Портрет Петра 1. Никитин, Портрет Петра 1. Исторический портрет Петра 1. Картина петр 1


Петр I: биография императора в портретах

Светская живопись начала развиваться в России именно при Петре I, и на смену старинным парсунам пришли картины в европейском стиле. Как художники изображали императора в разные периоды его жизни — расскажет материал портала «Культура.РФ».

Портрет из «Царского титулярника»

Неизвестный художник. Портрет Петра I. «Царский титулярник»

Петр I родился 9 июня 1672 года в большой семье царя Алексея Михайловича. Петр был четырнадцатым ребенком, что, впрочем, не помешало ему впоследствии занять русский престол: старшие сыновья царя умерли, Федор Алексеевич правил только в течение шести лет, а Иоанн Алексеевич в будущем стал лишь соправителем Петра. После смерти отца мальчик жил в подмосковном селе Преображенское, где играл в солдатиков, командовал состоявшими из сверстников «потешными войсками» и изучал грамоту, военное дело и историю. В этом возрасте, еще до раннего вступления на престол, он и был изображен в «Царском титулярнике» — историческом справочнике тех лет. «Царский титулярник» был создан Посольским приказом, предшественником Министерства иностранных дел, в подарок царю Алексею Михайловичу.

Совместно с авторами — дипломатом Николаем Милеску-Спафарией и подъячим Петром Долгим — над созданием титулярника работали ведущие художники своего времени, писавшие портреты русских и иностранных правителей — Иван Максимов, Дмитрий Львов, Макарий Митин-Потапов. Однако кто из них стал автором портрета Петра, доподлинно неизвестно.

Гравюра Лармессена

Лармессен. Гравюра Петра I и его брата Ивана

Эта французская гравюра изображает двух малолетних российских царей, правящих одновременно — Петра I и его старшего брата Ивана. Уникальный для российской истории случай стал возможен после Стрелецкого бунта. Тогда Софья, старшая сестра мальчиков, при поддержке стрелецкого войска выступила против решения о передаче трона после смерти царя Федора Алексеевича Петру, в обход болезненного царевича Ивана (который, как предполагают историки, и вовсе страдал слабоумием). В результате оба мальчика, 16-летний Иван и 10-летний Петр, венчались на царство. Для них даже был сделан специальный трон с двумя сиденьями и окошечком в спинке, через которое их регент царевна Софья давала различные указания.

Портрет Питера ван дер Верфа

Питер ван дер Верф. Портрет Петра I. Ок. 1697. Эрмитаж

После смещения с роли регента царевны Софьи в 1689 году Петр стал единоличным правителем. Его брат Иван добровольно отказался от престола, хотя номинально считался царем. В первые годы правления Петр I сосредоточился на внешней политике — войне с Османской империей. В 1697–1698 годах он даже собрал Великое посольство для поездки в Европу, чтобы найти союзников в борьбе со своим главным врагом. Но поездка по Голландии, Англии и другим странам дала и иные результаты — Петр I вдохновился европейским образом жизни и техническими достижениями и сменил внешнеполитический курс России на укрепление отношений с западным миром. Когда Петр был в Голландии, его портрет написал местный художник Питер ван дер Верф.

Гравюра Андриана Шхонебека

Андриан Шхонебек. Петр I. Ок. 1703

После возвращения в Россию Петр I запустил реформы, направленные на европеизацию страны. Для этого он предпринял меры самого разного порядка: запретил ношение бород, осуществил переход на юлианский календарь, перенес Новый год на 1 января. В 1700 году Россия объявила войну Швеции, чтобы вернуть принадлежавшие ранее России земли и выйти к Балтийскому морю. В 1703 году на завоеванной территории Петр основал Санкт-Петербург, который впоследствии более 200 лет был столицей Российской империи.

Портрет Ивана Никитина

Иван Никитин. Портрет Петра I. 1721. Государственный Русский музей

Пётр продолжал активную деятельность по масштабным изменениям страны. Он провел реформы армии, создал флот, уменьшил роль церкви в жизни государства. При Петре I появилась первая в России газета «Санкт-Петербургские ведомости», открылся первый музей — Кунсткамера, была основана первая гимназия, Университет и Академия наук. В страну приехали приглашенные из Европы архитекторы, инженеры, художники и другие специалисты, которые не только творили на территории России, но и передавали опыт российским коллегам.

Также при Петре I многие деятели науки и искусств отправлялись на обучение за рубеж — как, например, Иван Никитин, первый придворный художник, получивший образование во Флоренции. Портрет кисти Никитина настолько нравился Петру, что император распорядился, чтобы художник сделал его копии и для царского окружения. Оплатить работу Никитина должны были сами потенциальные владельцы портретов.

Портрет Луи Каравакка

Луи Каравакк. Портрет Петра I. 1722. Государственный Русский музей

В 1718 году произошло одно из самых драматичных событий в жизни Петра I: его возможный наследник царевич Алексей судом был приговорен к смерти как изменник. Согласно проведенному расследованию, Алексей готовил государственный переворот, чтобы впоследствии занять трон. Решение суда не было исполнено — царевич умер в камере Петропавловской крепости. Всего у Петра I было 10 детей от двух жен — Евдокии Лопухиной (ее Петр насильно постриг в монахини через несколько лет после свадьбы) и Марты Скавронской (будущей императрицы Екатерины I). Правда, почти все они умерли во младенчестве, кроме Анны и Елизаветы, которая стала императрицей в 1742 году.

Портрет Иоганна Готфрида Таннауэра

Иоганн Готфрид Таннауер. Портрет Петра I. 1716. Музей Московского Кремля

На картине Таннауэра Петр I изображен в полный рост, а он у императора был выдающимся — 2 метра 4 сантиметра. Французский герцог Сен-Симон, у которого Петр I гостил в Париже, описывал императора так: «Он был очень высок ростом, хорошо сложён, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные черные глаза, большие, живые, проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается, в противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые повторяются не часто, но искажают и глаза, и все лицо, пугая всех присутствующих. Судорога длилась обыкновенно одно мгновение, и тогда взгляд его делался странным, как бы растерянным, потом все сейчас же принимало обычный вид. Вся наружность его выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести».

Иван Никитин. «Петр I на смертном одре»

Иван Никитин. Петр I на смертном одре. 1725. Государственный Русский музей

В последние годы Петр I продолжал вести активный образ жизни, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем. В ноябре 1724 года он тяжело заболел после того как, стоя по пояс в воде, вытаскивал севший на мель корабль. 8 февраля 1725 года в страшных мучениях Петр I скончался в Зимнем дворце. Для написания посмертного портрета императора пригласили все того же Ивана Никитина. Времени для создания картины у него было предостаточно: похоронили Петра I лишь через месяц, а до этого его тело оставалось в Зимнем дворце, чтобы с императором могли проститься все желающие.

Автор: Лидия Утемова

www.culture.ru

Пётр Первый: дела сердешные... - КниЖЖка с картинками

Мария же долго не скучала и вскоре нашла утешение в объятиях царского денщика Ивана Орлова – молодого и красивого парня. Они оба играли с огнём, ведь чтобы спать с любовницей царя, хоть и бывшей, нужно было и впрямь быть орлом! По нелепой случайности во время розыска по делу царевича Алексея, подозрение в утере доноса, написанного самим Орловым, пало на него же. Не разобравшись, в чём его обвиняют, денщик пал ниц, и признался царю в сожительстве с Марией Гамоновой (как её называли по-русски), рассказав, что она имела от него двоих детей, родившимся мёртвыми. На допросе под кнутом Мария призналась, что двоих зачатых детей она вытравила каким-то снадобьем, а последнего, появившегося на свет, сразу утопила в ночном судне, а тельце велела служанке выбросить.

Пётр IГригорий МУСИКИЙСКИЙ                                                     Карел де МООР

Надо сказать, что до Петра I отношение на Руси к бастардам и их матерям было чудовищным. Поэтому, чтобы не навлекать на себя гнев и беды, матери безжалостно вытравляли плоды грешной любви, а в случае их рождения засчастую умерщвляли разными способами. Пётр же, прежде всего радея за государственные интересы (велико дело... малый со временем солдат будет), в Указе 1715 года о госпиталях, повелел, чтобы в государстве были учреждены больницы для содержания зазорных младенцев, которых жёны и девки рождают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места, отчего оные младенцы безгодно помирают... И далее грозно постановил: А ежели такие незаконно рождающие явятся в умервщлении тех младенцев, и оные за такие злодейства сами казнены будут смертию. По всем губерниям и городам велено бы­ло в госпиталях и около церквей открывать дома для приема незаконнорожденных де­тей, которых в любое суток можно было подложить в окно, всегда открытое для этой цели.

Марии был был вынесен приговор – смертная казнь через отсечение головы. Вообще-то, по Уложению 1649 г., детоубийцу живой закапывают в землю по титьки, с руками вместе и отоптывают ногами. Бывало, что преступница в таком положении жила целый месяц, если, конечно, родственникам не мешали кормить несчастную и не давали беспризорным собакам её загрызть. Но Гамильтон ждала другая смерть. После вынесения приговора многие близкие Петру люди пытались умилостивить его, упирая на то, что девица поступала бессознательно, с испуга, ей было просто стыдно. За Марию Гамильтон заступались обе царицы – Екатерина Алексеевна и вдовствующая царица Прасковья Фёдоровна. Но Пётр был непреклонен: закон должен быть исполнен, и он не в силах его отменить. Без сомнения, имело значение и то, что младенцы, убитые Гамильтон, могли быть детьми самого Петра, и именно этого, как и измены, царь не мог простить своей бывшей фаворитке.

Мария Гамильтон перед казньюПавел СВЕДОМСКИЙ

14 марта 1719 года в Санкт-Петербурге, при стечении народа, русская леди Гамильтон взошла на эшафот, где уже стояла плаха, и ждал палач. До последнего Мария надеялась на пощаду, принарядилась в белое платье и, когда появился Пётр, встала перед ним на колени. Государь пообещал, что рука палача её не коснется: известно, что во время казни палач грубо хватал казнимого, обнажал его и кидал на плаху...

Казнь в присутствии Петра ПервогоНХ, из собрания Егорьевского музея

Все замерли в ожидании окончательного решения Петра. Он что-то прошептал на ухо палачу, и тот вдруг взмахнул широким мечом и в мгновение ока отсёк голову стоящей на коленях женщине. Так Пётр, не нарушив данного Марии обещания, заодно опробовал привезенный с Запада меч палача – новое для России орудие казни, впервые использованное вместо грубого топора. По воспоминаниям современников, после казни государь поднял голову Марии за её роскошные волосы и поцеловал в еще не остывшие губы, а затем прочёл всем собравшимся, замершим от ужаса, толковую лекцию по анатомии (об особенностях кровеносных сосудов, питающих мозг человека), в которой был большим любителем и знатоком...

После показательного урока анатомии голову Марии было приказано заспиртовать в Кунсткамере, где она в банке вместе с другими монстрами коллекции первого русского музея пролежала почти полвека. Все уже давно забыли, что это за голова, и посетители, развеся уши, слушали байки сторожа о том, что некогда государь Пётр Великий приказал отрубить голову самой красивой из своих придворных дам и заспиртовать её, чтобы потомки знали, какие же красивые женщины были в те времена. Проводя ревизию в петровской кунсткамере, княгиня Екатерина Дашкова обнаружила рядом с уродцами в двух банках заспиртованные головы. Одна из них принадлежала Виллиму Монсу (следующему нашему герою), другая любовнице Петра, камер-фрейлине Гамильтон. Государыня приказала похоронить их с миром.

Портрет Петра I, 1717 г.Иван НИКИТИН

Последней сильной любовью царя Петра стала Мария Кантемир, дочь Господаря Молдавии Дмитрия Кантемира и Кассандры Шербановны Кантакузен, дочери Валашского господаря. Пётр знал её ещё девочкой, но она быстро превратилась из маленькой худышки в одну из красивейших дам царского двора. Мария была очень умна, знала несколько языков, увлекалась античной и западноевропейской литературой и историей, рисованием, музыкой, изучила основы математики, астрономии, риторики, философии, поэтому немудрено, что девушка могла легко вступить и поддежать любую беседу.

Мария КантемирИван НИКИТИН

Отец не препятствовал, а, наоборот, при поддержке Петра Толстого, способствовал сближению дочери с царём. Екатерина же, поначалу смотревшая сквозь пальцы на очередное увлечение мужа, насторожилась, узнав о беременности Марии. В окружении царя всерьёз поговаривали, что если она родит сына, то Екатерина может повторить судьбу Евдокии Лопухиной... Царица приложила все усилия для того, чтобы ребёнок не родился (был подкуплен домашний врач грек Паликула, лекарь Марии, приготовивший снадобье, Петру Андреевичу Толстому обещан графский титул).

Портрет графа Петра Андреевича ТолстогоГеорг ГЗЕЛЛЬ                                                     Иоган Гонфрид ТАННАУЭР

Во время Прутского похода 1722 года, в который отправился весь двор, Екатерина и семья Кантемиров, Мария потеряла ребёнка. Царь навестил почерневшую от горя и страданий женщину, сказал несколько добрых слов в утешение и был таков...

Мария Кантемир

Последние годы жизни были нелёгкими для Петра I в личном отношении, молодость прошла, одолевали болезни, он вступил в тот возраст, когда человек нуждается в близких людях, которые бы его понимали. Став императором, Пётр I решил, по-видимому, оставить престол жене. И именно поэтому весной 1724 года он торжественно венчал Екатерину. Впервые в русской истории произошло венчание государыни императорской короной. Причем известно, что Пётр лично возложил во время церемонии императорскую корону на голову жены.

Провозглашение Екатерины I императрицей Всероссийской Борис ЧОРИКОВ

Пётр I коронует Екатерину НХ, из собрания Егорьевского музея

Казалось бы всё в порядке. Ан, нет. Осенью 1724 года эта идиллия была разрушена вестью о том, что императрица неверна мужу. У неё случился роман с камергером Виллимом Монсом. И опять же гримаса истории: это родной брат той самой Анны Монс, в которую сам Пётр был влюблён в юности. Забыв об осторожности и полностью поддавшись чувствам, Екатерина максимально приблизила фаворита к себе, он сопровождал её во всех поездках, подолгу задерживался в покоях Екатерины.

Царь Пётр I Алексеевич Великий и Екатерина Алексеевна

Узнав о неверности Екатерины, Пётр был взбешён. Для него предательство любимой жены стало серьезнейшим ударом. Он уничтожил подписанное на её имя завещание, стал мрачен и беспощаден, практически перестал общаться с Екатериной, и с тех пор доступ к нему стал для неё запретным. Монс был арестован, предан суду «за плутовство и противозаконные поступки» и допрошен лично Петром I. Через пять дней после ареста ему был вынесен смертный приговор по обвинению во взяточничестве. Вильям Монс был казнен отсечением головы 16 ноября в Санкт-Петербурге. Тело камергера несколько дней лежало на эшафоте, а голова его была заспиртована и долгое время хранилась в Кунсткамере.

Портреты Петра ПервогоШпалера. Шелк, шерсть, нить металлическая, холст, ткачество. Петербургская шпалерная мануфактура Автор живописного оригинала Ж-М. НАТЬЕ

И Пётр опять начал наведываться к Марии Кантемир. Но время ушло... Мария судя по всему полюбила Петра ещё в детстве и эта страсть стала роковой и единственной, она принимала Петра таким, каким он был, но они немного разминулись по времени, жизнь императора близилась к закату. Она не простила покаявшихся лекаря и графа Петра Толстого, виновных в гибели её сына. Остаток жизни Мария Кантемир посвятила братьям, участвовала в политической жизни двора и светских интригах, занималась благотворительностью и до конца жизни хранила верность своей первой и единственной любви – Петру Первому. На исходе жизни княжна в присутствии мемуариста Якоба фон Штелина сожгла всё, что связывало её с Петром I: его письма, бумаги, два портрета, обрамленных драгоценными камнями (Петра в латах и свой)...

Мария КантемирКнижная иллюстрация

Утешением императора Петра оставались цесаревны, дочери-красавицы Анна, Елизавета и Наталья. В ноябре 1924 г. император дал согласие на брак Анны с Карлом Фридрихом Шлезвиг-Гольштейн-Готторпским, подписавшим контракт на супружество с Анной Петровной. Дочь Наталья прожила дольше других умерших в детстве детей Петра и только эти три девочки были в живых при провозглашении Российской империи в 1721 году и соответственно получили титул цесаревен. Наталья Петровна умерла в Санкт-Петербурге от кори через месяц c небольшим после смерти отца 4 (15) марта 1725 года.

Портреты царевен Анны Петровны и Елизаветы ПетровныИван НИКИТИН

Цесаревна Наталья ПетровнаЛуи КАРАВАКК

Портрет Петра ВеликогоCергей КИРИЛЛОВ                                    Неизвестный художник

Пётр I так и не простил Екатерину: после казни Монса он только один раз, по просьбе дочери Елизаветы, согласился с ней отобедать. Примирила супругов только смерть императора в январе 1725 года.

pro100-mica.livejournal.com

Образ Петра I в интерпретации русских и зарубежных художников XVIII в.

Казанский государственный университет

Реферат

по истории русской художественной культуры

«Образ Петра I в интерпретации русских и зарубежных художников XVIII в».

Выполнила Шишкина Анна,

гр.1077

Казань 2010

Личность Петра – одна из самых значительных в русской истории. Масштабы его деятельности поистине велики. Исключительно его единоличной волей было преобразовано огромное государство, по сути, произведена революция, затронувшая и основы политического устройства, и все сферы общественной жизни, и семейный уклад каждого отдельного жителя России. Реформы, проведенные Петром, были столь значительны, что их последствия были ощутимы еще и столетия спустя.

Изобразительное искусство, разумеется, также широко откликалось на эти события, и стремилось обозначить отношение к личности царя-реформатора в самых разных формах. Это, прежде всего, образ царя-реформатора, завоевателя, сильного и могущественного, идеального правителя, представленный в работах Ж.М. Натье, Каравакка, Растрелли-старшего, П. Фальконе и др. Во-вторых, это мудрый полководец, смелый воин, победитель, герой Полтавской битвы (Каравакк, Таннауер). И ещё одна форма, пожалуй, самая неожиданная и самая трогательная, - это просто человек, незаурядный, но такой же, как мы, не Полубог, не титан, а просто сильная личность, каким мы видим Петра в творениях И. Никитина.

Априорно заданная формой парадного портрета концепция образа - это монарх-воин, победитель, «политичный кавалер» – этот аспект личности играл значительную роль в петровской иконографии на протяжении всего царствования. Основные черты образа «политичного кавалера» усвоены самим Петром во время Великого Посольства. Прежде всего, это образованность, стремление к познанию, бесстрашие и отвага, т. е. выдающиеся воинские качества, честность и достоинство гражданина, забота об общественном и государственном благе, «политес» в обращении и дамами – вот примерный портрет «политичного кавалера», идеал эпохи, нашедший отражение в парадных портретах царя. Так, в портрете Ж. М. Наттье акцентировано энергичное движение корпуса, сильный поворот, – свидетельство душевной и физической бодрости русского царя.

Царь-победитель, идеальный правитель – таким видели Петра и зарубежные авторы. Рассмотрим, например, портрет французского художника П. Делароша. Здесь Пётр представлен как сильная романтическая личность. Мудрый, уверенный взгляд, высокий лоб, свободная, величественная и гордая поза. На картине – воплощение мечты Петра о величии и силе Российской Империи: одна рука Петра свободно лежит на карте – России открыты все горизонты; другая уверенно сжимает шпагу и опирается на пушку – символ военной мощи и славы русского оружия.

Ещё один интересный портрет царя написан итальянским художником Якопо Амигони (1675-1752) и представляет Петра I об руку с богиней мудрости и справедливой войны - Минервой. Лицо богини обращено к Петру, оно выражает восхищение, женскую нежность. У ног императора - книги, чертежи крепостных сооружений, пушка, полковые барабаны, а на втором плане - корабли. Эти атрибуты указывали на военные доблести Петра. Два амура над его головой держат корону - символ государственной власти и кольцо - символ вечности. Лишь обломленная колонна у правого края холста - олицетворение незавершенности задуманного - вносит грустную ноту в это триумфальное изображение.

Интересна история заказа этого портрета. С 1732 по 1738 год в Лондоне в качестве русского посла находился замечательный сатирик Антиох Кантемир. Это была своеобразная почетная ссылка писателя, оказавшегося «неудобным» для двора Анны Иоанновны. Он-то и заказал Амигони портрет Петра, в котором нашли отражение как преклонение перед гением царя-преобразователя, так и сожаление о пренебрежении его заветами в современном заказчику обществе.

В первой четверти XVIII века решающим фактором, определившим формирование художественных принципов и стиля русской портретной живописи, стало новое мировоззрение и новое представление о ценности человека, сознательного участника коренных преобразований в стране. Наиболее яркое воплощение новые тенденции нашли в творчестве одного из первых русских художников европейского уровня, петровского пенсионера Ивана Никитина. Он являл собой пример патриотической гордости императора перед иностранцами, "дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры". Чтобы установить авторство некоторых работ Никитина, потребовались специальные исследования. Некоторые атрибуции признаны бесспорными лишь относительно недавно.

Так, «Портрет Петра I», хранящийся в Государственном Музее-заповеднике «Павловск», не имел авторства, его относили то к работе Каравакка, то Матвеева. Демонстрация его на выставке портрета петровского времени в 1973 г. дала возможность технико-технологического исследования, которое показало все особенности живописной техники Ивана Никитина. Подобное исследование позволило установить авторство Никитина в отношении портрета Петра I в круге (ГРМ). Он выполнен в необычной для Никитина манере, однако сегодня авторство уже не вызывает сомнений. Художник стремился показать Петра I человеком, но человеком глубоким и незаурядным. Так парадный портрет приобрел черты глубокой искренности – художник смог передать это, избегая при этом всего лишнего. В этой работе мастер поставил перед собой задачу как можно проще, немногословнее сказать об очень большом и сложном.

С портретом в круге особенно резко контрастирует портрет Петра I в овале (ГРМ), авторство которого связывается с Л. Караваком. В овальном портрете перед нами Петр – строгий воин в мундире Преображенского полка, но без орденских звезды и ленты. «Портрет Петра I в овале» по своему качеству отличается от других изображений Петра I Каравака: трехчетвертной поворот значительно усложнил осанку портретируемого и придал особую динамику его внутреннему миру.

Рассмотрение портретов работы И. Никитина и Л. Каравака в сопоставительном аспекте позволяет определить различие созданных художниками образов Петра. В «Портрете в круге» запечатлен многосложный образ царя как труженика мысли, тогда как в «Портрете в овале» он изображен в соответствии с идеалом светской любезности, в нем представлена сдержанная и строгая трактовка образа монарха, соответствующая восприятию многими европейцами Петра I в качестве императора – наследника «саардамского плотника».

Сейчас рассмотрим сочиненные портреты царя, сюжетные портреты. Первым из них рассмотрим «Портрет Петра I на фоне колонны четырех соединенных флотов под Копенгагеном» Л. Каравака. Петр на этом портрете изображен на фоне моря с 36 кораблями союзного (русского, датского, голландского и английского) флота. В этой работе создан портрет императора – флотоводца. Символы, используемые в картине: над головой царя параболический строй эскадры – символа морского могущества, а в правой руке императора – меч – грозное оружие, готовое к атаке и обороне, позволяет в полной мере осознать историческую роль Петра I – воина и полководца.

Другое ценное произведение Каравака представляет монументальная картина «Полтавское сражение 27 июня 1709 года». Это событие было изображено во многих произведениях искусства: уже современники оценили значение Полтавского сражения. Кроме того, сам Петр немало способствовал тому, чтобы оно было должным образом запечатлено. Глубокое понимание исторической значимости побед русского оружия, особенно в Северной войне, побуждало Петра давать заказы на создание сцен, посвященных знаменательным событиям этой войны. В этой картине «птенцы гнезда Петрова» и сам Петр занимают первый план, они крупнее и важнее всех остальных действующих лиц. Особенно художник акцентирует внимание на фигуре царя. Именно к нему направлено движение его генералов и он впереди этой группы. Своим жестом он указывает в сторону движущихся войск, направляя и организуя их строй. Все внимание художник обращает на того, кто руководит сражением. Это отвечало нормам исторических взглядов на роли выдающихся деятелей, которые вершили ход истории.

Современник, камер-юнкер Ф.В. Берхгольц оставил свидетельство о том, какое впечатление произвело на него это произведение. В своем дневнике от 1 августа 1721 г. он записал: «Из числа многих картин в доме (Петергофском дворце) помещена над крыльцом одна, очень большая, представляющая сражение, в котором русские разбивают и обращают в бегство шведов. Лошадь, на которой сидит царь, слишком красна; впрочем, сделана недурно, сам же царь написан превосходно и чрезвычайно похож. Можно узнать также князя Меншикова и многих других генералов».

Образ Петра в Полтавской битве неоднократно воспроизводился разными художниками, в том числе И. Г. Таннауером, который создал полотно «Петр I в Полтавской битве» в 1710-х гг. Художник широко использует «барочный язык» аллегорий и символов. Фигура трубящей Славы, которая венчает царя-полководца лавровым венком, органично вписана в композицию портрета-картины. Иконография молодого русского царя близка «типу Неллера», а это доказывает, что И. Таннауер еще не выработал свой «образец» русского государя. Его искусство еще не было знакомо Петру, и в качестве оригинала использовалась, видимо, гравюра с полюбившегося изображения. По сведениям Ф.К. Фридебурга, «Таннауер писал батальные картины, в которых также изображал в разных положениях Императора Петра I-го», но на данном полотне «изображение Государя не вполне схоже с известными его портретами».

mirznanii.com

Портреты Петра 1 глазами зарубежных художников...-

Петр I глазами зарубежных художников.

 

ПОРТРЕТ

Петр I, прозванный Петром Великим, русский царь в 1697 году. По оригиналу П. Ван дер Верффа. Версаль.

Портрет Петра Великого. XVIII век.Ж.-Б. Веилер. Лувр.

Портрет царя Петра Великого. XVIII век.Неизвестный. Лувр.

Портрет царя Петра I. 1712. Ж.-Ф. Динглинжер. Дрезден.

Портрет Петра Великого. XVIII-XIX вв. Неизвестный художник русской школы. Лувр.

Портрет Петра Великого. 1833. М.-В. Жакото по оригиналу голландского художника.Лувр.

Портрет Петра Великого. До 1727. Ш. Буа. Лувр.

Портрет Петра Великого. Около 1720. П. Буа-Старший. Лувр.

Петр Великий (предпол.). XVII в. Н. Ланьо. Шантийи.

Случай из юности Петра Великого. 1828. Ш. де Стебен. Музей изящных искусств в Валансьене.

Ш. де Стебен. Фрагмент(Да, тот златокудрый отрок – будущий царь Петр I.!)

Людовик XV наносит визит царю Петру в особняке Ледигьеров 10 мая 1717 года. XVIII в.Л. М. Ж. Эрсан. Версаль.

Если кто не понял, то французский король на руках у нашего царя устроился.

Петр Геллер Петр I и король Франции Людовик XV. 1903

Август Толяндер

Адриан ван дер Верфф. Портрет Петра Великого. 1690-е.

Дмикони Якопо. Петр Первый и Минерва 1730

Буат Шарль Портрет царя Петра I, около 1698, золото, эмаль

Венике Ян. Портрет Петра I. Около 1697.

Даниел Маклиз. Пётр I в Дептфорде в 1698 году

Иоганн Koprtzki. Петр Великий

Иоганн Готфрид Таннауер. Петр в Полтавской битве 1710-е

Иоганн Готфрид Таннауэр.

Луи Каравакк. Пётр I, командующий четырьмя соединёнными флотами в 1716 году

Неизвестный голландский художник. Беседа Петра I в Голландии. 1690-е.

Неизвестный художник. 1697

Неизвестный художник.

Неизвестный художник.

Пётр I в последние годы жизни.Из книги В. О. Ключевский. Русская история. Москва, «Эксмо». 2005.

Поль Деларош. 1838

Файтгорн.

Франческо Вендрамини. Портрет Петра Первого

Неизвестный художник.

Байт

Геникез.

Ян Голе.

catherine-catty aria-art.

subscribe.ru

Портрет Петра 1. Никитин, Портрет Петра 1. Исторический портрет Петра 1

Личность Петра 1 по праву занимает одно из главенствующих мест в истории Российского государства. И дело даже не в том, что именно этот человек основал Империю как таковую, а в том, что в годы правления Петра Россия получила совершенно новый вектор развития. Написаны тысячи исторических и биографических книг, создающих портрет Петра 1, но однозначно охарактеризовать деятельность этого человека ученые-историки не могут и по сей день. Часть из них обожествляет первого российского императора, описывая его инновации в государственной системе и внешней политике. Другие же, наоборот, стараются показать его тираном и деспотом, ссылаясь на излишнюю резкость и жестокость по отношению к своим подданным. Но портрет Петра 1, фото которого представлено ниже, изображает человека целеустремленного и образованного.

портрет Петра 1

Критикуют первого императора и за непродуманные нововведения, направленные, по мнению историков, на искоренение всего русского, замещая его западными ценностями. Однако и те, и другие однозначно сходятся в одном: это была действительно неоднозначная, знаковая и великая фигура в истории Российского государства.

Не судите, да не судимы будете

Если внимательно изучать исторический портрет Петра 1, созданный авторами бесчисленных трудов, можно прийти к простому выводу: столь масштабные личности нельзя судить однобоко. Строгие разграничения по типу «белого и черного» тут неприемлемы. К тому же для критики или, наоборот, восхваления необходимо четко разбираться в существовавших в то время законах и устоях. И то, что кажется порой диким и страшным нашим современникам, было простой обыденностью для разных слоев населения России начала XVIII века.

Портрет Петра Великого нельзя составить, используя современные нравственные ценности. Такой подход будет «плоским» и эмоциональным. Он помешает трезво оценить историческую реальность Московского государства, а затем Российской Империи XVIII века.

Поэтому нужно просто попытаться объективно сосредоточиться на нейтральном жизнеописании первого русского императора и всего, что с ним было связано. Ведь такие личности, как правило, оставляют след не только в политике и государственном устройстве.

Образование – основа будущей личности

Петр Алексеевич Романов родился 30 мая 1672 года. Как и все царские отпрыски, будущий государь получал исключительно домашнее образование. И нужно признать, что, даже по нынешним временам, оно было неплохим. Воспитатели выявили в мальчике большую склонность к иностранным языкам и точным наукам. Иными словами, в будущем императоре уже с детства совмещались гуманитарные и технические устремления. Хотя предпочтение он все же отдавал практическим наукам.

Младший сын царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной, маленький Петр, рос удивительно подвижным и сильным ребёнком. Помимо своей склонности к наукам, он с удовольствием лазал по заборам, дрался с дворянскими сверстниками из ближнего круга и совершал прочие проказы, свойственные этому возрасту.

Ремесленничество – занятие, достойное царей

Особое удивление всех без исключения биографов всегда вызывало увлечение царского сына простыми рабочими ремеслами, к которым он проявил интерес еще в совсем юном возрасте. Ни один исторический портрет Петра 1 не обходится без описания того, как он мог часами наблюдать за работой токарного станка или с удовольствием дышал жаркими испарениями дворцовой кузни.

личность Петра 1

Интерес царского отпрыска не остался незамеченным. Были выделены специальные мастеровые, которые начали обучать Петра основам самых простых ремесел: токарному делу и ковке. При этом необходимо учесть, что это не шло в ущерб основному учебному графику молодого наследника. Точные науки, изучение языков, основы военного дела никто не отменял. Уже с раннего детства будущий государь получал многостороннее и качественное образование (вопреки мнению некоторых западных историков о том, что домашнее образование России тех лет отличалось однобокостью и непрофессионализмом).

Однако «простачком» императора ни за что не назовешь, глядя, как написал художник Антропов портрет Петра 1: царские регалии, осанка и взгляд говорят о великом и властном человеке. И пусть на момент создания картины императора не было в живых уже почти 50 лет, автор изобразил его весьма достоверно.

Антропов портрет Петра 1

Коронование и ссылка

Политический портрет Петра 1 следует начать писать с 1682 года. После смерти бездетного царя Федора Алексеевича юный Романов был возведён на престол. Однако это произошло в обход его старшего брата Ивана, чем не преминула воспользоваться партия Милославских (родственников старшей сестры Петра - Софьи) для организации дворцового переворота. Милославские удачно использовали стрелецкие волнения, и в результате клан Нарышкиных, к которому принадлежала мать Петра, был почти уничтожен. «Старшим» царем был назначен Иван, а Софья стала правительницей-регентшей.

Стрелецкий бунт и откровенная жестокость убийств очень серьезно повлияли на личность Петра Первого. Многие историки связывают именно с этими событиями дальнейшие, не всегда уравновешенные, поступки царя.

Софья, став единоличной хозяйкой страны, практически сослала маленького царя в Преображенское – малую подмосковную вотчину. Именно здесь Петр, собрав дворянских недорослей ближнего окружения, создал знаменитые «потешные полки». Воинские образования имели настоящую форму, офицеров и солдат и подчинялись настоящей армейской дисциплине. Петр, конечно, был главнокомандующим. Для развлечения молодого царя была построена «потешная крепость», которую, оттачивая свое «боевое мастерство», штурмовало потешное войско. Однако мало кто тогда догадывался, что именно эта детская забава мальчишек, бегавших с деревянными ружьями и саблями, положит начало знаменитой и грозной Петровской гвардии.

Ни один портрет Петра 1 не обходится без упоминания Александра Меншикова. Познакомились они там же, в Преображенском. Сын конюха в последующие годы стал правой рукой императора и одним из самых могущественных людей в Империи.

Переворот Милославских

Слабость и болезненность «старшего» царя Ивана постоянно заставляла правительницу Софью думать о полном единовластии в стране. Окруженная дворянами из сильного клана Милославских, правительница пребывала в полной уверенности, что ей удастся узурпировать власть. Однако на пути к трону стоял Петр. Он был помазанником Божьим и полноправным царем.

В августе 1689 года Софья решилась на государственный переворот, целью которого было устранение Петра и захват трона. Однако верные люди предупредили молодого царя, и он успел покинуть Преображенское, укрывшись в Троице-Сергиевом монастыре. Обитель была выбрана не случайно. Мощные стены, рвы и подземные ходы представляли собой непреодолимую преграду для пеших стрельцов Софьи. На штурм по всем правилам военной науки у Софьи не было ни времени, ни средств. К тому же элита командования стрелецких частей откровенно колебалась, не зная, чью сторону выбрать.

Кому принадлежало решение отступить именно в Троице-Сергиево? Об этом не упоминает ни один исторический портрет Петра 1. Кратко говоря, это место оказалось роковым для Софьи и очень удачным для царя. Дворяне поддержали Петра. Боевые отряды дворянской конницы и пехота «потешных» и верных стрельцов окружили Москву. Софью осудили и заключили в монастырь, а все сподвижники из клана Милославских были казнены или сосланы.

После смерти царя Ивана Петр стал единоличным хозяином Московского престола. Может быть, именно описываемые события подвигли его на серьёзную реорганизацию всего российского уклада. Ведь представители «старого доброго времени» в лице стрельцов и Милославских постоянно пытались физически устранить молодого государя, внушив ему подсознательный страх, который, как утверждали современники, рисующие психологический портрет Петра 1, отразился на лице его и преследовал в душе почти до самой смерти. Даже живописцы подмечали и воссоздавали необыкновенно сильное, но в то же время крайне уставшее лицо царя. Художник Никитин, портрет Петра 1 которого удивителен своей простотой и отсутствием императорской атрибутики, как раз и передал такого волевого и властного, но глубоко искреннего человека. Правда, искусствоведы склонны «отобрать» часть славы у Никитина, ссылаясь на нехарактерный для начала века стиль рисования.

никитин портрет петра 1

Окно в Европу – немецкая слободка

На фоне этих событий вполне закономерными выглядят стремления молодого царя ко всему европейскому. Нельзя не отметить и роль Кукуя - немецкой слободки, которую любил посещать император. Приветливые немцы и их аккуратный быт резко разнился с тем, что видел Петр в остальной части той же Москвы. Но дело, конечно, не в аккуратных домиках. Государь проникся самим жизненным укладом этого небольшого кусочка Европы.

Многие историки считают, что именно посещение Кукуя отчасти сформировало исторический портрет Петра 1. Кратко говоря, будущие прозападные взгляды. Нельзя забывать и о знакомствах, заведённых царем в немецкой резервации. Там он познакомился с отставным швейцарским офицером Францем Лефортом, который стал основным военным советником, и очаровательной Анной Монс - будущей фавориткой первого императора. Оба эти человека сыграли немаловажную роль в истории России.

Выход к морю – стратегическая задача

Петр все больше увлекается флотом. Специально нанятые голландские и английские мастера обучают его хитростям и премудростям строительства кораблей. В дальнейшем, когда под российским флагом будут ходить многопушечные линкоры и фрегаты, Петру не раз и не два пригодится знание нюансов кораблестроения. Все дефекты и брак в строительстве он определял сам. Не зря его называли царем-плотником. Петр 1 мог действительно построить корабль от носа до кормы своими руками.

описание портрета Петра

Однако во времена его юности Московское государство имело всего один выход к морю - в городе Архангельске. Европейские корабли, конечно, заходили в этот порт, но географически место было слишком неудачным для серьёзных торговых связей (из-за долгой и дорогой доставки товара в глубь России). Эта мысль посещала, конечно, не только Петра Алексеевича. За выход в море боролись и его предшественники, в основном неудачно.

Петр Первый решил продолжить азовские походы. Тем более что начатая в 1686 году война с Турцией продолжалась. Армия, которую он обучал на европейский лад, уже представляла собой внушительную силу. Было совершено несколько военных походов на морской город Азов. Но только последний увенчался успехом. Правда, победа досталась дорогой ценой. Маленькая, но построенная на тот период по последнему слову инженерной мысли крепость унесла много русских жизней.

И хотя факт взятия Азова в Европе был воспринят довольно скептически (именно из-за соотношения потерь), это была первая реальная стратегическая победа молодого царя. А главное - Россия наконец получила выход к морю.

Северная война

Несмотря на откровенный скептицизм европейских политиков, Петр 1 начинает задумываться о Балтике. Правящая элита была в то время серьезно обеспокоена растущими амбициями другого молодого стратега - шведского короля Карла XII. Отчасти поэтому европейцы поддержали московского царя в его стремлении получить часть приморских балтийских земель для открытия там верфей и портов. Казалось, что иметь два-три порта России вполне можно позволить, а неминуемая война за Балтику всерьёз ослабит Швецию, которая, хоть и победит слабых русских, но серьёзно увязнет в материковой части дикой Московии.

Так началась долгая Северная война. Она длилась с 1700 по 1721 год и закончилась неожиданным разгромом шведской армии под Полтавой, а также утверждением российского присутствия на Балтике.

портрет Петра Великого

Реформатор

Конечно, без серьёзных экономических и политических изменений в России Петр 1 не прорубил бы знаменитое «окно в Европу». Реформы коснулись буквально всего жизненного уклада Московского государства. Если говорить об армии, то свое становление она получила именно в Северной войне. Петр нашел ресурсы на ее модернизацию и организацию по европейскому образцу. И если в начале боевых действий шведы имели дело с неорганизованными, часто плохо вооруженными и необученными подразделениями, то в конце войны это уже была мощная европейская армия, умеющая побеждать.

Но не только личность Петра Первого, обладавшего недюжинным талантом полководца, позволила ему одержать великую победу. Профессионализм его ближайших генералов и подвижников – тема для долгих и содержательных бесед. О героизме простого русского солдата сложены целые легенды. Конечно, ни одна армия не могла бы побеждать без серьёзного тыла. Именно военные амбиции подстегнули экономику старой России и вывели ее совершенно на другой уровень. Ведь старые традиции уже не могли в полной мере обеспечивать потребности растущих армии и флота. Практически каждый прижизненный портрет Петра 1 изображает его в военных латах либо с военной атрибутикой. Художники отдавали должное заслугам императора.

Не армией единой

Портрет Петра 1 не будет полным, если ограничиться только экономическими и военными победами. Императору нужно отдать должное в разработке и внедрении реформ в области управления государством. Прежде всего, это учреждение Сената и коллегий вместо устаревших и работающих по сословному принципу Боярской думы и приказов.

Разработанный Петром "Табель о рангах" породил появление так называемых социальных лифтов. Иными словами, Табель давал возможность получать блага и дворянство исключительно по заслугам. Изменения коснулись и дипломатии. Вместо старинных шуб и шапок родовитых бояр, которые представляли Россию, появились посольства с дипломатами уже европейского уровня.

Описание портрета Петра 1 будет неполным, если говорить о нем только в превосходной степени. Стоит отметить, что при общем геополитическом росте России, жизнь простых людей внутри страны особо не изменилась, а в некоторых случаях (например, рекрутская повинность) стала хуже. Жизнь простого крепостного стоила меньше жизни лошади. Особенно это было заметно при «глобальных» петровских стройках. Тысячи людей погибли, строя красивейший город Европы - Санкт-Петербург. Никто не считал умерших и при строительстве Ладожского канала... И множество молодых парней так и не стали солдатами, погибнув под палками офицеров, внедряющих дисциплину в воинских частях.

Именно за полное пренебрежение человеческой жизнью первого императора и критикуют, вменяя ему бессмысленную жестокость и огромное количество необоснованных жертв. К тому же мы повсеместно сталкиваемся с поражающими своей бесчеловечностью фактами деятельности Петра 1.

политический портрет Петра 1

В защиту этого человека можно сказать лишь одно. Первый император России никогда не отдалялся от своего народа на те дистанции, которые позволяли себе последующие правители. Тысячу раз неприятельское ядро могло разорвать его на части. Десятки раз Петр Алексеевич Романов мог просто утонуть на несовершенных морских судах. А во время глобальных строек он спал в одних бараках с больными строителями, рискуя подхватить хвори, от которых на то время не было лекарств.

Конечно, охраняли от неприятельских пуль императора лучше, чем рядового солдата, его лечили хорошие врачи, и шансов не умереть от гриппа у него было гораздо больше, чем у обычного крестьянина. Однако давайте закончим описание портрета Петра 1 воспоминанием о причине его смерти. Император скончался от воспаления лёгких, которое получил, спасая из холодной воды вышедшей из берегов Невы простого караульного солдата. Факт, может, и не столь примечательный в сравнении с деяниями всей его жизни, но говорящий о многом. Вряд ли кто-то из современных «сильных мира сего» способен на такой поступок...

fb.ru

Петр I глазами зарубежных художников.

Нередко мои исторические изыскания происходят по принципу «Он шел на Одессу, а вышел к Херсону». То есть, искала я информацию по одной теме, а нашла – по совершенно другому вопросу. Но тоже интересное. Так и в этот раз. Встречайте: Петр 1 глазами зарубежных художников… Ну ладно, пара наших там тоже затесалась.

Петр I, прозванный Петром Великим, русский царь в 1697 году. По оригиналу П. Ван дер Верффа. Версаль.01 Петр 1 прозв Петром Вел царь в 1697 году ор П ван дер Верфф Версаль

Портрет Петра Великого. XVIII век. Ж.-Б. Веилер. Лувр.04 Портрет Петра Вел 18 в Ж0-Б Веилер Weyler ЛуврПортрет царя Петра Великого. XVIII век. Неизвестный. Лувр.03 Портрет царя Петра Вел 18 в Неиз Лувр

Портрет царя Петра I. 1712. Ж.-Ф. Динглинжер. Дрезден.02 Портрет царя Петра 1 1712 Г-Ж Динглинжер Dinglinger ДрезденЯ не поняла какой национальности художник. Похоже, все же француз, поскольку учился во Франции. Я транскрибировала его фамилию как французскую, а там уж кто знает…

Портрет Петра Великого. XVIII-XIX вв. Неизвестный художник русской школы. Лувр.05 Портрет Петра Вел 18-19 в Неизв рус шк Лувр

Портрет Петра Великого. 1833. М.-В. Жакото по оригиналу голландского художника. Лувр.06 Портрет Петра вел 1833 М-В Жакото Jaquotot по ор гол худ Лувр

Портрет Петра Великого. До 1727. Ш. Буа. Лувр.07 Портрет Петра Вел до 1727 Ш Буа Лувр

Портрет Петра Великого. Около 1720. П. Буа-Старший. Лувр.08 Портрет Петра Вел ок 1720 П Буа старший Лувр

Петр Великий (предпол.). XVII в. Н. Ланьо. Шантийи.09 Петр Вел возм 17 Н Ланьо ШантийиВот от этого портрета, конечно, я упала. Где они тут Петра увидели, не поняла.

Ну, с портретами закончили, давайте и на картины посмотрим.

Случай из юности Петра Великого. 1828. Ш. де Стебен. Музей изящных искусств в Валансьене.10 Случай из юности Петра Вел 1827 Ш де Стебен муз Из ис ВалансьенДа, тот златокудрый отрок – будущий царь Петр I. Во как!

Петр Великий в Амстердаме. 1796. Павел Иванов. Лувр.11 Петр великий в Амстердаме 1796 Павел Иванов Лувр2

Людовик XV наносит визит царю Петру в особняке Ледигьеров 10 мая 1717 года. XVIII в. Л. М. Ж. Эрсан. Версаль.12 Людовик 15 наносит визит царю Петру в особняке Ледигьеров 10 мая 1717 18 в Л М Ж Эрсан Hersent ВерсальЕсли кто не понял, то французский король на руках у нашего царя устроился.

catherine-catty.livejournal.com

прижизненные портреты петра первого. - История искусств

жан - марк натье. портрет петра первого. 1717 г.

сообразив, что давно я не занималась одной из своих любимых тем - портретами, решила рассмотреть с помощью википедии окружение петра первого.но - для начала возник вопрос - а как, собственно, выглядел сам петр?

вопрос казалось бы глупый, при том грандиозном обилии его изображений, которое существует.

петра изображали последние 300 лет едва ли не больше всех остальных деятелей российской истории вместе взятых.существуют его прижизненные восковые слепки, на которых царь - как живой...посмертная маска...

проблема в том, что мало кто на них смотрит.да и выражения в них уже не уловить - только пропорции черт.

а в том количестве изображений, которые имеются, истинный облик царя несколько размыт.

с одной стороны - он легко узнаваем.высокий рост,темные полудлинные волосы,круглое лицо,совиные глаза и усы щеточкой.

на старообрядческих иконах, к примеру, петра любили изображать в образе злодеев - так и невозможно ошибиться - кто именно нарисован.

а с другой стороны - существует огромное количество искажений, скажем так, в угоду текущему моменту или особенностям восприятия и мастерства художников.

петр в послесмертной истории своих портретов каким только не представал - и вдохновенным романтическим героем, и спортсменом с широкими плечами, и застенчивой серостью, и уродом, моральным и физическим, и натуральным чудовищем, и вообще непонятно кем, кого только по глазам да усам опознать можно...

а вот каким он при жизни представал - перед теми, кто его реального видел, а не фантазии свои зарисовывал - это интересно посмотреть.

петр был человеком не тщеславным.подхалимов не любил, себя в зеркало прекрасно видел, в величии своем не сомневался, в лести не нуждался.это дает надежду на то, что прижизненные портреты, со скидкой на способности художника к рисованию, должны быть довольно объективны.

первый российский император был личностью сложной.очень умный, деятельный, поразительно энергичный и волевой, но - при этом нервноприпадочный, большими тонкостями обращения с ближними себя не утруждающий, ведущий крайне нездоровый образ жизни.

надо помнить, что он также от рождения был наделен грандиозной властью и баснословным богатством. и несмотря на некоторые шероховатости его пути к единоличному правлению, благодаря которым нервы царя и расстроились, это был человек, с колыбели привыкший, что его любые приказы выполняются всеми и всегда.

все эти его особенности отражались в манере себя держать, чертах лица и взгляде.как у любого из нас.

в разные времена художники, изображая царя, акцентировали внимание поочередно на тех или иных его свойствах.а вот что видели современники?те, которым он лично смотрел в глаза?

предлагаю насладиться впечатлением...

музыкальным сопровождением взят один из самых старинных российских маршей. который в народе так и назывался последующие после создания триста лет - петровский марш.официальное его название - марш лейб - гвардии преображенского полка.полк был создан петром в годы его юности и стал основой всех его преобразований и побед.музыка написана в те же времена. и в полной мере отражает их дух и славу.

марш имел и слова.2 варианта, написанных в начале 19 века.их можно найти в интернете.очень характерны первые строки:

1 вариант -...пойдем, братцы, за границу, бить Отечества врагов...

2 вариант -...славны были наши деды, помнит их и швед и лях...

(это было небольшое лирическое отступление вдоль темы)

history-of-art.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта