Описание картины В.И. Суриков Покорение Сибири Ермаком. Картина ермак суриков


В.Суриков. Покорение Сибири Ермаком..docx - Курс лекций. История картин. В. ...

"Пишу Ермака. Читал я историю о донских казаках. Мы, сибирские казаки, происходим от них; потом уральские и гребенские. Читаю, а душа так и радуется, что мы с тобой роду хорошего. . ." — пишет художник в письме к брату.Летом Суриков живет и работает на Дону. 4 июня 1893 года он пишет матери и брату из станицы Раздорской: "Отсюда, говорят, вышел Ермак и пошел на Волгу и Сибирь. Написал два лица казачьи, очень характерные, и лодку большую казачью. Завтра будет войсковой станичный круг. Посмотрю там, что пригодится".6 августа Суриков извещает родных: "Мы возвратились из поездки по Дону. Я написал много этюдов; все лица характерные. Дон сильно напоминает местности сибирские, должно быть, донские казаки при завоевании Сибири и облюбовали для поселения места, напоминавшие отдаленную родину. Меня казаки очень хорошо приняли. Жили мы в Раздорской станице, Константиновской, Старочеркасске..."В том же письме Суриков с удовлетворением сообщает, что нашел натуру для Ермака иего есаулов."В 1894 году Суриков снова за работой — в Красноярске, Тобольске, в Type, на берегах Оби, — читаем мы в одной из биографий художника. — Казаки, остяки, татары, фигуры, головы, отдельные руки, щиты, пушки, самопалы, шапки, шлемы, пороховницы, мечи, кольчуги — и все с натуры, иногда по нескольку раз в разных положениях. Выискивается самая последняя мелочь..."Наконец, в 1895 году, работа над грандиозным полотном — картиной "Покорение Сибири" — была закончена. В этом своем выдающемся произведении Суриков изобразил лютую, решающую битву отряда Ермака с полчищами сибирского хана Кучума.Битва эта произошла в конце октября 1581 года; она описана в одной из сибирских летописей, так называемой Кунгурской. Если это высказывание художника действительно записано с его слов и Суриков в самом деле прочел Кунгурскую летопись уже после того, как композиция картины сложилась в его сознании, то все же несомненно, что "Покорение Сибири" не является плодом одной лишь творческой фантазии художника.Суриков отлично знал все народные исторические песни о Ермаке, в которых так образно поется о том, как выплывали казаки "на Иртыш реку под высокую гору Тобольскую", о "каленых стрелах", что летели, "как часты дожди", песни, в которых дается весьма подробное описание изображенного художником события.. .. Клином врезается отряд Ермака в несметные, но уже дрогнувшие полчища кучумовцев.Главный герой, Ермак, почти не выделен художником, он как бы слит, "спаян" со своим

znanio.ru

Покорение Сибири Ермаком

В Москве, прибыв из Красноярска в 1890 году, Суриков начал новую картину - "Покорение Сибири Ермаком". Она так же, как и "Боярыня Морозова", потребовала огромного времени, поисков композиции, соответствующей натуры и такого напряженного турда, который исключал всякую возможность другой сколько-нибудь серьезной работы.

Летом 1891 года художник лето провел в Красноярске, где собирал материалы для "Ермака". Зимой 1891-1892 гг. картина была начата. Суриков сообщает брату ее точные размеры: 9 аршин (длины) и 4 (ширины). Кроме того, к очередной выставке он подготовил "небольшой этюд, давно начатый, - русская старинная девушка в нашем пробабушкином голубом шугае. Вышло ладно". Видимо, это тот самый, который в каталоге Двадцатой выставки передвижников назывался "Историческим этюдом".

В декабре 1892 года Суриков на короткое время оторвался от "Ермака", чтобы подготовить к выставке "Исцеление слепорожденного". Но уже в начале 1894 года он сообщает брату: "Теперь я опять принялся за "Ермака"...Радуюсь, что много этюдов для него написал". Одновременно Суриков ревностно изучал исторические материалы. Летом 1893 года художник решается  отправиться на Дон, к казакам. "Тут я думаю найти некоторые лица для картины. Отсюда, говорят, вышел Ермак и пошел на Волгу и Сибирь...", - так говорил Суриков.

На Дону были выполнены этюды для Ермака и его есаулов, которые художник использовал потом в картине. Верность типов Суриков проверял в Москве, приглашая к себе в мастерскую казаков, и казаки признавали их за своих. Весной 1894 года была написана почти вся казачья сторона, и художник уже оканчивал некоторые фигуры правой части картины.

Многие художники смотрели "Ермака" еще незаконченным и говорили Сурикову, что это лучшая его кратина.

Летом 1894 года Суриков собирал материалы в Сибири, где сделал этюд для гребца с ссыльного казака, крепкого человека с мускулистыми руками. Это - фигура в глубине полотна, на носу второй лодки, но очень заметная. Особенно много материалов в том же году Суриков собрал для татарской стороны картины. В окрестностях озера Шира им были написаны этюды хакасов (местных качинских татар). Работа приближалась к концу. В Москве Суриков перевез картину в Исторический музей.

В "Ермаке" Сурикво поднялся на необычайную даже для него высоту исторического прозрения. Недаром он утверждал, что композиция картины, то есть расстановка движущихся сил, была им продумана и решена до того, как он ознакомился с летописным изложением события. Покорение Сибири Ермаком было событием чрезвычайного исторического значения. Неверно рассматривать этот факт как стремление Московского  государства расширять свои владения и подчинить народы и племена, населявшие Сибирь. Это была борьба прежде всего с Кучумом, который властвовал грабежами и разбоями и, собрав пеструю многоплеменную армию, уже дошел до Урала, угрожая Поволжью и другим исконным русским землям. Таким образом, поход Ермака был вызван  действиями этого азиатского агресора и, по существу, носил оборонительный характер.

Но Суриков не только показал борьбу этих двух стихий: он раскрыл их характер, правдиво и с предельной ясностью представил суть и значение исторического события. В "Ермаке" черты народного характера Суриков возвел до степени эпического величия. Работая с натуры над лицами хакасов и остяков, художник сделал удивительное открытие: "Пусть нос курносый, пусть скулы, - а все сгорманировано. Это вот и есть то, что греки дали, - сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти". Сурикову и здесь не изменила выская объективность художника.

Существо композиции "Ермака" в движении. Здесь движение еще сложнее и труднее, чем в "Боярыне Морозовой". Казачья флотилия движется навстречу  туземному войску, но каждый отдельный казак дан в спокойном состоянии. На их лицах нет и следа заботы о себе, тем менее - боязни; но нет и показного героизма. Спокойно, без всякой суеты и торопливости они делают свое дело.

Противоположны казакам неистовые лица и резкие движения туземцев, прижатых к подножию берега. Тревогу и смятение в их лагере подчеркивает своим разорванным силуэтом кооница наверху горы.

Удивительно строен и совершенен колорит картины. Истоки его искал Суриков в сибирской природе. Число красок ограничено, он суровы и мужественны. Их могучая гармония пронизывает всю картину.

Когда смотришь на "Ермака",  особенно на левую часть картины, то трудно отделаться от впечатления, что это рельеф, изваянный мудрой и могучей рукой скульптора, рельеф, освещенный скользнувшим лучем света, который заставил сильными линиями выступить самые резкие, самые острые грани формы.

Обсудить на форуме

art-on-web.ru

XI. «Ермак». Суриков

Годы перелома резко делят творчество Сурикова на два периода, различные и по своим художественным подходам, и по внутренней психологии.

Мы видели, как, создавая свою трагическую трилогию — «Стрельцов», «Меншикова» и «Морозову», — он прислушивался внутренним ухом к тайным голосам, знакам, указаниям, к неотступным впечатлениям, запавшим от живой жизни, но почему-то не дававшим покоя.

Его вела то свеча, пылающая днем, то тесная изба, то ворона, сидящая на снегу. Он по многу лет вынашивал эти впечатления и шел к художественным воплощениям ощупью, надрывом.

Теперь он почувствовал себя свободным и переполненным сил. Темная, ночная память крови угасает, но он умом осознает и утверждает свою родовую связь с Сибирью и казачеством. Слава и авторитет исторического живописца подсказывают ему темы.

Изо всех этих обстоятельств, в связи с волною жизнерадостности, охватившем его в Сибири, естественно возникает замысел воспеть подвиги казачества, и темой, представляющейся непосредственно, конечно, является «Покорение Сибири».

Важно то, что тема эта не подсказана тайными и темными голосами подсознательного, как все предыдущие, а сознательно выбрана личной родовой гордостью как благодарный исторический сюжет.

Задание картины сам Суриков формулировал такими словами: «Хотелось передать, как две стихии встречаются».

Предыдущие темы выплывали иррационально и неожиданно; эта картина пришла лично и сознательно.

Раньше он. как мы видели, для известного живописного эффекта искал подходящей исторической темы, теперь же он вступает на точную и честную дорогу: для заранее намеченной исторической темы ищет достойных способов выражения.

В этом лежит вся разница между первой и второй половиной его творчества.

Первую половину жизни он творил слепо, без уверенности, до самой глубины вскапывая родники своего духа. Через него говорило нечто глубоко забытое, полноценное и повторяемое.

Теперь он заговорил сам, как мастер. Только как мастер.

Раньше он искал внутренних откровений тяжелыми творческими потугами и, призываемые, они приходили то в виде случайностей, в которых открывалось искомое, то в виде неожиданных встреч на улице.

Теперь он, сознательно поставив себе целью стать певцом казацких подвигов, начинает документироваться добросовестно и подробно.

Количество этюдов, сделанных для «Ермака», больше (и они разнообразнее), чем для других картин. Все они сделаны более твердой рукой, направляемой более сознательным глазом.

Но вот знаменательная разница: если мы возьмем этюды отдельных персонажей к «Морозовой», то увидим, что каждое лицо, каждая фигура, раз вошедшие в картину, становятся и значительнее и глубже.

Сравните хотя бы этюд со Сперанской с головой монашки, выглядывающей из-за плеча боярышни, положив между ними промежуточные эскизы того же лица.

Процесс углубления сразу станет нагляден.

Между тем персонажи «Ермака» на этюдах и на картине внутренно равны себе.

Раньше было постепенное выявление лиц, теперь начинается хорошая мозаическая работа из заранее заготовленных кусков.

Но ей не хватает окончательного сплава — трагического очищения.

Сознательное мастерство растет, подсознательное горение идет на убыль.

Достаточно просмотреть подготовительную работу для общей композиции, зафиксированную в пяти эскизах 91 и 92 годов, и сравнить ее с эскизами к «Морозовой», чтобы увидеть, какой большой и осознанный опыт в распоряжении человеческими массами Суриков приобрел за эти годы.

Средняя группа под развевающимися знаменами с Ермаком в центре является первым данным.

Фигура Ермака найдена сразу: крепко стоящая обеими ногами, головой в профиль, с рукой, протянутой под прямым углом, приземистая, сильная, вырубленная топором. По направлению ее руки тянутся ружейные дула, давая устремление ее повелительному, но тупому движению.

Вначале на этом ядре сосредоточен весь свет, а толпа казаков занимает всю площадь картины. Татар почти не видно, солнце бьет в обрыв, а город занимает почти всю верхнюю четверть картины.

На эскизах 92 года все быстро формируется: татарское войско проливается из города и затопляет весь берег реки, казацкие ладьи отступают влево, формат картины вытягивается и приближается к излюбленной пропорции Сурикова — одного на два, что в «Морозовой» и в «Городке».

Когда ему приходится распоряжаться пассами, он неизбежно приближается к этой форме двух поставленных рядом квадратов. Это вызывается, конечно, его постоянным желанием повысить рост человеческой фигуры.

Чтобы понять смысл композиционного чертежа законченного «Покорения Сибири», надо картину поделить по диагонали, как это мы делали и с «Морозовой». Этим приемом сам Суриков выверял свои композиции.

Тогда вся левая нижняя половина отойдет под казаков, а правая верхняя под татар, обрывистый берег и пейзаж.

Совершенно так же, как рука Морозовой с двуперстным знаменьем подымается над диагональю, составляющей верхнее ребро того конуса удаления, в который она вписана вместе с розвальнями, так же здесь хоругвь с ликом Спаса, голова Ермака и его указующая рука выходят за грань отчерченной для казаков половины. В этом месте казацкая масса делает прогиб диагонали, а татарское войско образует выгиб.

Продолжая расчленение композиции, мы найдем и дальнейшие соответствия с «Морозовой». «Конусу удаления», по которому увозят Морозову, здесь соответствует такой же конус, идущий слева направо вверх. Его края определяются протянутой рукой Ермака и направлением ружейных стволов. Здесь смысл этой фигуры, конечно, иной, чем в «Морозовой»: там она указывала путь удаления, здесь она врезается острым углом в татарскую массу, и в этом месте татары смяты и бегут.

Если мы возьмем как грани этого угла сверху руку Ермака, а внизу ружье казака, стоящего по колена в воде на первом плане, как раз посредине картины, то вершина этого бьющего в татарскую массу клина придется на верху обрыва на группе молящихся шаманов. Она указывает как раз на ту точку морального сосредоточия татарской силы, которая должна быть поражена, которая уже уязвлена.

В основу композиции «Морозовой» был положен образ ладьи, оставляющей за кормой пенные борозды встревоженного чувства. Здесь есть образ носа ладьи, режущего волны человеческой массы.

Кстати, здесь это подчеркнуто реальным носом ладьи. Дым от выстрелов подымается по обе стороны ее, как пена, и волны татарского войска смяты именно перед ее носом.

Можно тоже заметить, что внутри большого клина, упирающегося в шаманов, есть еще малый клин, упирающийся в это смятое место татарского войска, с гранями, параллельными краям большого и образуемыми направлением носа и дулом пушки.

Когда-то Верещагин подверг жестокой критике казацкую стратегию Сурикова в «Покорении Сибири». По части военной стратегии ему, конечно, и книги в руки. Но стратегия и живописная композиция имеют между собой весьма отдаленные точки соприкосновения, и дать композиционной задаче, поставленной Суриковым (две стихии встречаются, и одна начинает одолевать), разрешение более простое и наглядное — трудно.

До сих пор мы рассматривали композиционные построения «Покорения Сибири», параллельные «Морозовой», но в «Ермаке» есть кое-что, чего еще нет в «Морозовой».

Хоругвям с изображением Спаса и святого Георгия, развевающимся над головой Ермака, соответствуют над головами татарского войска шаманы с воздетыми руками и фигуры всадников, скачущих по обрыву. Упование на спасение и идея скачущего на помощь всадника слева трактованы символически, а справа — реально и таким образом равновесятся.

Эти две точки образуют два угла равнобедренного треугольника, опрокинутого вершиной вниз. (Здесь приходится фигура казака на первом плане по колени в воде.)

Этот треугольник вписан геометрически как раз посередине картины и обнимает собою весь узел действия, включая и фигуру Ермака, и прогиб диагонали, о котором говорилось, и смятую массу татарского войска. Середину же основания его наверху занимает далекий силуэт оспариваемого города, замыкающий всю композицию.

Это симметрическое построение дает архитектурную устойчивость композиции, равновесие которой иначе было бы нарушено.

Этой архитектурной устойчивости нет совершенно в «Боярыне Морозовой». Там вся композиция в движении, она уходит в глубину наискось, валится в одну сторону.

Этого Суриков, конечно, и хотел достичь. Но здесь он приходит к осознанию того, что картина вне ее внутреннего движения должна давать архитектурную уравновешенность масс, и, несмотря на упорную сосредоточенность ее устремления, достигает устойчивости всего построения, крепко стоящего обеими ногами, как фигура Ермака на первых эскизах.

Таким образом, совершенно инстинктивно он приходит к догмату Бодлеровской эстетики:

«Ненавижу движение, смещающее линии».

В этом смысле композиция «Покорения Сибири» представляет собою шаг вперед но сравнению с «Морозовой».

Над картиной Суриков начал работать с 1891 года. Он изъездил всю Сибирь, собирая материалы. Ездил в Тобольск и по Оби для пейзажа. В 92 году — на Дон собрать казацкие типы, в 93 году — па самый север Сибири рисовать остяков, в 94 — снова в Тобольск и по Иртышу. Копчена и выставлена картина была в 1895 году.

Этюдный материал, собранный им за эти годы, громаден. Собирая эти этнографические материалы, он работал над ними так, как для «Стрельцов» и «Морозовой» он работал, зарисовывая телеги, дуги и розвальни. Его волновали живые отпечатки истории, запечатленные в характере лиц, в родовых типах, в жесте, рождаемом от прикосновения к древнему сручью или оружию. Достаточно внимательно проглядеть те рисунки, с которых он изучал руки, взводящие курок и натягивающие лук, чтобы выяснить себе, что его волновало и захватывало.

И здесь он продолжал идти от тех же самых постоянных величин истории.

«А я ведь летописи и не читал, — говорил он, — картина сама мне так представилась. А когда я потом уж Кунгурскую летопись начал читать, — вижу, совсем, как у меня. Совсем похоже. Кучум-то ведь на горе стоял. Там, где у меня скачущие… И теперь ведь, как на пароходе едешь, — вдруг всадник на обрыв выскочит: дым увидал. Любопытство, значит.

Толстой, как „Ермака“ увидал, говорит: „Это потому, что вы поверили, оно и производит впечатление“.

В исторической картине ведь и не нужно, чтобы было совсем так. а чтобы возможность была, чтобы похоже было. Суть-то исторической картины — угадывание. Если только сам дух времени соблюден, — в деталях можно какие угодно ошибки делать. А когда все точка в точку, противно даже».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Описание картины В.И. Суриков Покорение Сибири Ермаком

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рассказ о картине В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

Картина «Покорение Сибири Ермаком», созданная на материале сибирских впечатлений, разрабатывает, как и большинство произведений Василия Сурикова, событие русской истории, эпизод героического прошлого русского народа.Покорение Сибири Ермаком в XVI веке имело исключительное историческое значение для русского государства. Оно завершало многовековую борьбу народа с татарским владычеством, освобождало население Сибири из-под власти татарского хана Кучума, разорявшего его. Это дело большой государственной важности Ермак совершил по собственной инициативе, без сколько-нибудь серьёзной помощи со стороны царствовавшего тогда Ивана Грозного. Глубоко проникая в существо истории, Суриков и изобразил покорение Сибири как героический подвиг народа.В картине борьба Ермака с ханом Кучумом представлена как столкновение двух стихий, двух сил. Вспоминая о создании картины, Суриков рассказывал: «А я ведь летописи и не читал. Она сама мне так представилась: две стихии встречаются. А когда я, потом уже, Кунгурскую летопись начал читать, – вижу, совсем, как у меня. Совсем похоже. В исторической картине ведь и не нужно, чтобы было совсем так, а чтобы возможность была, чтобы похоже было. Суть-то исторической картины – угадывание. Если только сам дух времени соблюдён, в деталях можно какие угодно ошибки делать. А когда всё точка в точку – противно даже».Действие развёртывается на фоне сурового сибирского пейзажа. Пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря. Грозному натиску дружины казаков, пёстрое вооружение которых говорит о жизни, проводимой в боях и походах, противостоит сплошная масса разноплемённого войска, собранного Кучумом со всех концов Сибири. Тут и остяки, и вогулы, и сами татары. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточённым упорством сражаться с казаками. Прижатые к крутому берегу Иртыша, они бесстрашно встречаются лицом к лицу с дружинниками Ермака, осыпая их градом стрел. Рисующиеся в отдалении на фоне неба фигурки бешено скачущих по берегу всадников усиливают ощущение тревоги в стане татар. Сбивчивым ритмам войска Кучума противопоставлены строгие вертикали фигур казаков, наступающих сомкнутым строем с ружьями в руках. Их осеняет знамя «Спаса», под которым стоит Ермак, повелительно простёрший руку в сторону врагов, указывая направление основного удара. Знамя это – подлинно историческое, оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Не раз за долгую историю под знаменем «Спаса» ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле).Создавая героический образ сражающегося русского народа, показанного в его победоносной силе и торжестве, Суриков был далёк от пренебрежительного отношения к противникам Ермака. С глубоким вниманием и симпатией запечатлел он непохожие друг на друга типы разноплемённого войска Кучума. Все они по-своему реагируют на происходящее сражение – на их лицах с большой непосредственностью и экспрессивностью отражаются самые разноречивые чувства: ожесточение и злоба – на одних, боевой пыл – на других, смесь серьёзности, удивления и любопытства – на третьих. В процессе работы над изображением иноплеменников понимание Суриковым красоты человеческого лица значительно расширилось. Свои наблюдения художник выразил в словах: «Пусть нос курносый, пусть скулы, – а всё сгармонировано. Это вот и есть то, что греки дали, – сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти». Любовь Сурикова к изделиям народного творчества помогла ему и здесь, при воссоздании этого нового для него мира понятий и представлений, не только точно передать национальное своеобразие одежд народностей Сибири, но и уловить в них проявление художественного вкуса народа, особое, неповторимое чувство прекрасного, отличное от тех эстетических норм, которые были претворены им в «Боярыне Морозовой».Колорит картины «Покорение Сибири Ермаком» отличается удивительной красотой своих глубоких, сдержанно-строгих красок, отвечающих характеру суровой природы Сибири, всему эпическому строю изображения. По достигнутой в колористической гамме гармонии картина не знает себе равных в творчестве Сурикова.Перед тем как закончить картину и выставить её на суд широкой публики, Суриков показал «Ермака» казакам, которые «призна

schoolfiles.net

Описание картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» - 8-й класс - Сочинения

 Если сделать небольшой экскурс в историю, то можно без труда отследить, что эта картина великого русского художника, далась ему очень не просто и в больших «творческих мучениях», как говорят люди этого круга. Писал он ее более четырех лет (почти пять), и, наконец, в конце 1895-го года, это гениальное полотно «увидело свет».

 Идея написания этого полотна, не возникла у Сурикова случайно, так как он был истинный патриот русского народа, и прекрасно понимал, какое огромное значение имело освобождение его родины от татарского хана. Его, в то время, так и называли: «Хан Кучум – презренный царь Сибири». А, учитывая то обстоятельство, что Василий Суриков сам родился и вырос в Сибири, то написание такой картины, для него было, без всякого преувеличения, делом чести.

 На самом полотне изображено очень жесткое сражение отряда Ермака с воинами хана Кучума. Если посмотреть на картину «беглым взглядом», то можно увидеть «однородную сражающуюся массу». Но это очень обманчивое обстоятельство. Всмотревшись не много пристальнее, можно без труда заметить, что идет жестокое сражение за родную землю, в которой русские воины, обязательно одержат победу.

 А где же сам храбрый и отважный Ермак? А вот, его-то, как раз, сразу и не заметишь. Его выдает только его рука, которая твердо направляет своих ополченцев в непримиримую атаку за родной край. Его жест изображен настолько твердым, что не вызывает сомнений ни у одного зрителя.

 А вот, лица «казаков-ермаковцев», наоборот, очень четкие. В них, без особого труда, можно увидеть гнев и ненависть к врагу, грандиозную силу воли, мужество и веру в победу. Они прекрасно понимают, что правда на их стороне, и враг будет полностью разгромлен и выдворен с родной земли, на которой, он очень долго господствовал.

 Хотя и битва находится в стадии апогея, уже четко вырисовывается ее результат. Лица татар, в отличии и в противовес русским, наполнены страхом и паническим ужасом. Они бегут с поля битвы. Их настроение и состояние подтверждает пейзаж. Он довольно угрюм и мрачен. Осеннее, темно-серое небо, мутная и быстрая река, ухабистый и глиняный берег. Изображение картины настолько кажется реалистичным, что зритель, невольно, сам может принять себя за ее участника.

 Очень четко изображены вспышки выстрелов, которые выражаются маленькими розовыми облачками, и блестящие стволы орудий. А алое пятно крови и казака, подчеркивает его самоотверженность и преданность своему родному краю. Конечно, он погибнет, но его никогда не сломать. Он никогда не утратит свою доблесть и честь.

 Если даже, картину посмотрит тот зритель, который абсолютно не разбирается в искусстве и живописи, то даже он, без особого труда, поймет, сколько переживаний и чувств выражено в этом полотне. Как тяжело было защитить родную землю от ненавистного врага, и сколько слез и крови пролилось, пока она стала свободной.

 Это полотно, без преувеличения – памятник российской истории, напоминание нашим потомкам, как тяжело доставалась и защищалась великая русская земля!

xn--e1afbsbcu3c9d.xn--p1acf

Картина "Покорение Сибири Ермаком" Сурикова :: ashanet.ru

Картина Сурикова "Покорение Сибири Ермаком" - один ярчайших шедевров русской живописи XIX века. Она входит в собрание знаменитых полотен русских авторов, посвященных событиям русской истории.

Василий Суриков и его картины

Автор картины «Покорение Сибири Ермаком» - представитель старинного казачьего рода, издревле проживавшего на землях Придонья. Известно, что предок Василия Ивановича Сурикова в XVI веке ушел с Дона с дружиной Ермака и воевал на Иртыше с ханом Кучумом. Позже предки Сурикова обосновались на сибирских землях у Енисея. Сам В. И. Суриков говорил, что «идеалы исторических типов» Сибирь воспитала в нем с детства.

автор картины покорение сибири ермаком

Картины Сурикова, в том числе и «Покорение Сибири Ермаком», полны патриотизма, глубокого национализма, высокой гражданственности. Автор мастерски воссоздал сибирские пейзажи. Внимательно относился к мельчайшим деталям, подчас достигая археологической точности. Пытливо изучал многочисленные исторические источники.

Именно поэтому образ эпохи, воссозданный им в полотнах, так ярок и близок к реальности. Василий Суриков – мастер демократического реализма. Он полагал, что только через понимание истории своей страны возможно осознать ее настоящее. Яркий пример - его картина "Покорение Сибири Ермаком".

Сюжет и история

В основу сюжета картины Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» легли подлинные факты русской истории. Иван Грозный присоединил к Руси Астраханское и Казанское княжества, а также Поволжье. В 1555 году ему подчинился сибирский хан Едигер на условиях выплаты небольшой дани. Она состояла из шкурок соболей и белок, в избытке водившихся в сибирских лесах.

В 1563 году земли Сибирского ханства захватил Кучум. Он отказался выплачивать установленную дань Москве. Кроме того, от набегов сибирских отрядов стали вновь страдать приуральские земли. Тогда, без согласия Ивана Грозного, бароны Строгановы снарядили против Кучума отряд, состоявший из казаков.

картина покорение сибири ермаком

Его возглавил атаман Ермак Тимофеевич. Казаки перевалили Уральские горы и разбили отряды местных правителей. А затем и воинов Кучума. Был покорен Кашлык – столица Сибирского ханства.

Преимуществом русского войска в борьбе с ханскими войсками было владение огнестрельным оружием. Но завоеванием Кашлыка не закончилось противостояние с Кучумом, сбежавшим на юг и собравшим новое войско. Тем временем ряды зимовавшего в Сибирской столице отряда Ермака редели. И когда летом 1584 года вновь набранное войско Кучума осадило Кашлык, Ермак был вынужден покинуть город.

По пути на юг отряд казаков расположился лагерем на отдых. Ермак забыл или не посчитал нужным выставить дозор. Внезапное нападение войска Кучума внесло смятение в казачий отряд, который в результате понес большие потери, а сам атаман Ермак, спасаясь вплавь через Иртыш, утонул. Лишь в 1598 году в Сибирь из Москвы было вновь отправлено войско, довершившее разгром Кучума.

Краткое описание картины В.И. Сурикова "Покорение Сибири Ермаком"

Обратимся к самому полотну. Выполняя описание картины «Покорение Сибири Ермаком», следует отметить, что Суриков использовал скупое, почти монохромное, решение колорита произведения. Единственное яркое пятно, выделяющееся на землисто-коричневом фоне, - красный кафтан одного из воинов атамана Ермака.

Можно предположить, что такое решение неслучайно – автор мог таким способом концентрировать взгляд зрителя на главном персонаже произведения – русском войске. Именно войске, так как сам атаман практически неотделим от своих воинов, составляя с отрядом единое целое. Хоругвы с ликом Иисуса Христа, развевающиеся над головами русских воинов, осуществляют Божью помощь и поддерживают казаков в последнем бою с ханским войском.

суриков покорение сибири ермаком

Отплывающие от берега кучумовские лодки и скачущие от горизонта на подмогу хану воины составляют противовес отбивающимся с отплывающих лодок казаков, что создает ощущение «замершей сцены», дающей возможность зрителю самостоятельно завершить события исторического момента.

Однако многие культурологические источники выражают мысль, что Суриков в своей картине "Покорение Сибири Ермаком" хотел показать именно победу русского войска над Кучумом. В качестве аргументов приводятся искаженные лица мечущихся в панике врагов. А лодки казаков не отплывают, а, наоборот, устремляются навстречу ханскому войску.

Общие сведения

 покорение сибири ермаком картина описание

Картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», написанная автором в 1895 году, создавалась около четырех лет. Полотно имеет не очень большие размеры - 285 х 599 см, написано маслом на холсте. Является одной из жемчужин коллекции произведений живописи XIX века Государственного русского музея Санкт-Петербурга (Инженерная ул., 4).

ashanet.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта