ЧАШНИК Илья Григорьевич – Галерея произведений (132 изображения). Чашник картины


ЧАШНИК Илья Григорьевич – Галерея произведений (132 изображения).

admin 27.11.2012 Галерея, Новости 4,679 Показы

Открыть доступ

И.Г.ЧАШНИК

(1902-1929)

Илья Чашник родился 13 (29) июня 1902 года в г. Люцин Витебской губернии (сейчас Лудзин, Латвия). В 1919-1922 годах учился в Витебском художественном училище, сначала у Марка Шагала, потом у Эль Лисицкого и Казимира Малевича. Один из самых верных учеников и соратников Малевича по супрематизму, член объединения Уновис.В 1922 году переезжает с Малевичем в Петроград, где работал с ним в Гинхуке, Декоративном институте и Государственном институте истории искусства. Работал в области технического, промышленного и архитектурного дизайна. 

Был художником по фарфору на Ленинградском фарфоровом заводе им. Ломоносова, где вместе с Николаем Суетины воплощал принципы супрематизма в декоративно-прикладном искусстве.

Супрематизм для Чашника не был просто направлением в искусстве, он глубоко вошел в сердце художника, он дышал и жил идеями революции в живописи. Последними его словами были: «Передайте Малевичу, что я умер, как художник нового искусства».  Илье Чашнику не было и 27 лет…

 

1. Чашник Илья "Эскиз обложки сборника стихов для детей "Проталинка" 1919 1. Чашник Илья «Эскиз обложки сборника стихов для детей «Проталинка» 1919 2. Чашник Илья "Эскизы иллюстраций к сборнику стихов для детей "Проталинка" 1919 2. Чашник Илья «Эскизы иллюстраций к сборнику стихов для детей «Проталинка» 1919 3. Чашник Илья "Проект трибуны для Красной площади в Смоленске (Эскиз N2)" 1920 Бумага, тушь, карандаш 57,3х37,6 Музей Людвига, Кельн
3. Чашник Илья «Проект трибуны для Красной площади в Смоленске (Эскиз N2)» 1920 Бумага, тушь, карандаш 57,3х37,6 Музей Людвига, Кельн 4. Чашник Илья "Эскиз супрематического рельефа" 1920 Бумага, графитный карандаш 17,8х12,4 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 4. Чашник Илья «Эскиз супрематического рельефа» 1920 Бумага, графитный карандаш 17,8х12,4 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 5. Чашник Илья "Супрематическая композиция" Около 1921 Бумага, графитный карандаш, акварель 22,7х32,1 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 5. Чашник Илья «Супрематическая композиция» Около 1921 Бумага, графитный карандаш, акварель 22,7х32,1 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 6. Чашник Илья "Супрематическая композиция" 1921-1922 Бумага, графитный карандаш, тушь 22,2х17 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн
6. Чашник Илья «Супрематическая композиция» 1921-1922 Бумага, графитный карандаш, тушь 22,2х17 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 7. Чашник Илья "Движение цвета" 1922 Бумага, графитный карандаш, акварель, гуашь 15,1х25,1 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 7. Чашник Илья «Движение цвета» 1922 Бумага, графитный карандаш, акварель, гуашь 15,1х25,1 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 8. Чашник Илья "Движение цвета" Около 1922 Бумага, графитный карандаш, тушь, акварель, гуашь 13,1х21,5 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 8. Чашник Илья «Движение цвета» Около 1922 Бумага, графитный карандаш, тушь, акварель, гуашь 13,1х21,5 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 9. Чашник Илья "Движение цвета" Около 1922 Бумага, графитный карандаш, тушь, акварель, гуашь 15,9х29,5 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн
9. Чашник Илья «Движение цвета» Около 1922 Бумага, графитный карандаш, тушь, акварель, гуашь 15,9х29,5 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 10. Чашник Илья "Движение цвета" 1921-1922 Бумага, акварель 50,5х15 Галерея Гмуржинска, Кельн 10. Чашник Илья «Движение цвета» 1921-1922 Бумага, акварель 50,5х15 Галерея Гмуржинска, Кельн 11. Чашник Илья "Супрематическая композиция" 1921 Картон, цветная тушь, графитный карандаш 5,8х22,7 Галерея Гмуржинска, Кельн 11. Чашник Илья «Супрематическая композиция» 1921 Картон, цветная тушь, графитный карандаш 5,8х22,7 Галерея Гмуржинска, Кельн 12. Чашник Илья "Супрематическая композиция" 1921 Картон, цветная тушь, графитный карандаш 8х22,5 Частное собрание
12. Чашник Илья «Супрематическая композиция» 1921 Картон, цветная тушь, графитный карандаш 8х22,5 Частное собрание 13. Чашник Илья "Супрематическая композиция" 1921 Картон, цветная тушь, графитный карандаш 5,5х22,5 Частное собрание 13. Чашник Илья «Супрематическая композиция» 1921 Картон, цветная тушь, графитный карандаш 5,5х22,5 Частное собрание 14. Чашник Илья "Супрематическая композиция" 1922-1923 Бумага, акварель 18,5х22,8 Галерея Гмуржинска, Кельн 14. Чашник Илья «Супрематическая композиция» 1922-1923 Бумага, акварель 18,5х22,8 Галерея Гмуржинска, Кельн 15. Чашник Илья "Движение цвета" Бумага, гуашь 14,7х13,7 Собрание М.Салиной и С.Кривошеева
15. Чашник Илья «Движение цвета» Бумага, гуашь 14,7х13,7 Собрание М.Салиной и С.Кривошеева 16. Чашник Илья "Супрематическая композиция" 1922 Бумага, графитный карандаш, тушь, гуашь 21,2х31 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 16. Чашник Илья «Супрематическая композиция» 1922 Бумага, графитный карандаш, тушь, гуашь 21,2х31 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 17. Чашник Илья "Супрематическая композиция" Около 1922 Бумага, графитный карандаш, тушь, акварель Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 17. Чашник Илья «Супрематическая композиция» Около 1922 Бумага, графитный карандаш, тушь, акварель Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 18. Чашник Илья "Супрематическая композиция" 1922-1923 Бумага, тушь, акварель 34,3х22,8 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн
18. Чашник Илья «Супрематическая композиция» 1922-1923 Бумага, тушь, акварель 34,3х22,8 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 19. Чашник Илья "Супрематическая композиция" 1922-1923 Бумага, тушь, гуашь 20,9х28,9 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 19. Чашник Илья «Супрематическая композиция» 1922-1923 Бумага, тушь, гуашь 20,9х28,9 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 20. Чашник Илья "Супрематическая композиция" 1923 Бумага, гуашь, графитный карандаш, тушь, акварель, гуашь 21х28,8 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 20. Чашник Илья «Супрематическая композиция» 1923 Бумага, гуашь, графитный карандаш, тушь, акварель, гуашь 21х28,8 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Check Also

«Я Начало всего… Черный квадрат — зародыш всех возможностей»…

cultobzor.ru

Чашник

chashnik4Супрематический фарфор вызывает интерес даже у тех, кто не принимает ни Малевича, ни его супрематизма. Малевич работал в области супрематического фарфора не так много, явившись изобретателем нескольких оригинальных форм, таких как получашка или чайник. Прославили это направление два самых близких его ученика, беспредельно преданных учителю и его философии: Илья Григорьевич Чашник и Николай Михайлович Суетин.

В отличие от многих других последователей Казимира Малевича, они оставались с ним даже тогда, когда другие ученики стали отходить от него и на супрематизм постепенно стали смотреть с подозрением. Малевич, Суетин и Чашник чувствовали своё единение не только в художественных установках, но и по духу.

Малевич в письме Суетину так и писал, что их будет только трое. Существующая практика выставок подтверждает единство триумвирата: их произведения всегда экспонируются вместе, а часто их даже трудно отличить друг от друга, тем более, что в созданной в 1920-м году Малевичем группе УНОВИС не было принято подписывать свои работы, т.к. творчество было коллективным.

chashnik7Эта было воплощение русской идеи соборности и коллективного творчества. Подписывал работы только Суетин. Чашник поначалу был большим энтузиастом коллективного движения, выступая против индивидуалистических поползновений, но с годами это стало его задевать тоже и однажды явилось причиной охлаждения отношений с Малевичем.

Близость Чашника и Суетина не только к Малевичу, но и друг к другу, проявлялась во многом, хотя они были очень разными: и по темпераменту, и по устремлениям. Николай Суетин, несмотря на говорящую фамилию, был очень несуетливым, закрытым и чрезвычайно сосредоточенным человеком, Чашник, наоборот, очень активным и артистичным.

Николай Суетин - склонен к лиризму и мягкости, Илья Чашник – к резкости и отточенности мысли; первый воплощал супрематизм в вещах и в жизни, второй - был философом и мыслителем, первый – чувствовал супрематизм всей душой, второй – осмыслял его.

chashnik10Творческий триумвират - Малевич-Суетин-Чашник – сложился в Витебске, куда Малевич, по приглашению Шагала, приехал осенью 1919 года, чтобы преподавать в Народной художественной школе. До приезда Малевича, студенты в основном учились в мастерской Шагала.

В их числе были Суетин и Чашник. Приезд Малевича стал роковым для Шагала и спасительным для многих начинающих художников, стремившихся не подражать миру, а переделывать его. Чашник и Суетин быстро стали лидерами на курсе и Малевич их заметил и выделил.

Оба ученика активно участвовали в украшении Витебска к праздникам. Неутомимая энергия молодого Чашника сделала его генератором новых концепций и напористым идеологом преображения жизни искусством. В начале двадцатых годов Малевич планирует вместе со своими преданными учениками уехать преподавать в Германию, в Баухауз, но не случилось.

Илья Чашник (1902–1929) в этой тройке - самый молодой: на пять лет моложе Суетина (1897–1954) и на 33 – Малевича (1879–1935), но умер он (от перитонита) первым, прожив всего 26 лет. Последними словами, сказанными Суетину, были:chashnik2

«Передай Малевичу, что я умер художником нового искусства».

Похороны Чашника были обставлены особым супрематическим ритуалом, разработанным самим Малевичем. На могиле установили белый куб с черным квадратом, на котором была надпись: «Мир как беспредметность». Из 26 прожитых Чашником лет только десять были связаны с творчеством, однако наследие художника огромно, а его экзистенциальная философия, основанная на идеях супрематизма, опередила идеи Хайдеггера и Сартра на несколько лет:

«Суть человеческого существования — беспредметное начало. Неизвестно, для чего, почему и зачем человеческое существо живёт. Это доказывает беспредметную суть человеческого бытия, которое лишь поставлено в определённые условия своего существования или действия, проявляет себя тем или иным образом и во всех препятствиях существующего мира видит смысл или цель. Но это заблуждение».

Чашнику была близка идея динамики и космизма, устремленность супрематизма ввысь, к небесам. Поэтому он любил изображать крест, в котором вертикаль воплощала устремленность вверх, динамику, а горизонталь – земное притяжение, а в центре - черный квадрат, как символ глубины небытия, из которого рождается Вселенная.chashnik1

«Динамизм, динамизм и тысячу раз динамизм – вот основа и суть супрематизма как беспредметности и тысячу раз моя основа», - говорил начинающий аванардист.

Родился Илья Чашник в многодетной еврейской семье в латвийском городе Люция (ныне Лудза). Когда мальчику исполнилось одиннадцать, семья переехала в Витебск. Поскольку семья жила бедно, то Илья вынужден был бросить школу и пойти работать в механическую мастерскую, которая многому его научила. Это очень пригодилось ему в годы учебы у Малевича.

В мастерской он научился работать с чертежами, линейкой и циркулем, которые так и остались основой его техники, как в живописи, так и в проектировании. Создание проекта всегда было для него первичным и самым существенным, независимо от того, был ли он позднее материализован в предмет или нет. Акт творения уже состоялся, и этого было достаточно.

Вскоре семейные дела поправились, и мальчик вернулся в школу, окончив ее. Способности и интерес к рисованию у Ильи проявились очень рано – ровно с того момента, как он поступил в мастерскую, где встретил юношу, жившего одно время в Петербурге, и много рассказывавшего о столичных музеях и выставках. Интерес к живописи появился именно тогда.

chashnik5Витебский период был главным в становлении молодого художника, хотя живописи как такой он не обучался, считая, что если у человека есть к этому задатки, то они у него обязательно проявятся. Так что никакого футуризма, кубизма, реализма или импрессионизма изучать нет нужды. Человек может не уметь писать и рисовать, но при этом быть художником. И вся жизнь Чашника – тому подтверждение.

Основными цветами, которым Чашник был привержен, оставались супрематические черный, белый и красный. Черный цвет – базовый, имевший разные оттенки, в зависимости от того, насколько художник впускал в него свет. Именно черный метафизически олицетворял небытие, без-умие и иррациональность Бытия, из которого рождается всё.

«Черное. Важнейшее состояние беспредметности. То, что есть небытие, органическое следствие безумия беспредметности. Без-умия – ибо совершенства <...> Белое явилось как следствие человеческой культуры, как следствие совершенства существа <...>

Черное – есть то, где мы ничто. Это нечеловеческое небытие. Это то, куда мы в без-умии летим. Так достаточно мне человеческого небытия белого квадрата, мне не нужно еще белое поле, как повторение этого. Мне нужно, и я устанавливаю черное <...>».

chashnik6В супрематических росписях фарфора Илья Григорьевич  тоже часто использовал черное и белое, что являлось предметом критики, мол, слишком мрачно. Однако, сам Чашник считал, что контраст тяжелого черного и легкого белого фарфора создавал то необходимое напряжение, которое делало их произведениями искусства, привлекало глаз и оставляло впечатление оригинальности и свежести

Белый цвет, ставший для супрематистов в фарфоре аналогом белого холста, у Чашника не был последней стадией живописного супрематизма, как это было у Малевича. Он пошел дальше, введя идею шестого и седьмого измерения, где следующим шагом в белизне являлось его уплотнение в различные формы, означавшее переход белизны на новый энергетический уровень.

В 1922 году вместе со своими учениками из Уновиса, среди которых были Чашник и Суетин, Малевич уехал в Петроград, встретивший их не особо приветливо. Диплом Художественно-практического института Витебска не был признан дипломом о высшем образовании и работы для них не оказалось. Тогда по ходатайству Н.Н.Пунина все трое были трудоустроены в декабре 1922 года на государственный фарфоровый завод, бывший Императорский.

chashnik8Так они стали художниками-композиторами, в чьи обязанности входило создание эскизов для росписи фарфора. Суетин работал более мягко, роспись Чашника – более лаконичная, жесткая и плотная, выглядевшая тяжеловато, тем более, что черная краска в его росписях явно доминировала, создавая трагический колорит, но это же делало его росписи узнаваемыми и оригинальными.

Жизнь в Петрограде заставляла главным образом выживать, не оставляя времени на реализацию собственных проектов и замыслов. Семь лет, вплоть до самой смерти, Илья Чашник создает огромное количество прикладных проектов в самых различных областях: эскизы росписей фарфора, рисунков для тканей, обложек для книг и журналов, для плакатов, для раскраски зданий и т.д.

Он не отказывался ни от чего, тем более, что художник только что женился и должен был обеспечивать семью. Так жили в то время многие поэты, писатели, художники. Достаточно вспомнить Хармса, Введенского и Мандельштама, живших на доходы от детской литературы, а свое, сокровенное, оставалось непризнанным и не востребованным.

chashnik9Когда Чашник скончался, его жена и друг Суетин смогли продать в музеи всего несколько его прикладных проектов: эскизы для фарфора и тканей. Самостоятельность Ильи Григорьевича привела через год к охлаждению отношений с Малевичем, хотя по сути идеи Чашника продолжали развивать супрематизм, но он шел дальше своего учителя.

Для Малевича этот бунт стал признаком зрелости учеников, которые вышли из тени учителя и встали  на самостоятельный путь развития. Размолвка была кратковременной и уже через год все трое – Чашник, Суетин и Малевич - воссоединились и уже всегда оставались рядом друг с другом, до самой смерти.

chashnik3

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru

ЧАШНИК ИЛЬЯ ГРИГОРЬЕВИЧ | Энциклопедия Всемирная история

Художник, живописец, график, дизайнер, яркий представитель супрематизма, последователь Казимира Малевича.

Родился 26 июня (13 по старому стилю) 1902 года в г. Люцин  в многодетной еврейской семье мелкого торговца и ремесленника. Был младшим из восьми детей. После его рождения семья переехала в Витебск. В 1913 году одиннадцатилетний Чашник вынужден был оставить школу и пошёл работать в оптико-механическую мастерскую, где по 10 часов работал за сверлильными и точильными станками. С 1917 года, когда положение семьи немного улучшилось, он начал посещать витебскую художественную школу  Ю. Пэна, учителя М. Шагала.

В 1918 году Чашник уехал в Москву, где поступил в Государственные свободные художественные мастерские на архитектурное отделение, но вскоре вернулся в Витебск. Там в 1919-1922 годах он учился в Народном художественном училище, сначала у Марка Шагала, затем у Лазаря Лисицкого и Казимира Малевича. Встреча с последним стала судьбоносной: вскоре в творчестве Чашника произошел радикальный поворот в направлении супрематизма, идеологом и лидером которого являлся Малевич. Чашник, наряду с  Н.М. Суетиным, стал верным учеником Малевича, посвятив всю свою короткую, но очень плодотворную творческую жизнь развитию концепции супрематического искусства. В 1920 году Чашник стал членом авангардного художественного объединения УНОВИС («Утвердители нового искусства»), в рамках которого активно занимался изучением и практическим применением новых идей, предлагаемых Малевичем. В 1920-1922 годах вместе с другими уновисцами Чашник принимает участие в оформлении городской среды Витебска к празднованиям годовщин Великой октябрьской революции и первомайским демонстрациям,  создавая авангардно-футуристические вывески, трибуны, трамваи и радикально меняя эстетику провинциального города. Также в 1920-1921 годах Чашник руководил изданием газеты «Уновис. Листок». В 1922 году, параллельно с собственной учебой Илья Чашник  вел курс живописной конструкции в Витебском высшем художественно-практическом институте. Работы этого периода: «Вертикальные оси в движении» (1920), «Проект трибуны» (1920), «Красный квадрат УНОВИС» (1921) и др.

В 1922 году Чашник вместе с группой учеников Малевича переехал за своим наставником в Петроград, где работал над проектами в области технического, промышленного и архитектурного дизайна в Государственном институте художественной культуры (Формально-теоретический отдел, 1923-1926), Институте прикладного и декоративного искусства (Экспериментальная лаборатория, 1925-1926), Государственном институте истории искусства (Комитет художественной промышленности, 1926-1927). В эти годы он помогал Малевичу в разработке его объемных пространственно- супрематических композиций  - «архитектонов», рамки которых позволяли работать с чистой художественной формой, выявлять законы ее строения и воплощать поэтическую идею архитектурных композиций будущего. Кроме того, Чашник занимался супрематической живописью, исследуя проблему черного цвета и его взаимодействия с другими цветами (работы «Супрематизм» (1923), «Супрематическая композиция» (1923) и др.), разрабатывал дизайн обоев, мебели, тканей, орнаменты которых можно охарактеризовать как минималистические, строгие и рационально-лаконичные по форме и цветовым решениям. Лейтмотив его работ - горизонтальные и крестообразные построения.

В 1923 году Чашник был зачислен в штат Государственного фарфорового завода в Петрограде качестве художника-композитора. К тому моменту на заводе над супрематическими формами и росписями посуды уже работали Малевич и Суетин. За  1923-1925 годах Чашник исполнил множество эскизов беспредметно-орнаментальной росписи разнообразных типов посуды.  Фарфор стал для него материалом, в котором он мог наиболее выразительно применить на практике мотивы собственных супрематических концепций. Создавая посуду, Чашник стремился понять законы построения новой для себя формы и ее декоративно-прикладного воплощения. Простые и привычные формы прямоугольника, квадрата, треугольника при переходе на округлые поверхности традиционной посуды приобретали неожиданную выразительность и новую пластическую красоту. После успеха советского авангардного фарфора на международной выставке декоративного искусства в Париже в 1925 году Чашник также работал  над экспортными заказами. В отличие от Малевича, который быстро охладел к фарфору, Чашник и Суетин в большей степени реализовали себя в этой области и быстро признанными мировыми лидерами  этого вида искусства. Фарфоровые произведения Чашника представлены в музее Санкт-Петербургского фарфорового завода, в Русском музее и Государственном Эрмитаже.

В 1927-1928 годах вместе с Суетиным Чашник работал в  качестве художника-полихромиста по раскраске зданий в мастерской Александра Никольского, ища цвет, подходящий новым зданиям, руководствуясь принципами беспредметной живописи.

Илья Чашник, как и многие другие члены УНОВИСа, не подписывал своих работ, сознательно стремясь к анонимности, подчеркивая «средневековый дух единства», царивший в мастерских этого творческого объединения. Чашник принял участие в выставках-отчетах УНОВИСа в  Витебске и Москве (1922-1923), в «Выставке картин петроградских художников всех направлений за  1918—1923 гг.» (1923), Международной выставке декоративного искусства в Париже (1925), выставке «Плакат и реклама после Октября» (1926).

4 марта 1929 году в Ленинграде Илья Чашник скоропостижно скончался от перитонита после перенесенной операции по удалению аппендицита.

Его женой была Цецилия Юрьевна Чашник (урождённая Городнева), их сын - Илья Ильич Чашник был женат на дочери его друга и соратника Н. Суетина - Нине Николаевне Суетиной.

 

w.histrf.ru

Чашник, Илья Григорьевич — википедия фото

Илья Чашник родился в еврейской семье 13 (26) июня 1902 года в Латгалии — в городе Люцине Витебской губернии Российской империи (ныне город Лудза в Латвии). Там же в Латгалии, в Двинске, год спустя родился американский художник-абстракционист Марк Ротко. Из этой же местности происходил актёр Соломон Михоэлс[1]. В Люцине восемью годами раньше Чашника родился писатель Леонид Добычин.

Илья был младшим среди восьми братьев и сестёр[2], и после рождения последнего ребёнка семья переехала в губернский Витебск[3]. В одиннадцатилетнем возрасте Илья был определён учеником в оптико-механическую мастерскую, в которой работал ежедневно по 10-11 часов[4].

С пятнадцати лет, в 1917—1918 годах, Илья Чашник начал по воскресным дням посещать частную Школу рисования и живописи Юделя Пэна, в которой до него учились Эль Лисицкий, Осип Цадкин, Марк Шагал и многие другие, впоследствии выдающиеся художники[4].

В 1918 году шестнадцатилетний Чашник поехал в Москву и записался в архитектурные мастерские во Вторых Государственных свободных художественных мастерских, где преподавал в том числе Казимир Малевич. Но услышав, что в Витебск приехал Марк Шагал, преобразовавший школу своего учителя Пэна в Народную художественную школу, Чашник вернулся в родной город и начал заниматься у Шагала. Летом 1919 года молодой художник был отмечен премией на первой отчётной выставке школы, а одна его картина была рекомендована в школьный музей[5].

В 1919 работал в Витебске в мастерской графики, печати и архитектуры под руководством Л. М. Лисицкого. В Витебск приехала погостить к своим родственникам родившаяся в Витебске, но уехавшая из него ещё в детстве художница Полина Хентова. Вместе с Чашником Хентова начала посещать мастерскую Шагала. Вслед за Хентовой в городе появился безответно в неё влюблённый Лазарь Лисицкий, которому Шагал предложил возглавить в училище мастерскую графики, печати и архитектуры. Чашник, уже делавший попытку связать свою судьбу с архитектурой, сразу же перешёл в мастерскую к Лисицкому, но Лисицкого, получившего фундаментальное архитектурное образование в Германии, в это время больше интересовала не архитектура, а современное еврейское искусство[5].

C 1920 — член "УНОВИС"а.

В 1919—1922 участвовал в оформлении городских празднований годовщин Октябрьской революции, в Витебска и в Смоленске. Преподавал в Высшем художественно-практическом институте (бывшая Народная школа).

В 1921—1922 участвовал в выставках в Москве.

В 1922 году закончил институт «по основному научному разделу» и уехал в Петроград.

В 1922—1923 начал заниматься дизайном, проблемами рекламы и плаката.

В 1923 г. принимал участие в проходившей в залах Академии Художеств «Выставке картин петроградских художников всех направлений за 5-летний период деятельности 1918—1923».[6]

С 1923 — научный сотрудник ГИНХУКа. Оставался в ГИНХУКе до времени его закрытия.

В 1925 был зачислен в Декоративный институт в должности научного сотрудника, в лаборатории где вместе с ним работали К. С. Малевича, К. И. Рождественский, Н. М. Суетин. Работал в Декоративном институте до декабря 1926 года, когда институт был закрыт.

В ноябре-декабре 1926 участвовал в выставке в Доме Печати «Плакат и реклама после Октября».

В 1923—1926 работал с Комитетом художественной промышленности ГИИИ. Разрабатывал супрематические орнаменты для текстиля и обоев.

В 1927—1928 эскизы Чашника легли в основу проведённых позднее, работ по окраске зданий Ленинграда, спроектированных в архитектурной бригаде (мастерской) А. С. Никольского (1927—1928).

  Илья Чашник в гробу

Активно экспериментировал в сфере архитектуры, взяв за основу «архитектоны» К. С. Малевича — гипсовые модели беспредметной архитектуры. Развивал их аскетически-лаконичную, но в то же время комбинаторную пластику в графических эскизах и трехмерных моделях. В 1926 создал свой собственный архитектон, в принципе — не отличный от архитектонов Малевича, в основе являвший собой крест с наложенным поверх него кругом.

Работал в Губполитпросвете, ответственным руководителем мастерской ИЗО.[7]

Умер в Ленинграде 4 марта 1929, в возрасте 26 лет, от перитонита[8]. Его соратниками на могиле Ильи Григорьевича был установлен памятник: белый деревянный куб с чёрным квадратом[9].

Творчество

Илья Чашник развивал идеи своего учителя К. С. Малевича, создавая значительные по объёму беспредметной живописи и графики, строгие по «невесомо-космической» компоновке форм, и считая себя полным единомышленником Малевича.

Разделял, наравне с M. Л. Хидекелем и Н. М. Суетиным, принципы супрематической цветописи, в отличие от других учеников и соратников Малевича, чьи интересы сосредотачивались на живописном реализме (Ермолаева, Юдин, Стерлигов).[6] Согласно методу Малевича, работал по принципу контраста. Ограничивал личную цветовую гамму использованием белого, чёрного, красного и голубого цветов.

Его работы этого времени: Супрематизм, 1923, Третьяковская галерея; Супрематическая композиция, 1923, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид; Композиция, 1925—1926, Музей Людвига, Кёльн.

Исследователи отмечают в творчестве художника «чрезвычайно динамическую концепцию жизни форм.. вобравших в себя смысл самого живописного поля».[10]

Обладая аналитическим складом ума, занимался философией и теорией живописи. Художник определял беспредметную живопись «как высшее состояние сознания», «культуру магнитных сил, динамического возбуждения, ритма». « Супрематизм — мироощущение беспредметных, природных и космических сложений».[3]

Работа на ГФЗ

В течение одного года, с 1923 по 1924, работал (вместе с Н. М. Суетиным) на Государственном фарфоровым заводе, «в качестве художника-композитора по исследованию и выработке художественных образцов композиционных форм».[7]

В период с 1923 по 1924 исполнил несколько проектов росписи чашек и сервизов.

Использовал для росписи композиции собственных живописных и графических работ. Расписывал также фарфор по моделям Малевича (супрематическая роспись на «получашке»). В росписи фарфора художник предпочитал другим чёрный цвет, крупные элементы его супрематических рисунков отличались резкой броскостью, а композиции замыкались широкими чёрными лентами по краям предметов.[11]

Семья

  • Жена — Цецилия Юрьевна Чашник (урождённая Городнева)[12].

org-wikipediya.ru

ЧАШНИК Илья Григорьевич

Семья, в которой Чашник был младшим из восьми братьев и сестёр, переехала в Витебск. В одиннадцать лет его определили учеником в оптико-механическую мастерскую. По воскресным дням начал посещать мастерскую Ю.М.Пэна.

В 1918 уехал в Москву, записался во II ГСХМ, собираясь заниматься архитектурой, но вскоре вернулся в Витебск. Там он становится учеником ВНХУ, созданного М.З.Шагалом.

И.Г.Чашник. Бокал. 1923. Фарфор. Высота 12,3. Музей ЛФЗ

И.Г.Чашник. Рисунок для текстиля. 1925Ц1927. Бумага, акварель. 46,8х34,2. ГРМ

И.Г.Чашник. Супрематизм. 1922Ц1923. Холст, масло. 85х75. ГТГ

И.Г.Чашник. Супрематизм. 1923. Холст, масло. 71х50. ГТГ

И.Г.Чашник. Супрематизм. 1924-1925. Холст, масло. 80х127,5. ГТГ

И.Г.Чашник. Супрематический орнамент. 1925-1926. Бумага, цветная тушь. 46,3х32,9. ГРМ

И.Г.Чашник. Эскиз рекламного плаката.1925. Бумага, тушь, акварель.68,7х56,7. ГРМ

0 / 0

С 28 июня по 20 июля 1919 – первая отчётная выставка студентов ВНХУ. Среди заметных работ – картины и рисунки Чашника. Их планируют взять в музей школы, так и не созданный.

Но с начала сентября Чашник начинает работать в мастерской графики, печати и архитектуры под руководством Л.М.Лисицкого. Стиль его работ резко меняется – он осваивает основы геометрической абстракции. Кубизм, футуризм были для него лишь учебными заданиями. Его интересовала работа с супрематическим пространством.

С начала 1920 Чашник – член Уновиса, где он проявляет заметную активность. Осенью 1920 его выбирают членом Творкома – творческого комитета Уновиса. У него уже есть опыт декоративных в духе супрематизма работ, сделанных к 1 мая 1920. Но в проекте трибуны для Красной площади в Смоленске он предлагает новое конструктивное решение – трибуну-знак. Классическая точность пропорций, красота силуэта, выразительная сдержанность цвета. Лисицкий как руководитель мастерской понял особенное новаторское значение этого простого проекта. В 1924 на основе трибуны Чашника он создал «Трибуну Ленина», уже не в супремо-конструктивном, а в динамичном агитационном стиле. В его редакции «Трибуна» стала классическим образцом новой художественной культуры ХХ века. В альбоме «Kunstismen», который Лисицкий и Ханс Арп издали в 1925, этот новый проект был подписан «Уновис. Ателье Лисицкого».

Лисицкий уезжает в Москву, но его студенты проявляют невероятную активность. Новые работы показывают на выставке «Революция и искусство». Геометризм выступает в лаконичной элементарной форме, через искусство лежит путь в новую архитектуру – цвет сводится к монохромности. Чёрное и белое рассматриваются как потенциальные хранители пластической энергии. Каждая отдельная работа – момент из жизни бесконечного беспредметного мира.

В 1922 вместе с рядом других уновисцев Чашник отправляется в Петроград. Они безуспешно пытаются стать студентами АХ. В декабре 1922 Н.Н.Пунин приглашает Чашника, Н.М.Суетина и К.С.Малевича сделать ряд супрематических проектов для ГФЗ.

1923 стал самым необычным в художественной биографии Чашника. Его живопись – одно из заметных явлений в истории уновизма. Он пишет супрематические знаки. Они по-своему монументальны в своей простоте, предвосхищающей поиски минимализма.

Позднее живопись Чашника меняет свой характер. Картина, проект картины как части универсального беспредметного пространства, имеет другое цветовое решение. Теперь художника интересуют сложные тональные отношения, хотя часто картина остаётся на уровне декоративного эскиза.

С 1 марта 1923 Чашник – работник ГФЗ. Супрематические росписи вместе с Суетиным он делал и для «Новгубфарфора» – в 1926 в Ленинграде была устроена выставка изделий и эскизов к ним. В том же 1923 (с начала февраля) Чашник становится сотрудником формально-теоретического отделения МХК, затем Гинхука. Особенно активен Чашник в Декоративном институте, где он сделал десятки архитектурных эскизов.

Чашник берётся в силу жизненных обстоятельств за самые разные работы. Он – инструктор в рабочих клубах (1924–1928), в 1927 (до марта 1929) – в Комитете художественной промышленности Изо ГИИИ. В 1927–1928 вместе с Суетиным работает как художник-полихромист по раскраске современных домов, спроектированных в архитектурной мастерской А.С.Никольского.

Работы Чашника показывались на всех отчётных выставках Уновиса в Витебске и Москве, выставках Гинхука, а также на многих показах фарфора на различных ярмарках и выставках.

Первая персональная выставка состоялась в Дюссельдорфе и Берлине в 1978, в 1979–1980 – в Нью-Йорке, в галерее Леонарда Хаттона. Работы Чашника были представлены на всех выставках произведений авангарда из коллекции Г.Д.Костаки и на главных выставках русского авангарда во многих странах.

Работы художника имеются в ГРМ, ГТГ, Музее Людвига в Кёльне и во многих других собраниях.

rusavangard.ru

ЧАШНИК Илья Григорьевич – Галерея произведений (132 изображения). - Страница 4 из 7

admin 27.11.2012 Галерея, Новости 4,678 Показы

Открыть доступ 61. Чашник Илья "Супрематическая композиция" Около 1924 Бумага, гуашь, графитный карандаш, тушь, акварель 24,8х17,1 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 61. Чашник Илья «Супрематическая композиция» Около 1924 Бумага, гуашь, графитный карандаш, тушь, акварель 24,8х17,1 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 62. Чашник Илья "Супрематическая композиция" 1924-1925 Бумага, тушь, акварель 31,3х23,8 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 62. Чашник Илья «Супрематическая композиция» 1924-1925 Бумага, тушь, акварель 31,3х23,8 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 63. Чашник Илья "Композиция с красной полосой" 1923-1924 Бумага, тушь, гуашь 19х19 Частное собрание 63. Чашник Илья «Композиция с красной полосой» 1923-1924 Бумага, тушь, гуашь 19х19 Частное собрание 64. Чашник Илья "Композиция" 1925-1926 Бумага, тушь 47,3х32,9 Государственный Русский музей 64. Чашник Илья «Композиция» 1925-1926 Бумага, тушь 47,3х32,9 Государственный Русский музей 65. Чашник Илья "Декоративный эскиз" 1925-1926 Бумага, гуашь, тушь 12,5х30,7 Частное собрание 65. Чашник Илья «Декоративный эскиз» 1925-1926 Бумага, гуашь, тушь 12,5х30,7 Частное собрание 66. Чашник Илья "Композиция" 1926 Холст, масло 170х76,5 Частное собрание 66. Чашник Илья «Композиция» 1926 Холст, масло 170х76,5 Частное собрание 67. Чашник Илья "Композиция" 1925-1926 Холст, масло 81,5х87 Собрание Э.Швиттерса, Норвегия 67. Чашник Илья «Композиция» 1925-1926 Холст, масло 81,5х87 Собрание Э.Швиттерса, Норвегия 68. Чашник Илья "Композиция" 1924-1925 Холст, масло 74х63 Частное собрание 68. Чашник Илья «Композиция» 1924-1925 Холст, масло 74х63 Частное собрание 69. Чашник Илья "Композиция" 1925-1926 Холст, масло 85,5х74,5 Музей Людвига, Кельн 69. Чашник Илья «Композиция» 1925-1926 Холст, масло 85,5х74,5 Музей Людвига, Кельн 70. Чашник Илья "Композиция" 1926-1927 Холст, масло 49,1х32,3 Частное собрание 70. Чашник Илья «Композиция» 1926-1927 Холст, масло 49,1х32,3 Частное собрание 71. Чашник Илья "Супрематическая композиция" 1925-1926 Холст, масло 70,5х50,9 Собрание Э.Швиттерса, Норвегия 71. Чашник Илья «Супрематическая композиция» 1925-1926 Холст, масло 70,5х50,9 Собрание Э.Швиттерса, Норвегия 72. Чашник Илья "Супрематический рельеф N II" 1926 Раскрашенное дерево и стекло 82,8х62,3 Тиссен-Борнемис Собрание 72. Чашник Илья «Супрематический рельеф N II» 1926 Раскрашенное дерево и стекло 82,8х62,3 Тиссен-Борнемис Собрание 73. Чашник Илья "Декоративный эскиз" 1925 Бумага, тушь, графитный карандаш 26,5х18,2 Частное собрание 73. Чашник Илья «Декоративный эскиз» 1925 Бумага, тушь, графитный карандаш 26,5х18,2 Частное собрание 74. Чашник Илья "Декоративный эскиз" Около 1925 Бумага, гуашь, тушь, графитный карандаш 30,9х20,3 Частное собрание 74. Чашник Илья «Декоративный эскиз» Около 1925 Бумага, гуашь, тушь, графитный карандаш 30,9х20,3 Частное собрание 75. Чашник Илья "Эскиз обложки для книги М.Горького "Владимир Ленин" 1924 Бумага, гуашь, тушь 29,4х22,8 Центр Джулиано Гонсалес, Валенсия 75. Чашник Илья «Эскиз обложки для книги М.Горького «Владимир Ленин» 1924 Бумага, гуашь, тушь 29,4х22,8 Центр Джулиано Гонсалес, Валенсия 76. Чашник Илья "Эскиз обложки для книги М.Горького "Владимир Ленин" 1924 Бумага, акварель, графитный карандаш 25,2х16,5 Галерея Гмуржинска, Кельн 76. Чашник Илья «Эскиз обложки для книги М.Горького «Владимир Ленин» 1924 Бумага, акварель, графитный карандаш 25,2х16,5 Галерея Гмуржинска, Кельн 77. Чашник Илья "Эскиз обложки киножурнала А.Р.К. Москва N5" 1925 Бумага, тушь, графитный карандаш 12,2х8,8 Галерея Гмуржинска, Кельн 77. Чашник Илья «Эскиз обложки киножурнала А.Р.К. Москва N5» 1925 Бумага, тушь, графитный карандаш 12,2х8,8 Галерея Гмуржинска, Кельн 78. Чашник Илья "Эскиз рекламы газеты "Кино" 1925 Бумага, тушь, графитный карандаш 8х11,6 Частное собрание 78. Чашник Илья «Эскиз рекламы газеты «Кино» 1925 Бумага, тушь, графитный карандаш 8х11,6 Частное собрание 79. Чашник Илья "Эскиз рекламного стенда" 1925-1926 Бумага, гуашь 24х16,5 Частное собрание 79. Чашник Илья «Эскиз рекламного стенда» 1925-1926 Бумага, гуашь 24х16,5 Частное собрание 80. Чашник Илья "Эскиз рекламы" 1925 Бумага, тушь, гуашь, графитный карандаш 18х24,3 Частное собрание 80. Чашник Илья «Эскиз рекламы» 1925 Бумага, тушь, гуашь, графитный карандаш 18х24,3 Частное собрание Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Check Also

«Я Начало всего… Черный квадрат — зародыш всех возможностей»…

cultobzor.ru

ЧАШНИК Илья Григорьевич – Галерея произведений (132 изображения). - Страница 2 из 7

admin 27.11.2012 Галерея, Новости 4,679 Показы

Открыть доступ 21. Чашник Илья "Эскиз рельефа" 1922-1923 Бумага, тушь, графитный карандаш 14,5х11,3 Галерея Гмуржинска, Кельн 21. Чашник Илья «Эскиз рельефа» 1922-1923 Бумага, тушь, графитный карандаш 14,5х11,3 Галерея Гмуржинска, Кельн 22. Чашник Илья "Эскиз к рельефу" 1922-1923 Бумага, тушь, графитный карандаш 14,4х10,5 Галерея Гмуржинска, Кельн 22. Чашник Илья «Эскиз к рельефу» 1922-1923 Бумага, тушь, графитный карандаш 14,4х10,5 Галерея Гмуржинска, Кельн 23. Чашник Илья "Супрематический рельеф" 1922-1923 Дерево, масло 111,8х111,8х7 Музей Людвига, Кельн 23. Чашник Илья «Супрематический рельеф» 1922-1923 Дерево, масло 111,8х111,8х7 Музей Людвига, Кельн 24. Чашник Илья "Супрематический рельеф" 1922-1923 Картон, стекло 16,5х13 Галерея Гмуржинска, Кельн 24. Чашник Илья «Супрематический рельеф» 1922-1923 Картон, стекло 16,5х13 Галерея Гмуржинска, Кельн 25. Чашник Илья "Супрематический рельеф" 1922-1923 Картон, бумага, тушь 11,3х18,5 Частное собрание 25. Чашник Илья «Супрематический рельеф» 1922-1923 Картон, бумага, тушь 11,3х18,5 Частное собрание 26. Чашник Илья "Супрематическая композиция" 1923 Холст, масло 183,5х112 Тиссен-Борнемис Собрание 26. Чашник Илья «Супрематическая композиция» 1923 Холст, масло 183,5х112 Тиссен-Борнемис Собрание 27. Чашник Илья "Супрематизм" 1924-1926 Холст, масло 80х127,5 Государственная Третьяковская галерея 27. Чашник Илья «Супрематизм» 1924-1926 Холст, масло 80х127,5 Государственная Третьяковская галерея 28. Чашник Илья "Супрематизм" 1922-1923 Холст, масло 85х57,5 Государственная Третьяковская галерея 28. Чашник Илья «Супрематизм» 1922-1923 Холст, масло 85х57,5 Государственная Третьяковская галерея 29. Чашник Илья "Супрематизм" 1923 Холст, масло 71х50 Государственная Третьяковская галерея 29. Чашник Илья «Супрематизм» 1923 Холст, масло 71х50 Государственная Третьяковская галерея 30. Чашник Илья "Супрематический крест" 1923 Холст, масло 133,2х133,4 Частное собрание 30. Чашник Илья «Супрематический крест» 1923 Холст, масло 133,2х133,4 Частное собрание 31. Чашник Илья "Эскиз росписи фарфора" 1923 Бумага, тушь, графитный карандаш 17,4х20 Частное собрание 31. Чашник Илья «Эскиз росписи фарфора» 1923 Бумага, тушь, графитный карандаш 17,4х20 Частное собрание 32. Чашник Илья "Эскиз росписи фарфора" 1923 Бумага, тушь, графитный карандаш Диаметр 8,2 Частное собрание 32. Чашник Илья «Эскиз росписи фарфора» 1923 Бумага, тушь, графитный карандаш Диаметр 8,2 Частное собрание 33. Чашник Илья "Эскиз росписи фарфора" 1923 Бумага, тушь, графитный карандаш 8,7х13,2 Государственный Русский музей 33. Чашник Илья «Эскиз росписи фарфора» 1923 Бумага, тушь, графитный карандаш 8,7х13,2 Государственный Русский музей 34. Чашник Илья "Эскиз росписи фарфора" 1923 Бумага, тушь, графитный карандаш 12,8х9 Частное собрание 34. Чашник Илья «Эскиз росписи фарфора» 1923 Бумага, тушь, графитный карандаш 12,8х9 Частное собрание 35. Чашник Илья "Эскиз росписи фарфора" 1923 Бумага, тушь, графитный карандаш 26,8х17,5 Государственный Русский музей 35. Чашник Илья «Эскиз росписи фарфора» 1923 Бумага, тушь, графитный карандаш 26,8х17,5 Государственный Русский музей 36. Чашник Илья "Эскиз росписи фарфора" 1923 Бумага, тушь, графитный карандаш 16,4х15,2 Государственный Русский музей 36. Чашник Илья «Эскиз росписи фарфора» 1923 Бумага, тушь, графитный карандаш 16,4х15,2 Государственный Русский музей 37.. Чашник Илья "Эскиз супрематической росписи для фарфора" 1923 Бумага, графитный карандаш, тушь, акварель 22,5х25,2 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 37.. Чашник Илья «Эскиз супрематической росписи для фарфора» 1923 Бумага, графитный карандаш, тушь, акварель 22,5х25,2 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 38. Чашник Илья "Эскиз супрематической росписи для фарфора" 1923 Бумага, графитный карандаш, тушь, акварель 23,2х32,3 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 38. Чашник Илья «Эскиз супрематической росписи для фарфора» 1923 Бумага, графитный карандаш, тушь, акварель 23,2х32,3 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 39. Чашник Илья "Эскиз супрематической росписи для фарфора" 1923 Бумага, графитный карандаш, тушь, акварель, гуашь 15,8х16 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 39. Чашник Илья «Эскиз супрематической росписи для фарфора» 1923 Бумага, графитный карандаш, тушь, акварель, гуашь 15,8х16 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 40. Чашник Илья "Эскиз супрематической росписи для фарфора" 1923 Бумага, графитный карандаш, тушь, акварель 33,4х24,4 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн 40. Чашник Илья «Эскиз супрематической росписи для фарфора» 1923 Бумага, графитный карандаш, тушь, акварель 33,4х24,4 Коллекция Sepherot Foundation, Лихтенштейн Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Check Also

«Я Начало всего… Черный квадрат — зародыш всех возможностей»…

cultobzor.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта