Журнал ЖЖ. Картина на завалинке
невероятная история картины, известной всем советским школьникам
Эту картину многие из нас знают и помнят с детства. Солнечное утро. Девочка-подросток только проснулась и делает зарядку. В открытые окна врывается шум улицы и свежий ветерок. Ощущение молодости, счастья, свободы…
Картина Татьяны Яблонской «Утро» написана в 1954 году, и ее нередко считают аллегорией первых дней хрущевской «оттепели». Был ли у художницы такой замысел, мы не знаем. Мы хотим рассказать о связанной с этой картиной историю, по которой впору снимать кино.
Татьяна Яблонская с дочерью Леной
Яблонская изобразила на картине свою старшую дочь Лену в возрасте 13 лет. Действие происходит в полученной семьёй художницы квартире в центре Киева, которая находилась в доме по улице Красноармейская, 46, где она жила в 1949–1955 гг. Вскоре картина стала известной, без преувеличения, каждому советскому школьнику: она была напечатана в учебнике «Родная речь», и дети писали по ней сочинения. А еще репродукция «Утра» была напечатана в «Огоньке». По всей стране люди вырезали светлую, радостную картинку из журнала и вешали на стену.
Такая репродукция висела и дома у одного мальчика из Казахстана, Арсена Бейсембинова — подросток буквально влюбился в девочку. Закончив школу, Арсен уехал в Москву и поступил в Строгановское училище. Там завязался роман с однокурсницей. Арсен уговорил девушку поехать летом к нему, в Алма-Ату. Здесь однокурсница увидела на стене маленькую репродукцию и призналась: это она. Да, Лена, девочка с картины, тоже поступила в Строгановское; она не хотела учиться в родном Киеве, чтобы не подозревали в блате. И Арсен женился на девочке с картины, в которую был влюблен с детства.
Елена переехала к мужу в Алма-Ату, стала Бейсембиновой. Она работала мультипликатором, иллюстрировала книги, делала гобелены, там живет до сих пор. У них родился сын Зангар, который тоже стал художником, есть внуки и правнуки.
Елена Бейсембинова
Немного информации о героине поста - Елене Бейсембиновой:
Елена Сергеевна Бейсембинова (по мужу) родилась 24 июля 1941 года в Саратове, во время эвакуации, в семье художников. Мать – Яблонская Татьяна Ниловна, отец – Отрощенко Сергей Борисович.
Вот ещё один портрет Лены, написанный Т. Яблонской -
«Дома за книгой» . 1954 г.
Елена Сергеевна Отрощенко закончила художественную школу им. Шевченко, затем Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) , где училась на на факультете декоративного оформления тканей. Вышла замуж за Арсена Сарсеновича Бейсембинова (художник-мультипликатор) . Их сын Зангар пошел по родительским стопам. Живет и работает Елена Сергеевна в городе Алматы .
Свой творческий путь начинала как художник декоративно-прикладного искусства и мультипликационного кино. К 1970-х гг. приобретает известность как автор книжных иллюстраций, станковых карандашных рисунков и серий литографий. С 1985 года на выставках появились первые живописные полотна, закрепившие начало новой фазы творчества. С детства Елена любит природу. Ее дом и ее творчество, вся ее жизнь наполнена любимыми животными, комнатными цветами, коллекциями бабочек. Ее творчество – радость общения с живым, радостным прекрасным миром природы.
Несколько работ Елены Бейсембиновой:
«Коллекция» 1985г.
«Цветы на белом» 1988г.
"Полки с веерами и белая кукла" 2002 год
«Золотые яблоки» 2006
«В саду с флоксами» 2003
«Весеннее дыхание» 2008
Сеть...
tunnel.ru
Портрет в интерьере - Завалинка
Встретила тут весьма занимательную картину. Называется она прям как роман XVIII века "Интерьер в квартире А.М.Филамофитского в Москве в Антипьевском переулке около улицы Волхонки". Художник - Н.И.Подключников, 1835 год.Вообще-то, очень интересны люди, которые на ней изображены. Но прежде всего в глаза бросается странная композиция, где в центре - дверной проем, и кажется, что большую часть полотна занимают стены, окна и высокий потолок. Люди здесь выглядят второстепенными элементами интерьера. Впрочем, картина так и называется "Интерьер". Ну и вторая странность - это непропорциональность фигур: у всех, за исключением мужчины с сигаретой, слишком большие головы. У меня, грешным делом, родилась мысль, что картину писали два художника. Один был не силен в портретах, поэтому написал фигуры и фон, а второй уже прописывал лица, но слегка не рассчитал. :-) Но нет, художник был один. Может быть это карикатура? Или живописец был не слишком квалифицированным? Тоже нет - Николай Иванович Подключников был дипломированным художником, хоть и происходил из крепостных графа Шереметьева, большим знатоком живописи, основоположником научной реставрации иконописи. Тогда почему же он изобразил уважаемых людей (а на картине сплошь профессора) в столь парадоксальном виде?
Возможно, тут нужно вспомнить о том, что Н.И.Подключников был у Шереметьевых мастером по созданию театральных декораций. Т.е. он был большой специалист по визуальным иллюзиям и перспективе. Так что, может быть, картина писалась с рассчетом, что ее будут рассматривать с определенной точки. Кто знает, вдруг планировалось, что ее будут видеть вскользь под острым углом, или она должна была висеть высоко вверху, или наоборот лежать плашмя. Лично мне кажется, что фигуры обретут естественность, если если картину выгнуть, но это, пожалуй, слишком экстравагантно. :-) Но мало ли что могло прийти в голову знатоку иконописи и театральных декораций одновременно.
Кстати, на картине изображены (слева-направо):1) Сокольский Г.И. (1807-1886) - профессор терапии, патологии и психиатрии, лечивший А.П.Ермолова и Н.В.Гоголя;2) Филамофитский А.М. (1807-1849) - хозяин квартиры, профессор физиологии, общей патологии, автор первого учебника по физиологии, декан Медицинского факультета Московского университета;3) Редкин П.Г. (1808-1848) - профессор законоведения и правоведения;4) Крюков Д.Л. (1809-1845) - профессор древней истории и римской словесности;5) Иноземцев Ф.И. (1802-1869) - профессор практической хирургии, основатель первой медицинской газеты и Общества русских врачей. 7 февраля 1847 года впервые в России применил в хирургической операции эфирный наркоз.
ПС. Не знаю как вам, а мне квартира профессора Филамофитского показалась слишком ... пустой. Хотя в ней и присутствуют люди, стулья, диван и римский бюст, складывается впечатление, что она в основном заполнена воздухом. И светом: на высоких окнах нет занавесок! Занятно.
Портрет неизвестного - Завалинка - коллективная картина жизни
В усадьбе Дурасова Люблино висит небольшая картина кисти малоизвестного французского художника с длинным именем : Франсуа Габриэль Гийом Леполь. Называется она «Портрет неизвестного участника войны 1812 года». И вот пока все остальные посетители внимали рассказу экскурсовода о посещении Люблина вдовствующей императрицей, я пытливо всматривалась в это лицо.Оччень импозантный господин: сюртук в талию (спорим, на нем корсет), желтые модные перчатки, шелковый цилиндр, трость с собачьей головой. А уж усы, прическа!! Прям не мужчина, а картинка из модного журнала. Но почему он участник войны 1812 года? А вот, приглядитесь, на лацкане сюртука приколото нечто на черно-красной ленте – это как раз медаль «В память Отечественной войны 1812 года». Видно плохо, и на картине тоже, но это она.
Эта памятная медаль была учреждена императором Александром I в 1813 году и была двух типов – серебряная и бронзовая.
Серебряной награждались все участники боевых действий на территории России с июня по декабрь 1812 года, т.е. собственно Отечественной войны. Под «все» подразумевались именно все: солдаты, ополченцы, офицеры, полковые лекаря и священники. Всего по разным данным эту медаль получило от 200 до 260 тысяч человек! Выдавать ее начали сразу по мере отчеканивания, так что в Париж уже вошло 90 тысяч военных с медалью за 1812 год на груди.
Внешний вид у медали был несколько … своеобразный: конспирологи при виде ее сразу же вспоминают масонский заговор, потому что на ней выбито пресловутое всевидящее око и загадочная надпись «Не нам, не нам, но имени Твоему». Впрочем, это просто сокращенная цитата из одного из псалмов Давида, относящегося к прославлению имени Господа: император Александр потихонечку подходил к религиозно-мистическому периоду своей жизни.
Медаль носилась на голубой андреевской ленте, и все награжденные ею гордились и очень дорожили.Бронзовая медаль была учреждена несколько позже в 1814 году. Ее неофициально называли «дворянской», потому что ею награждались лица дворянского сословия, которые в армии не служили, однако своею деятельностью способствовали изгнанию неприятеля за пределы Отечества. Так сказать, труженики тыла. И вот именно бронзовая медаль носилась на черно-красной владимирской ленте. Таким образом, понятно, что изображенный на портрете принадлежит именно к этой категории. Но какого рода заслуги позволяли быть награжденным медалью «В память Отечественной войны 1812 года»? Ну, в первую очередь, организация отрядов ополчения. Многие помещики на свои средства формировали из крестьян отряды, полностью экипировали их и предоставляли в распоряжение военного руководства. Всем известен знаменитый Мамоновский полк, но Дмитриев-Мамонов был не одинок, помещики, особенно прилегающих к местам военных действий уездов, отправляли своих крестьян в ополчение. Кто сколько мог. Особо боевитые даже вставали во главе импровизированных отрядов для защиты окрестных деревень от мародеров. И вполне успешно действовали. Помощь армии оказывалась и в виде пожертвований деньгами, часто очень значительных, формировании обозов с продовольствием и организацией госпиталей. В общем, все помогали, кто, чем мог. Хотя свои «диванные войска» тогда тоже были.
И исходя из этого можно пофантазировать о личности с портрета: он модно и дорого одет – значит состоятелен, а может и богат; на вид – лет сорок пять, вряд ли больше, а так как картина написана в 1836 году, то в 1812 году ему было лет двадцать с небольшим; если так, то он вряд ли был полноценным владельцем большого имения, чтобы иметь возможность сформировать отряд ополченцев или сделать значительный вклад, скорее был сыном крупного помещика. Рука, сжатая в кулак, решительный взгляд, гордо поднятая голова – странно, что он не был в армии. Но может быть, он как раз руководил отрядом милиции, и устраивал рейды на мародеров. Кажется, в Калужской губернии так было: отец – местный предводитель дворянства – организует ополчение, собирает продовольствие, а сын со своей командой гоняет французов из прифронтовых деревень.
Ключом к личности портретируемого может быть место нахождения картины. Но не Люблино. Дело в том, что люблинский дворец заполнен экспонатами из останкинского музея – «родная» обстановка Люблина после революции разошлась по разным музейным коллекциям и частным рукам, поэтому, когда в 2005 году в усадьбе был создан музей, то его заполнили аналогичными предметами из запасников Останкина. Так что, кто знает, а не был ли решительный франт родственником Шереметьевых? Самых известных представителей это рода я проверила – ни не подходят, но ведь есть двоюродные братья, мужья сестер, братья жен и прочие племянники.
Может место подскажет, кто это? В первый момент я была озадачена: такие тумбы, как на картине, устанавливались на углу улиц, чтобы кареты на повороте не наезжали на дома, т.е. дело происходит в городе. Об этом же говорит и интенсивное уличное движение, правда толпа какая-то странная: тут и кареты, и женщины, и собаки, и всадники – очень уж пестрая публика. И обилие высоких деревьев смутило – прям лес. И дорога вроде проселочная, не мощеная. А на постаменте – скульптура Клодта с Аничкова моста! (я ж в Питере была, сама видела – она). Кстати, отливки со скульптур Клодта были подарены Николаем I Прусскому и Неаполитанскому королям и стояли перед их замками. Так может неизвестный позирует в Берилине? Или Неаполе??? И тут я пригляделась и увидела вдали в дымке силуэт, явно напоминающий триумфальную арку. Все гораздо проще. Меня подвел патриотизм, потому что это не кони Клодта, а кони Марли – скульптурная композиция Укротителей коней работы Гийома Кусту, которая с 1795 украшает площадь Согласия в Париже. Это Париж! А проселочная дорога в гуще деревьев, на которой «смешались в кучу кони, люди» - знаменитые Елисейские поля. Интересно, а они и впрямь были не замощены, или художник просто не стал заморачиваться?
В общем, увы, неизвестный так и остался неизвестным. Но мне кажется, что в Париже накануне 25-ти летнего юбилея войны 1812 года он оказался не случайно. Думаю, он специально приехал в столицу Франции и заказал художнику портрет с памятной медалью на груди на фоне Триумфальной арки в тумане, как знак того, что он тоже прошел через свою войну, пусть и не в армии.
ПС. Бронзовой медалью награждались также и представители купечества.
alte-zavalinka.livejournal.com
Раскрытая тема - Завалинка - коллективная картина жизни
Ко дню 8 марта. Женщин, женскую красоту и очарование, девичьи прелести и обаяние ценили и боготворили издавна. Кроманьонцы, жившие примерно 30 000 лет до н.э., были большими ценителями женской красоты.Первыми скульптурами известными нам – были так называемые палеолитические Венеры. 1. "Танцовщица Фанни", Fanny vom Galgenberg, Австрия - фигурка размером 7.2 см, 30 000 лет до н.э., одна из самых древних находок палеолитических Венер Интересно, что на стенах пещер кроманьонцы рисовали, чертили зверей – мамонтов, быков, оленей, пещерных медведей итд. И никогда - людей. А вот скульптура, маленькие фигурки из камня, кости или бивня мамонта – это наоборот почти исключительно человеческие фигурки, а именно - женские фигурки так называемых Венер, палеолитических богинь любви и женской красоты. Почему так? Предметом изображения, древнего искусства было самое главное в жизни, то что цепляет за нутро, определяет жизнь. Звери на стенах священных пещер – это было магическое хранилище душ зверей - вожделенная добыча. А фигурки Венер? Они изображали дам сердца, тех, для кого и предназначалась эта добыча. Забив мамонта – охотники–кроманьонцы, рыцари в звериных шкурах приносили добычу – лучшие дымящиеся куски мяса – в ногам своих дам. Надо сказать, что женщины каменного века, очаровательные кроманьонки – прекрасно осознавали свою красоту и привлекательность. Прически, уборы, и, это не шутка – моды каменного века – все это было. Конечно одежды на кроманьонских девушках было мало, она не столько прикрывала девичьи прелести, сколько подчеркивала их. Но я думаю, мужчинам-кроманьонцы как раз это и нравилось. Да ведь и сейчас встретившись на улице с вот такой кроманьонкой – наверно и современные парень, каждый мужчина – засмотрелся бы, остановился и долго смотрел вслед. 2. Эта девушка-кроманьонка сводила с ума воронежских парней 28 000 лет назад (палеолитическая стоянка Костёнки в Воронежской области)3. Кроманьонка в модной 25 000 лет назад изящной меховой шапочке (стоянка Павлов в Чехии)
4. Длиннокосая древняя красавица со стоянки Мальта-Буреть в Прибайкалье
5. Элегантная палеолитическая прическа (Мальта-Буреть, 20 000 лет до н.э.)
6. Кокетливая воронежская кроманьонка-хохотушка (палеолитическая стоянка Костёнки Воронежской области)
7. Воронежские девчата за домашней работой (реставрация по стоянке Костёнки)
8. Курская красавица (по палоелитической фигурке Вненры на стоянке Авдеево Курской области)
9. Кроманьенка с красивой прической (стоянка Авдеево Курской области)
10. Древняя француженка из Savignan
11. Симпатичная древняя француженка из Brasempoy
12. Дама с рогом (палеолитическая стоянка Laussel во Франции)
13. Венера с головной повязкой
14. Девушка в модной шляпке (стоянка Павлов,Чехия)
15. Женская прическа (стоянка Мальта-Буреть, 25 000 лет до н.э.)
16. Наверно, без парикмахера ей было трудно сделать такую прическу (Мальта-Буреть,25 000 лет до н.э.)
17. Изящный бюст Воронежской девушки (Костёнки)
18. Типичная прическая ворнежских девчат со стоянки Костёнки
19. Другой вариант восстановления образа дамы из Brasempoy, Франция
20. Лицо чешской красавицы (стоянка Dolní Věstonice,Чехия)
21. Модный женский комбинезон из Прибайкалья (24 000 лет до н.э., Мальта-Буреть)
22. Симпатичная девушка из-за под Курска. Оригинальная конструкция палеолитических бюстгальтеров из кожи мамонта (стоянка Авдеево)
23. Женственность Венеры (Мадленская палеолитическа культура, Франция)
24. Чешская девушка почивает у домашнего очага (палеолитическая стоянка Павлов в Чехии)
И все-таки – женское не может существовать без мужского. Об этом знали наши прадеды, древние Владимирцы, еще в верхнем каменном веке, 25 тыс лет назад. Толкование этой фигурки, что ниже – не фантазия. Именно такая фигурная композиция встречается и на других стоянках - такие парные фигурки мужчина-женщина голова к голове. Встречается и такая форма погребения на тех же стоянках.
25. Палеолитичекая фигурка, выражающая единство Инь и Ян, мужского и женского – со стоянки Сунгирь под Владимиром на Клязьме.
Чешский художник-археолог Libor Balák, автор картинок, попытался посмотреть на эти скульптуры глазами кроманьонцев, как они сами видели своих женщин. Может кое-где его понесла фантазия – но не будем слишком строго судить его за это. По сути он прав. Девушки каменного века были именно такими! А современные, когда они естественны – еще лучше!
Источник иллюстраций - http://www.anthropark.wz.cz/venus.htm
================================================================================И как видим - пространство от Пиренеев и Франции, через Чехию и Австрию, русскую равнину - и до Прибайкалья в основе было едино в культурном отношении. Едино оно было и антропологически и генетически – по последним данным анализов геномов древнего верхнепалеолитического населения – в указанной области жили близкородственные по происхождению и внешности люди.Есть основа для восстановления единого пространства Европы и России - от Парижа до Владивостока, от Атлантики до Тихого океана и сейчас, и мы придем к нему, нас ничего не разделяет кроме злой воли людей, сейчас управляющих миром.
Перейти к оглавлению блогаalte-zavalinka.livejournal.com
Завалинка - коллективная картина жизни
Последний общий предок всех живых организмов (LUCA) жил около 4,5 миллиарда лет назад, то есть он является практически ровесником планеты.К такому неожиданному выводу пришли биологи, применив датировку методом "молекулярных часов".. Результат изложен в научной статье, опубликованной в журнале Nature Ecology & Evolution группой во главе с Давиде Пизани (Davide Pisani) из Бристольского университета.
Традиционным источником информации об эволюции жизни являются, конечно, окаменелости. Но Земля – планета изменяющаяся. Эрозия, движение материков, вулканическая деятельность и другие геологические процессы постепенно стирают следы прошлого. Сведения об архейском эоне (4,0–2,5 миллиарда лет назад) крайне отрывочны. К тому же иногда и вовсе трудно понять, имеют ли найденные ископаемые биологическое происхождение.
"Проблема с ранней историей окаменелостей заключается в том, что [их количество] сильно ограничено, и [они] трудно интерпретируются. Тщательный повторный анализ некоторых из самых древних ископаемых показал, что они являются кристаллами, а не окаменелостями", – объясняет первый автор нынешнего исследования Холли Беттс (Holly Betts), также из Бристольского университета.Однако палеонтологическая летопись – не единственный источник сведений о развитии жизни. Эволюционное древо живых организмов можно построить, исходя не только из их анатомии, но и интерпретируя код ДНК. Сходство и различия в геноме указывают на то, насколько близкородственны те или иные группы живых существ, и позволяют установить, кто от кого произошёл. Это делается примерно так же, как и с анализом окаменелостей. Только если в распоряжении палеонтологов находится ограниченное число внешних признаков, которые они могут сравнивать друг с другом, то генетики в более выигрышном положении: каждый из многих тысяч генов можно фактически считать отдельным признаком.Генетические методы позволяют производить и датировку эволюционных событий. Она основывается на методе молекулярных часов. Суть его в общих чертах проста: считается, что мутации накапливаются с одинаковой средней скоростью (правда, в некоторых случаях стоит учитывать значимые поправки к этому правилу). Поэтому по количеству мутаций, отличающих две эволюционные ветви, можно судить о том, как давно они разошлись.
В целом результаты, полученные двумя методами (геномным и палеонтологическим), хорошо согласуются друг с другом. Это в очередной раз доказывает, что наука в общих чертах верно представляет себе историю жизни на Земле. В тех же случаях, когда ископаемая летопись бедна (как, например, в архейскую эпоху), геномные методы могут компенсировать нехватку знаний.
Группа Пизани заново подсчитала скорость образования мутаций и построила эволюционное древо жизни, опираясь в первую очередь на геномные методы, но привлекая и датированные окаменелости. Результаты получились впечатляющими.
Эволюционное древо и время происхождения основных групп живых организмов, согласно работе авторов
"Используя этот подход, мы показали, что последний универсальный общий предок всех клеточных форм жизни, LUCA, относится к очень ранней истории Земли. [Он] существовал уже почти 4,5 миллиарда лет назад, вскоре после того как Земля подверглась воздействию планеты Тейи. [Последнее] событие стерилизовало Землю и привело к образованию Луны", – объясняет Пизани.Напомним, что древнейшие ископаемые следы жизни имеют возраст 3,95 миллиарда лет. Однако это не означает, что результаты авторов новой работы вступают в противоречие с палеонтологическими данными.Дело в том, что практически все ископаемые любых эпох захоронены в осадочных породах. Древнейшие следы жизни, соответственно, фактически относятся к старейшим на Земле сохранившимся осадочным породам. То есть жизнь могла существовать и намного раньше, но не было геологических условий для того, чтобы её следы дошли до нашего времени.
Исследователи заново датировали также и некоторые другие ключевые эволюционные события. Так, бактерии и археи, по расчётам авторов, разделились не ранее чем 3,4 миллиарда лет назад. Эукариоты (к которым относятся, в частности, все многоклеточные) появились примерно 1,84 миллиарда лет назад. Последний общий предок всех митохондрий (напомним, что эти клеточные органеллы, согласно общепризнанных представлениям, ранее были отдельными организмами) жил 2,053–1,21 миллиарда лет назад.
Самые сенсационные результаты, конечно, касаются времени существования LUCA. Они означают, что жизнь фактически является ровесницей Земли, ведь формирование планеты закончилось примерно 4,5 миллиарда лет назад. Вскоре после этого последовал удар Тейи, после которого планета вообще не имела твёрдой поверхности, представляя собой сплошной океан огнедышащей лавы.
Таким образом, на формирование живых существ из первичной органики ушли десятки, в крайнем случае две–три сотни миллионов лет. Если результаты Пизани и коллег подтвердятся, специалистам придётся ответить на вопрос,
alte-zavalinka.livejournal.com
"На волю, всех на волю" - Завалинка
Про крепостное право и про то, что время от времени крепостные получали от господ вольную (за так или за деньги) знают все, но вот, как выглядел этот документ я недавно увидела впервые.Это вольная, выданная графиней В.Н.Ягужинской дворовой девушке Надежде Ивановой в 1836 году.
«… а вольно ей с сей отпускною избрать род жизни, или выйти в замужество, за кого пожелает…»
Интересно то, что Надежда Иванова была актрисой. Актрисой крепостного театра. Во всяком случае, так рассказывают в музее.
Крепостной театр – это специфическое чисто российское явление. Это не просто частный, а сугубо личный театр, созданный только для развлечения и разнообразия светского времяпрепровождения. А актеров для театров помещики набирали из своих крепостных. И это тоже накладывало свою специфику. Не случайно при словах «крепостной театр» прежде всего вспоминаются повести «Сорока-воровка» Герцена или «Тупейный художник» Лескова о трагических судьбах талантливых и красивых девушек-актрис, чья жизнь была сломана самодурством барина. Во многом так оно и было, потому что все самые отрицательные стороны крепостничества несли на себе именно близкие к господину люди - дворовые или вот актеры. Но жизнь разнообразней литературы, и поэтому не стоит мазать крепостной театр только черной краской, всяко бывало: и горести, и радости, и слава, и аплодисменты, «и слезы, и любовь».
Вообще, содержать крепостной театр – удовольствие оочень дорогое. Во всяком случае, на качественном уровне. Конечно, можно было рядом с усадебным домом построить сарай с подмостками или вообще выделить часть парка под гульбище, одеть почуднее или покрасивше отобранных из окрестных деревень девушек и парней, и пусть себе поют или танцуют перед гостями. Но это зрелище для неискушенной провинциальной публики. В столицах богачи и аристократы серьезно подходили к организации своих театров. Вон в Шереметьевском театре в Останкино чего только не было: роскошный зрительный зал, великолепные декорации, и театральные машины для создания спецэффектов. Нас сейчас это бы это не произвело сильного впечатления – пресыщены-с, а зрителей 18-19 веков полеты над сценой, имитация морских волн, пение птиц или рев слонов проводили в полный восторг. Ну и разумеется в таких театрах и актеры были не случайными людьми, а настоящими профессионалами.
Для театральной труппы специально отбирали детишек, проявлявших таланты к музыке, пению или танцам. Ну а затем, после подтверждения своих способностей они попадали к учителям. И после этого судьба многих оказывалась определена на долгие годы. Репертуар усадебного театра отличался разнообразием жанров: тут и пасторали, комедии, драмы, балеты, а любимым жанром была опера. Поэтому актерам приходилось быть настоящими универсалами, которые умели декламировать стихи, петь и танцевать. День крепостного актера начинался с занятий, продолжался репетицией и оканчивался спектаклем.
То есть вся жизнь была занята театром. Ну, нет, конечно спектакли были не каждый день, но пару раз в неделю могли быть. А это, согласитесь, довольно напряженный график для небольшой труппы. Помимо выучивания роли и сольфеджио актерам приходилось заниматься и специфическими дисциплинами, например, учить этикет и правильное произношение иностранных слов, чтобы правдоподобно представлять на сцене благородных дворян, или, фехтовать и приобретать навыки обращения с разным оружием, если в пьесе имелись батальные сцены.
И все это приходилось осваивать в совершенстве, ведь в зале сидели зрители точно знавшие, как все это должно выглядеть на самом деле. Фальши бы они не простили.
Жили актеры в общих больших комнатах, можно сказать, в общежитиях.
Женщины на одной половине, мужчины на другой. Отдельная комната могла быть только у примы, вроде знаменитой Параши Жемчуговой.
А поскольку театр, это не только актеры, но костюмеры, бутафоры, рабочие сцены, столяры, кузнецы, куаферы и даже конюхи, то частный театр представлял собой целый комплекс помещений от жилых до производственных.
Лучшие усадебные театры в Москве были, конечно, у Шереметьева, Юсупова, Дурасова, а в Петербурге славился театр С.П.Ягужинского. Был свой театр и у Воронцова в Андреевском. Все это тогдашние, грубо говоря, олигархи. И все владельцы крупных промышленных предприятий, так что можно сказать, высокий уровень культуры может поддерживаться только высоким уровнем производства.
Еще раз повторю: личный театр был прежде всего развлечением, когда знатный и богатый барин помимо балов, приемов, обедов мог предложить своим гостям еще и изысканное зрелище. Т.е. владельцы не стремились «сеять разумное, доброе, вечное», как и не пытались получить из театра выгоду. Поэтому организация театрального представления тоже строилась вокруг светского общения дворянского общества. Масштабные зрелищные постановки с большим числом действующих лиц ставились не часто по понятным причинам: это сложно, долго, требует большой подготовки, а актеры не многочисленной труппы просто физически не могут потянуть регулярные выступления в таких спектаклях. А если учесть, что зрители тоже были одни и те же - знакомые хозяина, то репертуар усадебного театра в основном состоял из музыкальных или танцевальных спектаклей небольшого формата или максимум двухактных пьес. Зрительный зал был небольшой, сцена при этом ярко освещалась специальными лампами и софитами
Так что кислород сжирался очень быстро. Поэтому первый акт шел где-нибудь полчаса, потом был антракт минут на сорок, чтобы хорошенько проветрить помещение. Во время перерыва гости разговаривали, перекусывали, гуляли по парку. Потом второй акт, и гостеприимный хозяин приглашал гостей на ужин. В общем получалось такое затейливое времяпрепровождение приятное во всех отношениях.
Хотя, думаю, любовь к театральному искусству тут тоже присутствовала. Поэтому владельцы нередко приглашали иностранных хореографов, известных режиссеров и драматургов. Так у Дурасова спектакли ставил П.А.Плавильщиков – один из ведущих театральных деятелей начала 19 века. А у Ягужинского оперой руководил М.А.Матинский – автор популярных русских комических опер. Кстати, бывший крепостной графа.
Что касается судеб актеров, то она складывалась по разному. В театре долго не играли, и старея, актеры переходили на другую работу или при театре или просто по дому. Но были и другие примеры. Дурасов в своем завещании велел всех своих актеров отпустить на волю. Как они распорядились свой жизнью, не знаю, но думаю, что некоторые поступили служить в другие театры уже как вольнонаемные, ведь дурасовская театральная школа была одной из лучших в Москве.
А вот Ягужинский все свои миллионы бездарно промотал, и под конец жизни практически разорился. И как-то сразу вспоминается классик:
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе!Но должников не согласил к отсрочке:Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!!
Впрочем, Ягужинский умер в 1804 году, а вольная Надежде Ивановой написана в 1836-м, значит, вдова графа продолжила держать театр. (если, конечно, девушка действительно была актрисой, а не просто дворовой, а документ представлен в музее как образец)
Но все же, несмотря на все контрасты крепостных театров, где творчество могло соседствовать с жестокостью, полет фантазии с затворничеством, свобода с принуждением, они во многом оказались той школой, из которой вышел русский национальный театр. Ведь и великая Семенова, и гениальный Щепкин, и упомянутый композитор Матинский, и художник Подключников, все они начинали свой путь из крепостного театра. А без этого пути не было бы ни Островского, ни Станиславского, ни всего остального.
alte-zavalinka.livejournal.com
Третьяковская галерея, 10-00, сегодня... - Завалинка
Станция Третьяковская, 5 минут пешком, никаких очередей и мы внутри... Билетная касса, куча иностранцев, ностальгия по ОГРОМНОЙ очереди времён СССР и мы в первом зале...Здравствуй, Третьяковка!!!
В крайний раз я там был давно, моя спутница - лет 20 тому назад... поэтому шли с крайней степенью волнения мы шли в этот Храм искусства.
Что сказать? Здравствуйте Илья, Добрыня и Алёша... Здравствуй моя любимая боярыня Морозова, у Ночи на Днепре, куинджи, можно стоять целую вечность , ловя изумрудные переливы лунной дорожки...
Вспомнили старину григория, когда смотрели и вновь стояли,замирая от восторга, Ночь на Босфоре Айвазовского и его же, Радугу... Дурак гриша... не видит красоты русского моря, не понимает, отрванный от родных корней, всю прелесть руского восприятия Босфора...
Естественно - Верещагин и его Апофеоз войны и Смертельная рана...
Долго, неимоверно долго сидели и смотрели Иванова, Явление Христа народу...
Неравный брак, Пукирева... Крамской и Брюлов, Кипренский и ... импрессионисты... Грандиозный зал Врубеля и его роскошный Демон и задумчивый и Поверженый...
Разговоры, разговоры, обсуждения...
Мой рассказ о Расколе очень внимательно слушали туристы из Франции... переводил экскурсовод, как ни странно :-)
Казалось бы ну какая разница ТРЕМЯ перстами или Двумя крестиься? Посолонь или осолонь вести Крестный ход? Ан -нет! До сих пор звучат отголоски тех сражений...
Утро Стрелецкой казни напомнило реалии...
Но самое главное,я нашёл очень интересную загадку...
В одном из залов висит картина художника Боголюбова, Катание на Неве....
Зима, большая куча народу всех сословий... Дворяне и офицеры катаются на санных парах и тройках, народ попроще просто гуляют... в центре что то типа трибун и павильонов для публики... Всё хоршо и интересно, мундиры, платья, шубки и всё ТЩАТЕЛЬНО прорисовано... и вдруг глаз цепляется за некую несуразность, за несоответствие... Что то не то, говорит и мозг и глаз...
Нашёл самое удачное и большое фото картины... И здесь тоже видно ФЛАГ - снизу-вверх БЕЛО-КРАСНЫЙ-СИНИЙ... у России и тогда тоже флаг - БЕЛО-СИНИЙ-КРАСНЫЙ...
что хотел сказать художник? чей флаг изобразил??? какие будут мнения???
Далее залы почти современного искусства... Залы Дренерусской иконописи...
500-600 лет тому назад взял монах доски, сколотил основу и помолясь нанёс Лики Святых... Лиля рассказала, что у иконописцев существует ЗАКОН... тот, кто хотябы раз писал Икону никогда не пишет портреты реальных живущих людей... проверено многократно - умирает человек... тот чей портрет был написан... вот такое проклятие Профессии...
Три час по залам Третьяковки, три часа Света и радости, три часа созерцания пРЕКРАСНОГО!!!!! оНО ТОГО СТОИЛО!!!
alte-zavalinka.livejournal.com