Василий Поленов на Святой земле. Картины поленова смотреть


воспоминания Константина Коровина о художнике, лекции и музеи Поленова.

«Академик живописи Василий Поленов — выпускник историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Одновременно учился живописи в Академии художеств в Петербурге и окончил Академию художеств совместно с Ильей Репиным. За программную работу «Воскрешение Христом дочери Иаира» тот и другой получили поездку за границу для усовершенствования в искусстве.

Перед окончанием московского Училища живописи и ваяния мы, пейзажисты, узнали, что к нам вступит профессором в училище В.Д. Поленов. На передвижной выставке был его пейзаж: желтый песочный бугор, отраженный в воде реки в солнечный день летом.

Поленов 1

Московский дворик, 1878 г.

Поленов 1

Бабушкин сад, 1878 г.

Поленов 1

На лодке. Абрамцево, 1880 г.

Влюбиться в ТретьяковкеОчарование русской старины

На первом плане — большие кусты ольхи, синие тени, и среди ольхи — наполовину ушедший в воду старый гнилой помост, блещущий на солнце. На нем сидят лягушки.

Какие свежие, радостные краски и солнце! Густая живопись.

Я и Левитан были поражены этой картиной. Я тоже видел синие тени, но боялся их брать: все находили — слишком ярко. Я и Левитан с нетерпением ждали появления в школе Поленова. Натурный класс, ученики все в сборе. Он пришел. В лице его и манерах, во всем облике было что-то общее с Тургеневым.

Поленов 2

Река Оять, 1883 г.

Поленов 2

Христос и грешница, 1888 г.

Поленов 2

Воскрешение дочери Иаира, 1871 г.

С большим чувством признательности я вспоминаю своих учителей живописи. Милого друга, Василия Дмитриевича Поленова. Какой скромной души был этот прекрасный художник! Как он любил нас, Левитана, меня и Ф.И. Шаляпина, для которого рисовал костюм Мефистофеля. Он говорил мне, что хочет написать земную жизнь Христа. «Ничто меня так не поражает, — говорил он, — как образ Спасителя».

Из воспоминаний Константина Коровина «То было давно… там… в России»

Документальный фильм «Рыцарь красоты. Василий Поленов» (2004), режиссер Галина Самойлова

Документальный фильм «Евангельский круг Василия Поленова» (2015), режиссер Елена Якович

Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»

Московская область

Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. ПоленоваЦикл «Тайники Русского музея». Рыцарь красоты Василий Поленов

Документальное

2011

26 мин

www.culture.ru

История одного шедевра: «Московский дворик» Поленова

Отправляю вам что поприличнее. Примерно такими словами Василий Поленов сопроводил свой «Московский дворик», когда посылал его на выставку передвижников. Как это часто бывает, когда дедлайн горит, сдаешь уже хоть что-нибудь. Как получилось, что безделица, написанная на скорую руку, стала программным произведением художника, рассказывает Снежана Петрова.

«Московский дворик», Василий Поленов (1878)

Сюжет

Москва — большая деревня. Собственно, вот и весь сюжет. На полотне изображен вид из окна дома, где жил Поленов. В Москву он приехал, чтобы собирать материал для своей очередной картины, а до этого художник много лет провел в Европе, где учился у местных мастеров.

Поленова называют родоначальником интимного пейзажа

«Дорогой дядя, — писал Поленов своему дяде Чижову, в доме которого жил уже три недели и занимался поисками квартиры, — благодарю Вас за гостеприимство и т. д. Мое новое жилище очень неподалеку от Вас. Находится оно в Дурновском переулке между Новинским бульваром и Собачьей площадкой. Мой адрес: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен».

Храм Спаса Преображения на Песках, 1882

«Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Раз-два и готово. А тут как раз выставка передвижников подоспела. «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета». В итоге его порядочную картинку полюбили все, а Третьяков купил.

Контекст

Изображенный на полотне храм сохранился до сих пор, а вот ни дома, где снимал жилье художник, ни особняка уже нет. Зато они остались еще на одной картине Поленова — «Бабушкин сад». На ней изображен тот же усадебный дом, но с другого ракурса.

«Бабушкин сад», Василий Поленов (1878)

По этим картинам можно представить себе, какой была Москва в 1870-х. В XVIII — XIX веках главной градостроительной единицей города были не улицы и площади, а дом и двор. Особняки, занимая порой целые кварталы, были окружены садами и дворовыми постройками.

Крамской о «Московском дворике»: «Поленов — молодец!»

После «Московского дворика» Поленова окрестили мастером интимного пейзажа. Здесь слово «интимный» предстает в своем истинном значении, то есть «глубоко личный, задушевный, сокровенный». А само понятие «интимный пейзаж» подходит любому полотно, на котором очевидно выражено эмоциональное состояние художника.

Сам Василий Дмитриевич, считая себя историческим живописцем, не шибко ценил картину. Но в среде передвижников она была новаторской, как вдох-выдох. Передвижники все к чему-то призывали. А «Московский дворик» никуда не звал, ничему не учил. Это отдохновение от суеты.

Вьющиеся среди травы тропинки, домики и деревья, многообразие тонов зелени, воздух и свет — с каком любовью выписан этот вид из окна. Тургеневское настроение в работах Поленова почувствовали все. Даже сам Тургенев. Василий Дмитриевич подарил Ивану Сергеевичу эскиз «Московского дворика», а Иван Сергеевич Василию Дмитриевичу — «Записки охотника» с дарственной надписью. Книгу эту Поленов очень любил и называл бриллиантом русской литературы.

Судьба художника

Поленов родился в Петербурге и был абсолютно городским человеком. Но писал сердцем — о природе. Любил он смотреть на ширь полей, гущь лесов и бег рек. Поэтому как только заработал на первый дом — сразу купил. Вернее, построил по собственному эскизу.

Василий Поленов перед мольбертом, фото 1897 года

Сегодня широкий зритель помнит Поленова в основном как автора элегических сюжетов с тургеневским настроением. Действительно, у кого не защемит сердце да не накатит слеза при виде «Разлива на Оке» или «Золотой осени»?!

А между тем, художник писал и на религиозные, и на военные, и на античные темы. Например, во время русско-турецкой войны он состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича — будущего императора Александра III. А на исходе XIX века Поленов специально путешествовал на Ближний Восток, чтобы зарядиться местной атмосферой и собрать натуру для грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа».

Люди, изображенные на картине, выдуманы Поленовым

Впоследствии Поленов как заслуженный мастер делал, что хотел. Практически полная свободна творчества. Хочешь — по твоим эскизам дом построят. Хочешь — оперу твою поставят. Хочешь — благотворительность устроят. Все, что душе Василия Дмитриевича угодно.

Скончался Поленов жарким июльским днем (его любимое время года, когда березовый лист полон). И похоронили его на крутом берегу с видом на Оку, откуда он так часто писал родные просторы.

Рекомендовано вам

diletant.media

Василий Поленов на Святой земле

Новый фестиваль искусств «В поисках Земли обетованной», который начнется в Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике В.Д.Поленова 25 июня, посвящен образу поисков Святой земли как источнику вдохновения самого великого художника, а также наших современников: музыкантов, живописцев и литераторов.

Наталья Поленова — директор Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д.Поленова

В русском изобразительном искусстве второй половины XIX столетия образ Святой земли — как тема, как самостоятельная сфера художнических интересов — связана в первую очередь с творчеством Василия Дмитриевича Поленова. Стремление художника передать исторический пейзаж в произведениях на евангельские сюжеты с максимальной точностью, скрупулезно воспроизвести этнографические подробности — одним словом, перевести Евангелие на язык реализма — вот творческая задача Поленова, который в 1897 году писал: «…До нас дошли некоторые подробности, как по археологии, так и по этнографии, дающие возможность восстановить до известной степени внешность жизни этой эпохи. В самих евангелиях есть очень ценные бытовые черты, рисующие картину того времени и указывающие на сходство тогдашней жизни и обстановки насущей. Но, что вероятно, не изменилось, или если изменилось, то очень мало, — это природа: небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы — все это осталось приблизительно тем же. Тоже и постройки и одежды простого люда были близки к теперешним. Все это я говорю на основании изучения и наблюдения, и вот всем этим я стараюсь воспользоваться в своих картинах».

Еще в начале творческого пути, в 1874 году, в одном из писем Василий Дмитриевич утверждал: правда в искусстве — на стороне «будничного принципа». По точному замечанию одного из современных искусствоведов, Виталия Манина, «Поленов пересмотрел смысл и назначение будничности как темы художественного произведения… Художник создал свою философию бытия, где казавшееся ранее несущественным обретало вдруг глубокий смысл. Поленов… тем самым положил начало философским размышлениям, что продолжилось в его картинах на евангельские темы». Эти «философские размышления», соответствуя духу времени, пришли на смену религиозному чуду и сверхъестественной стороне бытия.

В полной мере такой подход нашел выражение в картине «Христос и грешница» (1888) и в особенности в цикле картин «Из жизни Христа», являющемся как бы естественным продолжением вышеупомянутого монументального полотна.

Стремление достичь художественной правды через соединение точности пейзажа и максимального психологического реализма образа Христа, «каким он был в действительности», привело Василия Поленова к необходимости увидеть воочию и запечатлеть Землю обетованную в ее непреходящей одухотворенной значительности.

Здесь явно чувствуется подспудное влияние на Поленова творческих и мировоззренческих исканий Александра Иванова (1806–1858), который в период создания картины «Явление Христа народу» глубоко проникся сознанием того, что образ Христа не может существовать в условных отвлеченных декорациях, а нуждается в достоверном изображении среды, в которой проходило его служение. Самому Иванову не довелось посетить Святую землю, хотя он и стремился к этому («Съезжу в Палестину и исполню всю жизнь Христа в эскизах, разделю их надвое — ученье и чудеса. У меня все давно подготовлено»). Так и не воплощенную мечту Иванова реализовал Поленов, словно перехвативший эстафету своего славного предшественника...

Поленов не был ни религиозным паломником, ни просто любознательным путешественником. В натурных этюдах первого своего путешествия он набирал материал для будущей картины «Христос и грешница». И эта, и следующая его поездка напоминают своего рода научные экспедиции. Конечная цель — визуальный рассказ о земном пути Иисуса Христа в Палестине. Евангельские события органично вписаны в точно переданную среду и пейзаж. «Тут чистота Христа связана с красотой природы» — это замечание художника Владимира Маковского о цикле картин «Из жизни Христа» выразило главную мысль и самого Поленова. Множество этюдов, выполненных им во время путешествий, были восприняты современниками как новое слово в живописи. Василий Бакшеев вспоминал, что он «переживал восторженное состояние перед работами В.Д.Поленова, выставившего серию палестинских этюдов на выставке Товарищества передвижников». «Какая красота, какая радость, какая чудная гармония красок, как много в них солнечного света… Эти этюды — гимн в честь красоты и очарования природы», — писал он. Художник показал работы на передвижной выставке 1885 года, и бóльшая часть этюдов была тогда же приобретена Павлом Третьяковым.

Жемчужины нашей коллекции: «Мечеть Омара», «Храм Соломона в Иерусалиме», «Иерусалим», «Смоковница в ограде Харама», «Олива» — будут представлены на выставке.

Поленов дважды совершил путешествие на Восток. Впервые — в период работы над замыслом картины «Христос и грешница» зимой 1881–1882 годов. И через семь лет — в связи с замыслом серии картин «Из жизни Христа».

Первая поездка была организована по инициативе профессора Адриана Прахова и при содействии князя Семена Абамелек-Лазарева. В одном из писем художник писал: «Я уже так давно мечтал об нем (путешествии на Восток. — Н.П.), что теперь, когда мечта многих лет начинала осуществляться, я не верил такой удаче, смотрел на себя как на постороннего человека и завидовал ему».

Путешественники побывали в Египте, Сирии и Палестине. Там «на натуре» вызревал замысел будущей знаменитой картины «Христос и грешница». Самый первый эскиз ее относится еще к 1860-м годам. К сожалению, на сегодняшний момент местонахождение его неизвестно, так что «точкой отсчета» принято считать эскиз 1873 года из коллекции нашего музея, который будет представлен на будущей выставке в рамках летнего фестиваля «В поисках Земли обетованной». Василий Дмитриевич побывал в Галилее и на Генисаретском озере, в Иерусалиме — у храма Гроба Господня, у Стены Плача, на Храмовой горе у мечети Омара, поразившей Поленова («Я торжественнее ничего не видел, разве только Эски-Сарайский холм в Стамбуле… Тут так много живописного и интересного, что совершенно теряешься, работы пропасть, а время мало и приходится брать все урывками…»).

Идея создания подробного цикла картин из земной жизни Христа была выношенной, любимой и крепла по мере роста уверенности мастера в своих художественных возможностях. Он мечтал создать собственный «евангельский круг»: в образе, в слове и даже в музыке. Он писал: «Трудная задача передо мною — непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем... В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или Сын Человеческий, как он себя постоянно называл, а по величию духа — Сын Божий, как его называли другие. Поэтому дело в том, чтобы в искусстве дать этот живой образ».

Для создания задуманной серии картин Поленову потребовалось собрать дополнительный материал, что, в свою очередь, обусловило новую поездку Василия Дмитриевича весной 1889 года в Египет, Палестину и Сирию с целью пройти путем Христа, как это отражает Евангелие. В дальнейшем большой пейзажный материал, привезенный из этого путешествия, он называл «Путь Христа в пейзажах». На будущей выставке мы планируем показать знаменитые «Пределы Тирские», «За кого почитают Меня люди?» и многочисленные этюды из коллекции нашего музея.

В 1909 году Поленов завершил работу над евангельским циклом картин «Из жизни Христа». На открытии выставки художник сказал: «Я поставил своей целью написать всю жизнь Христа в картинах, я всегда мечтал об этом, и вот результат труда моей жизни».

Выставки прошли не только в Петербурге и Москве, но и в Твери, и в Праге. Именно в Праге небольшим тиражом художник издал тогда альбом репродукций, благодаря которому мы имеем более-менее полное представление об этом цикле картин, так как судьба почти половины произведений драматична и в наши дни неизвестна. В этой своей художественной сюите Поленов запечатлел, даже можно сказать зафиксировал, то, как многие стали понимать Евангелие к концу XIX столетия — в эпоху позитивизма и идеологического гуманизма. В этом отношении мировоззрение Поленова близко, например, к таким русским писателям, как Лев Толстой и Николай Лесков.

Академик Дмитрий Сарабьянов писал о Поленове: «Восток понадобился ему, как в свое время и Александру Иванову, для того, чтобы с максимальной достоверностью воссоздать историю жизни Христа».

Расписание фестиваля смотрите на сайте.

www.theartnewspaper.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта