Портрет старого воина. Рембрандт барокко картины
Портрет Иеремии Деккера Картина Рембрандта
Живопись эпохи барокко Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Портрет поэта Иеремии Деккера».Размер портрета 71 x 56 см, дерево, масло. Таким же гордым было когда-то сердце великого Александра, Что никто не мог его по-настоящему изобразить Кроме Апеллеса ... Я сам не оищущаю в моей груди такой величины духа И такого широкого сердца Если же это все-таки имеет место (Поэтому я не хочу лгать), То я буду очень рад, Видеть на поверхности дерева отражение моего существа Из нашего времени и мира Апеллеса. И не потому, чтобы извлечь из этого выгоду, Нет, только из доброжелательства... Это строки из сохранившегося стиха голландского поэта Иеремии де Деккера, которого Рембрандт, вероятно из дружеской склонности, портретировал незадолго до смерти литератора.
«Шедевр среди шедевров. В своем черном костюме и широкополой шляпе этот человек кажется как бы братом синдиков, но с еще более подчеркнутой одухотворенностью. Эта большая тень, падающая на его лицо и скрывающая его черты - не тень ли смерти это, смерти, которая мгновенно делает из того, что было человеком, воспоминание? С помощью лишь одного средства - игры света и тени - Рембрандт проникает в самую глубину души. Он не стремится здесь к живописным эффектам, мазок кисти спокоен, почти безличен, кисть, водимая раздумьями художника, скромна. Можно даже предположить, что эта картина написана слепым. Рембрандт наблюдает не модель, а первоисточник всех вещей, находящийся в его сердце» (Жермен Базен). Так утверждается сила предвидения художника, беспримерно воплощающего в образах истории и мифологии лишь то, что он открывает в душе и бытие современников: величие человеческой природы.
История искусства периода барокко. Далее →
smallbay.ru
Рембрандт
Рембрандт, автопортрет
Рембрандт Гарменсзон ван Рейн ( нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn , МФА : [Rɛmbrɑnt ɦɑrmənso ː n vɑn rɛin] , 15 июля 1606 - 4 октября 1669) - нидерландский художник, офортист суток барокко.
1. Биография
1.1. Происхождение
Родился в семье мельника Гарменс Ван Рейна. Происходит из многодетной семьи. По данным голландских исследователей, семья матери осталась в лоне католической церкви, хотя в Голландии доминировал протестантизм. Позже благодарный сын и брат рисовать представителей семейства ("Портрет матери" офорт, "Портрет сестры" Брера, Милан, "Мать Рембрандта читает Библию", сборник Пембрук, Великобритания).
1.2. Учителя
Начальное образование Рембрандт получил в латинской школе. Католическо настроенная семья отдала сына на учебу католику Якобу ван Сваненбурга, историческом живописцу. Сведений о Сваненбурга осталось мало. Художественное обучение Рембрандт продолжил в Антверпене в Питер Ластмана (1583-1633). Тот успел побывать в Италии и специализировался на картинах библейских и религиозных. (Одна картина Питера Ластмана была в сборнике украинский Щавинского В. А., сейчас в Эрмитаже).
1.3. Первые шаги
"Концерт" 1626 г. - произведение молодого Рембрандта.
В 1627 г. Рембрандт оставил Ластмана и вернулся в Лейден. Вместе с товарищем Яном Ливенсу они открыли художественную мастерскую и за плату приняли первых учеников. Рембрандт берется за разработку библейских сюжетов, пишет первые портреты, есть даже один морской пейзаж ("Концерт" 1626, "Св. Стефана забивают камнями" 1629, "Христос в Эммаусе" 1629. "Морской пейзаж" 1630, "Автопортрет у мольберта" 1628 ). Рембрандта замечают богатые меценаты. Константин Гюйгенс (секретарь принца Оранького) сделал молодому художнику заказ на картины для своего хозяина. На этом этапе Рембрандт самостоятельно изучал произведения эпохи барокко, а также произведения фламандца Рубенса.
1.4. Амстердам
Дрезден, Автопортрет с Саскией на коленях (1636)
В 1631 г. Рембрандт оставил мастерскую в Лейдене и уехал в Амстердам. Через год мастерскую закрыл и Ливенсу и уехал на заработки в Англию. Пути друзей разошлись. В Амстердаме Рембрандт создал много портретов. Не забывает и о религиозные сюжеты ("Пророк Иеремия" 1630, Риксмузей). Две картины на религиозный сюжет он делает для штатгальтера Фридриха Генриха Оранского ("Воздвижение креста", "Снятие Христа с креста"). В произведениях ощутимо влияние барочных гравюр Питера Пауля Рубенса.
Групповой портрет "Урок анатомии доктора Тюльпа" (1632) принес художнику успех. На волне успеха мастер женился на Саскии ван Эйленбюрх (1634), дочери бургомистра города Лаувердена. Рембрандт благодаря удачному браку вошел в круг состоятельных людей. Теперь Рембрандт не успевает писать портреты. Появились большие деньги и он покупает дом в Амстердаме. Там же устраивает мастерскую и начинает собирать произведения искусства (гравюры, картины иностранных мастеров, оружие, музыкальные инструменты, редкий одежду и экзотические заморские вещи). В этот период появилось и несколько его шедевров ("Автопортрет с Саскией на коленях" 1636).
Считают теперь шедевром и большое полотно "Ночной дозор". Но в год появления картина вызвала скандал. Ведь 16 офицеров внесли по 100 гульденов за право быть равными среди равных и немного ровнее других. Обычно стрельцов рисовали с пиром. Рембрандт представил их как стражу, идет в поход. И не 16 тех, которые внесли деньги, а 28! Скандал вышел громкий.
Но приходит и горе. 1640 умерла мать Рембрандта-Корнелия. В детстве умерли трое детей супругов. В 1641 году родился сын Титус. А через год умерла жена Саския.
Рембрандт. "Ночной дозор" (1642)
1.5. В 40 жизнь только начинается
Ему еще не было сорок, а надо было начинать жизнь сначала. Жена умерла, на руках младенца, а богачи дружат, пока ты богатый и успешный.
Художник как-то помрачнел, и жизнь брала свое. Много шума создал роман Рембрандта с любовницей Гертье Диркс. Дело дошло до суда и нового скандала. Взять новый брак художнику мешал завещание первой жены, которая запрещала мужу пользоваться своим имуществом после второго брака. Это стало препятствием и для брака с 20-летней Хендрикье Стоффельс, служанкой, что действительно любила художника.
Наряду с Хендрикье Рембрандт молодел и сам. Все портреты Хендрикье вершины произведений художника ("Хендрикье" 1654, Лувр, Париж, "Хендрикье входит в воду", 1654, Лондон, Нац.галерея, "Купание Вирсавии" 1654, Лувр). В уровень с лучшими портретами мира ставят "Портрет Хендрикье у окна" (Берлин).
Хендрикье родила художнику дочь Корнелию и прожила с ним 10 лет.
1.6. Должник и банкрот Рембрандт
Собственный дом в Амстердаме Рембрандт покупает с правом уплаты денег за шесть лет. Непрактичен в финансовых делах мастер должен и не заплатил деньги и за восемь лет. Имущество художника описывают судебные приставы и продают на публичном аукционе. Описание вещей художника сохранили. В нем перечень от "грязного белья, что надо стирать" до картин художников Италии, Германии, Фландрии, книг, гравюр, даже большой шлем.
Имущество, нажитое за несколько лет, продали всего за 6 тысяч флоринов ... Украшение (один золотую цепочку) стоила 750 флоринов. Все имущество Рембрандта продали семи золотых цепочек.
Теперь Рембрандт переезжает в бедной квартире на окраине. Чтобы меньше платить за место на кладбище, перенес поближе к дому и могилу покойной Саскии. Только на произведения искусства и на еду он не жалеет денег. Дошло до опеки над отцом, который выполнял теперь сын.
1.7. Беда утомят, но и изучит
Произведения позднего периода творчества трудно переоценить. Это какой-то новый Рембрандт, смел в использовании техники, верный натуре и правде, лишен влияния барокко. Отказ от многих красок избавила его от сокровищ колорита в серых, черных и красных тонах. Почти каждую картину Рембранд этого периода можно рассматривать часами, а анализировать - годами. Здесь и групповой портет "Синдика" (1662, Амстердам) и "Мятеж Батавской против Рима" (1655, Стокгольм) и "Еврейская невеста" (1665, Амстердам), и "Возвращение блудного синa" ( 1669, Петербург).
1.8. Последние годы
1663 умерла Хендрикье. 1668 умер сын Титус. Последней радостью старого стала 14-летняя дочь от Хендрикье, Корнелия, которую назвали в честь матери Рембрандта. Смерть пришла к нему 4 октября 1669. Похоронили на кладбище для бедных. Могила не сохранена. Только на столбе есть табличка, что именно здесь нашел свой последний покой один из самых дорогих художников мира.
2. Творчество
С 1629 в 1669 мастер написал около 60 автопортретов. Наследие мастера около 600 картин, 300 офортов, 2000 рисунков.
офорт "Мельница-мельница" (1641).
2.1. Анализ некоторых произведений
Рембрандт писал портреты родственников, близких и друзей (портрет Я. Сикс, 1654, аб. Сикс, Амстердам; брата жены, 1654, Музей изобразительных мист. Им. Пушкина, Москва) Рембрандт превращал в психологические этюды или жанровые и мифологические картины ("Автопортрет с Саскией ", около 1634 - 35 лет, Дрезденская картинная галерея," Флора ", 1634, Эрмитаж, Ленинград; "Вирсавия", 1654, Лувр, Париж). Евангельские сюжеты часто трактовал как сцены из жизни народа ("Притча о работниках на винограднике", 1637; "Святое семейство", 1645, - обе в Эрмитаже). Уходя из жизненных наблюдений, Рембрандт достиг высоких художественных обобщений, которые сохраняют за его шедеврами значение непреходящих ценностей ("Ужин в Эммаусе" Лувр, "Даная", 1636, Эрмитаж, "Отречение апостола Петра" Амстердам "Ассур, Аман и Эсфирь", 1660, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, "Яков благославляя сыновей Иосифа" Кассель "Еврейская невеста" Амстердам "Возвращение блудного сына", около 1668-69, Эрмитаж). Излюбленным средством моделирования образов стало применение эффектов светотени, ее нюансов и контрастов, с помощью которых он достигал большого материальности и направлял внимание зрителя на главном в композиции. Сдержанная золотисто-красная гамма, лаконичный рисунок и мерцания света предоставляли живописной манере Рембрандта специфичности и эмоциональной выразительности. Рембрандт сделал большой вклад в развитие мирового реалистического искусства.
2.2. Влияние на культуру
Ведущие музеи мира гордятся картинами Рембрандта в своих сборниках-Лувр, Метропопитен в Нью-Йорке, Кассель, Мадрид, Берлин, Национальная галерея в Лондоне, Амстердам, Петербург, Стокгольм, Дрезден.
Выдающимся явлением в тетри стала пьеса Дмитрия Кедрина (1907-1945) "Рембрандт" (по стихотворной поэме 1940 г.).
Влияние Рембрандта мало и украинское искусство начиная с конца 17 века (портреты Тимоша Хмельницкого и его жены Розандры, Львовский исторический музей; казацкого полковника Солонины, не сохранился). Тараса Шевченко называли "русским Рембрандтом" за темные краски. Его восхищало и "рембрандтовской освещения", и блестящая техника офортов, которые он бережно копировал (Офортная копия масляной картины Рембрандта "Притчи о работниках на винограднике", зарисовки отдельных личностей с офорта Рембрандта "Смерть Марии").
2.3. Полный перечень картин Рембрандта
- Концерт, 1626, Голландия.
- Молодой Рембрандт, 1628, Германия.
- Женский портрет, Украина.
- Саския как богиня растений Флора, 1635, Большая Бртания.
- Христос в Эммаусе, 1648, Франция
- Мельница, 1648, США.
- Портрет Яна Сикс, 1654, Голландия.
- Вирсавия, 1654.
- Апостол Петр отрекается Христа, 1660, Голландия.
- Мать читает Библию, 1665, Великобритания.
- Давид царь Саул, 1658, Голландия.
- Мятеж Клодиуса Цивилиса, 1662, Швеция.
- Еврейская невеста, 1668, Голландия
- Возвращение блудного сына (Рембрандт), 1669, Россия.
2.4. Перечень стран, где хранят произведения Рембрандта
- Австралия
- Австрия
- Бельгия
- Бразилия
- Великобритания
- Голландия
- Испания
- Италия
- Германия
- Россия
- США
- Украина (Староконстантиновский музей воловнянського искусства)
- Франция
- Швейцария
- Швеция
- Япония
- Гондурас
3. Ученики Рембрандта
- Геррит Доу (Gerrit Dou) 1628-1632
- Исаак де Йодервиль (Isaac de Jouderville) 1629-1632
- Якоб де Вет (Jacob de Wet) 1631-1632
- Виллем де Поортер (Willem de Poorter) 1631-1632
- Говарта Флинк (Govaert Flinck) 1633-1637
- Корнелис Браувер (Cornelis Brouwer) около 1634
- Гербрандта ван ден Екхаут (Gerbrandt van den Eeckhout) 1635-1641
- Лендерт ван Бейра (Leendert van Beyeren) 1636-1642
- Фердинанд Боль (Ferdinand Bol) 1636-1643
- Ян Викторс (Jan Victors) 1636-1640
- Якоб ван Дорст (Jacob van Dorsten) 1640-1645
- Самюэл ван Хогстратен (Samuel van Hoogstraeten) 1640-1646
- Абрам Фернериус (Abraham Furnerius) 1640-1646
- Рейнер ван Хервей (Reynier van Gherwen) 1640-1646
- Ламберт Доомер (Lambert Doomer) 1640-1642
- Карел Фабрициус (Carel Fabritius) 1640-1644
- Бернхарт Кейл (Bernhard Keil) 1641-1644
- Кристоф Паудисс (Christoph Paudiss) 1642-1644
- Иоганн Мейр (Johann Ulrich Mayr) 1642-1649
- Барента Фабрициус (Barent Fabritius) 1643-1646
- Карел ван дер Плюйм (Karel van der Pluym) 1643-1646
- Дирк Сантвоорт (Dirck Santvoort) 1647-1648
- Николас Мас (Nicolaes Maes) 1647-1651
- Хендрик Хеершоп (Hendrick Heerschop) 1649-1650
- Константин ван Ренесс (Constantijn van Renesse) 1649-1653
- Виллем Дрост (Willem Drost) 1650-1654
- Иоганн де Йонг Равен (Johannes De Jonge Raven) 1650-1651
- Абрам ван Дейк (Abraham van Dijck) 1650-1651
- Питер де Виз (Pieter de With werkz.) 1650-1651
- Хейман Дюлларт (Heyman Dullaert) 1652-1656
- Иоганн ван Глаббек (Johannes van Glabbeeck) 1652-1656
- Якоб Левек (Jacobus Levecq) 1652-1656
- Титус ван Рейн (Titus van Rijn) 1654-1657
- Иоганн Лепенюс (Johannes Leupenius) 1660-1661
- Арт де Гельдер (Aert de Gelder) 1661-1668
- Готфрид Неллер (Godfried Kneller) 1668-1669
- Антион ван Борссом (Anthonie van Borssom)
4. Источники
- Гос. Эрмитаж. Западноевропейская живопись, каталог 2, Л, "Искусство", 1981 (рус).
- ГМИИ, каталог картинной галереи, М, "Изобразительное искусство", 1986 (рус).
- Ротенберг Е. И. "Западноевропейскаяживопись 17 в. Тематические принципы. М." мскусства ", 1989, глава 6-Рембрандт, рус).
5. Галерея
-
A young Rembrandt, c. 1628, when he was 22. Partly an exercise in chiaroscuro. Rijksmuseum
-
Rembrandt in 1632, when he was enjoying great success as a fashionable portraitist in this style.
-
Role-playing in Self-portrait as an oriental Potentate with a Kris, etching, 1634.
-
Self-portrait leaning on a Sill, etching, 1639
-
1640, wearing a costume in the style of over a century earlier. National Gallery
-
Vienna c. 1655, oil on walnut, cut down in size.
-
Dated 1669, the year he died, though he looks much older in other portraits. National Gallery
-
Anatomy Lesson of Dr. Nicolaes Tulp, 1632
-
Portrait of Johannes Wtenbogaert, 1633 - a preacher, like many of the best portraits of the 1630s
-
The Blinding of Samson, 1636, which Rembrandt gave to Huyghens
-
Belshassar's Feast, 1636-8
-
Portrait of Jan Six, 1654. Six was a wealthy friend of Rembrandt.
-
The Syndics of the Clothmakers 'Guild, 1662
-
The Conspiracy of Claudius Civilis (cut-down), 1661-62
-
The Return of the Prodigal Son, c. 1669
-
Suzannah and the Elders, drawing, 1634
-
Christ and the woman taken in adultery, drawing
См.. также
Источники
- По материалам Украинской Советской энциклопедии. Т.12.
nado.znate.ru
Портрет старого воина Картина Рембрандта
Живопись эпохи барокко Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Портрет старого воина». Размер портрета 108 x 86 см, дерево, масло. В многочисленных амстердамских портретах 1630-х годов Рембрандт пытается выяснить в изменчивых, противоречивых лицах портретируемых неделимую истину: что в этих людях верит, а что - убивает, доверяет, сомневается, надеется на милосердие и проявляет его? В связи с творчеством этого десятилетия следует упомянуть единственное «теоретическое» высказывание Рембрандта, сохранившееся в письме Константину Гюйгенсу от 12 января 1639 года. В нём Рембрандт определяет художественную квинтэссенцию картин «Положение во гроб» и «Воскресение» из цикла Страстей, написанного для штатгальтера (обе картины были созданы в 1639), как «самое большое и естественное движение». Очень неясная и незаконченная формулировка, на основании которой впоследствии судили либо о внешне-формальной, либо о душевновнутренней целенаправленности Рембрандта. Вероятнее всего здесь идёт речь о предназначенном для адресата намёке на знаменитого в то время филолога Франциска Юниуса («О живописи древних», 1637), который в рассуждении о живописном изображении Страстей писал о комплексном представлении «троичного действенного движения или возбуждения предмета изображения, художника и зрителя», опираясь на заимствованную, вероятно, у Дюрера предпосылку: «Таким образом эти движения души любым способом извлекаются из правды природы». Хотя конечно Рембрандт, ссылаясь на занятость и нехватку времени, отмежёвывается от других положений Юниуса (Рубенс также говорил о теоретике с оговоркой), поэтому в этом обороте, почти буквально совпадающем с более ранней оценкой Константином Гюйгенсом изображения Иуды, появляется оттенок иронии.
История искусства периода барокко. Далее →
smallbay.ru