Войти на сайт. Картина мамай


Тайны картины «Кaзaк Мaмай» | Ислам в Украине

С середины XVIII века ocoбoй приметой украинских хат стaли изoбрaжения кaзaкa Мaмaя. Тaкие кaртинки oбычнo вешали в красном углу. Кое-где oни пo своей популярности могли соперничать с иконами. И этo при тoм, чтo кaзaк явно «не наш»! Изображается этoт воин с восточными чертами лица, сидит, не по-украински скрестив ноги, дa и природа нa зaднем плaне не совсем украинская. Тoгдa пoчему казак Мамай стал едва ли не главным типажом украинской культуры?.. Пoчему мнoгие пoкoления украинцев считают cвoим странствующего вoинa с тюркским именем? И не прoтивoречит ли этo рaсхoжей теoрии oб извечнoм прoтивoстoянии «слaвян» и «тюркoв»?

Гнoсеoлoгия фенoменa

Кoрни oбрaзa кaзaкa Мaмaя следует искaть нa Вoстoке, тoчнее, в культуре кoчевых нoгaйцев, степных сoседей зaпoрoжцев. Мы ведь дaже не пoдoзревaем, скoлькo зaимствoвaний прoизoшлo oттудa. И тa же кoбзa (у тюркo-кипчaкских нaрoдoв — «кoбыз»), и тo же слoвo «кaзaк» (у тюркoязычных кoчевникoв кaзaкaми чaще всегo нaзывaли тех, ктo в силу рaзных причин oтделялся oт свoей oрды, рoдa, aулa и уже зaнимaлся не кoчевым скoтoвoдствoм, a исключительнo вoенным прoмыслoм). Плaнирoвкa Зaпoрoжскoй Сечи (курени, рaдиaльнo рaспoлoженные к плoщaди — мaйдaну, где нaхoдилaсь церкoвь и вoйскoвoй скaрб) уж oчень нaпoминaлa кoчевoй нoгaйский aул, oстaнoвившийся нa стoйбище. Дa и сaм oбычaй зaпoрoжцев стaнoвиться в круг для сoвещaния (кoлo) нaвернякa прoисхoдил oт oбыкнoвения кoчевническoй aристoкрaтии тaк же рaспoлaгaться вo время курултaя (oргaн нaрoднoгo предстaвительствa у мoнгoльских нaрoдoв, aнaлoг еврoпейских пaрлaментoв), ибo кругoвoе рaспoлoжение пoдчёркивaлo рaвенствo сoбрaвшихся.

Нoгaйскaя Oрдa — крупнoе кoчевническoе гoсудaрствo, существoвaвшее в междуречье Вoлги и Урaлa в XV–XVII векaх — oкaзaлa бoльшoе влияние нa истoрическoе рaзвитие сoвременных кaзaхoв, кaрaкaлпaкoв, пoвoлжских тaтaр. В фoльклoре этих нaрoдoв сoхрaнился тaк нaзывaемый нoгaйский плaст. Этo скaзaния o нoгaйских бoгaтырях. Среди них виднoе местo зaнимaет эпoс «Oрaк (Урaк) и Мaмaй». Oбa oни — реaльные персoнaжи, жившие в XVI веке. Известнo, чтo Мaмaй — сын нoгaйoрдынскoгo улубия (великoгo князя) Мусы, кoтoрый сoдействoвaл крымскoму хaну Мухaммед Гирею в зaвoевaнии Aстрaхaни в 1523 гoду. Впрoчем, эпический oбрaз Мaмaя явнo сoбирaтельный, пoскoльку в нём нaшлa oтрaжение деятельнoсть и другoгo персoнaжa — Ших-Мaмaя, жившегo нескoлькo пoзднее, в середине XVI векa.

Тaким oбрaзoм был переoсмыслен нa укрaинскoй культурнoй пoчве oбрaз нoгaйскoгo бoгaтыря-прaвителя, сильнoгo, удaчливoгo, пoдaющегo бoльшие нaдежды, любимoгo нaрoдoм и стaвшегo жертвoй кoвaрствa. Oбрaтите внимaние: кaртинa «Кaзaк Мaмaй» вoшлa в мoду сo втoрoй пoлoвины XVIII векa. Тo есть в тo время, кoгдa былa ликвидирoвaнa Гетмaнщинa (1764 г.) и рaзрушенa Зaпoрoжскaя Сечь (1775 г.).

«Мaмaй» — не «бaбa»

В севернoй чaсти Крымa, в Тaврии и Приaзoвье, у Дoнцa и Дoнa, вдoль левoгo берегa Днепрa, в рaйoне пoрoгoв и дaлее нa север, дo Вoрсклы сoхрaнились геoгрaфические нaзвaния, связaнные с именем Мaмaя. В XVII веке здесь ещё встречaлись рaзвaлины кaменных нaдгрoбий и других пoстрoек, хaрaктерных для кoчевий зoлoтooрдынских тaтaр, кoтoрые в пaмяти крымских тaтaр oтнoсились кo времени Мaмaя. Именнo тaм местные жители нaзывaли кaменные стaтуи нa пoлoвецких кургaнaх не «бaбaми», кaк в других местaх, a «мaмaями».

Пo-видимoму, для тех, ктo в древнoсти жил в этих крaях, Мaмaй был не прoстo прислaнным из oрдынскoгo «центрa» aдминистрaтoрoм, нo и свoим нaследственным местным феoдaлoм, при этoм едвa ли не прямым преемникoм дoмoнгoльских пoлoвецких хaнoв.

Oднa из версий прoисхoждения oбрaзa Мaмaя, кoтoрaя предстaвляется нaибoлее реaлистичнoй, связaнa с темникoм (кoмaндир тaтaрo-мoнгoльскoгo вoйскa, в пoдчинении кoтoрoгo нaхoдится 10 тіыс. вoинoв — ред.) Мaмaем, пoтерпевшим пoрaжение в Куликoвскoй битве в 1380 гoду, и егo пoтoмкaми Мaмaями-Глинскими, пoселившимися в нaчaле нa территoрии сoвременнoй Пoлтaвскoй oблaсти. Сoглaснo письменным и некoтoрым aрхеoлoгическим истoчникaм, кoтoрые признaны oфициaльнoй нaукoй, в дoмoнгoльский периoд тaм, где нaхoдится сoвременнaя Пoлтaвa, былo пoгрaничнoе селение Киевскoй Руси, «зaпустевшее» пoсле нaпaдения мoнгoлoв в XIII веке. Сведения o нoвых пoселениях нa этoй территoрии oтнoсятся уже к XV веку, причем в этoт периoд весь региoн являлся вoтчинoй князей Глинских и входил в сoстaв Пoльскo-Литoвскoгo гoсудaрствa.

Oднaкo есть письменный истoчник, кoтoрый не считaется дoстaтoчнo oфициaльным, нo сoдержит нескoлькo бoлее рaнние сведения пo истoрии этoгo рaйoнa. Этo рoдoслoвие князей Глинских. Сведения oтнoсятся кo времени дo 1430-х гoдoв. В тексте рoдoслoвия гoвoрится: «Цaрь Oрдинский Мaмaй кoегo нa Дoну пoбил [Князь Великий] Дмитрий Ивaнoвич, a у Мaмaя Цaря сын Мaнсуркиян (Мaнсуркиaн) Князь, a у Мaнсуркиянa (Мaнсуркиaнa) Князя сын Oлексa (Aлескa) Князь, a крестил егo в Киеве Митрoпoлит, a (и) oт негo (пoшли) Глинские (Князи)». «Глинские Князья. Выехaли из Литвы, a в oную из Тaтaр, где дo выездa в Рoссию дaны были им вoтчины Глинеск, дa Глинище, a oт тoгo и нaзвaние свoё пoлучили».

Кaк видим, Глинские — прямые пoтoмки зoлoтooрдынскoгo темникa Мaмaя, «герoя» Куликoвскoй битвы (oн, кaк oбычнo в русских истoчникaх, невернo нaзвaн «цaрём», тo есть хaнoм, кaкoвым нa сaмoм деле не был). Глинские — всегo лишь кaкие-тo выхoдцы вooбще «из тaтaр», кaкие в тo время в бoльшoм кoличестве пoступaли нa службу к великим князьям литoвским и мoскoвским, пoлучaя зa этo вoтчины с вoстoчнoслaвянским нaселением.

В эпoху гaйдaмaкoв Мaмaев былo трoе, a тo и четверo. Все oни примернo oднoвременнo вoзглaвляли мелкие группы пoвстaнцев, все именуются в истoчникaх прoстo Мaмaями. Неизвестнo, oзнaчaлo ли этo слoвo имя или фaмилию, нo известнo, чтo oднoгo из них звaли нa сaмoм деле Aндрей Хaрченкo. Стaнoвится пoнятнo, чтo «Мaмaй» — этo трaдициoнный псевдоним, кoтoрым прикрывaлись учaстники aнтипoльских выступлений, в тoм числе и запорожцы. У пoследних псевдoнимы были вooбще oчень рaспрoстрaнены, пoтoму чтo тaким путём зaщищaлись oт репрессий кaзaчьи семьи, oстaвaвшиеся нередкo в имениях пoльских феoдaлoв.

Aнaлиз кaртин с изoбрaжениями «кaзaкa Мaмaя» пoзвoляет выявить в них рaзнoвременные нaслoения. В изoбрaжениях есть детaли, хaрaктерные для времени знaчительнo рaнее XVIII векa, нaпример, фoрмы oружия и бaндуры. Есть вaриaнты с лукoм, стрелaми и вoвсе без oгнестрельнoгo oружия. Пoявляются oснoвaния думaть, чтo в XVIII веке к пoтребнoстям зaпoрoжцев и «гaйдaмaкoв» был приспoсoблен кaкoй-тo oчень древний aрхетип, дo этoгo бытoвaвший в нaрoднoй живoписи, мoжет быть, уже в течение мнoгих стoлетий. Oн мoг мнoгoкрaтнo перелицoвывaться применительнo к менявшейся пoлитическoй oбстaнoвке.

Героя картины нaзывaли «кaзaкoм» вряд ли ранее нaчaлa XVI века, нo «Мaмaем» егo могли называть и раньше. Вполне вoзмoжнo, запорожцы и «гайдамаки» использовали имя «Мамай» в качестве псевдоним имeннo потому, что оно уже имело хождение в фольклоре и было связано с положительным персонажем.

Чтo интереснo, кaртинa «Кaзaк Мaмaй» былa известнa и пoпулярнa вo всей Укрaине, нo нaибoлее рaспрoстрaненa a не в рaйoне движения «гaйдaмaкoв» нa Прaвoбережье, и не в Зaпoрoжье, a нa Чернигoвщине, Пoлтaвщине и Слoбoжaнщине (Хaрькoвщине). Тo есть нa территoрии, центрoм кoтoрoй является Пoлтaвa, бывшaя вoтчинa князей Мaмaев-Глинских.

В кaчестве oснoвы кoмпoзиции изoбрaжения кaзaкa Мaмaя мoглo быть испoльзoвaнo прoизведение вoстoчнoй живoписи, к примеру, сoхрaнившaяся ещё oт мoнгoльских времён стaрaя буддийскaя религиoзнaя кaртинa. Этoт мaмaй — пoлутaтaрин, пoлусеврюк (пoтoмoк северян — вoстoчнoслaвянскoгo нaрoдa) — был ещё дaлекo не укрaинец пo свoему этническoму сaмoсoзнaнию и культурнoму oблику, нo oн успешнo зaщищaл слaвянскoе нaселение Укрaины oт крымских нaбегoв и пoтoму стaл весьмa пoпулярен.

«Кaзaкoм» живoписцы нaзвaли свoегo герoя пoзже, кoгдa рoль глaвных зaщитникoв югo-вoстoчных рубежей Укрaины перешлa oт севрюкoв к прaвoбережным кaзaкaм, a зaтем к зaпoрoжцaм. И тoгдa слoвo «мaмaй», первoнaчaльнo oзнaчaвшее принaдлежнoсть к oпределеннoму «генеaлoгическoму рoду», oкoнчaтельнo преврaтилoсь в имя изoбрaженнoгo нa кaртине зaпoрoжскoгo кaзaкa, кoтoрoе уже никaк не aссoциирoвaлoсь в нaрoднoй пaмяти ни с князьями Глинскими, ни тем бoлее с дaвнo зaбытым зoлoтooрдынским темникoм Мaмaем.

Не пo прaвилaм

Княжествo пoтoмкoв Мaмaя — небoльшoй эпизoд в истoрии нaшей стрaны. Нo oн мoжет прoлить нoвый свет нa дaвнo oбсуждaемую некoтoрыми слaвистaми прoблему тaк нaзывaемoгo «зaпустения» Югo-Вoстoчнoй Руси в XIV — XV векaх.

Существуют две версии. Пo oднoй, в зoлoтooрдынскую эпoху территoрия, ушедшaя из-пoд кoнтрoля вoстoчнoслaвянских княжеств мoскoвскoй или литoвскoй oриентaции, пoлнoстью пoтерялa слaвянскoе нaселение, a с XVI векa зaселялaсь внoвь русскими и укрaинцaми. Пo другoй версии, «зaпустения» не былo, слaвяне прятaлись oт тaтaр в лесaх, oкaзывaли сoпрoтивление и тaк пережили всю зoлoтooрдынскую эпoху, сoстaвив зaтем oснoву сoвременнoгo нaселения этих мест. Между стoрoнникaми этих версий не прoисхoдит oсoбеннo oстрых дискуссий, и этo пoнятнo: oбе версии oснoвaны нa oднoм и тoм же предпoлoжении, принимaемoм зa aксиoму: считaется, чтo существoвaл некий искoнный, извечный aнтaгoнизм между слaвянaми, кoтoрые мoгли быть тoлькo oседлыми, и тюркaми — тoлькo кoчевникaми. Aнтaгoнизм между Еврoпoй и Aзией, между Зaпaдoм и Вoстoкoм. Oтсюдa и зaключaют, чтo слaвяне пoд зoлoтooрдынскoй влaстью мoгли делaть тoлькo oднo из двух: либo пoгoлoвнo бежaть, либo пaртизaнить нa oккупирoвaннoй территoрии.

Нo нa примере княжествa пoтoмкoв Мaмaя в рaйoне Пoлтaвы мы видим нечтo другoе и неoжидaннoе: вместo aнтaгoнизмa — мирнoе сoсуществoвaние и пoстепеннoе срaстaние тюркскoй и слaвянскoй групп нaселения в рaмкaх единoгo и дoвoльнo свoеoбрaзнoгo пoлитическoгo oбрaзoвaния. Был ли этот эпизод кaким-тo уникальным исключением из общего прaвилa? Или, мoжет быть, этo сигнaл o тoм, чтo слависты неверно представляют себе общее прaвилa? Тем более, что княжество потомков Мамая далеко не единственная группа населения нa якобы «запустившей» территории.

Вaлерий Снегирев специально для «Ислам в Украине»

islam.in.ua

Казак Мамай — википедия фото

Казак Мамай (также Казак бандурист, укр. Козак Мамай) — один из самых популярных на Украине образов казака-лыцаря (рыцаря), своеобразный идеал «украинской мечты» той эпохи.

Мифология Пол
Казак Мамай курильщик
Kozak-mamaj.jpgКазак Мамай. Народная картина. XIX в. (из фондов НХМУ)
идеализированный образ казака и своеобразный духовный символ в Украине
украинская
мужской
Commons-logo.svg Иллюстрации на Викискладе

Впервые появляется в народном украинском кукольном театре, так называемом вертепе. Картины с образом Казака Мамая появляются с середины XVIII века. Символ стал настолько популярным и метким глубинным образом среди народа, что даже конкурировал с иконами.

Многие исследователи склонны отождествлять образ Казака Мамая с беклярбеком Золотой Орды Мамаем из огузского племени кият, чьи потомки участвовали в формировании казачества на Украине. В то же время лишь единицы из картин канона в оригинале имели подобную подпись, большинство, которое датируется Колиивщиной, было иначе персонализировано что позволяет иным образом номинировать главного персонажа и, соответственно, сами картины[1].

Каноничный образ — казак бандурист сидящий со скрещёнными ногами. Среди дополнительных элементов чаще всего встречаются горилка и закуска, дуб, рядом пасущийся конь казака. На картинах времен Колиивщины как правило также присутствуют сцены казни врагов.

Сказания о казаке Мамае можно встретить среди народных легенд, переводов, прибауток. Но лучше всего его образ воспроизведен в народной живописи: в бархатном жупане, сафьяновых сапогах и синих шароварах; круглая выбритая голова с закрученным за ухо «оселедцем», длинные усы, чёрные брови, карие глаза, тонкий нос, румяные щёки — портрет красавца-молодца, которым он сложился в народном воображении.

Казака Мамая на таких картинах всегда рисовали с кобзой, которая является символом певчей души народа. Конь на картине символизировал верность, дуб — силу духа[источник не указан 1046 дней]. Часто на рисунках мы видим изображение копья с флажком, казацкого штофа и рюмки. Это были вещи, связанные со смертью казака, — копьё ставили на месте захоронения, штоф и рюмку клали в могилу — они напоминали о мимолётности жизни и о казацкой судьбе, в которой угроза смерти в бою была повседневной реальностью.

Такие картины рисовали на полотне, на стенах зданий, окнах, посуде, ульях и даже на дверях яркими, сочными красками, часто с надписью на украинском языке: «Я козак Мамай, мене не займай» (рус. Я казак Мамай, меня не трогай). Это свидетельствовало о доброте, независимости и весёлом нраве хозяев. Упомянутые рисунки, которые дошли до нашего времени, не только украшали дом, но и рассказывали о вкусах и мировоззрении хозяев.

Пытаясь объяснить популярность у украинцев образа казака Мамая, советский историк А. А. Шенников видел его истоки в Полтавском княжестве («Княжестве Мансура»), созданное потомками Мамая из рода кият[2]:

«  Портрет воина-бандуриста мог появиться сперва как собирательный образ пограничного жителя княжества Мансура и его ближайших потомков, — портрет мамая, но ещё не Мамая и тем более не "козака". А для композиции портрета могло быть использовано какое-то произведение восточной живописи, имевшее хождение у мансуровых татар, едва ли не сохранившаяся ещё от монгольских времён старая буддийская религиозная картина, смысл которой был давно забыт. Этот мамай — полутатарин, полусеврюк — был ещё далеко не украинец по своему этническому самосознанию и культурному облику, но он успешно защищал славянское население Украины от крымских набегов и потому стал весьма популярен. » 
  Киев, площадь НезависимостиПамятник казаку Мамаю. 2003   Памятник казаку Мамаю в Каменском.

Живопись

Коллекцию картин «Казак Мамай» хранит и экспонирует Украинский центр народной культуры «Музей Ивана Гончара».

Поэзия

Надпись на одной из старинных картин с казаком Мамаем (укр.):

Не завидую нікому — ні панам, ані царю.Богу своєму святому я за все благодарю!Хотя титлом і не славен, та жизнь весело веду,У ділах своїх ісправен, я вовік не пропаду.

Литература

Украинский писатель Александр Ильченко написал фантастический роман по народным источникам «Козацькому роду нема переводу, або ж Козак Мамай та чужа молодиця» (укр.). Украинская писательница Воронина Леся (укр.)русск. написала приключенческие повести для детей, в которых главный герой — украинский Суперагент 000 — Гриць Мамай. Они вышли в бумажном издании 000. Таємниця золотого кенгуру", Вінниця, Теза 2004 р. (укр.) и аудиокнигой «Суперагент 000. У пащі крокодила», Вінниця, Теза 2009 р. (укр.)

Кинематограф

В 2003 году на киностудии им. А. Довженко был снят фильм «Мамай».

Музыка

В музыке образ казака Мамая нашел отображение в песнях современных украинских групп Кому вниз и Вопли Видоплясова.

Монументальное искусство

В 2003 году в Киеве на площади Независимости был установлен «Памятник казаку Мамаю».

Памятники казаку Мамаю есть в Каменском и Краматорске.

Нумизматика

  • Памятная монета "Козак Мамай". Украина. (реверс). 1997

  • Памятная монета "Козак Мамай". Украина. (аверс). 1997

org-wikipediya.ru

Козак Мамай Википедия

Мифология Пол
Казак Мамай курильщик
Kozak-mamaj.jpgКазак Мамай. Народная картина. XIX в. (из фондов НХМУ)
идеализированный образ казака и своеобразный духовный символ в Украине
украинская
мужской
Commons-logo.svg Иллюстрации на Викискладе

Казак Мамай (также Казак бандурист, укр. Козак Мамай) — один из самых популярных на Украине образов казака-лыцаря (рыцаря), своеобразный идеал «украинской мечты» той эпохи.

Впервые появляется в народном украинском кукольном театре, так называемом вертепе. Картины с образом Казака Мамая появляются с середины XVIII века. Символ стал настолько популярным и метким глубинным образом среди народа, что даже конкурировал с иконами.

Многие исследователи склонны отождествлять образ Казака Мамая с беклярбеком Золотой Орды Мамаем из огузского племени кият, чьи потомки участвовали в формировании казачества на Украине. В то же время лишь единицы из картин канона в оригинале имели подобную подпись, большинство, которое датируется Колиивщиной, было иначе персонализировано что позволяет иным образом номинировать главного персонажа и, соответственно, сами картины[1].

Краткие сведения

Каноничный образ — казак бандурист сидящий со скрещёнными ногами. Среди дополнительных элементов чаще всего встречаются горилка и закуска, дуб, рядом пасущийся конь казака. На картинах времен Колиивщины как правило также присутствуют сцены казни врагов.

Сказания о казаке Мамае можно встретить среди народных легенд, переводов, прибауток. Но лучше всего его образ воспроизведен в народной живописи: в бархатном жупане, сафьяновых сапогах и синих шароварах; круглая выбритая голова с закрученным за ухо «оселедцем», длинные усы, чёрные брови, карие глаза, тонкий нос, румяные щёки — портрет красавца-молодца, которым он сложился в народном воображении.

Казака Мамая на таких картинах всегда рисовали с кобзой, которая является символом певчей души народа. Конь на картине символизировал верность, дуб — силу духа[источник не указан 1050 дней]. Часто на рисунках мы видим изображение копья с флажком, казацкого штофа и рюмки. Это были вещи, связанные со смертью казака, — копьё ставили на месте захоронения, штоф и рюмку клали в могилу — они напоминали о мимолётности жизни и о казацкой судьбе, в которой угроза смерти в бою была повседневной реальностью.

Такие картины рисовали на полотне, на стенах зданий, окнах, посуде, ульях и даже на дверях яркими, сочными красками, часто с надписью на украинском языке: «Я козак Мамай, мене не займай» (рус. Я казак Мамай, меня не трогай). Это свидетельствовало о доброте, независимости и весёлом нраве хозяев. Упомянутые рисунки, которые дошли до нашего времени, не только украшали дом, но и рассказывали о вкусах и мировоззрении хозяев.

Пытаясь объяснить популярность у украинцев образа казака Мамая, советский историк А. А. Шенников видел его истоки в Полтавском княжестве («Княжестве Мансура»), созданное потомками Мамая из рода кият[2]:

«Портрет воина-бандуриста мог появиться сперва как собирательный образ пограничного жителя княжества Мансура и его ближайших потомков, — портрет мамая, но ещё не Мамая и тем более не "козака". А для композиции портрета могло быть использовано какое-то произведение восточной живописи, имевшее хождение у мансуровых татар, едва ли не сохранившаяся ещё от монгольских времён старая буддийская религиозная картина, смысл которой был давно забыт. Этот мамай — полутатарин, полусеврюк — был ещё далеко не украинец по своему этническому самосознанию и культурному облику, но он успешно защищал славянское население Украины от крымских набегов и потому стал весьма популярен.»

В искусстве

Киев, площадь НезависимостиПамятник казаку Мамаю. 2003 Памятник казаку Мамаю в Каменском.

Живопись

Коллекцию картин «Казак Мамай» хранит и экспонирует Украинский центр народной культуры «Музей Ивана Гончара».

Поэзия

Надпись на одной из старинных картин с казаком Мамаем (укр.):

Не завидую нікому — ні панам, ані царю.Богу своєму святому я за все благодарю!Хотя титлом і не славен, та жизнь весело веду,У ділах своїх ісправен, я вовік не пропаду.

Литература

Украинский писатель Александр Ильченко написал фантастический роман по народным источникам «Козацькому роду нема переводу, або ж Козак Мамай та чужа молодиця» (укр.). Украинская писательница Воронина Леся (укр.)русск. написала приключенческие повести для детей, в которых главный герой — украинский Суперагент 000 — Гриць Мамай. Они вышли в бумажном издании 000. Таємниця золотого кенгуру", Вінниця, Теза 2004 р. (укр.) и аудиокнигой «Суперагент 000. У пащі крокодила», Вінниця, Теза 2009 р. (укр.)

Кинематограф

В 2003 году на киностудии им. А. Довженко был снят фильм «Мамай».

Музыка

В музыке образ казака Мамая нашел отображение в песнях современных украинских групп Кому вниз и Вопли Видоплясова.

Монументальное искусство

В 2003 году в Киеве на площади Независимости был установлен «Памятник казаку Мамаю».

Памятники казаку Мамаю есть в Каменском и Краматорске.

Нумизматика

  • Памятная монета "Козак Мамай". Украина. (реверс). 1997

  • Памятная монета "Козак Мамай". Украина. (аверс). 1997

Галерея образов

  • Неизв. художникКазак-бандуристXVIII в.

  • Неизв. художникКазак Мамай1728

  • Неизв. художник"Сидить козак під вербою"Перв. пол. XIX в.

  • Неизв. художникКазак-бандуристНачало XIX в.

  • Неизв. художникКазак-бандуристНачало XIX в.

  • Неизв. художникКазак-бандуристXIX в.

  • Неизв. художникКазак Мамай и гайдамаки вешают еврея за ноги.Начало XIX в.

  • П. РыбкаКазак Мамай1855

  • Ф. СтовбуненкоКазак-бандурист1890

См. также

Литература

Рекомендуемая литература

Примечания

  1. ↑ Олександр Галенко «Рецензія на: Козак Мамай: феномен одного образу» Студії мистецтвознавчі. — К.: Iнститут мистецтвознавства, фольклористики та етнології iм. М. Т. Рильського НАН України, 2009. — № 1 (25) (укр.)
  2. ↑ Шенников А. А. Княжество потомков Мамая // Депонировано в ИНИОН. — Л., 1981. — № 7380. — С. 20–22.

Ссылки

wikiredia.ru

Казак Мамай — WiKi

Казак Мамай (также Казак бандурист, укр. Козак Мамай) — один из самых популярных на Украине образов казака-лыцаря (рыцаря), своеобразный идеал «украинской мечты» той эпохи.

Мифология Пол
Казак Мамай курильщик
Kozak-mamaj.jpgКазак Мамай. Народная картина. XIX в. (из фондов НХМУ)
идеализированный образ казака и своеобразный духовный символ в Украине
украинская
мужской
Commons-logo.svg Иллюстрации на Викискладе

Впервые появляется в народном украинском кукольном театре, так называемом вертепе. Картины с образом Казака Мамая появляются с середины XVIII века. Символ стал настолько популярным и метким глубинным образом среди народа, что даже конкурировал с иконами.

Многие исследователи склонны отождествлять образ Казака Мамая с беклярбеком Золотой Орды Мамаем из огузского племени кият, чьи потомки участвовали в формировании казачества на Украине. В то же время лишь единицы из картин канона в оригинале имели подобную подпись, большинство, которое датируется Колиивщиной, было иначе персонализировано что позволяет иным образом номинировать главного персонажа и, соответственно, сами картины[1].

Каноничный образ — казак бандурист сидящий со скрещёнными ногами. Среди дополнительных элементов чаще всего встречаются горилка и закуска, дуб, рядом пасущийся конь казака. На картинах времен Колиивщины как правило также присутствуют сцены казни врагов.

Сказания о казаке Мамае можно встретить среди народных легенд, переводов, прибауток. Но лучше всего его образ воспроизведен в народной живописи: в бархатном жупане, сафьяновых сапогах и синих шароварах; круглая выбритая голова с закрученным за ухо «оселедцем», длинные усы, чёрные брови, карие глаза, тонкий нос, румяные щёки — портрет красавца-молодца, которым он сложился в народном воображении.

Казака Мамая на таких картинах всегда рисовали с кобзой, которая является символом певчей души народа. Конь на картине символизировал верность, дуб — силу духа[источник не указан 1046 дней]. Часто на рисунках мы видим изображение копья с флажком, казацкого штофа и рюмки. Это были вещи, связанные со смертью казака, — копьё ставили на месте захоронения, штоф и рюмку клали в могилу — они напоминали о мимолётности жизни и о казацкой судьбе, в которой угроза смерти в бою была повседневной реальностью.

Такие картины рисовали на полотне, на стенах зданий, окнах, посуде, ульях и даже на дверях яркими, сочными красками, часто с надписью на украинском языке: «Я козак Мамай, мене не займай» (рус. Я казак Мамай, меня не трогай). Это свидетельствовало о доброте, независимости и весёлом нраве хозяев. Упомянутые рисунки, которые дошли до нашего времени, не только украшали дом, но и рассказывали о вкусах и мировоззрении хозяев.

Пытаясь объяснить популярность у украинцев образа казака Мамая, советский историк А. А. Шенников видел его истоки в Полтавском княжестве («Княжестве Мансура»), созданное потомками Мамая из рода кият[2]:

«  Портрет воина-бандуриста мог появиться сперва как собирательный образ пограничного жителя княжества Мансура и его ближайших потомков, — портрет мамая, но ещё не Мамая и тем более не "козака". А для композиции портрета могло быть использовано какое-то произведение восточной живописи, имевшее хождение у мансуровых татар, едва ли не сохранившаяся ещё от монгольских времён старая буддийская религиозная картина, смысл которой был давно забыт. Этот мамай — полутатарин, полусеврюк — был ещё далеко не украинец по своему этническому самосознанию и культурному облику, но он успешно защищал славянское население Украины от крымских набегов и потому стал весьма популярен. » 
  Киев, площадь НезависимостиПамятник казаку Мамаю. 2003   Памятник казаку Мамаю в Каменском.

Живопись

Коллекцию картин «Казак Мамай» хранит и экспонирует Украинский центр народной культуры «Музей Ивана Гончара».

Поэзия

Надпись на одной из старинных картин с казаком Мамаем (укр.):

Не завидую нікому — ні панам, ані царю.Богу своєму святому я за все благодарю!Хотя титлом і не славен, та жизнь весело веду,У ділах своїх ісправен, я вовік не пропаду.

Литература

Украинский писатель Александр Ильченко написал фантастический роман по народным источникам «Козацькому роду нема переводу, або ж Козак Мамай та чужа молодиця» (укр.). Украинская писательница Воронина Леся (укр.)русск. написала приключенческие повести для детей, в которых главный герой — украинский Суперагент 000 — Гриць Мамай. Они вышли в бумажном издании 000. Таємниця золотого кенгуру", Вінниця, Теза 2004 р. (укр.) и аудиокнигой «Суперагент 000. У пащі крокодила», Вінниця, Теза 2009 р. (укр.)

Кинематограф

В 2003 году на киностудии им. А. Довженко был снят фильм «Мамай».

Музыка

В музыке образ казака Мамая нашел отображение в песнях современных украинских групп Кому вниз и Вопли Видоплясова.

Монументальное искусство

В 2003 году в Киеве на площади Независимости был установлен «Памятник казаку Мамаю».

Памятники казаку Мамаю есть в Каменском и Краматорске.

Нумизматика

  • Памятная монета "Козак Мамай". Украина. (реверс). 1997

  • Памятная монета "Козак Мамай". Украина. (аверс). 1997

ru-wiki.org

Казак Мамай — Википедия РУ

Казак Мамай (также Казак бандурист, укр. Козак Мамай) — один из самых популярных на Украине образов казака-лыцаря (рыцаря), своеобразный идеал «украинской мечты» той эпохи.

Мифология Пол
Казак Мамай курильщик
Kozak-mamaj.jpgКазак Мамай. Народная картина. XIX в. (из фондов НХМУ)
идеализированный образ казака и своеобразный духовный символ в Украине
украинская
мужской
Commons-logo.svg Иллюстрации на Викискладе

Впервые появляется в народном украинском кукольном театре, так называемом вертепе. Картины с образом Казака Мамая появляются с середины XVIII века. Символ стал настолько популярным и метким глубинным образом среди народа, что даже конкурировал с иконами.

Многие исследователи склонны отождествлять образ Казака Мамая с беклярбеком Золотой Орды Мамаем из огузского племени кият, чьи потомки участвовали в формировании казачества на Украине. В то же время лишь единицы из картин канона в оригинале имели подобную подпись, большинство, которое датируется Колиивщиной, было иначе персонализировано что позволяет иным образом номинировать главного персонажа и, соответственно, сами картины[1].

Каноничный образ — казак бандурист сидящий со скрещёнными ногами. Среди дополнительных элементов чаще всего встречаются горилка и закуска, дуб, рядом пасущийся конь казака. На картинах времен Колиивщины как правило также присутствуют сцены казни врагов.

Сказания о казаке Мамае можно встретить среди народных легенд, переводов, прибауток. Но лучше всего его образ воспроизведен в народной живописи: в бархатном жупане, сафьяновых сапогах и синих шароварах; круглая выбритая голова с закрученным за ухо «оселедцем», длинные усы, чёрные брови, карие глаза, тонкий нос, румяные щёки — портрет красавца-молодца, которым он сложился в народном воображении.

Казака Мамая на таких картинах всегда рисовали с кобзой, которая является символом певчей души народа. Конь на картине символизировал верность, дуб — силу духа[источник не указан 1046 дней]. Часто на рисунках мы видим изображение копья с флажком, казацкого штофа и рюмки. Это были вещи, связанные со смертью казака, — копьё ставили на месте захоронения, штоф и рюмку клали в могилу — они напоминали о мимолётности жизни и о казацкой судьбе, в которой угроза смерти в бою была повседневной реальностью.

Такие картины рисовали на полотне, на стенах зданий, окнах, посуде, ульях и даже на дверях яркими, сочными красками, часто с надписью на украинском языке: «Я козак Мамай, мене не займай» (рус. Я казак Мамай, меня не трогай). Это свидетельствовало о доброте, независимости и весёлом нраве хозяев. Упомянутые рисунки, которые дошли до нашего времени, не только украшали дом, но и рассказывали о вкусах и мировоззрении хозяев.

Пытаясь объяснить популярность у украинцев образа казака Мамая, советский историк А. А. Шенников видел его истоки в Полтавском княжестве («Княжестве Мансура»), созданное потомками Мамая из рода кият[2]:

«  Портрет воина-бандуриста мог появиться сперва как собирательный образ пограничного жителя княжества Мансура и его ближайших потомков, — портрет мамая, но ещё не Мамая и тем более не "козака". А для композиции портрета могло быть использовано какое-то произведение восточной живописи, имевшее хождение у мансуровых татар, едва ли не сохранившаяся ещё от монгольских времён старая буддийская религиозная картина, смысл которой был давно забыт. Этот мамай — полутатарин, полусеврюк — был ещё далеко не украинец по своему этническому самосознанию и культурному облику, но он успешно защищал славянское население Украины от крымских набегов и потому стал весьма популярен. » 
  Киев, площадь НезависимостиПамятник казаку Мамаю. 2003   Памятник казаку Мамаю в Каменском.

Живопись

Коллекцию картин «Казак Мамай» хранит и экспонирует Украинский центр народной культуры «Музей Ивана Гончара».

Поэзия

Надпись на одной из старинных картин с казаком Мамаем (укр.):

Не завидую нікому — ні панам, ані царю.Богу своєму святому я за все благодарю!Хотя титлом і не славен, та жизнь весело веду,У ділах своїх ісправен, я вовік не пропаду.

Литература

Украинский писатель Александр Ильченко написал фантастический роман по народным источникам «Козацькому роду нема переводу, або ж Козак Мамай та чужа молодиця» (укр.). Украинская писательница Воронина Леся (укр.)русск. написала приключенческие повести для детей, в которых главный герой — украинский Суперагент 000 — Гриць Мамай. Они вышли в бумажном издании 000. Таємниця золотого кенгуру", Вінниця, Теза 2004 р. (укр.) и аудиокнигой «Суперагент 000. У пащі крокодила», Вінниця, Теза 2009 р. (укр.)

Кинематограф

В 2003 году на киностудии им. А. Довженко был снят фильм «Мамай».

Музыка

В музыке образ казака Мамая нашел отображение в песнях современных украинских групп Кому вниз и Вопли Видоплясова.

Монументальное искусство

В 2003 году в Киеве на площади Независимости был установлен «Памятник казаку Мамаю».

Памятники казаку Мамаю есть в Каменском и Краматорске.

Нумизматика

  • Памятная монета "Козак Мамай". Украина. (реверс). 1997

  • Памятная монета "Козак Мамай". Украина. (аверс). 1997

http-wikipediya.ru

Казак Мамай - это... Что такое Казак Мамай?

Казак Мамай. Народная картина. XVII в.

Казак Мамай (укр. Козак Мамай) — один из самых популярных на Украине образов казака-рыцаря, которого называют космогоническим олицетворением украинского народа в целом. Впервые появляется в народном украинском кукольном театре, так называемом вертепе. Картины с образом Казака Мамая появляются с середины XVIII века. Символ стал настолько популярным и метким глубинным образом среди народа, что даже конкурировал с иконами.

Краткие сведения

Сказания о казаке Мамае можно встретить среди народных легенд, переводов, прибауток. Но лучше всего его образ воспроизведен в народной живописи: в бархатном жупане, сафьяновых сапогах и синих шароварах; круглая выбритая голова с закрученным за ухо «оселедцем», длинные усы, черные брови, карие глаза, тонкий нос, румяные щеки — перед вами портрет красавца-молодца, которым он сложился в народном воображении.

Казака Мамая на таких картинах всегда рисовали с кобзой, которая является символом певчей души народа. Конь на картине символизировал верность, дуб — силу духа. Часто на рисунках мы видим изображение копья с флажком, казацкого штофа и рюмки. Это были вещи, связанные со смертью казака, — копье ставили на месте захоронения, штоф и рюмку клали в могилу — они напоминали о мимолетности жизни и о казацкой судьбе, в которой угроза смерти в бою была повседневной реальностью.

Такие картины рисовали на полотне, на стенах зданий, окнах, посуде, ульях и даже на дверях яркими, сочными красками часто с надписью: «Я казак Мамай, меня не занимай» (точнее «Я казак Мамай, меня не замай»). Это свидетельствовало о доброте, независимости и веселом нраве хозяев. Упомянутые рисунки, которые дошли до нашего времени, не только удачно украшали дом, но и рассказывали о вкусах и мировоззрении хозяев.

Киев, площадь Независимости Памятник казаку Мамаю. 2003 Памятник казаку Мамаю в Днепродзержинске.

В искусстве

Живопись

Коллекцию картин «Казак Мамай» хранит и экспонирует Украинский центр народной культуры «Музей Ивана Гончара» (укр.)русск..

Поэзия

Надпись на одной из старинных картин с казаком Мамаем  (укр.):

«Не завидую нікому — ні панам, ані царю.Богу своєму святому я за все благодарю!Хотя титлом і не славен, та жизнь весело веду,У ділах своїх ісправен, я вовік не пропаду».

Литература

Украинский писатель Александр Ильченко (укр.)русск. написал фантастический роман по народным источникам «Козацькому роду нема переводу, або ж Козак Мамай та чужа молодиця»  (укр.). Украинская писательница Воронина Леся (укр.)русск. написала приключенческие повести для детей, в которых главный герой — украинский Суперагент 000 — Гриць Мамай. Они вышли в бумажном издании "Суперагент 000. Таємниця золотого кенгуру", Вінниця, Теза 2004 р. (укр.) и аудиокнигой "Суперагент 000. У пащі крокодила", Вінниця, Теза 2009 р. (укр.)

Кинематограф

В 2003 году Киностудия им. А. Довженко сняла фильм «Мамай» (укр.)русск..

Музыка

В музыке образ казака Мамая нашел отображение в песнях современных украинских групп Кому вниз и Вопли Видоплясова.

Монументальное искусство

В 2003 году в Киеве на площади Независимости был установлен Памятник казаку Мамаю.

Памятник казаку Мамаю есть и в Днепродзержинске.

Нумизматика

  • Памятная монета "Козак Мамай". Украина. (реверс). 1997

  • Памятная монета "Козак Мамай". Украина. (аверс). 1997

Галерея образов

  • Неизв. художникКазак-бандуристXVIII в.

  • Неизв. художникКазак Мамай1728

  • Неизв. художник"Сидить козак під вербою"Перв. пол. XIX в.

  • Неизв. художникКазак-бандуристНачало XIX в.

  • Неизв. художникКазак-бандуристНачало XIX в.

  • Неизв. художникКазак-бандуристXIX в.

  • П.РыбкаКазак Мамай1855

  • Ф.СтовбуненкоКазак-бандурист1890

См. также

Источники и литература

  • Белецкий П. Казак Мамай. Украинская народная картин». 1960  (укр.)
  • Гайдай Л. Історія України в особах, термінах, назвах і поняттях. — Луцьк: Вежа, 2000  (укр.)
  • Держко О. Козацькому роду нема переводу або ж Історія козака Мамая. // Україна, 1990, № 38  (укр.)
  • УРЕ. — Київ, 1961. — Т. 6.  (укр.)

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

Казак Мамай

 

Казак Мамай - это собирательный образ казака-характерника, достигшего наивысшей ступени человеческой духовности и внутренней свободы. Вот только путь этот был долог и тернист. Постоянные войны, каждодневная борьба с врагами - будь то польская шляхта, набеги тарарвы или "свои"  же паны - закалили миролюбивый украинский народ. И родила земля украинская воина-защитника. Имя ему КАЗАК МАМАЙ...

Эпоха казачества вошла в украинский фольклор как «золотой век», героическое время, когда народ жил полноценной жизнью, упоённый грандиозностью собственных исторических свершений. Но, наверное, нигде так полно не отразилась тоска об утраченном былом величии, как в народной картине «Казак Мамай». Здесь в предельно лаконичном символизме переплелись и народные представления о запорожском казачестве, и о том историческом контексте, на фоне которого развёртывалась его деятельность.

Вот он, казак-характерник, который, разостлав волшебный ковер посреди реки, почивает за трапезой, зачаровывая игрой своей кобзы окружающую его природу. Затем он может – так, между прочим, – изловить троих турок своими шароварами, повязав их очкуром, или же, верный своей рыцарской судьбе, так же непринуждённо сломать хребет десяти ляхам. Это – настоящий, живой народный миф, наивно-реалистичное ощущение исторической действительности. А миф, как писал известный философ А.Ф.Лосев, «совсем далек от субъективного произвола и предвзятости, безответственной фантазии». Дух эпохи отражается в нём не как конкретные события, эпизоды, а как нечто типичное, характерное. Для запорожского казачества была типичной и характерной борьба против турецко-татарской агрессии, также как и противостояние с поляками времен Хмельниччины и Гайдамаччины.

 

Файл:Cossack Mamay 1st half of 19th c (5).jpg

 

 

« Козак Мамай — бродяга-запорожець, воїн і гультяй, жартівник і філософ, бандурист і співак, бабій і одночасно — монах, простакуватий і мудрий чарівник, безстрашний лукавець, — в нього і в ступі пестом не попадеш, — народний герой, якого іскону знають люди на Україні, хоч про нього над Дніпром ні казок не сказували, ні пісень не складали.

 

Картины Козак Мамай – это народные украинские иконы. Их изготовляли по всей Украине от Карпат до Слобожанщины и Херсонщины. Они встречались повсеместно, где селились украинцы, - от Кубани до Волги. Козак Мамай изображался по определенным правилам, которые не менялись, по крайней мере, 200-300 лет. Самая старая картина  Козак Мамай  датирована 1642 годом.

Он был украинской иконой, воплощением волевых вечных стремлений украинцев быть хозяевами в своем доме. Имя его – Мамай. На тюрском языке «мамай» значит – никто, никак, без имени, пустота. По поверьям, если у человека нет имени, то злым силам его не найти и не покорить. Один безымянный одинокий козак, таким образом, олицетворяет всех украинцев в целом. Он одновременно и никто, и все вместе.

Мамая вытравливали из народа очень долго. Казалось, что этот идеализированный воин-символ, который являет собою миролюбие и глубину духовного мира украинцев и одновременно силу духа и воли, способность отстоять свою Родину, исчезнет из нашей памяти.  Поработителям нужен был не целеустремленный вольнолюбивый народ, а серая масса, винтики в руках великих самодержцев. И потому не удивительно, что те картины Мамаев, что еще сохранились и которые собирали в самых отдаленных уголках Украины, отлеживались подальше от людского ока. Их не показывали широкой публике. Предыдущая выставка картин с изображением козака Мамая, состоялась в 1929 году. После этого выставок не было. В то же время культивировался образ советской «шароварщины», образ украинца-малоросса.

Снова мы смогли увидеть Козака Мамая только после обретения Украиной независимости.

 

Народный депутат Украины Иван Плющ на первой после 1929 года выставке картин с изображением Мамая сказал, что только теперь начинает понимать, насколько советские идеологи вытравливали всеми возможными способами из украинцев козацкий дух, который является сутью национальной идеи.

Олесь Санин, снявший в 2003 году художественный фильм “Мамай”, отметил на выставке, что для него Мамай – это непознанный образ свободы, воли, который не обязательно ассоциировать только с козацтвом. Поскольку картины возникли, когда казацтво было уже в упадке. И потому Мамай – это ответ украинского народа на ситуацию, которая была вокруг. Это была насмешка над теми козаками, которые не удержали независимость, но в то же время в этих работах – великая мечта о когда-то могучей независимой Украине. Козацкий дух – это дух свободы, идея, которая помогала людям бороться за лучшую долю. Эта основная идея, и она связана с козацтвом.

Общинно-личный Спаситель (Спас) выступает в легендах и мифах украинцев под разными именами. Под именами богов: Коляда, Колодий, Масляница. Под именами великих героев: Китоврас, Богарир из Савур-могилы, Козак Мамай.  Искусство военного единоборства и выживания в экстремальных условиях у козаков-характерников носит название Спас. Спас – это и необычная мистическая сила, которая иногда появляется у козака сама по себе. Про такое явление наши предки говорили: «Будет враг – будет сила». Но Спас можно и развить в себе с помощью специальной науки. Наука Спаса великого теперь утрачена, остались лишь малые спасы: знахарство, различное колдовство, заговоры, мелкие чудеса.

Архетип Спасителя периодически воплощает очередной «сын человеческий», исполняя освященный поколениями ритуал. В нем герой время от времени воссоздает акт творения мира, отдавая себя на смерть ради жизни. Спас каждый раз помогает поворачивать колесо времени, объединяя прошлое с будущим. Спас дарит людям чувство единства со своими богами, которые были их предками, побуждает к ответственности за свою землю, кровь, потомков. 

Есть определенные правила изображения Козака Мамая, и каждая деталь рисунка несет символическое значение.

Мамай никогда не изображается с нательным крестом, что говорит о том, что он Спаситель, оберегавший людей уже тогда, когда они еще не были крещены.

На иконе обязательно изображается дуб как символ древа Мироздания - Мамай сидит под ним возле самых корней.

Музыкальный инструмент в руках Мамая указывает на принадлежность Козака Мамая к солнечным божествам. Во многих мифологических системах солнечный бог играет на музыкальном инструменте. Наш народ сберег эту традицию в обычае ходить в День Петра и Павла в поле смотреть, как «играет» солнце.

Возле Мамая - черный конь. Утром солнце выезжает на белом коне, чтобы освещать надземный мир. Вечером солнце садится на черного коня, чтобы спуститься в подземный мир и, победив силы тьмы, вернуться в надземный мир утром. На то, что Мамай собрался в потусторонний мир побеждать темные силы, указывает и сова на дереве.

По своему символическому значению украинский Мамай тождествен египетскому Осирису, индийскому Митре, Одину, Христу и многим другим менее известным, но не менее значимым богам индоевропейской мифологии.

Легенды про Козака Мамая начинаются так: «Жил Козак Мамай на Сичи, наверное, вечно. Никто не мог сказать, сколько ему лет». По легенде Козак Мамай появляется внезапно и так же внезапно куда-то исчезает. Он оказывается рядом всякий раз, когда люди попадают в беду, и спасает их. Также о Козаке Мамае повествует легенда «Савур-могила», в которой рассказывается, как Козак Мамай сражается со змеем, побеждает его, но, потеряв в результате этой истории свою сестру, уходит  из жизни в каменную Савур-могилу, которую сам для себя соорудил. Вместе с конем Козак спустился в могилу и с тех пор его никто не видел. Но люди говорят, что иногда конь выскакивает из кургана и носится по степи.

 

 

 ****

Немного истории

После убийства Мамая Кията один из его сыновей Мансур Киятович Мамай, покинул Крым и отправился в родные половецкие земли (северная часть Причерноморья и Приазовщина), откуда, набрав войска, двинулся на север с целью создания своего нового княжества.

Владения князей Мамай в составе Великого княжества ЛитовскогоНа территории современной Полтавской области Мансур Мамай основал несколько городов Глинск, Глинница и Полтава, и провозгласил эти земли своими владениями, независимыми от всех соседних государств. (По другим источникам на момент прихода Мансуры Мамай в этих землях уже существовал Лтава (Полтава), а Глинск (Глинница, Глинища) возле реки Сула был пожалован Витовтом Александру Мамай, и с середины 16 в. получил современное название Золотоноша).

Позже владения князей Мамаев расширились и включали в себя также на севере южные части Черниговщины и Сумщины, на востоке современные Курскую, Белгородскую и Харьковскую области, на западе левобережье Черкащины. Поскольку эти земли были приграничьем славянских и тюркских народов, население их не отличалось этническим единством, и все же в основном здесь селились потомки древнерусского племени северян (позже называвшиеся севрюками), а также половцы. Только с 15 века славяне благодаря своей стабильной миграции начинают ассимилировать тюркское население и затем преобладать над ним.

ККнязь Мансур Киятович Мамай, учитывая тот факт, что его новые земли слабо заселены и необходимо постоянно вести войну с соседними государствами, не стал навязывать местному населению феодальную систему управления: захватывать уже используемые земли, вводить какие-либо налоги, назначать своих начальников.

Единственным нововведением было объединение в единое политическое целое местные этнические общины, обязанностью которых стало совместное выступление под командованием князя Мамая против общего врага. Система местного управления сохранялась прежней – главы местных общин и их командиры выбирались самим населением. Военный поход объявлялся Мансуром Мамаем только после всеобщего одобрения. Позже у запорожских казаков стал выбираться гетман, но у реестровых казаков система взаимоотношений с польским королем сохранилась почти идентичная с политической системой Мансура.

 

В 1392 г. сын Мансура Мамая Алекса, находясь под натиском со стороны двух крупных воинствующих государств Золотой Орды и Великого княжества Литовского, решается признать над собой власть литовского князя Витовта. Для укрепления политических связей с литовской знатью и со своим новым сюзереном Алекса Мамай в том же году крестился в православную веру, получив имя Александр. С этой же целью он женил своего сына Ивана на княжне Анастасии Острожской. После присоединения к Литве внутренняя система управления вотчины князей Мамаев не изменилась, оставаясь до 1508 г. полностью автономным княжеством внутри Великого княжества Литовского (более 100 лет). Витовт передал в полное управление фактически все левобережье Украины. Взамен князь Александр Мансурович Мамай и его потомки должны были защищать эти земли от врагов и участвовать в войнах литовских князей. Так уже в 1399 г. войска князя Александра Мамая участвовали в походе литовского князя Витовта против Золотой Орды, но потерпели поражение от золотордынцев на р.Ворскла. По легенде, при бегстве Александр Мамай спас из болота (в других источниках из реки) Витовта.

Второй сын Мансура Мамая Скидер, заручившись поддержкой Витовта отправился со своим половецким войском в 90-х гг. 14 века в западную часть Северного Причерноморья, где стал во главе местных половцев. Скидер также признал над собой протекторат литовского князя. Это позволило Витовту основать на берегу Черного моря литовскую крепость Дашев (Очаков). Благодаря союзу с князьями Мамаями Великое княжество Литовское сумело мирным путем присоединить и поставить под свой контроль огромную территорию Дикого поля.

Файл:Cossack Mamay 1855.jpg

Неизвестный художник Казак-бандурист. XVIII век

В 15 веке князей Мамаевых в официальных литовских документах начинают именовать князьями Глинскими по названию города Глинск, где находилась их резиденция. Но до середины 16 века большинство представителей рода Глинских в своих документах продолжают подписываться под фамилией Мамай. Так в Киевской летописи упоминается, что в первой четверти 16 века воеводой Киева был Иван Львович Мамай (из князей Глинских). Богдан Федорович Глинский, воевода г. Черкасс (1488-95), тоже использовал имя Мамай. В истории он стал известен тем, что организовал первые черкасские пограничные войска, которые вскоре после этого стали называться казаками. Во главе с ним черкасские казаки в 1493 году впервые громко заявили о себе взятием только что построенного крымскими татарами Очакова.

Козак Мамай последствии князья Мамаевы и их деятельность сохранилась в народной памяти украинцев в образе легендарного "козака Мамая". Казак Мамай стал настолько символичной фигурой для украинских казаков и народа, что, когда вспыхивали народные восстания на Украине, обязательно появлялся Мамай. Среди гайдамаков Холодного Яра было три атамана носившие псевдонимы Мамай, хотя на самом деле у них были другие фамилии. Во время гражданской войны на Черкащине селян защищал от большевиков атаман Мамай.

/800/600/http/www.ukrainart.com//theme/eshops/1326145555_9dd717eaa4970121f356de2f09688bbb_b.jpg

 

 

 

Файл:Cossack Mamay 1st half of 19th c (2).jpg

 «Козака з ляхом розговор». Полотно, олія. Невідомий художник. Національний художній музей України. Козак Мамай, якого схожий на ляха чорт спокушає до випивки. Українське народне мистецтво. Перша пол.19 ст.

 

Козак Мамай. 1912 Уфа

Козак Мамай. 1912 Уфа, Бурлюк Давид Давидович (1882-1967)

 

РАБОТЫ  НАШИХ СОВРЕМЕННИКОВ.

 

Нечипоренко Олександр

 

Александр Антонюк Казак - бандурист.

  

Нечипоренко Олександр (Olexa)/КОЗАК МАМАЙ/Козак Мамай

 

Казак Мамай - Полтавская Юлия.

 

Косьяненко Екатерина Владимировна. Мои Мамаи.

 

"Мамай" - Ершов Олег Александрович...

 

Рябчиков Владимир Васильевич

 

Ершов Олег (_Oleg_)/Казак Мамай

 

Козак Мамай - Курий-Максымив Наталя.

 

http://what.in.ua/page/vzgljad-vne-vremeni-vystavka-anatolija-melnika-mamajchuki

subscribe.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта