Картина возрождение мира


Картина мира эпохи Возрождения. Высокое Возрождение в Италии

Картина мира эпохи Возрождения. Высокое Возрождение в Италии

Сандро Боттичелли. «Весна». 1478 г. Картина повествует о трагической любви Джулиано Медичи и Симонетты Виспуччи, образы которых ассоциируются с изображениями Меркурия слева и нимфы, похищаемой Зефиром (смертью), справа. Венера и три грации символизируют земную любовь и три степени душевной склонности влюбленных. Изображения райского сада и Весны, облаченной в орнаментированный хитон, напоминают готические вердюрные(1) мотивы, в то время как другие персонажи пронизаны атмосферой античной пластики.

Термин «Ренессанс», применяемый к изобразительному искусству XV–XVI вв., несет в себе идею возрождения, прежде всего античного наследия. В этом значении данное слово употребляется по отношению к искусству Византии («македонское возрождение»), раннего средневековья в Европе («каролингское возрождение») и т.д.

Итальянский Ренессанс изначально формировался из трех основных составляющих: традиций античности и средневековья в сочетании с исследованием природы. При этом в понятие «античность» входил широкий спектр культурных явлений, включающий не только собственно античные памятники, но раннехристианское и романское искусство, византийские традиции. Наследие европейской готики, тесно связанное в Италии с перечисленными стилистическими направлениями, органично вплетается в уникальный ренессансный синтез, возникший в процессе становления искусства Возрождения.

При этом подлинный синтез между античным и средневековым христианским искусством в контексте натурного видения достигается не сразу. В эпоху раннего Возрождения античное, воспринятое как эталон, находило подражателей, высшей похвалой для которых было уподобление античным ваятелям. Например, о Лоренцо Гиберти – авторе рельефов флорентийского баптистерия – говорили, что своим мастерством «он превзошел Поликлета».

Высокое Возрождение раскрывает несколько путей к достижению ренессансного синтеза. Одним из этих путей является отказ от опыта античности в пользу изучения натуры и подчинение этого исследования задачам христианского искусства, не чуждого традиционных канонов (Леонардо да Винчи). Другой путь связан с творчеством Рафаэля Санти, который достигает гармоничного соединения античной иконографии и пластического мышления с натурным рисованием в рамках христианского канонического изображения.

Иллюстрации Сандро Боттичелли к «Божественной комедии» Данте.

Творчество Сандро Боттичелли отличается переходным характером, так как знаменует переход от Раннего к Высокому Возрождению. В его работах еще нельзя почувствовать того художественного синтеза, который отличает живопись Рафаэля. Однако отношение к античному наследию у Боттичелли иное, нежели чем у художников начала XV века: Боттичелли не столько подражает античному искусству, сколько создает на его основе особую «светскую мифологию» (Арган Дж.), позволяющую говорить о современности на языке античной аллегории.

Плоскостной и декоративный стиль Боттичелли «балансирует» между линеарным орнаментализмом поздней готики и музыкальной пластикой римского рельефа. Персонажи античной мифологии и литературы иносказательно представляют современников художника, близких аристократическому придворному кругу Лоренцо Медичи, иногда затрагивая сферу христианского религиозного символизма.

Поэма Данте Алигьери «Божественная комедия».

Поэма Данте, повествующая о путешествии по аду и Раю, представляет собой, как и творчество Боттичелли, противоречивое сочетание античной (в частности, платонической) литературно-философской традиции и средневекового образного мышления.

Геоцентрическая космогония, присутствующая в поэме, соответствует учению Аристотеля-Птолемея о семи небесных сферах (Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна) и восьмой сфере «неподвижных звезд». Вместе с тем, средневековый принцип духовной иерархии не только предполагает дополнение античного космоса девятым небом с «неподвижным двигателем» и Эмпиреем, но также принцип объединения макро- и микро-космоса. Последнее положение проявляется в одухотворении небесных сфер и отождествлении различных планет со степенями христианских добродетелей (Венера – любвеобильные, Солнце – мудрецы, Марс – воители за веру). Идея загробного путешествия является данью средневековой книжной традиции, которая получила широкое распространение как в Западной Европе, так и в восточно-христианском мире («Плавание Брана сына Фебала», «Видение Макария Египетского», «Хождение отца Агапия в Рай» и др.).

Графика Боттичелли.

Боттичелли обращается к «Божественной комедии» как иллюстратор в 1492–97 гг. и предлагает два основных принципа изображения. Один из них включает средневековые художественные тенденции, другой – античные.

Средневековые традиции проявляются, прежде всего в пространственной концепции миниатюр. Традиционное изображение загробного мира в средневековом искусстве может быть сведено к формуле «концентричность-секторность-ярусность». Боттичелли часто прибегает к этому принципу.

Другим важным средневековым элементом изобразительного языка Боттичелли является традиционная для искусства интернациональной готики образность: это каноническое изображение Рая в виде сада с молодыми деревцами, элементы готической фантастики и др.

Античные элементы в иллюстрациях Сандро Боттичелли продиктованы текстом Данте. Например, когда Данте пишет о «Колодце гигантов» («Ад», Песнь XXXI), он объединяет мифологические и библейские образы, помещая в одном круге ада гигантов, восставших на богов, и царя Нимврода – строителя Вавилонской башни.

Новаторский подход художника проявляется в композициях, созданных вне существующих традиций. Так, в одной из иллюстраций, посвященной Раю, мастер изображает две парящие фигуры в абстрактном диагональном пространстве. Неустойчивость композиционного решения, сочетание стилизованных орнаментальных мотивов и конкретики придает изображению оригинальность. Интересно, что подобное совмещение абстракции и конкретики, фантастики и натурализма характерны и для литературного языка Данте, который легко переходит от сложной аллегории к реалистическому повествованию.

Стиль миниатюр Боттичелли может быть связан как с традициями средневековой книжной миниатюры, для которой в некоторых случаях была характерна линеарная трактовка (английская миниатюра раннего средневековья), так и с иллюстрациями научного трактата.

От миниатюры графические произведения Боттичелли отличает отсутствие связи с текстом. Средневековые кодексы, иллюминированные линией, как правило, представляют собой стройный и продуманный до мельчайших деталей ансамбль. Так, в Утрехтской Псалтири (820 г.) – прославленной рукописи Реймской школы – строгая архитектоника унциального письма контрастирует с каллиграфической «скорописью» миниатюр, которые, составляя с текстом единое целое, воспринимаются как его органическая часть.

От иллюстраций научного (или ремесленного) трактата работу Боттичелли отличает отсутствие в его графике функционального начала, так как важную роль в иллюстрациях к «Божественной комедии» играет самодостаточная эстетика рисунков. Вместе с тем, связывать миниатюры Сандро Боттичелли с традицией иллюминированных трактатов правомерно, так как текст Данте, напоминающий во многом богословский трактат, способствует созданию соответствующих рисунков.

Иллюстрации

Сандро Боттичелли. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте.

1492-1497 гг. «Ад». Песнь XXVII.

Мучения, дававших лукавые советы. Пространство, поделенное на секторы, напоминает средневековые изображения загробного мира.

«Сошествие во ад». Апокалипсис Беатуса. 975 г. Испания, Герона. Традиционны принципы средневекового космогонического изображения (концентричность, секторность, ярусность).

Сандро Боттичелли. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте. 1492-1497 гг. «Чистилище». Песнь XXVIII. Земной рай Эвноя.

«Великой жажде обойти дозором

Господень лес, тенистый и живой,

Где новый день смягчался перед взором,

Я медленно от кручи круговой

Пошел нагорьем, и земля дышала

Со всех сторон цветами и травой»

Сандро Боттичелли. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте. 1492–1497 гг. «Ад». Песнь XVII. Описание путешествия на змее-Гереоне.

«Он ясен был лицом и величав

Спокойством черт, приветливых и чистых.

Но остальной змеиный был состав.

Две лапы, волосатых и когтистых;

Спина его, и брюхо, и бока –

В узоре пятен и узлов цветистых».

Сандро Боттичелли. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте. 1492–1497 гг. «Ад». Песнь XXXI. Колодец гигантов.

Сандро Боттичелли. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте. 1492–1497 гг. Данте и Беатриче в Раю.

Данте так описывает свою возлюбленную:

«В венке олив, под белым покрывалом,

Предстала женщина, облачена

В зеленый плащ и платье огне-алом» («Рай». Песнь ХХХ).

Утрехтская Псалтирь. 820 г. Реймская школа. Иллюстрация к Пс. 26.

«Господь просвещение и Спаситель мой, кого убоюсь».

Ссылки:

1. Вердюрная композиция – это орнаментальная композиция, построенная на сочетании различных природных стилизованных мотивов. Изображения деревьев, цветов, мелких животных часто являются фоном произведений светской готической живописи в Италии. 

Литература:

Арган Дж. К. Поэтика Боттичелли // Боттичелли. Сб. материалов о творчестве. М., 1962. С. 37-49.

Дунаев Г.С. Сандро Боттичелли. М., 1977.

Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 1992.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

portal-slovo.ru

Картина мира эпохи Возрождения. Графика Ганса Гольбейна Младшего

Картина мира эпохи Возрождения. Графика Ганса Гольбейна Младшего

Ганс Гольбейн (1497–1543 гг.) родился в городе Аугсбурге в семье живописца. Брат Ганса – Амброзиус пошел по стопам отца, дед был золотых дел мастером. Несмотря на то что аристократический Аугсбург давал широкие возможности творческого роста, Ганс Гольбейн Младший переезжает в Базель – свободный город на Рейне, прославленный своими гуманистами и теологами.

Ранние работы в области книжной иллюстрации.

Ганс Гольбейн. «Астролог и теолог». Иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского. 1515-1516 гг.

«Есть из них и такие, которые предсказывают будущее по течению звезд, возвещают чудеса … и на счастье свое находят людей, которые всему этому верят» (Эразм Роттердамский).

Одной из первых работ Гольбейна в области книжной иллюстрации являются его рисунки на полях издания «Похвала глупости» Эразма Роттердамского. Книга нидерландского мыслителя первый раз была издана в 1511 году и выдержала около 40 изданий. Экземпляр 1515 г., находившийся у базельского гуманиста и учителя Гольбейна, был украшен рисунками нескольких художников. Всего книга содержала 82 рисунка, 27 из которых выполнил Ганс Гольбейн, а 23 – его родной брат Амброзиус.

Изображения, приписываемые Гольбейну, принято разделять на две стилистические группы: рисунки коричневатыми чернилами, обнаруживающие некоторую угловатость, и иллюстрации, выполненные черным тоном, отличающиеся большей изяществом и мастерством. И те, и другие миниатюры могли быть выполнены одним и тем же художником, варьирующим свою еще не устоявшуюся манеру рисунка.

Стилистика графики молодого Гольбейна связана с традициями гравюры: короткий штрих, четкость контура. Изображения при всей своей композиционной стройности и живости не образуют с текстом продуманного ансамбля: рисунки иногда перекрывают текст, не вписываясь в узкие рамки полей. Однако эта особенность не является художественным недостатком, так как легкие рисунки, не перегружающие рукопись активными тоновыми пятнами, прекрасно сочетаются с рукописными замечаниями базельского учителя Гольбейна. Этот комментарий вместе с повторяющимися витиеватыми росчерками пера усложняет содержательную структуру страницы, на которой помещен основной текст и печатный комментарий на полях, принадлежащий Эразму Роттердамскому. Следующий «слой» текста представлен тонкими строчками скорописи базельского владельца книги, и, наконец, изящные фигурки Гольбейна, чередующиеся с рукописным шрифтом, дополняют общее «каллиграфическое» впечатление от издания.

Ганс Гольбейн. «Дурак и Фортуна». Иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского. 1515-1516 гг.

«Да и может ли быть иначе, если сама Рамнузия, управительница всех дел человеческих, до того согласно со мною мыслит, что вечно пылает враждой к мудрецам, а дураков, напротив, даже во сне осыпает благодеяниями» (Эразм Роттердамский).

В своих композициях молодой художник часто использует профильные изображения из-за их характерности и тяготению к плоскости, силуэтности. Благодаря этому приему, миниатюры хорошо «садятся» на страницу, не нарушая эстетики двухмерного пространства.

Шутливый язык нидерландского гуманиста и обилие риторических красот в его произведении находят в лице молодого художника талантливого интерпретатора. Ганс Гольбейн довольно тонко чувствует литературную специфику оригинала, однако, в его иллюстрациях присутствует больше мягкости, чем в саркастических рассуждениях Эразма Роттердамского, подвергающего насмешкам все явления жизни и не предлагающего ничего, кроме тотального отрицания существующего миропорядка.

В 1520-е годы Гольбейн работает для печатни Иоганна Фробена. В эти годы он находит талантливого исполнителя своих произведений в технике ксилографии – резчика Ганса Лютцельбурга. К этому времени относятся не только характерные титульные листы, отличающиеся сложным и изысканным композиционным решением, но и книжные иллюстрации.

Ганс Гольбейн. Титульный лист «Геркулес и Орфей».1523 г.

Титул «Геркулес и Орфей» представляет сложное художественное повествование, строящееся на сочетании архитектурной темы, «живых» мифологических героев и второстепенных декоративных персонажей. Последний мотив трактован как изящная виньетка или рельеф воображаемой архитектуры. Данный прием предвосхищает сложную полифонию образов эпохи маньеризма.

Ганс Гольбейн. Титульный лист «Петр и Павел». 1522 г.

Титульный лист с изображением Петра и Павла производит иное впечатление. Точный, исполненный готических ассоциаций рисунок подчинен плоскости. Высокие декоративные достоинства гравюры подчеркиваются удачно найденными орнаментальными вставками, воскрешающими в памяти традиции средневековой книжной миниатюры. Если «Геркулес и Орфей» в стилистике своих образов сближается с итальянским искусством, знакомство с которым происходит в 1518–19 гг., когда Гольбейн посещает Италию, то «Петр и Павел» более отвечает традициям северного Возрождения.

В 1522–23 годах мастер иллюстрирует популярное христианское издание «Садик души», отвечающее традициям французских часословов. Книга была издана в Лионе.

Ганс Гольбейн. «Иоанн Креститель с секирой», «Св. Варвара». Иллюстрации к «Садику души». 1522-23 гг.

Гравюры Гольбейна отличаются агрегатным принципом композиции, то есть нарочито плотным заполнением пространства, характерным для искусства готики и барокко. Интересно отметить, что в творчестве некоторых немецких художников принципы готической изобразительности, минуя ренессансный этап, постепенно приобретают барочные черты. Своеобразный синтез готики и маньеризма (или зарождающегося барокко) присутствует и в гравюрах Гольбейна. Выразительные фигуры в обрамлении из акантов и рогов изобилия производят впечатление изображения-эмблемы. Тоновая однородность ксилографий сообщает им сходство со страницей текста, что дает возможность гармоничного взаимодействия печатного слова и изображения.

Алфавиты Ганса Гольбейна.

В числе элементов книжного дизайна, над которыми работает художник, нужно назвать такую интересную сферу его творчества как фигурный инициал. Он создает много произведений в этой области, изобретая целые тематические алфавиты, число которых достигает пятидесяти.

Традиции украшения книги как единого художественного ансамбля в Германии тесно связаны с венецианской книгоиздательской традицией. Она включала титул с историческим или аллегорическим сюжетом в архитектурном обрамлении, орнаментальную рамку для первой страницы текста, заставки, инициалы, издательский знак.

Первыми опытами художника в этой сфере являются орнаментальные алфавиты, связанные с венецианской традицией. Гольбейн дополняет идею растительного орнамента изображением зверей. Впоследствии он, в основном, разрабатывает фигурные инициалы с разнообразными сюжетами и персонажами.

Ганс Гольбейн. Малый Детский алфавит. 1523–24 гг.

В 1522–24 гг. художник создает Большой и Малый Детские алфавиты с изображением играющих путти. Эта тема приходит в европейское искусство из античных декоративных композиций, которые стали известны, благодаря сохранившимся раннехристианским памятникам.

«Игры амуров» – сюжет, встречающийся как в живописи Возрождения, так и в искусстве последующих эпох. Он по-разному интерпретировался в эпоху рококо и классицизма и показал большую долгожизненность. Персонажи Гольбейна играют, занимаются ремеслами, моются в бане, соревнуются друг с другом. Изобретательность мастера в данном случае не знает предела.

Цикл «Плясок смерти» Ганса Гольбейна.

Тема «Плясок смерти» в творчестве Гольбейна обязана своим происхождением средневековым литературным традициям. Многие рядовые произведения средневековой книжности касаются этой темы, которая превратилась в своеобразный канон рассуждения о бренности земного бытия. Этот канон включает следующие положения: смерть посекает молодых и старых, от нее не спасется даже монарх, с ней невозможно воевать, от нее нельзя откупиться. По этой схеме обычно строится почти любой текст на данную тему, предполагая большую или меньшую степень развернутости. Однако даже в самых кратких версиях основная канва перечисленных элементов сохраняется. Расширение данной риторической формулы происходит за счет нанизывания новых, иногда однотипных, мотивов. Примером такого рассуждения может послужить цитата из «Книги благой любви», составленной архипресвитером из Иты в XIV веке. Данная книга, являясь настоящей энциклопедией ходовых средневековых сюжетов, включает, конечно, и традиционное размышление о смерти.

«О смерть! Всех сметает с земли твоя длань бедоносная! ...

Сметешь и меня: всем живым ты противница злостная; …

О смерть! Пред тобою сильнейший ничтожен и слаб,

Никто из твоих беспощадных не вырвется лап,

Равны пред тобой злой и праведный, рыцарь и раб,

Ты в жалкую персть обращаешь монархов и пап …

Нельзя от тебя убежать, невозможно укрыться,

Нельзя с тобой спорить, нельзя от тебя откупиться,

Кто знает, когда к его полю пожалует жница?»

(Хуан Руис. «Книга благой любви». XIV в.).

В художественной культуре данная тема также имела достаточный резонанс, являясь поводом создания монументальных церковных росписей.

Чаще всего данный сюжет изображался в виде хоровода, в котором чередуются образы представителей разных сословий и возрастов с человеческими остовами, символизирующими смерть.

Ганс Гольбейн, видимо, первый раз обращается к данной теме в эскизе ножен кинжала, который был создан около 1523 г.

Композиция ножен представляет хоровод жертв смерти. Особенностью этой композиции является отсутствие повторов. Обращает на себя внимание разнообразие линейного, пластического и пространственного ритма.

Хотя изображение очень невелико по размеру, художник удивительным образом добивается эффекта плановости, помещая живых и инфернальных участников хоровода то на первом, то на втором плане.

Вторично к данной теме мастер обращается в жанре фигурного инициала. Алфавит «Пляски смерти» был издан в печатне Бебеля и Кратандера в 1524 г. В этой графической работе мастер разбивает традиционный хоровод на пары, нарушая старую традицию и сообщая своим персонажам острые психологические характеристики, которые передаются лишь динамикой движения.

Третий раз художник интерпретирует тему «Плясок смерти» в жанре небольших ксилографий, которые образуют цикл из 58 гравюр под названием «Imagines moris» («Образы смерти»), 1523–1524 гг.

Гольбейн – декоратор.

«Амуры-кузнецы». Фриз дома Веттиев в Помпеях

Еще одной интересной сферой деятельности Ганса Гольбейна оказывается работа художника в качестве декоратора, то есть оформителя празднеств, интерьеров, наружных фасадов домов. Мастер делается также автором эскизов различных произведений декоративно-прикладного искусства, как у себя на родине, так и при дворе английского короля Генриха VIII.

Ганс Гольбейн делает, в частности, проекты витражей. В начале XVI в. в Швейцарии возрастает спрос на витражную живопись, которая начинает служить светским целям. Художник работает над проектами в разное время, однако, больше всего работ в этом направлении было сделано в 1517–24 гг. Гольбейн варьирует одни и те же мотивы, создавая типовые композиции в бесчисленном количестве вариантов. Он изображает нарядных ландскнехтов в архитектурном обрамлении, вводя в свои композиции геральдические элементы.

Несмотря на красоту самих рисунков, приходится признать, что мастер нарушает устоявшиеся традиции этого искусства, разрушая его чрезмерной конкретикой и детализацией. Изначально искусство витража было условным, что было продиктовано трудоемкостью техники, предполагающей окраску стекла при высоких температурах, набор изображения с последующим закреплением швов свинцом. Многослойная роспись коричневатой краской с поэтапным обжигом слоев, или «гризай», завершала работу над витражом. В эпоху поздней готики в некоторых странах Европы распространяется увлечение монохромными росписями по бесцветному дымчатому или зеленоватому стеклу. При этом такая живопись почти всегда исключала фигуративные изображения, но представляла собой орнаментальные решетки, которые лучше читались при ярком дневном свете: сложные композиции, исполненные в данной технике, трудны для восприятия из-за невозможности пристально и долго смотреть на яркий свет.

Другой значительной работой мастера как декоратора является роспись фасада «Дома танца» в Базеле (1523–25 гг.). Здание выходило фасадом на так называемую Железную улицу, соединяющую рыночную площадь с мостом через Рейн. Композиция, сочиненная Гольбейном, напоминает искусную театральную декорацию, где нарисованные «актеры» соседствуют с бутафорскими статуями и декоративными росписями, представляющими фальшивую архитектуру и занимательные сюжеты.

Особенно удается мастеру сопоставление иллюзорной архитектуры и яркого декоративного фриза с танцующими крестьянами, созданного не без влияния Дюрера.

Ганс Гольбейн как портретист.

Работать над портретами своих современников художник начинает еще в годы его пребывания в Базеле. В это время он пользуется, в основном, техникой серебряного штифта. Обращаясь к образам бургомистра города Якоба Майера и его родных, художник создает правдивые и точные характеристики.

После поездки во Францию в 1524 г., Ганс Гольбейн все чаще начинает применять излюбленную французскую технику рисунка «манеру трех карандашей». В этой мягкой и гибкой технике, обладающей большими декоративными возможностями, выполнено большинство портретов английского периода.

Во время первого пребывания в Англии в 1527–28 гг., художник работает над семейным портретом Томаса Мора.

Подготовив линейный композиционный эскиз, мастер принимается за подробную разработку каждого образа. Обращают на себя внимание тонкие портреты Джона Мора и его невесты Анны Крезакр. Красота девушки оттеняется серьезностью ее задумчивого жениха.

Особенной виртуозности художник достигает в вопросе решения тоновых и цветовых акцентов: почти всегда мастер с особой тщательностью моделирует лицо, иногда сводя рисунок к линии. Тонкости светотеневой или линейной трактовки лица противопоставляется активное цветовое пятно волос или головного убора. Одежды решены свободным штрихом, теряющимся в легком тоне подцвеченной бумаги.

С 1532 г. мастер пребывает в Англии более длительное время, занимаясь, в основном, придворным портретом. Это и портрет лорда Эдварда Клинтона (1532–43 гг.), воспитывавшегося при дворе Генриха VIII, но достигшего высокого положения после смерти последнего; и изображения опального поэта Генри Гоуварда, герцога Сёррей и несравненной Анны Болейн – второй жены государя, которая, будучи придворной дамой французской королевы Марии, пленила сердце Генриха VIII. Судьба королевы Анны драматична: она прожила в этом качестве лишь три года и, обвиненная в измене, была обезглавлена.

Ганс Гольбейн. Портрет королевы Анны Болейн. 1533 г.

Каждое портретное изображение рассказывает о судьбе конкретного человека. Создавая правдивые психологические характеристики своих моделей, Ганс Гольбейн приоткрывает перед нами внутренний мир современников. Разнообразие графического наследия художника не придает его творчеству пестроту, напротив, высокое совершенство его работ и широкий спектр творческих возможностей делает его произведения уникальным примером мастерства и вдохновения, прекрасным образцом ренессансной графики рубежа XV и XVI столетий.

Литература:

Пахомова В.А. Графика Ганса Гольбейна Младшего. – Л.: Искуссво. 1989. – 232 с.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

portal-slovo.ru

Анализ картин эпохи Возрождения

ТЕМААНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КАРТИН МИРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕВведение

1. Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) – середина XIV – XV в

2. Высокий Ренессанс (чинквеченто) – до второй трети XVI в

3. Поздний Ренессанс – вторая треть XVI – первая половина XVII в

Заключение

Список использованной литературы

ВведениеЭпоха Ренессанса – очень сложная эпоха. Здесь перед нами предстают сотни имен, десятки трактатов об искусстве, и только часть из них посвящена непосредственно эстетике.

Возрожденческая культура богата именами, особенно известны имена художников Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Рафаэля Санти (1483-1520) , Леонардо да Винчи (1452-1519), Тициана Вецеллио (1488-1576), Эль Греко (1541-1614) и др.

Художники стремятся к обобщению идейного содержания, синтезу, их воплощению в образах. При этом их отличает желание выделить основное, главное в образе, а не детали, частности. В центре стоит образ человека - героя, а не божественной догмы, принявшей человеческий облик. Идеализированный человек всё чаще трактуется как гражданин, титан, герой, то есть как современный, культурный человек.

Многие художники этого времени творят одно, а думают совсем другое. Они часто создают действительно новые художественные формы, так что можно нисколько не сомневаться в их новизне, но эти же мастера в то же самое время в своей внутренней и духовной жизни буквально разрываются на части, не знают, что делать, бесконечно каются и попеременно бросаются от одной художественной позиции к другой.

Собственно эпоху итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов:

·  Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) – середина XIV – XV в.;

·  Высокий Ренессанс (чинквеченто) – до второй трети XVI в.;

·  Поздний Ренессанс – вторая треть XVI – первая половина XVII в.

Эти же этапы иногда называют, прибегая к художественно преобразованным образам. В таком случае можно первый этап назвать «гуманистическим», второй этап – «героическим», «титаническим», третий этап – «трагическим».

1. Ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) – середина XIV – XV в.В раннем Ренессансе выдвигается на первый план свободная человеческая индивидуальность и что эта индивидуальность обычно выражена здесь весьма сильно.

1. Джотто ди Бондоне (ключевая фигура в раннем Ренессансе, первым наделил чувством фигуру, определяющую композицию, и индивидуализировал пространство и событие. Его стиль живописи был для XIV века обязательным.

С именем Джотто ди Бондоне (1266/1267 - 1337) связан решительный поворот к реалистическому искусству. Наиболее известными произведениями Джотто, дошедшими до нашего времени, считаются росписи на евангельские сюжеты в капелле дель Арена в Падуе и росписи на темы из жизни Франциска Ассизского в церкви Санта Кроче во Флоренции.

В этих шедеврах мастер отказывается от плоскостного характера иконописных изображений на основе синтеза объема и плоскости. Одним из наиболее трогательных образов, созданных Джотто, по праву считается образ Христа в сцене «Поцелуй Иуды» (фрески капеллы дель Арена в Падуе, 1304-1306). Мастеру удалось передать высокий драматизм сцены через пристальный и многозначительный взгляд Христа, обращенный на предателя. При этом Джотто сумел передать спокойствие Христа в соединении с ясным осознанием предначертанной ему судьбы.

Тема фрески «Христос и Иуда» проходит лейтмотивом через весь падуанский цикл («Встреча Марии и Елизаветы», «Бегство в Египет», «Оплакивание Христа» и др.). Новаторство Джотто оказало колоссальное воздействие на изобразительное искусство эпохи Возрождения.

2. Выдающимся мастером Раннего Ренессанса считается Сандро Боттичелли (1445-1510). Среди его работ наибольшую известность приобрела картина «Рождение Венеры». Его произведения построены на религиозных и мифологических сюжетах, они отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом.

В творчестве Боттичелли не проявляет интереса к развитию повествования, к мотивам бытовым, драматическим коллизиям или героическим подвигам. Его картина «Смерть Олоферна», написанная в 1472 - 1473 гг., - изображение момента, когда уже всё свершилось и Юдифь покинула шатёр, унося отрубленную голову царя. В холодном сумраке рассвета приближённые Олоферна застывают в оцепенении перед обезглавленным телом своего предводителя. В основе двух самых прославленных картин Боттичелли лежат образы мифологии и поэзии - это «Весна» и «Рождение Венеры» (1480-е гг.). В произведениях зрелой поры творчества художника преобладает сочетание яркости образов с внутренней тревогой и надломленностью; картины Боттичелли наполнены каким-то скрытым трепетом при их красочности и нарядности, созданные, чтобы радовать взор: и Мадонны, и цветущая флора, и Венера овеяны грустью, взгляд их выдаёт затаённую боль при наличии черт утончённого декоративизма. Удлинённые, слегка изломанные в своём движении, "готические" фигуры скользят над землёй, едва прикасаясь к ней. У художника отсутствуют изображения большой пространственной глубины.

3. Великим живописцем раннего Возрождения был Мазаччо (1401 - 1428 гг.) - живописец, в картинах которого лаконичность, энергичность развития действия, выразительность мимики и движений оппонировали прежнему неторопливому многословию, изобиловавшему вставными эпизодами рассказа. В произведениях Мазаччо присутствовал естественный горизонт вместо условного построения пространства с горизонтом, поднятыми к верхнему краю картины и расположенными друг над другом фигурами; цветовая гамма Мазаччо была более сдержанна, в отличие от ярко декоративной красочности; возросла роль светотеневой моделировки, позволяющей выявить пластику предметов и фигур. Мазаччо решительно отказался от унаследованной от миниатюры детализации и изобилия частностей.

«Чудо со статиром» (1428 г.) - многофигурная композиция: при входе в город Христа с него и его учеников спросили пошлину - статир (монету). По приказу Христа Пётр поймал в озере рыбу и нашёл в её пасти статир, который был передан стражнику. Величавость фигур апостолов, входящих в город, мужественность лиц с индивидуализированными чертами людей из народа, естественность жестов и движений, введение жанровых моментов в сцене поиска монеты Петром, - всё носит светлый, глубоко правдивый характер.

В другом творении Мазаччо, картине «Изгнание из Рая», впервые в живописи Возрождения даётся изображение обнажённых фигур, мощно моделированных боковым светом. Через движения и мимику изображены смятение, стыд, раскаяние. Новаторские искания Мазаччо - пути дальнейшего развития реалистической живописи.

4. Величайший живописец Ян Ван Эйк считается главным представителем и одним из родоначальников искусства Раннего Возрождения в Голландии. Любое из сохранившихся произведений Ван Эйка выдающееся явление в мировой живописи. Одним из них является знаменитый «Гентский алтарь» (1432), многостворчатый складень, находящийся в капелле св. Иоанна собора св. Бавона в Генте. С именем Ван Эйка связывается выдающееся новшество в европейском искусстве - распространение живописи маслом (до этого преобладала темпера). Его именуют одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи, у которого портрет превратился в самостоятельный жанр. Всемирно известный «Портрет четы Арнольфани» (1434) считается первой жанровой картиной в нидерландской живописи и первым парным портретом в европейском искусстве.

5. Совершенно иное художественное явление представляет великий нидерландский живописец Босх. Он обладал энциклопедическими познаниями в теологии и науке, литературе и медицине. Каким-то непостижимым образом ему удалось объединить средневековую фантастику, фольклорные, сатирические и нравоучительные тенденции. Все творчество художника пронизывает одна тема: борьба добра и зла, божественных и адских сил.

Ранняя картина Босха «Корабль дураков» несет иносказательный смысл: по житейскому морю плывет корабль, которым никто не управляет. Все, кто на нем находятся - монахи, горожане, крестьяне,- предаются разгулу. Каждая фигура намекает на какой-нибудь порок: невоздержанность, обжорство, пьянство, тщеславие. Фигуры людей намеренно уплощены, лица напоминают гротескные маски.

Не только Босху, но другим нидерландским живописцам присущ мистический настрой. В отличие от итальянского Возрождения, носившего преимущественно оптимистический характер, Северному Возрождению в целом свойственен гораздо больший пессимизм. В нем сильнее чувствовались трагизм, религиозная мистика, ирония и скептицизм. 2. Высокий Ренессанс (чинквеченто) – до второй трети XVI в.Период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким и связан прежде всего с именами трех гениальных мастеров - Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэля Санти (1483-1520) и Микеланджело Буонарроти (1475 1564). Расцвет ренессансной культуры пришелся, как ни странно, на период экономического и политического упадка Италии.

1. Леонардо да Винчи был наиболее яркой личностью, явив миру идеал «универсального человека» Возрождения. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, он создал величественные полотна, среди которых наиболее известны «Тайная вечеря» и «Джоконда». Он прославился также как ученый и инженер. Ему принадлежат многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Леонардо да Винчи обогатил идеями почти все области знания, рассматривая свои рисунки как наброски к гигантской натурфилософской энциклопедии.

Наибольшую известность получили также такие его картины, как «Благовещение», «Мадонна с цветком» (Мадонна Бенуа), «Поклонение волхвов», «Мадонна в гроте». До Леонардо да Винчи художники обычно изображали большие группы людей, при этом выделялись лица первого и второго плана. На картине «Мадонна в гроте» впервые изображено четыре персонажа: Мадонна, ангел, маленький Христос и Иоанн Креститель. Но зато каждая фигура - обобщённый символ.

«Возрождение» знало два типа изображения. Это были либо статичный образ торжественного предстояния, либо рассказ, повествование на какую-либо тему. В «Мадонне...» нет ни того, ни другого: это и не рассказ, и не предстояние, это сама жизнь, её частичка, и здесь всё естественно.

Обычно художники изображали фигуры на фоне пейзажа, перед природой. У Леонардо - они в природе, природа окружает персонажи, они живут в природе. Да Винчи отходит от приёмов освещения, лепки образов с помощью света. У него нет резкой границы света и тени, граница как бы размыта. Это его знаменитая, неповторимая «сфумато», дымка.

2. Младший современник Леонардо, великий живописец Рафаэль вошел в историю как создатель цикла шедевров, связанных с изображением мадонн (художественные образы Богоматери).

Величайшее творение Рафаэля – «Сикстинская мадонна». Мастер получил также известность благодаря своим архитектурным проектам дворцов, вилл, росписи парадных залов Ватиканского дворца. Как и Леонардо да Винчи, Рафаэль много работает с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет компактные, ритмически сбалансированные композиционные формулы.

Рафаэль оказал огромное влияние на последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с мастерами античности высшим образцом художественного совершенства.

3. Последним титаном Высокого Возрождения был Микеланджело - великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Несмотря на его разносторонние таланты, его называют первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника - росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508-1512). Общая площадь фрески 600 кв. метров. Она представляет собой художественную иллюстрацию библейских сюжетов от сотворения мира. Особенно выделяется из живописных работ мастера фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный Суд». Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему раннему произведению «Давид», а как архитектор став проектировщиком и руководителем строительства основной части здания собора Св. Петра в Риме, до сих пор остающегося самым крупным католическим храмом в мире.

4. На период Высокого и Позднего Возрождения приходится расцвет искусства венецианской школы, среди представителей которой выделяются великий живописец - Джорджоне (1476-1510).

Джорджоне – ученик Джованни Беллини, художник, считающийся первым мастером Высокого Возрождения в Венеции, принадлежал к породе мечтателей. В стиле Джорджоне есть общее и с Рафаэлем и с Леонардо да Винчи: Джорджоне «классичен», ясен, уравновешен в своих композициях, а его рисунку свойственна редкая плавность линий. Но Джорджоне лиричнее, интимнее, у него есть качество, искони свойственное венецианской школе и поднятое им на новую ступень - колоризм. Любовь венецианцев к чувственной красоте цвета привела, шаг за шагом, к новому живописному принципу, когда материальность изображения достигается не столько светотенью, сколько градациями цвета. Отчасти, это уже есть у Джорджоне

Он обессмертил свое имя полотнами «Юдифь», «Спящая Венера», «Сельский концерт».

5. Величайший представитель венецианской школы - Тициан Вечеллио (ок. 1489/90-1576), ставший после преждевременной смерти Джорджоне, в мастерской которого он обучался, главой венецианской школы. Общим для Джорджоне и раннего Тициана является ярко выраженный светский характер живописи и жизнеутверждающие мотивы. В отличие от мрачных флорентийцев, венецианцы, кажется, находят в жизни только светлые стороны. Гармоничная, богатая оттенками живопись Джорджоне выражает поэтическое чувство влюбленности в красоту земного бытия, единство человека и природы.

При жизни Тициан получил признание в Европе. Ряд значительных работ был выполнен Тицианом по заказу европейских монархов и папы римского. Работы Тициана привлекают новизной решения прежде всего колористических и композиционных задач. Впервые на его полотнах появляется изображение толпы как части композиции. Наиболее известные работы Тициана: «Кающаяся Магдалина», «Любовь земная и небесная», «Венера», «Даная», «Святой Себастьян» и др. Галерея выполненных им портретов современников была предметом глубокого изучения и подражания для последующих поколений европейских живописцев.3. Поздний Ренессанс – вторая треть XVI – первая половина XVII вПериод Позднего Возрождения отмечен рядом важных изменений в искусстве. Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру и технику (так называемый маньеризм) великих мастеров Возрождения.

Среди крупных основоположников маньеризма называют Якопо Понтормо (1494-1557) и Анджело Бронзино (1503-1572), работавших преимущественно в жанре портрета. К маньеризму целиком можно отнести творчество Якопо Тинторетто (1518-1594), представителя венецианской школы Позднего Возрождения, пытавшегося соперничать с Микеланджело в грандиозности замыслов. Он создает ирреальный мир, в котором всегда присутствуют личные эмоции художника.

1. Понтормо Якопо (1494-1557) – основатель так называемого маньеристического, или антиклассического направления. Термин маньеризм в своем основании имеет слово "манера", то есть способ или характер письма, в узком смысле - стиль художественного произведения.

О полном и совершенном владении мастером самыми передовыми приемами тогдашнего искусства свидетельствует фреска на вилле Медичи в Поджо-а-Кайяно, созданная Понтормо в 1519-1520 годах. Тут изображены крестьяне, отдыхающие в самых непринужденных позах светлым теплым днем под сенью древесных ветвей. Четыре человека и собака располагаются возле низкого и очень приближенного к передней плоскости изображения парапета, остальные сидят на парапете, на ветвях дерева. Сразу над парапетом видно небо. Колорит отличается необыкновенной легкостью, воздушностью. Во фреске тесно сплавлены черты позднеренессансного стиля и новые идеи Понтормо. С одной стороны, в свободных позах художник передает столь ценимую Возрождением естественную пластику человеческого тела, но, с другой, - сложность поворотов фигур и разнообразие ракурсов доведены им до такой степени, что они уподобляются отвлеченным, музыкально-выразительным формам.

Наибольшее место в творчестве Понтормо занимают глубоко трагические образы, выразившиеся прежде всего в его церковных росписях и картинах, В созданном в 1525-1528 годах «Положении во гроб» для церкви Санта Феличита во Флоренции все новые художественные идеи, которые мы заметили во фреске Поджо-а-Кайяно, достигают своего полного развития. Действие разворачивается на фантастическом нейтральном фоне. Фигуры громоздятся одна над другой вдоль плоскости картины, причем они как будто лишены тяжести, словно парят в различных позах. Колорит строится на чистых, диссонирующих между собой красках. Они положены крупными пятнами и создают мистическое освещение.

Понтормо был одним из первых рисовальщиков Италии, причем рисунок является едва ли не самой замечательной частью его творческого наследия. В какой-то степени такое заключение основывается на том, что рисунки сохранились в большем количестве сравнительно с живописными произведениями и на особенной свободе проявления в рисунке фантазии и экспериментального духа его искусства. В человеческом отношении, как и в своем искусстве, Понтормо представляет собой новый, неизвестный Ренессансу тип художника.

Влияние, оказанное Понтормо на последующее развитие искусства, громадно. Среди его прямых учеников выделяется А. Бронзино.

2. Представителем венецианской школы является великий живописец Паоло Веронезе (1528-1588), создавший множество праздничных, светских по духу картин, тем не менее применял маньеризм к декорированию дворцов уже как сознательный прием, разрабатывая одну из самых любимых тем маньеризма - фантастический пейзаж или пейзаж с руинами.

Его кисти принадлежат известные картины – это «Брак в Кане Галилейской», «Пир в доме Левия». Веронезе очень любил писать сцены пиров и собраний, на которых изображал всю роскошь тогдашней Венеции. Любимым сюжетом Веронезе была «Тайная вечеря».

Значение Веронезе огромно. Он великий колорист и несравненный мастер изображения человеческого тела в самых смелых и эффектных ракурсах и первый по размаху подлинный декоратор. Росписи дворцов французских королей, германских князей и российских императриц так или иначе ведут свое начало от плафонов и панно Веронезе, от его живописи, но никогда не превосходят её. В поздний период творчества искусство Веронезе начинает испытывать воздействие кризисных тенденций: появляется холодная парадность, формальная патетика, хотя лучшие работы даже этих лет продолжают сохранять очарование жизненности и декоративно-колористическое богатство. В некоторых произведениях последних лет появляются настроения смутной тревоги, скорби и драматизма, вообще не характерные для мироощущения мастера. Изысканный, утонченный колорит его становится менее насыщенным.

3. Одним из крупнейших живописцев Венеции был Якопо Робусти, по прозвищу Тинторетто (1518—1594), создавший свой художественный стиль, Его сложные композиции с обилием фигур и действием больших масс, находящихся в стремительном движении, полны динамизма и экспрессия («Процессия св. Урсулы», «Битва при Заре»). Ему свойственно трагическое восприятие жизни, вызванное разладом между идеальным и реальным. Свои сюжеты Тинторетто черпал главным образом в античной мифологии («Вакх», «Спасение Арсинои», «Ариадна», «Венера и Вулкан», «Происхождение Млечного Пути», «Меркурий и три грации» и др.). Позднее он обратился к библейской тематике. Картины этого периода проникнуты некоторой долей мистицизма («Введение Марии во храм», росписи в здании братства св. Рокко). Тинторетто работал непрерывно, напряженно и самозабвенно, нередко бесплатно. Выразителен поздний автопортрет художника – седобородого старца с огромными печальными глазами.

4. Основоположником реалистического направления в европейской живописи XVII века является Микеланджело да Караваджо (1573-1610). Полотна мастера отличаются простотой композиции, эмоциональным напряжением, выраженным через контрасты света и тени. Караваджо первым противопоставил подражательному направлению в живописи (маньеризму) реалистические сюжеты народного быта.

Он писал натюрморты, большие полотна на сложные темы, сцены из повседневной жизни («Фруктовщик», «Укушенный ящерицей мальчик» и др.). Обращаясь к религиозной тематике, он наделял святых человеческими страстями, воспевал прекрасное и трагическое («Видение Савла», «Мученическая смерть св. Петра», «Мадонна со змеей» и др.), вызвав осуждение церковников. Караваджо открывал новую страницу в истории искусства. Народный, светский характер живописи, блестящее мастерство художника прославили его имя не только в Италии, но и за ее пределами.

По существу, Караваджо стал инициатором крупного переворота в живописи, повлиявшего даже на иностранных художников. Его искусство оказало огромное влияние не столько на итальянцев, сколько на ведущих западноевропейских мастеров ХVII века - голландцев, фламандцев, французов, испанцев: Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Караваджизм породил два популярных жанра: натюрморт и сцены из народной жизни, ставших особенно популярными в Европе. Европа приняла новаторский дух итальянца, а в Италии Церковь решительно отвергла натурализм Караваджо. И, видимо, не случайно, потому что итальянское Возрождение уже завершилось. Италия сказала практически все, что могла сказать. Наступила очередь североевропейского Возрождения.

5. Доменико Теокопули (1541-1614) (таково настоящее имя Эль Греко) легендарный мастер, судьба которого таинственна и полна чудес. Его живопись занимает совершенно особое место в истории европейского искусства. Эль Греко - один из выдающихся живописцев позднего Возрождения, автор полотен на религиозные и мифологические сюжеты и жанровых полотен.

Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы. В этом полотне художником воплощена легенда о чуде, якобы происшедшем в XIV веке во время погребения кастильского вельможи графа Оргаса. Согласно преданию, граф Оргас пожертвовал церкви большие сокровища и желал быть погребенным именно в церкви Святого Фомы. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес святой Стефан и блаженный Августин собственными руками предали погребению тело благочестивого графа.

www.coolreferat.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта