Русские художники-маринисты. Картины море живопись


Русские художники-маринисты — PORUSSKI.me

Ваше сообщение успешно отправлено!

logo

Любовь к морю имеет огромную историю. Тысячи лет оно не раз становилось центром, началом и отправной точкой для создания самых знаменитых шедевров, которые и по сей день восхищают зрителя. Мы хотим рассказать вам о самых известных русских маринистах, чьи работы восхищают весь мир.

Примерно в 17 веке в Голландии зародился новый жанр живописи. В нем главным героем изображения был не человек, не ваза с цветами или фруктами, а нечто, что очень сложно передать словами, но что испокон веков влечет к себе людей — стихия. Россия окружена 15-ю морями, а наши реки – невероятно широки и полноводны, поэтому неудивительно, что именно русские маринисты стали известны на весь мир. Конечно, все знают Ивана Айвазовского, но он был не единственным нашим художником, предпочитавшим море всему остальному.

Фокусник с кисточками

Завистники любили распускать слухи про Айвазовского. Говорили, что для создания своих картин он использует особые краски, а на выставках помещает за полотном лампу, чтобы добиться фирменного свечения воды и неба на своих картинах. Конечно же, это было не так, и художник не раз это доказывал, рисуя на публике и удивляя всех огромной скоростью и четкостью работы.

Поражать людей маленький Иван начал с детства. Сначала тем, что научился самостоятельно играть на скрипке, а потом обнаружил недюжинные художественные способности. Талантливому, но небогатому мальчику начали помогать меценаты – дарили ему карандаши и краски, хлопотали, чтобы его зачислили на обучение за казенный счет. В шестнадцать лет он приехал в столицу, где поступил, как сейчас говорят, на бюджетное отделение Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга. В Академии у юного дарования тоже все складывалось отлично. Признание публики на выставках, серебряная медаль за два пейзажа, поступление в помощники к известному и модному художнику Филиппу Таннеру. И тут карьера Айвазовского, которая взмывала вверх, как чайки на его картинах, оказалась под угрозой.

«Вид на взморье в окрестностях Петербурга»

Дело в том, что Филипп Таннер был человеком завистливым и не терпел покушений на свою славу. Мысль, что ученик может превзойти своего учителя, была ему невыносима. Поэтому он запретил своему одаренному подмастерью писать собственные картины и выставлять их где бы то ни было. Айвазовский смешивал краски и бегал на посылках у ревнивого француза. Таннер расслабился, и в этот момент Айвазовский представил на осенней выставке Академии художеств 1836 года целых пять своих работ, которые очень восторженно встретили и критики, и публика. Учитель не стерпел такой обиды и пожаловался царю, который распорядился за ослушание снять картины Айвазовского с выставки, а юному художнику запретил работать на полгода.

“Штиль”

Эта история сыграла роль черного пиара для восходящей звезды русской живописи. Его картины и до этого восхищали публику, а слава запрещенного художника еще сильнее подогрела интерес. На него посыпались золотые медали, а потом Академия художеств приняла решение выпустить талантливого юношу из своих стен на два года раньше и отправить в Крым с заданием написать несколько пейзажей. С этим Айвазовский справился, как всегда, блестяще, поэтому за счет Академии его посылают уже в Европу.

“Вид Венеции со стороны Лидо” “Неаполитанский залив” “Побережье Амальфи”

Там он очень много пишет и знакомится с интересными людьми, общается с Гоголем, а его выставки проходят с неизменным успехом. Картину “Хаос” — одну из цикла его полотен, основанных на библейских сюжетах, даже покупает Папа Римский. Гоголь пишет по этому поводу Айвазовскому: “Твой «Хаос» поднял хаос в Ватикане”.

“Хаос”

Все хотят заполучить картину от того же художника, чьи работы украшают стены Ватикана! Так Айвазовский становился все более и более популярным. Его картины продавались очень хорошо, несмотря на то, что некоторые критиковали его за композиционные и колористические штампы. Но художник находился в постоянном поиске. Он рисовал много и быстро. За всю жизнь он создал более шести тысяч картин, что кажется невероятным, если не присматриваться к ним внимательно.

Если вы придете, скажем, в Третьяковскую галерею и детально рассмотрите несколько работ мастера, то заметите, что все они имеют много общего. Каждую картину Айвазовский начинал рисовать с яркого зрительного центра. Это мог быть гребень волны, корабль или плот. Он прорисовывал его подробно и четко, а вот остальное — море, небо, объекты вдалеке — прописано очень легко и схематично, немного в импрессионистской манере. После того, как картина выглядела более или менее завершенной, художник добавлял к ней точные и яркие штрихи и детали. Пену на волнах и на поверхности воды, блики света, детали кораблей он прорабатывал скрупулезно и реалистично. Благодаря этим приемам мы воспринимаем картины Айвазовского так, как наш глаз видит действительность, — в общем, но отмечая мелкие интересные нам детали.

“Буря” “Радуга”

Рисуя в такой манере, невозможно создать, например, портрет, и, быть может, по этой причине Айвазовский не любил рисовать людей. Даже на знаменитом потрете его кисти «Прощание Пушкина с морем» поэта написал Илья Репин.

“Прощание Пушкина с морем”

Впрочем, потом Айвазовский не раз писал Пушкина самостоятельно, правда, тоже на берегу моря, потому что невероятно восхищался поэтом и часто вдохновлялся его стихами.

“Пушкин на берегу моря”

Несмотря на славу и богатство, художник всю жизнь продолжал работать упорно и с огромной самоотдачей. Он был уверен, что лучшая его картина — та, над которой он работает прямо сейчас. Именно поэтому его живопись настолько вдохновляет.

Всю вторую половину жизни Айвазовский занимался благотворительностью. Он поддерживал молодых художников материально, обучал их (если не вспоминать неприятную историю с Архипом Куинджи, которому Айвазовский пробовал запретить писать, как в свое время его учитель поступил с ним), открывал музеи и занимался благоустройством родного города.

В наше время работы Айвазовского по-прежнему любимы, как и при его жизни. Они успешно продаются на аукционах, и в 2012 году на торгах Sotheby’s картина «Вид Константинополя и Босфора» была продана за 3,2 млн фунтов стерлингов.

“Вид Константинополя с Босфора»

Художник будущего императора

Николай Гриценко и Павел Третьяков.

Все детство Николай Гриценко мечтал о путешествиях. На его сохранившихся детских рисунках — кораблики и море. Поэтому в 19 лет он поступил в Техническое училище морского ведомства, окончив которое, стал служить инженером на корабле. Именно там, глядя на бескрайние морские просторы, он воплотил свою страсть и понял, что хочет делиться ею с людьми. Поэтому, не отрываясь от морской службы (как же покинуть любимое море?!), он стал учиться в Академии Художеств. Став живописцем, он повидал много стран и часто путешествовал по России. И из всех своих путешествий он привозил восхитительные морские пейзажи. Когда его назначили художником морского министерства, он поехал в морское плавание в Азию с Цесаревичем Николаем, будущим Николаем II.

За время путешествия Гриценко сделал больше 300 рисунков, выполняя работу, которой сейчас занимаются фотографы официальных лиц. Он изображал торжественные встречи, которые организовывали Цесаревичу в зарубежных портах, рисовал памятники, фиксировал детали костюмов и внешнего вида людей. Он настолько блестяще справился с этой задачей, что позже еще не раз его приглашали в свиту высочайших персон для такой работы.

Всю вторую половину жизни Гриценко прожил в Европе, работая художником-маринистом и участвуя в выставках. Его работы часто покупали военные в отставке, скучавшие по морской службе и кораблям. Перед смертью художнику был пожалован французский орден Почетного Легиона.

В его работах нет столько страсти и порыва, как . Скорее в них видится любование спокойной стихией моря, гигантскими величественными кораблями и мощными пароходами. Он настолько был внимателен к деталям, что по его работам можно изучать все подробности внешнего вида морских кораблей того времени.

“Броненосный крейсер I ранга «Адмирал Корнилов» во время постройки в Сен-Назере, в Бретани.” “Клипер «Крейсер» в Суэцком канале”

Моряк-художник

Так называл сам себя Алексей Боголюбов. И неспроста: вся его жизнь была связана с морем и живописью.

У Боголюбова очень много общего с Николаем Гриценко, хотя на манеру его письма огромное влияние оказал Айвазовский.

( картина слева – Илья Репин. «Портрет художника Алексея Петровича Боголюбова”)

Как и Гриценко, Боголюбов с детства проявил художественный талант, но первое образование получил другое, хотя тоже связанное с морем. Он окончил Морской Кадетский корпус, после этого много путешествовал, что дало ему возможность наблюдать океаны и корабли во всей их красе. По протекции президента Академии Художеств, с которым талантливый офицер познакомился прямо у себя на корабле, он поступил учиться живописи. А закончив Академию, как и Гриценко, стал художником в Главном морском штабе, поехав в морское путешествие с будущим императором Александром III.

“Петербург при заходе солнца”

Всегда восхищавшийся Айвазовским, в начале своего творческого пути Боголюбов писал яркими и сочными красками, а композиции его были немножко театральными. Но при этом он научился передавать глубину моря, свет, лежащий на волнах, а воздух на его картинах как будто слегка колышется.

“Кораблекрушение”

Во время путешествий по Европе Боголюбов много писал и искал свой собственный стиль и манеру письма. Его виды Венеции — города, который изображал, пожалуй, каждый второй живописец — отличаются от традиционных. Каналы и палаццо он пишет эмоционально и выразительно.

"Италия. Венеция ночью"

Часто художник обращается к теме морских сражений. Он изображает их во всех подробностях, но при этом, в отличие от Айвазовского с его поэзией морского боя, картины Боголюбова рассказывают о баталиях сухо и документально, а композиции в них часто критикуют за излишнюю статичность и усложненность.

«Синопское сражение 18 ноября 1853» «Афонское сражение 19 июня 1807 года»

Однако эти работы имели большой успех на выставке, поэтому император поручил Боголюбову написать цикл картин, посвященных морским сражениям Петра I.

С каждым годом совершенствуясь в искусстве, Боголюбов начинает писать все более реалистично. Исчезают схематичность и сухость, за которые его порой критиковали. Теперь художник приобретает тонкость и лиризм. Его все больше начинают интересовать эмоциональное содержание работ, он пишет пейзажи настроения, интересуется природой в разное время суток. Композиции становятся более обдуманными и цельными, свет и тень — тонкими и естественными. Боголюбов становится зрелым автором, публика это ценит и признает. С 1871 года он активно участвует в выставках передвижников.

“Вёль. Нормандия” «Крушение фрегата «Александр Невский»

Но в отличие от Айвазовского, которого всегда больше всего притягивало море и стихия, Боголюбов во всех своих работах интересуется людьми. Он часто пишет рыбаков, семьи, прогуливающиеся по набережным, человека, созерцающего море. Для него человек и море – это части природы, поэтому они неотделимы друг от друга.

Как невозможно представить Россию без её морей и рек, так и наше искусство было бы неполным без потрясающих полотен русских маринистов. Лето – отличное время, чтобы насладиться морскими видами не только в отпуске, но и в стенах музеев и галерей.

Журналист, телепродюсер. Пишет о культуре, книгах, путешествиях и обо всем том, что вдохновляет и дарит радость жизни.

Еще статьи этого автора

INSTAGRAM

Следите за нами в Instagram

НАВЕРХ

porusski.me

Живопись / Морской пейзаж - Arts.In.UA

Рейтинг / Award / Последняя от автора / Новые / Просматриваемые
12345678910Бухина Майя - На берегу моря

Бухина МайяНа берегу моря

1500$

+245

Бухина Майя - Успокоение

Бухина МайяУспокоение

+223

Фесенко Сергей - ПОЛНЫЙ ШТИЛЬ

Фесенко СергейПОЛНЫЙ ШТИЛЬ

+223

Бухина Майя - Камни в море

Бухина Майя Камни в море

2500$

+213

Фесенко Сергей - Легкая волна-1

Фесенко СергейЛегкая волна-1

+176

Малярчук Станислав - Закат в Адлере

Малярчук СтаниславЗакат в Адлере

1307$

+173

цонин валерий - Вечер в порту

цонин валерийВечер в порту

+173

Долинский Вадим - Старый корабль

Долинский ВадимСтарый корабль

+172

Бухина Майя - Морской пейзаж

Бухина Майя Морской пейзаж

2500$

+170

Фесенко Сергей - Черное море.Закат.

Фесенко СергейЧерное море.Закат.

+156

Фесенко Сергей - Одесса.Море

Фесенко СергейОдесса.Море

+155

Бухина Майя - Вид с моего балкона

Бухина МайяВид с моего балкона

2500$

+152

Безвиконный Виталий - Трудяги порта

Безвиконный ВиталийТрудяги порта

+147

Бухина Майя - Вечер на море

Бухина Майя Вечер на море

+139

Бухина Майя - На берегу океана

Бухина МайяНа берегу океана

+138

Фесенко Сергей - Южный берег Крыма

Фесенко СергейЮжный берег Крыма

+131

Крайнева Анастасия - Бухта

Крайнева АнастасияБухта

+131

Григорьев Сергей - Антре. Коктебельские чайки

Григорьев СергейАнтре. Коктебельские чайки

180$

+127

цонин валерий - Портовые краны.

цонин валерийПортовые краны.

261$

+124

Долинский Вадим - Яхты

Долинский ВадимЯхты

+116

12345678910

arts.in.ua

Изображение моря в живописи

ПРОЩАНИЕ ПУШКИНА С МОРЕМ 1877 г.

И.К. Айвазовский, И.Е. Репин ПРОЩАНИЕ ПУШКИНА С МОРЕМ 1877 г. Санкт-Петербург, Всероссийский музей А.С. Пушкина

МАРИНА

Первые морские по тематике картины, марины (от лат. marinus — «морской», отсюда же и женское имя Марина), появились в Голландии в XVII в. Голландские мастера изображали море и спокойным, и неистовым. Часто оно служило фоном для парусников, скользящих по безбрежной водной глади или, напротив, участвующих в морских сражениях.

В маринах порой был и тайный смысл: морская стихия могла олицетворять «море житейское» или стихию любви и страсти. Именно такую роль играли в голландской живописи «картины в картинах» — морские пейзажи, включённые в жанровые полотна. Например, молодая девушка читает любовное письмо, а по пейзажу, висящему за её спиной, можно догадаться, спокойно или бурно складываются её любовные отношения. В русской живописи марины появились в XIX в. Море стало образом свободы. «Свободной стихией», неподвластной никому и ничему, называл море А.С. Пушкин.

МОРСКИЕ СРАЖЕНИЯ

СИНОПСКИЙ БОЙ

А.П. Боголюбов СИНОПСКИЙ БОЙ 1860 г. Санкт-Петербург, Центральный военно-морской музей

В период службы живописцем при Главном морском штабе И.К. Айвазовский участвовал в учебных плаваниях, боевых операциях и экспедициях и прославлял их в своих полотнах. «Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» в Черном море 11 июля 1877 года» — одна из картин, посвящённых выдающимся подвигам русского флота во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг.

Случалось, что одно и то же сражение изображали разные мастера. Так, Синопский бой с разницей в несколько лет запечатлён в картинах сначала И.К. Айвазовского, потом А.П. Боголюбова. Оба художника, основываясь на рассказах очевидцев, создали превосходные полотна, но картина Боголюбова, моряка по профессии, до тонкости знающего корабль, представляет интерес не только с художественной, но и с военно-технической точки зрения.

ВОЛНА

И.К. Айвазовский ВОЛНА 1889 г. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей

Поделиться ссылкой

sitekid.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта