Художник Виктор Пивоваров: «Кроме музеев, я ни к чему не приспособлен». Художник пивоваров картины
Московский концептуализм и Виктор Пивоваров
Виктор Дмитриевич Пивоваров родился 14 января 1937 года в Москве. По словам художника, первое произведение искусства он создал ещё в эвакуации, когда ему было пять лет. В 1957 году окончил Московское художественно-промышленное училище им. Калинина, а в 1962 — Московский полиграфический институт. После окончания института несколько лет посвятил книжной иллюстрации.
Так, в 1971 году был издан перевод произведений Г.-Х. Андерсена («Оле-Лукойе). Книга вышла с иллюстрациями Виктора Пивоварова. Художник проиллюстрировал практически каждую страницу книги, поэтому рисунков там достаточно. На мой взгляд, можно привести хотя бы один из них:
Работа Виктора ПивовароваПервая мастерская появилась у Виктора Дмитриевича в 1967 году. Тогда он работал преимущественно в графических техниках. В то же время он создал серию монотипий «Искушение Св. Антония». Именно эта работа, считает Пивоваров, является точкой начала его творческой деятельности.
С 1970 года художник начинает работать в живописи. В первых картинах Виктора Пивоварова чувствуется, как сказал сам художник, «эйфория освобождения, наслаждение легкой и свободной игрой предметами и образами». В пример можно привести «Синие очки безумного милиционера» (1970 год).
Виктор Пивоваров, «Синие очки безумного милиционера» (1970)«Альбом» как новый жанр
В 1970-е годы появляется новый жанр, разработанный московскими концептуалистами, — «альбом», — в котором в полной мере проявляется синтез рисунка и текста. Помимо Пивоварова в разработке этого жанра также принимал активное участие Илья Кабаков. Виктор Дмитриевич работает в этом жанре до сих пор.
Сам Пивоваров раскрыл термин «альбом» следующим образом: «Альбомы соединяли в себе элементы театрального представления, фильма и литературного произведения, оставаясь при этом в рамках изобразительного искусства».
Один из поздних «альбомов» Пивоварова — «Желтый» (2001) — не так сложно найти в интернете. Он состоит из 16 листов. На третьем листе мы видим странную человеческую фигуру, «с какой-то лисьей мордочкой, грустно опущенной вниз, в длинном одеянии, на коньках, одна рука — за спиной, одна нога странно задрана, над головой — кружочек, в который вписана дорога, уходящая в горы, за горы, прямо в горизонт, прямо в небо». Надпись под рисунком гласит: «Вскоре я заметил странную желтую фигуру, быстро передвигающуюся на коньках». Забавно то, что под рисунком четвертого (то есть следующего) листа этого же альбома появляется надпись ещё интереснее: «Только потом до меня дошло, что тепло и никакого льда, чтобы кататься на коньках, нет».
«Альбомные» эксперименты Виктора Пивоварова направлены на звуковое и визуальное восприятие. В них рисунок дополняет текст, а текст дополняет рисунок. Подобные опыты создают абсурдную ассоциацию: «альбом» можно легко превратить в «киноленту», то есть оцифровать его и воспроизвести, но предварительно озвучив каждую сцену.
Нельзя не отметить, что предшественники московских концептуалистов уже экспериментировали в подобном направлении. Так, например, дадаист Макс Эрнст, находившийся в Кёльне, дополнял свои коллажи, ведущие «в таинственные, зловещие области», текстовым содержанием.
Армен Рубенович Апресян в своей диссертации «Эстетика Московского концептуализма» отмечает, что «московскому концептуализму свойственны формы жесткой внешней упорядоченности, в которые загоняется слово». Затем он приводит в пример «типовой проект жизни одинокого человека В. Пивоварова». Хотелось бы рассмотреть этот альбом подробнее.
«Проекты для одинокого человека»
Итак, «Проекты для одинокого человека» датируются 1975 годом. И. В. Лазебникова в статье «Концептуальные альбомы 1970-х годов: Илья Кабаков и Виктор Пивоваров» точно определяет, что данный альбом содержит в себе иронию «по отношению к социально-структурированному укладу жизни, который часто вступает в конфликт с развитием личности». С этим тезисом нельзя не согласиться. В своей работе Виктор Пивоваров предлагает нам взглянуть на «Режим дня одинокого человека»:
«Режим дня одинокого человека». Виктор ПивоваровУ «одинокого человека» есть всего 6 видов «неба». Всё по плану, ничего лишнего. Более того, Пивоваров — и это отчетливо прослеживается — заставляет смотрящего саркастически относиться к жизни «одинокого человека». Вряд ли имплицитный читатель должен примерить на себя этот образ жизни. Безусловно, мало людей, которые хотели бы видеть одни и те же сны в определенный день недели (или видеть одно и то же небо). Виктор Пивоваров умело иронизирует и предлагает задуматься: а так ли надо жить? Это ли жизнь человека? Советское пространство душит и априори делает человека «одиноким».
Пронизан абсурдом и «Проект снов для одинокого человека». Для каждой ночи у него свой сон. Всё это перекликается с типичной жизнью советского человека с его точным и банальным распорядком дня, который сложно чем-то разбавить (да и возможно ли?).
«Проект снов для одинокого человека». Виктор ПивоваровПомимо «альбомов» Виктор Пивоваров создавал циклы картин. Так, например, ещё в середине прошлого десятилетия художник представил свой цикл «Едоки Лимонов» (2005-2006 гг.). Этот цикл включает в себя 25 картин. В самом деле, уже название цикла отсылает нас к классическому искусству: как мы знаем, Винсент Ван Гог в 1885 году написал картину «Едоки картофеля». Только у Ван Гога за небольшим столом сидят «бедняки», которые, на первый взгляд, удовлетворяют свою физиологическую потребность. Пивоваров же поднимает проблемы скорее экзистенциальные, чем «рутинные».
Виктор Пивоваров, из цикла «Едоки Лимонов»В 2005 году Виктор Дмитриевич также представляет публике альбом «Холин и Сапгир ликующие». Относительно недавно (20 мая 2017 – 13 августа 2017) состоялась выставка «Холин и Сапгир. На правах рукописи» в музее современного искусства «Гараж». С помощью выдержек из текстов художников и писателей, знавших Холина и Сапгира, Виктор Пивоваров создает личный портрет двух поэтов, которые обладали разными характерами, что не мешало им быть друзьями. «Холин и Сапгир летящие» (2005):
Виктор Пивоваров, «Холин и Сапгир летящие»В этом же альбоме вновь появляется мотив «высокого искусства» в творчестве Виктора Пивоварова. Художник, как было отмечено ранее, уже отсылал зрителя к Винсенту Ван Гогу. Сейчас же Виктор Дмитриевич сделал совершенно замечательную аллюзию к Данте и его «Божественной комедии». Произведение Пивоваров назвал «Холин и Сапгир в Аду» (2005):
В 1979 году состоялась первая выставка Виктора Пивоварова, где он показал свой цикл «Семь разговоров».
Что касается дальнейшей жизни и деятельности Виктора Дмитриевича Пивоварова, то нельзя не отметить, что он эмигрировал из СССР в Прагу в 1982 году. В следующем году он получает заказ от пражского издательства «Одеон» на иллюстрации к Велимиру Хлебникову (которого, справедливо отметить, даже не издавали в Советском Союзе).
Затем Виктор Дмитриевич публикует свои книги («Влюбленный агент», «Серые тетради», «О любви слова и изображения»). Параллельно писательскому творчеству он активно участвует в выставках (в 2004 году — в Третьяковской галерее, в 2006 году — «Едоки лимонов» в Московском музее современного искусства, в 2015 году — «Лисы и праздники» в Государственном музее востока, в 2016 году — «След улитки» в Музее современного искусства «Гараж», в том же году — «Потерянные ключи» в ГМИИ им. А. С. Пушкина). Очевидно, это неполный список выставок, в которых участвовал Виктор Пивоваров, это лишь недавние «известные» выставки.
Резюмируя все сказанное, нельзя не сказать, что Виктор Дмитриевич Пивоваров (собственно, как и художники «старшего поколения» концептуалистов) продолжает работать в том же направлении. Порой они возвращаются туда, где начиналось движение, «которое принесло им славу и благодаря которому их имена внесены в историю отечественного искусства XX века». Подтверждение этому — выставки Виктора Пивоварова, которые неоднократно были упомянуты в данной работе.
Помочь проекту
Похожее
karagezyan.ru
Виктор Пивоваров Картины работы биография художника Галерея произведений
admin 21.03.2016 Галерея, Новости, Пивоваров Виктор 7,740 Показы
Открыть доступ 41. Пивоваров Виктор «Из цикла «Едоки лимонов». «Это не вы часы потеряли? (Рыцарь, дьявол и смерть)» 2006 Холст, масло 135х105
Check Also
До 16.09.2016 в Музее Арт4.
cultobzor.ru
Виктор Пивоваров Картины работы биография художника Галерея произведений
admin 21.03.2016 Галерея, Новости, Пивоваров Виктор 7,740 Показы
Открыть доступ 21. Пивоваров Виктор «Из цикла «Посвящения». Севе и Наташе» 2006 Холст, масло 65х90 22. Пивоваров Виктор «Из цикла «Посвящения». Паше» 2004 Холст, масло 65х90 23. Пивоваров Виктор «Из цикла «Посвящения». Милене» 2005 Холст, масло 65х90 24. Пивоваров Виктор «Из цикла «Посвящения». Генриху Сапгиру» 2005 Холст, масло 65х90 25. Пивоваров Виктор «Из цикла «Посвящения». Игорю Холину» 2005 Холст, масло 65х90 27. Пивоваров Виктор «Из цикла «Посвящения». Лидочке Шульгиной» 2005 Холст, масло 65х90 28. Пивоваров Виктор «Из цикла «Посвящения». Лене Елагиной и Игорю Макаревичу» 2005 Холст, масло 65х90 29. Пивоваров Виктор «Из цикла «Посвящения». Вике» 2005 Холст, масло 65х90 30. Пивоваров Виктор «Из цикла «Посвящения». Паше» 2004 Холст, масло 65х87 31. Пивоваров Виктор «Из цикла «Едоки лимонов». Островок» 2005 Холст, масло 75х105 32. Пивоваров Виктор «Из цикла «Едоки лимонов». Святой Себастьян» 2005 Холст, масло 95х75 33. Пивоваров Виктор «Из цикла «Едоки лимонов». Мокрые волосы» 2005 Холст, масло 75х100 34. Пивоваров Виктор «Из цикла «Едоки лимонов». Юдифь» 2006 Холст, масло 105х75 35. Пивоваров Виктор «Из цикла «Едоки лимонов». Объяснение» 2005 Холст, масло 75х110 36. Пивоваров Виктор «Из цикла «Едоки лимонов». Трое мужчин, девушка и собака» 2005 Холст, масло 75х110 37. Пивоваров Виктор «Из цикла «Едоки лимонов». Девушка с лимоном» 2005 Холст, масло 100х75 38. Пивоваров Виктор «Из цикла «Едоки лимонов». Ночь на крыше» 2005 Холст, масло 110х75 39. Пивоваров Виктор «Из цикла «Едоки лимонов». Между Аполлоном и Венерой» 2006 Холст, масло 95х140 40. Пивоваров Виктор «Из цикла «Едоки лимонов». Едоки лимонов» 2006 Холст, масло 75х100
Check Also
До 16.09.2016 в Музее Арт4.
cultobzor.ru
Художник Виктор Пивоваров: «Кроме музеев, я ни к чему не приспособлен»
Автопортрет с груздем
23.06.2017 в 19:08, просмотров: 8545Отчего в картины Виктора Пивоварова влюбляются с первого взгляда, а книги его поспешно раскупаются, ответов достаточно. Но главное — талант. Могучий, глубокий, интимный. Он быстро соблазняет и долго отпускает или вообще не отпускает. Поэтому у многих с мастером — любовь на всю жизнь. И случается она порой еще в детстве, когда в руки попадают проиллюстрированные им уже культовые «Оле Лукойе», «Черная курица», журналы «Мурзилка» или «Веселые картинки». Из оформителя детских изданий Пивоваров вырос в большого художника, который недавно пережил 80-летие и получил престижную премию «Инновация» «За вклад в развитие современного искусства России».
фото: Из личного архива
Виктор Пивоваров.
Поражает его многожанровость: живопись, рисунок, скульптура, альбомы (параллельно с Ильей Кабаковым придумал этот ключевой для московского концептуализма жанр, представляющий картинки с пространными текстами), иконы, «свитки», керамика, проза, мемуаристика, поэзия... Скорее всего, работа Пивоварова над иллюстрацией подарила нам в его лице еще и писателя, на счету у которого как минимум семь изданий. В них автор-философ простым, чистым языком нередко рассуждает о высоком, задается вселенскими вопросами. На некоторые из них в книгах он так и не ответил. Мы решили задать ему эти вопросы (ВЫДЕЛЕНЫ В ТЕКСТЕ) при встрече. И получили ответы... Весьма искренние — как всё у Пивоварова.
При щедром таланте он еще и великий ремесленник (в высшем смысле этого слова). Досконально изучал детали своего мастерства, учась в московских Художественно-промышленном училище им. Калинина и Полиграфическом институте. В том числе эти знания отличают Пивоварова от многих представителей неофициального искусства.
В начале 1980-х он переехал в Чехию, где интегрировался в новое художественное поле (не/официальные выставки, дружба с местными художниками). Причислять его к чешским или советским мастерам не стоит. Хоть Пивоваров и вышел из этих сред, он умудрился остаться от них независимым.
С женой Миленой. Фото из личного архива.
В Москву на церемонию награждения «Инновации» он прилетел из Праги с красавицей женой Миленой (отношения между ними самые нежные). Встречаемся для интервью в «Гараже», где в прошлом году по всему музею растянулся его «След улитки» (выставка, в параллели с которой ГМИИ им. Пушкина развесил цикл из восьми картин Пивоварова «Потерянные ключи», в том числе за эти проекты его удостоили «Инновации»). Разговор выпал на 51-й день рождения сына Пивоварова, концептуалиста младшего поколения Павла Пепперштейна (псевдоним, который мальчик, вдохновившись «Волшебной горой» Томаса Манна и героем романа по фамилии Пепперкорн, взял себе в 14 лет). После интервью семья отметила праздник в музейном кафе, где из картин — только репродукции работ Пивоварова.
С Дмитрием Александровичем Приговым, сыном Павлом и Игорем Холиным в 1985 году в Праге. Фото из личного архива.
— Виктор, вы считаете, что лучшие художники ХХ века — в то же время писатели: Дмитрий Александрович Пригов, Владимир Сорокин, Павел Пепперштейн. По отношению к сыну это объективно?
— Я ориентируюсь не только на свое мнение, но и на его общественное признание. Паша — гуру среди молодежи. Его книжки расхватывают, а выставки проходят в значимых музеях мира.
— Вы считаете Павла своим учеником?
— Между нами не было отношений учителя и ученика. Я ничему его не учил. Он просто жил и рисовал рядом со мной. Это была его школа. Учитель обычно выше ученика, передает ему свои знания, опыт, секреты. А у нас — общая жизнь и дыхание одним воздухом, художественным и литературным. Вместе читали, вместе ходили по выставкам.
— А сейчас?
— Сейчас он совсем взрослый мальчик. И живем мы в разных странах. Увы.
— Вас часто можно встретить в музее?
— Ни к чему другому я не приспособлен. В отличие от сына, который любит пожить и умеет это, я жить не умею... Мне не интересны тусовки, море, курорты, путешествия... Люто это ненавижу. Могу жить только в своей мастерской и в музее — любом: современном, ультрасовременном, старом. Только там есть воздух, которым могу дышать.
Картина "След улитки", показанная в прошлом году в ГМИИ им. Пушкина. Фото из личного архива.
— Чего не хватает нашим храмам искусства?
— Музей начинается с архитектуры, с пространства. В этом деле немецкие музейные архитекторы лидеры. Они начали движение новых музейных пространств, потом его подхватили итальянцы, французы, англичане. Русские пытаются, но двигается это медленно... Вот через дорогу Новая Третьяковка. Думал, что с приходом Трегуловой там что-то изменится, но в главном холле и сегодня такое же уныние, как 10 лет назад.
— Видимо, вы не были там на громких выставках.
— Да, на громких выставках я не был, но видел их на фото и видео, и похоже, что некоторые известные выставочные архитекторы занимаются самовыражением, выпячивают прежде всего себя. Роль же музейного дизайнера — оставаться незаметным, создать пространство, в котором и зрителю, и искусству хорошо. Когда берешь в руки хорошую вещь — не думаешь, какой дизайнер ее сделал. Она тебе нравится, потому что симпатична или удобна. Когда архитектор на первом месте — это дурной тон. Это болезнь, которая, возможно, когда-нибудь пройдет.
— В мастерской вы проводите больше времени, чем в музеях. Причем многие годы вы не выбрасываете бумажки, связанные с работой. Как это выглядит?
— Бумажек не так уж много, и они лежат аккуратно себе в папочках, много места, как картины, не занимают. У меня вообще все на своих местах. Творческий беспорядок — не моя история. Порядок, правда, странный, если нужно что-то найти, то куда-то все пропадает. Раньше бумажек было больше, но естественным путем часть их пропала при переезде из Москвы в Прагу. Другая часть исчезла. У меня была мастерская на Маросейке. Перед отъездом я переписал ее на свою ученицу. Спустя полгода девушку оттуда выгнали. Незаконченные картины отвез к себе в мастерскую Илья Кабаков, а иллюстрации, архивные бумажки, письма и эскизы хранила моя ученица. Вскоре она вышла замуж за моего близкого приятеля и уехала с ним за границу. После ее смерти ее муж, ничего не говоря мне, весь архив продал. Вещи из него начали всплывать на черном рынке в Москве. Как только я попытался выяснить, что к чему, маклеры сняли все с продажи. Ко мне ничего не вернулось!
Картина "Лампочка перегорела", показанная в прошлом году в "Гараже". Фото из личного архива.
— Как обстоят дела с картинами в вашей пражской мастерской?
— Их там сейчас слишком много. Чаще всего работаю циклами, которые стараюсь сохранить целиком. Одно время распродавал их частями и очень жалею — серии распались. Купить целый цикл почти никто не может, потому что иногда это 20–30 картин. Но меня это полностью устраивает. Я вообще терпеть не могу продавать, поэтому практически не сотрудничаю с коммерческими галереями. Осознаю, что это ненормально. Но в советское время работа для души, т.е. картины, была отделена от того, что ты делаешь для существования (у меня это были иллюстрации). У западных художников такой шизофрении нет, поэтому они рады продажам. Я же избирателен и капризен в этом деле, но как-то существую.
— И как?
— Слава богу, не нуждаюсь. Пишу не переставая; сойду с ума без работы. В этом смысле я несвободный человек, и несвободен я прежде всего от самого себя.
С Ильей Кабаковым в мастерской на Маросейке. 1970-е годы. Фото из личного архива.
— ЧТО ДЛЯ ВАС ПРИЗНАК СВОБОДЫ?
— Непривязанность ни к чему. Я знал только одного максимально свободного человека — это мой друг Игорь Холин (выставка «Холин и Сапгир. На правах рукописи» идет сейчас в «Гараже». — К.К.). Он был и свободным, и гениальным. Есть у меня и в Праге такой гениальный и свободный друг. Он художник, поэт, музыкант, актер, танцор, певец, архитектор, иллюстратор — все может! Зовут его Франтишек Скала. Когда человек так распахнут в искусстве, мне представляется он свободным. И в жизни, и в творчестве.
— Вы только что были удостоены премии «Инновация». Как вы это восприняли?
— Видимо, это следует понимать как признание. И я благодарен судьбе, что занял в русском искусстве какое-то, пусть скромное, место. Судьба каждого художника с точки зрения признания его зрителем, обществом, историей — страшно тяжелый путь. Кому-то везет, как Пикассо, который с первых шагов стал знаменит во всем мире. А некоторые проходят свой земной путь незамеченными. Русским художникам вообще труднее, чем другим. Обратите внимание, как поздно завоевали признание Малевич, Филонов, Петров-Водкин...
Картина "Умиление", показанная в прошлом году в "Гараже". Фото из личного архива.
— Тем не менее вы — один из основоположников московского концептуализма. Хотя это понятие сегодня затаскано.
— Мне все равно, кем меня считают. Как говорится, назови хоть груздем, но в кузовок положи. Не сопротивляюсь этому определению, тем более что имею отношение к московскому концептуализму. Его сегодня превратили в бренд и используют для определенных целей, рекламных и пропагандистских. Это неизбежно и в общем правильно. Отношусь к этому спокойно.
— Так как вы сам себя определяете?
— Когда центру Помпиду передавали большую коллекцию российского современного искусства второй половины ХХ века, в том числе мои работы, меня спросили, к какому стилю их отнести и на какую полку поставить. Я написал, что я экзистенциалист.
— Некоторые называют ваши работы холодными и рассудительными...
— Это ошибка. Меня это не задевает, поскольку явно исходит от людей, не имеющих достаточной подготовки для восприятия искусства.
Картина "Московская вечеринка" 1971 года из Третьяковки. Фото из личного архива.
— Как советуете подготовиться к просмотру ваших работ?
— Достаточно быть открытым и избавиться от стереотипов.
— А почитать что-нибудь? Ваши работы без определенных знаний не раскрыть. Вот, к примеру, «Автопортрет в молодости», который висел на прошлогодней вашей выставке в ГМИИ. Понятно, что это реминисценция картин Кранаха и Дюрера, но тут же — животные из монолога Нины Заречной: «Люди, львы, орлы и куропатки...». Что об этом скажете?
— Для меня это просто животные. У Кранаха все они имеют символическое или аллегорическое значение. Я же работаю не с символами, а с образами, хотя это понятия близкие. Символ имеет жесткую интерпретацию, а образ открыт. Ты можешь трактовать его как угодно.
Вообще же, что касается животных, главный мотив множества моих рисунков и картин — человек с собакой на поводке. Если вдуматься, то непонятно, кто кого ведет. Это соединение в единой связке анимального и человеческого для меня очень важно.
Картина "Автопортрет в юности", показанная в прошлом году в ГМИИ им. Пушкина. Фото из личного архива.
— То есть вы пишете и от ума?
— Если бы я мог описать процесс возникновения идеи, то на первом месте стоит интуиция. Это главный мотор и импульс. Интуицию невозможно объяснить. Откуда она приходит, непонятно. Но она настолько безошибочна, что точно фиксирует состояние души в настоящий момент и состояние времени, в котором живешь. Только потом могут подключаться рациональные факторы.
— Последняя серия, которую вы закончили, называется «Душа медузы или любовь к философии». А КАК ИЗОБРАЗИТЬ ЖИЗНЬ ДУШИ?
— Изобразить душу невозможно, поскольку она не обладает формой. Но именно эта невозможность бесконечно интригует и притягивает. Нет, изобразить жизнь души я и не пытался, но, может быть, как-то к этому прикоснулся.
— Как это?
— Я дружу в Праге с одним человеком, он тяжелый инвалид с детства, очень верующий, его часто можно встретить в разных пражских костелах. Мне казалось, он поэт, хотя он, видимо, просто интересующийся поэзией. Однажды я сказал ему, что вышла книжка Велимира Хлебникова, и порекомендовал с ней познакомиться. Добавил, что в ней только те стихотворения, которые поддаются переводу, что Хлебникова перевести практически невозможно. На что он ответил: «Мне не важно, какой перевод. Для меня главное — прикоснуться». Вот и я надеюсь, что, может быть, прикоснулся.
— Вы сказали, что этот человек верующий. Вы сами когда-то писали иконы. Собирались расписывать церковь. В каких вы отношениях с религией?
— Я совершенно не церковный человек, мне посредники в общении с Высшим, если такое существует, не нужны, и в этом смысле я свободный. Я несвободен от искусства, особенно классического.
Виктор Пивоваров. Фото: Вацлав Йирасек
— ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖНИКА ОБРАЩАТЬСЯ К КЛАССИЧЕСКОМУ ИСКУССТВУ?
— Мои коллеги по-разному относятся к классическому искусству. Некоторые — как к материалу, с которым можно «работать», некоторые как к «старью», как к чему-то ненужному. Для меня старое искусство — живой собеседник. Когда я работал над серией картин, выставленных позже в Пушкинском, мне показалось, что я могу вести беседу со старыми мастерами в новом качестве. Все-таки до того момента я настолько к ним не приближался.
— ИСКУССТВО СОВРЕМЕННОЕ ИЛИ КЛАССИЧЕСКОЕ ДЛЯ ВАС — ОДНО ПОЛЕ КУЛЬТУРЫ?
— Безусловно. Когда я хочу понять, о чем говорит современное искусство, я применяю тот же аналитический инструментарий, что и к старому искусству. А нынешняя компьютеризация только в помощь. Она открывает большие возможности для познания.
Иллюстрация к Андерсену. Фото: Из личного архива
— Вам не кажется, что сегодня как никогда стираются грани между видами искусства?
— Этот процесс проходит уже давно. Еще в конце 1950-х — начале 1960-х годов классические жанры искусства в своей медиальной чистоте перестали работать. Перестали выражать новые смыслы. И что произошло? Искусство устремилось на границы с литературой, музыкой, театром, кино. Там оно и обрело новые возможности выражения.
— О чем думаете в последнее время?
— Нетрудно догадаться.
— О смерти?
— (Кивает.)
— И как?
— Примерно так, как это описано у анонимного египетского автора XXII века до новой эры. Этот древнейший литературный текст называется «Разговор разочарованного со своим Ба». Ба — это дух, или душа. Так вот, этот Ба говорит, что после смерти человека ждет неизвестность, что рассчитывать на что-то и надеяться на что-то не имеет смысла. Лучше наслаждаться каждой минутой земного существования и не задумываться о том, на что все равно невозможно найти ответа.
www.mk.ru
Художник Пивоваров Виктор Дмитриевич: биография, картины, фото
Искусство и развлечения 10 июня 2016Виктор Дмитриевич Пивоваров – российский и советский художник, которого можно считать одним из основоположников концептуализма в Москве. На данный момент несколько циклов его картин, получив широкую известность, выставляются во многих городах, в том числе и за границей.
Общая биография
Пивоваров Виктор – человек, опробовавший себя в разных видах искусства, однако каждый был связан с самовыражением. Он искал себя всюду, однако не везде находил удовлетворение: писательство не согрело душу мужчины, а вот изображение собственных мыслей на холсте…
Красками и кистью Пивоваров создаёт совсем иной мир, и делает его понятным не только для себя, но и для всех остальных, что так часто отсутствует у многих известных художников. Настроение каждой картины отражает эмоциональный план автора в разные периоды его жизни или в разные её моменты. Но неизменно сюжеты произведений находят отклик и понимание в сердцах зрителей. Одним словом, в нашем веке его творчество пользуется большой популярностью, причём у людей всех возрастов.
Детство
Будущий художник родился в 1937 году в ночь на 14 января. Мать воспитывала мальчика в одиночку, однако отсутствие крепкой мужской руки не помешало ей воспитать в сыне твёрдость характера. Когда Виктору было 4 года, в стране началась война. Их с матерью эвакуировали в самый отдалённый уголок Татарии, где не было ни связи, ни электричества, ни даже других детей. Каждый день ожидали чего-то страшного, оттого и взрослые почти никак не общались с ребёнком. Сам Пивоваров рассказывает о тех событиях с горькой улыбкой, ведь уже тогда в нём проснулся маленький творец. В один из дней пребывания в том пустом месте маленький Витя нашёл на заднем дворе пару кусочков грязного рубища. Мальчик собрал их вместе, отстирал, а потом из этих тряпочек и деревянной чурки соорудил себе друга – эта кукла стала маленьким спасителем мальчика от одиночества.
Ранние годы
Пережив войну, молодой человек решил полностью посвятить себя творчеству. Вот только не мог ещё понять, какому. В 1957 году Пивоваров оканчивает Московское художественно-промышленное училище имени Калинина. Теперь его мечтой является другой университет, однако судьба путает все карты. Виктор подаёт документы в Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова, да только заваливает все вступительные экзамены. Не имея больше никаких вариантов, парень всё же поступает в место, где может заниматься творчеством - в Московский полиграфический институт, учёбу в котором оканчивает в 1962 году.
Во время своего обучения Пивоваров Виктор знакомится с Павлом Дмитриевичем Кориным, который негласно становится учителем будущего художника. Общение завязывается спонтанно, и также спонтанно пути молодых творческих личностей расходятся.
Не везёт мне в деньгах, повезёт в любви
Спустя год после окончания института Виктор Пивоваров, биография которого принимает интересный оборот, встречает свою будущую жену Ирину. Пара со временем образует прекрасный тандем, ведь Ирина, как оказалось, начинающий писатель, практикующийся на написании детских сказок, и по воле случая у неё нет иллюстратора. Пивоваров Виктор с удовольствием занимает эту должность и отныне проводит почти всё своё время с возлюбленной, узнавая её таланты поближе. В сотрудничестве рождается много детских книжек, в каждую из которых Ирина закладывала поучительный смысл, а Виктор дополнял его картинкой.
История любви двух талантов продолжается с новой силой, и вот, в 1966 году у Ирины и Виктора рождается сын Павел. Счастливые родители растворяются в заботе о ребёнке и в выполнении заказов, причём уже не совместных. В итоге, у них остаётся всё меньше и меньше времени друг на друга, они начинают терять общий язык, а в 1974, чтобы не мучить ни себя, ни сына, решают развестись.
Но чёрное время для Пивоварова быстро заканчивается уже через 4 года. В начале лета на одной из выставок он знакомится с очаровательным искусствоведом по имени Милена Славицкая. Девушка родом из Чехии, а в Москву приехала в рамках своей работы, так что в любом случае ей придётся вернуться на родину. Но на этот раз Пивоваров Виктор так просто не отпускает своё счастье. В 1982 году художник переселяется из России в Чехию, чтобы быть ближе к своей новой любимой.
Собственная мастерская
В 1967 году осуществляется главная мечта художника – он открывает собственную мастерскую с помощью одного из своих хороших знакомых Давида Когана. И с приобретением собственной творческой студии Виктор Пивоваров, картины которого до этого момента нельзя было считать настоящей живописью, теперь по-настоящему становится художником.
В 1967 году выходит его ранняя работа в серьёзной живописи – цикл монотипий «Искушения св. Антония». Свои первые картины Виктор Пивоваров (художник, теперь уже в полном смысле слова) пишет самозабвенно и с усердием. Именно так зарождается его собственный стиль, который дал толчок к зарождению целого движения - концептуализма.
Эпоха концептуализма
С 1972 по 1976 год в Москве зарождается совсем другой стиль живописи, ещё никогда не воспринимавшийся всерьёз. Вслед за Пивоваровым в этом же стиле выполнили свои знаменитые работы Эрик Булатов и Илья Кабаков, причём каждая работа была настолько характерной, что невозможно было присвоить картинам какой-то другой жанр.
В этом же жанре художник Виктор Пивоваров картины и собирается отныне писать.
Такими темпами в 1979 году состоялась самая первая выставка художника, теперь уже, концептуалиста. Выставка получает характерное для художников творческое название «Цвет, форма, пространство» Впервые на этом мероприятии Пивоваров выставляет и совсем новый цикл «Семь разговоров». Основная же часть работ художника выставлялась в то время в Чехии. В России художник обрел популярность значительно позже.
Литературная деятельность
В годы поиска самого себя Виктор Пивоваров, фото которого можно увидеть ниже, перепробовал множество разнообразных творческих дорог, и две из них его по-настоящему задели за живое: живопись, которая стала делом всей его жизни, и писательство. С последним Виктор Пивоваров, художник, а не писатель, так и не смог надолго себя связать. И всё же кое-каких успехов на этом поприще мужчина достиг: под его авторством вышло несколько романов таких, как «Влюблённый агент», «Серые тетради» и «О любви слова и изображения».
Нынешняя деятельность
В настоящее время Виктор Пивоваров – художник, который активно выставляется на самых лучших выставках по России.
Две разноплановые выставки состоялись в 2016 году в совершенно разных местах: одна в Музее современного искусства, другая в известном ГМИИ имени Пушкина. Но каждая одинаково тепло была принята публикой.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Искусство и развлечения Набутов Виктор Кириллович: биография и фотоНабутов Виктор Кириллович стал узнаваемым среди большого количества зрителей после того, как он появился в роли ведущего в достаточно рейтинговой программе «Времячко». Она выходила в эфир на канале ТВЦ. По...
Искусство и развлечения Пронин Виктор Алексеевич : биография, книги, фотоПронин Виктор Алексеевич является одним из самых известных российских писателей в жанре детектив. Его работы были высоко оценены как советскими, так и современными российскими читателями.Биография писателя
Искусство и развлечения Художник С. В. Герасимов: биография, творчество, фотоОн не был келейным художником, живущим только в мире своих образов, и активно участвовал в жизни своей страны. С. В.Герасимов долгое время руководил Союзом художников СССР, а значит, участвовал в осуществлении руковод...
Новости и общество Савиных Виктор Петрович: биография и фотоГерой Советского Союза (дважды), кавалер трёх высших наград Родины, орденов Ленина, Савиных Виктор Петрович провел в космосе чуть более 252 дней. Летчик-космонавт в мировом списке покорителей космоса числится под номе...
Новости и общество Медиамагнат Шкулёв Виктор Михайлович: биография, деятельность, фотоШкулёв Виктор Михайлович – совладелец Hearst Media. Ему принадлежит 80 % актива холдинга в России, чьим президентом он является. Глянцевые журналы, интернет-порталы и мобильные приложения сделали бизнесмена влия...
Новости и общество Актер Виктор Коршунов: биография, фильмография, фотоВиктор Коршунов – талантливый советский актер, которого зрители могут помнить по картинам «В мертвой петле», «Необыкновенное лето». Этот удивительный человек, сыгравший множество ярких ро...
Новости и общество Виктор Сарайкин: биография, фильмография, фотоТем, кто сразу не сообразит, о ком пойдет речь, надо напомнить всего лишь два сериала, в которых сыграл этот актер. И тогда не возникнет ни одного вопроса. Итак, «День рождения Буржуя» (роль жуткого прохво...
Образование Виктория Брежнева: биография и фотоНе так уж и много прошло со дня смерти Л. И. Брежнева. Вся его достаточно долгая жизнь, в том числе и весьма противоречивые семейные обстоятельства, сегодня известны подробно и достоверно, чего нельзя сказать о такой ...
Образование Спасский Игорь Дмитриевич: биография и фотоИзвестные личности, о которых пишут и говорят, всегда вызывают большой интерес у публики. Это понятно, ведь мало кто захочет выставлять напоказ все моменты своей жизни, но вот понаблюдать и обсудить частную жизнь кого...
Новости и общество Виктория Сюмар: биография, карьера, фотоО Виктории слышали многие, ведь она известна не только красотой, но и достижениями в сфере образования и политики, а также своей биографией, которая весьма увлекательна. Как, возможно, читатели поняли, речь пойдет о В...
monateka.com
Художник Пивоваров Виктор Дмитриевич: биография, картины, фото
Виктор Дмитриевич Пивоваров – российский и советский художник, которого можно считать одним из основоположников концептуализма в Москве. На данный момент несколько циклов его картин, получив широкую известность, выставляются во многих городах, в том числе и за границей.
Общая биография
Пивоваров Виктор – человек, опробовавший себя в разных видах искусства, однако каждый был связан с самовыражением. Он искал себя всюду, однако не везде находил удовлетворение: писательство не согрело душу мужчины, а вот изображение собственных мыслей на холсте…
Красками и кистью Пивоваров создаёт совсем иной мир, и делает его понятным не только для себя, но и для всех остальных, что так часто отсутствует у многих известных художников. Настроение каждой картины отражает эмоциональный план автора в разные периоды его жизни или в разные её моменты. Но неизменно сюжеты произведений находят отклик и понимание в сердцах зрителей. Одним словом, в нашем веке его творчество пользуется большой популярностью, причём у людей всех возрастов.
Детство
Будущий художник родился в 1937 году в ночь на 14 января. Мать воспитывала мальчика в одиночку, однако отсутствие крепкой мужской руки не помешало ей воспитать в сыне твёрдость характера. Когда Виктору было 4 года, в стране началась война. Их с матерью эвакуировали в самый отдалённый уголок Татарии, где не было ни связи, ни электричества, ни даже других детей. Каждый день ожидали чего-то страшного, оттого и взрослые почти никак не общались с ребёнком. Сам Пивоваров рассказывает о тех событиях с горькой улыбкой, ведь уже тогда в нём проснулся маленький творец. В один из дней пребывания в том пустом месте маленький Витя нашёл на заднем дворе пару кусочков грязного рубища. Мальчик собрал их вместе, отстирал, а потом из этих тряпочек и деревянной чурки соорудил себе друга – эта кукла стала маленьким спасителем мальчика от одиночества.
Ранние годы
Пережив войну, молодой человек решил полностью посвятить себя творчеству. Вот только не мог ещё понять, какому. В 1957 году Пивоваров оканчивает Московское художественно-промышленное училище имени Калинина. Теперь его мечтой является другой университет, однако судьба путает все карты. Виктор подаёт документы в Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова, да только заваливает все вступительные экзамены. Не имея больше никаких вариантов, парень всё же поступает в место, где может заниматься творчеством - в Московский полиграфический институт, учёбу в котором оканчивает в 1962 году.
Во время своего обучения Пивоваров Виктор знакомится с Павлом Дмитриевичем Кориным, который негласно становится учителем будущего художника. Общение завязывается спонтанно, и также спонтанно пути молодых творческих личностей расходятся.
Не везёт мне в деньгах, повезёт в любви
Спустя год после окончания института Виктор Пивоваров, биография которого принимает интересный оборот, встречает свою будущую жену Ирину. Пара со временем образует прекрасный тандем, ведь Ирина, как оказалось, начинающий писатель, практикующийся на написании детских сказок, и по воле случая у неё нет иллюстратора. Пивоваров Виктор с удовольствием занимает эту должность и отныне проводит почти всё своё время с возлюбленной, узнавая её таланты поближе. В сотрудничестве рождается много детских книжек, в каждую из которых Ирина закладывала поучительный смысл, а Виктор дополнял его картинкой.
История любви двух талантов продолжается с новой силой, и вот, в 1966 году у Ирины и Виктора рождается сын Павел. Счастливые родители растворяются в заботе о ребёнке и в выполнении заказов, причём уже не совместных. В итоге, у них остаётся всё меньше и меньше времени друг на друга, они начинают терять общий язык, а в 1974, чтобы не мучить ни себя, ни сына, решают развестись.
Но чёрное время для Пивоварова быстро заканчивается уже через 4 года. В начале лета на одной из выставок он знакомится с очаровательным искусствоведом по имени Милена Славицкая. Девушка родом из Чехии, а в Москву приехала в рамках своей работы, так что в любом случае ей придётся вернуться на родину. Но на этот раз Пивоваров Виктор так просто не отпускает своё счастье. В 1982 году художник переселяется из России в Чехию, чтобы быть ближе к своей новой любимой.
Собственная мастерская
В 1967 году осуществляется главная мечта художника – он открывает собственную мастерскую с помощью одного из своих хороших знакомых Давида Когана. И с приобретением собственной творческой студии Виктор Пивоваров, картины которого до этого момента нельзя было считать настоящей живописью, теперь по-настоящему становится художником.
В 1967 году выходит его ранняя работа в серьёзной живописи – цикл монотипий «Искушения св. Антония». Свои первые картины Виктор Пивоваров (художник, теперь уже в полном смысле слова) пишет самозабвенно и с усердием. Именно так зарождается его собственный стиль, который дал толчок к зарождению целого движения - концептуализма.
Эпоха концептуализма
С 1972 по 1976 год в Москве зарождается совсем другой стиль живописи, ещё никогда не воспринимавшийся всерьёз. Вслед за Пивоваровым в этом же стиле выполнили свои знаменитые работы Эрик Булатов и Илья Кабаков, причём каждая работа была настолько характерной, что невозможно было присвоить картинам какой-то другой жанр.
В этом же жанре художник Виктор Пивоваров картины и собирается отныне писать.
Такими темпами в 1979 году состоялась самая первая выставка художника, теперь уже, концептуалиста. Выставка получает характерное для художников творческое название «Цвет, форма, пространство» Впервые на этом мероприятии Пивоваров выставляет и совсем новый цикл «Семь разговоров». Основная же часть работ художника выставлялась в то время в Чехии. В России художник обрел популярность значительно позже.
Литературная деятельность
В годы поиска самого себя Виктор Пивоваров, фото которого можно увидеть ниже, перепробовал множество разнообразных творческих дорог, и две из них его по-настоящему задели за живое: живопись, которая стала делом всей его жизни, и писательство. С последним Виктор Пивоваров, художник, а не писатель, так и не смог надолго себя связать. И всё же кое-каких успехов на этом поприще мужчина достиг: под его авторством вышло несколько романов таких, как «Влюблённый агент», «Серые тетради» и «О любви слова и изображения».
Нынешняя деятельность
В настоящее время Виктор Пивоваров – художник, который активно выставляется на самых лучших выставках по России.
Две разноплановые выставки состоялись в 2016 году в совершенно разных местах: одна в Музее современного искусства, другая в известном ГМИИ имени Пушкина. Но каждая одинаково тепло была принята публикой.
загрузка...
worldfb.ru
Выставка "Виктор Пивоваров. Иллюстрация и галлюцинация" По произведениям Достоевского и Бодлера: philologist
27 сентября - 25 октября 2017 года, музей Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге.На выставке, посвященной 80-летию Виктора Дмитриевича Пивоварова, замечательного художника, философа, неутомимого искателя новых путей в искусстве, представлена только часть многогранного мира его творчества – это иллюстрации к произведения Ф.Достоевского и Ш.Бодлера, а также некоторые детские книги в его оформлении. Книжная иллюстрация занимает особое место в творчестве художника. В области художественного оформления книг Пивоваров создал настоящие шедевры, отличающиеся высотой художественного исполнения и глубиной проникновения в сокровенные смыслы иллюстрируемых произведений. Это относится к его иллюстрациям как книг для детей, так и произведений «для взрослых»: высокой классики, русской и зарубежной.
Виктор Пивоваров. Сон смешного человека
В 1960-1970- годы многие художники обратились к творчеству Достоевского, произошел настоящий расцвет книжной графики и станковой живописи по произведениям Достоевского. Среди плеяды иллюстраторов Достоевского, этих лет: Э.Неизвестный, С.Косенков, Ю.Перевезенцев, М.Шемякин и многие другие, имя Виктора Пивоварова в первом ряду. «Достоевский в это время имел ореол если не антисоветчика, то в любом случае писателя подрывного, опасного», − вспоминал Пивоваров в своей автобиографической книге «Влюбленный агент». Понятно, что мир Достоевского привлекал своей художественной глубиной и какой-то новой актуальностью.
Виктор Пивоваров. Сон смешного человека
Иллюстрации Пивоварова к «Бесам», «Сну смешного человека», «Запискам из Мертвого дома» отличаются остротой, точностью воплощения самой сути смысла в изображении отдельных эпизодов и характеров персонажей: зловещее застолье «наших» в «Бесах», или великолепный Кармазинов, восседающий за столиком: здесь схвачены и комическое самомнение этого героя и какой-то зловещий отблеск главного смысла романа. Очень глубоко проник художник в мир небольшого рассказа Достоевского «Сон смешного человека», раскрыв неразрешимые противоречия космического масштаба в сознания маленького и неприметного обитателя петербургского убогого жилища. Эти образы остаются в памяти накрепко слитыми с миром Достоевского.
Виктор Пивоваров. Записки из мертвого дома
Иллюстрации к произведениям Достоевского Пивоваров выполнил в 1969-1970 гг. Именно в это время шла работа над созданием Музея Достоевского в Ленинграде, формировалась его коллекция. Тогда для Музея и были приобретены работы молодых, не получивших в то время официального признания художников В.Пивоварова и Ю.Перевезенцева. Часть работ Пивоварова, которую музей не смог приобрести, была художником подарена. В коллекции петербургского Музея Достоевского хранятся графические листы Виктора Пивоварова к «Запискам из Мертвого дома», к роману «Бесы» и к «Сну смешного человека». На выставке «Иллюстрация и галлюцинация экспонируются 19 работ иллюстраций к произведениями Достоевского из собрания Музея Достоевского. Также на выставке представлены уникальные работы Пивоварова к поэтической книге Шарля Бодлера «Цветы зла», из коллекции Э.Г.Багдасаряна.
Виктор Пивоваров. Бесы
Открывая выставку работ В.Пивоварова, мы не могли обойти вниманием прекрасные, неповторимые детские книжки с его иллюстрациями. Мрачный, трагический мир Достоевского и Бодлера сосуществует рядом с живым, веселым, иногда немного грустным, красочным миром детских книг, представленных в отдельной витрине. Также можно более подробно рассмотреть эти иллюстрации на мониторе. В небольшой экспозиции можно увидеть далеко не все книги, проиллюстрированные Пивоваровым, но зато это такие шедевры, как «Оле-Лукойе» Г.-Х. Андерсена, «Черная курица» А.Погорельского, «Про Фому и про Ерему». Г.Сапгира, «Моя Вообразилия» Б.Заходера. К иллюстрациям детских книг В.Пивоваров подходил ничуть не менее серьезно, чем к работам над Достоевским. Во многом в произведениях для детей он находил очень глубокие смыслы, связанные с его личными переживаниями и размышлениями.
Виктор Пивоваров. Цветы зла
Контакт: +7 921 977 43 00, [email protected]
Отсюда
Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky
philologist.livejournal.com