Музей Фаберже в Петербурге. Мозаика ювелирных шедевров. Фаберже музей картины
Музей Фаберже в Петербурге. Мозаика ювелирных шедевров
Знаете, чем мне нравятся частные музеи? За редким исключением, чистотой и какой-то особой вежливостью персонала. Так вот, Музей Фаберже – не исключение. Да, на входе приходится проходить и через «рамку», и, если «звенишь», тебя досмотрят, но всё очень вежливо, ненавязчиво.У входа стоит вот такое святящееся яйцо. Хотела на обратном пути около него сфотографироваться, но забыла.
После прохождения всех формальностей в виде металлоискателя, обмена распечатки билетов на обычные, гардероба и бахил, наконец-то попадаем на парадную лестницу. Парадная лестница была построена в 1840 на месте проезда, и она действительно шикарна.
Сразу как-то настраиваешься на иной лад, и действительно ожидаешь чуда. И ожидания оправдываются. Первой мы посетили Красную гостиную, здесь представлена коллекция серебра XVIII - начала XX века.
Сразу оговорюсь, сфотографировать всё просто невозможно, ведь хочется ещё успеть всё рассмотреть, послушать экскурсовода, да и просто не мешать другим людям наслаждаться этими прекрасными изделиями.
Изделия, которые имитируют бересту, соломку и другие исконно русские материалы.
Русскую тему продолжают и такие чудесные изделия из серебра.
Этот сервиз выполнен по случаю бракосочетания великого князя Константина Николаевича и великой княжны Александры Иосифовны.
Налюбовавшись серебром, мы пошли в главную сокровищницу музея - Синюю гостиную, где представлена коллекция императорских пасхальных яиц.Первое и самое простое яйцо – «Курочка», которое было заказано Александром III.
А это подобное яйцо сделано для Кельха по мотивам Курочки. Портрет пусть Вас не обманывает: на момент создания яйца цесаревич Алексей ещё не родился, так что это более поздняя «подделка», что бы выдать яйцо за императорское.
Первый подарок – яйцо - так понравился императрице, что такие презенты стали ежегодными. Каждое яйцо – это произведение искусства, которое «готовилось» целый год.Ещё одно яйцо – «Ренессанс». Представляло собой шкатулочку, в которой находился сюрприз.
Яйцо – «Бутон розы». Лепестки цветка раскрывались, и в цветке, как можно догадаться, опять же был сюрприз – маленькая корона.
Яйцо – «Коронационное». Карета - точная копия коронационной кареты Александры Федоровны, создающейся годом ранее. Кстати, настоящую карету реставрировали именно по этой модели.
Яйцо «Часы» Николая II, подаренное матери.
Его изюминка – маленький петушок, который кукарекал и бил крыльями.
Яйцо "Шантеклер" выполнено по мотивам яйца "Часы". Создано оно уже не для императорской семьи, а для промышленника Кельха, который подарил его своей жене. По-моему, оно более грубоватое.
Это яйцо – «Пятнадцатилетие царствования». Здесь изображены главные события жизни семьи Николая II, при этом это не фотографии, а миниатюры.
Яйцо – «Лавровое дерево» с миниатюрной птичкой.
Яйцо – «Орден Святого Георгия», создано во время Первой мировой войны, поэтому очень простое. Но это яйцо вместе с яйцом «Ландыши» поразили меня больше всего. Кстати, это единственное яйцо, покинувшее Россию с Романовыми, а точнее с матерью Николая II.
Второе «любимое» мною яйцо – «Ландыши». Знаете, чем оно поразило? А просто вроде бы алмазы, жемчуг, драгоценные камни, а в результате что-то нежное и воздушное.
Последнее «не императорское» яйцо в коллекции. Создано оно для герцогини Консуэло Мальборо.
А это «массовое» производство. Такие пасхальные яйца покупали девочкам и вешали их на цепочку, со временем получалось ожерелье.
Очень советую перед посещением музея так же посмотреть видео о том, как устроены пасхальные яйца, тогда станет понятнее все сюрпризы этих маленьких чудес (https://www.youtube.com/watch?v=UUQW9TztA_A).А теперь хочу немного показать саму гостиную.Красивейший мраморный камин.
Красивейший потолок.
Дальше была Золотая гостиная. В ней представлены не только работы Фаберже, но и просто подарки императорской семьи.
Примеры искусной резьбы по камню.
И это тоже камень, просто разных сортов.
Маленькие самовары.
А как Вам такие Анютины глазки? По-моему, полная имитация цветка вазочке с водой.
Улитка, совсем как живая.
В Аванзале представлена уникальная палитра эмалей-гильоше.
И просто ювелирные изделия фирмы Фаберже.
Белая и Голубая гостиные знакомят с русским эмальерным искусством. Здесь действительно много «русского», так и вспоминается Собор Василия Блаженного или Спас-на-Крови.
А эта техника похожа на витражи, на просвет даёт тот же эффект.
Ну и куда без посуды под исконно русскую, деревянную.
Шкатулки с целыми «картинами».
Роскошные сервизы.
В общем, настоящий «русский дух»!И не могу не показать фарфор из этих же гостиных.
В Выставочном зале представлены камнерезные изделия фирмы Фаберже.
Следующий, Готический, зал отдан под иконы XVI-XX веков. Оклады некоторых из них - настоящие шедевры ювелирного искусства.
Эту икону подарили старообрядцы Николаю II.
Последним залом стала Верхняя буфетная. Там можно полюбоваться картинами импрессионистов. Снимать не стала, всё-таки живопись надо смотреть вживую.Вот такой он большой и разнообразный Музей Фаберже в Петербурге. После его посещения начинаешь действительно восхищаться личностью Карла Фаберже, который создал настоящую ювелирную империю, освоившую, наверное, практически все существовавшие на тот момент техники. Шедевром работы мастеров Фаберже, безусловно, являются пасхальные яйца. Побывав в музее, есть возможность прикоснуться ко всей этой красоте.А ещё я невероятно горда за Россию, рада, что у нас существуют такие предприниматели, которые не «чахнут» над своими коллекциями, а дают возможность насладиться ими простым людям.Рекомендую ли я Музей Фаберже? Конечно, это место в Петербурге, куда необходимо сходить обязательно.
Музей Фаберже. Как найти
Адрес: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 21Сайт: http://fabergemuseum.ru/ru/museum/route
galina-lukas.ru
Музей Фаберже в Санкт-Петербурге
19 ноября 2013 года в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге состоялась официальная церемония открытия первого в России негосударственного Музея Фаберже. Организацией-учредителем музея является культурно-исторический фонд «Связь времен», основанный в 2004 году российским предпринимателем Виктором Вексельбергом с целью возвращения в Россию утраченных культурных ценностей.
Проект создания музея, посвященного творчеству великого русского ювелира Карла Фаберже, появился у фонда «Связь времен» после приобретения Виктором Вексельбергом в 2004 году уникальной коллекции произведений Фаберже, собранной Малкольмом Форбсом. Начиная с этого момента, фонд приступил к формированию собрания русского декоративно-прикладного и изобразительного искусства, которое на сегодняшний день насчитывает более 4000 единиц хранения и по своим размерам и высочайшему качеству произведений является одним из лучших в мире. К реставрации Шуваловского дворца на набережной Фонтанки с целью создания в нем музея фонд «Связь времен» приступил в 2006 году. За 7 лет фондом была проведена огромная работа по воссозданию исторического облика дворца: это была первая комплексная реставрация за всю его 200‑летнюю историю. Сегодня Шуваловский дворец, площадь которого составляет около 4700 квадратных метров, вновь является одним из красивейших дворцов Санкт-Петербурга, историческим памятником и центром притяжения туристов. Наибольшую ценность в собрании представляют девять пасхальных яиц, созданных Фаберже для двух последних русских императоров. Все они являются шедеврами ювелирного искусства, а также уникальными историческими памятниками, связанными с правлением и личной жизнью Александра III и Николая II. Исключительность коллекции Фаберже, собранной фондом «Связь времен», также в том, что в ней полно представлены все направления, в которых работала фирма Фаберже: фантазийные предметы, ювелирные украшения, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы. Помимо Фаберже, собрание включает произведения его современников — прославленных русских ювелиров и мастеров серебряного дела И. Сазикова, П. Овчинникова, И. Хлебникова, Ф. и многих других мастеров.
Шуваловский дворец. Парадный фасад. Набережная реки Фонтанки
Парадная лестница Шуваловского дворца. Построена в 1840‑х годах архитектором Николаем Ефимовым и дополнена галереей для демонстрации скульптуры.
СОБРАНИЕ МУЗЕЯ ФАБЕРЖЕ
Собрание Музея Фаберже насчитывает четыре тысячи произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства: золотых и серебряных изделий, живописи, фарфора и бронзы. Я дро экспозиции музея — произведения ювелирной фирмы Фаберже, приобретенные Виктором Вексельбергом в 2004 году у наследников американского коллекционера Малкольма Форбса. Ювелирные шедевры, часть из которых была продана советским правительством в 1920–1930‑х годах, были привезены в Россию, что стало началом возвращения национального художественного достояния. Cегодня собрание музея Фаберже является одним из лучших в мире. В великолепном парадном Синем зале дворца представлены вершины творчества фирмы Фаберже — императорские пасхальные яйца — свидетельство таланта и мастерства русских ювелиров, камнерезов, эмальеров и художников. Помимо яиц, сделанных по заказу последних Романовых, в собрании музея находятся пасхальные подарки, выполненные для представителей мировой элиты — герцогини Мальборо, золотопромышленницы Кельх, не уступающие императорским в роскоши и сложности работы. В собрании Музея Фаберже представлены самые разные направления в творчестве великого ювелира: редкие objets de fantaisie, украшения, аксессуары, драгоценная галантерея, настольные часы с широчайшей палитрой гильоше-эмалей, серебряные изделия в оригинальном русском стиле. Помимо произведений фирмы Фаберже, представленных в экспозиции, фондом «Связь времен» были приобретены изделия его современников — Поставщиков Высочайшего Двора И. Хлебникова, П. Овчинникова, И. Сазикова. Этими и другими прославленными русскими ювелирами выполнены драгоценные оклады икон. Коллекция церковной утвари и предметов личного благочестия занимает Готический зал Шуваловского дворца. Экспертам фонда удалось сформировать уникальное собрание произведений знаменитого российского живописца по эмали Федора Рюкерта, которое не имеет себе равных в России. Залы дворца украшают полотна известных русских и европейских живописцев — К. Маковского, Г. Семирадского, И. Айвазовского,К. Брюллова, А. Харламова, К. Коровина, Л. Вальта, А. Мартена, О. Ренуара.
КРАСНАЯ ГОСТИНАЯ
Русское серебро
Первые русские ювелирные фабрики, образованные в 1810–1840‑е годы, заявили о себе уже к середине ХIХ века, став полноправными участниками Всемирных выставок и заметным явлением европейской художественной промышленности. Старейшим ювелирным предприятием России является фирма Сазикова. Основатель дела, Павел Сазиков, имел небольшую мастерскую в Москве. Его сын Игнатий открыл в 1845 году, помимо московского предприятия, петербургскую фабрику. В 1857 году Игнатию Сазикову было позволено именоваться Придворным фабрикантом серебряных изделий. Современники Игнатия Сазикова, художественные критики ХIХ века, употребляют по отношению к нему слово «впервые», которое, действительно, как нельзя лучше характеризует его деятельность — заслугу Сазикова видели в том, что он первым обратился к образам и темам, взятым из национальных традиций. Уникален чайный сервиз в оригинальном русском стиле, изготовленный в 1848 году по случаю женитьбы великого князя Константина Николаевича. В орнамент, выполненный по эскизу художника-археолога Федора Солнцева, включены стилизованные надписи и имперские символы: двуглавые орлы, держащие в клювах и когтях морские карты — «символы мореплавания» — занятия, которому великий князь посвятил всю жизнь. Московский филиал фирмы Фаберже, открытый в 1887 году, выпускал немало предметов в неорусском стиле, развивавшемся в русле модерна.
Красная гостиная. Парадная красная гостиная прежде называлась «Нарышкинской» и сохранила на шатровом потолке изображение родового герба. Ее интерьер определили архитекторы Б. Симон и Р. Б. Бернгард
Ковш презентационный. В 1899 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке, проходившей в Нижнем Новгороде, князь Лев Сергеевич Голицын был удостоен особой награды от Николая II за выдающийся вклад в развитие отечественного виноделия. Князю был преподнесен большой серебряный презентационный ковш с красными эмалевыми вставками с надписями. Ручки ковша увенчаны двумя орлами работы Юлия Раппопорта – ведущего серебряных дел мастера петербургского филиала фирмы Фаберже.
1. Ковш презентационный. Пожалован императором Николаем II князю Льву Сергеевичу Голицыну за заслуги в развитии отечественного виноделия в 1899 году Санкт-Петербург, 1898. Фирма К. Фаберже, мастер Ю. Раппопорт
2. Порткарандаш «Иван Калита» Москва, 1898−1908 гг. Фирма К. Фаберже
3. Самовар. Санкт-Петербург, 1881. Фирма Г. Грачева, мастер И. Ольсониус
4. Чайно-кофейный сервиз. Изготовлен по случаю бракосочетания великого князя Константина Николаевича. Москва, 1848. Фирма Сазикова
Самобытен изысканный серебряный чайно-кофейный сервиз с рельефными узорами на фоне матовой болотной эмали. Своеобразной скульптурной композицией является порткарандаш с полуфигурой князя Ивана Калиты, склонившегося над мешком для денег. Литые орлы украшают ковш, созданный в мастерской ведущего серебряника фирмы Фаберже Юлиуса Раппопорта. Этот ковш в 1899 году был пожалован Николаем II князю Голицыну за развитие отечественного виноделия.
СИНЯЯ ГОСТИНАЯ
Пасхальные шедевры Фаберже
Трехчастная Синяя гостиная была создана по проекту Б. де Симона при реконструкции фасада особняка Воронцовых в 1844 году. В 1859 году Р. Б. Бернгард прорубил в нее два проема с новой Парадной лестницы. Поражающая богатством и разнообразием отделка этого зала выполнена, по некоторым данным, при участии одного из популярнейших архитекторов николаевского времени — А. И. Штакеншнейдера. Синий с крупным серебристым рисунком шелк на стенах, определивший название гостиной, обилие золоченой лепки, живописные картины в овальных и круглых рамах на падугах свода, белый мраморный камин и зеркала стали достойным окружением для одной из самых ценных частей собраний - пасхальные яйца Фаберже.
В центральной гостиной дворца представлены императорские пасхальные шедевры фирмы Фаберже, принадлежавшие последним Романовым.
В коллекции Музея Фаберже находятся девять императорских пасхальных яиц с сюрпризами, созданных по заказу последних Романовых — императоров Александра III и Николая II. По числу больших пасхальных яиц, изготовленных фирмой Фаберже, собрание занимает первое место в мире: в Синей гостиной можно увидеть четырнадцать яиц Фаберже, а также миниатюрную рамку в форме сердца — сюрприз утраченного яйца 1897 года. Особую значимость коллекции придает также то, что в ней представлены самое первое императорское яйцо — «Курочка», подаренное на Пасху 1885 года, и последнее — «Орден Святого Георгия», созданное в годы Первой мировой войны. Всего фирмой Карла Фаберже было сделано 50 императорских яиц. Над каждым из них работали около года: начинали сразу после Пасхи и завершали заказ к Страстной неделе следующего года, после чего Карл Фаберже лично доставлял царю очередной ювелирный шедевр. Карл Фаберже создавал драгоценные пасхальныеподарки не только для российской императорской семьи, но и для представителей мировой элиты. Так, в 1902 году Карл Фаберже выполнил великолепное пасхальное яйцо-часы для герцогини Консуэло Мальборо — представительницы клана американских магнатов Вандербильтов. С 1898 по 1904 год семь пасхальных яиц были изготовлены фирмой Фаберже для Варвары Петровны Базановой (в замужестве Кельх), происходившей из богатой семьи московских купцов, владевших золотыми приисками и пароходством.
Яйцо «Курочка». Первое яйцо императорской серии, подарок императора Александра III супруге, императрице Марии Федоровне, на Пасху 1885 года. Санкт-Петербург, 1885. Фирма К. Фаберже. Золото, рубины, эмаль, замша; литье, чеканка, гравировка
Яйцо «Курочка» открывает прославленную серию из 50 императорских пасхальных яиц, созданную Фаберже для двух последних императоров России между 1885 и 1916 годами. Оно было изготовлено фирмой Фаберже в 1885 году по заказу императора Александра III и предназначалось в подарок его супруге — императрице Марии Федоровне, в девичестве датской принцессе Дагмаре. Император не случайно поручил заказ Петеру Карлу Фаберже, изделия которого очень понравились царской чете во время посещения Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года в Москве. Происхождение многосоставного сюрприза пасхального яйца в виде курочки относится к началу XVIII века. Известны три очень похожих пасхальных сувенира, предположительно выполненных в Париже в 1720‑х годах неизвестным мастером. Это яйцо из сокровищницы Музея истории искусств в Вене, золотое яйцо с эмалевым желтком, до 1924 года находившееся в Государственном собрании Дрездена, и яйцо герцогини Вильгельмины, ныне хранящееся в замке Розенборг. Считается, что последнее, увиденное Александром III и императрицей Марией Федоровной на художественно-промышленной выставке в Копенгагене в 1879 году, послужило источником вдохновения для Фаберже.
Исполняя императорский заказ, Фаберже создал собственную вариацию старинного образца, которая выглядит просто и цельно. Покрывающая яйцо белая опаковая, непрозрачная эмаль имитирует скорлупу, желток выполнен из матового золота. В него вложена курочка из разноцветного «мозаичного золота», внутри которой — миниатюрная императорская корона в виде рубинового яйца-кулона. Курировавший заказ великий князь Владимир Александрович, приходившийся императору родным братом, снабдил готовое изделие письмом с подробной инструкцией. Император переживал, придется ли сюрприз по вкусу будущей владелице, но яйцо так понравилось, что в том же 1885 году Фаберже стал Придворным Поставщиком, а Высочайший заказ с этого времени стал ежегодным.
Пасхальное яйцо-шкатулка «Ренессанс». Подарок императора Александра III супруге, императрице Марии Федоровне, на Пасху 1894 года. Санкт-Петербург, 1894. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин. Золото, алмазы, рубины, агат; эмаль выемчатая, эмаль по гильошировке, эмаль живописная, литье, чеканка, гравировка, резьба, полировка.
Яйцо-шкатулка «Ренессанс» 1894 года стало последним пасхальным подарком Марии Федоровне от императора Александра III, скончавшегося в октябре того же года. На исходе века в моде было «антикварское», как тогда говорили, направление в искусстве, и Фаберже являлся одним из самых ярких его представителей. Прототипом яйца «Ренессанс» стала шкатулка XVIII века амстердамского мастера Ле Роя из собраний Музея-сокровищницы в Дрездене. Овальную шкатулку Фаберже «преобразовал» в горизонтально расположенное пасхальное яйцо. Оно вырезано из агата и имеет золотую, частично покрытую полихромной эмалью, оправу с львиными маскаронами, вкраплениями рубинов и алмазов. На верхней половине яйца выложена дата его создания алмазами огранки «роза».
Пасхальное яйцо «Бутон розы». Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1895 года. Санкт-Петербург, 1895ю Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин. Золото, серебро, алмазы, слоновая кость, бархат; эмаль по гильошировке, живописная эмаль, акварельные миниатюры, литье, чеканка, гравировка.
Яйцо «Бутон розы», выполненное в неоклассическом вкусе, стало первым пасхальным сувениром от Фаберже, врученным принявшей православие Александре Федоровне, в девичестве принцессе Алисе Гессен-Дармштадской. Яйцо покрыто ярко-красной («земляничной») прозрачной эмалью по гильошированному фону и украшено символами любви и прочности брачных уз — алмазными стрелами, лиственными гирляндами и венками из золота. Наверху, под большим плоским алмазом, миниатюрный портрет Николая II, написанный акварелью на пластине слоновой кости, под нижним алмазом начертана дата создания подарка. Сюрприз яйца — бутон чайной розы на коротком стебле с маленькой кнопкой, при нажатии на которую лепестки цветка открываются.
Пасхальное яйцо «Коронационное». Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, миниатюрная карета изготовлена Г. Штайном. Золото, платина, серебро, алмазы, горный хрусталь, бархат; эмаль выемчатая, эмаль по гильошировке и живописная, литье, чеканка, гравировка
«Коронационное» яйцо 1897 года — одно из самых известных творений Карла Фаберже, посвященное торжествам, связанным с венчанием на царство Николая II и его супруги. Сюрпризом пасхального подарка стала миниатюрная абсолютно точная копия коронационной кареты. Уникальную модель создал молодой мастер Г. Штейн, во всех деталях повторивший конструктивные части экипажа. Модель увенчана золотыми двуглавыми орлами по углам и миниатюрной бриллиантовой короной. «Коронационное» яйцо состоит из двух соединенных шарниром половинок. Скорлупа яйца покрыта прозрачной желтой эмалью, положенной по гильошированному фону резных лучей, накладные эмалевые орлы соединены ветвями из золота. Подлинное украшение яйца — алмаз на его верхней половине с вензелем императрицы. Внизу яйца сквозь алмаз меньшего размера читается дата «1897».
Пасхальное яйцо «Ландыши». Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1898 года. Санкт-Петербург, 1898 г. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, миниатюрист И. Цейнграф. Золото, алмазы, рубин, жемчуг, стекло, слоновая кость; эмаль по гильошировке, литье, чеканка, гравировка, золочение, акварель
Яйцо «Ландыши», выполненное в стиле модерн, украшено жемчугом, бриллиантами и любимыми цветами Александры Федоровны, символизирующими чистоту. Скорлупа яйца покрыта прозрачной розовой эмалью по гильошированному фону, украшена полосками алмазов и оплетена ландышами на золотых стеблях с эмалевыми листьями и жемчужными цветками. Сюрприз яйца — миниатюрные портреты супруга государыни и двух старших дочерей. Медальоны, написанные акварелью на пластинах слоновой кости, укреплены в верхней части яйца на металлических «стеблях» по принципу веера. Они появляются изнутри при вращении штифта с жемчужиной. В закрытом состоянии отверстие прикрывает миниатюрная копия императорской короны, усыпанная алмазами.
Пасхальное яйцо-часы «Петушок». Подарок императора Николая II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1900 года. Санкт-Петербург, 1900. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин. Золото, алмазы, жемчуг, перья; эмаль по гильошировке, литье,чеканка, гравировка, выпиловка.
При создании пасхального подарка Михаил Перхин применил техническое решение, сходное с устройством музыкальных шкатулок с певчими птицами, выпускавшимися в Женеве в начале XIX века. При нажатии на кнопку в верхней части яйца открывается ажурная крышка и появляется петушок: он кукарекает, хлопает крыльями, после чего опять скрывается внутри. Циферблат яйца покрыт белой гильоше-эмалью, снабжен арабскими алмазными цифрами и золотыми стрелками. Он окаймлен гирляндой из золота с жемчугом и бриллиантами. Яйцо «Петушок» поддерживается сужающимися книзу плоскими четырехугольными колоннами с белой устричной эмалью и переплетающимся ленточным золотым декором. Эти детали придают изделию сходство с жертвенником, возможно, в знак памяти об умершем годом ранее сыне Марии Федоровны — Великом князе и наследнике престола Георгии Александровиче.
Пасхальное яйцо «Лавровое дерево». Подарок императора Николая II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911. Фирма К. Фаберже. Золото, нефрит, алмазы, кварц, рубины, аметисты, цитрины, жемчуг, перья; эмаль, литье, чеканка, гравировка, полировка
Композиционной основой сувенира, выполненного в год тридцатилетия вступления Марии Федоровны на престол, стал вечнозеленый лавр. В верхней части кроны спрятано отверстие для ключа и крохотный рычаг, при нажатии на который поднимается замаскированная листвой круглая крышка. Из-под нее появляется птичка с переливающимися перышками и начинает петь. Когда пение заканчивается, пичужка исчезает. Листья кроны, по форме напоминающей яйцо, выполнены из саянского нефрита. Яркая листва оживлена плодами из аметистов, цитринов и розовых бриллиантов, а также мелкими белыми эмалевыми цветками. Дерево посажено в кадку из белого мексиканского оникса, затянутую золотой трельяжной сеткой с провисающими эмалевыми гирляндами.
Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования». Подарок императора Николая II супруге, императрице Александре Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911. Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрем, миниатюрист В. Зуев. Золото, алмазы, стекло, слоновая кость; эмаль по гильошировке, чеканка, акварель
Яйцо «Пятнадцатилетие царствования» — единственный пасхальный подарок из изготовленных по императорскому заказу фирмой Фаберже, который украшен одновременно и портретами, и историческими композициями. Сюрприза как такового в нем нет, поэтому отделка самого яйца отличается особенным великолепием: его золотая скорлупа покрыта белой переливчатой эмалью по гильошировке и разделена на восемнадцать сегментов рельефными эмалевыми гирляндами с алмазными перетяжками. В них, как в драгоценные рамы, помещены художественно и тончайше исполненные миниатюры, написанные Василием Зуевым акварелью по кости и покрытые пластинами из горного хрусталя. Это семь портретов членов царской семьи — Николая II, Александры Федоровны, их пятерых детей, а также композиции, изображающие главные события царствования императора.
Пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия». Последний подарок императора Николая II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, на Пасху 1916 годаСанкт-Петербург, 1916. Фирма К. Фаберже. Золото, серебро, стекло, слоновая кость; эмаль выемчатая, эмаль по гильошировке, живописная эмаль, литье, чеканка, гравировка, выпиловка, акварель
Яйцо «Орден Святого Георгия» лишено сложных механизмов и богатого декора. Причинами этого были мобилизация, отозвавшая на фронты Первой мировой войны лучших мастеров фирмы Фаберже, и аскетичный образ жизни августейших заказчиков. Яйцо посвящено награждению Георгиевскими орденом и медалью сына и внука Марии Федоровны, поэтому на шарнирах закреплены их накладные знаки. При нажатии на кнопку они открываются и становятся видны миниатюры с портретами Николая II и цесаревича Алексея. Знаки соединены георгиевскими лентами в цветах «пороха и пламени», выделяющимися на фоне опаковой эмали, по которому «рассыпаны» вписанные в трельяжную сетку из лавровых листьев Георгиевские кресты. Сверху и снизу яйца укреплены монограмма Марии Федоровны и дата подарка. Яйцо «Георгиевское» — единственное, которое оставалось с Марией Федоровной после отъезда из революционной России в 1919 году и с которым она не расставалась до своей смерти в Дании в 1928 году.
ЗОЛОТАЯ ГОСТИНАЯ
Царские подарки, objets de fantaisié фирмы Фаберже и золотые презентационные коробки
Золотая гостиная — бывшая парадная столовая — продолжает анфиладу представительских помещений, названных по цвету штофной обивки. Существующая ныне архитектурная отделка зала относится к 40‑м годам XIX столетия.
В 1885 году рядом с названием фирмы Фаберже впервые появилось изображение государственного герба, свидетельствовавшее о праве ювелира именоваться Поставщиком Двора Его Императорского Величества. Дела с Поставщиками двора велись через Кабинет Его Императорского Величества, который помимо прочего ведал заготовлением, хранением и выдачей императорских подарков, называвшихся «кабинетскими». Жаловались они по самым разным случаям и поводам: за подношения царю, в память государственных празднований, дипломатических визитов. По частоте упоминаний в приходно-расходных книгах Кабинета первое место занимали табакерки. Мода на нюхание табака, распространенная в XVIII веке, к тому времени постепенно сошла на нет, но и на рубеже XIX–XX столетий табакерка оставалась одним из широко использовавшихся при дворе подарков. Табакерки могли быть с государственной символикой, вензелями августейших особ, портретами императоров. Бриллиантовыми монограммами Николая II и Александры Федоровны украшены золотые ручки блюда, целиком выточенного из саянского нефрита шпинатного оттенка. Не имеет себе равных по размерам и великолепию отделки рама с фотопортретом Николая II, вырезанная из горного хрусталя и декорированная вензелями императрицы Марии Федоровны. Одним из главных направлений художественной деятельности фирмы Фаберже было изготовление так называемых objets de fantaisie или objets d’art: художественных ювелирных изделий, зачастую не имеющих никакой практической пользы. К самым ценным и малочисленным изделиям такого рода относиться поликаменная скульптура «Пляшущий мужик» из серии «Народные типы». В отдельные группы объединены предметы миниатюрной мебели, изящные цветы в вазочках из горного хрусталя и фигурки животных из поделочных камней. Столь изысканные предметы могли иметь и функциональное значение: из крошечной лейки посыпали песком письма для высыхания чернил, флаконы-плоды с кисточками для наклеивания марок. Подобные вещи были оригинальными и довольно дорогими сувенирами.
1. Рамка с портретом императора Николая II в форме Лейб-гвардии гусарского Его Императорского Величества полка. Санкт-Петербург, 1898–1903. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин
2. Табакерка презентационная с портретом императора Николая II. Подарена императором Николаем II министру иностранных дел Франции Т. Делькассе 24 сентября 1902 года Санкт-Петербург, конец 1890‑х. Мастерская К. Бланка, миниатюра А. Блазнова
1. Фигурка пляшущего мужика. Санкт-Петербург, около 1910 г. Фирма К. Фаберже
2. Цветок «Анютины глазки». Санкт-Петербург, 1903–1904. Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрем
АВАНЗАЛ
Ювелирные украшения, драгоценная галантерея, аксессуары и часы
Аванзал. Второй зал в поперечной анфиладе Шуваловского дворца, ранее служивший официантской. Современный вид этого зала практически полностью соответствует проекту Р. Б. Бернгарда. Интерьер зала включает эскиз картины Лаурица Туксена «Коронация Николая II и Александры Федоровны в Успенском соборе Кремля 14 (26) мая 1896 года»
Помимо уникальных произведений, созданных в одном экземпляре по специальным заказам, фирмой Фаберже выпускалась массовая продукция, которая была предназначена для различных слоев населения. При этом высочайший класс ювелирного мастерства, оригинальный замысел и удивительное чувство стиля оставались неизменными. Мастерам фирмы удавалось показать богатые декоративные возможности самых разнообразных материалов: простой пробки, целлулоида, рога, стали, дерева, кожи. Эти материалы широко использовались для создания портсигаров самых разных фасонов и стилей. Особенно эффектны портсигары с поверхностью, обработанной под самородок, а также покрытые цветными эмалями. Эмали, палитра которых состояла из 144 оттенков, наносились на основу из золота и серебра, покрытую при помощи специальных гильошерных машин разнообразными рисунками. Слои, каждый из которых полировался, наращивались, пока мастера не добивались желаемой глуби-ны цвета покрытия. Особенно красивы были эмали белого цвета, который называли «устричным» за его перламутровый отлив, и теплого розового — «семужного». Такой эмалью покрыты оправа халцедоновой ручки зонтика, принадлежавшего императрице Александре Федоровне, усыпанный бриллиантами театральный бинокль, а также роскошная треугольная рама с фотографией великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны. Часы с голубой эмалью, сделанные в виде веера, являются одновременно и рамой для фотографий русской аристократической четы в старинных национальных костюмах. Радугу прозрачных гильоше-эмалей демонстрирует коллекция дамских пряжек — единственное по своему количественному и качественному составу собрание в мире. Отдельную группу составляют предметы с синей и ярко-желтой прозрачной эмалевой полоской, выполненные фирмой Фаберже по заказу барона Леопольда де Ротшильда в цветах его команды на ежегодных скачках.
Чернильный набор. Изготовлен по заказу барона Ротшильда. Санкт-Петербург, между 1908 и 1917. Фирма К. Фаберже, Мастер Г. Вигстрем
1. Брошь «Аллегория зимы». Санкт-Петербург, 1910‑е. Фирма К. Фаберже, мастер А. Хольмстрем
2. Рамка треугольная с фотографией великокняжеской четы Александра Михайловича и Ксении Александровны. Санкт-Петербург, 1903–1904. Фирма К. Фаберже, мастер В. Аарне
3. Часы настольные. Санкт-Петербург, 1899–1908. Фирма К. Фаберже, Мастер Г. Вигстрем
БЕЛАЯ И ГОЛУБАЯ ГОСТИНЫЕ
Русский фарфор XIX века. Произведения с эмалью ведущих русских фирм (П. Овчинникова, И. Хлебникова, А. Кузмичёва, Ф. Рюкерта)
Белая и Голубая гостиные — правая часть архитектурных вставок 1840‑х годов, продолжавших дворовые флигели особняка XVIII. Две дополнительные гостиные были устроены по проекту Б. Симона, значительный вклад в архитектурный облик этих помещений внес Р. Б. Бернгард
В Белой и следующей за ней Голубой гостиной представлены значительные образцы русского фарфора, преимущественно выпущенные Императорским фарфоровым заводом. Немалое значение в коллекции фарфора занимает серия декоративных тарелок «Розы», выполненная в живописной мастерской князя Н. Б. Юсупова. Образцом для росписи послужили раскрашенные гравюры атласа «Розы», в котором известный французский ботаник и художник Пьер-Жозеф Редут запечатлел цветы, произраставшие в саду Жозефины Богарне. Основу экспозиции обеих гостиных составляют произведения с эмалью по скани ведущих русских фирм, возрождение традиций которой связано с именем Павла Овчинникова. Фирма П. Овчинникова первой начала выпускать эмалированные подарочные изделия в старом русском стиле. Работы фирмы с применением эмали по скани отличают мелкая орнаментация и богатая цветовая гамма. Ювелирами использовался старинный прием выемчатой эмали, когда в металле гравировали углубленные части для заполнения эмалью. Крышка роскошного альбома, преподнесенного в 1902 году московской французской колонией Президенту Французской Республики Эмилю Лубе, украшена живописными эмалевыми птицами-сиринами среди фантазийного растительного орнамента.Как и П. Овчинников, Поставщиком Высочайшего Двора был московский фабрикант Иван Хлебников, с первых лет основания ювелирного производства работавший по императорским заказам. В выполненных в стиле национального романтизма изделиях фирмы Хлебникова и других отечественных предприятий третьей четверти ХIХ века широкое развитие получила имитационная техника. Показательным примером такого рода изделий является и прибор для пунша с «льняными» полотенцами, исполненный другой известной московской фирмой Антипа Кузмичёва. Этот прибор, так же как и шкатулки в форме императорских корон, был изготовлен для знаменитой ювелирной фирмы «Тиффани». Особую гордость экспозиции Музея Фаберже составляет собрание произведений московского живописца по эмали Федора Рюкерта. Созданные в духе национального романтизма, предметы традиционно служили дипломатическими и памятными подарками. Модная в начале ХХ века красочная гамма с преобладанием коричнево-охристых тонов, закрученная в тугие клубочки скань и штриховка из золотой амальгамы характеризуют творчество позднего Рюкерта. Фантазийные, слег-ка гротескные формы его ларчиков, ковшей и братин соответствуют стилизованным мотивам произведений И. Билибина, абрамцевских и талашкинских мастеров.
Набор для пунша. Москва, 1887. Фирма А. Кузмичёва для фирмы «Тиффани»
Письменный прибор (поднос, чернильница, пресс-папье, марочница, коробочка для перьев, нож, ручка, держатель для карандаша) Москва, 1899−1908. Мастер Ф. Рюкерт
Ковш. Москва, 1908–1917. Фирма К. Фаберже, мастер Ф. Рюкерт
ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ
Камнерезные изделия фирмы Фаберже и его современников. Русская живопись XIX века
Выставочный зал. Расположен на месте парадной столовой, при первых Шуваловых преобразованной в Большой кабинет. Из прежнего Шуваловского художественного собрания сохранился триптих фламандской работы XVII века, из отделки интерьера — камин с мраморным барельефом XVIII века
Экспозиция Музея Фаберже позволяет составить представление о высоком уровне развития российского камнерезного дела на рубеже XIX–XX веков. Первоначально это направление было в фирме Фаберже второстепенным, но, по мере роста популярности подобных изделий, вышло на первый план. Приглашенные работать в мастерскую Фаберже уральские умельцы разработали новые виды продукции, представив богатую палитру цветных камней. Особенно любим Фаберже был разнообразный в оттенках и свободный от трещин нефрит. Этот камень использовался при изготовлении императорских пасхальных яиц, но чаще всего для часов, барометров, настольных звонков, лотков и портсигаров, отмеченных высочайшим уровнем художественной обработки. Интересны и значимы предметы из пестроцветных уральских яшм, агатов, малахита и уникального седельниковского родонита. Среди живописных произведений в коллекции Музея Фаберже центральное место занимает монументальное полотно «Суд Париса» кисти Константина Маковского — одного из самых знаменитых художников салонно-академического направления. За эту картину мастер был удостоен Большой Золотой медали и ордена Почетного легиона на Всемирной выставке 1889 года в Париже. К наиболее ранним из представленных живописных произведений относятся эскиз Карла Брюллова с изображением мессы в соборе Санта Мария Маджоре по случаю возвращения в Рим папы Пия IX и «Вид Академии наук и Дворцовой набережной в Петербурге» Владимира Аммона. Частью живописной экспозиции Музея Фаберже являются полотна непревзойденного мариниста И. К. Айвазовского, «Задворки» В. Д. Поленова, две картины блестящего представителя позднего академизма Г. И. Семирадского, а также женские портреты А. А. Харламова.
Марочница. Санкт-Петербург, 1898–1903. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.
Витрина с изделиями фирмы К. Фаберже из нефрита
Настольные часы с глобусом. Санкт-Петербург, 1908–1917. Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрем
Бюст императора Александра III. Санкт-Петербург, 1908–1914. Фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрем
ГОТИЧЕСКИЙ ЗАЛ
Русские иконы
Готический зал. Кабинет графа, чаще именуемый Готическим залом. При последнем Шувалове (Павле Петровиче) здесь находилась библиотека, значительную часть которой составляли книги по юридическим наукам, военной технике и истории религии
БЕЖЕВЫЙ ЗАЛ
Русская эмаль
Бежевый зал — комната, открывающая так называемую «детскую половину» и размещенная в достроенной в 1840‑х годах Б. Симоном части дворца между поперечным и левым дворовыми флигелями. При последних Шуваловых это помещение служило для гостивших в доме родственников
На рубеже ХIХ–ХХ столетий неорусский стиль стал доминирующим. Обращение к народному творчеству, принципам его формообразования послужило использованию эмальерами сюжетов из русского фольклора. В начале ХХ столетия видоизменяется облик изделий, украшенных эмалью по скани, их колористическая палитра многократно расширяется. Эмалью начинают заполнять и фон предметов, поверхность которых приобретает вид декоративного панно. В экспозиции Музея Фаберже представлены оригинальные произведения, исполненные известными московскими мастерскими О. Курлюкова, К. Скворцова, Н. Зверева, Н. Тараброва, И. Салтыкова, петербургскими фирмами А. Любавина, И. Морозова. Богатейшие художественные возможности техники выемчатой эмали проявились в произведениях фирмы П. Овчинникова. Наиболее изящен чайно-кофейный сервиз, в котором эмалевое кружево оттеняется чистым шлифованным металлом. Виртуозные примеры применения витражной эмали демонстрирует целая группа предметов, изготовленных петербургской фирмой «Братьев Грачевых», источником вдохновения для мастеров которой была, конечно же, и русская старина. Множество великолепных изделий с эмалью по скани в неорусском стиле выпускали московские артели ювелиров и серебряников, сложившиеся во втором десятилетии ХХ века. Они представляли собой новые формы объединения ремесленников, где, в отсутствии художественного диктата фабричного производства, создавались оригинальные и смелые по своему решению изделия. Как и крупнейшие фирмы Москвы, артели могли выполнять изделия в самых разных эмалевых техниках.
Фотоматериалы и текст любезно предоставлены Музеем Фаберже в г. Санкт-Петербурге www.fabergemuseum.ru
www.mspkz.com
Великое наследие. Фаберже. Музей в Петербурге.: eric_artem
eric_artem (eric_artem) wrote, 2017-06-27 18:48:00 eric_artemeric_artem 2017-06-27 18:48:00 Контент 14+Вы наверное не поверите, но музей, в котором больше всего яиц Фаберже, находится у нас в России, а именно – в Санкт-Петербурге.Этот музей открылся сравнительно (хотя это зависит от того, с кем сравнивать) недавно и одними из наиболее ценных для меня его является то, что он маленький и билеты можно купить онлайн! Таким образом, долой сразу две проблемы – очереди снаружи и толпы внутри.[Кроме того]Если верить Википедии, то в Музее Фаберже действительно находится самое большое количество яиц Фаберже – 11шт. Хотя все в мире относительно: следующей по списку значится Оружейная палата. Там яиц Фаберже всего лишь 10.Если прийти минут за 15-20 до экскурсии, то можно пройти на первый этаж, в картинную галерею. Ее особенность, помимо парочки картин Айвазовского, в том, что там очень здорово поставлен свет: само помещение находится в полумраке и только картины освещены направленными на них точечными лучами света. Не знаю, удалось ли передать атмосферу, но выглядит очень классно. Из-за такой подсветки картина начинает играть новыми красками и возможно в ней даже появляется что-то волшебное.Позднее я видела такую же схему освещения в Москве, на выставке Художественные сокровища России. Там дело вовсе дошло до анекдота. Впечатлившись увиденными картинами, на выходе из музея я захотела купить несколько открыток-репродукций на память. Долго стояла перед стендом с открытками, пытаясь найти изображение понравившейся мне картины. Спустя минут десять заметила какую-то тусклую картинку с непримечательным пейзажем и поняла что эта та самая картина, которую я так искала! Разница между живой картиной и репродукцией была колоссальной.Не знаю насколько правильно использовать такую подсветку, если она так сильно меняет восприятие картины… Может даже показаться что это чем-то сродни обману. С другой стороны, мы ведь не имеем ни малейшего понятия о том в каких световых условиях находился художник, когда создавал свое произведение. В бетонной коробке с лампочками Ильича?! – Эм.. не уверена)В любом случае, такой свет заставляет обращать внимание на картины, мимо которых раньше я бы прошла не задержавшись ни минуты + это просто красивою. Поэтому, как заядлый визуал, я 100% за такую подсветку)Но, как-то я увлеклась тонкостями освещения. Пора вернуться к музею Фаберже. Если я не ошибаюсь, то в него можно попасть и без экскурсии, но я бы советовала на нее сходить. Иногда экскурсия прибавляет процентов 30-35 к интересности музея и это тот самый случай.Основная экспозиция с пасхальными яйцами находится на втором этаже. Каждое яйцо стоит в отдельном стеклянном кубе, что очень удобно, потому что можно рассмотреть его со всех сторон, а не пытаться разглядеть заднюю стенку экспоната в маленькое зеркальце (как это бывает в некоторых музеях)). Экскурсовод будет останавливаться возле каждого яйца и рассказывать его историю, по крайней мере, так было у меня.Особенность пасхальных яиц (помимо того что они безумно красивые и можно зависнуть перед витриной просто рассматривая их снаружи) в том, что почти в каждом яйце есть свой сюрприз. Печаль состоит в том, что на экскурсии их не разбирают и сюрпризы не показывают, а предлагают зайти на youtube и посмотреть там видео.Хотя их тоже можно понять – как долго проживут эти изделия если их будут таким образом демонстрировать каждой экскурсионной группе?Наверное не будут рассказывать все услышанное от экскурсовода, а то если вдруг кто-то соберется, то будет уже не так интересно. Скажу только, что лично мне больше всего понравились два яйца: «Ландыши» и «Яйцо герцогини Мальборо» с его умопомрачительной змеей, инкрустированной алмазами. Если кто-то еще был в этом музее – напишите какое у вас любимое – интересно сравнить мнения)Казалось бы на этом можно было бы и закончить. Яйца Фаберже увидела – программа выполнена. Но осталось еще несколько вещей на которые стоит обратить внимание, прежде чем покидать этот музей.Во-первых, залом с пасхальными яйцами все не ограничивается. В соседнем с ним зале представлены эмали той же фирмы. У меня почему-то раньше имя Фаберже ассоциировалось в основном с пасхальными яйцами и я даже не подозревала, что у них есть такие безумно красивые изделия с эмалью. Больше всего меня впечатлил цвет: ощущение как будто в фотошопе усилили насыщенность и эта яркая красочная картинка лежит перед твоими глазами, вполне себе осязаемая и реальная. Без фильтров.Второе, на что стоит обратить внимание, и что каждый входящий заметит в первую очередь – это само здание музея. Музей Фаберже находится в историческом здании, а именно – в Шуваловском дворце. К чести создателей будет сказано, что они не забили на этот факт и отреставрировали интерьеры дворца. В итоге получился музей в музее, прямо как сюрприз в яйце Фаберже.В общем, как-то так. Если есть возможность я бы, конечно, советовала туда самостоятельно съездить – музей здорово сделан. Ну а если нет, то не отчаивайтесь – на этом обзоры интересных мест не закончатся и возможно в следующий раз описываемая мной культурная жемчужинка окажется недалеко от вас)===Ольга Ерегина===-
Самая красивая корона Европы
Контент 16+ Вы наверное подумали, что английская, или французская. Но нет, не английская, и не французская, а датская и то недействующая. Почему…
-
Они там есть, но все проходят мимо...
Контент 16+ (обнаженные статуи)) Обычно когда люди едут в Петергоф, все дружной толпой идут к Большому Петергофскому дворцу, Большому Каскаду и…
-
Гитхорн
Контент 12+ Если у Вас возник вопрос, – что это? – это очень странно. Вряд ли кто-то еще не слышал про эту деревеньку, в общем-то она…
PhotoHint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
eric-artem.livejournal.com
Музей Фаберже в Шуваловском дворце.
На прошлой неделе мне, в числе немногих счастливчиков, повезло побывать в не так давно открывшемся музее Фаберже. Почему немногих, ведь вход туда свободный? Вот тут кроется самое интересное - мы не просто посмотрели экспозицию, но и в полной мере отсняли визит, кто экспонаты, а кто и репортаж, тогда как для рядового посетителя фотосъемка, тем более со вспышкой запрещена. Так что Шуваловский дворец на набережной Фонтанки - вашему вниманию!Вообще о возможности похода в музей я узнал в Сообществе Питерских Блогеров, которое в последнее время ширится и устраивает все более интересные мероприятия для петербуржцев. Приглашению к участию предшествовала викторина, в которой пришлось поглубже познакомиться с историей и тонкостями работы мастерских Фаберже в России. Кстати помогли в этом сайт самого музея и сайт фонда "Связь времен", фонда, благодаря которому и была приобретена коллекция произведений. Итак, вечером в среду нас девятерых уже ждали в Шуваловском дворце. Здание, строившееся этапами с 1780х годов, в советское время бывшее Домом печати, Домом техники, проектным институтом, Домом дружбы и мира с народами зарубежных стран за этот период утратило большую часть дворцового духа. Неудивительно, что я например и не считал дом на углу Итальянской и набережной чем-то примечательным. Тем более впечатляющими выглядели отреставрированные интерьеры и блеск ювелирных изделий в этом антураже.
Дизайнеры интерьеров судя по всему постарались совместить роскошь оригинальных дворянских покоев с современными технологическими новинками, призванными облегчить знакомство с музеем. Сперва кое-где смотрится странно, но вскоре взгляд перестает обращать внимание на что-то вроде айфоноподобного интерактивного стола в обрамлении дубовых резных панелей.
Зал с пасхальными изделиями идет не первым, но достаточно близко ко входу, и конечно многие стремятся именно к нему. Блогеры внимают интересным рассказам экскурсовода у первого яйца Фаберже.
В будни ближе к 8 вечера посетителей кроме нас было не очень много, и в основном иностранцы. Но разглядывали они экспонаты буквально со всех сторон и подолгу каждую витрину.
Не буду подробно рассказывать про конкретные экспонаты, интересующимся поможет и википедия, и специальные сайты, как этим посетителям - аудиогид.
Мне кстати понравилась расстановка витрин в залах, в частности отсутствие шкафчиков и полочек у стен, как любят во многих наших музеях. Только немного, только в центре помещения, анфиладой.
Интерьеры у Нарышкиных-Шуваловых конечно были роскошные!
Все-таки кое что, особенно понравившееся, не смог удержаться, сфотографировал. В частности это яйцо.
К сожалению нелегко и послушать экскурсию, и успеть снять интересные моменты и ракурсы вокруг. Поэтому я вам больше показываю, чем рассказываю.
Кстати многие элементы пасхальной серии нестатичны, что-то вполне может вертеться, издавать звуки. Кроме ювелирного мастерства тут еще и тончайшая механика.
Все разные, над каждым мастерская Фаберже работала почти год.
Российский орел в эмблеме, как символ поставщика Императорского Двора.
Глаза разбегались, а голова усиленно вертелась от интерьеров зала к представленному в витринах.
Кроме знаменитой пасхальной серии, в музее представлена крупнейшая коллекция произведений декоративно-прикладного искусства, вышедших из под руки мастеров Фаберже.
Мне показалось, или всякие шкатулочки-часики задерживали внимание женщин даже дольше, чем девять императорских яиц.
Да, разнообразие производимого мастерской внушает уважение, одновременно снимая шоры "фаберже=яйца".
Отдельно стоит упомянуть интересное решение в экспонировании картин в музее. Полотен немного, но оформлены они особой подсветкой, чтобы вычурные рамы и интерьер помещения не отвлекали от написанного. Смотрится непривычно, но здорово.
После экскурсии по всем залам до закрытия музея оставалось еще минут двадцать, и я отправился повнимательнее рассмотреть что-то привлекшее внимание. Такие еще были.
Интерьеры с гербами.
Вереницы серебра.
Кубок с колдуном? Отнюдь - карандашница Иван Калита.
Тут вскоре из динамиков донеслось объявление о закрытии, и все отправились наружу обдумывать и обсуждать увиденное.
Думаю для буднего вечера, когда хочется камерного, но интересного, прогулка по этому музею - неплохая идея. Тем более часы работы подходящие, а толп любопытствующих вокруг не будет. Ну и раскрыть свой кругозор о знаменитой фирме Фаберже - достойное занятие.
jenich.livejournal.com
Музей Фаберже
Здание музея Фаберже. Новый объект на туристической карте Санкт-Петербурга — музей Фаберже — уже заслужил восторженные отзывы посетителей. Его называют одним из самых красивых и современных музеев Северной столицы. Уникальная ювелирная коллекция представлена в роскошных интерьерах старинной графской усадьбы, что создает особенно благоприятную атмосферу для восприятия образцов декоративно-прикладного искусства XIX века. Дизайнерское мастерство и оснащение музейной техникой высокого класса придает экспонатам мультимедийные эффекты: картины оживают, антибликовые витрины прозрачны настолько, что стираются границы между зрителем и произведением искусства.Музей Фаберже: историческая справка
Торжественное открытие первого в России негосударственного музея федерального значения состоялось в ноябре 2013 года, а в апреле 2014 года музей гостеприимно распахнул двери для жителей и гостей Санкт-Петербурга. Его создатель — культурно-исторический фонд «Связь времен», основанный российским предпринимателем В. Ф. Вексельбергом, реализует грандиозный проект по возвращению на родину утраченных в XX веке художественных ценностей.
Первым шагом на пути возврата национального достояния было приобретение в 2004 году коллекции прославленной российской марки Карла Фаберже у потомков Малколма Форбса, американского мультимиллионера, газетного магната, десятилетиями собиравшего императорские драгоценности. Затем, на протяжении 10 лет фонд отслеживал появление шедевров русского ювелирного искусства на аукционах в разных точках земного шара. Параллельно, в течение 7 лет, велись сложнейшие реставрационные работы в арендованном для нужд музея в 2006 году дворце Нарышкиных-Шуваловых, бывшем Доме дружбы с народами зарубежных стран, где решено было разместить экспозицию.
Здание музея Фаберже.Одно из красивейших петербургских зданий, построенное в конце XVIII века в архитектурном стиле Джакомо Кваренги (возможно, с его участием, что точно неизвестно), является свидетелем тайн его титулованных владельцев: Воронцовых, Нарышкиных, Шуваловых. Здесь Марию Антоновну Нарышкину навещал Александр I, а во времена Шуваловых гремели праздники и пышные балы.
Государственный Эрмитаж хранит гравюру, выполненную Бенджамином Патерсоном в конце XVIII века с изображением этого здания на набережной Фонтанки вблизи Аничкова моста. На месте скромного входа, который просматривается на акварели, во время перестройки дворца 1844-1859 годов в стиле неоренессанса по проекту Н. Е. Ефимова выстроен парадный вестибюль с лестницей, которая сегодня во всем великолепии встречает посетителей музея. Далее следуют залы, в которых воссозданы утраченные элементы отделки: лепнина, обитые шелком стены, камины, зеркала, вазы, канделябры.
Экспозиция и достопримечательности музея Фаберже
Собрание музея насчитывает более 4 тысяч произведений искусства и содержит ювелирные коллекции, русский фарфор, эмаль, камнерезные и серебряные изделия, иконы и живопись XIX века.
Основное место принадлежит коллекции Фаберже. В ней представлены все направления работы знаменитого ювелира и его мастерской: ювелирные украшения, фантазийные произведения, столовое серебро, галантерея, предметы интерьерного и культового назначения. Наибольшую ценность представляют 9 пасхальных яиц, созданных по заказу двух последних российских монархов. Это шедевры ювелирного искусства и памятники истории. Всего в период с 1885 по 1916 год было изготовлено 50 императорских пасхальных яиц, первое и последнее из них – достояние коллекции музея. Известно о существовании в мировых собраниях примерно двух десятков пасхальных яиц Фаберже, выполненных для частных коллекций.
В России пасхальные ювелирные яйца Фаберже можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля (10 штук), Русском национальном музее и в Минералогическом музее РАН. Несколько миниатюрных сокровищ находится в частных собраниях американских коллекционеров, принадлежат английской королеве и принцу Монако.
Карл Густав Фаберже (1846-1920) – знаменитый российский ювелир, уроженец Санкт-Петербурга, с франко-немецкими корнями. Основал ювелирное дело его отец, Густав Фаберже в 1842 году, но прославил фамилию сын, носивший звания ювелира Его Императорского Величества, ювелира Императорского Эрмитажа, Мастера Парижской гильдии ювелиров, кавалера ордена Почетного легиона. После революции покинул Россию и скончался в Швейцарии. Его сыновья основали ювелирную фирму в Париже в 1923 году. Бренд не принадлежит потомкам Фаберже с 1937 года. В 2007 году права на него приобрел южноафриканский бизнесмен Б. Гилбертсон.
Всемирную славу Фаберже принесла именно серия пасхальных императорских яиц. Первое ювелирное яйцо создано в 1885 году по заказу императора Александра III для подарка жене, урожденной датской принцессе Дагмар. Выполненное по примеру вещицы из сокровищницы датского двора, хорошо знакомой императрице, должно было явиться напоминанием о далекой родине. «Куриное» яйцо сделано по принципу матрешки: скорлупа покрыта белой эмалью, внутри находится желток из матового золота, в нем – разноцветная золотая курочка, в которой была спрятана рубиновая корона (сейчас она, к сожалению, утрачена).
Сюрприз удался, и Карл Фаберже вместе со званием придворного ювелира удостоился чести ежегодно поставлять ко двору аналогичный подарок, но обязательно с «сюрпризом».
Пасхальные ювелирные изделия экспонируются в синей гостиной дворца. Вся экспозиция музея располагается в одиннадцати залах.
- Рыцарский зал. Декоративная композиция с изображением средневекового рыцарского турнира определила направление представленных в зале произведений. Живопись, изделия из фарфора и серебра объединяет военная тематика.
- Красная гостиная. Здесь выставлены работы «серебряных дел мастеров» XVIII — начала XX века, поставщиков Высочайшего Двора.
- Золотая гостиная. Особое внимание зрителя привлекают золотые подарочные коробки с портретами императоров и фантазийные предметы.
- Аванзал. Демонстрируется коллекция украшений, аксессуаров и часов.
- Белая и голубая гостиные. Представлен русский фарфор XIX века от московских артелей, образцы русского эмальерного искусства мастерской П. Ф. Овчинникова, законодателя моды серебряного и золотого дела в дореволюционной России, современника и соперника Фаберже.
- Выставочный зал. Отведен для показа камнерезных изделий Фаберже и живописи. Полотен немного, но все они «первой величины». Представлены картины И. К. Айвазовского, К. П. Брюллова, В. Д. Поленова, К. Е. Маковского и других мастеров XIX века.
- Готический зал. Здесь находится богато украшенная драгоценными окладами коллекция русских икон, относящихся к XVI-XX столетиям.
- Верхняя буфетная. Вывешены картины русских и французских импрессионистов. Произведения Константина Коровина и Огюста Ренуара — особая гордость музея.
- Бежевый зал посвящен русской эмали. Коллекция включает в себя более сотни предметов, выполненных Ф. И. Рюкертом. Талантливый мастер работал в фирме с 1887 года и выполнял все эмалевые работы, затем основал собственное дело в Москве, оставаясь главным поставщиком эмалей для Фаберже.
Посещение музея кроме эстетического наслаждения вызывает интерес к истории развития декоративно-прикладного искусства в России. Судьбы известных ювелиров и знаменитых заказчиков в свете петербургской действительности ушедших лет, становятся ближе и понятнее. А особый след, который они оставили в истории Санкт-Петербурга, обретает еще большую значимость.
Посещение музея Фаберже
Экспозицию можно осмотреть с аудиогидом или с экскурсоводом ежедневно с 10 утра и до 20:45, кроме пятницы. Разрешена фотосъемка без вспышки.
Цена входного билета немного выше, чем в других музеях, но и количество услуг больше. Во всем, начиная от удобного сайта, где можно заказать билеты, чтобы не стоять в очереди, и заканчивая уютным кафе, гардеробом, камерой хранения, туалетами, — чувствуется заботливое отношение к посетителям. Приятны такие мелочи, как прозрачные (чтобы не портить восприятие интерьеров) лавочки для уставших туристов или желающих почитать каталог, который есть в каждом зале, и входит в стоимость билета. Многие посетители отмечают вежливость и квалификацию персонала.
Музей проводит интересные мероприятия, выставки лучших мировых художественных собраний, лекции.
Музей Фаберже: где находится и как добраться
К несомненным плюсам музея Фаберже относится его удобное расположение в центре города в нескольких минутах ходьбы от станций метро «Гостиный Двор» (ближайшая), «Маяковская», «Площадь Восстания», «Невский проспект».
Музей находится в старинном особняке графа Шувалова по адресу: Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 21.
spbguidebook.ru
Что нужно знать о новой выставке в Музее Фаберже — The Village
Монпарнас 20-х годов был для парижской богемы таким же местом силы, каким парой десятилетий ранее, в момент рассвета импрессионизма, был Монмартр. Дешевые комнаты и студии (например, именно здесь Альфред Буше организовал свой знаменитый «Улей»), атмосфера равенства и свободы, многочисленные кафе, бары и кабаре, которые начали заполнять квартал еще в годы Французской революции, — все это привлекало начинающих художников, писателей и артистов, а спустя некоторое время — и иностранных богачей, устремлявшихся в Париж в поисках новых впечатлений.
Первым автором, получившим поддержку от Неттера, стал Морис Утрилло — сын художницы и натурщицы Сюзанны Валадон (ее работы можно будет также увидеть на выставке), неврастеник, алкоголик, завсегдатай дешевых кабаков и, как следствие, полицейского участка и клиник для душевнобольных. В то же время он — умелый пейзажист, проживший долгую жизнь и успевший добиться признания. На выставке покажут работы лучшего «белого» периода его творчества: меланхоличные пейзажи, в которых он экспериментировал с лучащимися светлыми тонами, а также текстурой, используя необычные приемы, например смешивая краски с гипсом, мхом или песком.
Другой пример типичного жителя Монпарнаса — польский эмигрант Моисей Кислинг — полная противоположность Утрилло: эмоциональный, энергичный, пассионарный юноша, приехавший в Париж, не зная ни слова по-французски, но почти мгновенно ставший душой местного общества, сумев познакомиться и завязать дружбу с Шагалом, Сутиным, Модильяни, Пикассо, Браком, стать завсегдатаем шумных вечеринок и приемов. Его портреты обращают на себя внимание благодаря контрасту между отрешенными лицами персонажей и буйством окружающих их красок, как бы выражающему двойственность жизни Монпарнаса тех лет, где чудовищные одиночество и неустроенность зачастую соседствовали с невиданной по силе творческой энергией.
www.the-village.ru
Питерские музеи. Музей произведений К. Фаберже.
Второй раз в Питере и второй раз в культурной столице провидение сталкивает меня с гидом, вменяющем СССР перегибы, когда можно было бы эту тему не трогать и не пинать мертвого льва.Первый экскурсовод хаял политическую систему, в которой, судя по возрасту, прожил большую часть своей жизни, при каждом, необязательно удобном случае. Все его рассказы были перенасыщены репликами: «А вот Советы...». Причем, к концу третьего дня вскрылась причина такой ненависти. Нет, мужик не являлся потомком выселенных к черту на кулички зажиточных крестьян, его семья не подвергалась гонениям, ссылкам, расстрелам. Просто дяденька родился в один день с Ильичом и это, по всей вероятности, так подпортило ему празднование хэппи бёзда, что его ненависть, аки радиоактивный Стронций-90, никак не достигнет хотя бы полураспада. В итоге он так достал всю группу своим ядом, что никто не написал о нем отзыв в специально розданных им самим анкетах (о чем гид еще имел наглость вслух сокрушаться на весь автобус).
В музее Фаберже, слава провидению, было иначе. Девушка - гид лишь по касательной с легкой ноткой сожаления констатировала объективные исторические реалии.
Да, вполне возможно, что «Новая власть», у истоков которой стояли подчас не самые грамотные люди, не могла оценить произведения Фаберже с точки зрения культурной ценности, продавая ювелирные изделия исключительно по стоимости материалов. Это перенасытило международный рынок, и теперь частн(ый)ые коллекционер(ы) музея, возвращают предметы по цене, в разы превышающей те, по которым они уплыли за кордон во времена лихолетья. Такое замечание не пробесило и общее впечатление об экскурсии не испортило. Зато испортили другие обстоятельства. )))
Мне, как большинству девочек, свойствен синдром сороки. И коли уж я не могу купить что-то дорогое в память о посещении музея, хотелось приобрести магнитик, открытки с изображением ювелирных экспонатов, или просто фото уникальных произведений, которые можно снабдить рассказами и показать дома. Однако правила музея запрещают фотографировать даже за дополнительную плату, в сувенирном киоске напрочь отсутствует подобная сувенирка, а запомнить и описать все экспонаты – все равно не помогут представить коллекцию во всех красках.
Ну что ж. Коли нет своих фоток, гугл и сайт музея мне в помощь. Итак, из всего многообразия шедевров, которые Фаберже создавал для царской семьи, до наших дней дошло, а в Питер приехало, не так уж и много яиц, портсигаров и табакерок. Первое яйцо было заказано царём Александром III и предназначалось в качестве пасхального подарка его жене Марии Федоровне.
Еще один из шедевров - пасхальное яйцо, внутри которого помещена искусно выполненная карета. Работа настолько тонкая, что абсолютно все детали точны. И когда встал вопрос о реставрации царской кареты, было решено пользоваться не чертежами, а именно этой маленькой каретой, в которой открываются двери, окошко со стеклом, откидывается подножка и даже воссоздан крючок на потолке.
Примечателен один малоизученный факт. Фаберже брался не за все заказы. Его искусство позволяло его предприятию выбирать своих клиентов, которыми становились не только члены царской фамилии, но и такие именитые семейства как Нобели, Мальборо. Однако одну семью он выделял особо и творил для них шедевры ювелирного искусства, задерживая заказы для императорской фамилии. Чем вызвано такое отношение – истории пока неизвестно.
Эта тема окутана ореолом загадочности. Почему Карл Фаберже готовил заказы для семейства Кельх, даже ценой задержки подарков для императорской фамилии, сейчас наверно не знает никто. Остается лишь гадать. Одной из причин могло послужить владение госпожой Кельх рудников, драгоценные камни которых могли служить материалам для будущих ювелирных роскошеств. А могла сказаться медийность все той же госпожи, как меценатки. Одно известно точно. Муж дамочки не располагал средствами для подарков, подчас копирующих пасхальные подношения, которыми император Александр III одаривал свою жену.
Надо заметить, что Карл Фаберже прославился не только своими пасхальными яйцами. Но, видимо, по Фрейду, остальные произведения не получили такой огласки. Те же самые пряжки для пояса выходили из моды с такой скоростью, что их переплавляли чуть ли не каждый сезон. В результате до наших дней дошли считанные экземпляры.
И еще одна маленькая деталь. Великий мастер не изготавливал все эти предметы роскоши собственными руками. Будучи владельцем солидного предприятия, в этом не было необходимости. Свою руку он прикладывал разве только к составлению чертежей.
Кроме работ великого ювелира в музее представлены картины известных художников. Правда мое внимание привлекла лишь одна. Как потом выяснилось, это была незаконченная картина тезки Фаберже – Карла Брюллова. Что ж, не удивительно, что его картина показалась мне самой примечательной из всех. Работы этого художника знакомы мне с детства благодаря календарю, что висел в моей комнате. Я тогда и читать-то еще не умела. Зато могла с интересом разглядывать «Всадницу» и любоваться «Итальянским полднем».
history-of-art.livejournal.com