Иркутская организация Союза художников России — 60 лет. Картины иркутских художников
Художники
График, живописец
Народный художник Российской Федерации,
Член – корреспондент РАХ,
Секретарь СХР по Сибирскому региону
Родился 26 января 1948 г. В селе Маниловское Заларинского района Иркутской области
С 1962 по 1967 гг. учился в Иркутском училище искусств на декоративно – оформительском отделении
у Г.Г. Леви, Г.Е.Новиковой, А.И. Вычугжанина
С 1967 г. – художник – мультипликатор Иркутского Комитета по телевидению и радиовещанию.
С 1967 по 1973 гг. учился в Московском Полиграфическом институте на заочном отделении факультета художественно – технического оформления печатной продукции у А.Д. Гончарова, В.М. Басова, В.Н. Ляхова,
О.К. Камкина
С 1069 г. – работает в ИТПК ХФ РСФСР
В 1971 – 1986 гг. ежегодно работал в потоках Дома творчества «Челюскинская», в том числе неоднократно руководил группами графиков
Член СХ СССР с 1973 г.
С 1976 по 1986 гг.- член правления Иркутской организации СХ РСФСР (руководил секцией графики, молодежным объединением)
С 1976 г. – член зонального выставкома «Сибирь социалистическая»
С 1978 г. – член Молодежной секции СХ РСФСР
С 1979 г. – член графической комиссии СХ РСФСР
В 1988 г. - присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР»
С 1991г. – Главный художник детского литературно-художественного журнала «Сибирячок»
С 1978г. - член правления СХ РСФСР
С 1990-1993 и 2002-2010 гг. – председатель правления ИРО ВТОО «СХР»
В 2005 г. – присвоено звание «Народный художник России»
В 2007 г. – избран член-корреспондентом РАХ
Неоднократно избирался делегатом съездов художников СССР, РСФСР и России
Награды:
1979 г. - лауреат премии иркутского комсомола им. И. Уткина
1979 г. – лауреат 1-ой премии СХ СССР
!980 г. - лауреат Всесоюзной премии Ленинского комсомола
!981 г. - лауреат премии Министерства культуры РСФСР
1986 г. – медаль Президиума Верховного Совета РФСР «За строительство БАМ»
2002 г. - лауреат премии губернатора Иркутской области
2003г. – серебряная медаль Российской Академии Художеств,
медаль «60 лет Кемеровской области»
2006 г. - знак отличия «За заслуги перед Иркутской областью»
2008 г. – медаль «Патриот Росси»
2009 г. – серебряная медаль СХ России
2010 г. - золотая медаль им. В.И.Сурикова «За выдающийся вклад в изобразительное искусство России».
Выставки:
Областные художественные выставки: участие с 1967 года
Всесоюзные художественные выставки:
1976 г. - «Слава труду». Москва
1976 г.- «Молодость страны». Москва
1980 г.- Выставка эстампа. Москва
1980 г.– Выставка произведений молодых художников. Ташкент
1985 г. - «40 лет великой победы». Москва
1986 г. - «Космос на службе мира». Москва
1986 г. - «Мы строим коммунизм». Москва
1987 г. - Выставка станковой графики. Москва
1987 г.- «Художник и время». Москва
1987 г.- «Страна Советов». Москва
Республиканские художественные выставки:
1976 г.- «Молодость России». Москва
1978 г.– «Мы строим БАМ». Улан – Удэ
1980 г.- «Советская Россия VI ». Москва
1980 г.– «По родной стране». Москва
1984 г. – «Рисунок и акварель». Москва
1984 г.–«Выставка эстампа». Уфа
1985 г.- «Советская Россия VII», Москва
1986 г.– «Выставка станковой графики». Москва
1989 г.– 4 Всероссийская выставка эстампа. Москва
1998 г. –IХ Всероссийская художественная выставка «Россия». Москва
2000 г. –Всероссийская художественная выставка, посвященная 55-летию Победы
2003 г.- Х Всероссийская художественная выставка «Россия». Москва
2009 г.- ХI Всероссийская художественная выставка «Россия». Москва
2011 г. – II Всероссийская художественная выставка «Наука и космос на службе мира»
2012 г. - Выставка книжной иллюстрации и печатной графики малых форм в залах ВТОО «СХР» «Покровка-37»
- Выставка иркутских художников из собрания галереи DiaS в залах Иркутского землячества «Байкал»
г. Москва
- Иркутские художники к 75-летию Иркутской области "У берегов Байкала". г. Москва, Гос. геологический музей им. В.И. Вернадского
- Выставка, посвященная 75-летию Иркутской области. г. Москва, Иркутское землячество "Байкал"
- Юбилейная выставка ОУСДВ РАХ, посвященная 25-летию основания. г. Красноярск.
- Выставка работ членов ОУСДВ РАХ и выпускников Красноярского художественного института, посвященная 25-летию основания Отделения и института. г. Иркутск
В залах Иркутского областного художественного музея
- Выставка «Содружество наций» к юбилею Конфедерации Союзов художников бывших республик СССР.
г. Москва, ЦДХ
Зарубежные и международные художественные выставки::
1975 г. - «Советская графика». Норвегия, Осло
1976 г. - «Интерграфика». ГДР, Берлин
1976 г. - выставка тиражной графики, ГДР, Берлин
1977 г.- выставка произведений советских художников. Венгрия, Будапешт;
1977 г.- «Советская графика» МНР, Улан-Батор
1977 г.- «Советский эстамп» Польша, Краков
1978 г.- Биеннале графики. Югославия, Любляны
1980 г.- Графика РСФСР. Чехословакия, Венгрия, Польша
1982 г.- Графика РСФСР. Югославия, Любляны
1982 г.- Групповая выставка. ФРГ, Дуйсбург
1982 г.- Групповая выставка. Литва, Вильнюс
1982 г.- Большая Дюссельдорфская выставка. ФРГ, Дюссельдорф
1983 г.- Биеннале графики. ФРГ. Баден – Баден
1984 г. – «СССР – Мексика». Москва
1987 г.- «Советская графика» Болгария, София
1992 г. – Групповая выставка. Финляндия, г.Турку
1997 г.- Выставка – аукцион «Легенды и мифы Байкала». Франция, Париж
2007 г.- Групповая выставка. Китай, Шеньян
2008 г.- Групповая выставка. Китай, Шеньян
2009 г.- Групповая выставка. Китай, Пекин
2009 г.- Групповая выставка. Монголия, Улан-Батор
2010 г.- Международная выставка. Китай, Пекин
2011 г.- Международная выставка «Человек и город». Иркутск
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа художника -
[ Посмотреть/купить остальные работы ] (ссылка будет доступна позже)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________
НАЗАД
www.artdias.ru
Судьбы иркутских художников отражают свою эпоху
В выставочных залах Иркутского областного художественного музея открылась первая выставка большого проекта «Чтобы помнили», где представлены работы тринадцати ныне покойных художников, для которых 2014 год является юбилейным.
Судьбы у всех разные: кто-то был расстрелян во время репрессий, кто-то погиб на фронте, кто-то трагически погиб в эпоху развитого социализма, а кто-то прожил долгую жизнь. Объединяет их одно — все они внесли яркий вклад в развитие некогда знаменитой иркутской художественной школы. По сплетению их судеб можно проследить историю Иркутска.
«Первую кисть Сибири» забили в НКВД
Художник Николай Андреев, звезда сибирского искусства, происходил из купцов Андреевых, возивших товары на Север по Лене. Андреев пристрастился к Северу с ранних лет и писал его потом — несмотря на то, что художественное образование получал в Виннице, где его дядя работал директором банка, а затем и в киевском училище, одном из лучших в то время. На Украине он стал близко дружить с Давидом Бурлюком. В 1919 году, когда Андреев уже был в Иркутске и писал любимый Север, Бурлюк ехал во Владивосток, чтобы покинуть Советскую Россию. Андреев встретил его в Иркутске. Эти годы вообще были для Иркутска яркими.
Андреев проводил Бурлюка до Владивостока, а сам вернулся в Иркутск. Тогда иркутская богема еще ничего не боялась, черпая вдохновение в надежде на светлое будущее. Она начала бояться только в конце двадцатых. Но Андреев, по-видимому, бояться не желал в принципе, он был анархистом и ответственным секретарем этой партии в Сибири. Он игнорировал государственные заказы, предпочитая писать не стахановцев, а виды Севера для парижской выставки и все другое, что пожелает его душа. Писал очень успешно. К примеру, на выставке представлена его картина-этюд «Чалдон», написанная с крестьянина из деревни Пивоварихи, что рядом с Иркутском.
— Внук этого самого Чалдона рассказал, что была еще одна картина — законченное полотно, и находится она в Третьяковской галерее в Москве. Кондитерская фабрика «Бабаевская» выпустила тогда одноименные конфеты, на коробке которых красовалась эта самая картина, — рассказывает Тамара Драница, искусствовед Иркутского художественного музея, специалист по сибирскому искусству.
Политические взгляды Андреева до поры до времени никому не мешали. Однако арест его в 1937 году был закономерным.
— Сыграли свою роль не только политические взгляды, но и обыкновенная зависть.
Тамара Григорьевна говорит, что творческая зависть воплощалась и в доносах.
Андреев был арестован как один из организаторов контрреволюционного заговора писателей и художников.
Андреев умер от побоев в иркутской тюрьме. Наследства от него, несмотря на то что он был «первой кистью», осталось очень немного. Работы, находившиеся в харьковском музее, пропали — вероятно, во время оккупации. Что-то, говорят, еще в 20-х мог увезти в Данию консул, имевший хорошую сибирскую коллекцию. Кое-что находилось в Иркутском художественном музее — было закуплено еще в 20-е. Кое-что передала музею вдова Андреева, которая смогла спрятать на чердаке несколько его работ. После гибели мужа она уехала в город Фрунзе. Архивы Андреева, в том числе переписку с Бурлюком, уничтожили в НКВД посредством сожжения.
— Я пыталась найти какое-нибудь наследие Бурлюка. Там могли быть письма Андреева. Но внук Бурлюка написал, что все было передано в Пушкинский музей. А директор Пушкинского музея ни на один мой запрос так и не ответила, — говорит Тамара Драница.
Кто украл картины расстрелянного?
От Андреева осталось хотя бы небольшое наследие, а от его товарища по «контрреволюционному заговору» — художника Александра Вологдина — всего одна картина, небольшой этюд. Где находятся его картины — загадка.
Художник Александр Вологдин, современник Андреева, считался в Иркутске импрессионистом. Так же как Андреева, в Иркутске его сильно «клевали» свои же собратья.
— Тот же художник Алексей Жибинов, работы которого на нашей выставке появятся в следующем году. Он преподавал в одно время с Вологдиным. Когда Жибинов начинал, Андреев был уже мастером. Жибинов приносил свои работы, и Андреев пренебрежительно говорил: «Цветные коврики».Жибинов, в отличие от Андреева, говорит Тамара Драница, не был цельным автором. Он метался от символизма к стилю Петрова-Водкина, искал себя.
Поработав в Москве в мастерской знаменитого Павла Филонова, он стал работать в этой манере. Под конец жизни пришел к натуралистическому стилю.
— Жибинов писал на Вологдина и Андреева. Но совестливый был человек, армейский разведчик. Когда началась реабилитация, начали всплывать все документы, доносы. Не вынес он, видимо, всего этого, повесился в 1955 году на могиле рано умершей первой жены.Существует и официальная — более поэтическая — версия гибели Алексея Жибинова: его творческий метод не совпадал с линией партии, поэтому его затравили.
— А мы их сейчас всех рядом размещаем — Жибинова, Вологдина, Андреева…
Вологдин, избравший творческим псевдонимом аббревиатуру ЭХНА, участвовал в театральных постановках, преподавал в изопедтехникуме. С 1933 года, с момента создания Восточно-Сибирского краевого союза советских художников, избран его председателем. Вологдин был расстрелян в 1938 году.
— После его ареста началась детективная история. Все имущество пропало — антиквариат, фонотека и прочие ценности, в числе которых были и картины.
Художник Рогаль, который был учеником Вологдина, хорошо знал его работы. После войны на авиационном заводе состоялась выставка некоего художника. Рогаль на эту выставку пришел — и узнал картины. Это были работы Вологдина. Но выставку эту устроил тот самый майор с псевдонимом Серебряный, который вел дело Вологдина. Он выдал эти картины за картины своего отца. После того как началась реабилитация, семейка эта смылась в Тамбов. И если где-то сохранились картины Вологдина, то, может быть, в Центральной России.
Из всего наследия от Вологдина известен лишь один небольшой этюд, который называется «Вечер». Больше ничего. О нем самом известно тоже немного. К примеру, известен его иркутский адрес — деревянный дом по ул. Бабушкина, 17, откуда его и забрали. Остальные сведения о нем утрачены — все документы были сожжены сотрудниками НКВД.
…С 1938 года место Вологдина в Союзе художников заняла влиятельная дама, не имеющая отношения к искусству, — жена первого прокурора Иркутской области Владимира Востокова. Она пообещала, что, если художники не будут заниматься политикой, расстрелов не будет. За два года ее руководства был расстрелян еще ряд художников. Среди них — Агафонов, Сверкунов, Бигос. Приговоры, надо полагать, подписывал ее муж. Через несколько лет он погиб на фронте.
Учитель монголов
Судьба некоторых художников в эти кошмарные годы была более счастливой. Художник и скульптор Константин Померанцев, учившийся живописи в Москве и бравший уроки ваяния у знаменитого русского скульптора Анны Голубкиной, до 1920 года служил помощником контролера на Забайкальской железной дороге и одновременно принимал деятельное участие в художественной жизни Иркутска. Он был членом правления и председателем Иркутского общества художников, до 1925 года работал хранителем картинной галереи областного музея. Померанцев приложил свои силы и к архитектуре: в 1925 году в китайском стиле оформил здание чаеуправления (оно продержалось до 1967 г.), так называемый чайный домик на перекресте улиц Урицкого и Карла Маркса.
В 1926-м Померанцева пригласили в Улан-Батор для создания памятника Сухэ-Батору. Прожил он в Монголии 13 лет, избежав репрессий.
— Померанцев сформировал монгольскую школу живописи. Старые тамошние художники сплошь его ученики. Для Монголии он сделал очень много. Вот почему монголы пишут о нем монографии…
Померанцев, рассказывает Тамара Драница, дружил с Рерихом, и это влияние видно в его работах.
В Иркутск Померанцев вернулся в 1939 году. Сделал итоговую выставку и уехал в Центральную Россию. Во время войны руководил палехским музеем в городе Иваново. Перед концом войны переехал в Курск, где через две недели после Победы скончался.
Самоубийства времен развитого социализма
В сороковые в Иркутске было затишье. Писали плакаты. Некоторые художники погибли на фронте — например, 33-летний Игнатий Бойко, работы которого представлены на выставке. В Иркутске кисти Бойко принадлежит панно для кинотеатра «Пионер» в Иркутске — «Иркутские школьники «Базы курносых» в гостях у А.М.Горького в Москве», написанное прямо перед войной, в 1940 году.
— А вот в конце сороковых в Иркутске появились художники-педагоги, которые и сформировали нашу знаменитую иркутскую школу. Приехали в Иркутск двое: Дмитрий Баркалов из Москвы и Александр Руденко, который учился в Ленинграде.
Руденко начинал преподавать в иркутском училище до войны, сюда же с фронта и вернулся.
— Они сформировали то, что я называю школой московско-иркутского пленэра, — колористическое направление в живописи, где главенствует цвет, а не рисунок.
После войны в Иркутске продолжил работу Евтихий Конев, вернувшийся с фронта. Он был учеником расстрелянного Александра Вологдина, а также Алексея Жибинова.
— Конев писал крестьянские лица, которых уже не встретишь. Он исторический живописец в этом смысле.
В последние годы жизни у Конева была апатия. В 70 лет он покончил с собой.
— Никто не знает почему. Семья у него была хорошая, так что не семейные дела стали причиной этого. Внешне все было спокойно. Художники молчали. Но замечу, что в эти же примерно годы покончили с собой его коллеги, бывшие также в преклонном возрасте. К примеру, художник Закиров, учившийся, как и Конев, у Вологдина и Жибинова.
Последний безумец
Самый молодой художник, чьи картины представлены на выставке, — Сергей Сысоев. Про него Драница говорит, что он был на грани безумия, переходящего в безумие.
Сысоев очень точно схватывал человеческий характер, буквально угадывал его. Мечтал о выставке во Франции, учил французский. Ходил в береточке и был похож, по выражению одной музейщицы, на импозантно-импортного галла.
— Он мог влюбиться в беременную, которая вела разгульную жизнь и кололась. И мог усыновить этого ребенка, который родился в состоянии наркотической ломки; платил алименты.
Закончил свою жизнь он неожиданно.
— Говорят, один известный иркутский психиатр тогда защищал свою научную работу и в этих целях испытывал на больных какое-то лекарство. Сысоев был пациентом его отделения. Выпил вечером таблеточку, лег спать — и не проснулся.
Воспоминание о последнем из безумцев заставляет искусствоведов подвести неутешительный итог настоящему. Тамара Драница говорит:
— Безумных у нас теперь нет. Все прагматики. И художники настоящие как будто тоже перевелись…
baikal-info.ru
Владимир Александрович испытал и житейскую скудость, и холод, и учебу впроголодь. Закалился для творческой жизни. Много работал. И всю жизнь любил и любит Иркутск – неисчерпаемый источник вдохновения. На полотнах художника город предстает во всем своеобразии: старые дома, неровные улицы, соборы и церкви, построенные в 18-19 веках, просторные площади и набережные. Прошедшие века и современность на картинах художника причудливо соединились и сжились, подчеркнув острую индивидуальность Иркутска. назад | вперед
назад | вперед
|
www.pribaikal.ru
Иркутские художники
Иркутский областной художественный музей — крупнейшая в Сибири сокровищница изобразительного искусства. Любопытна история его создания.
Основателем музея был иркутский городской голова Владимир Платонович Сукачев — человек незаурядный, обладавший разносторонними знаниями. Еще будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, он испытал на себе влияние идей 60-х годов. Общение с такими выдающимися деятелями русской культуры, как В. Стасов, И. Крамской, П. Третьяков, знакомство с иркутским художником М. Песковым пробудили в нем интерес к национальной демократической школе живописи.
В 70-х годах XIX века В. Сукачев начал коллекционировать картины русских художников Иркутска. Он приобрел такие произведения, как «Бедный ужин» В. Максимова, «Нищая» И. Репина, «Одинокая» Д. Жукова, «Гаваньский чиновник» Н. Богданова, «Помещики-политики» К. Трутовокого, «Покинутая» Ф. Бронникова, «Няня» X. Платонова, «Безумный» И. Скадовского, «Утро у трактира» Л. Соломаткина, пейзажи И. Айвазовского, И. Ендогурова, М. Клодта, Л. Лагорио, А. Мещерского, В. Орловского, Р. Судковского, а также ряд произведений иностранных мастеров.
В то время коллекция Сукачева была единственной на территории Сибири. Следуя примеру П. Третьякова, Сукачев хотел передать ее в дар родному городу, но городская управа отказалась принять собрание, так как у нее не нашлось средств па содержание музея.
После установления Советской власти во многих городах Сибири были созданы художественные музеи. Картинные галереи возникли в Омске, Якутске, Хабаровске, позднее — в Улан-Удэ, Красноярске, Тюмени и Новосибирске.
Основой собрания Иркутского музея явилась галерея Сукачева, национализированная в 1920 году. Перейдя в собственность народа, коллекция музея стала быстро пополняться. В нее влились мелкие частные собрания, принадлежавшие ранее золотопромышленпикам и купцам, а также произведения, переданные ей Иркутским городским советом, Обществом иркутских художников, Государственным музейным фондом.
Автор статьи Иркутские художники: А. Пучков и Н. Растовцев
Копирование информации с портала без указания автора и активной гиперссылки запрещено.
Незаконное копирование и тиражирование материалов преследуется по ст. 146 УК РФ.
©2005-2012 Art Page.ru
artpage.ru
Картины известных иркутских художников и редкие книги подарят Иркутскому художественному музею
Работы известных иркутских художников – Петра Ончукова, Владимира Тетенькина и Вальтера Фридемана – 19 августа 2016 года будут подарены Иркутскому областному художественному музею. Как 17 августа сообщила пресс-служба учреждения, 24 акварели, созданные В. В. Тетенькиным и В. К. Фридеманом, передает музею вдова Владимира Тетенькина Эльвира Элиас. Четыре из них – это иллюстрации к первой цветной детской книге стихов Марка Сергеева «Как краски пошли гулять», изданной в Иркутске. Еще двадцать акварелей – это иллюстрации к книгам Ольхон А.С. «Волшебные сказки» (1963 г.) и Сергеев М.Д. «Забавные сказки» (1969 г.).
Также музею будут переданы 27 книг из личного архива семьи Шпирко, оформленные Раисой Бардиной, Александром Шпирко, Мариной Синишиной. Книги выпущены Восточно-Сибирским книжным издательством в разные годы – самая ранняя из них – в 1972 году, поздняя – в 1996 году. Эти книги поступят в редкий фонд библиотеки Иркутского областного художественного музея.
Кроме того, собрание музея пополнят пять работ иркутского художника Петра Ончукова. Решение о том, чтобы подарить картины музею, принял сам автор, но поскольку он живет в Москве, то от его имени их вручит галерист Лина Ермонтович. «Философствующий художник Петр Ончуков обладает неким прямым контактом с живыми прототипами своих зачарованных художественных пространств, сработанных под наивные лубочные картинки, – говорит искусствовед Тамара Драница. – Его живописные пантеизм – это своевольные, провоцирующие авторские версии происхождения видов представителей флоры, фауны и «человеков», возможно, занимающих более низкую ступень в природной иерархии». До этого момента в собрании Иркутского художественного музея не было работ Петра Ончукова, теперь их – сразу пять: «Искушение белого щенка» (2002), «Искушение снежного человека» (2002), «Женщины в цветах» (2001), «Букет-портрет» (2003), «Лошадка» (2003).
Передача произведений музею состоится 19 августа в 15.00 в Галерее сибирского искусства Иркутского художественного музея по адресу: г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 23. Телефон для справок: 217-065.
Фото: пресс-служба музея.
baikal-info.ru
Юбилейная выставка авангардной живописи "Жилины. Живопись"
Культурная летопись Иркутска
Юбилейная выставка авангардной живописи "Жилины. Живопись"
Из Золотой коллекции шедевров современной живописи Иркутска
Анонс
Дорогие друзья, коллеги, коллекционеры и любители искусства! Приглашаем вас на Вернисаж нашей Юбилейной выставки из Золотой коллекции авангардной живописи г.Иркутска
10 марта в 16.00 состоится открытие выставки авангардной живописи
«Жилины. Живопись».
Семейная Династия художников Жилиных – одна из известных и многочисленных в Иркутской области. Сегодня в нее входят пять профессиональных и один начинающий художник.
Художники Жилины – основатели и бессменные лидеры творческого объединения художников «Ноосфера».
В 2018 году творческое объединение художников «Ноосфера» отмечает 20-летний юбилей выставочной деятельности. За это время творческим объединением было проведено много крупных международных выставок и арт-акций, реализованы значимые социо - культурные проекты, такие как «Арт-Иркутск», «Арт-подъезд», «Социальная мастерская», "Школа молодого художника", Благотворительные проекты по спасению Харлампиевской церкви «Грандперсоны», "Картины маленьким пациентам" и многие другие. В деятельности организации принимают участие известные иркутские художники, внесшие весомый вклад в формирование современной культуры нашего региона, имеющие официально признанный высокий художественный рейтинг, являющиеся членами профессиональных творческих союзов России и Китая, успешно представляющие Россию и Иркутск на крупных международных выставках правительственного уровня в Китае.
Их картины преподносят в подарок Президентам, членам правительств, мэрам городов, звездам культуры и спорта, известным бизнесменам и представителям научной элиты. Одна из картин, посвященная Байкалу, была приобретена для коллекции Президента России Владимира Путина.
С 2012 г. художественная компания "Ноосфера" активно занимается культурным сотрудничеством с Китаем. Нам удалось провести 3 культурных обмена совместно с китайскими художниками в провинциях Хэйлунцзян и Внутренняя Монголия. В 2016 г. нами был успешно реализован инвестиционный проект в области культурного туризма "Арт-шоу" в Маньчжурии. Мы смогли выставиться на самых крупных выставках правительственного уровня в Китае – на 2-х Российско-Китайских ЭКСПО в Харбине, Бизнес ЭКСПО в Линьи, правительственной конференции в Хух-Хото, Международном форуме в Эрляне, Международной инновационной ярмарке в Гуанчжоу, правительственной выставке в уезде Дуннин. Китайская сторона высоко оценила наши заслуги в деле межгосударственного культурного сотрудничества в рамках стратегий "Один пояс, один путь" и "Великий чайный путь". Мы неоднократно награждались правительственными грамотами, благодарностями, а наш руководитель А.Г. Жилин в 2017 г. был принят в Союз художников Китая и в члены Экспертного Совета Всекитайской академии живописи и каллиграфии с вручением именного диплома.
Более подробную информацию о выставках, проводимых творческим объединением «Ноосфера» можно посмотреть здесь
На выставке «Жилины. Живопись» художники представят коллекцию своих лучших произведений из «Золотого фонда современной живописи».
По словам искусствоведа Татьяны Ларевой, в их работах, экспрессивных и энергичных, нет ни агрессии, ни надлома, ни внутреннего разлада, столь свойственных искусству «Нью-эйдж». Подкупает щедрость, с которой произведения излучают чистую энергию. Здесь вся проза жизни с насущными проблемами исчезает, вытесняется. Художники работают вместе еще со студенчества. Органично, как бы само собой возникло и название — «Ноосфера». Живописцев объединяет именно сочетание индивидуального с глубоким переживанием обобщенного образа, обусловленное особым медитативным отношением к действительности, в гармоничном и радостном растворении в едином. Их взгляды и творческие методы взаимодополнительны, а постоянное общение генерирует некую целостность. Во многих их работах собственные переживания — лишь проекция более универсальных состояний, а сама пластическая организация многослойна и неоднозначна. Спонтанные, на первый взгляд, цветовые пятна «пульсируют» на поверхности холста, изменчивые и подвижные, как эмоции и ощущения, а за ними и сквозь них проступает таинственное свечение. Именно свет оказывается субстанцией, выражающей внутреннюю духовность всего сущего. Во многих картинах наблюдается способность художников к обратному движению от литературных, философских или религиозных впечатлений, от медитативных, витающих понятий — к «ускользающей» реальности, которая за всем этим стоит. Безусловно, эта выставка не может ожидать однозначного суждения. Она требует особого состояния души и ума, а для тех, кто способен разбудить свое воображение, обратиться к своей внутренней сути, — откроется удивительный смысл представленных работ.
На открытии выставки любители современного искусства смогут не только пообщаться с представителями художественной династии, но и посмотреть фильм «Ноосфера. Лучшие арт-проекты», а также арт-шоу «Поющий художник», на котором единственная в России Поющий Художник Инга Латтэ станет вашим проводником в удивительный мир авангардной живописи. Не пропустите! Приходите на выставку, которую ждали 20 лет!
Экспозиция размещена в одном из самых престижных залов библиотеки имени Молчанова-Сибирского.
Мы ждем вас по адресу: ул. Лермонтова, 253, 2эт, зал 204
ост. «Госуниверситет»,
Справки по телефону: 48-66-80 (доб. 540, 550, 560)
Вход свободный
Поздравления в связи с выставкой от правительства КНР и наших китайских партнёров:
Тёплые поздравления творческому объединению художников «Ноосфера» с связи с 20 – летием начала выставочной деятельности!
С 2012 года художники компании «Ноосфера» вносят большой вклад в развитие российско – китайской дружбы и культурного сотрудничества. За это время ими уже проведено 14 художественных выставок, большинство из которых посвящены созданию зоны взаимного процветания между нашими народами в рамках идей Великого Чайного Пути.
Культура в укреплении доверительных отношений между нашими странами играет одну из ведущих ролей. И, несомненно, развитие культурных связей будет и впредь служить крепким базисом двустороннего партнерства. Культурный обмен позволяет устранить недопонимания между разными культурами, являясь ключевым мостом и узлом, позволяющим народам разных стран углубить взаимопонимание и дружбу. Это также долговечная движущая сила, расширяющая и углубляющая двусторонние связи во многих других областях, в том числе и в сфере экономики. Культурный обмен между нашими странами играет доминирующую роль в построении диалога общения. А этот диалог идет непрерывно. Ведь Россию и Китай связывает огромная общая граница, и наши страны просто обязаны укреплять свои отношения, ведь, в конечном итоге, это поспособствует не только взаимной выгоде, но сможет стабилизировать положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом.
Китайско-российские отношения находятся сейчас в наилучшем историческом периоде. Мы стали самыми главными, важными и надежными стратегическими партнерами. Культурный обмен и сотрудничество являются необходимой частью наших отношений стратегического взаимодействия и партнерства и играют незаменимую роль.
Ещё раз мы поздравляем наших партнёров с юбилеем и открытием выставки, желаем успешной и процветающей карьеры в создании искусства. И надеемся провести ещё больше выставок в Китае!
Правительство г.Маньчжурия, АРВМ КНР
Творческое объединение художников «Ноосфера» и уважа́емый Президе́нт Андрей Жилин!
Поздравляем с открытием Юбилейной выставки!.
Мы, Дуннинское Управление по делам культуры, телевидению и радиовещанию выражаем высокое уважение Творческому объединению художников «Ноосфера»,лично Президенту Андрею Жилину за многолетние работы и усилия в развитие российско – китайской дружбы и культурного сотрудничества!
С 2012 года художники Творческого объединения "Ноосфера" вносят большой вклад в развитие российско – китайской дружбы и культурного обмена. За это время ими уже проведено 14 художественных выставок, большинство из которых посвящены созданию зоны взаимного процветания между нашими народами в рамках идей Великого Чайного Пути.
Вы смогли выставиться на самых крупных выставках правительственного уровня в Китае. Китайская сторона высоко оценивает ваши заслуги в деле межгосударственного культурного сотрудничества в рамках стратегий "Один пояс, один путь" и "Великий чайный путь".
Для продвижения китайско-российского сотрудничества в области культуры Мы—Дуннинское Управлениепо делам культуры, телевидению радиовещанию сделаем усилия по распространению китайской и российской художественной культуры и культурному обмену,будем прилагать усилия достигнуть результатов в процветения сотрудничества культуры в рамках стратегий "Один пояс, один путь".
Искренне желаем успехов Юбилейной выставки живописи,желаем больших успехов художникам Творческого объединенияхудожников «Ноосфера» в творчестве!Да здравствует дружбы между Китаем и Россией!
Управление по делам культуры телевидению и радиовещанию, г.Дуннин, провинция Хэйлунцзян, КНР
10.03.2018 г.
Приветствуем и поздравляем нашего партнёра, Президента ассоциации художников Иркутска Андрея Жилина с Юбилейной художественной выставкой! Желаем удачи, процветания, много новых картин и выставок. Приглашаем вместе с художниками посетить Внутреннюю Монголию для культурного обмена! Предлагаем продолжить начатое сотрудничество и создать российско-китайскую художественную академию и творческую базу. Выступаем с инициативой создания музея русской масляной живописи. Надеемся на вашу подержку этой инициативы. Предлагаем создать российско-китайскую ассоциацию художников культурного пояса Великого Чайного Пути. Наши народы – братья на века! Лю Ху Ли Гендиректор ООО Культурные коммуникации “Цзя Шен”, КНР, провинция Внутренняя Монголия, г.Хулун-Буйр 10.03.2018 г.
Поздравительное письмо от Союза художников провинции Хэйлунцзян, КНР
Уважаемые дамы и господа, уважаемый Президент Андрей Жилин!
Во-первых хочу горячо поздравить творческое объединение художников «Ноосфера» с 20-летним юбилеем выставочной деятельности и торжественным открытием выставки!
В качестве давнего друга господина Жилина Андрея, я искренне считаю, что господин Андрей пользуется сегодня успехом и большим уважением. В последние несколько лет господин Андрей приложил много усилий для развития культурного сотрудничества между Россией и Китаем, особенно для культурного обмена в области масляной живописи и, совместно с уездом Дуннин, 2 раза организовал выставку живописи, также положил хорошее начало для развития торгово-экономических отношений и укрепления начавшейся дружбы между народами уезда Дуннин и города Иркутск.
Уверены, в этот раз организация выставки станет эффективной культурной площадкой, которая будет способствовать распространению и пропаганде российской национальной культуры и русской масляной живописи в наших странах. В качестве друга Андрея, а также члена объединения художников китайской провинции Хэйлунцзян, я буду прилагать большие усилия ради развития выдающейся национальной культуры Китая и России и стимуляции двухстороннего культурного сотрудничества. В заключение хочу пожелать достижения успехов в выставке живописи.
Чжоу Вэй Мин,
Член Союза художников Китая
Член Союза художников провинции Хэйлунцзян
07.03.2018
И так, мы открылись!
Приветственное слово Веры Кутищевой
Выступление Виталия Барышникова
Выступление Анатолия Дмитракова
Выступления Игоря Елисеева и Михаила Кузнецова
Перформанс "Поющий художник"
95 картин, прекрасный, один из лучших в Иркутске, выставочный зал, лаунж-вокал в исполнении нашего неподражаемого (единственного в России!) Поющего Художника, Арт-шоу, Candy Bar, Пирамида Шампанского и много всяких вкусностей от спонсоров создали стильную, душевную и незабываемую атмосферу нашего творческого вечера. Гостей было немного, только близкие друзья и поклонники. Было приятно, что нас пришли поддержать коллеги художники - Игорь Елисеев, Анатолий Дмитраков, Павел Павлов, Михаил Кузнецов, Евгения Сморж, Максим Сауко. На официальной церемонии открытия Вернисажа тёплые, проникновенные слова приветствия сказали экс-министр культуры Иркутской области Вера Кутищева и Виталий Барышников, начальник управления культуры комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска, а также художники Игорь Елисеев, Анатолий Дмитраков и Михаил Кузнецов. Выставка будет работать до конца апреля, приходите и наслаждайтесь великолепной современной живописью!
Ждём ваших отзывов!
Выражаем нашу благодарность спонсорам:
@chokolifeirk - они сделали нам настоящий перформанс "Пирамида Шампанского", который произвел фурор на Вернисаже и стал его изюминкой
@candy_bar_2017- за предоставленный креативный арт - объект, органично вписавшийся в выставочное пространство, который всех не оставил равнодушными - цветовая гамма, подача.... это было настоящее вкусовое украшение и эксклюзив✨✨✨....
А какие вкусные были пирожные от @vapnyar1984 - нежнейшее бизе с маскарпоне. Чем больше их ешь, тем больше хочется... Наши китайские друзья признались, что ничего в жизни они вкуснее не ели. Надеемся, что теперь они станут вашими постоянными клиентами!
Успехов вам и процветания!
И, конечно, большое спасибо нашему арт- директору Алёне за её высокий профессионализм. Талантливый человек - талантлив во всем! Ты подарила всем нам незабываемый праздник, море эмоций и позитива!
Все сошлись единодушно во мнении, что ничего подобного в этом выставочном зале еще не происходило! А эта выставка по праву является культурным лицом Иркутска.
xn----7sbzia6acjeek.xn--p1ai
Иркутская организация Союза художников России — 60 лет — Александр Шелтунов
Иркутск1993 год
Каталог выставки «Иркутская организация Союза художников России — 60 лет», проходившей в Иркутске в 1993 году
Иркутская организация союза художников России, которой в 1993 году исполнилось 60 лет, имеет свою интересную историю. Еще в начале XX века художники Иркутска стремились к объединению, чтобы было легче устраивать выставки и пропагандировать изобразительное искусство. В 1910 году группа художников во главе с К. И. Померанцевым организовала в Иркутске общество художников. С этого времени началась постоянная выставочная работа. Даже в годы гражданской войны устраивались выставки, пользовавшиеся успехом у иркутян.
Большую работу по объединению художников начал в 1925 году Б. И. Лебединский. Он организовал выставку сибирских художников, в которой приняли участие кроме иркутян художники Омска, Томска, Мариинска, Верхнеудинска (Улан-Удэ).
14 апреля 1933 года состоялась Краевая конференция художников Восточной Сибири. На этой конференции был учрежден Восточно-Сибирский краевой Союз сибирских художников, утвержден его устав; было намечено провести первую краевую художественную выставку.
Постановление ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 года "О перестройке литературно-художественных организаций послужило стимулом для оживления творческих планов художников и создания единого Союза советских художников. Иркутск был в эти годы столицей Восточно-Сибирского края, куда входили Красноярск, Верхнеудинск (Улан-Удэ), Чита.
С образованием Иркутской области в 1933 году творческое объединение стало называться Иркутским областным отделением Союза художников РСФСР. Объединение художникам было необходимо для устройства выставок, для помощи в организации творческих заказов, поездок на творческие дачи и для помощи нуждающимся художникам.
Большую роль в создании и становлении профессиональной подготовки иркутских художников играет Иркутское художественное училище. Основой для образования училища послужила художественная студия И. А Копылова, созданная им в 1910 году. Хорошую память оставили о себе педагоги Ф. Адлер, А. Вологдин, Н. Шабалин, А. Жибинов, В. Лебедев, Б. Лебединский, А. Руденко.
Каталог выставки «Иркутская организация Союза художников России — 60 лет», проходившей в Иркутске в 1993 году, с. 59
В 50-е годы большое значение имел приезд новых преподавателей А. Алексеева, Г. Богданова, А. Вычугжанина. Их ученики в свою очередь также воспитали немало талантливой молодежи. Большую часть своей творческой жизни отдали преподаванию в училище Г. Леви, Г. Новикова, Д. Баркалов, Б. Бычков, С. Таволжанская, А. Шпирко, А. Юшков и многие другие. Выпускники Иркутского художественного училища постоянно пополняют ряды членов Иркутской организации Союза художников России.
В Иркутском художественном музее собраны лучшие работы художников Иркутской организации СХ. Более грех тысяч произведений хранится в фондах музея (из них более одной тысячи — живопись, остальное — графика и декоративно-прикладное искусство).
Начало этой интереснейшей коллекции сибирского искусства положили произведения старейших мастеров Н. Андреева, К. Померанцева, Н. Лодейщикова, Б. Лебединского. Эти художники активно участвовали в художественной жизни Иркутска в 20—30-е годы.
К. Померанцев стал одним из первых иркутских художников, обратившихся к монгольской тематике. Его полотна «Кобдосские горы» (1939), «Тырульджи. Вечер» (1937), «Каменная черепаха» (1937) были созданы во время его пребывания в Монголии (1926-1939).
Подлинным интересом к природе и быту народов Севера отмечены произведения самобытного мастера Н. Андреева. Его впечатления от поездок в Якутию отразились в оригинальных по колориту и композиции картинах «На крайнем севере» (1922), «Собаки Севера» (1935), «Пуговичник» (1925).
Эпический пейзаж Сибири 20—30-х годов представлен произведениями Н. Лодейщикова «Пахота у Саян» (1927), «Перед грозой» (1927), и Б. Лебединского «Багульник в Саянах» (1925).
Яркую страницу в историю российского и сибирского искусства вписал своим творчеством А. Жибинов. Его картины «Красная Армия» (1931), «Автопортрет» (1930), «Прогулка» (1934), пожалуй, наиболее остро, чем у других мастеров, отразили особенности новой эпохи, сложность развития искусства России. Жибинов, Андреев и Вологдин — художники, не вместившиеся в «прокрустово ложе» соцреализма, поэтому их судьбы трагичны. Ушедшее от нас поколение художников являет собой пример бескорыстного служения искусству и делу нравственного воспитания людей. Значительный вклад в сибирское изобразительное искусство внесли старейшие художники Н. Шабалин, В. Томиловский, С. Гвоздев и другие мастера.
В конце 50-х годов в связи с большими переменами в общественной жизни более широким становится круг традиций, используемых мастерами советского изобразительного искусства.
Художники А. Закиров, заслуженный художник России И. Юшков, заслуженный деятель искусств России А. Руденко, народный художник России В. Рогаль, опираясь на традиции русского демократического пейзажа конца XIX — начала XX века, продолжали развивать традиции советского индустриального пейзажа, заложенные Б. Яковлевым и Г. Нисским.
Большого успеха добился В. Рогаль, работая над эпическими, монументальными полотнами на темы новостроек Сибири, выполняя социальный заказ. Лучшие его произведения — «Рассвет над Ангарой» (1955), «Ангарские дали» (1966), «Байкал. Багульник» (1977) были приобретены Иркутским художественным музеем.
В жанре эпического пейзажа интересно работал И. Юшков. Его полотна «Аршап» (1926), «Река Снежная» (1962), «В горах Прибайкалья» (1972) и другие работы передают представление художника о величии и вечности природы.
К созданию общественного образа сибирской природы стремятся такие иркутские художники, как Е. Симонов, А. Зудинов. Картины Е. Симонова «У истока Ангары» (1959), «Перед снегом» (1968), «Прошлое Сибири» (1969) и одно из последних полотен «Выход на вечерний лов» (1987) — пример обобщенного образа природы Сибири, почти всегда связанного с деятельностью человека. В последние годы Симонов тяготеет в своих работах к усложнению цветовых решений, к строгой декоративности и усилению поэтического начала.
А. Зудинову в его поисках монументального образа природы наиболее удались пейзажи «Багульник» (1974) и «Байкал зимой» (1981).
Художники Г. Богданов, А. Вычугжанин, А. Алексеев, И. Несынов, В. Тетенькин, А. Рубцов, А. Костовский, В. Кузьмин в конце 50-х — начале 60-х годов, внесли в искусство особое видение мира и новые художественные решения.
Богданов, Вычугжанин, Алексеев, Несынов отдали дань портретному жанру. Некоторые портреты Г. Богданова стали своеобразными портретами-картинами, где автор размышляет о судьбе человека, его предназначении, о прошлом и будущем. Таковы его работы «Практикантка» (1965), «Хирурги Сибири» (1974).
Наиболее удачным творением А. Вычугжанина является «Портрет скульптора О. Ряшенцева» (1966), оригинальный по композиции, отличающийся естественностью образа и психологической глубиной.
Социальной направленностью отмечены произведения народного художника России A. Алексеева. Наиболее известные его картины «Клятва» (1969), «Легендарная хроника» (1967) обращены к памяти зрителя, заставляя вспомнить прошлое, переосмыслить его.
Многие художники в 60—70-е годы искали новые образные средства в повышении звучности цвета, испытывали тяготение к символике и метафоре. Заслуженные художники России А. Костовский, В. Кузьмин, художник А. Рубцов принадлежат к тем мастерам, в творчестве которых наиболее сильно субъективное начало. Лучшие работы А. Костовского «Портрет Г. Леви» (1969), «Ветеран Е. Фролов» (1969), «Разрушенный храм» (1979) и ряд пейзажей Иркутска гражданственны, полны сочувствия людям, пережившим трагедию войны, содержат глубокие раздумья о судьбе Родины и родного Иркутска.
B. Кузьмину более близко лирическое, светлое мировосприятие, что особенно ярко отразилось в его работах «Окно мастерской» (1979), «Зимний Иркутск» (1979), «Автопортрет» (1980).
А. Рубцов тяготеет в своем творчестве к романтико-философскому осмыслению жизни. Его произведения требуют от зрителя определенной интеллектуальной подготовки: «Мужчина с тростью» (1981), «День рождения близнецов» (1980). Усиление субъективного, личностного начала нашло отражение и в творчестве заслуженных художников России В. Смагина и Г. Новиковой. В свое время Смагин работал над монументальными полотнами на темы БАМа и космоса. В настоящее время его талант раскрылся в полной мере в картинах, посвященных Байкалу и коренным народам Сибири. Его полотно «Взываю» (1991) как бы завершает поиск новых образных средств.
Г. Новикова, в основном работающая в жанре портрета, интересна своей склонностью к остроте живописно-графических характеристик портретных образов. Символ, аллегория, парадоксальность мышления составляют суть ее лучших произведении «Посвящение А. Вычугжапину» (1984-85 годов), «Автопортрет с бабушкой» (1980) Сложность времени конца XX века не могла не отразиться и в творчестве более молодого поколения художников: С. Коренева, Б. Десяткина, А. Москвитина, Г. Кузьмина, Н. Вершинина, Ю. Митькина и других мастеров. Эти живописцы развивают традиции своих предшественников.
Нельзя не сказать об иркутской графике. Ее профессиональный уровень очень высок. Начало ее развития положил Б. Лебединский, заслуженный деятель искусств России, создавший серии офортов, литографий, линогравюр, рисунков на темы Байкала и Иркутска. Заметный вклад в графическое наследие внесла А. Мадиссон своими линогравюрами, посвященными природе Сибири. Г. Леви, сам талантливый график, воспитал плеяду ярких индивидуальностей. Стали широко известны такие мастера, как Г. Курочкина, Н. Домашенко, Ю. Круглов, А. Шипицын, заслуженный художник России А. Муравьев, Н. Башарин, Р. Бардина, С. Гаращук, а также и более молодое поколение графиков: А. Шпирко, А. Шелтунов, В. Мошкин, О. Беседин и другие.
Каждый из них имеет свой стиль, свою излюбленную технику, мировоззрение, яркую индивидуальность. Есть в Иркутске и талантливые прикладники и дизайнеры заслуженный художник России Б. Бычков, В. Лозинский, А. Лодянов, Н, Лебедева, Е. Петрова, В. Соколов, В. и Т. Югатовы, С. Элоян и другие.
И как во всей нашей стране у иркутских художников немало трудностей и проблем. В небольшой статье невозможно охватить все стороны жизни Союза художников. Главное же, на чем хотелось заострить внимание, заключается в том, что Иркутская организация Союза художников России состоит из высокопрофессиональных мастеров. Их отличает особенная серьезность и основательность в отношении к своей работе. А общий высокий уровень мастерства является залогом дальнейшего творческого роста и новых достижений, основой для создания новых интересных произведений.
Искусствовед Светлана Баранова
Выставленная картина
alexandersheltunov.com