Игорь Грабарь картины. И грабарь картины
Игорь Грабарь картины
Игорь Грабарь биография
Игорь Эммануилович Грабарь — известный советский художник, живописец. Кроме написания картин, известен как искусствовед, музейный деятель, профессор и педагог. Являлся академиком Академии Художеств СССР и Академии Наук СССР. В 1956 году ему было присуждено звание Народного художника СССР. В 1941 году Игорь Грабарь получил Сталинскую премию первой степени.
Русский художник Игорь Грабарь родился в 1871 году в Будапеште. Семья художника переехала в Россию в 1876 году. Учился в лицее цесаревича Николая и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств, а позже поступил в Петербургскую академию художеств. Стоит отметить, что в Академии одним из его преподавателей был великий русский художник Илья Репин. Также Игорь Грабарь обучался живописи в Париже и Мюнхене. Состоял в таких объединениях художников, как «Мир искусства» и «Союз русских художников».
Основными направлениями русского художника были пейзажи, натюрморты и портреты. Особенно известными стали его зимние пейзажи, где Грабарь мастерски передавал белоснежный иней. Иней художник писал на разные лады — в дневные, утренние и вечерние часы, при разной степени освещённости. «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок», — говорил сам Игорь Грабарь.
Знаменитый русский художник умер 16 мая 1960 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Игорь Грабарь картины с названиями
Березовая аллея
Васильки. Групповой портрет
Дама у пианино
Зима
Зимой. Портрет О.И.Грабарь, дочери художника
Иней
Майский вечер
Мартовский снег
Московский дворик
Натюрморт
Портрет Валентины Михайловны Грабарь, жены художника
Портрет К.И.Чуковского
Рябинка
Светлана
Солнце поднимается
Февральская лазурь
Яблоки
Давно собираетесь остеклить и утеплить балкон своего дома? Обратите внимание, что установить пластиковые балконы можно, обратившись в компанию «ГАЗДА». Современные системы балконов от профессионалов своего дела.
И. Грабарь «Февральская лазурь» история картины
Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) — знаменитый советский художник, живописец, искусствовед, профессор, педагог, реставратор. За свою творческую карьеру создал немало замечательных картин, которые сегодня считаются настоящим достоянием русского искусства. Одной из самых известных картин И. Грабаря считается работа под названием «Февральская лазурь».
Пейзаж «Февральская лазурь» был написан в 1904 году. Холст, масло. Размеры: 141 x 83 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва. Картина написана в стиле импрессионизм. Настроение картины радостное и светлое. В этой работе Игорь Эммануилович попытался передать солнечный зимний день в берёзовой роще. Благодаря своему таланту, художник сумел передать не только сам пейзаж, его реалистичный вид и малейшие нюансы, но и сам характер солнечного зимнего дня. При взгляде на картину, создаётся ощущение нечто прекрасного, радостного и светлого, что уводит от повседневности и воспевает красоту русского леса, тишину берёзовой рощи, лёгкий морозец, хруст снега под ногами, лучи солнца, которые даже в зимний период согревают и обещают скорый приход долгожданной весны.
На переднем плане мы можем увидеть берёзу, которая раскинула свои ветви и пронизывает своей величавой красотой всё пространство картины. Здесь И. Грабарь выбрал ракурс, при котором зритель смотрит на деревья снизу вверх, что делает берёзы, а также всё пространство картины, ещё более впечатляющим своими размерами и масштабом. Необычный ракурс, а также яркий колорит работы, сделали картину не просто красивым пейзажем, но настоящим шедевром. Посмотрев на эту работу, сразу становится понятно, что в её основе и мелочах есть нечто неуловимое, что делает природу русского леса необычайно притягательной и волнующей сердце, душу и воображение.
Картина «Февральская лазурь» также предвещает приход весны. В этом есть некая грусть расставания с зимой. Солнце начинает светить ярче. Морозы отступают. Деревья уже сбросили шапки снега и вскоре по лесу побегут ручьи, а на берёзах начнут набухать почки. Картина наполнена скорым пробуждением природы после долгой спячки. От смешанных чувств грустного расставания с зимой и радости прихода весны, картина становится ещё более волнующей и трогающей за самое живое в сердце.
История картины «Февральская лазурь» началась после того, как в феврале 1904 года художник отправился на дачу к своим друзьям. Во время своей прогулки по окрестностям, когда установился солнечный день, художник нечаянно уронил палку. Наклонившись, чтобы её поднять, он повернул голову и вдруг увидел нечто, что поразило его до глубины души. Под другим углом обычная природа заиграла совсем другими красками, близкий снег заблистал, деревья показались более величественными, небо казалось ещё более синим. Игорь Грабарь тут же побежал домой, чтобы сделать первый набросок. На следующий день он отправился на то же место, выкопал в снегу траншею для установки мольберта и принялся за работу. Так родился шедевр русского искусства, который и сегодня радует и восхищает любителей живописи и посетителей Государственной Третьяковской галереи.
И. Э. Грабарь картина «Февральская лазурь»
art-assorty.ru
Грабарь картины
16 января 1913 года сильно пострадал один из экспонатов Третьяковской галереи.
А именно, картина И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
Ее изрезал ножом душевнобольной посетитель галереи.
Этот частный случай привел к отставке тогдашнего попечителя галереи И.С. Остроухова.
И сразу же встал вопрос о назначении нового попечителя, а по существу — директора Третьяковской галереи, кандидатуру которого утверждала городская дума Москвы.
К этому времени Игорь Эммануилович Грабарь картины, а также статьи, обзоры и книги об искусстве которого высоко ценились и были широко известны, стал уже достаточно заметной и авторитетной фигурой в художественном обществе города.
В результате именно его кандидатура, как наиболее подходящая, была выдвинута на эту должность, а затем и утверждена большинством думских голосов.
Со 2 апреля 1913 года И.Э. Грабарь становится попечителем галереи.
При нем галерея из частного собрания картин постепенно превращается в музей европейского типа. Формируется новая экспозиция галереи. Составляется ее полный научный каталог. Вводится систематическая фотофиксация экспонатов и картин.
С 1916 года по его инициативе при галерее создаются реставрационные мастерские. В которых под его же руководством разрабатываются основы совершенно нового для того времени научного реставрирования и музейного хранения коллекции.
СМЕНА ЭПОХ
Октябрь 1917 года ознаменовался тем, что в России свершилась революция.
И общественно-политический строй в стране сменился на социалистический.
Однако на художественно-реставрационную деятельность И.Э. Грабаря это никаким кардинальным образом не повлияло.
Он и после революции так и остался директором Третьяковки.
А кроме того, 10 июня 1918 года реставрационные мастерские при галерее получили официальный статус: Всероссийская комиссия по сохранению и раскрытию древнерусской живописи.
В 1924 году сменив его название на Центральные государственные реставрационные мастерские.
Усилиями Игоря Эммануиловича в ЦГРМ удалось собрать лучшие научные кадры того времени, цвет российской реставрации: и выдающихся ученых-искусствоведов, и опытных реставраторов-практиков.
Реставрация настолько захватила Грабаря, что в 1925 году он ушел с поста директора к тому времени уже Государственной Третьяковской галереи.
И на ближайшие пять лет целиком посвятил себя реставрационной деятельности в созданных им же Центральных государственных реставрационных мастерских.
Сегодня это Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря — крупнейший российский реставрационный комплекс.
В мае 1928 года было установлено новое звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
Игорь Эммануилович получил его первым. Именно за свои реставрационные заслуги.
Самыми значительными эпизодами в его реставрационной деятельности были: реставрация иконы «Троица» Андрея Рублева, где он принимал непосредственное участие и реставрационная работа в Троице-Сергиевой лавре, где он был уже консультантом Ученого совета.
А еще в мастерских восстанавливались такие мировые сокровища как античная керамика, средневековые рукописи, живопись из коллекции Дрезденской галереи, панорама «Бородинская битва» Франца Рубо, древнерусские иконы.
И тем не менее, в 1930 году Грабарь уходит с поста и директора мастерских.
Тоска по живописи снова взяла вверх.
Может быть, здесь свою роль сыграло еще и то, что на протяжении 1920-х годов он много ездил по миру.
И по приглашению иностранных музеев в качестве крупного эксперта и высококлассного специалиста-искусствоведа в области живописи.
И занимаясь организацией выставок советских художников, проходивших за рубежом.
И как неоднократный участник международных выставок с собственными работами.
Вот только небольшой перечень его международной деятельности того времени.
1922 год — XIII Международная выставка искусств в Венеции, на которой он работает в комитете по устройству ее русского отдела.
1923 год — подготовка и проведение выставки русского искусства в Америке, для которой он составляет полный каталог, пишет к нему введение. А также занимается активной пропагандой выставки в Нью-Йорке и других городах США.
1929 году — Германия, куда он едет с выставкой древнерусской иконописи.
А может, еще из-за того, что к этому времени он уже пенсионер. И может позволить себе снова, как и в дугинской молодости, заниматься только художничеством и писательством.
В 1933 году в серии «Жизнь замечательных людей» вышла в свет двухтомная книга о Репине, писать которую Грабарь начал еще в 1914 году.
20 января 1936 года он закончил автомонографию своей жизни. Подробно описав свои воспоминания о царской и социалистической России.
Однако Великая Отечественная война не позволила Грабарю мирно почивать на лаврах искусства и вести спокойную жизнь советского пенсионера.
Нанесенный и продолжающийся наноситься войной ущерб необходимо было восстанавливать. В том числе и в искусстве.
1 сентября 1944 по распоряжению Правительства СССР вновь создается Центральная реставрационная мастерская, закрытая в 1934 году.
И с этого времени Грабарь вновь начинает занимается реставрацией.
На этот раз в роли организатора и научного руководителя «новой» мастерской.
Снова набираются кадры мастеров-реставраторов, иногда даже отзываемые с фронта.
Снова отрабатываются методики и процессы восстановления исторических ценностей.
И вновь начинается кропотливая, но захватывающая реставрационная деятельность.
Да и после войны, несмотря на преклонный возраст, он не перестает заниматься научной и руководящей работой в области искусства.
С 1921 по 1946 год И.Э. Грабарь профессор Московского государственного университета. На отделении искусств которого он читает лекции по научной реставрации, ее теории и практике. В то время такие лекции не читались ни в одном университете мира.
С 1937 по 1943 годы исполняет обязанности директора Института имени В.И. Сурикова.
С 1943 по 1946 год руководит Всероссийской Академией художеств и Институтом живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде.
С 1944 года он основатель и руководитель Института истории искусств АН СССР, созданного по его инициативе и который возглавлялся им до конца жизни. Главной задачей коллектива ученых этого института и самого Игоря Эммануиловича стала подготовка и выпуск современной версии «Истории русского искусства» — многотомного издания, которое выходило с 1954 по 1962 годы.
К тому же он действительный член АН СССР с 1943 года и действительный член Академии художеств СССР с 1947 года.
В 85 лет Игорь Эммануилович Грабарь получил звание народного художника СССР.
И в этом же году он принимает участие в одном из самых известных форумов современного искусства — 18-м биеннале в Венеции.
В числе его наград два ордена Ленина и орден Трудового Красного Знамени.
ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ ТВОРЧЕСТВА
Но это все официальные заслуги и признания его таланта и руководящих способностей.
Меня же, чем больше я узнавал особенности биографии Игоря Эммануиловича, все сильнее занимал вопрос: где он находил силы и время для того, чтобы сначала учиться и писать картины, а затем руководить и писать кроме картин еще и книги?
Где он черпал творческую энергию, а главное желание столько всего делать и при этом успевать совершенствоваться?
Что позволяло ему, даже несмотря на колоссальные перемены в стране и прогресс науки и техники, постоянно находиться на вершине творчества и не переставать всю жизнь заниматься своим любимым делом, какие бы внешне объективные обстоятельства не мешали ему это делать?
Причем заниматься на таком уровне, что считаться специалистом мирового класса, к словам и мнению которого прислушиваются не только в России, но и за рубежом и быть художником, произведения которого почитают за честь разместить в своих коллекциях ведущие картинные галереи мира?
Ответ на все эти вопросы я нашел на последней странице его автомонографии.
1.К главному делу жизни отношение должно быть одержимое до страсти. Без этого любое занятие не даст никаких ощутимых результатов. Подлинная страсть и одержимость не заглохнет и не зачахнет при возникновении любых помех и препятствий. Наоборот, будет усиливаться и расцветать. А если заглохнет и завянет — значит, это не подлинный интерес к делу. И это не главное дело жизни.
2.Должна быть воля к труду. И лучший отдых — это перемена деятельности.
3.Еще в мюнхенские годы И.Э. Грабарь выработал привычку ложиться спать в девять часов вечера, а вставать в четыре утра. Конечно, приходилось жертвовать многими вечерними мероприятиями: концертами, театрами, собраниями и т.д. Но зато в утренние часы, когда никто не мешал, можно было многое успеть сделать.
4.Совет П.И. Чайковского, полученный еще в студенческие годы и которому Игорь Эммануилович следовал всю жизнь — при сомнениях в себе или творческой депрессии работать с утроенной силой и интенсивностью. Такая работа непременно пробьет все сомнения и вернет веру в свои силы.
5.Любой человек может достигнуть просто фантастических результатов, таких о чем и подумать не мог даже в своих самых смелых мечтах. Нужно лишь настойчиво и вдумчиво трудиться. Изо дня в день.
6.Никогда, ни в один день нельзя довольствоваться своими достигнутыми результатами. То, что было сделано вчера — сегодня уже никуда не годится. То, что сделано сегодня — еще терпимо. И только подлинно совершенное будет создано завтра.
7.Постоянно стремиться к тому, чтобы сегодня знать и уметь больше, чем вчера. А завтра знать и уметь больше, чем сегодня.
СНЕГ И БЕРЕЗЫ
В предыдущих постах затронуто далеко не все, что успел совершить за свою жизнь И.Э. Грабарь.
Он был юристом, художником, писателем, музейщиком, реставратором, скульптором, архитектором, педагогом, руководителем институтов и основателем целых направлений в искусстве и науке.
Пожалуй, не было в России двадцатого века человека более многогранного, так ярко проявившего себя в самых разных областях и сферах искусства и оказавшего столь мощное личное творческое и организационное воздействие на формирование целых его направлений.
И при всем при этом он больше всего любил изображать на своих картинах снег и березы средней полосы России. Своей второй родины.
Самая знаменитая его картина «Февральская лазурь» — это именно снег и березы.
И Россия…
Художник-академик российской зимы Игорь Эммануилович Грабарь.
odariy.ru