Перспектива. Картина перспектива


Прямая и обратная перспектива в живописи

Связи с наукой \ Статьи, рефераты по Ииссиидиологии \ Научно-популярные статьи \ Прямая и обратная перспектива в живописи

Автор работы: Флоуффлурр

13.09.2015

Скачать полный текст в PDF

Окружающий нас Мир смоделирован множеством наших представлений. Локально взаимодействуя с каждым его элементом, мы последовательно акцентируем фокус нашего внимания на разнокачественной информации, которая «проявляется» в результате этого «общения», порождая таким образом различные параметры пространства и времени. В повседневной суете нам может показаться, что мы таким образом, как бы «мимоходом», собираем различные «кусочки» (партикулы), пазлы необходимой нам, конкретной информации, стараясь после объединить их в единую картину, которая отображается на «виртуальном полотне» нашего самосознания. С момента зарождения Человечества, осуществлялись попытки перенести это многообразие порождённых (сконструированных) в их воображении формо-образов на плоскость художественного полотна для более подробного осмысления и передачи таким методом информации другим. На примере становления такого вида художественного искусства, как живопись, можно проследить развитие потребности в таком самовыражении и универсализацию графических и, в дальнейшем, математических средств, используемых для достижения поставленных перед художником задач.

«Объёмность», голографичность окружающего нас пространства, его элементов «изначально», на заре зарождения «рисунка» (на примере скальной живописи) трудно «вписывалось» в плоскостное решение его изображения. Несовершенство техники живописи и ограниченная информационная наполненность изображаемых формо-образов позволяло не придавать особого значения этим «искажениям», но дальнейшее развитие искусства живописи (как впрочем и иных видов художественных искусств, например, скульптуры) «потребовало» от художника разработать новые, более совершенные техники изображения, чтобы «расширить» пространство картины, что предоставило бы художнику возможность масштабнее насытить его более информационно-ёмкими форма-образами, а также «подчинить» взаимодействующие элементы картины различным сюжетным линиям, позволяющим, в дальнейшем, «виртуально» прослеживать предполагаемую динамику их развития разнокачественных взаимодействий между изображёнными «объектами» во времени.   

В живописи, на мой взгляд, наиболее полно (по сравнению с другими видами изобразительного искусства) раскрывается многогранная возможность манипулирования «пространством», реализуемая чаще всего математическими методами – через различные виды геометрических перспектив.

Законы перспективы в рисунке:

1.         Прямая линейная.

2.         Воздушно-световая (тональная).

3.         Двухточечная.

4.         Многоточечная.

5.         Сферическая.

6.         Панорамная.

7.         Обратная линейная.

8.         Аксонометрия.

9.         Перцептивная перспектива.

 

Перспекти́ва (франц. perspective, от лат. perspicio - ясно вижу) - система изображения объёмных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удалённость от наблюдателя. Перспектива, как техника изображения, появилась в эпоху Ренессанса, вследствие развития реалистического направления в изобразительном искусстве. Перспектива рассматривается как один из элементов обучения живописи, а также как представление о развитии чего-либо в будущем.

Существующий метод перспективных построений, которым мы пользуемся до сих пор, возник в эпоху Возрождения. Архитектор Филиппо Бруннелеско заслуженно считается первым, установившим правила перспективы в живописи. Он построил несколько перспективных изображений на основе открытого им с помощью молодого математика Паоло Тосканелли способа «пересечений». Законы перспективы отождествлялись в эпоху Возрождения с законами зрения и восприятия. Так как в то время строение глаза не было известно, то работу глаза представляли элементарно просто – считали, что глаза имеют отверстие – зрачок, из которого исходят или проникают зрительные лучи, доносящие до зрителя «образы или подобия» объектов.

Рисунок 1. Угловые измерения перспективной величины предметов 

Можно выделить следующие правила композиции: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность.

Более подробно различные виды перспектив рассмотрены в расширенном варианте этого реферата.

Основными видами перспектив являются прямая линейная и обратная.

Прямая перспектива рассчитана на фиксированную точку зрения и предполагает единую точку схождения на линии горизонта (предметы пропорционально уменьшаются по мере удаления их от переднего плана).

«Точка схождения» виртуальных линий, при изображении геометрии пространства - является главной отличительной особенностью этого вида перспективы. Суть этой иллюзии (активно используемая мастерами в своих художественных работах) – «пропорциональное уменьшение предметов по мере удаления», а значит, и информационная наполненность воспринимаемых в сюжете картины формо-образов – находит своё подтверждение и в аксиоматических представлениях ииссиидиологии – о многоуровневой энергоинформационной структуре окружающей Реальности, с её индивидуальными параметрами пространства-времени, которые зависят (в каждом отдельном случае) от особенностей личностного восприятия человека.

 

Рисунок 2. И.И. Шишкин. Кама близ Елабуги

Рисунок 3

Детализируя сам процесс анализа сюжета наблюдателем, можно заметить, что по мере смещения фокуса внимания зрителя (фокуса пристального внимания) с первого (главного) на вторые (второстепенные) планы картины происходит последовательная распаковка и «освоение» новой информации, при этом он (фокус) как бы продвигается «вглубь» виртуального пространства, «созданного» этими законами перспективы. При этом в процессе «скольжения» и фиксирование внимания, объективно, используется лишь «двухмерная» плоскость полотна. Условно дискретные детали (информация) этого пространства начинают как бы «сминаться», «упаковывая», агрегируя информацию, сводя её в одну многомерную точку (для наблюдателя, объём доступной для использования информации стремится к нулю).

Обратная перспектива – применялась в византийской и древнерусской живописи, когда предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя. Созданное изображение при этом имеет несколько горизонтов, точек зрения и другие особенности.  Функционально данный процесс (обратной перспективы) противоположен описанной выше распространения последовательной фрагментации информации с главного плана картины (более агрегированной, усложнённой с точки зрения восприятия зрителя) к условной «точке схождения линий» и, образно говоря, призван отражать собой - механизм передачи нам некой «запредельной тайны, неизведанной, сакральной, недоступной нашему осмыслению» - то есть более информационно-ёмкого знания (пока лишь достаточно фрагментарно воспринимаемого нами, вследствие особенностей нашего восприятия, отражающего качество и уровень развития самосознания), транслируемого зрителю с неких «вершин».                   

По мере того, как совершенствовалось искусство живописи, стали появляться и новые возможности для изображения универсальной «многогранности» параметров пространства. Когда плоскость картины, за счёт применения перспективы, «приобрела» дополнительный «объём» (тем самым образуя уже конструкционно более «усложнённую» структуру), у художника появилась потребность «наполнить» его различными формо-образами, чтобы с помощью вспомогательных «деталей» сюжета более достоверно «перенести» на полотно идею картины и донести до зрителя её личное «прочтение» через смоделированный им (художником) в индивидуальном «виртуальном» пространстве сюжет. Так как воспринимаемое нами окружающее пространство представляет собой (согласно ииссиидиологии) многоуровневую информационную структуру и априори, по своей сути, не может быть лишено энергоинформационной динамики (параметров времени), являясь результатом её проявления, поэтому нашему самосознанию «приходится» иметь дело с её (этой динамики) разнокачественными параметрами в процессе конструирования, комбинирования формо-образов из отдельных фрагментов, доступных нам из общего информационного потока, «наполняя» ими окружающую нас реальность и «виртуальное» пространство конкретного художественного произведения (в данном случае - живописного полотна).

Рисунок 4 

Конечно, существующие в живописи ограничения, обнаруживающиеся при конструировании, преобразовании («расширении») пространства полотна, «диктуются» характерными особенностями применяемых видов геометрических перспектив. Однако в разных сочетаниях используя их потенциальные возможности, для совершенствовании  такого вида искусства будущего, как - голография, будет возможно обойти эти ограничения, создавая более динамично меняющиеся, разнокачественные, многоплановые, более информационно-насыщенные «детали» виртуального пространства.

«Трехмерные» голограммы (потенциально) могут содержать несоизмеримо большее количество «сочетающихся» между собой разнокачественных информационных фрагментов, по сравнению с возможностями геометрических перспектив - отражать ограниченные объёмы этих взаимодействий (за счёт «заложенных» в них конструктивных особенностей по «преобразованию» пространства плоскости картины). Современные достижения науки в этом направлении - визуализации голограмм, пока не позволяют существенно увеличить этот объём из-за несовершенства техники воспроизведения и отсутствия знания о принципах «материализации» (в разной степени «уплотнения») голограмм, отражающих (на современном этапе развития науки) лишь «урезанные» версии - проекции энергоинформационных структурных особенностей окружающей нас реальности, показывая лишь схематично некоторую динамику изменения в пространстве-времени энергоинформационных взаимосвязей (при формировании в пространстве лазером (или иным способом) различных виртуальных образов и предметов). Трёхмерные голограммы пока не могут полноценно «соперничать» с живописными работами художника, которые «наполнены» на более качественном уровне многоуровневой (сллоогрентной) информацией. Через живопись, в настоящий момент, возможна передача более информационно-ёмких модулей информации. В будущем голографическое искусство достигнет более широких возможностей, сравнимых с воздействием, оказываемым на людей художественным произведением живописца.

Подводя итоги краткого обзора функциональных особенностей геометрических перспектив, можно сказать, что - окружающий нас Мир в его разнокачественном проявлении субъективен, в силу того, что мы можем воспринимать лишь малую часть информационного потока, что объективно зависит от качественности нашего мышления – уровня нашего самосознания.

При должном внимании, используя ииссиидиологические представления, живопись может стать своего рода «тренировочной зоной» приобретения опыта в изучении механизмов взаимодействия нашего фокуса внимания с окружающим Миром (результатом творчества (фокусной динамики) нашего самосознания) и для более «мобильной» ориентации во времени и пространстве, что качественно скажется как на «скорости», так и на объеме обрабатываемой нами информации - вследствие чего даст возможность «ускорить» процесс уравновешивания энергоинформационных взаимосвязей в наших представлениях, то есть помочь в гармонизации нашего психоэмоционального состояния и повлиять (вместе с тенденцией в направлении культивирования в нашем самосознании Высокочувственного Интеллекта и Высокоинтеллектуального Альтруизма) на качественность наших выборов.

Виртуализация, конструирование, интерактивность будущего голографического искусства поможет приблизиться к менее искажённому пониманию энергоинформационной структуры нашего пространства «Существования», чтобы в дальнейшем научиться более полно, гармонично взаимодействовать с его разнокачественными проявлениями. 

Скачать полный текст в PDF

www.iissiidi.org

Перспектива — WiKi

В зависимости от назначения перспективного изображения перспектива включает следующие виды:

Прямая линейная перспектива

  Прямая линейная перспектива

Вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана). Теория линейной перспективы впервые появилась у Амброджо Лоренцетти в XIV веке, а вновь она была разработана в эпоху Возрождения (Брунеллески, Альберти), основывалась на простых законах оптики и превосходно подтверждалась практикой. Отображение пространства на плоскость сначала простой камерой обскура с простым отверстием (стенопом), а затем и с линзой полностью подчинено законам линейной перспективы. Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости. С учетом того, что линейная перспектива — это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений. Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картины (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутри помещения или снаружи дома преимущественно на его торцах). Построение перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи — росписи на наклонных фризах внутри помещения дворцовых сооружений и соборов. На наклонной картине в станковой живописи строят перспективные изображения высоких зданий с близкого расстояния или архитектурных объектов городского пейзажа с высоты птичьего полета. Построение перспективных изображений на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков (плафонов). Известны, например, мозаичные изображения на овальных плафонах станции метро «Маяковская» художника А. А. Дейнеки. Изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют плафонной перспективой.

Линейная перспектива на горизонтальной и наклонной плоскостях имеет некоторые особенности, в отличие от изображений на вертикальной картине.

В наше время доминирует использование прямой линейной перспективы, в большей степени из-за большей «реалистичности» такого изображения и в частности из-за использования данного вида проекции в 3D-играх.

В фотографии для получения линейной перспективы на снимке близкой к реальной используют объективы с фокусным расстоянием приблизительно равным диагонали кадра. Для усиления эффекта линейной перспективы используют широкоугольные объективы, которые делают передний план более выпуклым, а для смягчения — длиннофокусные, которые уравнивают разницу размеров дальних и близких предметов[3].

Обратная линейная перспектива

Вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя.

Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Среди причин появления феномена обратной перспективы самой простой и очевидной для критиков было неумение художников изображать мир, каким его видит наблюдатель. Потому такую систему перспективы считали ошибочным приемом, а саму перспективу — ложной. Однако по мнению П. А. Флоренского, обратная перспектива имеет строгое математическое описание, математически она равноценна прямой перспективе, духовно же образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Следовательно, обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишенной материальной конкретности форме[2]. Согласно теории Л. Ф. Жегина, обратная перспектива представляет собой перенесение на плоскость суммы зрительных восприятий наблюдателя, оказывающегося таким образом «точкой схода». При этом она является не единственной системой организации живописного пространства (что было бы оптически невозможно, так как предметы заднего плана попросту не помещались бы в «рамку» обзора), а сочетается с перспективой «усиленно сходящейся» с разными точками схода[4]. Б. В. Раушенбах, опровергая заблуждение об обратной перспективе как единственной системе в средневековой живописи, показывает вместе с тем, что в определённых условиях (на малом расстоянии) человеческий глаз воспринимает изображение не в прямой, а в обратной перспективе, феномен которой, таким образом, лежит в сфере самого восприятия, а не изображения, как считал Жегин.[5]

Обратная перспектива обобщается в проблемах восприятия за рамками изобразительного искусства. Например, психофизиологи с помощью псевдоскопа изучают восприятие обратной перспективы человеком в динамических условиях. Психологами исследуется механизм порождения зрительного образа в целом, важным элементом которого является личностный смысл.

  • Схема построения линейной перспективы

  • Схема построения обратной перспективы

Панорамная перспектива

Панорамная перспектива это способ отображения объёма на плоскости при помощи синусоидальных кривых. Слово «панорама» означает «всё вижу», в буквальном переводе это перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя. Это двухмерная перспектива. Она изображает искажения двух мер нашего трёхмерного пространства. При рисовании горизонтальной панорамы точку зрения располагают на оси цилиндра, а линию горизонта — на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому при рассматривании панорам зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку. Перспективные изображения на панораме объединяют с передним предметным планом, то есть с находящимися перед ней реальными предметами. Общеизвестными в России являются панорамы «Оборона Севастополя» (1902—1904 гг.) и «Бородинская битва» (1911 гг.) в Москве (автор — Ф. А. Рубо) и «Сталинградская битва» (1983 г.) в г. Волгограде. Часть панорамы с реальными предметами, лежащими между цилиндрической поверхностью и зрителем, называют диорамой. Как правило, диорама занимает отдельное помещение, в котором переднюю стену заменяют цилиндрической поверхностью, и на ней изображают пейзаж или панораму города. В диорамах часто применяют подсветку для создания эффекта освещения.

Пример панорамы — внутренний двор Шёнбрунна. Изображение создано на основе 21 последовательного кадра   Ульян Бенони. Построение горизонтального панорамного изображения при помощи синусоидальных кривых.

Правила панорамной перспективы используют при рисовании картин и фресок на цилиндрических сводах и потолках, в нишах, а также на внешней поверхности цилиндрических ваз и сосудов; при создании цилиндрических и шаровых фотопанорам. Панорама может быть как горизонтальной, так и вертикальной. При горизонтальной панораме взгляд зрителя скользит по изображению слева направо (или справа налево), а при вертикальной - сверху вниз и снизу наверх. Точка зрения в этом случае также располагается на оси цилиндра. Геометрические правила для обоих панорам одинаковы. По отношению к зрителю цилиндрическая изобразительная плоскость в первом случае располагается горизонтально, а во втором она повернута на 90 градусов и располагается вертикально.

Эллиптическая перспектива

  Ульян Бенони. Схема построения изображения на фронтальной плоскости в эллиптической перспективе.

Эллиптическая перспектива это трехмерное изображение объёма на плоскости. Этот способ рисования показывает изменения по всем трём мерам пространства: ширине, глубине и высоте. Изобразительная плоскость разделяет видимый мир пополам и способна изобразить 179,999... градусов окружающего нас пространства. Основой этой криволинейной перспективы является эллипс. Точка зрения художника и зрителя фиксирована. Это дает возможность участия зрителя в изображённом действии. Эллиптическая перспектива даёт возможность художнику задать свое местоположение среди вымышленных персонажей и показать их зрителю с точно определённой позиции.

Сферическая перспектива

Сферическая перспектива это способ отображения всего окружающего мира на бесконечной плоскости. С геометрической точки зрения это проекция пространства на точку, которая находится в центе сферы. Фиксация точки зрения в этом случае является абсолютной. Автор этого метода рисования американский художник Дик Термес. Сферическая перспектива является наиболее совершенным способом изображения трехмерного пространства. Этот метод рисования сегодня почти неизвестен широкому кругу зрителей и художников. Сферические картины создают всего несколько художников в мире.

Сферические искажения можно наблюдать и на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали. При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является циркульной дугой.

Многочисленные внешние подобия сферических изображений можно видеть на фотографиях, снятых объективом "рыбий глаз", через выпуклые линзы дверного глазка, или в выпуклых зеркалах.

Тональная перспектива

  Тональная перспектива

Тональная перспектива — понятие техники живописи. Является частью линейной перспективы. Тональная перспектива — это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства. Принципы тональной перспективы первым обосновал Леонардо да Винчи.

Воздушная перспектива

  Воздушная перспектива

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом — глубина кажется более тёмной, чем передний план. Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой.[6] Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются ещё у Леонардо да Винчи. «Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии… не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы». Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нём видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».

Воздушная перспектива зависит от влажности и запылённости воздуха и ярко выражена во время тумана, на рассвете над водоёмом, в пустыне или степи во время ветреной погоды, когда поднимается пыль[7].

Перцептивная перспектива

Академик Б. В. Раушенбах изучал, как человек воспринимает глубину в связи с бинокулярностью зрения, подвижностью точки зрения и постоянством формы предмета в подсознании[5] и пришёл к выводу, что ближний план воспринимается в обратной перспективе, неглубокий дальний — в аксонометрической перспективе, дальний план — в прямой линейной перспективе. Эта общая перспектива, соединившая обратную, аксонометрическую и прямую линейную перспективы, называется перцептивной[3].

ru-wiki.org

Линейная перспектива. История открытия

Развитие рисунка и живописи прошло долгий путь и до тех пор, пока основные законы реалистического изображения не были разработаны, произведения носили плоскостной характер, как, например, в искусстве Древнего Египта.

плоское изображение

К изображению максимально реального мира художники стремились всегда и можно сказать, что сохранившиеся росписи стен погибшего от извержения вулкана города Помпеи, а это еще времена Римской империи, свидетельствуют об умении передавать в рисунке перспективное сокращение плоскостей, повернутых под углом к зрителю. Правда, точки схода еще  не располагались тогда на линии горизонта.

Помпеи

Помпейская мозаика.

Исследованием законов перспективы  живописцы, архитекторы и математики по-настоящему смогли заняться лишь, когда мистическое влияние средневековой церкви ослабело и в моду вошло реалистическое направление в искусстве.  Например, флорентийский живописец Джотто, не знавший еще законов перспективы, близко подошел к реальному, а значит, перспективному изображению.

перспектива у Джотто

Джотто. Святой Франциск на городской площади.

Как и большинство открытий,  открытие линейной перспективы не принадлежит какому-либо первооткрывателю – многие художники внесли свой вклад и всех просто невозможно упомянуть. Наверное поэтому в различных источниках указываются разные живописцы.  Часто история открытия в учебниках повествуется так (очень кратко): архитектор Брунеллески в сотрудничестве с математиком Тосканелли находят основы научной перспективы, а взятые оттуда практические правила распространяет в своем сочинении «О живописи», изданном в 1440г. строитель и ученый Леон-Батиста Альберти. Изучение перспективы было продолжено художниками Паоло Учелло и Пьеро делла Франческа. Франческа написал три книги «О живописной перспективе». Полное развитие практическая перспектива получила в работах мастеров Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело.

перспектива в рисунке

Рисунок Леонардо да Винчи.

перспектива

Рафаэль. Афинская школа.

схема перспективного построения

Схема перспективного построения дворца в картине «Афинская школа».

Главные правила линейной перспективы учат изображать на плоскости реально наблюдаемые предметы с кажущимися сокращениями их величины в зависимости от расстояния до них.

Линия горизонта (или уровень глаз художника) - главнейшая величина от которой ведется построение реалистического изображения. Все объекты строятся с помощью построительных линий, которые устреиляются в точку схода, а точка схода лежит на горизонте. 

Обычно для иллюстрации  этого закона в учебниках приводится хороший пример с железнодорожным полотном, но для разнообразия приведу работу художника Хоббема «Аллея в Миддельхарнисе» и схему к ней.

перспектива

схема перспективного построения

Схема.

На схеме видно, что параллельные края дороги, убегая к горизонту, сходятся в точку, и придорожные  деревья, уменьшаются в той же последовательности, хотя в действительности, все мы знаем, что ни края не сойдутся, ни деревья не превратятся в траву.Нужно отметить, что во всех схемах этого урока, главная точка схода находится на линии горизонта – это важно.Внимательно ознакомившись с иллюстрациями и пояснениями, перспективные законы представляются достаточно ясными и простыми и, должно быть, это еще раз подтверждает истинность высказывания, что все гениальное – просто. И можно только догадываться сколько времени и сил талантливейших людей разных эпох ушло на открытие этой стройной системы.

В настоящее время разработано несколько видов перспектив, которые служат  разным целям.  Коснусь  тех,  которыми пользуются художники.Так известна обратная линейная перспектива, она применялась в византийской иконописи, а теперь применяется в православной.  Обратная перспектива  отражает мистический мир, отличный от наблюдаемого нами. На примере видно, как подножие, стол и база колонны изображены не сходящимися к горизонту линиями, а расходящимися, предметы, удаляясь, как бы увеличиваются.

обратная перспектива

Пример обратной перспективы.

Существует панорамная перспектива, где изображение строится как бы внутри цилиндра из-за своей протяженности и это оправдано, когда невозможно охватить взором всю ширь изображения. Применяется художниками при создании диорам, когда поверхность изображения изогнута и зритель находится в центре по отношению к экспонируемой поверхности. Для демонстрации изображения обычно строятся специальные здания с полукруглыми или круглыми залами.

панорама

Панорамное изображение.

диорама

Здание для диорамы.

Аксонометрия или параллельная перспектива используется в чертежах.

аксонометрия

Чертеж.

Воздушной  перспективе будут посвящены отдельные уроки, а пока только иллюстрация.

воздушная перспектива

Воздушная перспектива в рисунке.

www.prostalogika.com

My Kitchen Stories - Кулинарный фото блог: Основы композиции. Перспектива. Линейная и тональная.

   Мы уже говорили о композиции, и определили ее компоненты. Перспектива один из важных составляющих композиции. Напомню, что человеческое зрение имеет особенность видеть предметы трехмерно, и помимо высоты и ширины объекта мы можем видеть глубину пространства. Фотография и рисунок передают изображение двухмерно (высоту и ширину), поэтому фотографу и художнику необходимо знать приемы, с помощью которых можно изобразить и передать на плоскости глубину пространства. В этом нам поможет знание о перспективе.    Перспектива (с лат. смотреть сквозь) - это способы изображение пространства на плоскости, учитывая изменения в размерах, расстоянии, формах объектов.    Различают несколько видов перспективы: - линейная - тональная (воздушная)    Линейная перспектива выражается в следующих правилах: 1. Объекты одинакового размера, размещенные дальше от наблюдателя, зрительно кажутся меньше. 2. Горизонтальные линии сходятся в условной точке на горизонте, а параллельные линии стремятся сойтись в одной точке, "точке схода".

фото 1                                                                            фото 2   На фотографиях выше мы можем наблюдать использование линейной перспективы в фотографии.    На фото 1 пространство кадра делится линией горизонта. От наблюдателя вдаль уходит дорога, состоящая из нескольких параллельных линий. Эти лини сходятся в одну точку на линии горизонта. Это создает ощущение пространства.   На фото 2 параллельные линии дороги уходят вдаль и сходятся в точке схода на горизонте. Такое расположение линий придает плоскому изображению ощущение глубины (дорога уходит вдаль, чувствуется расстояние, которое уходит во внутрь кадра). Сходящиеся линии дороги сходятся к смысловому центру кадра, к девушке, идущей вдоль дороги. По обе стороны дороги мы видим вертикальные предметы, деревья и с другой стороны столбики забора. Деревья и столбики, уходящие вдаль выглядят меньше чем те, которые находятся впереди кадра, что также создает ощущение глубины.    Законы линейной перспективы всегда будут присутствовать в кадре, все зависит от того как фотограф будет применять эти законы. На некоторых снимках перспектива будет хорошо видна, а на других будет еле заметна. От чего это зависит? Как фотограф может в большей или меньшей степени передавать глубину пространства?

   Первый влияющий фактор - точка сьемки. Расстояние от точки сьемки до снимаемого объекта позволяет включить в кадр больше или меньше видимых участков. Если задача получить кадр общего плана, тогда, как правило, сьемка проводится дальше от объекта. Такой способ очень подходит для сьемки пейзажей, репортажной сьемки и ситуаций когда необходимо показать общий вид, и максимум пространства. Для кадра общего плана подходит завышенная точка сьемки, или вид сверху. В случае, когда мы помещаем точку сьемки ближе, мы получаем средний план или если еще ближе то крупный план, тем самым уменьшая пространство. Такое размещение точки сьемки хорошо подходит для сьемки портретов, жанровой и репортажной сьемки, сьемки натюрморта, предметной сьемки.    Плоскость кадра можно разделить на несколько планов: передний, средний, задний. Передний план - находится максимально близко к объективу, он может быть четки или размытым. Но всегда играет очень важную роль в придании выразительности кадру. Средний план- находится за передним, это основа кадра. Детали на среднем плане читаемы и видны. Задний план - размещается за средним. Это самая крайняя часть кадра, где нет четкости, не проработаны детали.    Для того чтобы подчеркнуть линейную перспективу, необходимо максимально разделять планы резкостью или тональностью. Снимать передний план с максимально близкого расстояния, располагать объекты на некотором расстоянии друг от друга. Чем меньше расстояние камеры от предметов переднего плана, тем больше выражается перспектива. Если в кадре нет близко расположенных объектов, то перспектива будет малозаметной, изображение будет не выразительным и плоским.  

фото 3   Эта фотография хорошо иллюстрирует использование планов и выбора подходящей точки сьемки, для передачи глубины пространства. На переднем плане находятся цветы, точка съемки близка к ним, и мы видим их очертания, размер. Возможно передний план мог быть еще крупнее. На среднем плане видна поляна, цветы уже не так читаются, но белое покрытие на зелени, и наличие переднего плана дает нам понимание, что цветы расположены и там. На среднем плане мы видим деревья и дом, они расположены далеко от переднего плана. Дом выглядит очень маленьким, по сравнению с первым деревом,  что также дает нам ощущение пространства. На заднем плане мы видим горы, они находятся очень далеко, мы видим только их очертание и не можем различить детали, растут ли там цветы, трава или деревья.    Следующий фактор, влияющий на отображение перспективы это объектив. Чем шире угол обзора объектива, тем более выражена перспектива.    Широкоугольный объектив увеличивает расстояние между предметами, тем самым усиливая линейную перспективу. Он искажает пространство как бы выворачивая на зрителя, чем создается чувство присутствия на месте событий. Кадр становится более динамичным. Фотографу нужно аккуратно использовать широкоугольные объективы, что бы избежать явных, не красивых искажений. Например, не стоит снимать очень близко портреты широкоугольным объективом, если вы не хотите вместо портрета получить карикатуру.    Длиннофокусный объектив уменьшает расстояние между предметами. Поэтому при его использовании линейная перспектива становится мало заметной, в этом случае для передачи глубины необходимо использовать несколько планов, а также тональную перспективу.

    Тональная перспектива выражается в следующем:1. По мере отдаления объекта от наблюдателя, он кажется менее контрастным и четкими. Отдаленные объекты не резкие, их контуры размыты. Нет явных светотеневых переходов.2. Объекты расположенные дальше будут светлее,  менее яркими и насыщенными, нежели объекты расположенные близко к наблюдаемому.      Эффект тональной перспективы проявляется из-за природных свойств воздуха. Он никогда не бывает абсолютно прозрачным, воздух содержит различные молекулы, которые имеют свой вес и плотность. Проявление тональной перспективы зависит от чистоты воздуха, пыли, смога, дыма, влажности, ветра. Например, в городе тональную перспективу легче заметить, чем в горах. За чертой города, где воздух чище и более прозрачный, соответственно рассеивает меньше света, объекты должны находится далеко, что бы быть менее яркими.    Рассмотрим следующие фотографии. фото 4                                                                             фото 5

   На фото 4,5 мы видим использование  проявление тональной перспективы. На фото 4 на переднем плане видим яркие насыщенные цветом деревья, далее видим фактуру гор, она также насыщенна цветом. На заднем плане размещены горы, они находятся далеко и мы видим дымку из воздуха, горы не имеют уже такой насыщенности цветом, они стали светлее, более пастельными, наполненные светлым серо-голубым оттенком.На фото 5 также присутствует разно плановость. На переднем плане четко видно формы. породу кустов, далее открывается вид на просторную поляну, и на заднем плане мы видим горы. Передний и средний план более насыщенные и яркие. Задний план, объекты расположенные далеко от точки сьемки, находятся в воздушной дымке, они менее яркие, менее контрастные и резкие.   Также усиливается эффект тональной перспективы при различных погодных условиях, таких как повышенная влажность, туман, это называют еще воздушной перспективой. На фото 6,7 присутствует туман, это усиливает глубину пространства. Объекты расположенные близко более насыщенные. По мере отдаления они становятся бледнее, расплывчатыми, почти не заметными.

фото 6                                                                             фото 7

   Проявление тональной перспективы зависит от условий освещения. Если свет направлен на объект, или размещен за фотографом, то передний план будет более светлым, воздух между фотографом и объектом будет сильно или равномерно освещен и тональная перспектива будет слабо выражена. При контровом свете (за объектом), задний план освещен больше, а объекты на переднем плане становятся менее освещенными, темнее.

   Компонуя кадр мы можем искусственно изобразить тональную перспективу, размещая более темные объекты на переднем плане, а светлые вдали. Это можно сделать, выбирая точку сьемки, и контролируя свет. Тональная перспектива возникает при тональном различии объектов находящихся на различных планах. Чем больше расстояние между объектами, чем заметнее разница в тонах между объектами, тем больше чувствуется глубина в кадре.    При создании снимка, мы также можем контролировать резкость и размытость. Для изображения глубины пространства объекты расположенные близко более четкие и резкие, удаленные объекты расплывчаты и не контрастны. На уровень резкости и размытости влияет диафрагма. Чем меньше значение диафрагмы (f1,4) тем более размытой будет передняя или задняя часть от точки фокусировки.    Итак применяя знания о линейной и тональной перспективе мы можем получить более объемные, динамичные снимки.Фотографии, использованные в примерах с http://www.photosight.ruЖелаю удачных снимков

Жду ваши комментарии :-)

elenatitarenko.blogspot.com

Перспектива — Энциклопедия

Перспекти́ва (фр. perspective от лат.  perspicere — смотреть сквозь) — техника изображения пространственных объектов на какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

Другими словами, это:

  1. Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.
  2. Способ изображения объемных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

История понятия

Перспектива, как техника изображения появилась в эпоху Ренессанса, поскольку в то время достигло расцвета реалистическое направление в изобразительном искусстве. Созданная система передачи зрительного восприятия пространственных форм и самого пространства на плоскости позволила решить проблему, стоявшую перед архитекторами и художниками. Многие из них использовали для определения перспективы стекло, на котором обводили правильное перспективное изображение требуемых предметов[1].

Перспектива как иллюзия восприятия

Шаблон:Нет ссылок Привычная современным людям прямая линейная перспектива — плод длительного развития человеческого разума. Некоторые исследователи отмечают[2], что первоначально человеку понятнее обратная перспектива (например, детям, или представителям племён, оторванных от современной цивилизации).

Виды перспективы

В зависимости от назначения перспективного изображения перспектива включает следующие виды:

Прямая линейная перспектива

Вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана). Теория линейной перспективы впервые появилась у Амброджо Лоренцетти в XIV веке, а вновь она была разработана в эпоху Возрождения (Брунеллески, Альберти), основывалась на простых законах оптики и превосходно подтверждалась практикой. Отображение пространства на плоскость сначала простой камерой обскура с простым отверстием (стенопом), а затем и с линзой полностью подчинено законам линейной перспективы. Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости. С учетом того, что линейная перспектива — это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений. Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картины (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутри помещения или снаружи дома преимущественно на его торцах). Построение перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи — росписи на наклонных фризах внутри помещения дворцовых сооружений и соборов. На наклонной картине в станковой живописи строят перспективные изображения высоких зданий с близкого расстояния или архитектурных объектов городского пейзажа с высоты птичьего полета. Построение перспективных изображений на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков (плафонов). Известны, например, мозаичные изображения на овальных плафонах станции метро «Маяковская» художника А. А. Дейнеки. Изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют плафонной перспективой.

Линейная перспектива на горизонтальной и наклонной плоскостях имеет некоторые особенности, в отличие от изображений на вертикальной картине.

В наше время доминирует использование прямой линейной перспективы, в большей степени из-за большей «реалистичности» такого изображения и в частности из-за использования данного вида проекции в 3D-играх.

В фотографии для получения линейной перспективы на снимке близкой к реальной используют объективы с фокусным расстоянием приблизительно равным диагонали кадра. Для усиления эффекта линейной перспективы используют широкоугольные объективы, которые делают передний план более выпуклым, а для смягчения — длиннофокусные, которые уравнивают разницу размеров дальних и близких предметов[3].

Обратная линейная перспектива

Вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Следовательно, обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишенной материальной конкретности форме. Поскольку в обычных условиях человеческий глаз воспринимает изображение в прямой, а не в обратной перспективе, феномен обратной перспективы исследовался многими специалистами. Например, психофизиологи с помощью псевдоскопа изучают восприятие обратной перспективы человеком в динамических условиях. Психологами исследуется механизм порождения зрительного образа в целом, важным элементом которого является личностный смысл.

Среди причин появления феномена обратной перспективы самой простой и очевидной для критиков было неумение художников изображать мир, каким его видит наблюдатель. Потому такую систему перспективы считали ошибочным приемом, а саму перспективу — ложной. Однако такое утверждение не выдерживает критики, обратная перспектива имеет строгое математическое описание, математически она равноценна прямой перспективе. Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Интерес к обратной перспективе в теории (П. А. Флоренский[2], Б. В. Раушенбах[4]) и художественной практике возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизму и к средневековому художественному наследию. Обратная перспектива обобщается в проблемах восприятия за рамками изобразительного искусства (см. Агиография).

  • Reverse perspective.svg

    Перспективы, прямая (слева) и обратная (справа)

  • Lineynaya perspektiva.gif

    Схема построения линейной перспективы

  • Obratnaya perspektiva.gif

    Схема построения обратной перспективы

Панорамная перспектива

Изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности. Слово «панорама» означает «всё вижу», в буквальном переводе это перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя. При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта — на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому при рассматривании панорам зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку. Перспективные изображения на панораме объединяют с передним предметным планом, то есть с находящимися перед ней реальными предметами. Общеизвестными в России являются панорамы «Оборона Севастополя» (1902—1904 гг.) и «Бородинская битва» (1911 гг.) в Москве (автор — Ф. А. Рубо) и «Сталинградская битва» (1983 г.) в г. Волгограде. Часть панорамы с реальными предметами, лежащими между цилиндрической поверхностью и зрителем, называют диорамой. Как правило, диорама занимает отдельное помещение, в котором переднюю стену заменяют цилиндрической поверхностью, и на ней изображают пейзаж или панораму города. В диорамах часто применяют подсветку для создания эффекта освещения.

Пример панорамы — внутренний двор Шёнбрунна. Изображение создано на основе 21 последовательного кадра Пример панорамы — внутренний двор Шёнбрунна. Изображение создано на основе 21 последовательного кадра

Правила панорамной перспективы используют при рисовании картин и фресок на цилиндрических сводах и потолках, в нишах, а также на внешней поверхности цилиндрических ваз и сосудов; при создании цилиндрических и шаровых фотопанорам.

Сферическая перспектива

Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали. При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является полуэллипсом.

Тональная перспектива

Тональная перспектива — понятие техники живописи. Тональная перспектива — это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства. Принципы тональной перспективы первым обосновал Леонардо да Винчи.

Воздушная перспектива

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом — глубина кажется более тёмной, чем передний план. Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой.[5] Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются еще у Леонардо да Винчи. «Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии… не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы». Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нем видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».

Воздушная перспектива зависит от влажности и запылённости воздуха и ярко выражена во время тумана, на рассвете над водоёмом, в пустыне или степи во время ветреной погоды, когда поднимается пыль[6].

Перцептивная перспектива

Академик Б. В. Раушенбах изучал, как человек воспринимает глубину в связи с бинокулярностью зрения, подвижностью точки зрения и постоянством формы предмета в подсознании[4] и пришёл к выводу, что ближний план воспринимается в обратной перспективе, неглубокий дальний — в аксонометрической перспективе, дальний план — в прямой линейной перспективе. Эта общая перспектива, соединившая обратную, аксонометрическую и прямую линейную перспективы, называется перцептивной[3].

Способы получения изображения перспективы

Литература

  • Аксёнова Е., Аксёнов Ю. Перспектива // Художник. 1962, № 12. С.56-60.
  • Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика / Пер. с нем., англ., лат., др.греч. И. Хмелевских, Е. Козиной, Л. Житковой, Д. И. Захаровой. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 336 с.
  • Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи: Очерк основных методов. — М.: Наука, 1980.
  • Раушенбах Б. В. Системы перспективы в изобразительном искусстве: Общая теория перспективы. — М.: Наука, 1986.
  • Глазунов Е. А., Четверухин Н. Ф. Аксонометрия — М.: ГТТЛ, 1953.
  • Мухин А. С. Рецепции представлений о пространстве и времени в художественной культуре. Италия и

Нидерланды. XV век. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2009. – 185 с.

  • Романова С. И. Обратная перспектива: опыт метафизического истолкования пространства. // Вестник СПбГУ. Серия 6. 2006. Выпуск 4. С.161-165.
  • Романова С. Обратная перспектива. Опыт интерпретации // Искусствознание. 2008. № 4. С.271-286. (www.sromaart.ru)
  • Романова С. Обратная перспектива. Опыт интерпретации // Выставка произведений Светланы Романовой. Интерпретации: живопись, графика, тексты. 14 января — 01 февраля 2009. (Московский музей современного искусства. Каталог.) — М.: АртПринтС, 2009. C. 21-33.

См. также

Примечания

Ссылки

www.unrealtech.ru

Перспектива. Глубина изображения - SkillsUp

Сначала необходимо разобраться и понять основные принципы, которые были открыты итальянским архитектором Брунеллески во 2-й половине 15 века. 

Что же такое перспектива? Слово перспектива произошло от латинского глагола «perspicere» - «ясно видеть», «внимательно рассматривать». «Перспектива» имеет несколько значения. Я озвучу понятие в изобразительном искусстве. Это изображение предметов, полученное на какой-либо поверхности в соответствии с кажущимися изменениями их величины, чёткости очертания их формы и светотеневых отношений, которые можно наблюдать в натуре. 

В нашем предмете будет много понятий, с которыми мы будем разбираться по мере необходимости. Первое такое понятие это «горизонт». В перспективе говорят Истинный горизонт – это простая горизонтальная линия, находящаяся на уровне наших глаз и соответствующая линии моря (далее горизонт или линия горизонта). 

Положение лини горизонта всегда связано с уровнем взгляда наблюдателя. Где глаз, там и горизонт. Определяя линию горизонта на холсте, вы должны помнить, что все объекты над ней расположены выше уровня глаз, а все объекты под ней расположены ниже.

Простые построения

Понятия перспективы основывается на том явлении, что удалённые предметы кажутся меньше по размерам, чем есть на самом деле. Наиболее наглядно это можно наблюдать на примере железной дороги со столбами, стоящими вдоль неё (рис. 1). Как вы видите железная дорога, по мере её удаления, на линии горизонта сходится в одну точку или совсем исчезает. Также и столбы, удаляясь, выглядят всё меньше и меньше. Аналогичному кажущемуся сокращения и изменению подлежит всё, что мы видим в окружающем нас мире: предметы, вещи и явления. Все горизонтальные линии, если продлить их, сойдутся к точкам на линии горизонта. Отсюда очевидно одно важнейшее правило перспективы: параллельные линии предметов на картине сходятся в одной точке. Точка, где сходятся удаляющиеся от нас параллельные линии, называют точкой схода.

Надо заметить, что если смотреть на куб под прямым углом к одной из его сторон, то эта сторона не будет подвержена перспективному сокращению. В этом случае точка схода одна. Если наблюдать за кубом, стоящим ребром к зрителю, все его стороны находятся в перспективном сокращении по отношению к зрителю. В этом случае точек схода уже две. Куб или любой другой предмет может находиться над линией горизонта, под линией горизонта и на линии горизонта. Иллюстрации всё это наглядно демонстрируют.

На Рис. 2 объект расположен на линии горизонта. В этом случае надо помнить, если куб касается линии горизонта, то мы не должны видеть верхнюю, нижнюю и две дальние стороны. Конечно, мы может обозначить не видимые стороны пунктирными линиями.Есть ещё один не маловажный момент, приближая объект ближе к зрителю, мы тем самым приближаем точки схода друг к другу и делаем линии схода круче. Соответственно всё на оборот для отдаления предмета от зрителя.

На Рис. 3 объект расположен над линией и под линией горизонта. В этом случае видимых сторон уже три из шести. Попробуйте поэкспериментировать, располагая куб на разных высотах и под разными углами, и помните, линию горизонта никто не запрещал трогать.

Сложные построения

Попробуем усложнить наш куб и пририсуем ему покатую крышу. Проведите перпендикуляр через точку пересечения диагоналей торцевой стороны куба. На этом перпендикуляре будет находиться ближний к нам конец гребня крыши. Заметем, что перпендикуляр проходит не через центр стены, а несколько сдвинут к правому углу. Отметем на перпендикуляре нужную высоту верхней точки крыши, проведём от неё косые линии, обозначая скат крыши. Затем соединим верхнюю точку с точкой схода, что в итоге даст нам гребень крыши (Рис. 4). Дальний скат не параллелен ближнему, у ската также есть свои точки схода и он также как и куб подвержен перспективным сокращениям.

Нарисуем ещё более сложный объект (рис. 5). Дом с пристройкой и трубой, при построении перспективы используются тот же самый принцип, что и при изображении простого куба. Этот принцип применим ко всему – ко всем выступающим деталям.

На Рис. 6 показано, как расположить несколько объектов под разными углами друг к другу. В этом случае важно помнить, что каждый объект имеет свою собственную точку схода. Чем больше угол, под которым находится объект, тем ближе его точка схода, и на оборот: чем больше куб развёрнут, тем дальше его точка схода.

Рис. 7 иллюстрирует ещё один важный момент. Для одной картины одна линия горизонта, но для каждого объекта можно создавать свои точки схода, которые должны быть строго на одной линии в пределах данной композиции.

Изображение теней

Обычно падающие от предметов тени рисуют на глаз. Если тени ложатся на неровную поверхность, примеров тому множества: вода, взрыхленная земля и т.д., то небольшая погрешность практически не заметна. Во избежание грубых ошибок, важно знать главные законы построения перспективы теней.Много ошибок происходит из за невнимательности, например не учитывается характер поверхности, на которую падают тени.Вся сложность при построении перспективы теней в том, что необходимо постоянно учитывать местоположение источника света. На Рис. 8 иллюстрация того каким образом строится тень отбрасываемая нашим кубом или любым другим угловатым предметом.

На Рис. 9 наглядно показано, когда источник света один, а объектов много. В принципе те же самые законы линейной перспективы.

С Рис. 10 попробуйте разобраться самостоятельно.

Эллипсы и кривые линии

Как вы можете видеть, круг, вписанный в квадрат, касается всех сторон квадрата, стороны квадрата являются касательными к окружности. Изобразить квадрат с учётом перспективы и вписать в него окружность не составит нам труда. Рис. 11 иллюстрирует это наглядно. Таким образом, мы научились изображать окружности в перспективе, а вместе с тем и цилиндры, стаканы и прочие предметы вращения. Если нет, то пожалуй пришло время научится ; )

Есть объекты, которые очень трудно рисовать из за их криволинейной формы, но владение перспективой может вам помочь. Поместите ваш объект в воображаемый ящик, нарисованный, в соответствии с законами перспективы, и это облегчит вам задачу.

Отражения

Построение изображения отражения предмета в воде или на любой другой сильно отражающей плоскости следующее: из самой верхней точки объекта опускается перпендикуляр на поверхность отражения, затем перпендикуляр продлевается на то же самое расстояние в низ, где и определяется окончания отражения предмета.Рассмотрим простое отражение палки торчащей из воды (рис. 12). Тут важно понимать, если предмет торчит вертикально из воды, то его отражение будет равно длине его видимой части. Также это правило можно применить к предмету, торчащему под углом в плоскости строго перпендикулярной взгляду наблюдателя. Совсем по другому дела обстоят если палка наклонена к зрителю или от зрителя в этом случае отражение на поверхности будут длине видимой части палки или короче соответственно.

Здание, стоящее у самой кромки воды будет отражаться целиком. Более сложное отражение возникает тогда, когда здание расположено не у самой воды или в воде, а поодаль от берега. Тогда применяют дополнительное построение. Рис. 13, В данном случае ключевым моментом является отрезок BА’ этот отрезок является перепадом высот между основанием здания и водной гладью. Слышали выражение «Высота над уровнем моря» вот это и есть наш случай. Рисуя пологий склон берега или песочный пляж, это расстояние определяется на глаз. Рисуя, к примеру, пирс или причал за основы отрезка BA’ берётся высота видимой части пирса.

Воздушная перспектива

Дым, пыль, осадки всё это содержится в воздухе и атмосфере. В качестве примера можно взять даль горизонта, даже в ясный день он затуманен, преобладают серые или серо-голубые тона. Конечно, нельзя забывать о количестве влаги в атмосфере, ведь от этого напрямую зависит плотность тумана. Этот природный эффект и является воздушной перспективой.

Воздушная перспектива проявляется в таких явлениях как:

  • Контрастность это разница в характеристиках различных участков изображения. На переднем плане она максимальна, с увеличением расстояния теряет свою четкость, а затем и вовсе растворяется в голубых или серых тонах.
  • Оттенки красок это разновидность какого-либо цвета. С увеличением расстояния, оттенки теряют свою первоначальную яркость, бледнеют.
  • Цвет это окраска, способность испускать, поглощать или отражать свет определённого спектра. Тёплые цвета на переднем плане, принимают синеватый или сероватый оттенок на заднем.

На этом моменте я бы хотел остановить изучения теории и перейти в программу Photoshop.

Инструменты

В работе лучше всего использовать версию CS4 и выше, программы Photoshop, в качестве средства ввода используем планшет, чем дороже, тем лучше ; ) Для начала, перечислю инструменты, которыми следует пользоваться при построении перспективы.

 

Ну и конечно такими пунктами главного меню как: Свободное трансформирование, Трансформирование, Деформация, Перспектива, Искажение и т.д.

С чего вообще следует начинать работу? Конечно с карандаша и листа бумаги. Не один, даже самый совершенный планшет в купе с дорогим монитором, не даёт такой свободы творчества, идей и координации руки, как простой графитовый карандаш, ластик, линейка и ватман. Конечно, это относится к стадии наброска и построения перспективы, когда же речь заходит о цвете и красках, компьютерная графика вырывается далеко вперёд. Конечно это всё лирика и сугубо моё лично мнение, наверняка многие со мной поспорят, но не будем отвлекаться.

И так, карандашный набросок со всеми линиями построения перспективы готов. Сканируем его и открываем в фотошопе. Конечно, можно прибегнуть к помощи пастеризации или другому способу отчистки наброска от лишних пятен или оставить всё как есть, и продолжить уже с цветом. Но, мягко сказать, не люблю так делать, я предпочитаю обводить свой карандашный набросок и использовать эти линии как часть картины. Очень хороший, быстрый и удобный способ обрисовки это использование стандартной жёсткой круглой кисти в сочетании с клавишей Shift. Ставите точку в начале прямого отрезка, зажимаете Shift, ставите точку в конце отреза. Поэкспериментируйте с настройки динамики кисти, найдите оптимальный вариант для себя.

Бывают случаи, когда нет под рукой сканера и тут уже, как ни крути, придется всё чертить на планшете. В таких случаях я использую инструмент «Перо», редактируя направление линии при помощи инструмента «Стрелка». Очень удобно использовать в тех случаях, когда рисуешь, какой ни будь не стандартный ракурс, инструмент «Поворот вида». Инструмент «Прямолинейное лассо» я использую в тех случаях, когда надо отчертить плоскость. Поупражняйтесь в работе этих инструментов.Приведу несколько примеров из своих работ (комментарий к каждому примеру находится под ним):

  

Данный пример, как раз иллюстрирует наш разговор, который мы провели выше, о карандашном наброске с последующей обводкой на компьютере.

 

В этом примере, все построения перспективы и композиции я выполнял на планшете, не прибегая к помаши карандаша и бумаги. В работе использовались в основном инструменты: «Перо», «Стрелка», «Эллипс» и «Поворот вида».

 

Наконец последний пример, тут вы пожалуй не найдете не одно прямой линии построения. Набросок выполнен на компьютере не прибегая к помаши карандаша, стандартной кистью, без вспомогательных инструментов. Использовался лишь инструмент «Поворот вида». Заметьте, как можно исказить перспективу, в таких случаях искажению подвергаются все предметы картины, иначе получится сумбур. ; )

Используемая литература, для тех кто хочет расширить познания в огромнейшей теме «Линейная перспектива»: М.Н. Макаров «Практическая перспектива», Рэй Кэмпбелл Смит «Перспектива», Н. Ли «Основы учебного академического рисунка».

Источник: www.render.ru/books/show_book.php?book_id=936

Получи доступ к мастер-классам топовых спикеров и базе полезных материалов

skillsup.ru

Перспектива в рисунке линейная, воздушная, двухточечная, многоточечная

схема воздушной перспективы

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта ЧудоПоделки.ру!

Сегодня статья посвящается тем кто учится рисованию, живописи или дизайну. Рассмотрим основные законы, правила как рисуется перспектива в рисунке, живописи. Рассмотрим как создается воздушная перспектива, линейная перспектива, а так же специфические двухточечная и многоточечная перспективы, какова их роль в изобразительном искусстве.

Данный материал будет полезен для детей школьного возраста и их родителям, которые делают презентацию на тему перспектива в рисунке и изобразительном искусстве, занимаясь развитием своих детей.

Так же рассмотрим основы понимания перспективы, их виды, угол взгляда при рисовании в дизайне, это будет полезным начинающим дизайнерам, вебдизайнерам, всем кто имеет отношение к дизайну и художественному или компьютерному рисунку.

Одна из основных задач в рисовании — это создание иллюзии объемного пространства на плоском холсте. Как сделать так, чтобы какие-то объекты казались ближе, а какие-то — дальше? Этот эффект достигается с помощью перспективы. На первый взгляд может показаться, что перспектива — это что-то сложное и непонятное, но на самом деле ее законы крайне просты, и даже краткое знакомство с ними научит вас располагать элементы рисунка друг относительно друга так, что они будут создавать именно ту иллюзию, которая вам нужна.

Посмотрите на дорогу, вдоль которой справа и слева располагаются дома. Горизонтальные плоскости их верхних этажей, находящиеся выше уровня глаз, визуально «опускаются» по всей длине дороги. Горизонтальные линии, находящиеся ниже уровня глаз, наоборот, кажутся поднимающимися вверх. Если нужно убедить зрителя, что дорога на картине уходит в глубину, вам нужно использовать именно этот прием. Постепенно вы научитесь рисовать перспективу на глаз, однако первое время советуем делать четкие замеры.

 Линейная перспектива в рисунке

Параллельные, или «перспективные», линии вдалеке соединяются в так называемой точке схода, находящейся на горизонте, который является границей видимого на картине. Линию горизонта также называют линией глаз, потому что она всегда располагается на уровне взгляда человека. Все линии перспективы, находящиеся выше уровня глаз, стремятся к точке схода вниз, а все находящиеся ниже — вверх. Вертикальные линии остаются неизменными.

Самый простой вид перспективы в рисунке — одноточечная, когда все линии встречаются в одной точке. Точка схода в одноточечной линейной перспективе совпадает с направлением вашего взгляда, то есть находится прямо перед вами. Вот так как нарисовано на картинке.

линейная из одной точки

Параллельные линии, вид сбоку. Здесь все горизонтальные линии дома находятся в одной плоскости, поэтому все они встречаются в одной точке схода (ТС).   Эта точка не находится на земле, она именно на уровне глаз и роста человека.

линейная

Параллельные линии стремятся прочь от зрителя. На этом простом рисунке с одноточечной линейной перспективой деревья, которые на самом деле, разумеется, одного размера, кажутся меньше по мере удаления от зрителя. Все линии перспективы, находящиеся выше уровня глаз, зрительно опускаются к точке схода, и, соответственно, наоборот.

Двухточечная перспектива

Если мы можем одновременно видеть две стороны объекта, значит, нам необходимо использовать двухточечную перспективу. Принцип остается тем же, однако так как видны две стороны под разными углами, каждая плоскость имеет свои параллельные линии, соединяющиеся в собственной точке схода.

В двухточечной перспективе все точки схода располагаются не по центру. У правой плоскости линии будут сходиться в точке справа, у левой плоскости — слева. Даже если вы переместитесь в позицию выше вашего объекта, линия горизонта, на которой располагаются все точки схода, будет по-прежнему располагаться на уровне ваших глаз, и все линии двухточечной перспективы будут стремиться вверх. Если же вы переместитесь в позицию ниже вашего объекта, все линии перспективы будут опускаться вниз, чтобы достигнуть горизонта.

Сосредоточившись на технических особенностях, очень легко упустить из вида общую структуру вашего рисунка. Когда вы постигнете основные законы перспективы, вам следует научиться доверять своему зрению. Расположите карандаш прямо перед собой, чтобы определить угол любой горизонтальной линии, стремящейся к точке схода. Потом внимательно измерьте расстояние между различными частями вашего объекта, игнорируя предубеждения относительно размеров предметов.

двухточечная - рисунок схема

Многоточечная перспектива

Когда несколько объектов расположены на различной высоте и под разными углами, в игру вступает многоточечная перспектива. Она немного сложнее, но правила остаются прежними. Каждый из объектов следует рассматривать отдельно, и его точки схода и линии перспективы будут располагаться соответственно его расположению в пространстве.

многоточечная схема http://www.chudopodelki.ru/

Несколько точек схода на одном рисунке. Многоточечная перспектива используется, если здание расположено по касательной и различные его стороны имеют свои горизонтальные плоскости, которые стремятся к своим же точкам схода. На этом рисунке обе точки схода не видны.

Объекты под разным углом — многоточечная перспектива. На этом рисунке три прямоугольных коробки находятся на поверхности, которую можно принять за столешницу. Каждая коробка располагается в своей собственной плоскости, так что у каждой из них — различные точки схода. У стола также свои точки, поскольку он располагается в пространстве иначе, чем коробки.

Воздушная перспектива

Понимание законов воздушной, или атмосферной, перспективы помогает художнику отобразить те эффекты, которые видимые предметы приобретают за счет влияния атмосферы и расстояния. Если знать и правильно использовать эти правила, можно добиться ярких, реалистичных и объемных рисунков.

Под воздействием расстояния изменяются четыре вещи: текстура, цвет, оттенок и размер. Самое очевидное — это изменение размера. Обычно объекты выглядят тем меньше, чем дальше от нас они расположены. Это можно отчетливо увидеть, если посмотреть на уходящий вдаль ряд фонарных столбов, деревьев или изгородей.

Детали и текстура на расстоянии становятся менее очевидными. Поэтому вы можете схитрить: нанесите краску губкой или просто разбрызгайте ее, чтобы создать, например, неясный фон из гальки и песка, если вы рисуете морской пейзаж. Также можно наносить широкие мазки большой кистью, чтобы изобразить далекое поле или лес. В общем, сделать так, чтобы прорисовка мелких деталей фона не потребовалась.

Цвет предметов на близком расстоянии кажется значительно ярче и теплее, а чем больше дистанция, тем более холодными и бледными они становятся, тем больше появляется в них голубых и фиолетовых оттенков. Поэтому используйте холодную палитру для объектов на горизонте и теплую для переднего плана.

И наконец, оттенки предметов на расстоянии сливаются друг с другом. Поэтому если вы раскрасите все деревья на рисунке одним цветом, он будет выглядеть неправдоподобно: будто бы все они стоят в одном ряду. Сделайте «далекие» деревья более бледными, и тогда диссонанса не возникнет. Иногда различия в оттенках вообще исчезают: очень далекие горы выглядят как сплошной голубоватый массив.

 схема воздушной перспективы

Мы рассмотрели основу что такое перспектива в рисунке, что такое линейная и воздушная перспектива, а так же одноточечная, двухточечная и многоточечная перспективы.

Для тех людей, кому необходимо профессиональное художественное обучение, они могут воспользоваться курсами живописи и рисунка. Сейчас существует много школ где обучают рисунку не только детей, но и взрослых. Ведь рисование прекрасно снимает стресс, помогает почувствовать воздействие цвета на себя самым позитивным образом.

Знания о том как видеть, а так же применять перспективу в рисунке и живописи рассказывают на профессиональных курсах живописи и рисования, обучая людей разного возраста. Но в данной статье есть база, которая поможет начинающим художникам понять что такое перспектива вообще и какая она бывает и каким образом ее видеть. Приятного вам творчества.

www.chudopodelki.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта