Русская историческая живопись. Картины русские исторические


История Российской империи в картинах российских художников

И. Айвазовский "Морской бой"

Почему иногда живописная историческая картина может сказать больше, чем словесный рассказ о событии? Видимо, потому, что всегда важнее увидеть, чем услышать. А живописцы стремятся не только и не столько точно показать происходящее, сколько выразить своё отношение к нему и передать атмосферу события.

В Европе первые изображения исторических событий появились в монументальной живописи и картинах эпохи Возрождения, когда активно изучалась античная культура. В это время Рафаэль создал фреску «Афинская школа», в которой на фоне сочинённых архитектурных сооружений представил спор древнегреческих философов Платона и Сократа.

В России историческая картина появилась во второй половине XVIII в. и  сразу же заняла ведущее место в живописи. Основоположником исторического жанра был А. П. Лосенко. Его картина «Владимир и Рогнеда» (1770) изображала сюжет из русской истории.

В данной статье речь пойдёт о некоторых живописных полотнах русских художников, которые обращались к теме истории Российской империи.

Н. Ге «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы» (1874)

Н. Ге "Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы"

Эта картина Н. Ге не пользовалась успехом ни при жизни художника, ни после его смерти. Да и сейчас полотно находится не в основной экспозиции Третьяковской галереи, а в её фондах. Существует мнение, что она написана не по творческому вдохновению, а к определенному событию или, как сейчас сказали бы, конъюнктурная работа.

Между тем, картина эта глубокая, полная философского и психологического анализа. Для того чтобы лучше понять смысл картины, давайте обратимся к «Запискам Екатерины II». Она пишет: «Счастие не так слепо, как обыкновенно думают. Часто оно есть не что иное, как следствие верных и твердых мер, не замеченных толпою, но, тем не менее, подготовивших известное событие. Еще чаще оно бывает результатом личных качеств, характера и поведения. Чтобы лучше доказать это, я построю следующий силлогизм: ПЕРВАЯ ПОСЫЛКА: качества и характер. ВТОРАЯ — поведение. ВЫВОД — счастие или несчастие. И вот тому два разительных примера: ПЕТР III — ЕКАТЕРИНА II».

Чтобы лучше понять эти рассуждения Екатерины II, вспомним её биографию и те обстоятельства, при которых она вступила на русский престол, об этом читайте на нашем сайте: Дворцовый переворот 1762 года, Петр III.

Любой человек, не лишённый нравственности, не может видеть в императрице Екатерине II только Екатерину Великую. Вот и художник, который проблему нравственного достоинства ставил превыше всего, не мог воспринимать Екатерину II как идеальную женщину, несмотря на её «величие». Но в то же время он не стремился её осуждать. Готовясь к написанию картины, он прочитал мемуарные источники, хорошо изучил время, в которое происходили события, изображённые в картине. Что же происходило? Кратко: в 1762 г. Екатерина Алексеевна захватила власть, по праву принадлежавшую мужу, Петру III. «Мне хотелось изобразить здесь рознь между Екатериной II и Петром III», — писал Н. Ге. Посмотрим, как это у него получилось.

Княгиня Е. Дашкова и сама Екатерина II утверждали, что сразу же после кончины императрицы Елизаветы Петровны ее племянник, Петр III, предался безудержному веселью, столь неуместному для такого случая. Вот что пишет Екатерина II: «Сей был вне себя от радости и оной ни мало не скрывал, и имел совершенно позорное поведение, кривлаясь всячески, и не произнося окроме вздорных речей, не соответствующих ни сану, ни обстоятельствам, представляя более не смешного Арлекина, нежели инаго чево, требуя однако всякое почтение».

А вот воспоминания Е. Дашковой: «Императрица приходила почти каждый день и орошала слезами драгоценные останки своей тетки и благодетельницы. Ее горе привлекало к ней всех присутствующих. Петр III являлся крайне редко, и то только для того, чтобы шутить с дежурными дамами, подымать на смех духовных лиц и придираться к офицерам и унтер-офицерам по поводу их пряжек, галстуков или мундиров».

На картине изображён момент неожиданной встречи Екатерины и Петра, после которой они расходятся каждый в свою сторону. Петр изображён со спины, поспешно удаляющимся; он в нарядном белом мундире (прусского образца). Екатерина в траурных одеждах приближается к гробу Елизаветы Петровны, который художник сделал недоступным для зрителей. Виден только стоящий в почётном карауле военный.

На первом плане картины – Екатерина. Поверх платья на ней широкая орденская лента из красного муара. Женский орден святой Екатерины был пожалован ей императрицей Елизаветой Петровной 9 февраля 1744 года — в день рождения великого князя Петра Федоровича, когда скромная немецкая принцесса София Фредерика Августа прибыла в Москву в сопровождении матери, чтобы стать невестой наследника российского престола.

Один миг из придворной жизни запечатлён на картине, но этот миг говорит зрителям о многом. «Картина не слово. Она дает одну минуту и в этой минуте должно быть всё — а нет — нет картины», — считал художник.

Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871)

Н. Ге "Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»

Эта картина впервые была выставлена на передвижной выставке в 1871 г. Обратимся снова к воспоминаниям художника. В 1892 г. он писал в своих «Записках»: «Две картины: «Петр I с царевичем Алексеем» и «Екатерина II во время похорон императрицы Елизаветы» — измучили меня. Исторические картины тяжело писать, такие, которые бы не переходили в исторический жанр. Надо делать массу изысканий, потому что люди в своей общественной борьбе далеки от идеала. Во время писания картины «Петр I и царевич Алексей» я питал симпатии к Петру, но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть. Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость его, но убивало идеал…».

В этой картине также на первом месте психология. Драма столкновения двух противоположных (хоть и родственных) личностей и жизненных ценностей. Известно, что царевич Алексей был прекрасно образованным человеком, знавшим несколько иностранных языков. Обычно пишут, что он был противником отцовских реформ. Можно сомневаться в этом, потому что Алексей был слишком умён, чтобы не понимать их необходимость. Но вот деспотические и жесткие формы правления своего отца он принять не мог и бежал на Запад, откуда был возвращён и замучен до смерти под пытками в Петропавловской крепости с ведома и по распоряжению Петра. В картине ощущается это сильное эмоциональное напряжение, хотя внешне герои спокойны. Весь накал страстей и переживаний сконцентрирован внутри персонажей, и зрители это чувствуют.

Произведение художника было встречено с большим интересом и вызвало споры, обсуждавшие позицию автора и отношение Петра I к сыну.

Полотно сразу же приобрел П.М. Третьяков. Н.Н. Ге в следующем году сделал повторение своей картины, которое находится в Государственном Русском музее.

В. Перов «Суд Пугачева» ( 1875)

В. Перов «Суд Пугачева»

В начале 1870-х годов В. Перов искал новую тему для серьезной работы. В 1872 г. он писал портрет В. Даля, который сопровождал А.С. Пушкина во время поездки в Оренбург, когда он собирал материал для «Истории Пугачева», и вполне возможно, что именно В. Даль натолкнул художника  на этот сюжет. Первоначально Перов задумал серию из трех картин о Пугачёве, но работа остановилась только над одной из них.

Картина имеет явно антипугачёвский смысл. Она даже вызывает ужас перед всем изображённым: в центре картины кланяющийся в ноги Пугачёву человек и труп убитой жертвы. Чуть левее – помещик со связанными руками, к которому тянется калмык, чтобы схватить его за ворот. Возможно, он отказывается признавать в Пугачёве государя Петра III, и именно для него предназначена изображённая слева виселица…

Пугачев, в красном кафтане, сидит на крыльце, окруженный своими сообщниками. Лицо его не слишком выразительно – видимо, художник не ставил целью показать чувства и помыслы Пугачёва или просто у него это не получилось  — картина осталась неоконченной… А вот передать обстановку полного беззакония и самоуправства, стихийного бунта ему удалось. Вспоминаются слова Пушкина: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

В. Верещагин «Мир во что бы то ни стало. Наполеон и генерал-адъютант Лористон» (1899—1900)

В. Верещагин «Мир во что бы то ни стало. Наполеон и генерал-адъютант Лористон»

Эта картина из серии, посвящённой Отечественной войне 1812 г. Наполеон, заняв Москву, надеялся на то, что Александр I пойдёт на его мирные предложения, заявленные ещё месяц назад в Смоленске. Наполеон видит, что его армия разваливается, что в России разворачивается народная война, что впереди – холода и непогода… Наполеону во что бы то ни стало нужен мир. 23 сентября он посылает к Кутузову, который в это время находился в Тарутино, своего генерал-адъютанта Лористона для предложения мирных переговоров. Кутузов принимает Лористона, но объявляет ему, что никаких переговоров о мире быть не может: «Не имею на это никакого наставления; при отправлении меня к армии и название мира ни разу не упомянуто. Впрочем — все сии слова, от вас мною слышанные, происходят ли они из собственного суждения, либо имеют источник свыше, я ни в каком случае передать своему Государю не желаю. Я подверг бы себя проклятию потомства, если бы сочли, что я подал повод к какому бы то ни было примирению; таков, в настоящее время, образ мыслей нашего народа».

На лице Наполеона мы не видим его обычной самоуверенности и превосходства – это лицо уставшего и надеющегося на благополучный исход переговоров человека.

Г. Мясоедов «Чтение Манифеста 19 февраля 1861 года» (1873)

Г. Мясоедов «Чтение Манифеста 19 февраля 1861 года»

Картина посвящена теме крестьянства после отмены крепостного права. Выражено неоднозначное отношение крестьян к Манифесту. В выражении лиц, позах крестьян, слушающих манифест, чувствуется разочарование: за помещиками сохраняется часть их прежних привилегий. Крестьяне не испытывают особого воодушевления от услышанного, но … русский мужик терпелив.

Каждый персонаж художник выписывает крупным планом. Поток света освещает крестьян вокруг читающего Манифест мальчика. Лица и фигуры героев жизненны и колоритны.

И. Крамской. Серия портретов Александра III

И. Крамской – известный русский портретист. Он создал галерею портретов выдающихся людей своего времени, в том числе писателей Л. Толстого, А. Грибоедова, Н. Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина и др.

Возможно, в Александре III И. Крамской видел, кроме императора, ещё и собрата по живописи – известно, что Александр III увлекался живописью и сам неплохо рисовал. Сохранились акварели, написанные его рукой, например вот эта: «Морской пейзаж».

Александр III "Морской пейзаж"

Кроме того, Александр III коллекционировал картины русских художников, в том числе и передвижников. В его собрании были и работы И. Крамского. Это собрание впоследствии составило основу Русского музея императора Александра III (теперь Государственный Русский музей), открывшегося в 1898 г. в Михайловском дворце уже после смерти императора. О музее подробнее читайте на нашем сайте: Государственный Русский музей: история создания.

Крамской создал несколько картин, посвященных коронации императора и императрицы: «Причащение святых тайн государя императора», «Коронование государя императора Александра III в Успенском соборе Московского Кремля 15 мая 1883 г.», «Коронование государыни императрицы Марии Фёдоровны в Успенском соборе Московского Кремля», «Представление государю императору его императорским высочеством атаманов всех казачьих войск, войсковых депутатов».

И. Крамской «Представление государю императору его императорским высочеством атаманов всех казачьих войск, войсковых депутатов».

Портрет императора стал одной из последних работ художника. Полотно было заказано А.А. Половцовым — членом Государственного совета, меценатом, почетным членом Императорской Академии художеств. Он приложил много сил и собственных средств для развития отечественной культуры и искусства. После кончины государя А.А. Половцов передал его в дар музею Императора Александра III.

И. Крамской "Император Александр III"

Портрет создаёт объёмный и пластичный образ императора, его непоказную доброту и миролюбие. И действительно, особенностью царствования Александра III  было отсутствие войн. За свою внешнюю политику он был прозван «миротворцем». В 1893 г. Александр III подписал франко-русскую военную конвенцию, чем обезопасил Россию от растущей агрессивности Германии.

И. Левитан «Владимирка» (1892)

И. Левитан "Владимирка"

Казалось бы, какое отношение к истории может иметь простой сельский пейзаж, мастером которого был Левитан? На самом деле, Владимирка – это начальный каторжный этап, по которому арестанты в кандалах шли до пересылочной тюрьмы во Владимире, а дальше путь лежал в Сибирь. Владимирка — так в просторечии называли Владимирский тракт, грунтовую дорогу из Москвы на восток, в сторону Владимира, печально известную тем, что с XVIII века вдоль неё пеше-этапным порядком отправляли сосланных на каторгу в Сибирь заключённых. К концу XIX века, когда была написана картина, заключённых уже отправляли на поездах. Кажется, настроение картины совершенно безнадёжно: грязная разбитая дорога, низкие свинцовые тучи, бескрайняя и горестная Россия. Низкий горизонт подчёркивает бесконечность пути… Но надежда есть. И это впечатление подчёркивается маленькой церковью вдали и просветом у горизонта.

И. Левитан подарил эту картину Третьяковской галерее.

В. Суриков «Меншиков в Березове» (1883)

В. Суриков "Меншиков в Березове"

Пожалуй, это одна из самых известных картин В. Сурикова. Картина действительно производит сильное впечатление и останавливает внимание зрителя внутренней силой персонажей. Особенно это касается фигуры А. Меншикова. Из истории мы знаем, что сподвижник Петра I был в своё время всесильным человеком – и вот он, постаревший, но не сломленный, сидит в тесной и тёмной избе. Волосы в беспорядке, подбородок не брит, но всё та же гордая осанка и сила духа. Рядом с ним — трое его детей. Перед нами настоящий шекспировский сюжет. Или русская поговорка о том, что нельзя зарекаться от сумы и от тюрьмы. История здесь показана в движении.

И. Репин «Арест пропагандиста» (1880-1889)

И. Репин "Арест пропагандиста"

И. Репин был первым художником, который обратился к теме народничества, пытаясь показать взрывоопасность это движения. Революционеры «Народной воли» предстают на полотнах Репина борцами, но в то же время очевидно их внутреннее одиночество: отправившись «в народ», они не чувствовали поддержки тех, ради кого они работали – русские крестьяне были равнодушны к пропаганде. Иногда они таких пропагандистов сами выдавали властям…Очевидно, такой момент и запечатлён художником.

Картина была задумана под впечатлением проходившего в Петербурге в 1878 г. политического «Процесса 193-х».

В. Суриков «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» (1899)

В. Суриков "Переход Суворова через Альпы"

В. И. Суриков удивительно талантливо сумел показать подвиг народа и народного полководца. Хотя Суворов один гарцует на лошади, а остальные пешие, но он неотделим от народа. На картине много персонажей, все они разные, но всех объединяет одно дело. Спуск очень сложен, но движущаяся по скользкому обрыву  группа солдат превращается в лавину, с которой врагу следует считаться.

Мастер батальной живописи В. Верещагин критиковал Сурикова за ошибки. По его мнению, конь не станет перед пропастью спокойно гарцевать. Но Суриков отвечал, что «уход от прямой фактологии нужен ему во имя художественной правды, которая «выше правды жизни»: штыки — чтобы подчеркнуть и усилить впечатление падения в пропасть, гарцующий конь — для привлечения внимания к фигуре полководца».

И. Айвазовский «Чесменский бой» (1848)

И. Айвазовский "Чесменский бой"

Чесменское сражение – одна из самых героических страниц в истории российского флота. Айвазовский не был (и не мог быть) свидетелем события, которое происходило в ночь на 26 июня 1770 г. Но картину морской битвы он изобразил очень убедительно и достоверно. Взрываются и горят корабли, взлетают к небу обломки мачт, поднимается пламя, и ало-сизые дымы смешиваются с облаками, сквозь которые смотрит на происходящее луна. Но создаётся впечатление, что он присутствовал во время боя, где русскими моряками была одержана блестящая победа.

Сюжетом для картины стал эпизод русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Россия на протяжении десятилетий вела с Турцией войны за обладание Черным и Средиземным морями. Две русские эскадры, вышедшие из Кронштадта, после длительного перехода по Балтике миновали Ла-Манш, обогнули берега Франции и Португалии, прошли Гибралтар и вышли в Средиземное море. Здесь они встретились с турецким флотом, считавшимся тогда сильнейшим в мире. После нескольких военных столкновений турецкий плот в панике укрылся в Чесменской бухте. Российские корабли закрыли выход из бухты и в течение ночного боя практически полностью сожгли и уничтожили турецкий флот. С российской стороны погибло 11 моряков, с турецкой – 10 000.

Чесменская колонна в Царском Селе

Это была беспримерная в истории морских сражений победа. В память о ней была выбита медаль, граф Алексей Орлов, командовавший эскадрами, получил титул Чесменского, а в Царском Селе Екатерина II велела воздвигнуть памятник этой битве – Чесменскую колонну. Она и сейчас возвышается посреди Большого пруда. Ее мраморный ствол завершает аллегорическая скульптура – двуглавый орел ломает мраморный полумесяц.

В. Серов «Петр I» (1907)

В. Серов "Пётр I"

Содержание этой картины В. Серова не требует комментариев. Приведем лишь слова художника и критика А. Бенуа, которые точно раскрывают её смысл: «Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр… Он похож на Божество Рока, почти на смерть; ветер гудит ему по вискам и напирает в грудь, на глаза. Еле поспевают за ним испытанные, закаленные «птенцы», с которых он смыл и последний налет барского сибаритства, которых он превратил в денщиков и рассыльных. Глядя на это произведение, чувствуешь, что… в императора Петра I вселился грозный, страшный бог, спаситель и каратель, гений с такой гигантской внутренней силой, что ему должен был подчиниться весь мир и даже стихии».

www.rosimperija.info

Русская историческая живопись | РетроПресса. Старые журналы СССР

Ал. Зотов

На историческом фронте

В залах Государственной Третьяковской Галереи открылась интересная выставка произведений русских художников, написанных на исторические сюжеты. Русское искусство за годы своего развития создало множество произведений, отражающих героическое прошлое великого народа.

Борьба народных масс против шведских, польских, французских и других интервентов за свободу и независимость родной земли отражена в полотнах лучших мастеров русской живописи — В. И. Сурикова, И. Е. Репина, К. П. Брюллова, В. М. Васнецова, В. В. Верещагина и др.

Русское искусство X — XVII вв: носило средневековый религиозный характер. Художники того времени были еще далеки от правильного понимания реальных исторических событий. В живописи изображались вымышленные чудесные события; подлинные исторические явления давались художниками чрезвычайно редко. Из произведений этой эпохи следует отметить «Древо государства Российского» С. Ушакова (1626 — 1682), изображающее пышное дерево, растущее в Московском Кремле и увешанное плодами с изображениями государственных деятелей. Здесь же показан Иван III, поливающий корни «Древа». Художник в символической форме изобразил историю Московского государства XV — XVII вв.

После преобразований Петра I русское искусство приобретает светский, нецерковный характер. В XVIII в. русские художники усваивают изобразительные приемы передовой для того времени западно-европейской художественной культуры и создают самостоятельные образцы русского национального художественного творчества.

В 1764 г. в Петербурге основывается Российская Академия художеств, в уставе которой говорилось: «Истинная и благороднейшая цель искусств состоит в том, чтобы сделать добродетель ощутительной, предать бессмертию славу великих людей, заслуживших благодарность отечества, и воспламенить сердца и разум к последованию». В центре исторической картины в этот период уже становится человек, его героические подвиги.

Первым значительным русским историческим живописцем был Антон Лосенко (1737 — 1773), вышедший из народа. Его картины «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой» написаны на сюжеты античной мифологии и русской литературы XVIII в.

После Лосенко в области исторической живописи работали Г. И. Угрюмов (1764 — 1823), автор картин «Возвращение Александра Невского с ледового побоища», «Взятие Казани» и «Богатырь Ян Устарь преодолевает ярость быка».

Угрюмов был учителем А. Иванова (1776 — 1851), написавшего картины «Подвиг молодого Киевлянина» и «Мстислав Удалой», а также и знаменитого художника О. Кипренского (1783 — 1836), получившего при окончании Академии высшую награду за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле».

Картина Иванова «Подвиг молодого Киевлянина» рассказывает о следующем событии, относящемся к 968 г. По летописному сказанию, печенеги в 968 г. подступили к Киеву. Русское войско, не зная о грозящей опасности, находилось по ту сторону Днепра. Чтобы известить Киевское войско об угрозе Киеву, юноша незаметно вышел из города с уздечкой в руках и в толпе печенегов спрашивал, кто видел его коня. Он был принят противником за своего воина. Дойдя до Днепра, юноша, сбросив одежды, переплыл реку и, добравшись до русских войск, передадим сведения о врагах. Киев был спасен.

Картина Кипренского «Дмитрий Донской на Куликовом поле» изображает момент, когда очнувшийся после тяжелого ранения предводитель русских войск великий князь Дмитрий узнает о победе над татарами. Здесь же рисуется и второй эпизод: русские воины ищут великого князя в поле среди убитых и раненых. Старик-крестьянин указывает рукой на лежащего под деревом Дмитрия. (Полотна этих мастеров пользуются неизменным успехом среди ценителей, желающих купить картину для своей коллекции русской живописи – прим. Ред.).

В первой половине XIX в. профессор Академии В. К. Шебуев (1777 — 1855) написал картину «Расстрел партизан-поджигателей Москвы в 1812 году». В это же время К. П. Брюллов (1799 — 1852) работал над созданием грандиозной эпопеи, изображающей всенародную защиту Пскова от войск польского короля Стефана Батория в 1581 г.

Картина Брюллова «Осада Пскова» рисует взрыв «свиной башни», где засели поляки, и атаку русских против захватчиков. В ожесточенной схватке принимает участие все население города. Юноша, готовый броситься в схватку, прощается с молодой девушкой. Мать благословляет сына, идущего в бой с неприятелем. Картина как бы иллюстрирует отважный патриотический ответ псковичей на предложение Батория сдаться.

Особое внимание на выставке привлекают батальные картины художника Коцебу, ранее находившиеся в бывших дворцовых помещениях и музейных кладовых. Большой холст «Конец Полтавского сражения», а также «Переход Суворова через Альпы», «Переход русских войск через Чортов мост» и другие полотна на сюжеты военной истории России составляют один из важных разделов выставки русской исторической живописи. «Конец Полтавской битвы» рисует апофеоз русских войск, сломивших военное могущество шведов в бою под Полтавой. Многочисленные знаменосцы неприятеля склонили свои знамена перед Петром I, прискакавшим на коне на поле сражения. Русские и шведские солдаты приветствуют победителя. Позади, в широкой перспективе поля, рисуются отдельные эпизоды боя, уже клонящегося к концу.

14 сентября 1799 г. армия Суворова, шедшая из Италии в Швейцарию через Альпы, совершила переход через Чортов мост, переброшенный на высоте около 25 метров через ущелье горного потока. Переход совершался под огнем неприятеля.

Картина Коцебу рисует эпизод, когда, прорвавшись через первую арку моста, русские солдаты перебираются через разрушенную французами вторую арку по самодельным мостам, сделанным из бревен. Неприятель отступает.

Интересна также его картина «Взятие крепости Нотебург». Нотебург — это шведская крепость на правом берегу Невы, взятие которой открывало России путь к: морю. На картине изображена переправа русских войск к горящей крепости. В центре изображения — фигура Петра, который указывает на крепость, определяя направление удара русских войск. Возле Петра — его генералы. Меньшиков, положив бумагу на барабан, записывает распоряжения Петра.

В середине XIX в. на художественную арену выступила целая плеяда живописцев-реалистов. Эти художники получили название «передвижников», так как они устраивали передвижные выставки в столице и провинции. Историческая живопись в руках передвижников стала орудием изобличения мрачных сторон прошлого.

Зачинателем новой исторической живописи явился художник В. Г. Шварц (1838 — 1869), автор известной картины «Вешний поезд царицы на богомолье».

Вершиной передвижнического направления в русском искусстве было творчество великого художника И. Е. Репина (1849 — 1930). В «Царевне Софье» и в знаменитой картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Репин с потрясающей силой раскрыл жестокий произвол и бесчеловечность самодержавия.

Следующим выдающимся историческим полотном Репина явились «Запорожцы». Художник воссоздал в этой картине овеянные легендами образы лихих запорожских казаков, самоотверженно боровшихся против польских, татарских и турецких поработителей.

В 80-х годах рядом с Репиным вырастает колоссальная фигура В. И. Сурикова (1848 — 1916), творчество которого представляет собой еще непревзойденную вершину в области исторического жанра. Суриков создал проникновенные полотна на темы народных движений прошлого.

«Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», затем «Покорение Сибири», «Переход Суворова через Альпы» и «Степан Разин» не имеют себе равных в русском искусстве по глубине содержания. Композиционный размах, могучая красота национального типажа и захватывающая сила колорита ставят полотна Сурикова в ряд самых выдающихся явлений мирового искусства.

Большую известность в народе получили произведения В. М. Васнецова (1848 — 1926), воплощавшего в своих произведениях народный эпос и сказки.

В 90-х годах XIX в. известный живописец В. В. Верещагин создал большую серию картин на темы отечественной войны: 1812 г. Художник воспроизвел ряд главнейших эпизодов этой войны: «Отступление великой армии», «Бородинское сражение», «Расстрел поджигателей», «Наполеон на Кремлевских стенах». В картинах «Партизаны. Не замай, дай подойти», «С оружием в руках — расстрелять» Верещагин показал народный характер войны с иноземными захватчиками в 1812 г.

Художники-реалисты второй половины XIX и XX вв. создали целую галерею исторических полотен, представляющую большой научно-исторический и художественный интерес. Художественная убедительность их произведений в значительной мере объясняется тем, что живописцы-реалисты в лучших своих картинах запечатлели образы, созданные самим народом; они воплотили народную любовь к национальным героям, народный гнев против врагов и угнетателей нашего отечества.

www.retropressa.ru

История России в картинах польских художников... / История Руси. / magSpace.ru

Номер 1

В польской живописи много картин на исторические темы, в т.ч. про Россию и русских. Ниже — подборка наиболее интересных из них. Эти картины стоит увидеть, друзья. Они довольно ярко раскрывают национальный менталитет и отношение поляков к своему прошлому. И к любимому восточному соседу, в частности.

Художник по-польски — artysta malarz. Артист-маляр, короче. Однако у поляков было немало талантливых мастеров, далеко не маляров. Например, Ян Матейко и его "романтический национализм" 19 века, баталист Войцех Коссак  и др.  Некоторые картины  антирусские по смыслу. Но не будем забывать, что последние лет 300 почти во всех войнах русские и поляки были по разные стороны баррикад.

Ян Матейко. "Станчик". 1862 г.

1514 год, очередная война Польши и Московии. Русские отвоевали Смоленск, и окрыленные первым успехом вторглись в Белоруссию. Но там были разбиты в битве под Оршей. Во дворце польского короля — бал по случаю победы. Правда, Смоленск по итогам войны остаётся в руках Московии. Все пляшут (на заднем плане), а придворный шут по имени Станчик сидит и думает о будущем Польши. Смоленск отдали, так скоро все сольём.

Номер 2

Занятная деталь: бал — европейское развлечение.  1514-й год, а у них бал. В России первые балы при дворе будут лет через 200, при Петре.

Ян Матейко. "Стефан Баторий под Псковом". 1872 г.

Шут Станчик прав был. Начали московиты со Смоленска, потом захотели большего. На картине -  Ливонская война, которую Иван Грозный начал для захвата Прибалтики. Осада Пскова армией польского короля Стефана Батория. После нескольких месяцев осады послы Ивана Грозного запросили мира: на картине они ползают на коленях перед Стефаном. По сюжету тут есть вопросы (на самом деле такой встречи Батория с послами под Псковом не было), но мир был вскоре заключен, да. И действительно крайне неудачный для России, как и сама Ливонская война.

Номер 3

Занятная деталь. Слева от Стефана — мужик в красном, это канцлер Ян Замойский. Однокашник Стефана Батория поПадуанскому университету в Италии. В России первой царской особой, которая поедет учиться на Запад будет Петр (на плотника, в Голландию). Кстати, еще до Стефана Батория в Падую ездил  учиться Николай Коперник, первый польский ученый с мировым именем. Русский аналог Коперника (Ломоносов) появится лет через 250.

Царь Лжедмитрий I, портрет  неизвестного художника. Нач. 17 в.

Эта картина также известна как "Портрет из Вишневецкого замка" (замок семьи Марины Мнишек — жены Лжедмитрия).  В Смутное время полякам удалось посадить в Кремль своего царя-самозванца. На картине Григорий Отрепьев, он же Лжедмирий I, изображен как русский царь (написано по латыни  Demetrius IMPERATOR), на столе — корона и рыцарский шлем.

Номер 4

Лжедмитрий I и его жена-полька это 1605-1606 гг.  А вот подишь ты: польская шляхта уже учила латынь, строила замки и считала себя частью европейского рыцарства. Русские дворяне наденут европейское платье, начнут учить языки и утверждать, что они тоже Европа — поколений через 5-7.

Лжедмитрий, правда, просидел на троне недолго. Его свергли в результате народного бунта в Москве. Интересно сравнить помпезный польский портрет самозванца с тем, как изображали Лжедмирия в русской живописи 19 в.

Карл Вениг. "Последние минуты жизни Лжедмитрия I". 1879 г.

Номер 5

Художник Карл Богданович Вениг вряд ли думал, что в 21 веке  его картина станет неиссякаемым источником пародий на внутреннюю и внешнюю политику России :)

Номер 6

Когда Лжедмитрия I скинули, поляки предприняли прямую интервенцию, захватили Москву. Также взяли в плен Василия Шуйского (царя, который был после Лжедмитрия)  вместе с братьями,  и всех вывезли в Варшаву.  Там бывшего царя, который до этого воевал с поляками, заставили публично кляняться в пояс королю Сигизмунду III и целовать ему руки.

Ян Матейко. "Царь Шуйский в Сейме в Варшаве". 1892 г.

Королевский замок в Варшаве, 1611-й год. Василий Шуйский кланяется Сигизмунду, касаясь рукой земли. Слева по всей видимости его брат Иван, который (согласно польским источникам) вообще валялся в ногах и бил себя себя головой об пол. На заднем плане сидят депутаты сейма (польского парламента) с чувством глубого удовлетворения. Реют флаги, светит яркое Солнце. Триумф!

Номер 7

Это событие получило в Польше название "Ho?d Ruski" (русская присяга) и носит культовый характер в кругах польских националистов. Ниже креатифф от одного из них. Написано: "29.10.2011 — 400 лет русской присяге. Когда-то ОНИ нам кланялись".

Номер 8

На самом деле художник Ян Матейко написал эту картину в 1892 г., чтоб подбодрить своих соотечественников. Мол, были времена — и у нас было свое государство, и король, и сейм, и царей на колени ставили.

Примечательно, что король в Польше это было совсем не то, что царь в России. Польша самодержавия не знала. Это была республика шляхты.  Сейм выбирал короля и контролировал его. Налоги, война, мир — все с согласия сейма. Больше того, если король вел себя недемократически, гордая шляхта имела право на рокош. Он же кипиш. Т.е. право на оппозицию королю, как мирную ("война чернильниц" и обсуждение в блогах), так и не-мирную.

Вацлав Павлишак. "Казацкий подарок". 1885 г.

Запорожец поймал знатного пленника и дарит его шляхтичам, сняв перед ними шапку. Ничего удивительного, часть казаков была на польской службе (за деньги). Их использовали как наемников в дополнение к польской армии. В том числе неоднократно — в войнах против России.  Что касается пленника, то это, видимо, крымский татарин. Это конечно, облом. Главным бизнесом Крымского ханства была работорговля. А тут самому попасть в плен...

Номер 9

Благодаря шляхте демократия и вольность в Польше имеют вековые традиции (в отличие от некоторых других стран). Но правда, был там один нюанс. Все вольности были для узкого круга. Крестьян они не касались. Крестьяне в Польше с 15 века были обращены в крепостное право. И в таком печальном состоянии пребывали лет 300. Их  называли chlopi (хлопы), а также  bydlo (скот). Слово "быдло" потом из Польши через Украину попало в русский язык.

Йозеф Хельмонский. "Выдача оплаты (суббота на фольварке)".1869

г.

Фольварк — польская барщина. Пан заставлял хлопов работать на себя бесплатно или в порядке принудительного найма (например, предварительно согнав с земли и оставив без средств).  На картине — фольварк в день получки.  Группа крестьян в центре получила копейки и в ужасе — как кормить детей на эти гроши? Двое хлопов слева, наоборот, веселы. Уже успели нажраться.

Номер 10

Занятно, что дом у пана при такой обдираловке — все равно убогий, крыша совсем развалилась. Это тонкий намек художника — шляхта славилась своим транжирством. Выжимали из фольварков хлеб,  гнали за границу, деньги тратили на всякую фигню. Война, попойки и понты — вот был менталитет шляхтича. Дорогой экипаж, соболиная шуба с золотыми пуговицами, и на бал, полонез танцевать :)

Александр Коцис. "В шинке". Ок. 1870 г.

Пока шляхта плясала на балах, хлопу оставалось только идти в шинок (кабак). Это был популярный бизнес. Шинкарем был, например, прадед В.И.Ленина Моше Бланк из г. Староконстантинов на Волыни. В 1795 г. по третьему разделу Польши Волынь вместе Моше Бланком и его таверной отошла к России.

Номер 11

Впрочем, в триаде "война, пьянка и понты" у польской элиты еще в 17 в. наметились проблемы именно с войной. Нет, поляки никогда не были трусами на войне. Проблема была в организации. Война — это созыв всеобщего ополчения шляхты (посполитного рушения), а это — через сейм. И деньги на войну — тоже сейм. Такие решения было провести нелегко, что ослабляло боеспособность Польши. Когда в 1648 г.  всю Украину охватило восстание Хмельницкого, поляки первоначально смогли выставить скромную армию всего в 40 тыс. чел. За ней ехал обоз из 100 тысяч подвод с барахлом и 5000 женщин легкого поведения. Ехали на войну как на свадьбу. И были наголову разбиты казаками.

С восстания Хмельницкого начался закат Польши. Соседи стали откусывать от неё по кусочку то тут, то там. И в итоге в конце 18 века поделили полностью. Причем подкупили сейм и он сам за это проголосовал!

Ян Матейко. "Рейтан — упадок Польши". 1866 г.

Сейм в 1773 г. принимает решение согласиться с разделом Польши. Шляхтич Тадеуш Рейтан, последний патриот Польши, в отчаянии пытается этому помешать: ложиться на выходе не давая депутатам разойтись после заседания. Депутатам многим стыдно, они только что продали свою страну. На стене — портрет Екатерины II (их спонсора), за дверью — русские гренадеры, наверху в ложе — русский посол Репнин с двумя дамами. Вот уж действительно — упадок Польши!

Номер 12

Польский народ, конечно, с упадком Польши не смирился. Было несколько крупных восстаний, подавленных державами — участниками раздела. 100 000 поляков-добровольцев участвовали в походе "Великой Армии" Наполеона на Москву в 1812 г., надеялись получить независимость.

Войцех Коссак. "Гусар Великой Армии". 1907 г.

На картине — поляк из армии Наполеона. Художник сам служил уланом в армии, так что кавалерию рисовал со знанием дела.

Номер 13

Еще Войцех Коссак. "Весна 1813 г.". 1903 г.

Снег сошел… А там остатки бравых кавалеристов.

Номер 14

Еще один занятный факт: поляки воевали за Наполеона не только в России, но и в Испании, давили герилью (испанское сопротивление французам).  Чтоб заслужить независимость себе, поляки лишали её испанцев.

Януарий Суходольский. "Штурм стен Сарагосы". 1845 г.

В 1808 г. Сарагоса восстала против французских оккупантов. Её осаждали 9 месяцев. Сражались все, женщины, дети. Погибло 50 тысяч человек

На картине -  поляки врываются в город.

Номер 15

Януарий Суходольский. "Битва на Сан-Доминго". 1845 г.

Это не Испания. Это карательная экспедиция Наполеона на остров Гаити (тогда — колония Сан-Доминго). Там против французов восстали местные негры, а усмирять негров вместе с французами приехали поляки.

Номер 16

Это все к тому, что дальше у нас будет серия картин про то, как восстания самих поляков за свободу своей страны давили разные нехорошие люди :)

Войцех Коссак. "Ноябрьская ночь". 1898 г.

Это антирусское восстание 1830-31 гг. Началось в ноябре 1830 с нападения повстанцев на дворец Бельведер в Варшаве (резиденция наместника Польши). На картине — бой между повстанцами и русскими кирасирами в ночь с 29 на 30 ноября 1830 г.

Номер 17

Дворец повстанцы взяли, но наместник сбежал. Восстание было подавлено в 1831 войсками фельдмаршала Ивана Паскевича, который получил за это титул "Князь Иван Варшавский".  Паскевич, был, пожалуй, первый украинцем в русской армии, который дослужился до маршала.

Войцех Коссак. "Черкесы на Краковском предместье". 1912 г.

Это антирусское восстание 1863 г.  Его еще называют Январское восстание. Краковское предместье — это проспект в Варшаве. В город врываются российские войска. Последних художник изобразил в виде орды черкесов, несущихся по городу  с православным знаменем. Правда, черкесы — мусульмане, но это не важно. Черкесы палят в воздух из всех видов оружия, машут плетками, прохожие разбегаются.

Номер 18

Да, сильная вещь. Кстати, первоначально картина называлась "Дагестанская свадьба на Тверской" (шутка).

Войцех Коссак. "Эмилия Плятер в битве под Шауляем". 1904 г.

Номер 19

Это снова восстание 1863 г.  В центре картины  — графиня Эмилия Плятер, нечто типа польской Жанны Д`Арк. Графиня командовала отрядом повстанцев, лично участвовала в боях. Во время одного из походов заболела и умерла в возрасте 25 лет. Легендарная личность в Польше ( а также среди белорусских националистов).

"Русская армия грабит польское поместье во время Январского восстания".

Неизв. польский художник 19 в.

Автор постарался изобразить русских солдат и офицеров как можно более отталкивающе. Орда дикарей буйствует в культурном европейском доме, ребенка выбросили из коляски, колят картины штыками.

Номер 20

Артур Гротгер. "Путь в Сибирь". 1867 г.

Участников восстания 1863 г. гонят в Сибирь.

Номер 21

Александр Сохачевский. "Прощание с Европой". 1894 г.

Польские повстанцы 1863 г. на пути в Сибирь. Дошли до обелиска на границе Европы и Азии.  Художник сам был участником восстания, получил 20 лет каторги (он где-то тут есть на картине, кстати, возле обелиска).

Номер 22

Один из сильных фрагментов.

Номер 23

Александр Сохачевский. "Пани Гудзинская". 1894 г.

Это реальный персонаж, участница восстания, которая была сослана на солеварни под Иркутск (как и автор картины). В Варшаве у неё остался муж и 2 детей. На солеварнях работала прачкой, целыми днями стирала в проруби, в Ангаре.Умерла на каторге в 1866г.

Номер 24

Яцек Мальчевский. "Смерть на этапе". 1891 г.

Еще ужасы царского гулага.

Номер 25

Яцек Марчельский."Вигилия в Сибири". 1892 г.

Вигилия  — ночное бдение у католиков перед Пасхой или Рождеством.  Польские ссыльные в Сибири верны родной католической вере. Кстати, ссыльные за столом выглядят вполне прилично -  упитанные, в костюмах, белых рубашках.

Номер 26

Станислав Масловский."Весна 1905 года." 1906 г.

Это уже революция 1905-1907 гг. Она охватила и Польшу тоже. На картине казаки, выполнявшие роль царского ОМОНа, ведут арестованного. Контраст конвоя и арестанта: четверо лбов на конях ведут одного маленького человечка.

Номер 27

Войцех Коссак. "Погром". 1907 г.

Революция 1905 г. сопровождалась волной еврейских погромов, в т.ч. в Польше. На картине — русский казак в форме и с оружием на фоне погрома. Горят дома, на мостовой лежат трупы. Однако казак в данном случае — НЕ представитель сил правопорядка. Он сам погромщик и есть. Именно это хотел сказать художник Войцех Коссак. Вот, мол, она, русская армия: бандиты и убийцы.

Номер 28

Солдаты и царская полиция действительно были участниками ряда погромов, например, в Белостоке (1906 г.). Однако погромщиков хватало и среди местного населения. Просто на картину Коссака они не попали… А революция 1905 г. так и не принесла Польше свободы. Пришлось ждать до 1918.

Войцех Коссак. "Улан конвоирует русских пленных". 1916 г.

Это первая мировая война. На коне — доброволец из т.н. польского легиона австрийской армии. Примерно 25 тыс. польских националистов пошли на службу к австрийцам и воевали на их стороне на Восточном фронте. Эти легионеры потом составили костяк офицерского корпуса независимой Польши.

Номер 29

В ноябре 1918 г. после капитуляции Германии и Австрии независимость Польши была, наконец, восстановлена.  И сразу началась серия войн за границы на Востоке. Сначала польско-украинская война 1918-19 гг., в которой поляки наголову разбили украинских националистов. Потом советско-польская война 1920 г., в которой поляки разбили и Красную армию тоже. Война была с переменным успехом, а перелом наступил, когда войска Тухачевского дошли уже до Варшавы ("Чудо на Висле"). Эта война, которая в Польше назывется польско-большевисткой, оставила немалый след в местном искусстве.

Войцех Коссак. "Советский враг".

Снова орда дикарей, один с бутылкой вместо шашки. Обратите внимание на фигуру убитого мирного жителя слева (над которым плачет девочка). Фигура один к одному с картины "Погром".

Номер 30

Ежи Коссак. "Чудо на Висле 15 сентября 1920 года".1930 г.

Ежи Коссак — это сын Войцеха Коссака. Картина посвящена контрнаступлению польской армии у Варшавы в августе 1920 г. Советские войска были окружены, польская столица спасена. На картине — неудержимая атака поляков, поддерживаемая с воздуха авиацией и Иисусом Христом.

Номер 31

Ежи Коссак. "Погоня за убегающим комиссаром". 1934 г.

Комиссар в красной рубахе тикает от польских уланов.

Номер 32

Возрожденная Польша (Вторая Речь Посполитая, как её называют) просуществовала всего 21 год. Закончилось все в 1939.

Ежи Коссак. "Битва под Кутно". 1939 г.

С шашками на танки: уланы против Вермахта. Это из серии "одна винтовка на пятерых", польский вариант. Танки непонятной модели, сбоку люки, куда кавалеристы метают пики...

Номер 33

Ежи Коссак. "Битва под Кутно". 1943 г.

Отдельные непонятные моменты в первом варианте картины заставили художника переписать её спустя несколько лет.

Номер 34

После 1945 г. Польша входит в советский блок и там начинается соцреализм. Примерно вот такой:

Юлиус Студницкий. "Стахановка Гертруда Высоцкая". 1950 г.

На ящике слева  написано Centrala rybna. Главрыба!

Номер 35

Не все было, правда, так весело ..

Феликс Кай-Кржевинский. "Польские пленные на пути в Сибирь". 1940 г.

Номер 36

Феликс Кай-Кржевинский. "Голодная степь. Казахстан". 1945 г.

Депортированные поляки в Средней Азии. На картине предположительно сестра художника Элизабет Кржевинская.

Номер 37

Ежи Зелинский. "Улыбка, или 30 лет, или ха-ха-ха", 1974 г.

Знаменитая картина в стиле поп-арт. Зашитые губы символизируют цензуру и коммунистическую диктатуру в тогдашней Польше. При этом три креста -  это 30 римскими цифрами, как раз в 1974 г. исполнилось тридцать лет приходу советской армии в Польшу (1944), которая принесла и новую власть. Ну и наконец, если читать по-русски, это просто: Ха-Ха-Ха :)

Номер 38

uglich-jj.livejournal.com/69414.html

magspace.ru

Исторические картины русского художника Мясоедова на artatac

Художник МясоедовУвидеть жизнь из прошлого глазами современника возможно через искусство. Например, исторические картины дают нам такую возможность. Если художник не любитель приукрашивать действительность, то историческая картина дает нам полное представление о жизни определенной эпохи.

Есть такая червивая сторона человека (ну или скажем художника, раз сайт об искусстве), сделать так что бы похвалили чиновники, что бы продвинутся по службе, что бы заработать. И таких примеров не мало.

Но есть и большое количество мастеров, которым интересно передать правдивую картину быта, или внутренний мир человека, его переживания. Презентации таких картин можно посмотреть и на нашем сайте.

Исторические картины — Мясоедов

 

И именно через такие произведения мы можем узнать, как выглядит то или другое событие.

  1. «Утро стрелецкой казни» В. И. Суриков
  2. «Морское сражение при Наварине 1827» Айвазовский
  3. «Крестный ход в Курской губернии» Илья Репин
  4. «Нападают врасплох» Верещагин Василий

Суриков Утро стрелецкой казни

 

Не мало, в жанр исторической картины, внес своим творчеством Григорий Григорьевич Мясоедов (1834—1911). Родом из Орловской области, из семьи дворянина. Интерес к рисованию проявился в детском возрасте. Со стороны родителей Григорий получал поддержку в своем увлечении. Обучался наукам в гимназии, в частности учителем рисования был художник Волков, который и дал первые уроки изобразительного искусства.

В девятнадцать лет Мясоедов поступает в Художественную Академию (Санкт-Петербург). Проучился он здесь десять лет, и отправился за границу. Как было заведено в те времена, лучшим художникам давали пенсию от Академии для поездки в другие страны и усовершенствования своего мастерства. Так вот по такой путевке и Мясоедов посетил Рим, Париж, Брюссель, Берлин.

Еще в Академии его наградили Большой Золотой Медалью за полотно «Бегство Григория Отрепьева из корчмы» (1862). Уже в эти годы у Мясоедова проявился интерес к историческим картинам. На протяжении всей его творческой жизни исторический жанр будет присутствовать на его полотнах.

После возвращения из заграничной командировки художнику присваивают звание академика за картину «Заклинания» (1870).

Мясоедов был одним из инициаторов создания Передвижнического товарищества. Он входил в ядро правления вместе с Крамским, Клодтом, Перовым, Ге. Именно на передвижнической выставке была показана его знаменитая историческая картина «Земство обедает» написанная в 1872 году. Умело на контрасте написана жизнь земцев, представителей крестьянства и господ.

Большая часть полотна занимают крестьяне обедающие хлебом и луком, и в небольшом окне мы видим стол с бутылками и лакеями обслуживающими «избранных». Интересным есть изображение крестьян со своими характерами, со своей мудростью.

Так же в картинах Мясоедова Григория Григорьевича присутствует пейзаж. Такие значимые полотна как,

  • «Крым. Осенний вид»
  • «Лесной ручей»
  • «Осенний пейзаж»

были написаны с любовью к русской природе.

 

 

 

artatac.ru

Выставка «Картины русской истории»: sazikov

Сегодня в старом здании Третьяковки открылась выставка «Картины русской истории», продолжающая программу «Третьяковская галерея открывает свои запасники». У входа нас встречал Павел Михайлович Третьяков в импозантном меховом воротнике и маленькой шапочке. На выставке же представлены работы исторических живописцев второй половины XIX – начала ХХ века Василия Смирнова, Григория Седова, Константина Маковского, Клавдия Лебедева, Александра Литовченко, Сергея Иванова, Андрея Рябушкина, дополняли выставку скульптурные произведения Марка Антокольского, Михаила Микешина и Славомира Целинского. Темы и сюжеты показанных произведений отражают преимущественно историю допетровской Руси — эпохи, в понимании представленных на выставке художников, незамутненной, истинной русской цивилизации.

Открытие всякой выставки предваряют выступления организаторов, поясняющие смысл и суть экспозиции. Так было и на этот раз. Ожидалось прибытие министра. Но как и подобает большому начальству, Мединский задерживался. Директор Третьяковки Зельфира Трегулова и кураторы выставки, отложив основные мероприятия до приезда большого гостя, сказали несколько предваряющих слов.

Центром экспозиции стало полотно Клавдия Лебедева «Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча», вдохновленная работой Сурикова «Боярыня Морозова». Впервые «Марфа Посадница» была представлена на 19-й выставке передвижников и с тех пор практически не выставлялась. Сегодня, после завершения сложных реставрационных работ, она впервые экспонируется в Третьяковке.

В окружении фотографов:

В экспозиции есть еще одна работа Лебедева — «К боярину с наветом».

Как сообщает пресс-релиз выставки «историческая живопись конца XIX – начала ХХ века фокусировалась не на драматизме сюжета, а на красоте предметов обихода и архитектуры прошлого» в трактовке которых живописцы этого времени были предельно точны. Этот новый взгляд требовал новой стилистики, поиски которой наиболее ярко отразились в работах Сергея Иванова и Андрея Рябушкина. Считается, что первые шаги в этом направлении были сделаны Рябушкиным в картине «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате».

Рябушкин и Иванов в своем творчестве более всего обращались к XVII столетию. Через декоративную стилизацию деталей ушедшего быта стремились передать красоту ушедшей эпохи в ее повседневности. Иванов выступил новатором исторического жанра, компонуя эпизоды русского Средневековья — в духе стиля модерн — почти как кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом, «эффектом присутствия», как, например в картине «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия».

Или в его же работе «Царь», которую первоначально автор планировал назвать «То земной едет бог!».

Исторический жанр считался основой академической системы подготовки художников. Обязательное задание, которое утверждал Совет профессоров Академии художеств именовалось программой. На выставке представлены две работы, выполненные в рамках таких программ по исторической живописи. Это полотно Константина Маковского «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова».

И картина Василия Смирнова «Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя».

На картине Александра Литовченко «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского» показан исторический момент, когда после перенесения мощей митрополита Филиппаиз Соловецкой обители в Москву, гроб в течении десяти дней стоял в Успенском соборе, и Никон, убежденный в главенстве церковной власти над светской, соглашался принять патриаршество исключительно при условии его полной свободыв устройстве церковной жизни.

На картине Григория Седова «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» показан широко известный момент сватовства царя, когда из шести девушек он выбрал Евфимию Всеволожскую, от неожиданно привалившего счастья упавшую в обморок.

А вот и скульптурные работы. Бюст царя Михаила Федоровича работы Славоимра Целинского.

«Нестор-летописец» Антокольского:

И «Тысячелетие Крещения Руси» Микешина:

Обойдя всю выставку, Мединского я так и не дождался. Вот вам несколько общих видов, с публикой и репортерами, но без главного гостя:

Оставайтесь с нами, в следующий раз — Верещагин. Кстати, сегодняшняя выставка расположилась как раз в его зале.

sazikov.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта