Николай Васильевич Гоголь в изобразительном искусстве. Гоголь рассказ картина
Иллюстрации произведений Н.В Гоголя. Часть III
Крамской и Репин не считали себя профессиональными иллюстраторами. И от Гоголя, столь ими любимого, они брали прежде всего то, что в наибольшей степени соответствовало характеру их творчества.
Особенный интерес поэтому представляет обширная работа по иллюстрированию поэмы «Мертвые души» художника-реалиста старшего поколения Петра Петровича Соколова (1821—1899), брата уже упоминавшегося Павла Соколова. В противоположность Павлу Соколову, иллюстратору книжного типа, Петр Соколов был мастером станковой иллюстрации. Еще в шестидесятых-семидесятых годах Петр Соколов выступал успешно как иллюстратор Некрасова и Тургенева, а позднее сосредоточил все свое внимание на «Мертвых душах».
Петр Петрович Соколов
Сын известного российского акварелиста П.Ф. Соколова Петр Петрович Соколов унаследовал талант и наклонности отца — он также стал художником-акварелистом. Правда, главная тема его работ не продолжала семейную традицию.
П.П. Соколов не получил законченного систематического образования, хотя в Академию художеств поступил и даже проучился в ней три года (1840—1843). Среди его учителей был и знаменитый Карл Брюллов.
Но юного Соколова не увлекли ни учителя, ни мифологические сюжеты, ни каноны академической живописи. Он покидает Академию, много путешествует, становится даже свидетелем боевых действий на русско-турецкой войне. Повсюду делает много зарисовок бытовых сцен, пишет портреты и иллюстрирует книги. Правда, его все больше привлекают динамичные сюжеты — бег лошадей, охота на птиц и зверей, взаимоотношения человека и животных. В этом увлечении П.П. Соколов достиг замечательного мастерства, которое было оценено по заслугам.
В конце жизни художник удостаивается почетного звания академика, хотя дело не в академических регалиях — произведения П.П. Соколова при его жизни были желанными приобретениями художественных музеев и частных коллекций.
По видимому, в восьмидесятых годах (а быть может и несколько ранее) Петр Соколов исполняет, в качестве первого опыта в создании рисунков к «Мертвым душам», серию акварелей, тронутых гуашью, хранящуюся в Русском музее. В 1891 г. он выпускает двенадцать листов этой серии в виде альбома одноцветных репродукций (исполненных автотипией). Эти двенадцать листов иллюстрируют только три первые главы поэмы. В 1890 г. Соколов начинает работать уже над новой сюитой, в иной технике, черной акварелью. В новом, более многочисленном варианте, охватывающем обе части «Мертвых душ», особое значение приобрел прием тончайшей светотеневой проработки изображения, явившийся в руках художника важнейшим средством к достижению образной выразительности.
ПРИЕЗД ЧИЧИКОВА В ГОСТИНИЦУЧерная акварель Петра Соколова, начало 1890-х гг.Третьяковская галлерея, Москва
«ГУБЕРНАТОРСКИЙ ДОМ БЫЛ ТАК ОСВЕЩЕН, ХОТЬ БЫ И ДЛЯ БАЛА…»Иллюстрация Петра Соколова (черная акварель) к первой главе «Мертвых душ», начало 1890-х гг.Собрание А. Ф. Коростина, Москва
litobozrenie.com
Гоголь повесть Портрет - краткое содержание
44f683a84163b3523afe57c2e008bc8c
44f683a84163b3523afe57c2e008bc8c
В лавочке на Щукином дворе молодой художник Чартков любовался картинами. У него не было денег, но, не желая уходить с пустыми руками, он принялся отыскивать в куче не пользовавшегося спросом сора недорогую картину. Там он нашел неоконченный портрет азиата, написанный рукой искусного мастера, и выторговал его за двугривенный.
Вернувшись домой, он узнает, что к нему приходил хозяин квартиры с квартальным, с намерением выгнать художника за неуплату. Профессор считал Чарткова талантливым художником и советовал ему не «малевать» за деньги. Но в момент отчаяния Чартков бранил себя, что не выбрал легкий путь – писать в угоду заказчику за плату. В этот момент его пронзил взгляд азиата с портрета. Чарткову стало страшно. Даже когда он лег спать за ширму, этот взгляд пронзал его сквозь щелку ширм через простыню, которой был закутан портрет. В лунном свете художнику привиделось, будто старик сошел с портрета. Азиат уселся почти у самых ног обомлевшего художника, достал мешок со свертками, на каждом из которых было написано «1000 червонных». Один сверток откатился в сторону и художник, незаметно для старика забрал его.
Очнулся Чартков стоя перед портретом и, не понимая, как попал туда. Это был сон, но рука его чувствовала тяжесть золота, а старик смотрел на него страшным взглядом. Художник вскрикнул и проснулся.
На следующий день пришел срок оплаты. Хозяин обратил внимание на портрет азиата, квартальный взял его и из-под рамы выпал свиток с надписью «1000 червонных». С этого времени жизнь молодого художника пошла по-другому: он купил себе хорошую одежду и снял квартиру на Невском. Ему захотелось славы. В газете он поместил объявление, в котором говорилось о его гениальности. Вскоре художник получил заказ на портрет молодой дамы. Работа увлекла его, но заказчице не понравилась правдивость портрета. Чарткову пришлось исправлять написанное. Сходство исчезло, но художник был вознагражден деньгами и светскими почестями. Прошло немного времени, и Чартков был признан модным живописцем.
В пору, когда Чартков стал богат и популярен, его пригласили дать оценку картины, присланной из Италии. Глубина таланта художника так поразила Чарткова, что он понял, как был ничтожен, рисуя модные портреты. В душе его зародилась зависть, которая заставила скупать и истреблять талантливые картины. Он впал в безумие и умер, оставив после себя лишь истерзанные произведения искусства.
На аукционе продавали портрет азиата. Цена поднялась до неимоверной высоты. Прекратил споры художник, рассказавший присутствующим историю портрета. Азиат был ростовщиком, который давал деньги и самым нищим, и богатым. Всех, кто брал у него деньги, ждала странная судьба. Самые прекрасные намерения души заемщиков приобретали безобразно-уродливые формы. Ростовщик стал внушать страх и ужас.
Однажды азиат пришел в мастерскую талантливого художника – отца рассказчика. Художник был самоучкой, и душа его горела христианской добродетелью. Он много работал для церкви. На одной из работ ему нужно было изобразить духа тьмы. Образ ростовщика всплывал в его голове при этой мысли. И вот, азиат сам пришел в его мастерскую и заказал портрет, сказав, что наследников у него нет, а он хочет жить и после смерти. Они условились о цене и приступили к написанию портрета.
Художник был увлечен работой, пытался отразить каждую деталь. Его одолевало тягостное чувство, но он не отступал. Глаза азиатца сильно его поразили, и он решил написать их максимально реалистично. Весь период работы его преследовало отвращение. Он бросал работу и брался за нее вновь. Портрет так и не был закончен. Ростовщик вернул его, ничего не заплатив. Вечером художник узнал, что азиат умер. С того времени в сердце художника появилась зависть. Он стал плести интриги. Художник решил сжечь портрет, но его друг не дал ему совершить этого, забрав картину себе. Всех, к кому попадал портрет, постигало несчастье. Художник ушел в монастырь, отдав сына учиться живописи. Когда тот окончил курс и пришел к отцу за благословением, художник поведал ему историю портрета и завещал истребить картину, если его сын когда-нибудь ее найдет.
Молодой художник не успел договорить. Обратив взгляд в то место, где был портрет, все увидели, что он исчез.
szhato.ru
| / Краткие содержания / Гоголь Н.В. / Портрет / Вариант 1 Повесть Н.В.Гоголя Портрет состоит из двух взаимосвязанных частей. Первая часть повести рассказывает зрителю о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в неком азиатском костюме, а сам портрет – старый. Но Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Между тем, мечта Чарткова – разбогатеть и стать модным живописцем. Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги. А что же происходит с главным героем далее? Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и заказчиков - минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги. И тогда им обладает зависть ко всем талантливым художникам – он начинает скупать лучшие картины с одной целью: придти и разрезать дома их на куски. При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Вскоре он умирает, ни оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников. Во второй части повести Портрет автор рассказывает об аукционе, на котором продается портрет старика. Все хотят купить странную картину, но прочих один человек, говоря, что портрет должен достаться ему, ведь он искал его давно. Человек, купивший портрет, рассказывает невероятную историю. Давным–давно жил в Петербурге некий ростовщик, отличавшийся от прочих возможностей ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Некий юноша покровительствовал искусству и разорился. Занял денег у ростовщика, и вдруг стал ненавидеть искусство, стал писать доносы, везде видел надвигающуюся революцию. Его наказывают, ссылают и он умирает. Или – некий князь влюбляется в красавицу. Но жениться на ней не может, так как разорен. Обратившись к ростовщику, жениться на ней и становится ревнивцем. Как-то даже бросается на жену с ножом, но в итоге закалывает себя. Отец человека, купившего картину художником. Однажды ростовщик попросил изобразить его. Но чем дольше он рисует, тем больше отвращения испытывает к старику. Когда портрет оказывается нарисованным, ростовщик говорит, что теперь будет жить в портрете, вечером следующего дня умирает. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика… Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет – кто успел украсть его. Так заканчивается повесть Н.В.Гоголя Портрет. / Краткие содержания / Гоголь Н.В. / Портрет / Вариант 1 | Смотрите также по произведению "Портрет": Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
www.litra.ru
Н. В. Гоголь в изобразительном искусстве: Главная
Введение
Талант Гоголя многогранен: романтик и юморист, трезвый наблюдатель и гневный сатирик - обличитель, беспощадно вскрывающий общественные язвы, поэт, фантаст и тонкий психолог. Это богатство гоголевского творчества обусловило многообразие его графических интерпретаций. Художник был для Гоголя человеком необыкновенным, обладателем особого, высокого дара, творцом. Искусство и художественная среда, окружавшая Гоголя, питала творчество писателя. В произведениях искусства он чувствует огромные силы, в них заключенные, силы правды и лжи, добра и зла.
У каждого большого художника Гоголь свой, и вместе с тем все эти оригинальные трактовки помогают читателю полнее вникнуть в гоголевский текст, в мир гоголевских образов. Для одних художников важнее всего событийная сторона произведений, других интересует духовное богатство гоголевского текста, одни стремятся сделать зримыми образы, характеры, передать типажи, другие вводят в атмосферу произведений.
Произведения Н.В. Гоголя неоднократно и многообразно иллюстрировались крупнейшими русскими мастерами кисти и карандаша. Художниками созданы многочисленные акварели, литографии, рисунки и гравюры на дереве, лучшие из которых вошли в историю русской графики. Время все глубже раскрывает перед нами богатства мысли и чувства в произведениях великих художников.
Художником, положившим начало иллюстрированию Гоголя, следует считать А.А. Агина (1816-1875). Лучшая черта агинских иллюстраций - помнить о зрителе, искать с ним диалога, предполагать его в листе равноправным собеседником, включать в действие. Поэтому Агин чаще избирает для рисунка ситуации подвижные, не оконченные, застает сюжет на полдороги, фиксирует только те моменты, которые входят в основную интригу.
Непосредственным продолжателем Агина в деле иллюстрирования гоголевских произведений был его сверстник П.М. Боклевский (1916-1897).
В первую очередь внимание художника привлекли типы из "Мертвых душ" и "Ревизора". Эти работы (1856) исполнены в системе, отличающийся от системы Агина. Боклевского не интересуют все перипетии гоголевской интриги. Он не изображает героев в определенный момент, а дает в положении, существенном для его типовой характеристики.
Галерея героев "Мертвых душ", исполненная Боклевским в 1866 г., сохраняет остроту обобщенной социальной характеристики. Впервые публикуемый ряд портретных поясных изображений свидетельствует об определяющейся в художнике тяге к литературному портрету. Стремление увидеть героя как живого, дать его подлинный портрет усиливает у Боклевского тягу к объему и живописности.
Рисунки В. Пукирева, А. Лебедева, а также московская популярная серия литографированных листов к "Носу" (1863), исполненная Э. Лилье, дополняют примеры пассивной бытовизации гоголевских тем в иллюстрации.
Несколько особняком от этих иллюстраций к произведениям Гоголя стоит рисунок В.Г. Перова "Погребение Гоголя героями его произведений" (1864). Этот рисунок исполнен Перовым в период особенно сильного влияния на него французских мастеров. Объединение героев Гоголя в мистическую сцену с налетом легкого юмора - необычайно для русской графики того времени. Но в таком свободном объединении, исполненном по живописному мягко, а не графически жестко, приглушается разнохарактерность литературных типов. Герои Гоголя, близкие к установленной до Перова иконографии, сливаются в малохарактерную толпу приземистых пухлых фигурок, трудно различаемых одна от другой.
Интересным представляется альбом к "Тарасу Бульбе" работы академика живописи Павла Соколова (1826-1905). Он открывает эпоху многоцветной литографии и полной автономии ее от текста. Хромолитографии Павла Соколова (1867) удовлетворяют требованиям академической сцены романтического порядка. Композиционно построенные как нераздробленное театральное зрелище, они концентрируют на переднем плане главный момент действия и вместе с этим дают эффективное сочетание ярких красочных пятен.
Иллюстрации М.О. Микешина (1836-1896) - явление для своего времени сложное. Характерен выбор гоголевских тем Микешиным: ранняя вовсе не героического порядка иллюстрация его к "Тарасу Бульбе" (1859) в дальнейшем им не разрабатывается. Феодальная героика, взятая сама по себе, в эти годы не приходится по натуре художнику. Зато многообразно и длительно Микешин развивает тематику "Вия" (1863-1886), сказочной повести на бытовой основе, перемежающей моменты жанрового порядка с фантастикой. Здесь Микешин далеко опережает своих современников-иллюстраторов.
Легко набросанные карандашом, проникнутые гоголевским мягким юмором группы Явтуха и Хомы Брута, Халявы и Горобца получают завершение в исполненной тушью сцене аудиенции Хомы Брута у ректора бурсы. Тупой, осуществляющий свою власть над бурсаками и вместе с тем по провинциальному комичный ректор, метко дан в позе безапелляционного приказа с откинутой головой, выпученным животом, с забавным жестом руки, закрепляющей приказ ударом указательного перста о стол.
Иллюстрации Владимира Маковского (1846-1921) всецело принадлежат своей эпохе. Чувство живописи преобладает у этого художника над пониманием задач рисунка.
Маковский знает украинское село, знает, правда, его чисто зрительно, в рамке современности. Поэтому его сцены из "Вечеров на хуторе близ Диканьки" (1875-1878) являются как бы воплощением занимательного гоголевского рассказа в современности, но воплощением живым, метким и убедительным. В такого рода преломлении акварели и карандашные рисунки Маковского сохраняют колорит мягкого юмора Гоголя и четкость его несколько водевильной характеристики действующих лиц.
Работы художников 70-х гг. XIX в. не являются непосредственно книжными иллюстрациями. Писанная как самостоятельная картина, такая иллюстрация не способствует формальной организации книги и от нее отрывается. Литературный альбом, а не иллюстрированная книга, характерен для этого времени. Развивающаяся культура салона требует такого рода издания.
Особенно показательно это на листах альбома, исполненных И.М. Прянишниковым и И.Н. Крамским.
Прянишников (1839-1894) свои иллюстрации к "Пропавшей грамоте" и "Страшной мести" пишет на бумаге маслом. Это типичная среднего качества станковая картина, то с наряженной в исторические костюмы группой (сцена в корчме), то с пейзажем летней ночи (скачка на волшебном коне, пробуждение деда на крыше хаты), которая менее всего отвечает характеру гоголевского сюжета.
Точно так же в освещенной луной, выступающей из мрака лесной чащи фигуре Катерины, сказываются характерные в эти годы для Крамского (1837-1887) попытки светом ("Лунная ночь") либо цветом ("Неутешное горе") подчеркнуть психологическую либо драматическую настроенность. Но, конечно, здесь менее всего узнается безумная Катерина, бродящая по лесам и разыскивающая с ножом в руках отца-убийцу.
Акварели Петра Соколова к "Мертвым душам" (1891) - заметное явление в истории иллюстрации 90-х гг. XIX в. Гоголевская интрига, гоголевская характеристика менее всего занимают художника. Все внимание и все мастерство его в акварелях направлено в иную сторону - в воссоздание быта помещичьей России 40-х гг.
В начале XX в. к Петербургским повестям Гоголя обращаются такие мастера, как Д.Н. Кардовский, Б.М. Кустодиев и Л.С. Бакст. Урбанистические начала, включаемые художниками в круг творчества, различно разрабатываются художественными группировками Москвы и Петербурга.
В своих иллюстрациях к "Невскому проспекту" (1904) Д. Кардовский, несмотря на то, что последовательно развертывает сюиту приключений обоих героев повести - мечтателя-художника Пискарева и самоуверенного ухажера поручика Пирогова, иллюстрирует, собственно говоря, только первые страницы повести. Эти первые страницы - обстоятельное описание проспекта, определяемого Гоголем, как всеобщая коммуникация Петербурга.
У Кустодиева (1878-1927) интерес к облику старого Петербурга не переходит в самодовлеющее любование и не заслоняет интереса к концепции повести, ее драматическому построению и характеристике героя "Шинели" (1905). Мягким контрастированием света и тени, экспрессивностью в подаче драматических моментов, мастерской характеристикой Акакия Акакиевича Кустодиев полно в своем понимании развертывает трагедию маленького человека в реальной обстановке эпохи, не придавая последней преимущественного значения.
Акварельный рисунок Л. Бакста к "Носу" ближе к активно реальному, хотя и субъективному восприятию Гоголя Кустодиевым, нежели к пассивному декоративизму Кардовского. Иллюстрация Бакста (1866-1924) приурочена к определенному месту в повести (сцена в Гостинном дворе). Но в восприятии художника она синтезирует всю повесть в доминирующей фигуре Носа, "Который разъезжал в чине статского советника", и по-своему оправданно разрабатывает шитье треуголки, которая монументальной торжественностью заслоняет недоуменно испуганное лицо Ковалева, главного героя повести, отодвинутого на задний план.
Художники "Мира искусства", не забывая основной книжной задачи, обратили свое мастерство и дарование на украшение книги. Текст писателя для художника играл роль канвы, и такая иллюстрация, будучи изъятой из сюиты, могла продолжать жить и играть свою роль произведения изоискусства самостоятельно.
В.М. Конашевич в своих рисунках к "Женитьбе" (1918-19) прежде всего учитывает специфическое назначение своих работ. Поэтому делает их с учетом удобнейшего репродуцирования (штриховое клише), в четком, лаконичном рисунке. Но в последнем еще не изжита графическая декоративность "Мира искусства": он допускает в своей трактовке любование росчерком пера. Это увлечение формальными моментами не могло не отразиться на содержании: трактовка лиц и характеров героев отсутствует, они даны изолировано от среды, без углубленного социального осознания. Художнику не нужно много усилий, чтобы такую иллюстрацию сделать снова станковым произведением, как это сделано в литографическом листе В.М. Конашевича к "Женитьбе" (1919 ). Здесь те же отвлеченные фигуры, то же основное бытовое окружение, лишь дополненное вещевым оформлением, подсказанным большим знанием художника эпохи. Такой лист перестает быть иллюстрацией, а перерастает в станковое произведение на тему близкую гоголевской эпохе. В самой трактовке темы путь Конашевича лежит от работ Петра Соколова ("Мертвые души"), через работы Д. Кардовского ("Невский проспект"), где зрителя подкупает огромное внешнее знание эпохи и наглядность ее показа.
Гоголь - романтик и фантаст, нашел блестящее истолкование в ксилографиях А. И. Кравченко. Особенно значительны иллюстрации художника к повести "Портрет". Повесть эта, показывающая растлевающую власть денег над искусством, отличается своеобразным смешением реального и ирреального. Для художника важно было передать прежде всего эту особенность гоголевского стиля. Сюжетные скачки, яркая напряженная контрастность черного и белого, острота и деформация рисунка, своеобразное построение пространства, где нарушена привычная перспектива,- все это используется художником, чтобы создать образы острые, гротескные и фантастические.
Иллюстрации к повести "Иван Федорович Шпонька и его тетушка", выполненные такими разными мастерами, как В.А. Фаворский, Д.И. Митрохин и А.М. Каневский. Эта ранняя повесть, показавшая обывательское прозябание провинциальных помещиков, как бы предвещает будущее мастерство Гоголя-сатирика. Гоголевский текст продиктовал Фаворскому неожиданное ассоциативное решение. Избрав такой незначительный, казалось бы, эпизод, как "разговор с блондинкой о мухах", художник рядом с какими-то кукольными фигурками персонажей изображает двух мух гигантского размера. Эта неожиданная нелепость выявляет всю никчемность и сонную скуку беседы, да и всего сонного захолустья вообще. Герои повести, показанные Митрохиным, воспринимаются скорее в пародийном плане, а у Каневского сатирический строй повести раскрывается опять-таки по-иному. Для него самое элементарное и достоверное изображение Шпоньки является уже разоблачением. Вот он утонул рядом с боевой тетушкой в огромном экипаже, поэтому и изображен как безликая вещь среди других вещей.
Д. Н. Кардовский, иллюстрируя комедию "Ревизор", ставил перед собой другую задачу: дать многогранные характеристики действующих лиц. Первоначально акварели создавались художником как эскизы костюмов и мизансцен к постановке пьесы на сцене Московского Малого театра. Раскрывая идейно-художественный смысл комедии, Кардовский настолько полно и ярко вылепил каждый характер, что он превратился в законченный тип, психологический и социальный.
Д.И. Митрохин, иллюстрировавший однотомник Гоголя, вовсе не стремился глубоко вскрыть психологию гоголевских героев. Для него важно было воссоздать общую атмосферу того или иного произведения, найдя для этого необходимую меру стилизации и исторической достоверности в передаче сцен и героев. В легких изящных рисунках сохраняется пародийность и непринужденность гоголевской манеры рассказчика. Художник хорошо чувствовал ту особенность гоголевского юмора, которую Белинский определял как "комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния".
Вершина гоголевского творчества - поэма-роман "Мертвые души" привлекала внимание многих крупнейших художников. В этой сатирической энциклопедии быта и нравов полнее всего оказались социально-обличительные тенденции творчества писателя.
Поэма дает богатейший материал для иллюстратора. Художники Кукрыниксы стремились широко охватить содержание поэмы, в первую очередь вскрыть ее критическую направленность. В иллюстрациях они внимательно идут за авторским текстом, обнажают человеческие страсти и пороки. В каждом из персонажей поэмы художники подчеркивают черты морального оскудения и деградации. Стиль иллюстраций Кукрыниксов характеризуется сочетанием бытовой точности и сатирической заостренности.
Для другого иллюстратора "Мертвых душ" - А.М. Лаптева - наряду с широким показом социального фона поэмы важно было выявить ее поэтичность и гуманизм. Поэтичность Гоголя подчеркивается Лаптевым также и в иллюстрациях к "Вечерам на хуторе близ Диканьки". Художник передает здесь веселье, непринужденную естественность народного быта, внутренний лиризм, с каким обрисованы люди у Гоголя.
Героика, эпический размах повествования, мощь и удаль характеров, присущие повести "Тарас Бульба", мастерски отражены художником Е.А. Кибриком. Художник показывает запорожскую вольницу ярко и выпукло, создает образы монументальные, реалистически сочные. Кибрику особенно удались драматические узловые моменты повести, где проявляется патриотизм и вольнолюбие героев.
Эпический пафос Гоголя близок также и художнику А.П. Бубнову, но вместе с тем интересны и жанровые зарисовки этого мастера. В иллюстрациях к "Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Бубнов сумел передать мелочную ограниченность и пошлость обывателей, потерявших человеческий облик.
Гоголевское мастерство психолога-аналитика глубоко раскрыто в иллюстрациях Н. В. Кузьмина к "Запискам сумасшедшего". В этом произведении Гоголь с глубоким проникновением передает градации душевных страданий человека, нарастающую болезнь, когда явь начинает мешаться с бредом. И весь его сложный сплав комизма, иронии, отчаяния, страдания и протеста не так-то легко перевести на язык графических образов. Н. В. Кузьмину это удалось. Редкое мастерство психолога и физиономиста позволило художнику в тонких перовых рисунках отразить историю загубленной жизни "маленького человека", позволило передать социальный смысл этой трагедии.
Во второй половине ХХ века в советской книжной графике произошли заметные изменения, характерную ориентацию индивидуальных стилей отдельных мастеров на общие принципы "сурового стиля" сменило программное разнообразие авторских манер и почерков. Стремление художников показать прежде всего неповторимые особенности каждого произведения и каждого писателя продиктовало существенное расширение диапазона средств пластической интерпретации литературного текста.
Графические серии В.Н. Горяева к литературным произведениям выступают не как вспомогательные средства, а как сотворчество, как равноправная эстетическая информация. Горяев, стремясь в своих иллюстрациях к "Петербургским повестям" (1963-1965) выявить этическую сторону произведений Гоголя, вводит самого писателя в трагический мир его героев. Портреты Гоголя естественно входят в цикл иллюстраций, являясь как бы его кульминационными точками. Трепетный, острый и ломкий штрих Горяева передает мглистую атмосферу гоголевского Петербурга, где так безрадостна жизнь героев, передает и душевное смятение самого Гоголя, наблюдающего несовершенство этой жизни.
В гоголевском цикле рисунков, художник вместе с автором петербургских повестей горько улыбается, глядя на абсурдные происшествия, происходящие в домах и на проспектах северной столицы. Иллюстратор воссоздает горестные истории и судьбы Пискарева, Чарткова, Башмачкина, перемежая их едкими сатирическими эпизодами из жизни поручика Пирогова и майора Ковалева.
Вот это сочетание гротеска и бытового правдоподобия в рисунке, условных и традиционных форм стало типично для творческого почерка Горяева. В его рисунках присутствует истинный артистизм и высокая графическая культура. Горяев воссоздает художественный мир гоголевской прозы, и в центре его в различных психологических состояниях предстает автор "Петербургских повестей".
Портреты Гоголя, сделанные Горяевым к "Петербургским повестям", позволили художнику выразить лирическую стихию прозы великого писателя, впервые представить так полно образ повествователя, построить целостную драматургию графической серии.
Художник Д.М. Шмаринов (1907-1999) в 1966 г. завершил работу над "Тарасом Бульбой". Этой книгой закончился его "цветной" период работы в иллюстрации, когда художник на время отошел от своей привычной техники свободного рисунка. Художнику захотелось сделать эту "запорожскую Илиаду" в цвете, попытаться выразить содержание героической поэмы Гоголя в жанре приподнятого эпического повествования. "Я задумал свои иллюстрации как непрерывный изобразительный ряд: почти все страничные и текстовые иллюстрации - двойные развороты. Условное цветовое решение варьируется в зависимости от содержания при строгом соблюдении цветовой шкалы (охра, сиена жженая, кобальт и рисующий черный)",- так писал в своей книге "Годы жизни и работы" Дмитрий Алексеевич Шмаринов.
Иллюстрации к повести Гоголя "Шинель" - это последняя крупная работа Саввы Бродского (1923-1982), наверное, самая противоречивая во всем его творческом наследии. Содержание гоголевских листов выходило далеко за рамки иллюстрации в узком смысле этого слова. Отталкиваясь от конкретных образов произведения, переосмысляя их, художник показывает историческое время, их породившее. Шинель у Бродского - не "светлый гость" ожививший на миг бездну-жизнь мелкого чиновника, а символ всего николаевского времени.
Однако главное достоинство цикла иллюстраций к "Шинели" в том, что они пронизаны пытливой мыслью художника, стремящегося обнажить самую суть литературного произведения, художника, видящего свою цель не в изложении общеизвестных истин, а в поиске новых путей претворения образов литературы средствами изобразительного искусства.
Каждая эпоха вносила свои характерные особенности в изобразительное воплощение героев Гоголя, накладывала на них печать своего понимания. Невозможно перечислить имена всех русских художников двух столетий, выполнивших иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя, но авторы этого проекта надеются, что собранный материал пригодится для работы учителей, преподавателей и студентов.
ionb.ru
В.А. Гоголь, отец писателя. Портрет неизв. художника, первая четверть 19 в. | Скачать | |
М.И. Гоголь, мать писателя. Портрет неизв. художника, первая четверть 19 в. | Скачать | |
Запись в Метрической книге Спасо-Преображенской церкви м. Сорочинцы о рождении Н.В. Гоголя. | Скачать | |
Спасо-Преображенская церковь в Сорочинцах. Фото Г. Мортия. 1982. | Скачать | |
Герб рода Гоголей-Яновских. Реставрация В. Батурина. | Скачать | |
Дом доктора М.Я. Трахимовского в м. Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии, где родился Н.В. Гоголь. Фото. 900-е гг. | Скачать | |
Дом семьи Гоголя в Васильевке, акварель Н.В. Гоголя. | Скачать | |
Пейзаж. Рисунок Н.В. Гоголя. | Скачать | |
Акварель Н.В. Гоголя. | Скачать | |
Витражи окон, рисунок Гоголя. | Скачать | |
План садовых работ, сделанный Н.В. Гоголем. 1848-1849. | Скачать | |
Гимназист Гоголь Н.В. Гравюра по рисунку неизвестного художника. 1827. | Скачать | |
Нежинская гимназия высших наук, акварель О. Визеля. 30-е г. 19 в. | Скачать | |
И.С. Орлай, директор Нежинской гимназии, неизв. художник, первая четверть 19 в. | Скачать | |
Письмо Гоголя родителям из Нежинской гимназии. | Скачать | |
Рябов Е. Гоголь-гимназист в гримерной перед выходом на сцену. Рисунок 30-х гг. XIX в. | Скачать | |
Большая Гороховая ул., где снимал свою первую квартиру Гоголь. Фото Золотусского И., 1969. | Скачать | |
Бывший Екатерининский канал в Петербурге, где снимал квартиру Гоголь в 1829 г. Фото Золотусского И., 1969. | Скачать | |
Дом каретника Иохима на Большой Мещанской улице в Петербурге, где жил Н.В. Гоголь в 1829 г. Автолитография Э.Бернштейна. 1951. | Скачать | |
Департамент уделов в Петербурге, где служил Гоголь в 1830-1831 гг. Гравюра. 1834. | Скачать | |
Дом Лепена на Малой Морской в Петербурге, где жил Гоголь в 1833-1836 гг. (ныне улица Гоголя). Деталь "Панорамы Невского проспекта" П. Садовникова и И.Иванова. 1830. | Скачать | |
Клодт М. А.С. Пушкин у Н.В. Гоголя. 1887. | Скачать | |
Павленко П., Павлюченко В. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь на набережной Невы. | Скачать | |
Пушкин А.С. Рисунок Гоголя Н.В. 1833. | Скачать | |
Пушкин А.С. Рисунок Гоголя Н.В. с трубкой. 1833. | Скачать | |
Гоголь Н.В. Рисунок Пушкина. 1833. | Скачать | |
Геллер П. Гоголь, Пушкин и Жуковский в Царском Селе летом 1831 г. 1880. | Скачать | |
Волков В. Н.В. Гоголь в Васильевке за работой летом 1832 г. 1892. | Скачать | |
Волков В. Н.В. Гоголь в Васильевке слушает кобзаря летом 1832 г. 1892. | Скачать | |
Волков В. Гоголь слушает бандуриста. | Скачать | |
Дмитриев О.А. и Данилова В.В. Гоголь читает комедию "Ревизор" писателям и артистам Малого театра, офорт. 1952. | Скачать | |
Ревизор. Титульный лист цензурного экземпляра. | Скачать | |
Пушкин А.С. Городничий, рисунок, подаренный Н.В. Гоголю А.С. Пушкиным в 1835 г. | Скачать | |
Иванов А. Рисунки к комедии Ревизор. 1840-е г. | Скачать | |
Каратыгин П.А. Гоголь на репетиции комедии Ревизора в Александринском театре в Петербурге. 1836. | Скачать | |
Лебедев Б. Н.В. Гоголь и В.Г. Белинский. 1947. | Скачать | |
Гоголь Н.В. Рисунок к последней сцене "Ревизора". | Скачать | |
Дмитриев-Мамонов Э.А. Н.В. Гоголь читает "Мертвые души". 1838. | Скачать | |
Михайлов Г.К. Мокрицкий А.Н. и др. Субботы у В.А. Жуковского. 1836-1837. | Скачать | |
Рисунки Гоголя, сделанные им за границей. | Скачать | |
Автограф письма Н.Гоголя к матери из Женевы. 1836. | Скачать | |
Одна из улиц в районе площади Испании в Риме, где снимал свою первую квартиру Гоголь. Фото И.Золотусского. 1977. | Скачать | |
Дом на Via Sistina (бывшая via Felice), 126, в Риме, где жил Гоголь в 1838-1842 гг. | Скачать | |
Н.В. Гоголь в Риме. Рисунок В.А. Жуковского из его альбома. | Скачать | |
Н.В. Гоголь в Риме. На террасе виллы З.Волконской. Рисунок В.А. Жуковского из альбома. 1838-1839 гг. | Скачать | |
Гоголь среди русских художников в Риме. С дагерротипа 1845 г. | Скачать | |
Прибыловский В.А. Н.В. Гоголь в А.А. Иванова в Риме. 1950. | Скачать | |
Иванов А.А. Голова Гоголя в эскизе картины "Явление Христа народу" | Скачать | |
Иванов А.А. Гоголь в "Явлении Христа народу". Эскиз, фрагмент. 1837-1857 гг. | Скачать | |
Иванов А.А. "Явление Христа народу", фрагмент картины | Скачать | |
Гоголь Н.В. Прориси с иллюстраций из книги А. Дидрона "Иконография христианства" (Париж, 1843). 1845 | Скачать | |
Гоголь Н.В. Прориси с иллюстраций из книги А. Дидрона "Иконография христианства" (Париж, 1843). 1845 | Скачать | |
Сочинения Гоголя, титульный лист, с вклеенным рисунком Гоголя. 1842. | Скачать | |
Письмо Н.В. Гоголя к М.И. Гоголь от 28.10.1850 г. | Скачать | |
Мария Ивановна Гоголь. Фотография. | Скачать | |
Дом Талызина на Суворовском (Никитском) бульваре, в Москве, где жил последнее время и умер Гоголь (1848-1852 гг.). Фото. 900-е гг. | Скачать | |
Посмертная маска Гоголя, снятая Н. Рамазановым. 21.02.1852. | Скачать | |
Н.В. Гоголь на смертном одре. Рисунок с натуры В. Еленева. | Скачать | |
Перов В. Погребение Гоголя героями его произведений, карандаш. | Скачать | |
Могила Гоголя Н.В. на Даниловском кладбище в Москве. Фото начала ХХ в. | Скачать | |
Музей Гоголя в Сорочинцах. Фото Г. Мотрия, 1982. | Скачать |
ionb.ru
Гоголь Н.В. с дагерротипа. 1845. | Скачать | |
Анненков Ю.П. Рисунок Н.В. Гоголя. | Скачать | |
Брюллов К.П. Портрет Н.В. Гоголя. 1836. | Скачать | |
Венецианов А. Портрет Н.В. Гоголя. 1834. Литография. | Скачать | |
Венецианов А.Г. Портрет Н.В. Гоголя. Литография. Овал. Государственный Русский музей. 1834. | Скачать | |
Венецианов А. Гоголь Н.В. автолитография. 1834. | Скачать | |
Герасимов А.М. Гоголь в дороге. | Скачать | |
Горюнов. Н.В. Гоголь в Петербурге. 1935. | Скачать | |
Горяев В. Гоголь в Петербурге. | Скачать | |
Горяев В. Гоголь в Петербурге. | Скачать | |
Горяев В. Гоголь. | Скачать | |
Горяев В. Портрет Гоголя с пером. | Скачать | |
Горяев Н.В. Насмешливый Гоголь. Иллюстрации к "Петербургским повестям" Н.В. Гоголя, свинцовый карандаш. 1965. | Скачать | |
Дмитриев-Мамонов Э. Н.В. Гоголь. 1852. | Скачать | |
Жерен И. Н.В. Гоголь, акварель. 1836. | Скачать | |
Иванов А.А. Н.В. Гоголь, рисунок. 1847. | Скачать | |
Иванов А.А. Два незаконченных рисунка-портрета Н.В. Гоголя, акварель. 1840. | Скачать | |
Иванов А.А. Портрет Н.В. Гоголя. 1841. | Скачать | |
Иванов Антон. Переправа Н.В. Гоголя через Днепр. 1845. | Скачать | |
Матэ В. Н.В. Гоголь, офорт. | Скачать | |
Моллер Ф. Портрет Николая Васильевича Гоголя (в сюртуке, с золотой цепочкой). Повторение портрета, исполненного в 1841. Государственная Третьяковская галерея, Москва. | Скачать | |
Моллер Ф. Портрет Николая Васильевича Гоголя (в белой рубашке с отложным воротником). Начало 1840-х. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. | Скачать | |
Моллер Ф. Портрет писателя Николая Васильевича Гоголя. 1840. Ивановский областной художественный музей. | Скачать | |
Рабус К.И. Портрет Н.В. Гоголя, рисунок. | Скачать | |
Репин И. Гоголь Н.В. 1878. Гравюра на дереве В. Матэ (по дагерротипу С. Левицкого. 1845 г.) | Скачать | |
Рундальцев М.В. Н.В. Гоголь, офорт. 1902. | Скачать | |
Савенков В. Н.В. Гоголь. 1902. | Скачать | |
Тропинин В.А.(?) Н.В. Гоголь. Этюд. | Скачать | |
Шевченко Т.Г. Гоголь Н.В., около 1840. | Скачать | |
Шествие в храм славы. Карикатура на писателей 40-х гг. из журнала Ералаш - 1846. Г.В. Гоголь изображен посередине, спящим на II томе "Мертвых душ". | Скачать | |
Шкурко А.Н. Гоголь на Украине. 1951. | Скачать | |
Бродский С. Н. Гоголь. Фронтиспис. 1978-1981. | Скачать |
ionb.ru
«Портрет»: выставка одного произведения
18.06.2016 12:00
Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Н. В. Гоголь «Портрет»
Книжные выставки знакомы с середины XIX в. И с тех пор они стали неотъемлемой частью деятельности любой библиотеки, независимо от ее статуса. Такие выставки стали отличной рекламой библиотеки, ее лицом. На них можно увидеть массу интересной литературы. Времена меняются, меняемся и мы. Но выставки, по-прежнему, в библиотеках вызывают большой интерес, причем, независимо от того, виртуальная выставка или, что называется «можно потрогать руками».
Мы обычно предлагаем вам выставку по теме. Сегодня же мы начинаем новый цикл под названием «Выставка одного произведения». И постараемся раскрыть свои фонды на примере какого-то одного произведения, собрав как можно полнее о нем информацию, литературу, музыкальные и изоматериалы. Вы тоже можете принять участие в этом увлекательном занятии, предложив тему выставки или (и) какие-нибудь материалы по этой теме.
Первая выставка цикла посвящена неординарному, но очень интересному произведению Николая Васильевича Гоголя «Портрет».
Гоголь написал повесть «Портрет» в 1835 году; в 1842-м отчасти переработал ее. Такое произведение — переработанное, но сохранившее прежнюю сюжетную и стилистическую основу — в науке о литературе принято называть редакцией. Открывая современные переиздания гоголевской прозы, мы с вами обычно читаем вторую редакцию «Портрета», то есть вариант 1842 года. Но разделенные семью годами, две редакции этой повести (кстати, первая появилась в «Арабесках», вторая — в «Современнике») фактически являются двумя самостоятельными произведениями.
Арабески / Гоголь, Николай Васильевич ; РАН; изд. подгот. В. Д. Денисов. — СПб. : Наука, 2009. — 510 с., 12 л. ил. — (Литературные памятники). — Библиогр.: с. 502. — 250-00.
Настоящее издание, вышедшее в серии «Литературные памятники», по существу, научное. В нем полностью воспроизводится состав «Арабесок», приведены тексты предшествовавших ему ранних гоголевских произведений. Здесь же представлена повесть «Портрет», которая первоначально была написана в 1835 году и вышла в составе сборника «Арабески». Даны подробные комментарии, установлены этапы творческой истории книги.
Фабульный материал во второй редакции в основном сохранен, но вся идейно-художественная атмосфера изменилась. Осталась, как говорил Гоголь, «одна только канва прежней повести».
Различие обеих редакций замечено было еще современниками, не раз становилось оно и предметом анализа.
Живопись как вид искусства всегда привлекала особое внимание Гоголя. «Я всегда чувствовал маленькую страсть к живописи», — писал Николай Васильевич в статье «Несколько слов о Пушкине». Гоголь делал успехи в рисовании. Так, в письме к А. С. Данилевскому от 5 февраля 1839 года Гоголь пишет о своих занятиях в Риме: «До сих пор я больше держал в руке кисть, чем перо...»
В повести «Портрет» Гоголь осмыслил уже пройденную часть своего творческого пути и предсказал дальнейшее. Писатель говорит об ответственности художника за свое творение; главная цель живописца — «пробуждать чувства добрые».
Портрет: Повесть / Худож. Кукрыниксы. — М.: Художественная литература, 1952. — 63 с.: ил.
Настоящая книга — иллюстрированное издание повести «Портрет» Н. В. Гоголя.
Портрет / Гоголь, Николай Васильевич. — М.: ГИХЛ, 1952. — 65 с., ил.
Редкое издание повести Н. В. Гоголя «Портрет» иллюстрировано народными художниками РСФСР Кукрыниксами. Суперобложка и титул работы художника И. Ильина.
Портрет: Повесть / Вступ. ст. и коммент. A. B. Федорова; Худож. С. Г. Гонков. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC», 2008. — 112 с.: ил. — (Русская классика в иллюстрациях). — ISBN 978-5-9932-0045-3.
Одна из самых знаменитых и загадочных «петербургских повестей» великого русского писателя посвящена проблеме искусства и назначения художника. История живописца, не преодолевшего дьявольского искушения богатством и славой, показывает гоголевское понимание истинного творчества как религиозного служения. Любой дар предполагает ответственность, и эта мысль сегодня не утратила своей актуальности: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть дутою. Другому простится многое, но ему не простится».
Иллюстрации выполнены художником С. Г. Гонковым.
Издание выходит к 200-летнему юбилею писателя.
Гоголь Н. В. Петербургские повести / Сост. и вступ. ст. М. А. Васильевой. — М.: Русский путь, 2004. — 352 с. — (Закладка.)
В книгу вошли произведения Н. В. Гоголя (1809–1852), со временем объединенные литературной критикой в цикл «Петербургские повести»: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего», а также ранняя редакция «Портрета» (1835). В разделе «Взгляд критики» представлены статьи русских литераторов и философов В. В. Розанова, Д. И. Чижевского, Б. М. Эйхенбаума, В. В. Гиппиуса, В. В. Набокова и др. Их интерпретации творчества Гоголя, порой неожиданные, уводящие от упрощенных трактовок, помогут учащимся в осмыслении сложного художественного мира писателя.
Портрет / Гоголь, Николай Васильевич. Вступ. ст. П. С. Когана и А. В. Бакушинского. — М.–Л., 1928. — 93 с., ил.
В книге представлены гравюры на дереве А. Н. Кравченко на тему повести «Портрет». Художник показал себя большим мастером, обнаружив исключительное богатство формы в ксилографической технике.
Гравюры по дереву, посвященные произведениям Н. В. Гоголя, показывает в лице А. И. Кравченко изысканного виртуоза.
Повесть Гоголя о художнике и его судьбе давно привлекала внимание Алексея Кравченко. Глубокий символизм повести в некоторых отношениях созвучен психике мастера. Поэтому образы «Портрета» в течение нескольких лет так властно владели его воображением.
Обложка по замыслу художника представляет собою своеобразное и очень остроумное введение в драматическую суть повести Гоголя. Она иллюстрирует не какой-либо точно определенный момент повести, а то трагическое напряжение, которое ощущает читатель в судьбе художника.
Буквенная заставка первой главы — изысканная и виртуозная по технике гравюра-миниатюра, выполненная тонким черным штрихом. Художник — иллюстратор живет не столько захватом драмы, развертываемой перед ним писательским внушением, сколько воспоминанием об этом ярком воздействии. Кравченко — иллюстратор видит сам и «подает» Гоголя читателю несколько сценично и декоративно. Иллюстрации художника к «Портрету» Гоголя можно считать наиболее целостным и технически совершенным циклом работ иллюстратора.
Как и другие произведения Гоголя, повесть «Портрет» не могла не найти отклик в душе издателей, художников, режиссеров и других людей искусства. Мы постарались собрать для вас на этой выставке все, доступные нам материалы и издания этого произведения. И с удовольствием вам их представляем.
Портрет : повесть / Гоголь, Николай Васильевич; худож. В. Панов. — М.: Пан пресс, 2006. — 135 с.: ил. — ISBN 5-9680-0010-4 (в пер.).
Одна из самых знаменитых и загадочных «петербургских повестей» великого русского писателя посвящена проблеме искусства и назначения художника. Книга хорошо иллюстрирована. Оригинально оформлены страницы произведения иллюстрациями в тексте.
Алимов, Сергей Александрович. Сергей Алимов. Штрихи к портрету / ГТМЦ им. Н. А. Бахрушина; Галерея Вересов; Худож. галерея «Ars Longa»; куратор проекта Н. Августинович; интервью Е. Долгих; сост. Н. Августинович, В. Ермичевой. — СПб.: М.: Вита Нова, 2013. — 32 с.: ил. — Краткая биогр. С. Алимова.
О своем творчестве рассказывает Сергей Алимов, известный художник, автор замечательных иллюстраций к произведениям Н. В. Гоголя, М. А. Булгакова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. С. Пушкина. Также С. Алимов работал художником-постановщиком на киностудии «Союзмультфильм».
Портрет [Звукозапись] : аудиокнига / Гоголь, Николай Васильевич ; чит. Кузнецов А. — М.: СОЮЗ, 2006. — 1 MP3. — (Библиотека школьника).
«Портрет» — замешанная на добре и зле повесть, представлена на суд широкой публики с заранее сформулированным в русской литературе вопросом: «Каковы отношения денег и вдохновения, и без чего человеку живется хуже-без материальных благ или утраченного таланта?»
Повесть выпущена в серии аудиокниг.
Вайнберг М. Портрет: Опера-клавир. В 3-х д., 8-ми картинах. По одноимен. повести Н. Гоголя. — М.: Сов. Композитор, 1985. — 255 с.
Gogol, Nicolas. Le portrait = Портрет / Гоголь Николай Васильевич ; dessins originaux de Denyse de Bravura graves sur cuivre= [оригинальные рисунки Д. де Бравура, гравюры на меди (офорты) R. Haasen; пер. на фр. H. Mongault]. — Paris : Rombaldi, 1942. — 163 с. + 25 отд. л. офортов + 1л. паспарту с рисунком тушью : ил.
Книга издана в парижском издательстве Ромбальди, это именной экземпляр для Жинетт Ромбальди художницы Дениз де Бравура. Книга включает текст повести Н. В. Гоголя «Портрет» с иллюстрациями Дениз де Бравура в технике гравюра на меди. К книге также прилагается 25 отдельных листов гравюр и паспарту с рисунком тушью. Издание вышло в свет 24 сентября 1942 года тиражом всего 350 экземпляров с превосходными иллюстрациями — офортами Р. Хаазена (R. Haasen) по оригинальным рисункам Дениз де Бравура (Denise de Bravura). Наш экземпляр особенный, из нескольких, отпечатанных специально для издателей, на японской бумаге, с приложением отдельно отпечатанной сюиты офортов, а также с приложением оригинального рисунка Дениз де Бравура. Экземпляр отпечатан специально для Жинетт Ромбальди (Exemplaire C sur japon imprime speсialement pour Madmoiselle Ginette Rombaldi). Кроме того авантитул нашего экземпляра, c заголовком «Le Portrait», снабжен замечательным рисунком тушью с дарственной надписью художницы Дениз де Бравура Жинетт Ромбальди: «pour Ginette Rombaldi — Bravura 45».
Посвящение Н. В. Гоголю: Линогравюры и монотипии В. Б. Зелинского: альбом / Авт. вступ. ст. Б. Е. Ефимов, Ю. П. Кузнецова. — М.: Изобразит. искусство, 1987. — 48 с.: ил.
Линогравюры и рисунки художника В. Б. Зелинского, воспроизведенные в альбоме, представляют собой образное прочтение произведений Н. В. Гоголя. Художник заставляет зрителя по-новому ощутить и понять ироническую улыбку и сатирический пафос Гоголя. Образ Гоголя как бы сопровождает своих героев: рядом с композициями на темы «Петербургских повестей», «Ревизора», «Мертвых душ» — портрет создателя этих произведений. Вступительная статья к альбому знакомит с творчеством художника. В альбоме около 40 тоновых репродукций.
Для широких кругов читателей.
Фантасмагории гоголевского Петербурга, серия — «Петербургский миф», книга четвертая, издательство «Время — Пространство — Архитектура», СПб., 2008 г., 144 с., ил.
Теоретик архитектуры Галина Сергеевна Зеленская в своих текстах определяет зрительную параллель, выявляет суть и содержание времени, представленного в книге. В четвертой книге серии «Петербургский миф» представлено то новое слово, что произнесено Н. В. Гоголем, из-под пера которого, по его признанию, «вышло столько тьмы». Но нельзя не дополнить: столько же вышло из-под пера его и света... Доказательство тому — герои его петербургских повестей.
www.domgogolya.ru