Кто такие "рубенсовские женщины": описание, картины и интересные факты. Картины рубенса описание
описание, картины и интересные факты :: SYL.ru
В июне этого года исполнилось 440 лет со дня рождения великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса. В течение уже многих десятилетий длятся споры о т. н. рубенсовских «грациях» - женщинах рубенсовского типа, поражающих воображение наших современников не только избытком телесной полноты, но и даже неприкрытыми признаками целлюлита. Ничто не является настолько переменчивым, как эстетические идеалы и каноны красоты. Вопрос о том, кто такие «рубенсовские женщины» и что же все-таки воплощено художником в его работах – ренессансные идеалы эпохи, личные предпочтения автора, или имеет место быть их ироничное преувеличение, продолжает волновать искусствоведов и любителей живописи.
Певец женских форм
Как считают многие исследователи творчества художника, именно в картинах с изображением обнаженной женской натуры, как нигде, явственно ощущается его веселый, задорный, полный жизни дух. Знаменитые «рубенсовские женщины» - эротичные, но совершенно лишенные пошлости, цельные, но без налета банальности, - являются свидетельством потрясающего жизнелюбия художника, умения прочувствовать сердцем получаемые от жизни удовольствия.
Вряд ли кому-нибудь придет в голову считать противоречием тот факт, что Питер Пауль Рубенс, один из величайших религиозных художников своего времени, являлся также еще и великим певцом женских форм. Истинный сын своей эпохи, он рассматривал человеческое тело до его последней детали творением Божиим, в такой же степени достойным восхищения и изображения на полотне, как и жизнь любого из святых.
Именно поэтому, хотя обнаженные фигуры легендарных «рубенсовских женщин» часто можно увидеть на фоне давно прошедшей языческой истории, изображение их всегда отличается откровенной прямотой, что, по мнению специалистов, является отражением крепких религиозных убеждений живописца. Поэтому искусствоведы считают невозможным применение к его картинам современных оценок с позиции стиля «ню».
«Рубенсовские женщины»: созданные из молока и крови
Рубенс является одним их ярких представителей стиля барокко в живописи (фламандская школа). Им написано огромное количество картин, на которых изображены обнаженные женские тела. Позже потомки назовут созданные им образы «рубенсовскими женщинами». Картины с их изображением покоряют могуществом безраздельного торжества человеческой плоти.
Эпоху барокко называют эпохой излишеств и изобилия, великолепных дворцов и роскошных нарядов. Известно, что идеалом женской красоты в те времена были женщины с пышными формами. На полотнах Рубенса на мифологические темы с выраженным эротическим оттенком все женщины изображены, как правило, обнаженными. Но в них нет вульгарности и пошлости, они просты и естественны, подобно самой природе.
«Рубенсовские женщины» являются обладательницами не только избыточного веса, но еще и хорошо выраженного целлюлита, что их, по всем признакам, нисколько не волнует. Глаза их сияют необыкновенно ярко, на щеках горит здоровый румянец, они буквально пышут здоровьем, жизнерадостностью, чувственностью и сексуальностью. Женщин с полотен Рубенса многие ценители творчества художника называют «созданными из молока и крови».
Непревзойденный мастер
По мнению критиков, с технической точки зрения «рубенсовские женщины» лишены каких бы то ни было изъянов. Рубенс, как никто другой, владел искусством карнации — изображения живого тела. Казалось, мастером в краски подмешивалась настоящая человеческая кровь. Пышные и полнотелые «рубенсовские женщины», безусловно, отражают эстетические идеалы его эпохи. Кроме того, как утверждают биографы, художнику куда интереснее было рисовать роскошное тело с избыточной плотью, с интригующими складками, изгибами и выпуклостями.
Рубенсу, вероятно, как никакому другому художнику в истории живописи, было отлично известно, как именно с помощью белой, коричневой, красной и голубой красок можно наиболее точно воспроизвести цвет человеческой плоти, передав его необычные, тончайшие нюансы. Блестящий колорист, Питер Пауль Рубенс мастерски отражал тонкости строения тела и его текстуры. Подобно его предшественнику Тициану, а также последователю Ренуару, Рубенс признан непревзойденным мастером изображения человеческого тела.
Восхищение мастера
«Рубенсовские женщины», великолепные полнотелые очаровательницы, на полотнах великого фламандского художника в качестве идеала красоты его эпохи прошли сквозь века.
Известно, что самим художником разделялись вкусы большинства представителей его времени: рубенсовские грации изображены с явным восхищением. По мнению многих критиков, в них нет ни тени иронии или преувеличения. В каждом миллиметре выписанного с необыкновенной тщательностью телесного несовершенства рубенсовских красавиц столько любви, что ни у кого не может оставаться сомнений: художник был преданным поклонником такого типа красоты.
Свидетельством того, что на формирование эстетических идеалов Рубенса в значительной степени повлияли его личные предпочтения, является следующий факт из его личной жизни. Художник дважды был женат. Его жены относились именно к тому типу красоты, который воссоздан им в его полотнах с необыкновенным восхищением и любовью. Черты Изабеллы Брандт (первой супруги Рубенса, умершей в тридцатичетырехлетнем возрасте от чумы) и Елены Фоурмен (второй его жены, бывшей значительно моложе супруга) проступают во всех женских персонажах его картин.
Жены–натурщицы: Изабелла
Если внимательно присмотреться к портретам обеих его супруг, можно заметить их очевидное сходство. Те же миндалевидные, чуть выпуклые глаза, тонкий, слегка вздёрнутый носик, изящно вырезанные пухлые губы, дугообразные брови… Право, человеку несведущему можно было бы решить, что перед ним две родные сестры. Может быть, потому Рубенс выбрал Елену, что она так напоминала ему Изабеллу в юности? Почему до наших дней не дошло ни одного изображения Изабеллы в стиле «ню»? Неужели она была настолько скромна? Все это тайна велика есть.
С «Портрета Изабеллы Брант» (примерно 1610 год) на нас смотрит очаровательная женщина с красивыми и умными глазами. Чувствуется, что картина написана с большой любовью, в этом не может быть никаких сомнений. На почти парадном «Автопортрете с супругой» без излишнего пафоса, мило, по-семейному изображена благочинная супружеская пара. На «Портрете Изабеллы Брант», написанном около 1626 года, художник приоткрыл все-таки хоть немножко прелестей своей первой жены. Но в общем портрет отличается необычайной, нехарактерной для Рубенса скромностью.
Елена
После смерти первой супруги нельзя сказать, чтобы Рубенс слишком долго пребывал в статусе вдовца: в 53-летнем возрасте он женился на шестнадцатилетней Елене Фоурмен.
В изображениях юной супруги художник не был столь сдержан. Помимо очаровательных и целомудренных портретов Елены Фоурмен, он создает другие - откровенные, нежные и чувственные - ее образы (в «Пастушеской сцене», «Вирсавии»). Наиболее раскрепощенной юная жена художника предстаёт перед зрителями на картине «Шубка» (другое название: «Венера в мехах»). Известно, что после смерти мужа Елена хотела уничтожить эту его работу, а также некоторые другие, где она тоже была изображена обнаженной, но с помощью духовника близким удалось ее от этого отговорить.
Шедевры, выставленные в Эрмитаже
Фламандский живописец (1577-1640) считается одним из ярчайших представителей живописного барокко. Характерную особенность его полотен, с которых на нас торжествующе смотрят особенные, «рубенсовские женщины» — пышущие завидным здоровьем и отличающиеся весьма характерными формами, можно проследить на экспонатах, представленных в Эрмитаже.
«Портрет камеристки инфанты»
Многие искусствоведы утверждают, что эта картина является не просто портретом неизвестной камеристки. Предполагается, что на самом деле на полотне изображен образ в зрелом возрасте умершей в 1623-м дочери художника Клары Сирены. Зрачки женщины на картине расположены не по центру радужной оболочки. Живого человека так изображать было не принято, этого не мог не знать художник. Рубенс не считается мастером психологического портрета. Поэтому некоторые исследователи высказывают сомнение по поводу авторства этой уж слишком хорошей работы.
«Тарквиний и Лукреция»
Сюжет этого полотна был взят из истории Древнего Рима. На нем изображен один из ключевых моментов в истории Рима, когда на смену царской форме правления пришла республика. Сын царя Секст Тарквиний, возжелав жену римского патриция Лукрецию, насильно овладел женщиной, которая, не вынеся позора, заколола себя на глазах мужа. Возмущенные жители Рима свергли царя. Так в Риме была установлена республика.
Картина не является собственностью Эрмитажа. Ее вывезли из Германии после войны, и некоторое время она считалась утерянной. В 2003-м она была приобретена неким коллекционером. Ввиду того что полотно нуждалось в реставрации, собственник обратился в администрацию музея. Восстановленная картина в данный момент выставлена в Эрмитаже.
«Отцелюбие римлянки»
В основу этой работы Рубенса также положена одна из римских легенд. Она была рассказана в 1 в. н. э. римским писателем Валерием Максимом. Некий старик по имени Кимоне за какие-то прегрешения перед законом был приговорен к голодной смерти и заключен в тюрьму. Его дочери Перо, которая недавно родила ребенка, разрешили навещать отца.
Женщина стала поддерживать родителя своим материнским молоком. На картине изображен момент, когда дочь кормит грудью собственного отца. За этот поступок ей грозила смертная казнь. Но судьи, потрясенные примером безграничной дочерней любви, сменили гнев на милость, и история получила счастливый конец: старик был отпущен на свободу.
Несколько картин, выставленных в Эрмитаже, не рекомендуется показывать детям до шестнадцати: это «Пастушья сцена», а также «Венера и Адонис».
«Союз земли и воды»
Художник изобразил на картине аллегорию союза Земли, олицетворенной богиней Кибелой, несущей рог изобилия, и Воды, представленной морским богом Нептуном, исполненным силы и энергии. Над ними порхает крылатое божество Виктория, которое возлагает на голову богини золотую корону. Во времена Рубенса считалось, что на картине изображен союз г. Антверпена с р. Шельдой, т. е. торговли и морских дорог, являющийся залогом и символом процветания Фландрии.
«Вакх»
Эта картина обычно производит на зрителей двойственное впечатление. Многие не могут разобраться: кто же здесь на самом деле изображен - женщина или мужчина? В одном мнения зрителей дружно сходятся – во всяком случае здесь нет пресловутой «рубенсовской женщины». Некоторые предлагают использовать полотно в качестве агитки для антиалкогольной компании.
Секрет плодовитости мастера
Удивительную творческую плодовитость Рубенса (количество его картин превышает 2000) историки объясняют тем фактом, что живописец имел множество учеников, которые помогали ему в работе. Известно, что обычно Рубенсом создавались эскизы, по которым ученики писали сами, становившиеся впоследствии знаменитыми, полотна. Художник лишь напоследок «проходил» кистью свои картины, нанося последние штрихи перед сдачей творений заказчикам.
Среди его учеников-сотрудников называют великого А. ван Дейка, Квеллинуса, Схупа, Дипенбека, ван Тюльдена, Воутерса, д'Эгмонта, Вольфута, Герарда, Дуффе, Франкойса, ван Моля и др.
Заключение
Его называют чародеем, раскрывшим людям волшебный мир радости бытия. Пышные формы его красавиц в соответствии с представлениями эпохи воспринимались как свидетельство их физического здоровья и внутреннего величия. В созданных им «рубенсовских женщинах» воплощен новый идеал красоты, в котором абстрактная духовность сменена подчеркнутой телесностью, реабилитирована чувственность, а природа человека представлена не как антипод божественного, а как земное продолжение его сущности.
www.syl.ru
Описание картины Питера Рубенса «Женский портрет»
Пауль Рубенс – типичный представитель эпохи Возрождения, со свойственным ей стремлением возвеличивать античные образы, создавая при этом настоящие шедевры живописи и скульптуры. Особое внимание художник уделяет написанию женских портретов.
В Средние века изображение обнаженных женских тел являлось запретным плодом, Ренессанс позволил взглянуть на эту тему с совершенно иной точки зрения. Женское тело является частью природы, природа же отныне воспринимается как воплощение божественной мысли. Нет ничего более божественного, чем красота женского тела.
Красота большинства рубеновских женщин далека от общепринятых представлений, как современной ему эпохи, так и настоящего времени. Художник изображает женщин с пышными формами, к ним он испытывает особую любовь и почтение. Следует отметить, что женщины именно с такой фигурой привлекали живописца не только в работе, но и в личной жизни. Образы обеих его жен нашли свое отражение во многих работах художника.
Не стоит однако думать, что моделями рубенсовских полотен были одни лишь женщины. За 8 лет пребывания я Италии им были написаны десятки портретов мужчин, женщин и детей, в основном представителей аристократического сословия. Каждая картина впечатляет игрой красок, художник искусно использует света и тени, с большой любовью прорисовывая мельчайшие частицы и детали.
Особое внимание художник уделяет глазам и рукам моделей. Большая часть тех, кто изображен на портретах, смотрят прямо и уверенно, на губах замерла улыбка. Художник не боится выделять несовершенство женского тела, наоборот он подчеркивает его, но делает это так вдохновенно, что у зрителя не создается и мысли о попытке посмеяться над таким видением женской красоты.
В работах Рубенса находит свое отражение зарождающееся барокко, тяжеловесная красота которого все еще уступает стремлению передать живую реальность.
opisanie-kartin.com
Рубенс Питер Пауль. Биография, названия, описание картин.
Питер Пауль Рубенс (28.06.1577, Зиген — 30.05.1640, Антверпен) — фламандский живописец, воплотивший в своих картинах подвижность, жизненность и чувственность эпохи барокко. На всю Европу прославили его масштабные работы на религиозные и мифологические темы, также Рубенс был мастером портрета и пейзажа.
Биография Питера Пауля Рубенса.
Питер Пауль Рубенс родился в 1577 году в немецком городке Зиген в семье довольно известного юриста. Детство художника прошло в Кельне, куда переехала семья через два года после его рождения. После смерти отца, мать перевозит детей в Антверпен, где Рубенс поступает в пажи к графине Маргарите де Линь и, одновременно, берет уроки рисования у известных художников: Отто ван Веена, Тобиаса Верхарта, Адама ван Ноорта. Талант молодого художника заметили сразу: в 21 год он стал членом союза художников и ремесленников и принимает участие в оформлении новой резиденции правителей Нидерландов.
Когда Рубенсу исполняется 23 года, он отправляется в Италию и поступает на службу к герцогу Гонзаге, а когда тот направляет его с подарками посетить испанскую королевскую семью, художник среди прочих картин итальянских мастеров, подарил и свои работы. Получив высокие оценки, Рубенс становится известным живописцем в Испании. В 1606 году художник получает, пожалуй, один из самых значимых заказов в своей жизни — роспись главного алтаря церкви святой Марии в Валлиселле.
После смерти матери в 1608 году, Рубенс переезжает на родину, служит придворным живописцем в Брюсселе, женится и покупает дом. В этот период он пишет самые известные свои работы: «Поклонение волхвов», «Охота на львов», «Персей и Андромеда», «Похищение дочерей Левкиппа», мастерски расписывает алтарь Антверпенского собора.
На позднее творчество художника большое влияние оказывает его вторая жена, ее образ фигурирует на многих работах мастера: «Вирсавия», «Шубка». Много внимания Рубенс уделял различным сценам из жизни народа («Кермеса»), пейзажам («Пейзаж с радугой»).
Умер художник в возрасте 63 лет в Антверпене.
Описание картин Питера Пауля Рубенса:
opisanie-kartin.ru
Описание картины Питера Рубенса «Туалет Венеры»
Питер Пауль Рубенс жил и творил в эпоху Возрождения и барокко. Главной особенностью данной эпохи стала популяризация искусства Античного мира. Именно поэтому на данной картине мы видим изображение древнеримской богини любви и красоты – Венеры.
Центральным образом работы является, разумеется, сама Венера. Художник отказался от привычного изображения людей лицом к зрителям. Поэтому Венеру мы можем наблюдать со спины. Это довольно необычный прием. Художник будто насмотрелся на изображение богини спереди, и решил показать всем ее скрытую сторону. В этом выражается новаторство художника.
Чтобы образ богини не показался нам скучным, Питер Пауль Рубенс прорисовывает небольшое зеркало, в которое смотрится молодая девушка. Зеркала играли важную роль в эпоху барокко. С их помощью художники создавали некую иллюзорность, искажение, что придавало каждой работе загадочность, недосказанность. Мы можем лишь догадываться о том, как выглядит богиня спереди. Небольшое зеркало – это лишь подсказка.
Богиня любви обладает восхитительной красотой. Она белокожая, с длинными золотыми локонами. Темнокожая служанка, которая изображена справа от богини, создает контрастность на работе – кожа Венеры буквально сияет. Африканская девушка помогает заплести волосы, поэтому она взяла часть золотистых волос в руки.
В левой части работы мы видим изображение ангелочка. Этот маленький, пухлый ребенок держит зеркало, в которое любуется Венера. Здесь, на картине, сливается мир языческий и христианский. Венера относится к римскому пантеону богов, ангел – к христианскому миру.
Венера изображена полностью обнаженной. Лишь внизу ее спину слегка прикрывает тонкая белея материя. Из украшений девушка решила выбрать лишь серьги с голубым камнем, а на руку надела золотой браслет с драгоценными камнями.
opisanie-kartin.com
Описание картины Питера Рубенса «Распятие»
Распятие Иисуса Христа – один из наиболее популярных и излюбленных сюжетов художников Возрождения и Барокко. Питер Пауль Рубенс прибегает к данному сюжету в 1606 году.
Больше всего на работе привлекает внимание изображение тела Иисуса Христа. Его распяли на высоком деревянном кресте. Тело мужчины совсем обмякло и обвисло под тяжестью. Если бы кисти рук и стопы не были прибиты, то он бы давно упал. Но он продолжает висеть, и его тело не позволяют снимать. На голове Иисуса – металлический венок с зубцами, на бедрах – белоснежная повязка. Над головой мученика расположен небольшой пергамент. Голова мужчины повисла на груди, по рукам течет алая кровь.
Кроме Иисуса распяли и еще двух мужчин. Но они все еще живы и мучаются от ужасной боли. Их тела извиваются на крестах, они пытаются спастись, убежать, убрать дикую боль, пронзающую все тело. Но римские легионеры тщательно следят за ними. На полотне изображено два всадника на конях. Еще один исполнитель приговора поставил лестницу к одному из крестов и пытается наказать строптивого распятого. Всего на работе изображено двенадцать людей.
В правом нижнем углу мы видим несколько женщин, которые пришли оплакивать Иисуса. Среди них можно различить фигуру Богоматери и Марии Магдалены. Богоматерь изображена в длинном темно-синем платье, на плечи и голову накинута черная шаль, как символ траура. Мать больше не в силах смотреть на то, что произошло с ее ребенком. Женщина отвернулась в сторону, голова ее наклонена в бок, глаза смотрят вверх. Создается ощущение, что она совсем скоро потеряет сознание или впадет в агонию. Под крестом изображена Мария Магдалена. Она старается защитить, укрыть тело Иисуса Христа.
Небо изображено темным, с большими, надвигающимися тучами. Солнце, вечно освещающее небосвод, сейчас практически не видно – наступило затмение.
opisanie-kartin.com
Описание картины Питера Рубенса «Портрет Анны Австрийской»
1622-25 гг; холст, масло; 105 x 93; Лувр.
"Портрет Анны Австрийской", находящийся в Лувре, относится к более зрелым работам художника, представителя Фламандской школы. На полотне изображена дочь испанского короля Филиппа Третьего и Маргариты Австрийской, будущая супруга Людовика Тринадцатого.
Склонная к интригам королева, так рано ставшая супругой влиятельного монарха, на картине Рубенса предстаёт с легкой чарующей улыбкой, едва заметной на ее полных чувственных губах. Ее лицо красиво, в глазах Анны Австрийской танцует живое пламя, демонстрируя ее живой характер и яростный нрав. Руки правительницы, наоборот, выражают неуверенность, напоминая о том, что она – совсем юная девушка, вынужденная держать себя достойно положения. Мизинцы, которые так трогательно чуть согнуты, показывают, что она немного неуверенна, может быть, даже чуть смущена чем-то своим, таинственным и женским.
Она держит нежный букетик цветов – кремово-розовых и белых, что так дисгармонирует с её нарядом, в очередной раз напоминая, как Рубенсу удалось совместить огненный темперамент Анны Австрийской и её душевные переживания, о которых она, конечно, не говорит вслух. Платье ее выполнено в характерном рубенсовском стиле раннего барокко: темное платье в стиле роб, под ним – котт с веерообразным каркасным воротником, все это великолепие отделано кружевами – и это изображено ярко, наполнено богатым цветом. Наряд молодой королевы Франции отсылает к ее испанским корням, напоминая о традициях ее родной страны.
Краски картины теплые, полотно наполнено эмоциями, самой жизнью – Анна Австрийская будто смотрит с картины, интригуя и предупреждая о чем-то, рассказывая о своих переживаниях с помощью одного этого взгляда.
opisanie-kartin.com
Описание картины Питера Рубенса «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»
В 1625 году Рубенс создал карандашный портрет камеристки. Он не любил такой тип женщин. Обычно на его картинах можно увидеть дам, поражающих пышностью тел. Художник изобразил почти девочку. Она очень юна. Это настоящий цветок, который очень хрупок. Во всех чертах ощущается угловатость ребенка.
После того, как рисунок был окончен, художник принимает решение создать целую картину. До этого Рубенс изображал грандиозные полотна, которые волновали современников. Он был настоящим колоссом. И вдруг он остановил свой взор на ни чем, казалось бы, непримечательной камеристке. Что же произошло?
Художник вложил в этот портрет весь свой опыт. Рубенсу присущи тайны. Именно поэтому картину нужно рассматривать очень долго. На наст смотрит юная женщина 17 века. Нас разделяют столетия. Но волшебство кисти художника поражает. Невозможно увидеть открытых красок. Все как бы сплавляется в одну гамму, которая чудесным образом погружает зрителя в эпоху. Мы словно дышим одним и тем же воздухом с художником.
Глазки инфанты смотрят на нас слегка жутковато и при этом ласково. Брови немного вздернуты, как будто Изабелла чему-то удивлена. На гладком лице нет ни одной морщинки. Ей нельзя показывать какие-либо заботы. Но в тонких ноздрях, которые чуть вздрагивают, чувствуется напряжение. Зрачки расширены. Они тоже максимально напряжены. Они выдают невероятную взволнованность героини. При этом губки сжаты. Лишнее слово никогда из них не вылетит.
Инфанта умеет мастерски хранить все секреты дворца. Двор просто не любит свидетелей каких-то страшных тайн. Но без них невозможно обойтись. Мы чувствуем себя очень неуютно под этим пристальным взглядом, который дает оценку всему.
Это не просто портрет, а целый трактат. Художник анализирует с психологической точки зрения двор. Его картина символизирует суетность борьбы за власть, которая, по сути, является пустой.
opisanie-kartin.com