Изобразительное искусство Запада XX века. - Фовизм. Картины фовисты
Solla.site Искусство 20 века, авангардизм, фовизм, кубизм,символизм,
«Не имеет абсолютно никакого значения, что эти картины написаны мной. Их подлинный автор — сегодняшний день»
Роберт Раушенберг
Авангардизм Авангардные стили Фовизм Кубизм Орфизм Футуризм Экспрессионизм Абстракционизм Супрематизм Казимира Малевича Дадаизм
Искусство 20 века. Авангардизм
Неизменные в течение нескольких веков принципы и структуры изобразительного искусства в начале 20-го века не отвечали требованиям передовых мыслящих людей.
В начале 20-го века был открыт новый метод пластического мышления и новые ресурсы живописного языка. Эти перемены были настолько новаторскими, что направления, появившиеся в искусстве в период с 1905 по 1914 г. назвали «авангардными».
В искусстве 20-го века термин «авангард» (фр. — передовой отряд) употреляют в качестве собирательного обозначения всех новейших течений, таких как фовизм, кубизм, орфизм, футуризм, кубофутуризм, экспрессионизм, абстракционизм, супрематизм, примитивизм, сюрреализм, дадаизм.
Эль Лисицкий «Kunstism» 1914—1924. Обложка.1925
Искусство 20 века. Авангардные стили
Первой попыткой классификации авангардных течений искусства 20-го века была изданная в 1925 году русским живописцем, архитектором и дизайнером Элем Лисицким в Мюнхене вместе с немецким художником-дадаистом Гансом Арпом книга «Kunstism 1914—1924» — «Измы искусства» . Какие-то названия утвердились в истории искусства, какие-то остались как характеристика более частных индивидуальных направлений.
В книге на разворотах представлены 16 характерных «измов», многие из которых утвердились как обознвчения новых стилей, среди них были:
- конструктивизм
- пуризм
- дадаизм
- симультанизм
- абстрактивизм
- кубизм
- футуризм
В своей статье я расскажу о наиболее распространенных авангардных стилях 20-го века:
А. Матисс. Красная комната, 1908
Искусство 20 века. Фовизм
Фовизм ( с франц. Fauve – «дикий») — одно из первых авангардных течений искусства 20-го века. Впервые слово «фовизм» было использовано критиком Луи Векселем. Основным элементом живописи фовисты считали цветные соотношения. Причем на их полотнах преобладали «чистые» (несмешанные) и контрастные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый.
«Одному знакомому, сказавшему мне, что невозможно, ятобы я видел женщин такими, как я их изображаю, я ответил: «Если б такая женщина встретилась мне на улице, я бы удрал от нее в страхе. Но ведь я создаю не женщину, а картину».
Анри Матисс
Фовисты считали, что в битве между интеллектом и подсознанием всегда побеждают инстинкты. Своим учителем и кумиром признавали голландского живописца Винсента Ван Гога.
Морис Вламинг. Красные деревья, 1906г.
Яркие представители фовизма:
- Анри Эмиль Бенуа Матисс (1869-1954)
- Морис Вламинк (18761958)
- Андре Дерен (1880-1954)
- Рауль Дюфи (1877-1953)
- Альбер Марке (1875-1947)
- Жорж Руо (1871-1958)
- Жорж Брак (1882-1963)
Морис Вламинк. Городок Сюрен, 1909г.
Андре Дерен. Темза у Лондонского моста, 1900 г.
Рауль Дюфи. Гавань для яхт, 1924
Пабло Пикассо «Портрет Даниэля-Анри Канвайлера» 1910 г.
Искусство 20 века. Кубизм
Кубизм — это Авангардистское художественное направление изображавшее предметы действительности деформированными либо разложенными на простые геометрические формы. Основной идеей кубизма было отрицание трехмерной реальности. Кубисты не хотели, чтобы их картины были похожи на фотографии, и не считали такие достижения академической живописи как «светотень», «переспектива», «оптический реализм» ведущими средствами художественной выразительности. Таким образом, главное отличие кубизма от классического искусства это то, что он не основан на имитации.
В своем развитии кубизм прошел 3 фазы:
- Сезанновский кубизм –1907-1909 гг.;
- Аналитический кубизм–1907-1912 гг;
- Синтетический кубизм–1912-1914 гг.
Яркие представители кубизма:
- Пабло Пикассо (1881-1973)
- Жорж Брак (1882-1963)
- Хуан Грис (1887-1927)
Ж.Брак «Дома в Эстаке» 1908 г.
Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара. 1910
Пабло Пикассо «Три музыканта» 1921г.
подробнее о кубизме
Робер Делоне «Окно»
Искусство 20 века. Орфизм
Робер Делоне переосмысливая принципы кубизма пришел к беспредметным формам контрастных цветов. Гийом Апполинер назвал новое течение в искусстве термином»Орфизм», так как нашел в композициях Делоне сходство с музыкой. А музыка в греческой мифологии олицетворялась в образе Орфея.
Орфизм — одно из первых проявлений беспредметного искусства. Яркие цвета и геометричные формы напоминают звезды и музыку космоса.
Франтишек Купка «Аморфа: Двухцветная фуга» 1912 г.
Франтишек Купка. «Размещение графических мотивов. 1912-1913 г.
У. Боччони. Уникальные формы непрерывности в пространстве, 1913г.
Искусство 20 века. Футуризм
Футуризм (от лат. «футурум» — «будущее»). Течение сложилось в самом начале ХХ века – в 1909 году, когда Филиппо Томазо Маринетти в парижской газете «Фигаро» опубликовал манифест «Футуризм». Футуристы мечтали о создании новой расы людей, которые двигаются со скоростью 300 км/час на высоте 5, 10-ти тысяч метров. В искусстве преобладают динамичные абстрактные формы, созданные под влиянием новейших достижений техники, скорости, шума в современных городах, грубые, необработанные поверхности. В графическом дизайне — отказ от традиционных правил размещения текста.
Яркие представители футуризма:
- Филлипо Томмазо Маринетти (1876-1944)
- Джакомо Балла (1871-1958)
- Антонио Сант-Элиа (1888-1916)
- Фортунато Деперо (1892-1960)
- Умберто Боччони (1882-1916)
Джакомо Балла .Скорость автомобиля + свет, 1913 г.
Джакомо Балла был первым дизайнером, воплотившим футуристские теории в жизнь в декоративных искусствах 20-го века. Принцип динамики художник передавал через движение отвлеченных траекторий, а не путем дробления фигур, как это делали большинство футуристов. Джакомо Балла применяет принцип симультанности, т.е. движение как ряд одновременно переданных на плоскости движений.
Фортунато Деперо. Depero Futurista («Книга с гвоздями»), 1927 г.
Вслед за Джакомо Балла искусство 20-го века обогатил своими работами дизайнер и художник Фортунато Деперо. В графическом дизайне футуристы рассматривали процесс создания книги как символ машинной эры. Они свободно размещали блоки текста, наклоняли, составляли формы из тестовых блоков, использовали современные материалы и технологии, например, в знаменитой Depero Futurista («Книге с гвоздями») Фортунато Деперо, 1927 г. Она была скреплена двумя алюминиевыми болтами — настоящий манифест машинной эры.
Ф.Т. Маринетти. Обложка книги
Антонио Сант’Элиа. «Новый город», 1914
Клее Пауль. К Парнасу 1932
«Никогда не было такого времени, потрясенного таким ужасом, таким смертельным страхом»
Г. Барр
Искусство 20 века. Экспрессионизм
Экспрессионизм (лат. – «выражение») – направление в изобразительном искусстве 20 века, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение – главной целью искусства.
Экспрессионизм складывался на фоне строительства крейсеров и дирижаблей, эксплуатации колоний, деградации культуры и общественной морали, приближении первой мировой войны. Художники ощущали негатив и душевную тяжесть, это и должен был выразить экспрессионизм.
В своих картинах художник-экспрессионист пытается выразить не столько внешние качества, сколько внутренние переживания за счёт внешних образов. Экспрессионизм был противоречив, неадекватен и неоднороден. Художник, так или иначе с ним связанный, редко говорил «Мы», предпочитая «Я».
Началом экспрессионизма принято считать картину Эдварда Мунка «Крик»(1893 г.), а концом — произведение Людвига Мейдера «Сентябрьский крик» (1918 г.)
Яркие представители экспрессионизма:
- Франц Марк (1880-1916)
- Пауль Клее (1879-1940)
- Оскар Кокошка (1886-1980)
- Пол Джексон Поллок (1912-1956)
Эдвард Мунк. Крик 1893 г.
Людвиг Мейднер. Крик сентября 1918 г.
Пауль Клее. Сенекио 1922 г.
Предшественники экспрессионизма
Для экспрессионизма характерно: Заострение цветовых и пространственных ощущений реальности, выражение сильных эмоции, обостренное самовыражение (экспрессия).
Предшественники экспрессионизма:
- Поль Гоген (1848-1903)
- Винсент Ван Гог (1853-1890)
- Эдвард Мунк (1863-1944)
- Джеймс Энсор (1860-1949)
- Фердинанд Ходлер (1853-1918)
Оскар Кокошка. Карлов мост в Праге 1936
Джексон Поллок. Ритм осени №30
Эрнст Кирхнер. Автопортрет с натурщицей 1907 г.
Группа «Мост»
Носителем идей экспрессионизма являлась группа «Мост» (1905—1913), образованная в 1905г в Германии. Группу создали четыре студента Дрезденского высшего технического училища, изучавшие архитектуру. Молодые люди решили заняться обновлением немецкого искусства. Во главу новой эстетики было поставлено отрицание материалистического мировоззрения, реализма, импрессионизма и стиля модерн. В живописи преобладают яркие констрастные цвета, формы подчеркиваются абрисами.
Ключевые фигуры группы «Мост»:
- Эрнст Кирхнер (1880-1938)
- Карл Шмидт-Ротлуфф (1884-1976)
- Фриц Блейль (1880-1966)
- Эрих Хеккель (1883-1970)
В. Кандинский. Синий всадник
Синий всадник
Наиболее полную и характерную форму экспрессионизм обрел после 1911 года, когда была создана Новая ассоциация художников, объединившаяся вокруг альманаха «Синий всадник». Название «Синий всадник» было выбрано потому, что художники любили синий цвет, считая его трансцендентным, фаустовским, и часто рисовали коней. Для экспрессионизма этого периода характерно: уход от фигуративного к беспредметному искусству под влиянием различных течений французского авангарда.
Ключевые фигуры объединения «Синий всадник»:
- Кандинский Василий Васильевич(1866-1944)
- Алексей фон Явленский
- Франц Марк, Август Маке
- Марианна Веревкина,
- Пауль Клее.
«Осень экспрессионизма»
В развитии экспрессионизма многое изменила Первая Мировая война. Почти все художники ушли на фронт, многие из них погибли или вернулись с тяжелыми психическими расстройствами, некоторые покончили жизнь самоубийством или эмигрировали. Оставщимся запрещали работать, их картины фигурировали на выставке «Дегенеративное искусство» 1937 г. — злобной насмешке над авангардом. Русская часть движения покинула Германию.
К. Малевич. Корова и скрипка,1913
Искусство 20 века. Абстракционизм
Абстракционизм (лат. «abstractio» – удаление, отвлечение) — зародился в 1910-1913 годах, связян с появлением новых художников, которые мыслили и чувствовали иначе чем большинство людей их профессии. Они считали, что искусство было лишено динамики, свободы и духовного напряжения и не ощущало вибраций наступающего века. Кандинский и Малевич считали природу настолько совершенной, что создание любых ее копий было для художников бессмысленным. Любое изображение Малевич приравнивает к умерщвлению природы.
«Все вы желаете видеть куски живой натуры на крючках своих стен»
Малевич в письме к Габриеле Мюнтер от 3 апреля 1904г.
Первое направление – геометрическая абстракция.
Геометрическая абстракция основана на правильных четко очерченных конфигурациях.
В такой манере работали:
- Казимир Малевич (1879-1935)
- Пит Мондриан (1872-1944)
Второе направление – лирическая абстракция.
Художники изображали свободно текущую форму, наполненную плывущими, пульсирующими и мерцающими цветами. Основателем этой ветви был Василий Кандинский.
В.Кандинский. Москва 1916 г.
К. Малевич. Живописный реализм футболиста, 1915
К середине 1910-х годов Малевич реализует в своем творчестве собственный способ мышления — супрематизм. Эта живописная техника построена на последовательном исполнении правил и приемов. На первый взгляд такие картины похожи на учебную работу по композиции, выполненную в цвете.
Супрематическая идея основывается на 3-х элементах:
- форма
- фон
- цвет
К. Малевич. Черный квадрат, 1915
Черный квадрат
Черный квадрат Малевича это протест против изображений «женских ляжек и гитар в лунном свете» — как писал сам художник.
«Искусство живописи, слова, скульптуры было каким-то верблюдом, навьюченным разным хламом одалисок, Саломеями, принцами и принцессами»
Цит. по: Наков А. Русский авангард. М., Искусство 1991 с. 158
Георг Грос. Дада-картина
Дадаизм — антихудожественное, иногда ребяческое международное движение, существовавшее в пероид с 1916 (год основания «Кабаре Вольтер») до начала 1920-х годов. Дадаизм не был исключительно художественным движением. Его последователей интересовали так же музыка, политика, философия. К музыке дадаисты относились несерьезно, к литературе — провакационно, а к политике — радикально.
Дадаизм был состоянием духа, настроением и реакцией молодежи на политические и общественные проблемы времени. Их протест выражался в дадаизме — иррациональных, противоречивых и бессмысленных акциях и художественных произведениях.
«То, что мы называем дада, — это игра шута с безделицей, в которую впутаны все более высокие вопросы»
Хьюго Боли
М. Дюшан. «Джоконда» Леонардо да Винчи
(«L.H.O.O.Q.»), 1919
Искусство 20 века. Дадаизм
Главным вдохновителем нового течения стал Марсель Дюшан (1887-1968)- французский художник авангардист. В своем творчестве он не ограничивал себя никакими сюжетными ассоциациями. Выставляя напоказ в мастерской различные артефакты – ощетинившийся гвоздями утюг, велосипедное колесо на постаменте, собранную из подручных материалов сушилку для бутылок, М. Дюшан чувствовал себя счастливым. В 1913 г. художник Марсель Дюшан изобрел прообраз жанра инсталляции – «Ready made». Это первая акция того, что в последствии буде называться концептуальное искусство. Дюшан вырывает банальный объект из его контекста в соответствии с концепцией “готовых” (ready-made) объектов.
М. Дюшан. Велосипедное колесо, 1913 г.
М.Дюшан. Сушилка для бутылок ,1914 г.
Курт Швиттерс. Коллаж М2 439
Движение дадаистов почти не сказалось на промышленном дизайне или архитектуре, однако большое влияние оказало на графический дизайн и в особенности на книгоиздательство. Непревзойденных высот в создании коллажей достиг немецкий художник Курт Швиттерс – создатель одного из видов дадаистического направления — мерцизма.
Вам будет интересно:
Художники-передвижники
Художники прерафаэлиты
solla.site
Репродукции картин, печать постеров на холсте, Фовизм
Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи конца XIX — начала XX века. Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1905 года. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, и французский критик Луи Восель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves). Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена. Также к числу сторонников этого направления можно причислить таких творцов как Альбер Марке, Шарль Камуан, Луи Вальта, Анри Эвенепул, Морис де Вламинк, Рауль Дюфи, Отон Фриез, Жорж Руо, Кеес ван Донген, Жорж Брак и других. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало ей выразительности и композиции. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин; я рисую картины».
В начале 20-ого века в художественной жизни появляется еще одно течение, которое получило название «фовизм». Зарождается оно в Париже – именно там во время проведения Осеннего салона в 1905-ом г. Некоторые художники представили свои картины в рамках целой творческой группировки. Критика нарекла их выставочную секцию «клеткой диких», а сами их картины вызвали волну неприятия и насмешек. После этого выходит рецензия Вокселя, где он и употребил понятие «фовизм». Эстетика фовизма использует идеологию Шопенгауэра и Ницше. В самой живописи художников привлекала выразительность цветового решения, как они говорили, «художник может найти решение всех вопросов в коробке с красками». Идеалом для фовистов был и Ван Гог, ведь его живописи были характерны яркие, сочные, эмоциональные краски, чистые цвета. Фовисты не пытались реалистично показать жизнь, они показывали, скорее, страсть к жизни, краски и эмоции. В основном, фовисты работали с пейзажами, редкие портреты носили нотки какой-то иронии со стороны автора. Фовизму характерен сильный, уверенный мазок, чистота цветов, сведение сложности форм к простым линиям. Одним из самых ярких представителей этого течения является Марк Шагал.
8-poster.ru
Буйство цвета и света. Фовизм.
Расцвел и отцвел 19 век, конец которого был насыщен новыми явлениями и тенденциями в искусстве, родил много разных творческих направлений, открыл много новых имен, ставших знаменитыми. Казалось бы, что еще можно сделать с цветом и красками, светом и тенью, с мазком и штрихом, композицией и формой? Многие молодые художники, учившиеся у признанных мэтров, Гюстава Моро, Эжена Каррьера или Леона Бонна, копировавшие в Лувре старых мастеров, насытившись романтизмом, импрессионизмом, нео- и постимпрессионизмом, символизмом, начали испытывать сомнения, неудовлетворенность, желание новых ощущений."Живопись наружно так проста,Что уму нельзя не обмануться,Но к интимной пластике холстаМожно только чувством прикоснуться."И.ГуберманОднажды два молодых художника, два земляка, Андре Дерен и Морис Вламинк, случайно встретившись и разговорившись, выяснили, что обоим нравится Ван Гог, недавно умерший и не успевший еще стать великим, а считавшийся «грубым отщепенцем» и маргиналом. Считается, что это был «первый разговор фовизма», направления, ставшего фундаментом и родоначальником авангардизма.Молодые люди почувствовали симпатию друг к другу, разъехавшись, продолжали бурную переписку, обсуждая свои мысли об искусстве и своем будущем в нем. Дерен писал: «Я уверен, что реалистический период живописи закончился. Собственно живопись только начинается». Шел 1901 год, живопись начинает мыслиться как нечто отдельное от объекта изображения, как некая самоценная вещь, в которой важен не объект, а сочетание элементов самой живописи – цвета, линии, пятна. Картина – такой же независимый предмет, как, например стол или стул, она должна перестать быть «рабом реальности». Эти новые мысли и идеи нашли живой отклик среди друзей Дерена и Вламинка, многие своими путями пришли к похожим идеям и даже попробовали их на холсте. К этому времени и Анри Матисс (биография его хорошо известна), подражавший до этого импрессионистам и пуантилистам, отдает теперь предпочтение чистым, несмешанным краскам, широким энергичным штрихам и мазкам.
"Для меня важнее всего - выразительность. Я не отделяю свое чувство жизни от способа, каким я его передаю."Анри Матисс
Гийом Аполлинер говорил, что в Матиссе - «сочетаются самые нежные качества Франции: сила ее простоты и мягкость ее света».
И вот на Осеннем салоне 1905 в Париже в одном зале с Анри Матиссом выставилась группа художников из 7 человек, работы которых шокировали публику, позже к ним присоединились еще трое. Писатель и репортер «Фигаро» Камиль Моклер написал в своем отчете о посещении выставки: «Такое ощущение, что на головы публики была вылита банка желтой краски».
В одном зале со всеми этими «бунтарями и хулиганами» находилась только одна вполне «нормальная» неоклассическая скульптура, которая резко контрастировала с буйством красок на картинах молодых художников. Один из критиков, Луи Воксель, назвал эту скульптуру «Донателло среди диких зверей», и словечко «дикие (les fauves)» подхватил Матисс – неформальный лидер группы, и так явление обрело свое имя, как новое направление в живописи – ФОВИЗМ. У него не было четко сформулированной программы, манифеста или своей теории, в отличие от сложившегося в тот же период немецкого экспрессионизма. Характерные особенности фовизма: предельно интенсивное звучание открытых чистых цветов, повышенная «свтоносность» («краски буквально взрывались от света», – писал впоследствии Дерен), сведение формы к простым очертаниям, отказ от традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета. Оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из объединения фовистов не сделал его. Все фовисты пошли после 1907 года своими путями в искусстве, используя фовизм как некий этап на пути экспериментальных поисков в области живописных средств. Этому способствовало влияние творчества Сезанна, эксперименты группы Пикассо, поиски в области развития кубизма, экспрессионизма, символизма и других новых направлений в искусстве, привлекавших молодых художников.
Андре Дерен (1880-1954) родился в семье кондитера в парижском пригороде Шату, окончил школу с премией «за выдающиеся успехи по рисованию и естественным наукам», учился у местного живописца Жакомена. Профессия художника в его среде не считалась серьезной и прибыльной, поэтому он поступил на подготовительные курсы инженерного факультета при Политехнической школе. В свободное время учился в студии символиста Эжена Каррьера, где познакомился со своими будущими соратниками, Матиссом, Пюи и Марке. Новое искусство, которым он увлекся, получалось веселым и шокирующим, хулиганистым и диким. Дерен как раз был одним из самых диких и буйных.
Заметно влияние пуантилистов Сёра и Синьяка, но в отличие от их ровных горизонтальных мазочков Дерен располагает свои мазки так, чтобы передать направление движения воды, света или предметов.
В 1907 году Дерен, будучи уже достаточно известным художником, почти все его работы куплены, начинает потихоньку уставать от фовизма. Он знакомится с группой Пикассо, которая, развивая наследие Сезанна, двигалась в сторону кубизма. Друг и соратник Дерена, Морис де Вламинк, которого считают родоначальником экспрессионизма в среде фовистов, в своих пейзажах, натюрмортах и портретах вознес цвет до уровня самостоятельного изобразительного средства.
Он родился в семье музыкантов, которые дали ему начальное музыкальное образование. Уже в 16 лет он покинул дом, работал механиком и делал спортивную карьеру как гонщик-велосипедист. Переболев тифом, вынужден был оставить спорт, стал зарабатывать уроками музыки и игрой на скрипке в оркестре. Знакомство с Дереном, а позже и с Матиссом привело его к увлечению живописью в мастерской на острове Шату.
Он никогда не учился рисовать, гордился тем, что был самоучкой, но занятие искусством не давало ему возможность прокормить себя, и он зарабатывал на жизнь, работая музыкантом в варьете на Монмартре и сочиняя эротические рассказы, иллюстрации к которым рисовал друг Дерен.
Альбер Марке родился в 1875 году в Бордо, очень рано проявил способности к рисованию, учился в Школе изящных искусств, в классе Гюстава Моро. Начинал Марке карьеру художника под сильным влиянием творчества импрессионистов, но, присоединившись к группе фовистов, начинает писать колоритные, насыщенные цветом и светом пейзажи, отличительной чертой которых была точка зрения – как будто художник писал их с высоты.
Любимая тема – вода, Сена и море. И.Эренбург писал: «Я пошел к Марке и долго глядел на пейзажи – вот чего мне не хватало – серой воды на холсте» («Люди, годы, жизнь»).
Море он изображает постоянно, оно может быть и главным героем его картины и второстепенным, являясь лишь фоном.
Жорж Брак – живописец, скульптор, гравер, декоратор, родился в 1882 году в Аржантее в семье ремесленников. Изобразительному искусству учился сначала у отца-самоучки, затем в художественной школе Гавра и в Академии Эмбера в Париже.
В начале своего творчества был связан с фовизмом, писал в основном пейзажи, используя сложные цветовые гаммы.
Анри-Аншиль-Эмиль-Отон Фриез родился в 1879 году в Гавре. Дед и отец были капитанами дальнего плавания, эта же карьера была уготована и юному Отону. Мать передала ему свою любовь к музыке, искусству, и с 12 лет он начинает учиться в Городской школе изящных искусств у того же учителя, у которого учились рисунку Брак и Дюфи. Главной темой его работ в начале творчества были изображения портов и морских гаваней.
В Париже, «переболев» импрессионизмом, Фриез знакомится с Матиссом и Руо и с 1905 года становится приверженцем фовизма. Работы этого периода, часто изображающие как бы увиденные с высоты пейзажи или изображения человеческих тел, принадлежат к лучшим работам Фриеза.
Но с 1908 года художник резко меняет манеру письма, отходит от принципов фовизма, перейдя к схематичной упрощенной форме изображения.
Рауль Дюфи родился в 1887 году в бедной многодетной семье и вынужден был с 14 лет работать, зарабатывая на жизнь, хотя уже в школе проявились его художественные способности. Он посещает вечерние курсы живописи при художественной академии в Гавре, здесь знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом, будущими своими соратниками в искусстве. Дюфи удается получить стипендию города Гавра, он отправляется в Париж и учится в ателье Леона Бонна при школе изящных искусств.
Отойдя от импрессионистской манеры, в которой он писал до 1905 года, художник посвящает себя фовизму, много ездит по Франции, рисует, и в 1906 году открывается первая персональная выставка Дюфи в галерее Берты Вайль.
Влияние Сезанна и Пикассо, интерес к структуре формы предмета и желание изобразить ее на полотне приводит его к кубизму.
Кес Ван Донген, нидерландский художник, родился 1877 году близ Роттердама, учился в Королевской Академии изящных искусств в Роттердаме , для практики рисовал сценки из жизни матросов и проституток в городском квартале красных фонарей.
В 1899 году переехал в Париж, познакомился с группой фовистов, участвовал в Осеннем салоне 1905 года, рисовал карикатуры для одной парижской газеты.
Жорж Руо родился в 1871 году в Париже, в бедной семье, в рабочем квартале рядом с кладбищем Пер-Лашез под грохот пушек во времена Парижской коммуны. Его дед, служитель почты, увлекался коллекционированием гравюр Калло и литографий Домье. Жорж два года учился у художника-витражиста, потом – в Академии изящных искусств у Гюстава Моро. Моро считал его своим любимым учеником и завещал ему после своей смерти быть хранителем его музея.
После знакомства с учениками Моро, Матиссом и Марке, Руо стал их сторонником и одним из основателей Осеннего салона, выставлялся вместе с фовистами, но держался несколько в стороне, избегая свойственной им декоративности.
Жан Пюи (1876-1960), считался «полудиким» в группе фовистов, потому что он одновременно дружил с лучшими представителями фовизма, и в то же время, как бы стоял в сторонке. Свойство его характера, противостоять какому бы то ни было давлению, отразилось и в творчестве.
Не поддаваясь чужому влиянию, Пюи упрямо стремился к классической законченности произведения и чувству строгой меры в цветовом строе, не разделяя полностью увлечения фовистов безудержной яркостью.
Шарль Камуан родился 1879 году в Марселе, отучившись в местной художественной школе, перебрался в Париж, где познакомился с Матиссом, Марке, Вламинком и Мангеном. Присоединившись к группе фовистов, он, однако, считался «самым импрессионистичным» в своем окружении.
С 1904 года Камуан начинает участвовать в Осеннем салоне и галерее Берты Вейль, где прошла его персональная выставка. В дальнейшем был некоторое время дружен с Сезанном, восхищение им проявилось и в его работах того времени.
Луи Вальта родился в 1869 году в Дьеппе в богатой семье судовладельцев, получил образование в версальском лицее Ош. Поселившись на Лазурном берегу в Антиоре, он жил там почти безвылазно, чем очень удивлял своих собратьев-художников.
Именно там он находил то, что было ему нужно для творчества: море, скалы, закаты и шум прибоя. Вольта запечатлел на своих полотнах всю красочность окружающей его природы, экспрессии его картин способствовала техника фовизма с его буйством красок и контрастностью тонов.
Анри Шарль Манген родился в 1874 году в Париже, учился в Школе изящных искусств у Гюстава Моро, делал копии с полотен художников Возрождения в Лувре, некоторое время, как и все, находился под большим влиянием импрессионизма, но дружба с Матиссом и его сподвижниками, участие в Осеннем салоне изменили его манеру письма.
Многие из его средиземноморских пейзажей представляли собой пик его карьеры в качестве художника – фовиста.
Фовизм как направление в живописи просуществовал всего несколько лет в самом начале 20 века, оставив, однако, заметный след в истории искусства. Его новаторские приемы нашли свое отражение в творчестве экспрессионистов, абстракционистов и в появившемся в конце века движении «Новых диких» (о них позже). Все фовисты пошли после 1907 года своими путями в искусстве, используя фовизм как некий этап на пути экспериментальных поисков в области живописных средств. Этому способствовало влияние творчества Сезанна, эксперименты группы Пикассо, поиски в области развития кубизма, экспрессионизма, символизма и других новых направлений в искусстве, привлекавших тогда молодых художников.
Слайдшоу по теме:
Ссылки:http://et.wikipedia.org/wiki/Fovismhttp://staratel.com/pictures/matisse/zametki.htmhttp://adindex.ru/publication/gallery/2011/05/5/65287.phtmlhttp://gallerix.ru/lib/fovizm-v-zhivopisi/Первая публикация поста - в блоге "Ботинок":http://botinok.co.il/blog
vanatik05.livejournal.com
Творчество художника Рауля Дюфи: картины и биографияРауль Дюфи (Raoul Dufy, 1877, Гавр — 1953, Форкалькье, Прованс) — французский живописец, график, мастер прикладного искусства, декоратор и керамист, представитель фовизма и кубизма в живописи.
Рауль Дюфи родился в Гавре 3 июня 1877; начальное художественное образование получил в родном городе в Школе изящных искусств. В 1900 Рауль Дюфи поступил в Школу изящных искусств в Париже и стал часто бывать в мастерской художника и коллекционера Леона Бонна. Художник был равнодушен к академической живописи; гораздо больше его привлекал импрессионизм, особенно пейзажи Клода Моне и Камиля Писсарро. После творческой фазы, когда Дюфи писал в импрессионистской манере, длившейся до 1905 года, художник посвящает себя фовизму, с которым познакомился на Осеннем салоне, где были представлены картины Анри Матисса. В этот период художник много ездит по Франции и рисует. Фовисты писали яркими чистыми цветами и очерчивали образы выразительным резким контуром; эти же черты характерны и для работ Рауля Дюфи, выполненных в 1906-1909. За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. В этот период Дюфи пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне. И тольо к 1920-м годам Рауль Дюфи выработал собственную оригинальную манеру. В картинах зрелого периода творчества художника перспективные построения почти не используются, а светлые прозрачные пятна жидкой краски накладываются быстрыми легкими мазками; эта манера получила название "стенографической". К середине 1920-х определился и его тематический репертуар. Рауль Дюфи предпочитал сюжеты, в которых раскрывалась радостная, праздничная сторона жизни — воскресные гулянья, пляжи, регаты, конные скачки, концерты и светские приемы. Высокая линия горизонта нередко уходит за верхний край холста, благодаря чему пространственные отношения редуцируются, приводятся к плоскости. Картинное поле делится на отдельные цветовые зоны, образующие мажорные созвучия бирюзовых, изумрудных, сиреневых, розовых, оранжевых тонов. Поверх этих цветных плоскостей накладывается ажурный рисунок. Деревья, постройки, парусники, фигурки людей парят в прозрачной спектральной среде. Легкая лазурь определяет тональность многих полотен (Купальщицы в открытом море, 1925—1927; Морской праздник в Гавре, 1925, обе — Париж, Гор. музей современного искусства; Казино в Ницце, 1927, Женева, частное собрание; Мастерская в Гавре, 1929, Париж, частное собрание; Решетка, 1930, Нью-Йорк, частное собрание). Разделение цвета и рисунка — специфическая особенность метода Дюфи. Для Всемирной выставки 1937 Рауль Дюфи выполнил крупномасштабное (600 м2) аллегорическое панно Фея электричества, в котором соединяются темы природы и истории, мифологии и реальности, архитектурные мотивы и портреты ученых (ныне — Париж, Гор. музей современного искусства). В поздний период творчества (с кон. 1930-х) художник, страдавший полиартритом, ограничил круг своих тем, сосредоточившись преимущественно на натюрмортах и интерьерах. К этому времени относятся лаконичные и изысканные работы, посвященные музыке, — серия Скрипки и "оммажи" (посвящения) Шопену, Баху, Моцарту, Дебюсси (Красная скрипка, 1948, Париж, частное собрание; В честь Клода Дебюсси, 1952, Гавр, Музей искусств).
Рауль Дюфи картиныКомментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
Фовизм в живописи: особенности нового течения
Искусство и развлечения 16 июля 2015Начало XX века ознаменовалось появлением в живописи нового художественного течения — фовизма. Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века. Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения. Впервые такая характеристика была употреблена известным критиком Луи Вокселем относительно работ нескольких молодых художников, картины которых были представлены в 1905 году на Осеннем Салоне.
Кроме картин в салоне находилась статуя, выполненная в стиле эпохи итальянского Возрождения. Увидев ее в окружении необычных работ, критик сказал, что фигура похожа на Донателло среди диких зверей. Так и повелось, что представителей нового направления стали называть фовистами.
Фовизм в живописи
Творения новаторов произвели фурор среди посетителей Салона, ведь они кардинально отличались от уже существующих стилей. Неординарный подход к искусству и особый взгляд на мир взбудоражили общество: на фоне фовизма даже импрессионизм стал казаться рациональным и более привычным, традиционным.
Фовизм в живописи отличался от других течений: художников, работающих в этом направлении, не объединяла какая-то общая эстетическая программа. Их холсты — это, скорее, способ утвердить свое субъективное видение мира, используя для этого максимально простые очертания и формы. Нарочитая острота композиционных решений, отрицание линейной перспективы, примитивизация изображаемого — все это объединило таких художников, как Анри Матисс, Морис Марино, Андре Дерен, Жорж Брак, Жорж Руо, Отон Фриз, Альбер Марке и другие.
Представители фовизма в живописи, хотя и придерживались схожих принципов в работе, отличались мировоззрением. Андре Дерен был более рационален; Анри Матисс — мечтателен; Жорж Руо выражал образы с особым трагизмом и гротескностью. Столь контрастные отличия стали причиной того, что фовисты были объединены между собой короткое время (союз распался в 1908 году). Затем пути их разошлись, и каждый из художников нашел себя в более близких по духу и восприятию стилях, изменив при этом приемы работы и творческие принципы.
Особенности нового течения
Деятельность фовистов, несмотря на короткий период существования объединенной группы его представителей, оказала существенное влияние на развитие европейской живописи. Смешение самых значимых достижений того времени, заимствование тех или иных приемов из разных стилей сделали это направление особенным и хорошо узнаваемым. Фовизм в живописи стал своеобразным горнилом, смешавшим приемы японской цветной гравюры, методы постимпрессионистов и даже средневековых художников. Целью фовистов было максимальное использование цвета, который являлся лакмусовой бумагой настроения творца. Чаще всего предпочтение отдавалось ярким тонам, которые на контрасте играли с натуральными природными цветами, подчеркивая и обостряя их. Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией.
Видео по теме
Матисс и его видение живописи
Для некоторых художников, решивших воплотить в своем творчестве смешение разных стилей, целью стал фовизм в живописи. Матисс — один из наиболее ярких представителей этого течения, был не только его основателем, но и человеком, сделавший весомый вклад в развитие направления.
В частности, он первым прибег к, казалось бы, шокирующим методам: например, Матисс считал уместным изобразить женщину с зеленым носом, если это придавало картине экстравагантности и пикантности. Он утверждал, что изображает не женщину, а картину, поэтому цветовая гамма может быть такой, какой хочет ее видеть художник. Вдохновляясь работами выдающихся импрессионистов (в частности, Ван Гога и Гогена), Матисс создавал яркие, сочные работы в насыщенных тонах.
Оригинальная техника художника особенно четко видна в картинах «Вид Коллиура», «Дама в шляпе».
В них он стремился подчеркнуть основополагающие принципы нового течения, а именно выразить чувства, вызываемые увиденным, но не привязанные к цветовой гамме окружающего, а воплощенные на полотне теми оттенками, которые близки по духу творцу. Таким представлялся Матиссу фовизм в живописи. Картины известного авангардиста не раз подвергались критике, одна из них - «Голубая обнаженная» - даже была сожжена на Международной выставке современного искусства 1913 года, проходившей в Чикаго.
Влияние фовизма на европейскую живопись
Фовизм в живописи европейских художников сыграл огромную роль в дальнейшем развитии изобразительного искусства, дав толчок к выражению на холсте в оригинальной манере чувств художника, их видения окружающего мира. Человечество в очередной раз расширило горизонты мировоззрения благодаря новаторству фовистов.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Закон Счетная палата РФ: функции, председатель, полномочияСчетная палата РФ является постоянно действующей структурой. Она подотчетна Федеральному собранию. Деятельность Счетной палаты РФ ориентирована на усиление надзора со стороны ФС за своевременной реализацией госбюджета...
Искусство и развлечения Техника сфумато в живописи: особенности, примерыСфумато в живописи – это уникальная техника, изобретенная гением Леонардо да Винчи. До сих пор она вызывает восторг у зрителей и профессиональное восхищение у художников. Расскажем о том, в чем особенности этой ...
Искусство и развлечения Маньеризм в живописи: особенности направленияМаньеризм в живописи – это направление в изобразительном искусстве XVI–первой половины XVII века. Оно возникло в Италии как реакция на кризис гуманистических идеалов, характерных для эпохи Возрождения. В б...
Компьютеры Мышка бегает по экрану: что делать?Компьютер и его составляющие - техника непредсказуемая. Разнообразные сбои и неполадки в ее работе встречаются довольно часто. Как быть, если мышка бегает по экрану? Что необходимо предпринять для исправления ситуации...
Мода Модные мужские плавки 2013Плавки для мужчин издевательствам от дизайнеров поддаются меньше, чем женские, хотя и на них имеется своя мода, которая меняется с годами.
Новости и общество Крупнейшие реки и озера Алжира. Какие они?Впервые про крупнейшие реки и озера Алжира мы, пожалуй, узнаем еще на уроках географии в средней школе. Согласитесь, ведь часто бывает так, что, почерпнув общую информацию из удачно составленного и иллюстрированного у...
Автомобили Особенности автомобиля Toyota Avensis VersoСпециалисты французской компании «Тойота» разработали целую серию однообъемных компактвэнов на основе легковых моделей. И объединило их одно название Verso. В эту категорию входят Yaris Verso, Corolla Vers...
Автомобили GDI-двигатель: устройство и особенностиGDI-двигатель относится к агрегатам с прямым впрыском топлива, в которых горючая смесь проникает не во впускной коллектор, а сразу в цилиндры ДВС. На данный момент такими силовыми установками укомплектовываются автомо...
Автомобили «ВАЗ-Приора» новая (2014-й модельный ряд): в чем особенности?Впервые легковой седан «ВАЗ-Приора-2170» появился на свет еще в 2007 году. По сути, новинка была усовершенствованной копией легендарной «десятки» (ВАЗ-2110), которая производилась с середины 19...
Автомобили Новый «Мерседес Брабус Гелендваген» 2013 модельного ряда - в чём особенности?Совсем недавно, в июле текущего года, известная немецкая компания по производству автомобилей «Мерседес» объявила о старте продаж нового поколения легендарного внедорожника модели «Брабус Гелендваген...
monateka.com
Изобразительное искусство Запада XX века.
Страница 3 из 14
Фовизм
В самом начале XX столетия во Франции в моду входит одно из первых модернистских тече-ний – фовизм. Впервые фовисты представили свои произведения на парижском Осеннем салоне в 1905 году, где их отдел был назван «клеткой диких» (в буквальном переводе с франц. fauve – «дикий»).
Слово «фовизм» было использовано критиком Луи Вокселем в рецензии и вскоре вошло в историю искусства в качестве названия единого течения.
Возникшее как отклик на социальный кризис в обществе, новое революционное направление протестовало против нарочитости неоимпрессионизма. «Дикие» отрицали всякие нормы и законы восприятия в живописи. Изображаемые предметы они словно рвали на части, стремясь вызвать у зрителей эмоциональное потрясение и вернуть их к природным инстинктам.
В основе концепции «диких» лежали постулаты Ницше и Шопенгауэра, согласно которым «воля к жизни есть субстанция человеческой деятельности». Следовательно, в битве между интеллектом и подсознанием всегда побеждают подсознательные инстинкты. Их творческим кредо стало выражение: «Искусство не мысль, но – вера. Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками». Советский искусствовед М.В. Алпатов в свое время сказал, что в творчестве фовистов предмет уже не играет той роли, которая принадлежала ему у их предшес-твенников, они имеют дело «не с грузной плотью вещей, а лишь с облегченными знаками предметов».
Течение «диких» объединило творчество людей искусства с тягой к особой выразительности цвета. Своим учителем и кумиром они считали голландского живописца Винсента Ван Гога, последняя выставка которого поразила молодых художников чистыми красками.
В конце жизни мастер не раз обращался к вопросу о колорите и повышенной экспрессивности цвета. Много работая в этой области, он пришел к выводу, что фотографически точные и соответствующие натуре колорит и рисунок не вызывают в зрителе сильного волнения. Ван Гог мечтал выразить чувства влюбленных смешением или противопоставлением цветов, вибрацией двух родственных тонов; зародившуюся мысль – сиянием светлого тона на темном фоне.
Стремление к победе цвета, жизненного и музыкального, иногда необузданного и обострен-ного до предела, ничем не сдерживаемого, как раз и объединило творчество в принципе разных по манере исполнения художников.
Сделав цвет основным изобразительным средством, и рассматривая цветные соотношения как основной элемент живописи, фовисты не стремились реально показать окружающую действитель-ность. В их палитре преобладали только несмешанные («чистые») и контрастные цвета: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и красный. Поэтому картины представителей этого направления полностью оправдывают прозвище «дикие»: они пестрят яркими красками, темными широкими контурами, искаженными формами и полным отсутствием объемов. Довольно часто на полотнах фовистов можно увидеть зеленое небо, желтое дерево или синее лицо.
Эта наивная по существу и искушенная по замыслу живопись исходила из реальности и вдохновлялась ею. Однако цветовая палитра неточно отражала реальные краски природы. В своих работах художники использовали кричащие тона и вопиющие оттенки, как, например, на полотнах «Музыка» (1910, Эрмитаж, Санкт-Петербург) А. Матисса и «Заснувший Пехштейн» (1910, Баварские государственные собрания картин, Мюнхен) Э. Хеккеля.
Фовистское искусство не стремилось к правдоподобному изображению действительности, а было озабочено выражением реальности, наполненной эмоциональностью. Эти эстетические эмоции и составили основу содержания работ художников данного направления. Преобладающей тематикой нового течения стало «желание жизни».
Для выражения идей фовизма пригодными оказались не все жанры. Художники отдавали предпочтение изображению пейзажа и интерьера в чистом виде или с предметами обстановки. Меньшим вниманием пользовался портрет, который нередко отражал ироническое или снисходи-тельное отношение к модели. В течение какого-то периода времени фовисты ограничились рамками только пейзажа и композиций с фигурами.
Впоследствии критики разделили фовизм на две группы: «необузданный» и «дисциплиниро-ванный». Первый, согласно их определению, подчинялся только инстинкту, второй был рассчитан на размышление и раздумье. Наиболее ярко эти две крайности нового течения можно проследить в творчестве двух талантливых французских живописцев – Мориса Вламинка (1876-1958) и Анри Матисса (1869-1954).
Произведения фовиста Мориса Вламинка высоко ценятся знатоками живописи. Зрителям особенно запоминаются его динамичные, напряженно-контрастные по цвету пейзажи, к которым относится прославленное полотно художника «Красные деревья» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж). Живопись Вламинка, воспринимающего окружающую действи-тельность слишком ярко, обрушивается на зрителя стихийным потоком эмоций, в то время как произведения Матисса выражают праздничную красочность мира, восторг и радость бытия.
Несмотря на то, что сам Вламинк утверждал, что «фовизм – это он и его творчество», настоя-щим лидером и вдохновителем фовистов был все же А. Матисс.
Французский живописец, график и театральный художник Рауль Дюфи выполнял великолеп-ные эскизы для гобеленов и декоративных панно; его воздушные, праздничные холсты, изобра-жавшие сцены скачек и парусных регат, были чистыми по цвету и беглыми по рисунку. Наиболее интересной работой этого периода считается «Гавань для яхт» (1924, частное собрание, Париж). Один из представителей фовизма – Андре Дерен – работал самостоятельно, но дружеские отношения с Морисом Вламинком привели его в группу «диких». Совместно с Вламинком они даже выработали стиль наиболее «дикого» фовизма.
На формирование художественной манеры Дерена большое влияние оказало творчество Ван Гога и Сезанна. Под впечатлением от творчества Матисса, с которым он познакомился в академии Карьера, где брал первые уроки живописи, в его картинах стали появляться черты фовизма. Художник присоединился к новому направлению и представил свои работы на выставке Осеннего салона в Париже. Внимание публики привлекла композиция «Две шлюпки» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж).
Под влиянием романтичной поездки на Атлантическое побережье Франции Дерен создал полотно «Порт в Коллиуре», где красные мачты парусников прекрасно сочетаются с зеленой травой на берегу залива. Сама работа словно наполнена светом горячего южного солнца.
Совсем иное чувство вызывают лондонские картины Дерена – «Биг Бен», «Вестминстерский мост», «Лондонский порт», «Пул Лондона» (галерея Тейт, Лондон). Насыщенные краски, сочета-ние синих, красных и зеленых цветов великолепно передают ощущение прохладной и влажной атмосферы английской столицы.
Знакомство с великим Пабло Пикассо оказало большое влияние на творчество молодого французского мастера. Колористическая гамма его картин стала сдержаннее, а формы – проще и лаконичнее. Полотна «Натюрморт на столе», «Старый мост в Кане» и «Роща» сильно напоминают манерой написания картины ранних кубистов. Наиболее популярной композицией А. Дерена этого периода является картина «Гавань в Провансе», написанная в 1912 году (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Светло-синяя полоса залива, белые здания на берегу и закрывающая небо огромная скала выполнены в примитивной манере. Однако великолепная техника рисунка позволяет зрителю ощутить воздух побережья.
Трагические годы Первой мировой войны сильно повлияли на взгляды и художественные принципы Дерена. Его излюбленными жанрами этого периода стали портретный и композиции с человеческими фигурами. В картинах «Тайная вечеря», «Люси Канвейлер», «Субботний день» и «Девушка в черном» методы примитивного искусства органично соединились с классицизмом.
Большое место в творчестве Дерена занимала графика. Он сделал прекрасные иллюстрации к поэме Овидия, комедиям Рабле и Лафонтена. К римскому периоду творчества (1921) относятся работы, изображающие обнаженную натуру, среди которых наиболее знаменит холст «Обнажен-ная с кошкой» (1923, Париж, частное собрание).
Дерен постоянно совершенствовал свой метод, детально изучая и копируя произведения великих мастеров Возрождения и современных художников. Печалью и одиночеством наполнены последние картины Андре Дерена – «Лодки в Нуармутье» и «Пейзаж», написанные в 1954 году, показывающие тревожность и непрочность окружающего мира.
Многие работы фовистов – таких, как А. Матисс, М. Вламинк и А. Дерен – отличает бессис-темное использование красок. Никакие нормы и живописные традиции не смогли остановить представителей этого направления от использования яркой цветовой палитры. Все зависело от художественной интуиции и творческой самоотдачи художников.
Таким образом, смелое экспериментирование с цветом художников-фовистов, использование движения не только от теплых тонов к холодным, но и наоборот привело к образованию новой манеры письма, получившей название «без правил».
В своих картинах фовисты уделяли мало внимания пространству, форме и объему предметов. Передача этих аспектов в работе происходила с помощью цветовой гаммы и различных контур-ных линий, что способствовало сопоставлению предметов в разных планах. Довольно часто контурная линия не соответствовала форме изображаемого предмета.
Выше уже говорилось, что лидером нового течения стал Анри Матисс, который видел высший смысл работы художника в том, чтобы творчество стало наслаждением для живописца. Он говорил: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе». Свою цель в искусстве лидер фовистов определил так: «Моя задача, как я думаю, в том, чтобы дать успокоение... Я мечтаю об искусстве равновесия, чистоты и строгости, лишенном запутанного и унылого сюжета, искусстве, которое было бы для любого, будь он деловым человеком или писателем, чем-то успокаивающим, чем-то вроде хорошего кресла, в котором можно отдохнуть от физической усталости».
Анри Матисс считал, что для художника очень важно четко представлять будущую картину еще до начала работы: «Для меня все заключается в концепции, поэтому с самого начала необходимо иметь ясное представление о целом». Порядок и четкость должны обязательно присутствовать в работе художника. «Этого композиционного единства, которому подчинено все, даже формат полотна, я не добиваюсь сразу. Оно требует долгой работы, обдумывания и взаимного приспособления», – сказал Матисс в одном из интервью 1909 года. После осознания художником всей композиции, основываясь на своей художественной интуиции, нужно выбрать необходимые для работы краски.
Матисс придавал большое значение природе как одному из начал любого творчества. «Люди, нарочито стилизующие и намеренно удаляющиеся от природы, попадают мимо истины. В минуты рассуждения художник должен отдавать себе отчет в условности своей картины, но, когда он пишет, им должно владеть чувство, что он копирует природу, его не должно покидать убеждение, что это делается лишь в целях ее более полной передачи». Чувство цвета было развито у Матисса на интуитивном уровне: он прекрасно умел сочетать основные и второстепенные тона.
А. Матисс стремился использовать в своем творчестве художественный опыт Сезанна, Гогена, Baн Гога. Он пытался освоить живописную технику пуантилистов. Ее основателем является Ж. Сера, использовавший в своей работе широкие мазки-точки, постепенно превращая их в цветовые пятна.
Однако вскоре фовисты отказались от попытки освоить художественную манеру пуантилистов, так как последние, по их мнению, свели на своих полотнах все чувства к ощущению сетчатки глаза, в результате чего терялась цветовая поверхность полотна, форма и контур изображения.
Обращались фовисты и к живописному наследию постимпрессионистов. Под влиянием творчества великого французского мастера Поля Сезанна в их живописной манере стали преобладать чистые краски. Сам А. Матисс, работая над картинами, старался передать в них впечатления от внешнего мира и одновременно сохранить чистоту цвета.
Лидер направления прекрасно осознавал проблемы и задачи создания нового художествен-ного стиля, который смог бы заменить классические средства: светотень и моделировку натуры, перспективу и объемное видение мира. Матисс считал, что картины фовистов не должны ограничиваться лишь цветовой демонстрацией несмешанных красок. Однако не все члены группы «диких» усвоили новую манеру письма, поэтому по прошествии времени зашли в тупик и порвали с фовизмом.
С распадом этой группы каждый из художников выбрал другое направление, наиболее близкое им по художественной манере письма. А. Марке, например, переключился на изображе-ние аскетического пейзажа, подернутого лиризмом. Ж. Брак полностью отошел от фовизма и стал одним из основоположников другого направления в живописном искусстве XX веке – кубизма.
Другой фовист – М. Вламинк – на короткое время заинтересовался кубизмом, однако художественная манера нового направления его также не удовлетворила. После безуспешных поисков и метаний он нашел свой стиль в пластичном изображении темпераментных пейзажных композиций.
Увлечение кубизмом испытал и А. Дерен, что придало его фовистским работам новое разви-тие («Две шлюпки», «Лондонский порт»). К работам этого периода относятся «Вестминстерский мост» (1906, частное собрание, Париж), где показан городской пейзаж с желтой рекой, зеленой набережной и синим мостом, и картина «Женщина в рубашке», на которой изображена женщина с ярко-рыжей шевелюрой, одетая в синие чулки (1906, Государственный художественный музей, Копенгаген). Последующие полотна художника – такие, как «Вид Касиса» (1907, собрание П. Лови, Париж) и «Старый мост» (1910, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва), – переполнены темным цветом.
Только Матисс, главный создатель доктрины фовизма, упорно стремился выработать собственный стиль в этом направлении. В результате он добился того, что его работы приобрели яркость цветовой гаммы, а пластические формы несколько упростились. За пять лет (с 1905 по 1910 г.) он разработал несколько параллельных линий, каждая из которых различается соотноше-нием творческого видения и личных впечатлений от окружающей действительности.
Наряду со светлой колористической гаммой, он использовал в своих работах кричащие краски. В связи с этим картины Матисса этого периода отличаются экзотикой («Женский портрет», 1905, Государственный художественный музей, Копенгаген; «Алжирка», 1909, центр Помпиду, Париж).
В результате своих живописных поисков А. Матисс создал новый плоскостно-декоративный стиль. В его основе лежало использование контурных линий, с помощью которых живописец выполнял оригинальный орнамент рисунка. Эта манера внесла в колористическую палитру Матисса некоторую «нежность» («Маргерерт», 1907, собрание Пикассо). Сильный эмоциональный накал страстей художник изображал насыщенными, яркими тонами, что можно увидеть на картине «Разговор» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Этот стиль написания свойственен и большой серии картин – таких, как «Семейный портрет» (1911), «Мастерская художника» (1911), «Танец» (1910), «Музыка» (1910).
Настойчивое искание Матиссом естественной гармоничности в окружающей действитель-ности привело художника к своеобразному видению красоты реального мира в живописи. Вот почему при взгляде на работы художников-фовистов чувствуешь умиротворение и успокоение. Они наполнены спокойствием и беззаботностью. Но именно в этом и заключается односторон-ность и ограниченность полотен нового направления.
Тем не менее, со временем картины фовистов получили огромную известность во всем мире. Художники пользовались огромной популярностью, их полотна очень быстро раскупались. Материальное положение членов группы улучшилось, а живописцев стали принимать во всех художественных салонах Франции.
В дальнейшем это направление вышло за рамки французского искусства и достигло европей-ского масштаба. В 1906 году фовизм переживал период своего расцвета. Художники-фовисты регулярно устраивали выставки в различных салонах, в результате чего течение «диких» приобрело международный статус.
Возникнув в начале XX века во Франции, фовизм получил распространение и в других странах, например в Германии. Однако не в чистом виде, как во Франции, а содержал много элементов, перекликающихся с экспрессионизмом. Поэтому сформировавшееся течение обозна-чили как «фовизм-экспрессионизм».
Становление нового направления относят к 1908 году, когда в дрезденское объединение «Мост» был приглашен художник-фовист Кес ван Донген. Художественное видение французского живописца соответствовало немецкому менталитету, поэтому его творчество стало своеобразным мостом между двумя направлениями живописи.
В России черты фовизма можно обнаружить в работах Василия Кандинского (1866-1944) и Алексея Явленского (1864-1941). В 1896 году они практически одновременно приехали в Мюнхен, и между ними завязалась прочная и долгая дружба. В начале XX века оба художника посетили Париж, где познакомились с Матиссом и Руо. Вскоре русские живописцы выставили свои работы в русском отделе Осеннего салона, который был организован импресарио балетной труппы Сергеем Дягилевым.
В. Кандинского, изучавшего живопись фовистов, сильно потрясли полотна Матисса. Следствием этого стала огромная перемена в художественной манере автора. Появившиеся затем картины Кандинского поражали зрителей грандиозностью выполненной работы. Виды сел и улиц на горном фоне, интерьеры и композиции с человеческими фигурами изображались сверкающей цветовой гаммой, соединяющей в себе оранжевые, синие, красные и зеленые тона.
Для картин Кандинского фовистского периода характерен некоторый лиризм, которого он достигал сочетанием светлых тонов. «Сила красок в картине должна неудержимо притягивать зрителя и в то же время скрывать ее глубинное содержание», – говорил он. Однако в 1910 году Кандинский отошел от фовизма. Наиболее ярко черты фовизма прослеживаются в творчестве русских художников объединения «Голубая роза», которое находилось в оппозиции к позднему символизму. Среди членов этой группировки были такие выдающиеся живописцы, как П.В. Кузнецов (1878-1968) («Мираж в степи», 1912, Москва, Государственная Третьяковская галерея) и М.С. Сарьян (1880-1972) («Финиковая пальма», 1911, Москва, Государственная Третьяковская галерея). Их работы соответствовали центральной идее фовизма и были близки ему по умонастроению.
Фовизм как направление в искусстве занимал лидирующие позиции очень недолго. В первое десятилетие XX века, в условиях неспокойной общественной ситуации и неуверенности в завтрашнем дне художники все чаще стали уходить в своих работах от реального изображения действительности и обратились к «космической» тематике.
Фовисты попытались изобразить некий взрыв объектов, стремясь раздвинуть мировые границы и отразить что-то мистическое и беспредметное.
Эти метафизические устремления привели к появлению другого направления в искусстве XX в. – экспрессионизма. Многие из художников-фовистов стали работать в этом стиле, и лишь Матисс и Кес ван Донген еще какое-то время оставались в рамках фовизма. Другие живописцы полностью изменили свою манеру и стали творить в духе кубизма или экспрессионизма.
Таким образом, фовизм был переходной ступенью для формирования других направлений в искусстве. В дальнейшем еще наблюдались небольшие вспышки работ в этом течении, однако они уже не носили коллективного характера.
libsib.ru