Правда или ложь: Иван Сусанин, опричники и другие герои русской истории в живописи. Сусанин картина
Чем знаменит Иван Сусанин? Биография, подвиг и интересные факты :: SYL.ru
Имя Ивана Сусанина, отдавшего жизнь за царя, известно многим любителям истории, но особенно ценим этот народный герой костромичами. В славном городе на Волге стоит памятник мученику, погибшему страшной смертью ради спасения жизни монарха. Предлагаем узнать, чем знаменит Иван Сусанин, а также познакомиться с некоторыми интересными фактами из его жизненного пути.
Сведения о жизни
Поскольку герой нашего материала до совершения им подвига был крепостным крестьянином, данных о его детстве и жизни в целом сохранилось крайне мало – никого не интересовала судьба обычного подневольного человека. Поэтому в биографии Ивана Сусанина больше белых пятен, чем проверенных фактов. Однако исследователи полагают, что родом этот отважный человек был из деревни Деревнищи (другая версия – Деревеньки), проживал в селе Домнино Костромской области (которое сейчас относится к Сусанинскому району).
Полагают, что Сусанин был не обычным крепостным, а старостой в вотчине, однако эта версия основана на местном предании и не имеет доказательств. Также бытует мнение, что будущий народный герой жил при боярском дворе и выполнял функции приказчика.
Следующий факт – у Ивана Сусанина была дочь Антонида, вышедшая замуж и родившая детей. Однако до нас не дошли какие-либо сведения о супруге крестьянина, поэтому исследователи предположили, что он был женат, но рано овдовел.
Историческая обстановка
Говоря о том, чем знаменит Иван Сусанин, следует охарактеризовать ту историческую обстановку, которая сложилась в России в период его жизни. Это было нелегкое время, Смута, время жесточайшей борьбы за престол с одной стороны и польско-литовских нападений с другой. В начале 17-го столетия страну поразил ужасающий голод, самодержавный трон на время был занят самозванцем, потом престол достался князю Василию Шуйскому, побывшему царем около 4 лет. Бывший монарх был свергнут, пленен поляками и закончил свой жизненный путь вдали от родной земли.
К власти пришли бояре, которые попробовали посадить на русский трон королевича из Польши. В этих обстоятельствах подвиг Сусанина приобретает новое значение – крестьянин не просто спас конкретного юного монарха, но и не допустил того, что во главе России окажется поляк.
Легенда о подвиге
Что сделал Иван Сусанин, чтобы навсегда увековечить свое имя? Ценой своей жизни он спас царя Михаила Романова от нападения польско-литовского отряда. Молодой монарх и его мать в 1613 году проживали в своей костромской вотчине в селе Домнино, старостой которой и был Сусанин. Польские захватчики решили добраться до юного царя и убить его, но им потребовался проводник, чтобы показать дорогу. Эту миссию и должен был выполнить староста. Сусанин успел попросить своего зятя, Богдана Собинина, предупредить Михаила и посоветовать тому укрыться за стенами Ипатьевского монастыря, это и спасло царю жизнь.
Гибель героя
Угрозы и подкуп не подействовали. Согласно популярной легенде, отважный крестьянин согласился, но повел вражеский отряд в непроходимое болото, выбраться оттуда чужаки не смогли. Разоблачив обман, поляки пытали героя, но он не сдался и не выдал убежища царя. После этого разгневанные захватчики жестоко убили Ивана Сусанина. Кем он был, согласно данной концепции? Подлинным патриотом, принявшим мученическую смерть ради царя Михаила.
Другая версия подвига
Есть еще одна легенда, поясняющая, чем знаменит Иван Сусанин, более прозаичная и оттого менее популярная. Суть в следующем: царь Михаил, находясь в своей вотчине в Домнино, случайно узнал, что польский отряд приближается к нему, чтобы захватить в плен. Монарх поспешно бежал и волей случая оказался в доме Ивана Сусанина. Тот накормил царя и настолько хорошо его спрятал, что пришедшие поляки не смогли отыскать Михаила даже с собаками. Они пытали крестьянина, заставляя его раскрыть местоположение царя, но герой остался верен правителю и принял свою гибель мужественно.
После ухода отряда Михаил покинул свое убежище и скрылся за стенами Ипатьевского монастыря.
Исторические факты
Мы познакомились с легендой о подвиге Ивана Сусанина. Однако об этом народном герое сохранилось настолько мало достоверной информации, что некоторые скептики считают, что в действительности его не существовало. Предлагаем узнать некоторые реальные исторические сведения, имеющие под собой документальное подтверждение.
- В анналы истории Сусанин вошел как человек, отдавший жизнь за царя. При этом сама формулировка некоторыми учеными ставится под сомнение, ведь если поляков в непроходимые леса этот человек завел в конце 1612 года (а не в 1613 году, как принято считать), то юный Михаил еще не был царем.
- Доподлинно известно, что народный герой был не простым крестьянином, а вотчинным старостой Романовых.
- Отчество Сусанина не сохранилось, несмотря на то что по традиции ему приписывается полное имя Иван Осипович. До нас не дошли данные о том, как в реальности звали отца героя.
- Источники не содержат данных об имени супруги Сусанина, однако у него была дочь Антонида, скорее всего, единственный потомок. Также известно имя супруга Антониды, Богдана.
Ключевым доказательством того, что Иван Сусанин существовал в действительности, является именная грамота от монарха, в которой зять героя, Богдан, и его потомки освобождаются от податей. Также волей царя супругу Антониды была дарована половина села. Если предположить, что подвиг – не более чем легенда, то становится непонятным, зачем царю даровать обычному крестьянину такие небывалые милости.
Спорные моменты
Мы узнали, чем знаменит Иван Сусанин, однако в его биографии большое количество белых пятен. Споры вызывают и сами факты героического подвига этого патриота:
- Неизвестно место гибели героя. Так, одни исследователи полагают, что поляки, разгневанные обманом, зверски пытали несчастного крестьянина и после этого убили его в лесу. Такая версия, как более интересная, использовалась писателями и поэтами в литературных произведениях и потому более распространена. Однако другие историки полагают, что народный герой был убит близ села Исупово.
- Гибель поляков на болоте. Принято считать, что Иван Сусанин завел вражеский отряд в непроходимое болото, где его замысел был разоблачен, его самого жестоко пытали и убили. А захватчики не смогли выбраться из топи и погибли сами. Однако этот факт ставят под сомнение археологические находки.
- Возраст. Принято изображать Сусанина глубоким старцем с длинными седыми волосами. На самом же деле, его возраст едва ли превышал 40 лет. Вероятнее всего, Антонида на момент подвига достигла 16 лет.
- Спас царя от чего? Не все историки уверены в том, что в случае пленения польскими захватчиками Михаил был бы убит. Высказывалось мнение, что находящийся в плену монарх заставил бы Россию быть более сговорчивой и капитулировать.
Несмотря на эти разногласия, династия Романовых в дальнейшем очень высоко ценила подвиг Ивана Сусанина:
- Николай Первый повелел называть главную площадь города Костромы Сусанинской (это название сохранилось и по сей день). Также в городе на Волге был возведен величественный памятник народному герою.
- После грамоты 1619 года в течение двухсот лет потомки Сусанина получали от последующих монархов жалованные грамоты, подтверждающие их привилегии.
Легенда о Иване Сусанине и его подвиге пользуется широкой популярностью, этому человеку посвящают музыкальные и литературные произведения, многие улицы российских городов носят его имя. Есть музей подвига этого патриота, в его честь называли и теплоходы, ледоход.
Значение подвига
Говоря о том, чем знаменит Иван Сусанин, необходимо указать следующие моменты:
- После того как народный герой спас царя, в России воцарилась династия Романовых, завершавшая непростое для страны и ее народа Смутное время. Появилась некая стабильность, пока еще слабая и призрачная, но монарх, божий избранник, находился на троне, вселяя в людей надежду на то, что жизнь наладится.
- Само воцарение Михаила связано с патриотизмом, простой крестьянин отдал свою жизнь за этого монарха, жертва его была бескорыстной, поэтому юный царь сразу заслужил к себе особое отношение.
Иван Сусанин – фигура значимая, этот крестьянин сумел не только спасти царя, но и продемонстрировать врагу мощь русского патриотизма.
www.syl.ru
"Жизнь за царя": подвиг Ивана Сусанина и версии его гибели
09:0030.03.2013
(обновлено: 09:02 30.03.2013)
436316115
Самая известная версия гибели Ивана Сусанина гласит, что он, после пыток, взялся быть проводником польского отряда, но завел поляков в противоположную от Домнина сторону, послав перед уходом своего зятя Богдана Сабинина к Михаилу Федоровичу с советом укрыться в Ипатьевском монастыре. За это Сусанин и был "изрублен в мелкие куски".
Иван Сусанин — крестьянин Костромского уезда, известен в русской истории как спаситель жизни царя Михаила Федоровича от польских интервентов.
Более или менее определенных и достоверных сведений о жизни этого героя из народа почти не сохранилось. В результате исторических исследований известно, что Иван Сусанин был старостой села Домнина Костромского уезда родовой вотчины бояр Романовых, в котором некоторое время после избрания на престол жил молодой царь Михаил Федорович вместе со своею матерью, Марфой Ивановной.
Как только распространилась весть об избрании на царство вместо королевича Владислава представителя русского боярского рода, уезд наводнили польско-литовские отряды, которые искали нового царя, чтобы его убить. Один из таких отрядов в окрестностях Домнина хватал встречавшихся по пути поселян, при помощи пыток стараясь выведать точное местопребывание Михаила Федоровича. В числе схваченных был и Сусанин, который как староста Домнина и доверенный человек своего боярина один знал о точном местопребывании царя.
В дальнейшем история имеет две версии. Более известная из них гласит, что Сусанин, после пыток, взялся быть проводником отряда, но завел его в противоположную от Домнина сторону, послав перед уходом своего зятя Богдана Сабинина к Михаилу Федоровичу с советом укрыться в Ипатьевском монастыре. Только на следующий день Сусанин открыл полякам, заведенным в дремучие лесные чащи, свой обман, за который и был после пыток ими "изрублен в мелкие куски". Эта версия малодостоверна, так как все пытки и смерть Сусанина, в некоторых источниках описанные с различными деталями, никому не могли быть известны, тем более что по этой же версии погиб и весь польско литовский отряд, заблудившийся в лесных дебрях.
Репродукция картины Н. Абрамова "Иван Сусанин"
По другой, более достоверной версии, Сусанин просто отказался что либо сообщить, в то же время послав своего зятя с предупреждением и советом к Михаилу Федоровичу. Тогда крестьянина после пыток "замучили до смерти" не в глухом лесу, а в селе Исупове в присутствии многих поселян, для устрашения последних. Смерть Ивана Сусанина произошла в 1613 году.
Сохранилось известие, что по восшествии на престол Михаил Федорович велел перенести тело Сусанина из Домнина, где были погребены его останки, в Ипатьевский монастырь.
В 1619 году Богдан Сабинин за подвиг тестя был пожалован от Михаила Федоровича грамотой и получил половину деревни Деревнищи близ Домнина.
Царь освободил потомков Сусанина от податей и воинской повинности, и никаким властям не было позволено без ведома государя вмешиваться в их дела.
В 1633 году, по завещанию царицы Марфы, деревня была отписана московскому Новоспасскому монастырю, потомки же Сусанина (дочь Антонида и внуки Данила и Константин Сабинины) получили взамен пустошь Коробово с теми же льготами.
Монахини у памятного камня в честь Ивана Сусанина
Впервые подвиг Ивана Сусанина как спасителя жизни первого представителя из дома Романовых на русском престоле был освещен костромским архиереем Дамаскиным в его приветственной речи императрице Екатерине II, в 1767 году посетившей Кострому. В исторической литературе o Сусанине первым заговорил в 1792 году полковник Иван Васьков — автор "Собрания исторических известий, относящихся до Костромы".
В дальнейшем подвиг Сусанина обрисовал Афанасий Щекатов в третьем томе "Географического словаря" (1804). Сергей Глинка в своей "Истории" возвел Сусанина в идеал народной доблести. Рассказ Глинки, почти дословно воспроизведенный Николаем Бантыш Каменским в "Словаре достопамятных людей земли Русской", стал общепринятым для учебников истории.
Из литературных и музыкальных произведений о подвиге Ивана Сусаниа выделяются дума Кондратия Рылеева "Иван Сусанин", драма Николая Полевого "Костромские леса" и оперы "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") Mихаила Глинки и "Иван Сусанин" Катерино Кавоса.
Юбилейный гала-концерт, посвящённый 225-летию ГАБТа
В 1851 году на главной площади Костромы был установлен памятник "царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину" работы скульптора Василия Демут Малиновского. В 1918 году монумент был разрушен.
Останки первого памятника "Царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину" работы скульптора Демут-Малиновского (1851 год)
В 1967 году был установлен новый памятник Ивану Сусанину работы скульптора Никиты Лавинского.
Памятник Ивану Сусанину
В 1967 году в поселке Сусанино Костромской области был открыт Музей подвига Ивана Сусанина.
Историки насчитали по меньшей мере 70 героев, повторивших подвиг костромского крестьянина. Среди них замученный до смерти поляками Никита Галаган, который в ходе восстания Богдана Хмельницкого (1648-1654) завел польский отряд в устроенную казаками ловушку. После Октябрьской революции орденом Красного Знамени был награжден сибирский крестьянин Федор Гуляев, который завел в непроходимые болота белогвардейский отряд; при этом герой получил и новую фамилию — Гуляев Сусанин.
В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, 83-летний колхозный сторож Матвей Кузьмин, предупредив через внука воинскую часть Советской армии, вывел гитлеровский лыжный батальон 1 й горнострелковой дивизии к засаде в деревне Малкино под пулеметный огонь советских войск. За этот подвиг Кузьмин был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.
ria.ru
Иван Сусанин, опричники и другие герои русской истории в живописи — T&P
Образы исторических личностей и событий в нашей памяти часто связаны с живописью: они становятся общепринятыми — прежде всего потому, что картины художников используются в школьных учебниках в качестве иллюстраций. В своей работе «Куда пошел Сусанин» историк Евгений Анисимов сравнивает «художественную реальность» с ее первоисточником. T&P отобрали из книги, которая только готовится к публикации, пять картин с известными сюжетами русской истории и комментарии ученого о том, почему все выглядит именно так.
«Опричники» (Казнь Ивана Федорова-Челяднина)
Николай Неврев
Опричнина, которую учредил в 1564 году Иван Грозный, стала подлинным несчастьем для всей России. Разделение страны на привилегированную опричнину и гонимую земщину, бессудные расправы и невиданно жестокие казни, насилие, грабеж, конфискации вотчин, переселение подданных в непригодные для жизни места — все это вызывало естественное недовольство как вельмож, так и простого народа. Зная о возмущении своих подданных, Грозный, у которого начала развиваться паранойя, лишь усиливал жестокий режим опричнины, пытаясь задавить ростки возможного сопротивления. Он стал подозрителен, полагая, что «измена» прячется и в земщине, и в его окружении.
Лекция по этой теме была прочитана в рамках лектория премии «Просветитель». Книга Евгения Анисимова «Императорская Россия» вошла в короткий список в номинации «Гуманитарные науки» в 2015 году.Осенью 1567 года Ивану стало известно о боярском заговоре. Подлинных, достоверных сведений на сей счет не сохранилось. О заговоре говорится только в записках иностранцев-опричников. По версии Альберта Шлихтинга и Генриха Штадена, «много знатных лиц» (около 30 человек) во главе с боярином и конюшим Иваном Петровичем Федоровым-Челядниным не просто составили заговор, а «письменно обязались» свергнуть Ивана и на его место посадить двоюродного брата царя, князя Владимира Андреевича Старицкого. Они же якобы задумали воспользоваться походом русской армии во главе с Иваном на Польшу и, улучив момент, выдать царя вместе с опричниками польскому королю. Исследователи эпохи Ивана Грозного единодушны: заговора, особенно с фантастическим планом передачи полякам царя, тщательно оберегаемого многотысячным опричным войском, не существовало. Известно, что предполагаемые участники заговора не могли даже встретиться: князь Владимир Андреевич Старицкий и И.Ф. Мстиславский были с царем в походе, Бельский оставался в Москве, а «руководитель заговора» Федоров сидел в это время наместником в Полоцке.
Примерно через год после начала дела сам Иван Петрович Федоров был вызван в Москву, обвинен в государственной измене и подвергся глумливой — в стиле Грозного — казни, отображенной на картине Николая Васильевича Неврева (1830–1904) — московского художника-передвижника, увлеченного историей и написавшего немало картин на исторические темы. Время Ивана Грозного — одно из излюбленных Невревым. Запоминаются его выразительные картины: «Василиса Мелентьева и Иван Грозный», «Опальный боярин», «Смерть митрополита Филиппа». Они весьма экспрессивны, достоверны с точки зрения антуража и основаны на исторических источниках. Так и картина «Опричники». Дело в том, что убийство на троне было для Грозного символическим актом: боярин Федоров имел почетный чин конюшего и главы Боярской думы. По традиции при смене власти он бы руководил выборами нового монарха, то есть имел непосредственное отношение к судьбе трона, на котором он и был убит его подлинным и несменяемым владельцем.
«Иван Сусанин»
Максим Фаюстов, 2003 год
Историю Ивана Сусанина все знают со школьных лет, и фамилия героя даже стала в обыденной жизни нарицательной. В энциклопедиях о Сусанине сказано кратко: «Сусанин Иван (умер в 1613 году), герой освободительной борьбы русского народа против польских интервентов в начале XVII века. Крестьянин с. Деревеньки, близ с. Домнино Костромского уезда. Зимой 1612–13 С. был взят в качестве проводника отрядом польской шляхты до с. Домнино — вотчины Романовых, где находился избранный на престол царь Михаил Федорович. С. намеренно завел отряд в непроходимый болотистый лес, за что был замучен». В другом справочном издании можно прочитать, что Сусанин, «спасая царя Михаила Федоровича, завел отряд польских интервентов в непроходимое лесное болото, за что был замучен». В других изданиях даются уточнения: завел в лес, сам погиб и врагов погубил. Многие поколения художников изображают одну и ту же сцену: заснеженный лес, чащоба, бородатый старик в овчинной шубе, возбужденные враги, готовые убить героя. С детских лет меня поражала простая мысль: ну, коли он их завел в чащобу, то ведь не лето же — можно и по своим следам назад на дорогу выйти! Потом, уже хорошо изучив зимний лес, немало удивлялся фантазии художников: как идти по таким глубоким снегам без лыж или снегоступов, ведь пройти невозможно даже за опушку, не то что в глухую чащу!
А что же случилось на самом деле? Сразу же скажу: происшествие с Сусаниным (который, несомненно, был реальным лицом) — предмет почти двухсотлетнего научного спора. До 1861 года никто не сомневался в изложенной выше и ставшей официальной версии подвига Сусанина, но в том году вышла в свет статья Н.И. Костомарова, который усомнился в общепринятой истории подвига. Костомаров утверждал, что история с Сусаниным — миф, его не должно быть на памятнике среди истинных героев России, что он не совершал никакого подвига, а случайно попал под сабли какой-то банды разбойников, забредшей в этот глухой уголок Костромской земли. И только благодаря ловкости его родственников, подсунувших царю челобитную о мнимом подвиге предка, он стал известен России как герой.
Культ Сусанина в Костромской земле претерпевал взлеты и падения: вспомним историю с названием оперы «Жизнь за царя» М. Глинки в советское время или историю свержения старого и воздвижения нового памятника на родине героя. В 2005 году в газетах разразилась сенсация: в Исупове найден прах героя Сусанина, все сходится: «тип черепа, наследственные болезни, аномалии строения тела» и даже «резкое уплощение бедренной кости на две трети и наличие ямочки», что наличествует у всех потомков героя в соответствующем месте. Правда, «молекулярно-генетическая экспертиза не дала ни положительных, ни отрицательных результатов», но это ученых не смущает — будут искать, а сейчас «не менее чем на 95% можно говорить о том, что найден именно Иван Сусанин, принявший мученическую смерть от рук польско-литовских захватчиков». А тут предстоял приезд президента в Костромской край, к тому же наступило очередное резкое охлаждение российско-польских отношений, и находка была очень кстати. Словом, как ядовито писали в одной из газет, специально к приезду высокого начальства «неожиданно обнаружены останки мужчины восточно-балтийского типа, в которых только безродный космополит не узнает народного героя Ивана Сусанина».
«Утро стрелецкой казни»
Василий Суриков, 1881 год
Поначалу Василий Иванович Суриков свою картину называл «Казнь стрельцов». Но потом кто-то подсказал ему более точное, адекватное замыслу художника название: «Утро стрелецкой казни» (точнее, «Утро стрелецких казней»). Суриков вспоминал, что, когда картина была близка к завершению, в мастерскую зашел Илья Репин. Посмотрев на полотно, он сказал: «Что это у вас ни одного казненного нет? Вы бы вот здесь, на виселице, на правом плане, поместили бы». Когда мэтр ушел, Суриков мелом изобразил на виселице одного из казненных. «Я, — продолжал Суриков, — и пририсовал мелом фигуру стрельца повешенного. А тут как раз нянька в комнату вошла — как увидела, так без чувств и грохнулась. Еще в тот день Павел Михайлович Третьяков заехал:
— Что вы — картину всю испортить хотите?
— Да чтоб я, — говорю, — так свою душу продал…».
Что же чувствует человек, которого палачи влекут на эшафот? Федор Достоевский, сам это испытавший, писал, что не так страшны предстоящая боль, предсмертные страдания, сколь «ужасен переход в другой, неизвестный образ». Другие свидетельствуют, что приговоренный к казни впадает в ступор, ему кажется, что все это происходит не с ним, что это только снится. Суриков гениально показал все состояния людей в смертный час. Это и незатихшая ненависть рыжебородого стрельца в красной шапке, это и равнодушие, и какая-то заторможенность чернобородого стрельца в накинутом на плечи зеленом кафтане. Низко повесил на грудь головушку их стоящий на телеге товарищ, смирившийся со злодейкой-судьбой. Mирно, буднично прощается с близкими седовласый воин (на переднем плане картины). А между ними, в пестрой толпе женщин и детишек, сноровисто мелькают, как бесы на фресках «Страшного суда», преображенцы. Они сталкивают стрельцов с телег, оттаскивают от них рыдающих баб и детей. Двое палачей, будто запьяневшего приятеля, под руки, ведут к эшафоту приговоренного к казни. Похоже, что справа от него, с обнаженной шпагой, «заботливо» обнимает стрельца фаворит государя Меншиков. Он ведет свою жертву мимо неподвижно сидящего на белом коне царя. Молодое лицо Петра сурово и замкнуто. Для него вся эта толпа — заклятые враги. Он ненавидел стрельцов с того самого дня, когда во время прошлого бунта весной 1682 года стал свидетелем их кровавого буйства. Теперь, через 16 лет, наступил час расплаты, утро его мести.
Известие о бунте стрельцов настигло царя в июле 1698 года, когда он был за границей. Петр узнал, что четыре московских стрелецких полка, отправленных к польской границе, взбунтовались и двинулись домой, в Москву. Спешно вернувшись в Россию, Петр приступил к следствию, убежденный, что этот бунт был попыткой дворцового переворота с целью свергнуть его и вернуть на престол царевну Софью. Окружение никогда еще не видело царя таким суровым: он стал беспощаден, жесток, сам участвовал в допросах и пытках стрельцов, руководил массовыми публичными казнями мятежников, заставлял своих сподвижников собственноручно рубить головы.
«Уильям Сьюард и Эдуард Стекль на переговорах о продаже Аляски»
Эмануэль Лойце
Идея избавиться (а именно так стоял вопрос) от Аляски, которая до 1867 года называлась Русской Америкой, возникла еще во времена Николая I. Дело в том, что колонией владела созданная в 1799 году (по примеру европейских Ост- и Вест-Индских компаний) Российско-американская компания (РАК), имевшая довольно скромный доход и постоянно получавшая от правительства дотации. Со временем, по мере заселения восточного северо-американского побережья Тихого океана пришлыми колонистами, стало ясно, что компания не в состоянии контролировать колонию, в которой жили около 600 русских подданных. Американские суда постоянно вторгались в ее воды, толпы переселенцев из США заселяли побережье, с индейцами-тлинкитами русским властям за многие десятилетия не удалось наладить отношения, они никогда не считали себя российскими подданными и оставались постоянной угрозой для русской колонии. В 1838 году правление компании, не в состоянии удерживать селение Росс в Калифорнии, ликвидировало его (а через несколько лет возле него было найдено золото). Через четверть века наступила очередь уйти и из Русской Америки. При этом само Российское государство не проявляло интереса к заокеанской колонии, ибо главным направлением российской экспансии становился Дальний Восток, где шло интенсивное освоение берегов Амура и Тихоокеанского побережья.
Генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский так писал в 1853 году: «…теперь, с изобретением и развитием железных дорог, более еще, чем прежде, должно убедиться в мысли, что Северо-Американские Штаты неминуемо распространятся по всей Северной Америке, и нам нельзя не иметь в виду, что рано или поздно придется им уступить североамериканские владения наши». Кроме того, им и многими другими людьми во власти владела идея России как исключительно континентальной империи, не нуждавшейся в заморских землях. По той же причине в начале XIX века Александр I отказался от предложения вождя Каумаулия присоединить к России Сандвичевы (ныне Гавайские) острова. Словом, с конца 1850-х годов русский посол в Вашингтоне барон Эдуард Андреевич Стекль начинает конфиденциальные переговоры о продаже русской колонии. Но Гражданская война в США затормозила эти переговоры, и они сдвинулись с мертвой точки лишь после того, как за продажу колонии выступил великий князь Константин Николаевич — влиятельнейшая фигура времен Александра II. Он подчеркивал, что, во-первых, этой продажи требует тяжелое финансовое положение послевоенной России, и, во-вторых, был убежден, что если колонию не продать, то американцы ее заберут бесплатно. Решающим стало заседание в министерстве иностранных дел на Дворцовой площади в Петербурге 16 декабря 1866 года. На нем присутствовали Александр II, великий князь Константин Николаевич, министр иностранных дел Горчаков, министр финансов Рейтерн, адмирал Краббе и посланник Стекль. Запись в бумагах царя лаконична: «… совещание по делу Американской компании. Решено продать Соединенным Штатам». В марте 1867 года начались переговоры в Вашингтоне между Стеклем и госсекретарем Уильямом Сьюардом, известным сторонником экспансии.
13 марта переговоры закончились, Стекль послал в Петербург телеграмму об условиях продажи товара. Это была поистине золотая телеграмма — 9886,50 доллара было заплачено телеграфной компании Филда за передачу по атлантическому кабелю сообщения в 260 слов. Ответ-согласие императора пришел 17 марта. Это была пятница. Получив телеграмму, Стекль вечером поехал домой к госсекретарю, который сидел с друзьями и играл в вист. Стекль сказал Сьюарду, что царь одобрил договор, и прибавил, что придет завтра в госдепартамент его подписывать. Сьюард встал из-за стола и воскликнул: «Зачем ждать до завтра, м-р Стекль? Давайте заключим договор сегодня!» На недоуменные восклицания русского посланника, знавшего, что чиновники внешнеполитического ведомства уже разъехались, госсекретарь ответил, что к полуночи госдеп будет открыт. «Менее чем через 2 часа, — пишет очевидец, — свет разливался из окон государственного департамента — работа шла там, как в середине дня. К 4 часам утра договор был переписан красивым подчерком, скреплен печатями». Именно в это время, в 4 часа утра 18 марта (30 марта) 1867 года, Россия лишилась своих американских владений.
Как раз эту сцену и изобразил художник Эмануэль Лойце на своем полотне. Мы видим, как слева из двери выходит старший клерк Роберт Чью, который принес только что переписанный договор. Он смотрит на стоящего у глобуса высокого господина. Это и есть русский посланник барон Стекль. Думаю, что тут художник пустился в фантазии: Стекль держит руку не просто на глобусе, а на изображении Аляски. Очевиден символизм сцены, хотя бросается в глаза нелепость присутствия в небольшом помещении огромного глобуса. Символична и фигура сидящего за столом государственного секретаря У. Сьюарда, обложенного картами и с пером в руке, как будто он проводит новые границы владений США. На заднем плане видны помощник госсекретаря У. Хантер и секретарь русского посольства В. Бодиско, которые сравнивают французский и английский тексты договора. Примечательны фигуры двоих джентльменов, сидящих справа. Обоих в момент подписания договора в комнате не было. Старший — Чарльз Самнер, председатель комитета по иностранным делам Сената. Он даже не знал о происходящем — столь стремительно был заключен договор. Но игнорировать такую важную шишку художник не мог, и Самнер попал на картину, будто бы мирно беседуя с молодым человеком, который на картине оказался вообще по блату — это сын госсекретаря Фредерик, человек посторонний.
«Вручение Ф.Э. Дзержинскому постановления СНК об образовании ВЧК»
Николай Толкунов, 1953 год
«Петрова не ищите, он у Верочки», «Да нет! Он у Женечки». Несчастный Петров! Так (чтобы самого говорящего не замели) в начале 1920-х годов давали понять о человеке, который попал «к Верочке» — ВЧК или «к Женечке» — Железнодорожный ЧК. Придя к власти, большевики начали с разрушения старой «эксплуататорской машины», а в сущности, всех прежних основ жизни русского общества. За несколько дней была разрушена армия, разогнана полиция, выпущены из тюрем заключенные (в том числе и уголовники), прекращено действие законов и ликвидирована вся система судопроизводства. Преступников «судил народ», то есть уличная толпа, на основании «пролетарской совести и революционного самосознания». М. Горький в своей газете «Новое время» 20 декабря 1917 года описывал, как толпа, поймав на рынке воришку, зверски его избила, а потом повела топить в Мойке, в проруби, к полному восторгу детей — этих «будущих строителей жизни». Самосуд, массовые убийства полицейских, офицеров, чиновников, дворян, священников и вообще всех прилично одетых людей стали обыденным явлением, на улицах Петрограда и других городов воцарились анархия, разбои, типичными стали грабежи магазинов и винных подвалов. Лозунг «Грабь награбленное!», брошенный в одной из речей Лениным, витал над толпой, оправдывая преступления. При этом большевики обвиняли в воцарившейся на улицах городов анархии «буржуазию», которая якобы «идет на злейшие преступления, подкупая отбросы общества и опустившиеся элементы, спаивая для целей погромов».
Тем не менее в разгуле казалось бы неорганизованного уличного террора и анархии конца 1917-го — начала 1918-го проглядывала определенная система: шло последовательное уничтожение «буржуазии», «эксплуататоров», «контрреволюционеров всех мастей», а на самом деле — всех реальных и возможных противников режима Смольного. Одним из таких противников было названо столичное чиновничество. Тысячи служащих различных учреждений — где стихийно, а где организованно — начали бессрочную забастовку, не подчиняясь декретам советской власти. Особенно беспокоила большевиков деятельность созданного вполне легально «Союза союзов служащих государственных учреждений», заявившего о подготовке всероссийской политической забастовки, направленной против узурпации большевиками власти. Совет народных комиссаров во главе с Лениным в начале декабря 1917 года поручил Ф.Э. Дзержинскому «составить особую комиссию для выяснения возможности борьбы с такой забастовкой путем самых энергичных революционных мер, для выяснения способов подавления злостного саботажа».
7 декабря (20-го по новому стилю) Совнарком заслушал доклад Дзержинского об организации временной комиссии, перед которой ставились такие задачи: «1. Пресекать и ликвидировать все контрреволюционные и саботажнические попытки и действия по всей России, со стороны кого бы они ни исходили; 2. Предание суду Революционного трибунала всех саботажников и контрреволюционеров и выработка мер борьбы с ними; 3. Комиссия ведет только предварительное расследование, поскольку это нужно для пресечения… Комиссии обратить в первую голову внимание на печать, саботаж к.д. (кадетов), правых с.-р., саботажников и стачечников. Меры — конфискация, выдворение, лишение карточек, опубликование списков врагов народа и т. д.». Никакого особого декрета или указа с определением прав новой комиссии во главе с Дзержинским не было. Обнародовали лишь краткое постановление по повестке заседания СНК: «Постановили: 9. Назвать комиссию — Всероссийской чрезвычайной комиссией при Совете народных комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем — утвердить ее. Опубликовать». И все. Так что сцена на картине, сотворенной в 1953 году Н.П. Толкуновым под названием «Вручение Ф.Э. Дзержинскому постановления СНК об образовании ВЧК» вряд ли была столь торжественной, как ее изобразил художник.
theoryandpractice.ru
биография и история подвига в смутное время
29 января 2018 | Категория: Смутное времяНи одна царская династия не пришла к престолу так необыкновенно, как дом Романовых. Это замечание принадлежит известному писателю Ивану Гоголю, не без оснований считавшему, что подвиг Ивана Сусанина неразрывно связал царя с подданными. Что известно об этом знаковом для истории России происшествии?
Волков Адриан — картинка Смерть Ивана Сусанина
История подвига Ивана Сусанина
В связи с ограниченностью источниковой базы биография Ивана Сусанина является предметом исторических споров. Единственным документальным источником о его жизни является жалованная грамота Михаила Федоровича 1619 года. В ней говорится о даровании зятю Сусанина половины деревни с избавлением от всех податей и повинностей, при этом народный герой упоминается достаточно кратко. Остальные данные о жизни этого человека носят легендарный характер.
Принято считать, что Иван Сусанин родился в селе Домнино, что в 70 верстах Костромы. По одной версии, он был крепостным крестьянином дворян Шестовых, по другой – служил вотчинным старостой. Известно, что у него была дочь Антонида и зять Богдан Сабинин.
В указанной выше царской грамоте говориться, что зимой 1613 г. новоизбранный царь Михаил Романов вместе с матерью Марфой жил в деревне Домнино. В то время Смута из гражданской войны превратилась в борьбу против интервентов из Польши. Шляхтичи задумали захватить новоизбранного царя, с этой целью в Домнино направился небольшой польско-литовский отряд.
По пути интервенты встретили крестьянина Сусанина, которому приказали указать дорогу к деревне. Но он повел отряд в противоположную сторону, а в Домнино отправил своего зятя Богдана, чтобы предупредить о надвигающейся опасности царя и его мать. Сусанин завел поляков глубоко в лес, а затем к Исуповскому болоту, за что он был подвергнут пыткам и убит. Предполагается, что в то время этот человек был уже в преклонном возрасте. В непроходимой местности погиб и вражеский отряд. В это время Михаил Романов укрылся в Ипатьевском монастыре.
Спустя 6 лет царь отблагодарил родственников крестьянина, который его спас, даровав им землю и освобождением от податей. Гибель Ивана Сусанина не была забыта и позже. Потомки народного героя неоднократно получали жалованные грамоты и льготные указы вплоть до 1837 года.
памятник в Костроме
Культ Ивана Сусанина во времена Российской империи
В царской России образ Ивана Сусанина был предметом культа. Его подвигу посвящали картины, скульптуры, музыкальные и литературные произведения. Именно его имя официальная пропаганда активно использовала в период подавления польских восстаний и войны 1812 года.
В 1838 г. центральную площадь города Костромы стали официально именовать Сусанинской. Кроме того, героя изобразили среди других видных исторических деятелей на памятнике «Тысячелетие России» (1862). Пропаганда возымела свое дело, спустя два века то, что сделал Сусанин, в некоторой мере повторил Осип Комиссаров, спасший от смерти императора Александра II. Интересно, что Комиссаров родился неподалеку от родной деревни Сусанина.
Тем не менее, именно в дореволюционной России прозвучала первая критика официальной версии подвига. Так, историк Н. Костомаров считал, что единственным достоверным фактом во всей истории Сусанина была его гибель от одного из разбойничьих отрядов в Смутное время. Критическими отзывами об этой истории также был известен С. Соловьев, считавший, что крестьянина замучили казаки.
предположительное место гибели
Отношение в советский и постсоветский период
В советскую эпоху первоначальное отношение к Сусанину было негативным. Так, в 1918 году памятник Ивану Сусанину был сброшен с постамента. Народного героя стали называть царским слугой, а подвиг, которым он прославился, сказкой.
Отношение резко изменилось в конце 1930-х годов. Он вновь вошел в перечень народных героев. Райцентр, рядом с которым когда-то жил Сусанин, был переименован в его честь. В то же время распространилась версия о том, что он был «патриотом Земли Русской», который боролся против иностранных интервентов, а не спасал царя. В 60-х годах прошлого века в Костроме даже установили памятник Сусанину.
В постсоветской России личность Сусанина трактуется двояко. Большинство историков продолжают называть его народным героем, признавая при этом, что к подвигу его скорее побудила вассальная преданность, чем патриотизм. Также существует несколько версий того, как происходили события. К примеру, А. Широкопад считает, что Сусанин пострадал от разбойничьего набега запорожских казаков.
Интересные факты
- В некоторых публикациях Сусанину приписывают отчество Осипович. Однако в источниках об этом нет упоминаний, кроме того, в 17 веке крестьян не принято было называть по отчеству.
- В советское время не меньше Сусанина был знаменит крестьянин Матвей Кузьмин. В 1942 году он ценой собственной жизни вывел немецкий отряд под пулеметный огонь советских солдат. Вражеский отряд был уничтожен, но немецкий командир успел убить Кузьмина. После окончания Второй мировой войны появилась книга, описывающая подвиги 58 «последователей» Сусанина.
В 2003 г. в некрополе деревни Исупово были обнаружены останки, которые могут принадлежать Сусанину. Однако профессиональные археологи и историки оспаривают их подлинность.
archeonews.ru
Иван Сусанин. Кем он был? Подвиг Сусанина и его значение
Содержание статьи
Об Иване Сусанине, его подвиге и значении этой истории для российской государственности рассказывает Арсений Замостянов.
Подвиг Ивана Сусанина
С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.
«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», – это слова Гоголя.
М.И.Скотти «Подвиг Ивана Сусанина» (1851
Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Помните триаду графа Уварова – «Православие, самодержавие, народность»? Министр народного просвещения сформулировал её в 1840-е, но в исторической реальности эта идеология существовала веками. Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых. Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.
Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Православные – в особенности костромичи – почитают героя, но в ответ на извечный вопрос о канонизации звучит резонное: «Нужно изучать, исследовать биографию мученика. Мы должны побольше о нём узнать…».
Официальная версия
Как было дело? Обратимся к официальной версии – на которой воспитывали всех Романовых.
В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.
Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил и выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.
Более известна другая трактовка событий. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на болота. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского.
Читайте также – «За веру православную стою…» Козьма Минин
Похоронили Сусанина сначала в родном селе, а через несколько лет перенесли прах в Ипатьевский монастырь – который стал символом спасения династии. Правда, эту версию частенько подвергают сомнению – есть несколько предположительных могил Ивана Сусанина. А десять лет назад археологи (не в первый и, наверное, не в последний раз) обнаружили место гибели Сусанина…
Словом, тайна окутанная секретом. Даже день памяти героя не установлен. Наиболее вероятная дата подвига и гибели – февраль 1613-го, 400 лет назад… До революции почести спасителю первого царственного Романова приносили 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Совершалось особое заупокойное поминовение народного героя. Эта традиция возродилась в ХХI веке.
Покойный Святейший патриарх Алексий II обратился к землякам легендарного героя: «Кострома, на протяжении нескольких веков именуемая «колыбелью дома Романовых», осеняемая всероссийской святыней — чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери — имела особое значение в событиях 1613 года, положивших начало преодолению Смутного времени. Обращение к памяти Ивана Сусанина видится Нам добрым знамением духовного возрождения Костромского края и всей России. С любовью вспоминая состоявшееся в 1993 году посещение Нами мест жизни и подвига Ивана Сусанина, ныне со всей костромской паствой Мы возносим Свои Первосвятительские молитвы о блаженном упокоении раба Божиего Иоанна в селениях праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».
История символическая, притчевая, таинственная.
Почему же легенда об Иване Сусанине оказалась необходимой?
Дело не только в том, что сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю. Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.
Скептики всплеснут руками: да не мог он думать о таких материях, как спасение государственности или национальный суверенитет… В лучшем случае крестьянин проявил вассальную преданность.
Возможно, он неприязненно относился к иноверцам-католикам, но никаким сознательным государственником Сусанин не был и быть не мог… Да, Сусанин навряд ли был политически грамотным патриотом. Маловероятно, что он мыслил такими категориями, как «государство», «суверенитет», «освободительная война». Возможно, ему даже не довелось повидать великих русских городов. Но смысл любого деяния определяется с течением десятилетий…
Михаил Федорович Романов
В 1619-м году, во время паломнического путешествия, царь Михаил Фёдорович вспомнил зиму 1613-го. Скорее всего, именно тогда, по горячим следам событий, ему рассказали о погибшем крестьянине. Русские самодержцы часто совершали поездки по монастырям – но Михаил Фёдорович избрал для благодарственной молитвы Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже. Эта обитель связана с трудами преподобного Макария Желтоводского. Святой старец жил 95 лет, умер в 1444-м – и побывал в татарском плену, в ещё не покорённой Казани. Ему (ещё до канонизации, которая прошла как раз в годы правления Михаила Фёдоровича) молились о спасении пленённых. Отец царя, патриарх Филарет, был освобождён из плена живым и невредимым – и Романовы видели в этом покровительство желтоводского старца. Есть версия, что и в феврале 1613-го, когда Иван Сусанин погубил польский отряд, Марфа и Михаил направлялись на Унжу, в Троице-Макарьевский монастырь.
Читайте также – Шипка, Плевна и Белый Генерал – 7 фактов о русско-турецкой войне
Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже
Подвиг Сусанина предотвратил разграбление монастыря и пленение будущего царя. Царь, поклонившись мощам преподобного Макария, решил наградить родственников павшего героя. Тогда-то и составил государь жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Это единственный документ, свидетельствующий о подвиге! Не забудем: эти строки написаны через шесть лет после февральских событий 1613-го, когда память о них ещё не выветрилась:
“Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти.
И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.
Обратим внимание: Сусанин назван не Ивашкой, а Иваном – с почтением. А его зять – Богдашкой. В те годы самодержцы редко оказывали «подлому люду» такую честь.
Иван Сусанин: мученический венец
С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.
«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», – в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты.А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь». В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.
Строки эти незабываемы:
“Куда ты завел нас?” – Лях старый вскричал.– “Туда, куда нужно!” – Сусанин сказал.– “Убейте! замучьте! – моя здесь могила!Но знайте, и рвитесь: – я спас Михаила!Предателя, мнили, во мне вы нашли:Их нет и не будет на Русской земли!В ней каждый отчизну с младенчества любит,И душу изменой свою не погубит”. –
“Злодей !”, закричали враги закипев:“Умрешь под мечами !” – “Не страшен ваш гнев!Кто русский по сердцу, то бодро и смелоИ радостно гибнет за правое дело!Ни казни, ни смерти и я не боюсь:Не дрогнув, умру за царя и за Русь!” –“Умри же!” Сарматы Герою вскричали –И сабли над старцем, свистя, засверкали!“Погибни, предатель! Конец твой настал!” –И твердый Сусанин весь в язвах упал!Снег чистый чистейшая кровь обагрила :Она для России спасла Михаила!
С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ. Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!».
«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», – писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.
Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст. Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти. Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам. Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.
Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.
Читайте также:
www.pravmir.ru
SOTHEBY’S представит шедевр Константина Маковского, посвященный подвигу Ивана Сусанина
Автор: Кристина Вронская 20.11.2014
На русских торгах в Лондоне SOTHEBY'S представит шедевр Константина Маковского, посвященный подвигу Ивана Сусанина. Это событие можно назвать «вторым рождением» этого монументального полотна, созданного художником к 300-летию династии Романовых.
Главным лотом на лондонских торгах русского искусства аукционного дома Sotheby's станет последнее масштабное полотно Константина Маковского. Монументальная шестиметровая картина посвящена подвигу легендарного русского героя Ивана Сусанина, согласно преданиям спасшего жизнь основателя династии Романовых в 1612 году.
В последний раз картина демонстрировалась публике в 1926 году и лишь недавно она была вновь обнаружена в доме частного американского коллекционера, который приобрел её на аукционе Sotheby's Parke-Bernet в Нью-Йорке в 1976 году за $ 4.800. Сегодня при стартовой цене в 1.5-2.5 миллиона фунтов стерлингов «Иван Сусанин» демонстрирует талант Маковского, раскрывшийся во всем его великолепии в последние годы жизни художника.
Это эпическое полотно, написанное Маковским в его парижской студии в 1914 году, несомненно явилось откликом на волну патриотических настроений, сопутствовавших празднованиям 300-летия основания Дома Романовых в 1913 году. Картина будет представлена аукционным домом Sotheby's 21 ноября в Лондоне, за несколько дней до аукциона русского искусства, назначенного на 24 ноября 2014 года.
ЛЕГЕНДА ОБ ИВАНЕ СУСАНИНЕ
Согласно утвердившемуся в России преданию, в суровое зимнее время накануне восхождения на трон Михаила Романова, отряд польских шляхтичей отправился к родовому поместью Романовых, дабы захватить претендента на трон в его родовом поместье в деревне Домнино, что неподалеку от Костромы.Сбившись с пути, они обратились за помощью к местному крестьянину, Ивану Сусанину выбрав его своим провожатым. Однако ради защиты своей родины и её будущего государя Иван Сусанин намеренно увлек их прочь от Домнино и завел в самую гущу непроходимого и болотистого леса. В отместку обманутые захватчики убили Сусанина. Благодаря его самоотверженному подвигу полгода спустя, весной 1613 года юный Михаил был торжественно коронован на царствие.
Портрет Михаила I , автор Генри Беннер, Санкт Петербург, около 1820 года. Этот миниатюрный портрет будет представлен на лондонских торгах русского искусства 25 ноября 2014 года в разделе Фаберже и иконы с общим эстимейтом в £30,000-50,000
Героический поступок Сусанина увековечен в русской литературе, живописи и музыкальных произведениях, наиболее известным из которых стала опера Глинки «Жизнь за царя», впервые поставленная на сцене Большого театра в 1836 году. Именно опера Глинки по всей вероятности вдохновила Константина Маковского на создание данного эпического полотна.
Как и в сцене из 4-го акта оперы Глинки, на картине Маковского запечатлены изможденные польские воины, пережидающие у костра окончания снежной бури. Очнувшись от сна, они понимают истинные намерения Сусанина. Сусанин признается, - да, он завел их в ловушку, что вызывает ярость иноземцев и заканчивается смертью героя. В завершающей сцене оперы хор поет знаменитое «Славься» и жители Москвы приветствуют Царя на Красной площади под звон церковных колоколов.
Маковский гениально воплотил эти две сцены в своем живописном полотне: На переднем плане он отобразил драматичный момент смерти Сусанина а в верхней правой части картины – торжественную коронационную процессию Михаила Романова на Красной площади.
life-instyle.com
Иван Сусанин - правда и вымысел
На фото: Картина «Иван Сусанин» (1914) кисти Константина Маковского.
С тех пор, как в нашей стране оформилась историческая наука, историки не устают спорить об Иване Сусанине, пытаясь восстановить подробности его жизни и его подвига. Но безусловных фактов в их руках так мало, что иногда эти споры начинают походить на упражнение в фантазировании.
Что мы знаем точно? Прежде всего, контекст. Романовы находились в опале с начала царствования Бориса Годунова, расправлявшегося со всеми, кто мог составить ему конкуренцию в праве быть самодержцем. Отец и мать будущего царя Михаила Федоровича были насильно пострижены в монашество в северных монастырях — с именами Филарет и Марфа.
После смерти Годунова самозванец Лжедмитрий освободил их. Позже митрополит Филарет, поехавший в Смоленск обговаривать условия возведения на русский трон польского королевича, угодил в многолетний плен, а инокиня Марфа с пятнадцатилетним Михаилом в 1612 году содержалась в заложниках поляками, засевшими в Москве.
Когда Второе ополчение Минина и Пожарского принудило захватчиков к капитуляции, мать и сын, к тому времени единственный оставшийся в живых ребенок Романовых, уехали в Домнино, родовую вотчину Шестовых.
21 февраля (будем придерживаться старого стиля) 1613 года Земский Собор избрал новым русским царем Михаила Федоровича Романова — 14 марта инокиня Марфа и Михаил Федорович встречали в костромском Ипатьевском монастыре послов Собора, привезших им это решение.
Стало быть, Иван Сусанин совершил свой подвиг между 27 октября 1612 года, когда русское войско вошло в Московский Кремль, и 14 марта 1613 года. Но когда конкретно? Каноническая версия утверждает, что польский отряд, узнавший об избрании Романова на царство, бросился искать его в родовой вотчине, имея целью извести юношу — в этом случае актуальным претендентом на русский престол вновь становился польский королевич Владислав. То есть речь идет о конце зимы
1613 года — в зимних декорациях изображают подвиг Сусанина как многочисленные живописные полотна, так и знаменитая опера Глинки. Между тем среди исследователей имеет хождение и иная версия — согласно ей, всё произошло поздней осенью, когда Михаил еще только рассматривался в качестве претендента на трон. Акция поляков тогда выступает своеобразной страховкой на случай неблагоприятного для них развития ситуации. У сторонников этой версии — свои аргументы, и, надо сказать, серьезные.
Далее. Единственным документом, в котором поминается подвиг Ивана Сусанина, является жалованная грамота Михаила Федоровича, выданная им в 1619 году, во время посещения Домнина, зятю Сусанина «Богдашке Собинину» на владение половиной родной сусанинской деревни Деревнище (позже называлась Деревеньками), цитируем:
«И в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него, где в те поры Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Феодорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, Великого Государя, где Мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, Великого Государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти».
Чаемых нами подробностей, как видим, в этом документе нет. Мы знаем, что Иван Сусанин служил старостой Домнинской вотчины, что он был немолод, ибо дочь его уже жила своей семьей, что родом был из деревни Деревнище. Это, пожалуй, всё. По большому счету, нам не известно даже место его мученической смерти.
Всё та же каноническая версия рассказывает о том, как крестьянин Иван Сусанин завел поляков в Исуповское болото, (сейчас там обустроена «сусанинская тропа»), где погиб сам и где позже погибли его мучители. Но если это так, то кто дал «свидетельские показания» о подвиге Ивана Сусанина?
Между прочим, когда в XIX веке первые костромские краеведы собирали сведения о тех событиях среди старожилов Домнина и иных связанных с Сусаниным селений, сохранявших предания о нем, — им чаще всего в качестве места его гибели называли недалекое село Исупово. Другими словами, и здесь сплошные вопросы.
Но, как бы там ни было, Иван Сусанин исполнил свой долг, спасши в самом ее начале династию Романовых, подарившую стране относительный покой после всех потрясений Смутного времени. И память о его подвиге, да, следует чтить. По возможности не впадая в соблазн истолковывать его идеологически — в зависимости от тех или иных политических реалий.
История России.
posmotrim.by