Каспар Давид Фридрих: картины, биография. Фридрих картина


Каспар Давид Фридрих. Художник-философ - Дневник живописи

Каспар Фридрих автопортрет
Каспар Давид Фридрих. Автопортрет. 1800 г. Национальная галерея Дании, Копенгаген.

В небольшом портовом городке на севере Германии, 5 сентября 1774 года родился Каспар Давид Фридрих. Чьи пейзажи в стиле романтизма являются одними из самых узнаваемых в мире.

Его отец изготавливал свечи и варил мыло, но на продолжении родительской династии сыном он не настаивал. Семья Каспара Давида была протестантской, жили они аскетично.

Кроме Каспара в семье было еще 9 детей. В возрасте семи лет Каспар лишился матери – она умерла от чахотки. А через шесть лет погибает его старший брат.

В смерти брата будущий художник винит себя, потому что тот спас Каспара, провалившегося под лед. Но сам выбраться не смог…

Становление художника

Череда смертей и протестантское воспитание наложили неизгладимый отпечаток на характер Каспара. Став художником, он напишет немало кладбищ и могил. Не удивительно, что ещё при жизни он заслужит репутацию мрачного и меланхоличного художника.

Каспар Фридрих аббатство в дубовом лесу
Каспар Давид Фридрих. Аббатство в дубовом лесу. 1809-1810 гг. Старая национальная галерея в Берлине. Wikiart.org

В 20 лет Фридрих самостоятельно поступил в Датскую королевскую Академию художеств в Копенгагене.

Не обошлось без трудностей: в этом учебном заведении большое внимание уделялось анатомическому рисованию. Каспару изображение человека давалось с трудом, он с юности отдавал предпочтение пейзажной живописи.

Недаром все персонажи его картин изображены довольно специфично. Со спины или в мелком масштабе.

Каспар Фридрих на паруснике
Каспар Фридрих. На паруснике. 1818-1820 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

До 30 лет Фридрих был “карандашным” художником. Он как бы пробует себя и оттачивает свое мастерство в технике штифта и сепии. Именно в этой технике создан его первый автопортрет (в начале статьи).

Лишь после путешествия по Балтийскому побережью он осторожно экспериментирует с маслом.

Признание

После окончания Академии и путешествий по северу Европы, Фридрих обосновался в Дрездене. В те годы там был сосредоточен центр немецкого романтизма.

Знаменательным для автора стал 1805 год. В ежегодном творческом конкурсе, учредителем которого выступал знаменитый немецкий поэт Вольфганг Гете, Фридрих стал победителем. Две его работы, выполненные сепией, получили высшую оценку жюри.

Узнав о победе, Фридрих на радостях презентовал обе работы учредителю, Гете. Так завязалась многолетняя дружба поэта и художника.

Окрыленный успехом, Фридрих в 1807 году всерьез берется за масляную живопись. Ему на тот момент уже было почти 40 лет.

Именно в это время он создают один из первых своих шедевров “Крест в горах”.

Каспар Фридрих крест на горе
Каспар Давид Фридрих. Крест на горе. 1807-1808 гг. Галерея старых мастеров в Дрездене. The-athenaeum.com

Картина “Крест в горах” была неоднозначно воспринята его коллегами. Они язвительно говорили, что Фридрих “пытается протащить свое искусство на алтарь”. Несмотря на критику, работы Фридриха пользовались популярностью.

Самый его известный шедевр “Монах у моря” приобрел король Пруссии Фридрих Вильгельм третий. А сам Фридрих по праву стал членом Берлинской Академии.

Каспар Фридрих монах у моря
Каспар Давид Фридрих. Монах у моря. 1808-1810 гг. Старая национальная галерея в Берлине. Theartnewspaper.ru

Композия у картины крайне необычная. Почти все пространство занимает небо. Узкая полоска моря. Такая же узкая полоска земли. И очень маленькая фигурка монаха.

Со смыслом здесь все понятно. Человек – лишь песчинка по сравнению с необъятным миром.

Индивидуальный стиль

Каспар Фридрих долго искал свой стиль. И по одному элементу он очень узнаваем.

На его картинах часто присутствуют наблюдатели. Они обращены спиной к зрителю, и как будто вместе с ним рассматривают открывшийся их взору пейзаж.

Каспар Фридрих странник над морем тумана
Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. 1818 г. Гамбургский кунстхалле, Германия. Arthistory.ru

Пейзажи Фридриха наполнены мистическим смыслом, упоительной красотой. Воздушность и туманность придает им еще большую загадочность. А присутствие наблюдателя помогает художнику соединить конечное с бесконечным.

Почему же Фридрих считается одним из самых выдающихся представителем романтизма?

Главные сюжеты в духе романтизма – противопоставление всесильной природы и слабого, но героически стойкого человека. В русской живописи главным представителем романтизма считается Айвазовский и его культовая работа “Девятый вал”.

У Фридриха тоже немало работ, на которой стихия безжалостна к человеку. Например, в картине “Северный Ледовитый океан”.

Каспар Фридрих крушение надежд
Каспар Давид Фридрих. Северный Ледовитый океан (Крушение надежды). 1824 г. Старая галерея в Берлине. altertuemliches.at

Правда в отличие от оптимистичного Айвазовского, у Фридриха все более печально. Людям не спастись. Лёд поглотил корабль. Недаром второе название картины – “Крушение надежд”.

Личная жизнь

В 1818 году, на 43 году своей жизни, Фридрих женился. Его женитьба стала настоящим удивлением для друзей художника, так как он обычно не проявлял внимания женскому полу и вообще считался мизантропом.

Открытием женитьба стала и для самого художника. “Я счастлив, – писал он в письме своему другу Ф.Керстингу, – мой дом теперь милый и уютный, и я не могу не нарадоваться этому”.

Каролина была на 20 лет моложе Фридриха, и часто выступала в качестве его модели и музы. В семье Фридриха родилось трое детей.

Каспар Фридрих женщина у окна Каспар Давид Фридрих. Женщина у окна (Каролина Фридрих в дрезденской мастерской). 1822 г. Старая галерея в Берлине. Artchive.ru

Последний этап жизни

Пик популярности художника пришелся на 20-ые годы XIX столетия. Он все так же рисовал свои мрачноватые пейзажи с религиозным уклоном и преподавал в Академии художеств Дрездена.

В 1825 году Фридрих пережил первый инсульт. Оправившись от удара в физическом плане, он не смог оправиться душевно: близкие все чаще стали замечать странности в поведении художника.

Тем не менее именно в этот период он создаёт ещё один свой шедевр “Этапы жизни”.

Каспар Фридрих этапы жизниКаспар Давид Фридрих. Этапы жизни. 1835 г. Музей изобразительных искусств в Лейпциге. Wikipedia.org

5 людей разных возрастов. 5 кораблей в разной удалённости от берега. Рассвет. Конечность жизни. Бесконечная сменяемость поколений.

Фридрих любил философствовать в своих картинах. Заставляя и зрителей задумываться о вечных вопросах. Об одиночестве. О быстротечности жизни. О человеческой душе.

В июне 1835 года Фридрих пережил второй инсульт, после которого он забросил масляную живопись. И вернулся к сепии и карандашу, с которых когда-то начинал.

Каспар Фридрих лодка на берегуКаспар Давид Фридрих. Лодка на берегу при восходе луны. 1839 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Умер мастер 7 мая 1840 года.

Каспар Фридрих в России

Более десятка замечательных работ Фридриха хранятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Многие из них типичны для художника. Поэтому вы сполна сможете насладиться прекрасными пейзажами. Рассветами и сумерками. Развалинами древних строений.

А ещё помечтать и подумать о жизни вместе с героями его картин.

Каспар Фридрих мечтательКаспар Давид Фридрих. Мечтатель (ворота монастыря Ойнби). 1836 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

картины с названиями, произведения художника

Каспар Давид Фридрих (5.09.1774, Грайфсвальд — 7.05.1840, Дрезден) — известный живописец, один из наиболее значительных художников периода романтизма в Германии.

Современники мастера ощущали в его работах присутствие таинственного смысла. Более поздние интерпретации творчества, порой в чем-то противореча друг другу, единодушны в основном: данные картины говорят со зрителем языком философии — о божественном, о бытии, бесконечности, смерти, надежде.

Одно из положений творческого кредо художника состояло в том, что создавать полотно следует исходя из того, что мастер видит не просто перед самим собой, но также и в себе. За умиротворенной сдержанностью работ художника скрыта фигура творца — личности резкой, импульсивной. Он быстро поддавался как приступам безудержного веселья, так и долгим периодам меланхолии. Будучи одиночкой, мизантропом, он стал первым художником, который попытался дополнить пейзажный жанр духовными мотивами.

Двойственность его натуры проявляется и в отношениях мастера с прочими людьми. Порой он был легок в общении, остроумный, необычайно веселый собеседник. Но случались ситуации, когда компания художника становилась невыносимой для остальных.

Новизна работ художника, ярчайшего представителя эпохи романтизма, Каспара Давида Фридриха состоит не просто в манере письма. Свежим стал основной мотив в композициях автора — человек в полностью чужом ему, холодном, таком величественном мире. Это вселенское одиночество, которое связано с антропоморфными образами, изображается не прямолинейно — при его констатации мастер обращается к аллегориям.

Особенности творчества

Еще в ранних произведениях видна задумчивая, довольно мистическая атмосфера работ автора. Зритель, на месте которого нередко бывают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажи, видит таинственную природу, погруженную в молчание, признаки бытия над реальностью. В произведениях Каспара Давида Фридриха подобные символы являются в качестве довольно натурных, подчеркнуто-важных элементов (линия горизонта, горы, корабли либо города вдали). История — как древнеязыческая, так и более поздняя, периода Средневековья, — сквозит меланхолическими мотивами (гробница великанов из сказки, разрушенные храмы, монастыри), где акцент сделан больше на трагических разрывах, чем на связи времен. Силу цветов, довольно выразительных, умеряют туманы, закатная или же предрассветная дымка.

Каспар Давид Фридрих — превосходный пейзажист, работавший в стиле романтизма. Для него натура являлась выразителем значительных душевных волнений, нередко обретая свою символику, условное наполнение.

Ландшафты использовались им в качестве способа отображения своих сокровенных эмоций, что несколько напоминало работы его соотечественника Альтдорфера, творившего несколькими столетиями раньше. Со временем живописец все больше дублирует милые ему мотивы, а изображения натуры периодически сменяли образы ангелов, видения храмов, которые парят в небе. Другие картины Каспара Давида Фридриха близки идиллически-бытописательской манере стиля бидермейер.

Один из присущих мастеру приемов — поместить зрителей в атмосферу самой картины. Фигуру он нередко изображал обращенной к пейзажу, всецело занятой наблюдением, потому созерцатель обретал тут своего рода «точку вхождения» в бесконечность мира.

Наиболее знаменитые картины Каспара Давида Фридриха

Картины Каспара Давида Фридриха «Крушение надежды» и «Этапы жизни» стали настоящей визитной карточкой творчества автора. В своей работе «Этапы жизни» Каспар Давид Фридрих показывает пустой арктический берег, фигуры людей разных возрастов, такое же число кораблей, которые подходят к берегу, однако расположены на различной дистанции. Так художник смог точно представить в своей работе бесконечное движение времени. Изображение на фоне заката само по себе пробуждает ощущение меланхолической ностальгии.

Еще одна знаменитая работа художника из Германии Каспара Давида Фридриха известна под названием «Крушение надежды», она пропитана явным ощущением отчаяния, совершенной безысходности. Эстетическое зрелище торжества стихии оборачивается иносказанием — образом смерти.

Много работ художника Каспара Давида Фридриха, в частности простые пейзажи, скрывают в себе глубокое значение, ключ к пониманию которого лежит в словах мастера либо в высказываниях его современников.

Биография великого живописца

Будущий мастер был рожден в семействе мыловара, еще в юности лишился большей части своей родни — сначала умирает мать живописца, после этого две сестры и брат.

С 1790-го года мастер получает начальные уроки рисования. В 1794—1798 гг. он обучается живописи в Датской королевской академии изящных искусств (г.Копенгаген). После того, как он вернулся из Дании, художник странствовал по разным регионам Германии до тех пор, пока не поселился в г. Дрезден. Мастер достаточно тесно общался с живописцем Ю. Далем из Норвегии, имел немалое влияние на становление того как автора. В поисках сюжетов многократно наведывался на остров Рюген, находящийся в Балтийском море. Фридриху нравилось ездить по Гарцу, исследовать Саксонскую Швейцарию; порой он посещал свой родной город Грайфсвальд. До 1807-го трудился лишь в технике рисунка (в основном — штифт либо сепия), после того обращается также к работе маслом. В 1810-м к мастеру приходит признание.

В 1812 году по причине нелегкого положения Пруссии на фронтах мастер лишается поддержки короля.

В 1816-м он переживает значительный психологический кризис, в определенной степени связанный с итогами военных действий, что не могло не отобразиться на его работе. В 1818-м мастер удивил всех, даже своих самых близких друзей, нежданно-негаданно взяв замуж 19-летнюю Каролину Боммер. За этот год художником Каспаром Давидом Фридрихом создано 28 живописных полотен, что дает основания называть этот год одним из наиболее плодотворных во всей его творческой жизни.

В 1824-м Фридрих становится профессором Дрезденской Академии художеств. Известны его цитаты, заметки относительно искусств, подчеркивающие, что необходимо сочетать приверженность природе со своим интуитивным ощущением, которое художник рассматривал как божественный дар.

В июне 1835-го у живописца случается инсульт, его частично парализовало. Пролечившись все лето, в октябре он вновь приступил к работе, ограничившись рисунками сепией. Однако состояние его здоровья все время становится хуже.

Великий мастер умер в нищете 7 мая 1840-го. На какое-то время позабытые, произведения Каспара Давида Фридриха снова привлекли внимание лишь в XX ст. (начиная с расцвета сюрреализма).

artchive.ru

Каспар Давид Фридрих | Artifex.ru

Каспар Давид Фридрих (Caspar David Friedrich) – немецкий художник, сумевший воплотить на холсте удивительные по красоте сцены, которые казались одновременно и недосягаемыми, и пугающе близкими. При взгляде на его работы создаётся ощущение, что достаточно протянуть руку, чтобы окунуться в параллельный мир, призрачный и притягательный. Но что же скрывается за этими полотнами и какова была судьба их автора?

 

Каспар Фридрих родился в Грайфсвальде и был сыном мыловара. Рисовать он начал в юношеском возрасте. Когда ему было 16, он предпринял первые попытки развития в данной сфере творчества, а ещё через четыре года стал обучаться в Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене. Затем последовала череда небольших путешествий в поисках места, к которому бы лежало его сердце. Фридрих остановил свой выбор на Дрездене, где вскоре познакомился с талантливыми людьми, склонными к размышлениям и новаторству. Среди его новых знакомых оказались Г.фон Клейст, Рунге, Гёте, Тик, Новалис и даже Василий Андреевич Жуковский. В таком кругу нельзя было оставаться безразличным к романтическим веяниям и убеждениям, а потому неудивительно, что Фридрих стал представителем романтизма.

Каспар Давид Фридрих активно искал себя, свой неповторимый стиль и интересные объекты для картин. Он не мог удовлетвориться тем, что уже было рядом. Художника влекли новые места, неизведанные красоты и восхитительные виды, отличные друг от друга. Он много путешествовал: ездил в Швейцарию и к Балтийскому морю, заглядывал в родной город. На своих полотнах художник переходил с сепии и штифта на масляные краски, и в 1810 году к нему в дверь постучалась настоящая известность.

На картинах живописца можно проследить идею о тяге человека к светлой истине, сокрытой правде и, в конце концов, к осознанию ценностей жизни. Например, в работе «Двое, созерцающие луну» изображёны два стоящих спиной к зрителю человека, взгляды которых устремлены в небо, озаренное сиянием луны.

  

Их окружает множество «говорящих» деталей: засохшее дерево символизирует увядание и конец, луна – возрождение, а дорогу можно истолковать как жизненный путь. Люди, застывшие под луной, осознают, что над ними есть некая сила, объединяющая живое, мёртвое и весь ход бытия.

Пейзажи Каспара Фридриха потрясают своей величественностью. Картина «Крушение надежды», являвшаяся откликом на реальное трагическое событие, наполнена смыслом и символами. Ледяные глыбы, сковавшие судно, одновременно становятся и памятником мужеству человека.

  

От полотна веет пронзительным холодом и одиночеством. Картина выражает превосходство природы над человеком, её силу и мощь.

К более позднему периоду творчества Каспара относится полотно "Этапы жизни", написанное в 1835 году. Как и многие другие произведения художника, оно наполнено аллегорическим смыслом и ярко выраженной символикой.

Каспар Давид Фридрих стал крупнейшим представителем романтического пейзажа в Германии. Его работы – это нечто большее, чем запечатление картин окружающего мира. Они живут, дышат, что не может не вызывать у зрителей живого эмоционального отклика.

artifex.ru

Произведения Каспара Давида Фридриха — Artrue

Краткая биография

Каспар Давид Фридрих (1774, Грейфсвальд — 1840, Дрезден) учился с 1794 по 1798 в Академии художеств в Копенгагене, одним из его учителей был Йенс Юль. Помимо этого работал в Дрездене, где писал городские пейзажи и встречался с крупными представителями немецкого романтизма, в частности с поэтами Новалисом (1772–1802) и Генрихом Клейстом (1777–1811), а также с художниками Георгом Фридрихом Керстингом и Карлом Густавом Карусом. Лишь в 1807 вплотную занялся живописью. В 1810 был принят в Берлинскую, а в 1816 — в Дрезденскую академии художеств. Фридрих не ставил задачей реалистично изображать природу в своих пейзажах. Следуя примеру Филиппа Отто Рунге, пытался выражать на полотнах собственные представления, чувства, метафизические идеи. Подчеркивал страстное стремление человека слиться с Божественным абсолютом. В творческом наследии Фридриха помимо многочисленных картин есть немало литературных произведений.

Известные картины

Дерево с воронами. Давид Каспар.Дерево с воронами. Давид Каспар.

Дерево с воронами, около 1822. Холст, масло, 59*74 см. Лувр, Париж.В пейзажах, изображающих древнегерманские захоронения-мегалиты, художник подчеркивает мысль о гармоничном сосуществовании человека и природы. Вид балтийского побережья, как в других аналогичных произведениях, композиционно выстраивается из отдельных набросков. На месте камней, образовывавших некогда древние могилы, ныне растут деревья. Таким по замыслу художника нашему взору предстает таинственный храм природы.

Море, покрытое льдами. Давид Каспар.Море, покрытое льдами. Давид Каспар.Море, покрытое льдами, около 1823. Холст, масло, 97*127 см. Кунстхалле, Гамбург.Первый вариант этой картины назывался Крушение «Надежды». На ней изображены обломки корабля. Перед нами не только символ тщетности человеческих усилий постичь тайны божественного промысла и покорить природу. Пейзаж отражает крушение патриотических надежд художника, связанных с началом эпохи Реставрации.

Двое, созерцающие луну. Давид Каспар.Двое, созерцающие луну. Давид Каспар.Двое, созерцающие луну, 1819/20. Холст, масло, 34*44 см. Картинная галерея, Дрезден.Фридрих часто вписывал на фоне пейзажей фигуры людей, стоящих спиной к наблюдателю. Они не способствуют оживлению композиции, а помогают художнику передать дальнюю перспективу. Кроме этого, художник стремится привлечь зрителя к происходящему, превратить его в еще одно действующее лицо композиции.

Монах на берегу моря. Давид Каспар.Монах на берегу моря. Давид Каспар.

Монах на берегу моря, 1808–1810. Холст, масло, 110*171,5 см. Галерея романтизма, Берлин.Изображение побережья — любимый мотив Фридриха, помогающий художнику выразить преклонение перед природой. В ней живописец видел превосходящее все ценности величие и мощь, бесконечность мироздания, постигаемые только человеком, ищущим и глубоко верующим. Фигура одинокого монаха подчеркивает контраст между беспредельной природой и человеческим существом.

Горный пейзаж. Давид Каспар.Горный пейзаж. Давид Каспар.Горный пейзаж, после 1830. Холст, масло, 45*58,3 см. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва.Для выражения мистических религиозных идей Фридрих использует два основных живописных мотива — изображение атмосферных явлений и высоких гор. Над плоскогорьем вздымаются ввысь Исполиновы горы. Небесный посланник, туман придает пейзажу пластичность и торжественную таинственность.

Меловые скалы. Давид Каспар.Меловые скалы. Давид Каспар. Меловые скалы на острове Рюген, около 1818. Холст, масло, 90*70 см. Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур. Пейзаж проявляет умение художника находить необычные ландшафты и ракурсы их изображения. Вздымающиеся к небу утесы открывают вид на глубокую пропасть и необъятную морскую даль. Художник отвел путешественникам на переднем плане совсем немного места, создавая атмосферу сдержанной радости.

artrue.ru

Художник Каспар Давид Фридрих.

Поздний автопортрет.

 (250x300, 51Kb)Каспар Давид Фридрих (нем. Caspar David Friedrich, 5 сентября 1774, Грейфсвальд — 7 мая 1840, Дрезден) — немецкий художник, один из крупнейших представителей романтического направления в живописи Германии (наряду с Филиппом Отто Рунге). 

В 1794—1798 учился в копенгагенской Академии художеств. После возвращения из Дании путешествовал по различным городам Германии, пока не обосновался в Дрездене. Сблизился с кружком романтиков, включавшим Л.Тика, Новалиса, Г.фон Клейста, а также Ф. О. Рунге; в 1810 познакомился с И. В. Гёте, а в 1821 — с В. А. Жуковским; был дружен и с натурфилософом и художником К. Г. Карусом. Находился в близких отношения с норвежским художником Юханом Далем, оказал большое влияние на его творчество. В поисках мотивов с 1801 неоднократно приезжал на о. Рюген в Северном море; любил путешествовать по Саксонской Швейцарии и Гарцу; часто бывал в родном Грайфсвальде. До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. В 1810 г. к живописцу пришёл публичный успех. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой.Для Фридриха природа была носителем глубоких религиозных переживаний и часто приобретала символическое значение.Он использовал пейзаж как средство отобразить свои глубокие эмоциональные переживания, которые напоминали манеру письма его предшественника и земляка Альтдорфера, жившего тремя веками ранее. Файл:The stages of Life.jpg"Четыре возраста", 1833В своём программном произведении «Четыре возраста жизни» (The Stages of Life) изображены человеческие фигуры четырёх возрастов на пустынном арктическом берегу и такое же количество судов, подходящих к берегу, но находящихся на разном расстоянии. Тем самым мастер сумел убедительно представить на полотне неумолимый ход времени. А сама сцена на фоне заката вызывает острое чувство меланхолической ностальгии.Другая из наиболее популярных его картин, наиболее известная как «Крушение надежды» создаёт острое ощущение отчаяния и безнадёжности.

Художник Каспар Давид Фридрих.Крушение надежды» , 1822-1824

Своими произведениями художник показал себя предшественником пре-рафаелитов конца 40-х лет ХХ векаС 1824 был профессором дрезденской Академии художеств.В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией.Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене. На определенный период забытое, искусство Фридриха вновь привлекло внимание в 20 в., начиная с эпохи сюрреализма.

Datei:Caspar David Friedrich 010.jpgЛетом (пейзаж с любовниками), 1807, Новая Пинакотека,Мюнхен 

Художник Каспар Давид Фридрих.Пейзаж с дубами 

Datei:Caspar David Friedrich 027.jpg

Пейзаж с радугой, 1810, Художник Каспар Давид Фридрих.Пейзаж с павильон

Художник Каспар Давид Фридрих.Эльдена Руин

Художник Каспар Давид Фридрих.Крест в горах, 1808, Дрезден, Galerie Neue Meister

Художник Каспар Давид Фридрих.Крест и собор в горах, 1812, Музей изобразительных искусств в Дюссельдорфе

Художник Каспар Давид Фридрих.Гора Вацман, 1825 Старая галерея, Берлин

Datei:Caspar David Friedrich 033.jpg

Утренний туман в горах, 1808, Рудольштадт, Schloss музей Heidecksburg

Художник Каспар Давид Фридрих.Пейзаж с одиноким деревом

Художник Каспар Давид Фридрих.Пейзаж

Художник Каспар Давид Фридрих.Утро в Riesengebirge

Художник Каспар Давид Фридрих.Горный пейзаж River (Ночь Version)

Художник Каспар Давид Фридрих.Нойбранденбург

Художник Каспар Давид Фридрих.Ок в снегу

Художник Каспар Давид Фридрих.Утро

Художник Каспар Давид Фридрих.Лодки в порту вечером

Художник Каспар Давид Фридрих.Река в море льда, 1798, Гамбург, Кунстхалле        

Художник Каспар Давид Фридрих.На борту Парусник, 1818, Санкт-Петербург, Эрмитаж 

Datei:Caspar David Friedrich 035.jpgМорской пляж в тумане, 1807, Wien, Osterreichische Galerie

Datei:Caspar David Friedrich 060.jpgПляж с рыбаками, 1807, Wien, Osterreichische Galerie 

Художник Каспар Давид Фридрих.Вид из Studio художника

Художник Каспар Давид Фридрих.Сестры на балконе

Художник Каспар Давид Фридрих.Странник над морем тумана, 1817, Гамбург, Кунстхалле

Художник Каспар Давид Фридрих.Женщина у окна

Художник Каспар Давид Фридрих.Женщина, Восход Солнца

Художник Каспар Давид Фридрих.Закат солнца 

Художник Каспар Давид Фридрих.Мужчина и женщина Размышляя Луны

Художник Каспар Давид Фридрих.Луна поднимается над морем

Художник Каспар Давид Фридрих.Восход луны на море

Художник Каспар Давид Фридрих.Три вороны

Художник Каспар Давид Фридрих.Егерь в лесу, 1814

Datei:Caspar David Friedrich 046.jpg

Зимние (развалины монастыря Эльдена), 1808, 

Художник Каспар Давид Фридрих.Пейзаж с Grave, Гроб и Сова

Художник Каспар Давид Фридрих.Зимний пейзаж

Художник Каспар Давид Фридрих.Зимний пейзаж с церковью, 1811,Дортмунд, Музей искусства и культуры Cappenberg замок 

Художник Каспар Давид Фридрих.Ранний Автопортрет

Художник Каспар Давид Фридрих.

Поздний Автопортрет                                                                                           Цитата сообщения галина_сухановаПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Каспар Давид Фридрих ( 1774-1840). ч.1   Цитата сообщения галина_сухановаПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!Каспар Давид Фридрих ( 1774-1840). ч.2.

art.mirtesen.ru

Каспар Давид Фридрих: жизнь и творчество художника

Каспар Давид Фридрих (1774 — 1840) – немецкий пейзажист, художник романтичного направления в живописи.

Содержание

Биография Каспара Давида Фридриха

Творчество Каспара Давида Фридриха

Работы художника

Картины Каспара Давида Фридриха

Библиография

Биография Каспара Давида Фридриха

Каспар Давид Фридрих родился в семье мыловара. В молодости лишился большинства родственников — в 1781 г. умерла мать художника, затем скончались его две сестры и брат.

В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794 по 1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене.

После возвращения из Дании путешествовал по различным городам Германии, пока не обосновался в Дрездене.

Сблизился с кружком романтиков, включавшим Л.Тика, Новалиса, Г.фон Клейста, а также Ф. О. Рунге; в 1810 познакомился с И. В. Гёте, а в 1821 — с В. А. Жуковским; был дружен и с натурфилософом и художником К. Г. Карусом.

Находился в близких отношения с норвежским художником Юханом Далем, оказал большое влияние на его творчество.

Творчество Каспара Давида Фридриха

Каспар Давид Фридрих представлял собой художника-пейзажиста романтического направления. По его словам, его пейзажи

« … не были точными изображениями воздуха, воды, скал и деревьев….но отражением души и эмоционального наполнения этих объектов».

Меланхолия, символические композиции Фридриха были исключительным, выдающимся выражением смысла пейзажа.

Он использовал необычные, часто зловещие, мрачные, световые эффекты, объединяющие по духу все работы художника. Лишь единицы людей были приближенными к художнику, а влияние Фридриха, как художника, было небольшим.

С 1824 был профессором дрезденской Академии художеств. Оставил афоризмы и наблюдения об искусстве, подчеркивающие необходимость сочетания верности натуре («душе природы») с внутренней духовной интуицией, которую считал «божественным глаголом» в сердце.

В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией.

Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене.

На определенный период забытое, искусство Фридриха вновь привлекло внимание в 20 в., начиная с эпохи сюрреализма.

The-stages-of-life

Такие картины Фридриха, как «Capuchin Friar by the Sea», «Man and Woman Gazing at the Moon» (обе в Берлине), «Two Men Contemplating the Moon» (1830, музей Метрополитен, Нью-Йорк) являются характерными для художника, показывают мистическое, пантеистическое отношение к природе.

Работы художника

  • «Пейзаж с радугой», 1809, Государственное художественное собрание, Веймар;
  • «Возрасты», около 1815, Музей изобразительных искусств, Лейпциг;
  • «Парусник», 1815, Kunstsammlungen, Хемниц;
The wanderer above the sea of fog The wanderer above the sea of fog Man and Woman Man and Woman On board of a Sailing Ship On board of a Sailing Ship
  • «Мужчина и женщина, созерцающие луну», около 1824, Национальная галерея, Берлин.
  • «Месса в готической руине», 1819, Национальная галерея, Берлин;
  • «Монастырское кладбище под снегом»,
  • «Гибель „Надежды“ во льдах».

Библиография

  • Азадовский К. М., Пейзаж в творчестве К. Д. Фридриха, в сборнике: Проблемы романтизма, вып. 2, М., 1971;
  • Sumowski W., Caspar David Friedrich-Studien, Wiesbaden, 1970;
  • Werner Busch: Caspar David Friedrich. Ästhetik und Religion. CH Beck, München 2003, ISBN 3-406-50308-X

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: all-biography.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Каспар Давид Фридрих: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Каспар Давид Фридрих: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Каспар Давид Фридрих: картины, биография

"У него всегда было мало почитателей, потому что он показывает то, чего большинство людей старается избегать — одиночество". "Картина с ее двумя-тремя таинственными предметами глядит на тебя как Апокалипсис, как будто она полна ночных мыслей Юнга"... Уже современники Фридриха (которым принадлежат эти слова) чувствовали в его картинах наличие иного, таинственного смысла. Позднейшие интерпретации его творчества, подчас противореча друг другу, едины в представлении о главном: эти картины говорят с нами философским языком — о бытии, Боге, бесконечности, смерти, надежде.

Но ведь речь идет о художнике-пейзажисте! Причем о пейзажисте, отказавшемся ехать за "возвышенными" сюжетами в Италию и всю жизнь писавшем виды окружавшей его северной природы. Если проанализировать одни его альбомы с зарисовками деревень, лесов, полей, разных пород деревьев и растений, может сложиться уверенность, что у него никогда не было иной цели, кроме верной, внимательной, прочувствованной передачи каждого понравившегося ему уголка, дерева, травинки, ветки... Этот реализм не пропадает при переходе от графического эскиза к большому живописному произведению, но здесь вещи приобретают какое-то иное освещение, встают в такое соотношение, при котором их содержание становится в высшей степени волнующим и глубоким. "Я убежден, что при его таланте можно изобразить какую-нибудь квадратную милю бранденбургского песка с барбарисовым кустом, на котором одиноко нахохлилась ворона, и эта картина произведет поистине оссиановский или козегартеновский эффект", — писал Генрих фон Клейст.

Фридрих родился на севере Германии в Грейфсвальде и первоначальное художественное обучение прошел у университетского преподавателя рисования И. Г. Квисторпа, обладателя значительной художественной коллекции и друга Г. Л. Козегартена, писателя и теолога, блистательно угаданного Клейстом в "художественной генеалогии" Фридриха. В 1794 году Фридрих уехал в Копенгаген, где в то время была одна из самых либеральных художественных академий; многие художники немецкого севера предпочитали учиться именно там. Вернувшись из Копенгагена, он не остался в родном городе, а сразу же и навсегда поселился в Дрездене, где на протяжении нескольких лет сосредоточенного и замкнутого труда выработался его индивидуальный стиль. В это время художник работал преимущественно сепией, не приступая к масляной живописи; выставляя свои работы на веймарских выставках, он обратил на себя внимание Гете.

Надо думать, что в Дрезден Фридриха привлекли не только богатейшие художественные коллекции или известные своей красотой окрестности, но и духовная атмосфера этого города, благоприятствовавшая тому, что он стал одним из важнейших центров раннего романтизма в Германии. Искусство Фридриха росло именно из этих духовных устремлений эпохи, которые придали ему решимость отступить от профессиональной традиции и создать как бы совсем новое искусство пейзажа.

Романтизм "вторгся" в представление о самих основах бытия. Романтическая философия полагала мироздание как бесконечное духовное начало, а всю материальную природу понимала как воплощение духа. Именно через природу изобразительное искусство может проникнуть в тайные откровения духа, "зашифрованные" в ее видимых формах. Шеллинг, в 1807 году посвятивший этому вопросу целую большую лекцию, проникнутую романтическим энтузиазмом, невольно произвел переворот во взглядах на искусство — отодвинул из центра внимания образ человека, являвшийся в классике "мерой всех вещей"; природа, ландшафт очевидно должны были занять это место.

Примерно через год в Дрездене разразилась ожесточенная художественная полемика. Предметом споров была картина Фридриха — заказанный ему графом Тун-Гогенштейном алтарь для домашней капеллы замка Тетшен. В раме готических очертаний, выполненной по рисунку самого художника и несущей символы плоти и крови Христа, помещался... пейзаж. На вершине громоздящихся к небу скал, поросших высокими елями, в лучах заходящего солнца виднелся силуэт креста. Эффект был необычным и рационально необъяснимым. Крест в горах невозможно было истолковать как условное изображение Голгофы — слишком уж несомненно реален был пейзаж с северными елями и разбегающимися по небу облаками; он как бы призывал вглядеться в природу как она есть, вне привычных условностей живописи и в ней самой ощутить духовный смысл и религиозное переживание. Особенно выразителен в картине простор неба, преображенного светом и оживленного динамичным движением облаков, как будто взывающий к эмоциональному отклику.

Одушевленная природа и душа человека в романтических представлениях были едины и близки — однако и фатально разъединены тем "сном бессознательности", в который погружена природа. Тем не менее ее виды могут передавать человеку определенные настроения, мысли и чувства, подобно тому как одна струна рождает отзвук в другой (эта метафора принадлежит К. Г. Карусу, ученику и последователю Фридриха). И Фридрих в своих пейзажах как будто делает эту бессознательную "речь" природы более слышной. Мы отчетливо воспринимаем идеи и осознаем чувства, идущие от пейзажа, — иногда не отдавая себе ясного отчета о том, как это получается, иногда же почти "читая" зашифрованную в природе мысль. Так, кладбище в картинах художника несомненно означает смерть; корабль — судьбу человека, его странствие; гавань — конец земного странствия; сияющий силуэт города на горизонте воспринимается как символ надежды. Небо же в картинах Фридриха было самым совершенным и важным выражением духовного начала; когда он писал небо, никому не разрешалось входить в комнату, где он работал. Он больше не выполнял религиозных алтарей, но в пантеистически-духовном строе его пейзажей религиозные символы (крест и всё его напоминающее, например мачты корабля; готическая церковь, руина) составляют важный уровень смысла.

Духовное общение с природой как с живым существом не было для него лишь художественным мифом. Среди воспоминаний о художнике, человеке замкнутом и сдержанном, поражает рассказ о том, как рыбаки острова Рюген боялись за его жизнь, видя его взбирающимся на недоступные скалы. "Во время свирепствующей бури, когда волны с шапками пены бросались на скалы, он стоял радостный, весь мокрый от брызг или неожиданного шквала дождя и выдерживал буйство стихий, как будто ему было все недостаточно. Когда он видел шторм, обрушившийся на скалистый берег, он спешил туда, как будто могучая стихия была ему другом..."

Фридрих уезжал из Дрездена для того, чтобы видеть море и горы. В его живописи это стихии, которые в своей неизмеримости как бы дают зримое свидетельство о бесконечном. Но для романтического сознания дух воплощен в природе целиком, он присутствует равно и в большом и в малом — и поэтому каждый мельчайший объект природы, вплоть до растения у ног, воспроизводится у Фридриха с внимательной конкретностью и большой внутренней значительностью, чему способствовали уже упомянутые альбомы тончайших реалистических зарисовок.

Фигуры людей в пейзажах Фридриха, изображаемые, как правило, на переднем плане спиной к зрителю, отличаются по своей функции от традиционного стаффажа. Это не объект, а субъект восприятия, alter ego художника, часто в скрытой форме его автопортрет. Он не проходит дальше переднего плана, не участвует в жизни природы, которая сама по себе пустынна и безлюдна, но как бы из другого пространства ведет с ней таинственный безмолвный диалог. Чувство одиночества в картинах Фридриха, о котором говорил его современник, художник В. фон Кюгельген, есть одиночество человека перед лицом пустынной и молчащей природы, прежнее наивное единство с которой в романтическом мировоззрении было утеряно, обратившись жаждой духовного воссоединения. Естественный и неотвратимый путь этого воссоединения для человека — смерть. Известная устремленность к смерти у Фридриха присутствует и там, где нет явных ее символов: недаром Клейст ощутил близость поэзии Юнга и Апокалипсису одной из ранних картин, в которой был изображен монах, идущий по берегу моря. Смерть в романтическом сознании художника — благо, она связана с мыслью о грядущем возрождении, с надеждой на иную возможную жизнь. Между ветвей корявых высохших деревьев на кладбище видно, как светлеет небо — занимается утро; светило восходит над морем, проводя по краю неба сияющую светлую полосу... Переходные состояния природы — от тьмы к свету, от света к сумеркам, находившие в творчестве Фридриха тончайшее живописное разрешение, несомненно имели для него символический смысл.

Не только эта нота меланхолии была причиной тому, что после кратковременного периода успеха у Фридриха действительно было мало почитателей, но и то, что его картины требовали от зрителя ассоциативного усилия. Тем не менее известно, что многие выдающиеся люди того времени были покорены его картинами. Известный дрезденский естествоиспытатель и врач К. Г. Карус под влиянием Фридриха развил свою дилетантскую предрасположенность к искусству до того, что, подражая ему, сам стал прекрасным пейзажистом. Знакомство с Фридрихом вдохновило заняться рисунком и В. А. Жуковского, который коллекционировал его работы и способствовал их приобретению русским двором. Благодаря энтузиазму поэта собрание первоклассных картин и рисунков Фридриха находится ныне в Эрмитаже.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

www.artcontext.info


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта