте пpoявился вeликий дух нaшeго наpoда. Пoнять, чтo мы не сeрая мaсса, не тaк нaзываемый «элeкторат», а нaрод с богaтой истopией и самoсознанием. Мнe хoчется вeрить, чтo я прeдлагaю людям aльтернативу мaссовой, «мишуpной» культурe, котopая зaставляет нaс зaбыть о глaвных вoпросах бытия…

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию несколько работ художника. На ваш суд.

 

Галерея работ Павла Рыженко (1970-2014)

картины художник Павел Рыженко - 02

Ослябя

картины художник Павел Рыженко - 03

Победа Пересвета

картины художник Павел Рыженко - 04

Безмолвие

картины художник Павел Рыженко - 05

Смутное время

картины художник Павел Рыженко - 06

Стоход

картины художник Павел Рыженко - 07

Прощание с конвоем

картины художник Павел Рыженко - 08

Веночек

картины художник Павел Рыженко - 09

Победитель

картины художник Павел Рыженко - 10

Реквием. Письма с фронта

Мир искусства

subscribe.ru

Елена Рыжова

В ноябре 2017 года в Доме Молодёжи на Богатырском 44 открылась выставка работ Елены Рыжовой под названием "Цветы".

Лилии, выставленные по центру зала, созданы Еленой Рыжовой специально для открытия выставки, посвящённой Елизавете Федоровне Романовой. Остальные картины созданы в разные периоды творчества художницы.

26 октября 2017 года состоялось торжественное открытие выставки художника Елены Рыжовой на Туристской 30/1. Елена Алексеевна представила свои новые работы.

Цветы, зелень, умиротворение, спокойствие и тихая радость ... Приятным сюрпризом оказалось присутствие среди гостей выставки не только профессиональных художников, но и любителей живописи.

Художник рассказала о себе, о каждой из представленных картин, с радостью ответила на вопросы. (информация с сайта МО №65).

8 июня 2017 года Елена Рыжова представила жителям Муниципального округа №65 выставку своих работ "К нам пришла весна".

По словам художницы, вдохновение она обрела в природе - на даче в Тверской области, куда приехала впервые после 20-летнего перерыва несколько лет назад.

Встреча с художником прошла по-домашнему, в тёплой и уютной атмосфере. Гостям было интересно услышать истории рождения картин, которыми Елена делилась с невероятной любовью и нежностью (информация с сайта МО №65).

21 февраля 2017 года Елена Рыжова в Молодёжном центре Приморского района представила выставку пейзажных работ.

После затяжной зимы нам всем так хочется тепла и солнышка. Художница Елена Рыжова, необыкновенно теплый и жизнерадостный человек, порадовала нас этой весной яркими, наполненными солнечным светом и любовью картинами. Цветы, деревенские пейзажи позволяют нам окунуться в атмосферу знойного деревенского дня и хотя бы на несколько мгновений забыть о городской суете и непогоде.

И даже если на картине изображена зима, мягкий и пушистый снег так и приглашает поваляться на нем, а деревенские избушки манят нас согреться у печки и порадовать себя вкусными пирожками с капустой.

Выставка работ на третьем этаже отеля Cronwell Inn г.Санкт-Петербург ул.Стремянная д.18

elenapainter.spb.ru

Beksultan: Забытые имена: художник В. Н. Рыжов

Я уже высказывался в своей колонке (когда писал о рисунках художника Виктора Бахтина к произведениям Александра Волкова) о незавидной участи региональных издательств Советского Союза — несмотря на то, что порой там работали настоящие самородки, их имена и работы оставались незнакомыми большинству русскоязычной читательской аудитории.

Случай с замечательным книжным иллюстратором В. Н. Рыжовым в этом плане крайне характерен.

Сведения о нем, которые можно найти в сети — мизерные. Неизвестны даже его полные имя и отчество, только инициалы. Нет его фотографии или портрета. Неизвестна его биография, все что о нем можно поведать — установлено только на основе скудных косвенных фактов.

Печатались его рисунки в региональных издательствах: в Красноярске, в Калининграде, в Ашхабаде и во Фрунзе. На основании того, что Рыжов оформил почти все значимые русскоязычные книжные издания киргизских издательств (вернее те, что содержали в себе оригинальные рисунки, а не перепечатки из центральных изданий), а также то, что рисунки его показывают отличное знание киргизских реалий, рискну предположить, что он какое-то время жил и работал в Киргизии, скорее всего в городе Фрунзе. Вот собственно и все.

Между тем на ФантЛабе есть его собственная страничка, как художника книги. Вот она —

Работы художника В. Рыжова

Подборка эта, к огромному сожалению, не дает полного представления (даже десятой доли от него) о мастерстве художника. Вообще, технически киргизские издания не содержали крупных иллюстраций, так что, например, в сборнике избранного Александра Беляева, Рыжов нарисовал небольшие черно-белые рисунки, да и то только по одному на произведение. Вдобавок почти все они непоправимо испорчены крайне плохой печатью на дешевой бумаге. То ли поэтому, то ли из-за того, что тематика таких иллюстраций не давала художнику развернуться в полную ширь, но впечатлиться этими рисунками довольно сложно. Но по некоторым единичным случаям все же можно догадаться насколько был талантлив художник Рыжов.

Например, неплохие рисунки были в этой мини-антологии, изданной во Фрунзе —

К сожалению, у меня это издание пропало (как и большинство книг из моей библиотеки детских времен) и показать внутренние иллюстрации не могу. А они были неплохие, особенно иллюстрация к рассказу Альберта Валентинова «Микки», вообще дальше будет заметно, что художнику очень удавались рисунки, в которых была хоть малейшая толика юмора.

Это все жанровые издания, а ведь подлинных высот своего иллюстраторского мастерства Рыжов достиг в книгах для самых маленьких читателей. Вот где настоящее раздолье для любителя книжной иллюстрации, просто настоящее пиршество души и услада для глаз.

Я знаю о трех книжках киргизских писателей на русском языке, просто блистательно проиллюстрированных Рыжовым. Опять же они у меня пропали, так что показать их я могу только в виде сканов, найденных в сети. Хочу сказать большое спасибо двум ЖЖ-юзерам:

http://shaltay0boltay.livejournal.com и http://baxmyp-ka.livejournal.com

— настоящим энтузиастам детской книги, в чьих живых журналах и нашлись рисунки из этих книг. Но давайте по порядку.

Первая книжка — это сборник басен киргизского поэта Тоголок Молдо «Волк и лиса», переведенных на русский Марком Ватагиным и Андреем Вознесенским. Из этой книжки нашлись только обложка и одна внутренняя иллюстрация. Вот они —

Рисунки просто шикарные, причем это только часть иллюстраций к одной басне, а в книжке таких басен — пять! Безумно жаль, что самой книжки нет в наличии — рисунки очень вкусные, да и национальный колорит выдержан просто отлично.

Вторая книжка — опять же басня, на этот раз Токтосуна Тыныбекова «Весна пришла». Привожу ссылку на пост в Живом Журнале shaltay0boltay.livejournal.com, благо она там выложена полностью —

Токтосун Тыныбеков «Весна пришла»

Качество печати неважное, бумага еще хуже, но какие же все равно замечательные рисунки!

Вторая книжка — сборник детских стихов Мусы Джангазиева «Динара». Опять же ссылка на пост в ЖЖ shaltay0boltay.livejournal.com, где эта небольшая книжка выложена целиком —

Муса Джангазиев «Динара»

И опять же — плохонькая бумага, бедная цветопередача, но какие симпатичные рисунки! Заметьте, кстати, что надпись на ракете «АЙ-2» — это не аббревиатура, как можно подумать, «Ай» по-киргизски — это Луна.

Ну и для полного комплекта еще пара книжек региональных издательств, проиллюстрированных Рыжовым.

«Собирай по ягодке — наберешь кузовок» (Рисунки В. Н. Рыжова) в ЖЖ baxmyp-ka.livejournal.com

В. Никитин «Чья армия сильней?» (художник В. Рыжов) в ЖЖ shaltay0boltay.livejournal.com

Такие дела.

fantlab.ru

«Параллели и меридианы творчества. Т. Рыжова, В. Лисицкий, А. Волков»

В РАХ проходит выставка трех художников — живописцев Татьяны Рыжовой и ее мужа Виктора Лисицкого, а также скульптора Андрея Волкова

РАХ, 23 декабря 2011 — 5 февраля 2012Галерея искусств Зураба Церетели. Москва, Пречистенка,19

В РАХ проходит выставка «Параллели и меридианы творчества», на которой представлены работы Татьяны Рыжовой, Виктора Лисицкого и Андрея Волкова. Произведения трех художников объединяет тема русской провинции. В живописных, подчас очень ярких и сочных образах она предстает в холстах Татьяны Рыжовой и ее мужа Виктора Лисицкого, в скульптурных композициях, полных множества «говорящих» деталей и тонкой наблюдательности, — у Андрея Волкова. Все три мастера хорошо известны и московской публике, и зрителю в глубинке: там прошло немало их выставок, а целый ряд работ этих авторов хранят региональные музеи.

Совместный проект А. Волкова, В. Лисицкого и Т. Рыжовой дает картину жизни страны, запечатленную на холстах и в металле, более объемно, весомо и убедительно, чем это могли бы сделать персональные выставки каждого из авторов. Их панорама России — это прежде всего повседневная жизнь простых, работящих, скромных и искренних людей. Персонажи этих произведений умеют добросовестно и самоотверженно трудиться, азартно, непременно вместе с друзьями отмечают праздники, радуясь почти каждому поводу, будь то теплые лучи летнего солнца или первый снег, только что укрывший деревню белой пеленой. Они вольготно чувствуют себя на лоне русской природы, ценя ее неброскую красоту. Помимо уважения к труду, к национальным традициям, наконец, друг к другу, эти люди еще и наделены глубоким, неподдельным чувством веры: христианские мотивы звучат во многих картинах Т. Рыжовой, в ряде композиций А. Волкова. Единственный в этой триаде скульптор, он выразительно работает в редчайшем для круглой пластики жанре пейзажа, умея показать русскую деревню или маленький город, его ландшафт и обитателей на удивление правдиво, достоверно, с мягким юмором или ностальгией, при этом — трогательно и весьма своеобычно.

Общность настроения, которым пронизана выставка, возникает благодаря яркой индивидуальности каждого из трех художников. Все они обладают сильным характером и собственной «линией жизни», что придает этим мастерам «лица необщее выражение». Все они умеют говорить со зрителем «по душам», но и смело отстаивают свою «особую» позицию, как бы утверждая свое право на нестандартное авторское высказывание.

Татьяна Рыжова — крепкий и авторитетный профессионал, с отличием окончивший Московское художественное училище им. М. И. Калинина, проведший множество серьезных выставок, чьи работы включены в музейные и частные коллекции России и зарубежья.

Виктор Лисицкий (род. 1939) принадлежит к числу «наивных» художников, как некогда — Нико Пиросмани, Павел Леонов или живущая ныне Елена Волкова. В «большое искусство» Лисицкий вошел давно, еще в 1960-е годы, но в качестве модели: его лицо известно всем, кто знаком с творчеством действительного члена Российской академии художеств, одного из крупнейших живописцев нашей эпохи Дмитрия Жилинского. Именно Виктор Лисицкий изображен на первом плане его хрестоматийной картины «Гимнасты СССР» (1964–1965). Знакомство их произошло более 40 лет назад, когда начинающий художник Жилинский пришел в спортивный зал ЦСКА, чтобы собрать материал для будущей картины. На первом плане он решил написать портрет знаменитого гимнаста, чье имя носит сложнейший элемент на перекладинах — «перелёт Лисицкого».

Именно тогда легендарный спортсмен В. Лисицкий получил первый импульс к самостоятельному творчеству. Поначалу он лишь собирал этюды Жилинского, с которым дружит долгие годы, но постепенно в лице пятикратного серебряного призера Олимпийских игр в Токио и Мехико, семикратного чемпиона Европы, пятнадцатикратного чемпиона Советского Союза отечественное искусство обрело новую самостоятельную величину. Впрочем, Лисицкий, кандидат педагогических наук, возглавлявший кафедру Химико-технологического института им. Д. И. Менделеева, еще долго воспринимал живопись как хобби. Лишь в последнее десятилетие он стал активно заниматься искусством, все больше обретая уверенность в своих силах, а в 2008 вступил в Московский союз художников. С 2001 он не раз участвовал в групповых арт-проектах, неоднократно показывал персональные выставки, в том числе в таких авторитетных институциях, как Московский музей современного искусства или Музей-заповедник «Поленово». Нынешняя выставка в залах Галереи искусств Зураба Церетели совпала с 10-летием первого публичного выступления В. Лисицкого-художника; тогда он показывал свои работы вместе с участниками сегодняшними проекта — Т. Рыжовой и А. Волковым.

Картины Лисицкого в этом трио — самые праздничные. Как настоящий «наив», он любит яркие краски, смелые композиции, порой удивляя сопоставлением персонажей, добрая половина которых пришли в его холсты из русских народных сказок и былин. Впрочем, даже заурядный бытовой мотив перерастает в такую звонкую, завораживающую композицию, что, лишь внимательно приглядевшись, можно распознать в картине «Всё дело в шляпе!» обычных женщин, выведших собак на прогулку. Художник помещает своих героинь на откос над рекой, раскинувшейся привольно, окружает их интенсивными цветными плоскостями — голубая вода, столь же интенсивная зелень травы; вдобавок «наряжает» в такие костюмы, что в памяти невольно всплывают средневековые миниатюры, а вся сцена воспринимается как сказочное действие. Художник превращает людей и животных в равноправных участников своего карнавала: за новогодним столом восседает гость в огненно-красном наряде петуха, его «собрат» поменьше ростом, настоящая птица, — на голове у радушной хозяйки дома. Животные окружают и «Венеру», возлежащую на красной кушетке, будто стремясь помериться красотой с героинями Тициана, Веласкеса или Моне. Фольклорные или настоящие звери проникли в тонкий по цвету «Натюрморт с казаком», в нарядную композицию «В Новый год». Острые, подчас рискованные колористические аккорды, как ни парадоксально, оказываются гармоничными, а чересчур свободная на первый взгляд композиция, на деле, уравновешена, словно Лисицкий «включает» при работе кистью тот же глазомер, что позволял ему без труда балансировать на гимнастических снарядах и твердо держать равновесие в сложнейшие моменты спортивных состязаний.

Татьяна Рыжова наделена редким умением видеть прекрасное в повседневном, что заметно в изображении эфемерных «кружев» паутины в «бриллиантовых россыпях» росы. Художники часто пишут этюды вместе, разрабатывая один и тот же сюжет. Сходство мотивов при разнообразии воплощений — привлекательный момент в экспозиции, позволяющей зрителю сопоставить разные манеры, способы видения. Важно еще одно качество художников — их безусловная начитанность, отличное владение историей искусства. Не повторяя старых мастеров и их знаковых шедевров, они предлагают свою версию традиционного сюжета, отважно вступают в диалог с признанными авторами, будь то Э. Мане, И. Левитан, А. Матисс, В. Борисов-Мусатов, Н. Гончарова, М. Ларионов, М. Шагал или такой классик российского «тихого искусства» 1920–30-х, как А. Софронова.

Пожалуй, не менее сильные импульсы, чем «большая» история искусства, дала Татьяне Рыжовой русская провинция, где она, уроженка старинного Серпухова, — не гость, не заезжий турист, а человек свой, все понимающий, умеющий оценить тончайшие нюансы скромной с виду, но такой настоящей по сути жизни народа. Это видение художника хочется назвать «глубинным» — и не потому лишь, что речь идет о глубинке. Здесь всё подлинное, безыскусное, искреннее. А потому краски в живописи Рыжовой звонкие, как пение птиц на рассвете, незамысловатые предметы как бы сами собой составляют торжественные натюрморты, движения персонажей неторопливы, чуть замедленны, а потому величавы. И уже не удивляешься, видя, как за накрытый к чаю стол под белой скатертью рядом с хозяйкой дома присел… архангел с Благой вестью, аккуратно сложив белые крылья.

Интересно, что наравне с людьми Рыжова вводит в свои композиции домашних животных. Все ее холсты пронизаны лирическим настроением, даже тогда, когда художница пишет бытовую сцену: «Женщина, вешающая белье» или «Полоскальщицы на реке Трубеж». Светящиеся краски в изысканных сочетаниях, их звучные и эффектные аккорды сообщают обыденным сюжетам иной, надвременной смысл, привносят атмосферу торжественности. Не случайно и дождь у Рыжовой — цветной. Так называется одна из картин, указывающая на интерес художницы к пейзажу. Образ древнего провинциального городка с возвышающейся над домами церковью — для мастера символ мира, чистоты и гармонии. К слову, большинство своих картин художница написала именно в сердце России — в Переславле-Залесском и родном Серпухове. Благодать, разлитую в их атмосфере, подчеркивают неожиданные персонажи — ангелы в картинах «Плещеево озеро» и «Ангел в городе», где появление такого «чужеземца» не нарушает размеренную жизнь.

Рассматривая картины Рыжовой, проникаешься симпатией к ее персонажам — таким, как замечтавшаяся девушка-почтальон, над которой в синеве неба опять-таки летают ангелы, или уединившаяся с книгой героиня зимней, словно пронизанной ожиданием Рождества картины «Тихий вечер». При этом зритель, взаимодействуя с этими картинами, отвлекается от нарративности сюжета, вступая с произведением изобразительного искусства в невербальную коммуникацию. Редкостное сочетание мастерства рассказчика и умения оперировать визуально-пластическими категориями, каким обладает Татьяна, заслуживает особого внимания в наше время, то и дело предрекающее «смерть картине». Человек перед холстами Рыжовой невольно улавливает тихий, непафосный, но ясный сигнал: любое действие людей из народа, излюбленных ее героев, — не просто будничная работа, но важное действо, повторяемое почти от начала времен. Поэтому картины, вроде бы выдержанные в рамках классического бытового жанра, перерастают в образы-архетипы, в аллегории и притчи. В этом автору помогло органичное усвоение традиций древнерусской фресковой живописи. Более 15 лет Рыжова занималась монументальным искусством — росписью общественных интерьеров. Важным для себя она считает и влияние русской народной художественной культуры.

Впрочем, серьезность у художницы никогда не переходит в назидательность, уравновешиваясь мягким юмором, легкой иронией и даже самоиронией, необходимой современному человеку. Этот мотив едва уловимо присутствует даже в композициях евангельского цикла, над которым Т. Рыжова работает в последнее десятилетие. Контрастные краски, плоскости локального цвета, деля пополам композицию «Изгнание из Рая», помогают автору достичь трагического звучания хрестоматийного сюжета, используя, казалось бы, минимум средств. Характерная для Татьяны Рыжовой гамма ярких, будто эмалевых красок делает особенно пронзительными картины «Бегство в Египет» и «Снятие с креста». Неудивительно, что к ее творчеству не остались равнодушны сотрудники музеев — как отечественных, так и зарубежных. Картины мастера хранятся в собраниях Московского музея современного искусства, Саратовского музея им. А. Н. Радищева, в художественных музеях Тулы и Серпухова, а также в муниципальном музее Ричмонда (США), в целом ряде частных коллекций в России и за ее пределами.

Подобно Т. Рыжовой, Андрей Волков начинал свою карьеру как монументалист. Скульптор родился в Москве в 1944, в 1970 окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) по специальности «художественные изделия из металла». Работал в сфере медальерного искусства. Член Союза художников СССР (1975), участник всесоюзных, республиканских и зарубежных выставок. Персональные выставки А. Волкова состоялись в Москве, Подольске, в музеях Серпухова, Обнинска, Калуги, Тарусы, в ряде стран за рубежом.

В последние десятилетия А. Волков сменил столицу на деревню Дракино. Он создает удивительные композиции из металла, проявляя мастерство не только скульптора, но и сварщика экстра-класса. Он использует железо, а для скрепления деталей — обычный сварочный аппарат, но в результате появляются замысловатые эфемерные образы, подчас напоминающие инопланетных существ или космолеты. Металлические инсталляции Волкова с подвижными фигурками всегда интересны публике. Умея передать свою любовь к природе, сострадание к людям, он способен заставить зрителя сопереживать персонажам, изображенным зачастую за делом или на отдыхе, чаще всего — обитателям глубинки. Отталкиваясь от простого мотива, скульптор стремится обобщить частное явление, и занятия его героев также перерастают в действо, напоминающее о «круговороте» в природе — смене времен года, дня и ночи, молодости и старости. Кажется, что в композиции «Электрик» речь идет не просто о работе монтера, меняющего лампочку в уличном фонаре, но о вечной борьбе света и тьмы. В своего рода «реку жизни» он превращает скромную Яузу, изображая буксир — этакого чернорабочего навигации — на фоне других «обитателей» города, в числе которых и работяга трамвай на бульваре, и его пассажиры, и люди, совершающие прогулку вдоль набережной. Интересно, что в эту сценку московской круговерти, изображенной буднично и одновременно не без торжественности, Волков вводит такие константы, как башни «высоток». Причем и эти монументальные здания, и парапет набережной лишены налета столичности. Растущие вдоль реки деревья Волков дает как живые, подчеркивая, что и они входят в жизненную среду обитания человека, равно как часто изображаемая им вода — большая редкость у скульпторов.

А. Волков позволяет рассмотреть свои работы со всех сторон, находя все новые ракурсы и комбинации. В полное просветов пространство его произведений врывается реальное пространство, составляя единое целое с окружающим миром. Художник втягивает зрителя внутрь композиции, заставляя из отстраненного наблюдателя невольно превратиться в участника изображенных событий.

Интересно, что в этих произведениях скульптор решает задачи, более привычные для графики и живописи. В круглой пластике, где важную роль играет контур, силуэт, Волков передает движение воздуха, тепло солнечных бликов, небо в тучах, повисший в нем воздушный шарик, помещает в облаках пикирующий самолет или дирижабль. Здесь ветер треплет одежду и волосы персонажей, шелестит бельем на веревке и древесной листвой. В своих озерах, речках, даже лужах автор словно отрицает обычные для пластики жанровые ограничения: скульпторы редко смеют коснуться темы пейзажа, тем более — столь «текучих» его элементов, как вода или облака. А Волков дерзко лепит и тучу, продлившуюся дождем, и дым из трубы, и прохожих под зонтами, и даже осеннюю распутицу. В московский ландшафт ему удается привнести черты провинциального русского города, таким образом подспудно объединяя всех своих героев общими понятиями «страна» и «народ». Об этой стране он рассказывает негромко, без пафоса, с большим теплом, хотя не без иронии, замечая забавные подробности в ее повседневной жизни.

Источник: rah.ru

artinvestment.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта