Герхард Рихтер, немецкий художник: биография, творчество, выставки. Картины рихтер
Герхард Рихтер - самый дорогой художник Европы из ныне живущих
Его считают самым влиятельным, самым знаменитым из ныне живущих художников. Общая стоимость проданных на аукционах работ перевалила за полмиллиарда долларов. Ценовой рекорд за одну вещь был установлен в феврале 2015 года абстрактной композицией, за которую было заплачено около $44, 5 млн.
Герхард Рихтер, находясь в почтенном возрасте, любит уединение и активно продолжает работать в своем ателье близ Кельна. Каждая новая выставка его произведений удивляет новизной творческих поисков и становится ярчайшим событием В художественной жизни Европы и мира.
Германия, ГДР, ФРГ
Он родился в 1932 году в Дрездене. Отец – Хорст Рихтер – был школьным учителем, но большее влияние на духовное развитие Герхарда оказала мать – Хильдегард. Она поддерживала в сыне рано проявившийся интерес к искусству.
В 1951 году Герхард Рихтер поступает в Hochschule für Bildende Künste – Высшую школу изобразительных искусств Дрездена, где получает солидное академическое образование. Художественная жизнь Восточной Германии, где Герхард оказался по месту рождения, становилась всё больше идеологизированной. Период первоначального обучения профессии у молодого художника проходил в обстановке, когда социалистический реализм становился главным художественным стилем, а в условиях борьбы с формализмом и абстракционизмом и вовсе единственным.
В 1958 году Рихтер побывал в городе Касселе (территория Западной Германии) на выставке современного искусства, называемой "Документа". Она имела целью преодоление нацистского наследия в искусстве – авангардизм преследовался и во времена фашизма. Картины художников, олицетворявших самые авангардные идеи - Джейсона Поллока, Жана Фотрие, Лючио Фонтана и других, - совершили переворот в мышлении Рихтера. Стремление обрести свободу творчества привело его к решению эмигрировать, хотя он всегда относил себя к аполитичным художникам. В 1961 году Герхард Рихтер становится политическим беженцем и оказывается в ФРГ.
Время экспериментов
В 1961 году Рихтер, хотя и окончил курс обучения в Дрезденской Высшей школе, вновь становится студентом. Он поступает в Академию искусств Дюссельдорфа. Стипендия, которую он там получает, стала существенным подспорьем в жизни эмигранта. Его жизнь в этот период – поиск собственного пути в искусстве и время постоянных экспериментов. Он пробует силы почти во всех направлениях современной живописи – от абстрактного экспрессионизма до поп-арта.
Герхард находит среди однокурсников своих единомышленников, среди которых Зигмар Польке, Конрад Фишер. В 1963 году в одном из пустых магазинов в центре Дюссельдорфа открывается их совместная выставка, в которой поп-артовские композиции дополняются перфомансом с участием живых скульптур, кинопроекцией и т. д. Свой творческий стиль Рихтер и его друзья не без иронии называли капиталистическим реализмом.
Большинство своих работ того времени Герхард Рихтер считал малоценными и уничтожил. Но именно тогда появляются его первые картины, созданные на основе черно-белых фотографий, на которых реалистическое изображение подвергается характерному размытию, ставшему визитной карточной мастера.
С 1964 года, после окончания Академии, начинается самостоятельный путь художника.
Путь к признанию
В 1967 году Рихтеру присваивается Kunstpreis junger westen – премия, которой отмечаются самые талантливые молодые художники Германии, а в 1971 году под его произведения отводится целый павильон на знаменитой Венецианской биеннале. В 1973 году состоялась первая персональная выставка художника в США.
С тех пор его картины появляются в самых престижных общественных и частных коллекциях. Кроме чисто художественных достоинств его работ, специалисты и зрители отмечают масштаб поисков и экспериментов творца. Идеи Рихтера вдохновляют художников по всему миру, становятся основой новых направлений современной живописи.
Трудности классификации
«В моём искусстве нет программы, нет единого стиля, нет общего направления», - любит повторять Герхард Рихтер. Картины его разнообразны по жанрам и тематике. Кроме работ, созданных на стыке живописи и фотографии, мастер создает беспредметные многослойные красочные композиции, рожденные с помощью скребков, кистей и ракеля – широкого шпателя, распределяющего красочные смеси по большой плоскости.
Известны его монохромные (серые) минималистические полотна и беспредметные и фигуративные, гиперреалистические портреты и пейзажи, а также удивительные натюрморты в стиле фотоживописи – таковы «Свечи», созданные в начале 1980-х, и многое другое. Он участвовал в восстановлении знаменитых витражей в соборе Кёльна. На самых последних по времени выставках присутствует и скульптура – объемные композиции из расположенных под разным углом стеклянных полотен.
Рихтер в XXI веке
Всего известно около трех тысяч полотен художника. Несмотря на перенесенный Рихтером инсульт, ежегодно появляется около двухсот новых его картин.
Его приводят в смущение и растерянность те цены, по которым на аукционах приобретаются его работы. Он выказывает сомнения в их оправданности, говоря, что сегодня меняется сама суть художественного творчества. При этом доля скепсиса в его оценке роли чистого искусства в современной жизни растет. Несмотря на это он полон энергии и желания работать и творить.
fb.ru
собираемся на выставку Герхарда Рихтера, Buro 24/7
В Еврейском музее открылась ретроспектива одного из главных мастеров совриска. Чем знаменит художник, каких методов придерживается и какие темы его волнуют?
Когда: 9 ноября 2016 — 5 февраля 2017
Где: Еврейский музей и центр толерантности, Ул. Образцова, 11, стр. 1А
Мастер настенных росписей и витражей
Герхард Рихтер начинал как художник настенных, почти фресковых, росписей. Его первой работой стала крупноформатная роспись «Общение с Пикассо» (1955), за которую он получил степень бакалавра в Высшей школе изобразительных искусств в Дрездене. Там Рихтер учился у театрального художника Карла фон Аппена и критика Уилла Грохмана, автора монографий по Кандинскому и Клее. Его следующая фреска «Радость жизни» украсила стены Немецкого музея гигиены. Обе работы имеют политический подтекст, связанный с переездом мастера из ГДР в ФРГ буквально за несколько месяцев до строительства Берлинской стены в 1961-м. Позднее он снова вернется в Дрезден в 1971 году, но уже в качестве профессора Высшей школы, где будет преподавать на протяжении 15 лет. Живопись маслом — не единственная техника, к которой прибегает Рихтер. Известен он и как мастер работ по стеклу, — в 2007-м он создал витраж Кельнского собора на месте одного из разрушенных во время войны.
Gray (1973). © Герхард Рихтер 2016
Капиталистический реализм
Из Дрездена Рихтер переезжает в Дюссельдорф, где учится в Академии художеств. В начале 60-х там преподает монументальную скульптуру Йозеф Бойс. Там же состоялась его первая выставка в 1963 году. Вместе с единомышленниками Зигмаром Польке и Конрадом Фишером Рихтер придумывает термин «капиталистический реализм». Как несложно догадаться, он подразумевал антипод реализму социалистическому — официальной доктрине советского лагеря, утвержденной на Всесоюзном съезде писателей еще Максимом Горьким в 1934-м. В отличие от последнего, капиталистический реализм в первую очередь обращался к потребительской философии Западного мира, а в качестве художественных приемов использовал рекламные образы, что было близко идее поп-арта.
Из серии November (2008), серия из 54 работ. © Частная коллекция 2016
Отрицание единого стиля
Стиль Герхарда Рихтера никогда не был единым, наиболее характерные для него направления — гиперреализм и абстракция — во многом противоположны друг другу. Художник много экспериментирует: например, создает живописные полотна по увеличенным черно-белым фотографиям. Он использовал самые разные снимки — от фотографий Бриджит Бардо и рекламных вырезок до семейных фотоархивов. Однако в отличие от рекламного языка поп-арта, работы Рихтера полны более глубинных тем — он не заигрывает с реальностью, а исследует ее образы в абстрактной и фигуративной живописи. Его произведения полны меланхолии, часто они связаны с трагическими мировыми или личными событиями. Фотография для него — неизменный и непроницаемый источник, от которого художник отталкивается в процессе создания нового образа. Одна из наиболее известных серий — работы 1989 года, в которых он показывает узников «Фракции Красной Армии», левой террористической группировки. Тема политики занимает его не раз — абстрактная серия «Биркенау» (2014), представленная на выставке в Еврейском музее, посвящена узникам концлагерей. Четыре фотографии были сделаны в 1944 году членом Зондеркоманды — на них изображены трупы, которые готовят к сжиганию в крематории. Рихтер переводил снимки из лагеря смерти Биркенау на полотна, а затем накладывал краску слой за слоем, чтобы воссоздать контраст горы трупов и фрагментов природы — дерева и неба, также запечатленные на одном из снимков.
Искусство Рихтера построено на отношении реальности и абстрактных образов, в которые художник трансформирует существующие фотографии. Помимо «Биркенау» на выставке также можно увидеть его абстрактные полотна Halifax (1978), War Cut (2004) и Museum Visits – коллекцию из 24 зарисованных фотографиий, которые исследуют проблему соотношения абстракции и реального образа. Там же представлено и одно из его наиболее известных зеркальных произведений – Spiegel Grau (1991). Впервые Рихтер начал работать со стеклом в 1967-м, когда создал «4 панели из стекла», а спустя почти 40 лет создал 11 таких панелей. Зеркальные работы Рихтера – окно в мир, которым и является по сути картина: покрытое краской зеркало отражает появляющиеся в нем объекты. Эффект зеркальных картин близок тому, что мы видим в размытых и увеличенных фотографиях художника. В произведениях Рихтера все размыто и искажено, что сам художник объясняет следующим образом: «Я размываю изображения, чтобы сделать их равноценно важными и неважными. Я размываю их, чтобы они выглядели созданными не художественным или ремесленным образом, а технологично, плавно и безупречно».
Из серии «Биркенау» - 2, 4 (2016). © Герхард Рихтер 2016
Самый дорогой художник
Герхард Рихтер не раз ставил рекорды среди любимых рынком художников совриска. Его «Абстрактный образ» то и дело повышает ставки на аукционных торгах: в 2012-м картина была приобретена за $ 34 млн, а в прошлом — за $ 46,3 млн. Не уступает им и «Соборная площадь. Милан», проданная в 2013-м за $ 37,1 млн. Конечно, до Сезанна, Ван Гога или Марка Ротко тут далеко, но из ныне живущих Рихтер — самый дорогой художник.
Из коллекции «Абстрактной живописи». © Герхард Рихтер 2016
www.buro247.ru
биография, творчество, выставки :: SYL.ru
Герхард Рихтер – художник современной немецкой школы живописи. Он работает на стыке фотографического и изобразительного искусств, создавая работы, далекие от традиционного представления о художественных картинах. Его произведения продаются за миллионы евро, а сам автор является одним из наиболее успешных модернистов мира.
Герхард Рихтер: биография
Родился художник 09.02.1932 в Дрездене (Германия). Детство его прошло в сельской местности, где отец работал учителем. Семье удалось пережить непростой военный период, и в 1948 году повзрослевший Герхард поступил в ремесленную школу города Циттау.
Герхард Рихтер всерьез увлекся изобразительным искусством. С 1952 года он обучался в Дрездене по специальности «художник», однако его творческие идеи в ГДР не одобрялись. Работы Герхарда называли «слишком буржуазными». По этой причине он бежал в западный Берлин в 1961 году, за несколько месяцев до строительства печально известной стены. Попросив политического убежища, Рихтер переехал в Дюссельдорф (ФРГ) и продолжил обучение в местной Академии искусств.
Первые шаги
Еще будучи учеником Дрезденской художественной школы, Рихтер искал новые формы изображения действительности. Они были далеки от соцреализма, культивировавшегося в Восточной Германии, и не находили признания со стороны более взрослых коллег.
В рамках дипломного проекта он участвовал в росписи стен своей альма-матер и некоторых помещений городского музея Дрездена. Также им был написан ряд портретов. Об этом жизненном этапе не любит вспоминать Герхард Рихтер. Картины того периода почти не сохранились. Власти уничтожили их, заклеймив автора «предателем».
Свобода
Оказалось, именно свободы творчества не хватало молодому автору, чтобы проявить «необузданную индивидуальность». Оказавшись в Западной, «капиталистической» Германии, Герхард Рихтер – художник, скульптор, фотограф – начал эксперименты с визуализацией дорожных знаков и рекламных работ в духе поп-арта. Его попутчиками по поиску нового стиля в искусстве стали Конрад Фишер-Лойг и Зигмар Польке.
Наигравшись с трендовым поп-артом и набравшись опыта, Герхард сосредоточился на поиске себя как аутентичного художника. Его работы представляли нечто среднее между живописью, графикой и фотографией. Впрочем, не многие тогда знали, кто такой Герхард Рихтер. Выставка 1963 года прошла незаметно, но спустя 4 года автор получил премию «Молодое дарование Запада», во многом благодаря картине «Эма» (1966).
Абстрактные 70-е
В 70-е поиски нового продолжились. Герхард Рихтер начал эксперименты с воздействием цвета на зрителя, обратившись к традициям абстракционистов. Был создан цикл картин под общим названием «Серое». Это были полотна с различными оттенками серого цвета, ставшего для художника любимым.
В цикле картин «Цвета» эксперименты продолжились: к серому цвету как основе Рихтер стал примешивать цветную палитру. В итоге им было получено свыше 4000 тонов, которые легли в основу серии полотен «Абстрактная живопись». В 1972-м Герхард стал триумфатором Венецианской биеннале, а спустя год прошла первая выставка в США.
Признание
К концу 70-х ценители искусства уже хорошо знали, кто такой Герхард Рихтер. Картины с его подписью выставляются в лучших галереях Европы, их покупают коллекционеры и музеи. Впрочем, сам художник настороженно относится к славе, он представляет рабочий процесс как активное действие, ментальный поиск «реальностей сегодняшнего дня».
В 1981 году он становится лауреатом премии им. Арнольда Боде, в 1985 году - премии Оскара Кокошки. В 2002 году Нью-Йорк стал центром ретроспективы «Творчество за сорок лет». На выставке экспонировалось 188 работ - по масштабам Музея современного искусства, это рекордное число картин.
Природная скромность
Хотя это имя (Герхард Рихтер) и ассоциируется с самыми популярными и дорогими картинами на рынке современного искусства, как человека его мало кто знает по-настоящему. Он живет в тиши спокойного квартала Кельна и не любит давать интервью, объяснять свои картины и показываться на публике.
Когда приходится выступать, делает он это с явной неохотой, что принесло художнику славу зазнавшегося грубияна. Это не так. Рихтер просто не любит публично выступать, да и вообще говорить. В одном из немногих данных им интервью он сказал: «Мои картины умнее меня, пусть они говорят сами за себя».
Личная жизнь
Семейные отношения оказались столь же непостоянными, как и творческая карьера. Генрих Рихтер трижды был женат. Брак с первой супругой Марианной был заключен в 1957 году, она родила дочь. Второй женой стала скульптор Иза Генцкен (1982). В 1995 году уже состоявшийся художник женился третий раз на Сабине Моритц. От этого брака родились сын и дочь.
Связь с Родиной
В творческом наследии этого художника Дрезден занимает особое, почетное место. Еще в 2006 году Герхард завещал свой архив государственным музеям Саксонии. В дополнение к двум залам в «Галерее новых мастеров», полностью отведенным под работы Рихтера, архив располагает полным собранием книг, каталогов, статей и рецензий, а также неопубликованных материалов художника. Это уникальное хранилище имеет право совместно с другими музеями организовывать выставки работ немецкого мастера.
Сегодня Герхард Рихтер - это... понятие. Искусствоведы дружно поклоняются его картинам, ценители искусства готовы платить за его работы миллионы, а молодые художники завидуют и его богатству, и тому перфекционизму, с которым он подходит к своему делу.
«Атлас»
Под таким названием выставляются работы особенной выставки Рихтера. «Атлас» - это географическое собрание отображений земли для ориентации, которое между строк подразумевает ориентацию в многолетнем творчестве художника.
На выставке представлены эскизы, фотографии, газетные вырезки и рисунки, послужившие Герхарду источниками вдохновения, основой для его работ. «Я вижу 100000 ландшафтов, фотографирую лишь один из них, а рисую только несколько из ста сфотографированных», - так описывает Рихтер свою работу с обширным материалом и ограниченные возможности искусства.
Свои хранившиеся в многочисленных ящиках фотографии Рихтер впервые решил выставить в 1972 году в Голландии. С тех пор каждый последующий «Атлас» комплектуется и выставляется по-новому, в измененной форме. Выставка включает в себя более 700 мотивов, разбитых по темам и картинам и подготовленных к выставке собственноручно автором.
«Атлас» действительно помогает сориентироваться в творчестве мастера, а многим - понять, за что же специалисты так ценят его работы. По расположенным рядом друг с другом фотографиям легко проследить ход мысли художника-перфекциониста в его вечных поисках совершенства. Видя, как долго, как интенсивно он готовится, какую немалую работу проделывает для создания картины, поневоле проникаешься глубоким уважением к его творчеству.
www.syl.ru
Покупатели, которые платят миллионы за мои картины, глупы
БЕРЛИН. Герхард Рихтер (Gerhard Richter, 1932), который сегодня считается самым дорогим художником из ныне живущих, заявил в интервью газете Die Zeit, что «с ужасом» наблюдал за тем, как анонимный покупатель заплатил 46,7 млн. долларов США за его картину «Абстрактная живопись» (Abstraktes Bild, 1986) на аукционе Sotheby’s, состоявшемся 10 февраля этого года в Лондоне. Эта цена является абсолютным рекордом не только для этого автора, но и для всех современных европейских художников в целом.
“Стоимость картин продолжает расти, и каждый раз моя начальная реакция — страх, даже если это хорошая новость. Есть что-то действительно шокирующее в этих суммах”, — поделился своим мнением абстракционист. По мнению Рихтера, люди, которые платят такие деньги за его картины «глупы», потому что с изменениями арт-рынка цены на работы будут падать, а весь современный рынок — “безнадежно раздут”. Художники же не получают почти ничего от этих аукционов. “Кроме небольших комиссионных, всё остальное идёт продавцу”, — добавил он.
Немецкий художник высказал своё мнение и ещё по ряду вопросов. Например, он считает, что большинство лотов в каталогах аукционов — “мусор”, который стремятся продать по завышенной цене. “Многие молодые художники, чтобы заработать больше денег, выходят напрямую на аукционные дома, стремясь как можно скорее стать известными и продаваемыми, и не имея возможности развиваться постепенно. Искусство всё больше и больше становится бизнесом, в конце концов, всё сводится к цене…”
Рихтер отметил, что ни один из покупателей, которые в последние годы заплатили огромные суммы за его работы, не находится в контакте с ним лично. Его картины воспринимаются просто как инструмент удачного инвестирования и сразу же оседают в «безналоговых» странах Азии или в Швейцарии.
Сам художник никогда не покупает произведения искусства. “Я не трачу деньги на искусство. Если мне захочется посмотреть на картину — я схожу в музей, но не буду держать её у себя дома.”
Отметим, что в 2014 году Герхард Рихтер был очень высоко оценён коллекционерами и аукционы с его участием принесли доход в размере 270 млн. долларов США, что вывело его на четвёртое место в Top-10 самых дорогих авторов.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
gallerix.ru
Рихтер Герхард Картины биография Richter Gerhard
Герхард Рихтер (Gerhard Richter) — немецкий художник, один из самых известных мастеров современной живописи. Родился 9 декабря 1932 в Дрездене в Германии. С 1948 по 1951 год обучался в художественной щколе в Циттау, затем в 1952 - 1956 годах в высшей школе изобразительного искусства в Дрездене. В 1957 женился на Марианне Ауфингер, а в 1961 году эмигрировал в Западную Германию, где продолжил учебу в академии художеств в Дюссельдорфе (1961-1963).
Змей, 1982Частная коллекция Бетти, 1988Музей искусств, Сент-Луис, МиссуриПеребравшись в Западную Германию, Герхард Рихтер начал работать с Зигмаром Польке и Конрадом Фишер-Лойгом, манипулируя в духе поп-арта с рекламными объявлениями и дорожными знаками. Следующие пятнадцать лет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. Первая выставка Герхарда Рихтера состоялась в 1963 году в пустом павильоне в Дюссельдорфе, но уже в 1967 году его творчество было отмечено премией «Молодое дарование Запада». В 1970-х годах Герхард Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности.
Чтение, 1994Музей искусств, Сан-ФранцискоВ 1972 году Рихтер представлял искусство Германии на Венецианской биеннале. Только одному художнику биеннале - Герхарду Рихтеру - был отдан целый павильон. Первая персональная выставка его работ в Соединенных Штатах прошла в 1973 году. В конце 1970-х и начале 1980-х годов Рихтер продолжал писать абстрактные полотна, порой цветные, порой только серые, используя печатную продукцию, любительскую и профессиональную фотографию. Главная и, по сути, единственная тема всех образов и стилистических решений, используемых Рихтером, - сама живопись.
Художник исследует ее выразительные средства, обращаясь к этой теме на всех этапах своего творчества. В этих поисках находят отражение сомнения Рихтера относительно существования семантических и стилистических связей в искусстве. В творчестве Рихтера сочетаются традиции реализма с патетикой поп-арта, с поздними феноменами неформальной живописи, с модными течениями абстрактного экспрессионизма и фотореализма. Эти сочетания противоположностей и породили в художнике скепсис по отношению ко всему достоверно известному, раз и навсегда установленному в искусстве. Рихтер понимает живопись как активное действие, поиск реальности сегодняшнего дня.
Эма (Обнаженная на ступеньках),1966В 1981 году Герхард Рихтер стал лауреатом премии имени Арнольда Боде, а в 1985 – премии Оскара Кокошки. С этого момента работы художника можно встретить во всех крупнейших выставочных залах мира. Знаком особого признания стала ретроспектива «Творчество за сорок лет», прошедшая в 2002 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке. На выставке было представлено 188 экспонатов – по масштабам этого музея беспрецедентное число работ для экспозиции ныне живущего художника. Его произведения включены в собрания крупнейших музеев Европы. В списке самых дорогих мастеров современной живописи 2005 года, опубликованном журналом «Кэпитал», он был первым.
Примечание. 1. Миниатюра картины → переход на страницу скрипта изображения. 2. Название картины → на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.
smallbay.ru
Рихтер Герхард - Вспомнить, подумать...
Герхард Рихтер (Gerhard Richter) — немецкий художник, один из самых известных мастеров современной живописи.Родился 9 декабря 1932 в Дрездене в Германии. С 1948 по 1951 год обучался в художественной щколе в Циттау, затем в 1952 - 1956 годах в высшей школе изобразительного искусства в Дрездене. В 1957 женился на Марианне Ауфингер, а в 1961 году эмигрировал в Западную Германию, где продолжил учебу в академии художеств в Дюссельдорфе (1961 - 1963). Перебравшись в Западную Германию, Герхард Рихтер начал работать с Зигмаром Польке и Конрадом Фишер-Лойгом, манипулируя в духе поп-арта с рекламными объявлениями и дорожными знаками. Следующие пятнадцатьлет Рихтер работал на стыке живописи и фотографии. Первая выставка Герхарда Рихтера состоялась в 1963 году в пустом павильоне в Дюссельдорфе, но уже в 1967 году его творчество было отмечено премией «Молодое дарование Запада». В 1970-х годах Рихтер написал серию картин в духе минимализма, озаглавленных «Серое», которые представляли собой плоские и монохромные поверхности. В 1972 году Рихтер представлял искусство Германии на Венецианской биеннале. Только одному художнику биеннале - Герхарду Рихтеру - был отдан целый павильон. Первая персональная выставка его работ в Соединенных Штатах прошла в 1973 году. В конце 70-х и начале 80-х годов Рихтер продолжал писать абстрактные полотна, порой цветные, порой только серые, используя печатную продукцию, любительскую и профессиональную фотографию. Главная и, по сути, единственная тема всех образов и стилистических решений, используемых Рихтером, - сама живопись. Художник исследует ее выразительные средства, обращаясь к этой теме на всех этапах своего творчества. В этих поисках находят отражение сомнения Рихтера относительно существования семантических и стилистических связей в искусстве.В творчестве Рихтера сочетаются традиции реализма с патетикой поп-арта, с поздними феноменами неформальной живописи, с модными течениями абстрактного экспрессионизма и фотореализма.Эти сочетания противоположностей и породили в художнике скепсис по отношению ко всему достоверно известному, раз и навсегда установленному в искусстве. Рихтер понимает живопись как активное действие, поиск реальности сегодняшнего дня. В 1981 году Герхард Рихтер стал лауреатом премии имени Арнольда Боде, а в 1985 –премии Оскара Кокошки. С этого момента работы художника можно встретить во всех крупнейших выставочных залах мира.
Змей 1982 год. Частная коллекция.
На картине «Змей» немецкий художник Герхард Рихтер изобразил гигантского удава, медленно проникающего в жилище.В картине заложен аллегорический смысл, согласно библейских текстов именно змей явился в раю Адаму и Еве с целью искушения. По Рихтеру и рядовая квартира обычных людей вполне может стать местом бесовского искушения. Живопись Герхарда Рихтера очень разнопланова. Художник с поразительной легкостью работает в области фотореализмаи гиперреализма, создает абстракционистские картины в стиле Василия Кандинского, охотно пишет морские и сельские пейзажи, а также работает в технике поп-арта.
Эмма 1966 год. Частное собрание.
Призрачная женщина, изображенная художником, спускается по ступенькам, она как будто состоит из тумана, сновидений или воспоминаний, почти забытых и легких, как облачко. На картине немецкого художника Герхарда Рихтера женщина-призрак носит имя Эма.
Благовещение по Тициану 1973год. Частное собрание.
Наверное, именно таким видела Пресвятая Дева Мария вестника-ангела, призрачным, нереальным в красном плаще с белыми пушистыми крыльями. Сон был удивительным, а весть радостной. Только вот было ли это сном. Немецкий художник Герхард Рихтер в своей картине «Благовещение по Тициану» представил зрителю свое и тициановское видение этого события ангельской благой вести.
Морской пейзаж 1969год. Частное собрание.
Здесь Герхард Рихтер предстает перед нами как мастер морского пейзажа. Тяжелые тучи, готовые обрушить на море тонны воды, нависли над горизонтом и почти слились с морем. Темно-зеленые волны стали свинцовыми и тревожно замерли в ожидании бури.
Визенталь в южном Бадене 1985 год. Частное собрание.
На картине немецкого художника Герхарда Рихтера «Визенталь в южном Бадене» с фотографической точностью изображен сельский пейзаж. Пустынная стерня, трава которой словно срезана гигантской бритвой, обезлюдела. Спрессованное в круглые тюки сено еще не увезли с полей, но уборочная страда уже закончилась.Не за горами осень, ветер, дожди и холода.
Медитация 1986 год. Музей изящных искусств, Монреаль.
Искусство ради искусства. Основная тема всех образов и стилистических решений, используемых Рихтером, -сама живопись. Художник исследует ее со всех сторон ищет новые средства выразительности. В манере абстрактного экспрессионизма написана картина «Медитация». Хаотическое смешение красок, линий, цветовых акцентов по мнению художника должно способствовать более глубокому познанию самого себя в окружающем мире.
Виртуальный художественно-исторический музей
ngasanova.livejournal.com
Герхард Рихтер. Абстракция чувств | Artifex.ru
Реальность в которой мы живем, - так ли она понятна и является ли действительной и последней инстанцией, которой стоит доверять?
Герхард Рихтер (Gerhard Richter), один из ведущих современных художников, говорил:
«Я не доверяю не реальности, о которой практически ничего не знаю. Я не доверяю несовершенной и выхолощенной картине реальности, что рисуют наши органы чувств»
Сильные слова, не правда ли? Художник считает, что реальность непостижима, а то, что мы видим, лишь подобие, связь которого с реальностью недостоверна. Эти взгляды на жизнь отразились и в его полотнах.
«Абстракция и образ» - так называется выставка этого поистине гениального художника, которую представляет Еврейский музей и центр толерантности. Она будет проходить с 9 ноября 2016 по 5 февраля 2017 года. Куратором выставки является Пол Мурхаус, искусствовед Национальной портретной галереи в Лондоне, который уже выступал в этой роли во время экспозиции «Энди Уорхол: Десять знаменитых евреев ХХ века».
Рихтер, как уже было сказано, современный художник. Он родился в Дрездене в 1932 году. Первая выставка Герхарда состоялась в 60-х годах, и уже тогда его творчество было отмечено престижной премией «Молодой запад». С тех пор он является одним из самых успешных мастеров немецкой живописи.
Работы молодого Рихтера тяготели то к фотореализму, то к поп-арту. Он «играл» с элементами рекламы своего времени, включая в полотна стилизованные под рекламные плакаты шрифты и символы. В этот период его работы и были отнесены к «капиталистическому реализму». Это название стало отсылкой к одноименному перфомансу Рихтера, созданному в 1963 году. Вместе со своим другом он решил устроить сюрприз для посетителей мебельного отдела одного немецкого универмага. Ничего не подозревающие обыватели видели двух мужчин, сидящих на диване в обычной для ФРГ бытовой обстановке. На заднем плане по телевизору передавали новости. Этот перфоманс произвел огромное впечатление на публику, хотя сам автор не понимал причину такого успеха, он просто получал удовольствие.
Если сначала внимание художника было приковано к написанию на фотографиях фигуративных картин, то переход к абстракции стал, можно сказать, радикальным и стремительным шагом вперед.
На выставке представлены картины разных лет, отображающие отношение художника к реальности. Но центром экспозиции является серия «Биркенау» (Birkenau). Эти полотна — душераздирающий отклик на снимки, сделанные узниками лагеря Освенцим в августе 1944 года.
Начало серии было положено в 2014 году. История снимков отсылает нас в далекий 1944 год в концентрационный лагерь Освенцим. Тогда в Биркенау, буквально в трех километрах от кузницы смерти, началось строительство нового, более вместительного лагеря. По жестокости он не уступал своему предшественнику: уже к январю 1945 года там погибло более миллиона человек. На снимках, сделанных тайно евреем из зондеркоманды Биркенау, мы видим команду за работой над уничтожением трупов людей, погибших в газовых камерах.
Эти фотографии вызвали живой отклик в душе художника. Он перерисовал их углем на четырех больших холстах, а затем дорисовал черной и белой краской впечатляющие детали. Сам Рихтер назвал их «выражением безмолвной эмоции». Но чтобы понять и прочувствовать ту огромную боль, которая изображена на полотнах, нужно знать их историю. Без этого невозможно понять, о чем идет речь, и услышать безмолвный крик, отображенный мастером на четырех холстах.
Вместе четырьмя полотнами представлены сами снимки, породившие эту идею. Помимо них можно познакомиться с 93 фотографиями деталей этих работ.
Очень часто на картинах Рихтера доминирует серый цвет, а иногда автор вообще отводит ему центральное место. «Серое» (Grey) - одна из таких работ, она написана еще в 1973 году. Это чистая серая абстракция, которая существует отдельно от реальности и не зависит от того, что мы видим. Прямоугольный холст, покрытый мазками масляной серой краски, показывает, что истинную реальность невозможно передать полностью. Она все время «ускользает» от художника, и ему доступно создавать только свою независимую реальность.
Приходя на выставку и уходя с нее, зрители сталкиваются с работой 1991 года «Зеркало. Серое» (Mirror, Grey). В ней Рихтер соединил два своих любимых мотива – серый цвет и зеркало. Автор позволил зрителям полностью погрузиться в суть абстракционизма: реальность обманчива, в ней существуют только двойники предметов. Вы можете взглянуть в зеркало и увидеть в нем себя, «размытого» в сером пространстве стекла, и обнаружить свой собственный абстрактный мир.
artifex.ru