Постоянство памяти. Картина постоянство памяти
Символы одного шедевра: «Постоянство памяти» Дали
«Сюрреализм — это я», — писал Сальвадор Дали. И едва ли это можно оспорить. Молодой, эксцентричный, чудаковатый художник писал картины и книги, которые имели большой коммерческий успех. Из-за этого успеха Дали прозвали «Avida Dollars», что на латыни, не совсем точно, но узнаваемо значит «алчный до долларов».
Художник в 27 лет создает одно из главных произведений эпохи — «Постоянство памяти». Полотно таки плывет в загадках: расплавленные часы, муравьи и муха. И у всего есть своя символика — шифр, который нужно разгадать.
Мягкие часы
Дали в картине трижды изобразил часы: прошлое, настоящее и будущее. Текучесть этих часов восходит к идеям Гераклита, который выдвигал теорию, что время измеряется течением мысли. «Часы» Дали — это символ субъективного восприятия времени, ее нелинейности и произвольного течения. Все это проявляется в их внешнем виде и в их неспособности равномерно заполнить пространство.
Твердые часы
Часы в правом нижнем углу — единственные часы в твердой форме. Они кишат муравьями и выступают в качестве «линейного времени», которое пожирает само себя. Насекомые — символ гниения и разложения. Их образ преследовал Дали еще с детства, от вида некоторых он впадал в истерику. Кузнечики и вовсе были главной фобией художника.
Спящий художник
Дали изобразил себя в виде расплывшегося объекта с ресницами. «Сон это и есть смерть или по меньшей мере исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта».
Пейзаж
Дали писал:
«Здесь (на мысе Креус в Каталонии — прим. ред.), в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз… Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».
В море художник воплотил идею вечности, бессмертия. В высохшем дереве — античную мудрость. Зеркало для Дали — символ непостоянства. Оно отражает лишь то, что ему покажут.
Дезинтеграция постоянства памяти
Спустя двадцать лет Дали сменит концепцию и встроит известную картину «Постоянство памяти» в контекст нового изображения. Культовый образ «мягких часов» будет окружен ядерным мистицизмом, мир окажется расчлененным на блоки, а само пространство погружено в толщу воды.
Сальвадор Дали
Испанский художник за свою долгую жизнь создал более полутора тысяч художественных произведений. Он был из тех талантов, которые талантливы во всем: живопись, иллюстрации, графика, скульптуры, театральные декорации, костюмы и ювелирные украшения. Дали придумал и себя — от усов до истеричного поведения. Он видел много талантливых людей, которые эпоха не заметила. Он же не был готов проиграть битву и всегда напоминал о себе в самой эксцентричной из возможных форм.
Понравилось? Расскажи друзьям:Сальвадор Дали.«Постоянство памяти» | Искусство жить
Опубликовано: 02 Июнь 2014. Автор: reader
«Постоянство памяти» (1931 г.) считается одной из самых знаменитых картин художника. Она является своеобразным символом скоротечности и относительности временного пространства. По признанию самого Дали идея написания этой картины пришла к художнику, когда он размышлял о плавленом сыре.
«Это было однажды вечером, я устал, у меня была мигрень – чрезвычайно редкое у меня недомогание. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как «супермягок» плавленый сыр, я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж – основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально «увидел» решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу». Через два часа мастер закончил свое самое знаменитое творение.
В центре картины расположена фигура, подобие которой Дали часто использовал в картинах того периода. В абстрактной фигуре можно увидеть спящее человеческое лицо, которое считается автопортретом художника. В левом нижнем углу картины художник изобразил закрытые оранжевые карманные часы, покрытые муравьями. Дали часто использовал образ муравьев в своих картинах и связывал их со смертью. Они, как и само время, как будто пожирают человеческие жизни. Дерево, в целом, означает жизнь, но здесь оно имеет ту же функцию, что и остальные элементы на картине: произвести впечатление тревоги и, в определённой степени, ужаса.
Сам пейзаж является отражением внутреннего состояния художника. Большинство считают, что время – это своего рода прямая, у которой есть начало и есть конец. Но, по мнению великого художника, времени свойственно меняться и растягиваться, и наиболее точно можно было изобразить его именно в виде «мягких» часов.
Чаще всего Сальвадор Дали оставлял в дневниках записи о своих картинах, но о смысле и значении «мягких часов» не было найдено ни слова. Вероятно поэтому, существует несколько теорий, что именно хотел сказать автор этой картиной. По мнению многих критиков, основная идея картины в человеческом переживании о времени и памяти: время относительно и постоянно в движении, а память недолговечна, но более стабильна. Есть даже весьма парадоксальная версия, что этим произведением Дали выразил свой собственный страх перед мужским бессилием – обвислые, бесформенные часы или формы. В любом случае, Сальвадору Дали удалось добиться главного: он создал полотно, которое нельзя забыть и которое стало классикой сюрреалистической живописи.
Картина впервые была выставлена в Париже в Галерее Пьер Колле в 1931 году, где ее в дальнейшем купили за 250 долларов. В 1933 году картина была продана Стэнли Резор, которая в 1934 году подарила произведение Музею Современного Искусства в Нью-Йорке, где она находится и сейчас.
skarvit.ru
Постоянство памяти
Произведение создано в момент озарения, когда сюрреалист почувствовал, что живописью можно доказать, что во Вселенной всё связано и проникнуто единым духовным началом. Так под кистью Дали родилось останавливающееся время. Рядом с мягкими тающими часами автор изобразил твёрдые карманные, покрытые муравьями, в знак того, что время может двигаться по-разному, либо плавно течь, либо разъедаться коррупцией, которая, по-мнению Дали, означала разложение, символизируемое здесь суетой ненасытных муравьёв. Спящая голова – это портрет самого художника.Картина рождает у зрителя самые разные ассоциации, ощущения, которые, порой, бывает трудно выразить словами. Кто-то находит здесь образы сознательной и бессознательной памяти, кто-то – «колебания между взлётами и падениями в состоянии бодрствования и сна». Как бы то ни было, автор композиции добился главного: сумел создать незабываемое произведение, ставшее классикой сюрреализма. Гала, вернувшись домой, совершенно правильно предсказала, что, увидев один раз, никто не забудет «Постоянство памяти».
Полотно стало символом современной концепции относительности времени. После выставки картины в парижском салоне Пьера Коле, её приобрёл музей Нью-Йорка. В 1932 году с 9 по 29 января она была представлена в галерее Жюльена Леви в Нью-Йорке «Сюрреалистическая живопись, рисунок и фотография».
Картины и рисунки Сальвадора Дали, отмеченные безудержной фантазией и виртуозной техникой исполнения, пользуются огромной популярностью во всём мире.
История создания
Однажды, ожидая возвращения домой Галы, своей жены, Дали писал картину с пустынным пляжем и скалами, без какой-либо тематической направленности. По утверждению самого художника, образ размягчающего времени родился у него при виде куска сыра камамбер, который от жары стал мягким и начал таять на тарелке. Закономерный порядок вещей стал рушиться и появился образ растекающихся часов. Схватив кисть, Сальвадор Дали начал заполнять пустынный пейзаж тающими часами. Через два часа полотно было закончено. Автор назвал своё творение Постоянство памяти.
wellup.me
"Постоянство памяти" Сальвадора Дали - Репродукции картин известных художников
"Постоянство памяти" Сальвадора Дали
Александра Обновлено 03.10.2014 12:36Это удивительно, но одна из самых популярных и самых символических картин Дали – комически мала – ее размер несколько больше габаритов обычного листка бумага. Тем не менее, содержание, какое же у нее содержание!
А началось все в 1929 году, когда художник встретил свою будущую жену и музу Галу. Этот союз стал залогом успехом художника, а впоследствии и повлиял на все его творчество. В том числе и на картину «Постоянство памяти».
Давайте рассмотрим полотно поближе! Справедливости ради следует отметить, что эта картина начиналась как самый обычный пейзаж того места, где жил один из наиболее популярных художников современности, большой выдумщик и мистификатор…Другими словами, Сальвадор Дали. Но вот этот вот пейзаж в результате занял крошечный кусочек полотна, предоставив все остальное место другим, более занимательным и символическим элементам.
На самом деле этот кусочек скалы и размещенные вокруг него пустынные пляжи морского побережья должны были отражать внутреннюю пустоту. В результате они стали символом открытости, способности чувствовать бессознательное, трансцендентное, но никак не символом пустоты!
После пейзажа мы видим сухое дерево, оливу, которая совсем недавно отображала мудрость, а тем совсем иссохла, подчеркивая то, что и мудрости-то уже не осталось. Олива растет на краю стола, сзади мы видим море…или полку? Море, превращающееся в полку! Оно стало «деревянным» оттого, что было вечным, бессмертным.
На берегу мы видим голову, так напоминающую ухо. На самом же деле это автопортрет спящего Дали, которому и снится этот дивный сон, являющийся символом всего бессознательного. Потому и голова расплывается, ведь может ли изменчивое быть точным?
И вот так медленно мы подошли к наиболее главному элементу картины – к часам. Их, как можно заметить, на картине несколько, а в самом углу прячутся непривычные нам традиционные часы. Но пока не о них, а об этих мягких, таких текучих часах, которые лежат и на столе, и висят на ветке. Это субъективное, непостоянное время, которое невозможно измерить, которое растекается по всему видимому пространству. А вот те ранее упоминаемые твердые часы говорят нам об объективном времени. Но давайте посмотрим, что же с ними случилось! На них сидят муравьи, которые его «съедают», которые служат причиной разложения времени.
Тем не менее, счет ведется, время все еще выполняет свою непосредственную функцию. Но оно немного различается, стрелки показывают не единый момент, а мгновение, запечатленное в памяти, изменяющееся памятью.
Похожие статьи
Только в начале восьмидесятых годов новое направление, которое Камил Писсаро регулярно изображал на своих картинах, …
Ученых хлебом не корми, а дай что-то проанализировать. Они, как детективы, как Шерлоки Холмсы, проверяют …
Пит Мондриан, известный на сегодняшний день художник, отмечал, что конкретнее линии, плоскости и цвета в …
На дворе март 1481 года, а монахам из флорентийского собора не спится: они мечтают украсить …
Добавить комментарий
canvas.com.ua