Массейс КвинтенКартины и биография. Картина менялы


«Менялы» – от реставрации к атрибуции

В 2010 году коллекция живописи старых мастеров Большого собрания изящных искусств ASG пополнилась еще одной картиной, которую французские эксперты определили как произведение немецкой школы XVIII века. Картина была реставрирована в реставрационных мастерских Международного института антиквариата, а в 2016 году атрибутирована. Известный искусствовед доктор искусствоведения, заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина профессор Вадим Садков установил имя автора картины «Менялы» – Кристиан ван Донк.

0854 Кристиан ван Донк «Менялы» Германия, XVIII в. Холст, масло, 94,5×117,5 см БСИИ ASG, инв. №04-0854

Атрибуция художественных произведений – один из важнейших моментов в жизни самих произведений и всех, кто к ним причастен: коллекционеров, музеев, искусствоведов. От названия картины, имени художника, времени ее создания зависит ее ценность и, очевидно, судьба.

Атрибуция в музееведении – описание экспоната по ряду признаков, к числу которых принадлежат: название, техника изготовления, стиль и, конечно, авторство. Произведение «Менялы» поступило в БСИИ в 2010 году, состояние картины на реставрационном совете было признано неудовлетворительным, в виду толстого слоя лака с лессировками, который потемнел; отмечены мелкое шелушение и приподнятость грунтового кракелюра по всей поверхности и деформация холста. Все это явилось основой принятия решения о проведении реставрации живописного произведения.

В реставрацию полотно было передано 19 октября 2011 г. (художник-реставратор А.В. Сульдин). Основной объем реставрационных работ составили передублировка холста и расчистка его от поздних записей (с дневником реставрации можно ознакомиться здесь).

Дублировка

Записи

Картина «Менялы» в процессе реставрации

В случае, когда на картине отсутствует подпись художника, нет владельческих знаков, атрибуция осуществляется на основе стилистического анализа – манеры письма, технологии мазка, композиционного построения и т.д. Серьезным подспорьем являются и аналоги, авторство которых известно. Именно это позволило атрибутировать картину из БСИИ как произведение Кристиана ван Донка.

Менялы Кристиан ван Донк «Менялы» Дерево, масло. 65,5×92,5 см 5 июня 2008 г., Нью-Йорк, аукцион Sotheby’s, лот 31 43,750 $ (эстимейт 20,000 – 30,000 $)

Работа «Менялы» Кристиана ван Донка проходила на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке еще в 2008 году и была продана за 43,750 $ при эстимейте в 20,000 – 30,000 $. Картину удалось атрибутировать благодаря исследованиям Фреда Мейжера – сотрудника Нидерландского института истории искусств в Гааге (RKD-Nederlands Instituut voor Kunstgeschiedenis). О самом ван Донке, работавшем в середине XVII столетия, не известно практически ничего. Мейжеру удалось атрибутировать всего несколько произведений этого художника. Тема «менял» была особенно интересна мастеру, и он обращался к ней несколько раз. В частности, еще одна работа под названием «Менялы», подписанная «Christian v. D», была продана в Париже на аукционе «Drouot-Richelieu» 30 июня 1995 года (лот 48). При этом атрибутирована она была голландской школой XVII века кругом Рембрандта.

Очевидно, что произведение, проходившее на аукционе Sotheby’s в 2008 году, и полотно из Большого собрания изящных искусств ASG близки композиционно, «составом» натюрмортов, а также внешним обликом персонажей, особенно менялы, изображенного в обоих случаях в левой части. На картине из собрания ASG мы видим стол, покрытый красной скатертью. За столом сидит ростовщик (слева) с седеющей бородой, в очках. Он читает долговую расписку. Напротив него – должник в золотисто-желтых одеждах с седой бородой. В его правой руке – мешочек с деньгами, а левая – опирается на открытую крышку сундука с мешочками, наполненными монетами. За красный шнурок обивки внутренней стороны крышки сундука заткнута расписка (?) с красной сургучной печатью. На столе лежат весы, молоток, монеты и перья.

Облачение менялы на аукционной картине несколько видоизменено, а в руках он держит не расписку, а весы с монетами, которые разложены не только на столе, но и в мешочках. Причем на мешочках этих можно видеть небольшие нашивки с аналогичными изображениями, что и на работе из собрания ASG. Кроме того, в данном случае вместо должника мы видим помощника менялы, который со скучающим видом наблюдает за процессом взвешивания и записывает данные измерений в книгу.

В целом, традиция изображения ростовщиков и менял берет свое начало от живописи Северного Возрождения XV – XVI веков. Характерным мастером этого жанра был Квентин Массейс (1465 – 1530), а в XVII веке голландец Хендрик Тербрюгген (1588 – 1629). Сюжет долго сохранялся в провинциальных центрах Европы, особенно на севере Германии в городах, входивших в ганзейский союз – Любека, Данцига и др.

Как произведение немецкой школы картина «Менялы» экспонировалась на выставке «Спасенная красота: единство исторической и эстетической целостности реставрационной политики Международного института антиквариата ASG» в Казанской ратуше 11 февраля 2013 года. Выставка вошла в программу научно-практической конференции «Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент сохранения объектов культурного наследия России», подготовленной Инвестиционной группой компаний ASG совместно с Министерством культуры РТ и мэрией Казани.

Участники конференции смогли представить, какие предметы – настоящие шедевры западноевропейского изобразительного и прикладного искусства – составят интерьер 26 исторических зданий, работа над восстановлением фундаментов, кровель и фасадов которых шла тогда полным ходом. Богатство коллекций БСИИ – картины, часы, мебель, фарфор, художественная бронза и т.д. – позволяют не просто наполнить исторический интерьер красивыми ценными вещами, но восстановить его по принципу декоративного комплекса – в полном соответствии со временем постройки дома и его архитектурным стилем.

Президент РТ Президент РТ Рустам Минниханов знакомится с коллекциями Большого собрания изящных искусств ASG на выставке «Спасенная красота…» (Казанская ратуша, 11 февраля 2013 года)

Светлана БОРОДИНА Алина БУЛГАКОВА Елена ВЛАСОВА

int-ant.ru

Деньги в живописи.Любили их во все времена..

       Деньги были постоянными спутниками человека с тех самых пор, как появились первые монеты. Их зарабатывали оптом и лихо отнимали на большой дороге, тратили на самое необходимое и весело пропивали, ими сорили и их зарывали в землю, их выплачивали наемным убийцам и подавали нищим, берегли последний грош и чахли над полными сундуками.

        Старинные монеты помнят лица сотен и тысяч своих бывших хозяев… помнят невинную кровь, смуту, предательства, воровство…Эти маленькие кружки металла вершили судьбы людей и целых королевств…       Немудрено, что столь повседневный атрибут жизни нередко изображался художниками на картинах и гравюрах. 

Очень интересна в этом плане картина  Квинтена Массейса. Ростовщик с женой (1514)

         Герой картины  - меняла. Но сама камерная, доверительная, почти интимная атмосфера произведения пронизана симпатией к обладателю этой профессии. В подтверждение первому впечатлению, достигнутому уютной композицией, мягким колоритом и дымчатой свето-теневой моделировкой, по полю картины щедро разбросаны аллегорические предметы, призванные рассказать о честности и порядочности хозяина картины – голландского банкира периода первоначального накопления капитала.

      На столе у менялы лежит любовно прорисованная мастером кучка золотых и серебряных монет  разного номинала. В монете за весами мне упорно видится древнеримский аурес, - сравнительно небольшая монета с четким и объемным портретом императора.

   Мариус ван Роймерсваль. Меняла с женой (1539) 

        Здесь всё те же персоонажи ,но всё поменялось. Вместо честного банкира и его благочестивой  супруги перед нами предстают суровые, холодные и почти бездушные образы акул жестокого бизнеса ростовщиков.     

 Жены на этих полотнах уже не с томиком Евангелия, являют собой надежду на спасение, а судорожно вцепившись хищной рукой в толстые гроссбухи, пристально следят за работой мужей.

       Все полки уже не уставлены аллегорическими и христианскими символами, а завалены долговыми расписками. Не надежда попасть в Рай, добросовестно выполняя свою работу, а сделать максимум денег из денег, - вот девиз поздних менял с супругами. Нарождающемуся капитализму не до наивных сантиментов – лишь расчет и выгода любой ценой! 

       А вот картина великого Рембрандта 1627 года на сюжет притчи о безумном богаче. В образе своего современника, - профессионального менялы, художник показал тщетность накопительства, - больная тема всех коллекционеров)))       Обратите внимание на открытый кожаный кошелек с деревянной оплетенной ручкой. Точно такие же можно видеть и на предыдущей картине. Хотя полотна разделяет больше 100 лет, и костюм претерпел сильные изменения, прогресс не коснулся кошелька, - внушительные суммы денег переносили и хранили в такой же таре.         Рембрандт не отличался скрупулезной деталировкой своих полотен, концентрируясь на передаче среды и атмосферы, но можно догадаться, что на столе у менялы самые распространенные серебряные и золотые голландские монеты того времени.

Вот две картины Мариуса ван Роймерсваля о сборщиках налогов.

        Это полотно интересно тем, как художник в лицах и красках "разыграл" мизансцену прихода посетителей к банкиру.

       Здесь и высокомерная ирония хозяина лавки, и подобострастная поза старика (видимо, вернувшего долг и показывающего свой пустой кошель), и ожидающие в дверях "часа расплаты" или займа очередные посетители, и холодная безучастность писаря, уткнувшегося в бумаги, для которого очередь посетителей, всего лишь колонка цифр в очередной долговой расписке.

      Благодаря бытовым деталям конторы, картина дает представление о том, как происходили банковские операции с монетами в 16 веке.

      В кучке денег, высыпанных перед сборщиками податей настоящая нумизматическая коллекция разношерстных монет, в которых угадываются бельгийские, английские и пр. европейские монеты первой половины 16 века

        Картина Ганса Гольбейна младшего изображает Доротею Оффенбург в образе Лаисы Коринфской, античной гетеры, просившей за свои услуги непомерно высокую цену. Но, деньги были непременным атрибутом в изображении продажных женщин, независимо от их стоимости))). Эту работу от остальных отличает лишь мастерство исполнения и сочувствие автора-гуманиста своей героине, зашифрованное в ряде аллюзий.         Гольбейн во время написания этой картины был не очень богат, и рассыпанные на мраморной плите золотые монеты, скорей всего, писаны по представлению, а не с натуры.

 

       Изготовление фальшивых денег в старину имело огромные масштабы.О бессонной ночи и сомнениях насчет подлинности монеты, повествует картина Геррита ван Хонтхорста. На ней изображена старуха , скопившая себе на «черный день» увесистый кошелек.

     Но покоя не дает одна сомнительная монета, которую героиня пристально разглядывает при свете лампы. В руках у женщины, скорей всего, одна из подделок, имитирующих и без того низкопробный, но популярный  левендальдер .

       16 век – время расцвета азартных игр. Эти порочные забавы нередко становились сюжетом художественных произведений. Несколько раз к теме карточной игры обращался в своем творчестве Лукас Ван Лейден.

      В своих небывало реалистичных для своего времени картинах, он подмечал разнообразные эмоции, возникающие во время игры на деньги. На этой картине изображено общество аристократов, играющих в карты. Но в пылу игры, когда на столе груда золотых, - не до светских манер)))

      Игроки справа явно выиграли партию, и  разодетый в бархат и меха господин в красном берете, потеряв всю солидность, гневно требует свой выигрыш на стол. Мужчина в зеленом камзоле нехотя полез за деньгами во внутренний карман, а его супруга растерянно пересчитывает… возможно, итальянские или австрийские дукаты)))

   Хендрик Янс Тер Брюгген. Призвание апостола Матфея (1621)  

       В конце 16 и начале 17 веков в станковой живописи пользовался популярностью сюжет "призвание апостола Матфея".По Евангелию Матфей был сборщиком податей. Однажды, когда будущий апостол закончил свое "дежурство" и собирался передать дела своему брату, к нему подошел Христос и словами: «Следуй за Мною» призвал Матфея отказаться от своего привычного занятия и выбрать путь не мытаря, а праведника. Этот драматичный момент выбора, внутренней борьбы сомнения и веры, когда человек отвергает все то, чем он жил, ради нового и интересовал художников.

ГАЛЕРЕЯ КАРТИН НА ЭТУ ТЕМУ.

 

Ганс Мемлинг. Портрет мужчины с монетой императора Нерона (до 1480)

Ганс Гольбейн Младший. Портрет купца Георга Гиссе (1532)

Мартин ван Хемскерк. Портрет Питера Герритса Бикера (1529)

 Тициан. Портрет антиквара Якопо Страда (1567-68) 

 Питер Брейгель Младший. Выплата десятины (1615)  

Victor Dubreuil. Barrels of Money (1897г)

  Можно дополнить галерею картин на эту тему.        

maxpark.com

Массейс Квинтен Картины биография Massys Quentin

Массейс Квинтен (Massys Quentin) (1465 или 1466-1530), нидерландский живописец. Работал в Антверпене, испытал влияние Рогира ван дер Вейдена, Дирка Баутса, Альбрехта Дюрера. В стремлении сочетать принципы нидерландского и итальянского Возрождения Квинтен Массейс обращался и к творчеству Леонардо да Винчи, в частности, к его гротескным штудиям.

Меняла Меняла с женой, 1514Музей Лувр, Париж Эразм Роттердамский Портрет Эразма Роттердамского1517, Национальная галерея, Рим Герцогиня Безобразная герцогиня, 1525-1530Национальная галерея, Лондон Нотариус Портрет нотариуса, 1520-еНациональная галерея, Эдинбург

В многофигурных триптихах и картинах художника Квинтена Массейса (“Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем”, 1507-1509, Музей старинного искусства, Брюссель; “Оплакивание Христа”, 1508-1511, Королевский музей изящных искусств, Антверпен) черты готической условности, некоторая плоскостность и уплотненность композиции сочетаются с живыми, яркими характеристиками персонажей; праздничным и нарядным, приближающимся к цветовому единству колоритом.

Тяготение к жизненным, полнокровным образам особенно полно проявилось в портретах Массейса, персонажи которых обычно изображены на фоне бытовой обстановки (портрет Эразма Роттердамского, Национальная галерея, Рим), и в одном из первых произведений нидерландского бытового жанра - картине “Меняла с женой” (1514, Лувр). Воздействие творчества Массейса сказалось в работах многих нидерландских и немецких художников 16 века.

Картина Квинтена Массейса “Портрет нотариуса”. Крест, перо, роза, бумага и письменные принадлежности указывают, что перед нами нотариус - человек, чья обязанность заверять людям документы, однако его собственная личность осталась неустановленной. Есть прямота в его взгляде и точность во всей картине, от старательно переданного сходства с моделью до пейзажа за аркадой. Массейс испытал сильное влияние Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера; люди на его портретах обычно предстают на фоне лесного или горного пейзажа, подобного тому, какой можно видеть на картине Мона Лиза.

Существуют и другие указания на влияние Леонардо: некоторые из сатирических рисунков Массейса похожи на леонардовские карикатурные головы стариков и старух, названные гротесками. Согласно преданию, Массейс был кузнецом, который собственными силами получил образование, стал живописцем и музыкантом. Выдающийся мастер в области реалистического портрета, он славился высокой безупречной техникой.

smallbay.ru

Глава VII картина меняется

С приходом нового века становится все более очевидно, что неолиберальный «Вашингтонский консенсус» и политико-экономические правила, установленные «Большой семеркой» и ее финансовыми институтами — Всемирным банком, МВФ и ВТО, — заводят нас в безнадежный тупик. Многочисленные выводы ученых и общественных лидеров, приведенные на страницах этой книги, свидетельствуют, что «новая экономика» влечет за собой целый букет взаимосвязанных негативных последствий — рост социального неравенства и отторжения, крушение демократии, быстрое истощение природных ресурсов и снижение уровня жизни. Новый глобальный капитализм также породил криминальную экономику, оказывающую мощнейшее влияние на национальную и международную экономику и политику. Он разрушает локальные сообщества по всему миру, а его ущербные биотехнологии посягают на священность живого, пытаясь превратить разнообразие в монокультуру, экологию в инженерное ремесло, а саму жизнь в товар.

Состояние нашего мира

Несмотря на принятые в последнее время экологические законы, все большее распространение экологически чистых продуктов и еще целый ряд обнадеживающих успехов природоохранного движения, нам до сих пор не удалось восполнить массовую вырубку лесов и беспрецедентное за миллионы лет истребление многих видов живых существ [1]. Истощая природные ресурсы и уменьшая биоразнообразие планеты, мы разрушаем саму ткань жизни, на которой зиждется наше благополучие, в числе прочего лишая себя бесплатно оказываемых природой бесценных «экологических услуг» — переработки отходов, регулирования климата, восстановления атмосферы и так далее [2]. Эти жизненно важные процессы, представляющие собой эмергентные свойства живых систем, которые мы только начинаем постигать, подвергаются' сегодня серьезной опасности из-за нашего прямолинейного стремления к экономическому росту и материальному потреблению.

Опасность эта усугубляется спровоцированными нашей промышленностью глобальными изменениями климата. Причинно-следственная связь между глобальным потеплением и хозяйственной деятельностью человека уже не является гипотетической. В конце 2000 года авторитетная Межправительственная группа экспертов по изменению климата1 (МГЭИК) обнародовала на редкость единодушный вывод о том, что СО2 и другие парниковые газы «в значительной мере ответственны за наблюдающееся в последние пятьдесят лет потепление» [3]. К концу века, по данным МГЭИК, рост среднегодовой температуры может составить почти 6 градусов Цельсия. В этом случае он превысит разницу температур между последним ледниковым периодом и сегодняшним днем. От наводнений, жестоких бурь и засухи пострадает практически вся природная система Земли и экономическая система человечества [4].

Некоторое снижение выбросов углекислоты в последнее время не смогло замедлить темпов глобального потепления. Наоборот, имеются свидетельства того, что оно ускорилось. Свидетельства эти основываются на двух независимых и в равной мере тревожных наблюдениях — быстром таянии ледников и арктических льдов, а также на ухудшении состояния коралловых рифов.

Беспрецедентно быстрое и повсеместное таяние ледников — один из наиболее зловещих признаков потепления, вызванного продолжающимся безрассудным сжиганием ископаемого топлива. Так, в июле 2000 года ученые, достигшие Северного полюса на борту российского ледокола «Ямал», столкнулись с небывалым и зловещим явлением — на месте многометровых льдов, веками покрывавших Северный Ледовитый океан, зияла расширяющаяся полынья размером около мили [5].

Если такое интенсивное таяние продолжится, последствия для всего мира будут катастрофическими. Как недавно выяснили ученые, арктические льды — важный компонент динамики Гольфстрима. Устранение их из североатлантического круговорота воды приведет к резкой смене климата Европы и отразится на всех остальных частях мира [6]. Кроме того, сократившийся ледяной покров будет отражать меньше солнечного света, что приведет к дальнейшему потеплению — возникнет порочный круг. Если оправдается наихудший из предсказанных учеными МГЭИК сценариев, то увековеченные в знаменитом рассказе Хемингуэя снега Килиманджаро исчезнут уже через пятнадцать лет. Та же участь ожидает и альпийские снега.

Не столь заметными, как таяние высокогорных ледников, но столь же показательными являются тревожные свидетельства ускоряющегося глобального потепления, которые обнаруживаются в тропических океанах. На тропическом мелководье повсеместно встречаются огромные коралловые рифы, сооруженные мельчайшими полипами за чрезвычайно длительное, геологических масштабов время. Эти колоссальные структуры — намного превосходящие по размерам все созданное живыми существами — служат средой обитания огромному множеству растений, животных и микроорганизмов. Коралловые рифы, это подлинное чудо биоразнообразия, являются наиболее сложными из земных экосистем после тропических лесов [7].

В последние годы коралловые рифы по всему миру, от Карибского моря до Индийского океана и австралийского Большого Барьерного рифа, подвергаются опаснейшему экологическому стрессу, отчасти обусловленному именно потеплением. Коралловые полипы чрезвычайно чувствительны к изменениям температур; даже от небольшого потепления они могут побелеть и погибнуть. В 1998 году специалисты по биологии морей обнаружили, что к гибели близки около четверти коралловых рифов в мире, а спустя два года ученые сообщили, что загрязнение морей, вырубка лесов и потепление погубили половину многочисленных коралловых рифов, окружающих Индонезийский архипелаг [8]. Такая повсеместная гибель кораллов является одним из красноречивейших и тревожнейших свидетельств потепления на нашей планете.

Наряду с признаками глобального потепления в Арктике и тропиках, растет частота «природных» катастроф, причиной которых также отчасти являются спровоцированные человеком глобальные перемены климата и другая губительная для окружающей среды деятельность. За один только 1998 год в различных частях света произошли три такие катастрофы, каждая из которых привела к гибели миллионов людей и неисчислимым материальным потерям [9].

Ураган «Митч», сильнейший из атлантических циклонов за последние 200 лет, унес жизни 10 000 человек и опустошил огромные территории Центральной Америки. Целый регион оказался отброшен в своем развитии на десятки лет назад. Развитию столь мощного урагана способствовали последствия перемены климата, вырубка лесов и эрозия почвы. В Китае сильнейшее наводнение на реке Янцзы, которое привело к гибели более 4000 человек и затоплению 25 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий, в значительной мере явилось следствием вырубки лесов, оголившей множество крутых горных склонов. В том же году сильнейшее за все столетие наводнение произошло в Бангладеш: погибло 1400 человек, две трети территории страны несколько месяцев оставались под водой. Ущерб от наводнения был усугублен сильными дождями, пролившимися над лишенными леса районами, и последующим смывом почв в верховьях рек, который заблокировал устья.

В результате глобального потепления постоянно поднимается уровень моря. За последнее столетие его подъем составил около 20 сантиметров, и если имеющиеся тенденции сохранятся, к 2100 году уровень поднимется еще на 50. Согласно предсказаниям метеорологов, это угрожает затоплением дельт крупнейших рек — Амазонки, Миссисипи и общей дельты Ганга, Брахмапутры и Мегхны в Бангладеш; затопление в этом случае может грозить даже нью-йоркскому метро [10].

Этот — порой в совершенно буквальном смысле слова — наплыв природных катастроф за последнее десятилетие ясно показывает, что вызванная деятельностью человека неустойчивость климата нарастает, в то время как мы подрываем здоровые экологические процессы, которые обеспечивают от них защиту. Как отмечает сотрудник Института наблюдения за миром1 Джэнет Абрамовиц:

Многие экосистемы разбалансированы настолько, что они утратили гибкость и способность противостоять естественным катаклизмам, тем самым подготовив почву для катаклизмов «противоестественных» — участившихся или усугубившихся в результате деятельности человека. Вырубая леса, запруживая реки, осушая болота, мы нарушаем связи в сложной сети экологической безопасности [11].

Тщательный анализ процессов, стоящих за природными катастрофами последнего времени, свидетельствует также о том, что экологические факторы тесно переплетены с социальными [12]. Бедность, скудость ресурсов и рост населения — все это создает порочный круг деградации и распада как местных человеческих сообществ, так и экосистем.

Главный урок, который нам следует извлечь из этого анализа, состоит в том, что причины нынешних экологических и социальных проблем глубоко коренятся в наших экономических системах. Как я уже отмечал, современная разновидность глобального капитализма экологически и социально неустойчива, а потому политически нежизнеспособна в долгосрочной перспективе [13]. Более строгие природоохранные законы, более прогрессивные способы хозяйствования, более эффективные технологии — все это необходимо, но недостаточно. Нужны более глубокие, системные перемены.

И перемены эти грядут. Ученые, общественные лидеры и активисты массовых движений всего мира объединяются и возвышают свой голос, не только требуя «перемен», но и предлагая конкретные их пути.

studfiles.net

Книга "50 картин, изменившие искусство"

50 картин, изменившие искусствоДобавить
  • Читаю
  • Хочу прочитать
  • Прочитал

Оцените книгу

Скачать книгу

209 скачиваний

Читать онлайн

О книге "50 картин, изменившие искусство"

Картины всегда были безмолвными свидетелями истории, а художники ее покорными летописцами. Живопись всегда оставалась неизменным спутником человека, какие бы тяжелые передряги и войны ни случались в его судьбе. В этой книге речь пойдет о 50 живописных полотнах, которые безусловно являются самыми значимыми достижениями в истории человечества. Здесь собраны наиболее узнаваемые картины, созданные великими мастерами: Леонардо да Винчи, Рубенсом, Рембрандтом, Вермеером, Давидом, Эдуардом Мане и многими другими знаменитыми художниками. Все, что вы хотели знать о шедеврах мировой живописи! 50 захватывающих рассказов о самых известных картинах, созданных руками великих художников!

На нашем сайте вы можете скачать книгу "50 картин, изменившие искусство" Токарев Герман бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Мнение читателей

(Ещё мне очень нравится автор - Ольга Морозова, в её книгах и репродукции хороши, и подписи к ним, ссылки на её работы даю ниже.)

5/5Унгвари Екатерина

Все бы ничего, но плохие иллюстрации ( темные), хотя книга сама по себе маленькая , карманная, то на это не стоит обращать внимание

5/5Шведина Ольга

Неплохая серия, плотная бумага, хорошая цветная печать, читается как мультимедийное издание ( с гиперссылками и комментариями внутри текста)

4/5Миронов Данила

Хорошая книга для тех, кто только начинает интересоваться искусством

5/5Волкова Ирина

Отзывы читателей

Подборки книг

Похожие книги

Информация обновлена: 04.07.2017

avidreaders.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта