«Маха одетая» и «Маха обнаженная». Маха картина
Маха (картина) Википедия
«Мáхa обнажённая» (исп. La maja desnuda) — картина испанского художника Франсиско Гойи, написанная около 1797—1800 годов. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida). На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX веков, один из излюбленных объектов изображения художника. «Маха обнажённая» является одним из ранних произведений западного искусства, изображающих полностью обнаженную женщину без мифологических или отрицательных коннотаций[1].
История картины
Картина, вероятно, была заказана Мануэлем Годоем, первым министром Испании, для своей частной коллекции обнажённой натуры[2]. «Маха одетая» висела перед «Махой обнажённой», которая могла быть показана с помощью специального механизма. Первым достоверным упоминанием о картине является свидетельство гравёра Педро Гонзалеса де Сепульведы, который видел её во время посещения палаццо Годоя вместе с «Венерой с зеркалом» Веласкеса в 1800 году[2].
В 1808 году «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания»[3]. Годой предстал перед судом и был принуждён раскрыть имена авторов конфискованных картин, названных «крайне неприличными и представляющими угрозу общественным интересам». Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, однако художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX века значительно ослабло, и она могла лишь указывать на «опасные» формы выражения в искусстве, не будучи в состоянии полностью запретить их[4].
Доподлинно неизвестно, кто послужил моделью для картин. В XIX веке считалось, что на картинах изображена Мария Каэтана де Сильва[2], 13-я герцогиня Альба, в связи с легендой о её любовной связи с Гойей, не имеющей документальных подтверждений. В 1945 году, с целью опровержения этой версии, семья Альба вскрыла гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что её пропорции (и длина костей), не совпадают с пропорциями Махи, но так как могилу уже вскрывали, и тело герцогини выбрасывали наполеоновские солдаты, то в его нынешнем состоянии (длинные кости оказались сломанными) измерения провести не удалось.
По одной из версий, «Маха одетая» была написана в перерывах между сеансами позирования Каэтаны Альбы для «Махи обнажённой» с единственной целью остановить уже ползшую по Мадриду глухую молву, но существуют и другие мнения: якобы, для картин позировали разные женщины, а «Маха одетая» создана была раньше «Махи обнажённой»[5].
В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя [6].
Картины дважды переходили в коллекцию Академии Сан-Фернандо после их конфискаций инквизицией между 1814 и 1836 годами, а в 1901 году переданы в Прадо. Остаётся неизвестным — предназначались ли работы для совместной демонстрации. В настоящее время они экспонируются в Прадо рядом друг с другом, хотя существует мнение, что их следует разделить для независимого восприятия[7].
Влияние
В 1930 году в память о Гойе частным производителем была выпущена серия почтовых марок с изображением «Мах». Они были одобрены испанской Почтовой службой, однако власти США запретили эти марки, и письма с ними не допускались в страну.
«Маха» вдохновляла многих художников: под сильным влиянием «Махи одетой» находился Эдуард Мане, создавший «Девушку в испанском костюме». А Игнасио Сулоага сделал высококачественную копию «Махи обнажённой», в дальнейшем послужившую ему образцом для серии полотен «Обнажённые женщины в испанском интерьере».
См. также
- Обнажённая Маха (фильм, 1958) (The Naked Maja), производство США — Италия — Франция. Режиссёр Генри Костер. В роли Гойи — Энтони Франчоза, в роли герцогини Альбы — Ава Гарднер.
- Обнажённая Маха (фильм, 1999) (Volaverunt), производство Франция — Испания. Режиссёр Бигас Луна. В роли Гойи — Хорхе Перугоррия, в роли герцогини Альбы — Айтана Санчес-Хихон, в роли Пепиты Тудо — Пенелопа Крус.
- Министерство времени (сериал, 2015), производство Испания. В 4-й серии 3-го сезона "Время просвещённых" ("Tiempo de ilustrados") сюжет разворачивается вокруг картины "Обнажённая Маха", среди действующих лиц - Франсиско Гойя, герцогиня Альба, Мануэль Годой, Пепита Тудо и Симон Боливар. Авторы сериала объединяют обе версии о натурщицах Гойи.
Примечания
.
Литература
- Прокофьев В. Н. «Махи» Гойи или «Венера-цыганка» // Искусство Западной Европы и Византии. М., 1978.
- Прокофьев В. Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. М., 1986. С. 64-66.
- D’ors Fuhrer, Carlos, y MORALES MARÍN, Carlos, Los genios de la pintura: Francisco de Goya, Madrid, Sarpe, 1990, pág. 93. Sección «Estudio de la obra seleccionada», por Carlos D’Orf Führer, págs. 89-90. ISBN 84-7700-100-2
- Glendinning, Nigel, Francisco de Goya, Madrid, Cuadernos de Historia 16 (col. «El arte y sus creadores», nº 30), 1993, págs. 65-68.
- Luna, Juan J., La maja desnuda, 1996.
Ссылки
wikiredia.ru
Описание картины Франциско де Гойя «Маха обнаженная»
Среди картин Гойи диптих «Маха одетая» и «Маха обнаженная» овеян наибольшей таинственностью. Легенда гласит, что на картинах изображена одна и та же женщина, любовница художника, герцогиня Альба.
Однако, все её потомки возражают против этой версии. Ими даже было предложено вскрыть фамильный склеп, чтобы измерить пропорции покойной герцогини и доказать, что они никак не совпадают с пропорциями натурщицы. Склеп, впрочем, уже вскрывался солдатами Наполеона, которые обращались с останками не очень почтительно, и многие кости оказались сломаны, так что предание в народе все ещё живет и ничем опровергнуто не было.
«Маха обнаженная» во много повторяет «Маху одетую». Та же софа, те же мягкие подушки, та же поза – руки закинуты за голову, ноги расслабленно вытянуты – отличается только стиль написания. «Маха одетая» написана строже, цвета картины четче и резче. Натурщица смотрит весело, талия её перечеркнута розовым поясом, белые штаны превосходно подходят к золотистым туфлям. «Обнаженная маха» же написана мягче.
Цвета становятся более приглушенными, переходы более плавными, нет навязчивой яркости одежды – тело на белых простынях кажется светлым, с легким отливом в бронзу. Спокойно демонстрируя себя, женщина смотрит в камеру также весело, только теперь в её взгляде можно увидеть и некое лукавство. Она выглядит нежной, манящей и вся атмосфера картины напоена чувственностью и любовью. Выписать так незнакомую натурщицу невозможно – кисть словно повторяет движение руки, двигаясь по плавным изгибам тела, скользя легко и свободно.
У одного из тех, кто хранил картины до помещения их в музей, «Маха одетая» закрывала «Маху обнаженную» так, что при нажатии специального рычажка они менялись местами.
Можно представить, как действовала на зрителя такая внезапная смена атмосферы.
opisanie-kartin.com
Маха (картина) Вики
«Мáхa обнажённая» (исп. La maja desnuda) — картина испанского художника Франсиско Гойи, написанная около 1797—1800 годов. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida). На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX веков, один из излюбленных объектов изображения художника. «Маха обнажённая» является одним из ранних произведений западного искусства, изображающих полностью обнаженную женщину без мифологических или отрицательных коннотаций[1].
История картины[ | код]
Картина, вероятно, была заказана Мануэлем Годоем, первым министром Испании, для своей частной коллекции обнажённой натуры[2]. «Маха одетая» висела перед «Махой обнажённой», которая могла быть показана с помощью специального механизма. Первым достоверным упоминанием о картине является свидетельство гравёра Педро Гонзалеса де Сепульведы, который видел её во время посещения палаццо Годоя вместе с «Венерой с зеркалом» Веласкеса в 1800 году[2].
В 1808 году «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания»[3]. Годой предстал перед судом и был принуждён раскрыть имена авторов конфискованных картин, названных «крайне неприличными и представляющими угрозу общественным интересам». Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, однако художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX века значительно ослабло, и она могла лишь указывать на «опасные» формы выражения в искусстве, не будучи в состоянии полностью запретить их[4].
Доподлинно неизвестно, кто послужил моделью для картин. В XIX веке считалось, что на картинах изображена Мария Каэтана де Сильва[2], 13-я герцогиня Альба, в связи с легендой о её любовной связи с Гойей, не имеющей документальных подтверждений. В 1945 году, с целью опровержения этой версии, семья Альба вскрыла гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что её пропорции (и длина костей), не совпадают с пропорциями Махи, но так как могилу уже вскрывали, и тело герцогини выбрасывали наполеоновские солдаты, то в его нынешнем состоянии (длинные кости оказались сломанными) измерения провести не удалось.
«Махи» в музее ПрадоПо одной из версий, «Маха одетая» была написана в перерывах между сеансами позирования Каэтаны Альбы для «Махи обнажённой» с единственной целью остановить уже ползшую по Мадриду глухую молву, но существуют и другие мнения: якобы, для картин позировали разные женщины, а «Маха одетая» создана была раньше «Махи обнажённой»[5].
В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя [6].
Картины дважды переходили в коллекцию Академии Сан-Фернандо после их конфискаций инквизицией между 1814 и 1836 годами, а в 1901 году переданы в Прадо. Остаётся неизвестным — предназначались ли работы для совместной демонстрации. В настоящее время они экспонируются в Прадо рядом друг с другом, хотя существует мнение, что их следует разделить для независимого восприятия[7].
Влияние[ | код]
В 1930 году в память о Гойе частным производителем была выпущена серия почтовых марок с изображением «Мах». Они были одобрены испанской Почтовой службой, однако власти США запретили эти марки, и письма с ними не допускались в страну.
«Маха» вдохновляла многих художников: под сильным влиянием «Махи одетой» находился Эдуард Мане, создавший «Девушку в испанском костюме». А Игнасио Сулоага сделал высококачественную копию «Махи обнажённой», в дальнейшем послужившую ему образцом для серии полотен «Обнажённые женщины в испанском интерьере».
См. также[ | код]
- Обнажённая Маха (фильм, 1958) (The Naked Maja), производство США — Италия — Франция. Режиссёр Генри Костер. В роли Гойи — Энтони Франчоза, в роли герцогини Альбы — Ава Гарднер.
- Обнажённая Маха (фильм, 1999) (Volaverunt), производство Франция — Испания. Режиссёр Бигас Луна. В роли Гойи — Хорхе Перугоррия, в роли герцогини Альбы — Айтана Санчес-Хихон, в роли Пепиты Тудо — Пенелопа Крус.
- Министерство времени (сериал, 2015), производство Испания. В 4-й серии 3-го сезона "Время просвещённых" ("Tiempo de ilustrados") сюжет разворачивается вокруг картины "Обнажённая Маха", среди действующих лиц - Франсиско Гойя, герцогиня Альба, Мануэль Годой, Пепита Тудо и Симон Боливар. Авторы сериала объединяют обе версии о натурщицах Гойи.
Примечания[ | код]
.
Литература[ | код]
- Прокофьев В. Н. «Махи» Гойи или «Венера-цыганка» // Искусство Западной Европы и Византии. М., 1978.
- Прокофьев В. Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. М., 1986. С. 64-66.
- D’ors Fuhrer, Carlos, y MORALES MARÍN, Carlos, Los genios de la pintura: Francisco de Goya, Madrid, Sarpe, 1990, pág. 93. Sección «Estudio de la obra seleccionada», por Carlos D’Orf Führer, págs. 89-90. ISBN 84-7700-100-2
- Glendinning, Nigel, Francisco de Goya, Madrid, Cuadernos de Historia 16 (col. «El arte y sus creadores», nº 30), 1993, págs. 65-68.
- Luna, Juan J., La maja desnuda, 1996.
Ссылки[ | код]
ru.wikibedia.ru
«Маха одетая» и «Маха обнаженная». | Vision | Истории
30 января 2011, Vision
В середине 18 века культура махо, их образ жизни, стиль одежды, привычки пользовались огромной симпатией среди особ царского двора. Эта культура, вышедшая из низших слоев населения, привлекала внимание французской знати своей неординарностью, экспрессивностью, ярким национальным колоритом, воплотившим в себе все то, что принято считать исконно испанским.
Щегольски одетые мужчины махо всегда держались высокомерно, поглядывая на своих соседей с изрядной долей спеси, открыто пренебрегая этическими нормами поведения и не скрывая своего презрения к мадридскому обществу. Женщина маха – это квинтэссенция испанки, сочетающая в себе живописность, романтизм и ярко выраженное чувство собственного достоинства. Одевались женщины махи так же ярко, как и мужчины махо.
Бурная, насыщенная страстью жизнь махо, открыто выставляющая на показ аморальность и пренебрежение какими бы то не было правилами поведения, являла собой резкий контраст с пресной церемонностью дворцового образа жизни. Испанская аристократия начала, не стесняясь, перенимать у махо манеры поведения и стиль одежды, зачастую выбирая себе любовников и любовниц из этой среды. К концу 18 века увлечение махизмом приняло настолько повальный характер, что король Карл III был вынужден ввести официальный запрет на ношение придворными особами национальной одежды, а также мораторий на проведение некоторых национальных развлечений, например, корриды. Карла III поддержало церковное духовенство, призывая свою паству отказаться от танцев и карнавалов, что также считалось ярким проявлением культуры махо.
В юности Гойя тоже не избежал увлечения махизмом. На одном из автопортретов он изображен в образе махо и впоследствии эта тема будет периодически всплывать в его творчестве .Образы махо в ранних работах Гойи наполнены иронией и искренней симпатией. Чуть позднее женщины махи предстают в образе коварных, но неизменно очаровательных обольстительниц и обманщиц. А в начале 19 века, будучи уже в преклонных годах, Гойя воспринимал этот образ скорее как романтическое воспоминание о бурной юности.
«Маха обнаженная» была написана Гойей примерно в 1797 году. Вслед за ней, примерно тремя-пятью годами позже, на свет появилась «Маха одетая». Вторая картина была написана для того, чтобы скрыть первую: обе картины были закреплены на специально изготовленной для них механической раме. Сначала зритель видел вполне целомудренную «Маху одетую», которая при желании могла быть сдвинута в сторону на шарнирах подрамника, открывая взору зрителей полную чувственного эротизма «Маху обнаженную».
До сих пор нет однозначного мнения о том, кто позировал Гойе для этих картин. По наиболее распространенной версии вдохновительницей и моделью Гойи стала герцогиня Каэтана Альба. С Гойей их связывали долгие, трепетные отношения, и герцогиня не единожды появлялась на полотнах мастера. Кисти художника принадлежит несколько портретов герцогини, а также она запечатлена на страницах Мадридского и Санлукарского альбомов в образе махи. К тому же, будучи ярой приверженицей махизма, герцогиня Альба вполне могла решиться на столь дерзкий шаг. Однако достоверных подтверждений этому не существует. Более того, искусствоведы склонны считать, что изображенная в образе махи женщина не имеет ничего общего с портретами самой Каэтаны Альба. Потомков герцогини настолько оскорбляло это предположение, что в 20 веке они решились вскрыть гробницу, чтобы найти опровержение этой легенде. Однако сделать им это не удалось: ранее могила уже вскрывалась наполеоновскими солдатами и положение тела герцогини было изменено, в связи с чем произвести точные замеры и с уверенностью сказать, соответствуют ли пропорции останков герцогини пропорциям изображенной на картине женщины, не представлялось возможным.
По другой версии на картине изображена тайная возлюбленная премьер-министра Мануэля Годоя. На эту мысль искусствоведов натолкнул тот факт, что долгое время картины хранились в его собрании и были трепетно любимы и оберегаемы им. Не исключено, что только благодаря этой заботе картины сохранились и дошли до наших дней. Дело в том, что в то время святая инквизиция очень строго блюла нравственность граждан и сурово карала любое проявление эротизма. Изображение обнаженных тел находилось под строжайшим запретом. Любого, кто осмеливался нарушить этот запрет, ждало наказание, а само изображение непременно уничтожалось. До Гойи изобразить обнаженную натуру отважился только Веласкес. Его картина «Венера перед зеркалом» также находилась в будуаре Годои.
После падения Годои в 1815 году вся его коллекция живописи была конфискована и попала в руки инквизиции. Гойя получил официальное приглашение в мадридский трибунал для выяснения обстоятельств, при которых были написаны «Маха одетая» и «Маха обнаженная». К сожалению, протокол допроса не сохранился, и сейчас уже не возможно установить, состоялся ли суд, и, если да, то каков был его вердикт? Возможно за Гойю вступились высокие покровители и это спасло его от наказания инквизиции, а картины – от уничтожения. Так или иначе история не позволила инквизиции совершить такое кощунство.
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
www.artinheart.ru
|
pheonae.livejournal.com
Маха обнажённая — википедия орг
Картина, вероятно, была заказана Мануэлем Годоем, первым министром Испании, для своей частной коллекции обнажённой натуры[2]. «Маха одетая» висела перед «Махой обнажённой», которая могла быть показана с помощью специального механизма. Первым достоверным упоминанием о картине является свидетельство гравёра Педро Гонзалеса де Сепульведы, который видел её во время посещения палаццо Годоя вместе с «Венерой с зеркалом» Веласкеса в 1800 году[2].
В 1808 году «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания»[3]. Годой предстал перед судом и был принуждён раскрыть имена авторов конфискованных картин, названных «крайне неприличными и представляющими угрозу общественным интересам». Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, однако художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX века значительно ослабло, и она могла лишь указывать на «опасные» формы выражения в искусстве, не будучи в состоянии полностью запретить их[4].
Доподлинно неизвестно, кто послужил моделью для картин. В XIX веке считалось, что на картинах изображена Мария Каэтана де Сильва[2], 13-я герцогиня Альба, в связи с легендой о её любовной связи с Гойей, не имеющей документальных подтверждений. В 1945 году, с целью опровержения этой версии, семья Альба вскрыла гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что её пропорции (и длина костей), не совпадают с пропорциями Махи, но так как могилу уже вскрывали, и тело герцогини выбрасывали наполеоновские солдаты, то в его нынешнем состоянии (длинные кости оказались сломанными) измерения провести не удалось.
«Махи» в музее ПрадоПо одной из версий, «Маха одетая» была написана в перерывах между сеансами позирования Каэтаны Альбы для «Махи обнажённой» с единственной целью остановить уже ползшую по Мадриду глухую молву, но существуют и другие мнения: якобы, для картин позировали разные женщины, а «Маха одетая» создана была раньше «Махи обнажённой»[5].
В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя [6].
Картины дважды переходили в коллекцию Академии Сан-Фернандо после их конфискаций инквизицией между 1814 и 1836 годами, а в 1901 году переданы в Прадо. Остаётся неизвестным — предназначались ли работы для совместной демонстрации. В настоящее время они экспонируются в Прадо рядом друг с другом, хотя существует мнение, что их следует разделить для независимого восприятия[7].
В 1930 году в память о Гойе частным производителем была выпущена серия почтовых марок с изображением «Мах». Они были одобрены испанской Почтовой службой, однако власти США запретили эти марки, и письма с ними не допускались в страну.
«Маха» вдохновляла многих художников: под сильным влиянием «Махи одетой» находился Эдуард Мане, создавший «Девушку в испанском костюме». А Игнасио Сулоага сделал высококачественную копию «Махи обнажённой», в дальнейшем послужившую ему образцом для серии полотен «Обнажённые женщины в испанском интерьере».
www-wikipediya.ru
Маха обнажённая - это... Что такое Маха обнажённая?
«Маха обнажённая» (исп. La maja desnuda) — картина испанского художника Франсиско Гойи. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida). На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX вв. Махи служили излюбленными объектами изображения Гойи.
История создания
Доподлинно неизвестно, кто послужил моделью для картин. Наиболее распространённым является мнение, что натурщицей была герцогиня Альба, которую связывали с Гойей продолжительные отношения. Это воспринималось её аристократическим потомством в штыки. В XX веке с целью опровержения этой легенды семья Альба вскрыла гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что её пропорции (и длина костей), не совпадают с пропорциями Махи. Но так как могилу уже вскрывали, и тело герцогини выбрасывали наполеоновские солдаты, в его нынешнем состоянии измерения провести не удалось. Легенда опять осталась неопровергнутной.
Существует мнение, что для картин позировали разные женщины, а «Маха одетая» была написана раньше «Махи обнажённой»[1].
Обе картины хранились в будуаре герцогини Альбы вплоть до её смерти, а потом перешли к премьер-министру Мануэлю Годою. Они находились у него в доме до 1814 года, причём «Маха одетая» висела перед «Махой обнажённой», которая могла быть показана с помощью специального механизма. Позже картины хранились в Академии Сан-Фернандо, откуда были переданы в Прадо.
В 1930 году в память о Гойе частным производителем были выпущены две серии марок с изображением «Мах». Они были одобрены испанской Почтовой службой, однако власти США запретили эти марки, и письма с ними не допускались в страну.
Эдуар Мане, «Девушка в испанском костюме», 1862—1863. Мане находился под сильным влиянием ГойиСм. также
- Обнажённая Маха (фильм, 1958) (The Naked Maja), производство США — Италия — Франция. Режиссёр Генри Костер. В роли Гойи — Энтони Франчоза, в роли герцогини Альбы — Ава Гарднер.
- Обнажённая Маха (фильм, 1999) (Volaverunt), производство Франция — Испания. Режиссёр Бигас Луна. В роли Гойи — Хорхе Перугоррия, в роли герцогини Альбы — Айтана Санчес-Хихон, в роли Пепиты Тудо — Пенелопа Крус.
Примечания
- ↑ Замкова М. В. Прадо. — ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. — С. 53. — 128 с. — ISBN 5-94849-152-8
Литература
- D’ors Fuhrer, Carlos, y MORALES MARÍN, Carlos, Los genios de la pintura: Francisco de Goya, Madrid, Sarpe, 1990, pág. 93. Sección «Estudio de la obra seleccionada», por Carlos D’Orf Führer, págs. 89-90. ISBN 84-7700-100-2
- Glendinning, Nigel, Francisco de Goya, Madrid, Cuadernos de Historia 16 (col. «El arte y sus creadores», nº 30), 1993, págs. 65-68.
- Luna, Juan J., La maja desnuda, 1996.
Ссылки
dic.academic.ru